Профессиональная подготовка педагога к формированию субъектной позиции школьника в системе гуманистического воспитания
Диссертация
Субъектная проблематика последних двух десятилетий пополнилась работами: К.А.Абульхановой-Славской (жизнедеятельность личности), А. В. Брушлинского (индивидуальный и групповой (совокупный) субъект), М. И. Воловиковой (личность как субъект становления нравственного и правового сознания), В. В. Знакова (субъект-объектные и субъект-субъектные типы высказываний в межличностном общении), И. В… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Субъектная позиция человека в контексте гуманистической культуры
- 1. 1. Субъектная позиция человека как социально — психологический феномен
- 1. 2. Становление субъектной позиции человека в процессе воспитания
- 1. 3. Профессиональная готовность педагога к формированию субъектной позиции как личностного качества школьника
- 1. 4. Характеристика процесса готовности педагога к формированию субъектной позиции школьника
- Глава 2. Методика профессиональной подготовки педагога к формированию субъектной позиции школьника
- 2. 1. Программное оснащение профессиональной подготовки педагога к формированию субъектной позиции школьника
- 2. 2. Методы организации учебных занятий по профессиональной подготовке педагога к формированию субъектной позиции школьника
- 2. 3. Динамика профессиональной готовности педагога к формированию субъектной позиции школьника
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для педагогических специальностей высших педагогических заведений. М., 1990 — 141с.
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности. Москва-Воронеж. 1999, 224с. С. 198−199.
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
- Авдеева Н.Н. Развитие образа самого себя у младенца. М., 1982.
- Агапов B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М., 1999.
- Аксенова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки. Автореф. дис. .д-рапед. наук. М., 19 998.
- Аксенова Г. И. Студент как субъект образовательного процесса. Монография. 156с.
- Амонашвили Ш. А. Лично-гуманные основы педагогического процесса. Минск, 1990.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
- Ю.Амосов Н. М. Книга о счастье и несчастье. М., 1984.
- П.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
- Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969, т.1,ч.2,с.827.
- М.Артамонова Е. И. Развитие духовной культуры учителя. М., 2000.
- Артамонова Е.И. Развитие духовной культуры учителя: теория и методика. М., 2000.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. 368с.
- Архангельский С.И. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1979.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Н., 1990 370с.
- Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 363.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как его создать. М., 1991.- 176с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., 1989.-280с. С.44−45.
- Беляев В.И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000, 224с.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993, с. 55.
- Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994, с. 102 103.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, с. 10.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М., 1986. 422с.
- Богуславский М.В. 20 век Российского образования. М., 2002, 319с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.
- Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.- 134с.
- Бодалев А.А. Субъективные условия реализации смысла жизни выдающимися людьми. //Субъект действия, взаимодействия, познания. М., 2000, с. 101−108.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. -464с.
- Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. М., 1997,160 с.
- Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. //Психологический журнал, 1991, № 6. С. 6−10.
- Брушлинский А.В. Субъектно деятельностная концепция и теория функциональных систем. //Вопросы психологии, 2002, № 2.
- Буева Л.П. Общественный прогресс и гуманизм. М., 1984.
- Буева Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие. М., 1988.- 63с.
- Введение в психологию. Под ред. А. В. Петровского. М., 1995.
- Выготский Л.С. //Собр. Соч.: В 6 т. М, 1984. Т. 1. 488с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций, М., 1960, 500с.
- Газман О.С., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. 103с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988. -320с.
- Глассер У. Школы без неудачников. М., 1991.
- Гоголев Н.В. Становление профессионального идеала как фактора направленности личности будущего учителя: Автореф. дис. кан. психол. наук, Л., 1985.
- Годфруа Ж. Что такое психология. //Соч.: В 2 т. М., 1992. Т. 1.
- Государев Н.А. Треугольный человек. М., 1991, 270 с.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать. М., 1991.
- Григорьев Д.В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. Пособие. М. Тула, 2002, 43с.
- Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М., 1973, с. 57−59.
- Гуревич П.С. Культурология. М., 1996, 287 с.
- Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации. //Педагогика. 2000. № 10. с. 32−38.
- Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. С. 385, 543.
- Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 428.
- Декабристы в воспоминаниях современников. Сост. проф. В. А. Федоров. М., 1988, 500 с.
- Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога (междисциплинарный подход). //Классный руководитель, 2002, № 5. С. 97−108.
- Демакова И.Д. Функционально деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога. //Классный руководитель, 2002, № 5. -С. 108−124.
- Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М., 1967. 351с.
- Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дис. доктора пед. наук, М., 1983, 356с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.
- Зимняя И.А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания. //Классный руководитель, 2002, № 5. С.70−78.
- Знаков В.В., Павлюченко Е. А. Самосознание субъекта. //Психологический журнал, Т. 23, 2002,№ 1, с. 31−41.68.3инченко В., Моргунов Е. Человек развивающийся: Очерки истории российской психологии. М., 1994.
- Из истории мировой гуманистической мысли. Хрестоматия. М., 1995, 430с.
- Илларионова Л.П. Формирование духовной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования. //Педагогическое образование и наука, 2002, № 3, С. 10−14.
- Ильинков Э.В. Что такое личность? //С чего начинается личность. М., 1984.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный аспект). М., 1984.
- Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988. 222с.
- Исаев И.Ф. Психологические основы формирования профессиональных педагогических умений и навыков будущего учителя. //Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя. Тула, 1989. С. 22−30.
- Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавания высшей школы: Дис. .док. пед. наук, М., 1993.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. М., 1988.-319с.
- Каган М.С. Философская теория ценностей. Санкт-Петербург. 1997.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974, с. 46, 46−47, 53.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., 1995, 108 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. -190с.
- Кант И. Соч. в 5 т., М., 1966, т. 5, с. 469, т. 4, ч. 1, с. 270.
- Э.Кассирер. Что такое человек? //Проблема человека в западной философии.1. М., 1988, с. 118.
- Кевля Ф.И. Прогнозирование личностного развития ребенка в деятельности социального педагога. М. Вологда, 2000,158 с.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. /Сост. В. Н. Кларин, А. Н. Дружинский. М., 1988. 416с.
- Коменский Я.А., Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1982. -Т. 1.
- Кон И. С. Психология старшеклассников. М., 1980.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978, 366.
- Колбановский В.М. Потребности как источник активности. //Материалы межвузовской научной конференции по проблеме психологии воли. Рязань. 1967. С. 12.
- Кондрашова JI.B. Сборник педагогических задач. М., 1987.
- Коротов В. М Введение в общую теорию развития личности. Лекции. М., 1991. 135с.
- Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М., 1977. 64с.
- Краткий психологический словарь хрестоматия. /Под редакцией К. К. Платонова. М., 1997. — 64с.
- Краткий психологический словарь. Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1985, с.10−11.
- Краткий словарь по философии, М., 1970, с. 255.
- Краткий философский словарь. /Под ред. А. П. Алексеева. М., 1998.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е. А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1999, 191 с.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е. А. Воспитание: наука хороших привычек. М., 1996,367 с.
- Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни. М., 1993.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.- 114с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967. -183с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976, 57с.
- Кулюткин Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара, 2002.
- Культура современного урока. /Под ред. Н. Е. Шурковой. М., 2000.
- Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. Под ред. И. Ф. Исаева. Белгород, 1999, 148с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., 1990, 159с.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М. Не только любовь. М., 1992, 188 с.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997.
- Лапин Н.И. Молодой Маркс. М., 1986, 476 с.
- Лебедев А.С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студента педколледжа. Автореф. дисс. канд. пед. наук, М., 2001.
- Леванова Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во вне учебной деятельности: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1995. 31с.
- Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. М., 1964.
- Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М., 1987, 570с.
- Лекторский В.А. Диалектика субъекта и объекта в деятельности и познании// Теория познания в 4 томах том 2 Социально- культурная природа познания М.1991
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997, 365с.
- Леонтьев А.А. Психология смысла. М., 1997.
- Леонтьев А.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. //Вопрос о философии. 1996. № 4. — с. 15.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 173, 179,181.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959, 1972.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
- Лещинский В.М., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми. М., 1995, 239с.
- Линдблад Я. Человек ты, я и первозданный. М., 1991.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995. 282с.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989.
- Личность в мире ценностей. Тезисы докладов. Научно-практическая конференция. Новосибирск, 1994, 66с.
- Ломов Б.Ф. Психологические процессы и общение. //Методические проблемы социальной психологии. М., 1975. 295с.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1981.
- Мажар Н.Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя: Афтореф. дис. докт. пед. наук. М., 1996, 33с.
- Макаренко</span> А.С. //Соч.: В 7 т. М., 1958, Т. 5.
- Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. М., 1956.
- Максакова В.И. Воспитание и развитие индивидуальности младших подростков в коллективе. М., 1975.
- Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2001, 206с.
- Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992, с. 62.
- Мамардашвили М. Необходимость себя. М., 1996. С. 432.
- Мильнер Иринин Я. А. Этика, или Принципы истинной человечности. М, «Наука», 1999, с.215−216.
- Маленкова JI.И. Человековедение. М., 1993.
- Маркс К., Энгельс Ф., Соч., Т.2, с. 47.
- Марксистская этика. Под ред. А. И. Титаренко. М., 1986.
- Марьенко И.С. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. 164с.
- Маковельский А.О. Софисты. Баку, (1940−1941).
- Материалы международной научно-технической конференции «Педагогическое образование для XXI века». М., 1984. 188с.
- Материалы международной научно практической конференции «Педагогическое образование для XXI века». М., 1994, с. 161.
- Д.И.Менделеев в воспоминаниях современников. Сост. А. А. Макареня и И. Н, Филимонова. М., 1969, 221 с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991, 152 с.
- Мищенко А.И. Поведение в педагогической профессии. Новосибирск. 1991.
- Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление: Учебное пособие. М., 1993, 52 с.
- Моносзон Э.М. Основы педагогических знаний. М., 1986, 199с.
- Мудрик А.В. Воспитание в контексте социализации. //Классный руководитель, 2002, № 5. С. 79−82.
- Мудрик А.В. Воспитание старшеклассников. М., 1986.
- Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М., 1990, 190с.
- Мудрик А.В. Самые трудные годы. М., 1990.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.
- Музей В. О. Ключевского (Путеводитель). Пенза, 1993, 22с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995, 356с.
- Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. уч., студентов пед. институтов и работников системы подготовки повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. М., 1990, 301 с.
- Нечкина М.В. Декабристы. М., 1975, с. 27,38.
- Никандорв Н.Д. Воспитание ценностей и подготовка учителя. //Материалы международной научно-практической конференции. «Педагогическое образование для 21 века». М., 1994, с.8−9.
- Новикова Л.И., Куракин А. Т. Коллектив и личность ребенка. М., 1971.
- Обухова Л.Ф. Возрастная педагогика. М., 2000, с. 352.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1973. -848с.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995, с. 99, 343.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.
- Осиновский М., Степанов Н. Способность к принятию себя и другого. //Директор школы. 1998. № 1, с. 63−69.
- Основы педагогического мастерства. /Под ред. И. А. Зязюна./ М., 1989.
- Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой. М., 1998, 125с.
- Перекличка веков. Размышления. Суждения. Высказывания. М., 1990, 444с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 255с.
- Петровский А.В. Общая психология: Учебное пособие для педагогических институтов. М., 1970.
- Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. М., 1996. 326 с.
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. М., 1993.
- Песталоцци. Антология гуманной педагогики. М., 1998.
- Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.
- Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие. М., 1996.
- Платон. Соч. в 3-х т., т.2, с. 52, 53, 362.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. 174с.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996, 159 с.
- Популярная психология. Хрестоматия. М., 1990, 399с.
- Противоречия школьного воспитания: семь проблем семь решений. /Под ред. Н.Е.Щурковой/. М., 1998.
- Психология личности. В 2-х т. Самара, 2000.
- Психология самосознания. Самара, 2000, 670с.
- Профессионально педагогическая культура: сущность, структура, формирование. //Материалы Всероссийской научной конференции 13−15 сентября 1995 г. М., 1996, 129с.
- Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. М., 1993. 49с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. С. Петербург, 2002, 476с.
- Психолого-педагогический словарь. /Под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов-на-Дону. 1998. 544с.
- Реан А.А. Человек как субъект воспитания. //Классный руководитель, 2002, № 5.-С. 83−96.
- Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998, 504с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 2001.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1989, в 2-х т., с. 237 238, т. 1, с. 18, 41, 194, 195, 204, 205, т. 2, с. 188, 241−242.
- Рубинштейн C.JI. Принцип творческой самодеятельности. //Вопросы философии. 1989, № 4, с. 94.
- Рубинштейн C. J1. Бытие и сознание. М., 1957, с. 272−276.
- Рубинштейн C. J1. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
- Рубинштейн C.JI. Избр. философско психол. труды. М., Неука, 1997, с. 438.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы психологии в трудах Маркса" // Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Рубинштейн C.JI. Вопросы психологической теории.//Вопр. псих. 1955. № 1,с.8.
- Рубинштейн C. JI, Избр. философско психол. труды. М., 1997, с. 184.
- Рубинштейн C.JI. Человек и мир. М., 1997, с. 29.
- Селиванов B.C. Педагогические теории. Управление педагогическими системами. Смоленск. 1999, 104с.
- Сидельковский А.П. Теоретические проблемы системного подхода к воспитательным отношениям. //Воспитательные отношения как предмет психолого-педагогического анализа. Ставрополь, 1980.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент, Характер, Личность. М., 1984, 160с.
- Ситаров В.А. Изучение профессиональной активности личности будущего учителя. Некоторые теоретические и практические вопросы. М., 1990.
- Ситаров В.А. Перестройка высшего образования: причины, цели, характер. //Учитель советской школы. М., 1991. С. 23−30.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М., 1997. 336с.206. СПб. 1905. С.72
- Сумерки богов. С. 322−323.
- Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989. С. 201,232, 192.
- Спирин Л.Ф. и др. Основы педагогического анализа. Уч. пособие, Ярославль Кострома, 1985, 85с.
- Сластенин. М., 2000. С. 240, 262.
- Сластенин В.А., Пустовойтов В. В. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования. Методической пособие. М., 2002, 63с.
- Сластенин В.А. Методологическая культура учителя. //Формирование профессиональной культуры учителя. Учебное пособие. Под ред. В. А. Сластенина, М., 1993, с. 7.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976, 160с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. М., 1997. С. 15.
- Сластенин В.А. Педагогическое образование как объект эвристического моделирования. //Учитель советской школы. М., 1991.-С.3−14.
- Сластенин В.А. Педагогическое образование как объект эвристического моделирования.// Учитель советской школы. М., 1991, с.6−7.
- Сластенин В.А., Шиянов Е. Н. Гуманистическая концепция педагогического образования. //Современная высшая школа, 1991, № 4, с. 83−96.
- Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. М., 1993.
- Сластенин В.А. Формирование творческой личности учителя. //Советская педагогика. 1975. № 1.
- Сластенин В.А., Тамарина Н. В. Психологические проблемы подготовки учителя к коллективной педагогической деятельности. //Вопросы психологии. 1986. № 3. — С. 63−70.
- Сластенин В.А. К вопросу о профессиограмме учителя. //Советская педагогика. 1973. № 5. — С. 72−80.
- Сластенин В.А., Шиянов Е. Н. Гуманистическая парадигма педагогического образования. //Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическое образование для XXI века». М., 1994.-С. 47−48.
- Сластенин В.А., Шиянов Е. Н. Гуманистическая концепция педагогического образования.// Современная высшая школа, 1991, № 4, с. 83−96.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000, 413с.
- Словарь иностранных слов. Под ред. Лехина И. В., Петрова Ф. Н., М., 1954, с. 668,488.
- Словарь по этике. /Под ред. Гусейнова А. А., Кон И. С. М., 1989.
- Современный словарь иностранных слов. М., 1992.
- Современный словарь иностранных слов. С. Петербург, 1994, с. 16, 586.
- Современный словарь по психологии /Авт. сост. В.В.Юрчук/. Минск, 2000.
- Современный словарь по педагогике. Минск, 2001, с. 717−718.
- Современная западная философия. Словарь. М., 1991, 404 с.
- Соловейчик С. Педагогика для всех. М., 1987.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр. соч.: В 9 т. М., 1988.-Т.2.
- Степанов Е.Н. Воспитательная система класса. Псков, 1998.
- Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. Псков, 1998.
- Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000, с. 169.
- Субъект действия, взаимодействия, познания. М., 2001, с. 22.
- Субъект и социальная компетенция личности. Под ред.
- A.В.Брушлинского. М., 1995.
- Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера. //Юность. 1968. № 9.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989, с. 478−479.
- Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. Киев, 1996.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Толстой JI.H. Избранные философские произведения. М., 1992−528с.
- Толстой J1.H. В чем моя вера. Тула, 1989.
- Толстой Л.Н. Исповедь. М., 1991, 411с.
- Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания //Педагогика. 1996. № 4. — С. 9−13.
- Третьяков П.И. Практика управления современной школой. М., 1995.
- Третьяков П.И. Школа, которая не убивает личность. //Социализм: теория и практика. 1990. № 3. — С. 22−27.
- Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1988.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960.
- Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990.
- Уроки культуры и этики в школе. М., 1993. 91с.
- Учитель, которого ждут: Из опыта работы Полтавского пединститута им.
- B. Г. Короленко. /Под ред. И. А. Зязюна. М., 1989.
- Учителю о педагогической технике. /Под ред. Л. И. Рувинского. М., 1987. -160с.
- Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. М., 1995.
- Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установок. Тбилиси, 1961.
- Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. //Ушинский. Антология гуманной педагогики. М., 1998. 224с.259. Фейербах Л. Соч., с. 203.
- Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. М., 1985.
- Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования: Сборник научных трудов. /Под ред. В. А. Сластенина. М., 1980.
- Формирование профессиональной культуры педагога. М., 1993, с. 20.
- Фрайер П.Г. Альберт Швейцер. Картина жизни. М., 1982, 227с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 367с.
- Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. /Психология человеческих проблем. Минск. 1998. С. 8−19.
- Френе С. Новая французская школа. /Френе. Антология гуманной педагогики. М., 1997. 224с.
- Френе С. Нравственное и гражданское воспитание. /Френе. Антология гуманной педагогики. М., 1997. 224с.
- Фридман Л.М. Философия воспитания человека будущего. //Классный руководитель. 2001. № 2. — С. 56−77.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
- Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М., 1989 559с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. 270 С.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1990.
- Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
- Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства. М., 1998.
- Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. /Под ред. Ганнелина Ш. И. М., 1974.
- Хорошилова Е.А. Феномен субъективной значимости другого человека. М., 1984.
- Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1987.
- Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1975.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1980.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
- Шемшурина А. И. Этическая грамматика: Методическое пособие для воспитателей классных руководителей. М., 1992.
- Шенфельдер Г. Должны ли дети быть трудными. М., 1982. 96с.
- Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.
- Шилина 3. М. Формирование общественной направленности личности школьника. М., 1977.- 224с.
- Шиянов Е.Н. О гуманизации педагогического образования. //Учитель советской школы. М., 1991. С. 19−23.
- Шрейдер Ю. А. Этика. М., 1998.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995, 759 с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педологического образования. Л., 1973.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя. Л., 1967.
- Щербаков А. И. Рыков Н.А. Научно- педагогическая подготовка учителя биологии. // Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии. Л., 1973, с. 11.
- Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. М., 1994, с 12−14.
- Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000, с. 14, 19, 29.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998.
- Щуркова Н.Е. Философия жизни в школе. М., 1994.
- Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., 2000, с. 111.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М., 2001, 93с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М., 2002.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2001, 220с. С. 173−175.
- Щуркова Н.Е. Свобода как педагогический принцип, или как школьника свести с ума. //Классный руководитель, М., 2001, № 3, с. 32−46.
- Энциклопедический словарь.
- Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. 96с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. М., 1996. 352с.