Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические и методологические аспекты экономической функции права и региональная власть в период становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно ориентировано на системное изучение экономической функции права, на выявление новых форм и методов правового регулирования экономических отношений, определяющее данную диссертационную работу как новое научное направление в отечественной юридической науке. Практическая значимость работы заключается также и в том, что собранный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория экономической функции права
    • 1. 1. Понятие и система функций права
    • 1. 2. Экономическая функция права в системе функций права
    • 1. 3. Отечественные и зарубежные концепции по вопросу о соотношении права и экономики
  • Глава 2. Реализация экономической функции права в период становления и развития рыночных отношений
    • 2. 1. Понятие реализации экономической функции права
    • 2. 2. Формы реализации экономической функции права
    • 2. 3. Право собственности — основная правовая конструкция реализации экономической функции права
  • Глава 3. Региональная экономическая политика и экономическая функция права
    • 3. 1. Особенности взаимодействия права и экономики в Российской Федерации
    • 3. 2. Взаимодействие политики, права и экономики в региональных рыночных системах
    • 3. 3. Экономическая функция права и оптимизация управления субъектами Российской Федерации
    • 3. 4. Соотношение федерального, регионального экономического законодательства и нормативных правовых актов органов местного самоуправления
  • Глава 4. Реализация экономической функции права субъектами Российской Федерации
    • 4. 1. Экономическая система субъектов Российской Федерации
    • 4. 2. Формы реализации экономической функции права субъектами Российской Федерации
    • 4. 3. Хозяйствующие субъекты в региональных рыночных системах

Теоретические и методологические аспекты экономической функции права и региональная власть в период становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие изменения в нашем обществе, связанные с переходом к рыночной экономике, требуют системного анализа целей и задач государственной деятельности. В этой связи особую актуальность приобретают исследования функций права, особенно экономической. Значение вопроса о функциях права определяется тем, что посредством реализации функций права решаются наиболее важные социальные, политические, экономические задачичерез функции права осуществляется целенаправленное воздействие на общественные отношенияв функциях права проявляется его сущность и социальное назначение. Следует обратить особое внимание на то, что проблема исследования экономической функции права настолько неоднозначна, что до сих пор отсутствует четкое определение понятия экономической функции права.

Одной из важнейших задач юридической науки на современном этапе развития Российского государства является выработка научно обоснованных данных, необходимых для обеспечения социальной эффективности правового воздействия посредством научных рекомендаций. Научная обоснованность правового воздействия может быть достигнута при условии всестороннего анализа государственно — правовых и общественно — политических явлений, правильного определения сущности подвергаемых регулированию общественных отношений как на федеральном так и на региональном уровнях, познания глубоких внутренних взаимосвязей, тенденций этих отношений, предвидения социальных результатов экономической функции права. В условиях повышения значения социальных связей, повышения роли всех элементов правового механизма наблюдается процесс их интеграции, взаимосвязи. Этот объективный процесс ставит на повестку дня научные проблемы системного значения, которые охватывает широкий комплекс правовых средств, воздействующих на определенные общественные отношения.

Комплексность рассматриваемой проблемы дает возможность оценивать многообразные направления правового воздействия на экономические отношения в условиях федеративного государства, анализируя творческие особенности каждой отдельной правовой нормы, института или отрасли, и видеть сложные пути воздействия всей системы на общественные отношения.

Проблема функций права, имея комплексный характер, позволяет предотвратить и другую крайность — оторвать правовое регулирование от массового и индивидуального правосознания. Взаимодействие права, экономики и государства приобретает особую значимость в периоды радикальных социально-экономических и общественно-политических преобразований. Об этом свидетельствует опыт так называемых новых индустриальных стран, где переход к рыночной экономике и ее стремительное развитие произошли при самом активном участии и поддержке государства. Фундаментальные преобразования в экономико-правовой сфере Российского государства со всей определенностью ставят вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места органов государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения общества, особенно социально — экономической.

Опыт зарубежных стран, как развитых, так и развивающихся, свидетельствует о том, что успешное развитие экономики зависит от совершенства механизма правового регулирования экономических отношений, а также места и роли права в управлении экономическим процессом. Проблема функций права теснейшим образом связана с социологией права, она занимает важное место в её предмете, так как предметом социологии является социальное место и социальные функции того или иного общественного явления.

В силу этих обстоятельств, представляются актуальными теоретическое исследование проблем экономической функции права, в том числе правового механизма регулирования экономических отношений как на уровне Российской Федерации в целом, так и на региональном уровне, что особенно актуально в процессе становления федеративного государства, и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Диссертант, не претендуя на всесторонность охвата и окончательность выводов, предлагает вниманию собственное видение проблем, связанных с теоретическими и методологическими аспектами реализации экономической функции права, выраженные в потребности в более детальном и углубленном анализе вышеназванной проблемы.

Состояние научной разработанности определяется следующими факторами. При подготовке диссертации широко использована современная отечественная литература о системе функций права, по проблемам сущности экономической функции права, правового воздействия на экономические отношения, закономерностей функционирования и развития права и государства на уровне Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований. Ценным источником служили работы известных ученых юристов и экономистов — С. С. Алексеева, Г. В. Атаманчука, B.C. Афанасьева, С. Н. Братуся,.

A.В.Васильева, Р. Ф. Васильева, А. Б. Венгерова, Н. В. Витрука, А. П. Герасимова,.

B.М. Горшенева, В. Е. Гулиева, O.A. Жидкова, С. Э. Жилинского, Л. И. Загайнова, В. П. Казимирчука, Т. В. Кашаниной, Д. А. Керимова, А. Е. Козлова, М. Н. Кузнецова, О. С. Колбасова, В. Н. Кудрявцева, O.E. Кутафина, В. В. Лазарева,.

B.В. Лаптева, О. Э. Лейста, Р. З. Лившица, Е. А. Лукашевой, Ю. И. Лейбо, Г. В. Мальцева, А .Я. Малыгина, Г. Н. Манова, Л. С. Мамута, М. Г. Масевич, Г. Б. Мирзоева, A.B. Мицкевича, В. П. Мозолина, B.C. Нерсесянца, Т. Н. Нешатаевой, A.C. Пиголкина, C.B. Полениной, Т. Н. Радько, B.C. Репина, В. П. Сальникова,.

C.B. Соловьевой, Е. А. Суханова, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, В. А. Туманова, P.O. Халфиной, В. В. Черникова, Н. В. Черноголовкина, С. А. Чибиряева, Т. М. Шамбы, А. Ф. Шебанова, А. И. Экимова, И. С. Яценко, В. Ф. Яковлева и других.

Были проанализированы и обобщенны идеи выдающихся русских юристов и философов (Н.А.Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Н. Гессен, И. А. Ильин, Б. А. Кистяковский, Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский, П. Е. Михайлов, П. И. Новгородцев, В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, Б. Н. Чичерин,.

Г. Ф.Шершеневич).

Как показывает анализ литературы, исследование экономической функции права, проблемы соотношения права и экономики, роли государства и права в регулировании новых экономических отношений на федеральном и региональных уровнях, связанных с формированием рынка, изучены еще недостаточно.

Отдельные аспекты данной темы, получив определенное освещение в работах указанных авторов, нуждаются в дальнейшем углубленном исследовании. В современных условиях проблемы экономической функции права, ее основных форм реализации рассматриваются преимущество с позиций цивилистического подхода. Поэтому в юридической литературе по-прежнему ощущается недостаток исследований, которые раскрывали бы содержание экономической функции права с общетеоретических позиций, с учетом интересов всего общества.

В какой — то мере дефицит информации в этой области восполняют исследования зарубежных ученых прошлого и настоящего времени, касающиеся проблем места и роли права в процессе правового воздействия на экономику в различных типах государств: Р. Арона, А. Вагнера, Т. Веблена, М. Вебера, Дж. Гелбрейта, Р. А. Даля, Л. Дюги, Дж. Дорна, Дж. Кейнса, Ф. Котлера, Д. Коммонса, Х. Конрода, Х. Ламперта, Г. Д. Манна, А. Маршала, А. Менгера, К. Поппера, А. Смита, Я. Тинберга, А. Токвиля, М. Фридмана, Ф. А. Хайека,.

A.Хоскинга, Л. Эрхарда и др.

При исследовании вопросов национально-правового и международно-правового механизма регулирования экономических отношений были использованы работы таких ученых в области международного публичного права, как: К. А. Бекяшев, И. П. Блищенко, М. М. Богуславский, Г. М. Вельяминов, Г. М. Даниленко, Г. К. Дмитриева, Г. В. Игнатенко, А. И. Йойрыш, Ю. М. Колосов,.

B.И. Кузнецов, М. И. Лазарев, И. И. Лукашук, Ю. Н. Малеев, С. А. Малинин, P.A. Мюллерсон, Т. Н. Нешатаева, В. А. Соколов, Г. И. Тункин, Е. Т. Усенко, H.A. Ушаков, Д. И. Фельдман, C.B. Черниченко и другие.

При написании данной работы использовались также труды зарубежных ученых В. Бейликджана, Р. Давида, Ф. Джессепа, Д. Метзгера, Е. Ноугугу, Б. Уортли, А. Фатуроса, В. Фридмана, Г. Шварценбергера и др.

Как показывает практика, механический перенос зарубежных идей на российскую почву зачастую оказывается губительным. Поэтому необходима разработка такой современной концепции теоретических и методологических аспектов реализации экономической функции права и правовой теории регулирования экономических отношений на федеральном и региональном уровнях, которая отвечала бы требованиям рыночных преобразований в России, с учетом ассиметричности федеративного устройства страны, степени развития в стране демократии.

Объектом исследования являются теоретические и практические аспекты изучения юридической природы и эволюции экономической функции права, нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере экономики.

Предметом диссертационного исследования выступает генезис и развитие экономической функции права как формы отражения общественных отношений в сфере правового воздействия на экономические отношения в Российской Федерации, в регионах страны.

Цель и задачи исследования

диссертант видит в исследовании теоретических и практических вопросов экономической функции права, форм и методов её реализации, формировании демократического правового механизма регулирования экономических отношений в условиях федеративного государства: предмета, методов, способов и системы регулирования, вычленения общего и особенного в системе этого регулирования, обеспечения правовых и экономических гарантий реализации экономической функции права.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют исследования отечественных и зарубежных ученых — юристов, экономистов, политологов, социологов и других специалистов в области теории государства и права, конституционного и гражданского материального и процессуального права, арбитражного — процессуального права.

При анализе темы диссертационного исследования потребовалось применение различных методов: формально — юридического, сравнительного правоведения, социологических методов (анализ документов), системного, сравнительно — исторического, политологического, функционального и других научных методов познания социально-политических явлений, процессов и методов с целью нахождения оптимального соотношения права, государства и экономики в современных условиях формирования и функционирования рыночной экономики.

Комплексность предмета исследования обусловила использование монографий по теории управления, теории систем, философии и социологии права, международному праву и экономике, а также зарубежного и отечественного законодательства и международно — правовых актов в сфере регулирования экономических отношений.

Источниковедческой основой диссертации являются фундаментальные труды отечественных ученых дореволюционного и советского периодовопубликованные за последние десятилетия работы по исследуемым в диссертации проблемампроанализированы Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, Указы Президента России, Постановления Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые актов министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, материалы научно — практических конференций, международные договоры и конвенции, участницей которых является Россия, публикации в периодической печати, экспертные заключения по ряду законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, справочная литература.

Научная новизна диссертации состоит в том, что представленная работа является одной из первых в отечественной юридической науке, в которой при широком использовании категорий общей теории права и государства осуществлена попытка осмысления теоретических и практических аспектов экономической функции права, форм, методов и правовых конструкций её реализации, в частности, правового воздействия на экономические отношения как на уровне Федерации, так и в региональных системах.

Несмотря на очевидную актуальность исследования проблем механизма правового регулирования экономических отношений, в особенности в условиях федеративного государства, можно констатировать недостаточную разработку данной темы в отечественной науке в прошлом и в настоящее время.

Работы отечественных исследователей правоведов и регионоведов, посвященные анализу экономической функции права и правового регулирования экономических отношений, носили, в основном, отраслевой характер. Большинство этих работ содержат исследование проблем частноправового регулирования. Между тем, назрела необходимость в исследовании публично-правового межотраслевого и межсистемного механизма регулирования экономических отношений на основе использования категории экономической функции права и государства, относящихся, в частности, к состоянию правового регулирования, правовой системы в целом, режиму правового регулирования, особенностям правоотношений, правореализации, эффективности правового регулирования, пределам правового регулирования, механизму государственно-правового воздействия на экономические отношения и другим закономерностям его формирования и функционирования.

Вместе с тем, следует отметить, что диссертант стремился, в первую очередь, рассмотреть те вопросы механизма правового воздействия на экономические отношения, которые представляют собой основную его стадиюформирования и общего действия юридических норм, предполагающих тесную взаимосвязь экономических функций права и государства.

В работе предпринята одна из первых в современном отечественном правоведении попыток комплексного рассмотрения общетеоретических проблем данной темыэкономическая функция права и механизм правового воздействия на экономические отношения проанализированы как с позиций общемирового процесса, так и с учетом традиций культурно-исторического развития России.

Исследуются области и пределы правового регулирования экономических отношений. Диссертант рассматривает процесс взаимосвязи и взаимодействия экономической функции права, государства и экономики на примере классических образцов становления и развития рыночных отношений в странах Запада, а также на историческом опыте российского государства. В исследовании обоснована возможность сознательного использования основополагающих идей рыночного либерализма в деятельности социальных и государственных институтов. Автор стремился актуализировать в теоретическом и практическом плане проблемы, связанные с местом и ролью экономической функции права как юридического регулятора экономической системы в современном Российском обществе.

В работе определены основные направления и приоритеты правового воздействия на экономические отношения в Российской Федерации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Сформулировано широкое определение понятия «функция права», включающее в себя:

1) философский аспект категории «функция» ;

2) проявление её имманентных, специфических свойств;

3) направленное воздействие права на общественные отношения;

4) социальное назначение права в обществе;

5) постоянство — как признак, характеризующий стабильность, непрерывность, длительность действия экономической функции права;

6) правовое воздействие и правовое регулирование, как целое и часть, где последнее является одной из форм первого.

Исходя из вышеназванного, функция права определяется как определенная панорама, направление действия права, существенным образом влияющее на формы и методы его реализации, которые предопределяют конкретные пути правового воздействия на возникновение, изменение и прекращение экономикоправовых отношений.

2. Экономическая функция права характеризует место и роль права в регулировании экономических отношений. Современное регулирование экономических отношений вызывает потребность в особом юридическом механизме, оптимально сочетающем публично-правовой и частноправовой аспекты, базирующиеся на специальном правовом режиме, который обеспечивает гарантии прав и законных интересов субъектов права. Правовое регулирование экономических отношений в России показывает, что в современных условиях складывается экономическая функция права, как самостоятельный элемент правового воздействия, характеризующаяся особенностями предмета и метода правового регулирования, а также специального субъектного состава и специального (преференциального) правового режима.

3. Пределы правового регулирования общественных отношений определяются необходимостью учета объективных экономических закономерностей и возможностей оптимального государственно-правового воздействия, обеспечивающего развитие российской и мировой рыночной экономики. При этом не могут игнорироваться общечеловеческие, государственные и частные интересы субъектов экономических правоотношений.

4. Современное состояние проблемы диктует необходимость осуществления единой российской и международной экономической политики государств, основанной на объективных экономических и экологических закономерностях развития производства и потребления материальных и духовных благ.

5. Социально-экономические отношения как одно из проявлений государственных приоритетов и правовое воздействие на них дают основание сомневаться в целесообразности признания применительно к регулированию данного вида отношений приоритета международного права над российским. Приоритет международного права представляется незыблемым и неоспоримым в отношении прав и свобод человека и гражданина, но не в экономической сфере.

6. Экономическая функция права определяется в качестве приоритетной функции современного права как наиболее важной для установления оптимального соотношения в системе право — государство — экономика.

7. Правовое воздействие на экономические отношения как на федеральном уровне, так и в региональных система, является одним из новых направлений формирования региональной политики в Российской Федерации, в частности региональной экономической политики.

8. Соотношение федерального и регионального экономического законодательства, при этом законодательство субъектов Российской Федерации определяется как специфическая часть построения системы российского законодательства.

Выводы, содержащиеся в работе, позволяют получить представление о проблемах и путях совершенствования правового регулирования экономических отношений, о теоретических и практических аспектах реализации экономической функции права, взаимодействия права и экономики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно ориентировано на системное изучение экономической функции права, на выявление новых форм и методов правового регулирования экономических отношений, определяющее данную диссертационную работу как новое научное направление в отечественной юридической науке. Практическая значимость работы заключается также и в том, что собранный в диссертации нормативный материал и выводы данной работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по общей теории права и государства, а также в отраслевых научных работах, связанных с изучением правового регулирования экономических отношений. Кроме того, автором рассмотрены наиболее актуальные вопросы государственной региональной политики на современном этапе развития российской государственности, выработаны предложения по формированию комплексного подхода в решении проблем экономического и политико — правового развития субъектов Российской Федерации.

Рекомендации, изложенные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в процессе реформирования экономических отношений в Российской Федерации как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Научно обоснованные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе внедряются в учебный процесс кафедр правоведения, государственного права, гражданско — правовых дисциплин Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, также могут использоваться в других высших учебных заведениях в преподавании курсов: «Теория права и государства», «Конституционное (государственное) право», «Гражданское право» и др. Отдельные позиции, содержащиеся в работе, могут быть использованы в учебном процессе ВУЗов и других учебных заведений в преподавании курса «Корпоративное право» .

Основные теоретические выводы и практические рекомендации диссертационного исследования были изложены в монографиях и научных публикациях автора общим объемомп.л. (перечень опубликованных работ по теме диссертации приводится в автореферате). Результаты исследования одобрены на заседании кафедр правоведения, государственного права, гражданского права и процесса Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ, отражены в выступлениях автора на «круглых столах» и научно — практических конференциях. Отдельные выводы диссертант использовал при подготовке ряда законопроектов и других нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Хакасия.

Гпава 1. Теория экономической функции права.

Заключение

.

В представленной работе подробно рассмотрена проблематика теоретических и методологических аспектов реализации экономической функции права в период становления и развития рыночных отношений в широком смысле этого явления.

В первой главе диссертационного исследования рассматривается теория экономической функции права как юридической категории.

Функция права — это проявление его важнейших, сущностных свойств. Она характеризует такие свойства права, которые вытекают из его качественной.

508 самостоятельности как социального явления .

Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Функции — это отражение сущности права в общественных отношениях. В то же время, будучи проявлением имманентных свойств сущности, функции не сводятся к ним и не являются простой их проекцией. В то же время необходимо отметить, что понятия функции и сущность права далеко не тождественны.

Функцию права следует рассматривать и как направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как общественного и социального явления. В этом смысле можно констатировать, что функция характеризует конкретное направление воздействия права на общественные отношения. При этом проявление находит именно такое воздействие, которое по — настоящему актуально для общества на конкретном этапе развития последнего.

Комплексное изучение функций права как единой, целостной системы позволяет сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функцийглубже, полнее понять содержание каждой из функций. В процессе изучения того или иного общественного, социального явления необходим комплексный.

Общая теория права и государства. М., Юристъ. 1999. С. 156. системный подход, позволяющий установить причинно — следственную связь между отдельными элементами изучаемого явления.

Функции права тесно связаны между собой, а в отдельных случаях действие одних функций прямо обусловлено другими. Соответственно всестороннее и полное изучение какой — либо конкретной функции права невозможно в отрыве от других, без установления взаимосвязи функций права между собой.

Право и экономика как общественные явления тесно взаимосвязаны, в чем в частности и проявляется экономическая функция права. В работе подробно проанализирована роль права в формировании экономических отношений на разных этапах развития государства, причем в исторически отличных друг от друга социальных системах.

В настоящее время одной из наиболее дискуссионных проблем теории права является его место и роль в регулировании экономических отношений. Выше в исследовании автором рассмотрены теоретические вопросы функции права как юридической категории. В соответствии с обозначенной темой данной работы рассмотрены различные аспекты экономической функции права, множестве её составляющих.

Автором работы было разработано и предложено собственное определение функции права. А именно функция права — это действие права, существенным образом влияющее на формы и методы его реализации, которые предопределяют конкретные пути правового воздействия на процессы возникновения, изменения и прекращения общественных отношений. Исходя из этого, экономическая функция права определяется как характеристика роли права в процессе его воздействия на экономические отношения, субъектов данных отношений.

Следует отметить, что право как самостоятельное явление оказывало существенное влияние на экономические процессы на всех стадиях их развития. Более того, специфичность проявления экономической функции права во взаимодействии права и экономики как самостоятельных институтов заключается в том, что право, посредством создания системы собственно — юридических и социальных норм выступило гарантом важнейших экономических институтов, таких как собственность, свобода предпринимательства и ряда других.

Большое значение для эффективного функционирования рыночного хозяйства имеет правовое обеспечение беспрепятственной реализации его принципов. В качестве важнейших функций правового обеспечения выступают, во-первых, создание соответствующей правовой базы для поддержания основных условий функционирования рыночного хозяйства: экономической свободы и ценовой конкуренцииво-вторых, определение и обеспечение «правил игры» между субъектами рыночных отношений.

Одной важной стороной реализации экономической функции права, как функции правового обеспечения эффективного функционирования рыночного хозяйства, является правовое обеспечении экономической свободы.

Другой важный момент правового обеспечения эффективного функционирования экономики — определение и обеспечение государством, посредством установления правовых предписаний, «правил игры» между субъектами рыночных отношений. Важность данной функции определяется прежде всего тем, что в хозяйственной деятельности принимает участие большое число субъектов, имеющих различные экономические интересы. Поэтому весьма важно, чтобы право, реализуя собственную экономическую функцию права, в различных проявлениях данной юридической категории, приняло четко и ясно сформулированные и выполнимые законы и рамочные условия, регулирующие как отношения между производителями, так и между ними в целом и потребителями. Поэтому «правила игры» должны, с одной стороны, стимулировать предпринимательскую деятельность, с другой — в должной мере учитывать интересы личности и общества в целом, с третьей — способствовать охраны окружающей среды.

Правовое воздействие на экономическую систему современного государства, как на федеральном, так и на региональном уровнях, как одна из форм проявления экономической функции права, как правило, ограничивалось разработкой и введением механизмов и процедур лицензирования, антимонополистических мер, регистрации юридических лиц и определенных параметров финансовой отчетности. Ныне роль права сводится к созданию институтов, основополагающих правил и нормативов, необходимых для эффективного функционирования рыночной среды. Речь идет, например, об управлении кредитными учреждениями, обеспечении частных контрактов, охране частной собственности, патентных и авторских прав и так далее. Цель всех этих и подобных им мер состоит не в вытеснении, а в обеспечении экономической конкуренции.

Если рыночная стихия и рыночные катаклизмы сдерживаются законом, введены в нормативные рамки, в цивилизованном обществе право и экономика не только не антиподы, а, напротив, составляющие единого демократического процесса. Свободное предпринимательство и обмен товарами и услугами, свободная продажа собственного интеллекта и рабочих рук требуют регулирования, но очень осторожного, сдержанного, умеренного. Здесь не годятся жесткие меры отжившей административной системы, диктаторские методы. Границы и способы правового регулирования — вот главная проблема для законодателя, взявшего курс на рыночные отношения.

Рассматривая экономические нормы как правовую категорию, и, соответственно, как одну из основных форм реализации экономической функции права, следует отметить, что их роль и назначение не в том, чтобы предусматривать и регламентировать весь спектр частных случаев, поскольку закон не может и не должен предусматривать все локальные ситуации, которые возникают в практической деятельности хозяйствующих субъектов, а лишь в том, чтобы регламентировать институциональные основы правового регулирования. Они слишком разнообразны и зависят от множества случайных обстоятельств, непредсказуемости мотивов и поступков отдельных индивидов, результатов их деятельности, стихийности рыночных отношений.

Вопросы о соотношении права и экономики были предметом изучения как отечественных так и зарубежных ученых — правоведов, в связи с этим основные отечественные и западные концепции по вопросу о соотношении права и экономики отражены в работе.

Во второй главе автором рассмотрены вопросы реализации экономической функции права в период становления и развития рыночных отношений. При этом проанализированы механизм реализации экономической функции права, формы и методы данного правового явления, а также основные правовые конструкции реализации экономической функции права.

Реализация экономической функции права происходит в процессе взаимодействии права и экономики как двух самостоятельных явлений. Право, устанавливая предписания в сфере экономической деятельности, реализует собственную экономическую функцию. Вопрос о реализации экономической функции права, соотношении права и экономики практически существовал всегда, с тех пор как появилось первое государство и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство. Это один из «вечных» вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.

В данной главе автором проанализирована реализация экономической функции права, посредством государственно-правового воздействия на экономические отношения, как в рамках действующего национального законодательства, так и в формате международного права.

Согласно устоявшемуся мнению, правовое воздействие на экономические процессы воспринимается, с практической стороны, как одно из проявлений функций государственного управления, а в теоретической плоскости — как одно из проявлений экономической функции права. Основной смысл и его содержание заключаются в установлении и обеспечении государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий.

Однако только этим не исчерпывается данная функция права. Она включает в себя также всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих те или иные общественные отношениякоординацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношенийвсестороннюю защиту их законных интересов и правопределение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политикеустановление порядка заключения государственных контрактов (договоров), порядка регистрации, лицензирования и т. п.

Общепризнанными формами и методами реализации экономической функции права в рамках правового воздействия на экономику выступают законы, подзаконные, судебные акты и основные материально — правовые конструкции различных отраслей юридической науки, наиболее значимыми из которых являются договор и право собственности.

Одной из важнейших правовых конструкций реализации экономической функции права был и остается договор509. В договоре экономическая функция права находит своё двоякое проявление, — а именно, экономическая функция права осуществляется как непосредственно через регулирование правомерных действий участников экономических отношений, так и косвенно — путем угрозы наступления санкций или их реализации за совершение нарушений установленного правопорядка, что выражается в закреплении механизма ответственности по договору.

В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры играют важнейшую роль. Можно даже сказать, что именно договоры составляют суть рыночного механизма. Предпринимательская деятельность без них практически невозможна. Они позволяют, во-первых, уловить общественную потребность и ориентируют субъектов экономических отношений на выполнение социально-полезной деятельности. Во-вторых, обеспечивая эквивалентный обмен, договоры способствуют экономической оправданности и рациональности действий контрагентов, сокращению их затрат, а в конечном счете, сохранению ресурсов всей общественной системы. В-третьих, договоры обеспечивают прогресс в.

509 Общая теория права и государства. М. ЮРИСТЪ. 1999. С. 164. обществе тем, что, ориентируясь на удовлетворение запросов потребителей, оперативно учитывая изменения покупательского спроса, они создают условия для конкуренции, соревновательности и достижения более высоких результатов. В-четвертых, договоры позволяют сэкономить силы общества и в законотворческой области, которая является очень сложной и дорогой. Упорядочивая тончайшие взаимоотношения сторон и закрепляя взаимоприемлемые для них решения разнообразных вопросов модернизации производства, внедрения новых достижений в области науки и техники, освоения выпуска новых видов изделий, последовательного улучшения их качества и другие, договоры позволяют законодательным органам снять с себя заботу по всеобъемлющему правовому регулированию и устранению пробелов, которые становятся в том случае неизбежными.

Договор, наравне с деликтами, по праву считается древнейшей правовой конструкцией. Применение договора на протяжении уже нескольких тысяч лет объясняется помимо прочего тем, что речь идет о гибкой правовой форме, в которую могут закрепляться различные по характеру и видам общественные отношения. Основное назначение договора сводится к регулированию в рамках закона поведения субъектов общественных отношений путем указания на пределы их допустимого, возможного и должного поведения и, одновременно, на последствия нарушения соответствующих требований510.

Регулирующая роль договора сближает его с законом и нормативными актами. Вместе с тем, с помощью договора в ряде случаев установлены определенные границы обязательности закона. Условия договора отличаются от правовой нормы главным образом двумя принципиальными особенностями. Первая связана с происхождением правил поведения: договор выражает волю сторон, а правовой акт — волю издавшего его органа. Вторая различает пределы действия того и другого правила поведения: договор непосредственно рассчитан на регулирование поведения только его сторон — для тех, кто не является сторонами, он может создать права, но не обязанностив то же время правовой.

510 Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. М. 1997. С. 6. или иной нормативный акт порождает в принципе общее для всех и каждого правило (любое ограничение круга лиц, на которых распространяется правовой акт, им же определяется). Отмеченные две особенности отличают именно гражданско-правовой договор. В договоре, в котором указанные особенности отсутствуют, имеются в виду различные виды публично-правовых договоров511, -грань, отграничивающая его от нормативного акта, стирается. И все же во всех случаях в публичном договоре в конечном счете определяющее значение имеет воля сторон.

Договор служит идеальной формой активности участников гражданского оборота. Важно подчеркнуть, что, несмотря на изменение его социально-экономического содержания, в ходе истории общества сама по себе конструкция договора как порождение юридической техники остается в своей основе весьма устойчивой. При определении договоров, отдавая дань теории приоритета.

512 закона, Ю. А. Тихомиров указал на то, что закон является отцом договора. Но, продолжая это сравнение, можно отметить, что мать договора — соглашение. Именно соглашение порождает все возможные последствия в договоре, включая применение и нормативных и квазинормативных регуляторов513.

Само назначение договора состоит в том, что он служит самостоятельным основанием возникновения обязательства. Вместе с тем, договорные обязательства иногда действуют параллельно с недоговорными, защищая его, или иным образом обеспечивая его цели.

В диссертационном исследовании рассмотрены такие правовые категории договорного права как понятие и пределы договорной свободы, толкование договоров. При этом анализ договора как одной из основных конструкций реализации экономической функции права проведен с позиций развития юридической мысли и правовой науки. Так, автором подробно рассмотрены взгляды римских юристов и дореволюционных отечественных цивилистов.

511 Таль Л. С. Трудовой договор: Цивилистическое исследование. Ч. II. Ярославль, 1918. С. 4.

512 Тихомиров Ю. А. Договоры в экономике. М.: Экономика, 1993. С. 13.

513 Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. М. 1997. С. 15.

При рассмотрении проблем соотношения права и экономики, в процессе реализации экономической функции права, важное значение имеет институт или категория собственности, которая наравне с договором рассматривается как одна из основных правовых конструкций реализации экономической функции права. Исследованию ее в отечественной и зарубежной научной литературе традиционно уделяется значительное внимание. Главная причина этого состоит в том, что категория собственности имеет огромное значение не только в теоретическом, но и в практическом плане. В системе отношений, возникающих в различных сферах жизни общества, отношения собственности занимают особое положение. Они неизменно доминируют над всеми другими общественными отношениями. Вместе с тем, в повседневной жизни и материальном обращении используется, как правило, понимание собственности не в широком, а в узком смысле слова. Это характерно не только для отечественной теории и практики, но и для зарубежной. Последнее проявляется, в частности, в тех определениях собственности, как принадлежащих лицу или лицам «исключительных прав на землю, здания, различные средства производства, деньги, товары и т. п.», которые бытуют в современной зарубежной литературе 514.

Тем не менее, несмотря на очевидную для всех важность и повышенную значимость категории собственности, до настоящего времени в юридической науке нет единого, общепризнанного определения собственности. Г. Шершеневич по этому поводу замечал: «Наш законодатель определяет право собственности», хотя «такие определения бесполезны в законодательстве». Аналогичная проблема известна и зарубежной науке. Дефиниция статьи 544 французского Гражданского кодекса гласит: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами». В параграфе 903 Германского гражданского уложения сказано: «Собственник вещи может, насколько тому не препятствует закон или права третьих лиц, обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого воздействия на.

514 Dictionary of Sociology and Related Science. Toyova, New Jersey, 1888. P. 238. нее" 515. Японская доктрина определяет право собственности как полное господство над вещью516.

Своими корнями современное понимание и толкование права собственности уходит в древнеримское право. В нем впервые были четко обозначены основные черты и особенности данного, чрезвычайно важного правового института. Для обозначения права собственности в республиканском Риме, как это следует из специальных источников, пользовались термином dominium. Дословно он означал в экономическом плане «собственность», а в правовом — «общее правовое господство лица над материальной вещью». Термин dominium обычно дополнялся словами ex jure Quirtium, то есть по праву квиритов, римских граждан. Этими дополнениями подчеркивался тот факт, что право собственности (главным образом на землю) первоначально принадлежало всему римскому народу, а затем в виде права частной собственности — отдельным римским гражданам. Право квиритской собственности было недоступно для перегринов — чужеземцев, свободных граждан другого государства, праву которого они подчинялись, и не распространялось на провинциальные, лежащие за пределами Рима земли517.

Автором проанализированы отечественные и зарубежные научные взгляды на категорию права собственности. Исследования труды дореволюционных цивилистов. Так, в области юридических отношений, утверждал Д. И. Мейер, право собственности является необходимостью и в гражданском праве занимает.

518 первое место .

Исходя из темы диссертационного исследования, право собственности рассмотрено автором и как экономическая и как правовая категории, в развитии всех трех правомочий, составляющих категорию права собственности: право владения, право пользования и право распоряжения. Однако собственность не.

515 Савельев В. А. Германское гражданское уложение. М.: Изд — во ВЮЗИ, 1983. С. 42 — 43.

516 Сакаэ Вагацума, Тору Ариидзуми. Гражданское право Японии: В 2 кн. Книга первая. М.: Прогресс, 1983. С. 163.

51) Новицкий И. Б. Римское право. М., 1993. С. 11 — 32.

Мейер Д. И. Русское гражданское право. М. 1997. Ч. 2. С. 3. следует понимать упрощенно, в её структуру следует включить и ряд имманентных собственности свойств, — таких как исключительность и абсолютный характер. Исключительность означает, что никакое иное лицо не может иметь на ту же вещь такого же права — права собственности. Собственник всегда исключает всех других от собственности на данную вещь519. Абсолютный характер права собственности означает, что это право защищается в отношении всех иных лиц, которые должны воздерживаться от любых нарушений этого.

520 права. Итак, по мнению автора, договор и право собственности следует рассматривать как основные правовые конструкции реализации экономической функции права.

В третьей главе диссертантом рассмотрены теоретические и практические вопросы реализации экономической функции при формировании государственной региональной экономической политики.

В контексте рассматриваемой тематики, автор, на основе анализа основных научных концепций в сфере регионоведения, а также нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления в сфере экономической деятельности, установил основные направления взаимодействия права и экономики как в Российской Федерации в целом, так и в регионах страны. Базисом исследования явилась обширная эмпирическая база.

В период кардинальных политических, правовых и экономических преобразований, которые мы наблюдаем сегодня в Российской Федерации, наука обязана вырабатывать действенные рекомендации, направленные на повышение эффективности проводимых реформ. В условиях федеративного государства необходимо исследовать не только механизмы реализации экономической функции права, относящиеся к компетенции федерального центра, такие как.

519 Венедиктов A.B. Государственная социалистическая собственность. М., JL, 1948. С. 299.

Райхер В. К. Абсолютные и относительные права (К проблеме деления хозяйственных прав) // Известия экономического факультета Ленинградского политехнического института. Вып. 1 (XXV). Л., 1928. С. 275. правовые конструкции гражданского материального права, но и собственно региональные возможности повышения эффективности правового воздействия на экономические процессы.

Очевидно, что при таком положении вещей беспрецедентно высока роль и значение федерального центра, его ответственность в определении общего направления процессов трансформации, разработке общих рамок и критериев реформ, эффективного механизма согласования действий различных регионов, поддержания единых для всей страны сфер деятельности (энергетической и транспортной систем, национальной безопасности, обороны, внешней политики и т. д.), служащих своего рода скрепами, связующими всю страну в единое целое.

Региональная экономическая политика рассматривается автором как одна из форм реализации экономической функции права регионами России. Вместе с тем, в диссертационном исследовании отмечено, что региональная экономическая политика должна содействовать укреплению государственности в Российской Федерации, формированию общего экономического пространства, установлению общих правовых основ функционирования единого рынка на всей территории страны. В части соотношения федерального, регионального экономического законодательства и компетенции органов местного самоуправления в сфере экономической деятельности автором проанализированы конституционные и иные действующие правовые нормы, принятые всеми тремя уровнями публичной власти.

Реализацию экономической функции права регионами страны не следует понимать упрощенно. Это сложный, комплексный процесс, одной из граней которого является роль и место хозяйствующих субъектов в региональных экономических системах. В этой связи автором подробно рассмотрены наиболее распространенные организационно — правовые формы юридических лицкоммерческих организаций. Диссертантом предпринята попытка рассмотреть четырех основных акторов в региональных экономических системах: домашние хозяйстваюридические лица, как правило коммерческие организациии собственно государство, в лице Российской Федерации, субъектов Российской.

Федерацииа также муниципальных образований, как активно действующих субъектов региональных экономических систем.

Правовой статус коммерческих организаций — субъектов регионального экономического процесса, рассмотрен в динамике изменений российского гражданского законодательства за последнее десятилетие, с начала 90-х годов и до сегодняшнего дня.

Подводя итого предложенного исследования, следует отметить, что в отечественной юридической науке, равно как и в отечественной науке регионоведения отсутствуют фундаментальные исследования как теоретических и методологических аспектов реализации экономической функции права, так и процесса реализации экономической функции права в региональных экономикоправовых системах. Автор выражает надежду на то, что предложенное диссертационное исследование в какой — то мере поможет восполнить данный пробел.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые, правоприменительные акты и иные официально-директивные документы Российской Федерации
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. М.: Кодекс, 1995.-240с
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М.: ИНФРА-М, 1996.-352с.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, Ст. 3824.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, Ст. 3823.
  6. Закон Российской Федерации от 12.12.1991 № 2023−1 (ред. от 23.03.98) «О налоге на операции с ценными бумагами» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 43, Ст. 4041.
  7. Закон Российской Федерации от 22.03.91 № 948−1 (ред. от 06.05.98) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости СНД и ВС РФ, 1991, № 16, Ст. 499.
  8. Закон Российской Федерации от 02.12.1990 № 395−1 (ред. от 08.07.99) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, Ст. 492.
  9. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88 ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 25, Ст. 2343.
  10. Федеральный закон от 08.01.1999 № 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 2, Ст.222
  11. Федеральный закон от 25.02.99 № 40 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 9, Ст. 1097
  12. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39 ФЗ (ред. от 08.07.96) «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, Ст. 1918.
  13. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208 ФЗ (ред. от 24.05.99) «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, Ст. 1.
  14. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14 ФЗ (ред. от 31.12.98) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 7, Ст. 785.
  15. Федеральный закон от 21.07.1997 № 123 ФЗ (ред. от 23.06.99) «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, Ст. 3595.
  16. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, Ст. 3506.
  17. Федеральный закон от 22.02.1999 № 36 ФЗ (ред. от 05.07.99) «О федеральном бюджете на 1999 год» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 9, Ст. 1093.
  18. Федеральный закон от 25.09.1997 № 126 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, Ст. 4464.
  19. Федеральный закон от 24.06.1999 № 119 ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, Ст. 3176.
  20. Федеральный закон от 23.06.1999 № 117 ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, Ст. 3174.
  21. Федеральный закон от 23.06.1999 № 122 ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, Ст. 3179.
  22. Федеральный закон от 05.03.1999 № 10 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 10, Ст. 1163.
  23. Указ президента Российской Федерации от 04.04.1998 № 491 (ред. от 06.01.99) «О первоочередных мерах по государственной поддержке малого предпринимательства» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 15, Ст. 1583.
  24. Указ президента Российской Федерации от 31.07.1995 № 784 «О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров»
  25. Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1995 № 889 (ред. от 02.11.95) «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 36, Ст. 3527.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1996 № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, Ст. 4142.
  27. Указ Президента Российской Федерации от 26.07.1995 № 765 (ред. от 23.02.98) «О дополнительных мерах по повышению инвестиционной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 31, Ст. 3097.
  28. Закон Республики Хакасия «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Хакасия»
  29. Закон Республики Хакасия «О Бюджете развития Республики Хакасия.2. Книги и брошюры.
  30. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М.: Наука, 1991, — 85 с.
  31. С.С. Право: опыт. М.: «Статут», 1999 — 712с.
  32. С.С. Право: азбука, теория, философия /Опыт комплексного исследования/.- М.: «Статут», 1999. 710 с.
  33. С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. М.: ИНФРА-М, 2000 — 176с.
  34. С.С. Теория права. М.: Бек, 1994 — 224с.
  35. С.С. Право на пороге нового тысячелетия /Некоторые тенденции мирового правового развития надежда и драма современной эпохи/. — М.: «Статут», 2000. — 256 с.
  36. Э. История европейского права.- М.: 1994. 1 изд. — 343 с.
  37. М.А. Государство и право в их соотношении. М., 1960.
  38. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности.- М.: Славянский диалог. 1996- 223с.
  39. М. Корпоративное управление на российских предприятиях. М., 2000.
  40. С.Н. Территория государства. (Правовые и геополитические проблемы). М.: МГУ, 1997 — 480с.
  41. В.З. Общая экономическая теория.- Новосибирск: 1998.-528 с.
  42. В.В., Беленький Л. П., Блинов В. В. Корпоративное управление в условиях рынка (на примере финансово-промышленных групп).- М., 1996 -118с.
  43. Г. В. Местное самоуправление. М.: Издательство МГУ, 1996 -352с.
  44. А.Г. Инвестиционное право. М.: Российское право. 1992 — 272 с.
  45. .Ф. Экономическая теория.- М.: «Юрайт». 1999 384 с.
  46. В.В. Власть. Традиции. Управление. М., 1992. — 223 с.
  47. М.И. Договорное право. Общие положения. Кн.1. М.: «Статут», 2000 — 841 с.
  48. С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963 — 159с.
  49. Г. В., Розов Б. С. Интеллектуальная собственность: действительность переходного периода и рыночные перспективы. М.: ИНИЦ, 1998−208с.
  50. Г. В. Рыночное самоуправление малым предпринимательством (зарубежный опыт). М., Экономика, 1991.
  51. A.B. Правовое регулирование экономических отношений. Теория и опыт Российской Федерации. М.: РАГС, 1995 — 206с.
  52. Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. М.:ИНФРА-М, 1997
  53. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Экономическая безопасность: институциальный подход / Монография. М.: Издательство МГУК, 2000, 320с.
  54. А.Б. Право и закон. М., 1997, 400с.
  55. А.Б. Теория государства и права. -М.: Юриспруденция, 2000−528 с.
  56. Т. Нэш. Дж. Внешнеторговая политика: опыт реформ. -М.: ИНФРА-М, 1986 г.
  57. H.A. Японский опыт решения экономических и социально -трудовых проблем. -М.: Экономика, 1998. 255 с.
  58. .В. Отмывание денег: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе». -СПб., 1998.- 40с.
  59. Гегель Г. В. Ф. Философия права. -М.: Мысль, 1990.- 524 с.
  60. Г. В. Проблема взаимодействия федерального центра регионов. М., 1997.
  61. Гражданское право. Словарь-справочник. М., 1996. — 575с.
  62. Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля.- М.: Юриспруденция, 2000.- 192 с.
  63. В.П. Осуществление и защита гражданских прав.- М.: «Статут», 2000−411 с.
  64. A.M. Русское гражданское право: Обзор действующего законодательства и проекта Гражданского Уложения. 2 изд., доп. — СПБ.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1911 -472с.
  65. Н.С., Зенякин В. Е., Крюков В. В. Экономическая безопасность регионов России. М., «Алгоритм», 2000. — 288с.
  66. Р., Жоффе Спинози К. Основные правовые системы современности.- М.: Международные отношения, 1999. — 400 с.
  67. И. Источниковедение: теория, история, методы, источники российской истории. М.: РГГУ. — 2000. — 702с.
  68. И.Я. Право и управление. М., 1981.
  69. В.Е. Интеграция предприятий и экономическое развитие. М.: ЦЭМИ РАН, 1998. 114 с.
  70. Г. Пандекты. Обязательственное право. М., 1900. 490 с.
  71. С.Г. Государство, право, экономика. М., 1970.
  72. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992. -352 с.
  73. Дюги J1. Конституционное право. М., 1908. 697 с.
  74. Дюги J1. Социальное право. Индивидуальное право. Преобразование государства. СПб., 1909. — 80 с.
  75. H.A. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. Монография. Москва-Тула: ТИГИМУС, 1997.- 814с.
  76. И.В. Проблемы правового режима государственного имущества. -М.: Юриспруденция, 2001 304с.
  77. Завадская J1.H. Механизм реализации права.- М.: Наука, 1992 288 с.
  78. Н.Г. Государство и малый бизнес. М.: Наука, 1987.
  79. С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). М.: НОРМА ИНФРА, 1998 — 672 с.
  80. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение. Ростов-на-Дону, 1998−320с.
  81. О.С. Обязательственное право. М.: Госюриздат, 1975 276 с.
  82. В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.
  83. А.И. Основы предпринимательского права. Петроград, 1917.
  84. В.П. Право собственности: пределы и ограничения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000−303 с.
  85. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Пресс-сервис, 1999−351 с.
  86. Г. Чистое учение о праве. М., 1987.
  87. Д.А. Проблемы общей теории права. М.: Современный гуманитарный институт, 2000 84с.
  88. Д.А. Философские проблемы государства и права. Л., 1970.
  89. Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 2-е изд. М.: Аванта+, 2001. — 560с.
  90. С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1912.
  91. П.В. Диалектика, логика, наука. М: Наука, 1973 463 с.
  92. Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898 313 с.
  93. К. «Грязные» деньги что это такое?: Справочник по налоговому законодательству в области «грязных» денег. / Пер. с нем. — М.: Издательство «Дело и сервис», 1998. — 704с.
  94. С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М.: Тип. «Мысль» Н. П. Лиснянского и Ко, 1915 417 с.
  95. Р. Фирма, рынок и право. / Пер. с английского. М.: «Дело ЛТД», 1993 192 с.
  96. A.B. Безопасность предпринимательской деятельности. М.: Финансы и статистика, 1996. — 384с.
  97. В.Н. Связь юридической науки с практикой. М., 1986. — 436с.
  98. В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974.
  99. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1993 -220 с.
  100. Дж. Сочинения. М., 1985. Т. 1−621с.- Т.2−560с.
  101. Ю.И. Банки и финансовый рынок. СПб., 1995 567 с.
  102. И.И. Нормы международного права. М.: Спарк, 1997 322 с.
  103. K.P., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. -М.: Республика, 1992. Т. 1.-399с. Т. 2−400с.
  104. A.B. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юрист, 1999−269 с.
  105. Л.С. Государство в ценностном измерении. М.:Норма, 1998-^48с.
  106. Л.С. Народ в правовом государстве. М.: Норма 1999 160с.
  107. В.М. Правотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации: Вопросы методики. Саратов: СГАП, 2000. — 84с.
  108. B.C. Хозяйственное право. Общие положения. М., 1994 -312с.
  109. A.C., Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства-М., 1998.
  110. В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.
  111. П.Б., Сергеев А. П. Интеллектуальная собственность. М.: Юрист, 2000 — 400с.
  112. Д.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2000 830с.
  113. Г. Б. Юридическая защита предпринимательства в России. М.: «ЮНИТИ» 1997 263с.
  114. В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992.
  115. Ш. Л. О духе законов. М.: Мысль. 1999 672с.
  116. E.H. Переходные процессы в России. М., 1996.
  117. Е.А. Местное самоуправление. М.: ПРИОР, 2001 — 96с.
  118. П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М.: «Лань» 2000 352с.
  119. П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909.
  120. И.В. Региональный уровень экономической безопасности. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. 60с.
  121. .С. Политическая культура и становление демократии в России. -М., 1994−51с.
  122. Л.И. Очерки философии права. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих. 1909- 138с.
  123. B.C. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1971.
  124. A.C. Законотворчество в Российской Федерации. М.: Формула права, 2000 — 608с.
  125. Платон. Государство, М., 1971.
  126. И.А. История римского права. СПб: Изд. Торговый дом Летний сад, 1998 560 с.
  127. А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М.: Республика, 1994 — 159с.
  128. М.Г. Международный договор и международное право в практике Международного коммерческого арбитражного суда. М.: Статут, 1998−212 с.
  129. В.М. Генезис права. M.: NOTA BENE, 2001 — 208с.
  130. А.Я. Компенсационная функция советского гражданского права.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983, с. 96.
  131. П. Экономика. Пер. с англ. -М.: НПО «Алгон». ВНШСИ, 1992- Т. 1.-333с.
  132. A.A. Система правовых основ местного самоуправления. — Воронеж: Академия естественнонаучного и гуманитарного образования, 1999.- 174с.
  133. .М. Экономическая безопасность региона. Вопросы теории и практики. Нижний Новгород. Издательство Нижегородского института экономического развития. — 2001. — 141с.
  134. Ю.А. Правовое положение коммерческой деятельности. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2001 — 368с.
  135. Ю.А. Договоры в экономике. М.: Экономика, 1993 144с.
  136. Толковый юридический словарь для бизнесменоы. М.: Контракт, 1992 -494с.
  137. В.А. Экономическая функция права и роль органов внутренних дел в её реализации. М., 1990.
  138. В.А. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М.: Юристъ, 2000 — 448с.
  139. С.Ю. Правове регулирование финансово-экономического взаимодействия субъекта федерации и местного самоуправления. М.: МОНФ, 1999−88с.
  140. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., Экономика. М.: Дело 2001−900с.
  141. P.O. Цивилизованный рынок: правила игры. М.: ТЕИС, 1993−138с.
  142. В.А. Понятие права и государства. М., 1997 120с.
  143. Ф. Государство и экономика. Власть и бизнес. М., 1999.
  144. В.П. Экономика и право. М.: Экономика, 1990 271с.
  145. В.В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятий. СПб. «АЛЕТЕЙЯ», 1999. 144с.
  146. В.К., Бабаев C.B. Функции современного Российского государства: Учебное пособие. Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия. -2001.- 100с.
  147. A.B. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов.• М. Инфра-М. 1997 — 609с.
  148. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Москва. Ростов н/Д: 2000. 448с.
  149. Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. -М.: Норма, 1997−304с.
  150. Государственное регулирование экономической деятельности. М.: Юристъ, 2000 — 316с. — (Государство и экономика).
  151. Государственный контроль за экономикой. М.: Юристъ, 2000. — 319с. -(Государство и экономика)
  152. В.В. Акционерное общество. / Учебник для вузов / М.: Российское право. 1997 350с.
  153. Е.Г. Экономика для юристов. М.: Флинта, 2001 — 472с.
  154. С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) /Учебник для вузов/ М.: Норма 2000 -661с.
  155. И.А. История государства и права России. /Учебник/ М.: Юристъ -2000 -768с.
  156. В.П. Право собственности в России: Лекция. Волгоград, 1998
  157. Т.В. Корпоративное право. М.: Норма, 1999 802с.
  158. Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки новые подходы. /Учебное пособие/ М.: Юрист. 1999 335с.
  159. Д.А. Законодательная техника / Научно-методическое и учебное пособие /. М.: Норма, 1998 122с.
  160. Л.Л., Дулатбеков Н. О. Экономические преступления (вопросы дифференциации и индивидуальной ответственности и наказания): Учебное пособие /Яросл. Гос. Ун-т. Ярославль, 2001. 159с.
  161. П.М. Технологии регионального правотворческого процесса: Учебное пособие. Краснодар: Институт экономики, права и естественных специальностей КубГУ, 1998. — 120с.
  162. Курс политической экономии. Т.2. М.:Экономика, 1970.
  163. В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 1999 520с.
  164. Н.И., Кисельникова A.A. Региональная политика в странах рыночной экономики. Учеб. Пособие. М.: Экономика, 1998 — 172с.
  165. Л.А. Соотношение международного договора и внутригосударственного закона в гражданском и трудовом праве // Уч. Зап. ВНИИСЗ, 1968, вып. 14, с.223
  166. В.П. Государственное регулирование деятельности коммерческих организаций. М.: Издательский дом «НОВЫЙ ВЕК» 2001, 208с.
  167. A.B., Матузов Н. Теория государства и права. М.: Юристь, 1997 -672с.
  168. A.B. Теория государства и права. М.: Юрист, 2000 304с.
  169. A.C., Новоселова A.C. Основы теории регионального воспроизводства: Тексты лекций. Новосибирск: НГАЭиУ, 1997 — 195с.
  170. Ш. М. Политическая история российского государства. М.:ЮНИТИ, 1997−487с.
  171. B.C. Юриспруденция. М.: Норма, 1998 — 288с.
  172. B.C. История политических и правовых учений. М.: Норма -1999, 736с.
  173. И.Б. Основы римского гражданского права. М.: Зерцало. 2000 -245с.
  174. A.B. Государственная служба: комплексный подход. Учебное пособие. М.: Дело 1999, 440с.
  175. Общая теория права и государства. /Под. ред. В. В. Лазарева / М.: Юристь, 1999−520 с
  176. Общая теория государства и права. /Отв. ред. М.Н. Марченко/ в 2-х Т. М.: Зерцало, 1998. Т.1.-416с., Т.2.-656с.
  177. О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М.: Юристь, 1997−424с.
  178. В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории государства и права. М.: Юрайт, 2001 — 346с.
  179. К. Курс гражданского права. СПб, 1867. 987с.
  180. Т.Н., Толстик В. А. Функции права. Н.- Новгород, 1995.
  181. Т.Н. Методологические вопросы познания функций права. Волгоград, 1974.
  182. М., Пыхова И., Деменев А. Региональная экономика и закономерности ее развития. М., 1985.
  183. Ю.А. Публичное право. М.: Бек, 1995 496с.
  184. В.А. Иерархия российского и международного права / Нижегородская академия МВД РФ. -М.: Юрайт-М, 2001. 128с.
  185. В.В. Региональное экономическое право. М.: Бек, 1999−392с.
  186. Участие государства в коммерческой деятельности. М.: Юристъ, 2001. -384с. — (Государство и экономика)
  187. С.А. Авторский договор. М.: Гардарика, 1996 — 104с.
  188. В.А. Понятие права и государства. М.: Дело, 1997 — 120с.
  189. Экономическая безопасность хозяйственных систем. Учебник. М.: Изд-во РАГС. 446с.
  190. В.А. Основы местного самоуправления: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 1998. — 224с. — (Библиотека «Истоки»).
  191. Публикации в журналах и газетах.
  192. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1996. -№ 11.- с. 145−146.
  193. Н.Г. Правовые и производственные отношения в социалистическом обществе // Вопросы философии. 1957. — № 1.
  194. Апт А.Ф., Кененов A.A. К вопросу об элементах и структуре советского права // Вестник Московского университета. 1973. — № 3. — с.50.
  195. С. Мировой бизнес: эпоха слияния компаний // Рынок ценных бумаг. 1999. — № 4.
  196. A.M. Диалектическая связь категорий общей теории права // Советское государство и право. 1974. — № 1. — с. 13−14.
  197. A.M. О единстве предмета и метода общей теории государства и права // Вестник Московского государственного университета. — 1974. -№ 5. с. 7.
  198. В.И. Местное самоуправление сегодня и завтра // Журнал Российское право. 1997. — № 8. — с. 10−24.
  199. И. Крупнейшее слияние на мировом фармацевтическом рынке // Коммерсант. 1998. — № 98.
  200. В.В. Новые типы гражданского-правовых договоров // Закон.1995. -№ 6.-с.932.
  201. В.В. Гражданский кодекс о договоре // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1995. — № 10. — с. 100.
  202. И.Г. Слияние и поглощение компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 1.
  203. П., Быков П. На излете // Эксперт. 1998. — № 22.
  204. Л. Власть народа: хождение по кругу // РФ. -1995. № 12. — с.24.
  205. П.С. Диалектика правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 1971. — № 1. — с.53.
  206. Г. Буржуазная идеология и социальная стратегия капитализма // Коммунист. 1973. — № 3. — с.39.
  207. В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов (территорий) // Регионология. 1994. — № 2−3. — с.149−156.
  208. Т.А. Правовые формы реализации экономической функции государства // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Выпуск второй. Тольятти. 1998. с.41−74.
  209. Т.А. Государство и право. Пределы вмешательства. // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Выпуск четвертый. Тольятти, 1999. — с. 198−205.
  210. А. Капиталистическая гигантомания // Эксперт. 1997. — № 34.
  211. Н.М. О научном изучении права // Журнал гражданского и уголовного права. 1882. — № 4.- с. 1−29- № 5.- с. 159−194.
  212. А.И. Из истории советского национально-государственного и правового строительства // Правоведение. 1972. — № 6. — с.26.
  213. В.Н. Юридические нормы и фактическое поведение // Советское государство и право. 1980. — № 2. — с. 14.
  214. В.В. Правомерное поведение как объект юридического исследования // Советское государство и право. 1976. — № 10.
  215. В. Его величество бюджет. // РФ. 1995. — № 13. — с.37.
  216. В. Экономика и хозяйственное право // Коммунист. 1975. — № 1. -с.54−62.
  217. С. Слияния и поглощения признак развитой рыночной экономики // Рынок ценных бумаг. — 1998. — № 8.
  218. Я.Ф. Право и формы его проявления // Советское государство и право. 1965. — № 7.
  219. Л.А. Взыскание денежных средств по решению суда // Законодательство. 1998. — № 4. — с.7−8.
  220. В.Т., Камо B.C. Органы территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления // Советское государство и право. 1992. — № 7.
  221. А. Перераспределение собственности в постприватизационной России // Вопросы экономики. 1999. — № 6.
  222. Развитие федеративные отношений в России: проблемы и перспективы // Федерализм. 1997. — № 1. — с. 15.
  223. О. Договор и закон в новом гражданском праве России // Вестник ВАС РФ. -2000. № 2.-с. 137−142.2104.Стратегия реформирования экономики России. Аналитический доклад ИЭ РАН. Вопросы экономики. 1996. № 3. С. 21 22.
  224. К. Публичный договор // Хозяйство и право. 1995. — № 6. — с.З.
  225. Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. — № 2. — с. 18.
  226. И.Е. О воспитательной функции социалистического права // Советское государство и право. 1963. — № 7.
  227. В.Е. Организация формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт // Журнал Российское право 1997. — № 8. — с. 96−105.
  228. В.В. Приватизация государственной и муниципальной собственности субъектов Федерации: региональные программы и практика. // Журнал Российское право 1996. — № 2. — с.38−45.
  229. Диссертации и авторефераты диссертаций.
  230. В.Н. Организационные формы финансового капитала в переходной экономике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Саратов, СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 1995.
  231. П.В. Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1996.
  232. A.C. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1999.
  233. Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2000.
  234. Т.А. Правовые формы реализации экономической функции российского государства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Самара, 2000.
  235. В.П. Ограничение права собственности (гражданско-правовой анализ). Автореферат на соискание ученой степени доктора юридических наук. СПб, 2000.
  236. В.Э. Метод сравнительного правоведения в советской юридической науке. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Д., 1971.
  237. Е.Е. Государственная власть и местное самоуправление в России: опыт историко-правового исследования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук.
  238. A.A. Правовое регулирование рыночных отношений (общетеоретический аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 1994.
  239. Cochren Th. Business in American Life. A History. N.Y., 1972. P. 116.
  240. Davis K.C. Discretionary Justice in Europe and America. Urbana. 1976, p. 203.
  241. Dictionary of Sociology and Related Science. Toyova, New Jersey, 1888. P. 238.
  242. Fander M. The Law Making Process. 1980.
  243. Gierke O. Deutsches Privatrecht 2, 1905. S/ 358, 465.
  244. Gross R. Precendent in English Law, 4th edition, 1990-
  245. Hazard J., Wagner W. Law in the United States in Social and Technological Revolution. 1974.
  246. Hedeman J.W. Sachenrecht des burgerlichen Gesetzbuches, 1924. S. 61 65.
  247. Hughes J. The Governmental Habit. Economic Control from Colonial Times to the Present. N.Y., 1977. P. 40.
  248. Ihering R. Der Zweck im Recht. Leipzig, 1893. S. 519.
Заполнить форму текущей работой