Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка системы обеспечения эффективности инвестиционных проектов создания авиатехники с использованием инструментов страхового рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая новизна и практическая значимость разработанных предложений и полученных выводов заключается в том, что их применение в практике инвестиционного проектирования позволяет: управлять инвестиционными ресурсами АИП, увязанными с финансовыми возможностями страховых компанийуправлять функционально-характеристическим комплексом влияния риск-факторов на уровень затрат на АИПформировать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ теории и практики инвестиционной деятельности авиационных предприятий и страховых компаний
    • 1. 1. Отечественный и зарубежный опыт инвестиционной деятельности
    • 1. 2. Особенности инвестиционной деятельности российских авиационных предприятий
    • 1. 3. Источники и направления инвестиций страховых компаний
    • 1. 4. Анализ практики взаимодействия авиационных предприятий и страховщиков
  • Глава 2. Разработка системы обеспечения эффективности инвестиционных проектов создания авиатехники с использованием инструментов страхового рынка
    • 2. 1. Постановка задачи обеспечения эффективности инвестиционного проекта авиапредприятия с привлечением страхования
    • 2. 2. Бюджетирование затрат по этапам инвестиционного проекта на базе идентификации и оценки риск-факторов
    • 2. 3. Разработка принципов комплексной страховой защиты проекта
    • 2. 4. Интегральная оценка надежности страховой компании
    • 2. 5. Разработка рекомендаций по повышению эффективности инвестиционной деятельности страховой компании
  • Глава 3. Обоснование инвестиционного проекта создания пассажирского регионального самолета
    • 3. 1. Разработка программы комплексной страховой защиты проекта
    • 3. 2. Реализация инвестиционной стратегии страховой компании с использованием инструментов рынка ценных бумаг
    • 3. 3. Экономическое обоснование реализации принципов эффективного взаимодействия авиапредприятия и страховой компании в инвестиционном проектировании

Разработка системы обеспечения эффективности инвестиционных проектов создания авиатехники с использованием инструментов страхового рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время все большее число отечественных предприятий и организаций (далее — предприятие) наряду с профильной осуществляют инвестиционную деятельность, целью которой является обеспечение стабильного функционирования, создание новых видов продукции, развитие предприятия, модернизация производства, модификация выпускаемой продукции, получение дополнительного дохода, диверсификация активов и др.

Сейчас в стране сложились объективные предпосылки для инвестиционного подъема, что связано с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, ростом объема экспорта сырья и конкурентоспособной продукции, снижением инфляции, улучшением финансового состояния предприятий. В связи с этим перед предприятиями стоит задача повышения эффективности инвестиционной деятельности и снижения ее рискованности.

Реализация этой задачи предприятиями авиационной промышленности осложняется затяжным кризисом в отрасли, возникшим при переходе к рыночной экономике и связанным, в частности, с отсутствием финансирования, резким сокращением объема работ по созданию авиатехники и др. Необходимость вывода отрасли из кризиса обусловлена ее значимостью для экономики в целом, т.к. стабильная работа отрасли создает предпосылки для развития и ряда связанных с нею высокотехнологичных отраслей. Кроме того, производство гражданской авиатехники отечественными производителями создает условия для стабильного функционирования гражданской авиации. Возможности восстановления и динамичного развития гражданского сектора авиапромышленности связаны как с внутренним рынком авиатехники, так и с выходом на международные рынки. Авиастроение обладает экспортным потенциалом, что позволяет устранить сложившуюся зависимость российского экспорта, в основном, от мировой конъюнктуры рынка энергоносителей.

Сложность и специфика процесса создания авиатехники обусловливают высокие капиталоемкость, продолжительность и рискованность инвестиционных проектов в авиаотрасли. Предприятия, реализующие различные по масштабу проекты, являются основными потребителями инвестиционных ресурсов. В настоящее время наблюдается недостаточность собственных средств и внешних источников для финансирования инвестиционных проектов создания авиатехники (далее — АИП). В связи с этим — в условиях отсутствия эффективных механизмов капитализации сбережений, взаимодействия предприятия с потенциальными инвесторами — важными для предприятия являются проблемы обеспечения эффективности проектов, повышения их инвестиционной привлекательности и надежности, мобилизации инвестиционных ресурсов и привлечения инвесторов, включая институциональных специализированных инвесторов, в т. ч. страховых компаний (далее — СК), располагающих значительными финансовыми средствами.

В рыночных условиях перед страховщиками стоит задача эффективного управления инвестиционными ресурсами и инвестициями. Ее решение будет способствовать повышению эффективности деятельности, обеспечению финансовой устойчивости и надежности компании, получению дополнительного дохода, сохранности активов. Повышение эффективности взаимодействия авиапредприятий со страховыми компаниями, создание условий для притока средств, аккумулируемых в страховой отрасли, в реальный сектор экономики должно способствовать активизации инвестиционного процесса в стране.

Изучению проблем в области экономики инвестиций, управления проектами и страхования посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых (В.Беренса, И. А. Бланка, В. В. Бочарова, Ю. Бригхема, С. В. Валдайцева, Дж.К. Ван Хорна, Т. Е. Гварлиани, А. А. Гвозденко, Л.Дж.Гитмана, М. Д. Джоника, Д. А. Ендовицкого, Л. Л. Игониной, В. Ю. Катасонова, Н. В. Киселевой, Э. И. Крылова, И. И. Мазура, А. М. Марголина, Я. С. Мелкумова, И. А. Никоновой, В. П. Попкова, И. В. Сергеева, Т. А. Слепневой, Ю. А. Сплетухова, В. А. Сухова, А. Н. Трошина, Т. А. Федоровой, П. Хавранека, В. В. Шахова, В. Д. Шапиро, А. Д. Шеремета и др.). Однако, как показывает анализ, проблемы повышения надежности и страховой защиты проектов создания авиатехники, привлечения для их финансирования средств страховых компаний, обоснованного выбора предприятием надежного страховщика, а также прикладные аспекты повышения эффективности инвестиционной деятельности авиапредприятий и страховщиков проработаны недостаточно.

Актуальность исследования обусловлена следующими факторами: высоким уровнем рисков проектов авиапредприятий и недостаточностью разработок в области идентификации и снижения рисков по этапам АИП с использованием инструментов рынка страховых услугнеобходимостью оценки различных рисков, связанных с реализацией этапов жизненного цикла АИП, и разработки программы комплексной страховой защиты проекта на основе бюджетирования затратнедостаточным финансированием авиапредприятий и целесообразностью привлечения средств страховщиков, составляющих значительный инвестиционный потенциал, для участия в финансировании АИПнеобходимостью разработки принципов эффективного взаимодействия авиапредприятия со страховыми компаниями при выполнении АИП.

Наличие действенных принципов взаимодействия авиапредприятия со страховыми компаниями, применение современных методов управления проектами и инвестициями повысит эффективность инвестиционной деятельности как предприятий, так и СК, снизит риски АИП. Научно-практическая значимость и недостаточная проработанность вопросов эффективного использования авиапредприятиями возможностей и инструментов страхового рынка в процессе выполнения АИП с целью минимизации связанных с ним рисков, привлечения средств для его финансирования и эффективного использования инвестиционных ресурсов страховщиков являются актуальными и определили выбор темы диссертационного исследования.

Целью работы является разработка методических положений и системы обеспечения эффективности инвестиционных проектов создания авиатехники с использованием инструментов страхового рынка посредством страхования рисков и привлечения инвестиционных ресурсов страховщиков.

Задачи исследования. Реализация поставленной цели требует решения конкретных задач, определивших этапы исследования, включая следующие: анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта инвестиционной деятельности, ее специфики для российских авиапредприятий и страховщиков, существующей практики их взаимодействия в условиях рынка;

— разработка методических положений по анализу и оценке рисков проекта создания авиатехники в условиях неопределенности;

— разработка моделей бюджетирования затрат на АИП с учетом влияния риск-факторов;

— разработка процедуры комплексной страховой защиты АИП;

— разработка модели выбора надежных СК — страховщиков и инвесторов;

— разработка рекомендаций по повышению эффективности использования инвестиционного потенциала СК.

Объектом исследования является разработка и реализация инвестиционного проекта создания авиатехники.

Предметом исследования является механизм взаимодействия авиапредприятия со страховыми компаниями в процессе разработки и реализации инвестиционного проекта создания авиатехники.

Методологической и теоретической основой исследования послужили современные теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых в областях экономики инвестиций, управления проектами, страхования, изложенные в научных трудах, учебно-справочной литературе, методических и практических пособиях, периодических изданиях. Информационную базу исследования составили научные источники в виде сведений из книг, журнальных статей, научных докладов, материалы научных конференций, официальные документы в виде Законов РФ, постановлений Правительства РФ, нормативно-правовых документов Минфина и ФСФР (ФКЦБ) России определяющие условия ведения финансовой, страховой и инвестиционной деятельности, Концепции развития авиационной деятельности РФ, подпрограммы «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002;2010 гг.)», Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002;2010гг. и на период до 2015 г.» [10], а также публикуемые статистические данные и бухгалтерская отчетность, отчеты Минфина России.

Методы исследования. В процессе исследования применялись методы системного анализа и исследования операций, сравнительного и структурного анализов, статистического анализа информации, методы обобщений, аналогий, теории оптимизации, экспертных оценок, факторного анализа, имитационного и математического моделирования, бизнес-планирования, финансовых вычислений, портфельного управления, оценки эффективности инвестиций.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней разработаны основные принципы обеспечения эффективности инвестиционных проектов создания авиатехники посредством взаимодействия авиапредприятия со страховыми компаниями, в том числе:

— разработана функционально-информационная модель обеспечения страховой защиты АИП в условиях множественности рисков;

— разработана комплексная модель определения затрат на АИП на базе частных моделей бюджетирования затрат с учетом риск-факторов;

— предложена схема эффективного взаимодействия предприятия и страховых компаний в процессе выполнения АИП;

— разработана методика выбора предприятием страховой компании на основе сравнительной интегральной оценки надежности;

— разработан комплекс моделей, алгоритмов и рекомендаций по эффективному использованию инвестиционного потенциала страховщиков в различных формах, включая ценные бумаги (далее — ЦБ).

Практическая значимость исследования заключается в том, что применение разработанной системы обеспечения эффективности АИП, полученных результатов в виде выводов и рекомендаций по взаимодействию авиапредприятия со страховыми компаниями — страховщиками и инвесторамив процессе выполнения АИП, повышению его надежности, использованию инвестиционного потенциала страховщиков в различных формах, включая ценные бумаги, позволит: диверсифицировать риски АИП и минимизировать негативные последствия влияния риск-факторов на реализуемость проектаповысить надежность взаимодействия авиапредприятия со страховыми компаниямиповысить обоснованность инвестиционных решений страховщиков и эффективность использования их инвестиционных ресурсов.

При разработке принципов обеспечения эффективности АИП предусмотрена возможность использования существующих компьютерных технологий и программных продуктов для проектного анализа и оценки проектов, что повышает практическую ценность разработанных рекомендаций.

Разработанные рекомендации носят универсальный характер и могут использоваться авиапредприятиями, а также страховыми компаниями и предприятиями других отраслей экономики различной организационно-правовой формы и масштабов деятельности. Отдельные положения диссертации могут использоваться при разработке программ развития авиапредприятий, методик рейтинговых оценок СК, совершенствовании системы надзора за страховой деятельностью и регулирования инвестиционной деятельности.

Апробация и внедрение. Основные положения и результаты, полученные в ходе исследования, нашли отражение в 16 работах, изданных за период с 2001 по 2005гг., общим объемом 4,3 пл. Автор принимал участие в пяти международных и всероссийских научно-практических конференциях, научных семинарах кафедры. Результаты работы в виде комплекса алгоритмов, частных моделей, рекомендаций имеют практическую реализуемость, приняты к внедрению в проектно-конструкторскую деятельность НИО кафедры «Проектирование самолетов» МАИ и ОАО «Агат», что подтверждено соответствующими актами. Материалы исследования использованы при составлении учебного пособия «Экономика и управление научно-техническими проектами и программами в практических ситуациях» и внедрены в учебный процесс по дисциплинам «Страхование на авиационном предприятии», «Экономика создания авиакосмической техники».

В соответствии с задачами исследования составлена рубрикация работы.

В первой главе проведен анализ основных аспектов существующей практики и особенностей инвестиционной деятельности авиапредприятий, специфики процесса создания авиатехники, основных источников и направлений инвестиций страховщиков, сложившейся практики взаимодействия авиапредприятий со страховщиками.

Анализ показывает, что основу инвестиционной деятельности зарубежных и отечественных авиапредприятий составляет инвестиционное проектирование. Развитие авиаотрасли и отдельных предприятий во многом зависит от эффективности инвестиционных проектов. Первостепенное значение при выполнении АИП имеют надежность проекта и достаточность инвестиционных ресурсов, обеспечивающих его реализуемость.

Особенности инвестиционной деятельности российских предприятий заключаются в осуществлении ее в условиях преодоления инвестиционного кризиса, ограниченности финансовых ресурсов и высоких инвестиционных рисков, сдерживающих инвесторов. На основе проведенного анализа специфического характера авиационной продукции определены особенности процессов ее создания, влияющие на эффективность и инвестиционную привлекательность АИП. Это большая стоимость, длительный жизненный цикл АИП, высокий уровень неопределенности и риска.

В результате анализа основных внешних источников (инструментов) финансирования российских АИП выявлено недостаточное использование рыночной модели мобилизации и привлечения ресурсов, что снижает реализуемость АИП. В связи с этим необходима разработка рекомендаций по привлечению инвестиций на финансовом рынке.

Проведенный анализ особенностей инвестиционной деятельности российских страховщиков, занимающих, как и зарубежные СК, одно из ведущих мест по величине инвестиционных ресурсов, а также нормативных ограничений по величине и направлениям размещения средств СК позволил сделать вывод о недостаточно эффективном использовании многими страховщиками свободных средств и возможности их привлечения для финансирования АИП. В связи с этим необходима разработка комплексных мероприятий по повышению эффективности использования инвестиционного потенциала СК при вложении средств как в инвестиционный проект, так и в эмиссионные ценные бумаги.

Как показывает практика, выбор страховщиками направления вложения средств часто ограничен и необоснован, в связи с чем необходима разработка рекомендаций по выбору объекта инвестирования с учетом целей СК-инвестора, надежности, ликвидности, доходности инвестиций, специфики имеющихся источников, нормативных ограничений. При вложении средств в АИП задача инвестора состоит в выборе надежного проекта, определении размера и схемы его финансирования без ущерба для своей финансовой устойчивости, в связи с чем возникает проблема оценки затрат на проект и его эффективности. Для снижения рискованности инвестиций в ЦБ требуется выявление полного набора факторов, приводящих к снижению эффективности, упущенной выгоде.

Практика показывает, что взаимодействие авиапредприятий со страховщиками чаще ограничивается страхованием имущества предприятия. Расширение сферы их взаимодействия с использованием инструментов рынков страховых услуг и ЦБ при выполнении АИП позволит снизить убытки предприятия и затраты на проект, диверсифицировать риски, повысить финансовую реализуемость проекта, эффективность и обоснованность инвестиционной деятельности как авиапредприятий, так и СК.

Учитывая высокую степень неопределенности и случайности, связанных с возможной ненадежностью СК, перед предприятием стоит задача обоснованного выбора надежных СК как страховщиков, способных отвечать по своим обязательствам, так и инвесторов, участвующих в финансировании АИП. В связи с отсутствием доступных рейтингов надежности отечественных СК и единого нормативного подхода к их оценке, а также недостаточной проработанностью вопроса обоснованного выбора СК требуется разработка методики выбора надежной компании, определения факторов и формирования критериев оценки СК, учет которых позволит повысить надежность и эффективность взаимодействия предприятия и СК.

В результате исследования выделено два направления проблемы обеспечения эффективности АИЛ и взаимодействия авиапредприятия со страховыми компаниями: для предприятия — повышение надежности и реализуемости АИЛ путем страхования в надежной СК рисков АИЛ и путем привлечения средств страховых компаний для финансирования надежного (застрахованного) проектадля СК — повышение надежности и эффективности деятельности путем доходного вложения инвестиционных ресурсов в надежный АИЛ и ценные бумаги, использования средств, привлеченных на рынке ЦБ, в т. ч. при увеличении уставного капитала.

Во второй главе разработаны принципы эффективного взаимодействия авиапредприятия со страховыми компаниями при выполнении АИЛ с использованием механизма его страховой защиты и привлечением инвестиционных ресурсов страховщиков, а также рекомендации по повышению эффективности инвестиционной деятельности СК.

В рамках решения задачи обоснования финансово-экономических показателей и выбора предпочтительного варианта АИЛ разработаны рекомендации по оптимизации параметров на базе проектных расчетов, решения однои многокритериальной задачи выбора проекта с использованием стандартных подходов и принципов обоснования решений и прикладного программного обеспечения.

В качестве компенсационного способа снижения последствий рисков АИЛ, позволяющего снизить убытки и расходы предприятия, предложено страхование рисков АИЛ в надежной СК, для чего разработана функционально-информационная модель (пошаговый алгоритм) обеспечения комплексной страховой защиты АИЛ в условиях множественности рисков, ключевыми блоками которой являются идентификация и оценка страхуемых рисков по этапам АИЛ, бюджетирование затрат на проект с учетом совокупного риска, определение возможных видов и приемлемых условий страхования, формирование массива данных по потенциальным СК, выбор СК на основе интегральной оценки ее надежности.

На основе обобщения существующей практики риск-менеджмента разработаны рекомендации по качественному анализу и количественной оценке выявленных рисков АИП с учетом вероятности конкретного вида риска и возможных потерь от негопредложена модель оценки полных затрат на АИП с учетом неопределенности его успешного завершения, прогнозируемых потерь от рисков, повлекших срыв проекта. Для определения размера возможных убытков от рисков и условий страхования используются модели калькуляции основных затрат на проект. Для оценки размера затрат предприятия на страхование рисков АИП предложена формализованная модель, учитывающая величину покрытия убытков по страховому случаю с учетом фактора надежности СК, влияющего на гарантированность получения страхового возмещения. Разработаны рекомендации по определению экономического эффекта от реализации АИП с учетом страхования рисков АИП и вероятности выбора ненадежной СК.

Для повышения обоснованности выбора предприятием страховой компании разработан алгоритм выбора, основанный на интегральной оценке ее надежности. Решена задача определения факторов и формирования критериев оценки надежности СК на базе оценки ее финансовой устойчивости и перспективности с учетом результатов как страховой, так и финансово-инвестиционной деятельности. Определена система ключевых показателей оценки по направлениям деятельности СК, предложена градация факторов по степени их влияния на общие результаты деятельности, разработана модель сравнительной оценки надежности СК. Для оценки факторов влияния на финансовую устойчивость и определения сильных и слабых сторон СК используется модель многоуровневого факторного анализа результатов текущей и предыдущей деятельности, основанного на маржинальном разложении результатов деятельности по видам страхования, видам доходов и расходов СК. Разработаны рекомендации по оценке перспективности страховщика, характеризующейся его способностью выполнять обязательства как в настоящем, так и в будущем.

Предлагаемые подходы к оценке надежности СК могут применяться как авиапредприятиями для повышения обоснованности выбора страховой компании, снижения рискованности и убыточности взаимодействия с ней, так и самим страховщиком при оценке эффективности деятельности и принятии управленческих решений о приоритетных направлениях развития компании для наращивания конкурентных преимуществ.

Важным фактором обеспечения надежности СК является эффективность инвестиционной деятельности, в т. ч. выбор оптимального направления вложения средств. В результате анализа видов и структуры российских инвестиций разработаны рекомендации по активизации финансового участия СК на внутреннем инвестиционном рынке с учетом нормативных ограничений.

Решена задача разработки системы информационного обеспечения процесса финансового инвестирования средств страховщиков, использование которой позволяет повысить оперативность и обоснованность инвестирования в условиях многовариантности. Элементами этой системы являются блок-схема инвестирования средств СК в инвестиционные проекты и ценные бумаги, схема формирования и управления портфелем ЦБ с учетом особенностей деятельности СК, внешних и внутренних риск-факторов, а также рекомендации по использованию инструментов рынка ЦБ для привлечения средств.

При определении страховщиком размера вложений в конкретные виды активов в условиях риска предложено учитывать факторы срочности использования средств из определенного источника, надежности, ликвидности и доходности инвестиций, стоимости привлекаемых ресурсов с учетом налогов. В целях повышения обоснованности принимаемых СК-инвестором решений разработаны рекомендации по выбору критерия оптимизации инвестиций с учетом особенностей источников инвестируемых средств, нормативных ограничений по их размещению, возможности прогнозирования ситуации.

Для обеспечения соблюдения жестких требований надежности инвестиций СК в условиях неопределенности выделен комплекс потенциальных рисков СК-инвестора, связанных с внешней и внутренней средойразработаны рекомендации по применению традиционного инструментария качественного анализа, количественной оценки и снижения рисков инвестора путем диверсификации портфеля инвестиций.

Предложена комплексная модель оптимизации портфеля финансовых инвестиций СК, учитывающая цели инвестора, особенности источников (длительность использования, возвратность) и размер инвестиций, ограничения по риску и направлениям (объектам) инвестиций. В основе модели лежит учет объективных и субъективных ограничений, связанных с конъюнктурой рынка, нормативными ограничениями, структурой страхового портфеля и обязательств, обязательствами по размещению средств, решениями по обеспечению безопасности портфеля. Предложенный алгоритм оптимизации портфеля позволяет учитывать специфику деятельности СК, проявляющуюся в переменном и возвратном характере инвестируемых средств.

При выборе конкретных активов для включения в портфель рекомендуется априорно и апостериорно оценивать эффективность вложений методами финансовых вычислений по критериям «риск-доход». Применение разработанных рекомендаций по экспертной оценке экзогенных и эндогенных факторов влияния на эффективность портфеля позволит повысить эффективность управления им. Контроль за обеспечением финансовой устойчивости СК-инвестора с переменными денежными потоками при принятии решения о покупке-продаже актива предлагается проводить с учетом колебания размера целевого остатка средств на счете по модели Миллера-Орра. При оценке эффективности решения о покупке актива предлагается использовать показатель Шарпа. Разработанные рекомендации по финансовому инвестированию могут применяться не только страховщиками, но и авиапредприятиями при осуществлении инвестиционной деятельности на рынке ЦБ.

Предложены модели оценки эффекта от вложения средств СК в АИП и в ценные бумаги с учетом размера и характера инвестируемых ресурсов, качества вложений, рискованности и доходности инвестиций.

При формировании схемы финансирования инвестиций необходимо определить потребность в инвестируемом капитале и его структуру в зависимости от стоимости капитала. В качестве дополнительного источника финансирования инвестиций страховщика может рассматриваться эмиссионный доход, в т. ч. полученный акционерной СК при выполнении законодательного требования об увеличении размера уставного капитала. Универсальным инструментом для привлечения средств на рынке ЦБ эмитентом любой организационно-правовой формы являются облигации. Для повышения обоснованности эмиссии в условиях наличия эмиссионных рисков, связанных с состоянием эмитента, затратами на эмиссию и ее трудоемкостью, разработаны рекомендации по анализу рисков эмитента, выбору варианта и параметров эмиссии, сравнительной оценке стоимости привлеченных средств.

Третья глава посвящена апробации комплекса разработанных моделей, алгоритмов, рекомендаций и информационных массивов при формировании программы страховой защиты проекта создания пассажирского регионального самолета «МС-23−75», разрабатываемого «ОКБ-523 «Феникс», в надежной страховой компании и привлечения инвестиционных ресурсов страховщиков для финансирования проекта, а также при осуществлении страховщиком инвестиционных вложений в АИП и в ценные бумаги.

Проведенный в рамках технико-экономического обоснования проекта анализ влияния варьирования показателей на величину дисконтированных денежных потоков позволил сформировать альтернативные варианты проекта, из которых выбран предпочтительный вариант. На базе программы «Альт-инвест» проведен расчет финансово-экономических показателей проекта, определены затраты по статьям калькуляции, составлен баланс и отчет о движении денежных средств, рассчитаны коэффициенты финансовой оценки, проведен анализ эффективности проекта.

В целях разработки программы комплексного страхования рисков анализируемого проекта для обеспечения его надежности и инвестиционной привлекательности выявлены частные риски проекта и проведено ранжирование риск-факторов на основе экспертных оценок. На основе оценки частных рисков определен уровень совокупного риска проекта в размере ожидаемого ущерба и рассчитаны полные затраты на проект с учетом выделенных рисков, включая затраты на страхование, установлены приемлемые условия страхования. Проведенная апробация разработанной методики оценки страховой компании позволила сделать вывод о надежности рассматриваемой компании, выявить сильные и слабые стороны ее деятельности, дать практические рекомендации по повышению эффективности деятельности, в т. ч. инвестиционной.

В рамках применения рекомендаций по инвестированию средств СК и использованию инструментов рынка ЦБ разработаны конкретные предложения по участию в финансировании проекта создания самолета, формированию схемы финансирования инвестиций с использованием инструментов рынка ЦБ, формированию диверсифицированного портфеля инвестиций в рамках консервативной и умеренно-агрессивной стратегий, что повышает доходность инвестиций компании. Проведена апробация разработанных рекомендаций по обоснованию варианта и параметров эмиссии ЦБ исходя из необходимости увеличения уставного капитала и возможности привлечения средств.

Таким образом, в исследовании предложена целостная система принципов, моделей, алгоритмов и рекомендаций по обеспечению эффективности инвестиционного проекта создания авиатехники посредством взаимодействия авиапредприятия со страховыми компаниями — страховщиками и инвесторами. Внедрение результатов работы позволяет повысить реализуемость и надежность АИП путем страхования в надежной СК рисков финансирования и выполнения проекта и путем привлечения для его финансирования инвестиционных ресурсов страхового рынкаповысить эффективность использования инвестиционного потенциала страховых компаний.

Выводы по главе 3:

1. На основе проведенных проектных расчетов определены финансово-экономические показатели проекта, включая калькуляционные затраты.

2. Выявлены и идентифицированы риски по этапам проектаопределен уровень частных рисков, связанных с организацией деятельности предприятия, его партнерами, рыночной ситуациейрассчитан уровень общего риска с учетом вероятности негативных последствий от наступления рисковых событий и ожидаемого ущерба.

3. Смоделированы приемлемые для предприятия условия страхования рисков проекта, предельные размеры расходов на страхование с учетом уровня потенциального риска, страховой суммы, тарифов, возможных скидок.

4. Проведена апробация разработанной методики оценки страховщика, позволившая сделать вывод о надежности компании, выявлены сильные и слабые стороны ее деятельности и даны практические рекомендации по повышению эффективности деятельности, включая расширение направлений инвестиций, проводимых видов страхования, снижение постоянных расходов.

5. В рамках решения задачи повышения эффективности и обоснованности инвестиций страховщика на основе разработанных информационных моделей даны практические рекомендации по участию страховой компании в частичном финансировании проекта создания самолета, а также по формированию диверсифицированного портфеля ЦБ с включением в него акций и облигаций российских эмитентов в рамках консервативной и умеренно-агрессивной стратегии, что повышает доходность инвестиций компании почти на 11%.

6. Результаты расчета экономической эффективности применения предложенных принципов взаимодействия авиапредприятия со страховыми компаниями в процессе выполнения проекта создания самолета доказывают обоснованность и практическую ценность разработанных предложений.

Заключение

.

В результате проведенного исследования по обеспечению эффективности инвестиционных проектов создания авиатехники посредством взаимодействия авиапредприятия со страховыми компаниями решены следующие задачи:

1. Разработаны функционально-информационная модель и пошаговый алгоритм формирования предприятием программы комплексной страховой защиты АИП на базе идентификации и оценки рисков по его этапам и бюджетирования затрат, позволяющие повысить надежность проекта и его привлекательность для инвесторов.

2. Предложена комплексная модель определения затрат на АИП на базе частных моделей бюджетирования затрат с учетом риск-факторов.

3. Предложены совокупность моделей и пошаговый алгоритм выбора страховой компании на базе сравнительной интегральной оценки надежности, использование которых повышает обоснованность выбора СК.

4. Разработана схема расширения финансового взаимодействия авиапредприятия со страховыми компаниями при выполнении АИП путем привлечения их инвестиционных ресурсов для финансирования проекта, что позволяет увеличить приток инвестиций в авиаотрасль, повышает реализуемость АИП в условиях недостаточности собственных средств и кредитных ресурсов, высокой степени неопределенности и множественности рисков.

5. В целях повышения эффективности использования инвестиционного потенциала СК, обоснованности принимаемых инвестиционных решений и оценки надежности СК разработана блок-схема инвестирования средств СК, система обеспечения решения задачи формирования и управления портфелем ЦБ, включая модель и алгоритм оптимизации портфеля в условиях неопределенности и многовариантности с учетом целей СК-инвестора, рисков, специфики инвестиционных ресурсов, конъюнктуры рынка.

6. Разработана информационная модель решения задачи обоснования эмиссии ЦБ с целью привлечения средств и рекомендации по выбору предпочтительного варианта и параметров эмиссии с учетом потенциальных рисков эмитента, затрат, размера привлекаемых средств.

Цель исследования, состоящая в разработке элементов системы обеспечения эффективности АИП, включающей страхование рисков и привлечение инвестиционных ресурсов страховых компаний, выполнена, так как на основе анализа и обобщения существующей теории и практики разработаны, схема взаимодействия авиапредприятия и страховых компаний в условиях рискапроцедуры анализа и оценки ситуационных условий при моделировании комплексной страховой защиты АИП на базе бюджетирования затрат с учетом риск-факторовсистема моделей и алгоритм выбора страховой компании на базе пошаговой интегральной оценки надежностирекомендации по принятию и реализации страховщиками адекватных экономических и инвестиционных решений с использованием инструментов рынка ЦБ.

Теоретическая новизна и практическая значимость разработанных предложений и полученных выводов заключается в том, что их применение в практике инвестиционного проектирования позволяет: управлять инвестиционными ресурсами АИП, увязанными с финансовыми возможностями страховых компанийуправлять функционально-характеристическим комплексом влияния риск-факторов на уровень затрат на АИПформировать эффективную схему реализующих работ выполнения АИП при взаимодействии авиапредприятия и страховых компаний, определять стратегию расширения и повышения надежности такого взаимодействиявыбирать предпочтительную страховую компанию при принятии промежуточных и окончательных решений, исходя из интересов авиапредприятияповышать обоснованность инвестиционных решений и эффективность использования инвестиционного потенциала СКповышать реализуемость и надежность АИПснизить риски и убытки (упущенную выгоду) авиапредприятия и СК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  3. Закон РФ от 26.06.91 № 1488−1 «Об инвестиционной деятельности».
  4. Закон РФ от 27.11.92 № 4015−1 «Об организации страхового дела в РФ».
  5. Закон РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  6. Закон РФ от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
  7. Постановление Правительства РФ от 20.05.94 № 498 «О мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».
  8. Постановление Правительства РФ от 22.11.97 № 1470 «О порядке предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития РФ».
  9. Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 № 519 «Об утверждении стандартов оценки».
  10. Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 № 728 «О федеральной целевой программе «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002−2010гг. и на период до 2015 г.».
  11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2003 № 218 «О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства».
  12. Постановление ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03−30/пс «О Стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».
  13. Приказ Минфина России от 08.08.2005 № 100н «Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов».
  14. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утв. Минэкономики, Минфином, Госстроем России, от 21.06.99 №ВК477.
  15. Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 № 16 «Об утверждении Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций».
  16. Приказ Минфина России от 02.11.2001 № 90н «Об утверждении Положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств».
  17. Приказ Минфина и ФКЦБ России от 29.01.2003 № Юн, 03−6/пз «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».
  18. Приказ МАП России от 31.03.2003 № 86 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг».
  19. Приказ МФ РФ от 08.12.2003 № 113н «О формах бухгалтерской отчетности страховщиков и отчетности, представляемой в порядке надзора».
  20. С.Б., Руденский П. О. Основные тенденции развития страхового рынка после кризиса 1998 года. // Финансы. 2001, № 11.-е. 57−61.
  21. Г. И., Витчинка В. В., Смирнов С. А. Практикум по оценке интеллектуальной собственности. М.: Финансы и статистика, 2003. 176 с.
  22. С.Н. Зарубежная практика рейтинговой оценки страховых организаций. // Страховое дело, 2001, № 10. с. 12−22.
  23. В.Е., Гладких И. М., Чуйко A.C. Финансовые инвестиции. -М.: Финансы и статистика, 2003. 544 с.
  24. JI.E., Басовская E.H. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Инфра-М, 2004. — 366 с.
  25. JI.E. Финансовый менеджмент. М.: Инфра-М, 2003. — 240 с.
  26. А. Оценка факторов качества, влияющих на деятельность страховой организации. // Страховое дело, 2001, № 2. с. 13−16.
  27. Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. М.: Инфра-М, 2000.-270 с.
  28. Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности. М.: Инфра-М, 2003. — 215 с.
  29. В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. Пер. с англ. М.: АОЗТ «Интерэксперт», Инфра-М, 1995. — 528 с.
  30. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. / Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2003. — 432 с.
  31. И.А. Инвестиционный менеджмент. К.: Эльга-Н. 2002. — 448 с.
  32. С.Д., Ковальков Ю. А. Экономика и организация авиастроения в России. СПб.: ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», 2001. — 288 с.
  33. С.Д., Дмитриев О. Н., Ковальков Ю. А. Авиационно-промышленный комплекс России на рубеже XXI века: Проблемы эффективного управления. СПб.: Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», 2002. — 549с.
  34. В.В. Инвестиции. СПб.: Питер, 2004. — 288 с.
  35. В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 1998. — 246 с.
  36. А.Г., Калачанов В. Д. Наукоемкая авиационная продукция: организационные и экономические проблемы разработки. М.: Машиностроение, 1993. -320 с.
  37. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-бизнес, 2000.
  38. A.B. Деловое проектирование и управление проектом. М.: Бусыгин, 2003. -518 с.
  39. М. Правовое регулирование надзора за страховой деятельностью в РФ. // Страховое право. 2000, № 1.-с. 3−29.
  40. C.B. Управление инновационным бизнесом. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -343 с.
  41. C.B. и др. Инвестиции. М.: Изд-во «Проспект», 2004.-440с.
  42. Введение в экономику инвестиций. / Под ред. А. Н. Трошина. М.: Изд-во МАИ, 1995. -64 с.
  43. Т.Е., Балакирева В. Ю. Денежные потоки в страховании. -Финансы и статистика, 2004. 336 с.
  44. Т.Е. Управление денежными потоками в страховании: Автореферат дисс. д-ра экон. наук. М.: ВЗФЭИ, 2001. — 39 с.
  45. А.А. Финансово-экономические методы страхования. М.: Финансы и статистика. 1998. — 184 с.
  46. П.С., Завьялова О. В. Управление проектами: Практическое пособие. -Мн.: Книжный Дом- Мисанта, 2005. 288 с.
  47. Гитман Лоренс Дж., Джонк Майкл Д. Основы инвестирования. / Пер. с англ. М.: Изд-во «Дело», 1997. — 1008 с.
  48. В.Н. Критерии оценки инвестиционной привлекательности проектов. // Финансы. 1997, № 12. с. 59−62.
  49. Л.П. и др. Инвестиционный менеджмент. М.: Кнорус, 2005.-296 с.
  50. А.Г., Федотова М. А. Оценка бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1998. — 736 с.
  51. Дж. К. Ван Хорн. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
  52. Д.В., Димитриева З. М., Рыбаков М. Ю. и др. Управление проектами. Практическое руководство. М.: Юркнига, 2003. — 288 с.
  53. Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика / Под ред. Гиляровской Л. Т. М.: Финансы и статистика, 2001. — 400 с.
  54. Д.А., Коробейников Л. С., Сысоева Е. Ф. Практикум по инвестиционному анализу. М.: Финансы и статистика, 2003. — 240 с.
  55. Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. М.: Инфра-М, 2004. — 491 с.
  56. О.Ю. Рейтинговая оценка страховых компаний мировым рейтинговым агентством А.М.ВеБ! Сотраш. // Финансы, 2001, № 2. с. 46−50.
  57. Л.Л. Инвестиции. М.: Экономистъ, 2003. — 478 с.
  58. А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Про-Инвест-ИТ, 1995. — 160 с.
  59. В.Ю. и др. Проектное финансирование: Мировой опыт и перспективы для России. М.: Анкил, 2001.-312 с.
  60. A.A., Чалдаева JI.A. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. -М.: Юристь. 2000. 704 с.
  61. Н. Финансовая устойчивость и несостоятельность страховых компаний. // Страховое дело, 2001, № 5. с. 17−21.
  62. Н.В., Подшиваленко Г. П. и др. Инвестиционная деятельность. М.: Кнорус, 2005. 432 с.
  63. В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2004. — 768 с.
  64. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2003. — 144 с.
  65. В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. -М.: Финансы и статистика, 2004. 720 с.
  66. Е. Страховой рынок России: тенденции развития. // Финансовая газета, 2002, № 21, 22.
  67. Н. Предпринимательский риск как объект страхования. // Управление риском, 2001, № 3. с. 49−52.
  68. Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компании: оценка и управление. / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 1999. — 578 с.
  69. Э.И., Власова В. М., Егорова М. Г. и др. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003. — 192 с.
  70. Э.И., Власова В. М., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003. — 608 с.
  71. А.Б., Никитина Т. В. Страхование. СПб.: Мих-в, 2001. — 253 с.
  72. А. Эффективность инвестиционных процессов во многом определяется гарантиями в виде страхового сопровождения. // Финансист, 2001, № 7. с. 37−39.
  73. М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. М.: ДеКА, 1998. — 232 с.
  74. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами. -М.: Изд-во «Омега-Л», 2004. 664 с.
  75. А.М., Быстряков, А .Я. Экономическая оценка инвестиций. -М.: Экмос, 2001.-240 с.
  76. Н.Л. Российский рынок ценных бумаг и биржевое дело. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 464 с,
  77. В.Э. Курс технического анализа. М.: Серебряные нити, 1997. -272 с.
  78. Я.С. Организация и финансирование инвестиций. М.: Инфра-М, 2004. — 248 с.
  79. Я.С. Финансовые вычисления. Теория и практика. М.: Инфра-М, 2004. — 383 с.
  80. Методики коммерческой оценки инвестпроектов. М.: ИКФ Альт, 1993.
  81. Я.С. Финансы. М.: Инфра-М, 2004. — 543 с.
  82. В.А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2004. — 352 с.
  83. В.В. Инвестиционный менеджмент. М.: Академический проект, 2003. — 272 с.
  84. П.А., Самойлов И. А., Самойлов В. И. Конкурентоспособность гражданских самолетов. Интегральная оценка. М.: Изд-во МАИ, 2003. — 220 с.
  85. И.А. Стоимость компании. / Сборник научных статей под ред. Трошина А. Н. -М.: Изд-во «Доброе слово», 2002. с. 93−103.
  86. И.А. Финансирование бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2003. -195 с.
  87. И.А., Шамгунов Р. Н. Эффективность проектов давайте считать одинаково, -http://otrasl.webplan.ru/mo/15.html.
  88. Организационно-экономические проблемы инновационного менеджмента: Сб-к статей / Под ред. П. А. Нечаева. М.: Звездопад, 2000. — 346 с.
  89. Е.Р. Инвестиции. -М.: Омега-Л, 2004. 192 с.
  90. В.Ф., Палий B.B. Финансовый учет. М.: ФБК-Пресс, 1998.304с.
  91. В.В., Ковалев В. В. Как читать баланс. М.: Финансы и статистика, 1994. — 256 с.
  92. В.М. Бизнес-план инвестиционного проекта. М.: Финансы и статистика, 2003. 432 с.
  93. В.М. Финансовый бизнес-план. М.: Финансы и статистика, 2004. — 480 с.
  94. В.М. и др. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств. М.: Финансы и статистика, 2003. — 400 с.
  95. В.П., Семенов В. П. Организация и финансирование инвестиций. СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
  96. Проблемы экономики инвестиций: Сб.науч.статей / Под ред. А. Н. Трошина. М.: Изд-во МАИ, 2004. — 238 с.
  97. П., Вольфман Б. Финансовая бухгалтерия: учет, отчетность и анализ. М.: Инфософт, Инфра-М, 1998. — 288 с.
  98. Е.В. Эмиссия корпоративных ценных бумаг: теория и практика. М.: Экзамен, 2001. — 288 с.
  99. И.В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика, 2000. — 272 с.
  100. Л.И. Повышение эффективности гражданской авиации (Планово-финансовый аспект). -М.: Транспорт, 1990. 200 с.
  101. A.C., Кукушкин О. О. Роль страховых компаний на фондовом рынке. // Финансист, 2002, № 1. с. 49−53.
  102. М. Макроэкономический подход к страховой деятельности. // Страховое дело, 2001, № 5. с. 10−12
  103. Л.Г., Мазурина Т. Ю. Страховое дело. М.: Инфра-М, 2004.256с.
  104. М.Н. Страхование в зарубежных странах. // Российское предпринимательство, 2001, № 9. с. 41−44.
  105. Т.А., Яркин E.B. Инвестиции. М.: Инфра-М, 2004. — 176 с.
  106. H.A. Экономическая сущность и эволюция страховой защиты: Автореф.дисс.канд.экон.наук. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. — 23 с.
  107. Ю.А. Место и роль страхования в инвестиционном процессе. // Финансы. 1998, № 2. с. 44−48.
  108. Ю.А. Страхование. М.: Инфра-М, 2004. — 312 с.
  109. И. Инвестиции на Западе. М.: ИФС, 1999. — 121с.
  110. E.H. Об оценке инвестпроектов. // ФГ, 2001, № 33.
  111. Д.Э. Расчеты эффективности инвестиционных проектов. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. — 131 с.
  112. А.И. Оценка коммерческой состоятельности инвестиционного проекта. М.: ИКК «Статус-Кво 97», 2001. — 280 с.
  113. Стратегическое планирование. / Под ред. Уткина Э. А. М.: Экмос, 1998. -440 с.
  114. Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы: Логистикоориентированное проектирование бизнеса. / Под ред. А. А. Колобова. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. — 600 с.
  115. Страхование рисков инвестиционного проекта. http://is.webplan.ru/ cgi-bin/mm/mmat .cgi?num=43 &&us=all.
  116. B.C., Токаренко Г. С. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2005. — 288 с.
  117. В.А. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. М.: Анкил, 1999. — 134с.
  118. Л.Ф., Чернова H.A. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. М.: Финансы и статистика, 2004. — 160 с.
  119. Г. И., Колбачев Е. Б., Сычев В. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 384 с.
  120. А.Н., Фомкина В. И., Тарасова Е. В. и др. Ценные бумаги. -М.: Изд-во МАИ, 1996. 54 с.
  121. М.И. Управление затратами предприятия. М.: Инфра-М, 2004.-218 с.
  122. Управление проектами (зарубежный опыт). / Под ред. В. Д. Шапиро. -СПб.: Два-Три, 1993. 443 с.
  123. Ценные бумаги. Под ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского. М.: Финансы и статистика, 2001. — 448 с.
  124. Ф. Управление инвестициями. М.: Инфра-М, 2000. — 932 с.
  125. Т.М. Управление инвестиционным портфелем страховой компании: Автореф.дисс.канд.экон.наук. СПб.: СПбГУЭФ, 2002. — 19с.
  126. Т. Российские страховщики перед вызовами инвестиционных рисков. // Страховое дело, 2001, № 3. с. 18−20.
  127. Т.А. Страхование. М.: Экономистъ, 2003. — 875 с.
  128. Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Изд-во «Перспектива», 2004. — 656 с.
  129. Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. -М.: Дело, 2002. 256 с.
  130. В.В. Страхование. М.: Финансы и статистика, 2002. — 311 с.
  131. В.В., Медведев В. Г., Миллерман A.C. Теория и управление рисками в страховании. М.: Финансы и статистика, 2002. — 224 с.
  132. В.В., Павлюченко В. М., Шапиро В. Д. и др. Управление инвестициями. М.: Высшая школа, 1998. — 928 с.
  133. К.В. Оценка стоимости российской страховой компании. // Финансы, 2001, № 1. с. 43−48.
  134. Экономика предприятия. / Под ред. А. Е. Карлика. М.: Инфра-М, 2004.-432 с.
  135. Экономические проблемы теории и практики развития авиации: Сб-к статей / Под ред. П. А. Нечаева, Н. М. Лазникова. М.: Звездопад, 2000. — 164 с.
  136. В.Э. Инвестиционная деятельность страховой компании: принципы организации, регулирование и оптимизация: Автореф.дисс.канд.экон. наук. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. — 25 с.
Заполнить форму текущей работой