Становление институтов ювенальной юстиции в России и зарубежных странах: историко-правовое исследование
Выделение в теории права особого субъекта правоотношений — несовершеннолетнего, как нуждающегося в особой государственной, правовой и общесоциальной защите, вызвано существенной спецификой рассматриваемого субъекта. Исследуемые проблемы правового статуса несовершеннолетнего позволили получить полное представление о его значении и роли в обществе. Рассматривая правовой статус несовершеннолетнего… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Понятие и историческое развитие ювенальной юстиции: зарубежный й отечественный опыт
- 1. 1. Теоретико-правовое обоснование институционализации ювенальной юстиции
- 1. 2. Историко-правовой анализ моделей организации ювенальной юстиции в зарубежных странах
- 1. 3. Осуществление правосудия в отношении несовершеннолетних в России во II пол. XIX — нач. XXI вв.: история правового регулирования
- Глава 2. Правовая политика в Российской Федерации в сфере защиты прав несовершеннолетних и проблемы ее реализации органами судебной власти
- 2. 1. Особенности формирования правовой политики в сфере ювенальной юстиции в Российской Федерации
- 2. 2. Ювенальная юстиция как особый институт системы органов судебной власти в Российской Федерации
Становление институтов ювенальной юстиции в России и зарубежных странах: историко-правовое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационного исследования. Изменения, происходящие в социально-экономической сфере в России, оказали значительное воздействие на состояние всего современного общества. В таких условиях в особенной защите нуждаются социально уязвимые группы населения, к которым относятся и несовершеннолетние. Особенности интеллектуального и физиологического развития несовершеннолетних, связанные с недостатком знаний и жизненного опыта, окончательно не сформированной системой ценностей, убеждений и взглядов, а так же специфический правовой статус диктуют необходимость осуществления специальной правовой политики в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних, а так же особой системы рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних. Преступность несовершеннолетних является одной из серьезных проблем современной России. Так, по данным судебного департамента при Верховном суде РоссийскойФедерации в 2008 г. окончено производство по 88 618 делам о преступлениях несовершеннолетних (в т.ч., с вынесением приговора 57 3291). Одним из путей решения проблемы создания эффективных, но вместе атем гуманных-способов борьбьгс преступностью несовершеннолетних является формирование системы ювенальной юстиции как особого института судебной власти современного государства.
Семья как институт современного общества постепенно теряет свое значение в процессе социализации детей, что способствует росту детской беспризорности и безнадзорности. По данным прокуратуры Российской Федерации в стране более 2,5 млн. беспризорников, независимые эксперты насчитывают их до 4 млн. Связь между безнадзорностью, беспризорностью и бродяжничеством несовершеннолетних и их противоправным поведением доказана материалами многих научных исследований.
1 Сводные статистические отчеты о деятельности судов общей юрисдикции за 12 месяцев 2008 года см: http://vvw.cdep.ru/statistics.asp?searchfrmnuto=l&deptid=8.
Действующая правовая политика в сфере защиты прав несовершеннолетних не в состоянии обеспечить решения тех сложнейших проблем, которые стоят перед нашим государством в связи с ростом беспризорности, безнадзорности и снижением возраста правонарушителей, широком распространении массовых нарушений прав и интересов несовершеннолетних.
Несовершеннолетний в силу возрастных особенностей не имеет возмож-" ности самостоятельно защищать свои права так же эффективно, как и взрослый, поэтому необходимы специальные правовые средства по защите прав и интересов ребенка. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2000 г. было выявлено 86 518 нарушений прав и интересов несовершеннолетних, в 2003 г. — уже 161 383, в 2004 г. — 220 204, а в последнее пятилетие стабильно фиксируется тенденция увеличения общего количества выявленных прокурорами нарушений закона в отношении детей: с 220 тысяч почти до 570 (рост в 2,5 раза)1.
В соответствии с п. 1.4. Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/30 от 10 декабря-1985 г.) правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе.
Еще в 1991 году создание специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних было предусмотрено Концепцией судебно-правовой реформы2, но система ювенальной юстиции на федеральном уровне еще не сформирована. Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации уже сложились модельные ювенальные суды (Ростовская и Иркутская области, Республика Ха.
1 Из Доклада Генерального прокурора РФ «О состоянии законности и правопорядка в 2008 году и о проделанной работе по их укреплению» httpV/genproc gov ru/genprokuror/appearances/document-26/ ~ Постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 г. № 1801−1 «О Концепции судебной реформы в.
РСФСР" // Ведомости Верховного Совета РСФРС". 1991. № 44. Ст. 1435. касия), выполняющие не только функцию наказания несовершеннолетних правонарушителей, но также активно осуществляющих превентивные меры. Практика деятельности таких органов нуждается в научном осмыслении.
Активное обсуждение проблемы создания ювенальной юстиции в России не прекращается: существуют различные точки зрения в отношении подходящей для нашей судебной системы модели правосудия для несовершеннолетних и различные проекты законов о ювенальных судах.
Данная проблема вызывает значительный теоретический интерес, так как с учетом формально-юридического, сравнительно-правового, историко-правового подходов, исследование ювенальной юстиции в диссертации позволяют сопоставить российский опыт становления ювенальной юстиции с теми существующими моделями правосудия в отношении несовершеннолетних, которые сложились в других странах. Это дает возможность выявить специфику российских условий, проблемы, возникающие в ходе реформирования системы правосудия и профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Все вышеуказанное определяет актуальность выбранной диссертантом темы исследования и необходимость ее подробного анализа.
Степень научной разработанности темы диссертационного.исследования. Впервые научный интерес к вопросам особой системы правосудия для несовершеннолетних возник в российской научной литературе в начале XX века, что было обусловлено созданием, деятельностью и упразднением ювенальных судов. В трудах А. Богдановского, Ю. Н. Бочарова, М. Н. Гернета, М.Н. Гродзин-ского, П. И. Люблинского, H.A. Окунева, C.B. Познышева, Е. П. Тарасовой, E.H. Тарновского и др. исследовано становление и функционирование ювенальных судов, как в зарубежных странах, так и в России (нач. XX века).
Значительная часть исследований, посвященных теории и практике борьбы с преступностью несовершеннолетних были связаны с существующими социально-политическими условиями советского государства и среди авторов советского периода, занимающихся проблемами несовершеннолетних преступников, можно назвать: М. М. Бабаева, Н. И. Гуковскую, А. И. Долгову, Г. М. Миньковского, А. Б. Сахарова, А. И. Чернышева и др.
В последнее десятилетие научный интерес к вопросам ювенальной юстиции повысился, в связи с чем достаточно активно исследовались проблемы производства по делам несовершеннолетних и ювенальной юстиции, как на общетеоретическом уровне (Д.Г. Аверченко, Н. Е. Борисова, О. Н. Ведерникова, Е. А. Беликова, A.B. Заряев, В. Д. Малков, И. В. Предеина, H.H. Штыкова и др.), так и на отраслевом уровне (В.И. Абрамов, Г. Н. Ветрова, E. J1. Воронова,.
B.Д. Ермаков, O.A. Кабышев, Н. П. Мелешко, A.M. Нечаева, Э. Б. Мельникова, Ю. Е. Пудовочкин, И. Л. Трунов, М. Г. Флямер, Т. М. Чапурко и др.).
Социальному аспекту ювенальной юстиции (реабилитационные программы, социальные службы в судах, специальная деятельность помощников судей и социальных работников в аппарате суда) посвящены работы A.C. Автономова, E.JI. Вороновой, О. В. Зыкова, JIM. Карнозовой, P.P. Максудова, В. Н. Ткачева, Н. Л. Хананашвили.
Анализу различных моделей ювенальной юстиции, представляющие особый интерес, были также посвящены научные работы зарубежных исследователей: Дж. Брейтуэйт, Г. Бэйзмора, Э. Жулье, Х.-Зер, Н. Кристи, П. Ханиган.
Не смотря на то, что различные аспекты ювенальной юстиции были исследованы, тем не менее, среди отечественных исследователей так и не сложилось единого подхода к теоретико-правовому обоснованию места и роли ювенальной юстиции в системе судебной власти, пониманию ее сущности и содержания. Представленная диссертация посвящена исследованию этих проблем.
Теоретическую базу исследования составили фундаментальные положения общей теории права и государства, содержащиеся в научных трудах.
C.С. Алексеева, C.B. Бошно, A.B. Васильева, В. Н. Власова, А. Д. Керимова, Г. В. Мальцева, A.B. Малько, Т. Д. Матвеевой, B.C. Нерсесянца, С. И. Носова, A.C. Пиголкина, З. А. Станкевича, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова, Т. М. Шамба, А. И. Экимова, И. С. Яценко и других ученых.
Источниковедческуюбазу исследования' составляют международные договоры, участником которых является Российская Федерация (Конвенция'о правах ребенка ООН 1989 г., Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») 1984 г.) — Конституция Российской Федерации 1993 г.- федеральные конституционные и федеральные-законы (в т.ч., Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" — Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). В диссертации использованы Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные подзаконные нормативные правовые акты. Проанализированы акты органов судебной власти.
В работе исследовано законодательство советского периода. В диссертационном исследовании использовано законодательство ряда зарубежных стран (США, Англии, Франции), устанавливающее особенности осуществления правосудия по делам несовершеннолетних.
Проведен анализ проектов законов Российской Федерации по вопросам судебной системы, в части-формирования ювенальных судов. В работе-были-проанализированы и использованы статистические материалы, а также результаты различных опросов и анкетирования населения.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственными органами производства по делам, в которых хотя бы одной из сторон является несовершеннолетний, и реализации норм в сфере защиты прав несовершеннолетниха также состояние научной разработанности проблем содержания и элементов институтов ювенальной юстиции.
Предметом диссертационного исследования являются нормы российского права (с 1866 г. по настоящее время), регулирующие процесс осуществления государственными органами производства по делам, в которых хотя бы одной из сторон является несовершеннолетний.
Целью данного диссертационного исследования является теоретико-правовой анализ сущности, принципов ювенальной юстиции как особого института-судебной властиисследование и обобщение исторического опыта России и опыта зарубежных стран.
В соответствии с поставленной целью, поставлены и решены следующие основные задачи диссертационной работы:
— дано теоретико-правовое обоснование институционализации ювенальной юстиции как особого института судебной власти;
— проведен историко-правовой анализ моделей организации ювенальной юстиции в зарубежных странах;
— исследовано правовое регулирование правосудия в отношении несовершеннолетних в России во II пол. XIX — нач. XXI вв;
— определены особенности формирования правовой политики в сфере ювенальной юстиции в Российской Федерации;
— рассмотрена ювенальная юстиция как особый институт системы органов судебной власти в Российской Федерации.
Методологической основой исследования выступила совокупность всеобщих принципов научного познания (объективности, всесторонности, полноты) и общенаучных методов познания (анализ, синтез и т. д.) систем способов и приемов изучения правовых явлений. Применялись также специальные методы (системный, структурно-функциональный) и частно-научные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой и другие). Указанные методы применялись в сочетании с широко используемыми для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений требованиями объективности, всесторонности, историзма и принципа конкретности.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном изучении предпосылок становления ювенальной юстиции как особого института в системе органов судебной власти государства, а также принципов и элементов данной системы. На основе проведенного анализа деятельности системы ювенальных судов в дореволюционной России, диссертант выделил особенности и периоды становления ювенальной юстиции в Российской Федерации, определил влияние правовой политики на ее формирование. Были сделаны выводы о возможных перспективах развития ювенальной юстиции в Российской Федерации.
Проведенное диссертационное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные теоретические положения и выводы, обладающие элементами научной новизны и выносимые автором на защиту:
• диссертант, понимая «правовой статус несовершеннолетнего» как совокупность юридических прав и обязанностей лица, не достигшего полной*дееспособности, реализация которых обеспечивается экономическими, социальными, правовыми и организационными гарантиями государства, считает эту категорию основой для понимания ювенальной юстиции как особого элемента в системе судебной власти государства.
По мнению автора, ювенальная юстиция в системе судебной* власти-государства должна пониматься как система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в центре которой находится* суд по делам несовершеннолетних, объединяющий вокруг себя как специализированные государственные органы, так и институты гражданского общества;
• анализ научной литературы и проектов федеральных законов позволил диссертанту сделать вывод, что в современной юридической науке ювенальная юстиция понимается в широком и в узком смыслах. В широком смысле (A.C. Автономов, H. J1. Хананашвили, Н.П.Мелешко) в ее систему включают как судебные, так и несудебные органы, осуществляющие юрисдикционные функции (например, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) — а так же органы, осуществляющие уголовное преследование (прокуратура, органы следствия и дознания) — государственные органы осуществляющие управление в сфере отправления правосудияорганы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихуполномоченного по правам ребенкаорганы опеки и попечительстваобщественные и правозащитные организации, действия которых, также направлены на реализацию и обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних).
В узком смысле (Э.Б.Мельникова, Г. Н. Ветрова) под ювенальной юстицией понимают систему специализированных судебных органов, предназначенных для рассмотрения дел, в которых хотя бы одной стороной является несовершеннолетних и функционирующих в рамках системы судов общей юрисдикции.
• автор диссертации уточнил основные принципы ювенальной юстиции, отличающие ее как форму осуществления правосудия: повышенной правовой защиты прав и интересов несовершеннолетних, принцип преимущественного использования мер воспитательного воздействия в рамках ювенального правосудия, социальной насыщенности ювенальной юстиции, индивидуализации судебного процесса, принцип взаимодействия всех элементов системы ювенальной юстиции в ходе реализации и обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего;
• на основе проведенного анализа становления и развития органов ювенальной юстиции в зарубежных странах, диссертантом выявлены следующие моделей организации ювенальной юстиции: а) автономный суд, не связанный с системой судов общей юрисдикции (США, Канада, Великобритания, Франция, Россия (1910;1918 гг.) и др.) — б) специализированный состав суда общей юрисдикции, наделенный полномочиями по рассмотрению дел несовершеннолетних (Ирландия, Италия, Швейцария и др.).
Связь правосудия в отношении несовершеннолетних с осуществлением правосудия в государстве состоит в единстве деятельности судебных органов рамках одной и той же правовой системы. Различия судебных систем не противоречат главным специфическим принципам и целям ювенальной юстиции, ориентированной, в первую очередь, на обеспечение процедуры судебного разбирательства соответствующей социально-психологическим особенностям несовершеннолетнего, учитывающей его индивидуальные особенности, а также реалии зацию гибкой системы государственно-правовых мер воздействия, преимущественно воспитательного и реабилитационного характера;
• диссертантом предложена периодизация российского законодательства, устанавливающего порядок производства по делам несовершеннолетних, а также форму отправления правосудия в отношении несовершеннолетних во II пол. XIX — нач. XXI вв. Периоды характеризуются разной правовой политикой применения мер уголовной ответственности по отношению к несовершеннолетним:
— 1866 — 1910 гг. — законодательное закрепление особой защиты прав несовершеннолетнихустановление льготного режима уголовной ответственности для несовершеннолетних (10−17 лет), совершивших «преступление без разумения» в виде смягчения мер наказания с учетом возраста и отсутствия умысласохранение для несовершеннолетних санкции в виде заключения в тюрьмы и арестные дома);
— 1910 — 1918 гг. — создаются и функционируют специализированные суды по делам несовершеннолетних, при этом применяются особые процедуры судебного процесса, а также происходит замена уголовного наказания за отдельные преступления воспитательными мерами);
— 1918 — 1958 гг. — характеризуется заменой судебных органов на административные — комиссии для несовершеннолетних (с 1918 г.) и усилением карательной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей (снижение возраста уголовной ответственности по значительной части составов преступления до 12 летпривлечение несовершеннолетних к суду с применением всех мер наказания (с 1935 г.),) расширение применения принудительных мер воспитательного характера (с 1947 г.);
— 1958 — 1990 гг. — гуманизация уголовной политики в отношении несовершеннолетних: с 1958 г. — увеличение минимального и общего возраста уголовной ответственности — (14 и 16 лет соответственно), исключение смертной казни как уголовной санкции для лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18 лет, срок лишения свободы несовершеннолетних не мог превышать 10 летс 1960 г. — наделение несовершеннолетнего особым процессуальным статусом, выделение дел с его участием в особое производствов предмет доказывания по делу несовершеннолетнего включается вопрос условий его жизни и воспитанияширокое применение условного осуждения и отсрочки исполнения наказания с передачей несовершеннолетнего на поруки;
— В 1990 г. начался новый этап развития законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, обусловленный присоединением России к международным стандартам защиты прав детейв юридической науке происходит внедрение в научную мысль идеи о формировании ювенальной юстиции как особого института в системе органов судебной власти государстваначало активной законопроектной деятельности, связанной с созданием ювенальной юстиции в Российской Федерации;
• по мнению автора диссертации, структуру ювенальной юстиции как особого института судебной власти, составляют следующие взаимодействующие элементы:
— судебные органы, рассматривающие дела, где одной из сторон является несовершеннолетний;
— специализированные структуры в органах следствия и дознания;
— учреждения, осуществляющие меры наказания в отношении несовершеннолетних;
— коллегиальные органы, осуществляющие несудебные юрисдикцион-ные функции;
— органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних1;
— уполномоченные по правам ребенка,.
— институты гражданского общества;
1 В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
• на основе анализа осуществления правовой политики-в сфере-защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации, диссертант выделяет субъективные (связанные с особенностями общественного сознания и практикой субъектов общественных отношений, отсутствие научно-обоснованной концепции как правовой политики в целом, так данной сферы правового регулировании" в частности) и объективные (отражающие социальное* положение несовершеннолетних в условиях современного общества) факторы, влияющие на-формирование институтов ювенальной юстиции. Диссертант обосновывает ряд нуждающихся в правовом регулировании направлений правовой политики в сфере защиты прав и интересов детей: в т. ч. противодействие нарушению прав. несовершеннолетних в семье, борьба с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетнихборьба с наркоманией среди несовершеннолетних, противодействие вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность;
• проведенное диссертантом исследование моделей организации юве-нальных судов, сформировавшихся в субъектах Российской Федерации, позволило предложить для формирования в Российской Федерации модель организации ювенальной юстиции в рамках системы федеральных судов общей юрисдикции, характеризующуюся специализацией судей и судебных коллегий, а-также специализацией государственных гражданских служащих аппаратов судов (помощников судей, социальных работников).
Диссертант полагает, что данная модель организации ювенальных судей в системе судов общей юрисдикции позволит эффективно осуществлять не столько карательную, сколько превентивную и воспитательную функции в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Диссертант выявил, что совершенствование правосудия в отношении несовершеннолетних должно складываться из 4-х составляющих: введение специализации судей, введение специализации аппарата суда, создание особых организационных форм осуществления правосудия, установление эффективного взаимодействия и координации деятельности органов и учреждений, которые представляют собой институты ювенальной юстиции.
Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования" определяется его новизной и содержащимися в нем обобщениями, выводами и предложениями, которые могут быть использованы нормо-творческими, правоприменительными органами государственной власти Российской Федерациии субъектов Российской Федерации присовершенствовании правового регулирования, правоотношений, складывающихся, в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних.
Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные в нем выводы развивают и дополняют представления о сущности, назначении, роли и места ювенальной юстиции как специального* института защиты прав и интересов несовершеннолетних.
Теоретические материалы диссертационного исследования-могут быть использованы в дальнейшем при подготовке учебно-методических материалов и преподавании общей теории права, специальных курсов лекций. по ювенальному праву.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры, государственного строительства и права Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте РоссийскойФедерации». Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в научных публикациях диссертанта, а так же представлены в выступлениях на различных научных конференциях и семинарах: Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы международного ювенального права» (г. Волгоград,.
2006 г.), V Международном научном форуме «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность» (г. Санкт-Петербург,.
2007 г.), VII Ежегодной междисциплинарной аспирантской конференции «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития» (г. Москва, 2006 г.), Ежегодной междисциплинарной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (г. Москва, 2007), I Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых республики Бурятия «Социальная Россия: взгляд молодежи» (г. Москва, 2008), круглого стола «Проблемы безопасности в сфере защиты прав несовершеннолетних» (г. Москва, РАГС, 2009 г.).
Структура и содержание диссертации определяются целями и задачами исследования. Диссертационная работа включает в себя введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение и список использованных источников и научной литературы.
Заключение
.
Выделение в теории права особого субъекта правоотношений — несовершеннолетнего, как нуждающегося в особой государственной, правовой и общесоциальной защите, вызвано существенной спецификой рассматриваемого субъекта. Исследуемые проблемы правового статуса несовершеннолетнего позволили получить полное представление о его значении и роли в обществе. Рассматривая правовой статус несовершеннолетнего как комплексную категорию, отражающую взаимоотношения носителя прав и обязанностей с обществом и государством, диссертант уточняет понятие следующим образом: под правовым статусом несовершеннолетнего следует понимать совокупность юридических прав и обязанностей лица, не достигшего полной дееспособности, реализация которых обеспечивается экономическими, социальными, правовыми и организационными гарантиями государства. Таким образом, юридическое содержание правового статуса несовершеннолетнего, как основного правового источника ювенальной юстиции определяет правовые границы организации, компетенции, формы и методы отправления правосудия по делам несовершеннолетних.
Анализ подходов различных исследователей к понятию «ювенальная юстиция» позволил сделать вывод, что одни авторы рассматривают ее в узкоформальном понимании (Э.Б. Мельникова, Г. Н. Ветрова), другие — в комплексном (A.C. Автономов, H.JI. Хананашвили, Н.П. Мелешко). Первые считают невозможным включение органов, не осуществляющих правосудие, в понятие «ювенальная юстиция», вторые, наоборот, кроме судебных органов включают различные специализированные службы: правоохранительные органы, учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, институты гражданского общества и др.
Вместе с тем, анализируя этимологию и толкование понятия «ювенальная юстиция», а также многообразие авторских подходов к определению понятия и сущности ювенальной юстиции, существует следующее сходство: всех их объединяет общий предмет в лице несовершеннолетнего и общей цели — защитой его прав и интересов. Таким образом, предложено определение ювенальной юстиции.
как особого института в системе органов судебной власти государства, под которой понимается система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в центре которой находится суд по делам несовершеннолетних, объединяющий вокруг себя специальные службы (органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (в т.ч., «детей, находящихся в трудной жизненной ситуации"1).
Ювенальную юстицию как форму отправления правосудия отличают от юстиции общей (общеуголовной, общегражданской) ее специфические принципы: повышенная правовая защита прав и интересов несовершеннолетнегопреимущественное использование мер воспитательного воздействия в рамках юве-нальногосоциальная насыщенность судопроизводства по делам несовершеннолетнихиндивидуализация судебного процессавзаимодействие всех элементов системы ювенальной юстиции для реализации и обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Говоря о ювенальных судах как особом институте судебной власти, необходимо отметить, что становление таких судов в различных странах происходило различно. Появление своеобразных моделей организации правосудия в отношении несовершеннолетних и их специфика, прежде всего были связаны с историческим развитием страны, его национального законодательства и сложившейся судебной практики. Значительную роль играла и социальная позиция общества в отношении проблем молодежи и детей. Уже на начальной стадии (США — 1899 г., Англия — 1905 г., Германия — 1907 г., Канада — 1908 г., Россия — 1910 г., Франция — 1914 г. и т. д.) распространения ювенальных судов выделились два подхода: а) автономный суд, не связанный с судом общей юрисдикции, б) особый состав суда общей юрисдикции наделенный полномочиями по рассмотрению дел в отно;
1 В соотпетствии с п. 2 ч.1 ст. Федерального закона от 30 06.2007 № 120-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» это «дети, оставшиеся без попечения родителейдеги-инвалидыдети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитиидеш — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствийдети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, оказавшиеся в экетремлльных условияхдеги — жертвы насилиядети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колонияхдети, находящиеся в специальных >чсбно-воспитагелы!ых учрежденияхдети, проживающие в малоимущих семьяхдети с отклонениями в поведениидети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи».
шении несовершеннолетних. Нами была исследована деятельность ювенальных судов тех зарубежных стран, где юстиция для несовершеннолетних получила стремительное развитие и эффективно функционировала (США, Англия, Франция).
Рассмотрев особенности функционирования судов по делам несовершеннолетних в России с 1910 г. по 1918 г., отмечено, что при учреждении ювеналь-ной юстиции в Российской империи использовался опыт как государств, принадлежащих к англосаксонской правовой семье (для которых характерно: слушание дел в особых помещениях, отдельно от взрослых подсудимыхизоляция несовершеннолетних от взрослых в местах предварительного заключениявыделение для слушания таких дел специализированного судьи по делам несовершеннолетнихупрощение судебного процесса по делам несовершеннолетних для уменьшения вредного влияния на детей и подростков, поэтому формальный судебный процесс был заменен беседой судьи с несовершеннолетним подсудимым, а также рассмотрение дела проходило при закрытых дверях), так и для государств, принадлежащих к континентальной правовой семье (для них характерно: урегулирование судебного процесса, четкое разграничение предметной (судьи для детей, трибунал по делам несовершеннолетних и суд присяжных по делам несовершеннолетних) и персональной подсудности: классификация правонарушений на простое нарушение, проступок и преступление). В зависимости от классификации правонарушения определялась и предметная подсудность. По признаку персональной подсудности также определялся уровень рассмотрения дела несовершеннолетнего (так, дела 16-летних правонарушителей в системе ювенальной юстиции рассматривались судами присяжных).
Российские ювенальные суды, действовавшие в 1910;1918 гг., характеризовались следующими особенностями: дела несовершеннолетних рассматривались единолично мировым судьей, избиравшегося среди населения судебного округасудьей мог стать врач или педагог, т.к. предполагалась профессиональная подготовка судьи и знание им детской психологиикруг рассматриваемых дел был широкиспользование особых процедур уголовного процесса с учетом воз;
растных особенностей несовершеннолетнего, т. е. упрощение судопроизводства, сводившееся к беседе с судьей при участии попечителя несовершеннолетнегосудебные разбирательства с участием несовершеннолетнего были закрытымираспространенное применение в качестве меры воздействия попечительского надзораобжалование решений судов для несовершеннолетних в особом отделении съезда мировых судей.
Таким образом, рассмотрев историю развития законодательства, касающегося предмета исследования, нами предложена периодизация российского законодательства, устанавливающего порядок производства по делам несовершеннолетних, а также форму отправления правосудия в отношении несовершеннолетних во II пол. XIX в. — нач. XXI в.:
1. Особенностями периода, длящегося с 1866 г. по 1910 г., можно обозначить следующие:
• появление норм, касающихся правовой защиты несовершеннолетних (законодательное закрепление особой защиты прав несовершеннолетних (например: Закон от 2 июня 1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних», «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»),.
• установление особого льготного режима уголовной ответственности для несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступление «без разумения» (т.е. происходит смягчение мер наказания с учетом возраста несовершеннолетнего и отсутствия у него умысла),.
• вместе с тем, сохранение мер наказания в виде заключения в тюрьмы и арестные дома несовершеннолетних в специальных отдельных помещениях.
2. Следующий период связывается с созданием и функционированием особых ювенальных судов на территории страны (в Санкт-Петербурге, Москве, Томске, Саратове и др.), рассматривающих дела несовершеннолетних, существование которых продлилось недолго — с 1910 г. до 1918 г., характеризующийся следующими особенностями:
а) отделение несовершеннолетних от взрослых преступников на ранних стадиях процесса;
б) в ювенальном суде решались задачи уголовного преследования несовершеннолетних в возрасте от 10 лет, а также взрослых подстрекателей;
б) при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних применяются особые процедуры судебного процесса с учетом возрастных и психологических особенностей несовершеннолетних;
в) в качестве меры воздействия судьи активно применяли меру воспитательного воздействия — попечительский надзор.
3. Период с 1918;1958 гг. связывается с Декретом от 17 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» и характеризуется тем, что судебные органы были заменены другой квази-судебной системой — комиссиями для несовершеннолетнихпроисходит усиление карательной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей (например, уголовным законодательством устанавливалось правило, согласно которому к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 17 лет могли применяться все виды уголовных наказаний, вплоть до смертной казниа в 1935 г. возраст уголовной ответственности по значительной части составов преступления снижался до 12 лет).
4. В период с 1958 г. по 1990 г. происходит гуманизация уголовной политики в отношении несовершеннолетних (уголовным законодательством устанавливаются общий возраст уголовной ответственности — 16 лет и минимальный возраст — 14 летк лицам, не достигших к моменту совершения преступления 18 лет, в качестве высшей меры наказания не применялась смертная казньсрок лишения свободы несовершеннолетних не мог превышать 10 летшироко применялись условное осуждение, отсрочка исполнения наказания и передача несовершеннолетнего на порукиосновной характеристикой стало усиление уголовным законодательством борьбы с наиболее распространенными преступлениями, которые представляют повышенную общественную опасность, совершенными лицами, не достигшими 18-летнего возраста (например, преступления, связанных с хищением огнестрельного оружия, хищение наркотических веществ, распро;
странением наркотиков) — Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. закрепляет особый процессуальный статус несовершеннолетнего и дела с его участием выделяются в особое производство по всех случаяхв предмет доказывания по делу несовершеннолетнего включается вопрос условий его жизни и воспитания.
5. Начавшееся с 1991 г. развитие законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних отличается ориентированием правоохранительных органов на преимущественное применение мер воспитательного характера, а не уголовного, в качестве меры наказания в отношении преступлений несовершеннолетних, не представляющей большой общественной опасностипоявлением проектов законов о создании ювенальной юстиции в Российской Федерацииактивными дискуссиями ученых о научной обосновании идей о формировании российской модели ювенальной юстициив ряде субъектов Российской Федерации реализуются пилотные проекты (Программа развития ООН в Российской Федерации «Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних» в Ростовской и Саратовской областях с 2001 г., в Санкт-Петербурге с 1999 г.) и эксперименты (Республика Хакассия — г. Абакан, 2006 г., Иркутская область — с 2006 г. и др.) по осуществлению задач создания системы правосудия по делам несовершеннолетних.
На основе анализа осуществления правовой политики в сфере защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации, были выделены субъективные (связанные с особенностями общественного сознания и практикой субъектов общественных отношений) и объективные (отражающие социальное положение несовершеннолетних в условиях современного общества) составляющие, на наш взгляд, способствующие развитию ювенальной юстиции в России и влияющие на формирование организационно-правовых начал ее институтов, деятельность которых направлена на защиту интересов и реализацию прав несовершеннолетних.
Одним из основных принципов правовой политики является принцип реализма. Задачи, решаемые правовой политикой должны соответствовать состоянию, потребностям и интересам не только всего общества, но и интересам малых.
социальных групп. Направления правовой политики в сфере защиты прав и интересов детей, которые особо нуждаются в правовом регулировании: противодействие нарушения прав несовершеннолетних в семьеборьба с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетнихборьба с наркоманию среди несовершеннолетнихпротиводействие вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность. Низкая эффективность правовой политики в рассматриваемой сфере, на наш взгляд связана, в том числе и с отсутствием научно-обоснованной концепции как правовой политики в целом, так данной сферы правового регулирования.
Одним из направлений судебной реформы в Российской Федерации является создание ювенальных судов. Данное обязательство следует из признания Конституцией Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью правовой системы нашего государства, поскольку ратифицировав Конвенцию о правах ребенка ООН, приняв рекомендации Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Россия взяла на себя обязательство создания судебных органов, специализирующихся на рассмотрении дел с участием несовершеннолетних.
Анализ отечественного уголовного и уголовно-процессуального процессуального законодательства показывает, что современное законодательство все еще сохраняет элементы, сложившегося в советское время подхода к проблеме осуществления уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних, допуская определенные послабления (такие как: недопустимость возложения на них более тяжелого наказания, чем лишение свободы на десятилетний сроквозможность применения к ним принудительных мер воспитательного воздействияразрешения применять заключение под стражу в качестве меря Пресечения лишь в исключительных случаях и т. д.), вместе с тем не рассматривает судопроизводство по делам несовершеннолетних как процедуру, коренным образом отличающуюся по своему предназначению и форме от разбирательства уголовных дел взрослых обвиняемых. Таким образом, суды общей юрисдикции.
рассматривают уголовные дела о правонарушениях несовершеннолетних по единой с взрослыми уголовно-правовой процедуре, практически применяют в своем большинстве меры наказания, связанные с лишением свободы, при фактическом отсутствии специализированной ювенальной профилактической и надзорной системы для несовершеннолетних правонарушителей.
Проведенный анализ деятельности судов и судебной практики показывает, что количество и сложность рассматриваемых судами дел, в отношении несовершеннолетних возрастает, что требует от судей не только значительного практического опыта, но также и наличия специальных знаний в области педагогики, психологии несовершеннолетних. На практике же, судьи вынуждены рассматривать одновременно различные категории дел, часто являясь перегруженными делами различной категории.
Несмотря на то, что создание ювенальных судов на федеральном уровне нормативно не закреплено, опыт таких судов уже имеется. В Ростовской области уже функционируют ювенальные суды (в городах Таганрог, Егорлык, Шахты, Железнодорожный) — во всех судах Иркутской области, республике Хакассия образованы суды или коллегии судей, которые занимаются рассмотрением уголовных дел, где подсудимыми являются несовершеннолетние лица, а также гражданских дел, по которым затрагиваются интересы несовершеннолетних, не обладающих полной дееспособностьюв Санкт-Петербурге, Саратове и др. городах уже значительное время проводятся эксперименты по внедрению элементов ювенальной юстиции в работу судов общей юрисдикции.
Исследовав опыт деятельности ювенальных судов в субъектах Российской Федерации, нами выделено, что совершенствование правосудия в отношении несовершеннолетних складывается из четырех составляющих: введение специализации судей, введение специализации аппарата суда, создание надлежащих условий для осуществления правосудия, установление надлежащего взаимодействия и координацию деятельности органов и учреждений, которые входят в систему ювенальной юстиции.
Таким образом, в систему институтов ювенальной юстиции, по нашему мнению, входят:
а) судебные органы, рассматривающие дела, где одной из сторон является несовершеннолетний;
б) специализированные структуры в органах следствия и дознания (МВД России, прокуратуры России, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ);
в) учреждения, осуществляющие меры наказания в отношении несовершеннолетних (воспитательные колонии, следственные изоляторы УИН, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа подведомственные органам управления образованием);
г) коллегиальные органы, осуществляющие несудебные юрисдикционные функции (комиссии по делам несовершеннолетних);
д) органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних1;
е) уполномоченные по правам ребенка,.
ж) институты гражданского общества (правозащитные, благотворительные организации и т. д.);
К проблемам, препятствующим созданию ювенальной юстиции, как комплексного понятия, центральным звеном которого является суд, которые необходимо рассматривать на следующих уровнях, относим:
• теоретико-правовой уровень прежде всего ориентирован на понимании и содержании правого и социального статуса личности несовершеннолетнего как особого субъекта отношений государства и общества;
• проблемы правотворческого уровня связаны с приведением российского законодательства в соответствии с нормами международного права и междуна;
' В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся «комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав., органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел».
родных договоров Российской Федерации, которые признаны составной частью ее правовой системы;
• правоприменительный уровень характеризуется тем, что для надлежащего развития ювенальной юстиции необходимо провести рекомендованную Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 7 специализацию судей, рассматривающих дела несовершеннолетнихпоручать ведение предварительного расследования дел несовершеннолетних только тем специалистам, которые имеют богатый профессиональный опыт в данной категории дел;
• организационно-правовые — прежде всего, связаны с отсутствием федерального законодательства, регулирующего правосудие по делам несовершеннолетних, в связи с чем в настоящее время существует перегруженность судов районного звена: судьям приходится совмещать свои обязанности по рассмотрению дел как взрослых, так и несовершеннолетних, в результате чего в сложившихся условиях у судьи нет возможности вникнуть в проблемы несовершеннолетнего.
Таким образом, в настоящее время построение судебной системы характеризуется существованием единой системы общих судов, обладающих широкой компетенцией, что не исключает возможность создания специализированных ювенальных судов, которые дополнят систему судов общей юрисдикции. Именно по такой схеме в некоторых субъектах Российской Федерации состоялись успешные попытки создания и функционирования судов для несовершеннолетних, основанных на внутренней специализации судейского корпуса, создание особых условий для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, установлении надлежащего взаимодействия и координации деятельности органов и учреждений системы ювенальной юстиции. Созданные модели региональных ювенальных судов позволяют эффективно осуществлять не столько карательную, сколько превентивную и воспитательную функции в отношении несовершеннолетних правонарушителей.
Список нормативных источников и научной литературы.
Нормативно-правовые акты.
1. Конвенция о правах ребенка ООН от 20 ноября 1989 года.
2. Конвенция о правах ребенка ООН. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература. 1990.
3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»). // Справочно-правовая система «Гарант».
4. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
5. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3170.
6. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 1997.№ 13. Ст. 1447.
7. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.
8. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1589.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 г. № 32. Ст. 3302.
10. Семейный кодекс Российской Федерации. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 г. № 1. Ст. 16.
11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. (ч.1). Ст.З.
12. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ. 2001. № 52 (ч.1). Ст. 4921.
13. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 окт. 1960 г. (в ред. от 18 дек. 2001 г.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960.№ 40. Ст. 592- Собр. законодательства РФ. 2001. № 52(ч. 1). Ст. 4924.
14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 г. № 25. Ст. 2954.
15. Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.06.2002 г. № 22. Ст. 2031.
16. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст. 5880.
17. Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 г. № 3132−1. «Российская газета». № 170. 29.07.1992.
18. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.
19. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.
20. Указ Президента Российской Федерации от 22.11.1994 № 2100 «О мерах реализации концепции судебной реформы в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 31. Ст. 3253.
21. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики». Собрание Российской Федерации. 1996. № 21. Ст. 2460.
22. Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942. «Об утверждении основных направлений государственной социальной полтики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)». Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 38. Ст. 3669.
23. Указ Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 «О Президентской программе «Дети России». Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 17. Ст. 1955.
24. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.1995 № 942. «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российсокй Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)». Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 38. Ст. 3669.
25. Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 210"0 продлении действия Президентской программы «Дети России». Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 9. Ст. 799.
26. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732 ?? федеральной целевой программы «Дети России» в 2003;2006 годы. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 41. Ст. 3984.
27. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам несовершеннолетних» Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000 г. № 4.
28. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Бюллетень ВС РФ. 2000. № 4.
29. Постановление НКЮ РСФСР от 12 декабря 1919 г. // СУ РСФСР. 1919. № 66.
30. Приказ Наркомюста СССР и Прокуратуры СССР от 26 декабря 1940 г. № 194/235.
31. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О применении судами постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» от 1941 г.
32. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г. «Об уголовной ответственности несовершеннолетних за действия, могущие вызвать крушение поезда».
Периодические издания.
33. Абрамов В. И. Правовой статус ребенка // Современное право.2005. № 9.
34. Абрамов В. И. Ребенок: понятие и его законодательное закрепление. // Право и государство: теория и практика. 2005. № 8.
35. Альманах «Вопросы ювенальной юстиции. РБФ «НАН». М. 2002.
36. Анализ продвижения ювенальных технологий в регионах РФ. www.nan.ru.
37. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 3 (196). Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика. М., 2003.
38. Беляева Л. И. Ювенальная юстиция: история и современность. // Преподавание ювенального права и ювенальной юстиции в российских вузах: Материалы семинара 25−28 апреля 2000 г. в РУДН. М., 2000.
39. Бочаров Ю. Первые особые суды по делам малолетних в России // Дети-преступники / Под ред. М. Н. Гернета. М., 1912.
40. Бэйзмор Г. Три парадигмы ювенальной юстиции // Правосудие по делам несовершеннолетних. Перспективы развития. Вып. 1. М., МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 1999.
41. Васкэ Е. В. К вопросу о создании первого детского суда в России. // История государства и права. № 8. 2008.
Беликова Е. А. Проблемы современной ювенальной юстиции в РФ (основные подходы и место в правовой системе). // Право и политика. № 9. 2001.
Вестник восстановительной юстиции (Россия в начале движения). 2001. № 2;
Вопросы Ювенальной Юстиции. Альманах. № 3. 2002. Российский благотворительный фонд «HAH». М. 2002.
Герасенкова А., Максудов.Р., Флямер М. Цели уголовного правосудия: война с преступностью или восстановление нарушенного прав //Правозащитиник. 1998. № 2.
Гуль Н. В. Конституционное право на защиту семьи, материнства и детства. // Журнал российского права. № 4. 2007.
Гурьян З. И. Судебные уставы и Детский суд. // Особые суды для малолетних и борьба с детской беспризорностью. 1914. № 2. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 20(176). Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // «Российская газета». Федеральный выпуск № 4063 от 11 мая 2006 г. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 1996 год». Под. общ. ред. Г. Н. Кареловой. М., 1997. Ермаков В. «Юстиция должна защищать права и законные интересы несовершеннолетних» // Российская юстиция. 2000. № 10. Защита прав ребенка: социальные и юридические аспекты. РБФ «HAH». М., 2000.
Зыков О. Сначала ребенку плохо с нами:. // Альманах «Неволя». 2005. № 2.
Ибрагимова А. Новые подходы в регулировании лишения свободы несовершеннолетних. // Уголовное право. № 4. 2006.
Карнозова JI, Максудов Р., Флямер М. Восстановительное правосудие: идеи и перспективы для России // Российская юстиция. 2000. № 11.
56. Линская Т. Г. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. // Проблемы совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних в России и международный опыт создания ювенальной юстиции. Материалы международной конференции. 20−21 апреля 200 г. СПб, 2001.
57. Матузов Н. И., Малько A.B., Шундиков К. В. Правовая политика современной России: предлагаем проект концепции для обсуждения // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 1.
58. Мельникова Э. Из истории российской ювенальной юстиции. // Правозащитник. 1998. № 3.
59. Мельникова Э. Б. Будет ли в России ювенальная юстиция? // Российская юстиция. № 11. 1999.
60. Мусали Н. Некоторые вопросы наказуемости несовершеннолетних. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. № 6. 2007.
61. Некоторые вопросы развития ювенальной юстиции. // Альманах «Вопросы ювенальной юстиции». РБФ «HAH». М., 2002.
62. Петрова JI.B. О естественном и позитивном праве (Критические заметки по поводу учебника С.С.Алексеева). // Государство и право. 1995. № 2.
63. Сафин Ф. Ю. Из истории развития законодательства России об уголовной ответственности несовершеннолетних. // История государства и права. 2003. № 31.
64. Стремоухов A.A. Определение и особенности специального субъекта права. // Юрист. № 12. 2003.
65. Трунов И. Д., Айвар JI.K. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних. // Журнал российского права. № 10. 2005.
66. Трунов И. Л., Айвар Л. К. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних. // Журнал российского права. № 10. 2005.
67. Цымбал Е., Емельянова J1. Состояние преступности несовершеннолетних в Российской Федерации (1997;2004гг.). // Уголовное право. № 5. 2005.
68. Ювенальная юстиция: правовые и технологические аспекты. Серия «Работа с детьми группы риска». РБФ «HAH». М. 2000.
69. Ювенальные технологии: практическое руководство. РБФ «HAH». М. 2004.
Материалы конференций н сборников.
70. Актуальные вопросы ювенальной юстиции. Программа Европейского союза для Российской Федерации. JI.M. Карнозова, С. Г. Колесникова, P.P. Максудов, Н. К. Шилов. Москва 2006;2007.
71. Актуальные проблемы международного ювенального права: материалы Всероссийской научно-практической конференции. г. Волгоград, 15 марта 2006. / ВолГУредкол.: М. И. Фетюхин. Волгоград. 2006.
72. Мальцев Г. В. Правовая реформа в России: опыт и перспективы. // Реформы России: правовое обеспечение: Материалы научно-практической конференции 21 сентября 2004 года. / Под общей редакцией Г. В. Мальцева. М. 2005.
73. Материалы международной конференции «Проблемы ювенальной юстиции: сравнительный анализ ситуации в России, Великобритании и Швеции». СПб. 1998.
74. Отвагина Н. П. Исторический генезис понятия «субъект права». / Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвуз. Науч.-теоретич. Конференции. Санкт-Петербург.14 декабря 2002 г. / Под общ. ред. В. П. Сальникова, P.A. Ромашова,. СПб. 2002.
75. Сборник международной конференции 24−25 октября 1998 г. «Проблемы ювенальной юстиции: сравнительный анализ ситуации в России, Великобритании и Швеции». СПб. 1998.
Диссертационные исследования и авторефераты.
76. Аверченко Д. Г. Специализированные суды в системе органов судебной власти: теоретико-правовое исследование: дисс. канд. юрид. наук. М. 2002.
77. Аверченко Д. Г. Специализированнде суды в системе органов судебной власти: теоретико-правовое исследование. Автореферат дисс. к. ю. н. М. 2002.
78. Иванов В. В. Международно-правовые гарантии защиты прав человека в условиях глобализации, дисс. канд. юрид.наук. М. 2005.
79. Предеина И. В. Правовые и теоретические основы развития ювенальной юстиции в России: дис. канд. юрид. наук.Саратов. 2006.
80. Сурнин М. Ю. Обеспечение преемственности правовой политики Российской Федерации на современном этапе: Автореферат дисс. к.ю.н. М. 2008.
81. Суховеев A.C. Институт условного осуждения в Российской Федерации: тенденции и прогноз развития: Автореферат дисс. канд. юрид. наук. Ростов н/Д. 2002.
Монографии и научные издания.
82. Бабаев М. М., Крутер М. С. Молодежная преступность. М. 2006.
83. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М. 1995.
84. Брейтуэйт Дж. Преступление, стыд и воссоединение / Пер. с англ. Н. Д. Хариковойпод. общ. ред. М. Г. Флямеракомм. Проф. Я. И. Гилинского. М. 2002.
85. Богдановский А. Молодые преступники. Вопросы уголовного права и уголовной политики. СПб. 1891.
86. Борисова Н. Е. Правовое положение несовершеннолетних в Российской Федерации. М. 2004.
87. Бреева Е. Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. М. 2004.
88. Выготский JI.С. Собрание сочинений. М. 1984. Т.4.
89. Горшецев В. М. Структура правового статуса гражданина в свете Конституции СССР 1977 года. М. 1980.
90. Гуковская Н. И., Долгова А. И., Миньковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М. 1974.
91. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М. 1981.
92. Забрянский Г. И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск. 1997.
93. Законодательное регулирование защиты прав детей: Учебно-научное издание в 4-х частях (в 8 томах). Часть IV: Законодательство субъектов Российской Федерации по защите прав детей / Отв. ред. Е. Д. Волохова, В. Ф. Воробьев, A.B. Заряев. Воронеж. 2000.
94. Зер X. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание / Пер. с англ. М. 2001.
95. Карнозова Л. М., Максудов P.P. Практические инициативы по созданию элементов ювенальной юстиции в России: идеи, формы реализации, препятствия. Москва, Общественный центр «Судебно-правовая реформа». 2004.
96. Колоколов H.A. Судебный контроль на предварительном следствии. Курск 1997.
97. Комментарий законодательства о судебной власти в Российской Федерации. Под ред. В. П. Кашепова. М. 2000.
98. Лукьянчиков H.H. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. Минск. 1990.
99. Люблинский П. И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. М. 1923.
100. Люблинский П. И. Особые суды для юношества в Северной Америке и Западной Европе. СПб. 1908.
Мальцев Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. // Конституция СССР и правовое положение личности. М. 1979.
Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов. 1987. Миньковский Г. М. Уголовно-правовые средства, борьбы с наркотиз-мом. М. 1991.
Петрухин И. Л. Судебная власть. М. 2003. Петрухин И. Л. Человек и власть. М. 1999.
Прудников Б.П., Рыбалкина О. П. Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних. М. 2004. Прудников Б. П., Рыбалкина О. П. Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних. М. 2004. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: пер. с нем. М.: «Мир». 1994.
Сахаров А. Б. Об антисоциальных чертах личности преступника // Советское государство и право. № 10. 1970.
Совершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований Министерства образования и науки Российской Федерации. 2007. Соломон Питер. Советская юстиция при Сталине. М. 1998. Тарасова Е. П. Детские суды за границей. // Дети-преступники / Под ред. М. Н. Гернета. М. 1912.
Трюша П. Судебная система и судебные учреждения. Посольство Франции в России. М. 2003.
Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности. Понять, чтобы помочь. М. 1999.
Ювенальная юстиция в России. Вчера. Сегодня. Завтра. Сост. В. Д. Ермаков. М. 2001.
и справочники.
116. Арутюнян Г. Г., Баглай M.B. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М.: Норма. 2006.
117. Барихин А. Б. Большой юридический словарь. М.: Книжный мир, 2002.
118. Мюллер В. К. Большой англо-русский словарь. М.: Цитадель-трейд: Лада: РИПОЛ КЛАССИК. 2005.
119. Российский статистический ежегодник — 2001. // Статистический сборник. М. 2001.
Учебники и учебные пособия.
120. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М. 1997.
121. Бошно C.B. Теория права и государства. Учебник. М. 2006.
122. Бутько О. В. Правовой статус ребенка в Российской Федерации: Учеб. пособие. Краснодар. 2002.
123. Васильев A.B. Теория права и государства. М. 2003.
124. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.
125. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М. 1997.
126. Волколуп О. В. Система уголовного судопроизводства и проблемы ее совершенствования. СПб. 2003.
127. Кудрявцева Н. И. Ювенальная юстиция в России и Франции: Сравнительная характеристика: Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета. Курск: Региональный открытый социальный институт. 2003 г.
128. Курганов С. И. Основания криминологической теории. М. 1999.
129. Курганов С. И. Уголовно-исправительное право. М. 2004.
130. Мальцев Г. В. Конституционное право Российской Федерации. М. 2004.
131. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. М. 2008.
132. Марченко М. Н. Теория государства и права: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2006.
Мельникова Э. Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М., 1990.
Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция — охранительная и восстановительная: Уч. пособие./ Э. Б. Мельникова, JI.M. Карнозова. М: Проспект. 2002.
Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. М. 2000. Нагаев В. В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы. М. 2009. Опыт и перспективы введения элементов ювенальной юстиции в России: материалы семинара / Отв. за выпуск Максудов P.P. М. 2003. Павлов В. Г. Субъект преступления. СПб. 2001.
Работа с детьми группы риска. Методическое пособие для социальной службы «Ребенок на улице». М. 1999.
Рене Давид «Основные правовые системы современности». М, 1999. Сырых В. М. Социология права. М. 2001.
Теория государства и права: Учебник для вузов. / Отв. ред. Д.ю.н., проф. В. Д. Перевалов. М: Норма. 2007.
Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В. Н. Петрашева. М. 1999.
Энциклопедия уголовного права. Т. 11. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Издание профессора Малинина. СПб ГКА., СПб. 2008.
Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс». 2006.
Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебн. пособие. М: Дело. 2000. Ювенальное право: Учебник для вузов / Под ред. A.B. Заряева, В. Д. Малкова. М.: ЗАО Юстицинформ. 2005.
Электронные ресурсы.
148. Официальный сайт Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка Российской Федерации. URL: http://vAvw.ombudsmandeti.ru.
149. Официальный сайт Института демографических исследований. URL: http://www.demographia.ru.
150. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: http://www.mvd.rustats.
151. Официальный сайт Ростовского филиала Российской академии правосудия. URL: http://www.rfrap.ru/.
152. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru.
153. «Парламентская газета». 2 июня 2006 года. URL: http://www.regions.ru/news/1 982 259/.
154. «Позиция Верховного Суда РФ по вопросу введения ювенальных судов в России». URL: http://www.rostoblsud.ru/to3525340.
155. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год. URL: http://ombudsman.gov.ru.
156. Люблинский П. И. Суды для несовершеннолетних в Америке как воспитательные и социальные центры. // Вестник воспитания. Кн. III. — М., 1911. URL: http://www.sprc.ru/library.html.
157. Максудов Р., Флямер М. Ювенальная юстиция: взаимодействие государства и общества в реагировании на правонарушения и отклоняющееся поведение несовершеннолетних (исторический экскурс и методологический анализ). URL: http://www.a-z.ru/assoc/sydebnprav/uvenal.html.
158. Максудов Р., Флямер М. Программы восстановительного правосудия и социальная работа: возможности взаимодействия в ювенальной юстиции. URL: http://www.sprc.ru/library.html.
159. Методическое пособие «Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних». Саратов. 2003. URL: http://www.juvenilejustice.ru.
ласти. Сайт Ростовского областного суда: URL:
http://www.rostoblsud.ru/to3524582.
161. Отчет о работе социальных работников при судах за 2004 г. // Всероссийский информационный портал Ювенальная юстиция в России URL:
http://www.juvenilejustice.ru/files/attachements/documents/90 132.doc.
162. Проект Усовершенствование Работы с Молодежью Группы Риска в Российской Федерации // Всероссийский информационный портал Ювенальная юстиция в России, URL: http://www.juvenilejustice.rU/pilotprojects/2/98.
163. Проект: служба социального сопровождения несовершеннолетних в судах на территории ЮЗАО г. Москвы // Всероссийский информационный портал Ювенальная юстиция в России. URL: http://www.juvenilejustice.rU/pilotprojects/l/l 10/111.
164. Решение Межведомственной Комиссии по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 26 декабря 2002 года. URL: http://www.budgetrf.ru/ Publications/Magazines /VestnikSF/2003/vestniksfl 96−03/vestniksfl 96−3 140.htm.
165. Ювенальная юстиция в России и Франции: Сравнительная характеристика: Учебно-методическое пособие. URL: http://window.edu.ru/windowcatalog/pdf2txt?pid= 15 419&ppage=2.