Особенности строения знаний в психологии как науке
Диссертация
Вышесказанное определяет актуальность настоящего диссертационного исследования, которое посвящено вопросу строения знаний в психологии как науке. Психология в настоящем исследовании рассматривается как своего рода «модельный случай», где буквально сконцентрированы ключевые проблемы современного развития социально-гуманитарных наук. Речь идет прежде всего о таких нерешенных проблемах, как научный… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Психология в оптиках философского анализа
- 1. 1. Психология как объект философского анализа
- 1. 2. Психология как проект научной дисциплины
- 1. 3. Психологическая наука как социальный институт
- 1. 4. Категориальный анализ психологии
- 1. 5. Прагматический анализ психологии
- 1. 6. Проблемы философского анализа психологии как науки
- Глава II. Эпистемологический подход к анализу психологии
- 2. 1. Модель науки в теории социальных эстафет
- 2. 2. Анализ психологического знания
- 2. 3. Анализ психологических теорий
- 2. 4. Анализ наукообразующих программ в психологии
- 2. 5. Анализ рефлексии ученых-психологов
- Глава 111. Перспективы развития психологии как науки
- 3. 1. Проблема систематизации знаний в психологии
- 3. 2. Трудности построения целостной системы знаний в психологии как науке
Список литературы
- Авенариус Р. О предмете психологии: эмпириокритический подход к проблеме души. М.: УРСС, 2003. 88 с.
- Айзенк Г. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии // Психологический журнал. Т. 14. 1994. № 4. С. 3−19.
- Айзенк Г. Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической парадигмы // Иностранная психология. 1993. № 2. Т.1. С.9−23.
- Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь, 2003. 368 с.
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2007. -688 с.
- Аристотель. О душе // Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1976. С.371−448.
- Бен-Дэвид Дж., Коллинз Р. Социальные факторы при возникновении новой науки: случай психологии// Логос. 2002. № 5−6 (35). С. 79−103.
- Бернштейн H.A. Физиология движений и активность. М.: Наука. 1990. 497 с. Ю. Бинсвангер Л. Случай Эллен Вест. Антрополого-клиническое исследование //
- Экзистенциальная психология. Экзистенция. М.: Апрель Пресс, ЭКСПО-Пресс, 2001. С. 361−511.
- П.Бодалев A.A., Сталин В. В., Аванесов B.C. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. 440 с.
- Большой психологический словарь. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: АСТ-Москва, 2009. 816 с.
- Боулби Джон. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
- Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения. / Брентано Ф. Избранные работы. / Сост., перев. с нем. В. М. Анашвили: Дом интеллектуальной книги, 1996. 176 с.
- Будилова Е.А. Философские проблемы советской психологии. М.: Наука, 1972. -336 с.
- Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 272 с.
- П.Васильев B.B. Философская психология в эпоху Просвещения. М.: Канон+, 2010.-520 с.
- Василюк Ф.Е. К проблеме единства общепсихологической теории // Вопросы философии. 1986. № 10. С. 75−86.
- Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического кризиса // Вопросы психологии. 1996. № 2. С.25−41.
- Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.:МГППУ- Смысл, 2003. 240 с.
- Василюк Ф.Е., Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г., Петровский В. А., Пружинин Б. И., Щедрина Т. Г. Методология психологии: проблемы и перспективы. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. 528 с.
- Введенский А.И. О пределах и признаках одушевления. Новый психофизиологический закон в связи с вопросом о возможности метафизики. СПб: Типография B.C. Балашова. 1892. 120 с.
- Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2 т. М.: Смысл, 2006.
- Вильянуэва Э. Что такое психологические свойства? Метафизика психологии. М.: Идея-Прогресс, 2006. 256 с.
- Витгенштейн JI. Избранные работы. М.: Территория будущего. 2005.
- Вундт В. Основы физиологической психологии. Об элементах душевной жизни. Интенсивность ощущения. М.: Либроком, 2010. 330 с.
- Вундт В. Очерк психологии. СПб., 1896. 224 с.
- Вундт В. Психология в борьбе за существование // Новые идеи в философии, сб. № 10 «Методы психологии II», СПб.: Образование, 1913 г. С. 93−131.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991, — 480 с.
- Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т 1. Вопросы теории и истории психологии М.: Педагогика, 1982. С. 291−436.
- Выготский Л.С. Проблемы возрастной (детской) психологии // Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. М.: Педагогика. 1984. С. 243−385.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука // Избранные психологические труды. Воронеж: Институт практической психологии, 1998. -480 с.
- Гараи Л., Кечке М. Еще один кризис в психологии! // Вопросы философии. 1997. № 4. С.86−96.
- Гегель Г. Ф. Наука логики. В 3 т. М.: Мысль, 1972.
- Гемпель К. Г. Логика объяснения. М.: Дом интеллектуальной книги. 1998.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 462 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Движение человеческого глаза. М.: МГУ. 1978. 256 с.
- Гринсон P.P. Техника и практика психоанализа М.: Когито-Центр, 2003. 478 с.
- Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология // Гуссерль Э. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. С.297−340.
- Декарт Р. Метафизические размышления // Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 314−380.
- Деннет Д.К. Виды психики: на пути к пониманию сознания. М.: Идея-Пресс, 2004.-184 с.
- Джерджен К. Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика. Сб. статей. Минск: БГУ, 2003.
- Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996.
- Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе. Т. 3 / Собрание сочинений в 6 томах. М.: Три квадрата, 2004. 426 с.
- Дубровский Д.И. Психические процессы и мозг. М.: Наука. 1971.
- Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.
- Ильенков Э.В. Психология // Вопросы философии. 2009. № 6. С.92−105.
- История отечественной и мировой психологической мысли. Ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее. Антология. /Под ред. A. J1. Журавлева, В. А. Кольцовой, Ю. Н. Олейник. М.: ИП РАН, 2010. 784 с.
- Кангилем Ж. Что такое психология? Выступление на конференции 18 декабря 1956 г. в философском колледже в Париже // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. ХХХ1. № 1. С. 212−225.
- Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука//Кант И. Собр. соч., Т.4, ч. 1. М.: Мысль, 1965. С.69−197.
- Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка// Вестник МГУ, сер. 7 «Философия». 1993. № 6. С. 11−26.
- Карнап Р. Физикалистский язык как универсальный язык науки. Пер. с нем. Никифорова А. Л // Философия и естествознание. Журнал «Егкепп1тш» («Познание»). Избранное. М.: Идея-Пресс, 2010. С. 170−211.
- Касавин И.Т. Дискурс-анализ как метод исследования сознания // Проблема сознания в философии и науке /Под ред. Д. И. Дубровского. М.: Канон+, 2009. С. 242−270.
- Касавин И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М., 2008. 544 с.
- Кассирер Э. Психология и теория познания // Кассирер Эрнст. Философия просвещения. М.: РОСПЭН, 2004. С. 112−154.
- Классификация психических и поведенческих расстройств: клинические описания и указания по диагностике. Международная классификация болезней, 10-й пересмотр (МКБ-10). К.: Сфера. 2005. 308 с.
- Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. /Под ред. М. Фаликман, В. Спиридоновой. М.: Ломоносовъ, 2011. 384 с.
- Когнитивный подход. /Отв. ред. В. А. Лекторский. М.: Канон+, 2008. 464 с.
- Коллинз Р. Социология философии. Новосибирск: Сибирский хронограф. 2002.
- Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. /Под ред. В. А. Лекторского. М., 2009.
- Конт О. Общие соображения о природе и значении положительной философии. В 2-х т. М.: 1925.
- Корнилова Т.В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии: учебник. М.: Юрайт, 2011.-483 с.
- Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997. С. 432.
- Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.-493 с.
- Круглый стол: Психология XXI века: пророчества и прогнозы // Вопросы психологии. 2000. № 1. С.3−35 (начало) — Вопросы философии 2000. № 2. С.3−41 (окончание).
- Кузнецова Н.И. Философия науки и история науки: эволюция взаимоотношений на фоне XX столетия // Философия науки /Анисов A.M. (отв. ред.). М., 1998. Вып. 4. С.61−72.
- Кузнецова Н.И., Розов М. А. О разнообразии научных революций // Традиции и революции в истории науки. М.: Наука, 1991. С.60−82.
- Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. 288 с.
- Куш М. Социология философского знания: конкретное исследование и защита //Логос. 2002. № 5−6 (35). С. 104−135.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. 391 с.
- Лакатос И. Методология исследовательских программ. М.: ООО «Издательство ACT». 2003.
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2003. 144 с.
- Лебединский В.В., Лебединская К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. М.: Трикста, 2011. 303 с.
- Лебединский В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: МГУ, 1990. 197 с.
- Левин К. Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии // Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. С.54−86.
- Лейбниц Г. В. Труды по философии науки. М.: Либроком, 2010.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. 357 с.
- Лекторский В.А. Трансформация эпистемологии: новая жизнь старых проблем // Эпистемология: перспективы развития. / Под ред. Лекторского В. А., Труфановой Е. О. М.: Канон+, 2012. С.5−49.
- Лекторский В.А. Философия. Познание. Культура. М.: Канон-плюс. 2012. 384 с.
- Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: УРСС, 2001.-256 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев. Изд-во Выща школа. 1989. -376 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия. М.: Изд. МГУ, 1994.-228 с.
- Леонтьев Д.А. Причинность и объяснение в психологии личности: от необходимого к возможному // Эпистемология и философия науки. 2008. T.XVII. № 3. С.127−142.
- Лихи Т. История современной психологии. СПб.: Питер, 2003. 448 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 443 с.
- Лосский Н. Понятие психического и предмет психологии // Лосский Н. Основные вопросы гносеологии. Сборник статей. Петроград: Наука и Школа, 1919. С.105−113.
- Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук // Вопросы психологии. 1977. № 9. С. 68−76.
- Лурия А.Р. (1926) Сопряженная моторная методика и ее применение в исследовании аффективных реакций (экспериментально-психологическое исследование) // Лурия А. Р. Психологическое наследие: избранные труды по общей психологии. М.: Смысл, 2003. С.51−105.
- Лурия А.Р. Психология в определении следов преступления // Лурия А. Р. Психологическое наследие: избранные труды по общей психологии. М.: Смысл, 2003. С. 106−125
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. Академия, 2003. 384 с.
- Люк Х. Е. История психологии. М.: Научный мир, 2012. 272 с.
- Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века// Психологический журнал, 2005 г., № 1. С.23−34
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 688 с.
- Мак-Вильямс H. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Класс. 2010. 480 с.
- Маланов C.B. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: объяснительные принципы и теоретические положения. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. 496 с.
- Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М.: Территория будущего, 2005.
- Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. М.: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.-873 с.
- Методология комплексного человекознания и современная психология / Отв. ред. Журавлев А. Л., Кольцова В. А. М.: ИП РАН, 2008. 603 с.
- Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского: систематика форм поведения и законы развития высших психических функций // Вопросы психологии. 1999. № 4. С.3−15.
- Мещеряков Б.Г., Моисеенко Е. В., Конторина В. В. Параллелограмм развития памяти: не миф, но требует уточнения // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2008. № 1. С. 14−29.
- Микешина Л.А. Философия науки: Эпистемология. Методология. Культура. М.: Международный университет в Москве. 2006.
- Микешина Л.А. Философско-методологические проблемы психологической науки // Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук /Под ред. Мироновой В. В. М.: Гардарики, 2007. С.583−593.
- Милль Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной. М.: Ленанд, 2011.-832 с.
- Мясоед П.А. О системах психологического знания (анализ новых учебников психологии) // Вопросы психологии. 1998. № 1. С.55−64.
- На теневой стороне. Материалы к истории семинара М. А. Розова по эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке. Новосибирск, 2004. 412 с.
- Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс. 1981. -204 с.
- Наторп П. Философия и психология // Наторп П. Избранные работы. М. Территория будущего, 2005. С. 27−54.
- Наука глазами гуманитария. /Под. ред. В. А. Лекторского. М., 2005. 688 с.
- Небылицын В. Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: МГУ, 1982. С. 153 159.
- Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Идея-Пресс. 2006. 264 с.
- Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. М.: МГППУ, 2008. 464 с.
- Носс И.Н. Введение в технологию психологической диагностики. М.: ИП РАН, 2003.-251 с.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство. 1996. 374 с.
- Огурцов А.П. Философия науки: двадцатый век. Концепции и проблемы. В 3 частях. СПб.: Изд. дом «Mip». 2011.
- Одум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1975. 741 с.
- Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных. М.: Наука, 1973. 660 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. М.: ИНФРА-М, 2001.-496 с.
- Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопросы философии. 1993. № 5. С.54−63.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969 596 с.
- Пиаже Ж. Логика и психология // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. С.567−612.
- Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук // Вопросы философии. 1966. № 12. С.57−75.
- Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизиологический параллелизм // Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 12, «История и метод». М: Прогресс, 1966. С. 157−194.
- Пископпель A.A. К проблеме категориального строя психологии // Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 3. С. 13−25.
- Пископпель A.A. Проблема интеграции психологии: метод и подход // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Выпуск 1. С. 37−50.
- Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 216 с.
- Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. 344 с.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М., Прогресс, 1983.-606 с.
- Порус В.Н. Как объяснять? Знак развилки на пути психологии // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 1. С. 88−97.
- Проблема сознания в философии и науке. /Под ред. Дубровского Д. И. М.: Канон+, 2009. 472 с.
- Прогресс психологии: критерии и признаки /Под ред. Журавлева А. Л., Марцинковской Т. Д., Юревича A.B. М.: ИП РАН, 2009. 336 с.
- Пружинин Б.И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии. М.: РОССПЭН, 2009. 423 с.
- Психологическая наука в России XX века: проблемы теории и истории. /Под ред. Брушлинского А. В. М.: ИП РАН, 1997. 576 с.
- Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах. Ред.-сост. Карпенко Л. А. /Под общей редакцией Петровского A.B. М.: ПЕР СЭ, 20 052 006.
- Психологический словарь. / Под ред. Давыдова В. В., Запорожца A.B., Ломова Б. Ф. и др. (НИИОПП Академии пед. наук СССР). М.: Педагогика, 1983. 448 с.
- Психологический словарь / Под ред. Немова P.C. М.: Владос, 2007. 560 с.
- Психология и новые идеалы научности (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 3−42.
- Психология и философия: возвращение души: Сб. статей. /Под ред. Братусь Б. С. М.: РГГУ, 2003. 200 с.
- Психология XXI века. / Под ред. Дружинина В. Н. М.: ПЕРСЭ, 2003.
- Психология. Словарь. /Под общей ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Пузырей A.A. Психология. Психотехника. Психагогика. М.: Смысл, 2005. -488 с.
- Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М.: ТЕРРА, 2000.
- Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. 568 с.
- Розин В.М. Психология: наука и практика: учеб. пособие, 2-е изд. М.: Омега-Л, 2008. 544 с.
- Розин В.М. Эпистемологический статус психологических теорий // Методология науки и антропология /Отв. ред. Генисаретский О. И., Огурцов А. П. М.: ИФРАН, 2012. С.59−87.
- Розов М. А Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. М.: Новый хронограф, 2008. 352 с.
- Розов М. А Феномен социальных эстафет. Сборник статей. Смоленск: СГПУ. 2003. 93 с.
- Розов М.А. Методологические особенности гуманитарного познания // Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск: Наука, 1986. С.33−53.
- Розов М.А. Механизмы развития знания // Когнитивные исследования: Проблема развития. Сборник научных трудов: Вып. 3. /Под ред. Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С.34−55.
- Розов М.А. Наука как традиция // Степин B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1995. С. 70−190.
- Розов М.А. Понимающий и объясняющий подходы в гуманитарных исследованиях// Познание, понимание, конструирование. М.: ИФ РАН. 2008. С. 48−67.
- Розов М.А. Понятие исследовательской программы // Исследовательские программы в современной науке. Новосибирск: Наука, 1987. С. 7−26.
- Розов М.А. Проблема понимания и объяснения в гуманитарных науках// Философия. Общество. Культура. Самара: Изд. «Самарский университет», 2007.
- Розов М.А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1977. 224 с.
- Розов М.А. Рефлексия и деятельность // Наука глазами гуманитария. М.: Прогресс-Традиция. 2005. С. 384−409.
- Розов М.А. Строение научного знания (проблемы методологии и методики анализа) // Философия науки. Вып. 3: Проблемы анализа знания. М.: ИФ РАН, 1997. С.59−86.
- Розов М.А. Тезисы к перестройке теории познания //На пути к неклассической эпистемологии /Под ред. Лекторского В. А. М., 2009. С. 98−121.
- Розов М.А. Теория познания как эмпирическая наука // Эпистемология: перспективы развития /Под ред. Лекторского В. А., Труфановой Е. О. М.: Канон+, 2012. С.90−123.
- Розов М.А. Философия науки в новом видении // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: Mip, 2009. С.340−360.
- Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск: Наука, 1986. 223 с.
- Ролле Дж. Классические случаи в психологии. СПб: Питер, 2010. 256 с.
- Российская психология: Антология. Авт.-сост. А. Н. Ждан. М.: Альма Матёр, 2009. 1279 с.
- Рубинштейн С. JL Основы общей психологии. М. 1940. 596 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
- Руткевич А. М. Как Фрейд подгонял факты под свою теорию // Руткевич A.M. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: Курс лекций. М.: Издательская группа ИНФРА-М, 1997. С. 156−161.
- Сёрл Дж. Открывая сознание заново. М.: Идея-пресс, 2002. 256 с.
- Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию? // Сеченов И. М. Элементы мысли. СПб.: Питер, 2001. С. 118−209.
- Слейгер Л. Открыть ящик Скиннера. М.: Хранитель, 2007. 317 с.
- Смит Н. Современные системы психологии. История, постулаты, практика. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 384 с.
- Смит Р. История психологии. М.: Академия, 2008. 416 с.
- Современная экспериментальная психология. В 2 т. /Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Институт психологии РАН, 2011. Т. 1. -555 с. -Т.2 — 493 с.
- Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. 248 с.
- Сокулер З.А. Специфика гуманитарных наук // Философия науки: учебное пособие. / Под ред. А. И. Лигшина. М.: ЭКСМО, 2007. С.287−316.
- Спенсер Г. Синтетическая философия. М., 1997.
- Степин B.C. История и философия науки. М.: Академический проект, 2011. -423 с.
- Степин B.C. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция. 2005. 744 с.
- Степин B.C., Розов М. А., Горохов В. Г. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1995. 384 с.
- Сычева Л.С. Современные процессы формирования наук. Опыт эмпирического исследования. Новосибирск: Наука, 1984. 161 с.
- Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / Отв. ред. Журавлев А. Л., Юревич A.B. М.: ИП РАН, 2007.
- Титченер Э.Б. Очерки психологии. СПб., 1898. 286 с.
- Титченер Э.Б. Учебник психологии. М., 1914. 263 с.
- Тихомиров О. К. Психология /Под ред. Гордеевой О. В. М.: Высшее образование, 2006. 544 с.
- Улановский A.M. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 130 150.
- Уотсон Дж. Бихевиоризм // История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х середина 30-х гг.) /Под ред. Гальперина П. Я. М: Изд-во МГУ, 1992. С.96−106.
- Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. -542 с.
- Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. М., 2000.
- Франк С. JI. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию / С. JI. Франк. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995, С. 419−632.
- Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб.: Азбука, 2006. 512 с.
- Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М: Азбука-классика. 2008. 256 с.
- Фрейд 3. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве. М: Азбука-классика. 2006. 240 с.
- Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство // Фрейд 3. Интерес к психоанализу. М: Попури. 2009. С. 108−131.
- Фрейд 3. Знаменитые случаи из практики. М: Когито-Центр, 2007. 214 с.
- Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск: Попурри, 1999. 608 с.
- Фрейд 3. Я и Оно. М.:ЭКСМО-Пресс- Харьков: Фолио, 2001. 864 с.
- Фресс П., Пиаже Ж Экспериментальная психология. Выпуск 1−2, «История и метод». М: Прогресс, 1966. 430 с.
- Хант М. История психологии. М.: ACT Москва, Харвест, 2009. 864 с.
- Харре Р. Гибридная психология: союз дискурс-анализа с нейронаукой // Эпистемология и философия науки. 2005. Т. VI. № 4. С. 38−63.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ. 1987. -288 с.
- Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии 1997. № 3. С. 112−132.
- Челпанов Г. Введение в экспериментальную психологию. М., 1916. 293 с.
- Челпанов Г. И. Психология и теория познания // Челпанов Г. И. Психология. Философия. Образование. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. С.92−142
- Швырев В. С. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984. -232 с.
- Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Москва-Ростов-на-Дону, 1996. 544 с.
- Шпет Г. Г. Один путь психологии и куда он ведет // Г. Г. Шпет. Психология социального бытия. Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии, 1996. С.28−48.
- Штумпф К. Психология и теория познания // Логос.2005. № 2 (47). С. 117−155.
- Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. М.: Евразия, 2002. -544 с.
- Щедровицкий Г. П. Психология и Методология: Ситуация и условия возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий. (Из архива Щедровицкого Г. П.). М.: Путь, 2004. Т.2 Вып.1. 368 с.
- Щедровицкий Г. П. Методологическая организация сферы психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып.З. С. 133−151.
- Щедровицкий Г. П. Философия. Методология. М.: Наука. 1997. 656 с.
- Эббингауз Г. Психология // Философия в систематическом изложении. М.: Территория будущего, 2006. С.185−261.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.
- Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000. 416 с.
- Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: УРСС, 1997. 444 с.
- Юлина Н.С. Головоломки проблемы сознания. М.: Канон+, 2004. 543 с.
- Юм Д. Сочинения в 2-х томах. М., 1965.
- Юревич А. В. Методология и социология психологии. М.: ИП РАН, 2010. -272 с.
- Юревич А. В. Системный кризис психологии // Вопросы психологии. 1999. № 2. С.3−11.
- Юревич A.B. Парадигмальные дебаты // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 3. С. 3−17.
- Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. 576 с.
- Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии: теоретические проблемы развития психологической науки М.: Политиздат, 1974. 312 с.
- А Century of psychology as science /Ed. by Koch S., Leary D.E. Washington, American Psychological Association. 1992. 1010 pp.
- Ash M.G. Academic Politics in the History of Science: Experimental Psychology in Germany, 1879−1941 // Central European History (Brill Academic Publishers), September 1980. Vol.13. № 8. P.255−286.
- Bechtel, W., Wright, C.D. What is Psychological Explanation? 11 Symons J., Calvo P. (ed.) The Routledge Companion to Philosophy of Psychology. NY&London: Routledge, Taylor & Francis Group, 2002. P. 113−130.
- Bentley M., Perenbom C.A., Hodge F.W., Pasano E.B., Warren H.C., & Washburn M.F. Instructions in regard to preparation of manuscript. Psychological Bulletin. 1929. № 29. P. 57−63
- Boring E.G. A history of experimental psychology. Second edition. NY: Appleton-Century-Crofts inc. 1957. 777 pp.
- Budge G.S. Katz B. Constructing psychological knowledge: Reflections on science, scientists and epistemology in the APA «Publication manual» // Theory & Psychology, 1995. № 5. P. 217−231/
- Carnap R. Psychology in a Physical Language // Ayer A.J. (ed.) Logical Positivism. NY: Free Press, 1959. P. 165−197/
- Cowles M. Statistics in Psychology: An Historical Perspective. New Jersey & London: Lawrence Erlbaum Associates, 2001. 260 pp.
- Critical Discursive Psychology /Ed. by Parker I. NY: Palgrave MacMillan. 2002. -286 pp.
- Epistemology: An Anthology /Ed. by Sosa E., Kim J., Fantl J., McGrath M. UK: Blackwell Publishing Ltd, 2008. 917 pp.
- Experimental Philosophy /Ed. by Knobble J., Nichols S. NY: Oxford. University Press. 2008. 246 pp.
- Eysenck H. J. The effects of psychotherapy. An evaluation // Journal of Consulting Psychology. 1952. V.16. P.319−327.
- Friedman M. Existential Psychotherapy and The Image of Man // Journal of Humanistic Psychology. 1964. Vol.4. № 2. P. 104−117.
- Fuchs A.H., Milar, K.S. Psychology as a Science // Freedheim D.K., Weiner I.B. (ed.) Handbook of Psychology. Volume 1: History of Psychology. USA, New Jersey: John Wiley & Sons, 2002. P. 1−25.
- Gilford J.P. General psychology. NY: East-West Press. 1952. 587 pp.
- Goldman A.I. The relation between epistemology and psychology // Synthese, 1985. Volume 64, Number 1 July. P.29−68.
- Gross R. Psychology: The Science Of Mind And Behavior. L.: Hodder Arnold, 2005. 1007 pp.
- Handbook of educational psychology / Eds. Alexander, P. A. & Winne, P.H. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates. 456 pp.
- Harre R. Cognitive Science: A Philosophical Introduction. London: Sage Publications Ltd, 2002. 336 pp.
- Harre R. Personal Being: A Theory for Individual Psychology. Harvard, 1986. -304 pp.
- Harre R. Pavlov’s Dogs and Schrodinger’s Cat: Scenes from the living laboratory. Oxford University Press. 2009. 322 pp.
- Harris M., Butterworth G. Developmental Psychology: A Student’s Handbook. L.: Psychology Press Ltd., 2002. 384 pp.
- Hatfield G. Psychology, Philosophy, and Cognitive Science: Reflections on the History and Philosophy of Experimental Psychology // Mind and Language, 2002. Vol.17. P.207−232.
- Hecaen H., Albert M. Human Neuropsychology. NY. 1978. 389 pp.
- Hempel C.G. The Logical Analysis of Psychology // Feigl H., Sellars W. (ed.). Readings in Philosophical Analysis. NY: Appleton-Century-Crofts, 1949. P.373−384.
- Krag S.E., Johns E.F. A large-scale cross-validation of second-order personality structure defined by 16PF // Psychological Reports, 1986. № 5. P.683−693.
- Kusch M. Psychological Knowledge: A Social History and Philosophy. (Philosophical issues in science). NY: Routledge, 1999. 310 pp.
- Lipsey M. W. Psychology: Preparadigmatic, Postparadigmatic, or Misparadigmatic? // Science Studies. 1974. Vol. 4. No. 4. P. 406−410.
- May R. The Discovery of Being: Writings in Existential Psychology. NY: Norton, 1983. P. 40−42.
- Phenomenology and Psychological science: Historical and Philosophical Perspectives. Edition by Ashworth P.D., Chung M. C. N.Y.: Springer Science, 2006. 216 pp.
- Proposed international standard nomenclature for fields of science and technology (UNESCO). Электронный ресурс.: англ. яз. Paris. 1989. [http://unesdoc.unesco.org/images/0008/829/082946eb.pdfl
- Publication manual of the American Psychological Association (6th ed.). Washington, DC, 2010. 273 pp.
- Rogers C. Ellen West and Loneliness // Review of Existential Psychology and Psychiatry. 1961. Vol.1. № 2. P. 94−101.
- Spiegelberg H. Phenomenology in Psychology and Psychiatry: A historical introduction. IL: Northwestern University Press, 1972. 413 pp.
- Stich S" Shaun N. Folk Psychology // Stich S" Warfield T. (ed.) The Blackwell Guide to Philosophy of Mind. Oxford: Oxford University Press, Blackwell Publishing, 2003. P.235−255/
- The First Century of Experimental Psychology /Ed. by E. Hearst. NY: L. Erlbaum Associates, 1979. 693 pp.
- Tinbergen N., Tinbergen E. Autistic children: New Hope for a Cure. London, Allen & Unwin. 1984. 362 pp.
- Titchener E.B. (1929) Systematic psychology: prolegomena. Ithaca & London, Cornell University Press, 1972. 280 pp.
- Weimer W.B., Palermo D.S. Paradigms and Normal Science in Psychology // Social Studies of Science. 1973. July. № 3. P. 211−244.
- Yerkes R.M., Dodson L.D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit formation // Journal of comparative neurology and psychology. 1908. № 18. P. 459 482.