Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Российские СМИ в системе коммуникаций между субъектами экономики трансформационного типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переход России к рыночным отношениям вызвал необходимость соответствующей перестройки системы информационного взаимодействия между субъектами экономики. Сегодня рынок деловой информации занимает место главнейшего элемента в системе рыночных отношений России. Однако коммуникативный процесс в сфере экономики развивается неадекватно общественным потребностям. В этих условиях важнейшей задачей науки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая
  • Система коммуникаций между субъектами экономики в условиях трансформации
    • 1. Сущность, структура и функции коммуникаций в экономической сфере
    • 2. Типология массовых и специализированных коммуникаций в системе рыночных отношений
    • 4. 3. Влияние современных информационных технологий на развитие коммуникаций в экономической сфере
  • Глава вторая.
  • Системные характеристики коммуникаций меоду субъектами экономики"
    • 1. Основные системные факторы российских СМИ и характер их воздействия на коммуникации в сфере экономики
    • 2. Структура СМИ в условиях экономики трансформационного типа
    • 3. Функциональные особенности СМИ в системе рыночных отношений
    • 4. Организационные формы российских СМИ в системе коммуникаций между субъектами экономики трансформационного типа

Российские СМИ в системе коммуникаций между субъектами экономики трансформационного типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Полоса исторических перемен в конце 80-х — начале 90-х гг. XX века в научной литературе получила название трансформации и выражает переход к качественно новому состоянию общественной организации1. Трансформационный процесс состоит из ряда последовательных переходящих состояний, каждое из которых представляет собой реально достигнутые перемены в конкретный период времени. При этом необходимо различать трансформацию и реформы, которые всегда являются обновлением или переменой положения без принципиальной ломки, и осуществляются, в отличие от трансформации, целенаправленно, изменяя свои цели в ходе событий, или формулируя их заново.

Трансформационный процесс, охвативший Россию, можно определить как системный, затрагивающий весь спектр общественной жизни, политику, экономическую и социальную структуру, духовную жизнь.

Под системной трансформацией России принято понимать:

• изменение политической системы, отказ от монополии одной партии, создание парламентской республики западного типа, общую демократизацию общественных отношений;

• обновление экономических основ общественной системы, отход от так называемой «централизованно планируемой экономики», ориентация на экономику «рыночного типа», в интересах которой проводится разгосударствление собственности и широкая программа приватизациисоздается и корректируется правовой механизм экономических и финансовых отношений, допускающих многоступенчатость форм экономической жизни и создающих инфраструктуру для развития частной собственности.

Законы «О приватизации государственных и муниципальных монопольных предприятий в РСФСР» и «Об именных приватизационных.

1 См.: Данилов А. Н. Переходное обществопроблемы системной трансформации. — М.: Харвест, 1998. счетах и вкладах в РСФСР", принятые летом 1991 г. по сути, явились первым шагом к трансформации экономической системы России. В декабре щ того же года указом Президента РФ были утверждены «Основные положения Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 год», а в январе 1992 г. ряд нормативных подзаконных актов, регламентирующих процедуру приватизации. Эти документы послужили толчком к крупномасштабной реформе в сфере отношений собственности в рамках детально составленного, однако, лишенного действенной и жесткой связи с практикой, приватизационного законодательства.

• Актуальность исследования определяется динамичным развитием качественного информационного взаимодействия субъектов экономики в последние десятилетия, диктующим необходимость подробного и глубокого изучения роли российских СМИ в новом информационном пространстве, системных связей в информационной структуре, выявление закономерностей функционирования СМИ как информационной системы экономического сообщества.

Переход России к рыночным отношениям вызвал необходимость соответствующей перестройки системы информационного взаимодействия между субъектами экономики. Сегодня рынок деловой информации занимает место главнейшего элемента в системе рыночных отношений России. Однако коммуникативный процесс в сфере экономики развивается неадекватно общественным потребностям. В этих условиях важнейшей задачей науки является глубокое изучение роли российских СМИ в новом информационном пространстве, системных связей в информационной структуре, выявление закономерностей функционирования СМИ как информационной системы экономического сообщества. Осмысление характера и тенденций развития коммуникаций между субъектами рынка предполагает необходимость разработки методов и моделей предпринимательской деятельности на всех уровнях с учетом коммуникативной составляющей.

Коммуникативное взаимодействие между участниками рыночных отношений формируется под воздействием тенденций развития рынков, их информационной насыщенности и обустроенности. Эти различия дифференцируют весь рынок бизнес-информации на отдельные рынки: рынок финансовой информации, рынок инвестиционной информации, рынок законодательной информации, рынок корпоративной информации, рекламный рынок и др. Коммуникативное взаимодействие предпринимателей на каждом из этих рынков имеет свою специфику, изучение которой должно предшествовать определению общих моделей и стратегий коммуникативного поведения субъектов экономики.

Методическую основу исследования составили работы российских и зарубежных исследователей в области коммуникационной теории, социологии, лингвистики, массовой информации, журналистики, рекламы, паблик рилейшнзи маркетинговых коммуникаций, способствующие решению поставленных задач.

Комплекс проблем, исследуемых в этих работах, достаточно широк и разнообразен, а совокупность подходов, мнений и теорий охватывает различные аспекты коммуникаций и средств массовой информации.

В качестве опорных трудов по теории коммуникации автором рассматриваются работы М. М. Бахтина, М. Кастельса, П. Лазерсфельда, Г. Лассуэлла, А. А. Леонтьева, М. Маклюэна, М. А. Тоффлера, Р. Харриса, К. Шеннона, У. Эко, Р. Якобсона.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования коммуникаций и их роли в развитии цивилизации и человеческого общения являются предметом интереса представителей различных научных.

2 Богданова Е. Л. Информационный маркетинг. Учебное пособие. — М., 2000. направлений — социологов, филологов, культурологов, историков, журналистов3.

3 См.: Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994., Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1988., Батыгин Г. С. Стереотипы поведенияраспознавание и интерпретация. — М., 1990., Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979., Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. — М., 1991., Березин В. М. Теория массовой коммуникации. — М.: РУДН, 1997., Березин В. М Сущность и реальность массовой коммуникации. Монография. — М.: РУДН, 2002., Биркенбиль В. Язык интонации, мимики, жестов. — СПб., 1997., Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. -М., 1988., Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. — М., 1991., Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. — М., 1982., Буданцев Ю. П. Очерки коммуникологии. — М., 1995., Буданцев Ю. П. Социология массовой коммуникации. — М.: МНЭПУ, 1995., Бурлацкий Г. В., Прилюк Д. Социология общения. -М., 1987., Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. -М., 1989., Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Человеческое слово могучее. — М.: Просвещение, 1984., Вербовая Н. П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. — М., 1974., Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М., 1989., Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. — М., 1997., Горелов И. Н. Невербальные компоненты % коммуникации. — М., 1980., Грушин Б. А. Массовое сознание. — М., 1987., Донецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. Учебное пособие. — М.: Омега, 2003., Дризе Т. М. Линпвосоциологические аспекты массовой информации. — М., 1976., Дризе Т. Текстовая деятельность в структуре социальных коммуникаций. — М., 1984., Дубровский Е. Н. Информационно — обменные процессы — факторы социального развития. — М., 1996., Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999., Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2001., Ильенков Э. В. Философия и культура. — М., 1991., Каган М. С. Мир общения. — М., 1988., Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. -М.: Знание, 1978., Кастепьс М Информационная эпоха: экономика, общество, культура/Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000., Клаус Г. Сила слова. — М., 1967., Клюев Е. В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002., Кохтев Н. Н. Риторика. — М.: Просвещение, 1994., Кохтев Н. Н. Ораторская речь: стиль и композиция. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992., Коган В. Человек в потоке информации. — Новосибирск, 1981., Конецкая В. 77. Социология коммуникации. — М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997., Кузнецов Г. В. Журналист на экране. — М., 1985., Леонтьев А. А. Психология общения. — М., 1997., Лотман Ю. М. Текст и структура аудитории. — Тарту, 1974., Психолингвистические проблемы массовой коммуникацииПод ред. А. А. Леонтьева. — М., 1974., Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. — М., 2000., Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999., Михалкович В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. — М., 1990., Ножин Е. А. Мастерство устного Ф выступления. — М.: Знание, 1989., Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л., 1979., Парыгин Б. Д.

Общественные настроения. — Л., 1966., Психология и психоанализ рекламы. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. — Самара: БАХРАХ, 2001., Почещов Г. Г. Теория и практика коммуникации. — Киев, 1996., Речевое воздействие в сфере массовых коммуникаций.

— М., 1990., Рождественский Ю. В. Техника, культура, язык. — М.: Просвещение, 1993., Свитич Л. Г. Феномен журнализма/Под редакцией проф. Я. Н. Засурского. М.: Факультет журналистики МГУ, 2000., Семенов В. Е Искусство как межличностная коммуникация: социально — психологическая концепция. -СПб., 1995., Сопер П. Основы искусства речи/Пер. с англ. — 2-е изд. с испр. — М.: Прогресс, 1992., Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений/Пер. с англ., комментарии и статьи В. В. Сапогова. — СПб.: РГХИ, 2000., Суханов А. П. Мир информации (история и перспективы). — М., 1986., Трескова С. И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. — М., 1986., Федотова Л. Н. Анализ содержания — социологический метод изучения средств массовой коммуникации. — М.: Научный мир, 2001., Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003., Федотова Л. Н. Социология рекламы. — М.: Добросвет, 1999;, Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб.: ПРАЙМ — ЕВРОЗНАК, 2002., Художественная коммуникация и семиотика/Отв.

Ред. Ю. Б. Бореев. — М., 1986., Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. Учебник. — М.: Перспектива,.

2002., Шерковин Ю. А. Процессы памяти и массовая коммуникация. — М.: Мысль, 1973., Юзвишин И. И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро и макромирах.

— М., 1996., Язовицкий Е. В. Говорите правильно. — М., 1964., Язык и моделирование социального взаимодействия. — М., 1987;, Яковец Ю. В. Истоки и перспективы постиндустриальной парадигмы общества. — М., 1996.

Под коммуникацией традиционно принято понимать обмен значениями (информацией) между индивидами посредством общей системы символов (знаков). Эта сфера знаний и научных интересов, как и многие другие, начала формироваться несколько столетий назад, что привело к появлению множества определений коммуникации. Американский ученый-психиатр Юрген Рюш выделил 40 различных подходов к коммуникации в разных сферах, включая архитектуру, антропологию, психологию, политику и многое другое4.

Американский исследователь политики и пропаганды Гарольд Д. Лассуэлл определил основную проблему коммуникации следующим образом: «Кто говорит, что говорит, кому говорит, по какому каналу и с каким эффектом?». Эта формула считается классической и ее можно встретить во всех учебниках по теории коммуникации, массовой коммуникации, социальной психологии, социологии и политологии и др.5.

Принято считать, что средством коммуникации является язык (вербальный человеческий язык), точнее одним из средств, обеспечивающих коммуникацию между людьми (отдельными индивидами, индивидом и обществом, группами индивидов). Термин «язык» может трактоваться также и в широком (семиотическом) смысле (включая и другие системы знаков). В то же время, интерес к проблеме коммуникации в XX веке наблюдается за пределами языкознания и психологии, и их новых отраслей, возникших во второй половине столетия психолингвистике и социолингвистике.

В телефонии, телеграфии, радио и других видах связи этот интерес первоначально носил сугубо практический характер улучшения качества коммуникации. В дальнейшем проблема моделирования взаимодействия машины с машиной, человека с человеком и человека с машиной стала предметом рассмотрения кибернетики. Развитие средств связи привело к.

4 См.: Винер Н. Информация, язык и общество//Кибернетика. — М.: Наука, 1983.

5 См.: Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1994. возникновению явления массовой коммуникации, а интерес к человеческой составляющей производственной деятельности поставил вопросы коммуникации в сфере менеджмента6.

Определений, данных коммуникативному процессу, достаточно много. Для лучшего понимания этого явления стали пользоваться методом моделирования: воспроизведением характеристик одного объекта с помощью другого. Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса в виде схемы. Разумеется, содержание модели зависит от концепции ученого, который эту модель разработал, от потребностей той сферы науки, в которой она появилась и т. д.

В модели Лассуэлла выделены участники и элементы коммуникативного акта: коммуникатор, сообщение, канал, получатель, последствия.

Модель К. Шеннона включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, расположенные в линейной последовательности (линейная модель). В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Новая модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник.

С течением времени, ряд исследователей, большое внимание обращали п на канал передачи сообщения. Так, канадский теоретик коммуникации, М. Маклюэн — автор работ в области массовой коммуникации, считал, что канал передачи во многом предопределяет само сообщение. Его идеи опередили свое время, и сейчас, в эпоху глобального телевидения и компьютерных сетей, находят самый широкий отклик.

6 См.: Серегина И. И. О социально значимых аспектах коммуникативной компетентности российских менеджеров (к поставке проблемы)//Мир психологии. — 2000. — № 2. — С. 77−84.

7 См.: Терин В. П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. — М., 1999.

В модели коммуникации или речевого события по Р. О. Якобсону, участвуют адресант и адресат. От первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода8. Модель Якобсона в различных ее вариантах применяется в лингвистике как для анализа функций языка в целом, так и для анализа функционирования отдельных его единиц, производства речи и текста. Современная социолингвистика, теория коммуникации и социология коммуникации также заимствовали модель Якобсона для описания коммуникативных процессов.

Широкое распространение в мировой лингвистике, литературоведении, теории коммуникации, и философии получила теория философии диалогизма, связываемая с русским ученым, литературоведом и лингвистом М. М. Бахтиным. Две основные идеи Бахтина весьма существенны и для понимания процесса коммуникации: во-первых, необходимым признаком любого высказывания является его обращенность, адресность9- во вторых, -всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте10.

Так или иначе, с проблемами коммуникации сталкиваются специалисты множества отраслей человеческой деятельности. Сегодня проблемы исследования коммуникативных процессов входят в число наиболее актуальных, глобальных проблем человечества.

В свою очередь и теории средств массовой коммуникации (СМК) и средств массовой информации (СМИ) создавались и развивались по мере возникновения и роста технических возможностей.

Единая теория массовой коммуникации исторически складывалась и до сих пор формируется из научных подходов, позиций и исследований многих ученых — представителей как общественных, так и естественных и технических отраслей знаний. g См.: Якобсон P.O. Речевая коммуникацияЯзык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. — М.: Прогресс, 1985. — С.306−330.

9 См.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

10 См.: Волошинов В. Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. — М.: Лабиринт, 1993.

Теория коммуникаций вызревала в русле философии (Аристотель, Т. Гоббс, Дж. Локк, и др.), исследований по социологии и психологии (Т. Адорно, Л. С. Выгодский, П. Лазерсфельд, Г. Лассуэлл, Г. Лебон, Г. Маркузе, Р. Мертон, А. Менегетти, С. Московия, Г. Тард, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер). Она определялась исследованиями в области проблем теории информации и кибернетики (С. Бир, Н. Винер, К. Шеннон), культурологии и эстетики восприятия (М. Бахтин, Ю. Лотман, А. Моль), теории журналистики.

Необходимо отметить, что понятие «коммуникация» понимается разными исследователями неоднозначно. Американские социологи традиционно рассматривают коммуникацию в качестве универсального механизма социального взаимодействия11. Само понятие «коммуникация» впервые было сформулировано Г. Лассуэллом, выделившим информационную, преобразующую и познавательно-культурологическую функции массовой коммуникации. Чарльз Райт расширил спектр функций, добавив развлекательную.

Сегодня коммуникации свойственна многоканальность: используются визуальный, аудитивный, аудитивно-визуальный канал, устная или письменная форма коммуникации и т. п. Появилась техническая возможность двунаправленной коммуникации, как открытой (интерактивность), так и скрытой (реакция слушателя или зрителя, поведение), взаимного приспособления отправителя и получателей.

Особенность массовой коммуникации, по мнению У. Эко, состоит в том, что индустриализация средств коммуникации изменяет не только условия приема и отправки, но и сам смысл сообщения, то есть, тот блок значений, который задумал передать автор, независимо от способов распространения. Массовая коммуникация, согласно У. Эко, появляется в то время, когда реально существуют:

11 См.: Кули Ч. Общественная организация//Тексты по истории социологии XIX—XX вв.еков//Хрестоматия. -М.: Наука, 1994.

• каналы коммуникации, обеспечивающее ее получение не определенными группами, а неопределенным кругом адресатов, занимающих разное общественное положение;

• группы производителей, вырабатывающих и выпускающих сообщения промышленным способом12.

В нашей стране теоретические исследования в области коммуникаций и средств массовой информации получили развитие в 20-е — 30-е годы XX века в работах социологов, философов, литературоведов и кинематографистов. Однако, усиление авторитарного влияния моноиделогии, высылка из страны группы передовых мыслителей привели к длительному кризису отечественных исследований в этой области13.

Необходимо отметить, что понятие «коммуникация» практически не употреблялось отечественными авторами. А в случае употребления, использовалось применительно к буржуазным концепциям в контексте «средств массовой информации и пропаганды».

С середины 60-х гг. XX века в России переводится ряд книг зарубежных теоретиков по проблемам кибернетики, информатики, социологии14. В это же время издаются работы российских исследователей, посвященные массовым коммуникациям15. Одновременно с социологами практический анализ проблем коммуникаций ведут психологи, лингвисты16.

12 См.: Эко У. Отсутствующая структура.

Введение

в семиологию. — СПб., 1998. — С. 407−409.

13 См.: Евстафьев В. А. СМИ в системе рекламных коммуникаций России. — Дис. канд. филол. наук. — М., 2001.-С. 8.

14 См.: Там же С. 9.

13 См.: Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. — М.: Мысль, 1967., Кино и зритель. Опыт социологического исследования. — М., 1968., Шерковин Ю. А. Природа и функции массовых коммуникаций//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 1967. -№ 6.

16 См.: Дризе Т. М. Лингвосоциологические аспекты массовой информации. — М., 1976., Дрызе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальных коммуникаций. — М., 1984., Лысакова И. П. Тип газеты и стиль публицистики. — Л., 1989., Трескова С. И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. — М., 1986.

Появляются работы видных теоретиков журналистики В. М. Горохова, Я. Н. Засурского, Е. П. Прохорова, В. В. Ученовой17.

В 90-х гг. XX в. после отказа от однопартийной системы и реформирования российского общества отмечается всплеск интереса к проблематике коммуникаций. Появляется большое количество разноплановых исследований коммуникаций во многих отраслях знаний.

В книге Л. М. Земляновой «Современная американская коммуникативистика» дан обзор западных теоретических моделей и концепций массовой коммуникации18. Лингвистические и семиотические проблемы коммуникации, а так же теоретические, прагматические и экспериментально — прикладные аспекты коммуникаций даны в работах В. П. Конецкой, Л. Н. Федотовой19.

Современное состояние изученности феномена коммуникаций отражено в работах В. М. Березина, М. С. Вершинина, С. В. Галкина, Т. С. Иларионовой, М. М. Назарова, Г. Г. Почепцова, С. С. Свириденко, В. П. Терина, Л. Н. Федотовой, Ф. И. Шаркова20.

Системное представление о российских СМИ дали автору научные труды Е. Л. Вартановой, А. А. Грабельникова, В. М. Горохова, С. М. Гуревича, Б. И. Есина, Я. Н. Засурского, Н. А. Костиковой, Э. А. Лазаревич,.

17 См.: Горохов В. М. Слагаемые мастерства. — М., 1882., Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. — М., 1989., Методы журналистского творчества/Под ред. В. М. Горохова. — М., 1982., Прохоров Е. П. Публицист и действительность. — М., 1973., Прохоров Е. П. Искусство публицистики. -М., 1984., Ученова В. В. Творческие горизонты журналистики. — М., 1984., Ученова В. В. Публицистика и политика. — М., 1979.

18 См.: Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика. — М., 1995.

19 См.: Конецкая В. П. Социология коммуникации. — М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997., Федотова Л. Н. Анализ содержания — социологический метод изучения средств массовой коммуникации. — М.: Научный мир, 2001., Федотова Л. Н. Социология массовых коммуникаций: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003.

20 См.: Березин В. М. Теория массовой коммуникации. — М.: РУДН, 1997., Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001., Галкин С. В. Бизнес в Интернет. — М.: Центр, 1998., Иларионова Т. С. Информационные процесс в современной России. — М.: РАГС, 1999., Назаров М. М Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. — М., 2000., Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. — Киев, 1996., Свириденко С. С. Информация и информационные технологии в современном обществе. — М., 1993., Терин В. П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. — М., 1999., Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. Учебник. — М.: Перспектива, 2002.

Р. П. Овсепяна, Е. П. Прохорова, Л. Л. Реснянской, Л. Г. Свитич, В. В. Тулупова, И. Д. Фомичевой, М. В. Шкондина21.

В числе российских авторов, работы которых являются ключевыми для понимания системы зарубежных средств массовой информации и коммуникации, автор обращает внимание на работы Е. Л. Вартановой, Г. А. Головановой, Я. Н. Засурского, Л. М. Земляновой, Б. И. Любимова, Л. В. Шарончиковой22.

21 См.: Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. — М., 1989., Горохов В. М., Комаровский В. С. Связи с общественностью. — М.: Луч, 1997., Гуревич С. М. Газета и рынок: как добиться успеха. — М., 1998., Гуревич С. М. Редакционный менеджмент и маркетинг — М., 1999., Гуревич С. М. Экономика средств массовой информации. — М., 2001., Засурский Я. Н. Актуальные проблемы журналистики. — М., # 1997., Засурский Я. Н. Журналистика в переходный период//Вест. Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика.

— 1997. — № 1., Засурский Я. Н. Переход к рынку и кризис прессы//Вест. Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. — 1991. — № 1., Засурский Я. Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий//От книги до Интернета. — М., 2000., Засурский Я. Н. Информационное общество в России: парадоксы элитарного Интернета//Вест. Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. — 2001. — № 6., Засурский Я. Н. Информационная безопасность России и средства массовой информации//Информационное общество. — 2001. — № 4., Засурский Я. Н. Информационная безопасность: развитие доступа к информации//Вест. Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. — 1998. — № 2., Засурский Я. Н. Информационное общество и средства массовой информации//Информационное общество. — М., 1999., Овсепян Р. 77. История новейшей отечественной журналистики. Переходный период (Середина 80-х — 90-е годы)/Под ред. Я. Н. Засурского. Учебное пособие для студентов факультетов журналистики государственных университетов. — М., 1996., Овсепян Р. П. Периодическая печать России. Система, типология. — М., 1995., Прохоров Е. 77.

Введение

в теорию журналистики. Учебное пособие. — М.: РИП-холдинг, 2001., Прохоров Е. И Журналистика и демократия.

— М.: РИП-холдинг, 2001., Прохоров Е. П. Журналистика. Государство. Общество. — М., 1996., Реснянская Л. Л. Общероссийские периодические издания. — М., 1999., Реснянская Л. Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. — М., 1996., Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей Россию — М.: ИКАР, 1999., Свитич Л. Г. Феномен журнализма/Под редакцией проф. Я. Н. Засурского. М.: Факультет журналистики МГУ, 2000., Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. — М.: Пульс, 2002., Шкондин М. В. Система средств массовой информации. Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества. — М., 1999., Шкондин М. В. Системная типологическая модель СМИ. — М.,.

2002., Шкондин М. В. СМИ как коммуникативная и информационно-производящая система. Лекция. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002., Шкондин М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. -М., 1995., Шкондин М В. Трансформация типологической структуры российских СМИ/От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетийОтв. ред. Я. Н. Засурский, Б. Л. Вартанова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002., Шкондин М. В. Экономические факторы трансформации СМИ. — М., 1999., Шкондин М. В. СМК и СМИ как понятия журналистики//Вест. Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. — 2002. — № 2., Шкондин М. В. Газетная периодика постсоветской России. — М., 2002., Шкондин М В. Система СМИ и ее среда. 4. 1−6. — М., 2002., Шкондин М. В. СМИ в условиях реформирования общества. Системные характеристики. — М.: изд-во Моск. ун-та, 2001.

См.: Вартанова Е. Л. Северная модель в конце столетия: печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. — М.: Изд-во МГУ, 1997., Вартанова Е. Л. Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. — М.: Изд-во МГУ, 1999., Вартанова Е. Л. Универсальная общественная служба в информационном обществе: новое прочтение проблемы доступа//Вестник РФФИ. 1999. № 3., Вартанова Е. Л. Конвергенция как неизбежность: о роли технологического фактора в трансформации современных медиа-систем.// От книги до Интернета: журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. — М., ® 2000., Засурский Я. Н., Голованова Г. А., Землянова Л. М, Власов Ю. М., Любимов Б. И., Орлов Ю. Я,.

Средства массовой информации США, Великобритании, Германии в 1990 г.// Вестник Московского ун-та. Сер. Журналистика. 1991. № 5., Шарончикова Л. В. Печать Франции (80−90-е гг.). М., 1995., Вороненкова Г. Ф. Путь длинною в пять столетий. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. -М., 1999.

Среди российских исследований, посвященных изучению информационного общества, в первую очередь следует назвать труды Т. В. Ершовой, И. Н. Курносова, И. С. Мелюхина, Г. Л. Смоляна, Д. С. Черешкина, 23.

Однако, упорядочение всего многообразия видов и форм коммуникаций между субъектами экономики трансформационного типа, появившихся в результате взаимодействия СМИ и бизнеса, до сих пор не находило необходимого отражения в научных исследованиях.

Объектом исследования является информационная деятельность в системе коммуникаций между субъектами экономики трансформационного типа.

В качестве предмета исследования выступают структурно-функциональные особенности российских СМИ, обеспечивающие коммуникации между субъектами экономики.

Исходная гипотеза исследования базируется на утверждении, что одной из характерных закономерностей современного российского информационного пространства является усиление роли СМИ в системе коммуникаций между субъектами рынка, однако, механизмы осуществления этих закономерностей пока не адекватны возросшим потребностям общественной трансформации.

Функции и структура коммуникаций между субъектами экономики трансформационного тила претерпели значительные изменения за последние десятилетия. Появились новейшие информационные технологии. Дифференцировалась аудитория бизнес-коммуникаций на основе активных процессов разделения труда в новых экономических условиях.

23 Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития.// М., 1999., Смолян Г. Л., Черешкин Д. О. О формировании информационного общества в России.// Информационное общество, 1998., Ершова Т. В. Концептуальные вопросы перехода к информационному обществу XXI века.//Вестник РФФИ 1999. № 3 (17)., Курносое И. Я. Информационное общество и глобальные информационные сети: вопросы государственной политики.// Информационное общество, 1998.

Чтобы стать эффективными участниками процессов взаимодействия субъектов рынка, российские СМИ должны оптимизировать в соответствии с целями экономической жизни общества свою технологическую, аудиторную, редакционную, функциональную, организационную и информационную составляющие.

Рабочая гипотеза обусловила цель настоящего исследования.

Цель диссертационной работы: На основе теоретического исследования и анализа массовой информационной практики определить типологическую модель СМИ как системы, обеспечивающей коммуникации между субъектами экономики трансформационного типа. Исходя из цели диссертационного исследования необходимо решить ряд исследовательских задач:

• определить сущность, структуру, функции системы коммуникаций между субъектами современного экономического процесса;

• проанализировать основные системные компоненты российских СМИ и характер их воздействия на коммуникации между субъектами экономики;

• рассмотреть организационные формы современных российских СМИ как системы коммуникаций между субъектами экономики трансформационного типа;

• выявить реалии современного информационного рынка, который сформировал новую систему связей между различными коммуникативными потоками, и определить место СМИ в этой системе;

• выявить специфику информационной деятельности в различных моделях коммуникаций между субъектами экономики.

Методы исследования определяются предметом и целями исследования и опираются на исследовательские стратегии структурного фундаментализма, принципы системного подхода, детерминизма, историко-логический и сравнительный анализ, метод экспертных оценок.

Эмпирическую базу исследования составили:

• материалы международных, российских, региональных научных, научно-практических конференций, «круглых столов», дискуссий;

• законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие предпринимательство, рекламу, СМИ, гражданские отношения;

• материалы публикаций в общероссийских изданиях «Ведомости», «Власть», «Деньги», «Известия», «Итоги», «Коммерсант», «Компания», «Профиль», «Русский фокус», «Секрет фирмы», «Эксперт»;

• публикации и сообщения специализированных изданий «Бизнес и банки», «Журналист», «Журнал практического психолога», «Империя вкуса», «ПИР», «Сообщение», «Страховое дело», «Финансист»;

• материалы Интернет — ресурсов;

• материалы информационных агентств;

• материалы социологических исследований и экспертных опросов, проведенных службами НИИСПИ, GfK-ВЦИОМ, Gallup Media;

• прикладные труды профессионалов в сфере коммуникаций между субъектами рынка, охватывающие различные направления ПР-деятельности, рекламы, медиа-планирования, маркетинговых коммуникаций;

• опыт коллег, работающих в рекламных и ПР-отделах, пресс-секретариатах коммерческих структур;

• личные наблюдения автора, опыт практической работы в качестве заместителя генерального директора ООО «Малета» и Директора по маркетингу, рекламе и PR торговой марки «Конфаэль», бренд — менеджера марки Renault;

• материалы о проектах подготовленных, проведенных автором, нашедших свое отражение в общероссийских и специализированных СМИ.

Научная новизна данной работы обусловлена постановкой актуальных проблем с точки зрения информационной структуры коммуникаций между субъектами экономики, анализом проблем российских СМИ в новом, ранее не предлагавшемся контексте, в получении новых результатов, обеспечивающих приращение научного знания о специфике СМИ в информационном взаимодействии субъектов экономики.

В работе охарактеризована типологическая модель российских СМИ как коммуникативной системы, обеспечивающей взаимодействие между субъектами экономики трансформационного типа. Раскрыты сущность, структура и функции коммуникаций в системе рыночных отношенийопределена специфика коммуникативной политики субъектов экономикиохарактеризовано влияние различных организационных форм СМИ на модель коммуникативного взаимодействия между субъектами экономикивыявлены факторы современного информационного рынка, способствующего формированию новой системы связей между различными коммуникативными потоками, определено место СМИ в этой системерассмотрены основные механизмы взаимодействия российских СМИ и субъектов рынка.

Практическое значение работы заключается в возможности использования результатов исследования при решении практических задач, связанных с планированием, организацией и контролем информационного взаимодействия субъектов экономики.

Материалы исследования могут быть положены в основу спецкурсов и спецсеминаров для студентов факультета журналистики, специалистов в области рекламы, паблик рилейшнз и маркетинга.

Апробация работы. Основные положения, выводы и гипотеза диссертационного исследования получили апробацию в докладах автора на ежегодных Всероссийских научно — практических конференциях «Журналистика в 2002 году» и «Журналистика в 2003 году» (Москва, февраль 2003 года, февраль 2004 года), а так же на межвузовской научной конференции студентов и аспирантов «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт — Петербург, февраль 2003 года), на межвузовской научной конференции «Триста лет российской печати: Наследие и современность» (Москва, декабрь 2002 г.).

Результаты данного исследования вошли в следующие публикации:

1. Муштак Е. А. Бизнес-информация в системе коммуникаций между субъектами экономики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

2. Муштак Е. А. СМИ и проблемы социально-экономического развития России//Журналистика в 2002 году. СМИ и реалии нового века / Материалы научно-практической конференции. Ч. I. — М., 2003.

3. Муштак Е. А. Бизнес — коммуникации и проблемы социально-экономического развития России//Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития. Часть I. — М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.

4. Московская — Муштак Е. А. Функциональные особенности СМИ в системе коммуникаций между субъектами экономики//Актуальные проблемы экономики, политики и права/Сборник научных статей. — М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2003.

5. Муштак Е. А. Манилулятивные инструменты в коммуникациях между субъектами рынка//Средства массовой информации в современном мире/Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. — СПб., 2003.

6. Московская — Муштак Е. А. Коммуникационные инструменты, используемые субъектами экономики//Триста лет российской печати: наследие и современность. — М., МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2003.

Научные результаты данного исследования использовались автором в научно-педагогической деятельности, при разработке и чтении спецкурсов «Управление проектом в рекламе», «АТЬ и ВТЬ инструменты в рекламе» на факультете социологии и рекламы Международного Университета Бизнеса и Управления (г. Москва).

Основные положения работы систематически применялись автором в профессиональной деятельности в качестве заместителя генерального директора ООО «Малета» (2001;2003гг.) и Директора по маркетингу, рекламе и ПР торговой марки «Конфаэль» (2003 — 2004гг.), брендменеджера марки Renault (в настоящее время).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников. В диссертации приведены 7 схем, 10 таблиц, 12 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

За последнее десятилетие Россия подверглась коренным изменениям — появились и активно развиваются социальные институты, необходимые для нормального функционирования современной рыночной экономики. Политическая и экономическая открытость дала импульс к расширению различных сфер бизнеса, включая средства массовой информации. В результате этого возросла интенсивность бизнес-коммуникаций, без которых невозможно представить функционирование коммерческих и государственных структур.

Эффективная экономическая деятельность в настоящее время основывается на преобразовании информации, которое представляет собой целенаправленный обмен упорядоченными данными (получение и передача сведений) между различными структурами и людьми. Можно сказать, что сегодня информация служит мерой упорядоченности и устойчивости всей экономической системы.

Экономическую систему можно определить как совокупность воздействий человека на некоторые ресурсы с целью удовлетворения своих потребностей, в процессе которого многократно происходит преобразование информации. Современное материальное производство базируется на индустриальных технологиях, которые все больше требуют расширенного обмена информацией, т. е. зависят от степени совершенства процессов обработки данных. В целом взаимодействие субъектов экономики имеет исключительно информационную сущность.

Присущее экономике свободное волеизъявление людей складывается путем анализа разнородной информации. Она может быть искаженной, направленной на изменение потребительского спроса, устранение конкурентов и т. п. Следовательно, экономические процессы всегда являются результатом преобразования информации. И на них сильно влияют условия создания, обработки и передачи данных.

Современный этап развития рыночной экономики обусловил резкий спад потребности в безадресной информации и развитие новых форм информационного обслуживания посредством СМИ бизнеса и его целевой аудитории. В то же время именно рынок и его структуры стали главным источником информации. Стабильность и успех экономической деятельности любого социально-экономического института зависит от деловых связей и бизнес-коммуникаций, их развития и укрепления. Именно бизнес-коммуникации позволяют корпорациям более эффективно осуществлять взаимодействие с внешней средой посредством обмена информацией.

Бизнес-коммуникации включают в себя все многообразие форм делового общения, которые в последние десятилетия превратились в настоящую технологию ведения бизнеса. Практика показывает, что модель бизнес-коммуникаций наилучшим образом подходит к укреплению репутации и позитивного имиджа компаний, поскольку соединяет в себе преимущества всех технологий работы с целевыми аудиториями: маркетинга, рекламы, РЯ и работы со СМИ.

Ведущую роль, наряду с субъектами социально-экономической сферы в бизнес-коммуникациях занимают СМИ.

Благодаря общественно-политическим и экономическим переменам в России стали появляться издания и информационные услуги, призванные удовлетворять потребности субъектов экономики в коммуникационном и информационном обеспечении.

Создание конкурентоспособных информационных продуктов возможно лишь при условии серьезных инвестиций в процессы обработки имеющейся или регулярно собираемой с помощью новейших технологий информации. В последнее время государство не имело возможности достойно поддерживать информационную сферу. Отечественный бизнес так же пока не научился вкладывать средства в долгосрочные перспективные наукоемкие проекты. В результате ценная информация уходит" из страны и используется в зарубежных проектах. Например, за рубежом частные лица создали целые архивы из российских кинои фотодокументов, полученных почти бесплатно из отечественных архивов.

Роль банков и финансово-промышленных групп (ФПГ) в поддержке информационного рынка сводится, в основном, к созданию контролируемых групп СМИ, способных проводить нужную политику. Информационная война, характерная для этой политики, не способствует формированию цивилизованной информационной инфраструктуры рыночной экономики.

Развитие информационного бизнеса в России тесно связано с экономической политикой правительства. Если будут реализованы планы по развитию малого и среднего бизнеса, промышленного и научного потенциала России, информационный рынок сможет получить новый импульс для саморазвития. В противном случае он будет, по-прежнему, настраиваться лишь на те ниши (например, сфера обеспечения безопасности бизнеса), которые способны оплачивать информационные услуги.

Современные информационные технологии (ИТ) позволяют использовать огромные массивы данных в режиме реального времени, причем стоимость сбора и обработки данных неуклонно снижается. И, как следствие, информация становится важной составляющей производственного процесса и теснит в нем традиционные компоненты — природные ресурсы, труд и капитал. Возникли новые отрасли производства, само существование которых основано на компьютерной обработке информации.

Однако тенденции последних лет все чаще подтверждают, что СМИ все в большей степени из средства распространения информации, становятся средством или инструментом достижения неких целей, где собственно информация, равно как и дезинформация, является лишь элементом социально-информационных технологий. Иными словами, социально нейтральная функция информирования «масс» подменяется иными задачами: целенаправленным формированием общественного мнения, а в итоге, манипуляцией социумом. Информационная компонента в этом случае используется в качестве повода, а зачастую выполняет задачу прикрытия деятельности по достижению определенных политических, экономических, пропагандистских, лоббистских и т. п. целей.

Современные СМИ активно взаимодействуют лишь с теми отраслями, которые являются лидерами российской экономики и представлены на мировом рынке. Прежде всего, это сырьевые отрасли: нефтяная, газовая, металлургическая и ряд других. Разумеется, интересы крупных корпораций, представляющих указанные отрасли, требуют выстраивания отношений с обществом и эффективно реализуют эту задачу посредством общероссийских и мощных корпоративных СМИ.

При этом существуют определенные ниши — легкая, пищевая и др. виды промышленности, которые не являются с финансовой точки зрения перспективными для СМИ. А отсутствие достаточных коммуникаций между этими отраслями, СМИ и аудиторией тормозят развитие и укрепление этих отраслей на рынках.

Следовательно, можно сделать вывод, что основной проблемой слабого поступательного движения социально — экономических процессов в России является низкая заинтересованность СМИ в малоприбыльных на сегодняшний день отраслях, низкий уровень их включенности в бизнескоммуникации, и концентрация основных участников информационного процесса вокруг ведущих игроков экономического процесса.

СМИ, как полноправные участники экономической жизни ориентированы на получение максимальной прибыли от своей деятельности при разумном уровне риска. Снижающийся уровень прибыли от розничных продаж и подписки компенсируется доходами от прямой и скрытой рекламы.

Еще одним, ключевым фактором, влияющим на коммуникации в сфере экономики, является фактор конкуренции между СМИ. Главенствующую роль здесь играет охват аудитории и рейтинг, от которого напрямую зависит объем денежных поступлений от рекламы. Высокий рейтинг является не только, и не столько показателем стремления творческого коллектива к созданию качественного издания, сколько продиктован стремлением получения максимальной прибыли.

Так же необходимо отметить и тот факт, что использование новейших технологий позволяет СМИ расширять свои информационные возможности. Новаторство коснулось и методов сбора и обработки и передачи информации.

Включенность СМИ в рыночные процессы продиктовала необходимость в подготовке профессиональных кадров, хорошо ориентирующихся в экономической ситуации. Благодаря этому большинство редакционных коллективов СМИ укомплектованы специалистами в различных отраслях экономики, способными объективно и доступно интерпретировать экономическую информацию как для узкоспециализированной аудитории, так и для широкого круга читателей и зрителей.

Усиление конкуренции и повышение требований аудитории к качеству материалов и информационному наполнению СМИ диктуют необходимость поиска новых творческих решений, ходов.

На фоне общественной трансформации произошли изменения и в системе СМИ, в ее отношениях с источниками информации и ее потребителями:

• появляются новые типы газетно-журнальной периодики, увеличилось количество разнообразных изданий;

• дифференцируются формы собственности СМИ;

• усиливается концентрация СМИ, создаются информационные предприятия с организационно-правовым статусом холдингов, концернов и т. п.;

• усиливается влияние реальных собственников СМИ на информационную политику изданий;

• формируется законодательная база правового регулирования СМИ;

• изменяется информационно — тематическая структура, стиль, жанровые и иные выразительные средства СМИ247;

• изменяется отношение аудитории к СМИ;

• под влиянием новых технологий изменяется информационное производство248.

Для достижения положительных результатов социально-экономической реформ в России, СМИ, как основной инструментарий бизнес-коммуникаций, должны в совей деятельности реализовывать следующие целевые программы:

• создание благоприятных условий для повышения эффективности диалога между бизнесом и властью;

• способствовать процессу интеграции коммуникаций между представителями различных сфер бизнеса для создания благоприятного информационного климата и развития российского бизнеса;

• демонстрировать приверженность принципам этическиориентированных бизнес — коммуникаций, что в свою очередь позволит сформировать активную коммуникационную среду для налаживания плодотворных контактов между субъектами экономики, социальными институтами, властью и непосредственно СМИ;

247 См.: Солганик Г. Я. О новых аспектах изучения языка СМИ//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2000. — № 6., Солганик Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2001. — № 6., Тертычный А. А. Риторика и жанры газеты//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2002. — № 6., Тертычный А. А. Трансформация жанровой структуры современной периодической печати//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. -2002. — №б., Шостак М. И. Жанры газеты. — М.: МГИ, 1999., Шостак М. И. Журналистика новостей. Вопросы технологии. Программа курса. — М., 1997., Шостак М. И. Оперативное комментирование//Журналист. — 1997. -№ 12.

248 См.: Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. — М.: Икар, 1999. — С. 5.

• проявлять активность по привлечению внимания бизнес-сообщества к необходимости формирования эффективных двусторонних коммуникаций с обществом;

• вести работу по налаживанию эффективных коммуникаций между специалистами в отдельных отраслях экономики, между отраслями и социально-экономическими институтами;

• вырабатывать правила «честной игры» и соответствовать этическим стандартам в сфере социально — экономической жизни;

• осваивать и повсеместно внедрять новые технологии, позволяющие максимально увеличить объем охвата аудитории и сократить издержки по получению бизнес — информации;

• проводить специализированные мероприятия, направленные на передачу и обмен опытом для региональных, отраслевых и пр. СМИ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  2. А. И. Периодические издания. Ростов-на-Дону, 1999.
  3. И. Паблик рилейшнз в менеджменте и маркетинге. М., 1996.
  4. И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М.: Тандем, 1997.
  5. Г. М. Социальная психология. М., 1988.
  6. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.
  7. К. В., Блаженов Ю. К. Паблик Рилейшнз для коммерсантов. М.: Дашков и Ко, 2000.
  8. Т. В. Связи с общественностью для третьего сектора. -М., 1996.
  9. . Монополия средств массовой информации. М., 1987. Ю. Багерстам Э. Свобода прессы в демократическом обществе: настольная книга по этике прессы. Тарту, 1992. 11. Бакшин В. В. Оформление газет различного типа. — М., 1998.
  10. А. В. Техника оформления газетной полосы. — Минск, 1983.
  11. Баркеро Кабреро X. Д. Связи с общественностью в мире финансов. -М.: Дело, 1997.
  12. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.
  13. Г. С. Стереотипы поведения- распознавание и интерпретация. М., 1990.
  14. М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  15. В. В. Типологические характеристики еженедельника. -Владивосток, 1984.
  16. Н. А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.
  17. В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации. Монография. М.: РУДН, 2002.
  18. В. М. Теория массовой коммуникации. М.: РУДН, 1997.21 .Биркенбиль В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., 1997.
  19. С. РЯ: международная практика. — М.: Довгань, 1997.
  20. С. Паблик Рилейшнз. Что это такое? М.: Новости, 1990.
  21. Д. И. Информация и информационный сервис. М., 1990.
  22. В. Л., Засурский Я. Н. Власть: зеркало или служанка. -М., 1990.
  23. Е. Л. Информационный маркетинг. Учебное пособие. -М.: Альфа, 2000.
  24. Н. Н. Массовая коммуникация и общение. — М., 1988.
  25. Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991.
  26. А. А. Восприятие человека человеком. — М., 1982.
  27. Ю. В., Коваленко А. Б. Культура и массовая коммуникация. -М., 1986.
  28. Р. Телевидение на перепутье. М., 1998.
  29. Ю. П. В контексте жизни. Системный подход и массовая коммуникация. М., 1979.
  30. Ю. П. Очерки коммуникологии. М., 1995.
  31. Ю. П. Социология массовой коммуникации. — М.: МНЭПУ, 1995.
  32. Г. В., Прилюк Д. Социология общения. М., 1987.
  33. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
  34. Е. JI. Северная модель в конце столетия: печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М.: Изд-во МГУ, 1997.
  35. Е. JI. Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М.: Изд-во МГУ, 1999.
  36. Г. Н. Всемирное телевидение. Новые средства информации их аудитория, техника, бизнес, поэтика. — Тбилиси, 1989.
  37. JI. А., Павлова JI. Г. Человеческое слово могучее. М.: Просвещение, 1984.
  38. Н. П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. М., 1974.
  39. В. И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
  40. М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.
  41. И. Л. Приемы рекламы и Public relation. СПб., 1995.
  42. Волков Ланит Л. Ф. Искусство фоторепортера. — М., 1987.
  43. И. М. Основы экономики и организации рекламной деятельности. М., 1991.
  44. В.Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. М.: Лабиринт, 1993.
  45. Г. Ф. Путь длинною в пять столетий. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. М., 1999.
  46. О. А., Реснянская Л. Л., Руденко И. А. Методика типологического анализа периодической печати. М., 1995.5¡-.Ворошилов В. В. Журналистика и бизнес. Реклама и «паблик рилейшнз» в структуре массовой информации. — СПб., 1993.
  47. С. И. Бизнес в Интернет. М.: Центр, 1998.
  48. С. И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. -М, 1984
  49. С. И. Уроки моделирования. М., 1987.
  50. И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1997.
  51. И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.
  52. В. М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
  53. В. М., Комаровский В. С. Паблик рилейшнз: сущность, функции, тенденции современного развития. М., 1996.
  54. В. М., Комаровский В. С. Связи с общественностью. М.: Луч, 1997.
  55. А. А. Процесс выпуска номера газеты. М., 1985.
  56. А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. Монография: М.: РИП-Холдинг, 2001.
  57. A.A. Работа журналиста в прессе. М.: РИП-Холдинг, 2001.
  58. Т. Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995.
  59. Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов/Под ред. А. П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  60. . А. Массовое сознание. М., 1987.
  61. . А. Мнение о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: Мысль, 1967.
  62. С. М. Газета и рынок: как добиться успеха. М., 1998.
  63. С. М. Редакционный менеджмент и маркетинг М., 1999.
  64. С. М. Экономика средств массовой информации. М., 2001.
  65. Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. Учебноепособие. М.: Омега, 2003.
  66. А. Н. Переходное общество- проблемы системной трансформации. -М.: Харвест, 1998.
  67. В. Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. -М.: Внешторгреклама, 1984.
  68. Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1989.
  69. И. М. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. М., 2001.
  70. И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. — М., 1996.
  71. Т. М. Лингвосоциологические аспекты массовой информации. М., 1976.
  72. Т. Текстовая деятельность в структуре социальных коммуникаций. — М., 1984.
  73. Е. Н. Информационно-обменные процессы факторы социального развития. — М., 1996.
  74. В. А. Журналистика и реклама: основы взаимодействия (опыт теоретического исследования). — М.: ИМА-пресс, 2001.
  75. В. В. Телевидение и власть. М., 1997.,
  76. В. В. Телевидение России между прошлым и будущим. — М., 1995.
  77. . И. Русская газета и газетное дело в России. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  78. В. JI. Практические методы достижения экономической стабильности независимых СМИ. М.: Пульс, 2000.
  79. С. Ф. Специфика публичной речи. М.: Знание, 1978.
  80. Т. С. Информационные процессы в современной России. М.: РАГС, 1999.
  81. Э. В. Философия и культура. — М., 1991.
  82. М. С. Мир общения. М., 1988.
  83. Е. М. Эффект рекламы. М.: Экономика, 1980.
  84. В. А. Философия. М.: Логос, 2002.
  85. М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура/Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  86. Кино и зритель. Опыт социологического исследования. М., 1968.
  87. А. П. История оформления русской газеты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  88. Г. Сила слова. М., 1967.
  89. Е. В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
  90. В. Человек в потоке информации. Новосибирск, 1981.
  91. В. П. Социология коммуникации. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997.
  92. С. Г. Основы журналистики. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
  93. С. Г. Печать, управление, самоуправление. -Тула, 1992.
  94. С. Г., Ворошилов В. В. Право и этика СМИ.1. СПб., 1999.
  95. Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. -Ростов-на-Дону, 1999.
  96. Л. В., Фильчикова Н. Б. От глашатая до неона. -М.: Знание, 1978.
  97. Н. А. Типологические характеристики православной печати. -М., 1996.
  98. Н. Н. Ораторская речь: стиль и композиция. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
  99. Н. Н. Риторика. М.: Просвещение, 1994.
  100. Н. Н. Стилистика рекламы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  101. Н. Н., Розенталь Д. Е. Слово о рекламе. М.: Экономика, 1978.
  102. И. В. Теория и практика рекламы в России. — М.: Центр, 1996.
  103. Г. В. Журналист на экране. М., 1985.
  104. Г. В. ТВ-журналист. М., 1979.
  105. B.C. Деловая пресса России. М.: 1996.
  106. Ч. Общественная организация/ЛГексты по истории социологии XIX—XX вв.еков//Хрестоматия. М.: Наука, 1994.
  107. Т. Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. Концепции. Практика. М.: Издательство Московского университета, 1996.
  108. А. А. Психология общения. М.: 1997.
  109. С. Ф. Политическая реклама. М.: Вагриус, 2001.
  110. Ю. М. Текст и структура аудитории. Тарту, 1974.
  111. И. П. Тип газеты и стиль публицистики. Л.: 1989.
  112. Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М.: ПСИХОЛОГИЯ, 2000.
  113. И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Издательство Московского университета, 1999.
  114. Методы журналистского творчества/Под ред. В. М. Горохова. -М.: 1982.
  115. О. Корпоративный имидж. СПб., 1999.
  116. В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. — М., 1990.
  117. Е.И. Деловое издание в системе периодической печати. Типообразующис факторы, характер становления и развития. Дис. канд. филол. наук. М., 1988.
  118. В. Л. Реклама: Международный опыт и российские традиции. -М.: Право и закон, 1996.
  119. С. А. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. -М., 1983.
  120. Д. А. Деловая пресса. Уч. пособие. Система средств массовой информации. М.: Аспект Пресс, 2001.
  121. Е. А. Бизнес-информация в системе коммуникаций между субъектами экономики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
  122. М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000.
  123. Е. А. Мастерство устного выступления. М.: Знание, 1989.
  124. Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
  125. Р. П. История новейшей отечественной журналистики. Переходный период (Середина 80-х 90-е годы)/Под ред. Я. Н. Засурского. Учебное пособие для студентов факультетов журналистики государственных университетов. — М., 1996.
  126. Р. П. Периодическая печать России. Система, типология. М., 1995.
  127. Д. Исповедь рекламного агента. М.: Внешторгреклама, 1964.
  128. Д. Тайны рекламного двора: советы старого рекламиста. М., 1993.
  129. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. Журналистика/Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. -СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.
  130. . Д. Общественные настроения. JL, 1966.
  131. Е. М. Опыт проведения совместных рекламных мероприятий торговли и промышленности. М.: ЦНИИТЭИ торговли, 1995.
  132. JI. В. Массовая информация и искусство. — JL, 1976.
  133. Печать Российской Федерации в 1998 году. Официальный справочник. М., 1999.
  134. Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. — М.: Ваклер, 1999.
  135. Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М.: Центр, 1998.
  136. Г. Г. Теория и практика коммуникации. Киев, 1996.
  137. Е. П. Введение в теорию журналистики. Учебное пособие. -М.: РИП-холдинг, 2001.
  138. Е. П. Журналистика и демократия. М.: РИП-Холдинг, 2001.
  139. Е. П. Журналистика. Государство. Общество. М., 1996.
  140. Е. П. Искусство публицистики. М., 1984.
  141. Е. П. Публицист и действительность. М., 1973.
  142. Психолингвистические проблемы массовой коммуникацииПод ред. А. А. Леонтьева. -М., 1974.
  143. Психология и психоанализ рекламы. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики.- Самара: БАХРАХ, 2001.
  144. Реклама. Внушение и манипуляция. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики.- Самара: БАХРАХ, 2001.
  145. Реснянская JL JI. Общероссийские периодические издания. -М., 1999.
  146. JI. JI. Общественный диалог и политическая культура.- Учеб. пособие. М.: Пульс, 2003.
  147. JI. JI. Особенности процесса формирования системы современной периодики. М., 1996.
  148. JI. Д., Фомичева И. Д. Газета для всей Россию -М.: ИКАР, 1999.
  149. Речевое воздействие в сфере массовых коммуникаций. М., 1990.
  150. Рид Р., Мацкевич Э., Файрстоун Ч. Телевидение, радио и приватизация. — М., 1998.
  151. И. И. Мировой рынок информационных услуг, основные характеристики, цели и методы маркетинга. М.: МП Данные, информация, знания, 1991.
  152. Ю. В. Техника, культура, язык. М.: Просвещение, 1993.
  153. Российские средства массовой информации, власть и капитал: к вопросу о концентрации и прозрачности СМИ в России. М., 1999.
  154. В. Н. Отечественное радиовещание: пути и проблемы строительства (ретроспектива и современность). — М., 1993.
  155. С. С. Информация и информационные технологии в современном обществе. М., 1993.
  156. Л. Г. Феномен журнализмаПод редакцией проф. Я. Н. Засурского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
  157. В. Е. Искусство как межличностная коммуникация: социально психологическая концепция. — СПб., 1995.
  158. Ф., Шрам У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. -М.: Вагриус, 1988.
  159. Система средств массовой информации России. Ч. I, II, Ш. Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1994.
  160. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Прогресс, 2001.
  161. П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга: Учеб. Пособие/Пер. с англ. под ред. проф. Л. Ф. Никулина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  162. Г. Л. Путь России к информационному обществу. -М., 1996.
  163. П. Основы искусства речи/Пер. с англ. 2-е изд. с испр. -М.: Прогресс, 1992.
  164. П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношенийПер. с англ., комментарии и статьи В. В. Сапогова. СПб.: РГХИ, 2000.
  165. Средства массовой информации постсоветской России. Учебное пособие/Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова, И. И. Засурский и др./Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002.
  166. А. П. Мир информации (история и перспективы). -М., 1986.
  167. Телевидение и радиовещание России в 1998 году. Официальный справочник. М., 1998.
  168. Телевизионная журналистика. М., 1998.,
  169. Телевизионная мозаика. М., 1998.
  170. В. П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада.-М., 1999.
  171. Типология периодической печати/Под ред. Я. Н. Засурского. -М., 1995.
  172. Типология печати: проблемы теории и практики/Отв. ред. Б. Я. Мисонжиков. СПб., 1999.
  173. С. И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. — М., 1986.
  174. А. В. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995.
  175. В. В. Публицистика и политика. М., 1979.
  176. В. В. Творческие горизонты журналистики. М., 1984.
  177. В. В., Старых Н. В. «Философский камешек» рекламного творчества. М., 1996.
  178. В. В., Старых Н. В. Как родилась реклама. М., 1992.
  179. JI. Н. Анализ содержания социологический метод изучения средств массовой коммуникации. — М.: Научный мир, 2001.
  180. JI. Н. Анализ содержания телевизионных передач. -М., 1992.
  181. JI. Н. Социология массовых коммуникаций: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.
  182. JI. Н. Социология рекламы. — М.: Добросвет, 1999.
  183. И. Д. Журналистика и аудитория. М., 1976.
  184. И. Д. Российские региональные рынка подписки. Средства массовой информации: портреты аудитории. М., 1993.
  185. Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: ПРАЙМ — ЕВРОЗНАК, 2002.
  186. А. Сетка: модульная система конструирования и производства газет. М., 1984.
  187. Художественная коммуникация и семиотика/Отв. ред. Ю. Б. Бореев.-М., 1986.
  188. В. Телевидение: системные характеристики. М., 1999.
  189. Ф. И. Основы теории коммуникации. Учебник. М.: Перспектива, 2002.
  190. Л. В. Печать Франции (80−90-е гг.). М., 1995.
  191. Ю. А. Процессы памяти и массовая коммуникация. -М.: Мысль, 1973.
  192. М. В. Газетная периодика постсоветской России. — М., 2002.
  193. М. В. Система СМИ и ее среда. Ч. 1 -6. М., 2002.
  194. М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М.: Пульс, 2002.
  195. М. В. Система средств массовой информации. Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества. -М., 1999.
  196. М. В. Системная типологическая модель СМИ. -М., 2002.
  197. М. В. СМИ в условиях реформирования общества. Системные характеристики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
  198. М. В. СМИ как коммуникативная и информационно-производящая система. Лекция. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
  199. М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1995.
  200. М. И. Еженедельник как тип издания. М., 1986.
  201. М. И. Жанры газеты. М.: МГИ, 1999.
  202. М. И. Журналистика новостей. Вопросы технологии. Программа курса. М., 1997.
  203. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. -СПб., 1998.
  204. И. И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро и макромирах. — М., 1996.
  205. А. Телевидение поиски и решения. — М., 1983.
  206. Е. В. Говорите правильно. М., 1964.
  207. Язык и моделирование социального взаимодействия. — М., 1987.
  208. P.O. Речевая коммуникация- Язык в отношении к другим системам коммуникации//Избранные работы. М.: Прогресс, 1985.
  209. Ю. В. Истоки и перспективы постиндустриальной парадигмы общества. М., 1996.1. СТАТЬИ
  210. Alex Nicholson For Odd Shoppers, Moscow Has It All//"The Moscow Times", 23.12.2003.
  211. H. В., Тарабанова В. А., Эйдемиллер Э. Г. Коммуникативная компетентность эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая модель социально-психологического тренинга менеджеров)//Журнал практического психолога. — 1999. — № 7−8.
  212. А. Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии/ТВестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 1998. -№ 3.
  213. В. Журналистика между свободой и контролем//Средства массовой информации в меняющемся мире: Сб. статей под ред. И. Д. Лаптевой и Т. С. Иларионовой. М.: РАГС, 1999.
  214. Аудитория банковской рекламы//Финансист. 1996. — № 4.
  215. Банковская реклама в России//Бизнес и банки. 1993. — № 24, 25.
  216. Н., Выхухолева Е. Мы разбавляем водку вином// «Известия», 20.03.2003.
  217. Бизнес и Пресса: от претензий к сотрудничеству//Ассоциация менеджеров, М., 2002.
  218. Л. Д. Американские журналы конца XIX начала XX в. И движение «разгребателей грязи». //Вестник Московского ун-та. Сер. Журналистика 1970. № 1.
  219. А. А. К теории коммуникативного воздействия//Теоретические и методологические проблемы социальнойпсихологии. М., 1977.
  220. В магазинах появился шоколадный портрет Владимира Путина// «Столичная газета», 01.12.2003.
  221. В Москве появился съедобный Путин/Лууу.п1лмп
  222. В Москве продают «шоколадного» Путина//Ырр://пеУ5.ЬЬс.со.ик.
  223. В Москве продают шоколадного Пyтинa//www.foшmy.гu
  224. В продажу поступил шоколадный Путин. Купить его никто не peшaeтcя//www.gorodkursk.ru/
  225. В продажу поступил шоколадный Путин/Лйрр:/гирог.пе1
  226. В продажу поступил шоколадный Путин/Лу^лу.пехузги.сот
  227. Шоколадный Путин спросом не пoльзyeтcя//www.podrobnosti.ua
  228. Е. Л. Газета и ЭВМ: некоторые аспекты взаимоотношений между современной компьютерной техникой и буржуазной печатью.//Вестник Московского ун-та 1988. № 2.
  229. Е. Л. Интернет для каждого: реальность или утопия//Информационное общество. 2000. — № 1.
  230. Е. Л. Национальная инфраструктура новых медиа в России//Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. Материалы научной конференции. М., 1998.
  231. Е. Л. Универсальная общественная служба в информационном обществе: новое прочтение проблемы доступа//Вестник РФФИ. 1999. № 3.
  232. Ф. Окно в Париж// «Компания». 2002. — № 178.
  233. Н. Информация, язык и общество//Кибернетика. М.: Наука, 1983.
  234. В. М., Гринберг Т. Э. Концепция рекламы и паблик рилейшнз в теории массовых коммуникаций//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10.
  235. Журналистика. 2002. — № 6.
  236. А. А. Отраслевая пресса//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. — № 4.
  237. А. В. Мир и система массовых коммуникаций//Вестн. Моск. унта. Сер. 10. Журналистика. 2002. — № 6.
  238. С. М. Распространение печати: проблемы и решения//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1998. — № 6.
  239. И. Масс-медиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации/Аналитический доклад// http://www.russ.ru
  240. О. В бутик за шоколадом//"Ведомости", 25.12.2003.
  241. Индустрия российских СМИ: цифры, факты, проблемы. // Журналист. 2002. № 7.
  242. А. Г. Российские империи СМИ//Журналист. 1998. — № 6.
  243. О. Президент весь в шоколаде// «Коммерсант», 17.11.2003.
  244. Л. А. Информационно-аналитические еженедельники как новая типологическая группа журнальной периодики постсоветской России//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2000. — № 6.
  245. Л. А. Становление аналитических еженедельников в постсоветской России//Журналистика в 1998 году. Ч. 1. М., 1999.
  246. С. Г. Возникновение и становление американского телевидения: экспериментальное телевидение 20−30-годов. // Вестник Московского Университета. Серия Журналистика. 1975. № 6.
  247. А. Шоколадная культурная революция// «Эксперт». 2003. -№ 46.
  248. Е. И. Перспективы развития деловой прессы//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1998. -№ 1.
  249. Московская Мупггак Е. А. Коммуникационные инструменты, используемые субъектами экономики//Триста лет российской печати: наследие и современность. М., МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2003.
  250. Московская Муштак Е. А. Функциональные особенности СМИ в системе коммуникаций между субъектами экономики//Актуальные проблемы экономики, политики и права/Сборник научных статей. — М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2003.
  251. Ш. Капитал и пресса//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1998. -№ 1.
  252. Е. А. Бизнес коммуникации и проблемы социально-экономического развития России//Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития. Часть I. — М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.
  253. Е. А. Манипулятивные инструменты в коммуникациях между субъектами рынка//Средства массовой информации в современном мире/Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб., 2003.
  254. Е. А. СМИ и проблемы социально-экономического развития России//Журналистика в 2002 году. СМИ и реалии нового века / Материалы научно-практической конференции. Ч. I. М., 2003.
  255. Покушение на «Конфаэль"// „Компания“. 2003. — № 49−50.
  256. Президент в шоколаде//у?у^1оЬа1ги8.ги
  257. Работа пресс-центров и пресс-служб: основы профессионального общения с журналистами//Связи с общественностью в политике и государственном управлении/Под общ. ред. В. С. Комаровского. М.: РАГС, 2001.
  258. А. И. Наш путь к информационному обществу//Теория и практика общественно научной информации. — М.: ИНИОН, 1989.
  259. Л. Л. Эволюция газетно — журнальной периодики//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1994. -№ 4.
  260. В. Н. О современном радиовещании//В диапазонесовременности: тенденции развития радио в современном мире. М., 1984.
  261. Р. На Лубянке станет сладко// „Ведомости“, 01.12.2003.
  262. Самое удобное вино// „Империя вкуса“. 2003.- № 11.
  263. И. И. О социально значимых аспектах коммуникативной компетентности российских менеджеров (к поставке проблемы)//Мир психологии. 2000. — № 2.
  264. Г. Л., Черешкин Д. О. О формировании информационного общества в России.// Информационное общество, 1998.
  265. Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. -2001.-№ 6.
  266. Г. Я. О новых аспектах изучения языка СМИУ/Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2000. — № 6.
  267. Средства массовой информации как партнер в реализации РЯ-служб//Связи с общественностью в политике и государственном управлении/Под общ. ред. В. С. Комаровского. М.: РАГС, 2001.
  268. О. Подарки сладки// „Деньги“. 2003. — № 50.
  269. В., Шихарев П. Массовая коммуникация как объект социологического анализа/ТМассовая культура: иллюзии и действительность. — М., 1975.
  270. А. А. Риторика и жанры газеты//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2002. — № 6.
  271. А. А. Трансформация жанровой структуры современной периодической печати//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. -2002. -№ 6.
  272. А. Рыночное общество. Противоположные точки зрения//Социс. 2001. — № 3.
  273. В. Л. Особенности реформирования системы телевидения в условиях информационного рынка//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10.1. Журналистика. 1998. — № 3.
  274. В. Л. Формирование новой системы телекоммуникации: тенденции и проблемы//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. -1994.-№ 5.
  275. И. Империя сласти//"Профиль». 2003. — № 48.
  276. Ю. А. Природа и функции массовых коммуникаций//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1967. — № 6.
  277. М. В. СМК и СМИ как понятия журналистики//Вест. Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. 2002. — № 2.
  278. М. В. Трансформация СМИ России: системные аспекты//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2000. — № 1.
  279. М. В. Экономические факторы трансформации СМИ. М., 1999.
  280. Шоколадный госзаказ «Конфаэль//Ырр//ушш.сопёкег.ги
  281. Шоколадный госзаказ «Конфаэль"// «ПИР», 02.09.2003.
  282. Шоколадный портрет Владимира Путина появился в магазинах Москвы/Л?уш.огепс1а.ги
  283. Шоколадный Путин лизнул и порядок!// www.vokruginfo.ru91 .Шоколадный Пyтин//www.businesspress.ru
  284. М. И. Журналы России//Типология периодической печати. -М., 1995.
  285. М. И. Качественное издание в системе периодики//Журналистика в переходный период. М., 1997.
  286. М. И. Оперативное комментирование//Журналист. 1997. -№ 12.
  287. М. Тайное оружие манипуляторов, иликоммуникационный бизнес//Сообщение. -2000. № 10. 96. Я шоколадный 3aau//www.pronline.ru
Заполнить форму текущей работой