Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности в детском саду

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе этих занятий, как показал проведенный эксперимент, у детей значительно возрос творческий потенциал, сформировались такие качества как творческая инициатива, творческая мобильность инициатива, умение нестандартно мыслить в игровой ситуации. Кроме того, система музыкально-фольклорных занятий, целью которых было и развитие музыкальных способностей детей доказала свою состоятельность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности
    • 1. 1. Современные научные представления о проблеме способностей. Музыкальные способности, их структура
    • 1. 2. Проблема творческой деятельности в музыкальной педагогике и психологии. Особенности музыкально-творческого развития детей старшего Дошкольного возраста
    • 1. 3. Фольклорная игра — путь активного развития музыкально-творческих способностей
    • 1. 4. Проблема фольклора в историческом аспекте. Детский фольклор, его возможности в музыкальном обучении и воспитании дошкольников
  • ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-творческих способностей детей на материале, музыкального фольклора, И. 1. Констатация уровня развития музыкально-творческих способностей детей.

11.2. Развитие музыкальных способностей на традиционных музыкальных занятиях с использованием музыкального фольклора (содержание и методика).

11.3. Активизация музыкально-творческих способностей на фольклорных занятиях (содержание и методика).

11.4. Сравнительная характеристика результатов опытно-экспериментальной работы.

ВЫВОДЫ ПОП ГЛАВЕ

Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности в детском саду (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей. Так, Б. М. Асафьев подчеркивал, что для формирования духовно богатой личности, и привития ей социальных навыков «никакое другое искусство не в состоянии содействовать этому в такой сильной степени, как музыка.» (16 с. 57).

Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей использовать высокохудожественные образцы музыки различных культур и, конечно, музыку своего народа.

Происходящие в современном обществе процессы роста бездуховности, снижение нравственного уровня, вызывают все большую тревогу. По мнению автора данного исследования, одним из путей преодоления этих негативных явлений может стать на самых ранних стадиях музыкальное воспитание детей. Народное музыкальное творчество является прекрасной основой для образования и воспитания благодаря своей высокой содержательности и отсутствию второстепенных, малозначительных элементов. Создаваясь и откристаллизовываясь в веках, народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.

Нравственное и эстетическое содержание народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.

Синкретичная природа фольклора, включающая в себя различные виды искусства (музыку, танец, поэзию, народно-прикладное творчество) дает богатейший материал для музыкально-эстетического воспитания дошкольников. Использование фольклорного материала в музыкальном воспитании неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником творческого акта, что в свою очередь активизирует развитие у него музыкально-творческих способностей.

Сегодня в педагогической практике музыкального обучения дошкольников идет активный поиск форм и методов использования музыкального фольклора. Многие педагоги, музыкальные руководители, используя фольклорный материал, создают оригинальные методики, знакомящие детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы и методы разучивания народных песен, танцев, игр. Заметим, однако, что данная работа основана, прежде всего, на ознакомлении детей с традициями народной жизни, обычаями, предметами быта, играми, устным народным творчеством. В ряде исследований можно обнаружить различные подходы к развитию творческих способностей детей дошкольного возраста на основе использования народного искусства (Т.С. Комарова, А. П. Усова, Т.Я. Шпикалова). Вместе с тем, вопросы комплексного развития музыкально-творческих способностей дошкольников на основе фольклорной деятельности, на наш взгляд, разработаны недостаточно полно. Можно сказать, что не до конца использованы возможности научного подхода к данной проблеме и не создана единая система включения фольклора в процесс воспитания дошкольников.

Исходя из вышеизложенного, цель настоящего исследования заключалась в научном обосновании разработке методической системы формирования и комплексного развития музыкально-творческих способностей детей в процессе специальных занятий, методологической системой которых является фольклор.

Объект исследования — музыкально-эстетическое воспитание дошкольника средствами фольклора.

Предмет исследования: развитие у детей старшего дошкольного возраста музыкально-творческих способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, метроритмические способности) средствами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального, игрового фольклора).

Гипотеза исследования: эффективность развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста может быть значительно повышена, если будет использована разработанная нами система методических средств, приемов и условий, включающая:

• создание в дошкольном учреждении фольклорной среды (оформление фольклорного уголка, создание иллюстративного материала о народной жизни, использование предметов народного быта, народных костюмов в повседневной жизни детей);

• использование метода фольклорной игры, который предполагает:

— активное сотворчество педагога и ребенка;

— практическое освоение музыкального материала путем его проживания через определенный сюжет народной жизни;

— создание в дошкольном учреждении традиций проведения народных праздников, в ходе которых каждый ребенок имеет возможность проявить свои индивидуальные музыкально-творческие способности.

Цель, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1) изучить и охарактеризовать проблему музыкальных способностей на современном этапе развития психолого-педагогической науки;

2) выявить психологические особенности музыкально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста;

3) рассмотреть проблему фольклора в историческом аспекте, раскрыть его возможности в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников;

4) разработать и экспериментально проверить эффективность системы занятий на фольклорном материале, направленной на развитие у детей старшего дошкольного возраста основных музыкальных способностей средствами народного искусства с использованием взаимосвязи между видами фольклора и разными формами организации воспитательно-образовательной работы с детьми.

Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические и эстетические исследования, связанные с темой диссертации. Изучались труды в области философских и искусствоведческих знаний (М.С.Каган, Д. С. Лихачев, Л. С. Выготский и др.) — психолого-педагогические исследования по проблемам формирования способностей (А.Л.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, К. Н. Платонов, Б. М. Теплов и др.) — по проблемам формирования и развития музыкальных способностей (Б.М.Теплов, А. Л. Готсдинер, В. Н. Мясшцев, Г. С. Тарасов, К. В. Тарасова, Н. А. Ветлугина и др.) — по вопросам фольклористики, осмысления роли народного искусства в педагогике использовались научные работы Ю. Г. Круглова, В. Е. Гусева, Г. С. Виноградова, Б. В. Асафьева, М. Ю. Новицкой, Э. Е. Алексеева, Ф. А. Рубцова и др.- по вопросам теории, методики, практики эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста средствами различных видов искусства (Ю.Б.Алиева, В. С. Кузина, Т. С. Комаровой, Т. Я. Шпикаловаой, Н. И. Киященко, Г. П. Новиковой и др.) — по вопросам эстетического воспитания и формирования художественно-творческих способностей средствами музыкального искусства основой послужили труды таких педагогов и ученых, как В. В. Матонис, Н. А. Ветлугина, И. А. Дзержинская, Л. Н. Комисарова, Л. Г. Арчажникова, Л. А. Рапацкая, О. П. Радынова, Е. А. Дубровская.

При решении поставленных задач, обобщении результатов исследования применялись следующие методы:

— теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и научной литературы по вопросам исследования;

— изучение передового педагогического опыта работы с детьми по использованию в их эстетическом развитии фольклора;

— методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос, анкетирование и т. п.);

— обобщение собственного педагогического опыта;

— опытно-экспериментальная работа с детьми, включающая разработку содержания и системы использования фольклорного материала, констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

База исследования. Констатирующий эксперимент проводился на базе детских садов № 2186, № 94, № 97 г. Москвы. Формирующий и контрольный эксперименты проводились в детском саду № 97 г. Москвы. Этапы исследования.

Первый этап (1998;2000) — изучение и анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследованияразработка методики экспериментальной работы с детьми, отбор и систематизация фольклорного материалапроведение констатирующего эксперимента по выявлению наличия музыкально-творческих способностей у старших дошкольников с помощью специально разработанных диагностических заданий.

Второй этап (2000 — 2001) — был связан с осуществлением опытно-экспериментальной работы, которая состояла в проведении формирующего и контрольного этапов эксперимента, цель которых заключалась в проверке на практике разработанной нами системы методов, направленной на формирование музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного использования музыкально-фольклорной деятельности.

Третий этап (2001 — 2002) — включал анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, выводы исследования, оформление диссертации. Научная новизна исследования состоит в следующем:

— разработана и научно обоснована методическая система формирования и развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора в процессе музыкальных занятий, строящихся по принципу фольклорной игры;

— выявлена специфика образно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста народного искусства, как фактора повышающего эмоциональную отзывчивость дошкольников и активизирующего развитие у них музыкально-творческих способностей;

— определены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие максимальную эффективность развития музыкальнотворческих способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора (создание в дошкольном учреждении фольклорной среды, условий для самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников и др.). Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— разработано определение музыкально-творческих способностей применительно к детям дошкольного возраста;

— теоретически раскрыто понятие фольклорной игры как основного метода проведения музыкальных занятий с дошкольниками на материале музыкального фольклора.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана методическая система формирования и развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на основе фольклорной деятельности в ходе музыкально-эстетического воспитания дошкольников, что дает возможность музыкальным руководителям детских садов значительно повысить уровень развития музыкально-творческих способностей детей. Материалы исследования могут быть использованы как в специальных, так и нормативных курсах по теории и методике музыкального воспитания детей в системе подготовки специалистов дошкольного профиля, а так же специалистов дополнительного образования.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивается качественным и количественным анализом теоретического и практического материала, комплексным использованием методов научного исследования, широким охватом детей и педагогов экспериментальной работой.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Комплексное использование фольклора (поэтического, музыкального, танцевального, игрового) в процессе музыкальных занятий является одним из эффективных средств формирования и развития музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

2. В процессе фольклорной деятельности, строящейся по принципу фольклорной игры, в ходе которой дети осваивают приемы песенной, танцевальной, ритмической импровизации совместно с педагогом происходит активное формирование музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство метроритма) и музыкально-творческих способностей, таких как творческая активность, эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива.

3. Музыкальное обучение детей, основанное на принципе фольклорной импровизации, активизирует процесс формирования музыкально-творческих способностей.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в ходе осуществления опытно-экспериментальной работы в детских садах г. Москвы (ДОУ № 2186, № 94, № 97). Методика и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики и теории музыки МГОГТУ в октябре 1999 и 2000 г, в сентябре 2001 гна всероссийской научно-практической конференции «Фольклор и современность» в Москве 26−27 октября 2001 г. Основное содержание исследования отражено в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.

Выводы по П главе.

Анализ данных, полученных в ходе экспериментальной работы, показал достоверность гипотезы исследования. Экспериментальное исследование доказало, что использование разработанной нами системы фольклорных занятий, методической основой которых является фольклорная игра, значительно повышает у детей старшего дошкольного возраста эффективность развития музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство метроритма, музыкальная память) и таких творческих проявлений как песенная, танцевальная и инструментальная импровизация. Помимо этого, как показал эксперимент, у детей формируются знания о народной жизни, народных традициях. Использование различных жанров фольклора (песенного, поэтического, речевого, танцевального) в процессе совместной музыкально-творческой деятельности детей и педагога значительно обогатило у детей музыкально-слуховые представления в области народной музыки, создало богатую почву для дальней реализации творческого потенциала детей.

Заключение

В датой работе мы исследовали актуальную на сегодняшний день проблему возможности использования в практике дошкольного воспитания и образования различных видов фольклора (музыкального, танцевального, поэтического). Актуальность проблемы продиктована потребностями сегодняшнего общества в сохранении и возрождении народных традиций, передаче их подрастающему поколению. В частности, нами был рассмотрен раздел музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста, были проанализированы существующие педагогические технологии музыкального воспитания дошкольников, была разработана система фольклорных занятий, направленная на расширение представлений детей о традициях народной жизни, а также развития у них комплекса музыкально-творческих способностей.

В исследовании была подробно освещена проблема развития музыкальных способностей на современном этапе развития психолого-педагогической наукибыли выявлены особенности музыкально-творческого развития детей старшего дошкольного возрастарассмотрена проблема фольклора в историческом аспекте, возможности его использования в практике музыкального воспитания детейразработана и теоретически обоснована система специальных фольклорных занятий, в ходе которых происходит совместная творческая деятельность педагога и ребенка на основе различных видов фольклорапесенного, танцевального, игрового).

В процессе этих занятий, как показал проведенный эксперимент, у детей значительно возрос творческий потенциал, сформировались такие качества как творческая инициатива, творческая мобильность инициатива, умение нестандартно мыслить в игровой ситуации. Кроме того, система музыкально-фольклорных занятий, целью которых было и развитие музыкальных способностей детей доказала свою состоятельность. У детей значительно повысился уровень развития музыкальных способностей (ладо-интонационная способность, чувство метро-ритма, музыкально-слуховые впечатления) и были сформированы и развиты такие музыкально-творческие способности как песенная и танцевальная импровизация, эмоциональная отзывчивость на музыку.

Исследование показало, что творческий процесс вхождения в систему музыкального фольклора может быть значительно повышен при соблюдении таких педагогических условиях как:

— создание в дошкольном учреждении фольклорной среды (оформление интерьера в группах, создание фольклорного уголка, создание фотовыставок и т. д.).

— создание традиций празднования народных праздников в дошкольном учреждении;

— активное сотворчество педагога и ребенка;

— практическое освоение музыкального материала путем проживания его через сюжет народной жизни.

Проведенное исследование доказало целесообразность использования фольклора, как средства активизации музыкально-творческих способностей детей. Предложенная система фольклорных занятий, а так же методика их проведения может быть использована в практике музыкальных занятий в детских садах, студиях эстетического развития детей, в системе подготовки специалистов дошкольного профиля, в системе дополнительного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико-методологические аспекты). — М., 1994. — 321 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. — 335 с.
  3. Э.Е. Музыкальная фольклористика: проблемы истории и методологии. -М., 1990.
  4. Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988. -236 с.
  5. Э.Е. Раннефольклорное интонирование. М., 1986. — 238 с.
  6. Н.А. Задатки, способность и одаренность учителя. Некоторые вопросы теории способностей Б. М. Теплова // Гуманизация образования. -Москва-Сочи, 1998. № 1. — С. 59−73
  7. .Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. — 350 с.
  8. .Г. Задачи психологии творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1982. — С. 234 245
  9. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддьякова. М., 1985. — 84 с.
  10. О. А. Методика музыкального воспитания. М., 1984. — 111 с.
  11. О.А. Методика развития детского голоса. М., 1983. — 96 с.
  12. М.Г. Мышление, язык, семантика//Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974, — С. 90−128
  13. Т.И. Психология способностей и всесторонне развитие личности /Принципы развития психологии. М., 1978
  14. Л.Г. Условия формирования педагогических умений и творческих способностей учителя музыки. Ярославль, 1982
  15. Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984, — 111 с.
  16. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М. Л.: Музыка, 1965.- 150 с.
  17. .В. О народной музыке. Л., 1987. — 247 с.
  18. Т.С. Организованная подвижная игра. М., 1948. — 48 с.
  19. Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М., 1967. — 192 с.
  20. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982, — 192 с.
  21. А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М&bdquo- 1997.-247 с.
  22. Л.А. Путь к музицированию. Исследование. Л.: Сов. Композитор, 1979.-351с.
  23. Т.К. Азбука хореографии. М.: Артис — Пресс: Рольф, 1999.-262 с.
  24. Л.А. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт. Рязань, 2000. — 245с.
  25. В.К. О методах развития музыкального слуха учащихся первых классов. Автореферат к.п.н.- М., 1954. 15 с.
  26. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. М., 1923. — Вып. 1.- 115 с.
  27. М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования. //Гуманизация образования. Москва-Сочи, 1998. — № 1. — С. 14−24
  28. В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М., 1916. — 13 с.
  29. П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. — 344
  30. Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997
  31. Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981 — 96 с.
  32. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Из-во Ростовского ун-та, 1983. — 179 с.
  33. Д.Б. Развитие творческих способностей и одаренности (в контексте гуманизации образования) //Гуманизация образования. -Москва-Сочи, 1998.- № 1.-С. 14−24
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, — 464 с.
  35. Л.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.-695 с.
  36. Н.Я. Задачи народного музыкального образования. М., 1919. — 15 с.
  37. Бутнева M B. Фольклорное музицирование на народных инструментах в современном ансамбле как педагогическая проблема /Дисс. к.п.н. М., 1997.-С. 9−17
  38. В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х- XX в. М., 1974. — 294 с.
  39. В.М. Русское народное искусство XVIII XX веков. — М., 1970.-31 с.
  40. Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте /Автореферат дисс. доктора наук. М., 1968.- 37 с.
  41. Л.А. Психологическая характеристика деятельности ребенка. -М., 1968, — 19 с.
  42. Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
  43. Л.А. Педагогические способности. М.: Знание, 1973, — 96 с.
  44. Весенние праздники, игры и забавы для детей. /В.МПетров, Г. Н. Грипшна, Л. Д. Короткова. М., 1998.
  45. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
  46. Н.А. Детский оркестр. М., 1976.
  47. Н.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. М.: Просвещение, 1987. — 158 с.
  48. Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., 1983. — 255 с.
  49. Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981. — 240 с.
  50. Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958. — 248 с.
  51. Г. С. Детский народный календарь //Сибирская живая старина. Иркутск, 1924. — Вып. 2, — С.55−86
  52. Г. С. Детский фольклор и быт: программа наблюдений. -Иркутск, 1925. 84 с.
  53. Г. С. Детский фольклор. Из истории русской фольклористики. Л., 1978
  54. Н.Ф. Рефлексивно- креативный подход к управлению творческим процессом //Гуманизация образования. Москва-Сочи, 1998. — № 1. — С. 32−39
  55. Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. И. Т. Огородникова. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 1974. — 367 с.
  56. Владыкина-Бачинская Н. Музыкальный стиль русских хороводных песен.-М., 1976. 159 с.
  57. Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1998.-415 с.
  58. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.-93 с.
  59. JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. -220с.
  60. JI.C. Детская психология. Собрание сочинений в 6-ти томах. -М., 1984.-Т. 4.-433 с.
  61. О.С. Базовая культура и самоопределение личности. М., 1989.
  62. П.Я. Психология: 4 лекции: Учебное пособие для студентов вузов.-М., 2000.-111 с.
  63. Н.Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. Рязань. 1992.-141 с.
  64. ГолубеваЭ.А. Способность и индивидуальность. -М.: Прометей, 1993. -306 с.
  65. JI.B. Наука о развивающемся ребенке: Хрестоматия по педологии. М., 1990. — Кн. I. -213 с. — Кн. П. — 161 с.
  66. A.JI. Дидактические основы музыкального развития учащихся //Вопросы музыкальной педагогики. — М., 1980. Вып. 2
  67. A.JT. Музыкальная психология. М., 1993. — 190 с.
  68. A.JI. Велико ли расстояние от дошкольника до первоклассника? //Вопросы музыкальной педагогики. М., 1986. — Вып.7
  69. Л.А. От трех до семи. Ереван, 1986. — 286 с.
  70. В.Е. Русская народная художественная культура. СПб, 1993. -110 с.
  71. В.Е. Эстетика фольклора. JL, 1967. — 319 с.
  72. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. На примере земледельческих праздников. /Авт. сост. Л. И. Мельникова, А. Н. Зимина. М.: Гном-Пресс. 2000. — 89 с.
  73. И.Л. Музыкальное воспитание младших школьников. М., 1985
  74. Л.Г. Творческое развитие школьников на уроках музыки. //Музыкальное воспитание в школе. М., 1982. — Вып. 15. — 96 с.
  75. Дошкольная педагогика /Под ред. Ф. А. Сохина, В. И. Ядэшко. М., 1977. -416 с.
  76. В. Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта /Хрестоматия по психологии художественного творчества. М: Из-во Магистр, 1998. — С. 161 -174
  77. Г. Н. Русский фольклор детям. — Армавир, 1995.
  78. Т.В. Активизация разносторонней музыкальной деятельности и музыкальное развитие первоклассников. Одесса, 1978. — 221 с.
  79. В.И. Наблюдение и эксперимент в музыкальной фольклористике. //Актуальные проблемы современной фольклористики. JL, 1980
  80. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. М., 1975 — С. 173−178
  81. .П. Традиционное и современное народное музыкальное искусство. М., 1976
  82. Е.О. О мотивах художественного творчества //Искусство в школе. -М., 1992. № 3
  83. Е.А. Изучение русского народного фольклора в системе предметов музыкально-эстетического цикла. Методические рекомендации для преподавателей. -Железнодорожный: метод. кабинет МОЦиМВ, 1993.-Вып. 1
  84. Е.А. Уроки фольклора в детской музыкальной школе. -Красноярск, 1994
  85. А.В. Психология. Учебник для дошкольных педагогических училищ, — М., 1959. 224 с.
  86. А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1986 — Т. 1 — 320 е., Т. 2. — 296 с.
  87. И.И. Народная музыка и современность (к проблеме определения фольклора) //Современность и фольклор. М., 1977. — С. 2875.
  88. А.Н. Народные игры с пением. М., 2000. — 64 с.
  89. Г. Г. Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников. /Дис.к.п.н./ Астрахань 1998. — 174 с.
  90. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М., 1968
  91. Т. А. Педагогика. М., 1985
  92. История русской музыки /Под ред. Келдыш Ю. В. М., 1983. — Т. 1. — С. 20−68
  93. Д.Б. Педагогические размышления.- М., 1986. 188 с.
  94. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981. — 192 с.
  95. М.С. Морфология искусства. JL: Икусство, 1972. — ч. I, II, III. -440 с.
  96. И.П. Структура и механизм творческой деятельности. М.: МГУ, 1983. — 168 с.
  97. А.С. Народное искусство.- М., 1975. 55 с.
  98. О.И. Детский фольклор. Л.: Прибой, 1928. — 222 с.
  99. Н.С. Развитие художественных способностей дошкольников в процессе игры-драматизации //Развитие художественных способностей. Труды института художественного воспитания. М.: АПН РСФСР, 1959.-Вып. 100.-С. 99−139
  100. Д.Г. Музыкальное восприятие. М., 1997. — 157 с.
  101. Н.И. Эстетическое воспитание и образование -важнейшие средства гуманизации и гуманитаризации образования //Гуманизация образования. Москва-Сочи, 1998. — № 1. — С. 53 — 59
  102. А.А. Русский народный танец: Учебное пособие. М., 1996. -39 с.
  103. О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998
  104. М.С. Место и роль фольклора в духовной культуре общества/Автореферат дисс.к.п.н. JL, 1973. — 19 с.
  105. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей 6-ти летнего возраста. -М.: Просвещение. 1988. -189 с.
  106. Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995. — 157 с.
  107. Т.С. Условия и методика развития детского творчества. -М.: Alma mater, 1994
  108. Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.- М., 1982. 96 с.
  109. Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., 1990.- 157 с.
  110. Концепция дошкольного образования /Авт. сост. В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. — С. 226−250
  111. Ю.Г. Русский фольклор: Книга для учителя. М.: Советский писатель, 2000. — 265 с.
  112. Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1982. — 272 с.
  113. В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968. — 431 с.
  114. В.А. Психология. Обучение и воспитане школьников. -М., 1976.-300 с.
  115. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.-32 с.
  116. Л.Л. Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора /Автореферат д.п.н./ -М., 1990.-С. 3−15
  117. Л.Л. Вариативный метод освоения детьми песенного фольклора //Мир детства и традиционная культура. М., 1990
  118. Курс общей возрастной психологии /Под ред. Гамезо М. В. М., 1982.-Вып.2.-С. 13−48
  119. И.Г. Формирование музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе обучения их на игре на элементарных музыкальных инструментах //Дисс.к.п.н./ М., 1984.
  120. Лейтес Н С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-277 с.
  121. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Из-во МГУ, 1981.-584 с.
  122. А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. -М., 1995
  123. И .Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. — 64с.
  124. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. М., 1952. — 4.2. — 384 с.
  125. Э.С. К вопросу о детском фольклоре // Русский фольклор. -М&bdquo- Л., 1958. Вып. 3, — С. 92−102
  126. А.В. Об искусстве: В 2-х томах. М.: Искусство, 1982.-Т. 2.-391 с.
  127. А.А. Детская психология. М., 1978
  128. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972
  129. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976
  130. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности //Педагогика и психология. М., 1981. — 96 с.
  131. М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987
  132. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для уча-ся пед. училищ /Под ред. Ветлугиной Н. А., Комисаровой Л.Н.-М., 1976.-270 с.
  133. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Сост. Русакова Л. В. М., 1986. — 400 с.
  134. В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978, — 47 с.
  135. Музыкальный фольклор. Программа 1−4 класс /Авт. Куприянова Л. Л., Шамина Л. В. М&bdquo- 1992
  136. В.Н., Готсдинер А. Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение //Хрестоматия по психологии художественного творчества. М: Из-во Магистр, 1998. — С. 147−161
  137. В.Н., Готсдинер А. Л. Что есть музыкальность? //Советская музыка, М., 1975. — № 2
  138. В.Н. Склонность и способности. -Издательство Ленинградского университета, 1962
  139. Н.С. Музыкальные способности и педагогика. М., 1997. — 79 с.
  140. Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка. 1988. -254с.
  141. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Комаровой Т. С. -М., 1997.-208 с.
  142. Г. М. Фольклорная азбука. М., 1996. — 133 с.
  143. Г. М. Этнография детства. М.: Из-во Беловодье, 1998. -390 с.
  144. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1967. — 310 с.
  145. М. А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983, — 343 с.
  146. А.Ф. Круглый год: Русский земледельческий календарь. Челябинск, 1996
  147. А.Ф. Русский народный кукольный театр: Учебное пособие.-Л., 1983.-53 с.
  148. И.В. Народная песня как основа музыкального искусства. -М., 1975. 43 с.
  149. О.С. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусств /Дисс.к.п.н. М., 1998. — С. 17 — 50
  150. М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании дошкольников. Минск, 1968. — 101 с.
  151. М.Ю. Прибаутки в русском детском фольклоре: Структура художественного образа и действительность //Мир детства и традиционная культура. М., 1996.- С. 35−39
  152. Г. А. Программа «Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей» //Дошкольное воспитание. М., 1994,-№ 9.-С. 124- 1270
  153. Л.Т. Психологические основы урока. М., 1977
  154. Ф.М. Русский народный костюм. М., 1994. — 269 с.
  155. В.И. Музыкальная психология. М.: ООО «Пассим», 1994.-304 с.
  156. А. А. Познание музыки как воспитательная проблема. -М., 1992
  157. К.Н. Проблемы способностей. М., 1972
  158. Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие //Восприятие музыки. М, 1980. — С. 244−255
  159. Я.Л. Психология творчества и педагогика. М., 1976
  160. В.Я. Фольклор и действительность. Л., 1976
  161. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. Запорожца А. В. -М, 1966
  162. Т.М. Русское народное декоративное искусство и проблемы народного творчества /Автореферат дисс. кан. искусств.- М., 1969.- 16 с.
  163. Развлечения в детском саду /Сост. Л. С. Фурмина, А. Е. Шибицкая, Н. В. Пантелеева. М, 1975. — 223 с.
  164. О.П. Слушаем музыку. М., 1990.- 158 с.
  165. О.П. Методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1994.-223с.
  166. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989.-139с.
  167. Л.А. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998.-607 с.
  168. Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. — 137 с.
  169. Роль искусства в развитии способностей школьников /Под ред. Чухмана Е. К. М., 1985
  170. Г. С. Типология импровизационных заданий в начальной школе. (Развитие слуха, пев. навыков и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы) /Сб. тезисов VI научной конференции. -М., 1982
  171. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х томах. М.: педагогика, 1989, — Т. 1. — 485 с- Т. 2, — 322 с.
  172. Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. Л.-М., 1973. -218 с.
  173. А.В. Русское народное музыкальное творчество. М., 1994.-224 с.
  174. Русская мысль о музыкальном фольклоре /Материалы и документы. Вступ. статья П. А. Вульфиуса. М., 1979. — 366 с.
  175. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. М., 1990
  176. Русская изба /Под ред. А. Баренова и др.- СПб: Искусство СПб, 1999.-374 с.
  177. Н.В. Педагогика. М., 1978. — 351 с
  178. Т.С. Народное искусство и его проблемы. М., 1977. -246 с.
  179. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.- 215 с.
  180. Система эстетического воспитания в детском саду /Под ред. Ветлугиной Н. А. М., 1962. — 372 с.
  181. Сохранение и возрождение фольклорных традиций /Сост. А. Н. Иванов. М&bdquo- 1993. — Ч. I. — 172 с.
  182. Г. Методика работы с ансамблем ложкарей // Дошкольное воспитание. М., 1996. — № 5. — С. 109−114
  183. A.M. Методы активизации мышления дошкольников /В 3-х томах. — Обнинск, 2000. — Т. 1.- 112 с.
  184. В.А. Избранные педагогические сочинения /В 3-х томах.- М.: Педагогика, 1979, — Т.1. С. 464 -525
  185. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988. -176с.
  186. Г. С. Педагогика в системе музыкального образования: Учебное пособие. М., 1986, — 46 с.
  187. Теория эстетического воспитания /Под редакцией Н. И. Киященко, Н. П. Лейзерова и др.- М, 1979. 255 с.
  188. Р.А. Музыка и культура. М., 1986. — 62 с.
  189. .М. Психология музыкальных способностей. М., 1985
  190. .М. Проблемы и психофизиология индивидуальных различий. -М., Воронеж, 1998.- 538 с.
  191. А.П. Русское народное творчество в детском саду. М., 1961. -79 с.
  192. А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.- 96 с.
  193. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М., 1961. — 334 с.
  194. Формы организации художественной деятельности дошкольников: Материалы семинара /Под ред. Ветлугиной Н. А. М.: ЦСПО РСФСР, 1977. — 50 с.
  195. Г. М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки /Дисс. д.п.н. М., 1977, — 222 с.
  196. Н. Комплексное занятие как одно из условий развития эмоционально-ценностного восприятия искусства //Дошкольное воспитание, — М. 200-.- № 4, — С. 127−131
  197. В.Д. Деятельность и способности, — М. 1994, — 315 с.
  198. В.Д. О содержании понятия способности и одаренность //Хрестоматия по психологии художественного творчества. М., 1998. — С. 140−147
  199. В.Д. Способности человека. М.: Институт практической психологии- Воронеж, 1997.- 285 с.
  200. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975. — 200 с.
  201. В.Н. Музыка в детском саду. М., 1923. — 116 с.
  202. Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и тардиционной культуры России //Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Шуя 1994
  203. Т.Я. Познать радость творчества //Дошкольное воспитание. М., 1996, — № 10. — С. 107−109
  204. Г. П. Психология и педагогика игры дошкольника. -М&bdquo- 1966
  205. Д.Б. Психология игры.- М., 1978. 301 с.
  206. Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М., 1960. — 328 с.
  207. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Л. Кошелевой. -М.: Просвещение, 1985. С. 94−126
  208. .Л. Статьи, воспоминания, переписка. М, 1972. — 711с.
  209. П.М. Психология художественного творчества. М., 1976. — № 6. — 46 с.
  210. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии //Хрестоматия по психологии художественного творчества.-М" 1998. 200 с.
  211. К. Groos, Die Spiole den Mensben, Jena, 1899- Die Spiele der Tiere Jena, 1930.1. СЛОВАРИ.
  212. Музыкально- энциклопедический словарь. М., 1981
  213. Музыкальная энциклопедия: В 6 т. /ГЛ. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1973 — 1982
  214. Краткая философская энциклопедия. М., 1993
  215. Педагогический словарь /В 2-х томах. М.: Советская энциклопедия 1965
  216. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, в.г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
  217. Энциклопедия. Культурология XX века. Санкт-Петербург, 1998
  218. Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985
Заполнить форму текущей работой