Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международно-правовые проблемы разработки и принятия универсальной (всеобщей) конвенции по воздушному праву

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Воздушное пространство планеты становится все более насыщенным с точки зрения видов и интенсивности деятельности в нем. Хотя практически любая деятельность или действия человека не могут не проходить в воздушном пространстве, хотя бы частично, этим сегодня не определяется предмет воздушного права. Иначе пришлось бы относить к нему и любое надземное строительство (производимое… Читать ещё >

Содержание

  • I. Введение.3,
  • II. Глава 1. Особенности прогрессивного развития и кодификации международного воздушного права после вступления в силу Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года и до 2008 года
    • 1. 1. Правовой статус и правовой режим воздушного пространства
    • 1. 2. Международно-правовые вопросы осуществления полетов и обслуживания воздушного движения
    • 1. 3. Международно-правовые вопросы регулирования деятельности в воздушном пространстве
  • III.
  • Глава 2. Объективные предпосылки разработки Конвенции ООН по воздушному праву
    • 2. 1. О гармонизации правовых режимов частей воздушного пространства
    • 2. 2. Тенденции к универсализации систем осуществления полетов и управления воздушным движением
    • 2. 3. Контроль за применением силы из воздушного пространства и через воздушное пространство и Конвенция по воздушному праву
    • 2. 4. Несоответствие действующих договоров международного воздушного права современным тенденциям в данной сфере
    • IV. Глава 3. Международно-правовые аспекты принятия Конвенции ООН по воздушному праву
      • 3. 1. Общие задачи Конвенции по воздушному праву
      • 3. 2. Проблемные вопросы международного воздушного права, подлежащие решению в рамках Конвенции по воздушному праву
      • 3. 3. Процедурные вопросы заключения Конвенции по воздушному праву

Международно-правовые проблемы разработки и принятия универсальной (всеобщей) конвенции по воздушному праву (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Воздушное пространство планеты становится все более насыщенным с точки зрения видов и интенсивности деятельности в нем. Хотя практически любая деятельность или действия человека не могут не проходить в воздушном пространстве, хотя бы частично, этим сегодня не определяется предмет воздушного права. Иначе пришлось бы относить к нему и любое надземное строительство (производимое в нижнем воздушном пространстве) и воздействие на атмосферу (что относится к предмету экологического права), и испытания и использование ракет различного рода, и пролет космических аппаратов на участке взлета и спуска, и т. д. и т. п.

В современных условиях различные виды деятельности в воздушном пространстве или с его частичным использованием становятся все более интегрально взаимосвязанными. Соответственно возникает потребность в основах, принципах любой деятельности в воздушном пространстве.

Эта проблематика привлекает внимание специалистов как во внутригосударственном, так и в международном праве. Но фрагментарность1 норм, связанных с использованием воздушного пространства по источникам различных отраслей международного права (и по различным источникам международного воздушного права), начинает восприниматься как серьезный недостаток в данной сфере, создающий трудности, которых можно избежать. Отсюда появление идеи заключения Конвенции по воздушному праву2.

В последние годы приоритетное внимание в доктрине международного воздушного права уделяется проблеме пересмотра основного документа в данной отрасли международного права — Конвенции о международной граждан.

1 Колодкин Р. А. Фрагментация международного права // Московский журнал международного права. 2005, № 2. С. 38−61.

2 Nicolas Mateesco Matte. The Chicago Convention. Where From and Where To, ICAO? //1994 Annals of Air and Space Law. Vol. XIX, Part IМалеев Ю. H. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М.: Междунар. Отношения, 1986. С. 112−121. о ской авиации 1944 года (сокращенно — «Чикагская конвенция 1944 г.»)л. Но дальше доктринальных разработок данная проблематика не развивается.

Проект Конвенции по воздушному праву также остается на уровне доктри-нальной идеи. Положение здесь, видимо, заторможено еще более, чем с продвижением идеи разработки Всеобъемлющей конвенции по космическому праву4, по которой существуют даже два серьезных документа ООН5.

Тем не менее, активизация использования воздушного пространства в различных целях и учащающееся столкновение интересов соответствующих пользователей воздушного пространства (в международно-правовом аспекте) постепенно выдвигают на первый план комплексное регулирование соответствующих отношений именно в рамках Конвенции по воздушному праву.

Степень исследованности темы. Данная тема неоднократно называлась, упоминалась в некоторых трудах. М. Д. Товмасян в 2001 году, а также И. А. Круглова в 2004 году6 в своих диссертациях провели, кроме прочего, всесторонний обзор доктринальных источников по «смежной тематике»: пересмотру Чикагской конвенции и совершенствованию правового режима использования воздушного пространства. Они дали должную оценку, с которой мы согласны, вкладу в развитие этой «смежной проблематики» многих известных специалистов, таких как: А. Амброзини, Карл-Хайнц Букштигель, В. Вагнер, Д. Гарднер, Р. Грюнвальд, Г. Гудхойс, В. Гулдиман, Ф. Козентини, Д. Кроэль, М. Ле.

3 Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. Консультант Плюс. Международное право. Международное воздушное право. http//www.consultant.ru: См.: Товмасян М. Д. Актуальные проблемы пересмотра Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагской конвенции 1944 года). Автореф. дисс. канд. юр. наук. М.: МГИМО (У) МИД РФ. 2001; Werner Guldimann. The Chicago Convention Revised: Possible Improvements after Fifty Years//1994 Annals of Air and Space Law. Vol. XIX. Part II.

4 См.: Яковенко А. Я. Современные космические проекты: международно-правовые проблемы, — М.: Междунар. отношения. 2000. Предложение о заключении Всеобъемлющей конвенции по космическому праву Россия выдвинула в ООН на сессии Юридического подкомитета в 2000 г. (Док. ООН A/AC. 105/2.L.220, А/АС. 105/738, пп.25,99), ссылаясь на опыт Конвенции ООН по морскому праву.

5 Док. ООН А/АС. 105/C.2/L.226: Рабочий документ, представленный Китаем, Колумбией и Российской Федерацией «Предложения по вопросу созыва неформальной специальной группы открытого состава для рассмотрения вопроса о целесообразности и желательности разработки универсальной всеобъемлющей конвенции по международному космическому праву" — Док. ООН A/AC.105/C.2/L.236: Рабочий документ, представленный Грецией, Китаем и Российской Федерацией «Предложение рекомендовать Юридическому подкомитету рассмотреть на своей сорок второй сессии вопрос о целесообразности разработки универсальной всеобъемлющей конвенции по международному космическому праву в качестве подпункта своей повестки дня, озаглавленного «Статус и применение пяти договоров ООН по космосу».

6 Круглова И. А. Правовой статус воздушного пространства на современном этапе.- Автореф. дисс. канд. юр. наук. М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2004. муан, Ф. Лист, А. Мериньяк, М. Милде, Г. Моргентау, X. Политис, К. Фербер, П. Фошиль, Ч. Хайд, Е. Цительман, Б. Ченг, Я. Шенкман, К. Шоукросс и К. Бьюмонт и др.

Следует отметить серьезный вклад в исследование основных проблем международного воздушного права {далее — MBIT) В. Д. Бордунова, А. Н. Брылова, А. Н. Верещагина, B. Hi Дежкина, Ю. М. Колосова, А. И. Котова, М. Н. Копылова, Ю. Н. Малеева, A.B. Мезенцева, А. П. Мовчана, В. А. Подберезного, В.М. Сенчи-ло, А. И. Травникова, Ф. И. Сапрыкина и ряда других авторов.

Близки к теме диссертации теории о едином воздушно-космическом праве7. Способствовали размышлению по данной теме принятие Конвенции по морскому праву 1982 года, многочисленные публикации по ней, а также научное исследование проблематики заключения всеобъемлющей Конвенции по космическому праву.

В определенной мере данная тема получила научное движение после зао ключения в 1992 году в Хельсинки Договора об открытом небе. Но специального исследования темы настоящей диссертации не проводилось в отечественной и в иностранной юридической науке.

Целью исследования является анализ международно-правовых аспектов различных видов деятельности человека в воздушном пространстве и разработка предложений по общим международно-правовым основам использования воздушного пространства планеты, по возможному прогрессивному развитию и кодификации соответствующих норм международного права. Основными задачами исследования являются:

Первая: Раскрыть неадекватность фрагментарного международно-правового регулирования различных видов деятельности в воздушном про.

7 Международное космическое право /Под ред. Жукова Г. П. и Колосова Ю.М.- М., 1999. С. 59- Научно-технический прогресс привел к созданию гибридных летательных аппаратов, способных летать как в атмосфере, так и в космосе. Это породило концепцию относительности принципа государственного суверенитета на воздушное пространство, а также теорию о едином воздушно-космическом праве.

8 См.: Vereshchetin V.S. «Open skies». The Metamorphosis of a Concept. In: Air and Space Law: De Lege Ferenda Netherlands: Kluwert Academic Publishers. 1992. P. 283−292- Малеев Ю. Открытое небо // Международная жизнь- 2001. № 9−10. С. 27−35- Подберезный В. А. Через «открытое небо» к «открытому воздушному пространству» // Московский журнал международного права- 1993, № 2. С. 52−57. странстве реальным потребностям государств в выработке и утверждении единых основ такой деятельности;

Вторая: Показать особенности прогрессивного развития и кодификации норм международного воздушного права, как определяющих общий международный правопорядок в воздушном пространстве в современный период;

Третья: Выявить объективные предпосылки в гармонизации или унификации различных правовых режимов частей и видов воздушного пространства в рамках Конвенции ООН по воздушному праву;

Четвертая: Установить объем и степень эффективности действующих норм Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года с точки зрения их возможного включения в новую Конвенцию по воздушному праву;

Пятая: Разработать предложения по процедуре межгосударственного обсуждения проекта Конвенции ООН по воздушному праву.

Научная новизна исследования связана с тем, что в нем впервые в российской науке международного права комплексно исследовано взаимодействие международно-правовых и внутригосударственных норм, связанных со всеми основными видами деятельности в воздушном пространстве и представлены предложения относительно целесообразности заключения единой Конвенции по воздушному праву и ее содержания.

Теоретическая значимость исследования состоит в выдвижении новой концепции единого правового режима использования воздушного пространства планеты и взаимодействия, в рамках такого режима, специальных норм, регулирующих виды деятельности в воздушном пространстве.

Теоретическую основу диссертации составляют труды отечественных юристов: А. Х. Абашидзе, К. А. Бекяшева, P. JL Боброва, В. Д. Бордунова, А. Н. Верещагина, В. С. Верещетина, А. Н. Вылегжанина, В. Н. Дежкина, Г. П. Жукова, А .Я. Капустина, Б. М. Клименко, A.JI. Колодкина, Ю. М. Колосова, М.Н. Копы-лова, А. И. Котова, В. И. Кузнецова, М. И. Лазарева, И. И. Лукашук, Ю. Н. Малеева, Г. И. Тункина, C.B. Черниченко, М. Л. Энтина. Использованы труды зарубежных юристов, таких как: Дж. Балфур, Г. А. Вассенберг, Дж. К. Купер, М. Лему-ан, Р. Х. Манкиевич, Н. М. Матте, М. Милде, P.A. Мюллерсон, В. И. Рыжий, П. Фошиль, Б. Ченг и др.

Предметом исследования являются отношения государств, других субъектов международного права по поводу использования воздушного пространства в пределах Земли, до границы с космическим пространством.

Объект исследования: двусторонние и многосторонние международно-правовые документызаконодательные и другие нормативные акты государствконцепции, программы, рекомендательные документы органов международных организацийправовая и международно-правовая доктрина по вопросам использования воздушного пространства Земли.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать его основные положения и выводы на международных конференциях, при заключении договоров по использованию воздушного пространства. Материал диссертации может быть полезен в научно-исследовательских целях, в учебном процессе, в разработке учебников и учебных пособий, дипломных и курсовых работ в высших учебных заведениях.

На защиту выносятся следующие основные положения:

Требуется закрепить определение воздушного пространства над сухопутной и водной территориями государства как территории этого государства в Конвенции ООН по воздушному праву;

2. Необходима выработка единых (общих) международно-правовых правил регулирования различных видов деятельности в воздушном пространстве;

3. Конвенция по воздушному праву позволяет юридически оформить высотный предел государственного суверенитета (границу между воздушным и космическим пространством) на высоте 100−110 км над уровнем моря;

4. В Конвенции по воздушному праву должны: действовать общие правила транзитного пролета для гражданских и для государственных летательных аппаратовбыть закреплен правовой режим воздушного пространства государств-архипелаговрегулироваться правовой режим использования воздушного пространства над историческими морями, международными проливамиопределяться правовой режим воздушного пространства Арктики;

5. С учреждением Всемирной организации по использованию воздушного пространства (ВОИВП) организация воздушного пространства над открытым морем должна основываться на соглашениях под эгидой ВОИВП;

6. Урегулирование споров между государствами в связи с использованием воздушного пространства в контексте Конвенции по воздушному праву и применением норм самой Конвенции наиболее рационально в рамках Международного воздушного арбитража при ВОИВП (постоянный арбитраж). Как временная мера — при Совете ИКАО.

Апробация результатов исследования. Основные положения данной диссертации получили отражение в пяти научных статьях автора, были использованы автором в лекционных и семинарских занятиях со студентами МГИМО (У) МИД РФ, а также других высших учебных заведений по темам «Международное космическое право», «Международное воздушное право», «Территория в международном праве».

Структура работы обусловлена объектом и предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения, Приложения и Списка литературы.

У.

Заключение

.

Активизация использования воздушного пространства планеты в различных целях порождает новые задачи в области международно-правового регулирования использования такого пространства. Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены в рамках универсальной (всеобъемлющей) Конвенции по воздушному праву.

Действующие нормы Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 года), других договоров в области воздушного права в целом доказали свою эффективность, но либо не вполне адекватны указанным новым задачам, либо совсем не охватывают новых видов деятельности в воздушном пространстве.

Прогрессивное развитие и кодификация международного воздушного права показывает, что посредством принятия поправок к отдельным договорам не удается достичь их системной увязки и согласованности. И количество таких договоров, как показано в настоящей работе, становится громоздким. И состав участников различных договоров настолько различается, что чуть ли не каждый из них действует в «собственном международном воздушном праве», корреспондируя свои позиции лишь с другими участниками тех же самых договоров. И ряд договоров имеют слишком ограниченный состав участников, чтобы считать их эффективными с точки зрения задач, стоящих перед международным сообществом по использованию воздушного пространства.

Наконец, ряд вопросов по использованию воздушного пространства планеты, которые мы обозначили в настоящей диссертации, не получили (и зачастую не могут получить) должного решения в рамках действующей сегодня системы документов в области международного воздушного права.

Соответствующие пробелы (с точки зрения современных задач) в международном воздушном праве, которые целесообразно заполнить, касаются таких основных вопросов, как:

— общий порядок (единые правила) регулирования различных видов деятельности в воздушном пространстве;

— высотный предел государственного суверенитета (граница между воздушным и космическим пространствами);

— утверждение института «воздушное пространство со смешанным режимом» (над исключительной экономической зоной и т. п.);

— унификация основных понятий в свете новых задач;

— обязательность согласования районов полетной информации между государствами, унификация категорирования и структуры воздушного пространства всех государств для любых видов деятельности в нем;

— многосторонний обмен коммерческими правами при деятельности в воздушном пространстве, что в настоящее время удается лишь на региональной основе;

— утверждение общих правил транзитного пролета для гражданских и для государственных летательных аппаратов над любыми территориями;

— учреждение Международной организации по использованию воздушного пространства (МОИВП) вместо Международной организации гражданской авиации (ИКАО) или, временно, параллельно с ней;

— совершенствование системы урегулирования споров между государствами в связи с использованием воздушного пространства.

Принятие Конвенции по воздушному праву позволит утвердить целостность и единообразие международно-правового регулирования деятельности в воздушном пространстве, способствовать унификации и гармонизации норм национального законодательства государств мира по регулированию деятельности в воздушном пространстве.

Кроме прочего, заключение данной Конвенции будет способствовать более эффективному использованию воздушного пространства на благо народов, государств и всего человечества в мирных целях.

Весьма важен и тот факт, что в разработке Конвенции по воздушному праву примут участие все заинтересованные государства, а не только те, которые являются участниками перечисленных выше многочисленных договоров. Тем самым появляется шанс обеспечить привлекательность Конвенции по воздушному праву для максимально возможного числа государств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 г./ Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Законодательство РФ, законы, указы, постановления Правительства РФ //http://www.consultant.ru
  2. Воздушный Кодекс Российской Федерации. Утвержден Федеральным законом РФ № 60-ФЗ от 19 марта 1997 г. М./ Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Законодательство РФ, законы, указы, постановления Правительства РФ //http://www.consultant.ru .
  3. Федеральный закон от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе». Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Законодательство РФ, законы, указы, постановления Правительства РФ //http://www.consultant.ru
  4. Федеральный закон от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности» (с изменениями на 2 февраля 2006 г.) / Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Законодательство РФ, законы, указы, постановления Правительства РФ //http://www.consultant.ru
  5. Федеральный закон от 16 июня 1995 г. «О международных договорах Российской федерации». / Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Законодательство РФ, законы, указы, постановления Правительства РФ //http://www.consultant.ru
  6. Федеральный закон от 26 мая 2001 г. № 57- ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, № 22, ст. 2123
  7. Указ Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 г. № 439 «О мерах по выполнению межправительственного соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства на территории
  8. Российской Федерации»./ Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Законодательство РФ, законы, указы, постановления Правительства РФ //http://www.consultant.ru
  9. Ю.Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 «О военной доктрине Российской Федерации». / Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Законодательство РФ, законы, указы, постановления Правительства РФ //http://www.consultant.ru
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 525. Собрание законодательства РФ, № 18, 29 апреля 1996 г., ст. 2169
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 1996 г. 3 583. Собрание законодательства РФ, № 21, 20 мая 1996 г., ст. 2510.
  12. Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1084. Ст. 1, п. 2. 16).
  13. Федеральные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации от 31 марта 2002 г. / Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Законодательство РФ, законы, указы, постановления Правительства РФ //http://www.consultant.ru
  14. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2006 г. № 173 «О федеральной аэронавигационной службе». / Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Законодательство РФ, законы, указы, постановления Правительства РФ //http://www.consultant.ru
  15. Международно-правовые акты
  16. Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. Действующее международное право (избранные документы) /Под ред. Колосова Ю. М., Кривчиковой Э. С. М.: Издательство МАМП, 2002 г. С. 8.
  17. Договор об Антарктике 1959 г. Действующее международное право (избранные документы) /Под ред. Колосова Ю. М., Кривчиковой Э.С.-М.: Издательство МАМП, 2002 г. С. 109.
  18. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. Действующее международное право (избранные документы) /Под ред. Колосова Ю. М., Кривчиковой Э.С.- М.: Издательство МАМП, 2002 г. С. 150.
  19. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. Действующее международное право (избранные документы) /Под ред. Колосова Ю. М., Кривчиковой Э.С.- М.: Издательство МАМП, 2002 г. С. 488.
  20. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Действующее международное право (избранные документы) /Под ред. Колосова Ю. М., Кривчиковой Э.С.- М.: Издательство МАМП, 2002 г. С. 846.
  21. Конвенция о режиме проливов 1936 г. Действующее международное право (избранные документы) /Под ред. Колосова Ю. М., Кривчиковой Э.С.- М.: Издательство МАМП, 2002 г. С. 908.
  22. Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1988 г. Действующее международное право (избранные документы) /Под ред. Колосова Ю. М., Кривчиковой Э.С.- М.: Издательство МАМП, 2002 г. С. 914.
  23. Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г. Действующее международное право (избранные документы) /Под ред. Колосова Ю. М., Кривчиковой Э.С.- М.: Издательство МАМП, 2002 г. С. 917.
  24. Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. (Чикагская конвенция 1944 г.) Действующее международное право (избранные документы) /Под ред. Колосова Ю. М., Кривчиковой Э.С.- М.: Издательство МАМП, 2002 г. С. 920.
  25. Соглашение о транзите по международным воздушным линиям 1944 г. /Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Международное право. Воздушное право, http://www.consultant.ru
  26. Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г./Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Международное право. Воздушное право, http://www.consultant.ru
  27. Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности 1952 г. (Римская конвенция 1952 г.)./ Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Международное право. Воздушное право, http://www.consultant.ru
  28. Конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 г. (Токийская конвенция 1963 г.)./Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Международное право. Воздушное право, http://www.consultant.ru
  29. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (Гаагская конвенция 1970 г.)./ Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Международное право. Воздушное право. http://www.consultant.ru
  30. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.(Монреальская конвенция 1971 г.). Действующее международное право (избранные документы) /Под ред.
  31. Ю.М., Кривчиковой Э.С.- М.: Издательство МАМП, 2002 г. С. 933.
  32. Договор об открытом небе 1992 г./ Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Международное право. Воздушное право. http://www.consultant.ru
  33. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. Действующее международное право (избранные документы) /Под ред. Колосова Ю. М., Кривчиковой Э. С. М.: Издательство МАМП, 2002 г. С. 944.
  34. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г. /Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Международное право. Космическое право, http://www.consultant.ru
  35. Соглашение о деятельности на Луне и других небесных телах 1979 г. /Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Международное право. Космическое право, http://www.consultant.ru
  36. Соглашение «О гражданской авиации и об использовании воздушного пространства» 1991 г. (Минское соглашение 1991 г.)/Консультант Плюс. Справочные правовые системы. Международное право. Воздушное право. http://www.consultant.ru1. Документы ООН и ИКАО
  37. Док. ООН А/АС. 105 635 и Доп. 1−6: Вопросник по возможным правовым вопросам, касающихся аэрокосмических объектов.
  38. Док. ООН А/АС. 105/769: Доклад Секретариата «Историческая справка о рассмотрении вопроса, касающегося определения и делимитации космического пространства».
  39. Резолюция 41/65 Генеральной Ассамблеи ООН «Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса» 1986 г.
Заполнить форму текущей работой