Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью: на материале научно-образовательной сферы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В медиапланирование.-М.: РИП-холдинг, 1998; Берталанфи Л. Общая теория систем — критический обзор // Исследования по общей теории систем / Под ред. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. — М.: Прогресс, 1969; Ломов Б. Ф. Системный подход к проблеме детерминации в психологии // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 4- Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного… Читать ещё >

Содержание

  • i. ВВЕДЕНИЕ
  • 1. PR-КОММУНИКАЦИИ В КОРПОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. PR-деятельность с позиций системного подхода
    • 1. 2. Коммуникационная природа корпоративного имиджа и репутации: сравнительный анализ
    • 1. 3. Корпоративная социальная ответственность
  • 2. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СФЕРЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Специфика PR-коммуникаций в научных и образовательных организациях
    • 2. 2. Коммуникационная деятельность бизнес-структур в научной отрасли97 2.3 Коммуникационная и социальная режиссура в PR-деятельности
  • 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ PR И ЖУРНАЛИСТИКИ
    • 3. 1. Текст как технологический компонент PR-системы
    • 3. 2. Методика построения семантического пространства аудитории
    • 3. 3. Внутрикорпоративные издания и Интернет

Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью: на материале научно-образовательной сферы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности переходного периода, в том числе состояние хозяйственной сферы ограничивают возможности цивилизационного развития России. Практически все сферы общественного развития к настоящему моменту переживают период существенного реформирования и реструктуризации. «Мы сейчас проходим минимум накопления социального капитала, потому что реформы предшествующих лет сожгли то доверие, с которым выходили из советского периода», — говорит президент Института национального проекта «Общественный договор», заведующий кафедрой институциональной экономики МГУ имени М. В. Ломоносова, профессор, доктор экономических наук А. Аузан1.

Далее, говоря о новой инновационной модели общественного развития, он отмечает: «Инновационная модель — это вызов. Но это не означает, что люди готовы участвовать в инновационных процессах. Человеческий капитал сегодня сильно разрушен. Поэтому на вопрос, готово ли общество к такому инновационному переходу сегодня. я могу ответить: нет, не готово. Но удовлетворяет ли это общество жизнь в рамках ныне существующей сырьевой модели? Не думаю. Потому что в этом случае у двух третей населения нет перспектив. А это уже повод для перемен"2.

Потребность российского общества в смене сырьевой модели на инновационную модель, как путь своего развития, способствует качественному обновлению сферы связей с общественностью, еще большей ее нацеленности на решение стратегической задачи — создание корпоративной репутации объекта общественной деятельности. В связи с этим особую значимость приобретает анализ коммуникаций в системе связей с общественностью, их нацеленность на формирование корпоративной репутации субъектов основного производства, науки и образования Российской Федерации. Сегодня наука и образование — те сферы, которые.

1 Аузан А. Нанотехнологии стали предметом экономической игры // nanoware.ru,.

25.04.2008. ~ Там же. государство и бизнес просто обязаны поддержать, чтобы общество вышло на новый виток эволюции, стало осваивать инновационную модель развития.

Коммуникации стали очевидной необходимостью существования и развития всех разновидностей бизнеса. Основной задачей корпораций является увеличение нематериальных активов, создающих акционерную стоимость. Это становится возможным с помощью управляемых коммуникаций. За последние два десятилетия роль нематериальных факторов в развитии бизнеса принципиально изменилась. Их вклад в стоимость компании значительно превысил вес основных балансовых активов — он может составлять до 90% их стоимости. Понятно, что значение таких факторов резко возросло и стало приоритетным направлением развития компании.

Однако, несмотря на имеющее место распространение принципов корпоративной социальной ответственности российских компаний, не обозначена тесная связь социальной ответственности и репутации. Благотворительность и спонсорство не анализируются в должной мере в качестве инструментов формирования желаемого имиджа и деловой репутации компании.

Нематериальные активы включают в себя технологические активы (патенты, авторские права, ноу-хау, уникальные знания) — стратегические активы (монопольная позиции на рынке) — коммуникационные ресурсы (товарные знаки, отношения с бизнес-партнерами и потребителями, внутренние связи, взаимодействие с государством и обществом) — организационные ресурсы (культура производства, опыт и знания персонала). Нематериальные факторы не являются сами по себе конкурентными преимуществами, но составляют их основу. Конкурентные преимущества лежат в основе корпоративной репутации. Следовательно, репутация есть сумма конкурентных преимуществ.

Но корпоративная репутация формируется только в процессе коммуникации как оценка различными аудиториями полученной информации о компании. Таким образом, выстраивается цепочка: стоимость компании — нематериальные активы — конкурентные преимуществакоммуникации — корпоративная репутация. Продолжением этой цепочки должна стать репутация отрасли.

В современных условиях в сфере науки и образования выстраивается новая структура — «Связи с общественностью», — которая сегодня в России может существовать лишь при поддержке государства и бизнес-сообщества, то есть его финансирование осуществляется за счет программ благотворительности (спонсорство, меценатство) бизнес-единиц. Но это выгодно и государству, и бизнесу, так как способствует прирастанию их репутационного капитала, способствует становлению в стране социально ответственного бизнеса.

Это вызывает необходимость активизировать научные разработки проблем, в том числе: концептуальных направлений формирования корпоративной репутациисовершенствования корпоративной репутации и необходимостью научного осмысления роли и места PR-коммуникаций в системе формирования корпоративной репутации отраслей общественного производства, научных и образовательных организацийобоснования конкретных путей укрепления корпоративной репутации путем построения эффективных интегрированных коммуникаций в системе масс-медиа.

Таким образом, именно требования конструктивного и комплексного решения проблем формирования и развития репутации в интересах не только самих организаций, но и соответствующих отраслей, и обусловили, в целом, актуальность данного диссертационного исследования.

Цель данного исследования — провести анализ коммуникаций в системе PR-деятельности — внутри корпораций и вовне, рассмотреть их в качестве инструментов, которые способствуют формированию репутационного капитала организаций и отрасли в целом (на примере научно-образовательной сферы), а также проанализировать медийные продукты как результат коммуникационной деятельности. Достичь этой цели поможет планомерное решение поставленных перед исследователем задач:

1. На основе анализа российских и зарубежных коммуникационных теорий определить место PR-коммуникаций в системе формирования репутационного капитала.

2. Проработать систему понятий, очерчивающих сферу корпоративной репутации, сравнить коммуникационную природу понятий «корпоративный имидж», «корпоративная репутация», «репутационный капитал».

3. Определить место корпоративной социальной ответственности в системе управления PR-коммуникациями и обозначить ее в качестве одного из главных инструментов формирования репутационного капитала, необходимых для реализации программ социально-ответственного бизнеса.

4. Выявить новое направление в PR-деятельности — зарождение инструментов PR в научных и образовательных организациях — и проследить взаимовыгодные интересы бизнеса, науки и образования в формировании информационного поля научной среды в целях повышения репутационного капитала каждого участника процесса.

5. Провести анализ коммуникационных продуктов в различных коммуникационных уровнях и разработать методику построения семантического пространства аудитории с целью эффективного управления PR-коммуникациями.

Объект исследования — коммуникации в системе PR-деятельности. Предмет исследования: коммуникации как инструменты управления репутационным капиталом в сфере бизнеса, науки и образования.

Степень разработанности проблемы. Анализ научных работ отечественных и зарубежных исследователей позволяет сделать вывод о том, что в прямой постановке проблема корпоративной репутации в сфере функционирования отраслевого комплекса страны, к сожалению, до сих пор рассматривается крайне фрагментарно. Хотя необходимо отметить, что некоторые аспекты обозначенной проблемы были уже в той или иной степени исследованы российскими и зарубежными специалистами.

Вклад в развитие теории коммуникаций и связей с общественностью внесли работы зарубежных авторов С. Ароноффа, О. Баскина, Г. Брума, Ф. Буари, Э. Грина, Д. Грюнига, JI. Грюнига, Ф. Джефкинса, Д. Доти, С. Катлипа, Д. Крукеберга, П. Манчини, Д. Маркони, Д. Ньюсома, Д. Паренти, А. Сентера, Д. Терка, Д. Уилкокса, Д. Ядина'.

Современное видение репутации в рамках корпоративной культуры и социально ответственного бизнеса раскрывается в работах И. Абрамова, Ж.-П. Бодуана, К. Ваддингтона, Ю. Гусева, А. Горчевой, Г. Даулинга, П. Дойля, К. Джонсона, С. Катырина, П. Кунде, С. Литовченко, И. Олейника, В. Спивака, Г. Тульчинского и др.2.

1 Буари Ф. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. — М.: Консалтинговая группа «Имидж-контакт», Издательский дом «Инфра-М», 2001; Джэфкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003; Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз. / Пер. с англ. / Под ред. А. Н. Андреевой. — СПб.: Издательский дом «Нева», 2004; Доти Д. И. Паблисити и паблик рилейшнз. Пер с англ. Изд. 2-е, стереотипное. — М.: Филинъ, 1998; Катлип С. М., Сентер А. X., Брум Г. М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. — 8-ое изд. Пер. с англ.: Учебное пособие. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2000; Ньюсом Д., Терк Дж., Слайк В., Крукеберг Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. — 7-е изд. Пер. с англ. — М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт», Издательский дом «ИНФРА-М», 2001; Уилкокс Д. Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. -М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт», издательский дом «ИНФРА-М», 2004; Baskin О., Aronoff С. Public relations: The profession and the Practice. — Dubuque, 1992; Grunig J.E., Grunig L. Models of Public Relations and Communication / in Excellence in Public Relations and Communication Management Ed. by Grunig J. — Hillsdale, NJ: Eribaum, 1992; Grunig L.A. Power in the Public Relations Department / in Public Relations Research Annual. Eds. by Grunig J.E., Grunig L.A. — Hillsdale, NJ: Eribaum Associates, 1990; Mancini P. Manuale di comunicazione pubblica. — Roma: Bari, 2001; Marconi J. Public Relation: The Complete Guide. — South Western: American Marketing Association, 2004; Parenti D. Advertising Campaign Strategy. A guide to Marketing Communication Plan. — South Western, 2001. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. — М: Консалтинговая группа «Имидж-контакт», Издательский дом «Инфра-М», 2001; Ваддингтон К. Социальная ответственность бизнеса — превалирующая ценность // http://www.amulet-group.ru/- Горчева А. Ю. Корпоративная журналистика. — М.: Вест-Консалтинг, 2008; Гусев Ю. П. Корпоративная этика и социальная ответственность для.

Среди трудов по связям с общественностью отечественных авторов вызывают интерес работы И. Алешиной, Д. Бекетова, В. Евстафьева, И. Досковой, А. Игнатьева, А. Кичаева, Г. Королько, С. Литвинова, А. Лукашева, В. Моисеева, А. Пониделко, Ф. Сарокваши, А. Серова, М. Шишкиной, В. Леонова и др.1.

Вопросы брендинга и интегрированных маркетинговых коммуникаций рассматриваются в работах А. Година, Т. Гэда, Н. Декодена, Ф. Котлера, Э. Райса, Дж. Траута, М. Шеррингтона, Ф. Шаркова и др.2.

Вопросы рекламы в коммуникационном процессе рассмотрены в трудах И. Викентьева, А. Лебедева-Любимова, И. Морозовой В. Музыканта, В. Тулупова, В. Леонова, 1. российских компаний: бремя или выгода // http://www.rid.ru/- Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. Пер. с англ. — М.: Консалт. группа «ИМИДЖ-Контакт», Издательский дом «ИНФРА-М», 2003; Джонсон К., Абрамов И. Деловая этика. Руководство, но управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике / Пер. с англ. — Вашингтон: Управление международной торговли Министерства торговли США, 2005; Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. — СПб.: Питер, 2001; Катырин С. Н. О социальной ответственности бизнеса в современной России // Экономическая наука современной России. — 2004. — № 2- Кунде П. Корпоративная религия. Создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой/ П. Кунде. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002; Олейник И. «Плюс/минус» репутация. -Самара: Бахрах-М, 2003; Спивак В. А. Корпоративная культура. — СПб.: Питер, 2001; Управление социальными программами компании / Под общей ред. С. Е. Литовченко. — М.: Ассоциация менеджеров, 2003; Тульчинский Г. Л. Public Relations: Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. — СПб.: Питер, 1994 и др.

1 Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. — М.: ГНОМ-ПРЕСС,.

1997; Доскова И. С. Public Relations: теория и практика. — М.: Альфа-Пресс, 2004; Евстафьев А., Кичаев А. Технология достижения целей. — М., 2004; Игнатьев А, Бекетов Д., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия PUBLIC RELATIONS. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2002; Литвинов С. Сколько весит слово. — М., 1998; Лукашев А. В., Пониделко А. В. Черный PR как способ овладения властью, или бомба для имиджмейкера. — СПб., Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001; Моисеев В. Паблик Рилейшнз — средство социальной коммуникации. — К.: ВИРА-Р, 1999; Серов А. Г. Страшные тайны PR. Записки PR-консультанта. — СПб.: Питер, 2004; Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1999. «Годин A.M. Брендинг. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006; Гэд Т. 4D брендинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2003; Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1991; Райе Э., Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость. — СПб.: Питер, 2001; Шеррингтон М. Незримые ценности бренда. — М.: Вершина, 2006; Шарков Ф. И. Интегрированные PR-коммуникации. — М.: РИП-Холдинг, 2004; Decaudin N. La communication Marketing: Concepts, techniques, strategies. Paris, 1999 и др.

Теоретико-методологические основы. Междисциплинарность предмета исследования определили его теоретико-методологические основания, к которым относятся подходы и концепции, представляющие различные уровни теоретико-методологических исследований и разработок.

Так для представления PR-деятельности как системы был использован системный подход, теоретические основания которого были заложены в работах JI. Берталанфи, Б. Ломова, В. Кузьмина, К. Платонова, В. Садовского, В. Сагатовского, А. Уемова, У. Эшби, Э. Юдина, и др.

Чтобы оценить и понять место паблик рилейшнз в медийном пространстве и его роль в формировании репутации, мы обратились к такому пласту литературных источников, которые раскрывают историю и теорию журналистики. Среди трудов по теории и истории журналистики прежде всего отметим работы А. Беспаловой, Е. Вартановой, В. Ворошилова, А. Грабельникова, И. Дзялошинского, Б. Есина, Я. Засурского, С. Корконосенко, Е. Корнилова, А. Короченского, И. Кузнецова, Э. Лазаревич, Г. Лазутиной, Ю. Лучинского, Р. Овсепяна, Е. Прохорова, Л. Свитич, А. Станько, А. Тертычного и др.3.

1 Викентьев И. Л. Приемы рекламы: методика для рекламодателей и рекламистов. -Новосибирск: ЦЭРИС, 1993; Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. — СПб.: Питер, 2002; он же. Приемы рекламы и Public Relations. Программы-консультанты. — СПб.: Питер, 2002; Морозова И. Слагая слоганы. — М., 1998. Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы. — М.: Евразийская группа, 1998; Тулупов В. В. Реклама в коммуникационном процессе. — Воронеж: Кварта, 2003; Ясонов В. Н.

Введение

в медиапланирование.-М.: РИП-холдинг, 1998; Берталанфи Л. Общая теория систем — критический обзор // Исследования по общей теории систем / Под ред. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. — М.: Прогресс, 1969; Ломов Б. Ф. Системный подход к проблеме детерминации в психологии // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 4- Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психол. журн. — 1982. — Т.З. — № 3- Платонов К. К. Системное качество психических явлений // Психол. журн. — 1982. — Т.З. — № 2- Сагатовский В. Н. Основы систематизации всеобщих категорий. — Томск, 1973; Садовский В. Н., Э. Г. Юдин. Задачи, методы и приложения общей теории систем. // Исследования по общей теории систем / Под ред. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. — М.: Прогресс, 1969; Уемов А. И. Вещи, свойства и отношения. — М., 1963; Эшби У. Р. Принципы самоорганизации / Под ред. А. Я. Леснера. — М.: Прогресс, 1966;

3 Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. — М., 2003; Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. — М.: Аспект-Пресс, 2003; она же. Основы медиаэкономики и медиаменедасмента за рубежом. — М.: Аспект-Пресс, 2002; Ворошилов В.В.

Базовыми для анализа текстов, фигурирующих в коммуникационном пространстве организаций, явились работы В. Костомарова, А. Кривоносова, А. Назайкина, С. Сметаниной, Л. Фещенко, Ю. Шатина, А. Шестериной и др.1.

В области типологии средств массовой информации рассмотрены труды А. Акопова, А. Бочарова, Л. Реснянской, В. Тулупова, И. Фомичевой, М. Шкондина2. Коммуникационный подход к организации PR-служб.

Журналистика: Учебник. — СПб.: Изд-во «Михайлов», 2001; Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. — М.: Изд-во РИП-холдинг, 2000; он же. Работа журналиста в прессе. — М.: Изд-во РИП-холдинг, 2002; он же. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. — М.: Изд-во РИП-холдинг, 2001; Есин Б. И. Русская газета и газетное дело в России. — М.: МГУ, 1981; он же. История русской журналистики (1703−1917) в кратком изложении. — М.: Флинта: Наука, 2000; Есин Б. И., Кузнецов И. В. Три века московской журналистики. — М.: МГУ, 1997; Засурский Я. Н. Власть, зеркало или служанка? — В 2-х томах. — М: МГУ, 1998; он же. Система массовой информации РоссиМ.: МГУ, 2001; он же. Искушение свободой. Российская журналистика: 1999;2004. — М.: МГУ, 2004; Засурский Я. Н., Вартанова E. JL, Засурский И. И. Средства массовой информации постсоветской России. — М.: Аспект-Пресс, 2002; Землянова J1.M. Коммуиикативистика и средства информации. — М.: Изд-во МГУ, 2004; Корконосенко С. Г. Основы журналистики. — М.: Аспект-Пресс, 2001; Лазаревич Э. А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. — М.: Книга, 1984; Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. — М.: Аспект-Пресс, 2001; Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики. — М.: МГУ, 1999; он же. В лабиринтах истории отечественной журналистики. — М.: МГУ, 2000; Прохоров Е. П.

Введение

в теорию журналистики. — М.: Аспект-Пресс, 2000; он же. Журналистика и демократия. — М., 2001; Свитич Л. Г. Феномен журнализма. — М. Аспект-Пресс, 2000; Тертычный А. А. Жанры периодической печати. — М.: Аспект-Пресс, 2000; он же. Аналитические жанры в публичном диалоге. — М: Аспект-Пресс, 2002 и др.

1 Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. — СПб.: Златоуст, 1999; Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002; Назайкин А. Н. Практика рекламного текста. — М.: Бератор-Пресс, 2003; Сметанина С. И. Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью. — СПб.: Изд-во «Михайлов», 2003; она же. Медиа текст в системе культуры. — СПб.: Изд-во «Михайлов», 2002; Фещенко Л. Г. Структура рекламного текста. — СПб.: СПб институт печати, 2003; Шатин Ю. В. Построение рекламного текста. — М.: Берато Пресс, 2002; Шестерина A.M. Полемический текст в современном медиа пространстве. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. Акопов А. И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет). — Ростов-на-Дону: ООО «Тера», НПК «Гефест», 2002; Бочаров А. Г. Типология журнальной периодики. — М.: МГУ, 1996; Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. — М.: МГУ, 1999; Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. — Воронеж: Изд-во «Кварта», 2001; Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. — М.: МГУ, 2002. раскрывается в работах Ю. Баженова, В. Горохова, Т. Гринберг, В. Комаровского, Т. Лебедевой, Г. Почепцова, А. Чумикова и др.1.

Необходимо также отметить, что в научных работах перечисленных и других исследователей были заложены теоретические основы и методологические ориентиры для решения проблемы формирования и развития корпоративной репутации. Тем не менее, актуальность данной проблемы и недостаточная ее научная разработанность в аспекте предложенной работы предопределили выбор темы, обусловили цель и задачи диссертационного исследования.

Методология и методы исследования. Цели и задачи данного диссертационного исследования определили его методологию. В качестве основных подходов к исследованию применялись системно-исторический и системно-функциональный. Проведен сравнительный, логико-семантический, логико-исторический анализ.

В качестве эмпирических методов сбора информации применялись модифицированные автором методики анкетного опроса, формализованного интервью, контент-анализ.

Особое внимание в работе уделено семантическому подходу. В разработанной методике поиска аудитории для PR-специалистов объектом изучения был текст, а в качестве предмета выступало существование определенных связей между образом аудитории и особенностями журналистских публикаций.

Экспериментальной площадкой стала PR-кампания по освещению 39-й Международной Олимпиады школьников по химии (Москва, 2007 г.).

1 Горохов В. М., Комаровский B.C. Связь с общественностью в организациях государственной службы. — М., РАГС, 1996; Горохов В. М. Средства массовой информации и власть / В учеб. пособ. «Основы политической науки». — М.: РАГС, 1996; Гринберг Т. Э. ПР и реклама в системе маркетинговых коммуникаций в политических кампаниях II Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. Пособие для студентов вузов / Т. Э. Гринберг. — М.: Аспект Пресс, 2005; Лебедева Т. Ю. Паблик рилейшнз: корпоративная и политическая режиссура: Модели, система ценностей, каналы СМК. -М.: Изд-во МГУ, 1999; Почепцов Г. Г. Коммуникативное пространство как сфера действия ПР. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001; Чумиков А. Н. Паблик рилейшнз: понятие, история, структура. — М., 2006 и др.

Эмпирическую базу исследования составили:

— корпус опубликованных текстов центральной, региональной, отраслевой, корпоративной прессы («Российская газета», «Известия», «Независимая газета», «Время Новостей», «Московский комсомолец», «Полярный круг», «Химия и жизнь» и др.);

— тексты, подготовленные специалистами PR-отделов ведущих корпораций химической отрасли, таких как «Газпром», DuPont, «ЛУКойл-Нефтехим», являющихся спонсорами Олимпиады и активнее других реализующих программы социальной ответственности бизнеса и др.;

— данные социологических опросов целевых аудиторий PR-проекта 39-й МХО (200 респондентов, из них: 120 — очно, 80 -заочно).

Научная новизна диссертации.

Впервые была обозначена трансплантация PR-деятельности в научные и образовательные организации, рассмотрена система связей, возникающая между бизнесом, наукой и образованием, решена задача построения целостной концепции PR с позиций системного подхода. Эмерджентные свойства, возникающие в результате функционирования системы и относящиеся к нематериальным продуктам, раскрывают сущность целей PR-деятельности во внешней и внутренней среде субъектов коммуникации. Выявлена и охарактеризована целостность системы PR-деятельности, создающей реальность, связанную с понятием «человеческий капитал».

Впервые определены компоненты и связующие элементы системы, влияющие на возникновение эмерджентных свойств. В системе средств PR-деятельности выделены важнейшие составляющие для решения поставленных задач — спонсорство и благотворительность, оказывающие прямое влияние на эмерджентные свойства системы PR-деятельности.

Понимание этих взаимосвязей имеет принципиальное значение для PR при определении методологических и технологических подходов.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными общеметодологическими позициями, истинность которых неоднократно подтверждалась научным сообществом, опорой на проверенные в реальной практике фундаментальные теории современной наукиприменением адекватного, апробированного методического инструментарияиспользованием обоснованных способов построения исследовательской выборкиадекватных методов статистической обработки.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Одной из основных задач корпораций сегодня становится управление коммуникациями с целью увеличения нематериальных активов, создающих акционерную стоимость. За последние два десятилетия роль нематериальных факторов в развитии бизнеса принципиально изменилась. Их вклад в стоимость компании значительно превысил вес основных балансовых активов. Понятно, что значение таких факторов резко возросло и стало приоритетным направлением развития компании.

2. В сфере науки и образования скрыт серьезный репутационный потенциал общества и отдельных его структур. Очевидно, неслучайно стали возникать национальные проекты. Цель их — способствовать поднятию престижа государства как в глазах собственных граждан, так и на уровне мирового сообщества. Наиболее реальным разрешением сложившейся ситуации видится привлечение государства и бизнес-структур, которые видят интерес, взаимовыгодный для обеих сторон. Участвуя в научных и образовательных проектах, они повышают свою репутацию в обществе. Научные и образовательные организации, в свою очередь, не могут пока обойтись без участия бизнеса, его благотворительных вкладов, сохранять свою репутацию, поддерживать свой бренд.

3. PR-проекты в научных и образовательных организациях реальны только при условии привлечения государства и бизнеса под флагом благотворительности — в рамках их программ ведения социально ответственного бизнеса. Используя общие стратегии и тактики, PR в научных организациях имеет и свою специфику. На примере проведения PR-кампании по освещению 39-й Международной Олимпиады школьников по химии.

Москва, 2007 г.), которую можно рассматривать как экспериментальную площадку, удалось выявить его отличительные черты. В частности, возможно разрешить существующие противоречие между наукой, обществом и бизнесом и увидеть интересы всех сторон при решении одной общей задачи — освещения достижений научного знания.

4. Работа со средствами массовой информации является важнейшим технологическим компонентом системы PR-деятельности. Являясь самостоятельными коммуникационными формами, имеющими специфическое внутреннее содержание, они являются равноправными участниками информационного процесса, который способствует обеспечению аудитории правдивой информацией и формирует у аудитории определенное представление об объекте.

По законам коммуникации, аудитории (будь это один человек или группа) всегда интересно получать информацию о себе или для удовлетворения своих интересов и потребностей, а также информацию, согласующуюся с ее собственными представлениями. Поэтому именно в тексте находит отражение образ аудитории, который интуитивно или на основе результатов исследований формируется у журналиста. Предложенная в работе методика реконструкции семантического пространства является прикладной и может быть использована специалистами в области связей с общественностью и репутационного менеджмента в повседневной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретико-методологические положения и выводы диссертации обсуждались и/или были представлены в материалах научных и учебных институтов, научных совещаний, семинаров и научно-практических конференций.

Структура диссертации и логика ее изложения. Цели и задачи исследования, междисциплинарность изучаемого предмета определили логику, структуру и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Выводы главы 3.

Область психосемантики, или науки, занимающейся «толкованием» смыслов, которые содержатся в вербальной информации, в знаках и символах, является практически применимой в деятельности по связям с общественностью. Ее особая значимость заключается в том, что «знак» является мельчайшей единицей смысла и именно из знаков, вернее огромного многообразия их комбинаций, строится процесс коммуникации. А это значит, что все методики и технологии воздействия в процессе массовой коммуникации: убеждение, манипуляции сознанием, НЛП и т. д. — в первую очередь опираются на психосемантику слова.

Выявление смыслового содержания знака для конкретной аудитории, с исследовательской точки зрения, традиционно считается неоднозначным. Тем не менее, методы качественного анализа текстов и опросные методики семантического дифференциала позволяют добиваться значимых результатов. Например, полученные в ходе исследования факторы позволили достаточно четко очертить круг «научных и образовательных предпочтений», которые и формируют образ аудитории исследуемого издания.

Предполагается, что предложенная в работе методика реконструкции семантического пространства является прикладной и может быть использована специалистами в области связей с общественностью в повседневной работе. Методика в значительной степени субъективна и зависит от самого исследователя: его интерпретаций результатов и, собственно, выделения им метафоричных суждений. Тем не менее, из-за того, что контент-анализ проводится постоянно одним и тем же PR-специалистом, и им же вырабатываются и используются рекомендации, то достигается достаточно высокий уровень достоверности результатов.

На основе полученных выводов PR-специалист строит свое сообщение: пресс-релиз и другие материалы для СМИ. Позиционируя тот или иной объект (товар, личность) с учетом психосемантики аудитории, PR-специалист делает этот новый, никому неизвестный, «пустой» предмет знакомым, приятным, полезным или жизненно необходимым. Это крайне важно для решения задач репутационного менеджмента: как со стороны науки, так и со стороны бизнес-корпораций.

Взаимовлияние журналистики и PR является перманентным, практически и технологически обоснованным и делающим невозможное обособление и самодостаточное существование этих коммуникационных практик. Мощнейшим аргументом, объединяющим коммуникационные сферы, является текст.

С этой точки зрения и PR-автор, и журналист заняты одним и тем же делом. Для обоих сочинение текста требует особой тщательности. Создание текста как таковое — сложный процесс взаимодействия слов, построения структуры предложения, развития темы и, наконец, архитектоники текста. С этой точки зрения журналистика и PR заложники филологической науки, их объединяющих.

При всех сложностях и противоречиях две профессии, журналистика и связи с общественностью, чем дальше, тем больше «обречены» на сотрудничество и контакты, являясь равноправными участниками информационного процесса, выполняющими единую социальную задачу по обеспечению права своих граждан на получение правдивой общественной информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследования, проведенные в рамках данной работы, показали, что потребность российского общества в смене сырьевой модели на инновационную модель как пути своего развития способствует качественному обновлению сферы связей общественности.

В соответствии с этим PR-коммуникации следует рассматривать как системный объект, в результате действия которого появляются эмерджентные свойства. Именно они способствуют успеху деятельности этого достаточного нового для России медийного института. Системный подход к PR-деятельности выводит нас к одному из ключевых понятий репутационного менеджмента — репутации — одной из важнейшей составляющей нематериальных активов фирмы, оцениваемых в ее годовом бухгалтерском балансе. Показано, что корпоративная репутация формируется только в процессе коммуникации как оценка различными аудиториями полученной информации о компании. Выявлена и коммуникационная природа понятий «корпоративный имидж» и «репутационный капитал».

Определено место корпоративной социальной ответственности в системе управления PR-коммуникациями как одного из главных инструментов формирования репутационного капитала, необходимых для реализации программ социально-ответственного бизнеса. Реально обеспечивать социальную ответственность способна лишь компания, которая без давления извне вкладывает средства в социальные программы, по сути, не являющиеся благотворительностью, а как представляется отдельным исследователям — теоретикам и практикам, предпринимательством. Таким образом, благотворительность характеризует качественно более высокую ступень в развитии бизнес-структур.

Сегодня в информационно-коммуникационной сфере остро стоит вопрос о разделении сфер влияния журналистики, PR и рекламы, которые начинается с осознания целей. Если у журналистики — это отражение событийной картины мира, объективный анализ социальных проблемто у PR — создание имиджа и управление имсоответственно у рекламысоздание побудительных мотивов для увеличения спроса на товар или услугу.

Тогда следует признать, что объектом в журналистике является социальная информация, в PR — репутация, в рекламе — товар (услуга).

Именно с это начинается профессионализм в каждой из профессий, составляющий медийное поле страны.

Так как репутация — объект исследования в PR, то, следовательно, репутационный капитал — основа деятельности социально ответственного бизнеса, который формируется сегодня в стране.

Исследования показали, что PR-коммуникации сегодня стали необходимы научному и образовательному сообществу. В научных организациях появляется потребность в новом направлении коммуникационной деятельности — PR, который реален только на условиях благотворительности — это сегодня основной источник финансирования. Сегодня наука и образование — те сферы, которые государство и бизнес просто обязаны поддержать, чтобы общество вышло на новый виток эволюции, стало осваивать инновационную модель развития. В формировании информационного поля научной среды в целях повышения репутационного капитала каждого участника процесса прослеживаются взаимовыгодные интересы бизнеса, науки и образования.

К сожалению, ни один из этих социальных институтов не готов к этому. Именно к этому выводу мы пришли на основе анализа деятельности научных и образовательных организаций, которые не спешат формировать свой имидж, не заботятся о своей репутации.

Однако первые шаги они делают, тем самым, доказывая, что, используя общие стратегии и тактики, их PR имеет и свою специфику. На примере проведения PR-кампании по освещению 39-й Международной Олимпиады школьников по химии (Москва, 2007 г.), которую можно рассматривать как экспериментальную площадку, удалось выявить его отличительные черты и очертить пути эффективного управления PR-коммуникациями.

Анализ коммуникационных продуктов, освещающих деятельность научных и образовательных организаций, показал, что взаимовлияние журналистики и PR является перманентным, практически и технологически обоснованным.

Таким образом, PR как инструмент, способствующий формированию репутационного капитала в российских научных организациях сегодня есть, дальнейшее его существование и развитие возможно лишь при поддержке государства и бизнес-структур, на основе их благотворительности (спонсорство, меценатство). Это выгодно сегодня и государству, и бизнесу, так как способствует прирастанию их репутационного капитала, способствует становлению в стране социально ответственного бизнеса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учеб. Пособие / Д. С. Аврамов. — М.: Изд. Мое. ун-та, 1999. — 224 с.
  2. Ф.И. Журналистское исследование активности личности: Учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. — 223 с.
  3. М.Н. Менеджмент рекламы. М.: ТОО «ИнтелТех», 1993. -81 с.
  4. А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет). Ростов-на-Дону: ООО «Тера», НПК «Гефест», 2002. — 368 с.
  5. И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1997. — 256 с.
  6. Г. М. Социальная психология: Учебн. пособие /Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1998. — 373 с.
  7. К.В. Паблик рилейшнз для коммерсантов: Уч. практич. пособие / К. В. Антипов, Ю. К. Баженов. М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2000. -132 с.
  8. Н. Тринадцатый нож в спину российской рекламе и Public Relations. М.: ТОП- Медиа, 1997. — 224 с.
  9. К.Х. Связи с общественностью в мире финансов. Ключ к успеху. Пер. с исп. со 2-го изд. — М.: Дело, 1997. — 79 с.
  10. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Пер с фр. М.: Прогресс, 1989. — 615 с.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -423 с.
  12. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. -М.: РИП-холдинг, 2003. 174 с.
  13. А.Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса: Учебн. практ. пособие. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. — 240 с.
  14. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. М: Консалтинговая группа «Имидж-контакт», Издательский дом «Инфра-М», 2001. — 233 с.
  15. П.Б. Философский аспект гуманизации общественных отношений // Мир PR на Кубани: Материалы 1 региональной научно-практической конференции. Краснодар, 2000.
  16. А.Г. Типология журнальной периодики. М.: МГУ, 1996.
  17. Ф. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. М.: Консалтинговая группа «Имидж-контакт», Издательский дом «Инфрма-М», 2001. — 178 с.
  18. Л.П. Человек: Деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  19. П. Момент истины для науки. М.: Прогресс, 1999.
  20. С.А. Связи с общественностью / С. А. Варакута, Ю. Н. Егоров. Уч. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. — 246 с.
  21. Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект-Пресс, 2003. — 335 с.
  22. А.Б. Пиар крупных российских корпораций. М.: ГУ ВШЭ, 2001, — 304 с.
  23. И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. Программы-консультанты. СПб.: Бизнес-Пресс, 2002. — 378 с.
  24. П.А. Роль социальных установок в восприятии газетной информации: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1974. — 19 с.
  25. В.В. Журналистика: Учебник / В. В. Ворошилов. СПб.: Изд-во «Михайлов», 2001. — 446 с.
  26. А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во РИП-холдинг, 2000-
  27. Я. С. Журналист и информация: проф. опыт западной прессы / Я. С. Воскобойников, В. К. Юрьев. М.: Новости, 1993. — 204 с.
  28. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
  29. А. Брендинг. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.-424 с.
  30. Горкина М.Б. PR на 100%: Как стать хорошим менеджером по PR / М. Б. Горкина, А. А. Мамонтов, И. Б. Манн. 2-е изд. пер. и доп. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 240 с.
  31. В.М. Средства массовой информации и власть / В учеб. пособ. «Основы политической науки» / В. М. Горохов. М.: РАГС, 1996-
  32. В.М., Комаровский B.C. Связь с общественностью в организациях государственной службы. — М., РАГС, 1996-
  33. А.Ю. Корпоративная журналистика. М.: Вест-Консалтинг, 2008. — 220 с.
  34. А.А. Работа журналиста в прессе. М.: Изд-во РИП-холдинг, 2001. — 274 с.
  35. Э. Креативность в паблик рилейшнз. Пер с англ. 2-е изд. — СПб.: Изд. дом «Нева», 2004. — 256 с.
  36. Т.Э. ПР и реклама в системе маркетинговых коммуникаций в политических кампаниях // Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. Пособие для студентов вузов / Т. Э. Гринберг. М.: Аспект Пресс, 2005.-371 с.
  37. .А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятия и проблемы измерения. — М.: Знание, 1979. 372 с.
  38. С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра: Учеб. Пособие для вузов / С. М. Гуревич. М.: Аспект Пресс, 2004. — 288 с.
  39. Гэд Т. 4D брендинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики. -СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003-
  40. Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. Пер. с англ. М.: Коне. Группа «ИМИДЖ-Контакт», Издательский дом «ИНФРА-М», 2003. — 368 с.
  41. Ф. Ваш абсолютный имидж. М.: ТО «Внешсигма», 1997. — 320 с.
  42. Ю.М. Бизнес-PR. М.: Бератор-Пресс, 2003. — 336 с.
  43. Ф. Паблик рилейшнз: Учеб. Пособие для вузов / Ф. Джефкинс, Д. Ядин. Пер. с англ. Под ред. Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-416 с.
  44. К., Абрамов И. Деловая этика. Руководство, но управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике / Пер. с англ. Вашингтон: Управление международной торговли Министерства торговли США, 2005. — 224 с .
  45. И.М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. -М., 2002. 246 с.
  46. П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб.: Питер, 2001.-416 с.
  47. Доскова И.С. PUBLIC RELATION: теория и практика. М.: Альфа-Пресс, 2004. — 152 с.
  48. Д. И. Паблисити и паблик .рилейшнз. Пер с англ. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Филинъ, 1998. — 288 с.
  49. Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. -Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2004. — 276 с.
  50. М.Н. Манипулирование покупателем. М.: Омега-Л, 2004. -252 с.
  51. .И. История русской журналистики: Учебно-методический комплект. М.: Флинта: Наука, 2000. — 464 с.
  52. .И. Три века московской журналистики. М.: МГУ, 1997. — 223 с.
  53. Журналистика как поступок: Сб. публикаций / Под ред. А. К. Симонова. М.: Медея, 2004. — 368 с.
  54. И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во Мое. унта, 1999.-270 с.
  55. Я.Н. Средства массовой информации постсоветской России. -М.: Аспект-Пресс, 2002. 303 с.
  56. А.Б. Коммуникационный Менеджмент: Рабочая книга менеджера PR / А. Б. Зверинцев. СПб.: СОЮЗ, 1997. — 288 с.
  57. JT.M. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый слов, терминов и концепций / Землянова Л. М. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 300 с.
  58. Л.М. Коммуникативистика и средства информации. М.: Изд-во МГУ, 2004-
  59. Г. В. Реальность Паблик рилейшнз. М.: Смысл, 1999. — 153 с.
  60. Д. Настольная энциклопедия PUBLIC RELATIONS. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 496 с.
  61. Информационная политика: Учебник / Под ред. В. Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 463 с.
  62. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-384 с.
  63. С. М. Паблик рилейшнз. Теория и практика / С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум. 8-ое изд. Пер. с англ.: Учебное пособие. М.: Изд. Дом «Вильяме», 2000. — 624 с.
  64. Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. / М. Н. Ким. М.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. — 495 с.
  65. А. Технология достижения целей. М.: Гросс Медиа, 2004. -142 с.
  66. С.Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко М., Аспект-Пресс, 2001. — 286 с.
  67. В. Основы паблик рилейшнз: Учебник для вузов. Пер с укр. -«Рефл-бук». Киев: Ваклер, 2000. — 526 с.
  68. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, СМИ и чиновники оценивают социальную роль бизнеса в России // Под ред. С. Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2004. — 72 с.
  69. Корпоративный социальный отчет: как правильно рассказать о вкладе вашей компании в развитие общества: // Практическое руководство под ред. Литовченко СЕ. М.: Ассоциация менеджеров, 2004. — 56 с.
  70. В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб.: Златоуст 1999. — 319 с.
  71. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991. — 736 с.
  72. Ф.Ю., Кузнецов Г. С. Новые подходы к избирательным технологиям. СПб. 1999. — С.6.
  73. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. — 2-е изд. доп. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — 288 с.
  74. Й. Корпоративная религия. Создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге: 2002. — 272 с.
  75. Э.А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. М.: Книга, 1984. — 383 с.
  76. Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект-Пресс ИГУ, 2002. — 239 с.
  77. Г. В. Профессиональная этика журналиста: Учеб. пособие по журналистике. М.: Аспект Пресс, 1999. — 208 с.
  78. Лебедева • Т. Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1996. — 134 с.
  79. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2002. — 192 с.
  80. А.А. Психология общения. 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — 365 с.
  81. А.Ф. Миф, число, сущность. М.: Мысль, 1994. — 419 с.
  82. А.В., Пониделко А. В. Черный PR как способ овладения властью, или бомба для имиджмейкера. СПб., Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001. — 365 с.
  83. А.Ю. Мастерство коммуникации. М.: КСП+, 1999. — 325 с.
  84. В.И. Объяснение. Понимание. Язык / В. И. Медведев. СПб.: Ступени, 1997. — 199 с.
  85. Мельник Г. MASS-MEDIA: психологические процессы и эффекты. -СПб.: СПбГУ, 1996. 161 с.
  86. Г. Власть и магия PR. СПб.: Питер, 2004. — 173 с.
  87. А.Г. Обитатели миража. PR специального назначения / А. Г. Михайлов, Ю. В. Романов. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 288 с.
  88. В. Паблик Рилейшнз средство социальной коммуникации / В. Моисеев. — Киев: ВИРА-Р, 1999. — 376 с.
  89. В.А. Паблик Рилейшнз средство социальной коммуникации. -К.: ВИРА-Р, 1999.
  90. М.П. Журналистика и историческая наука: В 2 кн. М.: РГГУ, 1998 — 1999. — 563 с.
  91. В. Л. Теория и практика современной рекламы. М.: Евразийская группа, 1998. — 400 с.
  92. Д. Всё о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. 7-е изд.: Пер. с англ./ Даг Ньюсом, Тёрк Джуди, Ван Слайк, Дин Крукеберг. — М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт», Издательский дом «ИНФРА-М», 2001. — 607 с.
  93. О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 256 с.
  94. И. «Плюс/минус» репутация / И. Олейник, А. Лапшов. -Самара: Бахрах-М, 2003. 192 с.
  95. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса: Сб. статей. М.: Тандем, ЭКСМОС, 1999. — 351 с.
  96. Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. М.: Финпресс, 2002. — 368 с.
  97. Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Центр, 2003. — 320 с.
  98. Г. Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-Бук: Вакслер, 2001. -651 с.
  99. Правовые и этические нормы в журналистике / Составители Е. П. Прохоров, Г. М. Пшеничный, В. М. Хруль. М.: Аспект Пресс, 2004.222 с.
  100. Проблемы эффективности средств массовой коммуникации и пропаганды / Под ред. B.C. Коробейникова. Минск: БГУ, 1981. — 4.1. -133 е., ч.2. — 133 с.
  101. Е.К. Психология журналистского творчества. 2-е изд. — М.: Изд. Моск. Ун-та, 2003. — 320 с.
  102. Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект-Пресс, 2000. — 367 с.
  103. Э. Расцвет пиара и упадок рекламы: Как лучше всего представлять фирму / Э. Райе, JI. Райе. Пер. с англ. Т. Китанной. — М.: ООО «Изд-во ACT», ЗАО НПП «Ермак», 2004. — 313 с.
  104. Э., Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость. Спб: Питер, 2001. — 256 с.
  105. Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России. М.: МГУ, 2004. — 160 с.
  106. Юб.Реснянская JI. JL Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога: Учебн. пособие / JI.JI. Реснянская. М.: Пульс, 2000. — 48 с.
  107. Р. Журналистика в стиле он-лайн / Р. Рэддик, Э. Кинг. — М.: Вагриус, 1999. 416 с.
  108. А. Русский PR в бизнесе и политике. М.: Ось-89, 2003. — 240 с.
  109. Л.Г. Профессия: журналист. Учеб. Пособие / Л. Г. Свитич. М.: Аспект Пресс, 2003. — 255 с.
  110. Связи с общественностью в политике и государственном управлении. / Под ред. B.C. Комаровского. М.: Изд. РАГС, 2001. — 520 с.
  111. Связи с общественностью. Базовые понятия. Учебное пособие. /Под ред. В. В. Тулупова и Ю. Л. Полевого. Воронеж: Кварта, 2002. — 324 с.
  112. А. Проблема доверия. Пер. с англ. И. И. Мюрберг, С. В. Соболевой. М.: Идея-Пресс, 2002. — 256 с.
  113. А.Г. Страшные тайны PR. Записки PR-консультанта. — СПб.: Питер, 2004. 169 с.
  114. А.П. Самые успешные PR-кампании в мировой практике. Пер. с англ. М.: ИМИДЖ-Контакт, Инфра-М, 2002. — 309 с.
  115. Л.И. Теоретические основы культуры речи. М.: МГУ, 1980. -105 с.
  116. Т.П. Психология доверия: Учебн. пособие. М.: Академия, 2000. — 264 с.
  117. С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века) / С. И. Сметанина. СПб.: Изд-во «Михайлов», 2002. — 383 с.
  118. Социальная ответственность бизнеса. Корпоративная отчетность -новый фактор взаимодействия бизнеса и общества // Сборник статей, лекций и выступлений Под общ. ред. Л. Г. Лаптева. — М.: ЗАО Финансовый издательский дом Деловой экспресс, 2004. 208 с.
  119. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / Под ред.
  120. С.Е.Литовченко, М. И. Корсакова. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. -208с.
  121. Социально-маркетинговые кампании в России. Сборник кейсов. М.: Оргкомитет конкурса «Индекс Бренда: Издательство Index Design Publishing, 2004. — 208 с.
  122. В.А. Корпоративная культура. СПб: Питер, 2001. — 352 с.
  123. А. Карьера в маркетинге, рекламе и PR. СПб.: Изд. дом „Нева“, 2003. — 224 с.
  124. А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2002.-311 с.
  125. А.А. Расследовательская журналистика Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. — 383 с.
  126. В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама- Воронеж: Кварта, 2001.- 313 с.
  127. В.В. Реклама в коммуникационном процессе / В. В. Тулупов. -Воронеж: Кварта, 2003. 143 с.
  128. Тульчинский Г. Л. Public Relations: Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. СПб.: СПб Акад. Культуры, Ин-т культ. Программ Комитета по культуре СПб, 1994. — 80 с.
  129. А.И. Вещи, свойства и отношения. М.: Мысль, 1963.
  130. Д.Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ / Л. Уилкокс. Пер. с англ., 4-е изд. М.: Консалтинговая группа „ИМИДЖ-Контакт“, издательский дом „ИНФРА-М“, 2004. — 761 с.
  131. Управление социальными программами компании / Под общей ред. С. Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. — 152 с.
  132. Э.А. Управление связями с общественностью. PR /Э.А. Уткин, В. В. Баяндаев, М. Л. Баяндаева. М.: ТЕИС, 2001. — 296 с.
  133. Л.Н. Анализ содержания социологический метод изучения СМК.-М., 2001.-С. 36.
  134. JI.Г. Структура рекламного текста. СПб.: СПб институт печати, 2003. — 225 с.
  135. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. — 511 с.
  136. М. Электронный Public Relations. Пер. с англ. В. Кашникова. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 192 с.
  137. А.Н. Связи с общественностью: учебное пособие. М.: Дело, 2000.-271 с.
  138. Ф.И. Интегрированные PR-коммуникации. М.: РИП-Холдинг, 2004. — 272 с.
  139. Ю.В. Построение рекламного текста. М.: Берато Пресс, 2002. -121 с.
  140. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. — 213 с.
  141. М. Незримые ценности бренда. М.: Вершина, 2006. — 304 с.
  142. A.M. Полемический текст в современном медиапространстве (функциональные, жанровые и структурные особенности печатной полемики): Монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. — 302 с.
  143. М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. -СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. 444 с.
  144. М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М.: МГУ, 2002. — 317 с.
  145. Юнг К. Г. Один современный миф / К. Г. Юнг. М.: Наука, 1993. — 192 с.
  146. Baskin О., Aronoff С. Public relations: The profession and the Practice. Dubuque, 1992.-501 p.
  147. Beltz A., Talbott A.D., Starck K. Using Role Theory in Study Cross Perceptions of Journalists and Public Relations Practitioners. // Public Relations Research Annual 1. Hillside, NJ: Lawrence Eribaum Associates. -January, 1989.
  148. Broom G., Dozier D. An Overview: Evaluation Research in Public Relations // Public Relations Quarterly. 1983. — № 3.
  149. Cheney G., Vibbert S. Corporate Discourse: Public Relations and Issue Management. // in Handbook of Organizational Communication: An Interdisciplinary Perspective. Ed. by Jablin F., Putnam L., Roberts K., Porter L. Newbury Park, CA: Sage, 1987.
  150. Decaudin N. La communication marketing: Concepts, techniques, strategies. -Paris, 1999.
  151. Deelecourt N. Vivez au mieux vos relations avec les journalists. Paris, 1996.
  152. Excellens in Public Relations and Communication Management. Ed. by Grunig J. Hillsdale, NJ: Eribaum, 1992.
  153. Gregory A. Planning & Managing a Public Relations Campaign. A Step-by-Step Guide. London, 1997.
  154. Grunig J.E., Grunig L. Models of Public Relations and Communication / in Excellence in Public Relations and Communication Management. Ed. by Grunig J. Hillsdale, NJ: Eribaum, 1992.
  155. Grunig J.E., Hunt T. Managing Public Relations. NY: Holt, Rinehart, and Winston, 1984.
  156. Grunig L.A. Power in the Public Relations Department/ in Public Relations Research Annual. Eds. by Grunig J.E., Grunig L.A. Hillsdale, NJ: Eribaum Associates, 1990.
  157. Hildebrand ?., Stephanblome M. Public Relations in Internet: Online — Plattform statt elektronischer Imagebroschbre // Public Relations Forum. 1996. № 2.
  158. Hunt Т., Grunig J. Public Relations Techniques. NY: Harcourt Brace College Publishers, 1994.
  159. Kelly G. The psychology of personal constructs (vols.l and 2). NY: Norton, 1955.
  160. Kruckerberg D., Starck K. Public Relations and Community. A Reconstructed Theory. -NY, Westport, Connecticut, London: Praeger, 1988.
  161. Mancini P. Manuale di comunicazione pubblica. Roma- Bari, 2001.
  162. Matrat L. Relations Publiques et Management. Bruxelles. 1979 .
  163. Noyes K. Today’s Top PR People must Combine Communications Savvy and Business Acumen. Reputation Management. — J/F, 1997.
  164. Public Relations Theory. Ed. by Botan C. H» V. Hazelton. Hillsdale, NY: Lawrence Erbaum Associates, 1989.
  165. Reagan J., Anderson R., Summer J., Hill S. A Factor Analysis of Broom and Smith’s Public Relation Role Scale. Journalism Quarterly. — v.67. — 1990. -№ 1.
  166. Robinson E.J. Communication and Public Relations. Columbus, Ohio, Merrill, 1966.
  167. Shamir J., Reed B. S., Connell S. Individual Differences in Ethical Values of Public Relations Practitioners. // Journalism Quarterly. vol.67. — #4. — Winter 1990.
  168. Springston J. K, Leichtry G. Boundary Spanning Activities in Public Relations // Journalism Quarterly. vol.73. — 1994. -№ 1.
  169. Weiss W. Effects of mass media// Handbook of social psychology. Vol. 5.1/ G. Lindzey, E. Aronson, Reading, Mass, 1968-
  170. Статьи в периодических изданиях, сборниках и Интернете
  171. И.Ю. Основные способы социально-психологического воздействия в процессе рекламной коммуникации / И. А. Александрова. // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. 2000. -№ 1(2). — С. 28−37.
  172. О. Корпоративная социальная ответственность в России. Взросление в неблагоприятном окружении // http://www.soc-otvet.rn/
  173. Аналитический отчет по результатам исследования Ассоциациименеджеров «Социальная роль бизнеса в общественном развитии: корпоративная благотворительность и спонсорство» // http://www.amr.ru
  174. А. Нанотехнологии стали предметом экономической игры // nanoware.ru, 25.04.2008.
  175. М.М. Проблема текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа / М. М. Бахтин. // Эстетика словесного творчества. Сб. научн. тр. М., 1979. — С.281−328.
  176. И. Рейтинг привлекательности // Консультант. 2005. — № 3.
  177. Белова B. JL, Гарсиа A.JI. О социальной ответственности бизнеса // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 5. — С.241−253- № 6. -С.196−211.
  178. JI. Общая теория систем критический обзор / JI. Берталанфи // Исследования по общей теории систем. Под ред. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. -М.: Прогресс, 1969. — С. 23−82.
  179. А.Е. Понятия «имидж», «репутация» и «образ» в контексте «Критики чистого разума» И.Канта / А. Е. Богоявленский. // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Альманах. Воронеж, 2004. — Вып. 56. — С. 57−62.
  180. В обществе еще не сформирован позитивный имидж благотворительности // http://www.soc-otvet.ru/.
  181. К. Социальная ответственность бизнеса превалирующая ценность // http://www.amulet-group.ru/.
  182. Ф. Четыре принципа про., или как нам преодолеть извечное принижение статуса СМИ со стороны PR? // Советник 2000. — № 10 (94).
  183. Ю.П. Корпоративная этика и социальная ответственность для российских компаний: бремя или выгода // http://www.rid.ru/
  184. Документы Всемирного банка по проблемам социальной ответственности бизнеса (www.wordbank.org).
  185. Журналист. Пресса. Аудитория: Межвузовский сборник / Ред. И. П. Лысакова, Ю. Н. Солонин. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1991. — Вып.4. -159 с.
  186. Е.А. Информация о социальной политике должна быть адресной (Исследование Ассоциации Менеджеров) // Вестник ассоциации менеджеров. 2004. — № 4, 5 (www.amr.ru).
  187. С.Н. О социальной ответственности бизнеса в современной России // Экономическая наука современной России. 2004. — № 2. С. 116−125.
  188. . С.Г. Социологические проблемы журналистской теории и практики // Актуальные проблемы журналистики. Чебоксары, 1995. -С. 116−131.
  189. Корпоративная этика и ценностный менеджмент. Сб. статей по материалам международной конференции «Корпоративная этика и ценностный менеджмент», 20−21 ноября 2002 г. М.: ЭИИцентр, Интеграл — Информ, Кнорус, 2003. — 232с.
  190. В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психол. журн. 1982. — Т.З. — № 3. — С. 58−64.
  191. Е.П. Журналистика в режиме диалога / Е. П. Прохоров // Вестник МГУ. Сер. 10. «Журналистика». — 1995. -№№ 1−2. — С.35−44.
  192. Т.П. Методологический анализ проблемы доверия / Т. П. Скрипкина // Прикладная психология. 1998. — № 1. — С. 76−85.
  193. В.В. Состояние российских СМИ и журналистского образования в переходный период. // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Альманах. Воронеж, 2004. — Вып. 5−6. — С. 3−6.
  194. О. Не милостыня, а социальные инвестиции // Ведомости Форум. Март 2006. С. 23−24.
  195. В.А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества // Россия реформирующаяся. Сб. науч. тр. М., 2002. — С. 349−363.1. Диссертации
  196. Э.Х. Коммуникации в системе «паблик рилейшнз» как фактор формирования репутационного капитала. // Автореферат дис. канд. филол. наук / Московский государственный университет. М., 2007.
  197. И.Ю. Социально-психологическое воздействие рекламного сообщения на целевую аудиторию- Дис. на соискание уч. степени канд. псих, наук / Государственный университет управления. М., 1999.1. Словари
  198. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
  199. Энциклопедический социологический словарь. /Общая ред. академика РАН Осипова Г. В. М.: ИСПИ РАН, 1995. — 708 с.
  200. Большой Коммерческий словарь. М., 1966 — С. 132.
Заполнить форму текущей работой