Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рационализация управления подготовкой военных специалистов в системе гражданских вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна. В диссертации получены следующие результаты, характеризующиеся научной новизной: алгоритм принятия решения по выбору структуры управления военным обучением, обеспечивающий применение количественных показателей рациональности активных организационных систем подготовки военных кадров в гражданских вузахметодика оценки показателей целесообразности военного обучения, ориентированная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ЗАДАЧ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ И УСЛОВИЙ СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ
    • 1. 1. Анализ факторов, закономерностей и принципов, определяющих характер профессиональной деятельности военного специалиста
    • 1. 2. Обоснование обобщенной модели объектов профессиональной деятельности военных специалистов, как основы военного обучения в вузе
    • 1. 3. Состояние систем подготовки военных специалистов и проблема оценки качества их профессиональной пригодности
    • 1. 4. Цели и задачи исследования
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПОДСИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Варианты организационных структур подсистем военного обучения
    • 2. 2. Методика выбора рациональной организационной структуры подсистемы военного обучения гражданского вуза
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННЫМ ОБУЧЕНИЕМ В ГРАЖДАНСКОМ ВУЗЕ
    • 3. 1. Методика определения соответствия специальностей вуза содержанию подготовки по базовым специальностям военного обучения
    • 3. 2. Рекомендации по обоснованию состава учебно-материальной базы
    • 3. 3. Формирование динамической модели военно — профессионального отбора студентов в подсистеме военного обучения

Рационализация управления подготовкой военных специалистов в системе гражданских вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Совершенствование системы военного образования является неотъемлемой и важнейшей частью реформы Вооруженных сил.

Необходимость коренных преобразований в этой области диктуется изменением задач, структуры, численности Вооруженных сил, изменением тре-Зований к номенклатуре военных специалистов, в том числе, по содержанию, а уровням образования.

Изменение геополитических интересов государства, снижение вероятности глобального вооруженного конфликта, прогнозируемый техногенный характер будущих войн, опыт локальных войн последних лет и социально-жономические проблемы страны высветили диспропорции в подготовке военных специалистов в образовательных учреждениях системы Министерства збороны и Министерства образования.

Все это предопределяет необходимость пересмотра основных парамет-юв и структуры государственного заказа на подготовку военных специалистов с реализацией всех возможных источников комплектования Вооружениях сил, уточнения квалификационных требований к военному специалисту га основе государственных образовательных стандартов.

Важнейшими направлениями здесь являются: повышение фундаментальной подготовки офицерских кадровгуманизация военного образования и снижение затрат на содержание системы военного образования через вклю7 чение в процесс комплектования Вооруженных сил мощного, но слабо реализованного потенциала высших учебных заведений Министерства образования.

В рамках изложенных выше проблем данная задача ставится в приказе Министра обороны РФ от 29 июля 1998 года № 338 «О совершенствовании системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации» .

Таким образом, в связи с пересмотром структуры кадрового заказа, приобретает актуальность проблема интегрирования созданной системы высшего профессионального образования в структуру подготовки офицерских кадров, формирования функций управления, при которой подготовка военных специалистов технического профиля в вузе не будет вступать в противоречие с гребованиями к специалисту высшего профессионального образования.

Работа выполнена в связи с пересмотром и уточнением государственных эбразовательных стандартов, требованиями приказа Министра общего и профессионального образования от 08.07.99 г. № 70, реформированием системы военного образования, необходимостью реализации приказа МО РФ от 29.07.98 г. № 338 и в рамках одного из основных научных направлений Воронежского государственного технического университета «Предметно-зриентированное система управления» .

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационной работы является разработка комплекса меро-1риятий, рекомендаций и методик по реорганизации подсистемы подготовки юенных специалистов в системе высшего профессионального образования,)ационализации ее управления и интегрирования в систему военного образо-$ания.

В процессе исследования, для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 8.

1. На основе анализа требований к военному специалисту в современных условиях, сравнения существующих систем его подготовки в Российской Федерации и требований новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования разработать обобщенную модель объектов профессиональной деятельности военного специалиста и сформулировать на этой основе цели и задачи, решаемые системой военного обучения в структуре Министерства образования в целом, и вуза, в частности;

2. Разработать методику рационализации организационных структур управления военным обучением в системе вуза и на ее основе сформулировать требования к структуре управления военным обучением в вузе, наиболее соответствующей целям и задачам, стоящим перед системой подготовки военных специалистов;

3. Для обеспечения процесса интегрирования подсистемы военного обучения в систему высшего профессионального образования разработать научно обоснованную методику определения соответствия специальностей вуза специальностям факультета военного обучения;

4. На основе исследования модели объектов профессиональной деятельности военного специалиста разработать рекомендации, обеспечивающие создание рациональной учебно-материальной базы факультета, позволяющие реализовать функции управления ее формированием и эффективным использованием при реализации в учебном процессе квалификационных требований к военному специалисту;

5. Разработать оптимальную процедуру управления военно — профессиональным отбором кандидатов на военное обучение, их сопровождением и распределением, отличающуюся от принятой в системе Минобороны особенностями гражданского вуза с его многопрофильностью, учетом морально-психологических качеств и мотиваций к военно — профессиональной деятельности в студенческой среде. 9.

Методы исследования. В работе использованы методы системного анализа, математической статистики, оптимизации, теории активных систем, надежности, нечетких множеств, теории матриц.

Научная новизна. В диссертации получены следующие результаты, характеризующиеся научной новизной: алгоритм принятия решения по выбору структуры управления военным обучением, обеспечивающий применение количественных показателей рациональности активных организационных систем подготовки военных кадров в гражданских вузахметодика оценки показателей целесообразности военного обучения, ориентированная на управление рациональным распределением студентов многопрофильного вуза по кафедрам факультета военного обученияметодический подход к управлению учебно-материальной базой военных кафедр, базирующийся на методике оценки показателей целесообразности военного обучения, позволяющий использовать критерий минимальной стоимости при заданной вероятности безотказной работы элементов учебно-материальной базымодель и процедура поэтапного военно-профессионального отбора и сопровождения студентов в процессе военного обучения, отличающиеся системным подходом к учету сводных показателей качества освоения учебных программ вуза и военного обучения.

Практическая ценность работы заключается в следующем: предложена обобщенная модель объектов военно-профессиональной деятельности выпускников вуза, позволяющая формировать единые подходы к рационализации управления многопрофильным военным обучением в структуре гражданского вузаиспользование методики рационализации организационных структур военного обучения явилось основой при формиро.

10 вании подсистемы подготовки военных кадров в Воронежском государственном техническом университете в виде факультета военного обучения и позволило поднять выполнение плана призыва выпускников университета на военную службу, по данным штаба Московского военного округа с 70% до 93%- разработаны практические рекомендации, позволившие, в отличии от сложившейся практики, научно обосновать группы специальностей вуза в наибольшей степени соответствующие военно-учетным специальностям факультета военного обучения и провести коррекцию учебных программ по «подгруппам» специальностей в рамках некоторых военно-учетных специальностейнаучно-обоснованное распределение студентов на военное обучение с внедрением в практическую деятельность факультета, для отдельных специальностей, методики поэтапного профессионально-психологического отбора позволило, по этим специальностям, на 22% снизить численность студентов отчисляемых с военного обучения и на 0,7 балла повысить текущую успеваемостьприменение методики управления формированием учебно-материальной базы позволило разработать, экономически обоснованный и удовлетворяющий заданным показателям надежности табель вооружения и военной техники, при открытии в 1999 году новой военно-учетной специальности.

Практические рекомендации по рационализации функций управления подготовкой военных кадров внедрены в системе военного образования Воронежского ВИРЭ, Череповецкого ВИИРЭ, а также в подсистемах военного обучения Воронежского государственного технического университета, Воронежского государственного университета и Воронежской государственной медицинской академии.

Апробация работы. Основные научные и экспериментальные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на:

III научной конференции Воронежского ВИРЭ, 21 мая 1996 года, г. Во.

11 ронеж- (Воронеж, 1996);

IX научно-методической конференции, «Проблемы качества образования 99», (Уфа, 1999);

Всероссийской конференции, «Интеллектуальные информационные системы», (Воронеж, 1999);

VIII симпозиуме, «Квалиметрия человека и образование: методология и практика», (Москва, 1999) научно-практических конференциях ВГТУ (1996;2000).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 18 печатных работ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из списка основных терминов и сокращений, введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Работа содержит 125 страниц, включая 14 рисунков, 11 таблиц и список литературы из 73 наименований.

В первой главе на основе анализа директивных документов, направлений, проблем и задач реформирования Вооруженных сил, изложенных в выступлениях Министра обороны и начальников Главных управлений Генерального штаба, результатов исследований по проблемам и перспективам реформирования высшей военной школы, опубликованных в печати и специальных сборниках, оценивается сложившаяся система подготовки военных кадров.

В ходе анализа факторов, закономерностей и принципов, определяющих характер профессиональной деятельности военных специалистов, содержания основных угроз государственной целостности России делается вывод о необходимости реформирования всей системы подготовки военных кадров, как основного объекта, определяющего облик современных Вооруженных сил РФ.

В условиях формирования в РФ многоуровневой образовательной системы, в результате анализа особенностей современного этапа комплектования.

Вооруженных сил специалистами разного образовательного уровня рассматривается концептуальная модель разработки и реализации квалификационных требований к военным специалистам в многоуровневой образовательной системе.

На этой основе предлагается осуществить поиск направлений развития системы военного обучения, уточнение задач, их реализующих, разработку научно-обоснованных методик, позволяющих провести реорганизацию системы военного обучения, сложившуюся окончательно в середине 60-х годов и в таком виде сохранившуюся до настоящего времени. Следует отметить, что за последние три десятилетия система военного образования и высшего профессионального образования неоднократно подвергались реорганизации и реформированию с учетом современных требований к специалистам и реалий времени.

Новыми задачами, влияющими на формирование квалификационных требований к военным специалистам при их подготовке в настоящее время, являются: реализация требований по подготовке военных кадров на основе единых государственных образовательных стандартовосвоение теории ведения боевых действий в локальных войнахпривитие навыков организации взаимодействия между войсками различных силовых структур.

Все это вместе с требованиями повышения уровня знаний в области автоматизированного управления войсками, информационных технологий и обеспечения многопрофильности военного обучения, привело к необходимости уточнения в работе модели военного специалиста и формирования обобщенной модели объектов профессиональной деятельности военных специалистов, обеспечивающей единство управления при многопрофильной военной подготовке.

Решение проблемы сравнительной оценки качества подготовки военных специалистов в образовательных структурах Министерства обороны и Министерства образования на количественной основе позволило сделать вывод о насущной потребности и перспективности проведения исследования в области рационализации управления военным обучением в структуре Министерства образования.

При анализе проблем, ограничивающих развитие системы военного обучения, формулируется основная цель работы в направлении поиска путей рационализации организационных структур и функций управления этой системой на основе разработки совокупности научно-обоснованных методик.

Во второй главе анализируется и оценивается структура системы военного обучения Воронежского государственного технического университета, реализованная на базе военной кафедры. Данная структура, обладающая доказанной многолетней практикой высокой экономичностью, накопила к настоящему времени ряд существенных недостатков, к основным из которых относятся: снижение эффективности и оперативности управления учебным процессом вследствие возрастания объема и разноплановости функций управления у единого управляющего органа (начальника кафедры) при многопрофильно-сти вуза и военной кафедрынедостаточная мотивация профессионального и научного роста преподавательского состава в структуре военной кафедры из-за ограниченных возможностей продвижения по службенизкая эффективность управления формированием и использованием учебно-материальной базы военной кафедры из единого центра при широкой номенклатуре учебной техники и нескольких довольствующих органах в соответствии с профилем каждой военно — учетной специальности.

В соответствии с нормативными документами военное обучение студен.

14 тов может быть организовано не только на военных кафедрах, но и на факультетах военного обучения вуза.

В этом случае эффективность и оперативность управления учебным процессом, в сравнении с военной кафедрой, возрастает из-за перераспределения функций управления между кафедрами факультета. Организационно-штатная структура факультета военного обучения позволяет улучшить мотивацию преподавательского состава к повышению научно-педагогической квалификации в результате больших перспектив в службе.

Недостатками свойственными факультету военного обучения являются: качество подготовки военного специалиста, с точки зрения реализации многоуровневой системы образования, остается неизменным в сравнении с военной кафедройсложности в формировании кадрового состава факультета и согласовании требований и интересов нескольких управляющих органов в высшем звене управления согласно подчиненности кафедр факультета военного обучения.

Кроме описанных выше систем военного обучения в структуре Министерства образования, военное обучение, с учетом сложившегося зарубежного опыта и современных реалий, может быть реализовано на базе военной кафедры многоуровневого военного обучения и военно-технического факультета.

Данные системы предполагают всеобщее обучение студентов по программе начальной военной подготовки (первый уровень) и подготовку военных специалистов с высшим образованием после конкурсного отбора по контракту (второй уровень).

Достоинствами таких структур считаются: реализация многоуровневой системы подготовки военного специалиста в гражданском вузе;

15 высокий уровень подготовки военного специалиста за счет конкурсного отбора и фундаментальной подготовки, характерной для гражданского вуза.

К недостаткам данных структур необходимо отнести: отсутствие нормативно-правовой базы, обеспечивающей подготовку военных кадров на контрактной основе с обязательствами заинтересованных ведомствповышение стоимости обучения из-за необходимости обеспечения выполнения условий контрактатрудности обеспечения отбора обучаемых на втором уровне вследствие низкой мотивации к военной службе на современном этапе.

Все эти структуры, выбор которых ограничен двумя формами военного обучения (факультет и кафедра) имеют как достоинства, так и недостатки, не позволяющие сделать однозначный вывод об их предпочтительности.

В связи с тем, что принятие решения о формировании подсистемы военного обучения в конкретном вузе до настоящего времени носило, в основном, эвристический характер, возникает необходимость в разработке научно-обоснованной методики сравнительной оценки эффективности этих структур и выборе на этой основе наиболее рациональной.

В работе организационные структуры оцениваются по ряду характеристик, основными из которых являются: оперативность, целенаправленность, экономичность и рациональность.

При этом каждая организационная структура характеризуется в виде длины вектора в многомерном пространстве показателей качества, а рациональная структура имеет максимальную длину этого вектора. На базе предложенной методики делается вывод о целесообразности реализации на практике структуры системы военного обучения в Воронежском государственном техническом университете в виде факультета военного обучения, включающего в свой состав управление факультета, военные кафедры, отделение.

16 учебной техники и учебную лабораторию.

С целью интегрирования предложенной структуры военного обучения в многоуровневую систему вуза возникает необходимость рационализации функций управления подсистемой военного обучения в вузе на основе: разработки методики определения соответствия специальностей вуза содержанию подготовки по «базовым», для факультета военного обучения, специальностямрекомендаций по обоснованию содержания учебно-материальной базы, формулируемых в результате применения методики количественной оценки состава ее элементов по критерию надежности при их минимальной стоимости и учитывающих возможности современных информационных технологийпредложенной эффективной и согласованной с задачами и интересами вуза, динамической модели системы военно-профессионального отбора студентов на военное обучение.

В третьей главе для решения задачи подготовки военных специалистов в гражданском вузе, учитывающей специфику вуза, программы обучения по базовым для военно-учетных специальностей и близких к ним, специальностям, а также многоуровневую образовательную систему вуза, определены основные элементы, требующие рационализации системы управления военным обучением.

К таким элементам отнесены: распределение обучаемых и корректировка учебных программ по военно-учетным специальностям на основе научно-обоснованной методики определения «близости» специальностей вуза государственному образовательному стандарту специальности, являющейся базовой для военно-учетной специальности факультета военного обучениярационализация функций управления созданием и использованием учеб.

17 но-материальной базы военного обучениясоздание системы военно-профессионального отбора обучаемых на всех этапах обучения в вузе и в процессе отбора на военную службу, базирующейся на динамической характеристике формирования профессионально-значимых качеств как военного, так и гражданского специалиста.

Принятие решения о распределении специальностей вуза по кафедрам факультета военного обучения и корректировке учебных программ в рамках одной военно-учетной специальности предлагается осуществлять используя методы шкальных оценок и главных компонент с целью сжатия квалиметри-ческой информации, характеризующей содержание учебных программ и методику, разработанную с использованием теории нечетких множеств. В этом случае Государственные образовательные стандарты специальностей вуза представляются в виде нечетких множеств и задача сводится к определению индексов сравнения на основе применения нечетких теоретико-множественных операторов.

Данная методика позволяет не только скорректировать распределение по военно-учетным специальностям студентов, обучающихся по традиционным специальностям вуза, но и спрогнозировать распределение студентов на военное обучение по открываемым специальностям вуза.

Необходимость разработки новых подходов к рационализации функций управления формированием и использованием учебно-материальной базы военного обучения диктуется: изменением требований к комплектованию специальных войск боевой техникой, когда воинские части комплектуются вооружением не по их предназначению, а по задачам решаемым на конкретном направлении и в конкретных условияхсущественными отличиями в процессах получения базовых знаний и навыков в военном и гражданском вузах, где в ходе их формирования система.

18 военного обучения вуза практически не участвуетразвитием и активным применением в учебном процессе компьютерных технологий.

Разработка рекомендаций рационального формирования учебно-материальной базы факультета, определение функций управления ее использованием и развитием осуществляется в результате обобщенного моделирования объектов будущей военно-профессиональной деятельности выпускников и решения задачи по реализации квалификационных требований к военному специалисту в рамках образовательного стандарта, когда знания и навыки, приобретаемые на факультетах вуза, участвуют в формировании из выпускника вуза военного специалиста.

Принятие решения о составе и содержании элементов учебно-материальной базы, участвующих в выполнении каждой квалификационной задачи по военно-учетной специальности, предлагается осуществлять на основе методики, разработанной с использованием теории надежности. В этом случае, каждый элемент учебно-материальной базы оценивается с точки зрения его стоимости и наработки на отказ, а подсистема учебно-материальной базы моделируется как система с динамическим скользящим ненагруженным резервом.

Таким образом, решение о составе учебно-материальной базы принимается с учетом достижения требуемого уровня реализации квалификационных требований и количественного обоснования ее минимальной стоимости при заданной вероятности безотказной работы.

Система военно-профессионального отбора студентов на военное обучение, построенная на основе директивных указаний и нормативно-правовых актов и учитывающая желание обучаемых и медицинские показатели, по своему содержанию и эффективности уступает созданной системе военно-профессионального отбора в военных вузах.

В то же время, внедрение системы военно-профессионального отбора в рузах на основе опыта, накопленного в структурах военного образования, не может быть эффективной из-за существенных различий в процессах военного обучения и военного образования, в профессионально-психологических ориентирах обучаемых в гражданских и военных вузах и вследствие различий в управлении профессионально-психологическим отбором и сопровождением студентов и слушателей военных вузов.

Для каждой военной специальности динамическое моделирование военно-профессионального отбора студентов осуществляется с использованием сводных показателей, формирующих интегральную характеристику пригодности кандидата на военное обучение, и методики профессионально-психологического отбора, разработанной на основе теории экспертных оценок и теории матриц.

Согласно предлагаемой методики каждый кандидат (обучаемый) оценивается различными группами экспертов по ряду сводных показателей, частично переходящих на последующие этапы профессионально-психологического отбора. Решение о зачислении кандидата на военное обучение или переводе обучаемого на следующий уровень принимается по результатам сравнения априори известного порогового значения с вычисленным значением полученной матрицы.

В заключении формулируются основные результаты работы, содержащие предложения по рационализации организационных структур подсистемы военного обучения и функций управления подготовкой военных кадров в системе гражданских вузов, обеспечивающие интегрирование существующей практики подготовки военных кадров в многоуровневую образовательную систему и повышение качества подготовки специалистов без дополнительных экономических затрат.

Основные результаты исследования использованыпри реорганизации военной кафедры в факультет военного обученияпри распределении специальностей вуза по кафедрам факультета военного обученияпри обосновании состава учебно-материальной базы факультетав ходе военно-профессионального отбора студентов на военное обучение при призыве выпускников на военную службу в Вооруженные силы. ив.

10. Методические рекомендации по разработки квалификационных требований, учебных планов и программ для подготовки офицеров с высшим военно-специальным образованием (утверждены ГУК высшего образования МО РФ 16 июня 1995 г.).

11. Азгальдов Г. Г., Рейхман Э. П. Квалиметрия: методы, проблемы, сфера применения: Методы количественной оценки качества продукции (квалиметрия). — М.: Экономика, 1972. — с. 14−23.

12. Айвазян С. А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности / Под ред. С. А. Айвазяна. — М.: Финансы и статистика, 1989. — 607 с.

13. Белый Ю. А. О статистических методах обработки ранговой шкалы. В сб.: Объективные критерии, оценки и измерения педагогических явлений и процессов / Под ред. Арсеньева М. А. — М.: изд. АПН СССР, 1973. — с. 54−63.

14. Бешелев С. Ю., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. -М.: Статистика, 1980. — 263 с.

15. Борисенко В. Н., Кучер A.A., Черкасов A.B. Психологические зарисовки в области управленческой деятельности. М.: изд. МО РФ, 1997.

16. Бурков В. Н., Ириков В. А. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981.

17. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы теории активных систем в управлении качеством подготовки специалистов. М.: 1998.-156 с.

18. Вентцель Е. С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1969.

19. Вознюк М. А. Теоретические основы квалиметрии высшей военной школы. С.-П.: Военная академия связи, 1997, — 142 с.

20. Голиков В. Д. О возможности альтернативной подготовки офицеров — специалистов для ВС России в гражданских вузах. М.: Военная мысль, 1997.

21. Гумин В. П. О новой концепции войны. М.: Военная мысль, 1997.

22. Гуткин JI.C. Оптимизация радиоэлектронных устройств по совокупности показателей качества. М.: Сов. радио, 1975.

23. Дальнейшее совершенствование процесса обучения в военно-учебных заведений МО, на основе широкого внедрения автоматизированных обучающих систем, АСУ ввузом и перспективных методик преподавания: отчет о НИР «Обучение 5» (этап III) — Воронеж: ВВИУРЭ, 1988.

24. Дегтяренко Г. А. Моделирование процессов управления подготовкой военных специалистов//Научно-методический сборник. М.: Воениздат, 1995.-№ 45.

25. Ермакова В. К. Высшее образование за рубежом. JL: Издательство ЛГУ, 1989.

Заключение

.

В результате решения задачи разработки комплекса мероприятий, рекомендаций и методик по реорганизации подсистемы подготовки военных специалистов в системе высшего профессионального образования, рационализации ее управления и интегрирования в многоуровневую систему военного образования получены следующие результаты:

1. Определены основные факторы, закономерности и принципы, положенные в основу формирования характера профессиональной деятельности современного военного специалиста, позволяющие сформулировать концептуальную модель разработки и реализации квалификационных требований к подготовке военных кадров в многоуровневой образовательной системе;

2. Проведена классификация квалификационных задач по разноплановым военно-учетным специальностям подсистемы военного обучения, которая позволила выделить объединяющие признаки деятельности военных кадров в виде организационной, информационной и технической составляющих. На этой основе сформулирована обобщенная модель объектов профессиональной деятельности, включающая содержание квалификационных задач, решаемых военными специалистами на объектах деятельности согласно их должностного предназначения. Такая модель позволила с единых позиций обосновать следующие направления рационализации структуры военного обучения с учетом его особенностей: совершенствование организационной структуры управления военным обучениемразработка научно-обоснованного распределения студентов вуза по военно-учетным специальностямкомплектование и развитие учебно-материальной базы, отвечающей требованиям учебных программ подсистемы военного обучения вуза;

116 формирование эффективной и динамичной подсистемы военно-профессионального отбора обучаемых, их сопровождения и обеспечения высокой мотивации гражданской молодежи к военной службе;

3. С учетом реализации требования подготовки военных специалистов в многоуровневой образовательной системе проведен анализ достоинств и недостатков возможных вариантов организационных структур управления военным обучением в гражданском вузе, позволивший выделить две основные формы структур управления военным обучением студентов — в виде военной кафедры или факультета. Вывод о рациональной для Воронежского государственного технического университета структуре управления военным обучением в форме факультета военного обучения основывается на разработанной методике, учитывающей экономичность, рациональность, оперативность и целенаправленность организационных структур.

4. Принятие решения о распределении специальностей вуза по кафедрам факультета военного обучения и корректировки учебных программ в рамках каждой военно-учетной специальности предложено осуществлять на основе разработанной методики определения соответствия специальностей вуза содержанию подготовки по базовым специальностям для ВУС ФВО с применением математического аппарата теории нечетких множеств. Для ВУС № 11 приведен пример обоснования наиболее «близкого» к этой ВУС перечня специальностей вуза, перечня специальностей, для которых требуется корректировка учебной программы по данной ВУС, а также перечень специальностей, требующих исключения из программ военной подготовки студентов;

5. Разработана методика научного обоснования требований к составу учебно-материальной базы с точки зрения достижения требуемого уровня реализации квалификационных требований, ее минимальной стоимости при заданной вероятности безотказной работы. Приводится пример расчета одного из элементов учебно-материальной базы предназначенного для обучения студентов навыкам приема на слух и передачи с помощью телеграфного.

117 ключа азбуки Морзе, что предусмотрено учебной программой по военно-учетной специальности № 33;

6. На основе анализа факторов, влияющих на развитие морально-деловых качеств обучаемых и отличающих среду гражданского вуза от военного вуза, разработана динамическая модель военно-профессионального отбора, согласованная с общей системой профессионального отбора студентов в Воронежском государственном техническом университете;

7. Разработана методика профессионально-психологического отбора студентов на военное обучение, базирующаяся на математическом аппарате экспертных оценок и теории матриц, составляющая основу процесса военно-профессионального отбора в период зачисления студентов и в ходе их военного обучения. Методика учитывает результаты деятельности обучаемых, как в ходе военного обучения, так и результаты освоения обучаемым своей основной (гражданской) специальности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-Ф13 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации № 940 от 12 августа 1994 г. «Об утверждении порядка разработки, утверждении и введении в действие государственного образовательного стандарта военного профессионального образования».
  4. Приказ Министра Обороны № 338 от 29 июля 1998 г. «О совершенствовании системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации».
  5. Приказ Министра Образования № 70 от 8 июля 1999 г. «О совершенствовании структуры и содержании инженерного образования».
  6. Директива Министра Обороны № 205/2/0106 от 26 марта 1998 г. «Основные направления развития системы подготовки военных кадров».
  7. Директива заместителя Министра Обороны РФ № 173/3/90 547 от 17 ноября 1990 г. «О военно-профессиональной ориентации гражданской молодежи».1.?и
  8. У.Г., Гузаиров М. Б. Оценка затрат на подготовку специалистов в вузе в зависимости от квалификационных требований к выпускнику. М.: ИЦ. 1991.
  9. В.А. Оптимизация распределения функций при управлением качеством образования в негосударственном секторе высшего образования. //Высокие технологии в технике, медицине, образовании. Воронеж: ВГТУ, 1998, — с. 162−168.
  10. А., Кривошеев А., Куракин Д. Развитие сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации.//Высшее образование в России. 1995. № 2.
  11. М. Ранговые коррекции. М.: Статистика. 1975.
  12. A.M., Литвинов А. В. О проблемах формирования квалификационных требований к выпускникам ввузов, разработки учебных планов и содержания учебных программ//Научно-методический сборник. -М.: Воениздат, 1996.-№ 44.
  13. Концепция высшего военного образования в современных условиях и проблемы комплектования ВС офицерскими кадрами.//Сборник материалов военно-научной конференции. М.: ВАГШ, 1999.
  14. Э.П., Ирхин Ю. А., Конончук В. А. Анализ основ мотивационной сферы личности будущего офицера запаса.// Высокие технологии в технике, медицине, образовании: Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж: 1999, ч. З, с. 136−141.
  15. С.А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории//Военная мысль. 1996, — № 3.
  16. В.А., Лосев И. П. Постановка задач совершенствования системы военного обучения в вузе.//Высокие технологии в технике, медицине, образовании: Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж: ВГТУ, 1998, ч.З. с. 122−127.
  17. В.А., Коровин В. М., Лосев И. П. Автоматизированные дидактические средства обучения и их использование в учебном процессе.//121
  18. Высокие технологии в технике, медицине, образовании: Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж: ВГТУ, 1999, ч.2. с. 4−9.
  19. В.А. Классификация задач управления качеством подготовки военных специалистов// Интеллектуальные информационные системы: Тез. докл. Труды Всероссийской конференции. Воронеж: ВГТУ, 1999, с. 93.
  20. В.А. Квалиметрия образовательных структур системы военного образования// Квалиметрия человека и образования: методология и практика: Тез. докл. VIII симпозиума. М.: 1999. 4.1. Стр. 64−67.
  21. В.А., Панюков C.B., Балашов С. Ю. Разработка модели обобщенной радиоэлектронной обстановки// Интеллектуальные информационные системы: Тез. докл. Труды Всероссийской конференции. -Воронеж: ВГТУ, 1999, с. 47.
  22. В.А., Панюков C.B., Воробьев В. И. Разработка имитатора пеленговой обстановки. // Интеллектуальные информационные системы: Тез. докл. Труды Всероссийской конференции. Воронеж: ВГТУ, 1999, с. 184.
  23. В.А. Подход к методике созданий согласованных учебных программ//Проблемы качества образования 99: Тез. докл. Материалы IX Всероссийской научно-методической конференции. Уфа-Москва, 1999. с. 65−67.
  24. В. А., Коровин В. М. Основные направления информатизации учебного процесса в высшей школе.// Высокие технологии в технике, медицине, образовании: Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж: ВГТУ, 1998, ч. З, с. 87−94.
  25. Ю.М. Математические основы кибернетики. Учебное пособие для студентов вузов.-М.: Энергоатомиздат, 1987. r?
  26. Концепция непрерывного воинского обучения личного состава войск правительственной связи. В сб. Материалы НТК. Оки: ОВВКУС, 1991.-120с.
  27. В.А. Медико-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в военных вузах. С.-Петербург: ВИКА им. Можайского, 1994,-107 с.
  28. Ю.Г., Дружин А. И. О реформировании военной подготовки студентов в гражданских вузах. -М.: Военная мысль. -1997.
  29. B.C., Панов В. В., Соколов А. И. Информатизация высшего образования России. Сборник официальных и нормативных актов/Под ред. проф. А. И. Тихонова. М.: Гос. Комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1993.
  30. И.П., Конончук В. А. Оптимизация процесса подготовки военных специалистов в условиях гражданского технического вуза// Квалиметрия человека и образования: методология и практика: Тез. докл. VIII симпозиум. М.: 1999. ч.З. с. 114−115.
  31. Методика научно-обоснованного определения содержания обучения по специальности на основе новых квалификационных требований. М.: ИЦ, 1990.
  32. Методические основы развития содержания военного образования, достижение его непрерывности в соответствии с изменениями социально-политических условий и принципов строительства Вооруженных Сил СНГ: Отчет о НИР «Альбом» (этап II) Воронеж: ВИРЭ, 1992.
  33. Направления и источники угроз безопасности России. М.: Воениздат, 1999.
  34. Нечеткие множества и теория возможностей/УПоследние достижения/Под ред. Р.Ягера. М.: Радио и связь, 1986.
  35. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М.: Высшая школа, 1978, — 278 с,
  36. Новое качество высшего образования в современной России, концептуально-программный подход./Под ред. Субеттко А. И., Селезнева H.A.-М.: 1995.
  37. Организация деятельности вузов по подготовке военных кадров и управлению повседневной деятельностью вузов в условиях реформирования системы военного образования.//Материалы учебно-методического сбора. -М.: РВСН, ЦНПК, 1998. 215 с.
  38. В.И. Строительство Вооруженных сил: вопросы теории и практики. М.: Военная мысль, 1998.1.со
  39. C.B., Савин Н. И., Конончук В. А., Воробьев В. И. Обоснование и расчет элементов боевого порядка соединений и частей связи. // Интеллектуальные информационные системы: Тез. докл. Труды Всероссийской конференции. Воронеж: ВГТУ, 1999, с. 35.
  40. Проблемы оптимизации подготовки и деятельности военных специалистов. Выпуск З/Под ред. O.A. Дунаева. С.-Петербург: ВИКА им. Можайского, 1974. — 181 с.
  41. A.M. Основы теории надежности. М.: Наука, 1964, — 446 с.
  42. H.A., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием. М.: ИЦ, 1992.
  43. Статистические методы анализа экспертных оценок. М.: Наука, 1977.-384 с.
  44. К.В. Математика и вооруженная борьба. М.: Воениздат, 1974. — 240 с.
  45. А., Смерчуков В. Молодежь Цифры Факты Мнения. -М.: Военная мысль. 1995.
  46. В.Н. Моделирование и оптимизация сложных систем. -Воронеж: ВГТУ, 1997.
  47. В.З. Автоматизация управления высшей школой. -Воронеж: ВГУ, 1987.- 176 с.125
Заполнить форму текущей работой