Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта ВПО выпускник высшего профессионального заведения по специальности «Иностранный язык» должен быть способен: вести профессиональную деятельность в иноязычной средев условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностейуметь приобретать новые знания, используя… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Сущность и содержание понятия «профессиональная компетентность учителя иностранного языка»
    • 1. 2. Контекстный подход в формировании профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка
    • 1. 3. Модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода
    • 1. 4. Основные критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА
    • 2. 1. Программа и ход опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
    • 2. 3. Педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода

Формирование профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования определяется характером социально-экономических преобразований в России и обусловленной ими инновационной направленностью процессов, происходящих в отечественной системе общего и высшего профессионального образования. В настоящее время одной из задач высшей педагогической школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста для работы в условиях динамично меняющейся школы, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.

Свидетельством необходимости формирования профессиональной компетентности учителя являются задачи, разработанные в программе модернизации педагогического образования, в Национальной доктрине образования на период до 2025 года, и задачи, поставленные Президентом Чувашской Республики Николаем Васильевичем Федоровым на Интернет-пресс-конференции, посвященной реализации Президентской программы «Новая школа» (1997 г.): «повышать качество образования в вузах Чувашиизаняться главным в образовании — воспитанием, подготовкой человека к практической жизниучителям нужно осваивать более сложные пласты содержания педагогической деятельности и научно-методического сопровождения».

Реформирование социально-экономических отношений в России, подписание Болонского соглашения, расширение туристической отрасли, а также связей различных отечественных предприятий с зарубежными приводят к тому, что резко возрастает потребность в специалистах, владеющих иностранными языками, а также требования к уровню их подготовки. Высокий уровень владения иностранным языком в такой ситуации становится образовательной ценностью.

Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта ВПО выпускник высшего профессионального заведения по специальности «Иностранный язык» должен быть способен: вести профессиональную деятельность в иноязычной средев условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностейуметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологиипоставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функцийон должен быть готов к кооперации в работе с коллегамиметодически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектамидолжен знать основы педагогической деятельности.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования профессиональной компетентности специалистов, в частности будущих учителей иностранного языка, является одной из главных в педагогике.

В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения этого вопроса. По проблеме профессиональной компетентности был проведен ряд исследований такими учеными, как В. А. Адольф, В. Н. Введенский, А. В. Задорожная, Н. Б. Козлова, Т. А. Крюкова, О. Е. Ломакина, М. И. Лукьянова, Н. Л. Московская, А. И. Пайгусов и др.

Вопросам развития высшего профессионального образования посвящены труды В. И. Андреева, С. И. Архангельского, С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, В. А. Бордовского, Н. С. Розова, В. А. Сластенина, Ю. Г. Татура и др.

Пути и средства совершенствования учебно-воспитательного процесса в высшей школе освещены в исследованиях О. А. Абдуллиной, Е. В. Бонда-ревской, П. И. Пидкасистого, А. С. Роботовой, Е. Н. Шиянова и др.

Проблемы подготовки специалистов в высшей педагогической школе нашли свое отражение в исследованиях А. С. Карпова, А. К. Марковой, А. И. Пискунова, П. Г. Постникова, Ю. В. Сенько, Е. Н. Солововой и др.

В последние годы появляется все больше работ, посвященных изучению различных аспектов профессионального общения и поиску эффективных форм, методов, средств формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов (Ю. Н. Емельянов, Т. И. Липатова, В. Д. Ширшов и.

ДР-).

В современной отечественной и зарубежной педагогической науке разрабатываются проблемы обучения иностранному языку в высшей школе (И. JI. Бим, М. Л. Вайнсбург, Н. И. Гез, И. А. Зимняя, В. П. Кузовлев, Е. И. Пассов и др.), формирования коммуникативных умений (И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев и др.) и межкультурной (социокультурной, транскультурной) компетентности (М. В. Болина, Н. Д. Гальско-ва, В. В. Сафонова и др.).

Изучение научной литературы и опыта подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования показало, что одной из наиболее существенных причин недостаточного уровня профессиональной компетентности выпускников факультета иностранных языков, по мнению большинства ученых-педагогов, является преимущественная направленность традиционного обучения на усвоение теоретических знаний без уделения должного внимания развитию умений применять приобретаемые знания для решения практических задач. В результате возникает ситуация, когда будущий специалист неплохо усваивает учебные дисциплины, но затрудняется использовать теоретические знания в своей профессиональной деятельности.

Недостаточная эффективность традиционного обучения будущих специалистов высшего звена побуждает к поиску более действенных технологий формирования профессиональной компетентности. В качестве одного из важных путей решения этой проблемы выступает усиление практической направленности обучения, объединение теоретической и практической подготовки будущих учителей иностранного языка. Эта задача может быть решена при контекстном подходе к обучению, обеспечивающим естественную связь получаемых знаний с будущей профессиональной деятельностью.

Научное обоснование основных концептуальных положений контекстного обучения было осуществлено А. А. Вербицким. Их апробация в учебном процессе высшей школы позволили ему убедительно доказать, что стратегическим направлением интенсификации или активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, ее спрессовывание или ускорение процессов считывания, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности.

Частные вопросы контекстного подхода в свое время рассматривали также М. П. Боброва, Н. В. Борисова, М. В. Мащенко, В. Н. Кругликов, О. В. Тумашева, М. П. Тырина, А. А. Федорова, Ж. К. Холодов, М. Г. Шубик и др.

Вместе с тем этот подход до сих пор использовался не в полной мере и недостаточно исследован в педагогической теории подготовки будущих учителей иностранного языка, что и определяет актуальность темы исследования, а также выявляет противоречия:

— между социально обусловленной потребностью общеобразовательного учреждения в профессионально компетентных учителях иностранного языка и недостаточным уровнем сформированности их профессиональной компетентности;

— между необходимостью формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка в вузе и неразработанностью теоретических и технологических основ решения данной проблемы;

— между возможностями контекстного подхода к формированию профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка и неразработанностью педагогических условий его использования в решении исследуемой проблемы.

С учетом этих противоречий нами была определена тема исследования: «Формирование профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода».

Проблема исследования: определить, каковы педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода.

Цель исследования — выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода.

Объект исследования — процесс формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка в педагогическом вузе.

Предмет исследования — педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода.

В своем исследовании мы исходим из гипотезы, согласно которой формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка на основе контекстного подхода происходит более эффективно при следующих педагогических условиях:

— корректировке содержания и технологии реализации всех направлений (теоретического, практического, методического) процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка с учетом требований контекстного подхода к обучению;

— разработке и внедрении спецкурса «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка»;

— осуществлении целенаправленной работы по подготовке преподавателей вуза к организации учебного процесса на основе контекстного подхода;

— проведении поэтапного мониторинга профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

— уточнить сущность и содержание понятия «профессиональная компетентность учителя иностранного языка»;

— рассмотреть возможности контекстного подхода в формировании профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка;

— разработать и апробировать модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода;

— определить основные критерии, показатели и уровни сформированно-сти профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка;

— выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода.

Методологическую основу исследования составили: положения гуманистического подхода к образованию и обучению, теоретические положения о творческой сущности личностиобщенаучные положения системного подхода в образованииположения контекстного обученияметодология внедрения новых технологий в процесс обучения в педвузе.

Теоретической основой данного диссертационного исследования послужили идеи системного (В. С. Ильин, В. В. Краевский и др.), дея-тельностного образования (И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), концепция личностно ориентированного образования (Е. В. Бон-даревская, С. В. Кульневич, Е. С. Полат, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), положения современной педагогики и лингводидактики об инновационных формах обучения иностранным языкам (И. В. Бабенко, В. А. Бор-довский, Е. В. Вохрышева, М. К. Кабардов, Г. В. Казарян, Т. А. Клепикова, Е. С. Полат, Н. Сорокина), новейшие разработки в сфере формирования профессиональной компетентности педагога и открытой модели личности специалиста (Т. А. Гайворонская, М. И. Лукьянова, А. К. Маркова, О. М. Мутовкина, С. А. Панина, О. Н. Путина, В. А. Сластенин, В. Е. Сумина, Н. Ф. Талызина и ДР-).

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор совокупности методов исследования, включающей теоретические методы: анализ теоретических источников, позволивший сформулировать исходные позиции исследования, и моделирование опыта, и эмпирические методы: анализ и обобщение опыта работы педвузов по подготовке будущего специалистаанализ государственных образовательных стандартов ВПО России и учебных программ высшей школы, результатов учебной деятельности студентов и преподавателей, которые использовались в целях выявления педагогических условий эффективного формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка. В ходе исследования применялись также экспертная оценка, самооценка, интервьюирование, анкетирование, прямое и косвенное наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики и др.

Выбранная методология и задачи определили этапы исследования.

На первом этапе (2003;2004 гг.) анализировалась литература по исследуемой проблеме, проводилось изучение опыта работы вузов по формированию профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка, исследовалось качество учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Наряду с этим были определены цели и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза, разработаны понятийный аппарат, а также модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подходасоставлена программа опытно-экспериментальной работыпроведен констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2004;2007 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по реализации модели процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка и проверке эффективности выделенных педагогических условий в образовательном процессе факультета иностранных языков педвуза.

Третий этап (2007 г.) был посвящен обработке, анализу, обобщению результатов эксперимента, оформлению материалов исследования и внедрению его результатов в практику работы высшей школы.

База исследования: ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Разработана модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода.

2. Выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка (корректировка содержания и технологии реализации всех направлений (теоретического, практического, методического) процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка с учетом требований контекстного подхода к обучениюразработка и внедрение спецкурса «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка" — осуществление целенаправленной работы по подготовке преподавателей вуза к организации учебного процесса на основе контекстного подходапроведение поэтапного мониторинга профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка).

3. Определены основные критерии: 1) мотивационный (наличие положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности) — 2) когнитивный (знания иностранного языка, теории и методики преподавания языкапсихолого-педагогические знания) — 3) деятельностный (умения общаться на иностранном языкепреподавать иностранный языкосуществлять педагогическое общение и самообразовательную деятельность) — 4) личностный (эмпа-тиярефлексиякреативностьгибкость).

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении теории и методики профессионального образования педагогическими знаниями об особенностях реализации контекстного подхода к подготовке будущих учителей иностранного языка и уточнении структуры, уровней сформированности профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка. Материалы экспериментальной работы могут служить теоретической базой для дальнейших работ в области формирования профессиональной компетентности специалистов различных профилей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения и выводы создают реальные предпосылки для научно-методического обеспечения процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка. Материалы программы спецкурса «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка» и методические рекомендации к организации занятий по данному спецкурсу могут быть использованы в образовательном процессе факультета иностранных языков, а также при разработке спецсеминаров для повышения квалификации учителей иностранного языка.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная компетентность учителя иностранного языка — ин-тегративное качество личности, включающее в себя совокупность мотиваци-онного, когнитивного, деятельностного и личностного компонентов, необходимых для успешного выполнения профессиональных функций.

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка отражает его знание содержания профессиональной деятельностивладение технологией этой деятельностипрофессионально важные личностные качества специалиста, которые обеспечивают понимание важности профессиональной деятельности и стремление к совершенствованиюспособность к творческому решению профессиональных задач, возникающих в процессе выполнения своих обязанностей. Каждый из данных аспектов носит коммуникативный характер, соответствует культуре иноязычного общения.

2. Контекстный подход создает ряд благоприятных возможностей для совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка, а именно: позволяет дать целостное представление о профессиональной деятельностиспособствует формированию профессиональной мотивации, умений осуществлять педагогическое общение и общение на иностранном языке, ответственного отношения к делу, эмпатии, креативности, умений самообразовательной деятельностипозволяет студенту быть субъектом познавательной, будущей профессиональной и социокультурной деятельности.

3. Модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода, включающая в себя цель, задачи, принципы, основные направления работы, организационные формы, методы, средства и результат.

4. Основными критериями сформированности профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков являются: 1) мотивационный (наличие положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности) — 2) когнитивный (знания иностранного языка, теории и методики преподавания языкапсихолого-педагогические знания) — 3) деятельностный (умения общаться на иностранном языке, преподавать иностранный язык, осуществлять педагогическое общение и самообразовательную деятельность) — 4) личностный (эмпатиярефлексиякреативностьгибкость).

5. Эффективность процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка зависит от следующих педагогических условий:

— корректировки содержания и технологии реализации всех направлений (теоретического, практического, методического) процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка с учетом требований контекстного подхода к обучению;

— внедрения спецкурса «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка»;

— осуществления целенаправленной работы по подготовке преподавателей вуза к организации учебного процесса на основе контекстного подхода;

— проведения поэтапного мониторинга профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четкостью исходных позиций, связанных с контекстным подходом к поставленной проблеме, применением комплекса методов, адекватных поставленным цели, задачам и логике исследования, длительным характером опытно-экспериментальной работы, положительными итогами экспериментальной деятельности.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе участия на Международной научно-практической конференции «Образование и воспитание социально ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт» (г. Казань, 2005 г.), на Международной научно-практической конференции «Формирование интеллектуального потенциала в системе общего и профессионального образования» в формате «Первых Махмутовских чтений» (г. Казань, 2006 г.), на VI и VII Всероссийских научно-практических конференциях «Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе» (г. Пенза, 2005, 2006 гг.), на IV Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (г. Челябинск, 2005 г.), на Международной научно-практической конференции «Теория и практика формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов» (г. Чебоксары, 2006 г.), на Международной научно-практической конференции «Современное общество, языки и межкультурная коммуникация» (г. Чебоксары, 2006 г.), на ежегодной сессии аспирантов, докторантов, соискателей, на научно-практических конференциях в рамках Дня науки на ФИЯ (2004;2007 гг.), на методологических семинарах преподавателей кафедры педагогики Чувашского педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

Структура диссертации определена логикой и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В последние годы в системе образования нашей страны активно происходят процессы ее модернизации, обусловленные вхождением России в международное образовательное пространство и подписанием Болонского соглашения. Отказ от принципов единого и единообразного учебного плана, развитие процессов демократизации и гуманизации предопределили многие инновации в образовательной сфере, связанные, прежде всего, с совершенствованием качества профессиональной подготовки специалистов, а также обусловили актуальность проблемы настоящего исследования, которая состояла в том, чтобы выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода.

Проблема определяется противоречием между потребностью современного общества в квалифицированных учителях иностранного языка, способных компетентно осуществлять профессиональную деятельность в современных динамических условиях, и недостаточной разработанностью путей эффективного формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.

Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования ученых различных аспектов проблемы совершенствования подготовки специалистов, в том числе и в сфере подготовки учителей иностранного языка, проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода, успешность реализации которой не только положительно влияет на всю систему профессиональной подготовки, но и является показателем результативности деятельности вуза, в педагогической науке до сих пор не достаточно разработана.

Всесторонний теоретический анализ, опора на достижение отечественной науки и исследования зарубежных ученых в области педагогики, психологии, лингвистики, лингводидактики, сделанные нами обобщения и опытно-экспериментальная работа позволили нам сделать следующие выводы:

1. Проведенный анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы свидетельствует, что проблема формирования профессиональной компетентности у будущих учителей иностранного языка является одной из актуальных задач высшего педагогического образования. Изучение различных подходов к раскрытию понятия «профессиональная компетентность учителя иностранного языка» позволило нам выйти на свое определение данного понятия. Профессиональная компетентность учителя иностранного языка — это интегративное качество личности, включающее в себя совокупность мотивационного, когнитивного, деятельностного, личностного компонентов, необходимых для успешного выполнения профессиональных функций.

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка отражает его информированность о содержании профессиональной деятельностивладение технологией этой деятельностипрофессионально важные личностные качества специалиста, которые обеспечивают понимание важности профессиональной деятельности и стремление к совершенствованиюспособность к творческому решению профессиональных задач, возникающих в процессе выполнения своих обязанностей. При этом мы считаем, что каждый из данных аспектов носит коммуникативный характер, соответствует культуре иноязычного общения. Кроме того, в структуре профессиональной компетентности мы выделяем и рассматриваем четыре основных компонентакогнитивный (совокупность психолого-педагогических знаний, знания иностранного языка и методики его преподавания) — мотивационный (положительная мотивация к будущей профессиональной деятельности) — деятельно-стный (умения общаться на иностранном языке, умения преподавать, умения педагогического общения, умения самообразовательной деятельности) — личностный (рефлексия, креативность, эмпатия, гибкость).

2. Успешное решение задачи профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка с позиций требований контекстного обучения обусловлено таким сочетанием в учебном процессе организационных форм, методов и средств обучения, которое обеспечивает переход от учебно-познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов.

По степени близости учебной и профессиональной деятельности ученые различают три базовые формы деятельности студентов: собственно учебную деятельность академического типаквазипрофессиональную деятельностьучебно-профессиональную деятельность. Эти три формы учебно-познавательной деятельности развертываются в рамках трех соответствующих их содержанию обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной. При этом содержание обучения остается неизменным и определяется в соответствии с учебными программами по конкретным дисциплинам.

Контекстный подход к формированию профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка определяет особенности организации процесса обучения в целом и методики преподавания учебных дисциплин, в частности, а именно: познавательная деятельность студентов чаще всего носит проблемно-поисковый характершироко используется технология коллективного обучениябольшое значение придается созданию и решению конкретных педагогических ситуацийпроисходит моделирование в учебном процессе вуза конкретных условий и содержания будущей профессиональной деятельностишироко используются такие формы обучения, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, семинар-дискуссия, ролевая и деловая игры и целый ряд других педагогических приемов, воссоздающих педагогическую ситуацию, максимально приближенную к будущей профессиональной деятельности.

Нами доказано, что использование контекстного подхода создает ряд благоприятных возможностей для формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка:

— реализация динамической модели движения деятельности студентов от собственно учебной деятельности через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную к собственно-профессиональной деятельности позволяет дать целостное представление о профессиональной деятельности, способствует формированию профессиональной мотивации, позволяет студенту быть субъектом познавательной, будущей профессиональной и социокультурной деятельности;

— оптимальное сочетание индивидуальных и совместных, коллективных форм работы (метод проектов, ролевая и деловая игры, дискуссия) приводит к формированию умений педагогического общения, общения на иностранном языке, ответственного отношения к делу, эмпатии, креативности;

— проблемно-поисковый характер познавательной деятельности студентов (метод проектов, решение профессиональных задач, НИРС, научно-практические конференции), который определяется сущностью контекстного подхода, способствует формированию умений самообразования и креативности;

— широкое использование на учебных занятиях профессиональных ситуаций (просмотр художественных фильмов, связанных с будущей профессиональной деятельностью, видеофрагментов уроков, микропреподавание, педагогическая практика) способствует развитию профессиональной мотивации, формированию умений применять знания на практике и развитию креативности, гибкости, эмпатии, а также формированию рефлексии и профессионального мышления.

3. Одним из эффективных средств совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка является разработка и апробация модели процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода, включающую в себя цель, задачи, принципы, основные направления работы, организационные формы, методы, средства и результат.

Изучение научной литературы и опыта подготовки будущих учителей иностранного языка позволило нам разработать модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода, включающую в себя теоретический, практический и методический компоненты. Выделенные структурно-содержательные компоненты тесно связаны между собой. Уровень сформированности одного из них, так или иначе, влияет на качество развития другого.

Важным средством совершенствования теоретической, методической и практической подготовки является спецкурс «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка" — цель спецкурса: обобщение и актуализация имеющихся у студентов специальных знаний в области теории и методики преподавания иностранного языка для более качественной их подготовки к практической работе в школе в качестве учителя иностранного языка.

4. Анализ научной литературы и собственное исследование позволили нам выделить три уровня сформированности профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка (высокий, средний, низкий), критерии и показатели сформированности профессиональной компетентности (мотивационный: наличие положительной мотивации к будущей профессиональной деятельностикогнитивный: знания иностранного языка, теории и методики преподавания языка, психолого-педагогические знаниядеятель-ностный: умения общаться на иностранном языке, преподавать иностранный язык, педагогического общения, самообразовательной деятельностиличностный: эмпатия, рефлексия, креативность, гибкость).

5. Повышению эффективности процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка способствует создание следующих педагогических условий:

— разработка и внедрение спецкурса «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка»;

— корректировка содержания и технологии реализации всех направлений (теоретической, практической, методической) процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка с учетом требований контекстного подхода к обучению;

— осуществление целенаправленной работы по подготовке преподавателей вуза к организации учебного процесса на основе контекстного подхода;

— проведение поэтапного мониторинга профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка.

Теоретические и практические выводы проведенного исследования могут оказать помощь в совершенствовании процесса подготовки не только будущих учителей иностранного языка, но и будущих лингвистов-переводчиков.

Обзор полученных результатов и выполненных задач исследования позволило сделать вывод, что поставленная в исследовании гипотеза в целом подтверждена.

В процессе работы возникли новые проблемы, требующие дальнейшего изучения. Предметом дальнейших исследований могут выступать реализация профессиональной компетентности молодых учителей иностранного языка на послевузовском этапе их профессионального становления, разработка и обоснование путей углубления процесса интеграции предметов университетского цикла, изучение качества подготовки учителей в ходе педагогических практик и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1990.- 141 с.
  2. , В. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В. А. Адольф // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72−75.
  3. , А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян.
  4. М.: Правовая культура, 1994. 528 с.
  5. , Т. В. Профессиональная компетентность социального педагога : сущность и содержание / Т. В. Амельченко // Наука и современное общество. 2004. — № 2. — С. 5−11.
  6. , В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 3-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2003.-608 с.
  7. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы : учеб.-метод. пособие / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  8. , В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  9. , Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 241 с.
  10. , В. Компетенции в профессиональном образовании / В. Бай-денко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 3−14.
  11. , Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя / Ф. Барон // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 153−159.
  12. , С. Я. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. Т. 1 / С. Я. Батышев. М.: АПО, 1998. — 568 с.
  13. , А. С. Педагогическая компетентность: учеб. пособие / А. С. Белкин, В. В. Нестеров. Екатеринбург: Учебная книга, 2003. — 188 с.
  14. , Е. П. Педагогическое образование: реалии и перспективы /
  15. Е. П. Белозерцев // Педагогика. 1992. — № 1−2. — С. 62−68.
  16. , А. П. Развитие системы профессионального образования / А. П. Беляева // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 3−8.
  17. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Бес-палько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  18. Бим, И. J1. Теория и практика обучения немецкому языку в среднейшколе / И. JI. Бим М.: Просвещение, 1988. — 187 с.
  19. Бим, И. J1. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса / И. J1. Бим // Иностранные языки в школе. 1996. — № 1. — С. 48−52.
  20. , В. И. Содержание и методика проведения аттестации профессиональной деятельности учителя иностранного языка среднего общеобразовательного учебного заведения / В. И. Блинов, К. С. Махмурян, Е. Н. Соловова.-http:/www.5ka.ru/62/29 191/l.html.
  21. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. -№ 10. -С. 8−14.
  22. Большой энциклопедический словарь / под. ред. А. Н. Азриляна. М.: ФПК, 1994.-1765 с.
  23. , Е. В. Гуманизация воспитания старшеклассников/ Е. В. Бондаревская // Сов. педагогика. 1991. — № 9. — С. 50.
  24. , Е. В. Введение в педагогическую культуру / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: РГПУ, 1995. — 172 с.
  25. , Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора / Н. В. Борисова. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 170 с.
  26. , Т. Г. Из опыта развития общей культуры учителя / Т. Г. Браже
  27. Педагогика. 1993. — № 2. — С. 70−73.
  28. , Ю. В. Психологические основы модели профессиональной компетентности педагога / Ю. В. Варданян. http://www.oirn.ru/reader.asp?whichpage=37&mvtip=:l&word=&pagesize=l 5 &Nomer=98
  29. , В. Деловая игра и ее возможности. Математика / В. Веде194нина.-http://pedagog.hl 1 .ru/new.php?fyath=artmatyartmathnew3 .htm
  30. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк. — 1991. — 207 с.
  31. , А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк. — 2004. — 84 с.
  32. , Е. М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: метод, рук-во / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Рус. яз., 1992. — 246 с.
  33. , JT. С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-пресс, 1996. — 536 с.
  34. , П. Я. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. -М. :МГУ, 1968.- 150 с.
  35. , П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. М.: Наука, 1996.- 138 с.
  36. , Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособ. для учителя / Н. Д. Гальскова. М.: Аркти-Глосса, 2000. -165 с.
  37. , Н. Д. Условия изучения иностранных языков и их влияния на цели обучения / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе.1994.-№ 4. -С. 7−12.
  38. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /
  39. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов- М.: Высш. шк., 1982. -373 с.
  40. , А. М. Региональные проблемы подготовки и функционирования педагогических кадров в новых условиях (социологический анализ) / А. М. Гендин, М. И. Сергеев, Н. И. Дроздов Красноярск: КГПУ, 1999.-269 с.
  41. , Б. С. Философия образования для XXI века : учеб. пособие / Б. С. Гершунский. М.: Пед. о-во России, 2002. — 512 с.
  42. , Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. Киев: Выща школа, 1998. — 200 с.
  43. , Я. С. Социально-психологическое сопровождение деловых игр / Я. С. Гинзбург, Н. М. Коряк // Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. — С. 61−67.
  44. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: сборник / авт. предисл. В. Кинелев М.: Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1995.-384 с.
  45. , А. Н. Развитие образования в современном мире / А. Н. Джуринский. М.: ВЛАДОС, 2003. — 240 с.
  46. , Е. С. К вопросу об освоении компетентностного подхода в образовании / Е. С. Егорова // Актуальные вопросы теории обучения иностранным языкам. Linguarum Universum III.: сб. науч. ст. Чебоксары, 2005.-С. 43−47.
  47. , Е. С. К вопросу о профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка / Е. С. Егорова // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш, гос. пед. ун-т. 2005. — № 1 (Т. 2). — С. 44−48.
  48. , Е. С. Контекстный подход в формировании профессиональной компетентности специалистов в вузе / Е. С. Егорова // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш, гос. пед. ун-т. № 1 (Т. 2). — С. 65−71.
  49. , Е. С. Контекстный подход как фактор формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка / Е. С. Егорова, О. Г. Максимова // Образование и саморазвитие. 2007. -№ 2. -С.47−52.
  50. , Е. С. Методические рекомендации «Педагогические основы формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка» / Е. С. Егорова. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. унт, 2006.-58 с.
  51. , Е. С. Профессиограмма учителя иностранного языка / Е. С. Егорова // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в системе непрерывного образования: сб. науч. тр. М., 2005. — С. 91−94.
  52. , Е. С. Профессиональная компетентность будущих учителей иностранного языка : программа спецкурса / Е. С. Егорова. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2006. — 21 с.
  53. , Е. С. Содержание и сущность профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка / Е. С. Егорова // Вестник Чуваш, гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. 2005. — № 2 (45). — С. 4752.
  54. , Е. С. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя как педагогическая проблема / Е. С. Егорова // Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования: сб. науч. тр. М., 2005. — С. 239−244.
  55. , JT. В. Менеджмент и деловые игры: возрождение традиций / Л. В. Ежова // Деловые игры в России: материалы международной науч,-практич. конф. СПб., 2002. С. 32−36.
  56. , С. Формирование учебной мотивации / С. Епифанова // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 106−107.
  57. , В.И. Основы дидактики высшей школы: учебное пособие / В. И. Загвязинский, Л. И. Грищенко. Тюмень: ТГУ, 1978. — 91 с.
  58. , А. В. Формирование профессиональной компетентности будущих преподавателей-лингвистов в условиях современного вузовского образования : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. В. Задорожная. Ставрополь, 2004. — 176с.
  59. , Л. В. Введение в педагогическую специальность / Л. В. Зани-на, Н. П. Меньшикова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.
  60. , Н. И. Научно-педагогическое обеспечение повышения квалификации учителей естественно-математических предметов: Дис.. д-ра. пед. наук в форме науч. докл. / Н. И. Запрудский. Минск, 1993.-36 с.
  61. , Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: Моск. психолого-соц. инст., 2005. -216 с.
  62. , Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 258 с.
  63. , И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение. — 1991. — 222 с.
  64. , С. И. Технология обучения взрослых / С. И. Змеев. М.: Академия, 2002. — 457 с.
  65. , И. И. Личностно ориентированное образование в школе: миф или реальность? / И. И. Ильясов // Вопросы психологии. 2001. -№ 6. -С. 133−134.
  66. Интернет-пресс-конференция «Новая школа» http: // webwar-per.net/ww/~av/gov.cap.ru/list2/view/02SVNEWSOV/form.asp?govid= 92 link=&preurI=.&FKey=FJURLID&id=444 804.
  67. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1995.- 121 с.
  68. , Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. М.: Изд-во МГУ, 1986. -176 с.
  69. , М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 223 с.
  70. , Е. А. Основы психологии : учебник для вузов/ Е. А. Климов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 295 с.
  71. , Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров-М.: Академия, 2001. 175 с.
  72. , Н. Б. Развитие профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка в процессе иноязычной подготовки в вузе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Б. Козлова. Магнитогорск, 2003. — 149 с.
  73. , Ю. В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского обучения (на материале Германии): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю. В. Койнова. -М, 1996.-17 с.
  74. , Н. В. Формирование профессионально— коммуникативной компетентности будущих переводчиков : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Комиссарова. Челябинск, 2003. — 179 с.
  75. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ // Официальные документы в образовании. 2002. — № 4. — С. 3−31.
  76. , И. Б. Становление и развитие гуманистической педагогики /
  77. И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского педун-та, 1997.- 144 с.
  78. , В. В. Проблемы научного обоснования обучения. Методологический анализ / В. В. Краевский. -М.: Педагогика, 1977. 264 с.
  79. , В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. 1993. -№ 2.-С. 9−10.
  80. , В. И. Структурные уровни живой материи / В. И. Кре-мянский. М.: Наука, 1969. — 295 с.
  81. , Т. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя в процессе педагогической практики : дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. А. Крюкова. Волгоград, 2004. — 199 с.
  82. , Г. А. Развитие коммуникативной компетентности социального педагога в процессе профессиональной подготовки : дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 08 / Г. А. Кудрявцева. Магнитогорск, 1998. -199 с.
  83. , И. Н. Настольная книга преподавателя / И. Н. Кузнецов. -Минск: Современное слово, 2005. 544 с.
  84. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990.- 117 с.
  85. , А. Н. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. Н. Кывырялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  86. , И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер.- М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  87. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М. :МГУ, 1975.-328 с.
  88. , Н. Н. Профессиональная компетентность педагога / Н. Н.
  89. , В. В. Косарев, А. П. Крючатов. Самара — СПб., 1997.- 106с.
  90. , О. Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Е. Ломакина. Волгоград, 1998. — 253 с.
  91. М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М. И. Лукьянова // Педагогика. 2001. — № 10. — С. 56−61.
  92. , М. В. Методика преподавания ин. яз.: учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов / М. В. Ляховицкий. М.: Высш. шк., 1981. -159 с.
  93. , А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990. -№ 8. -С. 83−88.
  94. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Просвещение. — 1996. — 308 с.
  95. , А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение. — 1993. — 192 с.
  96. Юб.Маслыко, Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / Е. А. Маслыко и др. 9-е изд., стер. — Минск: Высшая школа, 2004. — 522 с.
  97. , А. М. Системность развития в свете законов диалектики / А. М. Миклин // Вопросы философии. 1975. -№ 8. — С. 94−95.
  98. , Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998. — 200 с.
  99. , А. И. Педагогика / А. И. Мищенко и др. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1999. — 254 с.
  100. , С. Г. Теоретическая и практическая аттестация педагогических руководящих работников образовательного учреждения / С. Г. Молчанов. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 1998. — 255 с.
  101. Ш. Монахов, В. М. Проектирование траектории становления будущего учителя / В. М. Монахов, А. И. Нижников // Школьные технологии. -2000.-№ 6.-С. 66−83.
  102. , А. В. Активные методы подготовки школьников к общению / А. В. Мудрик — под. ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалёва // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: сб. науч. тр. -М., 1983. С. 36−60.
  103. , А. Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / А. Я. Наин, Ф. Н. Клюев. Челябинск: ЧелИРПО, 1998.-264 с.
  104. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Высшее образование сегодня. 2001. — № 2. — С. 2−6.
  105. , Е. М. Профессиональное становление будущего учителя / Е. М. Павлютенков // Сов. педагогика.-1990.-№ 11.-С. 64−69.
  106. , А. И. Многоуровневое педагогическое образование / А. И. Панарин // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 53−57.
  107. , С. А. Становление профессиональной компетентности у будущих учителей иностранных языков / С. А. Панина. -http://www/panina/ru.
  108. , Е. И. Учитель иностранного языка: мастерство и личность / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, Б. В. Царькова. М.: Просвещение, 1993.- 15 с.
  109. , А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы / А. Петров // Вестник высшей школы. 2004. -№ 10.-С. 6−10.
  110. , В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В. А. Петровский. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 512 с.
  111. , П. И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайзаров. М.: Пед. общ-ю России, 1996.-124 с.
  112. , А. И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура / А. И. Пискунов // Педагогика. 2000. -№ З.-С.41−47.
  113. , В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение / В.
  114. Я. Платов. М.: Профиздат, 1991. — 80 с.
  115. , И. П. Педагогика. Новый курс / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2000.-483 с.
  116. , Е. С. Метод проектов / Е. С. Полат. -http://users.kaluga.ru/school6/school/polat.htm.
  117. , В. М. Словарь по науке и образованию / В. М. Полен-ский. М.: Высшая школа, 2004. — 512 с.
  118. , В. М. Комплекс видеофильмов для обсуждения студентов анализу урока иностранного языка /В.М Поляков//ИЯШ-№ 1.—С.24—31.
  119. , П. Г. Профессиональное становление учителя в педвузе: попытка мониторинга / П. Г. Постников // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4. — С. 15−21.
  120. , В. Р. Применение деловых игр в учебном процессе / В. Р. Прауде. Рига: ЛГУ, 1985. — 75 с.
  121. Профессиональная компетентность и культура педагога. -http://www/bankreferatov.ru/refbank.nsf/0bb5P8490831 cl.
  122. , Ю. В. Межпредметные связи как средство повышения эффективности процесса обучения математике студентов аграрного университета : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю. В. Пудовкина. -Омск, 2004.- 173 с.
  123. , О. Н. О модели специалиста XXI века http://www.psu.ru/pub/xxi/! 21. rtf
  124. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. / Дж. Равен. М.: Козито-центр. -2002.-396 с.
  125. , А. В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08.-СПб., 2004.-309 с.
  126. , А. С. Введение в педагогическую деятельность / А. С. Ро-ботова, Т. В. Леонтьева. 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 208 с.
  127. , Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
  128. , М. Профессиональная компетентность и гуманитарные дисциплины / М. Розенова // Высшее образование в России. 2004. -№ 11.-С. 168−170.
  129. , Н. С. Ценности гуманитарного образования / Н. С. Розов // Высшее образование в России. 1996. -№ 1. — С. 85−89.
  130. , Л. Элитное образование для инновационной экономики / Л. Романкова // Высшее образование в России. 2004. — № 11.-С. 86−92.
  131. , С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т. Т. 2 / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  132. , Т. Б. Формирование дидактико-методической компетентности будущего учителя начальных классов в современных условиях :автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. / Т. Б. Руденко. Волгоград, 1999.- 19 с.
  133. , В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996.-89 с.
  134. , В. В. Социокультурный подход к обучению иностранных языков/В. В. Сафонова.-М.: ВШ интернэшнл, 1991.-305 с.
  135. , Е. И. Управление качеством подготовки специалистов в сфере образования : учеб. пособие к спецкурсу / Е. И. Сахарчук. -Волгоград: Перемена, 2002. 136 с.
  136. , Т. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / Т. В. Семенова, М. В. Семенова // ИЯШ. № 1. — 2005. — С. 16−18.
  137. , А. Е. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения / А. Е. Симановский // Инновации в образовании. 2004. — № 1.-С. 143−145.
  138. , В. Л. Структура устной иноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке / В. J1. Скалкин // Общая методика обучения иностранным языкам. М.: Русс, яз., 1991. -С. 173−180.
  139. , В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование / В. А. Сластенин // Профессиональная подготовка педагога: сб. науч. тр. М., 1988.-С. 14−28.
  140. , В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов и педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин и др. М.: Школьная пресса, 2002. — 490 с.
  141. , А. М. Методы активного обучения : науч.-метод. пособие / А. М. Смолкин. М.: Высш. шк., 1991. — 176 с.
  142. , Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
  143. , Е. Н. Подготовка учителя иностранного языка с учётом современных тенденций обновления содержания образования / Е. Н. Соловова // ИЯШ. 2001. — № 4. — С. 8−11.
  144. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. -http: // www.imo.oblcit.ru/documents.html?no=64.
  145. , В. Е. Основные требования к подготовке учителей иностранного языка в мировом образовательном пространстве.http://rspu.edu.ru/iournals/iournal/lexicography/conference/sumina.htm.
  146. , Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский. Саратов: СГУ, 1987. — 120 с.
  147. , Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. -№ 3. — С. 20−26.
  148. , Н. В. Теоретико-методологические основы формирования системы профессионально-педагогических знаний будущих учителей : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Тельтевская. Саратов, 2002. -256 с.
  149. Тен, Э. Г. Формирование профессиональных компетенций современного учителя иностранных культур. http: // www/PGLU.ru.
  150. , В. А. Профессиональная подготовка учителя математики: стандарты, учебные планы и программы / В. А. Тестов // Ярославский педагогический вестник. 2002. — № 2. — С. 28- 37.
  151. , В. В. Если знать, как действовать : разговор о методике воспитания / В. В. Титова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  152. Толковый словарь по управлению / под ред. С. Н. Петровой. М.: Аланск, 1994.-252 с.
  153. Толковый словарь управленческих терминов / под ред. С. Н. Петровой. М.: Аланск, 1994. — 306 с.
  154. , Г. Д. Лингвострановедение: что это такое? / Г. Д. Томахин // Иностранные языки в школе. 1996. — № 6. — С. 22−21.
  155. , Н. Л. Профессиональное лингвообразование / Н. Л. Уварова. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2004. — 152 с.
  156. , Д. Н. Экспериментальные основы психологической установки / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: АНГВУ3 ССР, 1961. — 210 с.
  157. , М. О. Обучение культуре общения на английском языке : науч.- теорет. пособие / М. О. Фаенова. -М.: Высш. шк., 1991. 144 с.
  158. , Н. А. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. А. Харитонова.-Магнигогорск, 2002.-190с.
  159. , О. Б. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / О. Б. Ховов. М.: Высш. шк. — 1997. — 236 с.
  160. , М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1997. — 397 с.
  161. Хуан Иглесиас Базовое педагогическое образование: обучение проблемным методом / Иглесиас Хуан // Перспективы. 2003. — Том XXXII, № 3.-С. 63−75.
  162. , А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. http: //www. eiudos. ru/news/ compet-dis. htm.
  163. , А. А. Формирование правовой компетентности старших школьников : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Черемисина. Оренбург, 2000. — 22 с.
  164. , Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учебное пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-437 с.
  165. , P. X. Опыт управления средним ПТУ / P. X. Шакуров. -Казань: НИИ ПТО АПН СССР, 1982. 36 с.
  166. , А. Введение в профессиональную педагогику/ А. Шелтен. Екатеринбург, 1996. — 228 с.
  167. , С. Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С. 58−64.
  168. , Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога / Е. Н. Шиянов // Педагогика. 1991. — № 9. — С. 80−84.
  169. , М. К. Развитие профессиональной компетентности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку : дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / М. К. Шлангман. М., 2004. — 148 с.
  170. , А. И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе / А. И. Щербаков // Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя-Л., 1980.-С. 76−83.
  171. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  172. , Л. В. Концептуальное осмысление содержания профессионально-педагогической подготовки учителя: необходимость обновления / Л. В. Яблокова // Преподаватель. 2000. — № 4. — С. 19−22.
  173. , И. С. Разработка технологии личностно ориентированноюобучения/ИХ. Якиманская//Вопросы психологии.-1995.-№ 1.-С.31 -32.
  174. , П. М. Психологические проблемы мотивации и поведения человека / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  175. , Е. JI. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е. JI. Яковлева // Вопросы психологии. -1994. № 5. — С. 37−43.
  176. Competence: Inquires into its Meaning & Acquisition in Educational Settings/Ed. E. G. Short.-N.Y.: Univ. Press of America, 1984.-185 p.
  177. Dunkin M. J. The International Encyclopedia of teaching and teacher education / M. J. Dunkin. Oxford, 1987. — 235 p.
  178. Guilford J. The nature of human intelligence/J. GuilforcL-N. Y.: 1967.-286 p.
  179. Harvard G. Action and Reflection in Teacher Education / G. Harvard, Ph. Hodkinson. Norwood: Ablex Publishing Corporation, 1994. — 274 p.
  180. Longman dictionary of English language and culture. Addison Wesley Longman, 1998.- 1568 p.
  181. Macmillan English dictionary. Bloomsbury Publishing Pic, 2002,-1692 p.
  182. Savington S. J. Communicative competence: Theory and Classroom Practice / S. J. Savington. Menlo Park, C. A.: Addison-Wesley Publishing Company, 1983.-325 p.
Заполнить форму текущей работой