Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социализация личности студентов технических вузов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внимание ученых к исследованию сущности социализации личности, содержанию и способов осуществления в последние годы значительно возрастает. Вопросы социализации личности в том или ином аспекте рассматривались в работах Е. В. Бондаревской (идея воспитания личности как возрождение гражданина), О. С. Газмана (идея актуализации целей и задач воспитания учащихся), З. А. Мальковой, Л. И. Новиковой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты решения проблемы социализации личности студентов технических вузов на основе воспитательной деятельности молодежных организаций
    • 1. 1. Состояние проблемы социализации личности студентов технических вузов на основе воспитательной деятельности молодежных организаций в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Структурно-функциональная модель социализации личности студентов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций
    • 1. 3. Комплекс организационно-педагогических условий эффективной социализации личности студентов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по социализации личности студентов технических вузов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций
    • 2. 1. Оценочно-критериальный инструментарий диагностики уровня социализации личности, студентов в. системе воспитательной деятельности молодежных организаций технического вуза
    • 2. 2. Методические аспекты социализации личности студентов технического вуза в системе воспитательной деятельности молодежных организаций
    • 3. 1. Результаты и
  • выводы опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Социализация личности студентов технических вузов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Приоритет самостоятельно-1 сти и активности индивида в современном мире требует укрепления социологического основания профессионального образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, профессиональных и других задач, связанных с преобразованием действительности. В настоящее время востребован специалист со сложившимся творческим, проектно-конструктивным н духовно-личностным опытом, который может быть сформирован в профессиональном образовательном учреждении. I.

Среди причин, осложняющих процесс социализации личности студентов вузов, исследователи называют известную односторонность, дисгармоничность процесса профессионального образования, когда вместо целостного социокультурного опыта деятельности студенты фактически осваивают лишь часть его, в первую очередь знаниевый компонент.

Внимание ученых к исследованию сущности социализации личности, содержанию и способов осуществления в последние годы значительно возрастает. Вопросы социализации личности в том или ином аспекте рассматривались в работах Е. В. Бондаревской (идея воспитания личности как возрождение гражданина), О. С. Газмана (идея актуализации целей и задач воспитания учащихся), З. А. Мальковой, Л. И. Новиковой (идея общественного воспитания в различных сферах микросреды развития личностивоспитания личности в коллективе и через коллектив), Б. П. Битинаса, В. Г. Бочаровой (идея актуализации социального воспитания учащихся). Актуальными являются работы в сфере социального воспитания Беличевой С. А., Боровикова М., Гуровой Р. Г., Гришаевой Н. П., Гурьяновой М. П., Дашкиной А. Н., Змановского Ю. С., Катаевой Л. И., Киселевой Т. Г., Красильникова Ю. Д., Лешер О. В., Ли-шина О.В., Лисовского В. Т., Мустаевой Ф. А., Фельдштейна Д. И. и др.

Выявлению природы, особенностей возникновения и динамике развития социальных отношений и конфликтов посвящены исследования^Ф.М. Бо-родкина, О. Н. Громовой, В. В. Дружинина, Ю. Г. Запрудского, 1ЪГ. Здравомы-слова, Д. А. Зеркина, Н. М. Коряк, Е. И. Степанова.

Типология социальных отношений, в том числе и типология конфликтов, анализ их типов приводятся в работах А. Я. Анцупова, Е. М. Бабосова, А. В. Глуховой, А. В. Дмитриева, А. К. Зайцева, Ю. Г. Запрудского, Т.Т. Сули-мовой, В. А. Тишкова, А. И. Шипилова и др.

Вопросы управления социальными отношениями через взаимодействие и решение конфликтов, нашла в трудах Т.А. АртемовойФ: М. Бородкина, О. Н. Громовой, Н. С. Данакина, Л. Я. Дятченко, В. Н. Иванова, И. А. Ильяевой, Г. А. Котельникова, Н. П. Максимова, В. И. Сперанского, Е. Е. Тонкова, А. Н. Чумикова, В. И. Патрушева, В. В. Скворцова, В. П. Шейнова.

В последние годы активно разрабатываются «вопросы выделения принципов, методик и содержания социальных отношений* на основе социализации личности. Однако педагогический аспект социализации личности студентов в процессе профессиональной подготовки рассмотрен пока недостаточно полно и остается вне поля диссертационных исследований.

Важно отметить, что в целом современное состояние социально-педагогических исследований характеризуется разнонаправленным многообразием предложенных социологией, психологией и педагогикой' методологических, теоретических и методических подходов. на фоне все возрастающей социальной дисгармонии.

Эффективной социализации личности и должна способствовать, по нашему мнению, воспитательная деятельность молодежных организаций, функционирующих в вузе. Однако различные аспекты социализации личности до сих пор разработаны недостаточно, к их числу относится и аспект воспитательной деятельности молодежных организаций вузов.

К сожалению, в профессиональном образовании современной России в значительной степени забыт положительный опыт деятельности молодежных студенческих, политических и общественных организаций, который был накоплен в Советском Союзе (ВЛКСМ, студенческие отряды, студенческое самоуправление и т. п.). Это привело к тому, что вузы, предприятия и общество в целом, по существу, оказываются не готовыми к осуществлению эффективной социализации молодежи, к управлению молодежным движением, к недостатку опыта конструктивного разрешения социальных конфликтов, развитию соответствующих общественных традиции и культуры отношений.

На практике общество зачастую сталкивается с деятельностью стихийно возникших молодежных групп, группировок и организаций как созидательного, так и деструктивного планов (спортивные организации, фанатское движение, политические объединения в поддержку партий и т. п.). Эти объединения имеют значительный воспитательный потенциал и нуждаются в целесообразном управлении.

Мы отмечаем и то, что сегодня произошла смена парадигмы образования личности — от массового воспитания к личностно-ориентироваиному гуманистическому образованию личности. В корне изменились (даже по отно- ' шению к концу 20-го века) отношение и подходы к социальным конфликтам. Современными учеными признается конструктивная, позитивная роль социальных отношений и конфликтов в общественном развитии, отмечается необходимость готовности каждого человека к установлению отношений и продуктивному решению конфликтов.

Но мы отмечаем, что в вузах, на предприятиях далеко не всегда уделяется должное внимание конструктивной роли социализации личности, рассмотрению ее как способа саморегуляции отношений в производственном коллективе.

Приведенные выше факторы дают нам основание говорить о наличии противоречия между:

— потребностью общества в системе конструктивных социальных отношений, обеспечивающих его функционирование и развитие, и низким крайне недостаточным) уровнем социализации молодежи и ее готовности к активной деятельности в системе современных социальных отношений;

— значительным потенциалом воспитательной деятельности молодежных организаций по социализации личности студентов и недостаточной теоретической и методической разработкой подходов и методик к ее реализации в процессе профессиональной подготовки вузов.

Указанные факторы определяет проблему нашего исследования — каким образом можно обеспечить повышение эффективности социализации личности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки?

Принимая во внимание приведенные выше факторы и учитывая необходимость разрешения сформулированных противоречий, мы констатируем актуальность поставленной проблемы повышения эффективности социализации личности студентов на основе воспитательной деятельности молодежных организаций и формулируем следующую тему диссертации «Социализация личности студентов технических вузов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций».

Объект исследования — социализация личности студентов технических вузов.

Предмет исследования — система воспитательной деятельности молодежных организаций технических вузов.

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить структурно-функциональную модель социализации личности студентов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций.

Гипотеза исследования — социализация личности студентов технических вузов может быть более эффективной, если: будет разработана и внедрена структурно-функциональная модель социализации личности студентов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций, основанная на положениях компетентностного подхода;

— в рамках структурно-функциональной модели реализуется комплекс организационно-педагогических условий повышения эффективности социализации личности студентов:

1) обеспечение ценностной значимости деятельности молодежных организаций для каждого студента (внутренняя рефлексивность участия студентов в деятельности молодежных организаций);

2) формирование и учет общественного мнения о позитивной роли деятельности молодежных организаций (внешняя рефлексивность воспитательной деятельности’молодежных организаций);

3) целенаправленное и активное использование информационно-педагогических методов социализации личности в системе воспитательной деятельности молодежных организаций (технологическая обеспеченность воспитательной деятельности).

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) на основе анализа теории и практики социализации личности оценить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению;

2) уточнить принципы и структурные компоненты воспитательной деятельности молодежных студенческих организаций;

3) выделить, теоретически и содержательно обосновать взаимосвязанные компоненты модели воспитательной деятельности молодежных студенческих организаций, обеспечивающей высокий уровень социализации личности студентов;

4) выделить как компонент модели и экспериментально апробировать комплекс организационно-педагогических условий эффективности социализации личности студентов;

5) разработать методические основания реализации процесса социализации личности студентов.

Методологическую основу исследования составили:

— основные положения: системного (В .Г. Афанасьев, И: В. Блауберг, В. П. Беспалько и др.) — личностного (В.П. Бездухов, В. А. Беликов, Е.В. Бон-даревская, В. Я. Ляудис, Г. И. Щукина и др.) — компетентностного (Н.А. Гри-шанова, Э. Ф. Зеер, B.JI. Кальней, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, В.А. Сла-стенин, А. В. Хуторской и др.) — контекстного (А.А. Вербицкий, Б. Ф. Ломова, Е. Н. Суркова, O.K. Тихомиров и др.), аксиологического (А. Г. Асмолов, А. В. Кирьякова, А. К. Маркова и др.), рефлексивного (В.В. Давыдов, Г. А. Голицын, А. З. Зак, И. С. Кон, Лазарев B.C. Н. Я. Сайгушев И.Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Б. Д. Эльконин и др.), подходов;

— теория воспитания и социализации личности (Б.З.Вульфов, А.В. Во-лохов, В. В. Караковский, В. Т. Лисовский, П. Митев, А. В. Мудрик, М. И. Рожков и др.);

— положения теорий о ведущей роли социального опыта в личностном становлении человека, будущего специалиста (Л.И. Божович, Б. З. Вульфов, М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, И. С. Кон, И. Я. Лернер, Н. В. Назаров, С.В. Саль-цева,.

— теория социального конфликта (Дж. Бертон, Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Левин, Р. Мертон, Т. Парсонс, М. Фоллет) и психологическая концепция конфликта (Н.В. Гришина, А. И. Донцов, А. А. Ершов, B.C. Мерлин, В.Н. Мя-сищев, Н. Д. Левитов, Л.А. Петровская);

— теория социального воспитания (С.А. Беличева, Н. А. Каргапольцева, О. В. Лешер, О. В. Лишин, Ф. А. Мустаева, Д. И. Фельдштейн и др.).

— теория педагогического управления (Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, А .Я. Найн, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.).

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили логику, этапы и методы исследования, которое проводилось с 2004 по 2009 год в три этапа.

Первый этап (2004;2005 гг.) был посвящен анализу теоретических материалов, практики высшего профессионального образования и деятельности молодежных общественных организаций с целью выявлении особенностей и направлений социализации личности студентов. На основе полученных результатов нами были сформулированы концептуальные основания решения проблемы исследования, разработан понятийный аппарат, сформулирован методологический аппарат исследования.

Основные методы данного этапа — наблюдение, анализ, обобщение, систематизация, моделирование, обобщение опыта.

Второй этап (2006;2007 гг.) был посвящен выделению основных компонентов модели и организационно-педагогических условий социализации личности студентов на основе деятельности молодежных общественных организаций, уточнению методики реализации модели и условий, а также проведению экспериментальной работы по реализации выделенного комплекса организационно-педагогических условий в рамках разработанной модели.

Основные методы второго этапа — наблюдение, экспертиза, анкетирование и тестирование, эксперимент, обобщение и систематизация, методы математической статистики.

Третий этап (2008 — 2009 гг.) был посвящен анализу, обобщению и систематизации полученных результатов теоретического и экспериментального исследования проблемы. На этом этапе нами был проведен контрольный педагогический эксперимент. А также было осуществлено оформление диссертационного исследования, разработке методических рекомендаций по материалам исследования.

Основные методы третьего этапа — контрольный экспериментанализ полученных результатов исследования, сравнение, методы математической обработки данных и наглядного представления результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) разработана структурно-функциональная модель социализации личности студентов технических вузов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций, основанная на положениях компетентностного подхода, основными компонентами которой являются целевой, личностно-рефлексивный и деятельностный;

2) теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий повышения эффективности социализации личности студентов технических вузов:

— обеспечение ценностной значимости деятельности молодежных организаций для каждого студента (внутренняя рефлексивность участия студентов в деятельности молодежных организаций);

— формирование и учет общественного мнения о позитивной роли деятельности молодежных организаций (внешняя рефлексивность воспитательной деятельности молодежных органргзаций);

— целенаправленное и активное использование информационно-педагогических методов социализации личности в системе воспитательной деятельности молодежных организаций (технологическая обеспеченность воспитательной деятельности).

3) разработаны методические основания реализации деятельности молодежных общественных организаций с целью социализации личности стус дентов вузов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1) с учетом особенностей процесса профессиональной подготовки студентов в вузе и требований1 компетентностного подхода уточнены структурно-функциональные особенности воспитательной деятельности молодежных организаций;

2) уточнены признаки понятия «социализация личности студентов вузов"^ «воспитательная деятельность молодежных организаций» как взаимообусловленных социально-педагогических процессов.

Результаты теоретического исследования углубляют теорию социализации личности в части уточнения воспитательного потенциала высшего профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано методическое обеспечение процесса социализации личности студентов вузов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций программа спецкурса- «Подготовка руководителей трудовыхколлективомк деятельности по социализации молодежив условиях металлургического производства»,. методические рекомендации «Организационно-педагогические условия социализации, личности студентов ввузе», критериально-оценочный, аппарат диагностики уровня социализации: личности студентов и уровня эффективности воспитательной деятельности молодежных организаций.

На защиту выносятся: 1.. Структурно-функциональнаямодель социализации личности студентов технического вуза в системе воспитательной деятельности молодежных организаций в процессе профессиональной подготовки.

2. Комплекс организационно-педагогических условий/ повышения эффективности-социализациишичности"студентов технических вузов;

3. Методические основанияреализации воспитательной деятельности молодежных организаций — цель, задачи, методы, формы и? средства-, деятельностиоснованные' на взаимодействии? преподавателей' и студентов? в процессе профессиональной подготовки.

Достоверность и обоснованность полученных результатовобеспечены^ совокупностью выбранных методологических позиций—применением- • комплекса методов, адекватных предмету и задачам: исследованияповторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследованияколичественным и качественным-анализом экспериментальных данных,. компьютерной обработкой? полученных результатов, всесторонней апробаций результатов и выводов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством, участия в: работе научно-практических конференций: международной (г. Москва в 2007, 2009 гг. и г. Екатеринбург в 2008. г.)-: региональных (г. Магнитогорск и г. Курган в 2006 г.) — научно-технических конференциях работников ММК (г. Магнитогорск в 2006 и 2007 гг.) — выступлений на ежегодных межвузовских научно-практических конференциях преподавателей Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова (МГТУ в 2005 — 2009 гг.) — публикации в журналах «Сибирский педагогический журнал» и «Вестник Южно-Уральского государственного университета" — ежегодных обсуждений на заседаниях кафедрах педагогики и психологии (МГТУ) и педагогики (МаГУ) — выступлений на методологических семинарах аспирантов и соискателей МГТУ и МаГУ.

Основные идеи, теоретические положения, прикладные материалы внедрены в процесс профессиональной подготовки и деятельности молодежных организаций МГТУ им. Г. И. Носова и его филиала (г. Белорецк).

Результаты, выводы и рекомендации диссертационного исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в 9 публикациях.

Личный вклад автора состоит в:

— осуществлении научно-теоретического анализа педагогических аспектов социализации личности студентов технических вузов;

— разработке структурно-функциональной модели социализации личности студентов технических вузов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций;

— выделении, теоретическом обосновании и практической адаптации комплекса организационно-педагогических условий социализации личности студентов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций технического вуза.

ГЛАВА-1. Теоретические аспекты решения проблемы социализации личности студентов технических вузов на основе воспитательной деятельности молодежных организаций.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования. Действительно, организация процесса социализации личности студентов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций технического вуза будет эффективной, если:

1) будет реализована модель социализации, основными содержательно-функциональными компонентами которой являются целевой, содержательно-технологический, организационный и результативный.

2) в рамках модели будет реализован следующий комплекс организационно-педагогических условий:

— обеспечение ценностной значимости деятельности молодежных организаций для каждого студентов (внутренняя рефлексивность участия студентов в деятельности молодежных организаций);

— формирование и учет общественного мнения о позитивной роли деятельности МО (внешняя рефлексивность воспитательной деятельности молодежных организаций);

— целенаправленное и активное использование информационно-педагогических методов социализации личности студентов в системе воспитательной деятельности МО (технологическая обеспеченность воспитательной деятельности).

В результате выполненного экспериментального исследования проблемы социализации личности студентов технических вузов нами были решены все поставленные задачи и сделаны следующие выводы:

Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показывают, что социализация личности студентов технических вузов проходит недостаточно эффективно. Для ее активизации необходимо создать специальные условия, обеспечивающие вовлечение студентов в систему воспитательной деятельности молодежных организаций вуза.

Содержательными элементами реализованной нами экспериментальной методики являются:

— четкое определение социального заказа общества на обеспечение высокого уровня готовности студентов технических вузов на выполнение социальных ролей;

— постановка цели — методическое обеспечение процесса социализации личности студентов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций вуза;

— создание комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающего эффективность реализации разрабатываемой нами модели социализации личности студентов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций вуза;

— разработка и реализация в соответствии с этими условиями комплекса методов, форм и средства, обеспечивающих формирование у студентов технических вузов качеств социализированной личности.

Выделенный нами комплекс организационно-педагогических условий является необходимым и достаточным для повышения уровня социализации личности студентов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Необходимость обращения к проблеме социализации личности студентов технических вузов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций обусловлена потребностью общества в творческих, самостоятельных, активных и высоковалифицированных специалистах, что может быть обеспечено на основе новых эффективных технологий профессионального обучения и воспитания, направленных на развитие личности студента, становление его как субъекта профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической теории.

Методологическим основанием, интегрирующим подходы к решению проблемы, в нашем исследовании стал компетентностный подход, а также анализ ключевых понятий — социализация личности студентов технических вузов и система воспитательной деятельности молодежных организаций. Социализация личности студентов в обобщенном виде определяется как целенаправленный процесс вовлечения студентов в систему социальных и производственных отношений, как целенаправленный процесс подготовки к активному и эффективному выполнению социальных ролей.

Мы принимаем в своем исследовании обще педагогический подход к решению проблемы, согласно которому социализация личности рассматривается со стороны обучающе-воспитательной специфики, как двусторонний процесс: усвоение человеком социальных норм и реализация себя как личности, готовность к социальным действиям. Социализация личности в педагогике рассматривается в двух ее аспектах: 1) как процесс воспитания, его перспективы и тенденции, определяет его принципы, содержание, формы и методы- 2) как среда, в которой происходит социализация, выявляется ее воспитательные возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека и нивелирования, компенсации и коррекции негативных качеств.

•. ' • '¦.•'¦•'•'' •¦¦ 153 ¦

Период студенчества- - это5 особая стадия: социализацииосуществляемая в процессе' профессиональной подготовкихарактеризующаяся расширением диапазона социальных знаний, норм и способовсоциального взаимодействиянакоплением социального опыта, профессиональных навыков — и умений: Воспитание в период обученияв: вузе — существенный, этап социализации личности.

Мы учитываем следующие особенности социализации студенческой молодежи:

Г. Процесс социализации личности студентов вузов включает процессы адаптации и профессионализации.

• 2. Есть возможность в процессе социализации использовать значительное расширение жизненного пространства личности (круга общения, разносторонность социальных связей и отношении, накопление, диапазона социальных знанийнорм и способов социального взаимодействия) и спектра социальных ролей., *.. — 3.-Вуз и молодежные организации создают условия для полноценного вхождения индивида в многогранную жизнедеятельность социума.

Воспитательная? деятельности молодежных организаций создает среду формирования и проявления активности личности студентов, гармонизируя их взаимоотношения, путем накопления опыта выполнения разнообразных социальных ролей и навыков позитивного— общественного поведения. Важным элементом этой среды является система воспитательной деятельности молодежных организаций студентов'., ,.

Молодежные организации представляют собой коллективы студентов, объединяющих их в соответствии с и i щи виду ал ьн ым и потребностями, склонностями, интересами и способностями. Молодежные организации являются самодеятельными, самоуправляющимися объединениями студентов.

Воспитательнаядеятельность молодежных организаций студентов как система характеризуется следующими особенностями:

1) взаимодействие субъектов воспитания и развития личности (студента, руководителя и преподавателя);

2) непрерывность функционирования и развития, системы, что проявляется в переходе сформированное&tradeготовности к успешной социализации личности студентов и их переход с одного уровня на более высокий;

3) взаимозависимость системы формирования готовности к профессиональной деятельности и профессиональной среды, как компонента социализации;

4) преемственность и разрешение целей и задач, планов и взаимодействий компонентов системы.

Мы в своем исследовании исходим из того, что проблема социализации личности студентов технических вузов находится в тесной связи с проблемой формирования их профессиональной готовности к коллективным действиям, включающей следующие основные компоненты — профессиональная направленность, профессиональная образованность, профессиональная культура, профессиональное самоопределение, самореализация и др.

Важным моментом нашего исследования социализации личности студентов явился учет особенностей технических вузов:

— непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация, вариативность образования;

— необходимость подготовки специалистов широкого профиля и высокой квалификации;

— восхождение личности студента по ступеням образования (достижение элементарной и функциональной грамотностидостижение общего образованияпрофессиональную готовностьовладение культурой технологической деятельности (осознание материальных и духовных ценностей) — формирование индивидуального менталитета).

— определение социализации личности студентов как сопутствующего компонента профессиональной подготовки на всех его этапах.

Социализация личности студентов технических вузов в системе воспитательной деятельности молодежной организации рассматривается нами как важнейшийспособ эффективного профессионального самоопределения, саморазвития человека, определяющим его созидательную сущность. Цель этого процесса — развитие творческих качеств и способностей студентов.

В ходе исследования нами разработана модель социализации личности студентов вуза в системе воспитательной деятельности молодежных организаций. Структура модели включает следующие взаимосвязанные компоненты — нормативный, целевой, гностический, содержательно-деятельностный, программно-технологический, организационно-педагогические условия эффективной социализации личности студентов и результативный.

В содержательно-деятельностном компоненте нами выделяются и раскрываются в программно-технологическом аспекте особенности воспитательной деятельности молодежных организаций — профсоюзный комитет, студенческий совет, НС О и др.

В ходе исследования нами выявлено и экспериментально доказано, что эффективность модели обеспечивается реализацией комплекса организационно-педагогических условий:

— обеспечение ценностной значимости деятельности молодежных организаций для каждого студента;

— формирование и учет общественного мнения о позитивной роли деятельности молодежных организаций;

— целенаправленное и активное использование информационно-педагогических методов социализации личности в системе воспитательной деятельности молодежной организации.

Нами также разработана, апробирована и представлена методика социализации личности студентов технических вузов, основу которой во взаимосвязи составляют средства, методы и формы воспитательной деятельности рассмотренных молодежных организаций. С учетом особенностей образовательной практики технических вузов мы в ходе эксперимента использовали следующие приемы социализации личности студентов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций — занятия и упражнения в группах, секциях, кружках, объединениях, бригадахотработка навыков, связанных с поиском информациисоставление и представление отчетов по результатам практической работы в группе.

Мы выделяем и реализуем следующий комплекс средств воспитательной деятельности молодежных организаций, используемых нами в процессе социализации личности студентов технических вузов:

1. Функциональные — гносеологические, поведенческие, отношенческие средства.

2. Коммуникативные — вербальные и невербальные средства.

3. Потребности в знаниях о сущности и общественном значении профессии и их влиянии на разностороннее развитие личности.

4. Различные способности и стремления к занятиям различными видами деятельности.

5. Мотивационно-ценностные ориентации личности на активно-положительное отношение к культуре, творчеству, деятельности, наличие потребности в них, а также наличие знаний и убеждений, обеспечивающих активность личности.

6. Духовные средства — содержание мыслей, чувств, иерархия ценностных ориентаций, степень развитости интересов и потребностей, убеждений студентов.

Целью опытно-экспериментальной работы мы ставили апробацию комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающего эффективность реализации разрабатываемой нами модели социализации личности студентов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций.

Полученные нами результаты теоретического и экспериментального этапов работы в целом подтвердили поставленную гипотезу и позволили сделать вывод о достижении поставленной цели и решении задач исследования.

Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы и показывает необходимость ее дальнейшей разработки в направлении систематизации воспитательной деятельности молодежных организаций, ее содержательном и функциональном наполнении с целью повышения эффективности социализации личности студентов как фактора подготовки к профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности: сб. науч. трудов «Психология формирования и развития личности» /К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1981. -С. 19−44.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-299 с.
  3. , В.А. Психология личности : учебное пособие / В. А. Аверин. 2-е издание — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 191 с.
  4. , Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон- пер. с англ. М.: Когито-Цептр, 2000. — 284 с.
  5. , Л. В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства : Автореф. дисс. д-ра пед. наук / Л. В. Алиева. М., 2002. — 38 с.
  6. , Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума / Л. В. Алиева // Педагогика. 2000. -№ 7. -С. 54−59.
  7. , Ш. А. Лпчностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. -184 с.
  8. , Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности : Психология личности в трудах отечественных психологов — сост. Л. В. Куликов / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2000. -С. 178−188.
  9. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. 339 с.
  10. , В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. Кн. 1. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 565 с.
  11. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
  12. , Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2005. — 303 с.
  13. , А. Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства / А. Г. Асмолов // Воспитание школьников. -1995. -№ 5. -С. 2−5.
  14. , Ю.К. Избранные педагогические труды — сост. М. Ю. Бабанский / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с
  15. А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтере.- М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.- 512 с.
  16. , Г. С. Социальные связи человека в культуре / Г. С. Ба-тищев // Культура, человек и картина мира — отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов. М.: Просвещение, 1987. — С. 90−135.
  17. , В.П. Личностно-ориентированнное воспитание в условиях летнего лагеря : сборник материалов научно-практической конференции «Образование и творчество» / В. П. Бедерханова. -М.: Просвещение, 1998.-С. 58−69.
  18. Бек, Дж. Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду / Бек Дж., Уэйд М.- пер. с англ. А. Орешкина. М.: Претекс, 2006.
  19. , В.А. Философия образования личности: деятельност-ный аспект: монография / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
  20. , Е.П. Человек в изменяющемся мире социально-психологическая перспектива /Е.П Белинская-. М. 2005.
  21. , А.В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза / А. В. Белошицкий, И. Ф. Бережная // Педагогика. 2006. — № 5. — С. 60−66.
  22. , П. Гражданские ассоциации и государство / Н. А. Беляева // Социологические исследования. 1995. — № 11. — С. 43−46.
  23. , Н.А. Философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев. Т. 1. — М.: Искусство, 1994. — 345 с.
  24. , Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческойсудьбы / Эрик Берн — пер. с англ. — общ. ред. М. С. Мацковского. СПб.: Лен-издат, 1992. — 400 с.
  25. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ.- общ. ред. и вст. статья В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. -424 с.
  26. , Б.П. Введение в философию воспитания / Б.П. Бити-нас. М.: Фонд духовного и нравственного образования, 1996. -141 с.
  27. , И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин, — М.: 1973.- 270 с.
  28. А.А. Воспитание и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.
  29. , А.А. Общение и формирование личности : избранные труды «Личность и общение» / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. -С.77−84.
  30. , А.А. О роли социальной микросреды в достижении человеком вершины в своем развитии : межв. сб. науч. статей Личность в воспитательной системе: общение и саморазвитие / А. А. Бодалев //- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1995. С. 33−44.
  31. , Л. И. Проблема формирования личности : Избранные психологические труды / Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1995. -230 с.
  32. Е.В. Воспитание как возрождение человека, культуры и нравственности. Ростов-на- Дону: РГНИ, 1991. 158 с.
  33. , П.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 200Q. — 304 с.
  34. , В.Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. -М.: SvR- Аргус, 1994. 208 с.
  35. , В.Г. Социальная педагогика: диалог науки и практики / В. Г. Бочарова // Педагогика. 2003. — № 9. — С. 3−9.
  36. , Б.С. Смысловая сфера личности / Б. С. Братусь // Психология личности в трудах отечественных психологов — Сост. Куликов JI. B1 -СПб.: Питер, 2000. С.130−139.
  37. , Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л1П. Буе-ва. -М.: Изд-во Московского университета, 1968. 268 с.
  38. , Л. П. Человек : деятельность и общение / Л. П. Буева. -М.: Мысль, 1978. -216 с.
  39. , F.A. Пути совершенствования процесса социализации школьников в системе воспитания: авт. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. А. Бутрым. Минск: МГУ, 1999. — 23 с.
  40. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003.-512 с.
  41. , А.Б. 108 путей к блестящей идее: пер. с англ. / А.Б. Ва-ганди. Минск: Попурри, 1996. — 224 е.
  42. , К.Н. Принцип авторитета и его значение в жизни и воспитании / К. Н. Вентцель // Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. и автор вст. статьи Г. Б. Корнетов. М.: Изд-во РОУ, 1995. -С.181−193.
  43. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991.- 207 с.
  44. А.В. Теория и>методика социализации ребенка-в детских общественных организациях: Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. В. Волохов. Ярославль, 1999. — 48 с.
  45. , А.В. Концепция социализации ребенка в условиях детского оздоровительного центра // Современные концепции воспитания: Мат. конф. Ярославль: Изд-во ЯЛТУ им. К. Д, Ушинско-го, 1999. -270 с.
  46. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объединений / Сост. В. Е. Триодин. М.: Профиздат, 1987. — 144 с.
  47. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научнометодических, организационно-практических материалов по проблемам-воспитания / Под редакцией В. А. Березиной, О.И. Волжи-ной, И. А. Зимней. М.: Вентана-Графф, 2002. — 384 с.
  48. Всемирная энциклопедия. Философия /Глав.науч.ред. и сост. А. А. Грицанов.- Минск: Харвест: Совр. литератор, 2001.- 1312с.
  49. , Б.З. Семь парадоксов воспитания / Б. З. Вульфов. -М.: Новая школа, 1994. 78 с.
  50. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  51. , Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М.: Изд-во Смысл- Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
  52. , О.С. Общественное и гражданское воспитание: взгляд в будущее / О. С. Газман // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 38−44.
  53. , Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития: Пособие для^ самообразования / Б. С. Гершунский. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 460 с.
  54. , Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры / Б. С. Гершунский // Педагогика. 1998. — № 2. -С. 49−57.
  55. , С.С. Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: теория и практика: автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.01 общая педагогика, история педагогики и образования / С. С. Гиль. — Оренбург, 2001, — 42 с.
  56. , Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н. Ф. Голованова // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 42−50.
  57. , В.В. Ленинградский опыт изучения и оценки деятельности неформальных группировок / В. В. Грибанов, Э. П. Теплов.// Криминологи о неформальных объединениях. М.: Просвещение, 1990. -С. 34−42.
  58. .А. Общественное мнение в системе управления П Со-цис. 1998. № 11.
  59. , JI.H. Этногенез и биосфера Земли /JI.H. Гумилев.- М.1990
  60. , П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник / П. С. Гуревич. М.: Олимп- ООО «Фирма „Издательство ACT“, 1999. 528 с.
  61. , Р.Г. Социализация личности старшеклассников /Р.Г. Гурова.- М.: Педагогика, 1978.- 114 с.
  62. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований /В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986.-202 с.
  63. , А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / А. Дахин // Народное образование. 2004. -№ 4. -С. 136−137.
  64. , Ж. Образование: необходимая утопия / Жак Делор // Педагогика. 1998. — № 5. — С.3−16.
  65. , В. Сущность философии / В. Дильтей. М.: Интрада, 2001. — 159 с.
  66. , Б.И. О системе „Личность“ / Б. И. Додонов // Психология личности в трудах отечественных психологов — Сост. Куликов Л.В.-СПб.: Питер, 2000. С. 110−119.
  67. , М.Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер. Магнитогорск: МГПИ, 1996.-315 с.
  68. , М.И. Психология высшей школы. (Особенности деятельности студентов-преподавателей) / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович -Минск, 1978.-319 с.
  69. , Э. Социология образования / Э. Дюргейм — пер. с фр.
  70. Т.Г. Астаховой- науч. ред. В. С. Собкин, В.Я.Нечаев- вступит.ст. B.C. Собкина. М.: ИНТОР, 1996. — 80 с.
  71. , Э. Ф. Психолого-дидактичекие конструкты качества профессионального образования / Э. Ф. Зеер // Образование и наука.-2002.2. -С. 9−15.
  72. , В.В. Психология детства / В. В. Зеньковский. -М.: Академия, 1995. 347 с.
  73. , В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути /
  74. B.В. Зеньковский // Зеньковский, В. В. Психология детства. М.: Akademia, 1995. — С. 295−344.
  75. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. -№ 5. — С. 34−42.
  76. , И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2005. № п. 1. C. 14−20.
  77. , В.П. Как возникает чувство доверия / В. П. Зинченко //Педагогика.- 1998. № 6. — С. 27−31.
  78. , Т.В. Ресоциализация подростков /Т.В. Зубкова.- Екатеринбург, УрГПУ, 2003.- 89 с.
  79. СП. Проблема социализации современной молодежи. Оренбург: Печатный Дом „ДИМУР“, 1999. 290 с.
  80. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  81. , И.П. Коллективная организаторская деятельность / И. П. Иванов // Педагогика наших детей: Сб. статей. Краснодар: Изд-во Краснодарского пед. ун-та, 1989. — С. 201−221.
  82. , Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений / Т. А. Ильина //Результаты новых исследований в педагогике / под ред. Н. М. Шахмаева.- М., 1977.- с. 3−18.
  83. , М. С. Человеческая деятельность: опыты системного анализа / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974 .- 315 с.
  84. , П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей / П. Ф. Каптерев // Каптерев, П. Ф. Избранные пед. сочинения — Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. -С.232−257.
  85. , П.А. Монтессори-образование: проблема социализации и воспитания личности / Н. А. Каргапольцева. М.: Педагогический вестник, 1999. — 184 с.
  86. , А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография / А. В. Кирьякова. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. — 188 с.
  87. , А.И. Социализация личиости: норма и отклонение / А. И. Ковалева. М.: Институт молодежи, 1996. — 224 с.
  88. , Г. М. Коджаспиров, А. К). Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Код-жаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр „Академия“, 2003. — 176 с.
  89. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпара-дигмальной рефлексии. Курс лекции по философии педагогики. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 288 с.
  90. , Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (общение и возрастные особенности) / Я. Л, Коломинский. Минск: изд-во БГУ, 1976. — 350 с.
  91. Кон И. С. Личность // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1965. Т.З. С. 196.
  92. Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988. 270 с.
  93. , Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса /Г.Б. Корнетов // Педагогика. 1999. — № 3. — С.43−49.
  94. , С.С. Методологические и психолого-педагогические предпосылки ППФК: Учебно-методическое пособие / С. С. Коровин. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997. — 184 с.
  95. , Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение / Е. В. Коротаева. М.: КСП, Институт психологии РАН. 1997. — 224 с.
  96. , В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. -2003.-№ 2. -С. 3−10.
  97. , В.В. Педагогика как наука и как учебный предмет / В. В. Краевский //Известия Волгоград, пед. ун-та. 2003. -№ 1. -С. 4−9.
  98. , Ю.И. О месте понятия „социализация“ в современной педагогике / Ю. И. Кривов // Педагогика. 2003. — № 2. -С. 11−22.
  99. , Ю.И. Проблема социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 /Ю.И. Кривов. -М., 1992.- 20 с.
  100. , Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. Монография / Е. А. Крюкова. -Волгоград: Перемена. 1999. 196 с.
  101. , М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека / М. Н. Кузьмин // Вопросы философии. 1997. -№ 2. — С. 57−70.
  102. , П. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1989. — 167 с.
  103. , Л.Б. Региональные особенности управления процессами адаптации молодежи / Л. Б. Латыш // Инновации в образовании. 2006.- - № 3. — С. 92−98.
  104. Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002. 603 с.
  105. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  106. , Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Мир, 1999. -С. 156−176.
  107. , Д.А. Я последняя инстанция в личности / Д. А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов — Сост. Куликов Л. В. СПб.: Питер, 2000.- С.377−381.
  108. В.Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи / В. Т. Лисовский // Социальная работа. 1994. — № 1. — С. 57−59.
  109. , Б.Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев. -М.: Прометей, 1995. -282 с.
  110. , Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  111. Личность, семья и школа (проблемы социализации учащихся) / Под редакцией С. Г. Вершловского. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. — 216 с.
  112. , Дж. Мысли о воспитании / Джон Локк. М.: Учпедгиз, 1939.- 124 с.
  113. , М.А. Что есть знание? Опыт проведения педагогической мастерской / М. А. Мазниченко // Школьные технологии. 2005.- № 6. С. 29−38.
  114. , А.С. О воспитании / А. С. Макаренко — сост. и авт. вступит, ст. B.C. Хелемендик. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1990. -415 с.
  115. , Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников: учебное пособие / Т. Н. Мальковская. JL: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. — 172 с.
  116. , Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 общая педагогика, история педагогики и образования / Э. А. Мальцева. — Ижевск, 2006. — 38 с.
  117. , Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  118. А. К. Психология труда учителя. М.- Просвещение, 1993.- 192 с.
  119. , А.Х. Мотивация и личность / Абрахам Харольд Маслоу.- С-Пб.: Евразия, 1999. 478 с.
  120. , Г. А. Аксиологический потенциал личности будущего педагога: становление и развитие / Г. А. Мелекесов. М.: Просвещение, 2002. — 288 с.
  121. , Г. А. Аксиологический потенциал личности будущего педагога : становление и развитие / Г. А. Мелекесов. М.: Просвещение, 2002. — 288 с.
  122. , Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности будущего учителя: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 общая педагогика, история педагогики и образования / Г. А. Мелекесов. — Оренбург, 2003. -36 с.
  123. , П. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи /П. Митев. София, 1983.
  124. Молодежь в действии: Аналитический сборник / Авт.-сост. Е.Панова. М.: Эдиториал УРС, 2001. — 223 с.
  125. , Т. В. Процессы социализации, адаптации и дезадаптации личности: Учеб. пособие / Т. В. Молодцова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- 168 с.
  126. , В. JI. Технология компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования / B.JI. Моложавенко // Наука и школа. 2006. — № 4. — С. 6−9.
  127. , А. В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие / А. В. Мудрик. 4.1. — Пенза: Изд-во ИПК и ПРО, 1995. — 172 с.
  128. , А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. М.: Ин-т практич. психологии, 1997. — 365 с.
  129. , А.В. Социализация и воспитание / А. В. Мудрик.- М.: Сентябрь, 1997. 96 с.
  130. , А.В. Социализация человека // А. В. Мудрик. -М.: Академия, 2004. 304 с.
  131. , А.Я. Вопросы систематизации категорий педагогики / А. Я. Наин // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 1. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 1996. — 244 с.-С. 21−28
  132. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Иартова-Бочавер. --М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-416 с.
  133. , А.Б. Социальное становление индивидуального человека /А.Б. Невелев, B.C. Невелева.- Челябинск: ЧИПКРО, 1991.- 163 с.
  134. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. — № 4. — С.3−8.
  135. Никитин, В: А. Социальная педагогика / В. А. Никитин. -М.: Академический проект, 2003. 272 с.
  136. , В.В. Социальная психология сегодня: отвечать действием / В. В. Новиков // Психологический журнал. 1993. — №-4. -С. 68−75.
  137. Новые основы социального воспитания: Тезисы, выдвигаемые скульптором и педагогом Иннокентием Жуковым // Вестник просвещения. -Чита, 1921. -№ 2.-65 с.
  138. , Т.А. Становление субъектности студента университета: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 общая педагогика, история педагогики и образования / Т. А. Ольховая: — Оренбург, 2007. — 45 с.
  139. Оценка управленческой компетентности руководящих кадров
  140. ГПС: метод, пособие / М. И. Марьин (и др.). М.: ВНИИПО, 1998. — 117 е.
  141. С.Н. Формирование общественного мнения органами местного самоуправления // Чиновникъ. 2000. № 1. С. 22.
  142. Пак Л. Г. Социализация студенческой молодежи социокультурном контексте /Л.Г. Пак //Социально-гуманитарные знания № 4, 2008
  143. , Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. СПб.: Изд-во ИГУП, 1999. — 592 с.
  144. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 576 с.
  145. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 528 с.
  146. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  147. , В.А. „Ролевое“ и „субъектное“ в личности / В. А. Петровский // Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъект-ности. Ростов-на Дону: Феникс, 1996. — С.357−369.
  148. , П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
  149. , Е.А. Рефлексивная организация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук / Е. А. Пикалова.- МаГУ. Магнитогорск, 2006.-158 с.
  150. , К.К. Способности и характер. Теоретические проблемы психологии личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1974. — 190 с.
  151. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986. 255 с.
  152. , И. П. Ценности современной молодежи / И.П. Подла-сый // Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВJIA-ДОС-ПРЕСС, 2003. — 368 с.
  153. , С. Д., Ясницкая, В. Р., Зимин, Э. С. Цели современного воспитания. Личностио-ориентированное коллективное творческое дело / С. Д. Поляков, В. Р. Ясницкая, Э. С. Зимин. Ульяновск: Изд-во ВГПУ, 1996.136 с.
  154. Популярный педагогический словарь (для работников учреждений образования). 4.1. Образование, воспитание, развитие (рабочие материалы) / Под ред. В. З. Вульфова. М.-Екатеринбург, 1993. 63 с.
  155. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6-и томах. М. 2005.
  156. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 2001. — 440 с.
  157. Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека // Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А.А.Радугин- науч. ред. Е. А. Коротков. М.: Центр, 2000. — С.78−109.
  158. , А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений / А. А. Радугин. М.: Центр, 2002. — 272 с.
  159. , В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры / В. А. Разумный // Педагогика. 1998. — № 5. -С. 17- 22.
  160. , В.А. Клуб и культура общения / В. А. Разумный. М.: Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы, 1989. — 92 с.
  161. , А.А., Бордовская, Н.В., Розум, СИ Психология и педагогика / А. А. Реан, П. В. Бордовская, СИ. Розум. СПб.: Питер, 2001. -432 с.
  162. , М. И. Теоретические основы воспитательного процесса: Учеб. пособие / М. И. Рожков. Ярославль: Изд-во Яр-ГПУ, 1999. — 117 с.
  163. Российская педагогическая энциклопедия: В' 2 тт./Гл.ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  164. , С. JI. Основы общей психологии. В 2-х т. / C.JI. Рубинштейн. Т. 1. — М.: Педагогика, 1989.-485 с.
  165. Руководство по организации волонтерской (добровольной) деятельности среди пожилых и для пожилых людей / Под ред. Р. И. Даниловой. -Архангельск: Изд-во ПТУ, 2005. 48 с.
  166. Е. Осваиваем технологию социального развития дошкольников/ Е. Рылеева //Дошкольное воспитание.- 2000.- № 3.- С.38−40
  167. , В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) / В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 1997. -244 с.
  168. , JI.C. Формирование социального опыта подростков в педагогической системе всероссийского детского центра „Орленок“: Авто-реф. дисс.. канд. пед. наук: 13. 00.01 / JI.C. Савинова. Ярославль, 1999. — 20 с.
  169. , С.В. Теория и практика профессионального самоопределения» школьников в учреждениях дополнительного образования: / С. В. Сальцева. Оренбург: ОГПИ, 1996. — 151 с.
  170. Самодеятельные общественные и политические организации и движения в СССР / Авт.-сост. Г. А. Воскресенский. М.: Дейта-Пресс., 1992. -232 с.
  171. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. -М.: Издательский’центр «Академия», 2000. -240 с.
  172. , Н.К. Непрерывное педагогическое образование г концепция и технологии учебно-методических комплексов (Вопросы теории) / Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 1997. — 156 с.
  173. , В.В. Образование и личность. Теория и практика, проек-тированияшедагогических систем / В. В. Сериков. М.: Издательска-я корпорация Логос, 1999. — 272 с.
  174. , В. А., Каширин, В. П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 480 с.
  175. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие длхя студ. высш. учеб заведений / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  176. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мкокериков- Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. -448 с.
  177. , Н. Социализация. Социальное взаимодействие / Н. Смелзер // Смелзер, П. Социология. М.: (New Zersey, 1988.), 1994. — С.94−128- С.130−167.
  178. , В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 416 с.
  179. , П.И. Социология личности: Учеб. пособие / П. И. Смирнов. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001. -380 с.
  180. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  181. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. -Мы.: Современное слово, 2001. 928 с.
  182. , А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии /А.И. Соловьев. — М.: Аспект Пресс, 2001, С. 397.
  183. , И.И. Как совмещаются социализация и неповторимость личности /И.И. Солодникова // Вестник РАН. 1994. № 5
  184. Социальная психология личности: сб. науч. статей / Отв. ред. М. И. Бобиева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — 324 с.
  185. , Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя / Л. Ф. Спирин. Ярославль: Изд-во ЯрГПИ, 1976.- 82 с.
  186. Теория pl практика воспитательных систем / Под ред.: Л. И. Новиковой и др.: В 2 кн. Кн.2. М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993. 207 с.
  187. Е.В. Принципы, модели и механизмы воспитательной работы в современных условиях // Образование и наука. Будущее в ретроспективе: Научно-методический сборник / Авт.- сост.
  188. , А.П. Образовательная программа маршрут ученика / А. П. Тряпицына. — Ч. 2. — СПб.: Питер, 2000. — 136 с.
  189. , С.А. Самодержавие и общественные организации в России: 1905−1917 гг. / А. С. Туманова. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. -488 с.
  190. , Н.М. Мотивация участия петербуржцев в волонтерской деятельности / Н. М. Федорова / Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник / Сост. СВ. Те-терский. М.: ACADE-MIA, 2000. — С. 56−57.
  191. , Д.М. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  192. , Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития / Г. Н. Филонов // Педагогика. 2002. — № 10. -С.24−29.
  193. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская Энциклопедия, 1983. -840 с.
  194. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005. — 576 с.
  195. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 224 с.
  196. , Э. Бегство от свободы / Эрих Фромм — общ. ред. П.С. Гу-ревича. Мн.: Харвест, 2004. — 384 с.
  197. , А. Становление гражданского общества в России: институциональная перспектива / А. Хлопин // Pro el Contra. 1997. -Т.2., № 4. -С. 60−76.
  198. , А. В. Современная дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  199. , В.М. Среда общественного организма. / В. М. Чернышев, — СПб.: МЕРА, 1998. -518 с.
  200. , Д.М., Плотникова, Н.Ф. Интеграция умений критически мыслить и работать в команде при обучении студентов вуза / Д. М. Шакирова, Н. Ф. Плотникова // Инновации в образовании. -2006. -№ 3. С. 120 132.
  201. , Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1995. -544 с.
  202. , А. Российский скаутинг: история, теория, практика / А. Шободаева. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995.- 143 с.
  203. , В.А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. Л.: Наука, Ленинград, отделение, 1966. 301 с.
  204. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе : кн. для учителя / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  205. Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. акад. РАН Г. В. Оосипова.- М.: Советская энциклопедия, 1995.-939 с.
  206. , Э. Детство и общество /Э. Эриксон.- СПб., 1996.
  207. , И.С. Личностно-ориентированный подход: концепция и технология / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1996. — 39 с.
  208. , П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / П. М. Якобсон // Психология личности в трудах отечественных психологов — Сост. Куликов Л. В. СПб.: Питер, 2000. — С. 188 193.
  209. , Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Диссерт. докт.пед. наук 13.00.08 / Н. М. Яковлева Челябинск, 1992. -402с.
  210. , Е. Единое образовательное пространство / Е. Ямбург //
  211. Народное образование. 1994. -№ 11.- С. 24−29.
  212. , В.А. Социологические исследования: методология, про/грамма, методы / В.А. Ядов- отв. ред. В. Н. Иванов.- М.: Наука, 1987. 245 с.
  213. Таю, Y. Elementary Sampling Theory // Englewood Cliffs. N. I.: Prentice. Hall, 1967. P. 398.
Заполнить форму текущей работой