Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система жанров. 
Основы журналистской деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако аналитика аналитике — рознь. Например, весть об октябрьской трагедии — террористическом акте в Москве на представлении «Норд-Оста», застала меня еще в Крыму. По телевизору продолжали идти бесконечные игры и телесериалы (выбирают из российских программ в основном их), все новости, кроме «Времени», выходили на мове, и в них сбивчиво под зонтами вещали свои корреспонденты из Москвы, напирали… Читать ещё >

Система жанров. Основы журналистской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной науке о журналистике существует такое понятие как система журналистских жанров. Их совокупность по-своему отражает систему взглядов на мир, на человека и события. С перестройки, с расширения гласности по настоящее время, то есть за четверть века, система жанров в российских СМИ изменилась весьма заметно, и изменения все еще происходят. Молодому журналисту надо знать все жанры, чувствовать все нюансы их различий, чтобы оптимально найти свою изобразительную палитру как для разовой работы, так и на перспективу. В существующей учебной литературе предложены различные подходы и к определению жанра, и к классификации жанров. Вот пример отличающихся подходов.

«В современной российской журналистике понятие „жанр“ заметно потеснено понятием „текст“. И тому есть объяснение. …Вместе со старой системой организации СМИ (жесткая вертикаль сверху донизу — от союзных до стенных газет) рухнула и прежняя классификация жанров»51. Тут в духе известного общества «Знание», которое всегда отличалось прямолинейностью подходов, заявлено твёрдо: «рухнула прежняя классификация». Почему? — остались и очерки, и корреспонденции, и несмешные, как правило, фельетоны.

Вот несколько иное описание того же явления: «В пауке о журналистике ныне наблюдается плюрализм мнений, тот или иной исследователь творит собственную теорию жанров, порой не обращая внимания на устоявшуюся классификацию». 52 Насчёт «собственной теории жанров» тоже можно не согласиться, потому что общий подход — наблюдается. Он уже был обозначен на предыдущих страницах этой главы. А вот рассуждения из учебника сравнительно молодого преподавателя Елены Черниковой, которая говорит о жанровом разнообразии, но тоже вводит стройную классификацию, различая группы информационных, аналитических и художественных жанров, делая особый упор на репортаже. Вот её классификация.

Информационные жанры: хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, некролог, отчёт, пресс-релиз, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос, мини-комментарий, миникорреспонденция.

«Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т. е. создать эффект присутствия»53. Репортаж относится к информационным жанрам журналистики.

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX века и происходит от латинского слова «reportare» (означает «передавать», «сообщать»).

Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки.

Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик («Репортаж с петлёй на шее») были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он скорее всего имеет в виду то, что мы называем очерком.

Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит много имен выдающихся репортеров, особенно В. А. Гиляровского («дядюшки Гидяя», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX — начале XX века своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и об актерах Художественного театра.

Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла прежде всего на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.

«Репортаж — жанр журналистики, который связан с освещением события непосредственно во время, когда оно происходит иди вскоре после его завершения. Обязательным условием репортажа является непосредственное участие репортера в событии.

Репортер — журналистская профессия, связанная с непосредственным участием в событии. Как правило, репортер дает наиболее актуальную информацию в максимально короткие сроки в форме репортажа.

Чаще всего репортер имеет узкую специализацию по тематикам: криминальная хроника, светская хроника, военная хроника"54. Существует несколько разновидностей репортажа. Отметим, что в современной журналистике в зависимости от задачи, которую ставит перед собой автор, оформилось несколько основных видов репортажа. Сохраняя все главные особенности, черты этого жанра, они се же существенно различаются между собой.

Основным качеством, определяющим вид репортажа, является форма отображения действительности.

Если задача, поставленная автором перед собой, имеет ограниченный характер, репортер стремится лишь сообщить о факте, событии, большей частью и не пытаясь обобщить то, о чем рассказывает. Он дает сжатую оценку, высказывает свое отношение к тому, что увидел или узнал. Это информационный репортаж.

Автор может поставить задачу не только сообщить факты, но и передать личное отношение к ним. И тогда мы видим перед собой репортаж «размышление на тему», в котором автор высказывает свое мнение при помощи лирико-публицистических отступлений.

Когда репортеры стремятся поразить воображение зрителя жестокостями нашей жизни, они достигают обратного результата. Приученный к регулярным дозам такой жестокости, зритель становится нечувствительным к их показу, и с каждым разом дозы должны быть все более крупными, а подробности все более страшными.

Потребность в подобного рода зрелищах возрастает по мере их потребления. Мало помалу они становится едва ли не основным содержанием рубрик. Ежедневным наркотиком. А массовое влечение поднимает рейтинг. И круг таким образом замыкается.

Следующий вид репортажа — аналитический.

Автор анализирует событие со всех сторон, привлекая к этому людей, имеющих прямое отношение к происходящему, такое изложение способствует тому, что читатели сами сопоставляют факты, обобщают их.

Выделяется еще одна тематическая разновидность репортажа — исторический, где сообщается о событии давно прошедшем.

В подобных репортажах можно обнаружить черты перечисленных выше разновидностей, но то, что речь идет о событии, при котором автор непосредственно не присутствовал, обусловливает особую специфику репортажа.

Публицист стремится проникнуть в суть, в невидимую основу явления, сопоставляя самые разные точки зрения и не подменяя готовым псевдорешением реально существующие противоречия. На подготовку одного репортажа-разбирательства у группы документалистов может уйти очень много времени, состояться огромное количество интервью и съёмок. По существу, аналитическая журналистика есть обращение к насущным проблемам, постановка острых вопросов, ответы на которые журналисты получают во время самой работы.

Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно с художественно-публицистическим) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии.

Из новшеств сегодня известен фоторепортаж о жизни знаменитостей. Фоторепортажи часто используются сегодня для того, чтобы описать в нескольких фотографиях жизнь знаменитостей прошлого (Любовь Орлову, Одри Хепберн).

Иногда репортаж в фотографиях считается среди читателей наиболее интересным. Текст здесь всегда используется под фотографиями.

Городской репортаж дает журналист}7 возможность освещать события из жизни людей в городских условиях. Например: в Москве городской репортаж должен освещать события из жизни города — жара в столице или программа по ТВЦ «Лицом к город}7» с серией проблемных или радужных репортажей.

При получении сведений от тех или иных лиц, расследуя обстоятельства событий, журналист обязан вести себя беспристрастно, непредубежденно, не торопиться с выводами, не высказывать своих суждений («за» и «против») и оценок до тех пор, пока он не убедится в том, что располагает достаточным количеством доказательств в пользу своего взгляда.

В ходе сбора информации важно придерживаться правила, которое юристы называют «презумпцией невиновности», т. е. исходить из представления о том, что до тех пор, пока не доказана та или иная, позиция, оценка, обвинение, выводы делать невозможно.

«Нельзя требовать от лиц, деятельность которых стала объектом внимания журналиста, доказательств своей невиновности в ответ на недоказанные обвинения.

Отказ частного лица предоставить информацию и высказать суждения следует уважать.

Совершенно исключается бестактность, грубость, пренебрежительное отношение к человеку, с которым беседует журналист, любые проявления бессердечия"55.

Обязательно скрупулезное выполнение требований профессионально-журналистского такта в общении с людьми.

Тактичный журналист не будет спрашивать о том, в чем данный человек некомпетентен или может дать лишь поверхностную или банальную информацию.

Такт проявляется и в том, что журналист умеет выслушать все, что хочет сказать собеседник, не прерывая его и тем самым не обижая своей невнимательностью.

При этом важно понять, почему именно так, в такой форме и объеме, в такой последовательности говорит человек, от этого зависит последующее правильное использование сведений.

Журналист не станет отрывать своего собеседника от работы, а договорится с ним о встрече в удобное для него время, хорошо приготовится к беседе или съемкам, постарается как можно меньше мешать людям своей работой, если есть прямая необходимость наблюдать или снимать на кино— или фотопленку во время работы.

Используя полученную информацию от героя будущей программы, журналист, смотрит, что можно публиковать, а что вызовет гнев публичного человека.

«Случается, что собеседник предупреждает журналиста. Чтобы некоторые сведения были даны без ссылки на источник, или указывает на необходимость обнародования сведений в той или иной форме, полностью или в извлечениях»56.

Приступая к работе с источниками, профессиональный журналист решает три главные проблемы: выбор самого надежного источника информации, обеспечение доступа к нему и проверку полученных сведений.

Существует несколько не общепринятых (в силу разного отношения журналистов к этике), но вполне обоснованных требованиями профессионализма правил.

В частности, не следует:

  • — «прикидываться», то есть представляться работником другой профессии, предположим, водопроводчиком, почтальоном, прохожим (кроме использования включенного наблюдения);
  • — запугивать собеседника;
  • — советовать, давать рекомендации;
  • — обещать «разобраться» и принять меры (это не входит в компетенцию журналистов);
  • — допускать поступки, которые могут вызвать моральное осуждение окружающих;
  • — идти на сближение ни с «положительными», ни с «отрицательными» персонажами;
  • — принимать подарки и услуги, поскольку могут возникнуть отношения зависимости журналиста от источника информации;
  • — производить запись разговора на диктофон без ведома собеседника (напротив, необходимо убедить его в том, что диктофон не позволит исказить его мысли и суждения);
  • — в то же время не лишним окажется дублирование диктофона записями в блокнот принципиально важных заявлений и суждений, так как техника, бывает, отказывает; в любом случае, с человеком, которого журналист намерен критиковать, нужен еще один последний разговор, где автор излагает выводы и оценки, к которым пришел, собирая информацию.

Особо внимательно надо отнестись к интервьюируемым, когда они произносят: «Это не для эфира!». И в конце важно не наследить. После журналиста у его собеседника будут и другие журналисты, и в соответствии с впечатлением, которое ты оставил у людей, они могут попросту отказаться с ними разговаривать"57.

Аналитические жанры, аналитическая корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, публицистическое обозрение, «круглый стол», опрос с анализом, рекомендация, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, исповедь, мемуары.

Однако аналитика аналитике — рознь. Например, весть об октябрьской трагедии — террористическом акте в Москве на представлении «Норд-Оста», застала меня еще в Крыму. По телевизору продолжали идти бесконечные игры и телесериалы (выбирают из российских программ в основном их), все новости, кроме «Времени», выходили на мове, и в них сбивчиво под зонтами вещали свои корреспонденты из Москвы, напирали на 30 украинских заложников. По ТВ «Крым» прошла ужасная передача с неумным или провокационным опросом: как вы относитесь к терракту в Москве — осуждаете, одобряете (?!), безразличны к происходящему? К концу программы высветились страшные результаты: 189 позвонивших — осуждают, 133 — одобряют (!) и 26 — безразличны. И тут я еще раз понял, что такое Крым, каковы националистические и мусульманско-татарские настроения. Такая «аналитика» лучше всего объясняет, почему жена поэта Сергея Овчаренко, Татьяна — сама типичная украинка — резко сказала: «Если Россия отвернется от Крыма, он станет турецко-татарским, но украинским — никогда!».

Художественные жанры: художественно-публицистические зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, эпитафия, проза жизни.

В эпоху массовой культуры выдвинулся на первый план во многих печатных и электронных СМИ шоужанр — анекдоты, пародии, игры, конкурсы, шоуэксперименты, шоу-расследование, реалити-шоу, интерактивные материалы, искусственные, постановочные скандалы и проч.

Особо, как журналист, продолжающий активно работать на радио, остановлюсь на том, что практика радиоэфира выделяет следующие жанры, которые перекликаются с газетными и телевизионными, но несут специфику звучащего материала:

Информационные жанры: горячие радионовости, официальные обращения к гражданам, радиообзор, информационное радиоинтервыо, информационный раодиорепортаж, информационная радиокорреспонденция. Последняя, например — очень развита на РТВ «Подмосковье», поскольку филиалы радиокомпании находятся во многих городах — районных центрах и получают эфир, как только сбрасывают свои корреспонденции по интернет}'.

Аналитические жанры: радиорецензия, письмо, обзор писем, радиобеседа, радиокомментарий, радиодискуссия, круглые столы в эфире, радиообращение, речь, журналистское радиорасследоваиие.

Аокументально-художественные жанры: радиокомпозиция, радиоочерк, радиозарисовка, радиофельетон, музыкальные и поэтические программы, радиокнига, театр у микрофона, писатель, художник у микрофона, творец в гостях у радиоведущего.

О последних художественных поджанрах на некоторых радиостанциях, включая федеральные, теперь редко вспоминают, а на РТВ «Подмосковье» они, по существу, ежедневно присутствуют в эфире, так же как календари — исторические, природные, православные — «Листая летопись времен», «Месяцеслов», «Машина времени» и др. Эти программы можно отнести к синкретическим жанрам, поскольку в них вкраиливаются и фрагменты интервью, репортажей, и информация о важнейших событиях, юбилеях, выставках, книгах, и стихи, и песни, связанные с историей страны, с Московией.

Итак, каждый род журналистики обладает специфическим способом отражения реальности. И мы уже привыкли называть прессу, радио и телевидение средствами массовой информации. Здесь нет противоречия: используя различные способы создания журналистских произведений, каждый род журналистики пользуется различными средствами доставки этих произведений потребителю информации. Газетчики печатают периодические издания. Радиожурналисты и тележурналисты осуществляют вещание, но первые передают в эфир только звуковую информацию, а вторые транслируют и звук, и изображение.

Иногда особым родом журналистики считают информационные агентства. Однако при полном сходстве методики работы сотрудников агентств с их коллегами в газетах, на телевидении и радио, эти ведомства — своеобразная инфраструктура массовой информации, вспомогательное подразделение. Еще менее правомочно включение в этот ряд кинематографа, книгоиздательской деятельности, выпуска грампластанок и компакт-дисков: имея некоторое сходство с массовой информацией, эти виды деятельности принципиально отличаются процессом организации информационного потока. Не будем вдаваться в подробности.

Каждый из родов массово-информационной деятельности содержит несколько типов сообщений: публицистические, художественные, научные, а, значит, отличаются по языку, форме подачи.

Научный тип сообщений предполагает особый язык и стиль: однозначное, не вызывающее разночтений, изложение специфических научных сведений. Используется в чисто научных изданиях, частично — в научно-популярных, а также в научных статьях в массовой прессе. Причем, если в научном журнале для описания понятий, экспериментов, явлений природы уместен язык усложненный, то в массовой периодике об этих же понятиях и явлениях следует говорить понятным и доходчивым языком. И об этом всегда должен помнить журналист, занятый подготовкой материала, а также и его редактор.

Художественный тип сообщений, в отличие от научного, характеризуется образностью языка, многозначностью понятий, умением обобщить единичный факт, типизировать явление. Если в научных публикациях речь идет, по преимуществу, об окружающем человека мире, то в художественных — вероятнее всего, о самом человеке, о его внутреннем мире, об отношении к миру внешнему и его восприятии отдельной личностью.

Публицистика (от лат. public us — общественный) — способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Публицистика играет важную политическую, идеологическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и в целом на общественное сознание. Иногда понятие «публицистика» воспринимается как синоним к слову «журналистика». Это объясняется тем, что публицистика, в сущности, также родовое понятие, включающее в себя произведения, освещающие актуальные социальнополитические и другие проблемы современности в печати, на радио и телевидении и в отдельных печатных изданиях. Публицистика существует в словесных (устных и письменных), графических изобразительных (плакат, карикатура), фотои кинематографических (фоторепортаж, документальный фильм), театральнодраматических и словесно-музыкальных формах.

Если говорить о видах журналистской деятельности, то здесь выделяют:

  • — информационную публицистику;
  • — аналитическую публицистику;
  • — художественную публицистику.

Понятно, что произведения каждого вида можно встретить в любом из родов журналистики. Здесь в качестве наиболее существенного и устойчивого признака следует считать меру типизации, уровень постижения конкретного жизненного материала. Информация, фиксируя, — констатирует, аналитическая публицистика — осмысливает и обобщает, художественное творчество — типизирует и взывает к чувствам.

Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда это понятие пришло в теорию журналистики. Важно помнить, что в «чистом» виде многие жанры не так уж и часто встречаются на газетных полосах, в телевизионных и радиопрограммах. То и дело мы видим, как жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга — это явление называется диффузией. На «стыке» жанров подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени. Но сколь бы сложной ни была «конструкция» журналистского произведения, в его основании всегда можно обнаружить более простые элементы — основные жанровые формы.

К жанрам информационной публицистики сегодня принято относить: заметку, текст которой может быть опубликован в газете, прочитан па радио, сопровождать изображение на ТВ; интервью (общежурналистский жанр); событийный репортаж, имеющий специфические черты в каждом из родов журналистики.

К жанрам аналитической публицистики относятся', проблемная статья в печати, проблемный репортаж, корреспонденция, беседа, комментарий, обозрение в прессе, на радио и ТВ.

К жанрам художественной публицистики относятся', зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры. Мне ближе и интересней всего в отечественной журналистике — путевой очерк, письма из провинции, которую мы редко видим па телеэкране.

Поразительно, что одним из первых благодатное и воспитующее воздействие дороги не только в творческом, но и в государственном значении открыл два века назад спокойный, полноватый, неспешный человек — кабинетный лирик и книжный мечтатель Василий Жуковский. Сегодня, когда многие политики, называющие себя правыми либералами, поднимают на щит и требуют увековечить в бронзе царя-освободителя Александра II, самое время вспомнить, что патриотичным воспитателем, нравственным наставником наследника престола был первый романтический поэт России, гуманист и энциклопедист, подаривший русскому читателю, как переводчик, западную поэзию — Василий Андреевич Жуковский, родившийся 9 февраля 1783 года. Он не только нравоучения и лекции читал, а лично освободил своих крестьян, лишившись немалых доходов и нажив врагов среди крепостников. Не столько о памятниках хлопотал, сколько о выкупе Шевченко, об облегчении участи декабристов, Баратынского, Герцена, Кольцова. Ну, а как он грудью бросался всякий раз на защиту Пушкина — известно и школьникам.

Василий Андреевич как пестователь цесаревича первый ввел в систему воспитания путешествия по родной стране. Он лично составил напряженный маршрут с наследником, па котором отрок, открывающий Россию, должен был посещать по 2—3 селения в день. Вот многогранный пример учительства и служения России! Но памятника самому Жуковскому, насколько мне известно — увы, нет. Юбилейную дат}' достойно не отметили. Правда, вдруг па журналистских дорогах по России сталкиваешься и с отрадными фактами. Поехал в Старую Руссу, где снова окунулся в реальную, а не виртуальную жизнь страны. Там как отдушину воспринимаешь, что бесконечная политическая и попсовая жвачка центральных телеканалов или «Радио России» прерывается вдруг местным телеканалом «Славия» или новгородским радиожурналом «Культура». Это и впрямь — разговор об общенациональной культуре, пусть и с местными чертами. Но какие это штрихи! — например, журналистка рассказала, что к 220-летию Василия Жуковского вышла книга преподавателя Пединститута Натальи Копытцевой о литературной и педагогической деятельности поэта и воспитателя царского наследника, правда, сама удивилась, что купить книгу можно в ларьке хозяйственного магазина на проспекте Гагарина. Хоть так можно приобщиться к миру Жуковского, к современному прочтению его творчества и судьбы, а ты попробуй купить новую книгу о поэте в Москве, где незаконнорожденный сын богатого помещика А. И. Бунина (да, из того же славного рода, что и Иван Бунин) и пленной турчанки Сальхи все-таки был зачислен в 1797 году в Благородный пансион при Московском университете.

Каждый из современных жанров обладает немалым числом форм. Например, сегодня широко распространена разновидность интервью — пресс-конференция. Протокольный репортаж с официального события называется отчетом. Иногда в отдельный жанр выделяют произведения инвестигейтивной (от англ, investigate — расследовать) журналистики, его так и называют — расследование. Ток-шоу на телевидении родились из обычной беседы, но превратились в самостоятельный жанр, имеющий черты как аналитической, так и художественной публицистики. К художественной публицистике, безусловно, относятся многочисленные телеигры, многие развлекательные передачи на радио и ТВ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой