Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства
![Диссертация: Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства](https://westud.ru/work/2520848/cover.png)
Диссертация
В соответствии с целями и задачами исследования была разработана и экспериментально проверена эффективность программы по духовнонравственному воспитанию младших школьников в сельской школе. Основное содержание процесса духовно-нравственного воспитания составляет формирование ценностей как основы нравственного поведения школьника, которое возможно при реализации целого комплекса принципов… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические предпосылки духовно-нравственного воспитания младших школьников
- I. I. Проблема духовно-нравственного воспитания в философском контексте
- 1. 2. Психолого-педагогические особенности духовно- нравственного воспитания младших школьников
- I. I. Проблема духовно-нравственного воспитания в философском контексте
- 2. 1. Состояние и уровень духовно-нравственного воспитания младших школьников в сельском образовательном пространстве
- 2. 2. Программа воспитательной работы как средство реализации идей целостного подхода в практике духовно-нравственного воспитания младших школьников
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. Д. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-338 с.
- Адуло Т.И. Культура, философия и духовный мир человека: Теоретико-методический аспект. Минск: Наука и техника, 1986. — 147 с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя М: Просвещение, 1985. -448 с.
- Айзерман J1.С. Уроки нравственного прозрения. М.: Просвещение, 1991.- 192 с.
- Аманбаева, Л.И. Новые подходы в воспитании / Л. И. Аманбаева // Народное образование Якутии 1998. -№ 3. 61 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя — М ' Просвещение, 1988. -208 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышление о гуманной педагогике М Просвещение, 1996. — 188 с.
- Ананьев Б.Г. Индивидуальные развитие константность восприятия. ЯТИЯ, М., 1968., с. 23.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М. Мысль, 1988.-253 с.
- Аристотель. Этика- Политика- Поэтика // Собр.соч.: В 4-х т.-М., 1984 -Т 4
- Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М, 1974.-219 с.
- Афанасьев А.Ф., Данилов Д. А. Дифференциация обучения в сельской школе: историко-теоретический анализ. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003 -115 с.
- Афанасьев В.Ф. Этноиедагогика нерусских народов Сибири и Дальне. о Востока. Якутск: Книжное издательство, 1979.- 182 с.
- Бахтин М.Н. Духовная культура личности: Философские очерки. М.: Политиздат, 1986. — 180 с.
- Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М.: Просвещение, 1974. -Т. 4
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики,— М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
- Беляева В.А. Духовно нравственное становление будущего учителя. // М.: Педагогика. -1999. — № 5, — 70 с.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. М: 1993. с.62−65.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.
- Бердяев Н.А. Судьба России. Самосознание. Ростов н/Д: Феникс, 1997. -541 с.
- Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. -М.: Знание, 1990. -62 с.
- Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. М.- 1996. — 141 с.
- Блонский П.П. М.: Педагогика, — 1992. — 164 с.
- Бодолев А.А. Личность и общение.- М.: Педагогика, 1965.-122 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, С. 291.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Ф.И. Фельдиггейна/ М.- Воронеж, 1996.- 256 с.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников.- М.: Педагогика, 1979. -224 с.
- Бондаревская Е.В., Левчук Л. В., Могилин Ю. А. Концепция сельской школы // Сельская школа. 1998. № 3. — С. 68−82.
- Бочарова В.Г. Социальное воспитание.- М., 1991.- 245 с.
- Братусь В.Г. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века//Вопросы психологии. 1993.-№ 1.
- Бубер М. Я и ты,— М.: Высшая школа, 1993.-175 с,
- Будущее якутского села: Сборник материалов 3 республиканской научно-практической конференции: В 2 т.- Якутск, 2000. 199 с.
- Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры// Воггросы философии. 1996. № 2. С. 145.
- Быданова О.С., Петрова В. И. Ситуация выбора в нравственном развитии младшего школьника.// Советская педагогика. 1965. — № 3. — С. 88−89.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / В. П. Вахтеров. -М: Педагогика, 1987. -400 с.
- Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера: В помощь учителю школ Крайнего Севера. Якутск, 1997. — 102 с.
- Волков Г. Н. Нравственное воспитание учащихся 4−8 классов сельской начальной школы: Пособие для учителя. -М., 1986.
- Вульфов Б.З. Основы педагогики М.: УРАО, 1997. — 288 с.
- Воронов В.В. Педагогика школы.- М.: Педагогическое общество России. 1999.-192 с.
- Воспитательная система: Учебно-метод. пособие/ Под ред. Е Н. Степанова. Псков, 1997. — 148 с.
- Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы «круглого стола"// Педагогика. — 2000.- № 5. С. 41−59
- Выготский JI.C. Сборник сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. ДБ. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
- Гегель Г. Лекции по эстетике.Введение // Эстетика. М.: Искусство, В 4 Т.-Т.4. 1968.-С.73
- Герд А.Я. Предметные уроки в начальной школе.-Спб, 1883. С. 4.
- Гурова В. Е. Формирование духовного мира учителя (на материале подготовки студентов муз.пед. факультов. Дис. кан. пед. наук. М.: 1994. -192 с.
- Гурьянова М.П. Сельская школа национальное достояние. // Открытая школа. — 1999. -№ 4. — С. 6−10.
- Гурьянова М.П. Сельская школа в изменившемся обществе. М.: Издательство АСОПиР. -2000.-50 с.
- Гурьянова М.П. Проблемы сельской школы: возможности их решения// Открытая школа.- 2004, № 1.- С. 20 -25.
- Гусев В.Е. Зов идеала // Вопросы философии. 1988. — № 9. — С. 106.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / М.: Русский язык. — 1978. — Т. 1.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ М.: Просвещение, 1996. -391 с.
- Данилов Д.А. Сельская школа Якутии: Организационно- педагогическое обеспечение. Якутск: Книжное издательство, 1988. -46 с.
- Данилов Д.А. На пути духовного возрождения народа.// Народное образование Якутии. 1992. № 1. С. 28 29.
- Данилов Д.А., Федорова К. Н., Федорова Л. И. Этнопедагогические традиции в региональном образовании. (Республика Саха и США). Якутск. Изд- Во ИПКРО, 2000. 96 с.
- Данилов Д.А. Ценностные ориентации молодежи и рациональные пути развития личности: Сб. ннауч. трудов. Якутск, 2001. 19 с.
- Данилов Н.Д. На Ленских берегах — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995. 121 с.
- Духовная культура жизни этноса: Сб. н. трудов. Якутск 1991.105 с.
- Духовно-нравственная культура преподавателя вуза 21 века: Материалы международной научно-образовательной конференции «Духовное возрождение на основе синтеза науки, религии, культуры, образования». М.: 2002 г.- 94 с.
- Егоров В.Н., Неустроев Н. Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. М.: Academia, 2003. 224 с.
- Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. — 239 с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. — 324
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.- Т. 1. Психология развития ребенка. -320 с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М.- 1996. 105 с.
- Зосимовский А.В. Возрастные особенности нравственного развития детей. М.: Советская педагогика. 1973. № 10. С. 21.
- Зябриева В.Г. Духовно-нравственное воспитание младшего подростка в процесс обучения гуманитарным дисциплинам: Дисс. канд. пед. наук/ Зебрева В. Г. Кострома: 2002. -145 с.
- Каган М.С. О духовном: опыт категориального анализа // Вопросы философии. 1985. № 9. С. 81−102.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно воспитательного процесса. М., 1993.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Л. Н. Воспитание? Воспитание.Воспитание! -М: Новая школа, 1996. -157 с.
- Каптеров П.В. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Л. М. Арссеньева.- М.: Педагогика, 1982.-704 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. /Под ред.А. И. Пискунова. М. 1982. В 2-х т. Т. 2 / 576 с.
- Корнилова А.Г. Теоретические основы социализации личности // совершенствование образовательной системы в Республике Саха (Якутия). Якутск: Изд-воЯГУ, 1996. С. 9−11.
- Корякина Н.А. Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования: на традициях народной педагогики якутов: Дне. кан. пед. наук М., 2002. 210 с.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967 383 с.
- Крившенко Л. П, Вайндорф-Сысоева М.Е. и др. М. Педагогика.Учебник. 2004. -327 с.
- Кропоткин П.А. Этика. Избранные труды. М.: Политиздат.-1991.-496 с.
- Крупская Н.К. Избранные произведения. М., 1957. — 117 с.
- Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема// Философские науки. 1999. № 12. 52 с.
- Кукушин B.C. Теория и методика воспитательной работы.- Ростов- на-Дону. Изд. центр «МарТ», 2002. С. 200−202.
- Куликова J1.H. Гуманизация образования и саморазвития личности. Хабаровск, 2001. С.162−163.
- Кычкина А.А. Прогностическая модель современной сельской школы РС(Я).- ИПКРО.Якутск.- Изд-Во. МО PC (Я).-2001.-112 с.
- Лейтес Н.С. Проблема общих способностей в возрастном аспект. // Вопросы психологии. 1969. № 2. С. 15.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1975. -304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 584 с.
- Лихачев Н.О. Воспитание: необходимость и свобода. // Педагогика 1994 № 2. С. 5.
- Лосев А.Ф.'Духовность// Философская энциклопедия. М., 1962. — Т. 2. -575 с.
- Макеева С.Г. Материалы к социально нравственному портрету младшего школьника// Начальная школа.- 1999. № 1- С. 53 -61.
- Мамардашвили М. Проблемы человека в философии (О человеческом в человеке) -М.: Политиздат, 1991. 384 с.
- Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта -Челябинск- Южн-Урал. кн. изд., 1988.-264 с.
- Макаренко А.С. Трудовое воспитание. Минск, 1997, 210с.
- Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М: Педагогика, 1985. — 104 с.
- Маслоу А. Самоактуализация личности // Психология личности. Тексты. -М., 1982.-118 с.
- Медушинский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. -254 с.
- Мусин Г. Н. Потребности духовного мира личности. Саратов, 1989. 169 с.
- Национальные школы Якутии: Проблемы, поиски, решения- Сборник статей. Якутск, 1994. -103 с.
- Неустроев Н.Д. Специфика учебно-воспитательной работы сельской малокомплектной национальной школы. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1984. —47 с.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. -1998. -№ 3- С.3−11.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. -1998.-№ 3. С.3−11
- Николаев М.Е. Духовное развитие народа стратегия государственной политики XXI века. Якутск, 2000. 46 с.
- Новиков А.Г. О менталитете саха / 2-е изд- во., испр. и доп.- Якутск: Изд-Во АЦ при Президенте РС (Я), 1996.- 146 с.
- Новиков A.M. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу- исследователю).-М.: Педагогический поиск, 1994. -146 с.
- Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Инноватор, 1995. — 144 с.
- Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / А. И. Каиров., О. С. Богданова. М.: Педагогика, 1979. 150 с.
- Образование и духовное развитие ребенка в 21 веке. /Сборник научно методических материалов./ Сост. и науч. ред. О. А. Куренова. М., — 2001. -200 с.
- Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996. -210 с.
- Педагогический словарь / Под ред. Каирова И. А., Гончарова Н. К. М., 1960.-775 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже, — М.: Наука, 1994.-318 с.
- Прихожан A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников / A.M. Прихожан. М., 1980. — 136 с.
- Портнягин И.С. «Кут-Сюр» как форма обучения и подготовка будущих учителей по национальной школе. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995.- 24 с.
- Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск: ИСКРО, 1994. — 139 с.
- Попова Г. С. Воспитание детей у народа саха. Якутск: Бичик, 1998. — 80 с.
- Портнягин И.С. Этнопедагока «Кут-Сюр»: педагогические воззрения народа саха. -М.: Academia, 1998. 184 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярославского. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990. 94 с.
- Рожков М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе. -М.: Владос. 2001.-249 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2. — 322 с.
- Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. — 128 с.
- Рябов В.Ф. Наш духовный мир. -Л., 1987. 158 с.
- Саласкина З.И. Становление духовно -нравственной личности в условиях личности в условиях национальной татарской гимназии: Дис. кап. пед. наук. -Саратов. 1998. 154 с.
- Селевко Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. Школьные технологии, М.: 1999. 205 с.
- Семья на пороге третьего тысячелетия М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995.- С. 67.
- Серошевский В.JI. Якуты. Опыт этнографического исследования. -М.: РОССПЭН, 1993.-763 с.
- Симонов П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989. -352 с.
- Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. М., 1988−1999.
- Симаков П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. — ML: Наука, 1989. 352 с.
- Солдатенков А.Д. Теория и практика духовно- нравственного воспитания школьников: Дисс. док. пед. наук. М.: 1998.- 405 с.
- Соловьева Н.А. Гармонизация духовно — нравственного воспитания школьников: Дисс. на соиск. уч. ст. кан. пед. наук. Тюмень. 2000. 185 с.
- Суворова Г. Ф. Чему учить в сельской школе // Советская педагогика. -1992. № 3−4. С. 31−36.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1971.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1973.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1979.-Т. 1
- Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника // Избранные произведения: В 5-ти т. Т. 1 / Сухомлинский В. А, Киев. Рад. школа, 1980. -670 с.
- Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера // Избранные произведения. 5 т. Т. 1 / В. А. Сухомлинский. Киев, Рад. школа, 1980.-670 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
- Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. -М., 1996. 218 с.
- Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов., И. Ю. Шведова. -М.: Азбуковник, 1997.-428 с.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. М.: Педагогика, 1989. 543 с.
- Толстой JI.H. Рассказы для детей/ JI.H. Толстой. Тула: Посредник, 1997.- 187 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования /Д.Н. Узнадзе. Тбилиси, 1966.-451 с.
- Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методолоии исследования. — М.: Мысль, 1980. 271 с.
- Уледов А.К. Духовное обновления общества. М., 1990 .- 77с.
- Ушинский К.Д. О нравственном воспитании / К. Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1978.
- Уткин К.Д. Модель духовности: Интеграл целостности и алгоритм гармонии/ К. Д. Уткин, Ред. Б. Н. Попов. Якутск, 2002. — 56 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6. Т. Т. 1 М.: Педагогика, 1988.-416 с.
- Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. -Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. 104 с.
- Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985. -224 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 368 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. — 456 с.
- Фромм Э. Психоанализ и религия. /Ф.Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А Комю, Ж.-П. Сартр. Сумерки богов. М., 1989. — 147 с.
- Хадсон Л. Программа нравственного воспитания детей в возрасте 5−12 лет. Новые подходы к взаимопониманию между людьми. (Репринт, изд.) // Классный руководитель. 1999. № 5. С. 13−17.
- Шаров Ю. В. Проблемы формирования духовных потребностей личности: Сб-к статей. Отв. ред. чл-. кор. АПН СССР Ю. В. Шаров и канд. пед. наук В Г. Грибанов. Новосибирск. 1970. 12 с.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинение:-М.: Педагогика, В 2 -х Т-Педагогика, 1980.-т. 1. 304 е.- Т.2.- 414 с.
- Шемшурина А.Н. Воспитательный потенциал уроков этики //М., Этическое воспитание. 2001. -№ 1 .-С.7
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников/М.: Педагогика, 1990. -142 с.
- Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников. // Классный руководитель.2000.- № 6. С. 19
- Щуркова Н.Е. О формировании духовной культуры будущего педагога// Формирование личности учителя советской школы: Межвузовский сб. научн. тр. М.- Прометей, 1991. — 36−42 с.
- Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: 2000. 113 с.
- Эльконин Д.П. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974.-209 с.
- Ядов В.А. Личность и ее ценностные ориентации// Инф. бюл. ИКСИ АН СССР. 1969. — № 4. -Вып. 1.
- Яковлева О.Г. Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства: Дис. кан. пед наук. Якутск., 1998. 184 с.