Актуальность темы
Совершенствование системы военного образования является неотъемлемой и важнейшей частью реформы Вооруженных сил.
Необходимость коренных преобразований в этой области диктуется изменением задач, структуры, численности Вооруженных сил, изменением тре-Зований к номенклатуре военных специалистов, в том числе, по содержанию, а уровням образования.
Изменение геополитических интересов государства, снижение вероятности глобального вооруженного конфликта, прогнозируемый техногенный характер будущих войн, опыт локальных войн последних лет и социально-жономические проблемы страны высветили диспропорции в подготовке военных специалистов в образовательных учреждениях системы Министерства збороны и Министерства образования.
Все это предопределяет необходимость пересмотра основных парамет-юв и структуры государственного заказа на подготовку военных специалистов с реализацией всех возможных источников комплектования Вооружениях сил, уточнения квалификационных требований к военному специалисту га основе государственных образовательных стандартов.
Важнейшими направлениями здесь являются: повышение фундаментальной подготовки офицерских кадровгуманизация военного образования и снижение затрат на содержание системы военного образования через вклю7 чение в процесс комплектования Вооруженных сил мощного, но слабо реализованного потенциала высших учебных заведений Министерства образования.
В рамках изложенных выше проблем данная задача ставится в приказе Министра обороны РФ от 29 июля 1998 года № 338 «О совершенствовании системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации» .
Таким образом, в связи с пересмотром структуры кадрового заказа, приобретает актуальность проблема интегрирования созданной системы высшего профессионального образования в структуру подготовки офицерских кадров, формирования функций управления, при которой подготовка военных специалистов технического профиля в вузе не будет вступать в противоречие с гребованиями к специалисту высшего профессионального образования.
Работа выполнена в связи с пересмотром и уточнением государственных эбразовательных стандартов, требованиями приказа Министра общего и профессионального образования от 08.07.99 г. № 70, реформированием системы военного образования, необходимостью реализации приказа МО РФ от 29.07.98 г. № 338 и в рамках одного из основных научных направлений Воронежского государственного технического университета «Предметно-зриентированное система управления» .
Цель и задачи исследования
.
Целью диссертационной работы является разработка комплекса меро-1риятий, рекомендаций и методик по реорганизации подсистемы подготовки юенных специалистов в системе высшего профессионального образования,)ационализации ее управления и интегрирования в систему военного образо-$ания.
В процессе исследования, для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 8.
1. На основе анализа требований к военному специалисту в современных условиях, сравнения существующих систем его подготовки в Российской Федерации и требований новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования разработать обобщенную модель объектов профессиональной деятельности военного специалиста и сформулировать на этой основе цели и задачи, решаемые системой военного обучения в структуре Министерства образования в целом, и вуза, в частности;
2. Разработать методику рационализации организационных структур управления военным обучением в системе вуза и на ее основе сформулировать требования к структуре управления военным обучением в вузе, наиболее соответствующей целям и задачам, стоящим перед системой подготовки военных специалистов;
3. Для обеспечения процесса интегрирования подсистемы военного обучения в систему высшего профессионального образования разработать научно обоснованную методику определения соответствия специальностей вуза специальностям факультета военного обучения;
4. На основе исследования модели объектов профессиональной деятельности военного специалиста разработать рекомендации, обеспечивающие создание рациональной учебно-материальной базы факультета, позволяющие реализовать функции управления ее формированием и эффективным использованием при реализации в учебном процессе квалификационных требований к военному специалисту;
5. Разработать оптимальную процедуру управления военно — профессиональным отбором кандидатов на военное обучение, их сопровождением и распределением, отличающуюся от принятой в системе Минобороны особенностями гражданского вуза с его многопрофильностью, учетом морально-психологических качеств и мотиваций к военно — профессиональной деятельности в студенческой среде. 9.
Методы исследования. В работе использованы методы системного анализа, математической статистики, оптимизации, теории активных систем, надежности, нечетких множеств, теории матриц.
Научная новизна. В диссертации получены следующие результаты, характеризующиеся научной новизной: алгоритм принятия решения по выбору структуры управления военным обучением, обеспечивающий применение количественных показателей рациональности активных организационных систем подготовки военных кадров в гражданских вузахметодика оценки показателей целесообразности военного обучения, ориентированная на управление рациональным распределением студентов многопрофильного вуза по кафедрам факультета военного обученияметодический подход к управлению учебно-материальной базой военных кафедр, базирующийся на методике оценки показателей целесообразности военного обучения, позволяющий использовать критерий минимальной стоимости при заданной вероятности безотказной работы элементов учебно-материальной базымодель и процедура поэтапного военно-профессионального отбора и сопровождения студентов в процессе военного обучения, отличающиеся системным подходом к учету сводных показателей качества освоения учебных программ вуза и военного обучения.
Практическая ценность работы заключается в следующем: предложена обобщенная модель объектов военно-профессиональной деятельности выпускников вуза, позволяющая формировать единые подходы к рационализации управления многопрофильным военным обучением в структуре гражданского вузаиспользование методики рационализации организационных структур военного обучения явилось основой при формиро.
10 вании подсистемы подготовки военных кадров в Воронежском государственном техническом университете в виде факультета военного обучения и позволило поднять выполнение плана призыва выпускников университета на военную службу, по данным штаба Московского военного округа с 70% до 93%- разработаны практические рекомендации, позволившие, в отличии от сложившейся практики, научно обосновать группы специальностей вуза в наибольшей степени соответствующие военно-учетным специальностям факультета военного обучения и провести коррекцию учебных программ по «подгруппам» специальностей в рамках некоторых военно-учетных специальностейнаучно-обоснованное распределение студентов на военное обучение с внедрением в практическую деятельность факультета, для отдельных специальностей, методики поэтапного профессионально-психологического отбора позволило, по этим специальностям, на 22% снизить численность студентов отчисляемых с военного обучения и на 0,7 балла повысить текущую успеваемостьприменение методики управления формированием учебно-материальной базы позволило разработать, экономически обоснованный и удовлетворяющий заданным показателям надежности табель вооружения и военной техники, при открытии в 1999 году новой военно-учетной специальности.
Практические рекомендации по рационализации функций управления подготовкой военных кадров внедрены в системе военного образования Воронежского ВИРЭ, Череповецкого ВИИРЭ, а также в подсистемах военного обучения Воронежского государственного технического университета, Воронежского государственного университета и Воронежской государственной медицинской академии.
Апробация работы. Основные научные и экспериментальные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на:
III научной конференции Воронежского ВИРЭ, 21 мая 1996 года, г. Во.
11 ронеж- (Воронеж, 1996);
IX научно-методической конференции, «Проблемы качества образования 99», (Уфа, 1999);
Всероссийской конференции, «Интеллектуальные информационные системы», (Воронеж, 1999);
VIII симпозиуме, «Квалиметрия человека и образование: методология и практика», (Москва, 1999) научно-практических конференциях ВГТУ (1996;2000).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 18 печатных работ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из списка основных терминов и сокращений, введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Работа содержит 125 страниц, включая 14 рисунков, 11 таблиц и список литературы из 73 наименований.
В первой главе на основе анализа директивных документов, направлений, проблем и задач реформирования Вооруженных сил, изложенных в выступлениях Министра обороны и начальников Главных управлений Генерального штаба, результатов исследований по проблемам и перспективам реформирования высшей военной школы, опубликованных в печати и специальных сборниках, оценивается сложившаяся система подготовки военных кадров.
В ходе анализа факторов, закономерностей и принципов, определяющих характер профессиональной деятельности военных специалистов, содержания основных угроз государственной целостности России делается вывод о необходимости реформирования всей системы подготовки военных кадров, как основного объекта, определяющего облик современных Вооруженных сил РФ.
В условиях формирования в РФ многоуровневой образовательной системы, в результате анализа особенностей современного этапа комплектования.
Вооруженных сил специалистами разного образовательного уровня рассматривается концептуальная модель разработки и реализации квалификационных требований к военным специалистам в многоуровневой образовательной системе.
На этой основе предлагается осуществить поиск направлений развития системы военного обучения, уточнение задач, их реализующих, разработку научно-обоснованных методик, позволяющих провести реорганизацию системы военного обучения, сложившуюся окончательно в середине 60-х годов и в таком виде сохранившуюся до настоящего времени. Следует отметить, что за последние три десятилетия система военного образования и высшего профессионального образования неоднократно подвергались реорганизации и реформированию с учетом современных требований к специалистам и реалий времени.
Новыми задачами, влияющими на формирование квалификационных требований к военным специалистам при их подготовке в настоящее время, являются: реализация требований по подготовке военных кадров на основе единых государственных образовательных стандартовосвоение теории ведения боевых действий в локальных войнахпривитие навыков организации взаимодействия между войсками различных силовых структур.
Все это вместе с требованиями повышения уровня знаний в области автоматизированного управления войсками, информационных технологий и обеспечения многопрофильности военного обучения, привело к необходимости уточнения в работе модели военного специалиста и формирования обобщенной модели объектов профессиональной деятельности военных специалистов, обеспечивающей единство управления при многопрофильной военной подготовке.
Решение проблемы сравнительной оценки качества подготовки военных специалистов в образовательных структурах Министерства обороны и Министерства образования на количественной основе позволило сделать вывод о насущной потребности и перспективности проведения исследования в области рационализации управления военным обучением в структуре Министерства образования.
При анализе проблем, ограничивающих развитие системы военного обучения, формулируется основная цель работы в направлении поиска путей рационализации организационных структур и функций управления этой системой на основе разработки совокупности научно-обоснованных методик.
Во второй главе анализируется и оценивается структура системы военного обучения Воронежского государственного технического университета, реализованная на базе военной кафедры. Данная структура, обладающая доказанной многолетней практикой высокой экономичностью, накопила к настоящему времени ряд существенных недостатков, к основным из которых относятся: снижение эффективности и оперативности управления учебным процессом вследствие возрастания объема и разноплановости функций управления у единого управляющего органа (начальника кафедры) при многопрофильно-сти вуза и военной кафедрынедостаточная мотивация профессионального и научного роста преподавательского состава в структуре военной кафедры из-за ограниченных возможностей продвижения по службенизкая эффективность управления формированием и использованием учебно-материальной базы военной кафедры из единого центра при широкой номенклатуре учебной техники и нескольких довольствующих органах в соответствии с профилем каждой военно — учетной специальности.
В соответствии с нормативными документами военное обучение студен.
14 тов может быть организовано не только на военных кафедрах, но и на факультетах военного обучения вуза.
В этом случае эффективность и оперативность управления учебным процессом, в сравнении с военной кафедрой, возрастает из-за перераспределения функций управления между кафедрами факультета. Организационно-штатная структура факультета военного обучения позволяет улучшить мотивацию преподавательского состава к повышению научно-педагогической квалификации в результате больших перспектив в службе.
Недостатками свойственными факультету военного обучения являются: качество подготовки военного специалиста, с точки зрения реализации многоуровневой системы образования, остается неизменным в сравнении с военной кафедройсложности в формировании кадрового состава факультета и согласовании требований и интересов нескольких управляющих органов в высшем звене управления согласно подчиненности кафедр факультета военного обучения.
Кроме описанных выше систем военного обучения в структуре Министерства образования, военное обучение, с учетом сложившегося зарубежного опыта и современных реалий, может быть реализовано на базе военной кафедры многоуровневого военного обучения и военно-технического факультета.
Данные системы предполагают всеобщее обучение студентов по программе начальной военной подготовки (первый уровень) и подготовку военных специалистов с высшим образованием после конкурсного отбора по контракту (второй уровень).
Достоинствами таких структур считаются: реализация многоуровневой системы подготовки военного специалиста в гражданском вузе;
15 высокий уровень подготовки военного специалиста за счет конкурсного отбора и фундаментальной подготовки, характерной для гражданского вуза.
К недостаткам данных структур необходимо отнести: отсутствие нормативно-правовой базы, обеспечивающей подготовку военных кадров на контрактной основе с обязательствами заинтересованных ведомствповышение стоимости обучения из-за необходимости обеспечения выполнения условий контрактатрудности обеспечения отбора обучаемых на втором уровне вследствие низкой мотивации к военной службе на современном этапе.
Все эти структуры, выбор которых ограничен двумя формами военного обучения (факультет и кафедра) имеют как достоинства, так и недостатки, не позволяющие сделать однозначный вывод об их предпочтительности.
В связи с тем, что принятие решения о формировании подсистемы военного обучения в конкретном вузе до настоящего времени носило, в основном, эвристический характер, возникает необходимость в разработке научно-обоснованной методики сравнительной оценки эффективности этих структур и выборе на этой основе наиболее рациональной.
В работе организационные структуры оцениваются по ряду характеристик, основными из которых являются: оперативность, целенаправленность, экономичность и рациональность.
При этом каждая организационная структура характеризуется в виде длины вектора в многомерном пространстве показателей качества, а рациональная структура имеет максимальную длину этого вектора. На базе предложенной методики делается вывод о целесообразности реализации на практике структуры системы военного обучения в Воронежском государственном техническом университете в виде факультета военного обучения, включающего в свой состав управление факультета, военные кафедры, отделение.
16 учебной техники и учебную лабораторию.
С целью интегрирования предложенной структуры военного обучения в многоуровневую систему вуза возникает необходимость рационализации функций управления подсистемой военного обучения в вузе на основе: разработки методики определения соответствия специальностей вуза содержанию подготовки по «базовым», для факультета военного обучения, специальностямрекомендаций по обоснованию содержания учебно-материальной базы, формулируемых в результате применения методики количественной оценки состава ее элементов по критерию надежности при их минимальной стоимости и учитывающих возможности современных информационных технологийпредложенной эффективной и согласованной с задачами и интересами вуза, динамической модели системы военно-профессионального отбора студентов на военное обучение.
В третьей главе для решения задачи подготовки военных специалистов в гражданском вузе, учитывающей специфику вуза, программы обучения по базовым для военно-учетных специальностей и близких к ним, специальностям, а также многоуровневую образовательную систему вуза, определены основные элементы, требующие рационализации системы управления военным обучением.
К таким элементам отнесены: распределение обучаемых и корректировка учебных программ по военно-учетным специальностям на основе научно-обоснованной методики определения «близости» специальностей вуза государственному образовательному стандарту специальности, являющейся базовой для военно-учетной специальности факультета военного обучениярационализация функций управления созданием и использованием учеб.
17 но-материальной базы военного обучениясоздание системы военно-профессионального отбора обучаемых на всех этапах обучения в вузе и в процессе отбора на военную службу, базирующейся на динамической характеристике формирования профессионально-значимых качеств как военного, так и гражданского специалиста.
Принятие решения о распределении специальностей вуза по кафедрам факультета военного обучения и корректировке учебных программ в рамках одной военно-учетной специальности предлагается осуществлять используя методы шкальных оценок и главных компонент с целью сжатия квалиметри-ческой информации, характеризующей содержание учебных программ и методику, разработанную с использованием теории нечетких множеств. В этом случае Государственные образовательные стандарты специальностей вуза представляются в виде нечетких множеств и задача сводится к определению индексов сравнения на основе применения нечетких теоретико-множественных операторов.
Данная методика позволяет не только скорректировать распределение по военно-учетным специальностям студентов, обучающихся по традиционным специальностям вуза, но и спрогнозировать распределение студентов на военное обучение по открываемым специальностям вуза.
Необходимость разработки новых подходов к рационализации функций управления формированием и использованием учебно-материальной базы военного обучения диктуется: изменением требований к комплектованию специальных войск боевой техникой, когда воинские части комплектуются вооружением не по их предназначению, а по задачам решаемым на конкретном направлении и в конкретных условияхсущественными отличиями в процессах получения базовых знаний и навыков в военном и гражданском вузах, где в ходе их формирования система.
18 военного обучения вуза практически не участвуетразвитием и активным применением в учебном процессе компьютерных технологий.
Разработка рекомендаций рационального формирования учебно-материальной базы факультета, определение функций управления ее использованием и развитием осуществляется в результате обобщенного моделирования объектов будущей военно-профессиональной деятельности выпускников и решения задачи по реализации квалификационных требований к военному специалисту в рамках образовательного стандарта, когда знания и навыки, приобретаемые на факультетах вуза, участвуют в формировании из выпускника вуза военного специалиста.
Принятие решения о составе и содержании элементов учебно-материальной базы, участвующих в выполнении каждой квалификационной задачи по военно-учетной специальности, предлагается осуществлять на основе методики, разработанной с использованием теории надежности. В этом случае, каждый элемент учебно-материальной базы оценивается с точки зрения его стоимости и наработки на отказ, а подсистема учебно-материальной базы моделируется как система с динамическим скользящим ненагруженным резервом.
Таким образом, решение о составе учебно-материальной базы принимается с учетом достижения требуемого уровня реализации квалификационных требований и количественного обоснования ее минимальной стоимости при заданной вероятности безотказной работы.
Система военно-профессионального отбора студентов на военное обучение, построенная на основе директивных указаний и нормативно-правовых актов и учитывающая желание обучаемых и медицинские показатели, по своему содержанию и эффективности уступает созданной системе военно-профессионального отбора в военных вузах.
В то же время, внедрение системы военно-профессионального отбора в рузах на основе опыта, накопленного в структурах военного образования, не может быть эффективной из-за существенных различий в процессах военного обучения и военного образования, в профессионально-психологических ориентирах обучаемых в гражданских и военных вузах и вследствие различий в управлении профессионально-психологическим отбором и сопровождением студентов и слушателей военных вузов.
Для каждой военной специальности динамическое моделирование военно-профессионального отбора студентов осуществляется с использованием сводных показателей, формирующих интегральную характеристику пригодности кандидата на военное обучение, и методики профессионально-психологического отбора, разработанной на основе теории экспертных оценок и теории матриц.
Согласно предлагаемой методики каждый кандидат (обучаемый) оценивается различными группами экспертов по ряду сводных показателей, частично переходящих на последующие этапы профессионально-психологического отбора. Решение о зачислении кандидата на военное обучение или переводе обучаемого на следующий уровень принимается по результатам сравнения априори известного порогового значения с вычисленным значением полученной матрицы.
В заключении формулируются основные результаты работы, содержащие предложения по рационализации организационных структур подсистемы военного обучения и функций управления подготовкой военных кадров в системе гражданских вузов, обеспечивающие интегрирование существующей практики подготовки военных кадров в многоуровневую образовательную систему и повышение качества подготовки специалистов без дополнительных экономических затрат.
Основные результаты исследования использованыпри реорганизации военной кафедры в факультет военного обученияпри распределении специальностей вуза по кафедрам факультета военного обученияпри обосновании состава учебно-материальной базы факультетав ходе военно-профессионального отбора студентов на военное обучение при призыве выпускников на военную службу в Вооруженные силы. ив.
10. Методические рекомендации по разработки квалификационных требований, учебных планов и программ для подготовки офицеров с высшим военно-специальным образованием (утверждены ГУК высшего образования МО РФ 16 июня 1995 г.).
11. Азгальдов Г. Г., Рейхман Э. П. Квалиметрия: методы, проблемы, сфера применения: Методы количественной оценки качества продукции (квалиметрия). — М.: Экономика, 1972. — с. 14−23.
12. Айвазян С. А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности / Под ред. С. А. Айвазяна. — М.: Финансы и статистика, 1989. — 607 с.
13. Белый Ю. А. О статистических методах обработки ранговой шкалы. В сб.: Объективные критерии, оценки и измерения педагогических явлений и процессов / Под ред. Арсеньева М. А. — М.: изд. АПН СССР, 1973. — с. 54−63.
14. Бешелев С. Ю., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. -М.: Статистика, 1980. — 263 с.
15. Борисенко В. Н., Кучер A.A., Черкасов A.B. Психологические зарисовки в области управленческой деятельности. М.: изд. МО РФ, 1997.
16. Бурков В. Н., Ириков В. А. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981.
17. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы теории активных систем в управлении качеством подготовки специалистов. М.: 1998.-156 с.
18. Вентцель Е. С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1969.
19. Вознюк М. А. Теоретические основы квалиметрии высшей военной школы. С.-П.: Военная академия связи, 1997, — 142 с.
20. Голиков В. Д. О возможности альтернативной подготовки офицеров — специалистов для ВС России в гражданских вузах. М.: Военная мысль, 1997.
21. Гумин В. П. О новой концепции войны. М.: Военная мысль, 1997.
22. Гуткин JI.C. Оптимизация радиоэлектронных устройств по совокупности показателей качества. М.: Сов. радио, 1975.
23. Дальнейшее совершенствование процесса обучения в военно-учебных заведений МО, на основе широкого внедрения автоматизированных обучающих систем, АСУ ввузом и перспективных методик преподавания: отчет о НИР «Обучение 5» (этап III) — Воронеж: ВВИУРЭ, 1988.
24. Дегтяренко Г. А. Моделирование процессов управления подготовкой военных специалистов//Научно-методический сборник. М.: Воениздат, 1995.-№ 45.
25. Ермакова В. К. Высшее образование за рубежом. JL: Издательство ЛГУ, 1989.
Заключение
.
В результате решения задачи разработки комплекса мероприятий, рекомендаций и методик по реорганизации подсистемы подготовки военных специалистов в системе высшего профессионального образования, рационализации ее управления и интегрирования в многоуровневую систему военного образования получены следующие результаты:
1. Определены основные факторы, закономерности и принципы, положенные в основу формирования характера профессиональной деятельности современного военного специалиста, позволяющие сформулировать концептуальную модель разработки и реализации квалификационных требований к подготовке военных кадров в многоуровневой образовательной системе;
2. Проведена классификация квалификационных задач по разноплановым военно-учетным специальностям подсистемы военного обучения, которая позволила выделить объединяющие признаки деятельности военных кадров в виде организационной, информационной и технической составляющих. На этой основе сформулирована обобщенная модель объектов профессиональной деятельности, включающая содержание квалификационных задач, решаемых военными специалистами на объектах деятельности согласно их должностного предназначения. Такая модель позволила с единых позиций обосновать следующие направления рационализации структуры военного обучения с учетом его особенностей: совершенствование организационной структуры управления военным обучениемразработка научно-обоснованного распределения студентов вуза по военно-учетным специальностямкомплектование и развитие учебно-материальной базы, отвечающей требованиям учебных программ подсистемы военного обучения вуза;
116 формирование эффективной и динамичной подсистемы военно-профессионального отбора обучаемых, их сопровождения и обеспечения высокой мотивации гражданской молодежи к военной службе;
3. С учетом реализации требования подготовки военных специалистов в многоуровневой образовательной системе проведен анализ достоинств и недостатков возможных вариантов организационных структур управления военным обучением в гражданском вузе, позволивший выделить две основные формы структур управления военным обучением студентов — в виде военной кафедры или факультета. Вывод о рациональной для Воронежского государственного технического университета структуре управления военным обучением в форме факультета военного обучения основывается на разработанной методике, учитывающей экономичность, рациональность, оперативность и целенаправленность организационных структур.
4. Принятие решения о распределении специальностей вуза по кафедрам факультета военного обучения и корректировки учебных программ в рамках каждой военно-учетной специальности предложено осуществлять на основе разработанной методики определения соответствия специальностей вуза содержанию подготовки по базовым специальностям для ВУС ФВО с применением математического аппарата теории нечетких множеств. Для ВУС № 11 приведен пример обоснования наиболее «близкого» к этой ВУС перечня специальностей вуза, перечня специальностей, для которых требуется корректировка учебной программы по данной ВУС, а также перечень специальностей, требующих исключения из программ военной подготовки студентов;
5. Разработана методика научного обоснования требований к составу учебно-материальной базы с точки зрения достижения требуемого уровня реализации квалификационных требований, ее минимальной стоимости при заданной вероятности безотказной работы. Приводится пример расчета одного из элементов учебно-материальной базы предназначенного для обучения студентов навыкам приема на слух и передачи с помощью телеграфного.
117 ключа азбуки Морзе, что предусмотрено учебной программой по военно-учетной специальности № 33;
6. На основе анализа факторов, влияющих на развитие морально-деловых качеств обучаемых и отличающих среду гражданского вуза от военного вуза, разработана динамическая модель военно-профессионального отбора, согласованная с общей системой профессионального отбора студентов в Воронежском государственном техническом университете;
7. Разработана методика профессионально-психологического отбора студентов на военное обучение, базирующаяся на математическом аппарате экспертных оценок и теории матриц, составляющая основу процесса военно-профессионального отбора в период зачисления студентов и в ходе их военного обучения. Методика учитывает результаты деятельности обучаемых, как в ходе военного обучения, так и результаты освоения обучаемым своей основной (гражданской) специальности.