Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гласность в деятельности общественных объединений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Федеральный уполномоченный орган ежегодно публикует перечень политических партий и их региональных отделений в общероссийских периодических печатных изданиях и размещает этот перечень с указанием даты регистрации каждой политической партии и каждого ее регионального отделения, а также тексты уставов и программ политических партий на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети… Читать ещё >

Гласность в деятельности общественных объединений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

До сих пор речь шла в основном об открытости органов власти и доступе журналистов к официальной информации. Однако политическая журналистика взаимодействует и с множеством других, не властных участников политической жизни. Наиболее крупный их сегмент представлен общественными объединениями. Так законодатель именует все объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных и коммерческих. Данные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности, политическая партия.

Для политической журналистики знание этих и иных положений законодательства необходимо. Во-первых, имея дело с тем или иным общественным объединением, надо ясно представлять себе и его организационно-правовой статус, и возможности влиять па политические процессы. Если право на участие в выборах (например, ведение предвыборной агитации) таких объединений строго регламентировано, то другие их права, закрепленные в ст. 27 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», не ограничиваются. Для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право:

  • — свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • — участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными законами;

проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

  • — учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность;
  • — выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  • — участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством РФ; и др.

Во-вторых, следует вспомнить, что на общественные объединения, как и на государственные организации, распространяются права журналиста в части посещения, запроса информации, доступа к документам и иные, предусмотренные ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации». В связи с правами общественных объединений надо специально упомянуть, что журналист имеет право присутствовать на митингах и демонстрациях, в том числе проводимых каким-либо движением или организацией. В-третьих, поддержка инициатив и предложений общественного объединения, адресованных органам государственной или муниципальной власти, должна рассматриваться как необходимое направление деятельности политической журналистики. То же самое можно сказать и о защите интересов граждан. Так называемый третий сектор (негосударственные и некоммерческие организации) представляет собой неотъемлемое звено гражданского общества, построение которого рассматривается в современной России как одна из стратегических целей социального прогресса. Пресса принципиально не может оставаться сторонним наблюдателем или бесстрастным хроникером этого процесса. Сторонники расширения партнерских связей журналистики с общественностью исходят из того, что «политические вопросы следует освещать под углом интересов граждан, а не с позиций интересов политиков или прессы»[1].

Наконец, поскольку общественные объединения наделены правом учреждать собственные СМИ, профессиональная судьба многих журналистов будет связана именно с этим отрядом периодических изданий и программ вещания. Не требует долгих пояснений мысль о том, что пресса правозащитных организаций или общественно-политических движений охотно и регулярно занимается информированием, просвещением, анализом, пропагандой в сфере политики. Иными словами, творческим сотрудникам таких редакций почти гарантирована самая интенсивная деятельность на поприще политической журналистики.

У взаимодействия общественных объединений с политической журналистикой есть и другая сторона. Данные объединения сами становятся объектами внимания прессы как среда, которая порождает политические идеи, инициативы, события, лидеров и т. п. В связи с этим важно, чтобы их деятельность строилась на началах публичности и подконтрольности согражданам, в том числе при посредничестве журналистики. Федеральный закон «Об общественных объединениях» в ст. 15 устанавливает, что деятельность этих объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной. Понятие гласности распространяется не только на упомянутые документы (устав, сведения об учредителях, протоколы учредительных съездов и др.). Есть и другие виды данных, которые журналист может получить без специальных разрешений. Так, общественное объединение, согласно ст. 29 указанного Федерального закона, обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с отчетом.

Из всех видов общественных объединений политическая журналистика чаще всего сталкивается с политическими партиями, для которых приведенные выше нормы законодательства также имеют силу. Вместе с тем это особые, можно сказать, специализированные на политике организации 1раждан. Согласно Федеральному закону от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» последние являются единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Политическая партия в целом (а также в ряде случаях и ее региональные отделения) вправе принимать участие в выборах и референдумах в силу ст. 36 указанного Федерального закона. Не случайно некоторые общественные движения, достигнув высокой степени идейной и организационной зрелости и завоевав известность у населения, регистрируются как партии. Тем самым они приобретают шанс самым активным образом участвовать в реальной политической конкуренции. Следовательно, постоянным и пристальным становится внимание к ним со стороны журналистов.

Принцип гласности в деятельности общественных объединений воспроизводится в законодательстве о партиях, причем даже в несколько усиленной форме, и получает дополнительную конкретизацию с учетом первостепенной роли партий в политической жизни и обостренного интереса к ним граждан. Пресса имеет возможность получить подробную и оперативную информацию обо всем спектре российских партий и о каждой из них в отдельности. В масштабах страны организована система регулярного учета, надзора и контроля в этой сфере по следующей схеме, установленной в ст. 19 Федерального закона «О политических партиях» .

  • 1. Сведения о создании и ликвидации политических партий публикуются в общероссийских периодических печатных изданиях.
  • 2. Регистрирующий орган вносит записи о государственной регистрации политических партий и их региональных отделений в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
  • 3. Федеральный уполномоченный орган открывает специальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования и публикует адрес этого сайта в «Российской газете» .
  • 4. Федеральный уполномоченный орган ежегодно публикует перечень политических партий и их региональных отделений в общероссийских периодических печатных изданиях и размещает этот перечень с указанием даты регистрации каждой политической партии и каждого ее регионального отделения, а также тексты уставов и программ политических партий на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. На указанном сайте размещаются также сводные финансовые отчеты политических партий, контактные телефоны постоянно действующих руководящих органов политических партий и их региональных отделений и иная открытая информация о политических партиях.

Предусмотрены и другие формы накопления информации о партиях. Важен не столько их полный перечень, сколько, во-первых, само наличие такой системы, которая значительно облегчает журналистам поиск данных, во-вторых, то, что партиям вменяется в обязанность предоставлять указанные сведения, в-третьих, упоминание о том, что эти нормы относятся только к открытой информации. Значит, существуют и охраняемые сведения. Журналистам не следует забывать, что партии — это добровольные организации граждан, созданные для выражения их политической воли и представления их интересов в органах государственной власти и местного самоуправления. Если официально зарегистрированная организация должна быть максимально открытой, то политический выбор отдельного человека остается его личным делом, и сведения об этом попадают в разряд конфиденциальной информации (персональных данных). В связи с этим сведения о членах политической партии, представляемые в уполномоченные органы, относятся к информации с ограниченным доступом, ее разглашение без согласия членов партии влечет за собой ответственность по закону. В России запрещается требовать от граждан, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового. Для журналистов данная «территория» также является закрытой. Редакции, вероятно, не задумываются об этом, когда помещают «разоблачительные» заголовки вроде «Коммунист украл ребенка» или «Член ЛДПР стал главой банка» .

Сказанное, конечно, не относится к ситуациям, когда человек сам заявляет о своей партийной принадлежности. Особенно широко открытыми для оглашения данных, журналистского расследования и даже любопытства являются лидеры партий, политических объединений и т. п. Здесь надо вспомнить о таком явлении в мировой нормотворческой и правоприменительной практике, как общественная фигура (public figure). Люди, получившие известность в обществе в силу своего должностного или профессионального статуса, в сравнении с рядовым гражданином, менее защищены от вмешательства СМИ в их частную жизнь, не говоря уже о служебной деятельности. Практика Европейского суда по правам человека выработала такой подход к общественной фигуре: при определенных обстоятельствах заинтересованность общества в распространении информации и мнений должна перевешивать интересы защиты репутации политических и государственных деятелей[2].

Государство оказывает поддержку деятельности партий, причем не только парламентских. Это особенно явно наблюдается вовремя и в связи с выборами. Партии, активно участвующей в выборах, предоставляются разнообразные возможности в выдвижении и поддержке ее кандидатов и партийных списков. Однако от нее требуется строить избирательную кампанию гласно, открыто, в том числе для прессы. Впрочем, это требование относится не только к партиям, но и к другим участникам выборов и заслуживает отдельного рассмотрения.

  • [1] Грабельников А. А., Волкова И. И., Гегелова Н. С. Организация информационного производства на телевидении: учеб, пособие. М., 2008. С. 26.
  • [2] Монахов В. Н. Афродита и Феникс. Размышления о современности в обрамлении персонажей легенд // Информационные споры: как в них победить? Решения, рекомендации, экспертные заключения Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ / отв. ред. А. К. Симонов; сост. А. К. Копейка. М., 2002. С. 376—379.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой