Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка метода контроля процессов окисления и противоизносных свойств моторных масел в присутствии стали ШХ15

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на международной научно-технической конференции «Интер-строймех-2009» Кырг.гос. ун-т строит-ва, трансп.- на международной научно-технической конференции, посвященной 55-летию Тюменского государственного нефтегазового университете «Нефть и газ Западной Сибири» Тюменьтруды четвертого международного симпозиума по транспортной… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА НАДЕЖНОСТЬ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ
    • 1. 1. Характеристика подшипниковых сталей
    • 1. 2. Анализ условий работы подшипников качения
    • 1. 3. Анализ методов расчета подшипников качения на долговечность
    • 1. 4. Основы эластогидродинамической теории трения смазочных материалов
    • 1. 5. Анализ методов оценки влияния металлов на окислительные процессы смазочных материалов
    • 1. 6. Существующие методы оценки термоокислительной стабильности и противоизносных свойств смазочных материалов
  • Выводы по разделу
  • 2. МЕТОД КОНТРОЛЯ ВЛИЯНИЯ СТАЛИ ШХ15 НА ПРОЦЕССЫ ОКИСЛЕНИЯ И ПРОТИВОИЗНОСНЫЕ СВОЙСТВА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
    • 2. 1. Выбор смазочных материалов
    • 2. 2. Техническая характеристика средств измерений
      • 2. 2. 1. Прибор для определения термоокислительной стабильности
      • 2. 2. 2. Фотометрическое устройство
      • 2. 2. 3. Малообъемный визкозиметр
      • 2. 2. 4. Трехшариковая машина трения
    • 2. 3. Метод контроля моторных материалов на термоокислительную стабильность и противоизносных свойств
      • 2. 3. 1. Метод контроля моторных материалов на термоокислительную стабильность при циклическом изменении температуры
      • 2. 3. 2. Метод определения противоизносных свойств окисленных масел
      • 2. 3. 3. Метод контроля влияния стали LUX 15 на процессы окисления и про-тивоизносные свойства
    • 2. 4. Методика обработки экспериментальных исследований
  • Выводы по разделу
  • 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТАЛИ ШХ15 НА ПРОЦЕССЫ ОКИСЛЕНИЯ ПРИ ЦИКЛИЧЕСКОМ ИЗМЕНЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
    • 3. 1. Результаты исследования минерального моторного масла М10-Г2к
    • 3. 2. Результаты испытания минерального моторного масла Spectrol Super Universal 15W-40 SF/CC
    • 3. 3. Результаты исследования частично синтетического моторного масла Лукойл Супер 15 W-40 CD/SF
    • 3. 4. Результаты испытания частично синтетического моторного масла Chevron Supreme 10W-40 SJ/CF
    • 3. 5. Результаты испытания синтетического моторного масла Chevron Sypreme 5W-30 SJ /CF
    • 3. 6. Результаты испытания синтетического моторного масла Shell Helix
  • 0. W-40 SL/CF
    • 3. 7. Влияние стали на механизм окисления масел различной базовой основы
  • Выводы по разделу
  • 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТАЛИ ШХ15 НА ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПРОТИВОИЗНОСНЫЕ СВОЙСТВА МОТОРНЫХ МАСЕЛ РАЗЛИЧНОЙ БАЗОВОЙ ОСНОВЫ
    • 4. 1. Результаты исследования минерального моторного масла
    • 4. 2. Результаты исследования частично синтетического моторного масла
    • 4. 3. Результаты исследования синтетического моторного масла
  • Выводы по разделу
  • 5. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ НАДЕЖНОСТИ ПОДШИПНИКОВ И ДРУГИХ МЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
    • 5. 1. Технология определения влияния стали ШХ15 на процессы окисления смазочных масел при циклическом изменении температуры испытания
    • 5. 2. Технология определения влияния сталей на процессы окисления смазочных масел при статических температурах
    • 5. 3. Технология определения влияния сталей ШХ на противоизносные свойства смазочных масел
  • Выводы по разделу

Разработка метода контроля процессов окисления и противоизносных свойств моторных масел в присутствии стали ШХ15 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В большинстве узлов и агрегатов различных машин в качестве опор качения используются подшипники качения, изготовленные из стали ШХ (ГОСТ 801−60), устойчивой против трения качения при больших давлениях.

Подшипники качения работают как в жидких смазочных материалах различного назначения, так и пластичных смазках. Выбор подшипников основан на расчетах долговечности, условной нагрузки, коэффициента работоспособности и расчетной грузоподъемности, при этом не учитываются свойства смазочных материалов.

Смазочный материал в подшипниках качения применяют для снижения трения и температуры на поверхностях тел качения. Он предохраняет тела качения от непосредственного металлического контакта путем создания эла-стогидродинамического слоя.

Повышенные температуры узла трения вызывают окисление смазочного материала, механическую, температурную и химическую деструкции присадок, однако влияние материала подшипника на эти процессы изучено недостаточно.

Поэтому поиск новых методов оценки влияния стали ШХ15 на процессы окисления смазочных масел различного назначения и базовых основ, а также изменение их противоизносных свойств является актуальной задачей, решение которой позволит обоснованно осуществлять выбор смазочных масел для подшипниковых узлов, контролировать и прогнозировать их состояние в процессе эксплуатации, уточнить методики расчета и повысить надежность механических систем.

Степень разработанности темы. Надежность подшипниковых узлов качения зависит от методов расчета, условий и режимов работы узлов, влияния их материалов на процессы старения смазочных масел различной базовой основы, на показатели термоокислительной стабильности, а также влияние продуктов окисления на противоизносные свойства масел.

Существенный вклад в разработку теории и методов расчета подшипников качения внесли: H.A. Спицин, В. Н. Трейер, C.B. Пинегин, Д.Н. Реше-тов, М. А. Галахов, A.B. Никитин и др., однако все эти методы не учитывают изменения свойств смазочного материала при эксплуатации подшипниковых опор качения.

В процессе эксплуатации смазочный материал окисляется, продукты которого взаимодействуют с материалом подшипника, образуя химические соединения на поверхностях трения. Эти продукты оказывают существенное влияние на долговечность подшипникового узла, поэтому в данной работе проводились исследования по двум направлениям: изучению процессов окисления моторных масел различной базовой основы со сталью ШХ15 и без сталиоценки влияния продуктов окисления на противоизносные свойства.

Механизм окисления минеральных масел рассмотрены в работах JT.A. Кондакова, H.H. Черножукова, С. Е. Крейна, A.B. Непогодьева и др., основные результаты которых применены при разработке стандартов. Однако в этих работах в качестве основных показателей изменения свойств смазочных масел применялись вязкость, кислотность (щелочность), летучесть, оптические свойства, период осадкообразования, а механизм окисления описывался уравнениями, учитывающими изменение кислотного числа при статических температурах испытания. Испытание масел при циклически изменяющихся температурах испытания позволяет снизить трудоемкость испытаний и определить влияние температуры на скорости изменения процессов окисления и испарения и тем самым определить температуру работоспособности исследуемого масла.

В работах A.C. Ахматова, И. А. Буяновского, C.B. Венцеля, М. А. Григорьева, В. Н. Лозовского, В. П. Лашхи, P.M. Матвеевского, Ю. А. Розенберга, Ф. И. Фукса и др. приведены данные о влиянии продуктов старения масел при эксплуатации техники на противоизносные свойства. Эти результаты исследования послужили основой для разработки и обоснования критерия проти-воизносных свойств окисленных масел, что позволяет сравнивать различные масла по этому показателю, и обосновано выбирать наиболее температурно-стабильные с высокими противоизносными свойствами. Кроме того, в методику расчета подшипников качения предложить ввести корректирующий коэффициент, учитывающий базовую основу масла и влияния стали на проти-воизносные свойства.

Целью диссертационной работы. Разработать метод контроля влияния стали ШХ15 на интенсивность процессов окисления и их продуктов на противоизносные свойства моторных масел различных базовых основ и обосновать критерии оценки.

Задачи исследования:

1 .Разработать комплексный метод контроля и обосновать средства контроля влияния стали ШХ15 на процессы окисления и противоизносные свойства моторных масел при статической и циклически изменяющихся температурах испытания.

2.Исследовать процессы окисления, протекающие в моторных маслах различных базовых основ при статической и циклически изменяющихся температурах без стали и со сталью ШХ15, обосновать критерии оценки.

3.Исследовать влияние окисленных моторных масел со сталью ШХ15 и без стали на противоизносные свойства и обосновать критерий оценки.

4.Разработать практические рекомендации по выбору смазочных материалов для подшипниковых узлов.

Объект исследований — моторные масла различных базовых основ.

Предмет исследований — влияния стали ШХ15 на окислительные процессы и противоизносные свойства моторных масел различных базовых основ при статической и циклически изменяющихся температурах.

Методы исследования. Решение поставленных задач осуществлялось с применением теоретического анализа механизмов окисления смазочных материалов в присутствии металлов, теории планирования экспериментов, теории трения, износа и смазки в машинах, теории изнашивания, оптических и физико-химических методов исследования.

При выполнении работы применялись поверенные стандартные и специально разработанные приборы, а для обработки результатов экспериментальных исследований использовались методы математической статистики и регрессионного анализа.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, полученных автором, подтверждается теоретически и экспериментально. Научные положения аргументированы, теоретические результаты работы и выводы подтверждены проведенными экспериментальными исследованиями их воспроизводимостью и непротиворечивостью исследованиям других авторов, математической обработкой с учетом положений трибологии, теории размерностей и подобия, положений самоорганизации механических систем, а также использованием сертифицированных программ для обработки экспериментальных данных в соответствии с постановкой и планированием экспериментальных исследований.

На защиту выносятся: метод контроля влияния стали ШХ15 на процессы окисления и их продуктов на противоизносные свойства моторных масел при статической и циклически изменяющихся температурах испытания;

— результаты экспериментальных исследований влияния стали ШХ15 на показатели термоокислительной стабильности товарных моторных масел различных базовых основ;

— результаты регрессионного анализа процессов окисления моторных масел при статической и циклически изменяющихся температурах в диапазоне от 150 до 180 °C;

— критерии оценки влияния стали ШХ15 на процессы окисления и противоизносные свойства моторных масел различных базовых основ;

— практические рекомендации по выбору смазочных масел для подшипниковых узлов.

Научная новизна работы:

— разработан метод контроля процессов окисления моторных масел при статической и циклически изменяющихся температурах испытания, позволяющий определить влияние стали ШХ15 на показатели термоокислительной стабильности и противоизносные свойства;

— получены функциональные зависимости и регрессионные уравнения процессов окисления товарных масел со сталью и без стали при статической и циклически изменяющихся температурах в диапазоне от 150 до 180 °C, позволяющие оценить влияние стали ШХ15 на скорости окисления и испарения, потенциальный ресурс и обосновать критерий термоокислительной стабильности;

— получены экспериментальные зависимости противоизносных свойств моторных масел различных базовых основ от концентрации продуктов окисления, что позволило установить влияния стали ШХ15 на процессы изнашивания;

— предложены критерии каталитического влияния стали ШХ15 на окислительные процессы и противоизносных свойств моторных масел различной базовой основы, позволяющие обоснованно осуществлять выбор масел для подшипниковых узлов.

Практическая значимость работы. Разработана и внедрена методическая и экспериментальная базы испытаний смазочных материалов различных базовых основ и назначения на термоокислительную стабильность при статической и циклически изменяющихся температурах, которые позволяют определить дополнительные показатели эксплуатационных свойств включающие: оптические свойства, летучесть, кинематическую вязкость, температурную область работоспособности, потенциальный ресурс, критерии термоокислительной стабильности и противоизносных свойств и влияние стали ШХ15 на эти показатели.

Результатами диссертационной работы доказана необходимость создания банка данных о совместимости сталей ШХ с различными смазочными материалами, использование, которого на этапе проектирования машин и механизмов способствует повышению надежности работы подшипниковых узлов и снижению эксплуатационных затрат.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на международной научно-технической конференции «Интер-строймех-2009» Кырг.гос. ун-т строит-ва, трансп.- на международной научно-технической конференции, посвященной 55-летию Тюменского государственного нефтегазового университете «Нефть и газ Западной Сибири» Тюменьтруды четвертого международного симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2010» г. Санкт-Петербургдоклады первого международного научно-технического конгресса «Энергетика в глобальном мире» г. Красноярскнаучно-методических семинарах кафедры «Топливообеспече-ние и горючесмазочные материалы» г. Красноярск, СФУ ИНиГ, 2009;2012 г. г.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 20 научных работ, включая 7 работы в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК, издана в соавторстве монография, получено 3 патента РФ. Список основных публикаций приведен в конце автореферата.

Реализация результатов работы. Результаты исследований использованы в учебном процессе Института нефти и газа Сибирского федерального университета и на предприятиях: ОАО АТП «ТЕРМИНАЛ НЕФТЕГАЗ «, ИП. АТП Сидоров (Приложение А).

Автор выражает признательность за помощь и поддержку научному руководителю, д-р техн. наук, профессору Б.И. Ковальскомуд-р техн. наук, профессору, зав. кафедрой «Топливообеспечение и ГСМ» Ю. Н. Безбородову и сотрудникам этой кафедры.

Основные выводы и результаты исследования.

1.Разработан метод контроля влияния стали ШХ15 на окислительные процессы и противоизносные свойства моторных масел при статической и циклически изменяющихся температурах испытания, позволяющий установить новые критерии для оценки термоокислительной стабильности и противоизнос-ных свойств смазочных материалов, которые расширяют информацию об их качестве и позволяют конструкторам обоснованно осуществлять их выбор на стадии проектирования машин и агрегатов.

2.Получены функциональные зависимости изменения летучести, коэффициентов относительной вязкости и поглощения светового потока от времени испытания масел различной базовой основы без стали и со сталью ШХ15, позволяющие оценить влияние стали ШХ15 на скорости окисления и испарения, а также противоизносные свойства масел.

3.Предложен критерий оценки каталитического влияния стали ШХ15 на параметры термоокислительной стабильности, определяемый отношением коэффициентов термоокислительной стабильности масел испытанных со сталью и без стали, что позволяет определить влияние базовой основы и стали на окислительные процессы и обоснованно осуществлять выбор масел для подшипниковых узлов. Установлено, что сталь ШХ15 является катализатором процессов окисления для частично синтетических и синтетических моторных масел и ингибитором для минеральных.

4.Предложен критерий оценки противоизносных свойств смазочных масел, определяемый отношением коэффициента поглощения светового потока к параметру износа, характеризующий условную концентрацию продуктов окисления на номинальной площади фрикционного контакта, зависимость которого от коэффициента поглощения светового потока имеет линейный характер, что позволяет количественно оценить влияние стали на противоизносные свойства окисленных масел. Установлено, сталь ШХ15 понижает противоиз-носные свойства моторных масел независимо от базовой основы.

5.Разработаны практические рекомендации, включающие технологии определения: влияния сталей на процессы окисления, температурной области работоспособности подшипниковых опор, критериев влияния сталей на процессы окисления и противоизносные свойства смазочных масел, позволяющие повысить эффективность использования моторных масел и осуществлять обоснованный выбор в зависимости от условий эксплуатации и конструктивных особенностей агрегатов, а также создать банк данных о совместимости материалов подшипников качения и других конструкционных сталей с различными смазочными материалами, что позволяет повысить надежность машин на этапе проектирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д. Я. Электрометаллургия стали и ферросплавов / Д. Я. По-волоцкий, В. Е. Рощин, М. А. Рысс, А. И. Строганов, М. А. Ярцев // Учебник для вузов. Изд. 2-е, переработ, и доп. М.: Металлургия. 1984. 568 с.
  2. , А. Г. Структура и свойства подшипниковых сталей / А. Г. Спектор, Б. П. Зельбет, С. А. Киселёва М.: Металлургия, 1980. 264 с.
  3. , К.З., Фонштейн Н. М., Девяткин В. П. и др. МиТОМ, 1976. № 5. С. 40.44.
  4. , В. Н. Машиностроительные стали. Изд. 2-е., переработанное и дополненное / В. Н. Журавлев, О. И. Николаева М.: «Машиностроение», 1968. 332 с.
  5. Повышение качества и улучшение сортамента подшипниковой стали в странах-членах СЭВ-М.: Ин-т «Черметинформация».1979., Ч. 1. С. 27−37.
  6. Повышение качества и улучшение сортамента подшипниковой стали в странах-членах СЭВ-М.: Ин-т «Черметинформация».1979. 4.1. С. 3- 26.
  7. , Н. А. Влияние перекоса колец подшипника качения на его долговечность / Н. А. Ахраменко, М. П. Купреев, И. М. Мельниченко // Трение и износ. 1990. Т. 11, № 6. С. 996−1001.
  8. , М. Н. Детали машин / М. Н. Иванов// Учеб. для машиностр. спец. вузов. 4-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 1984. — 336 с.
  9. , Ю. А. Смазка механизмов машин / Ю. А. Розенберг, И. Э. Виноградова. Гостоптехиздат. Москва 1960. 224с.
  10. , Н. А. Вестник машиностроения, № 3, 1958.
  11. , Э. М. Об оптимальном режиме работы подшипника качения / Э. М. Баскин // Трение и износ. 1994. Т. 15, № 4. С. 618- 622.
  12. Papinceanu, N. G., A study of rolling bearing fatigue life with mineral oil lubrication / N. G. Papinceanu, H. D. Gafitanu, H. Nastase, E. N. Diaconescu and S. S. Cretu. //Wear. 1972. V. 22, N1. P. 21−37.
  13. Papinceanu N.G.et al. Rolling bearing fatigue life and EHL theory // Wear. 1977. V. 45, N 1. P. 17−32.
  14. Кой Дж. Некоторые огрнаничения в применении классических формул толщины УГД пленки к быстроходному подшипнику/ Кой Дж., Е. Зарецкий // Проблемы трения и смазки. 1981. № 2. С. 114−123.
  15. , Ю. М. Исследование влияния эксплуатационных факторов на несущую способность смазочной пленки скоростных шарикоподшипников с пластичной смазкой / Ю. М. Санько, В. В. Нестеренко, А. С. Козин // Тр. ВНИПП. 1976. № 3. С. 90−100.
  16. , В. Н. Влияние термоэффекта входной зоны линейного контакта на толщину смазочной пленки / В. Н. Васин, Д. С. Коднир // Трение и износ. 1985. Т. 6, № 3. С. 532−536.
  17. , М. С. К вопросу о влиянии смазки на долговечность подшипников качения / М. С. Беркович // Трение и износ. 1982, Т. 3, № 4, С. 668 676.
  18. , Н. А. Некоторые сведения из истории подшипников качения / Н. А. Спицын// Подшипник. 1937. -№ 1.
  19. , В. П. Исследование надежности шарикоподшипников методами математической статистики: Дис.канд. техн. наук. -М., 1968.
  20. , Е. А. Комплексная стандартизация высокоскоростных подшипников качения / Е. А. Панфилов, Л. Б. Тормозова // Стандарты и качество, 1967, № 9.
  21. , А. И. Подшипники качения. / А. И. Спришевский // М., Машиностроение, 1969.
  22. , Н. А.Подшипники качения: Справочное пособие / Н. А. Спи-цын, А. И. Спришевский // М., Машгиз, 1961.
  23. , А. Н. Основы гидродинамической теории смазки тяжелона-груженных криволинейных поверхностей./ А. Н. Грубин // Тр. ЦНИИТМаш. Машгиз, 1949. КН. 30, С. 126 — 184.
  24. , Д. С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин / Д. С. Кондир // М.: Машиностроение, 1976. 304с.
  25. Anderson W. J. Elastohydrodinamic lubrication theory as a design parameter for rolling element bearings. Paper Amer. Society Mech. Eng., 1970, N DE — 19. -20 p.
  26. Допускаемая нагрузка на подшипник качения номинальная долговечность или модифицированная динамическая допускаемая нагрузка. ВЦП. — № Л-11 432. — М., 29.03.85. — 19с. — Пер. ст. Albert M. Из журн.: Technika. — 1983. -Vol. 32, № 8.-P. 603−608.
  27. Подшипники качения. Прогресс в увеличении долговечности и скорости вращения. ВЦП № Л 57 930. — М., 28.02.86. — 19с. — Пер. ст.: Какута К. из Журн.: Дзюкацу. — 1984. — Т.29, № 10. — С. 707 — 712.
  28. , Д. С. Эластогидродинамический расчет деталей машин/ Д. С. Кондир, Е. П. Жильников, Ю. И. Байбородов. М.: Машиностроение, 1988. -166с.
  29. , А. М. Гидродинамический расчет смазки контакта криволинейных поверхностей!/ А. М. Эртель. М.: ЦНИИТМАШ, 1945. — 65с.
  30. , А. Н. Основы гидродинамической теории смазка тяжелона-груженных криволинейных поверхностей / А. Н. Грубин. М.: Машгиз, 1949. -150с.
  31. , А. И. Качество поверхности и прочность материалов при контактных напряжениях / А. И. Петрусевич. -М.: Изд-во АН СССР, 1946. 22.
  32. , А. В. Трение, износ и смазка / А. В. Чичинадзе, Э. М. Бер-линер, Э. Д. Браун и др. М.: Машиностроение, 2003. — 576 с.
  33. Ю. А. Влияние смазочных масел на надежность и долговечность машин / Ю. А. Розенберг М.: Машиностроение, 1970. 310с.
  34. , М. Справочник по триботехнике / М. Херба, А. В. Чичинадзе// Т.2: Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения. М.: Машиностроение, 1990. 420с.
  35. , И. В. Трение, изнашивание и смазка: Справочник в 2-х книгах / И. В. Крагельский, В. В. Алисина // Кн. 2. М.: Машиностроение, 1979. С. 49−56.
  36. ТпЬо1о§ 1а. ТпЫЛесИгпка/ ЯеёакЫа паикоша М. 8гс2егек, М. Visniewski. Яаёош: Ро^^е Толуаггу51¥-0 ТпЬо^югпе, 2000.7288.
  37. , Г. К. Основные формы каталитического действия / Г. К. Бо-ресков // Всесоюзная конференция по механизму гетерогенно-каталитичес-ких реакций. Черноголовка. 1977. С. 3−17.
  38. , Г. К. Механизм действия твердых катализаторов / Г. К. Боресков//Гетерогенный катализ в химической промышленности. М.: Гос-химиздат. — 1955. С. 5−28.,
  39. , Г. К. Экспериментальные методы определения каталитической активности / Г. К. Боресков, М. Г. Слинько // Химическая промышленность.- 1955. № 1. С. 19−26.
  40. , С. 3. Физика и физикохимия катализа / С. 3. Рогонский, и др. М.: Москва. — 1960. — 461 с.
  41. , А. С. Молекулярные механизмы самоорганизации при трении / А. С. Кужаров, С. Б. Булгаревич, А. А. Кужаров, А. Кравчик // Трение и износ.-2002. Т.23. № 6. С. 645−651.
  42. , И. С. Реализация диссипативной самоорганизации поверхностей трения в трибосистемах / И. С. Гершман, Н. А. Буше // Трение и износ. -1995. Т. 16. № 1. С. 61−70.
  43. , А. А. Современное состояние теории гетерогенного катализа / А. А. Баландин // М.: Изд-во Наука. 1968. 202 с.
  44. , С. Л. Проблемы кинетики и катализа / С. Л. Киперман, А. А. Баландин / Т. 10. Физика и физикохимия катализа. М. -1960. С. 344−350.
  45. , Б. И. Методы и средства повышения эффективности использования смазочных материалов. /Б. И. Ковальский. Новосибирск: Наука, 2005.-341 с.
  46. А.С № 113 465 (СССР), МКИ3 G01№ 33/30. Метод оценки термической стабильности смазочных масел. / К. К. Папок.
  47. А.С № 744 325 (СССР), МКИ3 G01№ 33/28. Прибор для оценки термоокислительной стабильности масел. / Е. П. Федоров, Н. Т. Разгоняев, В. В. Горячев, O.A. Запорожская, 1980. Бюл. № 24.
  48. А.С № 135 642 (СССР), МКИ3 001№ 33/28. Способ определения стабильности растворов присадок к маслам. / Ю. С. Заславский, Г. И. Шор, Е. В. Евстегнеев, Н. В. Дмитриева, 1961. Бюл. № 3.
  49. А.С № 1 187 054, МКИ3 С01№ 27/22. Способ определения термоокислительной стабильности низкомолекулярных продуктов. / А. М. Соловьев, И. Г. Третьяков. 1985. Бюл. № 39.
  50. А.С № 2 057 326 (СССР), МКИ3 С01№ 25/02. Способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов. / Б. И. Ковальский, Л. Н. Деверягина, И. А. Кириченко. 1996. Бюл. № 9.
  51. А.С № 1 282 002 (СССР), МКИ3 С01№ 33/28. Способ определения степени загрязненности работавшего моторного масла. / Ю. Л. Шепельский, Л. А. Певзнер. 1987. Бюл. № 1.
  52. ГОСТ 20 457 -75. Масла моторные. Метод оценки антиокислительных свойств на установке ИКМ.
  53. ГОСТ 23 175 -78. Масла моторные. Метод оценки моторных свойств и определение термоокислительной стабильности.
  54. ГОСТ 11 063 -77. Масла моторные с присадками. Метод определения стабильности по индукционному периоду осадкообразования.
  55. ГОСТ 981 75. Масла нефтяные. Метод определения стабильности против окисления.
  56. ГОСТ 20 944 75. Жидкости для авиационных систем. Метод определения термоокислительной стабильности и коррозионной активности
  57. ГОСТ 18 136 72. Масла. Метод определения стабильности против окисления в универсальном приборе.
  58. ГОСТ 23 797 79. Масла для авиационных газотурбинных двигателей. Метод определения термоокислительной стабильности в объеме масла
  59. , А. С. Молекулярная физика граничного трения / А. С. Ахма-тов М.: Изд. Физ-мат. Лит., 1963. — 472с.
  60. , И. В. Трение, изнашивание и смазка: Справочник. В 2-х кн. / И. В. Крагельского, В. В. Алисина. М.: Машиностроение, Кн. 1. 1978. -400 с.
  61. ГОСТ 9490–75. Материалы смазочные жидкие и пластичные. Метод определения трибологических характеристик на четырехшариковой машине. -Вв 01.01.78.
  62. A.C. 1 270 642 СССР, МКИ3 G01 N3/56. Способ оценки вида изнашивания поверхностей трения / Б. И. Ковальский, Г. М. Сорокин. Бюл. № 42. Опуб.1511.1986.
  63. А.С.1 315 866 СССР, МКИ3 G01 N3/56. Способ определения противоиз-носных свойств. / Б. И. Ковальский, Г. М. Сорокин. Бюл. № 21. Опуб.0706.1987.
  64. A.C. 1 315 866 СССР, МКИ3 G01 N3/56. Способ определения смазывающей способности масел. / Н. Н. Титовский, Н. К. Мышкин, Б. И. Ковальский. Бюл. № 30. Опуб. 15.08.1991.
  65. Повышение качества и улучшение сортамента подшипниковой стали в странах-членах СЭВ-М.: Ин-т «Черметинформация».1979. ч.1. С. 38.47.
  66. , Б. И. Прибор для оценки термоокислительной стабильности смазочных масел/ Б. И. Ковальский, Е. Ю. Янаев// Вестник КГТУ. Машиностроение. Вып.32: Красноярск, 2003. С. 204 210.
  67. , Б. И. Комплекс для диагностики смазочных материалов. / Б. И. Ковальский. // Механизация строительства. 1992, № 2, с. 28 — 30.
  68. , Б. И. Фотометрический метод оценки термоокислительной стабильности смазочных материалов. / Б. И. Ковальский, Г. Г. Назаров. // Заводская лаборатория. 1997, № 12, с. 63.
  69. , Б. И. Фотометрический метод определения термоокислительной стабильности трансмиссионных масел / Б. И. Ковальский, С. А. Кораб-лев, Ю. Н. Безбородое, В. И. Верещагин // Вестник КрасГАУ: Вып. 12 Красноярск, 2006 г. С. 204 — 209.
  70. , Б. И. Метод и средства контроля ресурса моторных масел / Б. И. Ковальский, С. И. Васильев, А. С. Попов // Химия и технология топлив и масел. № 4. 2009. С. 117- 123.
  71. A.C. СССР 983 522 МКИ3 G01N 19/02 Устройство испытания трущихся материалов и масел / Б.и. Ковальский, М. Е. Грибанов. 1982. Бюл. № 47.
  72. A.C. СССР 1 054 732 МИИ3 G01N 3/56 Способ определения смазывающей способности масел / Б. И. Ковальский, Г. М. Сорокин, А. П. Ефремов. 1983, Бюл .№ 42.
  73. , Ю. Н. Разработка метода испытания трансмиссионных масел по установлению группы эксплуатационных свойств: Автореф. дис. канд.тех.наук / Ю. Н. Безбородое. Красноярск, 2004, 20 с
  74. , Б. И. Термоокислительная стабильность показатель качества смазочных материалов / Б. И. Ковальский, Д. Г. Барков // Вестник Красноярского государственного технического университета- Вып. 21: Машиностроение, Красноярск, 2000, с. 9 — 12.
  75. , Б. И. Результаты исследования механизма старения моторных масел. / Б. И. Ковальский, С. П. Ереско, В. В. Гаврилов // Проблема машиностроения и автоматизации, 2005, № 3, с. 84 90.
  76. , С. А. Фототермический метод определения термоокислительной стабиьности трансмиссионных масел / С. А. Кораблев, Б. И. Ковальский, Ю. Н. Безбородов, В. И. Верещагин // Вестник КрасГАУ: Вып. 12 Красноярск, 2006, с. 204−209.
  77. , Б. И. Методология контроля и диагностики смазочных материалов, как элементов систем приводов многокомпонентных машин: Автореф. дис. доктора тех.наук. / Б. И. Ковальский. Красноярск, 2005, 40 с.
  78. , А. А. Влияние медного катализатора на окислительные процессы в минеральном моторном масле М-10-Г2к / А. А. Метелица, Б. И. Ковальский, Н. Н. Малышева, В. С. Даниленко // Вестник КрасГАУ, Вып. 2 -Красноярск, 2007, с. 216 222.
  79. , Б. И. Результаты анализа отработанных моторных масел. / Б. И. Ковальский, Н. Н. Малышева, В. И. Верещагин, В. С. Даниленко// Сб. университетского комплекса. Вып. 8 (22). Сб. научн. трудов под р Василенко Н. В. Красноярск, 2006, с. 96 — 105.
  80. , Б. И. Технология оценки эффективности керамической добавки EP-MC MIKRO CERAMIC к смазочным маслам / Б. И. Ковальский, Ю. И. Ковалев, В. В. Гаврилов, В. С. Даниленко // Вестник КГТУ. Машиностроение. Вып. 36: Красноярск, 2004, с. 24 27.
  81. , Р. И. Руководство по вычислению и обработке результатов количественного анализа / Р. И. Алексеев, Ю. И. Коровин // М. Атомиздат, 1972. -72с.
  82. , Е. Н. Статические методы анализа и обработки наблюдений. / Е. Н. Пустыльник // М.: Наука, 1968. 288 с.
  83. , А. Н. Элементарные оценки ошибок измерений. / А. Н. Зай-дель // Л.: Наука, 1968. 97 с.
  84. , И. Э. Противоизносные присадки и масла / И. Э. Виноградова. М.: Химия, 1972. — 272 с.
Заполнить форму текущей работой