Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и управление развитием творческого потенциала предпринимательских структур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эволюция предпринимательской функции обусловила изменения требований к предпринимателю как к хозяйствующему субъекту, осуществляющему специфический вид деятельности. Если в эпоху зарождения предпринимательства как самостоятельного, обособившегося вида деятельности был востребован в основном психофизический потенциал предпринимателя и отчасти квалификационный потенциал, то по мере развития… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Предпринимательство — социально-экономическое явление и вид хозяйственной деятельности
    • 1. 2. Эволюция предпринимательской функции и предпринимательского потенциала
    • 1. 3. Новая парадигма предпринимательской деятельности в рамках современной экономики
  • ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР КАК ФАКТОРА КОНКУРЕНТНОГО РЫНОЧНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
    • 2. 1. Сущность и роль творчества в предпринимательстве
    • 2. 2. Взаимосвязь творческой и инновационной деятельности в предпринимательских структурах
    • 2. 3. Концепция формирования и управления развитием творческого потенциала предпринимательских структур
  • ГЛАВА III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
    • 3. 1. Творческое мышление как производительная сила предпринимательских структур и механизм его активизации
    • 3. 2. Методы управления развитием творческого потенциала предпринимательских структур
  • ГЛАВА IV. ОЦЕНКА УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
    • 4. 1. Анализ предрасположенности к созданию собственного дела на примере потенциальных предпринимателей Санкт-Петербурга и г. Гренобля (Франция))
    • 4. 2. Оценка уровня творческого потенциала в сфере предпринимательства (на примере потенциальных предпринимателей Санкт-Петербурга)
      • 4. 2. 1. Выявление и оценка уровня творческого потенциала в сфере предпринимательства у студентов высших учебных заведений
      • 4. 2. 2. Анализ духовно-нравственной составляющей
      • 4. 2. 3. Анализ силы мотивации респондентов организовать собственное дело (СМ)
    • 4. 3. Методические подходы к оценке результативности использования творческого потенциала предпринимательских структур
  • ГЛАВА V. ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
    • 5. 1. Эгомаркетинг как инструмент формирования и управления развитием творческого потенциала предпринимателя: сущность и функции
    • 5. 2. Концептуальные основы формирования и управления развитием творческого потенциала будущих предпринимателей в системе высшего образования

Формирование и управление развитием творческого потенциала предпринимательских структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Развитие рыночной экономики в России характеризуется формированием новых экономических, социальных, финансовых и других отношений, в становлении которых особая роль отводится предпринимательству. Научный интерес к феномену предпринимательства как ключевому элементу хозяйственного механизма стимулируется явно выраженным инновационным характером современного экономического развития, ведущими факторами которого выступают инициатива, предприимчивость и творческие способности людей, вовлеченных в процесс предпринимательской деятельности.

Объективным условием современного предпринимательства является усложнение предпринимательской функции. Это обстоятельство выступает причиной разделения труда внутри данного вида деятельности и рассредоточения предпринимательской функции между специализированными работниками а. профессионально подготовленными, компетентными специалистами, принимающими участие в управлении предприятием и образующими, таким образом, совокупного предпринимателя. Предпринимательские решения вырабатываются коллегиально при сохранении индивидуальной ответственности.

Новый этап эволюции мировой цивилизации характеризуется рядом качественных и количественных изменений, преобразующих структуру и правила функционирования современной экономики как мирового хозяйства. Основными тенденциями, отражающими ее состояние и направления развития, выступают:

— Глобализация и жесткая рыночная конкуренция. Конкурентная борьба на основе нововведений существенно сокращает жизненный цикл многих товаров. Например, подсчитано, что сегодня компьютер теряет приблизительно 1% своей стоимости в неделю. Возросли скорость и темпы экономической жизни.

— Интеллектуализация используемых технологий, снижение роли материальных факторов производства, возрастание значимости нематериальных активов, доля которых в стоимости товара становится все более значительной. Так, около 70% стоимости нового автомобиля приходится на его нематериальную частьстоимость некоторых брендов сравнялась со стоимостью самой компании. Таким образом, одним из главных ресурсов, обеспечивающим повышение эффективности функционирования предприятий, становятся их нематериальные активы.

— Рост скорости появления и распространения новых видов потребностей. Согласно статистико-аналитическим данным, мобильной телефонной связи потребовалось 5,5 лет, чтобы число абонентов выросло с 10 до 100 млндля обеспечения пользователям компьютеров свободного доступа в Интернет потребовалось только 3,5 года.

— Автоматизация стереотипных операций в технологиях производства и управления с одновременным увеличением роли творческого труда, требующего умения ориентироваться в информационном потоке, концептуально мыслить, принимать нестандартные решения при неполной, противоречивой информации.

— Дифференциация доходов населения, вызвавшая существенные изменения структуры спроса на потребительские товары, определила разнообразие товарного предложения. На сегодняшний день в супермаркетах европейских стран число товарных позиций превышает 10−11 тыс. наименований, т. е. за 10 лет оно увеличилось вдвое.

Указанные тенденции представляют собой не какие-либо особые черты, присущие отдельно взятой стране, они характеризуют объективные изменения в развитии мировой экономики в целом. Именно они поставили предприятия перед необходимостью формирования новых конкурентных преимуществ, в числе которых особая роль отводится творческим ресурсам предпринимательских структур.

Инновации перестают быть объектом экономического управления, ограничивающегося исключительно сферой НИОКР. Они стали касаться не только технологических процессов, но и методов управления, процессов исследования конкретных рынков и рыночной конъюнктуры и др., что заставляет пересмотреть использование творческого потенциала предпринимательских структур. Предпринимательское новаторство, в основе которого лежит творческое начало, становится необходимым условием выживаемости предприятия в рыночных условиях современной экономики.

Это согласуется с одной из ведущих мировых тенденций, связанных с переходом к экономической системе, основанной на знаниях, информации и творческом подходе.

В связи с этим творческий потенциал предпринимателя и предпринимательской структуры обретает особую значимость и актуальность. Именно он выступает новой предпосылкой развития предпринимательства, которая позволяет активизировать еще нереализованные человеческие, управленческие, организационные ресурсы компании и помогает повысить конкурентоспособность экономики на мировом рынке.

Вопросам творческого потенциала в системе предпринимательства как российскими, так и зарубежными исследователями уделено совсем незначительное внимание. В основном исследуется творческий потенциал предпринимательских структур в рамках принятия творческих (креативных) управленческих решений.

Однако значимая роль и место творческой деятельности в сфере предпринимательства на современном экономическом этапе ставят перед нами задачу более глубокой разработки теоретических основ, а также разработки методологии формирования и управления развитием творческого потенциала предпринимателя и предпринимательской структуры в целях понимания механизма его функционирования и активизации.

Вышеуказанные положения определили выбор темы диссертационного исследования.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Целью настоящего диссертационного исследования является разработка теоретических и методологических основ формирования и управления развитием творческого потенциала предпринимательских структур, рассматриваемого как эффективный ресурс и ключевое конкурентное преимущество в современных экономических условиях.

К числу важнейших задач, лежащих в контексте сформулированной цели и определивших логику исследования, можно отнести следующие:

— уточнить место и роль предпринимательства в хозяйственной системе, рассматривая его как социально-экономическое явление и вид хозяйственной деятельности;

— проанализировать эволюционные изменения в содержании предпринимательской функции с целью анализа динамики развития предпринимательского потенциала и выявления значения его творческой составляющей на современном этапе развития экономики;

— раскрыть сущность и содержание творчества в сфере предпринимательства в современных экономических условиях, определить специфические особенности предпринимательского творчества и источники его активизации;

— установить взаимосвязь творческой и инновационной деятельности в предпринимательских структурах в целях обоснования роли творчества в инновационном развитии экономики;

— разработать теоретические и методологические положения по формированию и управлению развитием творческого потенциала предпринимательских структур, выступающего в современных экономических условиях фактором, обеспечивающим конкурентные рыночные преимущества;

— предложить методические подходы, позволяющие оценить результативность использования творческого потенциала предпринимательских структур;

— выявить инструменты управления развитием творческого потенциала предпринимателяпредложить методы управления развитием творческого потенциала предпринимательских структур в зависимости от его типов;

— провести сравнительный анализ предрасположенности к созданию собственного дела потенциальных предпринимателей-представителей российской и западной экономической культуры (Санкт-Петербург и г. Гренобль (Франция)), а также дать оценку уровня творческого потенциала в сфере предпринимательства (на примере потенциальных предпринимателей Санкт-Петербурга).

Объектом исследования выступает система предпринимательства, рассматриваемая как важнейший фактор современной ориентированной на инновационное развитие экономики.

Предметом исследования являются теоретические и методологические основы формирования и управления развитием творческого потенциала предпринимательских структур в условиях рыночной экономики.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых. В частности, взгляды автора на вопросы развития и функционирования российского и зарубежного предпринимательства были сформированы трудами Л. И. Абалкина, И.Д. Афа-насенко, Г. Л. Багиева, В. Зомбарта, М. Г. Лапусты, Д. С. Львова, А. Маршалла, Н. К. Матвеевой, Ю. В. Таранухи, С. Г. Светунькова, В. В. Щербакова, И. Шумпе-тера, Э.- М. Эрнандеса и др.- вопросы экономики, организации и управления предпринимательской деятельностью были исследованы на основе работ А. Н. Асаула, О. Бассо, П.-А. Жульена, Ф. Р. Дунаевского, В. В. Томиловав области экономической теории использовались труды B.C. Автономова, М. Вебе-ра, В.- Б. Занга, В. Л. Иноземцева, Н. Д. Кондратьеваразработку теоретических основ формирования и управления развитием творческого потенциала предпринимательских структур автор базировал на работах Г. С. Альтшуллера, И. М. Верткина, А. В. Круглова, О. Н. Мельникова, Я. А. Пономарева и др.- философской основой для диссертационной работы стали труды Г. С. Батищева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, C. JL Рубинштейна и др. Следует также отметить влияние трудов И. М. Сыроежина, Е. Б. Забежинской и Г. В. Савинова, развивших теорию структурного анализа, на основе которой автором разработаны методические подходы к оценке результативности использования творческого потенциала предпринимательских структур.

В процессе диссертационного исследования активно использовались публикации центральных экономических журналов, результаты российских и зарубежных научно-практических конференций, научных сессий и симпозиумов по проблематике диссертации.

В качестве базовых методов научного познания, примененных автором в процессе настоящего исследования, можно назвать методы системного, структурного и статистического анализа, метод аналогий, метод анкетирования, экспертных оценок и прогнозирования, а также логико-семантического моделирования явлений и процессов.

Аналитическую базу диссертационной работы формируют официальные статистические материалы, опубликованные в открытой печати, а также практические данные собственных исследований автора.

Структура и логика диссертационной работы определена, исходя из предмета исследования, и построена в соответствии с целью и содержанием исследовательских задач. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка и приложений.

19. Результаты исследования предрасположенности к созданию собственного дела на российском и французском рынках, а также оценка выявленного творческого потенциала в сфере предпринимательства у российских респондентов показали, что как российские, так и французские будущие предприниматели знают о сложностях, связанных с предпринимательской деятельностью, и готовы к их преодолению. При этом установлено их желание получить интересную работу и реализовать свое стремление к карьерному росту. У респондентов отмечен приоритет ценностей, связанных с реализацией ими личностных качеств и способностей более высокого порядка, нежели стремление получать только прибыль. При этом потенциальные российские предприниматели соотносят идею создания собственного дела с надеждой обретения возможности стать самостоятельными в своих решениях и нести за них полную ответственность. Французские респонденты предвидят в создании собственного дела открывающуюся возможность реализовать свой творческий потенциал и обрести стойкость характера в преодолении трудностей. Существенными причинами отказа от идеи создания собственного дела респонденты называют трудности получения банковского финансирования, сложности привлечения нужных денежных средств от близких им людей и осуществление поиска акционеров. Среди потенциальных предпринимателей, как российских, так и французских, теоретически более подготовлены к предпринимательской деятельности респонденты, имеющие экономическое образование.

20. На основе разработанной автором модели творческого потенциала предпринимателя определен его уровень у российских респондентов. Проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости творческого потенциала в сфере предпринимательства от его составляющих. Существует наличие связи между творческим потенциалом и уровнем полученного образования, а также направлением обучения, опытом в сфере предпринимательской деятельности и социальной средой. Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о наличии более высокого уровня творческого потенциала в сфере предпринимательства у респондентов с экономическим образованием, чем у специалистов с техническим образованием. На уровень творческого потенциала в сфере предпринимательства оказывает значительное влияние образование респондентов. Среднее значение творческого потенциала женщин незначимо отличается от его среднего значения у мужчин. Влияние профессии отца и матери на уровень творческого потенциала в сфере предпринимательства проявляется незначительно.

21. Предложены и обоснованы методические подходы к оценке результативности использования творческого потенциала предпринимательских структур. Один из методических подходов базируется на применении авторской классификации творческих решений в системе предпринимательства. Данная классификация разработана с учетом источников активизации творческого потенциала, а также степени необходимости его реализации и позволяет произвести анализ структуры принимаемых в компании решений и определить долю творческих решений. Второй методический подход основан на идее использования результатов структурного анализа экономических процессов предпринимательской структуры, разработанной школой И. М. Сыроежина. Данный методический подход был апробирован на примере оценки результативности использования творческого потенциала кредитного отдела одного из коммерческих банков Санкт-Петербурга.

22. В качестве инструмента управления развитием творческого потенциала предпринимателя предлагается рассматривать эгомаркетинг, который представляет собой процесс, направленный на самореализацию и самовыражение личности предпринимателя с учетом потребностей внешней среды. В работе проведен сравнительный анализ концептуальных основ эгомаркетипга и самомаркетинга, обоснована их взаимосвязь и взаимозависимость, выявлено поле их взаимодействия. Определены основные элементы эгомаркетинга: мотивацион-ный, социально-экономический, целевой, нравственный, культурологический. Раскрыты его основные функции и их содержание. К данным функциям автор относит: 1) выявление имеющегося у предпринимателя общего потенциала, позволяющего ему осуществлять предпринимательскую деятельность- 2) развитие его предпринимательских способностей, а также его творческого потенциала- 3) реализацию предпринимательских способностей и творческого потенциала в конкретной предпринимательской деятельности. Автором также выделены критерии эффективности эгомаркетинга в сфере предпринимательства: ценностно-целевые, когнитивные, эмоционально-мотивационные и деятельностные.

23. Разработаны концептуальные основы формирования и управления развитием творческого потенциала предпринимателя в процессе его обучения в высшем учебном заведении. В данном вопросе автор базировался на принципе развивающего обучения. Основу развития будущего предпринимателя следует искать не в самом по себе объективном содержании знаний, подлежащих усвоению, а в деятельности по их усвоению. Развитие критического мышления рассматривается автором в качестве одного из основополагающих механизмов данного типа обучения. В основе использования названного механизма лежит аксиома о необходимости выработки у потенциальных предпринимателей аналитического подхода к любому преподносимому учебному материалу. Он направлен не на простое запоминание информации, а на постановку проблемы и поиск ее решения на основе полученных знаний.

24. Определены стадии процесса выработки критического мышления, а также предложены принципы управления развитием творческого потенциала при использовании метода обучения в сотрудничестве, к которым автор относит: 1) принцип позитивного взаимодействия- 2) принцип коллективной и индивидуальной ответственности- 3) принцип выработки навыков социального поведения- 4) принцип применения методик совместной творческой работы.

Таким образом, разработанные в диссертационном исследовании теоретические и методологические основы формирования и управления развитием творческого потенциала предпринимательских структур позволили определить значимость творческого потенциала предпринимательских структур, раскрыть содержание и взаимодействие его элементов, произвести оценку составляющих и результативности его использования, представить инструментарий управления его развитием, а также выявить механизм активизации творческих процессов в предпринимательских структурах. Использование данных основ в деятельности предпринимательских структур позволят в полной мере раскрыть творческий потенциал и повысить на этой основе их конкурентоспособность в условиях современной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертация представляет собой исследование, направленное на разработку методологических основ формирования и развития творческого потенциала предпринимательских структур как важного ресурса в повышении конкурентоспособности компании в условиях современной экономики.

На основе проведенного исследования автор делает следующие выводы:

1. Эволюция предпринимательской функции обусловила изменения требований к предпринимателю как к хозяйствующему субъекту, осуществляющему специфический вид деятельности. Если в эпоху зарождения предпринимательства как самостоятельного, обособившегося вида деятельности был востребован в основном психофизический потенциал предпринимателя и отчасти квалификационный потенциал, то по мере развития предпринимательской функции структура потенциала, необходимого для осуществления предпринимательской деятельности, расширяется. Задействуется в полной мере квалификационный потенциал, повышается значение образовательного потенциала, растет спрос на коммуникативный потенциал. Обострение конкуренции в глобальной экономике, быстрое устаревание технологий, открытие новых рынков, сокращение жизненного цикла товаров, изменения в системе ценностей потребителей в рыночных условиях XXI в. выставили новые требования к предпринимателю. Творческий потенциал в условиях современной экономики становится одним из основных производительных ресурсов. Переход к творческой деятельности в процессе труда, совершающийся как на личностном, так и коллективном уровнях, обеспечивает ныне значимое воздействие на все аспекты функционирования предпринимательских структур.

2. Предпринимательство как система связей и взаимодействий по поводу создания и распределения продуктов и услуг образует определенную подсистему общей хозяйственной системы. Оно предполагает взаимодействие с другими элементами этой системы (природным, экономическим, неэкономическим и нравственным началом) и оказывает свое воздействие на ее функционирование, играя при этом важную роль в ее развитии. С одной стороны, предпринимательство как явление общественной жизни выступает определенным рычагом, который связывает воедино и координирует отношения в хозяйственной системе, чем способствует повышению эффективности ее функционирования. С другой стороны, элементы хозяйственной системы либо укрепляют и поддерживают существование и развитие данного социального типа предпринимательства, либо приводят к понижению его статуса или вырождению. Предпринимательство является таким социально-экономическим механизмом, который способен проверить слаженность элементов хозяйственной системы, и в то же время сама система испытывает предпринимательство на пригодность. Автор диссертационной работы считает, что взаимозависимость предпринимательства и хозяйственной системы относится не к случайной и временной связи, а к постоянной и взаимообусловленной. Этим и определяется интегрирующая роль предпринимательства в данной системе.

3. Степень реализации сущностных свойств личности зависит от уровня преобразовательных возможностей в характере выполняемого труда, которые связаны с содержанием конкретного вида деятельности. Предпринимательство как вид деятельности, в первую очередь, представляет собой не только вид экономического творчества, а является видом хозяйственного творчества, в котором раскрывается его сущностная основа. Процесс творчества в сфере предпринимательства связан с постоянной динамикой и корректировкой целей, поиском оптимальных вариантов их достижения, оценкой соотношения целей, средств и результатов созидательной деятельности. Творчество в предпринимательстве представляет собой не биологический процесс, это плод духовного производства. Без духовной составляющей предпринимательское творчество не может иметь место, а творческий потенциал предпринимателя не будет являться полноценным. Именно духовная составляющая определяет тип хозяйственного поведения, выбор предпринимательской цели, выбор способа достижения этой цели и использование результата предпринимательской деятельности.

4. Выявленные и обоснованные автором: особое происхождение, многогранная основа, осознанная созидательная направленность, своеобразный механизм реализации, преобразующая роль и наличие вторичного эффекта предпринимательского творчества определяют его своеобразие и специфику.

5. Выявление взаимосвязи творческой и инновационной деятельности в предпринимательстве позволили автору диссертации определить миссию предпринимателя в хозяйственной системе. Она выражается в активизации, развитии и придании позитивной направленности процессам, происходящим в данной системе, посредством реализации его творческих идей в предпринимательских инновациях. Лишь в том случае, когда творческая идея приобретает определенные формы в предпринимательском решении, а последнее способно найти свою реализацию в конкретной инновации, можно говорить о результативности и продуктивности творчества в предпринимательстве. Оно является продуктивным при условии его ориентации на последующие практические действия, обеспечивающие экономический рост и прогресс. Процесс ради процесса не имеет смысла. Только творчество, воплощенное в инновацию, позволяет перейти компании с одной ступени развития на другую, более высокую, обеспечивая ее новое качественное состояние и, соответственно, ее движение вперед.

6. Творческий потенциал предпринимателя, по мнению автора, выражается в совокупности его личностных качеств, способностей и приобретенного опыта, в умении интегрировать эти качества в процессе активизации и осуществления творческого процесса, ведущего к достижению предпринимательских целей, а также к самореализации и саморазвитию. Творческий потенциал является не только интегрирующим свойством личности предпринимателя, опосредующим степень возможностей актуализации его созидательных сил в данный момент, в конкретных условиях, но также свойством как предпринимательской команды, объединенной единой целью, так и предпринимательской структуры в целом. Отсюда автором выделены три уровня творческого потенциала предпринимательской структуры: творческий потенциал предпринимателятворческий потенциал предпринимательской командытворческий потенциал всей предпринимательской структуры.

7. Творческий потенциал предпринимателя формируется и развивается в рамках социально-экономической системы открытого типа, представляющей собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые могут создавать условия и активно способствовать формированию и развитию творческого потенциала предпринимателя. Обусловленность поведения данной системы определяется личной мотивацией предпринимателя, а также мотивацией, создаваемой факторами внешней среды. Важным условием эффективного функционирования системы является ее целенаправленность, т. е. влияние каждого элемента системы на формирование и развитие творческого потенциала предпринимателя должно носить не случайный, а целенаправленный характер.

8. Автор диссертации выдвинул гипотезу о наличии взаимосвязи между творческим потенциалом предпринимателя и силой мотивации к достижению поставленной им цели. Данная гипотеза была апробирована и подтверждена проведенными автором эмпирическими исследованиями.

9. При разработке модели творческого потенциала предпринимательской структуры автор исходил из того факта, что каждый элемент данной структуры, выполняя ту или иную предпринимательскую функцию, является неотъемлемым и важным звеном в осуществлении процесса функционирования предприятия. При таком подходе сущностные признаки предпринимателя как отдельной личности переносятся на совокупного предпринимателя. Звеньями совокупного предпринимателя являются: 1) собственники предприятия, определяющие стратегию поведения предприятия на рынке- 2) наемные работники предприятия, каждый из которых выполняет свою функцию и принимает участие в выработке предпринимательских решений. Совокупный предприниматель выступает в роли единого универсального работника, выполняющего предпринимательские функции. Отсюда всех членов предпринимательской структуры необходимо рассматривать не просто как творческий коллектив, а как совокупного работника, у которого творчество является важнейшей составляющей его деятельности.

10. Творческое взаимодействие, по мнению автора диссертации, должно определять корпоративное сознание. Именно среда творческого взаимодействия внутри предпринимательской структуры способна создать такую систему внутрифирменных связей и отношений, которая будет способствовать развитию и реализации творческого потенциала каждого ее члена, а также возникновению синергетического эффекта. Только при данном условии творческий потенциал предпринимательской структуры будет больше, чем сумма всех творческих потенциалов отдельно взятых сотрудников.

11. Особо важная роль в управлении развитием совокупного творческого потенциала предпринимательской структуры отводится ее организационно-экономическому механизму. В частности, создание корпоративной культуры, позволяющей каждому сотруднику «проникнуться» общей идеей, направляющей деятельность предпринимательской структуры, понять и принять ее ценности, установить эффективные внутрисистемные коммуникации, имеет приоритетное значение для формирования среды творческого взаимодействия.

12. Творческий потенциал предпринимательской структуры представляет собой сочетание творческих потенциалов совокупного работника компании и привлеченных внешних ресурсов, реализуемых в полной мере в среде творческого взаимодействия и направленных на решение предпринимательских задач. Об уровне развития творческого потенциала предпринимательской структуры свидетельствует состояние ее творческой активности. Уровень развития творческого потенциала предпринимательской структуры определяется также факторами его активизации, способствующими реализации творческих способностей ее сотрудников и осуществлению ими творческой деятельности. Автором определена зависимость уровней развития и типов творческого потенциала предпринимательской структуры от источников активизации и видов ее творческой активности.

13. Можно выделить две формы реализации творческого потенциала предпринимательских структур. Первая форма имеет ограниченный пассивный характер. Она определяется осуществлением единичных творческих процессов, вызванных внешними факторами. Консервативный стиль реализации предпринимательской деятельности, основанный на идее сохранения существующего положения предпринимательской структуры на рынке и решения проблем по мере их возникновения, не стимулирует полную реализацию творческого потенциала предпринимательской структуры. В данном случае он представляет собой «энергию сохранения» компании. О второй форме реализации творческого потенциала можно говорить при наличии активной предпринимательской позиции, когда поиск и воплощение новых идей становится нормой и стилем жизни предпринимательской структуры вне зависимости от внешних условий. Творческий потенциал будет представлять «энергию развития» как самого предпринимателя, так и предпринимательской структуры в целом.

14. Существует взаимосвязь источников активизации творческого потенциала предпринимательской структуры и форм его реализации. К основным функциям творческого потенциала предпринимательской структуры автор относит сохраняющую и развивающую функции. Сохраняющая функция состоит в сохранении и удержании предприятием приобретенных рыночных позиций. Развивающая функция творческого потенциала предпринимательской структуры заключается в развитии компании, в формировании ее уникальных конкурентных преимуществ и в завоевании ею новых рыночных позиций.

15. Творческий потенциал предпринимательской структуры обусловлен тесной сопряженностью прошлого, настоящего и будущего. Если основой ее действий на рынке будет прошлый опыт без учета факторов настоящего времени, это приведет к накоплению инерционных тенденций в деятельности предпринимательской структуры. Пассивная связь с ее потенциальными возможностями в будущем, не подкрепляемая их деятельной реализацией в настоящем, переводит эти возможности в абстрактные, снижая тем самым не только перспективный, но и наличный уровень творческого потенциала. Таким образом, связь, характеризующая взаимопереход структурных элементов творческого потенциала предпринимательской структуры из потенциального состояния в реальное, отражает диалектику возможности и действительности, присущей процессу развития.

16. Основой творчества является мыслительная деятельность человека. Предпринимательское мышление есть мотивированный потребностями процесс познания конкретной сферы действительности, имеющий свое выражение в практической деятельности, направленной на реализацию определенных предпринимательских целей. Особенность предпринимательского мышления состоит в том, что оно направлено не на познание бытия вообще, а на изучение творимой человеком экономической реальности. С точки зрения автора, мышление есть процесс опознавания и осознания существующего, творческое же мышление предпринимателя направлено на создание посредством мыслительного процесса чего-либо «небывшего», наделение его при этом полезными для человека качествами и свойствами. Предпринимательское мышление, воплощаясь в творческом процессе, выступает новой производительной силой, которая совершенствует предпринимательскую среду, приводя ее в новое качественное состояние. Она обретает способность вырабатывать новые идеи, подходы, инструментарий и др. В диссертационном исследовании определена направленность творческого мышления в предпринимательстве, раскрыт механизм его активизации, а также выделены основные факторы, стимулирующие творческое мышление в предпринимательских структурах. К ним отнесены: 1) наличие организационной культуры творческого типа- 2) использование материальных и нематериальных стимулов- 3) активное внедрение стимулов, ориентированных на потребности высшего порядка: потребность в самовыражении, реализации собственной индивидуальности и т. д.- 4) придание стимулированию творческого мышления сотрудников предпринимательской структуры постоянного характера, а не единичной акции или временной кампании.

17. Методы активизации творческого потенциала предпринимательских структур (метод мозгового штурма, метод синектики, метод провокационной идеи, метод фокальных объектов и др.) применимы в основном при пассивно-адаптационном и прогрессивном типах творческого потенциала предпринимательской структуры, когда внешняя среда побуждает к поиску верного решения для сохранения или удержания позиций компании на рынке. В ситуации отсутствия побудительного мотива для творчества в предпринимательской структуре извне необходимо применение методов другого рода, которые будут способствовать удовлетворению социальных потребностей, потребностей оценки творческой деятельности сотрудников предпринимательской структуры, а также потребностей их личностной реализации.

18. К основным стратегиям управления развитием творческого потенциала предпринимательской структуры в зависимости от источников его активизации и его типа автор относит: стратегию активизации творческого потенциаластратегию раскрытия творческого потенциаластратегию стимулирования творческого потенциаластратегию компенсации усилий. Предложен комплекс методов управления развитием творческого потенциала сотрудников предпринимательской структуры в зависимости от указанных выше потребностей. К методам управления развитием творческого потенциала предпринимательской структуры, основанным на удовлетворении социальных потребностей, отнесены: метод воздействия корпоративной культуры, метод организации творческого взаимодействия. Методы, позволяющие реализовать потребность оценки творческой деятельности сотрудников предпринимательской структуры, представляют: методы морального и материального вознаграждения, метод разделения ответственности за принятые творческие решения. К методам, в основе которых лежит ориентация на удовлетворение потребности личностной реализации, автор относит: метод совершенствования профессионального уровня сотрудников, метод планирования занятости сотрудников с учетом их потребностей, а также метод делегирования ответственности за принятие творческих решений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества // Экономика и жизнь. 1991. — № 2, июль.
  2. В. Интеллектуальная составляющая в формировании конкурентных преимуществ // Маркетинг. -2004. № 6 (79). — С. 23 — 27.
  3. Н.М. Инновационный менеджмент. М.: РУДН, 2002.
  4. B.C. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993.
  5. Л.А. Управленческие решения в формировании и реализации экономической политики предпринимательских структур: Монография. СПб.: Изд-во «Литера Плюс», 2005.
  6. И.Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2003.
  7. B.C., Волков В. И., Гущина А. Э. и др. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития. М.: Наука, 1987.
  8. Г. С. Знакомьтесь: АРИЗ // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 2004. — № 12. — С. 146−157.
  9. И.Г. Практика бизнеса: Записки консультанта. М.: Рус. ред., 2003.
  10. Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994.
  11. М.Г. Образовательный потенциал как фактор развития общества // Закономерности и перспективы трансформации общества: Материалы к V Международной Кондратьевской конференции, XII
  12. Кондратьевским чтениям, IV Сорокинским чтениям, XVIII Междисциплинарной дискуссии. Санкт-Петербург, 19−22 октября 2004 г. Т.2 «Глобализация и трансформация рыночной экономики». Санкт-Петербург. 21 октября 2004. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. — С. 135 -137.
  13. Антология экономической классики. В 2-х т. T.l. -М., 1993.
  14. И.А., Багиев Г. Л. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
  15. И.А., Баум П. Ф., Томилов В. В. Инновационный потенциал фирмы: стратегия развития. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  16. Н.И., Половинкин П. Д., Сахарнов Ю. В. Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития: Препринт. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
  17. А.Н., Войнаренко М. П., Ерофеев П. Ю. Организация предпринимательской деятельности. СПб.: Гуманистика, 2004.
  18. И.Д. Россия в потоке времени. История предпринимательства. СПб.: Изд-во «Третье тысячелетие», 2003.
  19. И.Д. Учение о хозяйстве // Известия СПбУЭФ. 2006. -№ 2 (46).-С. 5−17.
  20. И.Д. Экономика и духовная программа России. СПб.: Изд-во «Третье тысячелетие», 2001.
  21. О.А., Обухов Д. В. Творчество в социальном управлении и лидерство // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 4. — С. 186 -204.
  22. С.Д., Забелин П. В., Федцов В. Г. Компас молодого предпринимателя: Учеб. практ. пособие. — М.: Экономика, 2002.
  23. Г. Л. Маркетинг взаимодействия: Философия организации. Инструментарий. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  24. Г. Л. Экономика маркетинга: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
  25. Г. Л., Бичун Ю. А., Светуньков С. Г., Тарасевич В. М. Экономика и управление народным хозяйством: Словарь основных терминов: Маркетинг и предпринимательство: Справочное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  26. Г. Л., Брячак И. В., Ченцов В. И. Оценка маркетингового потенциала предпринимательских структур // Тезисы докладов международной научной конференции «Маркетинг и культура предпринимательства». СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — Ч. 1.
  27. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг: Учебник. М.: Экономика, 1999.
  28. М.Н. Концептуальные основы анализа и оценки рисков предприятия: Учеб. пособие по курсу «Управление рисками» / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Д. В. Соколова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  29. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХГИ, 1997.
  30. И.В. Оценка предпринимательского потенциала фирмы как элемента инвестиционной привлекательности: Автореф. дис.. канд. экон. наук. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
  31. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. Т.2. -М.: Искусство: Лига, 1994.
  32. Г. В. Ты у меня.один: креативная деятельность в маркетинге // Российское предпринимательство. 2005. — № 9. — С. 64 — 72.
  33. З.И. Предпринимательство в российской экономике: Монография. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  34. Э. Серьезное творческое мышление/ Пер. с англ. Д. Я. Онацкой. Минск: ООО «Попурри», 2005.
  35. Л. Кадровый потенциал и пути его повышения // Человек и труд.-2003.-№ 4.
  36. С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.
  37. Н.В. Нелегальная экономическая деятельность: теория и практика измерения. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006.
  38. А. Инновационные процессы в интегрированных структурах // Экономист. 2005. — № 7. — С. 39 — 51.
  39. Н.И. Философия предпринимательства: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  40. Г. И. Креативный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 2. — С. 122 — 141.
  41. В.А. Реклама: творческая идея // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 3. — С. 45 — 54.
  42. В.Н. Система факторов предпринимательского успеха // Российское предпринимательство. 2000. — № 2. — С. 45 — 50.
  43. Ю.А. Фактор интеллекта в социальном развитии человека // Общественные науки и современность. 2005. — № 1.
  44. И. Ключевые моменты концепции маркетинга личности сквозь призму маркетингового психологического подхода // http:// proza.ru:8004/texts/2002/06/22−102.html
  45. А.К. Устойчивое развитие как социальная проблема (глобальный контекст и российская ситуация). М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 1999.
  46. М. История хозяйства. Город: Пер. с нем. М.: КАНОН-пресс-Ц, «Кучково поле», 2001.
  47. В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа: Дис.. д-ра социол. наук. -М.: МГУ, 1999.
  48. В.И., Логинов С. Б. Феномен предпринимательского поведения // Социологические исследования. 1995. — № 8.
  49. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. 2-е изд. -М.: Гардарика, 1996.
  50. Л.А. Развитие личных компетенций для успеха работы фирмы // Всероссийский экономический журнал «ЭКО». 2005. — № 7. -С. 134−144.
  51. А.А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. 2004. — № 1. — С. 17 — 25.
  52. Ю.С. Как научиться решать творческие задачи // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 2004. — № 12. -С. 140−146.
  53. Гейтс Билл- При участии Хемингуэя Коллинга. Бизнес со скоростью мысли: Как добиться успеха в информ. эру: Пер с англ. 2-е изд., испр. -М.: ЭКСПО, 2003.
  54. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  55. Дж. Три стороны мышления // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965.
  56. В. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда // Вопросы экономики. 2004. — № 3. — С. 76.
  57. Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению: Учебное пособие. М.: Дело, 1999.
  58. С. Умение своевременно мобилизовать свой творческий потенциал // http://www/zaфlata.m/book/articleid~842.asp
  59. В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого состава. М.: МНИИПУ, 1996.
  60. В.А. Развитие предприятия. М.: Дело, 2000.
  61. В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
  62. В.П. Инновационный путь развития // ЭКО. 2005. — № 12. -С. 2 — 8.
  63. Н.А., Белявский А. Д. Предпринимательский труд. Часть 1. Сущность, виды и мотивы предпринимательства: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  64. А.П. Служить бы рад, но только креативно: социально-экономическая природа интеллектуально-креативных услуг // Российское предпринимательство. 2005. — № 8. — С. 67 — 73- № 9. — С. 95−99.
  65. В.В., Кретова Е. А. Инновационные риски. СПб., 1996.
  66. Ст.Э., Рубин Р. Бизнес в стиле дзен: Практ. рук. для дзен-предпринимателя: Пер. с англ. М.: Добрая кн., 2002.
  67. В.И. Человек Культура — Творчество — Природа: гармония или конфликт? // Человек как философская проблема: Восток-Запад. -М., 1991.-С. 181.
  68. Ф.С. Глобализация инновационной деятельности // ЭКО. 2005. — № 7. — С. 92 — 102.
  69. Г. А. Творчество и диалектика. М., 1976.
  70. М.Ф. О взаимосвязи опыта и социально-экономической адаптации субъекта деятельности // Современные проблемы социально-экономической адаптации субъектов хозяйственной деятельности: Сборник статей. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
  71. Н.Ю. Адаптация молодых специалистов-экономистов на рынке труда // Закономерности и перспективы трансформации общества: Материалы к V Международной Кондратьевской конференции / Под ред. Ю. В. Яковлева. М.: МФК, 2004. — С. 119 — 122.
  72. В.М. Стиль как методологическая форма творчества / Под ред. Ульянцева. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 2002.
  73. С. Предпринимательство и молодежь // Предпринимательство. -2005.-№ 5.-С. 91−92.
  74. О.А. Современный организатор производства. М.: Экономика, 1984.
  75. Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире // Социологические исследования. 2005. — № 2 (250).
  76. М.Г. Границы свободы: Капитализм должен стать цивилизованным: Пер. с нем. М.: Междунар. отношения, 2001.
  77. В.Р. Вышли мы все из природы. М.: Linka Press, 1996.
  78. П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.- СПб.- Киев, 2000.
  79. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Международная книжная палата, 1992.
  80. М.А. Современные концепции многомерности как новой парадигмы мышления // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002. — № 2. — С. 30 — 46.
  81. Ю. Предпринимательство и инновационная деятельность // Финансовый бизнес. 2001. -№ 12. — С. 34−40.
  82. С.Н., Овсянникова А. Б. Совершенствование системы управления и повышение эффективности коммерциализации результатов НИР // Российское предпринимательство. 2005. — № 9. — С. 58 -63.
  83. П.А. Образование и будущее России // МОСТ. 1999, июнь. -С. 44−46.
  84. А.Л., Кочеткова Н. В. Динамика социально-психологических качеств современных российских предпринимателей // Социальная психология экономического поведения. М., 1999.
  85. П.Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. СПб.: Бизнес-пресса, 1998. — С. 23.
  86. Занг В.-Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории. М.: Мир, 2000.
  87. Занимательная «синектика». Принципы получения «красивых» решений. // www.reklama.rin.ru, 10 мая 2004.
  88. Н.Н. Этика служения и этика ответственности в культуре российского предпринимательства // Общественные науки и современность. 2004. -№ 1. — С. 96 — 105.
  89. Е.А. К вопросу о соотношении творчества и самодеятельности // Человек и вселенная. 2005. — № 7 (50).
  90. В. Буржуа. М., 1994.
  91. И.М., Забежинская Е. Б., Захарченко Н. Н., Могилевер Н. В. и др. Методы структурной настройки систем управления производством. -М.: Статистика, 1976.
  92. И.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. 2004. — № 1. — С. 52 — 59.
  93. Э. Что же личность? // Российский экономический журнал. -2004.-№ 11 -12.-С. 91.
  94. Э.В. Личность и творчество / Ред.-сост. И. П. Фарман. М.: Языки русской культуры, 1999.
  95. И.А. Собрание сочинений. В 10-ти т. Т. 8. М.: Рус. книга, 1998.
  96. Инновационный процесс в странах развитого капитализма / Под ред. Н. Е. Рудаковой. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  97. В.Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические последствия. -М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000.
  98. В.Л. Расколотая цивилизация. М.: Academia — Наука, 1999.
  99. В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2000.
  100. В.К. Маркетинговые стратегии в предпринимательстве. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  101. Р.В., Светуньков С. Г. Основы теории предпринимательства: Учебник для экономических специальностей вузов. М.: Российская Академия предпринимательства, 2005.
  102. Каким надо быть, чтобы стать успешным? Опрос руководителей компаний // Управление компанией. 2002. — № 1. — С. 4 — 6.
  103. С.Н. Парад коммуникаций. Коммуникативная функция в управлении // Российское предпринимательство. 2002. — № 4. — С. 97 -101.
  104. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1991.
  105. Г. В. Принципы выживания, или Теория творчество на каждый день / Акад. народ, хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации. М.: Дело, 2000.
  106. К. Креативный и эвристический менеджмент //www.kreakratia.ru
  107. Е. В креатив инвестируют // Деловой Петербург. 2006. — 8 февр. — С. 20.
  108. Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта: Пер. с нем. / Общ. ред. Б. М. Величковский. М.: Прогресс, 1983.
  109. С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб.: ИВЭ-СЭП «Знание», 2000.
  110. С.Г., Филатова Е. Г. Мышление: понимание и культурные основания (от древнего до современного мира): В 2-х ч. Ч. 2. Разнообразие понимания мышления в различных культурах и науках. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
  111. В.А. Организация творческого мышления // Вопросы философии. 2002. — № 8. — С. 78 — 87.
  112. С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Возврат к этике характера: Пер с англ. М.: Вече: Персей: ACT, 1997.
  113. А.Н., Макаров В. Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.
  114. В. Образ современного предпринимателя: прошлое и настоящее // Обозреватель. 1999. — № 10. — С. 71 — 74.
  115. Коммерческая деятельность и предпринимательство: Сб. науч. тр. / М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. инж.-экон, ун-т- ред-кол. В. П. Попков и др. СПб., 2003.
  116. Компас российского предпринимательства / Под ред. В. К. Потемкина.- СПб.: Издательский дом «Аура», 1992.
  117. Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения.- М.: Экономика, 2002.
  118. Н.Д. Основные проблемы экономической динамики. М.: Наука, 1991.
  119. П.Ф. Самоосуществление человека в творчестве // Личность. Культура. Общество. 2004. — Вып. 1 (21).
  120. В.В. Ум и бизнес: научно-технические достижения как стратегический фактор устойчивого развития производства // Российское предпринимательство. 2005. — № 8. — С. 48 — 52.
  121. Ю.Д. Управление поведением в фирме: Эффекты и парадоксы. Практическое пособие. М.: Инфра, 1997.
  122. С.И. Предпринимательство: сущность, директивы и перспективы. М.: Знание, 1992.
  123. О.В. Букварь предпринимателя. СПб.: Питер, 2004.
  124. А.Д., Примак Л. В. Выход из тумана: «Знак победителя» в предпринимательстве // Российское предпринимательство. 2002. -№ 4. — С. 8 — 11.
  125. А.Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. -М.: Прогресс-Академия, 1995.
  126. М.В. Проблема креативной личности в психологии: Учебное пособие. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2004.
  127. В.А., Бабкина Л. Н., Песоцкая Е. В. Потенциал территории: экономический, социальный, экологический аспекты. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  128. В.А. Совместимы ли стандартизация и творчество? // Методы менеджмента качества. 2003. — № 3. — С. 20 — 22.
  129. М.Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 1998.
  130. В.Г. Подходы к изучению лидерства и лидерских качеств// Российское предпринимательство. 2001. — № 5. — С. 54 — 58.
  131. В.Г. Природа лидерства // Российское предпринимательство. -2001.-№ 4.-С. 58−63.
  132. Е.Б., Власкин Г. А. Финансирование инновационной деятельности в России // ЭКО. 2005. — № 12. — С. 9 — 26.
  133. Ли С. В. Стратегия эффективного использования потенциала предприятия // Автореф. дис.. канд. экон. наук. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  134. С., Дынин А., Панов П., Соколов А. Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха. М.: Ассоциация менеджеров, 2003.
  135. Э.Х., Часова Т. Д. Предпринимательство: экономика и нравственность. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  136. Е., Меренков Д. Воспитание творческой личности // Наука и жизнь.-2003.-№ 1.
  137. В.П., Фирсанова О. В., Титов Л. Ю. Методологическое обоснование использования концепции маркетинга взаимодействия в инновационной деятельности предприятий. -М.: Изд-во «Топ-Книга», 2002.
  138. А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
  139. Дж. М., Пенроуз Дж. М. Бизнес-коммуникации: стратегии и навыки. СПб.: Питер, 2001.
  140. .В. «Креативные» команды ключ к повышению качеств управленческих решений и реформирования предприятий // htpp://mamin.inftech.ru
  141. Н.Л. Инноватика: Учебное пособие. М.: КомКнига, 2005. -304 с.
  142. К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.
  143. А. Принципы политической экономии. Т.З. М., 1984.
  144. A.M. Мышление, обучение творчество. М.: МПСИ- Воронеж: Модек, 2003.
  145. А.А. О психологическом механизме развития смысла в решении творческой задачи // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2002. — № 2. — С. 94 — 97.
  146. Мегатренды мирового развития. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2001.
  147. К. Психология буйных, или кто привносит идеи в компанию // http: www. e-xecutive.ru/print/ publications/aspects/creativ/articlel 678/
  148. Н.И. Организация и планирование бизнес-коммуникаций: Методология и методика / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. Л. Багиева.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
  149. Мелик-Еганов Г. Инструменты творческого мышления // Менеджмент сегодня. 2004. — № 2. — С. 11 — 13.
  150. И.М. Творчество и духовный мир человека // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2002. — № 2. — С. 76 — 87.
  151. О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка.- М.: МЕЛАП, 2000.
  152. О. Эволюция творческой энергетики отечественного предпринимательства // Российское предпринимательство. 2001. — № 2. -С. 108−111.
  153. О.Н. Интеллект и творчество спасают мир // Российское предпринимательство. 2001. — № 12. — С. 115 — 120.
  154. О.Н. Природа творческой энергии человека и ее влияние на социально-экономическое развитие общества // Российское предпринимательство. 2000. — № 2. — С. 104 — 110.
  155. О.Н., Шувалов В. Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Российский предприниматель. 2005. — № 9. — С. 100 — 104.
  156. А. Психология лидера. М.: ННБФ «Антология», 2001.
  157. Ф.Т. Немота мысли // Вопросы философии. 2005. — № 2.
  158. Н.Р. Конкурентоспособность человеческого капитала // Закономерности и перспективы трансформации общества: Материалы к V Международной Кондратьевской конференции / Под ред. Ю. В. Яковлева. М.: МФК, 2004. — С. 244 — 249.
  159. В.Д. Законы поведения капитала: психология влияния. М.- Ростов н/Д.: МарТ, 2003.
  160. С.А. Навыки мышления для менеджера: Пер. с англ. Ростов-н/Д.: Феникс, 1997.
  161. А.И. Свобода через творчество как духовная ценность личности // Ценности интеллигибельного мира. Магнитогорск, 2004. -Вып.1.-С. 117−120.
  162. Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Пер. с англ. М.Я. Каждана- Науч. ред. пер. В.Г. Гребенников- Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, Центр эволюц. экономики. М.: Дело, 2003.
  163. В.Н. Организация предпринимательства: Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006.
  164. А. Экономический рост и ограничения человеческого потенциала // Общество и экономика. 2004. — № 5 — 6. — С. 5.
  165. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Харвест- М.: ООО «Изд-во ACT», 2001.
  166. A.M. Профессиональное образование в России. М., 1997.
  167. Н. Инновационный путь развития экономики // Экономист. 2000.- № 6.-С. 34−40.
  168. А.Г. Историзм самосознания как проблема творчества (историко-философский аспект) // Ильенков Э. В. Личность и творчество / Ред.-сост. И. П. Фарман. М.: Языки русской культуры, 1999.
  169. К.А., Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк: капитал пляшет под дудку таланта: Пер. с англ. СПб.: Стокгольм, шк. экономики в СПб., 2000.
  170. Е.В. Особенности и признаки понятия «инновационная стратегия» // Труды III Всероссийской конференции молодых ученых по институциональной экономике. Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2005.
  171. А. Развитие экономики зависит от человеческого фактора // Экономист. 2002. — № 12. — С. 96.
  172. О.А. Бизнес под чужим именем. Франчайзинг как форма организации бизнеса // Российское предпринимательство. 2002. — № 4. -С. 34−39.
  173. Л.Е. Научное творчество в учебном процессе // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 5. — С. 139 — 145.
  174. Д.И. Историко-культурные факторы развития отечественного предпринимательства // Экономика и управление. 2004. — № 2. -С. 55−58.
  175. Ошо. Интуиция: знание за пределами логики. СПб.: ИД «Весь», 2002.
  176. Н. Фабрики безумных идей. // www.kreakratia.ru, 20 марта 2004.
  177. С.Г. Развитие функций управления предприятием в условиях глобализации и информации рыночной экономики // Российский предприниматель. 2005. — № 8. — С.63 — 66- № 9. — С. 20 — 24.
  178. Н.П. Творческие решения в бизнесе. СПб.: Речь, 2004.
  179. Е. Креативные методики // http: www. e-xecutive.ru/print/publications/aspects/creativ/article2585/
  180. Д.И. Надо мечтать! / Сост. И. В. Кондаков. М.: Сов, Россия, 1987.
  181. Т.Дж., Уотерман мл. Р.Х. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2005.
  182. А. Останься, я все прощу: мотивация персонала в предпринимательском секторе // Российское предпринимательство. 2005. -№ 3. — С. 69−74.
  183. Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства: Учеб. пособие / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. -СПб., 2002.
  184. JT.M. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990.
  185. В.К., Казаков Д. Н. Социальное партнерство: формирование, оценка, регулирование / Рос. Акад. Естеств. наук. Секция «Экономика и социология». С.-Петерб. отделение. — СПб., 2002.
  186. Предпринимательство в конце XX века / А. А. Дынкин, А. Р. Стерлин, И. В. Тулин и др. М.: Наука, 1992.
  187. Предпринимательство и молодежь // Предпринимательство. 2005. -№ 5.-С. 91−92.
  188. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004.
  189. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989.
  190. Проблемы и особенности развития предпринимательского потенциала в Центральной и Восточной Европе // Труд за рубежом. 2004. — № 2. — С. 3−20.
  191. Производственный потенциал: обновление, использование / Иванов Н. И., Левина Е. В., Михальская В. А. и др. Киев: Наук, думка, 1989.
  192. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. -М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.
  193. К. Коммерция и творчество: враги или союзники. М.: Искусство, 1992.
  194. А.И. Регулятивный мир: знания и общество, основанное на знаниях // Вопросы философии. 2005. — № 5.
  195. Реферат статьи: Эмбайл Т., Хедли К., Крамер С. Creativity Under the gun I I Harvard Business Review. 2002. — Aug. — P. 52 — 61. http: www. e-xecutive.ru/print/publications/aspects/creativ/article1805/
  196. H. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» // Российский экономический журнал. 2004. — № 9 -10.
  197. Рих А. Хозяйственная этика: Пер. с нем. М.: Российский филиал изд-ва «Посев», 1996.
  198. В. Как использовать имеющийся у работников компании потенциал креативности? // Менеджмент сегодня. 2005. — № 3. — С. 27 -35.
  199. В. П. Деятельностный подход к проблеме контекстного управления // Московский психологический журнал. 2004. — № 9.
  200. В. Человеческий фактор в предпринимательстве // Управление персоналом. 1999. — № 5. — С. 42 — 48.
  201. В.И. Формирование эффективных стратегий предпринимательского поведения в условиях глобализации: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Экономика и упр. нар. хоз-вом (предпринимательство). -СПб., 2005.
  202. С. Поиск работы: способы и их эффективность // Человек и труд.- 2003. -№ 12.
  203. С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.
  204. М.А. Этика предпринимательства и национальные традиции в экономике России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 1995.
  205. Г. В. Оценка результатов хозяйственной деятельности на основе анализа экономических процессов // Экономические проблемы управления промышленным производством: Межвузовский сборник. -Л.: ЛФЭИ, 1987.
  206. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: Издат. Дом «БАХРАМ — М», 2000.
  207. А.И. Теория и практика бизнеса: Учеб.-практ. пособие. -М.: РДЛ, 1997.
  208. A.M. Навыки мышления для менеджера. Серия 1000 секретов успеха. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
  209. . Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.
  210. С.Г., Литвинов А. А. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2000.
  211. М., Капицын В. Экспортный потенциал российских регионов в условиях глобализации мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 1. — С. 21 — 28.
  212. О. О современной модели системы образования // Общество и экономика. 2004. — № 7 — 8. — С. 303 — 311.
  213. Е.А. Возможные миры как модели знания // Субъект, познание, деятельность: К 70-летию В. А. Лекторского. М., 2002. -С. 704−717.
  214. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  215. В.В. Ум хорошо, а два лучше: социально-психологические аспекты инновационного предпринимательства // Российское предпринимательство. 2005. — № 6. — С. 107 — 112- № 7. с. 99 — 101.
  216. Словарь терминов современного предпринимательства / Белухи-на С.Н., Макеева З. П. Морковкин В.В., Прохорова И. А., Шишкин А.В.- Под ред. Морковкина В. В. М.: Радикс, 1995.
  217. В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социологические исследования. 1994. — № 2. — С. 16.
  218. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981.
  219. Ю.Н. Маркетинг взаимоотношений: маркетинговая компетентность и методология стратегических альянсов: Монография. -СПб.: Изд-во «Инфо-да», 2005.
  220. Г. В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. М.: Гардарики, 2005.
  221. В. Ноосферная педагогика. О формировании ноосферного менталитета //http: //www/ihst.ru/~biosphere/Mag2/spartinA.htm
  222. В.А. Личность и предприятие: факторы успешного взаимодействия (поведенческие основы управления персоналом). СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  223. В.В. Становление и функционирование российского молодежного предпринимательства // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004. — № 2. — С. 49 — 60.
  224. Струве П.Б. Patriotica. Политика. Культура. Религия. Социализм. М., 1997.
  225. А. Отчуждение, человечество, личность // Свободная мысль. -1993.-№ 16.-С. 36−45.
  226. Ю.А. Проблема смысла жизни в духовном опыте человека // Стратегии взаимодействия философии, культурологии и общественных коммуникаций. СПб., 2003. — С. 67 — 76.
  227. А.К. К характеристике творчества // Социально-философские проблемы творческой активности ученых и инженеров / Томский научный центр СО АН СССР. Томск, 1990.
  228. Э.Р. Предпринимательство: история, стратегия развития. Казань, 1994.
  229. Ю.В. Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2003.
  230. В.Н. Информационная политика предприятия в глобальной конкурентной среде: фактор систем маркетинговых знаний. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
  231. В.Н. Информационная политика предприятия: Информация параллельная реальность. Знаниеориентированный менеджмент. Маркетинг влияния. Моделирующие технологии. Новое измерение конкуренции. — СПб.: Изд-во «Борей Арт», 2006.
  232. Теория креатии // http: // brandmedia.ru/servidP54idPl1019/html
  233. В. Нужно ли творчество бизнесу? // Top-Manager. 2005. -№ 1.
  234. O.K. Творчество как неалгоритмический процесс // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2003. — № 2. — С. 66 — 72.
  235. В.В. Культура предпринимательства. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
  236. В.В., Крупанин А. А., Пантелев В. А. Личностная стратегия предпринимательской деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  237. И.В. Психология отношения к экономическим явлениям. -СПб.: СПбГАСУ, 2004.
  238. С.А. Формирование инновационно-технологического мышления экономистов // Известия СПбУЭФ. 2005. — № 3 (43). — С. 110 -124.
  239. Е.В. Социальная основа процесса глобализации рыночной экономики // Закономерности и перспективы трансформации общества: Материалы к V Международной Кондратьевской конференции / Под ред. Ю. В. Яковлева. М.: МФК, 2004. — С. 292 — 298.
  240. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  241. И., Фрайлингер К. Управление изменениями в организации. -М.: Книгописная палата, 2003.
  242. Л.В. Кто на новенького? Формирование и реализация инновационного потенциала промышленного предприятия // Российское предпринимательство. 2005. — № 8. — С. 53 — 55.
  243. Формирование системного мышления в обучении: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  244. С.Л. Реальность и человек. СПб.: Изд-во Рус. Христ. гуман. института, 1997.
  245. В., Попов Е. Структура рыночного потенциала предприятия // Мастер. Донецк. — № 6.
  246. Д. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастание сложности // Вопросы экономики. 2001. — № 8. — С. 32 -46.
  247. Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во «ПРИОР», 1998.
  248. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993.
  249. О. Личностный характер российских компаний и его влияние на эффективность корпоративного развития // Top-Manager. -2003. -№ 11. С. 18−28.
  250. Н.С. Проблемы трансформации системы экономических интересов // Закономерности и перспективы трансформации общества: Материалы к V Международной Кондратьевской конференции / Под ред. Ю. В. Яковлева. М.: МФК, 2004. — С. 249 — 259.
  251. В. Научный бизнес как лекарство от утечки мозгов // Независимая газета. 2003. — 10 сент. — С. 12.
  252. К. Коллектив креатив (управление творческим коллективом) //http:// www.zhuk.net
  253. К. Нестандартный промоушн. Старые идеи в новом обрамлении // Управление компанией. 2002. — № 1 (08). — С. 30 — 34.
  254. М. Особенности правового сознания и поведения нового поколения российского бизнес-сообщества // Общество и экономика. -2005.-№ 5.-С. 181−200.
  255. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. М.: АО «Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1993.
  256. М.Ш. Человек как незавершенная завершенность // Вопросы философии. 2004. — № 2. — С. 177 — 180.
  257. А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход), или книга для тех, кто хочет думать своей головой. В 3-х т. Белгород: Крестьянское дело, 1995.
  258. В. Психология лидерства в бизнесе: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003.
  259. С.В. Лидерство в современном бизнесе. М.: Бизнес-шк. «Интел-синтез», 2003.
  260. Ф.Э. Социология предпринимательства: Прикладные исслед. -М.: Центр соц. прогнозирования, 2002.
  261. С.В. Личность постиндустриальной эпохи как феномен социокультурного синтеза: социал.-философ. исследование. М.: Социал.-гуман. знания, 2002.
  262. С. Стратегия современного предпринимательства и социального развития корпораций: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук М. Н. Кулапова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
  263. .О. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования // Проблемы теории и практики управления. -2001.- № 3.-С. 50−55.
  264. К. Новая философия бизнеса: В 3-х т. Т.1. М., Берлин: Российское психологическое общество, 1998.
  265. В.Г. Концептуальные основы формирования предпринимательского потенциала: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
  266. В.Г. Формирование и результативность творческой составляющей предпринимательского потенциала. СПб: Изд-во «Инфо-да», 2005.
  267. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  268. Г. П. Интеллект и коммуникация // Вопросы философии. -2004. -№ 3.- С. 170.
  269. К. Плен- Цель творчества. Томск: Водолей, 1997.
  270. Этика, эстетика, экономика / А. В. Чистосердов, А. К. Астафьев, Т. Я. Васильева и др.- Под ред. А.В. Чистосердова- С.-Петерб. торгово-пром. палата. СПб., 2002.
  271. О.У. Теория и методология формирования и развития маркетингового потенциала компании. СПб.: Изд-во «Инфо-да», 2005.
  272. С. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 9. -С. 109−110.
  273. Я волком бы выгрыз. Предпринимательство и патриотизм // Российское предпринимательство. 2005. — № 11. — С. 3 — 6.
  274. Е.П. Роль самосознания в развитии личности // Социально-филос. вопросы логоса, культуры, цивилизации. Якутск, 2001. -Вып. З.-С. 77−80.
  275. Barker A. Creativite pour les managers. Paris: JV & DS, 1999.
  276. Barrere C. La mode: une economie de la creativite et du patrimoine, a l’heure du marche. Paris: La documentation fran? aise, DL, 2005.
  277. Basso O. L’intrapreneuriat. Paris: Economica, 2004.
  278. Boutillier S. La legende de l’entrepreneur: le capital social, ou comment vient l’esprit d’entreprise. Paris: Syros, 1999.
  279. Carrier C. De la creativite a l’intrapreneuriat, Presse de l’Universite du Quebec, 1997.
  280. Courrent J.-M., Sammut S. Elaborer son dossier financier de la creation. -Paris: Dunod, 2000.
  281. Creativite et innovation dans les entreprises et les organisations: approche theorique et pratique des trois acteurs de l’innovation: la personne, le petit groupe, et l’organisation. Bruxelles: Vie ouvriere- Lion: Chronique sociale, 1991.
  282. De Brabardere L. Management des idees: de la creativite a l’innovation. -Paris: Dunod, 1998.
  283. Deschamps В., Paturel R. Reprendre une entreprise: seine ou en difficulte. -Paris: Dunod, 2001.
  284. Eliade M. Briser le toit de la maison: creativite et ses symboles. Paris: Gallimard, 1986.
  285. Fustier M. Pratique de la creativite: connaisance du probleme: application pratique/ seminaire de Michel Fustier- en collab. avec Bernadette Fustier. -4e ed. Paris: ESF-Entreprise modeme d’edition: Librairies techniques, 1985.
  286. Grange T. Management & technologie: pour un developpement de l’imaginaire en entreprise. Paris: Maxima-L. du Mesnil ed.: diffusion Presses universitaires de France, 1998.
  287. Hammer M. Beyond Reengineering. Haw the Process-Centered Organization Is Changing Our Work and Our Lives. N.Y., 1996.
  288. Heirs B. L’art de la decision en equipe- trad, de l’anglais par Anne Berelowitch. Paris: InterEd, 1991.
  289. Hernandez E.-M. Entrepreneuriat: approche theorique. Paris- Budapest- Torino: L’Harmattan, 2001.
  290. Julien P.-A. L’entrepreneuriat. Paris: Economica, 1996.
  291. Lipman M. Critical Thinking: What can it be? Education Leadership, 1988.
  292. Lynch D. La strategic du dauphin: les idees gagnantes du 21e siecle- traduit de l’americain par Jacques Vaillancourt. Montreal: Les Ed. De l’Homme, 1994.
  293. Management and Organiszation Behavior Classic / Matteson V.T., Ivance-vich J.M. Homewood (III): Irvin, 1989.
  294. McDermott R.E. Developper l’initiative et la creativite du personnel: la dimention humaine de la qualite totale. Paris: Dunod, 1996.
  295. Ollivier B. L’acteur et le sujet: vers un nouvel acteur economique. Paris: Desclee de Brouwer, 1995.
  296. Peterson R. Entrepreneurship and organization I I Handbook of organizational design. V.I.Oxford, 1981.
  297. Ravenne C. Rechercher et innover en groupe: methodes a l’usage des cercles de qualite et des groupes de progres: connaissance du probleme, application pratiques. Paris: E.S.F. — Entreprise moderne d’ed.: Libr. Techniques, 1991.
  298. Robinson A.G. L’entreprise creative: comment les innivation surgissent vraiment- adapt, par Eileen Tyack-Lignot. Paris: Ed. d'Organisation, 2000.
  299. Rubel C. Brainstorming Not the Only Path to Ideas // Marketing News. -1996.-March 25.
  300. Sander B. Les systemes de suggestion en revolution: comment liberer les capacitesd’initiative et de creativite du personnel. Paris: Ed. JV&DS, 1995.
  301. Verstraete Tierry Entrepreneuriat: modelisation du phenomene, апрель 2006 г. С. 5 — 23 // http: www.adreg.net
  302. Vidal F. Problem-solving: methodologie generate de la creativite. Paris: Dunod, 1971.
Заполнить форму текущей работой