Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с целями и задачами исследования была разработана и экспериментально проверена эффективность программы по духовнонравственному воспитанию младших школьников в сельской школе. Основное содержание процесса духовно-нравственного воспитания составляет формирование ценностей как основы нравственного поведения школьника, которое возможно при реализации целого комплекса принципов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки духовно-нравственного воспитания младших школьников
    • I. I. Проблема духовно-нравственного воспитания в философском контексте
      • 1. 2. Психолого-педагогические особенности духовно- нравственного воспитания младших школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Организационные и педагогические условия духовно -нравственного воспитания учащихся младших классов в сельском образовательном пространстве
    • 2. 1. Состояние и уровень духовно-нравственного воспитания младших школьников в сельском образовательном пространстве
    • 2. 2. Программа воспитательной работы как средство реализации идей целостного подхода в практике духовно-нравственного воспитания младших школьников
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Кризис, охвативший политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, обусловил появление негативных явлений в жизни как города, так и деревни. Стабилизировать и развивать образовательную, духовную и культурную жизнь села, воздействовать на изменение структуры социальных ценностей и потребностей учащихся, остановить и предупредить отчуждение детей от земли, родного дома, от близких, разрушение межпоколенных связей, а также усилить на рынке труда конкурентоспособность сельской молодежи, ориентацию учащихся на трудовую подготовку, на производительный труд в агропромышленном комплексе, повлиять на выбор сельхозяйственных профессий можно, если будут решены проблемы сельской школы.

Общество на горьком опыте убедилось, что без духовно-нравственной составляющей всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, вырождается наука, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии. В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости воспитания, потребностью в гуманной системе воспитательной работы, с одной стороны, и педагогической практикой воспитания, игнорированием самой проблемы воспитания-с другой.

Очевидно, потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания сельских школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Проблема духовно-нравственного совершенствования человека в философском контексте отражена в трудах Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского, ПА. Кропоткина, B.C. Соловьева, П. А. Флоренского и др. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания (Р. Берне, П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, JI.C. Выготский, А. С. Макаренко, А. Маслоу, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский, В. Франкл и др.). Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах JI.M. Архангельского, Е. В. Бондаревской, Н. И. Болдырева, Г. Н. Волкова, Б. З. Вульфова, В. А. Караковского, B.C. Леднева, Б. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, Е. Н. Медынского, Л. И. Рувинского, А. И. Шемшуриной, М. И. Шиловой, Е. Н. Щурковой и др. Психологические аспекты данной проблемы исследуют работы Л. И. Божович, В. А. Зосимовского, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, А. М. Прихожан, Л. С. Рубинштейна и др.

В то же время анализ научно-теоретических исследований и практики свидетельствует о недостаточной изученности проблемы духовнонравственного воспитания школьников в условиях современного сельского образовательного пространства. И в решении проблемы имеются противоречия:

— между необходимостью возрождения села и недостаточной разработанностью теории и практики духовно — нравственного воспитания как одного из путей формирования личности современного труженика;

— между необходимостью духовно — нравственного совершенствования личности школьника в условиях современного кризисного состояния села и недостаточным фрагментарным содержанием составляющей целостного нравственного воспитания в школе.

Как видно, система духовно-нравственного воспитания функционально неполна: в образовательной школе отсутствует базовый по отношению ко всей системе воспитания курс духовно — нравственной культурыдалеко не в полной мере используются особенности поликультурных традиций. Таким образом, противоречие между возрастанием значимости воспитания и недостаточной научной и практической разработанностью специально посвященных вопросам духовно — нравственного воспитания исследований, а также актуальность рассматриваемой проблемы дали основание для определения темы исследования «Духовно — нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства». Выбор младшего школьного возраста определяется тем, что именно в этот период жизни закладываются морально — культурные основы формирования личности, ее нравственной направленности. Объект исследования — процесс воспитания младших школьников в условиях сельской школы.

Предмет исследования — педагогические условия и средства духовнонравственного воспитания младших школьников в условиях сельской школы.

Цель исследования состоит в обосновании педагогических путей и способов духовно — нравственного воспитания младших школьников в условиях сельской школы.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой духовно — нравственное воспитание младших школьников в условиях в условиях / сельского образовательного пространства может быть качественно улучшено, если:

— содержание духовно — нравственного воспитания младших школьников определено с позиции формирования развитой личности, гражданина и патриота, интернационалиста, обладающего самостоятельностью и творческой индивидуальностью;

— создана целостная система духовно — нравственного воспитания младших школьников с учетом особенностей культурных традиций сельского социума;

— школьники вовлечены в общественно — значимую деятельность, формирующую потребность в духовно — нравственном поведении;

Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать подходы к проблемам духовнонравственного воспитания в философской, психолого-педагогической литературе.

2. Определить сущность и специфику педагогических условии успешного духовно — нравственного воспитания младших школьников.

3. Разработать базовый общеобразовательный курс духовнонравственного воспитания для младших школьников.

4. Опытно — экспериментальным путем проверить и выявить рациональные педагогические пути и способы духовно — нравственного воспитания младших школьников.

Методологической основой исследования духовно — нравственного воспитания являются фундаментальные положения, разработанные в трудах классиков философии и педагогики (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, В. П. Вахтеров, В. В. Зеньковский, Н. И. Пирогов, B.C. Соловьев, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский) и современных ученых — педагогов и психологов (Б.Т. Лихачев, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, Е.Н. Медынскиий) по проблемам воспитания духовно — нравственной культуры, образованияконцептуальные положения в теории и практике развития личности (Л.И. Божович, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, Б. З. Вульфов, А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, А. И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн) — идеи об образовании как форме развития личности и обществаположения и самореализации (Л.Н. Куликова, А. Д. Солдатенков, М. И. Шилова, Н.Е. Щуркова).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературыкомплекс частных и общих методов эмпирического исследования, (наблюдение, беседы с уч1ггелями, родителями, учащимися, анкетирование, контент — анализ школьной документации, изучение и анализ творческих работ учащихся, метод экспертной оценки) — педагогический эксперимент с целью получения наиболее полного знания об исследуемом объекте.

База исследования. Основной базой опытно — экспериментальной работы явились Мальжегарская начальная школа — детский сад, 1-я Нерюктяйская школа — усадьба, 2-я Нерюктяйская, Кыллахская средние школы Олекминского улуса (района) Республики Саха (Якутия). Исследования осуществлялось поэтапно, с 1997 по 2004 гг.

Первый этап (1997 — 2000 гг.) — поисковыйв процессе анализа философской и психолого — педагогической литературы были определены методология и методика, понятийный аппарат и программа исследования. Проводился анализ состояния проблемы духовно — нравственного воспитания младших школьников в современных условиях сельской школы.

Второй этап (2000;2003 гг.) — опытно — экспериментальныйна этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы. Исследование включало в себя разработку учебной программы духовно — нравственного воспитания младших школьникованализировались и вносились коррективы, систематизировался полученный материал. Третий этап (2003 — 2004 гг.) — заключительно — обобщающийпроводились обработка полученных результатов, выводов и практических рекомендаций, их анализ, систематизация, апробация и внедрение, а также оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— выявлена сущность духовно — нравственного воспитания младшего школьника как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, традициям;

— определены педагогические условия эффективности создания целостной системы духовно — нравственного воспитания школьников, уплывающей культурные и полиэтнические традиции региона;

— обоснованы и охарактеризованы критерии, показатели и уровни духовнонравственной воспитанности младшего школьника, выражающейся в сознании себя носителем нравственности, в изменении характера этических отношений к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни. Теоретическая значимость исследования состоит:

— в уточнении педагогической составляющей понятий «духовность», «духовно — нравственное» воспитание";

— в разработке программы духовно — нравственного воспитания младших школьников как среды и способа социализации личности ребенка на основе учета культурных полиэтнических традиций региона;

— в определении основных этапов, отражающих содержание и динамику прогресса духовно — нравственного воспитания младших школьников как процесса количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих ребенка в нравственной зрелости на более высокую ступень.

Практическая значимость исследования состоит в том, что для совершенствования учебно — воспитательного процесса начальной школы в целях достижения понимания духовно — нравственных основ разработаны диагностирующий материал, учебная программа, методические рекомендации, которые положены в основу для разработки содержания и структуры духовно — нравственного воспитания младших школьников в условиях сельской школы. Результаты исследования использованы при разработке концепции воспитательной работы в школе по духовнонравственному воспитанию в поликультурном образовательном пространстве. Они могут быть использованы также для повышения профессионального потенциала учителей в области духовно — нравственного воспитания.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечиваются выбором методических позиций и методических требований, опирающихся на данные философской, психологапедагогической наукианализом и синтезом теоретического и экспериментального материаловприменением комплекса методов, адекватныхмногократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций.

Апробация результатов исследования проводилась путем обсуждения их на заседаниях кафедры педагогики Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова. Материалы исследования были освещены и получили одобрение на региональных и республиканских семинарах, конференциях Института повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия), на традиционных научных конференциях преподавателей педагогического института Якутского государственного университета, на 9-й международной конференции народов циркумполярного Севера (2004 г.).

Внедрение результатов исследования в школьную практику осуществлялось через проблемные семинары, заседания улусных методических объединений учителей начальных классов и публикацию их в печати. На защиту выносятся следующие положения:

— духовно — нравственное воспитание в школе представляет собой усвоение и свободу выбора школьником духовных ценностей и претворение их в практическое действие и поведениев полиэтнической среде содержание духовно — нравственного воспитания включает как основу духовного становления личности патриотизм и межнациональную толерантность;

— основными условиями в воспитании духовно — нравственной личности младшего школьника выступают: познание, обеспечиваемое разработкой и реализацией базовой программы по духовно — нравственному воспитаниюпрактическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовноститворческое осуществление нравственного становление личности с учетом современных социальных ценностей и этнокультурных традиций.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы по 2 главе.

Одной из центральных задач системы образования на селе в ближайшие годы станет выравнивание социальноэкономических условий жизни в городе и деревне. Вся учебно-воспитательная работа школы должна быть проникнута духом реальной жизнитрадициями, обычаями и нравами на основе развития языка, истории и культуры.

Система духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов в условиях сельского образовательного пространства будет эффективной при осуществлении мер его педагогического и организационного обеспечения.

Среди средств, дающих положительный эффект, можно отметить такие, какориентация на поликультурное образование;

— усиление интерсоциальной функции современной сельской школы,.

— обращение к патриотическому воспитанию;

— усиление поликультурности образования;

— использование живой непосредственной связи с природой;

— обращение к традиционным народным праздникам;

— создание новой системы взаимодействия семьи и школы;

— личностно-ориентированный подход в воспитании личности ребенка;

— создание системы подготовки классных руководителей, педагогов к работе в новых условиях.

Основное содержание процесса духовно-нравственного воспитания составляет формирование ценностей как основы нравственного поведения школьника. Динамика процесса духовно-нравственного воспитания развертывается следующим образом: первоначально у учащихся формируются представления о духовно-нравственных ценностях, а затем следует включение младшего школьника в продуктивную деятельность, в процессе которой происходит обретение новых духовно-нравственных ценностей.

Заключение

.

Настоящее исследование посвящено проблеме духовно-нравственного воспитания и представляет собой экспериментальную проверку внедрения программы воспитательной работы как средство реализации идеи целостного подхода в практике духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Анализ научно-теоретических исследований и практики свидетельствует о недостаточной изученности проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в условиях современного сельского образовательною пространства. Система духовно-нравственного воспитания функционально не полна: в общеобразовательной школе отсутствует базовый по отношению ко всей системе воспитания курс духовно-нравственной культурыдалеко не в полной мере используются особенности поликультурных традиций. В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости воспитания, потребностью в гуманной системе воспитательной работы, с одной стороны, и педагогической практикой воспитания, игнорированием самой проблемы воспитания — с другой.

Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания сельских школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы.

В ходе исследовательской работы были выявлены организационно-педагогические условия, обуславливающие нравственное развитие личности: разработка специальных форм и методов, дидактических средств и материалов с духовно-нравственной ориентациейразработка методических семинаров для учителей начальной школы в различных ее видак. При этом мы исходили из того, что духовно-нравственное воспитание может быть успешно осуществлено только подготовленным к подобной работе учителем.

В своем исследовании мы придерживаемся мнения, что решить проблему сельских школ можно, если начать с проблемы духовнонравственного воспитания учащихся и, как показывает наш опыт, целенаправленную работу по духовнонравственному воспитанию необходимо вести только с помощью специальных учебных программ. Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами в период 1997;2004 гг. в Мальжегарской начальной школе-детском саду, 1-й Нерюктяйской школе-усадьбе, 2-й Нерюктяйской, Кыллахской средних школах Олекминского улуса (района) Республики Сача (Якутия) на основе разработанной и экспериментально проверенной программы духовно-нравственного воспитаниямладших школьников позволяет говорить об эффективности проведенного исследования.

В соответствии с целями и задачами исследования была разработана и экспериментально проверена эффективность программы по духовнонравственному воспитанию младших школьников в сельской школе. Основное содержание процесса духовно-нравственного воспитания составляет формирование ценностей как основы нравственного поведения школьника, которое возможно при реализации целого комплекса принципов: гуманизации образования, реализации деятельностного подхода, патриотической и экологической направленности, принципа творчества (креативности). Динамика процесса духовно — нравственного воспитания развертывается следующим образом: первоначально у учащихся формируются представления о духовно — нравственных ценностях, а затем следует включение младшего школьника в продуктивную деятельность, в процессе которой происходит обретение новых духовно-нравственных ценностей.

Программа ставит целью обеспечить диалектическое единство общечеловеческого и национально — особенного в воспитании растущег о человека как гражданина и патриота малой и большой Родины. Основным направлением в патриотическом воспитании учащихся определено познание и осознание ими своей малой родины. Для этого осуществлялось гоучение школьниками истории своего родного села. Выяснилось, что в данном процессе, наряду со знанием о родном селе, улусе, республике, растет и ширится понятие Родины. Эти знания имеют наибольшее нравственное влияние, поскольку они глубоко прочувствованные, открытые самими учениками на практике. Дети младшего школьного возраста усваивают, что не существует «больших» и «малых» народов, что очень важно в полиэтнической среде региона. Нравственно — это когда человек и его деятельность имеют положительную направленность на другого человека, в котором изначально видится высшая ценность, то есть интернациональное является результатом духовно — нравственного воспитания.

В своей основе выводы и практические результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Осознание того, что высокий духовный потенциал общества является одним из важнейших условий его выживания и прогресса в современном мире, повышает требование общества к становлению духовного мира личности. Решать эту задачу предстоит, в первую очередь, школе, организуя процесс духовно-нравственного воспитания школьников.

2. Особая роль принадлежит сельской школе в возрождении современного села через воспитание духовно — нравственной личности школьника.

3. Уточнена педагогическая сущность понятия «духовно — нравственное воспитание» как отражающее отношение школьника к себе, к людям, обществу, природе, Родине, к своему народу и к другим народам, к их истории, культуре, традициям и выражающееся в осознании и понимании себя как носителя нравственности, в адекватном поведении, эмоциональных переживаниях, в соответствии сознания и поведения.

4. Целенаправленное воспитание успешно осуществляется через создание базового общеобразовательного курса по духовно нравственному воспитанию школьников и только подготовленным к подобной работе учителем.

5. Анализ исследований, теоретических положений и методических рекомендаций ряда ученых выявил многоаспектность подходов к решению проблемы духовно-нравственного воспитания личности, подтвердил актуальность исследуемой проблемы и необходимость ее дальнейшей разработки для условий сельского образовательного пространства.

Вместе с тем, проведенное исследование показало необходимость дальнейшей разработки проблемы духовнонравственного воспитания младшего школьника по следующим направлениям:

— дальнейшее изучение динамики процесса духовно — нравственного воспитания младших школьников с учетом перехода на следующую ступень образования;

— целенаправленная подготовка педагогов по духовно-нравственному воспитанию учащихся в сельском социуме.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. Д. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-338 с.
  2. Т.И. Культура, философия и духовный мир человека: Теоретико-методический аспект. Минск: Наука и техника, 1986. — 147 с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя М: Просвещение, 1985. -448 с.
  4. Айзерман J1.С. Уроки нравственного прозрения. М.: Просвещение, 1991.- 192 с.
  5. , Л.И. Новые подходы в воспитании / Л. И. Аманбаева // Народное образование Якутии 1998. -№ 3. 61 с.
  6. Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя — М ' Просвещение, 1988. -208 с.
  7. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике М Просвещение, 1996. — 188 с.
  8. .Г. Индивидуальные развитие константность восприятия. ЯТИЯ, М., 1968., с. 23.
  9. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М. Мысль, 1988.-253 с.
  10. Аристотель. Этика- Политика- Поэтика // Собр.соч.: В 4-х т.-М., 1984 -Т 4
  11. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М, 1974.-219 с.
  12. А.Ф., Данилов Д. А. Дифференциация обучения в сельской школе: историко-теоретический анализ. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003 -115 с.
  13. В.Ф. Этноиедагогика нерусских народов Сибири и Дальне. о Востока. Якутск: Книжное издательство, 1979.- 182 с.
  14. М.Н. Духовная культура личности: Философские очерки. М.: Политиздат, 1986. — 180 с.
  15. В.Г. Полное собрание сочинений. М.: Просвещение, 1974. -Т. 4
  16. А.С. Основы возрастной педагогики,— М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
  17. В.А. Духовно нравственное становление будущего учителя. // М.: Педагогика. -1999. — № 5, — 70 с.
  18. Н.А. О назначении человека. М: 1993. с.62−65.
  19. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.
  20. Н.А. Судьба России. Самосознание. Ростов н/Д: Феникс, 1997. -541 с.
  21. B.C. Нравственность. Культура. Современность. -М.: Знание, 1990. -62 с.
  22. .П. Введение в философию воспитания. М.- 1996. — 141 с.
  23. П.П. М.: Педагогика, — 1992. — 164 с.
  24. А.А. Личность и общение.- М.: Педагогика, 1965.-122 с.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, С. 291.
  26. Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Ф.И. Фельдиггейна/ М.- Воронеж, 1996.- 256 с.
  27. Н.И. Нравственное воспитание школьников.- М.: Педагогика, 1979. -224 с.
  28. Е.В., Левчук Л. В., Могилин Ю. А. Концепция сельской школы // Сельская школа. 1998. № 3. — С. 68−82.
  29. В.Г. Социальное воспитание.- М., 1991.- 245 с.
  30. В.Г. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века//Вопросы психологии. 1993.-№ 1.
  31. М. Я и ты,— М.: Высшая школа, 1993.-175 с,
  32. Будущее якутского села: Сборник материалов 3 республиканской научно-практической конференции: В 2 т.- Якутск, 2000. 199 с.
  33. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры// Воггросы философии. 1996. № 2. С. 145.
  34. О.С., Петрова В. И. Ситуация выбора в нравственном развитии младшего школьника.// Советская педагогика. 1965. — № 3. — С. 88−89.
  35. В.П. Избранные педагогические сочинения / В. П. Вахтеров. -М: Педагогика, 1987. -400 с.
  36. У.А. Воспитание и образование детей народов Севера: В помощь учителю школ Крайнего Севера. Якутск, 1997. — 102 с.
  37. Г. Н. Нравственное воспитание учащихся 4−8 классов сельской начальной школы: Пособие для учителя. -М., 1986.
  38. .З. Основы педагогики М.: УРАО, 1997. — 288 с.
  39. В.В. Педагогика школы.- М.: Педагогическое общество России. 1999.-192 с.
  40. Воспитательная система: Учебно-метод. пособие/ Под ред. Е Н. Степанова. Псков, 1997. — 148 с.
  41. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы «круглого стола"// Педагогика. — 2000.- № 5. С. 41−59
  42. JI.C. Сборник сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. ДБ. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  43. Г. Лекции по эстетике.Введение // Эстетика. М.: Искусство, В 4 Т.-Т.4. 1968.-С.73
  44. А.Я. Предметные уроки в начальной школе.-Спб, 1883. С. 4.
  45. В. Е. Формирование духовного мира учителя (на материале подготовки студентов муз.пед. факультов. Дис. кан. пед. наук. М.: 1994. -192 с.
  46. М.П. Сельская школа национальное достояние. // Открытая школа. — 1999. -№ 4. — С. 6−10.
  47. М.П. Сельская школа в изменившемся обществе. М.: Издательство АСОПиР. -2000.-50 с.
  48. М.П. Проблемы сельской школы: возможности их решения// Открытая школа.- 2004, № 1.- С. 20 -25.
  49. В.Е. Зов идеала // Вопросы философии. 1988. — № 9. — С. 106.
  50. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / М.: Русский язык. — 1978. — Т. 1.
  51. В.В. Теория развивающего обучения/ М.: Просвещение, 1996. -391 с.
  52. Д.А. Сельская школа Якутии: Организационно- педагогическое обеспечение. Якутск: Книжное издательство, 1988. -46 с.
  53. Д.А. На пути духовного возрождения народа.// Народное образование Якутии. 1992. № 1. С. 28 29.
  54. Д.А., Федорова К. Н., Федорова Л. И. Этнопедагогические традиции в региональном образовании. (Республика Саха и США). Якутск. Изд- Во ИПКРО, 2000. 96 с.
  55. Д.А. Ценностные ориентации молодежи и рациональные пути развития личности: Сб. ннауч. трудов. Якутск, 2001. 19 с.
  56. Н.Д. На Ленских берегах — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995. 121 с.
  57. Духовная культура жизни этноса: Сб. н. трудов. Якутск 1991.105 с.
  58. Духовно-нравственная культура преподавателя вуза 21 века: Материалы международной научно-образовательной конференции «Духовное возрождение на основе синтеза науки, религии, культуры, образования». М.: 2002 г.- 94 с.
  59. В.Н., Неустроев Н. Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. М.: Academia, 2003. 224 с.
  60. Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. — 239 с.
  61. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. — 324
  62. А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.- Т. 1. Психология развития ребенка. -320 с.
  63. В.В. Психология детства. М.- 1996. 105 с.
  64. А.В. Возрастные особенности нравственного развития детей. М.: Советская педагогика. 1973. № 10. С. 21.
  65. В.Г. Духовно-нравственное воспитание младшего подростка в процесс обучения гуманитарным дисциплинам: Дисс. канд. пед. наук/ Зебрева В. Г. Кострома: 2002. -145 с.
  66. М.С. О духовном: опыт категориального анализа // Вопросы философии. 1985. № 9. С. 81−102.
  67. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно воспитательного процесса. М., 1993.
  68. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Л. Н. Воспитание? Воспитание.Воспитание! -М: Новая школа, 1996. -157 с.
  69. П.В. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Л. М. Арссеньева.- М.: Педагогика, 1982.-704 с.
  70. Я.А. Избранные педагогические сочинения. /Под ред.А. И. Пискунова. М. 1982. В 2-х т. Т. 2 / 576 с.
  71. А.Г. Теоретические основы социализации личности // совершенствование образовательной системы в Республике Саха (Якутия). Якутск: Изд-воЯГУ, 1996. С. 9−11.
  72. Н.А. Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования: на традициях народной педагогики якутов: Дне. кан. пед. наук М., 2002. 210 с.
  73. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967 383 с.
  74. Крившенко Л. П, Вайндорф-Сысоева М.Е. и др. М. Педагогика.Учебник. 2004. -327 с.
  75. П.А. Этика. Избранные труды. М.: Политиздат.-1991.-496 с.
  76. Н.К. Избранные произведения. М., 1957. — 117 с.
  77. В.И. Духовность как экзистенциальная проблема// Философские науки. 1999. № 12. 52 с.
  78. B.C. Теория и методика воспитательной работы.- Ростов- на-Дону. Изд. центр «МарТ», 2002. С. 200−202.
  79. Куликова J1.H. Гуманизация образования и саморазвития личности. Хабаровск, 2001. С.162−163.
  80. А.А. Прогностическая модель современной сельской школы РС(Я).- ИПКРО.Якутск.- Изд-Во. МО PC (Я).-2001.-112 с.
  81. Н.С. Проблема общих способностей в возрастном аспект. // Вопросы психологии. 1969. № 2. С. 15.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1975. -304 с.
  83. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 584 с.
  84. Н.О. Воспитание: необходимость и свобода. // Педагогика 1994 № 2. С. 5.
  85. Лосев А.Ф.'Духовность// Философская энциклопедия. М., 1962. — Т. 2. -575 с.
  86. С.Г. Материалы к социально нравственному портрету младшего школьника// Начальная школа.- 1999. № 1- С. 53 -61.
  87. М. Проблемы человека в философии (О человеческом в человеке) -М.: Политиздат, 1991. 384 с.
  88. А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта -Челябинск- Южн-Урал. кн. изд., 1988.-264 с.
  89. А.С. Трудовое воспитание. Минск, 1997, 210с.
  90. В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  91. И.С. Нравственное становление личности школьника. М: Педагогика, 1985. — 104 с.
  92. А. Самоактуализация личности // Психология личности. Тексты. -М., 1982.-118 с.
  93. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. -254 с.
  94. Г. Н. Потребности духовного мира личности. Саратов, 1989. 169 с.
  95. Национальные школы Якутии: Проблемы, поиски, решения- Сборник статей. Якутск, 1994. -103 с.
  96. Н.Д. Специфика учебно-воспитательной работы сельской малокомплектной национальной школы. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1984. —47 с.
  97. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. -1998. -№ 3- С.3−11.
  98. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. -1998.-№ 3. С.3−11
  99. М.Е. Духовное развитие народа стратегия государственной политики XXI века. Якутск, 2000. 46 с.
  100. А.Г. О менталитете саха / 2-е изд- во., испр. и доп.- Якутск: Изд-Во АЦ при Президенте РС (Я), 1996.- 146 с.
  101. A.M. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу- исследователю).-М.: Педагогический поиск, 1994. -146 с.
  102. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Инноватор, 1995. — 144 с.
  103. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / А. И. Каиров., О. С. Богданова. М.: Педагогика, 1979. 150 с.
  104. Образование и духовное развитие ребенка в 21 веке. /Сборник научно методических материалов./ Сост. и науч. ред. О. А. Куренова. М., — 2001. -200 с.
  105. А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996. -210 с.
  106. Педагогический словарь / Под ред. Каирова И. А., Гончарова Н. К. М., 1960.-775 с.
  107. . Избранные психологические труды / Ж. Пиаже, — М.: Наука, 1994.-318 с.
  108. A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников / A.M. Прихожан. М., 1980. — 136 с.
  109. И.С. «Кут-Сюр» как форма обучения и подготовка будущих учителей по национальной школе. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995.- 24 с.
  110. .Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск: ИСКРО, 1994. — 139 с.
  111. Г. С. Воспитание детей у народа саха. Якутск: Бичик, 1998. — 80 с.
  112. И.С. Этнопедагока «Кут-Сюр»: педагогические воззрения народа саха. -М.: Academia, 1998. 184 с.
  113. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярославского. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990. 94 с.
  114. М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе. -М.: Владос. 2001.-249 с.
  115. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2. — 322 с.
  116. Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. — 128 с.
  117. В.Ф. Наш духовный мир. -Л., 1987. 158 с.
  118. З.И. Становление духовно -нравственной личности в условиях личности в условиях национальной татарской гимназии: Дис. кап. пед. наук. -Саратов. 1998. 154 с.
  119. Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. Школьные технологии, М.: 1999. 205 с.
  120. Семья на пороге третьего тысячелетия М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995.- С. 67.
  121. В.JI. Якуты. Опыт этнографического исследования. -М.: РОССПЭН, 1993.-763 с.
  122. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989. -352 с.
  123. B.C. Сочинения в 2-х т. М., 1988−1999.
  124. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. — ML: Наука, 1989. 352 с.
  125. А.Д. Теория и практика духовно- нравственного воспитания школьников: Дисс. док. пед. наук. М.: 1998.- 405 с.
  126. Н.А. Гармонизация духовно — нравственного воспитания школьников: Дисс. на соиск. уч. ст. кан. пед. наук. Тюмень. 2000. 185 с.
  127. Г. Ф. Чему учить в сельской школе // Советская педагогика. -1992. № 3−4. С. 31−36.
  128. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1971.
  129. В.А. О воспитании. М., 1973.
  130. В.А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1979.-Т. 1
  131. В.А. Духовный мир школьника // Избранные произведения: В 5-ти т. Т. 1 / Сухомлинский В. А, Киев. Рад. школа, 1980. -670 с.
  132. В.А. Моя педагогическая вера // Избранные произведения. 5 т. Т. 1 / В. А. Сухомлинский. Киев, Рад. школа, 1980.-670 с.
  133. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  134. B.C. Психология социальной работы с семьей. -М., 1996. 218 с.
  135. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов., И. Ю. Шведова. -М.: Азбуковник, 1997.-428 с.
  136. Л.Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. М.: Педагогика, 1989. 543 с.
  137. JI.H. Рассказы для детей/ JI.H. Толстой. Тула: Посредник, 1997.- 187 с.
  138. Д.Н. Психологические исследования /Д.Н. Узнадзе. Тбилиси, 1966.-451 с.
  139. А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методолоии исследования. — М.: Мысль, 1980. 271 с.
  140. А.К. Духовное обновления общества. М., 1990 .- 77с.
  141. К.Д. О нравственном воспитании / К. Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1978.
  142. К.Д. Модель духовности: Интеграл целостности и алгоритм гармонии/ К. Д. Уткин, Ред. Б. Н. Попов. Якутск, 2002. — 56 с.
  143. К.Д. Педагогические сочинения: В 6. Т. Т. 1 М.: Педагогика, 1988.-416 с.
  144. Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. -Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. 104 с.
  145. Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985. -224 с.
  146. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 368 с.
  147. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. — 456 с.
  148. Э. Психоанализ и религия. /Ф.Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А Комю, Ж.-П. Сартр. Сумерки богов. М., 1989. — 147 с.
  149. Л. Программа нравственного воспитания детей в возрасте 5−12 лет. Новые подходы к взаимопониманию между людьми. (Репринт, изд.) // Классный руководитель. 1999. № 5. С. 13−17.
  150. Шаров Ю. В. Проблемы формирования духовных потребностей личности: Сб-к статей. Отв. ред. чл-. кор. АПН СССР Ю. В. Шаров и канд. пед. наук В Г. Грибанов. Новосибирск. 1970. 12 с.
  151. С.Т. Педагогические сочинение:-М.: Педагогика, В 2 -х Т-Педагогика, 1980.-т. 1. 304 е.- Т.2.- 414 с.
  152. А.Н. Воспитательный потенциал уроков этики //М., Этическое воспитание. 2001. -№ 1 .-С.7
  153. М.И. Учителю о воспитанности школьников/М.: Педагогика, 1990. -142 с.
  154. М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников. // Классный руководитель.2000.- № 6. С. 19
  155. Н.Е. О формировании духовной культуры будущего педагога// Формирование личности учителя советской школы: Межвузовский сб. научн. тр. М.- Прометей, 1991. — 36−42 с.
  156. Н.Е. Новое воспитание. М.: 2000. 113 с.
  157. Д.П. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974.-209 с.
  158. В.А. Личность и ее ценностные ориентации// Инф. бюл. ИКСИ АН СССР. 1969. — № 4. -Вып. 1.
  159. О.Г. Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства: Дис. кан. пед наук. Якутск., 1998. 184 с.
Заполнить форму текущей работой