Актуальность темы
исследования. Обеспечение защиты населения является одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности.
Качественное изменение опасностей, возникающих в случае даже ограниченного применения оружия массового поражения, международный и внутренний терроризм, региональные конфликты, техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия, проблемы экологии — все это требует постоянного совершенствования содержания, организации, порядка подготовки и реализации мероприятий в области обеспечения общественной безопасности.
Уровень готовности общества к решению этих задач в значительной степени определяется подготовленностью населения к действиям в условиях опасностей мирного и военного времени. В настоящее время, угрозы населению, в первую очередь, исходят от техногенных катастроф, стихийных бедствий и террористических акций. Что касается реакции общества, то она, сегодня и, по-видимому, в будущем будет носить пассивный характер и сводиться к постепенной адаптации и «привыканию», стремлению приспособиться к условиям постоянной опасности. Пассивность общества объясняется рядом причин. Во-первых, население, в большинстве своём, не имеет навыков приёмов и способов противодействия угрозам, поэтому опасности воспринимаются как фатальная неизбежность, защиты от которых нет. Во-вторых, несовершенство нормативно-правового регулирования, регламентирующего деятельность государства и общественных организаций в вопросах, определяющих необходимость и обязательность обучения граждан приёмами и способами самозащиты от угроз сегодняшнего дня.
В Союзе ССР особое внимание к защите населения при ведении военных действий связано с появления авиации. Её развитие в 1920;е годы позволило наносить удары по тыловым объектам воюющих сторон. В СССР решение вопросов защиты населения от авиационных бомбардировок было возложено на созданную в 1932 г. местную противовоздушную оборону страны (МЛЕЮ). Основу МЛЕЮ на всех её этапах развития составляли общественные формирования. Благодаря деятельности государства и МПВО, уровень противовоздушной и противохимической подготовки населения, общественных формирований МПВО был достаточно высок. Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.) успешное решение задач защиты населения.
В 1940 году, принимая во внимание крайне сложное международное положение, а также учитывая местный (территориальный) характер МПВО, её силы были переданы в ведение Народного комиссариата внутренних дел СССР. Для обеспечения охраны общественного порядка при проведении мероприятий местной ПВО на базе городских органов милиции действовала служба охраны порядка и безопасности (СОПБ) МПВО. В своей деятельности СОПБ тесно взаимодействовала с общественными формированиями МПВО. Органами милиции накоплен богатый опыт деятельности в системе МПВО как в годы войны, так и при чрезвычайных ситуациях мирного времени. Его необходимо изучить и критически осмыслить применительно к современным условиям.
Созданное в послевоенные годы ядерное оружие и новейшие средства его доставки позволяли наносить ядерные удары в любую точку тыла воюющих сторон. Это определило, что защита населения не может быть обеспечена мероприятиями местного характера. Необходимо было распространить систему защиты на всю территорию страны и поднять вопросы противовоздушной обороны на государственный уровень. В связи с этим в 1961 г. была создана самостоятельная государственная структура — Гражданская оборона СССР.
Ретроспективный анализ деятельности МПВО по защите населения позволяет составить более полное представление об уровне обеспечения общественной безопасности в России, приоритетах государственной политики в данном направлении на каждом историческом этапе.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является комплексное историко-правовое исследование мероприятий государства по обеспечению защиты населения страны от угроз мирного и военного времени.
Для достижения цели предлагается решение следующих задач: — 1. Установить предпосылки деятельности государства в вопросе организации противовоздушной обороны населения страны.
2. Проанализировать изменение нормативно-правового регулирования деятельности местной ПВО в исследуемый исторический период, а также совершенствования форм её реализации.
3. Изучить формы и методы деятельности общественных организаций местной ПВО и их взаимодействие с органами милиции.
4. Установить степень участия органов милиции в мероприятиях местной ПВО в годы Великой Отечественной войны, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций послевоенного периода.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в обстоятельствах, связанных с опасностями мирного и военного времени.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие организацию деятельности местной ПВО в исследуемый исторический период.
Хронологические рамки исследования (с 1932 по 1960 гг.) охватывают период создания, развития системы местной ПВО и преобразование её в Гражданскую оборону страны. В целях объективного освещения проблем защиты населения в военное время, рассматриваются вопросы развития обороны страны в предшествовавшем историческом периоде.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод познания социально-правовых явлений. Исследование проблемы велось с позиции принципа историзма, выражающегося в освещении событий в их последовательности и взаимообусловленности, в строгом соответствии с реальной исторической обстановкой. В рамках методологической основы были применены частно-научные методы: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-теоретический и др.
Степень разработанности темы диссертационного исследования. Специального комплексного историко-юридического исследования деятельности МПВО в рассматриваемом периоде не проводилось. Однако проблемы становления и развития местной ПВО в той или иной мере привлекали внимание исследователей. Им посвящены работы, содержащие общие характеристики I истории зарождения и развития МПВО, таких историков и ветеранов МПВО, как: А.Н. Беляев1, Ю.Ю. Каремер2, Г. К. Колтуков3, Ф.Г. Маланичев4, В.В. Моисеев5, С.К. Шойгу6.
Вместе с тем, во всех вышеуказанных исследованиях недостаточно давалась юридическая оценка нормативно-правовым актам, регламентировавшим организацию и деятельность МПВО. Кроме того, ранее не исследовалась проблема участия органов милиции НКВД-МВД СССР в деятельности МПВО. Также недостаточно изучен опыт взаимодействия милиции с общественными формированиями МПВО в вопросах охраны общественного порядка.
1 Беляев А. Н. Местная противовоздушная оборона страны в Великой Отечественной войне 1941;1945. М.: Воениздат, 1985.
2 Камерер Ю. Ю. Москве — воздушная тревога! Местная ПВО в годы войны. Издание 2-е, доп. и переработанное. М.: Московский рабочий, 1991.
3 Колтуков Г. К. и др. Гражданская оборона вчера и сегодня. М.: Атомиздат, 1975. Колтуков К. Г. и др. От МПВО — к Гражданской обороне. М.: Атомиздат. 1969.
4 Маланичев Ф. Г. Некоторые принципы и закономерности развития МПВО-ГО-РСЧС// Гражданская защита — 2001. Маланичев Ф. Г. История МПВО в цифрах и фактах.// Военные знания 2002. № 9.
5 Моисеев В. В. Партийное руководство МПВО НКВД СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. / Учебное пособие. — М.: Академия МВД СССР, МФЗЮ, 1988.
От МПВО к гражданской защите (исторический очерк)./Под общей редакцией Шойгу С. К. -М.:УРСС, 1998.
Заметим, что процесс обобщения и осмысливания опыта первой мировой и гражданской войн в области теории местной противовоздушной обороны в основном осуществлялся в 1920;е и 1930;е годы. Широкое распространение получили специальные пособия и рекомендации населению по способам воздушно-химической защиты1. Необходимость данных изданий была обусловлена массовым развитием общественных оборонных организаций. Немалый интерес с точки зрения проблем МПВО представляют статьи, опубликованные журналом «Вестник противовоздушной обороны"2. Аналогичные материалы публиковались в годы войны журналом «За оборону», который с августа 1942 г. стал печатным органом ГУ МПВО НКВД СССР3. В этих изданиях, для широкого круга читателей излагались организация и должностные обязанности работников МПВО.
Первое десятилетие после войны было малопродуктивным в отношении научных исследований проблем деятельности МПВО. В эти годы систематизировался фактический материал для его дальнейшего осмысления и.
1 Милиция и уголовный розыск в деле воздушно-химической обороны населённого пункта. Памятка для работников милиции и уголовного розыска. -М.: Осоавиахим. 1928. Каменев С. и Милованов А. Как вести себя во время воздушной тревоги. М., 1935. Звено охраны порядка. Пособие для командиров звеньев охраны порядка в группах самозащиты. М.: 1939.
2 Поднять МПВО на уровень современных требований. // Вестник противовоздушной обороны 1940. № 11- Научить службу охраны порядка и безопасности выполнять ее задачи // Вестник противовоздушной обороны 1940. № 10.
3 Демосфенов В. Звено охраны порядка и наблюдения. //За оборону. 1942. № 11. Еремин Н. А. Группы самозащиты в Ленинграде. // За оборону. 1943. № 5−6. обобщения. К этому периоду относятся работы Ляндреса Я.Б.1, Карасева A.B.2, Сироты Ф.И.3.
Начиная с 1960;х годов, в связи с возросшим интересом к проблемам организации и строительства гражданской обороны, усилилось внимание к опыту и традициям её предшественницы — системы МПВО. В работах Беляева А.Н.4, Колтукова Г. К.3, Моисеева В.В.6, Маланичева Ф.Г.7, Шойгу С.К.8 дается обзор истории возникновения и развития МПВО и всей системы защиты населения от 1930;х годов до наших дней.
Внимание исследователей привлекала также деятельность советской милиции в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период, что нашло отражение в работах Белозерова Б .П.9, Биленко C.B.10, Курицына В.М.", Малыгина, А .Я.12, Мулукаева P.C.13, Некрасова В.Ф.14 и др. В них была создана.
I Ляндрес Я. Б. Роль массовых формирований МПВО и населения в ликвидации последствий нападения с воздуха. Изд. ДОСААФ. М., 1958. Местная противовоздушная оборона в современных условиях //Вестник Противовоздушной Обороны 1958 № 2.
2Карасев A.B. Ленинградцы в годы блокады. 1941;1943. М., 1959.
3 Сирота Ф. И. Борьба Ленинградской партийной организации за сохранение жизни населения города в период блокады. — Учен. зап. Ленингр. ун-та, № 289. Л., 1960.
4 Беляев А. Н. Указ. работа.
5 Колтуков Г. К. Указ. работа.
6 Моисеев В. В. Указ. работа. 7Маланичев Ф. Г. Указ. работа.
8 Шойгу С. К. Указ. работа.
9 Белозеров Б. П. Партийно-политическая работа в войсках НКВД в период героической обороны Ленинграда 1941;1943.Л., 1976.
10 Биленко C.B. Из истории советской милиции в годы Великой Отечественной войны. М., 1967. Биленко C.B. Советская милиция на защите социалистического Отечества (1941 -1945 гг.). М.: 1986.
II Курицын В. М. История государства и права зарубежных стран. М. 1999.
12 Малыгин А. Я., Мулукаев P.C. НКВД — МВД Российской Федерации. Лекция.-М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000.
13 Мулукаев P.C., Скилягин А. Т. История Советской милиции. Хронологический справочник. Л. 1976. u Некрасов В. Ф. и др. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М.: Объединенная редакция МВД России, 1996. общая картина формирования, становления и развития органов милиции в исследуемом историческом периоде.
Фактический материал о деятельности советской милиции и местной ПВО содержатся в диссертациях Белозерова Б.П.1, Беляева А.Н.2, Германа Р.Б.3, Гороховой В.В.4, Ковалевой Е.М.3, Назаренко И.А.6, Питеркина И.В.7.
В предлагаемой диссертантом работе был учтён и критически проанализирован имеющийся опыт исследования, что даёт возможность по-новому взглянуть на ряд проблем, связанных с изучаемым периодом.
Источниковую базу исследования составляют законодательные акты Союза ССР и подзаконные нормативно-правовые акты, устанавливающие основы деятельности МПВО НКВД-МВД СССР, опубликованные в Собрании законов и распоряжений Правительства СССР, решения партийных органов различного уровня по вопросам МПВО, часть которых ранее не вводилось в научный оборот. В работе использованы материалы фондов: Государственного архива Российской Федерации (г. Москва) фонд Р-9415 сч. Главное управление.
1 См. Белозеров Б. П. Войска и органы НКВД в обороне Ленинграда, (июнь 1941;январь 1944 гг.): историко-правовой аспект. Дис. кан. юр. н. С Петербург. 1996.
2 См. Беляев А. Н. Местная противовоздушная оборона Ленинграда. Дис. канд. ист. н. Ленинград. 1970.
3 См. Герман Р. Б. Организационно-правовые основы деятельности российской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941;1960 гг.): Дис канд. юр. наук. Волгоград. 1999.
4 См. Горохова В. В. Органы милиции городов особого списка (1947;1956 гг.). Дис. кан. ист. и. Москва. 2003.
5 См. Ковалева Е. М. Организационно-правовые основы деятельности Советском милиции по борьбе с преступностью в послевоенный период восстановления народного хозяйства и либерализации политического режима, социально-экономических реформ. Дис. канд. юр. н.: Москва. 2002.
6 См. Назаренко И. А. Организация деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Дис. кан. юр. н. Москва, 2003.
7 См. Питеркин И. В. Деятельность органов милиции и пожарной охраны УНКВД Ленинграда в условиях обороны города (июнь 1941;январь 1944 гг.): Дис. канд. ист. н. С. Петербург. 1994. милицииРоссийского государственного военного архива (г. Москва) фонд 37 878. Местная противовоздушная оборона.
Изменения организации и задач МЛЕЮ в годы войны нашли своё отражение в ряде печатных изданий1. В Сборниках указов, постановлений, распоряжений и приказов военного времени2 публиковались решения советских, военных и партийных органов по вопросам МПВО, постановления и другие нормативные документы, которыми регламентировалась деятельность МПВО и органов защиты правопорядка при выполнении возложенных на них задач.
Привлекались изданные в разное время сборники документов по истории милиции.
Ценными источниками стали материалы, содержащиеся в статьях и публикациях периодической печати: Боец МПВО 1943 г.- Вестник противовоздушной обороны 1939, 1940, 1958, 1967 гг.- Военно-исторический журнал 1967, 1972, 1973, 1975 гг.- Гражданская оборона СССР 1967 г.- За Оборону 1943 г.- Красная звезда 1941 г.- Ленинградская правда 1941 — 1943 гг. и др.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что автор по-новому подошел к вопросу юридической оценки организационно-правовых основ становления и развития местной ПВО как целостной системы защиты населения в военное время. Кроме того, впервые детально раскрыта роль и место органов милиции в деятельности МПВО. Объективно и всесторонне изучены вопросы взаимодействия общественных формировании МПВО с органами милиции.
1 Гвоздицкий Ю. В. Местная противовоздушная оборона. Указатель литературы. Изд. Всесоюзная книжная палата. М., 1942. Местная противовоздушная оборона. Политотдел ГУ МПВО НКВД СССР. Редиздат ЦС ОСОАВИАХИМ СССР. М., 1942.
2 Сборник указов, постановлений, распоряжений и приказов военного времени, 1941;1942 гг. Л. 1942. Сборник указов, постановлений, распоряжений и приказов военного времени, 1942;1943 гг. Л. 1944.
На основе изучения вновь введенных в научный оборот архивных документов сделан вывод об участии формирований МЛЕЮ в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Научной новизной отличаются и положения, выносимые на защиту:
1. Предпосылками к созданию местной противовоздушной обороны стало развитие в начале XX века средств воздушного и химического нападения, массовый характер участия населения в противовоздушной и противохимической обороне страны, а также, осуществление государством последовательного нормативно-правового регулирования деятельности по созданию общественных формирований.
2. Развитие местной ПВО в довоенный период шло по пути создания военизированных подразделений армейского типа и общественных формирований. Основу общественных формирований МПВО составляли участковые и объектовые команды, группы самозащиты. Руководство участковыми командами и группами самозащиты возлагалось на органы милиции.
3. Военный период совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности местной ПВО проходил в два этапа. Первый этап длился с 22 июня 1941 г. по июнь 1943 г., когда разрабатывались нормативно-правовые акты, способствовавшие реформированию общественных формирований, созданных в довоенные годы. Участие населения в их деятельности носило, в отличие от мирного времени, обязательный характер. Второй этап начался в июле 1943 г. и завершился в мае 1945 г. Он характеризовался изданием нормативно-правовых актов, определяющих создание на базе общественных формирований военизированных частей МПВО и распространение на их деятельность требований уставов Красной Армии.
4. Участие органов милиции в деятельности местной ПВО в годы Великой Отечественной войны осуществлялось по двум направлениям: охрана общественного порядка службой ОПБ при проведении мероприятий МПВО и руководство группами самозащиты в пределах участка МПВО.
5. Существующая в послевоенные годы система МПВО не отвечала требованиям времени, так как местный характер её мероприятий, ограниченное количество специальных сил и средств, непоследовательность политики государства по вопросам МПВО не позволяли надежно защитить население и обеспечить устойчивость работы всего народного хозяйства в случае атомного нападения США.
6. Катастрофические последствия чрезвычайных ситуаций природного и экологического характера, произошедших в 1940;х и 1950;х годах, способствовали пересмотру концепции использования сил местной ПВО. Целесообразность и возможность создания единой системы защиты населения в мирное и военное время — Гражданской обороны СССР предопределилось сходством задач и способов защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени с задачами и способами действий МПВО военного времени.
7. Положительным является опыт укрепления службы ОПБ городов-пунктов МПВО за счет централизации руководства органов милиции городов особого списка, увеличения численности их оперативного состава и повышения требований к отбору кадров. Укреплению службы ОПБ способствовало постановление Правительства СССР 1947 г. «Об укреплении общественного порядка и улучшении работы органов милиции в 12 городах особого списка».
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно вносят вклад в обобщение опыта деятельности милиции и общественных формирований в условиях чрезвычайных обстоятельств.
Результаты исследования могут быть использованы: в процессе совершенствования правовой базы по вопросам деятельности правоохранительных органов и общественных формирований при чрезвычайных обстоятельствах;
— в процессе профессиональной подготовки кадров в учебных заведениях МВД и МЧС России, в преподавании курсов «История отечественного государства и права», «История органов внутренних дел»;
— в научной работе при исследовании проблем истории государства и права России, истории органов внутренних дел.
Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования, основанные на них выводы, положения и рекомендации прошли апробацию в процессе их обсуждения на кафедре истории государства и права Московского университета МВД России, при подготовке публикаций, в преподавании курса «История отечественного государства и права», «История органов внутренних дел» и «Тактико-специальная подготовка» в Московском областном филиале Московского университета МВД России, при написании слушателями научных докладов, курсовых работ и рефератов. По теме диссертации опубликованы научные статьи.
Структура диссертации определена характером поставленных целей и задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В предложенной диссертации нами исследована организация и правовые основы деятельности местной противовоздушной обороны НКВД-МВД СССР. В результате сделаны следующие выводы:
1. Предпосылками к созданию Местной противовоздушной обороны стали:
— развитие в начале XX века средств воздушного и химического нападения, что существенно увеличило угрозу жизни населению страны, находящегося даже на значительном расстоянии от границ государства;
— массовый характер участия населения в противовоздушной и противохимической обороне страны;
— последовательный характер нормативно-правового регулирования государства по созданию общественных формирований противовоздушной и противохимической обороны.
2. Развитие Местной ПВО в довоенный период проходило по пути создания военизированных подразделений армейского типа и общественных формирований. Основу общественных формирований МПВО составляли группы самозащиты. Участие населения в них носило в мирное времядобровольный характер, а в военное время — обязательный.
3. Военный этап совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности МПВО, условно можно разделить на два этапа. Первый этап длился с 22 июня 1941 г. по июнь 1943 г. Деятельность МПВО на этом этапе была направлена на разработку нормативно-правовых актов, способствующих повышению эффективности общественных формирований, созданных в довоенные годы. Формой реализации данных изменений явилось реформирование участковых команд МПВО крупных городов, и перевод их на казарменное положение. Группы самозащиты оставались основой общественных формирований МПВО. Численность их к началу 1944 г. составляла свыше 4,8 млн. чел. (более 80% от общей числа личного состава МПВО). Второй этап начался в июле 1943 г. и завершился в мае 1945 г. Он характеризовался изданием нормативно-правовых актов, определяющих создание на базе общественных формирований военизированных частей МПВО и распространение на их деятельность требований уставов Красной Армии.
3. Существующая в послевоенные годы система МПВО не отвечала современным требованиям, так как местный характер её мероприятий, ограниченное количество специальных сил и средств, непоследовательность политики государства по вопросам МПВО не позволяли надежно защитить население и обеспечить устойчивость работы всего народного хозяйства в случае атомного нападения США. Преобразование в 1961 г. МПВО в Гражданскую оборону СССР ознаменовало начало качественно нового этапа развитии системы безопасности страны в военное время.
4. Катастрофические последствия чрезвычайных ситуаций природного и экологического характера, произошедших в 1940;х и 1950;х годах, способствовали пересмотру концепции использования сил Местной ПВО.
Созданная в 1930;х годах система защиты населения от угроз военного времени, в мирные годы успешно применялась при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. При этом использовался военный опыт деятельности ч формирований МПВО. Сходство задач и способов защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени с задачами и способами действий МПВО военного времени, предопределило целесообразность и возможность создания единой системы защиты населения в мирное и военное время — Гражданской обороны СССР.
5. На всех этапах исследуемого исторического периода руководство общественными организациями МПВО возлагалось на органы милиции, где была создана и действовала служба охраны порядка и безопасности МПВО. Участие органов милиции в деятельности Местной ПВО в годы Великой.
Отечественной войны сводилось к выполнению двух задач: охране общественного порядка службой ОПБ при проведении мероприятий МПВО и руководстве группами самозащиты в пределах участка МПВО.
6. Постановление Правительства СССР 1947 г. «Об укреплении общественного порядка и улучшении работы органов милиции в 12 городах особого списка» способствовало укреплению службы ОПБ городов-пунктов МПВО за счет централизации руководства органов милиции городов особого списка, увеличения численности их оперативного состава и повышения требований к отбору кадров.
Вместе с тем, ход истории непрерывен. Поэтому, чтобы проложить связь между прошлым и будущим, представляется уместным в заключение этого труда кратко охарактеризовать путь, который прошла система защиты населения с начала 60-х годов XX века, до настоящего времени.
К началу 1960;х годов, качественно новые виды вооружения и средства их доставки, позволили США наносить удары практически по всей территории СССР. На базе МПВО создаётся новая общегосударственная оборонительная система — Гражданская оборона СССР.
Ориентация Гражданской обороны только на решение задач военного времени предопределила однобокость её развития. Крупнейшие катастрофы, произошедшие в СССР во второй половине 1980;х годов, среди которых особо к, выделяется авария па Чернобыльской АЭС, подтвердили и обусловили необходимость создания новой модели защиты населения и территорий от угроз мирного времени.
Дополнительно к системе Гражданской обороны и частично на базе её органов управления и войск была создана качественно новая, не имеющая аналогов в мире система — Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Таким образом, с созданием РСЧС было положено начало существования в стране двух систем, одна из которых решала задачи защиты населения и территорий в военное время — система Гражданской обороны, а вторая — в мирное время — Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Несмотря на то, что РСЧС создана совсем недавно, уже назрела необходимость её совершенствования. Как показывает опыт, риски мирного и военного времени в значительной степени схожи, методы защиты населения почти одинаковы. Подтверждением этому служит пример использования сил и средств МПВО при ликвидации последствий ашхабадского землетрясения 1948 года и вспышки чумы в Туркменской ССР в 1953 г. Это сходство наводит на мысль о целесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени в рамках одной системы.
В силу этого ГО, видимо, постепенно отойдет от военной организации и будет максимально приближена ко всему населению страны. Исходя из этого, ГО будет приобретать большую социальную направленность, т. е., основной целевой установкой будет становиться не столько участие в достижении военного стратегического успеха, сколько сохранение жизни человека и среды его обитания. Следовательно, значительно возрастёт роль общественных организаций в системе защитных мероприятий ГО. И в этих условиях, опыт деятельности общественных организаций МПВО, исследованный в данной работе, будет востребован.
Нам видится, что в связи со сложившейся военно-политической •а обстановкой в мире силы ГО должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько уметь эффективно решать задачи, возникающие в мирное время.
В перспективе представляется необходимым сформировать унифицированную, на единых принципах построенную систему, способную решать весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям и иным опасностям. Она могла бы заниматься предупреждением и ликвидацией ЧС природного и техногенного характера, а также успешно действовать в период опасностей, появляющихся при возникновения военных конфликтов и в ходе военных действий. При формировании этой системы может быть использован исторический опыт деятельности МПВО, исследованный в данной работе.
Проведенное нами исследование показали, что накануне Великой Отечественной войны основную угрозу для населения представляла авиация противника. Благодаря деятельности государства и МПВО, уровень противовоздушной и противохимической подготовки населения, общественных формирований МПВО был достаточно высок. Это позволило сохранить многие жизни в годы войны. В настоящее время угроза населению исходят, в первую очередь, от опасностей чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических акций. Уровень подготовки населения к защите от этих опасностей, в настоящее время, крайне низок. Поэтому, опыт деятельности общественных формирований МПВО в предвоенные и военные годы в настоящее время полезен. Его необходимо изучить и критически осмыслить, применительно к современным условиям.
Проблема терроризма в XXI столетии обретает особое значение в силу глобализации данного явления, а, следовательно, и роста масштабов его угрозы. Складывающаяся в наши дни криминальная ситуация, к сожалению, заставляет говорить о терроризме как о реальности общественного бытия.
Что касается реакции общества на усиливающуюся террористическую к. угрозу, то она, сегодня и, по-видимому, в будущем будет носить пассивный характер и сводиться к постепенной адаптации и «привыканию», стремлению приспособиться к условиям постоянной опасности. Можно закрыть глаза на чудовищные события, происходящие в мире, надеяться, что у себя в стране, в своем городе, подъезде, доме этого не случиться, но чем это может обернуться для каждого из нас? Каковы будут последствия такого замалчивания? Скорее всего — негативные.
Следовательно, борьба с терроризмом целиком ложится на правоохранительные органы и спецслужбы.
Среди значительной части населения, на наш взгляд, существует неправильное представление о роли и значении контртеррористических мероприятий. С одной стороны, это склонность намного преувеличивать возможности террористов и преуменьшать роль средств и способов противодействия и защиты. Такие понятия как ядерный, химический, биологический и даже космический терроризм, иллюстрированные в голливудских боевиках и фильмах-катастрофах, вызывают у людей чувство безысходности и непротивления злу терроризма. В свое время Мария Склодовская-Кюри сказала замечательную фразу, которая очень важна при анализе тенденций терроризма в наступившем тысячелетии: «В жизни нет ничего, что нужно бояться, — есть лишь то, что нужно понять"1. Понять, чтобы быть готовыми отразить и минимизировать негативный эффект.
С другой стороны, отсутствие ясного представления о масштабах возможных последствий террористических акций порождает беспечность и самоуспокоенность населения.
Пассивность общества по отношении к террористической угрозе объясняется, на наш взгляд, рядом причин. Во-первых, население в большинстве своём не знакомо с приёмами и способами противодействия терроризму. Во-вторых, благодаря насаждению через средства массовой информации (кино, телевидение, печать) образа террориста как неуязвимого и всесильного врага, террористические акции воспринимаются населением как.
•з фатальная неизбежность, защиты от которой нет. В-третьих, отсутствие нормативных актов, определяющих необходимость и обязательность обучения граждан приёмами и способами самозащиты от угроз терроризма.
Существующее законодательство2 определяет степень участие граждан в контртеррористической деятельности в пределах «добровольного сообщение ими правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о.
1 Требин М. П. Терроризм в XXI веке Мн.: Хар-вест, 2003. С. 629.
2 Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЭ О борьбе с терроризмом (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.). Ст. 9. террористической деятельности.". Это действия носят необязательный характер и являются «гражданским долгом каждого"1. И ни слова о необходимости обучения граждан приёмам и способам самозащиты в условиях террористической угрозы.
Рост числа террористических акций в последнее десятилетие позволяет сделать вывод, что терроризм объявил войну всему мировому сообществу. Следовательно, контртеррористическая деятельность должна быть организована адекватно угрозе. Без всесторонней и деятельной поддержки населения страны организовать её эффективно крайне сложно.
Считаю, что в настоящее время необходимо определить ряд мер по привлечению и подготовке населения страны к противодействию угрозам сегодняшнего дня. Для этого необходимо:
1. Совершенствовать российское законодательство в области подготовки граждан к противодействию опасностям чрезвычайных ситуаций, а также привлечения их к контртеррористической деятельности. В этой работе могут быть использованы результаты и выводы диссертанта.
2. При УВД (ОВД) создать координационные советы для участия населения в охране общественного порядка при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также в целях предупреждения террористических акций. При этом может быть использован опыт взаимодействия органов милиции с группами самозащиты МПВО.
3. Использовать средства массовой информации (кино, телевидение, радио, печать, наружную рекламу и т. д.) для пропаганды приёмов и способов противодействия терроризму, а также оказания помощи в экстремальных ситуациях, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Примером тому может служить агитационная деятельность организаций Осоавиахима, Красного Креста и Местной ПВО в исследуемом историческом периоде.
1 Там же.Ст. 9.
Одним из субъектов, участвующим в деле противодействия угрозам природного, техногенного и военного характера, является МВД РФ.
В соответствии с федеральным законодательством1, органы внутренних дел в системе ГО являются службой охраны общественного порядка (СООП ГО РФ). Органами исполнительной власти республик, краев, областей, городов, районов на базе подразделений МВД, УВД, ГУВД созданы соответственно республиканские, краевые, областные, районные, городские службы охраны общественного порядка.
Важной организационной особенностью СООП ГО является то, что орган внутренних дел (или его часть), становясь на период проведения мероприятий гражданской обороны службой охраны общественного порядка, одновременно продолжает оставаться территориальным органом внутренних дел, выполняя все возложенные на него функциональные задачи .
Организационное построение СООП ГО, её задачи достаточно схожи со службой охраны порядка и безопасности (СОПБ) МПВО. Поэтому для выполнения этих задач будет ценен опыт её деятельности в исследуемый период.
1 Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ О гражданской обороне // СЗ РФ. — 1998. — № 7. — Ст. 799.
2 Глебов Д. А., Калачев А. Г. Деятельность органов внутренних дел в системе Гражданской обороны и Единой системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 22.