Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы формирования общественного сознания в таджикской публицистике периода государственного суверенитета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важно отметить и то, что еще с первых десятилетий советского периода и по требованию пропагандистской и агитационной идеологии партии коммунистов и Советской власти, начиная с устода Айни, таджикские литераторы А. Лахути, С. Джавхаризаде, М. Аминзаде, М. Рахими, А. Дехоти, М. Миршакар, М. Турсун-заде, Б. Рахим-заде, П. Толис, Дж. Икрами, С. Улуг-заде, С. Гани и др., касаясь тем строек Вахша… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА I. ПУБЛИЦИСТИКА И ПУБЛИЦИСТИЧНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА
    • 1. Современное состояние и проблемы теории таджикской публицистики
    • 2. Роль-публицистики в достижении и укреплении суверенитета
    • 3. Публицистика и публицистичность в произведениях таджикских авторов нового времени
  • ГЛАВА II. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ И ЕГО ОСВЕЩЕНИЕ В ТАДЖИКСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ
    • 1. Проблемы воспитания национального самосознания в таджикской публицистике
    • 2. Освещение политического противостояния в публицистике Таджикистана
  • ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПУБЛИЦИСТИКЕ ПЕРИОДА СУВЕРЕНИТЕТА ТАДЖИКИСТАНА
    • 1. Человеческий фактор в публицистике советского периода
    • 2. Человек и общество в публицистике нового времени

Проблемы формирования общественного сознания в таджикской публицистике периода государственного суверенитета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Публицистика, являясь одной, из форм творческой деятельности, зародилась одновременно с художественной литературой: Таджикская^ публицистика так же уходит корнями в глубокую древность и связана с проповедями и обращениями суфиев и проповедников, политических и государственных личностей Х-ХП вв. Элементы публицистики встречаются' также в поэзии и прозе Насира Хусрава, Фирдоуси, Саади, Убайда Зокони, Низамульмулька и других представителей классической персидско-таджикской литературы. При этом проблемы, связанные с историей, теорией и практикой, таджикской" публицистикиеще всесторонне* и полно не изучены.

Нужно сказать, что в русском литературоведении исследования, и. поиски ученых в публицистике, берут начало со второй половины XIX в., с произведений Н. Г. Чернышевского и В. Г. Белинского. Особенно публицистика широко стала изучаться в советский период. В исследованиях М. С. Черепахова, Л. С. Выготского, Ю. А. Щерковина, И. П. Лысакова, Г. Я. Солганика, В. В. Виноградова и других проанализированы понятия и сущность публицистики как описания реальных, невыдуманных происшествий, ситуаций и событий, изложены взгляды и мнения на проблемы языка, стиля, жанровых, тематических, художественно-эстетических особенностей произведений публицистики.

Выводы, размышления и рассуждения русских и европейских исследователей о публицистике, ее содержании и сущности, свидетельствуют о том, что ее содержание возникло на основе документа, реальности и жизненных происшествий, а также деяний и стремлений реальных личностей. Выводы и результаты авторов таких произведений также имеют публицистическую основу. Один из русских исследователей публицистики Е. Осетров называет ее видом литературного авангарда, при посредстве которого читатель получает сведения о вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем обществе, его строителях, анализирует и объясняет прошлое, старое, отжившее отклоняет и поддерживает новые, прогрессивные явления. Публицистика в процессе своего развития рождает летопись эпохи, рассказывая о победах, достижениях и неудачах, несчастье народа, преподает исторический, общественный и жизненный урок (215, 206).

По вопросу исследования жанров публицистики, в том числе очерка, скетча, новеллы и эссе, интересны труды, русских ученых Е. Журбиной (112), Е. П. Прохорова (233), В. В. Ученовой (322) и им подобных. В них изложены ценные мысли о проблемах теории публицистики и истории формирования ее жанров. Большинство ученых, считая публицистику и ее разнообразные жанры экстренным, боевым видом литературы, признают их природными составляющими.

Важно отметить, что у большинства русских ученых и исследователей' бывших советских республик, таких как Н. И. Глушков, А. Н. Западов, Н. Г. Зорина, А. В. Савченков, Л. Г. Юдкевич, М. С. Черепахов, Ю. Б. Бабаев, О. Тагаев и другие, нет единого мнения в вопросе соотношения публицистики с различными науками, определения жанров, видов и стиля публицистических произведений.

Из высказываний ученых, касающихся жанров, видов и стиля публицистических произведений, более четкими и убедительными нам представляются мысли и рассуждения В. В. Ученовой и Е. П. Прохорова (322, 236- 233). Согласно их мнению, предмет публицистики, как вид творчества, существует в единстве с событиями в современной жизни общества.

Одна из спорных и еще полностью нерешенных проблем публицистики — это определение ее отношения к литературе и искусству. Некоторые исследователи, в том числе Л. И. Тимофеев, В. П. Неустроев, Я. Е. Эльсберг, Г. Н. Поспелов, Ю. Бабаев и др., придерживаются мнения, что литератор и художник, в основном, излагают свое видение мира и понимание событий при посредстве образов, но публицист свои мысли и раздумья выражает через документы, факты и логические выводы. Другая группа ученых является сторонниками мнения, высказанного великим русским писателем Л. Н. Толстым в ответе на критику его произведений М. С. Громовым. Согласно мнению ^ Л. Н. Толстого, «писатель не всегда пишет произведение чисто художественное, живя в человеческом, обществе, он не может пренебречь интересами отдельных людей, и их интересы в свою очередь должны стать интересами^ общества» (297,269−270). Согласно такому мнению, между трудами писателя и публициста нет серьезных различий и представители этих двух видов творчества одинаково служат интересам общества и людей.

Различные мысли и взгляды о сущности, задачах и специфике публицистических произведений изложены в исследованиях других русских ученых. Так, если А. Аграновский считает основным и важным в публицистике «идейность, прочность, роль. мышления" — (8,13), то М. С. Черепахов считает художественную литературу «формой эстетического изучения мира и человека», а публицистику — «способом политического осмысления и отражения событий в разных формах и видах» (337,48) и подчеркивает, что публицист в большинстве случаев свои мысли и взгляды излагает открыто, правдиво и прямо.* Интересные мысли и суждения по этому поводу высказаны В’Л.Канторовичем (143,17).

На основании данного обзора можно заключить, что в русском литературоведении и литературоведческой науке бывших советских республик существует много исследований о различных жанрах публицистики, таких как путевые заметки, статья, репортаж, очерк, фельетон, памфлет, ее тематике и стилях, в частности, о таких ее направлениях, как дискуссионный, пропагандистский, аналитический, сатирический и др. Результаты этих исследований подтверждает тот факт, что публицистика как род творчества, как практическая сфера политики все больше укрепляется в жизни общества.

Вместе с тем, нужно сказать, что в Таджикистане теоретические и практические проблемы публицистики серьезно стали изучаться с 80-х годов 5.

XX века. Действительно, в годы Советской власти в Таджикистане занимались исследованиями проблем публицистики, но одна непроясненная сторона этой проблемы состоит в том,.что в" советскую эпоху публицистика рассматривалась как один из жанров, художественной литературы и исследованием ее вопросов занимались, в основном, литературоведы, такие как С. Табаров, Л. Н. Демидчик, М. Шукуров, А. Сайфуллаев, А. Маниязов, Дж. Бако-заде и другие. Наряду с изучением проблем современной таджикской художественной прозы ими высказаны соображения1 о различных аспектах публицистической поэзии и прозы. Первым трудом, посвященным исследованию публицистики в советский период, является монография А. Маниязова «Публицистика и поэзия' устода Айни» (164) и только через тридцать лет послееепубликации, т. е. в 1988 году, увидел свет труд профессора А. Саъдуллаева «Публицистика Турсун-заде» (258).

Важно отметить и то, что еще с первых десятилетий советского периода и по требованию пропагандистской и агитационной идеологии партии коммунистов и Советской власти, начиная с устода Айни, таджикские литераторы А. Лахути, С. Джавхаризаде, М. Аминзаде, М. Рахими, А. Дехоти, М. Миршакар, М. Турсун-заде, Б. Рахим-заде, П. Толис, Дж. Икрами, С. Улуг-заде, С. Гани и др., касаясь тем строек Вахша, каналов Гиссара, Ферганы и других сторон социалистической жизни в Таджикистане, писали также и публицистические пропагандистские и агитационные произведения: Позднее. в ряды литераторов, которые испытали свой талант в создании публицистических произведений, вошли А. Бахори, М! Наджмиддинов, Ф. Мухаммадиев, С. Турсун, А. Самад, У. Кухзод, К. Мирзоев, И. Файзуллаев, Ш. Ханиф, Д. Раджаби, М. Табаров, Б. Муртазаев и им подобные и намного увеличилось количество публицистических сочинений и расширилась их тематика. В советский период в таджикском литературоведении публицистические произведения, по сравнению с предыдущими годами, были более передовыми, содержательными. Однако, кроме перечисленных трудов А. Маниязова и А. Саъдуллаева и некоторых дискуссий, прошедших на страницах журналов «Садои Шарк» и «Памир», газет и еженедельников-о состоянии таджикской публицистики серьезных исследований о теории и практики этой ветви таджикской литературы, мы не обнаружили.

Так, в дискуссии, развернутой в 1973 году на страницах журнала «Садои Шарк» вокруг темы «Герой жизни — герой литературы», устод М. Шукуров высказал некоторые очень интересные мысли о реальных героях литературы 70-х годов в сравнении их с героями 30-х годов прошлого века (353). Одна из интересных дискуссий прошла на страницах журнала «Памир», начатая статьей А. Хакима «Своим языком1 о своем времени», посвященная вопросу жизненной и реальной основы стихов таджикских поэтов (326).

В’другой дискуссии, прошедшей в 1987 году в журнале «Садои» Шарк" под названием «Проблемы современной прозы» участвовали известные таджикские литературоведы М. Шукуров, Р. Хади-заде, Р: Амонов, А. Сайфуллаев, А. Абдуманнонов, А. Набиев и другие. Они высказали свои мнения о проблемах, реальном описании жизни человека и вопросов, возникающих в его ежедневной' жизни, в произведениях писателей Ф. Ниязи, И. Файзуллаева, У. Кухзода, С. Турсуна, Б. Фируза, А. Самадова, К. Мирзоева, Р. Ёрова и т. д. Таджикские литературоведы А. Набиев и Дж. Бако-заде, анализируя творческую индивидуальность и психологическую прозу Ф. Мухаммадиева, А. Самада, У. Кухзода, коснулись некоторых публицистических аспектов их произведений (168−43).

Нужно упомянуть, что всестороннее развитие изучения таджикской публицистики особенно оживилось, начиная с последнего десятилетия XX века, после наступления горбачевской перестройки, гласности, демократии и суверенитета Республики Таджикистан и за этот период исследователи такие, как И. Усмонов, А. Саъдуллаев, А. Нуралиев, П. Гулмурод-заде, С. Гулов, М. Муродов, А. Азимов, Н. Бозоров и др. создали школу теории исследования и истории таджикской публицистики и журналистики.

Заметный вклад в исследование истории и теории таджикской публицистики и журналистики, выявлении их жанровой специфики внес известный ученый журналистской науки профессор И.Усмонов. Он еще в 1992 году при исследовании сатир и юморесок талантливого таджикского поэта и писателя XIV в. Убайда Зокони, обратил основное внимание на социальные и публицистические стороны сатир писателя, заполнив тем самым одну из чистых страниц истории таджикской публицистики (309).

Одна из заслуг И. Усмонова — это определение отношений публицистики и литературы. В своей книге «Теория^ публицистики», поспорив с частью советских литераторов, считавших наряду с рассказом, романом, газелью, масневи и им подобным публицистику жанром литературы, он приходит к выводу, что «в нашем исследовании публицистика является родом творчества. То есть необходимо смотреть на публицистику не как на часть литературы, а как равный* ей род. Публицистика, наука и литература не выстраивались одна за другой, нельзя одну из них считать важнее другой, они развивались параллельно^ каждая-важна на своем месте, функцию, которую выполняет одна, другаяше может выполнить. Ни одна из них не может быть г заменена чем-то другим. Следовательно, они имеют свои задачи, свою область, свое место и пути достижения своих целей» (315,8−9). Автор, говоря о цели и предмете литературного и публицистического произведений, отмечает, что целью писателя является описание не конкретного события или человека. В действие вступает воображение и взгляды его на событие или конкретного человека. Публицистическое же произведение «имеет дело с реальной истиной, с сегодняшним событием. Память о прошлом и намек на завтра в публицистике связаны с сегодняшним событием. Для публицистики важно сегодняшнее событие, образ или воображение или совсем не нужны, или являются дополнительным средством. Публицистика оперативна имеет дело с ясным словом — необходимо, чтобы одного раза чтения или восприятия на слух, было достаточно для вхождения в канву содержания.» (312,9−10). Также очень интересны и ценны его рассуждения и мысли по 8 вопросу жанров публицистики и их научного изучения.

Из других ученых, выпустивших много интересных трудов по истории и теории таджикской публицистики, эволюции жанров и тематических, идейных и стилевых особенностях отдельных публицистов, является профессор А.Саъдуллаев. Одно из важных его исследований — это книга «Особенности литературы», в которой научно проанализированы проблемы истории формирования и эволюции таджикской публицистики до крушения советской эпохи, периода развития публицистических жанров на примере произведений Дж. Икрами, Р. Джалила, Ф. Мухаммадиева, А. Хамдама, Ш. Саида, М. Наджимиддинова, Г. Мирзо, Ш. Ханифа, Ш. Мусо и других (260).

Наряду с исследованием тематики, идеи и стиля публицистики таджикских литераторов С. Айни, М. Турсун-заде, Ф. Мухаммадиева, А. Самада, К. Мирзоева, С. Турсуна, У. Кухзода заметна заслуга профессора А. Саъдуллаева в изучении источников формирования таджикской публицистики. Один из его трудов носит название «Высказанное слово идет от сердца», вошедший в сборник его статей «Цвета жизни». В нем рассмотрен вопрос истории таджикской документальной прозы (беллетристики) и массовой таджикской литературы (паралитературы) и их источников, начиная с «Авесты» и «Шах-наме» Фирдоуси и до «Удивительных стран» («Аджоиб ал-булдон») Абулмуайяда Балхи, «Книги путешествий» («Сафар-наме») Насыра Хусрава, «Истории Бухары» Наршахи, «Книги Кабуса» («Кабуснаме») Унсуралмаоли Кайкавуса, «Четыре беседы» («Чахор макола») Низами Арузи Самарканди и путевых заметок, записей и книг путешествий конца XIX и начала XX вв. (259).

К числу таджикских исследователей, занявшихся исследованием отдельных периодов таджикской публицистики относятся, П. Гулмурод-заде, А. Азимов, М.Муродов. Так, если П. Гулмурод-заде исследовал публицистическую деятельность таджикских просветителей (91), то в исследовании А. Азимова проанализирована история таджикской журналистики в 1929;1970 гг., затем автор коснулся некоторых особенностей 9 публицистики этого периода (12). Исследования М. Муродова посвящены изучению проблем, связанных с историей формирования и развития таджикской сатирической публицистики в республиканской' периодической печати (190- 191).

Как выше было отмечено, широкое и. всестороннее исследование проблем, связанных с таджикской публицистикой получило свое развитие именно в период государственного суверенитета Таджикистана и на этой основе за этот период было написано и завершено большое количество ценных трудов по теории, истории, содержанию, стилю, формированию и эволюции жанров публицистики. Но, несмотря^ на это, есть еще много нерешенных проблем в этой сфере интеллектуального творчества, ожидающих своих исследователей. Отдельного монографическогоисследования заслуживает проблема истории таджикской, публицистики, ее прошлого и сегодняшнего состояния, в недостаточной степени исследованы публицистические аспекты, таджикской поэзии прошлого и современности.

Не определены периоды эволюции и формирования таджикской публицистики. Таких проблем еще много и одна из них — роль таджикской публицистики в период суверенитета республики. Хотя и известно, что роль публицистических сочинений таджикских литераторов, политиков, интеллигенции и журналистов в достижении национального, языкового и государственного суверенитета весьма действенна, ощутима и решающа, в то же время эта тема еще не стала предметом отдельного монографического и всестороннего исследования. Еще не написан труд, в котором были бы исследованы события и происшествия начального периода суверенитета и гражданской войны, отраженные в публицистических произведениях, За пределами внимания ученых остались проблемы отражения в сочинениях литераторов и публицистов нового времени, национальных интересов* и духа свободолюбия, описание жизненной действительности в период суверенитета, тематических, идейных и стилевых особенностей публицистических произведений этого периода, проблемычеловека и ю гуманизма.

Такого рода, исследование раскрыло бы особенности таджикской публицистики периода независимостивыявило бы широту и разнообразие ее тематики, содержания, путей эволюциижанров, произошедшие изменения в языке и стиле изложения. Решение этой проблемы, имеет обществоведческое и литературно-историческое значение, оно определило? бы сущность и особенности изменений' произошедших в обществе с 90-х годов прошлого столетияфакторы и путидостижениянационального, языковогогосударственного суверенитета* и роль публицистического слова в этом процессе. Все: вышеизложенное, свидетельствуя об актуальности проблемы, и обусловило причину выбора? ее нами: в качестве диссертационногоисследования.

Учитывая!' все этомы решили в этой диссертации" впервые объектом-, исследования? взять публицистику периода суверенитета какнового и неизученного^ периодаее: особенностей с точки зрения темы, содержания, жанровспособов и стиля, описания? событий эпохи, отражения" проблемы человека и общества, концепции гуманизма" в публицистических произведениях этого периода.

Цель и задачи исследования

Целью? настоящего исследования является изучение общественно-политических условий и литературной ситуацииобусловивших обновление таджикской публицистики, причин, вызвавших широкий интерес к ней-в литературных кругах и СМИ.

Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи:

• исследование субъективного и объективного взглядов в публицистических произведениях, посвященных событиям и перипетиям гражданской войны;

• определение особенностей отражения национальных интересов в публицистических произведениях, опубликованных в средствах массовой информации;

• изучение круга тем публицистических произведений периода.

11 суверенитета Республики Таджикистан;

• анализ вопроса о роли публицистики на пути к государственному суверенитету Таджикистана;

• описание проблем этики* человеками общества в средствах массовой информации;

• выявление особенностей концепции гуманизма в публицистике советской эпохи;

• исследование проблемы гуманизма с публицистических позиций эпохи суверенитета;

• обрисовать общественно-политические и культурные условия, способствовавшие обновлению таджикской публицистики, усилению в ней тенденций, нацеленных на подъем национального самосознания и национального самопознания;

• проследить процесс появления новых тенденций в публицистических произведениях ведущих таджикских писателей-публицистов;

• провести сравнительный анализ идейно-тематического содержания, структуры, языка' и стиля публицистики периода государственной независимости;

• выявить причины и пути взаимодействия литературы и публицистики;

• осуществить сравнительный анализ общих и отличительных черт публицистики советского периода и публицистики периода государственного суверенитета;

• выявить роль публицистики в достижении и укреплении суверенитета Республики Таджикистан.

Перечисленные цели и задачи определили историко-литературный и сравнительно-сопоставительный подход к анализу литературы и источников как главный методический принцип исследования.

Источники и материалы исследования. Исследование поставленных в этой диссертации задач и проблем основано на большом материале из творчества современных таджикских публицистов-литераторов Ф: Мухаммадиева, У. Кухзода, С. Турсуна, К. Мирзо, А. Самада, А. Хамдама, Ш. Мусо, И. Усмонова, С. Кенджаева, А. Сохибназарова, публицистических произведений^ вошедших в сборники «Уроки? самопознания"^ «Нурек», «Люди и берега», «Гнездо соловьев», «С волной жизни», «Наше время», на публицистическом материале периодической печати, журналов с «Садои Шарк», «Памир» и распространенных по радио и телевидению.

Методологической основой! исследованияпослужили принципы исторического^ подхода к. роли публицистики в общественном сознании^ сравнительно-исторического: анализа произведений? литературы, ихидейно-тематических мотивов и направлений.

При решении поставленных задач автор диссертации опирался? на принципылитературно-художественного анализавыработанные в трудах известных русских: и таджикских литературоведов, теоретиков журналистской науки. В первую очередь, к их числу относятся М. С. Черенахов, Л. С. Выготский, Ю. А. Щерковин. И. П. Лысаков, Г. Я. Солганик, В. В. Виноградов, Е. Журбина, Е. П. Прохоров, ВЛЗ. Ученова, Н. И. Глушков, А. Ш. Западов, Н. Г. Зорин, А. В. Савченков, М. Шукуров (М.Шакури), С. Табаров, Л. Н. Демидчик, А. Сайфуллаев, А. Маниязов, И. К. Усмонов, А. Садуллаев, Х. Асозода, Ю. Бабаев, О.Тагаев. Кроме этого, были широко использованы исследования Л. И. Тимофева, Я. Е. Эльсберга, Г. Н. Поспелова, В. П. Неустроева, Е. Хализева и других ученых, работы которых в области публицистики, литературы и искусства достаточно широко известны.

Научная новизна диссертации определяется постановкой и теоретическим и практическим решением указанных задач, введением в научный оборот малоизученного материала, касающегосяисторико-типологической и художественно-теоретической эволюции публицистики в период государственного суверенитета.

В диссертации наглядно и подробно показано, что, несмотряна.

13 большой объем литературного материала, научных и научно-популярных исследований, дискуссий, прошедших на страницах журналов «Садои Шарк>> и «Памир», газет и еженедельников о состоянии таджикской публицистики, рассматриваемый нами1 аспект, точнее, проблема формирования общественногосознания^ в таджикской публицистике периода государственного суверенитета, никем до настоящего времени не ставилась-и не изучалась.

Настоящая диссертация, впервые рассматривающая' указанную проблему, в определенной* степени раскрывает малоизвестную и почти неизученную страницу историиэволюции таджикской публицистики, процессов ее идейно-содержательного обновления:

В «настоящей диссертации впервые в таджикскомлитературоведении не только ставится» вопрос о-неоценимой роли публицистики в формировании, общественного' мнения периода государственного суверенитета, подъеме национального самосознанияи национальной гордости, но и проводится всесторонний литературно-художественный, историко-типологический анализ общих и отличительных особенностей таджикской публицистики советского времени и периода государственного суверенитета.

Хронологические рамки исследования. Как известно, публицистика берет свое начало еще в устном народном творчестве, ее элементы можно обнаружить в острых анекдотах, — сатирических стихотворениях, в театрализованных представлениях масхарабозов (скоморохов), а также в произведениях классиков персидско-таджикской литературы, в политических трактатах и сочинениях таджикских просветителей. Все это свидетельствует о древних корнях этого вида литературы.

В диссертации временные рамки темы проводимого исследования в основном ограничены творчеством таджикских писателей-публицистов последнего двадцатилетия, то есть периода государственного суверенитета, в который произошли коренные изменения как в структуре, так и содержании и идейной направленности публицистических произведений.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют проследить пути и процесс перехода таджикской публицистики в иную стадию развития, очищения ее идейно-содержательной направленности от идеологического политизированного налета, выявить место, которое заняла публицистика в творчестве таджикских прозаиков и поэтов, обозначить социально-политические и культурные условия, при которых состоялся указанный переход, определить влияние произведений ведущих публицистов на творчество других таджикских писателей, аргументируются теоретические основы жанрово-стилистических, тематических и идейно-художественных особенностей процесса перехода таджикской публицистики в новое состояние.

В практическом плане основные положения и выводы настоящего диссертационного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении истории таджикской публицистики, а также исследовании жанрово-стилистических, тематических и идейно-художественных особенностей публицистических произведений таджикских авторов.

Материалы, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при написании учебников и вузовских пособий по истории таджикской журналистики, при чтении специальных курсов, по истории жанров журналистики и литературы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Результаты исследования проблем гуманизма в публицистических произведениях таджикских писателей А. Самада, К. Мирзо, С. Турсуна и У. Кухзода свидетельствуют о том, что в литературе времени суверенитета в центре внимания литераторов стоит человек и его внутренний мир, вопросы свободы, национального самосознания, нравственности, духовности, чаяний и надежд человека и общества, что было особенно важно для таджикской публицистики.

Естественно, что в период демократии, свободы, национального и государственного суверенитета для интеллектуальной, духовной, общественной и материальной эволюции человека и общества появились широкие возможности. Но не все смогли правильно и по совести использовать эти возможности. Были люди, которые воспользовались свободой, суверенитетом, плюрализмом и гласностью для достижения своих корыстных целей, получения высоких, доходных постов и состояний, присвоения государственного имущества. Для достижения корыстных целей они бросились создавать различные партии, занялись привлечением.

325 молодежи к своим делам, даже не гнушались сотрудничеством с криминальными структурами. В результате за короткое время появилась прослойка общества, привыкшая к алчности, обману масс, воровству и грабежам, хулиганству и аморальности, корыстолюбию и карьеризму, самоволию и беспорядкам, анархии и т. д. Высокие человеческие качества, такие как справедливость и честь, трудолюбие и патриотизм, дружба и товарищество, правдивость и мужество, благородство, и им подобные стали вырождаться.

К счастью, своеволие, анархия и беспорядки не тянулись долго. Трудящийся народ республики залечил раны страны, достиг мира и стабильностибыли возвращены на Родину беженцы, бежавшие из страны под действием нестабильности и беспорядков. В Таджикистане начался этап спокойствия, стабильности и созидания, и республика твердыми шагами устремилась навстречу светлому, благополучному будущему.

В целом, в публицистике периода суверенитета прослеживаются два тематических направления, связанных с проблемой отношений человека и общества. Первое — история становления государственности таджиков, выход на международную арену свободного и суверенного Таджикистана, расширение его связей с различными государствами планеты, укрепление национального государства и языка таджиков, созидательная работа по строительству дорог, туннелей, электростанций и других больших строек современности, улучшению материального и духовного, морального состояния народа, свидетельствующих о достижениях таджикского государства и таджикского народа. Все эти достижения — результат трудолюбия, дальновидности, единения и взаимопонимания, верности и патриотизма таджикского народа и компетентности, мудрости Президента страны и Правительства республики. И все это нашло отражение в произведениях литераторов-публицистов.

Другое направление — осуждение и высмеивание неприемлемых, явлений в обществе, падения нравов, морали и духовности, безделья,.

326 равнодушия и беспечности, карьеризма, вещизма, эгоизма, самовосхваления, злоупотребления занимаемой должностью, привычки, к накопительству и присвоению государственного добра и т. д., которые мешают прогрессу и улучшению жизни человека и общества.

В описании достижений и трудностей, имеющихся в жизни отдельного индивида и общества, публицисты использовали различные жанры, стили и пути изложения мыслей и раздумий.

В публицистических произведениях А. Самада и С. Турсуна, посвященных проблемам взаимоотношений индивидуума и общества, на первый план выступают философские размышления о временисудьбе человека, об общественных явлениях. В творчестве названных писателей весьма ярко проявляются характерные для того времени поиски героя времени, попытки активно, проявить гражданскую-позицию.

Публицистика К. Мирзо характеризуется постановкой актуальных этических и духовных проблем человека и общества, попыткой определить связи между духовностью прошлого-и сегодняшнего дня. Писатель создал образы различных людей, поведение и действия' которых являются образцами высокой нравственности, этичности или низких, подлых человеческих качеств. Писатель в своих творениях выступает в качестве рассказчика события или происшествия, итоги и выводы предоставляет читателю, чтобы он сам решил осудить поведение и действия героя или-же брать с него пример. Такой" способ изложения является основной особенностью стиля К.Мирзо.

Творческий стиль и принципы писательского почерка У. Кухзода в публицистике в какой-то степени похожи на стиль и почерк К.Мирзо. В его произведениях на первом плане — вопросы этики, нравственности и духовности человека, и в то же время автор выступает как критик или рассказчик событий. Хотя писатель не безучастен к личности и поведению, деяниям героев, делать выводы он предоставляет читателю. Нужно отметить, что стиль У. Кухзода в современной таджикской публицистике присущ.

327 только ему и корнями уходит в классическую прозу, в том числе в творчество Убайда Зокони, который говорил о падении нравов, морали и призывал к духовности человека и общества, излагая свои взгляды аллегорично, иносказательно, с намеками, юмором и насмешкой. Он широко пользуется элементами повествовательной прозы прошлого и устного народного творчества, несмотря на то, что тема и цель его произведений — это современная действительность и жизнь современного человека.

Несмотря на все сегодняшние достижения таджикской публицистики, она, по сравнению с художественной литературой, молода. В образцах современной таджикской публицистики отражены состояние времени, различные качества характера героя. Но так как основная задача автора при создании публицистических произведений — изображение выдающихся личностей и конкретной жизненной реальности, то, несомненно, основой этого вида литературы являются реальные факты, события и происшествия. Основная задача сегодняшней таджикской публицистики — объединение общества на пути культурного, экономического, социального и политического прогресса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало, что таджикская публицистика-всегда, на протяжении всех этапов своего развития шагала в ногу со своим временем, отражая историческую память народа, идеи независимости и." свободолюбия, национального самосознания и защиты интересов человека и общества своего времени, наконец, она внесла ощутимый вклад в укрепление национального и государственного суверенитета таджикского народа.

Таджикская публицистика и в советскую эпоху была пропагандистом новых инициативи новых созиданий. В публицистических произведениях Ф. Мухаммадиева, М. Наджмиддинова, А. Одинцова, Б. Пшеничного, А. Хамдама, Л. Чигрина и других события XX века явились источником вдохновения, в. них запечатлены твердость и самопожертвование советских людей на пути благоустройства, спокойствия и повышения благосостояния народа и общества.

Становится ясно, что тема национального самосознания и национальной гордости с самого начала формирования таджикской публицистики советской эпохи являлась ее центральным объектом, — и в публицистических произведениях основоположников таджикской советской литературы С. Айни, Аджзи, Сидики, Фитрата, Мирзо Сироджа и других нашла отражение проблема интеллектуального пробуждения таджикского народа и борьбы с пантюркизмом защиты истории, культуры" и языка таджиков, таджикские писатели выступили пропагандистами, интеллектуальных достижений европейцев в сфере школьного образования и просвещения, торговли и экономики страны. Их прогрессивные идеи нашли отражение в публицистических произведениях устода Айни, в «Дискуссии» («Мунозира») и «Сообщениях индийского путешественнника» («Баёноти сайёхи хинди») А. Фитрата, «Дары жителям Бухары» («Тухафи ахли Бухоро») Мирзо Сироджа Хакима, статьях и стихах Аджзи и других литераторов. В свою очередь, их взгляды оказали свое влияние на формирование Республики.

Таджикистан и укрепление национальных таджикских традиций и языка.

Вместе с тем, таджикская поэзия и проза, и в том числе публицистика, начиная с 30-х годах XX в. и в последующем превратились в голую публицистику, целью которой была пропаганда революционных лозунгов и постановлений и решений Коммунистической партиипризыв, к борьбе за укрепление социалистического государства и уничтожению врагов советского строя. Согласно политической и классовой идеологии, которую партия большевиков сделала господствующей и в литературе, культурные и духовные ценности прошлого всецело должны были быть отвергнуты. Господствующая идеология считала материализм и социальный классовый аспект основой существования человека, а религию называла «опиумом для, 1 народа». В результате такой политики духовность и общечеловеческие достижения были обесценены, поэты и мыслители прошлого признаны представителями господствующих сословий, и их наследие также подлежали отрицанию.

Литература

и публицистика советских времен по сути были противопоставлены литературе прошлого. Отсюда высокие классические традиции прошлого ослабли, внутренний мир человека, его духовность, мечты о свободе, его гуманизм стали далеки от внимания литературы и публицистики.

Начиная с 60-х годов XX века, особенно после XX съезда коммунистической партии в 1956 году, на котором был поднят вопрос о культе личности, в литературе и публицистике всех бывших советских республик произошли серьезные изменения. В произведениях литераторов и публицистов, в какой-то степени, проявились смелость и мужество в описании недостатков и недочетов жизни человека и общества. Ярким примером мх преобразований является психологический роман Дж. Икрами, в котором образ директора школы Анвара олицетворяет жизнь одного индивидуума советского общества. Такое изображение человека в советской таджикской литературе наблюдается впервые, ибо до этого времени показ недостатков руководителя учреждения или члена партии коммунистов был.

323 неслыханным явлением.

Вместе с тем, лишь с достижением суверенитета Таджикистана в таджикской литературе и публицистике появилась возможность действительно открытого и гласного выражения мыслей. Преследование, цензура и давление в отношении инакомыслящих через издательства и средства массовой информации были прекращены. В республике стали" функционировать международные организации, они помогали публицистам и журналистам в отражении и объяснении событий и фактов, в решении актуальных проблем жизни республики. Так, при материальном содействии Института Открытого Общества — Фонда помощи, Департамента Организации Объединенных Наций по содействию мира в Таджикистане и представительства в Таджикистане Института проблем войны и мира Британии был проведен широкий конкурс журналистов, материалы которого составили три книги и были опубликованы под общим названием «В поисках истины».

В публицистике в практику вошли информативность, категоричность, суждений, стремление к простоте изложения и краткости. К тому же в таджикской литературе последних десяти лет XX века, и особенно в начале XXI в., бурное1 развитие получила беллетристика, в традицию вошло написание на основе исторических фактов и документов рассказов и даже исторических и документальных романов. Показателем роста этого вида литературы стали документальные повести и романы А. Хамдама, Л. Чигрина, Ш. Мусо и Б.Муртазаева.

Под влиянием общественного и политического развития периода суверенитета произошли серьезные изменения в литературном и публицистическом процессе. Изменились тематика, содержание, стиль описания событий и происшествий в документальной прозе этого периода. К проблемам изображения человека, его внутреннего мира, свободы личности, его духовных поисков, устремлений, трудностей и преград в жизни и другим проблемам в публицистике нового времени стали подходить с новых.

324 позиций, согласно требованиям времени.

Суверенитет республики стал фактором изменений состояния литературы, повлияв на свободу творчества литераторов. Большая часть культурных ценностей, тематика и< литературные понятия советской эпохи потеряла свою значимости, по требованию времени в литературе и публицистике встал вопрос о новом герое. Таджикскому литератору-публицисту больше не требовалось для создания своего произведения искать героев и темы в соответствии с идеологией и определенными партией и советским государством штампами. Для литераторов и публицистов настали времена свободного выбора темы, героя произведения, языка, стиля и способа изложения, они имели возможность свободно описывать трудности, успехи и неудачидостижения и поражения своих соотечественников, обращаться без страха и боязни к изображениюисторических событий прошлого и современности, к описанию судеб исторических личностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994.176 с.
  2. К. Рохд бех, буд. Душанбе, 1995. — 165 с.
  3. А. Мубохдса: масъалах, ои насри муосир // Садои Шарц.1988.-№ 4.-С.116−128.
  4. А. Коалам, калом ва китобе бо номи зиндагй // Адабиёт васанъат. —2006. 15 июн.-№ 24 (1319). — С. 11−12.
  5. Абулк-осим Лохутй Шеърх, о ва достойно. Китоби 1. Душанбе, 1987.400 с.
  6. Абулкосим Лохутй. Куллиёт. Ч,.1. Сталинобод, 1961. — 256 с.
  7. С.Н. Единство двух начал (Единство информации и анализа впублицистике). Казань, 1974. — 110 с.
  8. А. Суть дела. М., 1968. — 207 с.
  9. А. Вокеияти зиндагй ва матбуоти тоцик. — Душанбе, 2001.185с.
  10. А.Х. Таджикская журналистика в период культурнойреволюции: Автореф. дис. канд. филол. наук. Душанбе, 2003. -47с.
  11. А. Публицистика ва замони муосир. — Душанбе, 2004. 138 с.
  12. А. Адабиёт дар матбуоти солхои сиюм. Душанбе, 2004. — 80с.
  13. Айёми мо (Очеркхо). Душанбе, 1958. — 300 с.
  14. С. Ашъори мунтахаб. Сталинобод, 1958. — 172 с.
  15. С. Куллиёт. 9. Публицистика, мак-ола, хитоба ва фелетонх, о. — 415 с.
  16. Ч. Масъалах-ои забони милли // К^иргизистон маданияти. — 1989. — 20 январ.
  17. Ю. Ч, устуч, ух, ои эч-оди ва ахлок-й. Душанбе, 1990. — 240 с.
  18. Актуальные проблемы журналистики. — Душанбе, 2003. — 148 с.
  19. А. Оружие политической сатиры. М., 1979. — 244 с.
  20. М. Мунтахабот. Ч,. 1. Душанбе, 1976. — 368 с.
  21. Р. Повесть о высокой иве, цветущем чинаре и самаркандской яблоне. М., 1986. — 244 с.
  22. Р. Х, а1уик-ати бадей ваак-ик-ати зиндагй // Садои шарк-. 1973. — № 7. — С. 115−127.
  23. Ю. Главное звено. М., 1986. — 350 с.
  24. Е.Ч. Бизнес и пропаганда. М., 1996. — 420 с.
  25. А. Образное слово в тексте. — М.: МГУ, 1985. 75 с.
  26. В.И. Информационные жанры газетной публицистики. — Саранск, 1996. 63 с.
  27. Аргументация в публицистическом тексте. (Жанрово-стилистический аспект). Свердловск: Уральский у-т, 1992. — 243 с.
  28. Ардамехр. Забони модариро бузург дорем // Ч^авонони То^икистон. -1989.-20 январ
  29. С.В. Современная советская публицистика. Актуальные проблемы. Владикавказ, 1991. — 64 с.
  30. Аслиддини Сох, ибназар. Субх-и ситоракуш. — Душанбе, 1997. 476 с.
  31. X. Адабиёти форсй ва се шохаи он. — Душанбе, 1991. 127 с.
  32. X. Адабиёти тоцик дар садаи XX. — Душанбе, 1999. 448 с.
  33. В. Халц ва адабиёт. Душанбе, 1968. — 278 с.
  34. Ато Хамдам, Чигрин JI. Хатлонский бастион. — Душанбе, 2005. 350 с.
  35. Ато Хамдам, Чигрин JI. Призраки пустыни. — Душанбе, 2005. 297 с.
  36. Ато Хамдам, Чигрин JI. Садди Хатлон. — Душанбе, 2006.- 400 с.
  37. Ато Хамдам, Чигрин Л. Мужество матери // Курьер Таджикистана. — 2005. № 33−41. -С.24−25.
  38. С. Особенности повествовательной структуры в современной таджикской прозе: Автореф. дис. канд.филол.наук. М., 1983. — 22 с.
  39. Бак-озода Чустучудои эцодй дар насри то^ик. Душанбе, 1987. — 143 с.
  40. Бак-озода Ч,. Нависанда ва идеали замон. — Душанбе, 1987. — 256 с.
  41. Бак-озода Ч,. Абдулхдмиди Самад ва инкишофи жанри х-икоя. -Душанбе, 2007. 150 с.
  42. Бак-озода С. Эътироз ба бесомоних, о // Куллапаймои Сухан. — Душанбе. -2009.-С. 101−107.
  43. А. Сравнительный анализ жанров. Алма-Ата, 1975. — 115 с.
  44. М.К. Обыденность и специфика документальных жанров печати, телевидения, радиовещания: дис. докт. филол. наук. М., 1980.-370 с.
  45. Бахтиёри Муртазо. Нак, би истшдюл. Душанбе, 2007. — 294 с.
  46. М.М. Из записей 1970−1971 гг. // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — С. 352.
  47. М.М. Автор и герой эстетической деятельности // Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.-336 с.
  48. Д.Г. Корреспонденция и статья // Жанры публицистики. — М., 1973.-С. 33−62.
  49. А.К. История партийной и советской печати. Учеб.-метод.пособий. Вып.1. -М.: Мысль, 1975. 298 с.
  50. В.Г. Полн. собр. сочинений. Т.1. — М., 1953. 394 с.
  51. В.Г. Полн. собр. сочинений. Т.Х. — М., 1956. 482 с.
  52. Т.А. Композиция газетного очерка. — М.: МГУ, 1975. — 86с.
  53. Т.А. Портрет севременника. — М., 1983. 134 с.
  54. Ю. Эстетика ва кддамх, ои назму насри тоцик. — Душанбе, 1988. 608 с.
  55. К.А. Очерки по антропологии молчания. — СПб., 1998. 245с.
  56. Н. Мох, ияти факт дар публицистика // Боли сухан. Душанбе, 2004. С. 29−30.
  57. Боли сухан (Мацмуаи мацолах, о). — Душанбе, 2004. 194 с.
  58. Бо мавци зиндагй (Очерю^о). Душанбе, 1989. — 384 с.
  59. А.Г. Человек и война. — М., 1978. 477 с.
  60. Л. Имидж: путь к успеху. СПб., 1996. — 192 с.
  61. Будущее рождается сегодня (Сб. статей). М., 1980. — 382 с.
  62. А. Портрет современника. Полон ли он? // Горизонты публицистики: опыт и проблемы. М., 1981. — С. 130 — 139.
  63. Л.Э. Человеческий фактор в публицистике: современные способы познания и отображения: Автореф. дис. д-ра филол. наук. — Л., 1987.-45 с.
  64. В.П. Темы рабочего класса в публицистике. М.: МГУ, 1985. -136 с.
  65. Л.Ш. Советская публицистика 50−80-х годов. М., 1996. — 141с.
  66. В.В. О языке художественной прозы // Избранные труды. — М., 1980.-С. 119−148.
  67. А. Х, ацик-ат ва адолат // Омузгор. 1989. — 28 ноябр.
  68. М. Забонх, ои мо баробархукукднд // Точ-икистони советй. 1989. — 8 март.
  69. Л.С. Психология искусства. М., 1969. — 343 с.
  70. Газетные жанры (Библиотечка журналиста). -М., 1976. — 176 с.
  71. Л.Н. Поэтика публицистического текста. М.: МГУ, 1978. -53 с.
  72. К.Д. Современная отечественная публицистика. М., 1994. -52 с.
  73. В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975.- 197 с.
  74. В.М. Слагаемые мастерства. -М., 1982.— 160 с.
  75. В.М. Основы журналистского мастерства. — М., 1984.— 191с.
  76. В.М. Принципы анализа журналистского матерства. // Мастерство журналиста. — М., 1977. — С. 63−89.
  77. В.М. Публицистика и ее эффективность. // Горизонты публицистики: Опыт и проблемы. — М., 1981. — С. 99.
  78. Горький и современность. — М., 1970. 534 с.
  79. Н.И. Очерковая проза. Ростов-Н/Дону, 1979. — 215 с.
  80. Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. — М., 1995. -103с.
  81. С. Амвочи сухан. Душанбе, 2005. — 118 с.
  82. П. Маорифпарвари ва низоми нави цах, он. Душанбе, 2006.- 164 с.
  83. Гулшани адаб. Ч^. 5. Душанбе, 1980. — 464 с.
  84. Гаффор Мирзо. Мездаат мукофот аст. Душанбе, 1977. — 368 с.
  85. Гаффор Мирзо. Х, ангомаи дидор (шеърхр). — Душанбе, 1984. 144 с.
  86. Давлати Даврон. Рузе аз он рузх-о // Садои шарк-. —2009. -№ 6. -С.93−102.
  87. Дарси хештаншиносй. Дафтари аввал. — Душанбе, 1989. — 272 с.
  88. Дарси хештаншиносй. Дафтари дуюм. Душанбе, 1991. — 400 с.
  89. Дарси хештаншиносй. Дафтари сеюм. Душанбе, 1997.
  90. Дар ч-устуч-уи х, ак-ик-ат. — Душанбе: ОБСЕ, 2004. 176 с.
  91. Дар чустуч, уи х-ак-ик-ат. Душанбе: ОБСЕ, 2005. — 251 с.
  92. Дар чустучуи х, ак-икат. Душанбе: ОБСЕ, 2007. — 165 с.
  93. Л.Н. Таърихи адабиёти советии точ-ик. 4,2. Душанбе, 1978.-302 с.
  94. Л.Н. От правды жизни к художественной правде.1. Душанбе, 1985.-224 с.
  95. В.В. Историко-политическая публицистика 1970−1990-хгодов. — Новороссийск, 1999. 107 с.
  96. , И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИполезными людям / И. М. Дзялошинский.- М.: Престиж, 2006. 104 с.
  97. И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996. — 302 с.
  98. Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. — Л., 1981. —431 с.
  99. В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999. —416с.
  100. Единство информации и анализа в публицистике: сб. статей. / подред. В. И. Агзамов. Казань: Казанский ун-т, 1974. — 111 с.
  101. В.П. Авторитетом газетной строки. М., 1986. — 150 с.
  102. Журбина Е. И, Теория и практика художественно-публицистическихжанров (Очерк-фельетон). М., 1969. — 399 с.
  103. Е.И. Устойчивые темы. М., 1974. — 212 с.
  104. Журналистика и идеология. М.: МГУ, 1985. — 184 с.
  105. Д. Публицистика. //БСЭ. Т.35. С. 278.
  106. И.И. Масс — медиа второй республики. М., 1999. — 272 с.
  107. Я.Н. Роль СМИ в обществе. // Вестник МГУ, Сер. 10. Журналистика. 1995. — № 2. -С.3−7.
  108. A.M. Современная американская коммуникативистика. —1. М., 1995.-271 с.
  109. В.И. Слово тоже есть дело. Некоторые вопросы теориипублицистики. М., 1979. — 174 с.
  110. Золотые долины (Сб. очерков). — Душанбе, 1984. — 236 с.
  111. A.A. Основы теории аргументации. М., 1997. — 352 с.
  112. М. Маънавият ва нащии зохдр. Душанбе, 2000. — 186 с.
  113. Информационные жанры газетной публицистики. — М., 1986. 326 с.
  114. Информационная война в Чечне. М., 1986. — 296 с.
  115. Истиьдюлият ва журналистикаи муосир. — Душанбе, 2006. 217 с.
  116. Ифтихори миллат (Мач, муаи мак-олах, о ба ифтихори чашни 90-солагииустод М. Турсунзода). Душанбе, 2002. — 120 с.
  117. М.С. Философия культуры. М., 1988. — 416 с.
  118. Л.Г. Эффективность публицистического текста. М.: МГУ, 1989.- 182 с.
  119. Л.И. Герой современного очерка. М.: МГУ, 1957.34с.
  120. A.B. Аргументация публицистического текста. —1. Владивосток, 1989. 119 с.
  121. П.С. Проблемы теории публицистики. Л.: ЛГУ, 1973. — 40 с.
  122. П. С. Открытое письмо — публицистический жанр //
  123. Проблемы газетных жанров. — Л., 1962. С.36−39.
  124. Великой отечественной войны: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Душанбе, 1984.-21 с.
  125. В.А. Традиции и новаторство советской публицистики:
  126. Автореф. дис. д-ра филол. наук. Киев, 1989. — 50 с.
  127. Кенч-аев С. Табадуллоти Тоцикистон. — Душанбе, 1993. 384 с.
  128. Ким М. Н. Жанры современной публицистики. СПб., 2004. — 335 с.
  129. В.Н. Публицистика как обект и предмет социологическогоанализа. // Опыт и перспективы социологических исследований журналистики. М., 1984. — С. 22.
  130. Г. В., Кройчик Л. Е., Худякова Э. А. Корреспонденция жанрпублицистики. — Воронеж, 1987. — 131 с.
  131. В. Заметки писателя о современном очерке. М., 1973. —1. С.3−27.
  132. С.Г. Социальное управление и печать. — Л.: ЛГУ, 1989. -83 с.
  133. С.Г. Основы теории журналистики. СПб, 1995. — 86 с.
  134. В.П. Социология коммуникации. — М., 1991. — 304 с. 147.148.149.150,151.152 153 154 155 156 149 783 190 250 017 541 075 238 912
  135. JI.E. Современный газетный фельетон. -Воронеж, 1975. -230с.
  136. Ф.Ф. Перекличка эпох. Очерки, статьи портреты. — М., 1980.-С. 37−82.
  137. В. ТВ журналистика: критерии профессионализма. — М., 2002. — 220 с.
  138. К}^зод У. Таквими рахгум. Душанбе, 1989. — 336 с.
  139. К}Ъ (, зод У. Чдмъи парешон. Душанбе, 2003. — 136 с.
  140. Кух, зод У. Ахлок-и воло дафъи бало. — Душанбе, 2003. — 182 с.
  141. Леонид Чигрин. Расплата. — Душанбе, 2004. 120 с.
  142. В.М. Мир глазами публициста. М., 1967. — 103 с.
  143. Лоик- Шералй. Шиносномаи миллат // Газетаи муаллимон. — 1998. — 3 дек.
  144. Ю. Структура художественного текста. М., 1970. — 384 с.
  145. A.B. Основы позитивной эстетики // Соб. соч. Т.8. — М., 1967. — С.103−184.
  146. А. Публицистика ва назми устод Айнй. — Сталинобод, 1958.- 150 с.
  147. К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. 418.
  148. С. Век толп. М., 1996. — 478 с.
  149. Р. Фарёди курбониён: Низо аз сафхди таърих // Омузгор.1989.- 18 июл.
  150. Масъалах, ои насри муосир // Садои шарк. 1987. — № 5. — С. 124−131.
  151. Масъалахои адабиёти муосири точ-ик (Мацмуаи мак-олах, о). —1. Душанбе, 1970.-416 с.
  152. Ма^камова Ш. К^ахрамони мусбат ва тасвири замон // Садои шарк-.1973.-№ 11.-С. 118−126.
  153. Маша Гасен, Мэри Назари. По жизни. Пособие по социальнойжурналистике. М., 2002. — 127 с.
  154. М.Т. Публицистический прогноз. -Ростов н/Дону, 1986.
  155. И. Рукни чорум. Душанбе, 2001. — 74 с.
  156. К. Суруди мухдббат. Душанбе, 1988. — 240 с.
  157. К. Нишони зиндагй. — Душанбе, 1993. — 494 с.
  158. X., Маъсумй Н., Бобоев Ю. Адабиёти советии то^ик.
  159. Барои синфи 10. Нашри 7. Душанбе, 1981. — 416 с.
  160. X., Маъсумй Н., Бобоев Ю. Адабиёти советии точ-ик.
  161. Барои синфи 10. Душанбе, 1985. — 413 с.
  162. М. Маъсумй Н., Бобоев Ю., Вах, обов А. Адабиёти советй. Душанбе, 1990. — 384 с.
  163. М. Дасти мададгори дуст // Точ-икистони советй. 1974.10 окт.
  164. И.И. Усиление публицистического начала в современнойпрессе // Журналистика в 1998 году. Тезисы научной конференции. -М., 1999.-С. 49−53.
  165. О. Страницы советской прозы. М., 1985. — 279 с.
  166. С. Статьи, беседы, речи. — М., 1960. 176 с. 184.185.186.187,188.189.190.191,192 193 194 195 196 200 024 008 811 691 900 928
  167. В. Журналистика и журналисты. Киев, 2002. — 402 с.
  168. С.А. Телевидение в поисках телевидения. М., 2002. — 270 с.
  169. МуродовМ. Истикдол ва матбуот //Анис. 2001. — С. З 8−43.
  170. М. Ч^анбаи публисистй дар хдчвшщои матбуоти муосир. -Душанбе, 2003. С.135−141.
  171. М. Баъзе масъала^ои журналистика ва хдч-ви публисистй. Душанбе, 2005. — 127 с.
  172. М. Аз таърихи ташаккул ва инкишофи хдчви публисистй дар матбуоти даврии тоцик. Душанбе, 2007. — 144 с.
  173. . Дар шозфохд Ватан // Садои шарк-. 1976. — № 5.
  174. . Хонаи дарё // Садои шарк-. 1983. — № 2.
  175. . Насими Дашти Кокул // Садои шарк-. 1985. — № 4:
  176. Р. Назарияи адабиёт. Душанбе, 1985. — 334 с.
  177. Ф. Асарх, ои мунтахаб. 4J. 1. Душанбе, 1978. — 556 с.
  178. Ф. Дустон точ, и cap. Душанбе, 1985. — 406 с.
  179. Ф. Куллиёт. Ч^.З. Душанбе, 1991. — 384 с.
  180. Мухдммадч, он Шакурии Бухорой. Нигох, е ба адабиёти тоники садаи XX. Душанбе, 2006. — 456 с.
  181. А. Дар рох, и чустучу // Садои шарк-. 1973. — № 6. -С.96−102.
  182. А. Эчодиёти бадей, инсон ва замон. Душанбе, 1968. — 142 с.
  183. А. Олами ботинии инсон, нависанда ва замон. Душанбе, 1987.- 159 с.
  184. А. Маърифат ва шарх-и адабиёт. — Душанбе, 1991. —312с.204,205.206.207.208.209.210.211.212,213,214 215,216217218219220221222223
  185. X. Таркиш. Душанбе, 1995. -304 с.
  186. М. Одамон ва сох, илх-о. -Душанбе, 1979. 334 с.
  187. На^миддинов М. Одамони замини баруманд. —Душанбе, 1982.
  188. А.П. Коммуникация и власть. —Тюмень, 2004. 136 с.
  189. Норак (Мацмуаи очеркх, о). Душанбе, 1971. — 312 с.
  190. А. Жанрхри ахбории матбуот. — Душанбе, 2004. 146 с.
  191. А., Саъдуллоев А., Усмонов И., Гулмуродов У. Журналистикаи советии точ, ик. Душанбе, 1989. — 176 с.
  192. С. Х, амк-адами х-аёт, х^амнафаси халк. -Душанбе, 2000. 224с.
  193. В. Писатель и новая действительность. М., 1974. — С. 11−82.
  194. В. Тревоги мира и сердце писателя. — М., 1973. С. 48−182.
  195. О публицистике и публицистах: Сборник статей. Вып. 1. -Л.: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1964.
  196. Основные понятия теории журналистики: новые переходы к проблеме. М.: МГУ, 1993. — 207 с.
  197. Очерки таърихи адабиёти советии точ-ик. Китоби 1. — Сталинобод, 1957.-521 с.
  198. Ошёни булбулон. — Душанбе, 1990. 72 с.
  199. Н. Корни и побели. Проза 60−70-х годов. М., 1972. -215с.
  200. Пособие по журналистике. Григорян Марк. — М.: «Права человека», 2007.-192 с.
  201. Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М.: МГУ, 1983. — 127 с.
  202. Е.И. Выразительные средства журналистики. М.: МГУ, 1980.-91 с.
  203. Е.И. Мастерство журналиста. М.: МГУ, 1977. — 142 с.
  204. Е.Е. Психология журналистского творчества. -М., 2003.320с.
  205. Е.П. Эпистолярная публицистика: Учебно-методическоепособие. -М.: МГУ, 1966. 60 с.
  206. Е.П. Публицистическое образование: Учебное пособие. —1. М.: МГУ, 1963.-35 с.
  207. Е.П. Публицистика в жизни общества. М.: МГУ, 1968. —102 с.
  208. Е.П. Публицист и действительность. — М., 1973. 317 с.
  209. Е.П. Публицистика наших дней. М., 1983. — 53 с.
  210. Е.П. Методологические основы публицистическоготворчества // Методы журналистского творчества. М.: МГУ, 1982. — С. 8−19.
  211. Е.П. Искусство публицистики. Размышления и разборы.1. М., 1984.-360 с.
  212. Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. —1. М., 2007. 352 с.
  213. Рахим Ч^алил. Асарх, ои мунтахаб. 4^.1. Душанбе, 1988.-463 с.
  214. М. Сабохд сухан. Шеърхо. Душанбе, 1963. — 660 с.
  215. С. Минбари савту калом. Душанбе, 2001. — 172 с.
  216. Рахмонов Эмомалй. Тоцикистон: Дах- соли истшдюлият, вахдатимиллй ва бунёдкорй. Ч,. 1. — Душанбе, 2001. 511 с.
  217. Рахмонов Эмомалй. Тоцикон дар масири таърих. —Душанбе, 2002. —258с.
  218. Ра^аб Мардон. Оташи дил. Душанбе, 1993. — 368 с.
  219. Республика газетной строкой. Душанбе, 1975. — 222 с.
  220. А. Прямая речь. О советской писательской публицистике.1. Л., 1987.-400 с.
  221. Садриддин Айнй. Намунаи адабиёти тоцик. Бо кушиши Алии
  222. Равок-й. Техрон, 1385 х-. (2007 м.) — 372 с.
  223. X. Татбик-и плани кооперативии ленинм // Точ, икистонисоветй. — 1974. — 15 окт.
  224. Саидмуроди Ходжизод. Радио Таджикистана в годы независимости: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Душанбе, 2009. 23 с.
  225. Саидмуроди Хо^азод. Таърихи радиои То^икистон. К^.1. Душанбе, 2006. 144 с.
  226. Саидмуроди Хо^азод. Таърихи телевизиони точ-ик. Душанбе, 2007. — 240 с.
  227. А. Мавзуи таърихй ва авдцахри интернационалиинависанда // Садои шарц. 1973. — № 11. — С. 112−125.
  228. А. Ч, ону чах, они наср. Душанбе, 1999.-538 с.
  229. Салимшо Х, алимшо. Дарахти ч, овидонхирад // Адабиёт ва санъат. —1989.-24 авг.
  230. H.H. Журналистика в терминах и понятиях.
  231. Энциклопедический словарь системы СМИ. Душанбе, 2007. — 324с.
  232. А. Талош. Душанбе, 2002. — 383 с.
  233. А. Гардиши девбод. Душанбе, 2007. — 342 с.
  234. А. Майдон. Душанбе, 1982. — 192 с.
  235. В. А. Азбука телевидения. М.: Аспект Пресс, 2003.223с.
  236. Р. Герой Вахша и Днепра. — Душанбе, 1982. — 176 с.
  237. А., Ох, анг К,. Очерки хамосаи кору пайкори кахрамонивокей. Кобул, 1365 х. — 1967 м. — 112 с.
  238. А. Публицистикаи Турсунзода. Душанбе, 1988. — 112 с.
  239. А. Агар сухан коргар шавад. — Душанбе, 1992. 189 с.
  240. А. Хосияти адабиёт. Душанбе, 2000. — 254 с.
  241. А. Бальзам для души // Памир. 2003. — № 5. — С. 4−15.
  242. А. Изящное завернутое во времени (К проблемамсоотношения художественного и действительного) // Памир. 2004. -№ 10−12. -С.114−128.
  243. А., Гулмуродов П. Жанрхои тахдилии матбуот. — Душанбе, 1994.-59 с.
  244. А. Со временем сверяя шаг // Памир. 2007. — № 10−12.
  245. А. Рангх, ои зиндагй. Душанбе, 2007. — 342 с.
  246. А. Нарвой на^отофарин. Душанбе, 2008. — 111 с.
  247. А. Образ автора в очерках Фазлиддина Мухаммадиева // Памир. -2008. -№ 5. С. 106−114.
  248. А. Дируз х, ам имруз аст // Куллапаймои сухан.1. Душанбе, 2009. С.80−96.
  249. А., Салихов Н. Техника и технология средств массовойинформации. Душанбе, 2009. — 244 с.
  250. А. Горизонты публицистики. Душанбе, 2009. — 306 с.
  251. З.В. Публицистика как фактор развития политическойкультуры: Автореф. дис. канд. филол. Наук. Екатеринбург, 1993. — 18 с.
  252. В.А. Политическая культура средств массовой информации. -М., 1994.- 136 с.
  253. М. И. Журналистика и пропаганда. -Киев, 1987. 159 с.
  254. М.И. Основы теории убеждающего воздействияпублицистики: дис. д-ра филол. наук. — Киев, 1985. 325 с.
  255. Современная газетная публицистика / под. ред. И. П. Лысоковой.1. СПб, 1997.-230 с.
  256. Г. Я. Публицистика как искусство слова // Поэтикапублицистики. -М., 1990.
  257. Г .Я. Современная публицистическая карта мираэлектронный ресурс) // Публицистика и информация в современном обществе. — М.: (http://www.gramota.ru/mad-arch.html?id=6). Проверено 12.03.2009.
  258. Солех, ов С. Х, ач, в дар матбуоти тоцикии солх, ои 20−30. -Душанбе, 1969.-132 с.
  259. Солех, ов Ш. Поэтикаи жанри хдкояи солкой 70−80 к-арни XX. —1. Душанбе, 2006. 169 с.
  260. .В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990. -239с.
  261. М.И. Образные ресурсы публицистики. — М., 1982. -176 с.
  262. П. Девон. Душанбе, 1971. — 304 с.
  263. Султони Х, амад. Низоъ, терроризм ва рисолати рузноманигорон: Ма^муаи маколахо. Душанбе, 2007. — 60 с.
  264. Ю.В. О публицистике и публицистичности // Знамя. 1986. — № 4. — С. 208−224.
  265. Ю.В. В мире писательской публицистики // О партийности публицистики. -М., 1987.-С. 115−150.
  266. Суруди одамони нач-иб (Мацмуаи очеркх, о). — Душанбе, 1972. 288 с.
  267. С. Х, аёт, адабиёт, реализм. — Душанбе, 1976. 224 с.
  268. С. Зиндагиномаи Садриддин Айнй. — Душанбе, 2008. 480 с.
  269. Таджикские очерки. — Душанбе, 1957. — 476 с.
  270. Таърихи адабиёти советии точ, ик. Душанбе, 1984. — 353 с.
  271. Телевизионная журналистика: Учеб. пособие. —М.: МГУ, 2002. —304с.
  272. М. Писатель и эпоха. М., 1974. — 642 с.
  273. М. Умри дубораи кишвари бостони // Садои шарк-. 1974. -№ 10.
  274. П.И. Границы жанра. Минск: БГУ, 1977. — 207 с.
  275. Ц. Теории символа / пер. с фран. Б.Наумова. М., 1998.408с.
  276. Л.Н. Полн. собр. соч. Т.62. -М., 1961. -С.261−270.
  277. Тошходжа Асирии Худжанди. Избранное / сост. текста, вступ. статьяи примеч. А. Саъдуллаева. — М., 1982. —176 с.
  278. С. Барф х, ам мегузарад. Душанбе, 1983. -366 с.
  279. С. Дарахти хдзорсола. — Душанбе, 1991. —256 с.
  280. С. Санг дар багал ба туфон. Душанбе, 2002. — 288 с.
  281. С. Зимистони умр. Душанбе, 2006. — 624 с.
  282. М. Аз Ганг то Кремл. Душанбе, 1970. -87 с.
  283. М. Куллиёт. ЯД. Душанбе, 1977. — 334 с.
  284. М. Куллиёт. Ч,.3. Осори адабй-танкддй. Душанбе, 1979. — 432 с.
  285. М. Планета человечества. — Душанбе, 1981. — 256 с.
  286. Уроки Аграновского. -М., 1986. 315 с.
  287. У подножия Памира. Очерки. М., 1968. — 238 с.
  288. И. Назаре ба хдчвиёти Убайди Зоконй. — Душанбе, 1991. — 70с.
  289. И. Таърихи сиёсии Точ, икистони сохдбистикдол.— Душанбе, 2003.-184 с.
  290. И. Соли Набиев. Душанбе, 1995. — 56 с.
  291. И. Назарияи публисистика. Душанбе, 1999. — 100 с.
  292. И. Журналистика. 1. Душанбе, 2001. — 480 с.
  293. И. Журналистика. 2. — Душанбе, 2008. — 200 с.
  294. И. Миростроительство в Таджикистане. Душанбе, 2006. — 198 с. 316.317.318.319.320,321.322,323,324,325 326 327 328 329 311 453 184
  295. В.В. Исторические истоки современной публицистики: Лекции по курсу «Теория и практика партийно-советской печати». -М.: МГУ, 1972.-75 с.
  296. В.В. Творческие горизонты журналистики. — М.: МГУ, 1976.-204 с.
  297. В.В. Основные направления разработки теории публицистики: Учеб. — метод, пособие. — М.: МГУ, 1978. — 69 с. Ученова В. В. Публицистика и политика. 2-е изд. доп. — М., 1979. — 271 с.
  298. В.В. От вековых корней: Становление публицистики в русской культуре. -М., 1985. — 176 с.
  299. В.В. У истоков публицистики.-М.: МГУ, 1989.-211 с. Фитрат А. Баёноти сайёди х, индй // Садои шарк-. 1988. — С. 12−56. Фоминюк К. К. К спорам о публицистике // Журналистика развитого социализма. — Свердловск, 1980. — С. 60 -69.
  300. В.Н. Публицистический факт: Путь к оптимизации журналистского текста. Красноярск, 1987. — 124 с. Х, акимовА. Свои слова о времени своем//Памир. — 1986. — № 12. -С.109−118.
  301. Х, аёт, цахрамон, адабиёт (Ма^муаи мак-олах, о). —Душанбе, 1977.336с.
  302. Р., Каримов У., Саъдиев С. Адабиёти точик. Асрх, ои ХУ1-XIX ва ибтидои асри XX. Душанбе, 1988.-414с. Цвик B. JL, Назарова Я. В. Телевизионные новости России. — М., 2002. — 205 с.
  303. Ч^овид Мущш, Абдурофеъ Рах, монов. Дастур барои радиожурналистони ч, авон. Душанбе, 2008. — 120 с. Цустуч-ух, ои эч, одй дар адабиёти х-озираи тоцик. Ч,. 2. — Душанбе, 1988.-248 с.
  304. X. Каломи бадеъ. — Душанбе, 1991. 160 с.
  305. Шарифов X. Маърифат ва хунари э^од дар адабиёти шуравии то^ик
  306. Садои шарк. 1995. — № 5−8. — С.63−71.
  307. Я. Вопросы газетной культуры. — М., 1927. 56 с.
  308. В. Писатель в современном мире. — М., 1973. — 318 с. Щетинина H.H. Национальная идея в современной отечественной публицистике: Автореф. дис. канд. полит, наук. -Саратов, 2002. -22с.
  309. М. Таърихи адабиёти советии точ-ик (1945−1974). — Душанбе, 1970.-379 с.
  310. М. Диди эстетики халк- ва насри реалистй. — Душанбе, 1973. -160 с. 351.352,353.354 355,356357,358 359 360 361 362 340 202 938 368
  311. М. Адабиёт ва фалсафаи х, аёт // Садои шарк-. — 1986. — № 3. С.3−17.
  312. М. Ду омили пешбарандаи фархднги точ, икон // Омузгор. -1989. 29 август.
  313. М. К, ахрамони адабиёт, кдхрамони даёт // Садои шарк-. — 1973. — № 4. С.108−124.
  314. М. Забони миллй гамхории махсус хох, он аст // То^икистони советй. — 1988. 15 ноябр.
  315. М. Ду силсилачунбони маданияти точ, ш< // Омузгор. -1989.-29 август.
  316. М. Забони миллй ба сари худ арзиш дорад // Адабиёт ва санъат. 1989. — 11 август.
  317. М. Перестройка и проблемы национального языка // Коммунист Таджикистана. 1989.-4 марта.
  318. М. Х, ар Сухан ч-оеву хдр нук-та макоме дорад // То^икистони советй. — 1989. 11 январ.
  319. М. Хатти то^икон // Садои шарк-. 1989. — № 10. — С.7684.
  320. М. Истикдол ва худшиносии и^тимоиву маънавй. — Душанбе, 1999.-160 с.
  321. Я. Вопросы теории сатиры. М., 1957. — 427 с.
  322. Ф. Роль насилия в истории // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произ-я. Т. 11.-М, 1955.-С. 161−189.
  323. X. Мацмуаи шеърх, о. Душанбе, 1962. — 316 с.
  324. А. Трагедия слова // Памир. 2004. — № 7−9. — С.37−46.
  325. Я. Документальные жанры. Образ. Жанр. Структура. -Саратов, 1974.-231 с.
Заполнить форму текущей работой