Актуальность темы
исследования.
Становление политических ориентаций современной молодежи приходится на годы преобразований в сфере государственного строительства и формирования молодого российского государства. Проводимые государством реформы могут быть успешными только при активном участии в них молодого поколения. Важно, чтобы молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с властью, чтобы чувствовалась их сопричастность к делам государства.
Однако механизм участия молодежи в государственной политике по-прежнему недостаточно отработан. Доля молодых граждан в законодательных органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления крайне мала. В то же время велика необходимость налаживания сотрудничества органов государственной власти с общественными институтами в интересах решения молодежных проблем.
Важным шагом в решении данного вопроса может стать развитие молодежного парламентского движения — создание общественных консультативно-совещательных структур молодежи. Молодежный парламентаризм основан на самоорганизации молодежи и является мощным потенциалом, заключенным в самой природе этого движения. Оно активно развивается в нашей стране, используя в российских регионах различные формы: Думы, Советы, Палаты, Ассамблеи, Правительства и др. Молодежные парламенты имеют реальное право выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействуют с законодательной и исполнительной властью, способствуют решению проблем молодежи, активизируют позицию самой молодежи в решении своих проблем.
Учитывая повышенное внимание, которое, в соответствии с выступлением Президента на заседании Правительства 13 сентября 2004 года, уделяется на данный момент вопросам укрепления доверия к власти необходимо отметить, что молодежные парламенты являются переговорной площадкой между властью и молодежным социумом, призванной в том числе, это доверие развивать.
В частности, в мае 2004 года Президентом была поддержана идея создания общественных палат «как площадки для широкого диалога, где могли бы быть представлены и обсуждены гражданские инициативы"1, пройти экспертизу ключевые государственные решения и законопроекты, имеющие общенациональное значение.
Молодежное парламентское движение, успешно развиваясь в субъектах РФ, получая поддержку на уровне государства и на уровне общества, существенно превзошло уровень просто идеи, стало состоявшимся фактом и весомым потенциалом, требующим детального изучения, дальнейшей разработки и внедрения в практическую деятельность.
Объектом исследования является молодежный парламентаризм России как социальная система самоорганизации молодежи, предметом исследования — социологический анализ законотворческой деятельности молодых парламентариев в субъектах Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы Создание Молодежных Парламентов является предпосылкой формирования элементов политического участия в молодежной среде, реальной силой, способной участвовать в решении вопросов, касающихся молодежи, как в масштабах страны, так и в отдельных регионах, как источник формирования политической культуры молодежи.
Исследуя проблемы молодежного парламентаризма, социологи прежде всего обращают внимание на участие современной молодежи в политике. В этом поле неопределенности ученые имеют противоположные взгляды: молодежь аполитична (так считают В. В. Павловский, А. Тарасов, И. Климов и.
1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, М., 2004. — С.44, ФГУП «Издательство Известие», Управление делами Президента Российской Федерации. др.)2 и молодежь является активной участницей политической жизни в стране о по мнению Т. Б. Щепаньской, А. Богомолова и др.).
Анализируя практически все аспекты молодежной политики в обществе, В. В. Павловский выделяет проблемы «политизации подрастающих поколений в социологическом аспекте». Политизация новых поколений понимается им как включенность молодежи в политику, во властные государственные отношения, в процессы управления обществом.4.
За десятилетие реформ в России выросло аполитичное в своем большинстве первое поколение постсоветской молодежи, обнаруживающее полный разрыв с политическими установками. Молодежь оправдывает то, что все не могут интересоваться политикой и на арену политической жизни выходят управленцы, которые хотят развития страны, своего региона, города, а, главное, знают, каким должно быть поколение современной молодежи.
Только политически активная молодежь может отстоять свои права. В 90-е гг. многие исследователи предполагали необычный взлет политической | активности молодежи, что должно было стать основой для многих перемен в жизни общества. Однако этого не случилось. Политизация молодежи оказалась мнимой.
Но формирующиеся новые политические институты в обществе послужили каналом влияния и информации на передовую молодежь, активно участвующую в политизированных молодежных общественных объединениях, организациях и движениях. Численность участников политического движения социологи измеряют от 2 до 20% опрошенных молодых людей. Получив первый опыт профессиональной политической деятельности в политике, молодежь пришла в начале XXI века в организующиеся Молодежные Парламенты и сама стала их организатором.
2 Павловский В. В. Социология молодежи и ювенологии // Социс. 1999 № 2, С. 48.
3 Шепаньская Т. Б. Антропология молодежного активизма // Молодежное движение и субкультура Санкт-Петербурга / Ред. В. В. Костюшев. СПб., 1999. — С.262, 61. С. 262−302, 5, С. 11.
4 Луке Г. А. Политическая и общественная активность молодежи на рубеже тысячелетий // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук / Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук"/Гл. ред. В. П. Щорин. — Самара: Из-во СНЦ РАН, 2001. — С. 188. 5.
Если внимательно изучить историю парламентского движения в России, то следует констатировать, что лишь в конце 80-х гг. XX века начался процесс возрождения парламентаризма, истоком которого, безусловно явилась деятельность Государственной Думы и Государственного Совета в 1906;1916 гг.5 Переход России в начале XX века к конституционной форме правления подробно проанализирован Е. К. Глушко.6 На апрель 2006 года многие Молодежные Парламенты РФ назначили проведение конференций «100 лет российскому парламентаризму». По всей вероятности, к этой дате будет усиленное внимание историков, социологов, политиков и появятся новые аналитические работы по данной тематике.
Парламентская демократия в начале XXI века была обогащена созданием новой формой общественного самоуправления — молодежным парламентаризмом.
Российская наука 90-х годов XX века и начала XXI века, к сожалению, не богата исследованиями по данной тематике. Среди социологических работ преобладают в основном статьи и разработки политиков-практиков: Е. И. Возжаевой, А. В. Кочеткова, С. В. Кочнева, О. С. Антюфеевой, JI.A. Боброва, А. С. Дундича, Т. Г. Коротковой и других специалистов в области молодежной практики.
Главная заслуга авторов состоит в выявлении и систематизации значительного по объему фактического материала, в выделении специфики деятельности молодежного парламентаризма в конкретном регионе Российской Федерации.7.
5 Глушко К. Е. О парламентаризме в дореволюционной России/Е.К. Глушко//Разделение властей и парламентаризм.-М., 1992, — С. 14−16.
6 Глушко К. Е. О парламентаризме в дореволюционной России/Е.К. Глушко//Разделение властей и парламентаризм.-М., 1992, — 125 с.
7 Молодежный парламентаризм в России: Сборник материалов Молодежной Думы России. — М.
Выборы: Методическое пособие по подготовке и проведению выборов в Молодежный парламент: Из опыта работы по подготовке и проведению выборов в Молодежный Парламент округа Муром 19−21 декабря 2002 года / Отв. а выпуск B.C. Коцарев. — Владимир, 2003.
Танеева И. В Челнах будет создан Молодежный Парламент / И. Танеева // Татар-информ. — 2005. — 9 сент. Горылев А. И. Становление парламентской деятельности в России в начале XX века / Социология социальных трансформаций. — Нижний Новгород: Издательство НИСОЦ, 2003. — С.79−81.
Итоги и перспективы деятельности Молодежного Парламента республики Коми: Опыт педагогического сопровождения деятельности молодежного общественного движения / Информационно-методический сборник. — Сыктывкар, 2004.
Исследователи из Института Молодежи (ныне Московский гуманитарный университет) сумели обобщить практический опыт парламентаризма регионов до 1999 года, подведя итоги работы «круглого стола» «Молодежный парламент — механизм реализации молодежной политики, интересов молодежи через участие в выборах всех уровней».8 В данной брошюре собраны материалы по работе молодежных парламентов и организации взаимодействия с государственными органами управления.
Во Владимире создано методическое пособие по подготовке и проведению выборов в Молодежный Парламент, в котором обобщен опыт проведения выборов в Молодежный Парламент округа Муром в 2002 году.9 Данное пособие представляет большую ценность для организаторов выборов в Молодежный Парламент, так как содержит перечень нормативных документов, календарный план мероприятий, предлагает для изучения образцы многих документов, информацию о кандидатах, методические материалы к беседам, формы протоколов и др. документы.
Постепенно начала логически выстраиваться нормативно-правовая база молодежного парламентаризма в РФ. В Рязани были изданы материалы I Всероссийского семинара-совещания по молодежному парламентаризму10 в 2-х частях. Первая часть содержит документы, связанные с развитием молодежного парламентаризма в РФвторая часть содержит доклады,.
Молодежный парламент — механизм реализации молодежной политики, интересов молодежи, через участие в выборах всех уровней: Сборник материалов. — М., 1999.
Молодежный Парламент при Азовской Думе // Азовская неделя. — 2005. — 20 окт.
Молодежный Парламент приступил к работе // Комсомольская правда в Смоленске. — 2001. — 6 июля.
Попов Д. Молодежный общественный Парламент Самары создан / Д. Попов // Самарская неделя. — 1998. — 31 июля — С. 1.
Рогова Л. Диалог с будущей властью: Молодежный Парламент при Самарской городской Думе / Л. Рогова // Волжский комсомолец сегодня. -2005. № 34.
8 Молодежь будущее цивилизации: Сборник материалов Международной конференции 15−17 ноября 2005 года. — Санкт-Петербург, 2005. — 384 с.
9 Выборы: Методическое пособие по подготовке и проведению выборов в Молодежный Парламент: Из опыта работы по подготовке и проведению выборов в Молодежный Парламент округа Муром 19−21 декабря 2002 года / Отв. за выпуск B.C. Коцарев. — Владимир, 2003.
10 Молодежный парламентаризм в Российской Федерации: Документы и материалы I Всероссийского семинара-совещания. Часть I: Официальные документы. — Рязань, 2003. — 140 е., Молодежный парламентаризм в Российской Федерации: Документы и материалы I Всероссийского семинара-совещания. Часть II: материалы семинара-совещания. — Рязань, 2003. -44с. выступления руководителей Молодежных Парламентов на семинаре-совещании, который состоялся 29 января -1 февраля 2003 года.
Логика общественной практики и научного познания выдвигают перед социологами-исследователями задачи позитивного преодоления опровергаемых жизнью концепций и продолжения научного поиска в наименее изученных областях. Именно к такой области относится проблема изучения потенциала самоорганизующихся систем в развитии молодежного социума: информационно-методических сборников, сборников материалов по молодежному парламентаризму.11.
Проблема исследования молодежного парламентаризма относится к разделу: социология организаций и управления. В конце XX — начале XXI века появились публикации по социальному управлению как основе формирования управленческих кадров. Это, прежде всего, было исследовано учеными-социологами О. А. Уржой, В. В. Жванко и В. А. Кузьминым На II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология XXI века: Социальные вызовы и альтернативы» были сделаны.
12 13 сообщения:, а также ученым-социологом В. И. Козачком, исследующим социологическое обеспечение кадровой политики.
11 Итоги и перспективы деятельности Молодежного Парламента Республики Коми: Опыт педагогического сопровождения деятельности молодежного общественного движения / Информационно-методический сборник.
— Сыктывкар, 2004.
Молодежный Парламентаризм Рязанской области 2002 год: Сборник материалов. — Рязань, 2002.
Практика реализации государственной молодежной политики в муниципальных образованиях Рязанской области: Сборник материалов. — Рязань, 2003.
О молодежном Правительстве Курганской области. — Курган, 2003. -2 с.
Молодежный Парламент: Материалы круглого стола «Молодежный Парламент — механизм реализации молодежной политики, интересов молодежи через участие в выборах всех уровней» / Практический опыт регионов / Сост. Д. В. Чугаев и др. — M.: Институт молодежи, 1999, 138 с.
Молодежный Парламент: Опыт формирования политической культуры молодых северян. — Архангельск, 2002. Создание и развитие деятельности Молодежного Парламента города Дзержинска Нижегородской области: Сборник материалов семинара «Молодежь. Политика. Общество» / Под ред. И. Ю, Буримой, О. В. Новоковской.
— Дзержинск, 2004.
Я — молодой архангелогородец: Сборник материалов о положении молодежи, развитии молодежного парламентаризма и общественного движения в городе Архангельске. — Архангельск, 2004. Балашов Е. Миссия депутата. — M.: Полиграфикс РПК, 2001. — 80 с. ISBN 5−94 283−007-Х.
Развитие молодежного самоуправления в муниципальных образованиях Рязанской области: Сборник докладов и материалов общественных Слушаний. — Рязань, 2003. — 72 с.
12 Управленческие нововведения в США: проблема внедрения. / Под ред. Ю. А. Ушанова. — М., 1986. С. 56.
13 Козачек В. И. Социологическое обеспечение принятия решений по отбору претендентов на руководящие должности в период социальных трансформаций / Социология социальных трансформаций. — Нижний Новгород: Издательство НИСОЦ, 2003. — С. 107.
На Конгрессе было также обращено внимание на то, что «проведение преобразований в различных сферах общественной жизни, поиск внутренних ресурсов и оптимальных форм координации требуют внимания к социальной самоорганизации».14 Помогли разобраться в проблеме работы ученых по управлению социальной сферой общества.15.
Как отмечал А. И. Турчинов, кадровая политика как область теории социального управления оказалась наименее разработанной, несмотря на предпринимаемые усилия. В силу этого в практике государственного и муниципального управления она строится на эмпирической основе, ее теоретико-методологическая база эклектична и опирается на положения различных, не связанных друг с другом наук.16.
С помощью социологии управления при условии постоянного и глубокого исследования и анализа парламентских структур могут быть успешно решены социальные, организационные, кадровые и другие проблемы. Всестороннее комплексное изучение социальной среды участников парламентской деятельности учеными-социологами призвано помочь молодым чиновникам лучше понять проблемы, связанные с функционированием и развитием молодежного парламентаризма, более уверенно ориентироваться в социальном пространстве, объемнее видеть проблемы общества и государства,.
1 7 эффективнее их решать.
Межрегиональный журнал «Аспирантский вестник Поволжья», «Молодежный вестник Приволжского федерального округа», «Вестник молодежной политики» посвящены развитию молодежных парламентов в.
14 Маженина Е. А. Роль социальной самоорганизации в общественной жизни / Там же. — С.215−216.
15 Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — № 4. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте / Пер. с англ. — М.: Дело, 1996.
Котлас Д. Управление инфраструктурой организации. — М.: ИНФРА, 2001. — 526 с.
Краюхин Г. А. Шайбакова Л.Ф. Основы государственного управления инновационными процессами. — СПб.: СПбГИЭА, 1997.
16 Турчинов А. И. Проблемы кадровой политики в системе государственной службы/Там же.-С. 260−262.
17 Магомедов К. О. Социология государственной службы как отрасль социологического знания / Там же. -С.292−293.
Никишина И. В. Котова Е.И. О системе кадрового обеспечения государственной молодежной политики на территории Самарской области / Материалы Всероссийского семинара «Учреждения социального обслуживания детей и молодежи: Анализ деятельности». — Самара, 2004 — С.29−40, 9.
1 я.
России. Особое внимание уделяется развитию студенческого самоуправления молодежи, повышению ее социальной активности, созданию условий для поддержки общественной студенческой инициативы, раскрытию творческого потенциала студенчества, разработке программ межрегионального студенческого сотрудничества.19.
Данное направление политической деятельности молодежного социума изучено и разработано также и в западной литературе. Среди ученых-социологов, исследующих данные проблемы, известны Д. Хелд, Г. Лассуэл, А. Каплан, Д.Ронг.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на разработанность темы развития и функционирования молодежных общественных организаций и некоторое отражение проблемы развития молодежного парламентаризма в научной литературе, развернутому комплексному социологическому анализу данная проблема не подвергалась.
Исходя из степени разработанности темы, автор определил цель и задачи работы. Основной целью работы стало изучение процессов создания и функционирования Молодежных Парламентов и других форм самоорганизации молодежи, эволюции их функций, структур, механизмов, состава и потенциальных возможностей в условиях динамично изменяющегося общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• анализ изученных социологическими методами представлений молодежи о существующей системе молодежного парламентаризма;
18 Аспирантский вестник Поволжья № 1(5) 2003. с.5−10. Самара, Государственный медицинский университет. Молодежный вестник Приволжского федерального округа: Научно-информационный бюллетень / Мониторинг молодежной политики. — Самара, 2002. № 1. — 52 с.
Общественный Молодежный Парламент Рязанской области 2003;2004: Сборник материалов. — Рязань, 2004.
19 Общественный Молодежный Парламент Рязанской области 2003;2004: Сборник материалов. — Рязань, 2004 С. 28.
• выявление оптимальной модели молодежной парламентской структуры;
• историческое развитие видов и форм самоорганизующихся молодежных систем;
• экспериментальное изучение и анализ состояния и развития структурного и качественного состава Молодежных Парламентов, их места и роли в системе социальных институтов и системе государственных органов власти;
• изучение эволюции форм, роли и методов деятельности молодых парламентариев;
• анализ объективного состояния и направлений расширения нормативно-правовой базы деятельности и развития самоорганизующихся молодежных систем;
• формирование современных управленческих кадров, способных эффективно решать проблемы общества через законотворческую деятельность;
• определение трудностей становления и роста в самоорганизующихся системах.
Решение этого комплекса проблем требует четкого определения теоретико-методологической базы исследования.
Теоретико-методологические основы работы, ее особенности продиктованы спецификой темы и новейшими достижениями в области социологической науки. В работе использованы социологические методы синтеза и анализа. В ходе работы применялся метод системного подхода, который вкупе с диалектическим подходом позволил добиться использования в работе двух основополагающих принципов: объективности и историзма в исследовании существующей практики. Методы сравнительного и типологического анализа также были использованы в исследовании.
Системный подход, качественный, сравнительный и конкретно-социологический анализы позволили сделать вывод о возможности более эффективных способов вовлечения молодежи в политику.20.
Эмпирические основы и методы исследования.
Интерпретация социологических данных, полученных от представителей молодежных парламентских структур, осуществлена с учетом ориентиров, предложенных в теории социальной идентичности и в других смежных теоретических разработках. Анализ субъективных смыслов в информации, полученной от респондентов, изучение их оценочных высказываний о своей политической практике были проведены при помощи качественного исследования. Использовался метод кейс-стади., анкетирования и включенного наблюдения Сбор информации осуществлялся с помощью метода полуформализованного интервью в трех группах парламентариев (каждая выборка 50 участников): членов Общественной Молодежной Палаты, молодых парламентариев в региональных консультативно-совещательных органах и в Молодежных Парламентах муниципальных образований. Сбор информации проводился в 2002;2005 гг.
Основу источниковой базы образуют документы и постановления федеральных и региональных органов власти, имеющих опыт создания и функционирования Молодежных Парламентов и других самоорганизующихся молодежных систем. Сбор информации проводился как из официальных источников, так непосредственно через соответствующие запросы в Молодежные Парламенты регионов, а также репортерских групп с места проведения значимых мероприятий. Эти документы обладают высокой степенью информативной насыщенности, объясняемой функционально-целевым назначением.
20 Луке Г. А. Политическая и общественная активность молодежи на рубеже тысячелетий // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук / Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук» / Гл. ред. В. П. Щорин. — Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2001. — С. 186.
В их числе юбилейные выпуски, посвященные 10-летию законодательных органов власти.21.
Невзирая на малочисленность и фрагментарность названных групп источников, они в комплексе предоставляют возможность проанализировать основные вопросы, динамику развития самоорганизующихся молодежных систем, способы управления и организационную структуру и их состав.
Источниковой базой диссертации служат произведения известных зарубежных и российских социологов, исследующих проблемы социального управления, бюрократии, принятия управленческих решений: М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Арона, Р. Фалмера, Н. П. Пищулина, С. Н. Пищулина, А. А. Бетуганова, А. И. Пригожина, М. В. Ларина.
Исследовалась также теория самоорганизующихся систем, теория лидерства, теория упорядочения и упрочения социальных связей в обществе, появления в нем особых институтов и норм Т.Парсонса.
Важным источником послужили материалы по развитию молодежного парламентаризма и становлению теории управления молодежным парламентским движением.22 Использовались работы широкого круга ученых-социологов о молодежи, молодежной политике, государственной молодежной политике.
Анализировались результаты пилотных социологических проектов и социологических мониторингов в регионах страны23.
21 Самарская Губернская Дума: К 150-летию Самарской губернии. — Самара, 1999. — 103 е.- Десятилетие реальных дел: О Самарской Губернской Думе. — Самара, 2004. — 103 е.- Общественный совет при Самарской Губернской Думе. — Самара, 2005. — 46 с.
22 Развитие молодежного парламентаризма в Российской Федерации / Документы и материалы I и II Всероссийского семинара-совещания. — Рязань, 2003; Взаимодействие молодежных парламентов с органами государственной власти / Документы и материалы международного семинара. — М., 2001; Проблемы и перспективы развития молодежного парламентаризма / Документы и материалы межрегиональной конференции. — М., 2002; Молодежное парламентское движение в России / Научно-информационный бюллетень «Мониторинг молодежной политики» Приволжского федерального округа / Отв. ред. И.Никишина. — Самара, 2002. -№ 1.-С.2−34.
23 Молодежь большого города / Материалы студенческой научной конференции г. Нижний Новгород 17−19 ноября 2003 года / Проект «Научные студенческие конференции» в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России. Грант № НВД 211. — Нижний Новгород, 2003. — 115 е.- Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов IV Международной научно-практической конференции 29 октября-3 ноября 2002 года. В 2-х т. / Грант федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002;2006 гг. / Губернский грант в области науки и техники 2002 года. — Самара, 2002.
Небольшое количество информации было почерпнуто из сайтов Молодежных Парламентов РФ, создан каталог данных сайтов. Привлекались также информационные материалы из Интернет-журналов: «Молодежь.RU» (Российский государственный социальный университет, город Москва), «Новый фарватер — Объединяя молодых» (Красноярский край).
Все полученные данные были подвергнуты тщательному анализу и легли в основу описания современного положения дел по управлению молодежными парламентами.
Автор исследования принимал непосредственное участие в разработке методических рекомендаций по развитию молодежного парламентаризма (Приложение 2) и подготовке писем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в субъекты РФ о поддержке молодежных инициатив по созданию молодежных парламентов, а также на основании приказа Министерства образования Российской Федерации от 30.06.03 № 2804 непосредственно входил в состав и принимал участие в работе консультационной группы по распространению опыта молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации (Приложение 4). Научная новизна исследования заключается в следующем: — проведен комплексный анализ потенциальных управленческих возможностей Молодежных Парламентов как самоорганизующихся систем, их.
475 с. — ISBN 5−7174−0177−9- Современные подходы к организации деятельности Центров поддержки молодежных и детских общественных объединений: Всероссийский семинар для руководителей и специалистов Центров поддержки молодежных и детских общественных объединений / Грант Федеральной целевой программы «Молодежь России 2002;2005 гг.». — Самара, 2004; Учреждения социального обслуживания детей и молодежи: Анализ деятельности / Г. И. Репринцева Государственное учреждение «Российский центр молодежной семейной политики» / Грант Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001;2005 гг.». — М., 2003. — ISBN 585 085−496−7- Ясавеев И. Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации / Грант Фонда Форда 1010−1810−1. — Казань: Изд-во Казанского госуниверситета, 2004. — 200 с. — ISBN 5−7464−0527−2- Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков: Материалы Международной конференции 18−19 ноября 2000 года, Москва, Россия /Под ред. проф. И. М. Ильинского / Под патронажем Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Министерства образования РФ в сотрудничестве и при поддержке Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). — М.: Социум, 2001. — ISBN 5−85 085−591−2. объективного места в системе социальных институтов и органов государственной и законодательной власти;
— проведен социологический анализ законотворческой деятельности молодых парламентариев;
— обобщены функции существующих молодежных парламентов Российской Федерации;
— выявлены препятствия в развитии молодежного парламентаризма;
— выведены основные принципы развития молодежных парламентов и исследованы тенденции направления их развития;
— сформулирована типология динамики этапов развития молодежного парламентского движения.
— в диссертационном исследовании проведен социологический анализ концепции управления молодежным парламентским движением в Российской Федерации обоснована систематизация изучения проблемы управления Молодежными Парламентами Российской Федерации.
— разработаны основные модели управленческой деятельности Молодежными Парламентами различных регионов России, объяснен механизм поддержки международной парламентской деятельности современной молодежи представлен анализ участия молодежи в нормотворческой деятельности через создание Общественной Молодежной Палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, формы и уровни управления региональных и муниципальных Молодежных Парламентов России как самоорганизующихся систем законотворческой деятельности, исследование и ожидаемые результаты управленческой деятельности Общественных Молодежных Парламентов.
— рассмотрены компетенции молодого парламентария управленца, управленческая модель молодого парламентария, дан социологический портрет молодых парламентариев.
Положения, выносимые на защиту.
1. Опыт работы молодежных парламентов за рубежом и в субъектах РФ показывает эффективность деятельности по привлечению молодежи к решению общественно-политических проблем. В ряде российских регионов Молодежные Парламенты имеют реальное право выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействовать с властью, превращают молодежь из объекта в субъект государственной молодежной политики.
2. Социологический анализ показал, что создание Общественной Молодежной Палаты при Государственной Думе Федерального Собрания РФ отразило позицию государства на федеральном уровне по вопросу развития молодежного парламентаризма. Осуществление подобного обобщения опыта работы молодежных представительных структур разных регионов и анализ их деятельности был необходим для определения оптимальной модели Молодежного Парламента и путей развития в тех регионах, где он не существует или находится в стадии формирования.
3. Выделенный в ходе исследования опыт субъектов Российской Федерации показывает, что каждая из предложенных форм имеет право на успешное существование. В то же время в качестве наиболее эффективной, отвечающей задачам и принципам развития молодежного парламентского движения, скорее всего, является создание Молодежных Парламентов при законодательных (представительных) органах власти. Именно такая форма предоставляет возможность не только изменить уровень и качество участия молодежи в процессе выработки, принятия и реализации решений в области Государственной молодежной политики, но и лоббировать интересы молодежи в органах государственной власти (местного самоуправления). Молодежные Парламенты, созданные при органах законодательной или исполнительной власти соответственно имеют те же уровни, что и государственные органы и уровень местного самоуправления.
4. Фактически, концепцию создания Молодежных Парламентов можно считать одной из значимых ветвей процесса развития и становления правового российского государства.
5. Процессы самоорганизации Молодежных Парламентов требуют серьезного управленческого обеспечения, своеобразие которого выражается, с одной стороны, в инициировании и поддержке процессов самоорганизации, а с другой — в сохранении их «самости». При таком подходе молодежные парламентские структуры органично впишутся в формирующееся гражданское общество, которое, в свою очередь, является основой правового государства.
6. Периодическое обобщение и научный анализ существующего опыта работы молодежных представительных структур разных регионов позволит определить оптимальные модели Молодежного Парламента и пути их развития в тех регионах, где данные структуры уже существуют, находятся в стадии формирования или же создаются впервые. Молодежные Парламенты прикладывают максимум усилий для достижения социально значимого результата, преодолевая межведомственные и иные организационные барьеры. Очевидно, что в режиме формирования и становления демократических институтов в государстве наиболее приемлемая форма осуществления молодежной политики — предложение партнерства в решении проблем молодежи и общества как дискуссионных площадок, обеспечивающих взаимодействие власти и молодежи.
7. В настоящее время этап формирования гражданского общества через самоорганизующие молодежные структуры набирает новые обороты, когда первоочередное значение придается вовлечению молодежи в процесс принятия политических решений, предпринимаются конкретные шаги в предоставлении молодежи возможности высказывать свое мнение. Опыт молодежных парламентов показывает, что гражданское общество должно формироваться во взаимодействии с системой власти, с применением подхода «снизу— вверх», чтобы инициатива на местах не оставалась незамеченной, и все разнообразие потребностей молодежи получило адекватное отражение в законотворческой деятельности и при проведении законов в жизнь.
В. Сегодня есть все условия для политической социализации молодежи в обществе, для ее активного участия в жизнедеятельности государства.
9. Развитие молодежного парламентаризма доказывает, что молодежь должна быть заинтересована в том, чтобы ее интересы были услышаны и поддержаны государством, которое понимает, каким будет молодое поколение сегодня, таким быть стране завтра.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее результатов для развития теории управления молодежным парламентским движением и использовании ее значимого компонента — возможности самоорганизации молодежи, построения эффективных социальных институтов социализации, адаптации и развития потенциала молодежи РФ. Автор диссертационного исследования на протяжении четырех лет (2001;2004 гг.) был Председателем Общественной Молодежной Палаты при Государственной Думе Федерального Собрания РФ и обобщил опыт развития молодежного парламентаризма в России, проследив деятельность Молодежных Парламентов с самых истоков и до сегодняшнего дня.
Исследование данной проблемы может помочь в социологическом осмыслении проходящей в стране административной реформы и трансформации системы местного самоуправления.
Гипотеза социологического исследования.
Предполагаем, что политическая активность современной молодежи проявляется в создании Молодежных Парламентов — консультативно-совещательных органов власти, влияющих на развитие основных направлений молодежной политики.
Организация Молодежных Парламентов может способствовать формированию политической культуры молодежи через развитие самоуправления.
Инициативы молодежи в области законотворческой деятельности могут развивать молодежный парламентаризм.
Апробация работы.
Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в 19 авторских и совместных публикациях общим объемом 25,3 п.л., в том числе 2 работы в рецензируемых изданиях. Результаты докладывались на заседаниях Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, на конференциях различного уровня, в том числе на Всероссийских и Международных: заседания Общественной молодежной палаты (Москва, апрель, ноябрь 2003, Москва май, ноябрь 2004), конференция «Кадровая политика XXI века: молодежь на государственной службе» (Новосибирск,.
2003), форум Всероссийской организации инвалидов (Москва, 2003), российско-германский форум молодых лидеров (Москва, 2003, Мюнхен,.
2004), Всероссийский семинар-совещание «Развитие молодежного парламентаризма в Российской Федерации» (Рязань, 2003), Международная научно-практическая конференция «Будущее молодежи России» (Москва, 2003), круглый стол Союза молодых юристов (Москва, 2002), молодежные слушания по эффективной реализации государственной молодежной политики в Российской федерации (Оренбург, 2003), Международный семинар «Взаимодействие молодежных парламентов с органами государственной власти» (Калининград, 2003), научно-практическая конференция «Реализация государственной молодежной политики в самарской области: опыт, проблемы, перспективы» (Самара 2001), межрегиональная научно-практическая конференция «Молодежь Поволжья: проблемы и перспективы» (Казань, 2001), Всероссийский семинар «Современные подходы к организации деятельности центров поддержки молодежных и детских общественных объединений» (Самара, 2004), Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного социально-экономического развития: Образование, наука, производство» (Самара, 2004), Международная научно-практическая конференция «Девиация и деликвентность: Социальный контроль» (Нижний Новгород, 2006), Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного социально-экономического ¦ развития: Образование, наука, производство» (Самара, 2006).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной работы с молодежью факультета государственного и муниципального управления Международного института рынка.
Материалы диссертационного исследования используются при чтении лекций студентам специальности «Организация работы с молодежью» факультета государственного и муниципального управления Международного института рынка по «Введению в специальность», «Государственной молодежной политике» и положены в основу разработки спецкурса «Молодежный парламентаризм в Российской Федерации».
Структура диссертации соответствует логике исследования. Работа включает введение, три главы, заключение, список использованных.
Заключение
.
Опыт работы молодежных парламентов в субъектах РФ показывает эффективность деятельности по привлечению молодежи к решению общественно-политических проблем. В ряде российских регионов Молодежные Парламенты имеют реальное право выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействовать с властью, превращают молодежь из объекта в субъект государственной молодежной политики. Создание Общественной Молодежной Палаты при Государственной Думе Федерального Собрания РФ отразило позицию государства на федеральном уровне по вопросу развития молодежного парламентаризма. Осуществление подобного обобщения опыта работы молодежных представительных структур разных регионов и анализ их деятельности был необходим для определения наиболее оптимальной модели Молодежного Парламента и путей развития в тех регионах, где он не существует или находится в стадии формирования.
Опыт субъектов Российской Федерации показывает, что каждая из предложенных форм имеет право на успешное существование. В то же время в качестве наиболее эффективной, отвечающей задачам и принципам развития молодежного парламентского движения, скорее всего, является создание Молодежных Парламентов при законодательных (представительных) органах власти. Именно такая форма предоставляет возможность не только изменить уровень и качество участия молодежи в процессе выработки, принятия и реализации решений в области Государственной молодежной политики, но и лоббировать интересы молодежи через органы государственной власти (местного самоуправления). К тому же, Молодежные Парламенты, созданные при органах законодательной или исполнительной власти соответственно имеют те же уровни, что и государственные органы и уровень местного самоуправления.
Таким образом, молодежный парламентаризм доказал свое право на жизнь, позволил молодежи принять непосредственное участие в обсуждении законопроектов, затрагивающих права и интересы четвертой части населения страны, заявить о своих проблемах, вести диалог с властью, быть услышанной и понятой, сформировать активную гражданскую позицию.
Фактически, процесс создания Молодежных Парламентов можно считать одной из значимых ветвей процесса развития и становления правового российского государства. В науке существует множество определений правового государства, наиболее полное из них: правовое государство — это форма организации и деятельности государственной власти, основанная на уважении права государством и отдельным индивидуумом. Правовое государство должно выражать и отражать интересы гражданского общества, или, как говорил французский политолог М. Дюверже, быть «ночным сторожем» гражданского общества.
Процессы самоорганизации Молодежных Парламентов требуют серьезного управленческого обеспечения, своеобразие которого выражается, с одной стороны, инициированием и поддержкой процессов самоорганизации, а с другой — в сохранении их «самости». При таком подходе молодежные парламентские структуры органично впишутся в формирующийся институт — гражданское общество, которое в свою очередь является основой правового государства. И они будут являться, по определению, гражданского общества, созданной системой жизнедеятельности общества, автономной по отношению к государственной власти, выражающей частные интересы молодежи, регулирующей и защищающей ее интересы. Создание Молодежных Парламентов станет одним из действенных шагов в развитии правового российского государства.
Периодическое обобщение и научный анализ существующего опыта работы молодежных представительных структур разных регионов позволит определить наиболее оптимальные модели молодежного парламента и пути их развития в тех регионах, где данные структуры уже существуют, находятся в стадии формирования или же создаются впервые. Молодежные Парламенты прикладывают максимум усилий для достижения социально значимого результата, преодолевая межведомственные и иные организационные барьеры. Очевидно, что в режиме формирования и становления демократических институтов в государстве, наиболее приемлемая форма осуществления молодежной политики — предложение партнерства в решении проблем молодежи и общества как дискуссионных площадок, обеспечивающих взаимодействие власти и молодежи.
В настоящее время этап формирования гражданского общества через самоорганизующие молодежные структуры набирает новые обороты, когда первоочередное значение придается вовлечению молодежи в процесс принятия политических решений, предпринимаются конкретные шаги в предоставлении молодежи возможности высказывать свое мнение. Опыт молодежных парламентов показывает, что гражданское общество должно формироваться во взаимодействии с системой власти, с применением подхода «снизу—вверх», чтобы инициатива на местах не оставалась незамеченной, и все разнообразие потребностей молодежи получило адекватное отражение в законотворческой деятельности и при проведении законов в жизнь.
Сегодня есть все условия для политической социализации молодежи в обществе, для ее активного участия в жизнедеятельности государства.
Развитие молодежного парламентаризма доказывает, что молодежь должна быть заинтересована в том, чтобы ее интересы были услышаны и поддержаны государством, которое понимает, каким будет молодое поколение сегодня, таким быть стране завтра.