Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности в детском саду
В процессе этих занятий, как показал проведенный эксперимент, у детей значительно возрос творческий потенциал, сформировались такие качества как творческая инициатива, творческая мобильность инициатива, умение нестандартно мыслить в игровой ситуации. Кроме того, система музыкально-фольклорных занятий, целью которых было и развитие музыкальных способностей детей доказала свою состоятельность… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности
- 1. 1. Современные научные представления о проблеме способностей. Музыкальные способности, их структура
- 1. 2. Проблема творческой деятельности в музыкальной педагогике и психологии. Особенности музыкально-творческого развития детей старшего Дошкольного возраста
- 1. 3. Фольклорная игра — путь активного развития музыкально-творческих способностей
- 1. 4. Проблема фольклора в историческом аспекте. Детский фольклор, его возможности в музыкальном обучении и воспитании дошкольников
- ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-творческих способностей детей на материале, музыкального фольклора, И. 1. Констатация уровня развития музыкально-творческих способностей детей.
11.2. Развитие музыкальных способностей на традиционных музыкальных занятиях с использованием музыкального фольклора (содержание и методика).
11.3. Активизация музыкально-творческих способностей на фольклорных занятиях (содержание и методика).
11.4. Сравнительная характеристика результатов опытно-экспериментальной работы.
ВЫВОДЫ ПОП ГЛАВЕ
Список литературы
- Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико-методологические аспекты). — М., 1994. — 321 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. — 335 с.
- Алексеев Э.Е. Музыкальная фольклористика: проблемы истории и методологии. -М., 1990.
- Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988. -236 с.
- Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. М., 1986. — 238 с.
- Аминов Н.А. Задатки, способность и одаренность учителя. Некоторые вопросы теории способностей Б. М. Теплова // Гуманизация образования. -Москва-Сочи, 1998. № 1. — С. 59−73
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. — 350 с.
- Ананьев Б.Г. Задачи психологии творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1982. — С. 234 245
- Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддьякова. М., 1985. — 84 с.
- Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания. М., 1984. — 111 с.
- Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., 1983. — 96 с.
- Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика//Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974, — С. 90−128
- Артемьева Т.И. Психология способностей и всесторонне развитие личности /Принципы развития психологии. М., 1978
- Арчажникова Л.Г. Условия формирования педагогических умений и творческих способностей учителя музыки. Ярославль, 1982
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984, — 111 с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М. Л.: Музыка, 1965.- 150 с.
- Асафьев Б.В. О народной музыке. Л., 1987. — 247 с.
- Бабаджан Т.С. Организованная подвижная игра. М., 1948. — 48 с.
- Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М., 1967. — 192 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982, — 192 с.
- Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М&bdquo- 1997.-247 с.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. Л.: Сов. Композитор, 1979.-351с.
- Барышникова Т.К. Азбука хореографии. М.: Артис — Пресс: Рольф, 1999.-262 с.
- Байкова Л.А. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт. Рязань, 2000. — 245с.
- Белобородова В.К. О методах развития музыкального слуха учащихся первых классов. Автореферат к.п.н.- М., 1954. 15 с.
- Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. М., 1923. — Вып. 1.- 115 с.
- Берулава М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования. //Гуманизация образования. Москва-Сочи, 1998. — № 1. — С. 14−24
- Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М., 1916. — 13 с.
- Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. — 344
- Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981 — 96 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Из-во Ростовского ун-та, 1983. — 179 с.
- Богоявленская Д.Б. Развитие творческих способностей и одаренности (в контексте гуманизации образования) //Гуманизация образования. -Москва-Сочи, 1998.- № 1.-С. 14−24
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, — 464 с.
- Блонский Л.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.-695 с.
- Брюсова Н.Я. Задачи народного музыкального образования. М., 1919. — 15 с.
- Бутнева M B. Фольклорное музицирование на народных инструментах в современном ансамбле как педагогическая проблема /Дисс. к.п.н. М., 1997.-С. 9−17
- Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х- XX в. М., 1974. — 294 с.
- Василенко В.М. Русское народное искусство XVIII XX веков. — М., 1970.-31 с.
- Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте /Автореферат дисс. доктора наук. М., 1968.- 37 с.
- Венгер Л.А. Психологическая характеристика деятельности ребенка. -М., 1968, — 19 с.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
- Венгер Л.А. Педагогические способности. М.: Знание, 1973, — 96 с.
- Весенние праздники, игры и забавы для детей. /В.МПетров, Г. Н. Грипшна, Л. Д. Короткова. М., 1998.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
- Ветлугина Н.А. Детский оркестр. М., 1976.
- Ветлугина Н.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. М.: Просвещение, 1987. — 158 с.
- Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., 1983. — 255 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981. — 240 с.
- Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958. — 248 с.
- Виноградов Г. С. Детский народный календарь //Сибирская живая старина. Иркутск, 1924. — Вып. 2, — С.55−86
- Виноградов Г. С. Детский фольклор и быт: программа наблюдений. -Иркутск, 1925. 84 с.
- Виноградов Г. С. Детский фольклор. Из истории русской фольклористики. Л., 1978
- Вишнякова Н.Ф. Рефлексивно- креативный подход к управлению творческим процессом //Гуманизация образования. Москва-Сочи, 1998. — № 1. — С. 32−39
- Волков Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. И. Т. Огородникова. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 1974. — 367 с.
- Владыкина-Бачинская Н. Музыкальный стиль русских хороводных песен.-М., 1976. 159 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1998.-415 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.-93 с.
- Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. -220с.
- Выготский JI.C. Детская психология. Собрание сочинений в 6-ти томах. -М., 1984.-Т. 4.-433 с.
- Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. М., 1989.
- Гальперин П.Я. Психология: 4 лекции: Учебное пособие для студентов вузов.-М., 2000.-111 с.
- Гилярова Н.Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. Рязань. 1992.-141 с.
- ГолубеваЭ.А. Способность и индивидуальность. -М.: Прометей, 1993. -306 с.
- Горюнова JI.B. Наука о развивающемся ребенке: Хрестоматия по педологии. М., 1990. — Кн. I. -213 с. — Кн. П. — 161 с.
- Готсдинер A.JI. Дидактические основы музыкального развития учащихся //Вопросы музыкальной педагогики. — М., 1980. Вып. 2
- Готсдинер A.JT. Музыкальная психология. М., 1993. — 190 с.
- Готсдинер A.JI. Велико ли расстояние от дошкольника до первоклассника? //Вопросы музыкальной педагогики. М., 1986. — Вып.7
- Григорян Л.А. От трех до семи. Ереван, 1986. — 286 с.
- Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. СПб, 1993. -110 с.
- Гусев В.Е. Эстетика фольклора. JL, 1967. — 319 с.
- Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. На примере земледельческих праздников. /Авт. сост. Л. И. Мельникова, А. Н. Зимина. М.: Гном-Пресс. 2000. — 89 с.
- Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших школьников. М., 1985
- Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроках музыки. //Музыкальное воспитание в школе. М., 1982. — Вып. 15. — 96 с.
- Дошкольная педагогика /Под ред. Ф. А. Сохина, В. И. Ядэшко. М., 1977. -416 с.
- Дранков В. Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта /Хрестоматия по психологии художественного творчества. М: Из-во Магистр, 1998. — С. 161 -174
- Дубогрызова Г. Н. Русский фольклор детям. — Армавир, 1995.
- Дябло Т.В. Активизация разносторонней музыкальной деятельности и музыкальное развитие первоклассников. Одесса, 1978. — 221 с.
- Елатов В.И. Наблюдение и эксперимент в музыкальной фольклористике. //Актуальные проблемы современной фольклористики. JL, 1980
- Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. М., 1975 — С. 173−178
- Ефименко Б.П. Традиционное и современное народное музыкальное искусство. М., 1976
- Завгородная Е.О. О мотивах художественного творчества //Искусство в школе. -М., 1992. № 3
- Зайцева Е.А. Изучение русского народного фольклора в системе предметов музыкально-эстетического цикла. Методические рекомендации для преподавателей. -Железнодорожный: метод. кабинет МОЦиМВ, 1993.-Вып. 1
- Зайцева Е.А. Уроки фольклора в детской музыкальной школе. -Красноярск, 1994
- Запорожец А.В. Психология. Учебник для дошкольных педагогических училищ, — М., 1959. 224 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1986 — Т. 1 — 320 е., Т. 2. — 296 с.
- Земцовский И.И. Народная музыка и современность (к проблеме определения фольклора) //Современность и фольклор. М., 1977. — С. 2875.
- Зимина А.Н. Народные игры с пением. М., 2000. — 64 с.
- Ибрагимов Г. Г. Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников. /Дис.к.п.н./ Астрахань 1998. — 174 с.
- Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М., 1968
- Ильина Т. А. Педагогика. М., 1985
- История русской музыки /Под ред. Келдыш Ю. В. М., 1983. — Т. 1. — С. 20−68
- Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления.- М., 1986. 188 с.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981. — 192 с.
- Каган М.С. Морфология искусства. JL: Икусство, 1972. — ч. I, II, III. -440 с.
- Калошина И.П. Структура и механизм творческой деятельности. М.: МГУ, 1983. — 168 с.
- Канцедикас А.С. Народное искусство.- М., 1975. 55 с.
- Капица О.И. Детский фольклор. Л.: Прибой, 1928. — 222 с.
- Карпинская Н.С. Развитие художественных способностей дошкольников в процессе игры-драматизации //Развитие художественных способностей. Труды института художественного воспитания. М.: АПН РСФСР, 1959.-Вып. 100.-С. 99−139
- Кирнарская Д.Г. Музыкальное восприятие. М., 1997. — 157 с.
- Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и образование -важнейшие средства гуманизации и гуманитаризации образования //Гуманизация образования. Москва-Сочи, 1998. — № 1. — С. 53 — 59
- Климов А.А. Русский народный танец: Учебное пособие. М., 1996. -39 с.
- Князев О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998
- Колесов М.С. Место и роль фольклора в духовной культуре общества/Автореферат дисс.к.п.н. JL, 1973. — 19 с.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей 6-ти летнего возраста. -М.: Просвещение. 1988. -189 с.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995. — 157 с.
- Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. -М.: Alma mater, 1994
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.- М., 1982. 96 с.
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., 1990.- 157 с.
- Концепция дошкольного образования /Авт. сост. В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. — С. 226−250
- Круглое Ю.Г. Русский фольклор: Книга для учителя. М.: Советский писатель, 2000. — 265 с.
- Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1982. — 272 с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968. — 431 с.
- Крутетцкий В.А. Психология. Обучение и воспитане школьников. -М., 1976.-300 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.-32 с.
- Куприянова Л.Л. Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора /Автореферат д.п.н./ -М., 1990.-С. 3−15
- Куприянова Л.Л. Вариативный метод освоения детьми песенного фольклора //Мир детства и традиционная культура. М., 1990
- Курс общей возрастной психологии /Под ред. Гамезо М. В. М., 1982.-Вып.2.-С. 13−48
- Лаптев И.Г. Формирование музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе обучения их на игре на элементарных музыкальных инструментах //Дисс.к.п.н./ М., 1984.
- Лейтес Н С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-277 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Из-во МГУ, 1981.-584 с.
- Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. -М., 1995
- Лернер И .Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. — 64с.
- Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. М., 1952. — 4.2. — 384 с.
- Литвин Э.С. К вопросу о детском фольклоре // Русский фольклор. -М&bdquo- Л., 1958. Вып. 3, — С. 92−102
- Луначарский А.В. Об искусстве: В 2-х томах. М.: Искусство, 1982.-Т. 2.-391 с.
- Люблинская А.А. Детская психология. М., 1978
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности //Педагогика и психология. М., 1981. — 96 с.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987
- Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для уча-ся пед. училищ /Под ред. Ветлугиной Н. А., Комисаровой Л.Н.-М., 1976.-270 с.
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Сост. Русакова Л. В. М., 1986. — 400 с.
- Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978, — 47 с.
- Музыкальный фольклор. Программа 1−4 класс /Авт. Куприянова Л. Л., Шамина Л. В. М&bdquo- 1992
- Мясищев В.Н., Готсдинер А. Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение //Хрестоматия по психологии художественного творчества. М: Из-во Магистр, 1998. — С. 147−161
- Мясищев В.Н., Готсдинер А. Л. Что есть музыкальность? //Советская музыка, М., 1975. — № 2
- Мясищев В.Н. Склонность и способности. -Издательство Ленинградского университета, 1962
- Мясоедова Н.С. Музыкальные способности и педагогика. М., 1997. — 79 с.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка. 1988. -254с.
- Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Комаровой Т. С. -М., 1997.-208 с.
- Науменко Г. М. Фольклорная азбука. М., 1996. — 133 с.
- Науменко Г. М. Этнография детства. М.: Из-во Беловодье, 1998. -390 с.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1967. — 310 с.
- Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983, — 343 с.
- Некрылова А.Ф. Круглый год: Русский земледельческий календарь. Челябинск, 1996
- Некрылова А.Ф. Русский народный кукольный театр: Учебное пособие.-Л., 1983.-53 с.
- Нестьев И.В. Народная песня как основа музыкального искусства. -М., 1975. 43 с.
- Нечаева О.С. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусств /Дисс.к.п.н. М., 1998. — С. 17 — 50
- Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании дошкольников. Минск, 1968. — 101 с.
- Новицкая М.Ю. Прибаутки в русском детском фольклоре: Структура художественного образа и действительность //Мир детства и традиционная культура. М., 1996.- С. 35−39
- Остроух Г. А. Программа «Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей» //Дошкольное воспитание. М., 1994,-№ 9.-С. 124- 1270
- Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М., 1977
- Пармон Ф.М. Русский народный костюм. М., 1994. — 269 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ООО «Пассим», 1994.-304 с.
- Пиличаускас А. А. Познание музыки как воспитательная проблема. -М., 1992
- Платонов К.Н. Проблемы способностей. М., 1972
- Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие //Восприятие музыки. М, 1980. — С. 244−255
- Пономарев Я.Л. Психология творчества и педагогика. М., 1976
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Л., 1976
- Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. Запорожца А. В. -М, 1966
- Разина Т.М. Русское народное декоративное искусство и проблемы народного творчества /Автореферат дисс. кан. искусств.- М., 1969.- 16 с.
- Развлечения в детском саду /Сост. Л. С. Фурмина, А. Е. Шибицкая, Н. В. Пантелеева. М, 1975. — 223 с.
- Радынова О.П. Слушаем музыку. М., 1990.- 158 с.
- Радынова О.П. Методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1994.-223с.
- Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989.-139с.
- Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998.-607 с.
- Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. — 137 с.
- Роль искусства в развитии способностей школьников /Под ред. Чухмана Е. К. М., 1985
- Ригина Г. С. Типология импровизационных заданий в начальной школе. (Развитие слуха, пев. навыков и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы) /Сб. тезисов VI научной конференции. -М., 1982
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х томах. М.: педагогика, 1989, — Т. 1. — 485 с- Т. 2, — 322 с.
- Рубцов Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. Л.-М., 1973. -218 с.
- Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. М., 1994.-224 с.
- Русская мысль о музыкальном фольклоре /Материалы и документы. Вступ. статья П. А. Вульфиуса. М., 1979. — 366 с.
- Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. М., 1990
- Русская изба /Под ред. А. Баренова и др.- СПб: Искусство СПб, 1999.-374 с.
- Савин Н.В. Педагогика. М., 1978. — 351 с
- Семенова Т.С. Народное искусство и его проблемы. М., 1977. -246 с.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.- 215 с.
- Система эстетического воспитания в детском саду /Под ред. Ветлугиной Н. А. М., 1962. — 372 с.
- Сохранение и возрождение фольклорных традиций /Сост. А. Н. Иванов. М&bdquo- 1993. — Ч. I. — 172 с.
- Срибная Г. Методика работы с ансамблем ложкарей // Дошкольное воспитание. М., 1996. — № 5. — С. 109−114
- Страунинг A.M. Методы активизации мышления дошкольников /В 3-х томах. — Обнинск, 2000. — Т. 1.- 112 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения /В 3-х томах.- М.: Педагогика, 1979, — Т.1. С. 464 -525
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988. -176с.
- Тарасов Г. С. Педагогика в системе музыкального образования: Учебное пособие. М., 1986, — 46 с.
- Теория эстетического воспитания /Под редакцией Н. И. Киященко, Н. П. Лейзерова и др.- М, 1979. 255 с.
- Тельчарова Р.А. Музыка и культура. М., 1986. — 62 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1985
- Теплов Б.М. Проблемы и психофизиология индивидуальных различий. -М., Воронеж, 1998.- 538 с.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М., 1961. -79 с.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.- 96 с.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М., 1961. — 334 с.
- Формы организации художественной деятельности дошкольников: Материалы семинара /Под ред. Ветлугиной Н. А. М.: ЦСПО РСФСР, 1977. — 50 с.
- Цыпин Г. М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки /Дисс. д.п.н. М., 1977, — 222 с.
- Циркова Н. Комплексное занятие как одно из условий развития эмоционально-ценностного восприятия искусства //Дошкольное воспитание, — М. 200-.- № 4, — С. 127−131
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности, — М. 1994, — 315 с.
- Шадриков В.Д. О содержании понятия способности и одаренность //Хрестоматия по психологии художественного творчества. М., 1998. — С. 140−147
- Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Институт практической психологии- Воронеж, 1997.- 285 с.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975. — 200 с.
- Шацкая В.Н. Музыка в детском саду. М., 1923. — 116 с.
- Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и тардиционной культуры России //Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Шуя 1994
- Шпикалова Т.Я. Познать радость творчества //Дошкольное воспитание. М., 1996, — № 10. — С. 107−109
- Щедровицкий Г. П. Психология и педагогика игры дошкольника. -М&bdquo- 1966
- Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1978. 301 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М., 1960. — 328 с.
- Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Л. Кошелевой. -М.: Просвещение, 1985. С. 94−126
- Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. М, 1972. — 711с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М., 1976. — № 6. — 46 с.
- Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии //Хрестоматия по психологии художественного творчества.-М" 1998. 200 с.
- К. Groos, Die Spiole den Mensben, Jena, 1899- Die Spiele der Tiere Jena, 1930.1. СЛОВАРИ.
- Музыкально- энциклопедический словарь. М., 1981
- Музыкальная энциклопедия: В 6 т. /ГЛ. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1973 — 1982
- Краткая философская энциклопедия. М., 1993
- Педагогический словарь /В 2-х томах. М.: Советская энциклопедия 1965
- Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, в.г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
- Энциклопедия. Культурология XX века. Санкт-Петербург, 1998
- Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985