Активизация творческой деятельности учащихся предпрофильных классов основной школы в условиях интегрированного обучения: На примере преподавания физики в 7-9 классах лицея
![Диссертация: Активизация творческой деятельности учащихся предпрофильных классов основной школы в условиях интегрированного обучения: На примере преподавания физики в 7-9 классах лицея](https://westud.ru/work/2517911/cover.png)
Диссертация
Множество работ посвящено способам активизации творческой деятельности учащихся. Под активизацией творческой деятельности мы будем понимать процесс перехода от репродуктивного к продуктивному типу учебной деятельности учащихся, направленный на получение качественно нового результата как в обучении, так и развитии. В исследованиях ученых приводятся различные способы активизации творческой… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРЕДПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
- 1. Теоретические основы интеграции содержания образования в предпрофильных классах основной школы
- 1. 1. ^Понятие интеграции в науке и образовании
- 1. 2. Межпредметные связи и интеграция научных знаний
- 1. 3. Анализ возможных уровней интеграции и их особенностей
- 1. 4. Дидактические функции интеграции содержания образования
- 2. Педагогические условия и методы активизации творческой деятельности учащихся предпрофильных классов основной школы в условиях интегрированного обучения
- 2. 1. Творческая деятельность, ее основные характеристики, стадии и условия осуществления творческого процесса
- 2. 2. Дидактические условия и методы активизации творческой деятельности учащихся
- 1. Теоретические основы интеграции содержания образования в предпрофильных классах основной школы
- 1. Структурные компоненты модели активизации творческой деятельности учащихся предпрофильных классах основной школы условиях интегрированного обучения
- 2. Экспериментальная проверка эффективности модели активизации творческой деятельности учащихся предпрофильных классов основной школы в условиях интегрированного обучения
Список литературы
- Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10 — 11 кл. общеобразоват. учреждений/Под ред. А. Н. Колмогорова. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 1997.-320 с.
- Александрова Е. Современный урок: каким он видится учителем и каким учеником?//Директор школы. 2002. — № 8. — С. 34 — 41.
- Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образова-нии//Народное образование. 2001. -№ 1. i — -
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм решения изобретательских задач. М. — 1973.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Новосибирск: — 1986.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М., 1988.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 е.- С. 217.
- Анисимов Н.М. Инновационная культура учителя физики: Учеб. пособие. М.: МАНПО, 1999. — 252 с.
- Анисимов Н.М. Теоретические и экспериментальные основы технологии обучения студентов изобретательской и инновационной деятельности. Дисс. докт. пед. наук.-Липецк, 1998. — С. 33. '
- Анисимов Н.М. Технология обучения изобретательской и инновационной деятельности. -М.: Прометей, 1997. — 142 с. 1. Антонов Н. С. Интегративная функция обучения. М.: Просвещение, 1985. -304с.
- Аршинов В., Буданов В., Суханов А. Естественнонаучное образование гуманитариев: на пути к единой культуре/Юбщественные науки и современность. 1994. № 5. — С. 113−117.
- Асимов М.С., Турсунов А. Современные тенденции интеграции на-ук//Вопросы философии. 1981. — № 3.
- Афанасьева Н.П., Веретенникова Т. А. Интегрированные уроки как метод экологического воспитания учащихся//Физика в школе. 2001. — № 4.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы.-М. -Просвещение, 1982.- 192 с. ' !
- Батурина Г. И. Пути интеграции научно-педагогических знаний// Интеграционные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания: Сб. науч. тр. М., 1983. — С. 4−21.
- Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. 152 с.
- Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации//Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск, 1990. — С. 5−26.
- Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. — «М.* Просвещение, 1991. 176 с.. .
- Беляева А.П. Интеграция содержания профессионально-технического об-разования//Советская педагогика. — 1989. № 1.
- Берулава М.Н. Интеграция естественнонаучных и профессионально-технических дисциплин//Советская педагогика. 1987. — № 8, С. 81−83.
- Берулава М.Н. Интеграция содержания образования в педагогическом ВУЗе., Бийск, 1994. 423 с.
- Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993. 172 с. ¦-! •. • .-- ¦ ¦
- Бессараб Г. Д. Инновационные формы организации уроков: Из опыта работы учителя физики: Метод, рекомендации. — СПб. ИУУ, 1991.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320 с.
- Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е, т. 42. М. 1956, С. 54
- Большая советская энциклопедия. Т. 25, М., — 1976, С. 330.
- Борн М. Физика в жизни моего поколения: Сборник статей/ Под ред. С. К. Суворова.-М., 1963. '
- Браверман Э.М., Гармаш Л. Д., Елькин В. И. Физика и астрономия в походе и на природе. Короткие рассказы, вопросы и задания, спектакль под звездами, миниатюры/Сост. и ред. Э. М. Браверман. М.: Школьная пресса, 2003.-96 с.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Просвещение, 1983. — 214 с.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996. -392 с.
- Бурая Л.В. Творческая самореализация школьника в системе интегрированных уроков искусства: Дисс.канд. пед. наук. Белгород, 2002.
- Бутырский Г. А. Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике: 10 — 11 кл. общеобразоват. учреждений: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1998.- 102 с.
- Буш Г .Я. Методологические основы научного управления изобретательством. Рига: Лиесма, 1974.
- Буш Г. Я. Проблемные задачи и регулятивы поиска их решения. М., -1989, — С. 68.
- Вернадский В.И. Избранные трактаты по истории науки. М., 1981. :
- Взаимодействие наук: Теоретические и практические аспекты/Под ред. Б. М. Кедрова, П. В. Огурцова. М.: Наука, 1984. — 320 с. : — !
- Виденеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. — М., 1989.-С. 113−152.
- Винокурова Н.Ф. Формирование у учащихся знаний социальной экологии на межпредметной основе: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1989. — 171с.166 :
- Внукова H.B. Дидактические условия активизации творческой познавательной деятельности учащихся 5 — 7 классов (на материале преподавания математики): Дисс. .канд. пед. наук. Липецк, 2001.
- Волобуев C.B., Медведев В. Е. Воспитание политехнической культуры будущего учителя физики в процессе учебно-исследовательской работы: монография. Елец.: ЕГПИ, 2000. — 143 с.
- Волобуев C.B., Медведев В. Е. Воспитание политехнической культуры учащихся на уроках физики: Спецкурс для студентов педагогических вузов. Елец.: ЕГПИ, 2000. — 119 с. • !.
- Воскресенская Н.М., Лапчинская В. Модернизация содержания образования (в школах капиталистических стран)//Народное образование. 1988. -№ 11.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М., 1984. Т. 6. — С. 6 — 37.
- Гаврилов С.П., Зеличенко В. И. Интегрированные курсы: содержание и методика /Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. С-Пб., 1993. — С.55−56.:. -
- Галагузова М.А. Теоретические основы формирования творческой личности школьника в процессе политехнической подготовки: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М., 1988. -32 с.
- Гладушина H.A., Горностаева С. Ф. Применение физических понятий на уроках астрономии//Физика в школе — 1990. № 1. — С. 62.
- Голиков В.Д. Использование алгоритмов в процессе воспроизведения и творческой деятельности учащихся: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1983. -185 с.
- Гохват Б.А. Формирование у учащихся общих методов построения алго' i :<< i • «. ритмов преобразования: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М. 19 701 -22 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 е., С. 101. .
- Груздева Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образова-ния)//Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. -СПб.: СПбГУПМ, 1996. -С. 70−80. !
- Гуревич А.Е., Исаев Д. А., Понтак J1.C. Физика и химия: Учеб. для общеоб-разоват. школы. — М.: 1993.
- Гурьев А.И. Статус межпредметных связей в системе современного обра-зования//Наука и школа. 2002. — № 2. — С. 41−45.
- Гурьев А.И., Петров A.B. О соотношении понятий «интеграция» и «межпредметные связи»//Наука и школа. 2002. — № 2. — С. 56 -58.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности ш методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении- Томск, 1992. ¦ -
- Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения//Советская педагогика. 1961. — № 8.
- Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образова-нии//Педагогика. 1998. — № 2. — С. 8.
- Данилюк А.Я. Методологические основы интеграции в образовании: Дисс.. докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997.
- Данюшенков B.C. Теория и методика формирования познавательной активности школьников в процессе обучения физике: Автореф- дисс. .докт. пед. наук.-М.: МГПУ, 1995. '
- Денек К. Новый подход к оценке знаний студентов//Современная высшая школа.-1974.-№ 4. с. 139−115.
- Депенчук Н.П. Особенности интегрированного процесса в науке и формы его реализации// Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция знаний. М.: ИФАН, 1981. — С. 19−22.
- Дик Ю. И. Межпредметные связи курса физики в средней школе. М., 1987. — .: ¦.
- Дик Ю.И., Пинский A.A., Усанов В. В. Интеграция учебных предме-тов//Советская педагогика. — 1987. № 5. — С. 42 — 47.
- Добровольская H.A. Формирование обобщенных умений по решению некоторых классов творческих задач: Автореф. дисс. .канд.: пед. наук. — М., 1979.-18 с. i ¦ • ?: --
- Додулад Н.Г. Как я применяю на уроках эвристический метод- позна-ния//Физика в школе. 2003. — № 6.
- Долгополова Л.М. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на основе межпредметной интеграции: Дисс. .канд. пед. наук. Майкоп, 2001.
- Дрозина В.В. Контекстно-интенсифицированный подход к организации творческой самостоятельной деятельности: теория и практика: Монография. Челябинск: ЧГПУ, 1998. — 174 с.
- Дрозина В.В. Теория и практика формирования и развития творческой самостоятельной деятельности учащихся общеобразовательной школы (на примере изучения естественных дисциплин): Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Челябинск, 1999. — 42 с.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
- Евсеева О.И. О творческих уроках по астрономии//Физика в школе. —2001.-№ 1.
- Елагина B.C. Совершенствование подготовки учителей естественнонаучных дисциплин по реализации межпредметных связей в школе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 16 с. •: , ' i
- Елисеев В.К., Царева И. Л. Профессиональная диагностика старшеклассников в связи с выбором педагогической профессии: Учеб. метод, пособие. -Липецк: ЛГПИ, 2000. С. 146 — 163.
- Естественнонаучное и социогуманитарное знание: Методологические аспекты взаимодействия/ Под ред. А. С. Мамзина. Л.: ЛГУ, 1990. — 194 с.
- Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся: Учеб. пособ. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982. — 76 с. 169 —: :1'
- Зверев И.Д. Взаимная связь предметов. М.: Знание, 1977.
- Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе//Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. 160 с.
- Земель Н.Е. Гуманитаризация естествознания как форма интеграции нау-ки//Социальная экология и синтез научных знаний. Рига, 1988. — С.23−25.
- Зиновкина М.М. Теоретическая модель креативной педагогической системы в вузе//Креативная педагогика: Сб. науч. тр. М.: МГИУ, 1998. г- С. 28 -44
- Зорина Л.Я. Единство двух культур в содержании непрерывного образова-ния//Педагогика. 1998. — № 5. — С. 22−28.
- Ивакина И. О-Э. Компьютерные игры — индивидуализированное средство развития творческой активности детей 7-го года жизни: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1996. — 16 с.
- Иванов С.В. Типы и структура уроков. М., 1952.:. -
- Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся приг.. .изучении физики: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1983. — 160 с
- Игнатова В.А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: Дис.. д-ра пед. наук. Тюмень, 1999.
- Ильченко В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
- Инновационные и инвестиционные процессы в переходный период. М., — •• *1993.
- Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс/ Под ред. М. Н. Розова. М.: Изд. МГУ, 1989. — 232 с.
- Интеграционные процессы в науке и развитие педагогики профессионального образования/Сост. А. П. Беляева, Свердловск, 1986.- 55 с.
- Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. Свердловск, 1990. — Вып. 1. — 128 е.- 1991. — Вып.2. — 183 с. :
- Интеграция современного научного знания. Методологический- ана<�лиз/Коллектив авторов под рук. Н. Т. Костюк. Киев.: В ища школа, 1984. -183 с.
- Интегрированные уроки//Первое сентября. Математика. — 1999. № 36.
- Ирвин К. Интегрированное образование в неоднородных общест-вах//Перспективы: Вопросы образования. 1993. — № 1. — С. 81−97.
- Исаев Ю.И., Станкевич В. Л. Урок в Липецкой школе: традиции и современность.-Липецк: ИУУ, 1996. 31 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение!, 1968-, .:
- Кабардин О.Ф., Орлов В. А. Экспериментальные задания по физике: 9−11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вербум. — М, 2001. — 208 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981.
- Каплан Б.С. и др. Методы обучения математике: Некоторые вопросы теории и практики/Под ред. A.A. Столяра. Минск: Нар. Асвета. — 1981.-191 с. с
- Каратеев В.П. Единство, интеграция, синтез научного знания. Саратов:• ' < i i
- СГУ, 1987.- 175 с. i — - | Jг
- Категории современной науки (становление и развитие)/В.С.- Готт, А. Д. Урсул и др. М.: Мысль, 1984.-269 с.
- Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики: Кн. для учителя: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1988. 159 с.
- Кащей В.В. Дидактические основы формирования у учащихся средней общеобразовательной школы алгоритмического способа решения задач: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1998. 22 с.
- Кедров Б. М. Маркс и единство наук естественных : и- гуманитар-ных//Вопросы философии. — 1968. -№ 5. • '
- Кедров Б.М. Классификация наук. М.: Мысль, 1985. — 543 с.
- Кедров Б.М. О синтезе наук// М.: Вопросы философии. 1976. № 3.
- Кедров Б.М. О теории научного открытия//Научное творчество/Под ред. С. Р. Микулинского и М. Г. Ярошевского. М. ТНаука, — 1969. — С. 479.
- Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М.: Наука, 1967. -436с. — --'-.: •
- Кедров Б.М. Психологический «механизм» научного открытия/ТВ опросы психологии. 1969.-№ 3. -
- Кедровский О.И., Соловей Л. А. Алгоритмичность практики мышления, творчества. Киев: Выща школа: Головное изд-во, 1980. — 184 с.
- Кикоин Д.Г., Самойленко П. И. О методике преподавания интегрированного курса физики и астрономии//Физика в школе. 1990. — № 2. — С 66.
- Кириллова Г. Д. Совершенствование урока как целостной системы. Л., 1983.
- Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего- обучения. М., 1980. —:: 1:
- Князева E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования//Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 31 — 36.
- Коваленко И.Б. Организация исследовательской деятельности учащихся на базе межпредметной связи физики и астрономии//Физика в школе. 2003 -№ 6.
- Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе. -Ростов-на-Дону, 1994. ! ^ !: ¦ :?: !
- Колесникова И.А. Интегративные основы современной педагогики/: Гуманитарий: ежегодник. С-Пб., 1995. С. 107−118.
- Коложвари И., Сеченикова Л. Интегрированный курс, как его разрабо-тать?//Народное образование. 1999. — № ½.
- Колягин Ю.М. Учебные математические задания творческого характе-ра//Роль и место задач в обучении математике. Выпуск 2. М., 1974: — С. 6 -20.
- Коменский Я.А. Великая дидактика//Избр. пед. соч. М., 1955. — С. 138.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока/М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.-336 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Приказ Минобразования России от 11.02.2002 № 329//Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика/Э.Л! Мельник, Л.А. Ко-рожнева- СПб.: КАРО, 2003. С. 163 — 189. !
- Коротков В.М. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процес-се//Народное образование. 1976. — № 4.
- Костюк Г. С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988, 304 с.
- Костюк Н.Т. Интеграция современного научного знания. — Киев: Вища школа, 1978.
- Косырев П.Б. Интегрированный урок. Изучение тока в растворах электро-литов//Физика в школе. 1996. — № 2. — С.42. ¦ i :' ' V
- Краевский В.В., Скаткин М. Н. Принципы обучения/В кн. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Гл. ред. В. В. Давыдов. Т.2. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 — С. 191 -194.
- Крестников С.А. Интегративные уроки как одно из средств реализации межпредметных связей физики с математикой (на примере курса физики 9 класса: Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1992.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей М.: Просвещение* 1976. — 303 с.
- Кудрявцев A.B. Обзор методов создания новых технических решений. —м., 1988. -- -.:
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.-80 с.
- Кузнецова А .Я. Педагогические основы гуманизации естественнонаучного образования: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Новосибирск, 1998: — 23 с.
- Кузнецова Е.В. Занимательные задачи как средство формирования творче-, .1 .ской деятельности учащихся 5 — 6 классов в обучении математике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1997. 17 с.
- Кузовлев В.П., Кондакова Е. В., Медведев Е. В., Нужнова И. Н., Трофимова Е. И. Сборник заданий по физике и астрофизике: Учебное пособие для студентов педвузов. Елец.: El’ПИ, 1999. -75 с.
- Кульневич C.B., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2001. —224.е. -
- Кулюткин Ю.Т., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников.-Л., 1967.-40 с. — '
- Лактионова A.A. Интегрированный подход к выполнению творческих проектов учащимися начальных классов в процессе изучения образовательной области «Технология» и математики: Дисс. .канд. пед. наук. Армавир, 2001.- 181 с.
- Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. — М.: Наука, 1974.-95 с.
- Ланда Л.Н. О соотношении эвристических и алгоритмических процес-сов//Научноетворчество.-М.: Наука, 1969.-С. 357 —368. ', • !
- Ларькина Е.В. Методика формирования элементов исследовательской деятельности учащихся основной школы на уроках геометрии. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1996. 256 с.
- Левина М.М. Процесс обучения на уроке. М., 1976.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272 с.
- Лежников В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути. Автореф. .дисс. д-ра. филос. наук. М., 1996. — 40 с. : —: ¦ -
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. «Известия АПН РСФСР», 1947.
- Леонтьев А.Н., Лурия А. Р. Предисловие к книге Л.С. Выготского «Избранные психологические произведения», М., Изд. АПН РСФСР, 1956.
- Лернер И.Я. Дидактические условия методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.- 186 с. ^ -
- Лернер И .Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей//Научное творчество. — М.: Наука, 1969. С. 413 -418.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
- Лернер И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения//Советская педагогика. — 1965, № 3.
- Липецкий опыт рациональной организации урока: Сб. статей./Под ред. проф. М. А. Данилова, В. П. Стрезикозина, И. А. Пономарева, М., 1963. — 222с. — '. — .:.
- Ломако З.А. Обучение студентов использованию фундаментальных знаний при разработке новых прикладных решений: Дисс. .канд. пед. наук: — М., 1986.
- Лошкарева Н. А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса/Под ред. М. С. Тесемницыной М.: МГПИ, 1981.
- Луцкане Л.И. Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах: Дисс. .канд. пед. наук. — Чебоксары, 2000. —. ' -
- Лякишева Т.И., Маркевич Е. Ф. Интегрированный урок по теме «Зима» с использованием методов «театральной педагогики»//Нач. школа. 1995. -№ 1.-С. 8−15.
- Лялина В.Н. Интегрированные уроки — одно из средств привития интереса к учебным предметам// Нач. школа. 1995. — № 11. — С. 21 -25.
- Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., — 1992.175 -. •-.
- Макарычева 0.0. Эвристические задачи как педагогическое средство развития умственной самостоятельности учащихся. Дисс. .канд. пед. наук. -СПб., 1996.- 144 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1987, — 160 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проб л е-ма//Советская педагогика-1981. -№ 8.. : — •: .
- Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе:.Из! опыта работы. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1993. '
- Малафеев Р.И. Развитие творческих способностей учащихся при изучении физики в восьмилетней школе: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1966.
- Малафеев Р.И. Система творческих лабораторных работ по физике в VII -VIII классах//Физика в школе, 1993. № 2, 3- 1998. — № 4, 1999.
- Малафеев Р.И. Творческие экспериментальные задания по физике. 9−11 классы. М.: Школьная Пресса, 2003. — 48 с.
- Малафеев Р.И. Экспериментальные задачи при повторении электрических явлений//Физика в школе. 1991. — № 6. — С, 70. ! — ¦ ^ ! -
- Манаенкова O.A., Шуйкова И. А. Интегрированные уроки: Из опыта работы. Учебно-методическое пособие. Липецк.: ЛГПУ, 2000.-68 с.
- Маркова А.К. Формирование учебной деятельности и развитие лилности школьника//Формирование учебной деятельности школьника/Под ред.: В.В.1. V ,
- Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой. М.: Педагогика, 1982. — С. 22 -27.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: «Просвещение», 1977.
- Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985l — С. 44. i
- Медведев В.Е. Дидактические основы межпредметных связей в процессе профессиональной подготовки учителя (на примере естественнонаучных и технических дисциплин): монография. -М.: МПУ, 1998. 168 с.
- Медведев В.Е. Межпредметные связи естественнонаучных и технических дисциплин: Учебное пособие. — М.: МПУ, 1999. 107 с.
- Межпредметные связи курса физики в средней школе/Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. М.: Просвещение, 1987.
- Методика преподавания естествознания. Книга для учителя/Под ред. А. Г. Хрипковой. М.: Просвещение, 1997. — 176 с. -
- Методика преподавания физики и астрономии в 7−9 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя/А.А. Пинский, Н. К. Гладышева. И. Г. Кириллова и др.- Под ред. A.A. Пинского, И. Г. Кирилловой: — М.: Просвещение, 1999.
- Методика проектирования содержания интегративных курсов. Метод, раз-раб./Сост. Кузнецова О. М. Свердловск, 1989. — 35с.
- Монахова Г. А. Образование как рабочее поле интеграции//Педагогика. -1997.-№ 5. с. 52.
- Москаленко К.А. Сборник статей. Липецк, 1995. — 143 с.
- На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов/Под ред. Ю. Й. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО. 2000. — 400 с. — • '
- Назаренко В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук.- М., 1994. 39 с.
- Назаретян А. Междисциплинарный спецкурс как метод взаимообогащения профессиональных интересов//Высшее образование в России. 1994. — № 4.- С.43−45.-.' I .г. .177 :
- Науки и их взаимосвязи. История. Теория. Практика./Под ред. Б. М. Кедрова и др. М.: Наука, 1988. — 288 с.
- Немов P.C. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. -М.: Просвещение: Владос, 1994. -576 с.
- Нестерова Л.Н. Стимулирование творческой активности учащихся- в процессе обучения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — М.,| 1968. 32 с-
- Нечаева О.С. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусств: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1998. — 202 с.
- Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: Для 7 9 кл. общеобрзоват. учреждений. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2001.- 112 с.
- Никитина A.B. Развитие творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла: Дисс: .канд. пед. наук. Казань, 2002. — л — ?'^
- Никитина Г. А. Проблемы использования интегрированных курсов в средней школе: Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1998.
- Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. Дом интеллектуальной книги. М., 1998.
- Обухова Н.П. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в вузах США: Дисс.. канд. пед. наук — Казань, 1990.
- Овчинников Н.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. — М., 1984. -
- Овчинников Н.Ф. Тенденция к единству науки. Познание И: природа. М.:.. >. — г. 11. Наука, 1988. 268с. • • :
- Огородников И.Т. Дидактические основы повышения самостоятельности и активности учащихся в опыте школ Татарии//Советская педагогика. -1963.-№ 5.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.
- Орехов А.Н. Формирование приемов эффективного решения творческих задач: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1985- - 22 с.
- Охитина Л. Т. Психологические основы урока. М., 1977.
- Пак М. Методика преподавания химии в ПТУ. Интегративный подход в обучении.
- Пальянов М.П. Дидактические условия формирования опыта деятельности учащихся (на примере предметов естественнонаучного цикла): Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1977. 18 с.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.—2-е издь М.: Просвещение, 1997.
- Педагогика: Учеб. пособ. для студентов пед. вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2001. 640 с.
- Педагогика: Учеб. пособ. для студентов пед. институтов /Ю.К. Бабанский, В. А. Сластенин, H.A. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. — 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 2001 — 479 с, С. 369 — 370.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — 4-ё изд. -М.: Школьная Пресса, 2002. — 512 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. — М.: Педагогика, 1980. 240 с.
- Пикалов Б.Х. Комплексные учебные задания как средство развития творческой активности школьника (на опыте начальной школы): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Оренбург, 1999. — 18 с.
- Планк М. Новые пути физического познания — В кн. Единство физической картины мира. М.: Наука, 1966. '
- Полищук A.B., Полищук Л. Л. Учитель физики должен знать химию?// Физика в школе. 1991. — № 3. — С. 76.
- Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Машиностроение, — 1988. — 342 е.
- Поляков Е.М. О системе и анализе урока //Советская педагогика. ,-'1974. -№ 7. '
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., — 1976.
- Попов Е.В. Гносеологические проблемы технического творчества: Авто-реф. Дисс. д-ра филос. наук. Минск, — 1982.
- Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. — М., 1987.
- Проблемы интеграции научного знания: Теоретико-методологический аспект. Рига, 1988. — 212 с.
- Программы для общеобразоват. учреждений: Физика- Астрономия.- 7 И класс/Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. — 2-е изд.- испр. : — М^: Дрофа, 2001. -256 с. -
- Процессы интеграции в обучении: Межвузовский сборник научных трудов. М.: «ТЦ Сфера», Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003. — 292 с.
- Прудис О.Н. Интегрированные уроки в профильных классах с углубленным изучением биологии.// Вопросы методики обучения физике в современной школе и подготовки учителя физики. Сб. научных трудов. М.: Прометей, 1997.-С. 55−58.
- Пручкина Н.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 1988. -24 с.
- Рабиза Ф.В. Простые опыты: Забавная физика для детей. М.: Дет. лит., 1997.-222 с.
- Развитие творческой активности школьников/Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. 155 с.
- Разумовский В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Дис.. д-ра пед. наук. М., — 1972.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1975., С. 44.
- Разумовский В.Г. Творческие задачи по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1966. —156 с.
- Разумовский В.Г. Техническое творчество детей: Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. — Т. 4, 1968.
- Разумовский В.Г., Тарасов A.B. Развитие общего образования: интеграция и гуманизация // Советская педагогика. 1995. — № 7. — С. 3−9.
- Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. Рига, 1992.
- Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб., 1901.
- Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901.
- Родак И.И. Творческая активность учащихся в процессе обучения. — М., 1969.-38 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 1. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
- Рубинштейн С. J1. Бытие и сознание.—М.: Изд. АН СССР, 1957.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: в 2 т. Т. I. — М., 1989. — С 442−460.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. — М.: Педагогика, 1989. — С. 56.
- Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1990.
- Самарин В.А. Творчество. Педагогическая энциклопедия. Т. 4. — М.», 1968.
- Самойлова Т.С. Пути активизации умственной деятельности учащих-ся//Развитие и воспитание творческого мышления учащихся в общеобразовательных учреждениях инновационного типа: Сб. научно-методических статей. М.: МПГУ, 1998. — С. 59 — 68.
- Светенко Т.В. Теоретические основы моделирования инновационных образовательных систем: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. СП-б, 1999. -46 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. — М.: Народное образование, 1998.
- Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений школьника//Сов. педагогика. 1989. — № 5. — С. 15−19.
- Сергеенок С.А. Дидактические основы построения интегрированных курсов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. С-Пб., 1992. — 19 с.
- Современный словарь по педагогике/Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001.-928 с.
- Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208 с.
- Скобельцина Е.Г. Развитие творческой активности младших школьников на основе интеграции индивидуального и дифференцированного обучения: Дисс. .канд. пед. наук. Казань, 2000. — 235 с.
- Соколова В.П. Межпредметные связи курса физики в средней школе./Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. М.: Просвещение, 1987.
- Солнцева Е.А. Развитие творческой активности на основе интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1995.-141 с.
- Старченко С.А. Теоретические основы интеграции содержания естественнонаучного образования в лицее: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 2000.
- Суматохин C.B., Л.Б. Богаткина Преподавание физики в условиях модернизации образования в 2003/2004 учебном году//Физика в школе. — 2003. -№ 5.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В. М. Экологическое образование в школе//Сов. педагогика. 1990. — № 12. — С.47−52.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир. Метод, пособие для учителя. М.: Новая школа, 1994. 128 с.
- Тагариев Р.З. Взаимосвязанное преподавание физики и труда в сельской школе//Физика в школе 1990. — № 1. — С. 40.
- Тарасов JI.B. Интегративно-гуманитарный подход как методологическая основа модели «Экология и диалектика»//Школа радости. 1994. — № 1. -С. 15−26.
- Тарасов JI.B. Необходимость перестройки преподавания естественных предметов на основе интегративно-гуманитарного подхода//Физика в школе. -1989. -№ 4.
- Тарасов Л.В. Педагогический эксперимент «Экология и диалектика». Вып. 1, 2, 3. М.: МГИУУ, 1989.
- Тарасов Л.В. Физика в природе: Книга для учащихся. — М.: «Вербум-М», 2002.-352 с. -
- Тимофеева З.М. Формирование опыта творческой деятельности у студентов географов в процессе методической подготовки в университете: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 16 с.
- Тимофеева Л.Н. Интегрированные уроки как средство формирования умений применять знания//Физика в системе современного образования (ФССО-01): Тезисы докладов. Т. 2. Ярославль: ЯШУ им. К. Д. Ушинского, 2001.-С. 103.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. — С. 146 — 180-
- Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в худож. лит.: 7−11 кл. М.: Просвещение, 1996. — 95 с.
- Трапезникова О.Г. Интеграция научных знаний и образных представлений в усвоении школьниками учебного материала: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Таганрог, 1997. — 22 с.
- Трофимова Г. П. Взаимодействие учителя и учащихся при формировании обобщенных знаний и способов деятельности в процессе обучения. Дисс. .канд. пед. наук. С-Пб, 1993. — 168 с.
- Тряпицына А.П. Педагогические основы учебно-познавательной деятельности школьников: Дис.. .д-ра пед. наук. — Л., 1991. — 396 с.
- Тучкова Т.У. Урок основная форма организации учебно-воспитательного процесса в современной школе. — Липецк, 2001. — 17 с.
- Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. М.: АПК и ПРО, 2002. — 68 с.
- Урсул А.Д., Семенюк Э. П., Мельник В. П. Технические науки и интегра-тивные процессы. Кишинев: Штиинца, 1987. — 253 с.
- Усова A.B. Теория и практика развивающего обучения: Учеб, пособие. — ЧГПУ, 1977.-72 с.
- Усова A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
- Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л., 1991.
- Федорец Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. -Л.:ЛГПИ, 1989.-94 с.
- Федорова В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. М-, 1972. -.1. У '
- Федотов Ю.П. Дружи, дружок, с автомобилем! Вечер на тему «Физика. Автомобиль. Дорога"//Физика в школе. № 1995.
- Федотова Л. Д. Теоретические основы интегрированного содержания начального профессионального образования: Автореф дисс. .д-ра пед. наук. -М., 1993.-56 с.
- Философская энциклопедия. Т. 3. М., 1981.
- Фоминых Ю.Ф. Интегративный подход к формированию мировоззрения школьников//Педагогика. 1994. — № 4. — С.26−28.
- Фоминых Ю.Ф. Прикладные задачи по алгебре для 7−9 классов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1999. — 112 с.
- Фрон Г. Рационально управлять. М., 1972.
- Ханиш Я. Теоретико-методологические основы развития творческих умений младших школьников при обучении математике: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Минск, 1998. — 38 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1990.-576 с.
- Хуторской A.B. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
- Хуторской A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
- Цатурян П.С., Новиков С. М., Павлов М. Я. Развитие творческих способностей учащихся и их интереса к физике//Физика в школе 1990. — № 3. — С. 23, № 5, CT 38.
- Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием/Под ред. A.A. Пинского. М., 2003. — 26 с.
- Чапаев Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования. Екатеринбург, 1992. — 223 с.
- Чапаев Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции. Дисс.. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1998^ - 462 с.
- Человенко Т.Г. Интеграция знаний в процессе экологомировоззренческого развития старшеклассников: Автореф дисс. .канд. пед. наук. М., 1996. -18с.
- Чепиков М.Г. Интеграция науки. М.: Мысль, 1981. — 276 с.
- Шабаев И.Г. Сочетание алгоритмической и эвристической деятельности в процессе обучения (на материале предметов физико-математического цикла старших классов средней школы): Автореф. дис канд. пед. наук. —1. М., 1977.-16 с.
- Шабалина З.П. педагогические условия применения дидактических стихов и сказок в процессе обучения предметов естественно-математического цикла: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Новосибирск, 2000: — 16 с.
- Шакурова Л.Ф. Дидактические основы обобщения естественнонаучных знаний: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Уфа, 1997. — 18с.
- Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания. 7−9 классы. М. Школьная Пресса, 2003. — 64 с.
- Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания//Физика в школе -1991.-№ 4.-С. 35.
- Шрейдер Ю.А. Единство взаимодействия общественных и естественных наук. М.: Наука, 1990. — 108 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
- Эйнштейн А. Сборник научных трудов. Т. IV. — М.: Наука, 1967.
- Экспериментальные задачи по механике//Физика в школе. 1991. — № 4. -С. 66.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., 1910.
- Эсаулов А.Ф. Диалектика технической мысли. Красноярск, 1989.' -
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972.
- Юдин Б.Г. Взаимосвязь общественных, естественных и технических наук.-М.: Наука, 1980. 56 с.
- Якобсон В.М. Процесс творческой работы изобретателя. M.-JL, 1934. -390 с.
- Ярлыкова З.П. Дидактические основы развития творческой познавательной активности у будущих учителей технологии при выполнении учебных самостоятельных работ: Автореф. дисканд. пед. наук. Липецк, 2000.26 с. -
- Arnold J.E. Creativity in Engineering //Creativity: An Examination of the Creativity Process /Ed. by P. Smith/. N.Y.: Hastings House, 1959. — P. 33−46.
- Ausubel D.P. The Nature and Measurement of Creativity //Psychology, Kyoto. -1978. v. 21. — N 4, — P. l 79 — 191.
- Bono E. De Practical Thinking: 4 Ways to be Right, 5 Ways to be Wrong, 5 Ways to Understand. Repr. — Harmonds- Worth /Mddx./ etc.: Penguin Books, 1978.-P. 160.
- Can creativy be taught?: Critique and Commentary// Social Education. Wash., 1977.-v.41.-N7.-P.655.
- Creativity: Its Educational Implications./Symposium//Comp. by John Curtin Gown.-N.Y., 1967.-336 p.
- Creativy and Its Cultivation. Addresses Presented at the Interdisciplinary Symposia on Creativy. Michigan: State Uniiv. East, N.Y., 1959. — VIII. — P. 70 -75.
- Dewey J. Logik. The Theory of Inquiry. N.Y.: H. Holt, 1939. — VIII. — P. 117.
- Explorations in Creativy/Ed. By R.L. Mooney, T.A. Razik. New York: Rarper and Row, 1967.- 336 p.
- Gage, N. L., Berliner, D. C. Padagogische Psychologe.- Munchen, Wien, Baitimor: Urban & Schwarzenberg, 1977.
- Guilford J.P. Creativity. American psychology. N. Y., 1950.
- Hutchinson E.D. How to Think Creativity. N.Y.: Abingdon — Cokesbary, 1949. — 237 p. :
- Kursbuch Kinder/A. Ernst, V. Herbst, K. Langbein, C.Skalik. Koln: Kiepen-heuer&Witsch, 1993. — 912 s.
- Mahler, Bettina, Schroder, Stefan. Kleines Schullexikon fur Lehrer in den neuen Bundeslandern. Frank — furf am Main: Cornelsen Scriptor, 1991. — 115 s.
- Osborn A. Applied Imagination. Principles and Procedures of Creative Thinking. Rev. ed., 10 th Print. — N.Y.: Scribner, 1957. — 379 p.
- Parnes S.J. Creative Behavior Gudebook. N.Y., 1976.
- Patrick C. Creativity Thought in Artists // J. of Psychology. 1937. V. 4. — p. 35−73. '
- Rossman J. Psychology of the Inventor. Wash., — 1931.
- Spender S. The Making of a Poem. //Partisan Review. 1946. V. 13. N 3. — P. 294−308.
- Zwicky F. The morphological approach to discovery. invention research and construction. Berlin, 1967.