Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная идентификация студенчества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обращение автора к социологическому анализу профессиональной идентификации студенчества обусловлено недостаточностью теоретических и эмпирических исследований, в которых прослеживается взаимосвязь успешности профессиональной идентификации в процессе подготовки такого рода специалистов и эффективностью будущей деятельности. Недостаточно научной информации, посвященной вопросам взаимосвязи уровня… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа профессиональной идентификации
    • 1. 1. Эволюция понятия идентификация как социологической категории
    • 1. 2. Социологическая концептуализация изучения профессиональной идентификации
  • Глава 2. Профессиональная идентификация студентов, выбравших профессию специалиста социальной работы
    • 2. 1. Социальная работа как сфера профессиональной идентификации. 86 2.2.Трансформация представлений студентов о социальной работе в процессе профессионального обучения

Профессиональная идентификация студенчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Серьезные социально-культурные изменения, затронувшие в последние двадцать лет основные среды жизнедеятельности российского общества, значительно преобразовали его социальную структуру. Этот процесс привел к изменению практик межличностных взаимодействий людей, к смене приоритетов индивида как личности. Постепенно произошло повышение роли индивидуальной значимости и своих собственных интересов, проявилась тенденция к снижению влияния на поступки и действия общественных интересов.

Трансформированная профессионально-стратификационная структура социума, как следствие новых экономических условий, явилась закономерным итогом текущих изменений. Данная реалия имеет ряд позитивных и негативных последствий.

Например, появление целого ряда новых профессий экономической и социальной направленности, как естественная реакция на возникающие в обществе потребности — это свидетельство позитивной динамики развития. В соответствии с этой динамикой постоянно изменяется и совершенствуется образовательная сфера, поддерживая высокую профессиональную мобильность всех возрастных категорий населения. Она предоставляет индивиду значительно больше возможностей для повышения своего интеллектуального и профессионального уровня, обеспечивает его конкурентоспособность на рынке труда.

Следует отметить и ряд негативных последствий, проявившихся на макро и микроуровне профессионально-стратификационной структуры российского общества.

На макроуровне, во-первых, обозначилась неравенство социальных возможностей человека в государственном и коммерческом секторе рынка труда. Новые социально значимые профессии, в том числе и социальная работа, являются предметом регулирования со стороны государства, которое четко регламентирует профессиональную деятельность и, тем самым, ограничивает степень свободы членов новых профессиональных групп.

Во-вторых, неоправданно завышенные требования работодателей к образовательному уровню потенциальных работников, приводит к резкому смещению интереса молодежи, не имеющей практического опыта, к системе высшего образования.

В-третьих, произошло переформирование шкалы престижности профессий, которая определяет степень привлекательности тех или иных видов деятельности. В общественном мнении наметился переход от принципа социальной значимости и сложности требуемого образования для практической деятельности, к принципу получения возможности быстрого увеличения личного дохода.

На микроуровне негативное влияние на выбор будущей профессии молодежью оказывают объективные процессы, а не личностно-индивидуальные факторы: способности, умения и желания. Выбирая профессию, относящуюся к социальной сфере, которая не ориентированна на прибыль, не является коммерческой деятельностью и не предоставляет возможности максимального получения доходов, человек оказывается в ситуации противоречия тенденций массового характера и своих личных мотиваций.

Этот ряд негативных последствий изменения стратификационно-профессиональной структуры общества, требует обратить внимание на необходимость исследования процессов, связанных с жизнедеятельностью российской молодежи, как сильной, работоспособной, образованной и потенциально значимой части населения нашего государства. Интерес к проблематике профессиональной идентификации связан с пониманием специфики профессионального становления молодежи, профессионального самоопределения и реализации жизненных стратегий студентов высших учебных заведений крупных промышленных мегаполисов.

Изучение процесса профессиональной идентификации позволяет выявить причины, мешающие завершению институционализации ряда социально значимых профессий, найти оптимальные пути решения проблемы дисбаланса в профессионально-стратификационной структуре общества, привлечь внимание к проблемам реформирования образовательного процесса профессиональной подготовки по ряду специальностей.

Особенностью избранной тематики социологического исследования является ее междисциплинарный характер. Она находится сегодня в исследовательском поле ряда гуманитарных дисциплин, таких как, философия, культурология, психология, педагогика. Наибольшее количество научных работ посвящено психологическому анализу понятия профессиональной идентификации. Представляется, что социологический подход в данном случае имеет свои преимущества, поскольку, позволяет структурно и системно рассмотреть феномен профессиональной идентификации на этапе получения профессионального образования как наиболее важного периода изучаемого процесса, когда закладывается ценностное ядро личности специалиста и происходит овладение основами профессиональной культуры.

Актуальность, исследования также заключается и в том, что именно социокультурный анализ, как один из ряда современных социологических подходов к рассмотрению профессиональной идентификации раскрывает возможности для описания специфики и выявления негативных и позитивных факторов, влияющих на этот процесс, чем значительно дополняет существующие психологические, педагогические и философские работы в данном научном направлении.

Т.о. существует объективная необходимость социокультурного анализа на теоретическом и эмпирическом уровне процесса профессиональной идентификации студенчества, так как успешность этого процесса с одной стороны, обеспечивает полноценность социализации личности, с другой, стабилизирует профессионально-стратификационную структуру общества.

Эта совокупность причин обусловила актуальность избранной темы, предопределила цели и задачи работы.

Степень научной разработанности темы и проблемы. Исследования идентификации и идентичности в отечественной и зарубежной литературе обнаружили многослойность и сложную интегрированность этих понятий. На современном этапе развития социологической теории идентификации, актуализируется необходимость ее связи с социально-философским дискурсом и психологическим анализом личностной проблематики. Поставленная в работе проблема предполагает обращение к нескольким группам научных источников.

К первой группе источников следует отнести классические социально-философские и социологические работы, в которых идентификация является самостоятельным объектом исследования.

В этой группе, идентификация как процесс, приводящий к тождеству или к всеобщности бытия, рассматривался уже в трудах Аристотеля, Р. Декарта, а также М. Шеллинга, М. Хайдеггера, Э. Гуссерля, А. Шюца, в работах российских авторов Г. М. Андреевой, М. В. Заворотной, B.C. Мухиной и др. В работах JI.A. Беляевой, Б. В. Емельянова, М. Кагана, JI. Н. Когана исследуются ценностные основания идентификации как социально-культурного феномена.

Социальные аспекты идентификации затрагивались в трудах Д. Лок-ка, Д. Марсия, Э. Уотермана, М. Фридмана, 3. Фрейда, Э. Эриксона, Д. Юма, К. Юнга и др. Анализ идентификаций как процессов, обеспечивающих формирование идентичностей, интерес к процессуальности исследуемого феномена на индивидуально-личностном уровне привел к формированию психоаналитического или персоналистского подхода к рассмотрению данной проблематики.

Наибольшее значение в развитии теории идентификации сыграли фундаментальные работы классиков социологии, в которых идентификация исследуется в качестве концепта человеческого, группового сознания в контексте изучения различных социальных или референтных групп. К ним следует отнести исследования М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Ф. Тенниса, а также более поздние труды Р. Мертона и др.

В разработке социологического подхода, в создании общей для социальных наук точки зрения на идентификацию как процесс, приводящий к внутренней самореализации в рамках внешнего контекста, социального пространства или объективной реальности, сыграли важную роль идеи как зарубежных социологов Э. Гидденса, Э. Гофмана, Ч. Кули, Д. Мида, Н. Смелзе-ра, Д. Теджвелла, Д, Тернера, так и отечественных исследователей E.H. Даниловой, О. Н. Дудченко, С. Г. Климовой, Ю. Н. Козырева, И. С. Кона, A.B. Мытиль, В. И. Пантина, В. А. Ядова, и др.

Углубили и конкретизировали в своих работах основы социокультурного анализа групповых идентификаций этнических общностей и тендерных групп Ю. В. Арутюнян, О. В. Богатова, М. С. Джунусов, Л.М. Дро-бижева, Е. А. Здравомыслова, Л. Г. Ионин, Л. П. Ипатова, И. Ю. Киселев, A.B. Лукина, Л. И. Науменко, A.A. Сусуколов, A.A. Темкина, Ф. С Файззу-лин, М. Б. Хомяков, В. Ю. Хотинец, М. Ф. Черныш, и др.

Вторая группа источников представляет более узкое направление исследований профессиональной идентификации, как процесса профессионального развития, как одного из социализационных механизмов личности. К этой группе можно отнести исследования российских ученых В. Д. Бра-гина, Д. В. Демина, В. В. Ермолова, Е. А. Климова, А. К. Маркова,.

A.B. Мудрика, В. В. Овсянникова, Н. С. Пряжникова, Л. Н. Рожина,.

B.Ф. Сафина, Л. Б Шнайдер и др. В них исследуются проблемы профессионально самоопределения, профессионализации, выбора профессии.

Глубокий анализ данной проблематики проводят социологи, которые занимаются вопросами образования, молодежи, студенчества, Ю. Р. Вишневский, Ю. Г. Волков, Я. В. Дидковская, Г. Е. Зборовский, Ю. А. Зубок, E.H. Заборова, А. И. Зимин, С. Н. Иконникова, И. М. Ильинский, A.A. Козлов, О. И Карпухин, Д. Л Константиновский, И. К. Кощеева,.

В.Т. Лисовский, A.M. Осипова, Л. Я. Рубина, И. П. Савченко, И. И. Серегина, В. И. Чупров, A.B. Шавронов, В. А. Шаповалов, Е. А. Шуклина и др.

Исследование профессиональной идентификации опосредованно связанно с изучением профессиональных групп, описанное в работах Т. Л. Александровой, М. Н. Руткевича, М. Титмы, Ф. Р. Филиппова, В. Н. Шубкина, а также в трудах В. И. Добренькова, Г. Б. Кораблевой,.

A.B. Лисовского, В. А Мансурова и др. Нельзя не отметить монографические исследования профессиональной культуры как ключевого элемента идентификационных процессов в профессиональном поле, В. Г. Игнатова, Г. М. Кочеткова, И. М. Моделя, B.C. Моделя, В. Г. Подмаркова, Г. Н. Соколовой, B.C. Цукермана и др.

Третья группа источников включает научные работы, связанные с одним из видов профессиональной деятельности — социальной работой. Изучение профессии специалиста по социальной работе ложится в основу практической части представленного исследования.

Теоретико-методологическим основаниям социальной работы как профессионального вида деятельности посвящены работы А.Г. Асмоло-вой, В. Г. Бочаровой, Ю. Н. Галагузовой, Л. Г. Гусляковой, Н. С. Данакина, Н. Ф. Дементьевой, В. И. Жукова, И. А. Зимней, В. М. Маневича, М. В. Фирсова, Г. Н. Филонова, Б. Ю. Шапиро, Е. И. Холостовой, В. Н. Ярской И др.

Наибольший интерес представляет анализ профессионального выбора, становления и роста специалиста по социальной работе с учетом психологических, педагогических и социологических особенностей этого процесса в научных трудах О. В. Балагуровой, В. Г. Бочаровой, С.А. Инкижи-новой, В. И. Курбатова, Г. П. Медведевой, П. Д. Павленка, З. Х. Саралиевой,.

B.А. Сластенина, A.B. Старшиновой, Е. И. Холостовой, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.

Обращение автора к социологическому анализу профессиональной идентификации студенчества обусловлено недостаточностью теоретических и эмпирических исследований, в которых прослеживается взаимосвязь успешности профессиональной идентификации в процессе подготовки такого рода специалистов и эффективностью будущей деятельности. Недостаточно научной информации, посвященной вопросам взаимосвязи уровня подготовки кадров в социальной сфере, их профессионализма и степени влияния этого на процесс реализации социальной политики на общегосударственном уровне. Кроме того, появление в последние десятилетия ряда новых профессий, поставило на повестку дня необходимость научного исследования различных аспектов их становления, в том числе, решения проблем, с которыми они сталкиваются в процессе институционализации на этапе формирования профессиональных сообществ.

Таким образом, несмотря на многообразие и научную ценность вышеперечисленных исследований, следует отметить, что вопросы профессиональной идентификации определенных профессиональных групп на этапе получения образования изучены недостаточно. В частности, очевидна необходимость в подобных исследованиях в сфере социальной работы, как одного из относительно новых, но чрезвычайно важных и необходимых видов профессиональной деятельности в российском обществе.

Как свидетельствует проведенный анализ источников, в научной литературе не конкретизирован методологический аппарат социологического изучения профессиональной идентификации, четко не сформулированы основы социокультурного подхода. В сфере социальной работы, сложился ряд негативных обстоятельств, связанных с профессиональной идентификацией, мешающих завершению процесса институционализации этого вида деятельности и осложняющих процесс профессионального развития специалистов на индивидуально-личностном уровне.

Выявленным исследовательским противоречием является сложное взаимодействие образовательного процесса и института профессии, создающее социальные условия и активизирующее различные факторы, влияющие на процесс профессиональной идентификации студенчества. Т.о. становится необходимым выявление причин и источников дисфункции процессов профессиональной идентификации, возникающих на этапе получения образования. Как показывает Г. Б. Кораблева, «Институт образования в процессе своего функционирования обеспечивает интеграцию и целостность образовательных общностей, координирует их взаимодействие с профессиональными общностями за счет особых социальных механизмов."1. Но в процессе обучения большинство студентов не только не идентифицируют себя с выбранной профессией, но и к окончанию ВУЗа категорически не желают работать в выбранной профессиональной сфере. В результате мы имеем негативные последствия экономического, социального и психологического характера на социетальном и личностно-индивидуальном уровнях.

Отмеченные актуальные теоретико-методологические и практические проблемы предопределили объект и предмет, содержание цели и задач исследования.

Объект исследования: профессиональная идентификация как социокультурный феномен.

Предмет исследования: процесс профессиональной идентификации студентов высших учебных заведений.

Цель исследования: выявить социокультурные условия и факторы, способствующие успешной профессиональной идентификации студентов высших учебных заведений.

1 Кораблева Г. Б. Теоретико-социологический анализ взаимосвязи профессии и образования .- Екатеринбург, 1999.-С. 12.

Задачи исследования:

— Конкретизировать сущность социологической категории профессиональная идентификация.

— Проанализировать объективные и субъективные факторы процесса профессиональной идентификации представителей различных профессиональных групп.

— Исследовать значение субъективных оценок профессии как фактора профессиональной идентификации, показать динамику их изменений в процессе получения высшего профессионального образования.

— Выявить взаимосвязь социально-профессиональных ценностных установок студенчества и его профессиональной идентификации.

— Определить критерии успешности профессиональной идентификации студентов.

— Выявить специфику профессиональной идентификации студентов, получающих образование по направлению «Социальная работа», установить источники дисфункции рассматриваемого процесса.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования выступают труды и концепции классиков социологической мысли, работы современных отечественных и западных социологов, философов и пси-хологов.Основу методологии исследования составили социокультурный и структурно-функциональный подходы. Профессиональная идентификация анализируется в работе как социокультурный процесс с позиции ценностей, норм, традиций, стандартов поведения, через систему предпочтений индивидов, как потенциальных и реальных членов определенной профессиональной группы. Основы структурно-функционального анализа (Э.Дюркгейм, Р. Мертон и др.) позволили определить в рамках предмета исследования функции идентификационных процессов, направленных на поддержание динамического баланса социальной системы в целом. Символический инте-ракционизм (Дж. Мид, Ч. Кули, И. Гоффман и др.) дал теоретическое обоснование исследования профессиональной идентификации на основе анализа группового взаимодействия как социокультурного обмена в процессе обучения и вхождения студентов в определенные профессиональные сообщества. Концептуальные идеи психологов и социальных психологов (3. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Марсиа и др.), представителей феноменологической социологии (П. Бергер и Т. Лукман) относительно способностей индивидов интерпретировать социальное пространство, оценивать и атрибутировать свою групповую принадлежность, интернализировать групповые ценности выступили методологическими ориентирами для анализа субъективных оценочных суждений как эмпирических данных. Ключевые положения ролевых теорий (. X. Теджвелл, Д. Тернер и др.) послужили основанием для оценки внешних взаимодействий определенной профессиональной группы, определяющих влияние социального пространства и социальных практик на профессиональную идентификацию.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили исследования, проведенные при участии автора в 2005;2006 гг.:

1. Опрос работников социальной сферы Свердловской области, проведенный по заказу Областного Министерства Социальной защиты в рамках проекта ТЕМРУБ 80С1АЬЕВиС 8СМТ001В04−2004: «Разработка концепции многоуровневой профессиональной подготовки специалистов социальной сферы» (2006 г.- случайная выборка, 2500).

2. Пилотажное исследование: Профессиональная идентификация студентов 1 курса УрИСО (2005г.- сплошной анкетный опрос, N =110).

3. Исследование, проведенное в рамках проекта ТЕМРУ8 БО-ОАЬЕБиС БСМ ТОО № 04−2004, «Специфика процесса профессиональной идентификации студентов высших учебных заведений г. Екатеринбурга, получающих образование специалиста по социальной работе» (2006 г.- стратификационно-случайная выборка, N 336 человек).

4. Для сопоставления полученных данных с результатами массовых эмпирических исследований студенчества, проведен вторичный анализ материалов мониторинга «Студент борка, N=954).

— 2003″ (2003 г.- случайно-гнездовая вы.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.

Первый этап (2004;2005г.) — поисково-аналитический сопровождался анализом литературных источников, определением объекта, предмета, научного аппарата и базы исследования: первичное наблюдение, экспертные интервью, пилотажное исследование для накопления эмпирических данных, уточнения и обогащение понятийного аппарата, задач, проверки основных гипотез.

Второй этап (2005;2006г.) — опытно-экспериментальный содержал основные массовые исследования, обработку количественных данных, разработку теоретических положений, внедрение полученных результатов в практику в рамках международного проекта и подготовку концепции практики студентов ВУЗов по специальности социальная работа.

Третий этап (2006г.) — обобщающий связан с анализом, систематизацией и обобщением результатов исследования, определением основных выводов и практических рекомендаций, письменным оформлением диссертационной работы.

Научная новизна исследования выражена в следующем:

• Дана авторская трактовка социальной сущности профессиональной идентификации студенчества, как одного из социализационных механизмов, обеспечивающих, с одной стороны, полноценное развитие личности, с другой — нормальное формирование, функционирование и воспроизводство профессиональных групп как социальных общностей.

• Выявлены особенности профессиональной идентификации как специфического вида социальной идентификации: процессуальный характер постепенного отождествления личности с конкретной профессиональной группойвлияние на формирование ценностно-смысловой системы личности в процессе интернализации ценностей выбранной профессии как системы представлений, общих для людей одного профессионального сообществаактивизация социально-психологических процессов осознания и осмысления принадлежности к выбранной профессиональной сфере.

• Систематизирован комплекс субъективных и объективных факторов профессиональной идентификации студенчества: политические, экономические и социально-культурные условия жизнедеятельности в стране и регионе, воздействие средств массовой информации, влияние членов семьи, ближайшего окружения и молодежной среды, как «значимых других», личностные ценности студентов, субъективные представления о выбранной профессии. Установлена ключевая роль образования в процессе профессиональной идентификации для подтверждения или пересмотра профессионального выбора будущего специалиста, определяющая дальнейший вектор профессионального развития личности и выраженная в желании или нежелании работать по профессии после окончания вуза.

• В рамках эмпирической интерпретации понятия профессиональная идентификация выявлены критерии ее успешности: соответствие ценностей личности профессиональным ценностям, четкость представлений обучающегося в вузе о конкретном виде профессиональной деятельности, уверенность студента в соответствии выбранной специальности своим склонностям и умениям.

• Разработан и апробирован алгоритм социологического мониторинга процесса профессиональной идентификации в период обучения в вузе, где универсальными императивами для анализа любых специальностей выступают: специфика профессиональной деятельности как идентифицируемая групповая реальностьпрофессиональная группа и ее идентификационные элементы, профессиональная культурасоциальные факторы, влияющие на идентификационные процессы.

• Определены специфические условия профессиональной идентификации в сфере социальной работы: низкий уровень социального престижа профессии, противоречивость в общественном сознании представлений о содержании деятельности и функционале специалистов по социальной работе, формализация профессиональных сообществ в данной сфере деятельности. Установлены источники дисфункции этого процесса, оказывающие негативное влияние на профессиональную идентификацию студентов, получающих образование в вузах г. Екатеринбурга по специальности «Социальная работа»: недостатки образовательного процесса, ориентированного не на выработку профессионально значимых компетенций и формирование навыков и умений, а на получение теоретических знанийтрудности в организации различных видов практикинедостаточная помощь вузов в трудоустройстве выпускников по специальности.

• Выявлена взаимосвязь успешности профессиональной идентификации и процесса институционализации социальной работы как профессии. Обосновано важнейшее направление оптимизации профессиональной идентификации студентов, получающих социальное образование — преодоление различия в профессиональных ориентациях между ними (акцент на значимость специализированного образования и теоретических знаний) и практиками, работающими в этой сфере деятельности (отмечающих приоритет профессионального стажа и практического опыта).

Теоретическая значимость работы. Разработанная и реализованная в процессе эмпирического исследования концепция процесса профессиональной идентификации на этапе получения профессионального образования способствует: углублению и конкретизации методологических основ исследований профессиональной идентификации, уточнению понятия, выявления связи с другими социологическими категориямираскрытию сущностных и структурно-содержательных характеристик этого процесса, обозначению механизмов и факторов, выделению закономерностей и связей, обозначению тенденцийобогащению практической исследовательской базы для решения проблем в сфере социальной работыобоснованию требуемых изменений содержания учебного процесса, для повышения успешности профессиональной идентификации в конкретной профессиональной сфере.

Практическая значимость работы определяется тем, что его теоретические положения и практические выводы создают реальные возможности для реализации инновационных проектов, для коррекции и эффективного управления образовательным процессом в рамках реальных требований сегмента рынка занятости специалистов определенной профессиональной группы. Обоснована и разработана программа практической деятельности студентов, будущих специалистов по социальной работе.

Результаты исследований использованы при реализации международного проекта ТЕМПУС типа 80С1А1Ж) иС, «Разработка концепции профессиональной подготовки работников социальной сферы в системе непрерывного образования», представлены статистические материалы во все ведущие ВУЗы г. Екатеринбурга, осуществляющие подготовку специалистов по социальной работе. Также часть материалов задействована автором в лекционных и практических курсах, включенных в программу профессиональной подготовки кадров для социальной сферы. Основные выводы проделанной работы легли в основу концепции практики для студентов факультета социальной работы Уральского института социального образования.

Достоверность и надежность научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, совокупностью и сочетанием количественных и качественных методов научного исследования, адекватных целям, задачам и логике работы, сопоставимостью полученных данных с массовым опытом. Валидность использованных процедур в эмпирических исследованиях проверялась в ходе пилотажного исследования.

Для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS 11.5 for Windows для персонального компьютера.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования отражены в опубликованных статьях и методических рекомендациях, обсуждались и получили одобрение в выступлениях на международных и региональных научно-практических конференциях: «Создание социально-педагогических условий для духовно-нравственного развития личности в крупном промышленном регионе» (Екатеринбург, 2004 г.) — «Молодежь России и Прикамья на рынке труда: состояние, проблемы и тенденции» (Пермь, 2005 г.) — «Молодежь России и рынок: жизненное и профессиональное самоопределение предпринимательства, труд и занятость» (Екатеринбург, 2005 г.) — «Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2006 г.) — на заседаниях кафедры социальной педагогики и социальной работы УрИСО (2005г.), на заседаниях кафедры социологии и социальных технологий управления УГ-ТУ-УПИ (2006г.). Автор работы представлял результаты исследования на международном семинаре по проекту ТЕМПУС «Разработка концепции многоуровневой профессиональной подготовки специалистов социальной сферы (Екатеринбург, 2006 г.).Результаты социологических исследований, проведенных в рамках диссертационной работы, и практические рекомендации представлены в Министерство Социальной защиты населения Свердловской области.

Основные положения проведенных исследований отражены в 14 публикациях на 8,4 печатных листах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Заключение

.

Основным результатом проведенного исследования является реализация задач, определенных в начале работы.

На основе существующих научных теоретических работ и материалов эмпирических исследований, в работе уточнено социологическое определение профессиональной идентификации, как процесса, благодаря которому реализуется постепенное отождествление индивида с членами конкретной профессиональной группы, посредством постепенного овладения определенным объемом знаний, умений и навыков, в ходе осознания и осмысления определенных профессиональных ценностей и норм поведения, то есть освоения профессиональной культуры в определенной сфере деятельности.

Построено целостное системное описание механизма этого процесса, выделены и описаны социальные и личностно-индивидуальные факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние. Также был разработан и апробирован на практике исследовательский алгоритм изучения идентификационных процессов.

Теоретико-методологический уровень рассмотрения самого процесса позволил обозначить ряд общих закономерностей. В частности, для профессиональной идентификации важны характеристики идентифицируемой группы. Каждая профессия имеет свою специфику, которая в особом виде преломляет идентификационные процессы.

Общее системное рассмотрение профессиональной идентификации как процесса осознания и осмысления сущности профессиональной деятельности осуществляется на основе анализа ряда императивов, ключевыми из которых являются идентификационные характеристики конкретной профессиональной группы: знания, умения навыки, профессиональные ценности и нормы поведения, этика — как содержание профессиональной культуры.

Профессиональная идентификация связана с формированием у человека определенного континиума представлений о выбранной профессии. Специфические знания, умения и навыки индивид получает в процессе профессионального обучения, именно в этот период, чаще всего, он приобретает и первый практический опыт. В рамках учебного процесса и практической деятельности элементами групповой идентификации выступают компоненты профессиональной культуры, особенно важны профессионально-значимые ценности, которые образуют определенную систему представлений, объединяющих людей в одно профессиональное сообщество.

Профессиональная подготовка активизирует профессиональную идентификацию индивида, предопределяет ее направление, детерминируя рядом социальных и индивидуально-личностных факторов. Рассматривая профессиональную идентификацию как социализационный механизм, следует выделить особую роль личностных факторов: ценностных ориентаций, индивидуальных представлений, предпочтений и мотиваций при профессиональном выборе. Ценности индивида, характеризующие его общий культурный уровень, не должны входить в противоречие с ценностными основаниями будущей профессиональной деятельности. Профессиональные ценности группы и ценности личности взаимосвязаны и взаимоопределяемы при условиях успешной профидентификации личности в процессе профессионального обучения.

Идентификационные процессы включают в себя внутреннюю самоидентификацию как процесс приобретения осознанных убеждений и ценностных ориентаций. В связи с этим, доказана важность субъективных оценок при анализе профессиональной идентификации как для самого процесса на субъектном уровне, так и для социологического анализа проблемы на групповом уровне.

Как показало исследование, одной из основных причин возникающих дисфункций процесса профессиональной идентификации студенчества выступают нарушения связи между институтом образования и институтом профессии, которые не обеспечивают необходимые условия для групповой идентификации, в частности, в виде признания и поддержки со стороны состоявшихся профессионалов.

Практический интерес к социальной работе вызван тем, что эта профессия сравнительно новая и не имеет устоявшихся традиций и стереотипных установок. Соответственно, именно на примере проведенного исследования, четко выявлена обозначенная проблема. Социальная работа не может закончить процесс институционализации, из-за того, что не заканчивается формирование ее профессиональных сообществ. В свою очередь, получающие образование в сфере социальной работы, не желают работать по специальности из-за дисфункции профессиональной идентификации.

Доказано, что профессиональная идентификация студенчества проходит успешнее при активизации следующих факторов и соблюдения ряда условий:

— высокой степени удовлетворенности выбором профессии и. вуза;

— при отсутствии ценностных противоречий между личностью и выбранной профессиональной деятельностью;

— при успешном овладении элементами профессиональной культуры;

— при желании работать по специальности после окончания вуза;

— при личном интересе к профессии;

— при осуществлении тесной связи теории с практикой;

Перспективы дальнейших исследований связаны с необходимостью научной работы по двум направлениям. Универсальная схема анализа профессиональной идентификации, предложенная в диссертационной работе при целостном системном описании механизма профессиональной идентификации, может быть использована при анализе проблем других видов профессиональной деятельности. Второе перспективное направление последующих исследований связано со сферой социальной работы, в которой объективно требуется разрабатывать и реализовывать программы, направленные на решение имеющихся вопросов, выявленных и обозначенных в представленной диссертации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интер-претативную социологию / X. Абельс. Спб, 1999. 272 с.
  2. Т.Л. Методологические проблемы социологии профессии / Т. Л. Александрова // СОЦИС. 2000. № 8.
  3. Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М., 2000.
  4. Антология мировой философии в 3-х т. М., 1969.
  5. А.И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. М.: МГУ, 1996. 304 с.
  6. Н.В. Проблемы личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии/Н.В. Антонова//Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131−143.
  7. Аристотель Сочинения в 4 т. / Аристотель. М.: Мысль. 1975.
  8. Ю.В. Этносоциология / Ю. В. Арутюнян, JIM. Дробижева, A.A. Сусоколов. М.: Открытое общество, 1999.
  9. Большой толковый социологический словарь (Collins) в 2 т.: пер. с англ. М.: Вече ACT. 1999.
  10. О.В. Формирование профессиональной готовности студентов технических ВУЗов к социальной работе : дис. .канд. пед. наук: 13.00.18 / О. В. Балагурова. Чита: ЧТУ, 2004. 187 с.
  11. Е. С. Американская социология традиции и современность / Е. С. Баразгова. Екатеринбург: Деловая книга, 1997.
  12. Е.П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М., 2001.
  13. O.A. Этнические границы в Мордовии: парадокс многоуровневой идентичности / O.A. Богатова// СОЦИС.2004. № 6.
  14. Большой словарь иностранных слов / Под общ. ред. Е. А. Гроишиной. М.: «ACT», 2003. 957 с.
  15. С. А. Профессиональное самоопределение //Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / СЛ. Боровикова — под общ. ред. Г. С. Никифорова — СПб.: СПБГУ, 1991. 152с.
  16. В.В. Антропология возраста: Учеб. пособие / В. В. Бочаров. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2001. 196 с.
  17. В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи : автореф. дис. .канд. псих. наук. М., 1976.
  18. Ю.Р. Социология : курс лекций для тех. Вузов / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко. Екатеринбург, 1997. 280 с.
  19. Ю.Р. Молодежь образование — рынок / Ю. Р. Вишневский, Г. Б. Кораблева и др. Екатеринбург: УПИ, 1992. 146 с.
  20. Ю.Г. Социология / Ю. Г. Волков. М: Гардарики. 2005, 266 с.
  21. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества / Под общ. ред. М. Н. Руткевича. М., 1978.
  22. Ю.В. Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества : дис.. канд. соц. наук: 22.00.04. / Ю. В. Галиусова. М., 2003. 151 с.
  23. Э. Модерн и самоидентичность / Реф. Е. В. Якимовой // Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс. Реферативный сборник / Под ред. Ю. А. Кимелева. Серия «Социология». М.: ИНИОН РАН, 1995.
  24. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 40 101 Социальная работа. — М., 2005. 30 с.
  25. И. Представление себя другим в повседнейвной жизни : пер. с англ. / И. Гоффман. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000.
  26. И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мзцкевич, В. А. Семенов — под общ. Ред. И. А. Громова — СПб.: Ольга, 1996.174 с.27
Заполнить форму текущей работой