Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое положение объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) по законодательству Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку в России за последнее время произошли серьезные социально-экономические изменения, связанные с реформированием и модернизацией различных сфер экономики, возможно выявить проблему несоответствия некоторых явлений, возникающих на практике, и норм действующего законодательства. Примечательно, что в последние годы особенно ярко проявились проблемы, связанные с правовым статусом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Правовой статус объединения^ юридических лиц (ассоциации и союза) как формы некоммерческих организаций по законодательству Российской Федерации
    • 1. 1. Понятие и виды некоммерческих организаций в Российской Федерации
    • 1. 2. Правовой статус ассоциаций и союзов^ nj^ Законодательству Российской Федерации
    • 1. 3. Сравнительно-правовой анализ ассоциаций и союзов с другими объединениями юридических лиц
  • ГЛАВА 2. Правовое обеспечение деятельности ассоциаций и союзбв
    • 2. 1. Создание ассоциаций и союзов
    • 2. 2. Имущественное обеспечение функционирования ассоциаций и союзов
    • 2. 3. Правовое положение членов ассоциаций и союзов
  • ГЛАВА 3. Правовые особенности деятельности ассоциаций и союзов
    • 3. 1. Правовые аспекты участия ассоциаций и союзов в предпринимательской деятельности
    • 3. 2. Правовое регулирование деятельности ассоциаций и союзах в различных сферах

Правовое положение объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) по законодательству Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что в настоящее время практика деятельности объединений юридических лиц в современных экономических условиях выявляет некотррые недостатки в правовом регулировании их статуса и неэффективность^ряДа правовых норм в данной сфере.

Поскольку в России за последнее время произошли серьезные социально-экономические изменения, связанные с реформированием и модернизацией различных сфер экономики, возможно выявить проблему несоответствия некоторых явлений, возникающих на практике, и норм действующего законодательства. Примечательно, что в последние годы особенно ярко проявились проблемы, связанные с правовым статусом некоммерческих организаций и их местом как субъектов гражданского права в системе юридических лиц. Выявилось несоответствие правовой базы, регулирующей деятельность некоммерческих организаций, требованиям современного гражданского оборота1.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) являются достаточно распространенными формами некоммерческих организаций, способствующих решению ряда вопросов и задач, возникающих у предпринимателей в процессе осуществления ими своей профессиональной деятельности. Однако правовой статус объединений юридических лиц в современной действительности претерпевает ряд существенных изменений и трансформаций, направленных на совершенствование функционирования некоммерческих организаций различных видов.

1 См.: Терновая О. «Третий сектор» в России: 1енденции развития // ЭЖ-Юрист. — 2010. — № 38. — С. 9.

Подобные изменения связаны с принятием Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации2, которая для развития и эффективного функционирования экономики предусматривает дальнейшее детальное развитие гражданского законодательства путем восполнения обнаружившихся в нем пробелов, превращения в общие нормы ряда имеющихся частных правил, пополнения законодательства новыми институтами, уточнения норм, допускающих неоднозначное толкование.

При этом главная роль в реализации таких направлений в Концепции отводится модернизации Гражданского кодекса Российской Федерации, и, прежде всего, его первой части как закона, определяющего предмет и принципы гражданского права и устанавливающего общие и наиболее важные правила гражданско-правового регулирования различных правоотношений.'.

В Концепции развития гражданского законодательства РФ большое внимание уделено как совершенствованию общего законодательства о юридических лицах, включая некоммерческие, так и отдельным видам юридических лиц, в том числе объединениям юридических лиц (ассоциациям и союзам).

Данные обстоятельства обусловлены тем, что в настоящее время в действующем законодательстве достаточно широко сформулировано понятие «объединение юридических лиц», в связи с чем к разновидностям ассоциаций и союзов юридических лиц нередко относят образования, достаточно близкие к ним по своей сущности и целям деятельности, — объединения работодателей и торгово-промышленные палаты. Подобные некоммерческие организации существенным образом сходны с ассоциациями и союзами юридических лиц, что может служить причиной к формированию единой унифицированных.

2 Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 // Вестник ВАС РФ, № 11, ноябрь, 2009 формы объединения юридических лиц, которую необходимо закрепить в ГК РФ.

Кроме того, в ГК РФ в настоящее время предусмотрена возможность создания объединений юридических лиц лишь в одной из двух формассоциации или союза, не устанавливая при этом признаки, по которым можно было бы провести разграничение между этими понятиями, что зачастую формирует вывод об их правовом тождестве.

Одной из правовых проблем также является дискуссионность критерия членства в ассоциациях и союзах, обусловленная тем, что в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» не до конца определено, могут ли входить в ассоциации и союзы только коммерческие либо только некоммерческие организации, или возможен смешанный состав подобных объединений, а также предполагается ли вхождение в состав ассоциаций и союзов индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц наряду с юридическими лицами. ^.

Поскольку цели деятельности и содержание правоспособности объединений коммерческих и некоммерческих юридических лиц существенно отличаются, в случае вхождения их в одно объединение неизбежно возникнет вопрос относительно направлений деятельности и легитимности такой организации.

Следует также отметить, что в настоящее время существует также и проблема соотношения правовых категорий объединений юридических лиц: как ассоциаций и союзов, так и саморегулируемых организаций, занимающих достаточно весомое место в современном регулировании различных направлений предпринимательской деятельности. Помимо этого, саморегулируемые организации могут создавать самостоятельно ассоциации и союзы, что ведет к некоторому смешению существующих понятий.

Исходя из изложенного, возможно констатировать, что в российском правовом поле недостаточно четко и конкретно сформулированы гражданско-правовые нормы в сфере правового регулирования деятельности объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), что достаточно негативно сказывается на деятельности таких объединений, затрудняет достижение поставленных целей и задач, а также порождает споры в правоприменительной практике.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства, а также некоторые правовые проблемы регулирования деятельности объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) по законодательству Российской Федерации, в том числе образовании и сравнительно-правовом анализе различных форм объединений юридических лиц, значимостью данного правового института и ролью некоммерческих организаций в целом в гражданском обороте, предопределили выбор темы и обусловили актуальность и значимость настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. В настоящее время комплексное исследование правового положения объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) на монографическом уровне отсутствует.

Вопросы правового статуса юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций и различных объединений юридических лиц, были предметом исследования большого количества авторов — правоведов в сфере гражданского права, среди которых следует выделить:

— дореволюционных: Ю. С. Гамбаров, H.JI. Дювернуа, Д. И. Мейер, К. П. Победоносцев, И. А. Покровский, В. И. Синайский, Г. Ф. Шершеневич, и др.

— советских: М. М. Агарков, A.B. Бенедиктов, С. Н. Братусь, Д. М. Генкин,.

B.П. Грибанов, И. С. Гуревич, В. А. Дозорцев, О. С. Иоффе, Е. С. Компанеец,.

C.М. Корнеев, O.A. Красавчиков, J1.A. Лунц, И. Б. Новицкий, Э. Г. Полонский, В. К. Райхер, В. А. Тархов, Е. А. Флейшиц, P.O. Халфина и др.

— современных: Т. Е. Абова, Г. Е. Авилов, С. С. Алексеев, Ю. Г. Басин, К. П. Беляев, А. Н. Борисов, М. И. Брагинский, С. Н. Братановский, В. В. Витрянский, С. П. Гришаев, В. А. Ершов, Е. А. Злобина, А. Ю. Кабалкин, А. Н. Кайль, Н. В. Козлова, Н. В. Костенко, П. В. Крашенинников, В. П. Мозолин, О. Н. Садиков, С. А. Степанов, Д. А. Сумской, A.B. Сутягин, Е. А. Суханов, М. Ю. Тихомиров, Ю. К. Толстой, Ю. В. Хлистун, А. Е. Шерстобитов, A.M. Эрделевский, и др.

Отдельным вопросам, связанным с правовыми аспектами деятельности объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) были посвящены работы следующих авторов: О. В. Гутникова, В. П. Емельянцева, В. В. Лысенко, Д. В. Новака, А. И. Орлова, Т. В. Сойфер, O.A. Терновой, Р. В. Уткина, И. Ш. Файзутдинова, O.A. Чернега, и др.

Правовое положение некоммерческих организаций, в том числе объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в Российской Федерации, было объектом исследования диссертационных работ следующих авторов: A.A. Антипова, О. В. Ивковой, В. М. Каменевой, О. П. Кашковского, O.A. Кожевникова, Н. В. Костенко, Е. П. Лихотниковой, В. Н. Сидорова, Е. В. Шаклеиной, и др.

Следует отметить, что, несмотря на большое количество работ по рассматриваемой тематике, вопросы о правовом положении объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) по законодательству Российской Федерации, представляются недостаточно разработанными в современных условиях, что еще раз доказывает значимость и актуальность проводимого диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) по законодательству Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации и иные правовые нормы, регулирующие вопросы правового положения объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе научио-практического анализа отдельных аспектов правового регулирования деятельности объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) по законодательству Российской Федерации, исследовать основные теоретические и практические проблемы применения объединений юридических лиц в их профессиональной деятельности, а также предложить и обосновать пути совершенствования законодательства в этой сфере.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи диссертационного исследования:

1. Охарактеризовать понятие и виды некоммерческих организаций по законодательству Российской Федерации.

2. Определить правовой статус ассоциаций и союзов по законодательству Российской Федерации.

3. Провести сравнительно-правовой анализ ассоциаций и союзов с другими объединениями юридических лиц.

4. Определить правовые особенности создания и прекращения деятельности ассоциаций и союзов.

5. Выявить особенности правового положения членов ассоциаций и союзов, а также имущественное обеспечение их функционирования.

6. Охарактеризовать некоторые направления деятельности ассоциаций и союзов, в том числе предпринимательскую деятельность.

7. Провести анализ функционирования ассоциаций и союзов в некоторых сферах экономики.

8. Выявить правовые проблемы, предложить и обосновать пути совершенствования законодательства в сфере правового регулирования деятельности объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в Российской Федерации.

Методологическая основа диссертационного исследования. С целью получения максимально объективных данных об исследуемом предмете автор базировал свое исследование на общенаучных методах, таких как индукция, дедукция, анализ, синтез.

Кроме того, автором применялись сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-логический, комплексный, диалектический, системного анализа, метод правового моделирования и другие методы.

Теоретическую основу исследования составляют научно-теоретические разработки ученых-правоведов в рассматриваемой сфере. Исследование поставленных задач осуществлялось на основе анализа литературы по вопросам правового обеспечения деятельности объединений юридических лиц по законодательству Российской Федерации, в том числе ассоциаций и союзов.

Положения диссертации соотносятся с мнениями и суждениями известных ученых, специалистов в области исследования правового положения некоммерческих организаций в целом, в том числе объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в Российской Федерации, например, С. П. Гришаева, В. П. Емельянцева, А. И. Орлова, Т. В. Сойфер, Д. А. Сумского, Е. А. Суханова, O.A. Терновой, И. Ш. Файзутдинова, A.M. Эрделевского, и др.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы, в том числе Федеральный закон «О некоммерческих организациях», указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской.

Федерации, нормативные правовые акты различных органов государственной власти, и иные акты, регулирующие объект диссертационного исследования.

Эмпирическую базу исследования составили судебно-арбитражная практика по вопросам исследуемой тематики, а также материалы научно-практических конференций и семинаров, доклады, дискуссии, отражающие точки зрения их участников по различным аспектам в сфере правового регулирования функционирования объедений юридических лиц, в том числе ассоциаций и союзов, создаваемых в различных сферах экономики.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном и многостороннем подходе автора к исследованию правового положения объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в Российской Федерации.

В диссертации предложены авторские понятия ассоциации и союза, которые необходимо закрепить в ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Сделано предложение об унификации гражданского законодательства в сфере установления правового статуса объединений юридических лиц как организационно-правовых форм некоммерческих организаций за счет внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» положений относительно изменения названия «объединение юридических лиц» на «объединение лиц». При этом сформулировано авторское понятие «объединение лиц».

Сформулирован вывод о необходимости внесения изменений в ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст. 121 Гражданского кодекса Российской Федерации об имущественном обеспечении деятельности объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), правовом режиме такого имущества, и ответственности членов ассоциаций и союзов по обязательствам объединения.

Доказана возможность создания ассоциаций и союзов коммерческими и (или) некоммерческими организациями, как в смешанном составе, так и в зависимости от вида юридических лиц. Кроме того, обоснована необходимость законодательного закрепления вхождения в ассоциации и союзы физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с целями и направлениями деятельности ассоциаций и союзов.

Сделано предложение о внесении изменений в ч. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ч. 2 п. 1 ст. 121 Гражданского кодекса Российской Федерации о закреплении возможности занятия ассоциациями и союзами предпринимательской деятельностью.

Научная новизна исследования нашла свое отражение в положениях, выносимых на защиту:

1. В связи с неопределенностью правового положения ассоциаций и союзов по законодательству Российской Федерации, отсутствием данных понятий в нормативных правовых актах, предложено дополнить ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» авторскими определениями следующего содержания:

Ассоциация — основанная на членстве некоммерческая организация, членами которой могут быть коммерческие и (или) некоммерческие организации, осуществляющие профессиональную деятельность в соответствующей сфере и объединенные по принципу однотипности состава участников.

Союз — основанная на членстве некоммерческая организация, членами которой могут быть коммерческие и (или) некоммерческие организации, объединенные в соответствии с конкретной целью и преследующие общие интересы, в том числе связанные с развитием отдельного региона или сферы деятельности.

2. При проведении сравнительно-правового анализа различных видов объединений, в том числе ассоциаций и союзов, выявлено отсутствие единой системы правового регулирования различных форм объединений.

В целях унификации гражданского законодательства в сфере установления правового статуса объединений юридических лиц как организационно-правовых форм некоммерческих организаций и конгломерации отдельных видов юридических лиц, в частности, ассоциаций и союзов, объединений работодателей, торгово-промышленных палат и иных образований, предложено внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» относительно изменения названия «объединение юридических лиц» на «объединение лиц».

3. Предложно авторское определение «объединение лиц», под которым предложено понимать основанную на членстве некоммерческую организаг (ию, членами которой могут быть юридические и физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность в соответствии с целями и направлениями деятельности объединения, создаваемую с целью координации их деятельности в соответствующей сфере, представления и защиты общих интересов, а также для достижения иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Проанализировав имущественное обеспечение функционирования ассоциаций и союзов, в том числе вопросы имущественной принадлежности в ассоциациях и союзах, сделан вывод о необходимости внесения изменений в ст. И Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст. 121 Гражданского кодекса Российской Федерации следующего содержания:

Имущество, переданное ассоциации (союзу) ее членами, а также имущество, приобретенное в ходе деятельности ассоциации (союза) за счет взносов ее членов, целевых и благотворительных взносов и пожертвований, доходов от деятельности ассоциации (союза), а также иных средств, полученных ассогщацией (союзом) по основаниям, не противоречащим законодательству Российской Федерации, является собственностью ассоциации (союза). Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, а ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов".

5. При исследовании понятия объединения юридических лиц (ассоциации и союза), и правового регулирования членства в данных объединениях, выявлена неоднозначность подхода законодателя к возможности одновременного вхождения в ассоциации и союзы коммерческих и некоммерческих организаций.

На основании проведенного анализа доказана возможность объединения в одну ассоциацию или союз различных организаций, вне зависимости от целей их деятельности относительно извлечения прибыли, а именно: коммерческих и некоммерческих, на основании чего предложено внести изменения в п. 1 ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» следующего содержания:

Коммерческие организации и (или) некоммерческие организации в целях координации их деятельности, а такэ/се представления и защиты общих интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями".

6. Выявлено, что в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации членами ассоциаций и союзов признаются только юридические лица. Однако, субъектами профессиональной деятельности, в интересах координации которой создаются ассоциации и союзы, могут быть и физические лица.

Таким образом, сделан вывод о целесообразности вхождения в ассоциации и союзы как юридических лиц, так и физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с целями и направлениями деятельности ассоциаций и союзов. Данные изменения предложено включить в ст. 121 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» за счет внесения соответствующих положений.

7. Исследовав правовые аспекты участия ассоциаций и союзов в предпринимательской деятельности, установлено, что данное участие может быть как прямым — при непосредственном осуществлении предпринимательской деятельности для достижения целей, в соответствии с которыми было создано объединение, так и косвенным — за счет осуществления определенных процедур для координации предпринимательской деятельности членов объединения.

На основании проведенного анализа, предложено внести изменения в ч. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ч. 2 п. 1 ст. 121 Гражданского кодекса Российской Федерации следующего содержания:

Ассоциация (союз) вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей г^елям, для достижения которых создана ассоциация (союз).

Для осуществления предпринимательской деятельности ассоциации (союзы) вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них".

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Теоретическая ценность диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты могут повысить научную разработанность поставленной проблематики и способствовать дальнейшим исследованиям в сфере определения правового статуса объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) по законодательству Российской Федерации, в том числе функционирующих в различных сферах экономики.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для совершенствования законодательства, регулирующего правовые аспекты функционирования объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), а также способствовать принятию нормативных правовых актов, обеспечивающих повышение эффективности функционирования объединений юридических лиц различных сфер экономики Российской Федерации.

Также результаты исследования могут быть использованы при формировании специальных правовых учебных дисциплин и в лекционных материалах по гражданскому и предпринимательскому праву и отдельных спецкурсах.

Апробация результатов исследования. Сформулированные в диссертации положения, выводы и предложения получили апробацию при обсуждении и рецензировании диссертации на заседаниях кафедры частного права юридического факультета Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета.

Основные положения и выводы диссертационной работы нашли свое отражение в опубликованных работах автора, а также обсуждены на научно-практических конференциях.

Научные разработки автора внедрены в учебный процесс юридического факультета Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета при чтении лекционных курсов, проведении семинарских занятий по курсу «Гражданское право», «Российское предпринимательское право».

Структура работы определяется исследуемой тематикой, а также целью и поставленными задачами исследования. Диссертация включает введение, три главы, объединяющие в себе восемь параграфов, заключение, список источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В завершении настоящего диссертационного исследования хотелось бы отметить, что, несмотря на изменяющуюся конъюнктуру рынка, и динамично растущую новую концепцию экономических отношений в Российской Федерации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) продолжают играть значительную роль в координации деятельности различных юридических лиц и способствуют повышению эффективности экономического благосостояния в целом.

В настоящее время в отношении некоммерческих организаций действует большое количество нормативных правовых актов различного уровня и значимости, среди которых наибольший вес имеет часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях», однако на комплексном уровне, в едином нормативном правовом акте правовой статус ассоциаций и союзов не закреплен, что вызывает массу вопросов и возникновение коллизий.

Объединение юридических лиц (ассоциация и союз) является весьма распространенной в имущественном обороте формой некоммерческого юридического лица, позволяющей обеспечить многообразные интересы своих членов. Однако практика деятельности объединений в современных условиях выявляет некоторые недостатки в правовом регулировании их статуса и неэффективность ряда гражданско-правовых норм.

Устранению такой ситуации во многом должны способствовать разработка Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, осуществленная во исполнение Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», и подготовка на ее основе проекта федерального закона о внесении изменений в ГК РФ.

Действительно, данная Концепция направлена на упорядочение статуса некоммерческих организаций как юридических лиц, участвующих в гражданских правоотношениях, сокращение количества нормативных правовых актов, регулирующих те или иные правоотношения с участием различных некоммерческих организаций, упорядочение системы данных организаций, и т. д.

Основным направлением законотворчества в сфере правового регулирования статуса юридических лиц должно считаться сохранение и поддержание центральной, основополагающей роли общих норм ГК РФ о юридических лицах. Она обусловлена гражданско-правовой природой этой юридической конструкции, рассчитанной прежде всего и главным образом на потребности имущественного (гражданско-правового) оборота. Это делает целесообразным наличие в ГК РФ общего правила о том, что все нормы отдельных законов как гражданско-правового, так и публично-правового характера, регулирующие статус соответствующих организаций как юридических лиц, должны соответствовать нормам ГК РФ о юридических лицах. Последние в силу этого подлежат применению при наличии противоречий между отдельными законами и ГК РФ или между самими этими законами.

Помимо прочего, организационно-правовые формы некоммерческих организаций должны быть оптимизированы в зависимости от реальных юридических (гражданско-правовых) особенностей их внутреннего устройства.

Существующее в законодательстве многообразие видов некоммерческих организаций возможно объединить в две группы с точки зрения предложенной классификации юридических лиц на корпорации и иные юридические лица некорпоративного характера.

В Концепции развития гражданского законодательства о юридических лицах также определено, что в ГК РФ следует предусмотреть возможность создания некоммерческих организаций в следующих формах: для корпораций 1) потребительский кооператив, 2) общественная организация, 3) объединение лицдля юридических лиц некорпоративного характера — 4) фонд и 5) учреждение.

В ГК РФ следует максимально полно урегулировать гражданско-правовые конструкции указанных форм некоммерческих организаций, в том числе дать их понятие, определить порядок создания, структуру и полномочия органов, ответственность некоммерческих организаций и их членов (участников), что позволит устранить повторы и противоречия в законодательстве.

Закрепленные в нормах действующего ГК РФ определения потребительского кооператива (п. 1 ст. 116), общественной организации (п. 1 ст. 117), фонда (п. 1 ст. 118) и учреждения (п. 1 ст. 120) следует дополнить определением объединения лиц (юридических и/или физических). Данный тезис доказывает значимость рассматриваемой формы объединения лиц, которые будут выполнять функцию координации различного рода интересов как юридических, так и физических лиц.

На основании выявленных пробелов в правовом регулировании создания и функционирования объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) по законодательству Российской Федерации был сформулирован ряд предложений, направленных на совершенствование соответствующего законодательства и порядка реализации правомочий ассоциаций и союзов в сфере координации предпринимательской и иной деятельности их членов.

В частности, были сформулированы авторские определения ассоциации и союза, которые предложено включить в ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в следующем виде:

Ассоциация — основанная на членстве некоммерческая организация, членами которой могут быть коммерческие и (или) некоммерческие организации, осуществляющие профессиональную деятельность в соответствующей сфере и объединенные по принципу однотипности состава участников.

Союз — основанная на членстве некоммерческая организация, членами которой могут быть коммерческие и (или) некоммерческие организации, объединенные в соответствии с конкретной целью и преследующие общие интересы, в том числе связанные с развитием отдельного региона или сферы деятельности".

Также, в целях унификации гражданского законодательства в сфере установления правового статуса объединений юридических лиц как организационно-правовых форм некоммерческих организаций и конгломерации отдельных видов юридических лиц, в частности, ассоциаций и союзов, объединений работодателей, торгово-промышленных палат и иных образований, предложено внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» относительно изменения названия «объединение юридических лиц» на «объединение лиц».

В работе обоснована целесообразность применения к рассматриваемым юридическим лицам термина «объединение лиц», под которым предложено понимать основанную на членстве некоммерческую организацию, членами которой могут быть юридические и физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность в соответствии с целями и направлениями деятельности объединения, создаваемую с целью координации их деятельности в соответствующей сфере, представления и защиты общих интересов, а также для достижения иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сделай обоснованный вывод о необходимости внесения изменений в ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст. 121 Гражданского кодекса Российской Федерации относительно имущественной составляющей деятельности ассоциаций и союзов, согласно которой имущество, переданное ассоциации (союзу) ее членами, а также имущество, приобретенное в ходе деятельности ассоциации (союза) за счет взносов ее членов, целевых и благотворительных взносов и пожертвований, доходов от деятельности ассоциации (союза), а также иных средств, полученных ассоциацией (союзом) по основаниям, не противоречащим законодательству Российской Федерации, является собственностью ассоциации (союза). Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, а ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов.

В диссертации доказана возможность объединения в одну ассоциацию или союз различных организаций, вне зависимости от целей их деятельности относительно извлечения прибыли, а именно: коммерческих и некоммерческих, на основании чего предложено внести изменения в п. 1 ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» соответствующего содержания.

На основании проведенного анализа структуры членства в ассоциациях и союзах сделан вывод о целесообразности вхождения в ассоциации и союзы как юридических лиц, так и физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с целями и направлениями деятельности ассоциаций и союзов. Данные изменения предложено включить в ст. 121 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» за счет внесения соответствующих положений.

Наиболее дискуссионным и сложным предложением, сделанным в настоящей диссертации, является обоснование законодательного закрепления возможности для ассоциаций и союзов участвовать в осуществлении предпринимательской деятельности исключительно для достижения тех целей, которые определены в уставе. Автор полагает, что такая вспомогательная деятельность, направленная на извлечение прибыли в отношении самой ассоциации (союза) будет способствовать дальнейшему укреплению членства в таких объединениях и наиболее эффективной защите прав участников.

Исходя из проведенного диссертационного исследования, можно сделать вывод, что существующие проблемы и тенденции в развитии законодательства о некоммерческих организациях в целом, и объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в частности, находятся в стадии постоянного и непрерывного развития и дальнейшего совершенствования, что свидетельствует об актуальности и значимости проведенного нами диссертационного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-фЗ // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // СЗ РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
  5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // СЗ РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СЗ РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
  8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 // СЗ РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147.
  9. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145.
  10. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ, 15.07.2002, № 28, ст. 2790.
  11. Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ, 11.12.1995, № 50, ст. 4870.
  12. Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» // СЗ РФ, 20.07.2009, № 29, ст. 3627.
  13. Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» // СЗ РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 41.
  14. Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // СЗ РФ, 2004.1998, № 16, ст. 1801.
  15. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ, 22.05.1995, № 21, ст. 1930.
  16. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4465.
  17. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» // 16.07.2001, № 29, ст. 2950.
  18. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // 14.08.1995, № 33, ст. 3340.
  19. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ, № 19, 11.05.1998, ст. 2071.
  20. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ, 06.11.2006, № 45, ст. 4626.
  21. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СЗ РФ, 06.05.2002, № 18, ст. 1720.
  22. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ, 0305.1999, № 18, ст. 2208.
  23. Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ, 24.07.2000, № 30, ст. 3122.
  24. Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // № 20, 14.05.2001, ст. 1972.
  25. Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» // СЗ РФ, 12.12.2005, № 50, ст. 5245.
  26. Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О государственной корпорации «Ростехнологии» // СЗ РФ, 26.11.2007, № 48 (2 ч.), ст. 5814.
  27. Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-Ф3 «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // СЗ РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6078.
  28. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // СЗ РФ, 29.12.2003, № 52 (часть 1), ст. 5029.
  29. Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О Банке развития» // СЗ РФ, 28.05.2007, № 22, ст. 2562.
  30. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // СЗ РФ, 23.07.2007, № 30, ст. 3799.
  31. Федеральный закон от 30.10.2007 № 238-Ф3 «О государственной корпорации по строительству Олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // СЗ РФ, 05.11.2007, № 45, ст. 5415.
  32. Федеральный закон от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ, 20.07.2009, № 29, ст. 3582.
  33. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918.
  34. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
  35. Федеральный закон от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» // СЗ РФ, 02.12.2002, № 48, ст. 4741.
  36. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395−1 «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ, 05.02.1996, № 6, ст. 492.
  37. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 148.
  38. Федеральный закон от 17.12.1999 № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ, 20.12.1999, № 51, ст. 6286.
  39. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 148.
  40. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ, 28.10.2002, № 43, ст. 4190.
  41. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3813.
  42. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ, 05.01.2009, № 1, ст. 15.
  43. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ, 30.07.2007, № 31, ст. 4017.
  44. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» // СЗ РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.
  45. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3418.
  46. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3031.
  47. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431.
  48. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3594.
  49. Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» //СЗ РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 38.
  50. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ, 08.10.2007, № 41, ст. 4849.
  51. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ, 25.11.1996, № 48, ст. 5369.
  52. Закон РФ от 19.06.1992 № 3085−1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» // Российская газета, № 139, 19.06.1992.
  53. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266−1 «Об образовании» // Российская газета, № 172, 31.07.1992.
  54. Закон РФ от 07.07.1993 № 5340−1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // Российская газета, № 154, 12.08.1993.
  55. Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445−1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 27.12.1990, № 30, ст. 418 утратил силу.
  56. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211−1 // Ведомости СНД и ВС СССР, 26.06.1991, № 26, ст. 733 утратил силу.
  57. Указ Президента РФ от 18.07.2008 № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ, 21.07.2008, № 29 (ч. 1), ст. 3482.
  58. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // СЗ РФ, 18.10.2004, № 42, ст. 4108.
  59. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ, 04.10.2004, № 40, ст. 3961.
  60. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ, 04.10.2004, N40, ст. 3961.
  61. Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» // СЗ РФ, 24.04.2006, № 17 (2 ч.), ст. 1869.
  62. Распоряжение Правительства РФ от 13.09.2007 № 1227-р «О перечне видов платной деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческая организация собственник целевого капитала» // СЗ РФ, 24.09.2007, № 39, ст. 4688.
  63. Заявление Правительства РФ № 983п-П13, ЦБ РФ № 01−01/1617 от 05.04.2005 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» // Вестник Банка России, № 19, 13.04.2005.
  64. Письмо ЦБ РФ от 25.08.2009 № 15−1-2−8/5241 «О применении Инструкции № 110-И» // Документ официально не опубликован / СПС КонсультантПлюс.
  65. Письмо ЦБ РФ от 13.11.2008 № 08−31−1/6305 «О применении отдельных нормативных актов Банка России» // Документ официально не опубликован / СПС КонсультантПлюс.
  66. Письмо ЦБ РФ от 10.10.2008 № 31−1-6/1654 «О порядке совершения операций по валютным счетам юридических лиц — нерезидентов» // «Официальные документы», № 43, 18.11.2008 (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»).
  67. Письмо ЦБ РФ от 25.04.2008 № 15−2-2−5/2065 «О предоставлении информации по кредитам, предоставляемым с использованием банковских карт» // Документ официально не опубликован / СПС КонсультантПлюс.
  68. Письмо ЦБ РФ от 14.08.2008 № 12−1-5/1677 «О предложениях АРБ по внесению изменений в 258-П» // Документ официально не опубликован / СПС КонсультантПлюс.
  69. Приказ Минюста РФ от 12.11.2010 № 343 «О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций» // Российская газета, № 297, 31.12.2010.
  70. Приказ Минюста РФ от 03.08.2009 № 244 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации» // Российская газета, № 166, 04.09.2009.
  71. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.07.2000 № 56 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве» // Вестник ВАС РФ, № 9, 2000.
  72. Е.А. Место и роль некоммерческих партнерств в структуре товарного рынка // Актуальные проблемы коммерческого права: Сборник статей / Под ред. проф. Б. И. Пугинского. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
  73. Ю.Г. Юридические лица по гражданскому праву. Понятие и общая характеристика // Избранные труды по гражданскому праву. СПб., 2003.
  74. A.B. Правовые проблемы приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой // Предпринимательское право, № 1, 2008.
  75. O.A. Предпринимательское право: Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное / Под ред. В. Б. Ляндреса. — М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009.
  76. А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007.
  77. С.Н., Злобина Е. А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (постатейный) // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.
  78. Гражданское право. Часть первая / Отв. ред. В. П. Мозолин, А. И. Масляев. М.: Юристъ, 2005.
  79. Гражданское право: В 4 т. Общая часть: Учебник. Том 1. — 3-е издание, переработанное и дополненное / Под ред. Е. А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2008.
  80. С.П. Некоммерческие организации // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010.
  81. С.П. Доверительное управление целевым капиталом некоммерческих организаций // Подготовлен для системы КонсультантПлюс. 2010.
  82. О.В. Оптимизация видов юридических лиц в соответствии с потребностями гражданского оборота // Журнал российского права, 2011, № 1.
  83. В.А., Сутягин A.B., Кайль А. Н. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009.
  84. Л.Г. Понятие и структура банковской системы Российской Федерации // Банковское право, № 2, 2007.
  85. Законы Российской Федерации о юридических лицах / Составление и предисловие Г. Е. Авилова, С. А. Денисова, О. М. Козырь. М., 2003.
  86. A.A. Корпоративное право: курс лекций. М.: Юстицинформ, 2009.
  87. O.A. Проблемы законодательного регулирования организационных форм межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление, 2006, № 5.
  88. Е.Г. Право на предпринимательскую деятельность в составе правосубъектности некоммерческого юридического лица // Цивилист, 2010, № 2.
  89. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С. А. Степанова. — М.: Проспект, Институт частного права, 2009.
  90. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: Учебно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. А. П. Сергеева. М.: Проспект, 2010.
  91. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 2004.
  92. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 // Вестник ВАС РФ, № 11, ноябрь, 2009.
  93. Концепция развития законодательства о юридических лицах (проект) // Вестник гражданского права, 2009, № 2.
  94. Корпоративное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / Отв. ред. И. С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2007.
  95. Ю.Г. Предпринимательская и приносящая доход деятельность некоммерческих организаций // Цивилист, 2009, № 2.
  96. Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М.: Статут, 2008.
  97. В.В. Реформирование законодательства о некоммерческих организациях в России: итоги 2010 г. // Конституционное и муниципальное право, 2011, № 1.
  98. Д.Ю. Право собственности государственных корпораций: Монография / Под ред. Е. В. Блинковой. М.: Юрист, 2005.
  99. A.B. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М., Волтерс Клувер, 2006.
  100. Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права, 2007, № 3.
  101. О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М.: Юристъ, 1997.
  102. А.И. Особенности правового статуса ассоциаций (союзов) по российскому законодательству // Право и экономика, № 4, 2002.
  103. Плохута-Плакутина Ю.И. «Мезоуровень» банковской системы России: понятие, признаки, субъектный состав // Юридический мир, № 5, 2008.
  104. Право собственности: актуальные проблемы / Отв. ред. В. Н. Литовкин, Е. А. Суханов, В. В. Чубаров. М., 2008.
  105. В.Н. Правосубъектность некоммерческих организаций. -М., 2007.
  106. И.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. 3-е издание, исправленное и дополненное. — М.: Омега-JT, 2009.
  107. Т.В. Объединения юридических лиц: проблемы правового статуса и пути их разрешения // Законодательство и экономика, 2011, № 2.
  108. Д.И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестник гражданского права, 2007, № 3.
  109. Д.А. Статус юридических лиц: Учебное пособие для вузов. М.: Юстицинформ, 2006.
  110. Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях // Хозяйство и право. 2002. — № 5.
  111. Е.А. Система юридических лиц // Государство и право, 1991, № 11.
  112. О. «Третий сектор» в России: тенденции развития // ЭЖ-Юрист. -2010. -№ 38.
  113. C.B. Предпринимательская деятельность банков в Российской Федерации: правовой аспект. М.: Наука и образование, 2009.
  114. Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. M., 2000.
  115. Г. А., Викулин А. Ю., Экмалян A.M. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. акад. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1999.
  116. Ю.В. Теоретико-методологические основы некоммерческого хозяйствования в России. М., 2004.
  117. Философский энциклопедический словарь. М., 2001.
  118. Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (постатейный) // Подготовлен для системы КонсультантПлюс. 2010.
  119. И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практическое издание. М.: Волтерс Клувер, 2006.
  120. И.С. Предпринимательские объединения: Учебно-практическое пособие. М., 2001.1. Авторефераты диссертаций
  121. О.В. Участие некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2004.
  122. В.В. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций системы МВД России (правовые и организационные аспекты): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2000.
  123. Н.В. Гражданско-правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004.
Заполнить форму текущей работой