Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обеспечение прав человека в контексте судебной реформы в Российской Федерации: вопросы теории

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, несмотря на многообразие научного материла, вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в процессе реформирования судебной власти, с учетом сложившихся объективных причин рассмотрены в юридической науке недостаточно. Законодательные и организационные мероприятия последних лет не обеспечили полного достижения многих целей реформы. Процесс реформирования судебной системы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. 1. Права человека: понятие и современные аспекты содержания
    • 1. 2. Механизм обеспечения прав человека: российский и зарубежный опыт
    • 1. 3. Судебная власть и иные государственные институты в механизме обеспечения прав человека в современной России
  • ГЛАВА II. РОЛЬ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 2. 1. Судебная реформа как объективная закономерность развития современного российского государства
    • 2. 2. Самостоятельность судебной власти, независимость, беспристрастность и ответственность судей перед обществом и государством — необходимые условия обеспечения прав человека
    • 2. 3. Личность, гражданское общество и судебная власть: точки соприкосновения

Обеспечение прав человека в контексте судебной реформы в Российской Федерации: вопросы теории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Права человека выступают важнейшим признаком правового демократического и социального государства, формирование которого закрепляется Конституцией Российской Федерации. Для достижения этого требуется всестороннее, в том числе и фундаментальное, научное осмысление феномена человеческих прав. Права человека признаются сегодня общечеловеческой ценностью, они стали правовым идеалом для современных государственно-правовых систем.

Реализация и эффективность норм о правах и свободах в государстве и обществе зависят от наличия многих условий и факторов как позитивного, так и негативного свойства. К их числу относятся: состояние экономики, ф способ распределения жизненных благ, нравственная атмосфера в обществе, уровень развития правовых принципов и институтов демократии в системе государственной власти, степень общественного согласия, культурный потенциал общества. Влияние этих и многих других факторов и сил на реализацию норм о правах и свободах является предпосылкой их осуществления.

Наряду с этим на эволюцию и реализацию прав и свобод человека и гражданина особое воздействие оказывают гарантии, правозащитные механизмы, функционирующие как в отдельных государствах, так и на ® уровне мирового сообщества. Формирование и расширение сферы деятельности указанных механизмов постоянно способствовало и способствует процессу обогащения каталога и содержания прав и свобод человека1. Эта закономерность наиболее четко прослеживается в деятельности судебной власти, который по праву занимает ведущее место в обеспечении прав и свобод человека.

1 Игнатенко, Н. М. Правосудие как элемент юридических гарантий обеспечения правового статуса личности (теоретико-правовой аспект): Дис. канд. юрид. наук / Н. М. Игнатенко. — СПб, 2002. — С. 82.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации правосудие является одним из важнейших средств защиты прав и свобод человека и гражданина: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Таким образом, в современных условиях особую актуальность приобретает исследование роли судебной реформы в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, выполнении государством правозащитной функции в отношении общества и личности в период становления правового государства. Соблюдение основных прав и свобод человека, охрана его законных интересов возможны только в том государстве, где обеспечивается верховенство закона, где функционирует полноценный государственный механизм разделения и взаимодействия властей, в котором особую роль играет судебная власть1.

Разрешая социальные конфликты на основе конституционных принципов отправления правосудия, суд осуществляет защиту различного рода социальных ценностей, восстанавливает нарушенное право, обеспечивает возмещение причиненного вреда, ограждает права и свободы человека от незаконного нарушения или ограничения. Вместе с тем и сама деятельность суда по реализации указанных принципов требует правового л обеспечения .

Судебная власть призвана обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушающих действий и решений, от кого бы они ни исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить.

1 Масликов, И. С. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук / И. С. Масликов. — М., 1997. — С.З.

Асликян, С. Э. Уголовно — правовое обеспечение реализации принципов осуществления правосудия: дис. канд. юрид. наук / С. Э. Асликян. — М., 2003. — С.4. господство права1. На первое место в современном демократическом обществе ставятся интересы человека, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев населения и т. д.). Возникающие между ними противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод2.

Оценивая правозащитную деятельность государственных структур, Президент Российской Федерации В. В. Путин заметил, что о правах человека мы больше привыкли говорить, чем по-настоящему защищать эти права. В обеспечении прав человека немаловажным является вопрос готовности российского государства, его органов к защите прав и свобод человека. Самые действенные меры будут неэффективными, если государство неспособно обеспечить ответственность своих органов и должностных лиц за невыполнение и ненадлежащее выполнение ими обязанностей по охране прав личности. Бессилие государства делает нереальными многие законы и превращает Конституцию в декларативный акт3.

Современная российская действительность, политическая и социально-экономическая жизнь в России, состояние соблюдения и реализации основных прав и свобод человека доказывают, что невозможно автоматически перенести традиции демократии другой страны в наше государство и общество. Это означает, что система соблюдения и обеспечения основных прав и свобод в нашей стране будет стабильной, если она будет рождена в самой российской стране, на ее почве как результат.

1 Лебедев, В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития: монография / В. М. Лебедев. — СПб.: Издательство «Лань», 2001. — С.5.

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федераци / Отв. ред. В. В. Лазарев. — Система ГАРАНТ, 2003.

3 Лебедев, В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности): монография / В. А. Лебедев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. — С.5. развития, с учетом опыта прошлого собственной правовой культуры1.

Одобренная 24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР Концепция судебной реформы выдвинула в качестве одной из основных ее задач — утверждение судебной власти как самостоятельной, независимой в своей деятельности от власти законодательной и исполнительной силы, в полной мере способной выполнить конституционную правозащитную функцию в правовом государстве. В ходе реформы судебной системы осуществляется радикальное обновление гражданского, уголовного, административного и арбитражного процессуального законодательства, направленное на совершенствование судопроизводства, усиление судебной ответственности органов государственной власти и должностных лиц за соблюдение прав человека, наделение судов более широкими полномочиями контроля, У повышение доступности правосудия. Начатая в России судебная реформа позволила добиться укрепления независимости судей, положила начало формированию института мировых судей, постепенному введению суда присяжных, установлению судебного контроля за правомерностью применения мер процессуального характера4.

В то же время законодательные и организационные мероприятия последних лет, пока не обеспечили достижения многих целей реформы, судебный механизм по-прежнему работает медленно и неэффективно. Многие гражданские и уголовные дела рассматриваются годами. В судейском корпусе широко распространена коррупция5. Все это отрицательно сказывается на качестве правосудия, что, несомненно,.

1 Бутылин, В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан: монография / В. Н. Бутылин. — М.: Академия управления МВД России, 2001.-С.З.

2 Фоков, А.П. О концепции судебной реформы / А. П. Фоков // Российский судья. — 2004. -№ 5. — С.2.

3 Горшкова, С. А. Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы / С. А. Горшкова // Журнал российского права. — 2002. — № 7. -С.45.

4 Лукин, В. П. Триумф и трагедия великой реформы: 140 лет назад в России начались судебные преобразования / В. П. Лукин // Российская газета. — 2004. — 17 декабря.

5 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 год // Российская газета. — 2005. — 31 марта. нарушает права граждан, закрепленные Конституцией Российской Федерации и нормами международного права.

Степень разработанности проблемы.

Вопросы обеспечения прав человека и гражданина в деятельности судебных и правоохранительных органов освещены в трудах достаточно большого числа ученых: B.C. Афанасьева, П. В. Анисимова, В. К. Бабаева, П. П. Баранова, Б. Т. Безлепкина, В. Н. Бутылина, И. В. Гончарова, JI.H. Гранат, А. Э. Жалинского, З. Д. Ивановой, Е. А. Лукашевой, Н. И. Матузова, А. С. Мордовца, В. П. Сальникова, B.C. Шевцова и др.

Понятие, функции, особенности осуществления судебной реформы в Российской Федерации исследованы в работах отечественных специалистов: Е. Б. Абросимовой, А. Д. Бойкова, В. А. Лазаревой, ВМЛебедева, В. А Ржевского, И. Л. Петрухина, В. В. Скитович, Н. М. Чепурновой, и др1.

Важное значение для определения судебной власти в контексте теории разделения властей имеют исследования советских и российских ученых: С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, М. В. Баглая, А. А. Безуглова, К. С. Вельского, Н. В. Витрука, В. Г. Вишнякова, О. Е. Кутафина, Л. В. Лазарева, B.C. Нерсесянца л и др. Ими проведен анализ существующей сегодня судебной системы, а так же сделаны важные выводы о состоянии судебной системы в Российской Федерации и путях ее реформирования. Однако эти исследования можно.

1 Абросимова, Е. Б. Судебная власть в Российской Федерации: Системы и принципы / Е. Б. Абросимова. — М., 2002; Бойков, А. Д. Третья власть в России: Очерки о правосудии, законности и правовой реформе. 1990;1996гг. / А. Д. Бойков. — М., 1997; Лазарева, В. А. Судебная власть и ее реализация в уголовном процессе / В. А. Лазарева. — Самара, 1999; Лебедев, В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития / В. М. Лебедев. — СПб.: Издательство «Лань», 2001; Ржевский, В. А. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности / В. А. Ржевский, Н. М. Чепурнова. — М., 1998; Петрухин, И. Л. Судебная власть: монография / И. Л. Петрухин. — М.: ООО ТК «Велби», 2003; Скитович, В. В. Судебная власть и административный акт: проблемы юрисдикционного контроля / В. В. Скитович. — Гродно, 1999.

Алексеев, С. С. Философия права / С. С. Алексеев. — М.: Юрист, 1997; Уроки. Тяжелый путь России к праву. — М.: Юрист, 1997; Нерсесянц, B.C. Философия права / B.C. Нерсесянц. — М.: Изд.гр. ИНФРА М-НОРМА, 1996. отнести к начальному этапу изучения исследуемой проблемы, тем более они касаются лишь некоторых аспектов проблемы состояния существующей сегодня судебной системы.

Большое значение для изучения спорных вопросы теории и практики осуществления судебной власти и проведения судебной реформы имеют проанализированные в работе труды ученых С. Е. Вицина, В. В. Ершова, В. Д. Зорькина, Ю. В. Кореневского, В. М. Лебедева, И. С. Масликова, Т. Г. Морщаковой, Л. Е. Недебайло, И. Л. Петрухина, В. М. Савицкого, В. А. Туманова, В. А. Четвернина и др.

Вместе с тем, несмотря на многообразие научного материла, вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в процессе реформирования судебной власти, с учетом сложившихся объективных причин рассмотрены в юридической науке недостаточно. Законодательные и организационные мероприятия последних лет не обеспечили полного достижения многих целей реформы. Процесс реформирования судебной системы в современной России идет сложно и противоречиво. Остро стоят проблемы дальнейшего формирования правовой базы, обеспечивающей отправление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, не выработан механизм согласования законодательства субъектов Российской Федерации с федеральным законодательством. Судебная система испытывает острый недостаток в кадрах, обостряются проблемы снижения уровня профессионализма судей, их объективности, беспристрастности, а нередко и морального облика.

Потребность комплексного анализа проблемы и решения ряда практических вопросов обусловила выбор темы диссертационного исследования «Обеспечение прав человека в контексте судебной реформы в Российской Федерации: вопросы теории».

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления судебной реформы в деле обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина органами судебной власти.

Предмет исследования — деятельность судебных органов по организации и практическому осуществлению обеспечения прав и свобод человека и гражданина в современной Российской Федерации в ходе судебной реформы.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что научный взгляд на проблемы деятельности судебной власти по организации и практическому осуществлению обеспечения прав человека и гражданина в современной России позволит проанализировать ход судебной реформы, выявить теоретические и практические трудности, а также предложить пути их разрешения.

Цели и задачи исследования.

Целью настоящего диссертационного исследования является комплексное изучение наиболее важных проблем возникающих в ходе судебной реформы, а также проведение анализа деятельности судебных органов в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию законодательства, направленных на эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина в процессе формирования правового государства в современной России.

С учетом вышеизложенного в представленной работе ставятся и решаются следующие задачи:

• изучение механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в современном обществе;

• анализ деятельности судебных органов по организации и практическому осуществлению обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

• исследование взаимодействия судебной власти и гражданского общества в сфере отправления правосудия;

• изучение основных принципов организации и деятельности органов судебной власти, форм и методов ее реформирования;

• исследование проблем специализации внутри судебной власти, то есть разделения ее на ряд ветвей более узкой специализации, в зависимости от характера рассматриваемых дел и специфики производства;

• рассмотрение соотношения судебной власти и прав личности;

• поиск путей ускорения судебной реформы Российской Федерации, а также установление причин ее тормозящих.

Методологическая основа исследования.

При решении поставленных задач автором в работе использованы всеобщий диалектический метод познания, общенаучные методы: аналитический, логический, исторический, системный и структурный подходы. Кроме того, в работе применены частно — научные методы: сравнительно — правовой, формально — юридический, структурнофункциональный.

В процессе работы над диссертацией исследованы концептуальные положения и принципы российского и зарубежного правоведения, научные исследования ученых различных направлений: правоведов, историков, философов и социологов, исторический опыт права и государства, юридическая практика, а также данные Госкомстата Российской Федерации (Федеральной службы государственной статистики).

Нормативную и эмпирическую базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, законодательства субъектов Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, приказы Генерального Прокурора Российской Федерации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые применен комплексный подход к изучению наиболее важных проблем определения места и роли судебной реформы в обеспечении прав человека в современной России. Результатом обобщения, анализа и систематизации изученных материалов, положенных в основу исследования, стало формирование представления о судебной системе как о специфическом институте, созданном для разрешения различных социальных конфликтов с целью защиты прав человека от незаконного нарушения или ограничения. Положения, выносимые на защиту:

1. Суд призван усилить защиту гражданских, социально — экономических и политических прав и обеспечить возможность развиваться обществу в рамках правового поля, в условиях создания подлинно демократического, правового, социального государства, так как от эффективности работы судов зависит конституционная стабильность России.

2. Необходимость по-настоящему действенной судебной реформы определяется целым комплексом причин, в том числе связанных с обеспечением прав и свобод человека и гражданина. Цивилизованное разрешение судами конфликтов в обществе — важнейшая предпосылка дальнейшего построения правового государства.

3. Правовые системы всех стран не существуют изолированно, они взаимодействуют друг с другом. Перенимая чужой опыт, необходимо учитывать, что судебная система в каждой стране базируется на объективных условиях, к которым относятся в первую очередь самобытность, исторические традиции, особенности культуры и т. д. В таких условиях в современном мире необходима защита прав и свобод человека и гражданина, сплоченность и организованность гражданского общества и государства. Какие бы события не происходили в мире, они не должны негативно влиять на статус человека, его права и свободы, т. е. при любом политическом климате права человека должны быть нерушимыми.

4. Исследование независимости и самостоятельности судебной власти в контексте обеспечения прав и свобод человека, прежде всего, связано с появлением в законодательстве ряда категорий («независимость судей», «самостоятельность судов», «независимость судебной власти» и т. д.), требующих анализа и теоретического осмысления, а также исследования их соотношения.

5. Необходимо осмысление проблемы специализации судов, взаимодействия различных уровней, предотвращение пересечения юрисдикций. Специализация внутри судебной власти предполагает разделение судебной системы на ряд ветвей, различающихся категориями рассматриваемых дел и спецификой производства. Создание такой системы облегчает доступ граждан к правосудию и обеспечивает реализацию их прав, а так же подразумевает рассмотрение дел высококвалифицированными судьями.

6. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — основной показатель степени зрелости гражданского общества и развитости правового государства. Осуществляя гражданский контроль за функционированием судебной власти и сотрудничая с ней в сфере отправления правосудия, гражданское общество играет важную роль в процессе совершенствования судебной власти и всей правоохранительной системы.

7. Становление самостоятельной и независимой судебной власти, способной эффективно защищать права человека от любых правонарушающих действий и решений, неразрывно связано с процессом реальной защиты прав и свобод человека и гражданина. Судебная система является основным правовым механизмом обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Всесторонняя судебная реформа должна быть направлена на создание судебной системы, обеспечивающей единый стандарт защиты прав, свобод и законных интересов граждан и стабильность этих отношений.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что проведенный анализ особенностей судебной реформы в современной России в условиях формирования правового государства позволяет по-новому взглянуть на сущность судебной власти, определить ее роль в обеспечении прав человека и гражданина. Полученные выводы и обобщения могут быть использованы в деятельности различных институтов, занимающихся проблемами деятельности судебной власти по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Представленная работа может также стать основой для дальнейших научных разработок изучаемой проблемы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования.

Итоги исследования основываются на анализе российского законодательства и правоприменительной практики, на материалах и документах государственных, правоохранительных органов, связанных с обеспечением прав человека и гражданина, международно-правовых актах, статистических данных, опубликованных материалах, относящихся к вопросам обеспечения прав человека и гражданина в процессе формирования правового государства в современной России.

Достоверность полученных в ходе диссертационного исследования, результатов основывается на изучении работ по философии права, по истории отечественного государства и права, международному праву, отраслевым юридическим наукам.

Апробация работы и внедрение результатов исследования.

Отдельные положения и предварительные результаты исследования i изложены в докладах на научно-теоретических, научно-практических, в том числе на международных конференциях. Среди них: «Безопасность государства» (г. Москва, 2005) — «Актуальные проблемы права России и стран СНГ» (г. Челябинск, ЮУрГУ, 2005) — «Правовые проблемы укрепления российской государственности» (г. Курган, 2005) — «Многоуровневая система профессионального развития, подготовки, переподготовки и стажировки кадров: реалии и перспективы» (г. Челябинск, 2005) — «Право как ценность и средство государственного управления обществом» (г. Волгоград, 2005).

Внедрение результатов исследования подтверждается соответствующими официальными актами.

Структура и объем диссертации

определены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

К числу наиболее актуальных направлений развития современной российской теории права относится разработка теории обеспечения прав человека и гражданина, направленной на совершенствование практики обеспечения закрепленных в Конституции РФ, а также иных нормативных актах прав и свобод человека и гражданина. Создание такой теории должно опираться, прежде всего, на действующее законодательство и на опыт правозащитной практики правосудия. Принципы, сформулированные теорией прав человека и гражданина, являются ценностными ориентирами в современном мире. Они формировались исторически и являются неотъемлемой частью человеческой культуры. Но для реального обеспечения прав человека необходим государственно-правовой механизм их защиты, представляющий собой систему правовых норм, структуру государственных органов, разнообразные политические, социальные, экономические и другие факторы, формы и методы, способы осуществления правовых норм. Без создания реально действующего механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина невозможно существование гражданского общества и правового государства.

Каждая страна имеет свои особенности, традиции, люди по разному оценивают ценности жизни, но все сходятся, что самая большая ценностьчеловек. Под «европейскими стандартами по защите прав человека» понимаются признанные Европейским сообществом и закрепленные в его документах юридические нормы, включающие все жизненно необходимые права человека, а также механизмы их гарантии, защиты и обеспечения на практике. Из анализа имеющейся литературы следует, что Европейский Суд по правам человека призван восстанавливать справедливость, формировать единую систему стандартов в области обеспечения прав человека, однако в последнее время все чаще возникают ситуации несоблюдения Европейским Судом процессуальных норм своей же деятельности, согласно которым он вправе принимать жалобы граждан к своему рассмотрению лишь после того, как были исчерпаны все правовые возможности внутри страны. Кроме того, в последние годы наблюдается снижение качества проработки дел Европейского Суда по правам человека при одновременном увеличении потока исков. Всвязи с этим, по нашему мнению, национальным судам необходимо имплементировать решения Европейского Суда по правам человека в национальное законодательство, прежде чем использовать в своей деятельности. Иначе возможен подрыв авторитета судебной власти, так как возникает не соответствие национальной судебной практики действующему в стране законодательству. Для решения многих проблем, связанных с обеспечением прав и свобод человека, необходимо дальнейшее совершенствование деятельности структур и функций самого Европейского Суда по правам человека (разделение компетенций, объема выполняемой работы, исключение повторных операций, облегчение процедуры рассмотрения жалоб и т. д.).

Развитый мир формирует международное право, определяющее общие условия функционирования глобального мира. Государства подчиняют свои автономные интересы международным нормам, пытаясь тем самым обеспечить баланс внутреннего и международного законодательства. В России также происходит заимствование западной государственно-правовой теории, так в отечественной науке современные теории, как правило, заимствованы: теория разделения властей, правового государства, учение о правах и свободах человека и гражданина и т. д. Кроме того, происходит постепенная унификация отдельных отраслей правового регулирования, путем заимствованиями нормативных предписаний из международного законодательства, что может привести к существенным ограничениям в возможности самостоятельно решать внутренние вопросы.

Россия в конце XX века стала частью стремительно унифицирующегося в правовом отношении мира. В современных условиях нашей стране предстоит, защищая свой государственный суверенитет, национальные интересы, достижения в области международного права, активно участвовать в предстоящих реформах и модернизации норм, а также совершенствовать и обновлять свою национальную систему права. Необходимо выработать собственную теоретическую модель мироустройства, которая учитывает все аспекты существования и развития народов и культур современного мира. От этого зависит осознание национальных интересов, выработка политических приоритетов и определение места России в мире.

Правосудие в России пока не стало основным элементом механизма обеспечения прав человека, что связано прежде всего с необходимостью дальнейшего совершенствования судебной властинехваткой квалифицированных судейсовпадением судебной юрисдикции с административным делением. Чрезвычайно остра проблема коррупции в судебных органах. Судебная система не обеспечивает реальное равноправие граждан и хозяйствующих субъектов в их спорах с государством. Крайне низок уровень доверия россиян к институтам правосудия.

Осуществление независимой судебной власти как центрального механизма, обеспечивающего реализацию прав и основных свобод человека, лежит в основе любого демократического государства. В Российской Федерации принцип независимости суда и судей закреплен в Конституции Российской Федерации и в Федеральных законах. В них закрепляются такие правовые категории, как «независимость судей» и «независимое правосудие», «независимость судов» и «самостоятельность судов», «независимость судебной власти» и «самостоятельность судебной власти» .

Независимость судебной власти в содержательном аспекте связана со статусом судей, так как именно в нем реализуется этот принцип, исходя из представлений о естественном или должном правосудии. Независимость судьи в институциональном смысле признается в нашей стране. Судьи выделяются в обособленную категорию носителей власти, составляют самостоятельную часть публичной или государственной службы, беспристрастны и подчиняются только закону. Российское законодательство содержит систему гарантий, обеспечивающих беспристрастность судьи в процессе рассмотрения им дела.

Термины «независимость» и «самостоятельность», несмотря на некоторую схожесть нетождественны, соглашаясь с точкой зрения Терехина В. А., можно констатировать, что категория «независимость» по объему уже, чем «самостоятельность», и они соотносятся как часть к целому, т. е. независимость является одной из составных частей самостоятельности. А самостоятельность судебной власти, помимо ее процессуальной независимости, включает еще и организационный аспект. Кроме того, самостоятельность судебной власти характеризуется с точки зрения ее роли в механизме государственного управления обществом, построенном на принципе разделения властей. «Самостоятельность суда» значительно уже на наш взгляд, понятия «самостоятельность судебной власти», и они соотносятся как часть и целое. Самостоятельность суда означает самостоятельное выполнение стоящих перед конкретным судом задач, а самостоятельность судебной власти — автономную деятельность всей системы. Но все эти понятия необходимо рассматривать только во взаимосвязи. Самостоятельность судебной власти является условием независимости правосудия и лиц, его осуществляющих. И, наоборот, без независимости судей, и правосудия невозможна самостоятельная судебная власть. Таким образом, правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами, никто не может присвоить себе функции суда. В своей деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

В ходе судебной реформы осуществляется обновление законодательства, направленное на совершенствование судопроизводства, происходит повышение доступности правосудия. Гражданское общество нуждается в судах как органах защиты ценностей, принадлежащих каждому гражданину. Состояние судебной власти является одной из важнейших (если не важнейшей) характеристикой социального целого. Именно оно отражает эффективность уровень защищенности прав и свобод человека, функционирование механизма сдержек и противовесов, зрелость структур гражданского общества. Основными критериями оценки состояния судебной власти являются доступность судебной защиты, справедливость используемых процедур и беспристрастность судей. Гражданское общество сотрудничает с органами судебной власти в сфере отправления правосудия, а также осуществляет социальный контроль за ее функционированием (в сфере ювенальной юстиции, восстановительного правосудия, в деятельности присяжных и арбитражных заседателей).

Без эффективно работающей правовой системы, судебной власти невозможна в современной России эффективная деятельность государства, так как невозможны ни дальнейшее развитие экономики и социальной сферы страны. Для этого требуется, во-первых, привести компетенцию' судов в соответствие с требованиями правового государстваво-вторых, обеспечить независимость судебной власти от влияния других ветвей властив- третьих, назрела необходимость в проведении системы мер, направленных на повышение престижа суда и эффективности правосудия (необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы судебных органов, так как это позволит создать четкие юридические механизмы и процедуры защиты прав человека, отвечающие современным мировым стандартам с учетом внутригосударственного права).

Судебная реформа предполагает дифференциацию судебных процедур, позволяющих более полно и всесторонне рассматривать дела в суде. Рассматривается идея создания в системе судов общей юрисдикции административной и ювенальной юстиций.

Для повышения качества правосудия предлагается включение в программу высших юридических учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров судебных работников, дисциплин, в полной мере обеспечивающих изучение прав человека и необходимость их соблюдения в своей деятельности. Повышение качества правосудия позволит преодолеть отчуждение населения от правосудия, повысит престиж суда и станет еще одним шагом на пути формирования правового государства. Но следует подчеркнуть, что, как бы ни была совершенна судебная система, она не может стать эффективной без всестороннего обеспечения ее функционирования государством.

Таким образом, хотя результатом осуществления судебной реформы уже явились глобальные прогрессивные изменения судоустройства и судопроизводства в нашей стране, реалии сегодняшнего дня и стремление Российской Федерации к статусу правового и истинно демократического государства требуют дальнейшего совершенствования судебной системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. — 25 декабря.
  2. Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.).
  3. Всеобщая декларация прав и свобод человека (1948 г.).
  4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 г.).
  5. Европейская социальная хартия (Турин, 18 октября 1961 г.).
  6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).
  7. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.).
  8. Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации от 22 ноября 1991 г.
  9. Положение о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств (Москва, 24 сентября 1993 г.).
  10. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.).
  11. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 13. — Ст. 1447.
  12. Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 18. — Ст. 1589.
  13. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. № 51. — Ст. 4825.
  14. Об уполномоченном по нравам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1
  15. ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. -№ 48. — Ст. 1367.
  16. О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 26. — Ст. 3170.
  17. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 23. — Ст. 2277.
  18. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202−1 // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. № 47. — Ст. 4472.
  19. Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 15. — Ст. 1269.
  20. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2004.-№ 27.-Ст. 2711.
  21. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. -№ 27.-Ст. 2700.
  22. О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 3. — Ст. 144.
  23. О внутренних войсках МВД Российской Федерации: Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — №. — Ст. 611.
  24. О судебных приставах: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №
  25. ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. -№ 27.-Ст. 2711.
  26. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 21 июля 1997 г № 119-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997.-№ 30.-Ст. 3591.
  27. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. -№ 14.-Ст. 1514.
  28. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 35. — Ст. 3607.
  29. О борьбе с терроризмом: Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. -№ 27.-Ст. 2700.
  30. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № ЗО-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 33. — Ст. 3369.
  31. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 // Собраниезаконодательства Российской Федерации. 2004. — № 35. — Ст. 3607.
  32. О системе государственной службы: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2003.-№ 22.-Ст. 2063.
  33. О третейских судах в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002.-№ 30.-Ст. 3019.
  34. О милиции: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 14. -Ст. 1666.
  35. О безопасности: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446−1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. -№ 35.-Ст. 3607.
  36. О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132−1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1992. — № 30. — Ст. 1792.
  37. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866−1 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1993. -№ 19.-Ст. 865.
  38. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 41. — Ст. 4021.
  39. О введении института мировых судей в субъектах Российской Федерации: Постановление V Всероссийского съезда судей от 29 ноября 2000 г.
  40. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. -1993.- № 46. Ст. 4453.1. Монографии и статьи1. Монографии:
  41. , Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: Системы и принципы / Е. Б. Абросимова. М., 2002.
  42. , А. Защита прав человека. Международные и российские механизмы / А. Азаров, В. Ройтер, К. Хюфнер. М.: Московская школа прав человека, 2000.
  43. , С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С. С. Алексеев М., 1966.
  44. Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации. Материалы международной конференции. М.: PRI, 2001.
  45. , Б.Т. Судебно-правовая защита прав и свобод граждан в отношении с государственными органами и должностными лицами / Б. Т. Безлепкин. М.: Учебно-консультативный центр «ЮрИнфоР», 1997.
  46. Бекназар-Юзбашев, Т. Б. Права человека и международное право / Т.Б.Бекназар-Юзбашев. М., 1996.
  47. , А.Д. Третья власть в России: Очерки о правосудии, законности и правовой реформе. 1990−1996гг. / А. Д. Бойков. М., 1997.
  48. , А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности / А. Т. Боннер. М., 1992.
  49. , В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан. / В. Н. Бутылин. -Челябинск, 2001.
  50. , Н.А. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994−2003) / Н. А. Васецкий, Ю. К. Краснов. М.: Издание Государственной Думы Российской Федерации, 2003.
  51. , Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России / Б. В. Виленский. 1969.
  52. , И.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации с использованием мер федерального вмешательства / И. В. Гончаров. М.: 2004.
  53. , H.JI. Конституционные основы положения человека и гражданина // Конституционное право. Учебник. / Отв. ред. А. Е. Козлов. -М, 1996.
  54. , А.В., Костанов, Ю.А., Невский, С. А. Адвокатура в Российской Федерации: Учеб. пособие / Под. ред. А. В. Гриненко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
  55. , К.Ф. Правоохранительные органы / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. М., 1995.
  56. , И.И. Применение норм советского права / И. И. Дюрягин. -Свердловск, 1973.
  57. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод / Под. ред. Н. Б. Топорнина. М.: Совет Европы, 1997.
  58. , Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н. П. Ерошкин. М.: ВШ, 1968.
  59. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. М., 1988. — 4.1.
  60. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю. П. Титова. -М.: «Проспект», 1999.
  61. , И.И. Современная судебная система: Учебное пособие / И. И. Исхаков. Уфа, 2000.
  62. , С.М. Суд присяжных в России: Громкие уголовные дела 1864−1917 гг. /С.М. Казанцев, Л., 1991.
  63. , Н.М. Общественное значение права / Н. М. Коркунов. СПб., 1891.
  64. , М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России / М. Г. Коротких. М., 1989.
  65. , Э.Г. Глобалистика. Теория, методология, практика / Э. Г. Кочетов. М.: Норма, 2002.
  66. , В.А. Судебная власть и ее реализация в уголовном процессе / В. А. Лазарева. Самара, 1999.
  67. , В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности) / В. А. Лебедев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
  68. , В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития / В. А. Лебедев. СПб.: Издательство «Лань», 2001.
  69. , Е.А. Общая теория прав человека / Е. А. Лукашева. М.: Изд. Норма, 1996.
  70. , Е.А. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Е. А. Лукашева. М., 2000.
  71. , Е.А. Правое государство и обеспечение прав человека // Права человека: проблемы и перспективы / Е. А. Лукашева. М., 1990.
  72. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. -М.: «Международные отношения», 1998.
  73. , JI.C. Народ в правовом государстве / JI.C. Мамут. М.: Норма -ИНФРА, 1999.
  74. , В.В. Искусство защиты в суде присяжных: Учеб.-практ. пособие / В. В. Мельник. М.: Дело, 2003.
  75. , А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / А. С. Мордовец. Саратов. 1996.
  76. , А.С. Права человека и деятельность органов внутренних дел / А. С. Мордовец, А. А. Магомедов, JI.B. Силантьева, А. А. Чинчиков. -Саратов, 1994.
  77. .Л. Права человека. История, теория и практика / Б. Л. Назаров. М., 1995.
  78. , B.C. Философия права: Учебник / B.C. Нерсесянц. М.: ИНФРА-М НОРМА, 1997.
  79. , Л.А. Административное судопроизводство: проблемы теории и практики разрешения публично-правовых споров / Л. А. Николаева, В. П. Сальников, А. К. Соловьева. С-Пб.: Фонд Университет, 2002.
  80. , Т.Н. Социально-правовой механизм обеспечения прав личности: Лекция / Т. Н. Нуркаева. Уфа, 1995.
  81. , П.И. О задачах современной философии права: Сочинения / П. И. Новгородцев. М., 1995.
  82. Общая теория права и государства / Под ред. проф. В. В. Лазарева. М.: ЮРИСТЪ, 1999.
  83. Общая теория права. / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1996.
  84. Общеправовые основы управления органами внутренних дел: Курс лекций. М.: Академия управления МВД России, 2004.
  85. , И.Л. Судебная власть / И. Л. Петрухин. М.: ООО ТК «Велби», 2003.
  86. , В.А. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности / В. А. Ржевский, Н. М. Чепурнова. М., 1998.
  87. , И.В. Обеспечение прав и свобод личности в СССР / И. В. Ростовщиков. Саратов, 1988.
  88. , В.Н. Правовые системы и правовые семьи / Теория государства и права. Курс лекций / В. Н. Синюков. М., 1997.
  89. , В.В. Судебная власть и административный акт: проблемы юрисдикционного контроля / В. В. Скитович. Гродно, 1999.
  90. , В.И. Анатолий Федорович Кони / В. И. Смолярчук. М., 1981.
  91. , Э.Д. Судебные и правоохранительные органы, институты и организации по обеспечению и защите прав личности: Учебное пособие / Э. Д. Хафизов. М.: ИМЦ ГУК МВД РФ, 2003.
  92. , А.Н. Фундаментальные концепции прав человека в деятельности зарубежных стран (теоретико-правовой анализ) / А. Н. Цуканов. Пермь, 2003.
  93. , О.И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие / О. И. Чистяков. М.: ИКД «Зерцало-М», 2004.
  94. , С.В. Личность и международное право / С. В. Черниченко. М.: «Международные отношения», 1994.
  95. , А.А. Институт прав и свобод человека и гражданина в постсоветской России: Монография / А. А. Юнусов, М. А. Юнусов. -Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2004.
  96. , В.Ф. Гражданский кодекс и государство / Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика / В. Ф. Яковлев. М., 1998.
  97. , А.В. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций / А. В. Якушев. М.: Изд. ПРИОР, 2000.1. Статьи:
  98. , Е.С. Автономное значение правовых понятий в практике толкования европейским судом положений конвенции о защите прав человека / Е. С. Алисиевич // Государство и право. 2005. — № 8.
  99. , М.А. О современном понимании права / М. А. Байтин // Журнал российского права. 1999. — № 1.
  100. , В.П. Эволюция правового статуса личности и его отражение в правовой науке / В. П. Басик // Правоведение. 2005. — № 1.
  101. , В.Г. Кто он: Уполномоченный по правам человека России? / В. Г. Бессарабов // Философские науки. 2000. — № 1.
  102. , О.С. Суд присяжных в новой системе судебной организации Российской Федерации / О. С. Боботов // Гражданин и право. 2000. -№ 4.
  103. , В. На смену «народным» должны прийти профессиональные судьи / В. Бозров // Российская юстиция. 2000. — № 6.
  104. , С.В. О разделении и взаимодействии властей в России / С. В. Бородин // Государство и право. 2002. — № 5.
  105. , И. Что такое глобализация? Мнения ученых / И. Бурикова// http://www.worldwidewar.ru
  106. , О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы / О. Ведерникова // Российская юстиция. 2000. — № 7.
  107. , С. Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России / С. Водолагин // Российская юстиция. 2001. — № 8.
  108. Глобализация, государство, право, XXI век. О некоторых итогах международного юридического форума // Журнал российского права. -2003. № 2.
  109. , H.JI. Правосознание и правовая культура / H.JI. Гранат // Юрист. 1998.-№ 11/12.
  110. , А.И. Арбитражные заседатели приближение правосудия к спорящим предпринимателям / А. И. Грибова // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. — 2002. — № 1.
  111. , С. Концепция 1991 года положила начало формированию правового государства в России / С. Вицин // Российская юстиция. -2001.-№ 11.
  112. , В.И. Механизм обеспечения реализации законов в современных условиях / В. И. Гойман // Государство и право. 1991. -№ 12.
  113. , С.А. Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы / С. А. Горшкова //Журнал российского права. 2002. — № 7.
  114. Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право. 2002. — № 1.
  115. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1998 году. Защита прав человека: Сборник документов 1998—2000 гг. М., 2001.
  116. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 г. М., 2000.
  117. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 г. М., 2001.
  118. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 г. М., 2002.
  119. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2002 г. М., 2003.
  120. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 год // Российская газета. 2005. — 31 марта.
  121. Европейский Суд по правам человека. Правила процедуры Суда (4 ноября 1998 года) // Совет Европы и Россия. Информационный бюллетень. 1999. — № 2.
  122. , В.Д. Да здравствует Конституция / В. Д. Зорькин // Российская юстиция. 2003. — № 1.
  123. , В.Д. Конституционный Суд России в европейском правовом поле/В.Д. Зорькин// Журнал российского права. 2005. — № 3.
  124. , В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России / В. Д. Зорькин // Журнал российского права. 2004. — № 6.
  125. , В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних / В. Ермаков // Российская юстиция. 2000. -№ 10.
  126. , Г. Т. Судебная власть как система органов государственной власти / Г. Т. Ермошин // Законодательство и экономика. 2004. — № 4.
  127. , Н.Н. Судебная власть в контексте истории российского конституционализма. Проблемы генезиса и эволюции / Н. Н. Ефремова //Чиновникъ-2003. -№ 6.
  128. , И.С. Верховенство права в международных отношениях / И. С. Иванов // Международное право. -2000. № 12.
  129. , В.А. Прецедентная практика Европейского суда по правам человека как регулятор гражданских отношений в Российской Федерации / В. А. Канашевский // Журнал российского права. 2003. -№ 4.
  130. , JI.M. Метаморфозы в решениях Европейского Суда по правам человека / JI.M. Карапетян // Журнал российского права. -2005.-№ 7.
  131. , JI. Восстановительное правосудие: идеи и перспективы для России / JI. Карнозова, Р. Максудов, М. Флямер // Российская юстиция. -2000.-№ п.
  132. , В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации / В. П. Кашепов // Государство и право. 1998. -№ 2.
  133. , В.Я. Место и роль органов МВД в политике российского государства по обеспечению международной законности и правопорядка / В. Я. Кикоть // Государство и право. 2004. — № 1.
  134. , А.И. Европейское право прав человека и Конституция России / А. И. Ковлер // Журнал российского права. 2004. — № 1.
  135. Конституционные основы совершенствования судебной деятельности по делам несовершеннолетних // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Конституции Российской Федерации.- Челябинск, 2003.
  136. , Г. К. Как правосудию стать правосудным? / Г. К. Костров // Журнал российского права. 2004. — № 10.
  137. , А.Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества / А. Д. Керимов // Гражданин и право. 2002. — № 3.
  138. , В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) / В. В. Лапаева // Журнал российского права. 2005. — № 7.
  139. , В.М. Условия для успешного завершения реформы созданы / В. М. Лебедев // Российская юстиция. 2001. -№ 11.
  140. , Е.А. Правое государство и обеспечение прав человека / Е. А. Лукашева // Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990.
  141. , В. Триумф и трагедия великой реформы: 140 лет назад в России начались судебные преобразования / В. Лукин // Российская газета. -2004. 17 декабря.
  142. , В.Я. Современное государство в глобализирующемся мире: проблемы теории / В. Я. Любашиц // Правоведение. 2004. — № 4.
  143. , Л.С. Социальное государство с точки зрения права / Л. С. Мамут // Государство и право. 2001. — № 7.
  144. , О.В. Нравственные основы теории государства и права / О. В. Мартышин // Государство и право. 2005. — № 7.
  145. , Т. Правовая природа квалификационных коллегий судей / Т. Машкина, Н. Морозова // Российская юстиция. 2003. — № 12.
  146. , А. Надзор за исполнением законов/ А. Мельников // Законность. 1998. — № 3.
  147. , О.О. Интервью / О. О. Миронов // Завтра. 2001. — № 34 (403).
  148. , И. Судебная реформа в России: проблемы трансформации юстиции советского типа / И. Михайловская // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997. — № 2.
  149. , И.В. Мировая юстиция: проблемы подготовки и повышения квалификации / И. В. Михеева // Мировой судья. 2005. — № 1.
  150. , Т. На полпути к правосудию / Т. Моршакова // Российская юстиция. 2004. — № 4.
  151. , А. Прямое действие Конституции гарантия судебной защиты прав и свобод /А. Муллануров //Российский судья. — 2001. — № 3.
  152. , B.C. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире / B.C. Нерсесянц // Государство и право. -2005. № 5.
  153. , В.В. Отбор и подготовка судей: международное и зарубежное законодательство / В. В. Пейсиков // Мировой судья.- 2005. № 1.
  154. , В.В. Сравнительно правовой анализ международного и зарубежного законодательства в области статуса судей / В. В. Пейсиков // Российский судья. — 2004. — № 12.
  155. , И.Л. Реформа уголовного судопроизводства: проблемы и перспективы / И. Л. Петрухин // Законодательство. 2001. — № 3.
  156. , И.Л. Человек как социально-правовая ценность / И. Л. Петрухин //Государство и право. 1999. — № 10.
  157. Первое слушание в новом Суде // Совет Европы и Россия: Информационный бюллютень. 1999. — № 2.
  158. , С.В. Мультикультуризм и права человека в условиях глобализации / С. В. Поленина // Государство и право. 2005. — № 5.
  159. Права человека вопросы: теории и истории // Правоведение. 2004. -№ 3.
  160. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2001. -№ 5.
  161. , В.М. Движение к заданному обществу: российский вариант / В. М. Пуляев // Социально-гуманитарный журнал. 2000. — № 1.
  162. Работа судов Российской Федерации в 2002 г. // Российская юстиция. -2003. № 8.
  163. Работа федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей Российской Федерации в первом полугодии 2003 года // Российская юстиция. 2003. — № 1.
  164. , И.П. История суда России (Вторая половина XVIII -первая половина XIX в. Анализ историко правовых источников) / И. П. Слободянюк // Закон и право. — 2004. — № 7.
  165. , А. Создание советской судебной системы / А. Смыкалин // Российская юстиция. 2002. — № 2.
  166. , А. Судебная система России в начале XX века / А. Смыкалин // Российская юстиция. 2001. — № 12.
  167. , А. Судебная система страны в годы Великой Отечественной войны / А. Смыкалин // Российская юстиция. 2002. -№ 9.
  168. , А. Судебная реформа 1922 года / А. Смыкалин // Российская юстиция. 2002. — № 4.
  169. Современные проблемы государственного строительства / Аналитический вестник Совета Федерации ФС Российской Федерации. -2001. -№ 20 (151).
  170. , Б.И. Какие права и свободы защищает Европейский суд по правам человека / Б.И. Сосна// Гражданин и право. 2002. — № 3.
  171. , Е.И. Судебный прецедент как источник права / Е. И. Спектор // Журнал российского права. 2003. — № 5.
  172. , Н.Ф. Заседатель в процессе / Н. Ф. Судоргина // эж -ЮРИСТ.-2003. -№ 36.
  173. , И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан / И. В. Тепляшин // Журнал российского права.-2000. -№ 1.
  174. , В.А. Самостоятельность судебной власти и независимость судей как гарантия прав граждан / В. А. Терехин // Государство и право. -2001.-№ 8.
  175. , В.А. Судейский иммунитет как гарантия прав и свобод граждан (вопросы теории и практики) / В. А. Терехин // Российский судья.-2001.-№ 7.
  176. , М.А. Будущее Европейского Суда по правам человека: тупик или смена концепции / М. А. Травников // Журнал российского права. 2002. — № 6.
  177. , Р.С. Актуальные проблемы совершенствования судебной деятельности в России / Р. С. Хисматуллин //Российский судья.-2004. № 8.
  178. , А.П. О концепции судебной реформы / А. П. Фоков //Российский судья. 2004. — № 5.
  179. , А.П. Россия в свете судебных реформ 1864 г. и 2001 г. / А. П. Фоков // Российский судья. 2001. — № 12.
  180. , Р.С. Семейные суды по делам несовершеннолетних / Р. С. Хисматуллин // Российская юстиция. 2000. — № 3.
  181. , Д.В. Международные институты по контролю за соблюдением прав и свобод человека. Параметры становления иразвития в современном миропорядке / Д. В. Ходарковский // Государство и право. 2004. — № 12.
  182. , Ю.Я. Права человека приоритет Конституции Российской Федерации / Ю. Я. Чайка // Российская юстиция. — 2003. — № 12.
  183. , Ю.Я. Проблемы соблюдения законности и прав человека в деятельности учреждений и органов УИС / Ю. Я. Чайка // Закон и право.-2003.-№ 2.
  184. , М.Р. Становление и развитие судебной системы в России / М. Р. Чарыев // Российский судья. 2001. — № 3.
  185. , О. Жалобы против России в Европейском Суде по правам человека / О. Чернышова // Российская юстиция. 2002. — № 4.
  186. . Г. Г. Разгром фашизма и перспективы международного правосудия / Г. Г. Шинкарецкая // Государство и право. 2005. — № 8.
  187. , А. Суд присяжных должен действовать на всей территории Россию / А. Шурыгин // Российская юстиция. 2000. — № 4.
  188. , В.Ф. Арбитражные суды на новом этапе судебной реформы / В. Ф. Яковлев // Журнал российского права. 2002. — № 7.
  189. , В.Ф. На очереди обеспечение доступности и повышение качества правосудия / В. Ф. Яковлев // Российская юстиция. — 2001. -№ 11.
  190. , О.Г. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации / О. Г. Якцив // Закон и право. 2003. — № 6.
  191. I. Диссертации и авторефераты диссертаций
  192. , Д.А. Правовой механизм обеспечения прав человека и гражданина в субъектах Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук / Д. А. Авдеев. Тюмень, 2004.
  193. , М.М. Права человека как форма выражения его сущности (социально-филосософский анализ): Дис. канд. фил. наук / М. М. Аминеев. Уфа, 2004.
  194. , Ю.Г. Обеспечение прав человека и гражданина в нормотворческой деятельности органов внутренних дел: Дис. канд. юрид. наук / Ю. Г. Арзамасов. М., 1998.
  195. , С.Э. Уголовно-правовое обеспечение реализации конституционных принципов осуществления правосудия: Дис. канд. юрид. наук / С. Э. Асликян. М., 2003.
  196. , В.Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан: Дис. докт. юрид. наук / В. Н. Бутылин.-М., 2001.
  197. , Л.И. Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы. Дис.докт. юрид. наук / Л. И. Глухова. М., 2004.
  198. , И.В. Конституционные основы федерального вмешательства при защите основных прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации: Дис.. докт. юрид. наук / И. В. Гончаров.- М., 2004.
  199. , Б.К. Глобализация и актуальные проблемы российских реформ: Дис. докт. фил. наук / Б. К. Джегутанов. СПб, 2003.
  200. , Н.М. Правосудие как элемент юридических гарантий обеспечения правового статуса личности (теоретико-правовой аспект). Дис. канд. юрид. наук/ Н. М. Игнатенко. СПб, 2002.
  201. , Д.В. Конституционно правовой механизм обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в процессе осуществления правоприменительной деятельности: Дис. канд. юрид. наук / Д. В. Леонтьев. — СПб., 2004.
  202. , И.С. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации. Дис. канд. юрид. наук / И. С. Масликов. М. 1997.
  203. , И.А. Юридические гарантии личной безопасности граждан: Автореф. дис.. канд. юрид. наук /И.А. Мингес.- М., 2000.
  204. , Р.А. Механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук / Р. А. Мудин. СПб., 2004.
  205. , И.С. Конституционное судопроизводство (на материалах деятельности Конституционного Суда Российской Федерации): Автореф. дис.. канд. юрид. наук /И.С. Назарова, — М., 2000.
  206. , С.Э. Теоретико-правовое исследование конституционного судебного контроля в Российской Федерации: Автореф. дис.. докт. юрид. наук / С. Э. Несмеянова.- Екатеринбург, 2004.
  207. Пасечник, Н. В. Политические аспекты судебной власти в современной
  208. России: Дис. канд. полит, наук /Н.В. Пасечник. Саратов, 2005.
  209. , И.В. Обеспечение и защита прав и свобод личности: вопросы теории и практики органов внутренних дел: Дис. док. юрид. наук / И. В. Ростовщиков. М., 1997.
  210. , О.С. Реализация конституционного права личности на судебную защиту в Европейском Суде по правам человека: Дис. канд. юрид. наук / О. С. Чернышова. М., 2005.
  211. Шехаб, Абдул Карим Али. Права человека в международном и мусульманском праве (сравнительный анализ): Дис. канд. юрид. наук / Шехаб Абдул Карим Али. Казань, 2000.
  212. , А.А. Общетеоретические проблемы обеспечения прав человека в современной России: Дис.. докт. юр ид. наук / А. А. Юнусов. М.: Академия управления МВД России. — 2005.
Заполнить форму текущей работой