Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Природа ценностного сознания: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Настоящий период отечественных исследований представлен именами С. Анисимова, В. Барулина, С. Батенина, А. Гусейнова, А. Давыдова, О. Дробницкого, В. Ильина, В. Иноземцева, М. Кагана, В. Кондакова, А. Кочергина, А. Огурцова, В. Степина, В. Толстых, В. Швырева, Б. Юдина и др. Современные исследования богаты новациями: проанализирована природа ценностного сознания (С.Анисимов, В. Барулин, А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Жизненное воспроизводство — генерация ценностей
  • Глава 2. Рефлексия ценностей
  • Глава 3. Этос
  • Глава 4. Роль ценностей в человеческой деятельности
  • Глава 5. Структура ценностного акта

Природа ценностного сознания: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Единственный мир, который можно назвать истинно человеческим, есть мир ценностей. Его становление реализуется на стыке реального и желаемого, сущего и должного, наличного и потребного. В ценностном выборе происходит «рождение» человека как такового.

Самость проявляется в обретении ценностей. Выбор ценностей не является предопределенным. Можно выделить этапы формирования ценностного сознания: изначальный конфликт, противостояние человека и мира сменяется борьбой за идеалпотом обмирщение чаемогодалеевозобновление цикла. Насколько же верный путь выбрал человек, дается из перспектив будущего развития.

Создание нормального человеческого бытия строится на основании определенной системы правил, кодификаций. Человек действует в направлении преобразовательного улучшения мира. В ходе познания, трансформации реальности, осуществляется выбор критериев значимого, предпочтительного, которые и составляют пространство ценностей, внутренних высоких целей.

Через кристаллизацию потребного, чаемого складывается природа ценностного сознания. В итоге формируется «остов» жизнедеятельности, представляющий совокупность универсальных, фундаментальных начал, регулирующих как жизнетворчество социума, так и деятельность конкретной личности.

Практика основывается на качестве воплотительных технологий. Как продемонстрировал XX в. — человек волен реализовывать обширный веер проектов". Но не слишком ли велики и трагичны ошибки содеянного? Как отнестись к фашизму, тоталитаризму, насилию?

Мерой реализации человеческого в человеке и в истории выступают ценности. Ценностное сознание позволяет преодолеть самочинность, реализовывать сбалансированную деятельность согласно высоким целям. Основа социотворчества — гуманитарно выдержанная созидательная программа.

Фундаментальное осмысление данных идей — задача социально-философского знания. Между тем, что специализированной методологии изучения ценностного сознания не создано. Причиной тому — блок объективных обстоятельств:

1. В политической практике реализовывалась идеология Просвещения, предполагающая революционное преобразование мира. Жизнь строилась по принципу обмирщения властных решений.

2. «Делание» истории происходило на началах тоталитарного бюрократизма, этакратии, неразвитого гражданского общества, цензурной идеологии. В социальном пространстве, где оказывались невозможными реализация персонально-личностного в человеке, исключено развитие представлений о ценностной онтологии.

3. В построении методологии гуманитарного знания давлел редукционизм. В подобной ситуации изучение природы ценностного сознания оказывалось несостоятельным.

Актуальность исследования состоит в обращении к теме ценностного сознания сквозь призму гуманитарной парадигмы. Духовная санация общества возможно только посредством гуманизации.

Степень научной разработанности проблемы. Основу работы составили исследования ценностей представителями разных эпох: античности — Аристотель, Демокрит, Сократ, Средневековья — Ф. Аквинский, Возрождения и Нового времени — В. Вико, В. Вундт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, немецкой классической философии — Г. Гегель, И. Кант, Ф. Шеллинг, Просвещения — Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и др. Эпоха становления социального знания представлена именами В. Виндельбанда, Р. Мертона, Т. Парсонса, Г. Риккерта, В.Парето. Среди современных авторов европейской традиции, уделявших внимание вопросу ценностей — Ж. Бодрийяр, М. Бубер, В. Витгенштейн, Г. Гердер, Э. Гуссерль, В. Дильтей, Д. Дьюи, А. Камю, Э. Кассирер, Э. Мунье, Ф. Ницше, Б. Рассел, Дж. Ролз, Ж.-П.Сартр, Тейяр де Шарден, А. Швейцер, О. Шпенглер, М. Фуко, М. Хайдеггер, И. Хейзинга, Ж. Эллюль, К. Ясперс и др. Основные направления изучения ценностей систематизируются по направлениям: натуралистический психологизм (здесь ценность проявляется в эмпирически фиксированных фактах наблюдаемой реальности. Критерии «полезности», «инструментальности» выступают приоритетным фактором в стандартизации ценностей.), трансцендентализм (ценность представляет идеальное бытие, соотносящееся не с эмпирическим, а с «чистым», трансцендентальным или «нормативным» сознанием), персоналистический онтологизм (мера ценностного мира определяется иерархией ценностей личности, образующей онтологическую основу), культурно-исторический релятивизм (акцентируется внимание на историко-культурной детерминации ценностей, что определяет их многообразие), социологизм (ценность выражается в конкретном социальном пространстве).

Среди отечественных авторов значительный вклад в исследование ценностей внести М. Бахтин, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Вернадский, Ф. Достоевский, М. Лотман, Г. Плеханов, Ю. Самарин, С. Соловьев, П. Сорокин, Л. Толстой, С. Франк, П. Чаадаев и др. Работы по исследованию ценностного сознания разнородны, в них представлены линии идеализма, материализма, социологизма, индивидуализма, делаются акценты как на универсальный характер природы ценностей, так и их самобытность, «русскость», выделяются как традиционные, так и модернизационные аспекты. В силу этого аспектов русская философия «досоветского» этапа развития представляет значительный пласт в осмыслении заявленной темы.

Настоящий период отечественных исследований представлен именами С. Анисимова, В. Барулина, С. Батенина, А. Гусейнова, А. Давыдова, О. Дробницкого, В. Ильина, В. Иноземцева, М. Кагана, В. Кондакова, А. Кочергина, А. Огурцова, В. Степина, В. Толстых, В. Швырева, Б. Юдина и др. Современные исследования богаты новациями: проанализирована природа ценностного сознания (С.Анисимов, В. Барулин, А. Гусейнов) — предложены нетривиальные подходы к оценке динамики ценностных аспектов в развитии социума (А.Давыдов) — осмыслена роль ценностей в аспекте цивилизационного развития, выяснении отличительных черт российского космоса (В.Ильин) — рассмотрена универсальная природа ценностного сознания в контексте тенденций современного развития (Н.Розов) — выделена универсальная роль ценностных начал в познавательной практике (В.Швырев), научном опыте (Б.Юдин) — уточнен универсальный характер ценностей в контексте трансформаций техногенного мира (В.Степин) и т. д.

Объект исследования — духовное воспроизводство.

Предмет исследования — ценностная компонента духовного воспроизводства.

Цель исследования — выявить сущностные аспекты ценностного сознания.

Задачи исследования определяются поставленной целью:

1. охарактеризовать природу духовного воспроизводства;

2. выявить характер ценностного сознания;

3. уточнить особенности реализации ценностного сознания в жизнедеятельности общества.

Теоретическая и методологическая основа исследования — основу исследования составили принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности рассмотрения, системности, целостности. Автор опирался на философскую традицию изучения ценностного сознания, основные парадигмы которой представлены рационализмом, ригоризмом, утилитаризмом, эвдемонизмом, теизмом, сциентизмом, гуманизмом.

Научная новизна работы заключается в следующих полученных автором результатах:

1. Охарактеризовано духовное воспроизводство как генерация ценностей. Развитие природы человека определяется совокупным балансом жизневоспроизводственных значимостей. Выявлена природа духовного воспроизводства, его специфика относительно материального производства. Духовное производство нацелено на воспроизведение духовных начал жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом. Духовное воспроизводство направлено на совершенствование сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. По объему материальные блага ограничены, частичны, тогда как духовные безграничны, всеобщи. По потреблению материальные источники истощаются, духовные прирастают. По реализации материальное производство обезличено, духовное персонифицировано. По признанию материальная деятельность рассчитана на непосредственное признание, ее цель — получение конкретного результата, духовная же деятельность не рассчитана на непосредственное признание, жестко не нацелена на конечный эффект. По результату в материальном производстве важна репродуктивность, в духовном производстве — продуктивностьпроизводство реализуется ради производства, оно самоцельно. По агенту действия в материальном производстве значим обладатель, в духовном — созидатель. По количеству материальные блага копятся, духовные воплощаются в уровне культуры. По качеству материальные блага отчуждаются от потребления, духовные — от производствав материальной сфере навязывается труд, изымается результат, в духовной сфере навязывается результат, изымается способность к труду.

2. Выявлен характер ценностного сознания. Ценности человеческого бытия характеризуются такими свойствами, как универсальность, фундаментальность, абсолютность, автономность. Парадигма ценностного сознания — гуманитарная платформа, именно здесь — остов понимания природы человека, человеческого общежития. Иные идейные клише, — рационализм, утилитаризм, сциентизм, ригоризм, теизм — не позволяют определить природу ценностного сознания в силу ограниченности базовых положений. Основополагающим принципом определения природы ценностного сознания выступает эволюционный подход, в котором рассматривается происхождение ценностного сознания в антропосоциогенезе, когда ценностями становятся наиболее оптимальные, гарантирующие успешность пролонгирования жизнедеятельности начала.

3.Уточнены особенности реализации ценностного сознания в жизнедеятельности социума. Ценности выступают важнейшими характеристиками бытия человекабудучи базовыми началами целеполагания, ценности, с одной стороны, регулируют, регламентируют деятельность, с другой стороны, являются гарантом ее оптимального развития. Сфера жизнедеятельности социума соизмеряются ценностной идеологией, которая выступает фундаментом социального бытия.

Теоретическая значимость исследования. Работа имеет важное теоретическое значение для разработки социальной теории, вопросов, связанных с духовным воспроизводством, ценностным сознанием.

Практическая значимость работы. Результаты диссертации могут использоваться при чтении курсов по социальной философии, политологии, этике.

Апробация работы. Основные итоги диссертационной работы обсуждались на заседании кафедра философии МГТУ им. Н. Э. Баумана. Результаты исследования представлены на Ломоносовских чтениях (МГУ, 2004), Рождественских чтениях (Н.Новгород, 2004).

Структура работы обусловлена ее задачами, принятым способом исследования. Диссертация состоит из 5 глав, введения, заключения, библиографии. Первая глава «Жизненное воспроизводство — генерация ценностей» посвящена осмыслению роли ценностей в жизненном воспроизводстве. Вторая глава «Рефлексия ценностей» нацелена на понимание сущности ценностей в контексте конкретной философской эпохи. В третьей главе «Этос» обсуждаются сущностные характеристике ценностного сознания, приводится типология ценностей. В четвертой главе «Роль ценностей в человеческой деятельности» рассматриваются ценностные аспекты различных сфер жизнедеятельности социума. В пятой главе «Структура ценностного акта» анализируется «рождение» ценностного сознания.

Заключение

.

Ценности — фундаментальные характеристики бытия, определяющие важнейшие смысловые и в то же время жизненные свойства человека. Ценности предстают фундаментом понимания сущности человека и человеческого бытия.

Философские размышления о генезисе ценностей обращают к естественно-историческому, эволюционному подходу. Ценности формируются по ходу социогенеза как результат традиций, обычаев, обрядов, законов, других внешних регулятивов, регламентирующих практическую жизнедеятельность людей. Постепенно складывается внутренний механизм регуляции поведения человека, выстраивается ценностные отношения доброго и злого, хорошего и дурного, доблестного и постыдного, святого и греховного, дозволенного и запретного, альтруистического и эгоистического и т. д.

Нормы и ценности как результат коллективной формы жизнедеятельности свидетельствуют о высокой социализированное&tradeее членов, характеризуют логику совместного производства и воспроизводства жизни.

Этико-культурный вид трансляции наследия выполняет важнейшие цивилизационные и социализационные функции. Выкристаллизовываются оптимальные, целесообразные программы действий, опробованные и легализованные в результате адаптации. Реализуются гуманистические идеи, выстраивается рациональные правила, уклад, устой жизни. Процесс социализации тесно связан с процессом этизации, а значит, гуманизации.

В работе выявлена зависимость функциональных особенностей ценностного сознания от исторически определенного типа мировоззрения, социальной организации.

Принципиально важный для постиндустриальной цивилизации, продолжающей традиции новоевропейской эпохи, — вопрос о соотношении практики и ценностей. Одной из причин кризиса европейской культуры XX в. является сциентистки-прагматичная ориентация, логическим выводом и практическим следствием которой становятся разобщенность, эгоизм, индивидуализм как норма бытия человека в мире. Абсолютизация науки, признание научного мировоззрения универсальным основанием культуры приводит к разрыву глубинных неформализуемых связей, обострению отчуждения, потребительскому отношению человека к природе, другому человеку, потере им самого себя. В конечном счете тотальная рационализация общественных отношений становится метафизическим обоснованием насилия как универсального, эффективного способа достижения общественно значимых целей. Обретая иллюзорную свободу в познанном и созданном предметном мире, человек попадает в жесткую зависимость от анонимных, отчужденных общественных сил, подавляющих личность. Результатом становится чувство бессилия, потеря смысла жизни, отчаяние, одиночество.

Именно постклассическая эпоха обостряет проблему гуманитарного контроля деятельности. Для античных мыслителей приоритет единства истины и блага, когнитивного и нормативного в человеческой деятельности достаточно очевиден. Для античного мира одной из составляющих его гармонического было признание единства познавательного и этико-гуманистического.

Сущностные характеристики ценностного сознания выявляются в конкретной деятельности. Высшим критерием рациональности выступает практика, человеческое воспроизводство, его культурные нормативы — все то разумноцелесообразное, сбалансированное с обстоятельствами, критически выверенное, обоснованное, что составляет рациональное качество человеческой деятельности. Характеристики рационального формулируются при анализе соответствия деятельности законам природы и общественного развития на основании оценки и средств их достижения.

Выход из кризиса — в поиске ценностей как оптимальных фундаментальных начал жизнедеятельности. Будущее — за оптимальными гарантами, наиболее целесообразно и в то же время гуманно определяющих смыслы человеческой мысли и практики. Современная практика предстает своеобразным опровержением сциентизма в качестве ведущей ценностной установки, ставит перед человечеством задачу поиска новых смысложизненных программ. В связи с этим представляется эвристически эффективным использование опыта антисциентисткой традиции, духовных ценностей высшего порядка как важнейшего способа формирования ценностной ориентации на сотрудничество, солидарность, единение разобщенных индивидов.

Современная ситуация в стране порождена кризисом мировоззрения. Усугубление кризиса цивилизационных начал регулирования социума сопровождается неблагополучной обстановкой в культурной среде. Современному российскому социуму свойственны несимфонийность, расколотость, конфликтность, социальные преобразования характеризуются некумулятивностью, непоследовательностью, радикальностью, отрывом от традиции. Конфликт ценностей в современной России — выражение переходного состояния социума: между статичным и динамичным воспроизводством, архаичным индивидом и личностью, склонной к прогрессу, восстановлением традиционных норм жизни и развитием аксиологических систем, утвердившихся в гражданских обществах постиндустриальной эпохи.

В первой главе «Жизненное воспроизводство — генерация ценностей» сделан акцент на анализе природы жизненного воспроизводства, проанализирована специфика материального, духовного, духовно-практического секторов воспроизводственного механизма. Развитие данных секторов человеческой жизнедеятельности включено в процесс социокультурной динамики, более же фундаментальный пласт становления ценностного сознания как системы жизневоспроизводственных ценностей связан с рассмотрением механизма цивилизационного развития.

Природа цивилизации рассматривается как механизм поддержания жизнедеятельности. Цивилизация есть образ жизни, детерминируемый базовыми устоями существованиявоспроизводство способов воспроизводства жизни30. Отличительная особенность цивилизациижизневоспроизводительный уклад, техника обмена деятельностью, способ вершения исторического бытия, обеспечение выживания. Основу механизма цивилизации составляют фундаментальные социальные константы, продуктивные универсалии. Что следует понимать под последними? В ходе развития общества происходит накопление социального капитала, основу его составляют ценности, которые обеспечивают наиболее оптимальный, гарантированный ход развития.

В итоге делается вывод о том, что ценностное сознание представляет собой фундамент человеческой жизнедеятельности, предстает базовым началом организации системы жизневоспроизводственной деятельности.

30 См.: Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. — М.: МГУ, 2000. — С. 18−20.

Во второй главе «Рефлексия ценностей» осмысливается специфика осмысления ценностного сознания в различные исторические эпохи. Отмечается, что фундаментальные определения природы ценностного сознания определяются непосредственно условиями социальной среды как таковой и господствующим типом «научной» рациональности. Оценивается специфика возможных парадигм природы ценностного сознания, таких как рационализм, ригоризм, эвдемонизм, утилитаризм, теизм, сциентизм, гуманизм. Проводится критика предлагаемых платформ, отдается предпочтение наиболее фундаментальному основания определения природы ценностного сознания — гуманизму. Отмечается, что гуманитарная платформа — наиболее приемлемая и веская для понимания сути ценностного сознания.

Третья глава «Этос» посвящена анализу статуса, поиску начал систематизации ценностей. Выделяются фундаментальные параметры ценностного сознания: диспозиции, санкции, условия действия. Определяется этос как совокупность нормативных принципов, определяющих стратегию жизнедействия. Санкции определяются как мера соотношения между индивидуальным выбором и культурными образцами. Условия действия предполагают определение гармоничного соответствия индивидуального и социального.

Выделяются столь существенные характеристики ценностного сознания, как универсальность, фундаментальность, абсолютность, автономность, «апостериорная априорность», надысторичность, автоматичность.

В четвертой главе «Роль ценностей в человеческой деятельности» оценивается значение ценностей как регулирующих принципов в различных отсеках человеческой жизнедеятельности — политике, науке, религии, образовании, СМИ. Делается вывод о необходимости введения в функционирование данных сфер гуманитарной ценностной платформы, которая выступала бы должным ориентиром, направляющим их развитие.

В пятой главе «Структура ценностного акта» анализируются процессуальные стороны аксиологического сознания. Анализируются фундаментальные отношения человеческого поведения: позиции свободы и долженствования, ценности, идеала и оценкирассматриваются аспекты ценностного поведения в политикеобозначается проблема ценностной санации творчествавводится идея о конструктивной роли аппарата социометриииспользуются продуктивная составляющая принципов Юма и Монтеня в применении ценностных регулятивов в жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Моральное измерение науки и техники. — М.: Московский философский фонд, 1998.-343с.
  2. В.П. Становление человечества. М.: Прогресс, 1984.355с.
  3. С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. — 158с.
  4. С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. — 253с.
  5. Аристотель. Никомахова этика // Соч. в 4-х тт. М.: Мысль, 1983.-Т.4.-830с.
  6. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. -615с.
  7. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984−1985. М., 1986.
  8. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. — М.: Институт философии, 1998. 263с.
  9. В.Г. Жизнь и ценности. К обоснованию современного натурализма // Жизнь как ценность. М.: Институт философии РАН, 2000. -267с.
  10. А.О., Смирнов П. И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. СПб.: СПбГУ, 1992. — 322с.
  11. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. М., 1992.
  12. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 804с.
  13. В.П. Жизнь и ценности как основополагающие понятия философской антропологии // Жизнь как ценность. М.: Институт философии РАН, 2000. — 267с.
  14. В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М.: Юрист, 1995. -687с.
  15. Г. П. Аксиология культуры. СПб.: СПУ, 1996. — 150с.
  16. .П. Этика преображенного Эроса. Проблемы закона и благодати. — М.: Мысль, 1994. 360с.
  17. А.И.- Полное собрание сочинений. М.: Мысль, 1975. -Т.8. — 360с.
  18. А.И. Эстетика, критика, проблемы культуры. — М.: Искусство, 1987. 602с.
  19. Глобальное сообщество: Новая система координат. (Подходы и проблемы) / Отв. ред А. И. Неклесса. СПб.: Алетейя, 2000. — Вып.1. — 312с.
  20. Глобальные проблема и общечеловеческие ценности / Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М.: Прогресс, 1990. — 495с.
  21. С.С. Великая криминальная революция. М., 1993.
  22. Г. А. Культура и экономика: проблемы измерения взаимного влияния / Российский цивилизационный космос. М.: Эйдос, 1999.-С.122−147
  23. П.С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1994. —314с.
  24. А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1998. — 350с.
  25. А.А. Философия. Мораль. Политика. М.: Академкнига, 2002.-300с.
  26. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию // Вопросы философии. 1992. — № 7. С.24−39
  27. А.А. Системный подход в социологии. Законы социальных систем. М.: Наука, 2004. — 220с.
  28. Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 573с.
  29. . Логика смысла. М.: Раритет, 1998. — 472с.
  30. М.Г. Границы свободы: Капитализм должен стать цивилизованным. М.: Международные отношения, 2001. — 230с.
  31. Ф.М. Полн. Собр. Соч. в 30 т. Л.: Наука, 1984. -Т.26. — 518с.
  32. О.Г. Моральная философия. М.: Гардарика, 2002.520с.
  33. Духовно-практические процессы в современной России. М.: РАГС, 1998. — 148с.
  34. Жизнь как ценность. М.: Институт философии РАН, 2000.267с.
  35. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-221с.
  36. А.А. Философия истории М.: Гардарики, 2000. — 525с.
  37. В.В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: МГУ, 1997. — 382с.
  38. В.В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: МГУ, 2000. — 304с.
  39. В.В., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и контрреформы в России. М.: МГУ, 1996. — 400с.
  40. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России.-М.: Рарог, 1992.-Т.1.-271с.
  41. К.Д. Наш умственный строй. М.: Правда, 1989. — 653с.
  42. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.-204с.
  43. JI.И. Человек в системе духовной жизни общества. М.: Магистр, 1999.- 160с.
  44. И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума // Соч. в 8-ти тт. М.: Чоро, 1994. — Т. 4. — 629с.
  45. М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: Высшая школа экономики, 2000. — 606с.
  46. Л.Н., Сесюнина И. Б. Духовное воспроизводство: методологические и социологические проблемы. — Томск: Томский университет, 1986. 168с.
  47. О.Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура // Социально-гуманитарные знания. 2001. — N 2. — С.32−43
  48. В.В., Уткин А. И., Федотова В. Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб.: СПбГУ, 1995. — 278с.
  49. Е.И., Логунова Л. Б. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат, 1989. — 303с.
  50. И. С. Интеллектуальные системы в целевом управлении. Новосибирск: АН СССР, 1987. — 68с.
  51. Н.И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и перспективы//Вопросы философии.- 1996. — № 5. С.45−55
  52. Н.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. — 1992. Т. 13. — № 2. — С.34−44
  53. Н.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С.45−51
  54. К.З. Оборотная сторона зеркала. — М.: Республика, 1998.-492с.
  55. Н.О. Условия абсолютного добра. — М.: Политиздат, 1991.-367с.
  56. Л.С. Государство в ценностном измерении. М.: Норма, 1998.-45с.
  57. Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Прометей, 1990. — 208с.
  58. Модернизация в России и конфликт ценностей / Отв. ред. С. Я. Матвеева. М.: Институт философии РАН, 1993. — 250с.
  59. К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994.238с.
  60. М. Опыты. М.-Л.: Мысль, 1958. — Т.1 — С.38
  61. Морфология культуры. Структура и динамика / Г. А. Аванесова и др. М.: Наука, 1994.- 414с.
  62. Мур Дж. Природа моральной философии. М.:Республика, 1999.-351с.
  63. Ф. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1990. — Т. 1. — 829с.
  64. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред.
  65. B.Л.Иноземцева. -М.: Academia, 1999. 631с.
  66. А.П. Аксиологические модели в философии науки // Философские исследования. 1995. — № 1. — С. 14−21
  67. Ю. Актуальные размышления // Рубежи. 1995. — № 4.1. C. 19−21
  68. Г. В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.-205с.
  69. Основные ценности социальной демократии. М.: ИНИОН, 1996.- 150с.
  70. А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002. — 492с.
  71. А.С. Россия в цивилизационном процессе. М.: Российская академия наук, 1995. -261с.
  72. Платон. Полн. собр. соч. в 4 т. М.: Мысль, 1990. — Т.1. — 860с.
  73. Л.В. Путь России в современность: модернизация как деархаизация. М.: РАН, 1998. — 200с.
  74. К. Логика социальных наук // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М.: Наука, 2000. — С.31−41
  75. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века / Отв. ред. Л. Б. Баженов. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1999.-279с.
  76. Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М.: ИГПАН, 1996. — 200с.
  77. В.Ф. Тайное оружие информационной войны. М.: СИНТЕГ, 1999. -152с.
  78. Процесс европейской безопасности и европейские культурные ценности. М.: Тампере, 1992. — Часть 1. — 167с.
  79. А. О науке. М.: Наука, 1983. — 560с.
  80. Реформирование России: мифы и реальность / Авт.-сост. Г. В. Осипов и др. М.: Academia, 1994. — 384с.
  81. Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.-410с.
  82. Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. -Новосибирск: новый университет, 1998. 291с.
  83. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. -М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем, 1998.-271с.
  84. К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992.-№ 4.-С.33−41
  85. B.C. Основания науки и их социокультурная детерминация // Философия и социология науки и техники. Ежегодник'87. М.: Наука, 1987. — 216с.
  86. Столович JLH. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. — 463с.
  87. И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М.: Институт молодежи, 1996. — 130с.
  88. В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: РАН, 1997.-253с.
  89. В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1991. — 136с.
  90. В.Г. Цена прогресса. М.: Знание, 1988. — 63с.
  91. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.366с.
  92. И.Т., Юдин Б. Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. -М.: Политиздат, 1986. 398с.
  93. Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. -№ 3. — С.43−61
  94. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Academia, 1992. — 246с.
  95. О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.: Гнозис, 1994. — 362с.
  96. Н.Э. Культура и ценности. Тбилиси: Мецнцереба, 1984.- 171с.
  97. Человек. Границы философской рефлексии. М.: Новое тысячелетие, 1996. — Вып.2. — 240с.
  98. Человек: Вчера, сегодня, завтра. М.: Астрель, 2002. — 134с.
  99. М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия. -М.: Наука, 1994.- 171с.
  100. М.А. Глобальное видение и новая наука. М.: РАН МЭМО, 1998.-81с.
  101. JT.A. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига: Зинатне, 1980 — 287с.
  102. М. Избранные произведения. — М.: Гнозис, 1994. 413с.
  103. Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 206с.
  104. Юм.Д. Соч. в двух томах. М.: Мысль, 1966. — Т.1. — 730с.
  105. Ю.В., Пирогов С. В. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования и культуры. М.: РГУ, 1993. — 67с.
  106. Ellul J. The technological society. N.Y.: Vintage books, 1964.449p.
  107. Ellul J. Trahision de L’Occident. P.: Univ. press, 1965. — 336p.
  108. Field D. The end of Seldom. Cambr.: Univ. press, 1976. — 472p.
  109. Hartman N. Ethik. В.: Berlin, 1926. — 109s.
  110. Schelling F. Samtliche Werke. В., 1856. — Bd.2. Abt.III. — 413s.
  111. Spengler O. The Decline of the West.-N.Y., 1933.-507p.
Заполнить форму текущей работой