Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагог при использовании опыта народной педагогики в нравственном развитии детей будет принимать во внимание следующие педагогические условия: он сам должен быть убежден, что необходимо возродить в нравственном воспитании современного молодого поколения гуманистические традиции русского народа, помня при этом, что «подобное воспитывается подобным» — необходимо развить в себе желание и умение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Понятийный аппарат и методология исследуемой проблемы
    • 1. 2. Исследование гуманистических традиций русского народа как источника и средства нравственного воспитания младших школьников
    • 1. 3. Особенности освоения младшими школьниками гуманистических традиций русского народа
    • 1. 4. Педагогические идеи об адаптации гуманистических традиций воспитания в народной педагогике к нравственному развитию младших школьников
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ РУССКОГО НАРОДА
    • 2. 1. Критерии и показатели эффективности нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народа
    • 2. 2. Педагогические условия, способствующие повышению
    • 4. г результативности нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народа
      • 2. 3. Стимулирование потребности в самосовершенствовании на гуманистических традициях русского народа у младших школьников
      • 2. 4. Результаты экспериментальной работы по определению эффективности авторскай программы воспитания нравственных качеств младших школьников на гуманистических традициях русского народа
  • Выводы по второй главе

Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе происходит смена ценностных ориентации. Это связано с тем, что в XXI веке человечество переходит от техногенной цивилизации к антропогенной, где главной ценностью является человек.

Образование в XXI веке направлено на воспитание человека с гуманистическим мироотношением, который был бы способен ориентироваться в сложной социокультурной ситуации, строил бы свои отношения с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, толерантности. Поэтому одной из приоритетных задач сегодня в школе является воспитание Человека Нравственности и Культуры (Е.В. Бондаревская, И. А. Зимняя, О. П. Кравчук и др.).

По традиции, в нашей стране воспитание было направлено на то, чтобы научить детей жить достойно, в соответствии с высокими нравственными ценностями. Однако в современном обществе традиции воспитания в детях добродетелей стали утрачиваться в силу различных причин. И, прежде всего, это связано с социальной, экономической, политической нестабильностью, которая способствует возникновению пессимистического настроения, чувства безнадежности и безразличия, озлобленности у людей.

Самым опасным детищем современного общества является проявление у людей равнодушия, отрицание своего происхождения, отсутствие национальных нравственных ценностей. Реже стали проявляться такие нравственные качества, свойственные русским людям, как доброта, сострадание, милосердие, радушие, гостеприимство, уважение к иноверцам и иноземцам.

Отделение союзных республик, конфликтные ситуации на Северном Кавказе, в частности в Чечне, подогревают национальные и антагонистические чувства у русских людей.

Современные дети не достаточно знают русскую народную культуру, родной язык, историю российского государства, отечественные нравственные ценности, не «прикипают» к родной земле, не берегут ее.

Существующие в обществе антиценности разрушительно воздействуют на культурные традиции русского народа. Например, велико влияние массовой культуры на современную молодежь, которая не имеет национальных корней. Дети увлечены зарубежными кинои видеофильмами, компьютерными играми, в которых часто доминирует насилие и жестокость.

Современные средства массовой информации особенно разрушительно воздействуют на сознание ребенка младшего школьного возраста, так как они как губка «впитывают» всю информацию, в том числе и аморального характера.

В обществе появилась еще одна проблема, отмеченная многими философами, педагогами, психологами, учителями школ, — это потеря семьей своего воспитательного потенциала, поэтому авторитет родителей падает. Дети с недоверием относятся к их образу жизни, отвергают семейные нравственные ценности. В итоге разрывается преемственная связь между поколениями.

Озлобленность, агрессивность, грубость, равнодушие, безучастность, ненависть к ближнему, к людям иной национальности характерны для большинства современной молодежи. Аморальные установки приобретают едва ли не культовое значение.

Все эти факты безнравственного поведения подрастающего поколения в современном обществе говорят о сверхактуальности проблемы нравственного воспитания, о чем свидетельствует озабоченность государства образованием в нашей стране.

Государственная политика в области образования основывается на гуманистических принципах. Это свидетельствует о социальной потребности общества в воспитании молодого поколения на гуманистических началах. Современная острая социально-педагогическая ситуация не является уникальной. История утверждает, что всякий раз, когда страна переживает потрясения, вступает в переходный период, значительно усиливается потребность в гуманизации общества.

В национальной доктрине образования Российской Федерации определены цели современного образования: «Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культурывоспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы 4 личности и обладающих высокой нравственностью» [97, 16]. В задачи образования входят «.сохранение и поддержка этнической самобытности России, гуманистических традиций ее культуры, интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций» [97, 16].

В Законе Российской Федерации «Об образовании» сформулирован главный принцип государственной политики в области образования: «. гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей ., воспитание гражданственности, трудолюбия., любви к окружающей природе, Родине, семье» [104, 636].

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» среди наиболее важных задач воспитания называются такие, как «. формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры.» [71, 9]. И далее в концепции отмечается: «.обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития россий.

Шк ского общества — общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой" [71, 5].

Итак, государственные документы об образовании свидетельствуют о приоритетности нравственного развития детей на отечественных гуманистических традициях воспитания.

Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Е. В. Бондаревская считает, что основополагающее значение в современной школе имеет «.трансляция национальных культур в сферу образования с отбором содержания традиций, имеющих тенденции не к замкнутости, а к открытости, а также преодоление отчуждения среды российской школы от культуры и традиций русского народа., культурная среда русской школы организуется на основе культурно-исторических народных традиций, выраженных в современной форме, при сохранении уважения и поддержки культур других народов, населяющих регион» [23, 9].

В современном обществе существуют противоречия. С одной стороны, такие социологи, как Д. Д. Благой, Э. С. Маркарян, З. В. Сикевич и др. отмечают, что в наше время восстанавливается историческая преемственность культуры на основе национальных традиций, преодолевается девальвация культурных ценностей, возрождается культурная память, происходит активизация национально-патриотических факторов воспитания, которые способствуют укреплению чувства единства и сплоченности русского народа.

С другой стороны, как считают некоторые социологи, психологи, педагоги, например, С. Н. Артемов, И. Д. Душников, что «сегодня русская народная педагогика пребывает в забвении». Еще в 1976 году И. В. Суханов по этому поводу писал: «Народная педагогика, важнейшими воспитательными средствами которой были обычаи и традиции, изучена весьма слабо, хотя значение, какое имели эмпирически выработанные народом приемы и средства воспитания, очевидно».

Установленные учеными противоречия между национальными педагогическими традициями воспитания, в которых заложены высокие нравственные ценности, и их недостаточным использованием сегодня учителями начальных * классов свидетельствуют о практической актуальности решения проблемы применения гуманистических традиций русского народа в нравственном развитии младших школьников.

Новые задачи современного образования, связанные с воспитанием Человека Нравственности и Культуры, должны стимулировать учителей к смене подходов и методических приемов воспитания, побуждать пересматривать механизмы своего взаимодействия с учащимися начальных классов в целях влия-&ния на их самосознание.

Младшим школьникам особенно нужны нравственные ориентиры, так как именно в этом возрасте усваиваются моральные установки, образцы нравственного поведения, закладываются черты характера, формируется самойдентификация и национальное самосознание. А для этого, как отмечает педагог Н. М. Максименко, «. учитель должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками"[90, 5]. щ Насущная задача современной школы — использовать гуманистические традиции русского воспитания в развитии нравственных качеств младших школьников.

В нравственном воспитании национальные педагогические традиции имеют решающее значение. Их забвение может привести к тому, что русские люди перестанут оберегать родную землю, ее святыни, у них не будет потребности соотносить себя с судьбою своего народа, уважать старших, почитать родителей и, как следствие, будет рождено безразличие к судьбе Родины, народу, ^ т. е. произойдет потеря национальных нравственных ценностей.

Народный педагогический опыт воспитания будет полезен в том случае, если его критически осмыслить и творчески применить в развитии нравственных качеств современных младших школьников.

Изучая педагогические источники народной педагогики, мы пришли к выводу, что в отечественных гуманистических традициях воспитания важны для нас такие нравственные ценности, как патриотизм, потребность в труде, почитание родителей, уважение к старшим, гармония человека с природой, забота о * семье, снисхождение к слабому, уважение к людям иной национальности, сострадание, гостеприимство, дружелюбие.

Проблема использования народных традиций в нравственном воспитании школьников изучалась Я. А. Коменским, А. Дистервегом, Н. М. Карамзиным, К. Д. Ушинским, J1.H. Толстым, И. А. Ильиным, А. С. Макаренко, В.А. Сухом-линским, В. Виноградовым, И. Т. Огородниковым, Г. Н. Волковым, И.Д. Лушни-ковым, П. И. Пидкасистым и др. & Воспитательные традиции дохристианской Руси были описаны в Велесовой Книге [32], а также такими исследователями, как А. Н. Алексеева [93], И. В. Грачев [93], Б. А. Рыбалко [138], Л. Любимов [86], М. Семенова [144] и др.

Исследователь Н. И. Костомаров описал домашнюю жизнь и нравы, воспитательные традиции великорусского народа XVI—XVII вв.еков [74]. Русские обычаи, обряды, предания православной Руси до XIX века собирались М. Забылиным и описаны в его книге «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» [136].

Проблемами воспитания детей в послереволюционный период занимались А. В. Александров, Т. А. Жданко, Л. Н. Тульцева и др.

Традиции русского воспитания через различные элементы фольклора были описаны В. П. Аникиным [137], Ю. Г. Кругловым [28], И. А. Панкеевым [106], Е. А Покровским [122], В. Я. Пропом [126], И. И. Шангиной [180], Л. Н. Якубовым [188] и др. В частности, исследована проблема положительного воздействия музыкального фольклора на младших школьников (Л.Л. Куприянова, Л. В. Шамина, Т. А Пигилова, М. Новицкая и др.).

В настоящее время исследованиями проблемы сохранения народной культуры занимаются этнографы: Ю. В. Бромлей, Г. И. Пустовойтова и др.- педагоги Е. В. Белоусова, И. И. Валеев, В. В. Васильева, В. Н. Власова, И. С. Гончаров, Ю. В. Лазарев, А. Д. Солдатенковпсихологи И.С. Кон, B.C. Мухина и др.

Такие ученые и педагоги-практики, как Е. В. Бондаревская, П. А. Гагаев, И. Ф. Гончаров, С. В. Завьялова, В. Т. Фоменко и др. много внимания уделяют проблемам развития русской школы, воспитания национального самосознания.

В последние годы проблема воспитания нравственных качеств у младших школьников исследуется в работах Р. Н. Абакаровой, Р. А. Агаева, Г. И. Веденеевой, Г. Х. Махмудовой, Н. М. Трофимовой, Г. Т. Цап и др.

В настоящее время выполнены диссертационные исследования по воспитанию патриотизма средствами народной педагогики: Ф. Г. Кондэс, Е.И. Кор-неева, Л. И. Ляшко и др.

Известны программы и авторские методики с использованием элементов народной культуры (Д.Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Т. Я. Шпикалова, Н. И. Ворожейкина, Т. Н. Девяткова, Л. А. Ермолаева, Н. Г. Гаврилова, Т. П. Королева, Н. М. Максименко, Н. Н. Сайкина, Т. П. Чумаслова, Н. Е. Щуркова и др.).

Развитию целостного представления о народной культуре у младших школьников на уроках русского народного творчества посвящено исследование Н. С. Ширяевой [182]. В ее работе представлен опыт использования средств рус-• ской народной педагогики, этнопедагогических приемов, отражена работа по развитию национального самосознания учащихся, по приобщению детей начального звена к традициям народной культуры и отечественным нравственным ценностям.

Итак, современные учителя ищут эффективные источники и средства развития нравственных качеств детей, обращаются к национальным традициям воспитания.

Анализ государственной политики в области образования, практики воспитания детей в общеобразовательной школе, изучение педагогических идей по нравственному развитию учащихся в истории и теории педагогической науки позволил выявить ряд противоречий:

— между необходимостью развития нравственности младших школьников и недостаточной разработанностью концептуальных путей по решению данной проблемы на основе гуманистических традиций русского народа;

— между необходимостью создания национальной системы воспитания и отсутствием научно-обоснованных концепций по ее созданию;

— между необходимостью возрождения на практике русских гуманистических традиций воспитания в нравственном развитии учащихся начальных классов и технологической не разработанностью их использования — отсутствие программ, методических материалов по изучаемой проблеме.

Эти противоречия легли в основу проблемы исследования: как адаптировать гуманистические традиции русской народной педагогики к нравственному воспитанию современных младших школьников. ^ Цель исследования: выявить гуманистические традиции русской народной педагогики и адаптировать их к нравственному воспитанию современных младших школьников.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания младшего школьника.

Предмет исследования: развитие нравственных качеств личности младшего школьника на гуманистических традициях русского народа.

В основу организации и проведения исследования была положена сформулированная нами рабочая гипотеза: процесс нравственного воспитания младшего школьника будет соответствовать задачам модернизации современного образования, если:

1) будут в нем использованы гуманистические традиции воспитания народной педагогики, адаптированные к возрастным особенностям современных младших школьников;

2) педагог при использовании опыта народной педагогики в нравственном развитии детей будет принимать во внимание следующие педагогические условия: он сам должен быть убежден, что необходимо возродить в нравственном воспитании современного молодого поколения гуманистические традиции русского народа, помня при этом, что «подобное воспитывается подобным" — необходимо развить в себе желание и умение проектировать в любых возникших ситуациях воспитательные моменты, побуждающие детей проявлять нравственные качествапроектирование воспитательных ситуаций по развитию у младших школьников нравственных ценностей должно происходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенкапроцесс развития нравственных качеств должен носить целостный характер, а именно необходимо разработать систему работы с родителями по развитию у них убежденности в необходимости воспитания детей на гуманистических традициях русского народа и привлечь специалистов из различных областей знаний для того, чтобы они помогли детям осознать нравственный потенциал русских традиций воспитанияследует приблизить нравственное развитие детей на гуманистических традициях русского народа к региональным традициям, что позволит углубить связь старшего поколения региона с младшим;

3) наряду с просвещением о нравственности человека в русской культуре дети будут включаться в добротворческую деятельность;

4) педагог будет создавать ситуации, вызывающие у учащихся потребность в нравственном самосовершенствовании на основе нравственных ценностей человека.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:

1. Сформулировать рабочее определение понятия «традиция» и смежных с ним понятий, использовать их в анализе практики образования и научных исследованиях по изучаемой проблеме;

2. Выявить содержание русских гуманистических традиций воспитания как источника и средства нравственного развития младших школьников;

3. Определить особенности освоения младшими школьниками гуманистических традиций русского народа;

4. Обобщить идеи об использовании в школе народного педагогического опыта и адаптировать его к нравственному развитию детей начальных классов;

5. Разработать авторскую программу «Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа» и определить критерии и показатели нравственной воспитанности младшего школьника;

6. Спроектировать педагогические условия, способствующие результативности нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народа;

7. Создавать педагогические ситуации в процессе нравственного развития младших школьников на гуманистических традициях русского народа, побуждающие к нравственному самосовершенствованию своей личности;

8. Определить специфику работы с родителями по воспитанию высоконравственного человека на гуманистических традициях русского народа. Методологическую основу исследования составили следующие концепции и положения: международные и государственные документы о гуманизации образованияфилософские положения о единстве общечеловеческого и национапьного (Н.А. Бердяев, П. Н. Радищев, Соловьев и др.), идеи народности в воспитании и образовании (К.Д. Ушинский, С. А. Рачинский, П. Ф. Каптерев и др.) — исследования о воспитательном воздействии народной культуры (E.JI. Аристова, А. А. Бугаев, А. А. Исаев, Н. Т. Лакашия, А. М, Петров, М.Х. Ховрато-вич) — идеи культурологического подхода к профессиональной педагогической деятельности (Е.В. Бондаревская, Я.И. Лернер) — этнопедагогические исследования (И.Т. Огородников, Г. Н. Волков, Т.Г. Киселева).

Был определен комплекс основных методов исследования, адекватных объекту, предмету и цели исследования: методы теоретического исследования (анализ философской, педагогической, психологической, этнографической, исторической литературы по теме исследованиясинтез знаний и представлений о народной культуре, национальных гуманистических традициях как части духовной культуры народа) — диагностические методы (анкетирование, тестирование, наблюдение) — педагогический экспериментматематические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились школы г. Таганрога № 8, 22, 28, 33, 34, 36.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап исследования (1996;1999 гт.) — поисково-теоретический. Изучалась литература по исследуемой проблеме, разрабатывалась концепция, программа и методы исследования. Анализировались и уточнялись позиции ученых на интересующую нас проблему и отбирались ключевые понятия по теме нашего исследования. На этом этапе выявлялись наиболее действенные источники и средства развития нравственности у современных младших школьников на гуманистических традициях русского народа.

Второй этап исследования (1999;2001 гг.) — опытно-экспериментальный. Проведен созидательно-преобразующий эксперимент, в ходе которого создавалась совокупность педагогических ситуаций и педагогических условий, способствующих становлению нравственности младших школьников на гуманистических традициях русского народа. Разрабатывались критерии и показатели результативности процесса нравственного воспитания младших школьников на гуманистических основах народной педагогики. Увязывались в целостный процесс нравственное просвещение и многообразная деятельность, составлялись содержательные характеристики уровней сформированности нравственной устойчивости личности младшего школьника.

Третий этап исследования (2001;2002 гг.) — обобщение результатов исследования, корректировка и оформление работы, внедрение рекомендаций в учебно-воспитательную практику начального звена школыоформление окончательного варианта авторской программысделаны теоретические и практические выводы по теме исследования, которые и определили новизну нашего исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— уточнено на основе этико-аксиологических идей философов понятие «нравственное воспитание на гуманистических традициях русского народа»;

— классифицированы источники и средства народной педагогики и адаптированы к индивидуальным и возрастным особенностям младших школьников;

— создана программа «Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа» на основе сформулированных нами критериев нравственной воспитанности младшего школьника;

— спроектированы педагогические условия, комплексное использование которых позволит развить у младших школьников нравственные качества.

Теоретическая значимость состоит в том, что разработаны теоретические основы и создана программа нравственного развития младших школьников на основе гуманистических традиций русского народаопределена система педагогических средств, позволяющих обогатить творческий опыт учителя по нравственному развитию детей на основе гуманистических традиций народного воспитания. v.

Практическая значимость исследования состоит в возможности совершенствования нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народаавторская программа по нравственному развитию младших школьников на гуманистических традициях русского народа может послужить основой для учителей начальных классов, преподавателей педагогических вузов, аспирантов в разработке прикладных вопросов нравственного воспитания младшего поколения в современных условиях.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической и теоретической обоснованностью его исходных данных, опорой на современные достижения психолого-педагогической науки, апробацией разработанной нами программы и положительной ее оценкой учеными и практическими работниками общеобразовательной школы, сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в многочисленных выступлениях автора на заседаниях кафедры общей педагогики ТГПИ, на таких конференциях, как 44-я научно-теоретическая конференция (г. Таганрог, 28−29 января, 2000 года), 45-я научно-теоретическая конференция (г. Таганрог, 25−26 января, 2001), «Теория, практика и перспективы образования, поликультурного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире» (г. Ростов-на-Дону, 9−11 апреля 2001 года), «Личностный подход в воспитании гражданина и человека» (г. Ростов-на-Дону, 15−16 мая 2002 года), «Развитие личности в образовательных системах южнороссийского региона» (Нальчик, 18−19 мая 2002 года). • На защиту выносятся следующие положения:

— источники и средства народной педагогики, используемые в нравственном развитии современных младших школьников;

— программа нравственного развития младших школьников, основой которой являются русские гуманистические традиции воспитания;

— критерии и показатели нравственной воспитанности современного младшего школьника;

— комплексная совокупность педагогических условий, повышающих эффективность процесса нравственного развития младших школьников на гуманистических традициях русского народа:

1) использование учителями начальных классов в нравственном воспитании младших школьников гуманистических традиций русского народа;

2) вовлечение членов семей учащихся в процесс развития нравственных качеств на гуманистических традициях русского народа;

3) учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников в ходе воспитательной работы;

4) привлечение специалистов различных областей знаний, которые помогут младшим школьникам глубинно осознать нравственный потенциал русских гуманистических традиций воспитания;

5) учет регионального компонента в нравственном воспитании учащихся начальных классов на гуманистических традициях русского народа.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

Выводы по второй главе.

В данной главе мы выделили такие критерии эффективности нравственного воспитания младших школьников, как осведомленность детей начального звена в нравственных понятиях, глубина нравственных чувств, сформирован-ность нравственного поведения учащихся. По каждому из критериев определили показатели. В соответствии с выделенными нами критериями мы выявили младших школьников, задействованных в экспериментальной работе, с низким, средним и высоким уровнем осведомленности в нравственных понятиях и проявлении их во взаимодействии с окружающими.

Развитие учащихся с разным уровнем нравственной воспитанности происходило на основе разработанной нами программы. В ней мы апробировали педагогические условия, сформулированные в гипотезе.

Сказали об использованных нами в ходе экспериментальной работы наиболее рациональных, на наш взгляд, формах, методах и приемах работы с учащимися начальных классов.

С целью повышения нравственной культуры младших школьников, мы использовали наиболее подходящие для каждой группы учащихся стимулирующие средства, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Подтвердили эффективность проводимой нами работы по воспитанию нравственных качеств младших школьников с использованием гуманистических традиций русского народа, применив с этой целью f-критерий (критерий Стьюдента) для обработки полученной информации. В результате статистической обработки результатов начального, промежуточного и конечного срезов нами получены статистически достоверные данные (при высоком уровне значимости 99%) в экспериментальных классах.

В эксперименте подтвердилось, что внедряемая авторская программа по воспитанию нравственных качеств младших школьников не оказывает отрицательного влияния на успеваемость учащихся, использовав с этой целью коэффициент р—линейной ранговой корреляции по методу Спирмена.

Нами было установлено, что в ходе экспериментальной работы учащиеся не только усваивают знания, но и нравственно развиваются, узнают русские гуманистические традиции и обычаи. Применяя экспериментальную проверку влияния разработанной и апробированной нами программы по развитию нравственной культуры младших школьников с использованием гуманистических традиций народной педагогики, подтвердили, что выдвинутая нами гипотеза исследования верна.

Заключение

.

Проведенное нами исследование является попыткой обосновать методику нравственного воспитания младших школьников общеобразовательной школы, использовав в качестве источника и средства развития гуманистические традиции русского народа.

На базе основоположений русской народной педагогики, ведущих специалистов научно-педагогической мысли, теоретических позиций отечественных и зарубежных ученых в области нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, открытий современных учителей-практиков и педагогов-новаторов, мы с помощью группы учителей-единомышленников, членов семей учащихся, задействованных в экспериментальной работе, осуществили целенаправленный, творчески-исследовательский поиск с ориентацией на национальные и общечеловеческие нравственные ценности.

Диссертантом была предпринята попытка применить передовой педагогический опыт в развитии нравственности учащихся начального звена. Нами были выявлены на основе изучения различных источников духовные качества, которые наиболее полно характеризуют нравственный облик русского человека. Это доброта, патриотизм, трудолюбие, гостеприимство, забота о младших, сострадание, уважение к себе, бережливость, почитание старших, дружелюбие.

В диссертационной работе как итоговом описании результатов исследования раскрывается специфика процесса развития и становления вышеназванных нравственных качеств у учащихся младших классов. Наша работа включала в себя нравственное просвещение детей и вовлечение их в добротворческую деятельность.

В диссертации представлена структурно-функциональная характеристика ориентации детей младшего школьного возраста на идеал высоконравственного человека, которому присущи представленные нами нравственные категории.

Использование гуманистических традиций национального воспитания в качестве источника и средства развития нравственности у детей начального звена является одним из способов воспитания духовно развитого высококультурного человека.

В экспериментальной работе нами использована авторская программа, в которой мы применили такие источники и средства народной педагогики, как фольклор, исторический материал и труд.

В ходе исследования установлен и экспериментально проверен комплекс методических приемов педагогической деятельности, который позволяет обеспечить оптимизацию воспитательных воздействий на духовно-нравственную сферу младших школьников с целью развития у них нравственных качеств. В этот комплекс входят следующие методические приемы: разъяснение детям сути и содержания норм и правил гуманного поведения как олицетворения нравственных ценностейстимулирование у учащихся потребности в добротворче-ском самосовершенствованиипробуждение и поддержание у учащихся желания проявлять благородные нравственные поступки и достигать поставленные гуманистические целисоздание доброжелательной атмосферы в коллективепоказ ребятам высоконравственных образцов поведения знаменитых исторических деятелей Отечества, членов их семей, а также одобрение, поддержка, совершаемые ими высоконравственные поступкииспользование детской самостоятельности, активности, самодеятельности в добротворческих делахподкрепление усилий воспитателей в деле расширения мировоззрения детей, влияние на эмоционально-волевую сферу, на их нравственные проявления чувствобеспечение тесной связи между учителем и членами семей учащихся, задействованных в экспериментальной работе, в процессе развития у детей нравственных качеств.

Использование диссертантом авторской программы в ходе традиционной системы обучения позволило соискателю в конкретных учебно-воспитательных ситуациях регистрировать, градуировать актуальное состояние нравственных категорий как атрибута духовной культуры младшего школьника и оперативно использовать полученную информацию для корректировки воспитательной работы в данном направлении.

Достигнутые результаты официально одобрены экспертами, педагогической общественностью на многих научных конференциях и семинарах. Это обстоятельство свидетельствует о продуктивности авторской методики развития нравственных качеств как доминирующих в младшем школьном возрасте, о научно обоснованной гипотезе и ее убедительном подтверждении.

Таким образом, мы вправе констатировать, что задачи, поставленные исследователем, решены.

Исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие всех явлений, относящихся к проблеме воспитания нравственных качеств младших школьников с использованием гуманистических традиций национального воспитания в условиях общеобразовательной школы. Требуют своего изучения вопрос обеспечения преемственности гуманистического воспитания учащихся в начальных и подростковых классах, вопросы профессиональной подготовки учителя по этнопедагогике, по воспитанию детей на гуманистических педагогических традициях русского народа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АбаеваФ.В. Развитие этнопедагогической культуры будущего педагога // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед. ун-та, 2000. С. 3.
  2. Р.Н. Формирование добрых человеческих отношений у учащихся сельской многонациональной школы: организационно-педагогический аспект / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-н/Д., 1995.
  3. Р.А. Воспитание доброжелательности у школьников младшего возраста / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Баку, 1993.
  4. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1975.
  5. А.В. Русские. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992.
  6. А.Д. Психология развития школьников. Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000.
  7. A.M. Татарская и русская народная культура. Казань, 1998.
  8. Ш. А. Размышления о гуманистической педагогике. М., 1996.
  9. С.А. Народы и культура, развитие и взаимодействие. М., 1989.
  10. С.Н. Национальная культура в системе образования // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед ун-та, 2000. С. 7.
  11. А.А. Происхождение мифа / Сб. статей по фольклору, этнографии и мифологии. М.: Изд-во «Индрик», 1996.
  12. АшиноваИ.В. Пословица как особая афористическая форма воспитания детей в народной педагогике // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед унта, 2000.-С. 9.
  13. АюшоваЦ.И. Использование краеведческого материала на уроках русского языка в 4 классе // Начальная школа, 2000. № 1. С. 63−65.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Просвещение, 1979.
  15. Н.А. Смысл истории М.: Новая школа, 1990.
  16. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. № 5. С. 21−25.
  17. Н.Ц. Народное творчество как средство формирования этнического самосознания учащихся в начальной школе // Начальная школа, 1999. № 1. -С. 48−52.
  18. Д.Д. О традиции и традиционности // Традиции в истории и культуре. М.: Наука, 1978. С. 28−35.
  19. БлонскийП.П. Психология младшего школьника. М.-Воронеж: Наука, 1997.
  20. М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века // Педагогика, 2000. № 4. s С. 63−70.
  21. Большая советская энциклопедия / Под ред. Б. А. Введенского. М: «Большая советская энциклопедия», 1949.
  22. Е.В. Научно-теоретические основы личностно-ориентиро-ванного образования. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед. ун-та, 1995.
  23. Е.В. Стратегические направления развития современного образования // Инновационная школа. 2002. № 1. С. 7−13.
  24. Е.Н. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России, 1861−1917 гг. / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1997.
  25. Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  26. М.Л., Артемова О. Ю., Арсенина О. И. Полоролевые стереотипы у детей центральной России в современных условиях. М.: Наука, 1996.
  27. З.П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства // Начальная школа, 2000. № 7. С. 88−92.
  28. Былины: кн. для внекл. чтения 5−7 кл. / Сост., вступ. ст., обраб. текстов, прим. и слов Ю. Г. Круглова. М.: Просвещение, 1985.
  29. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983.
  30. Введение в педагогическую культуру. Учеб. пособие / Под ред Е.В. Бонда-ревской. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед. ин-та, 1995.
  31. Г. И. Нравственное воспитание младших школьников в процессе краеведческой работы / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1998.
  32. Велесова Книга. Русские веды. М.: Менеджер, 1995.
  33. Г. С. Русский детский фольклор. Иркутск, 1930.
  34. Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1958.
  35. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1974.
  36. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  37. Т.А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян. Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.
  38. Н.И. О работе с учебно-методическим комплексом пропедевтического курса истории по программе «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее» // Начальная школа, 1999. № 12. С. 85−89.
  39. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТВ «Сфера», 2001.
  40. .С. Учитель профессиональная духовность // Педагогика, 1995. № 2.-С. 48−52.
  41. Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
  42. Г. Д. Наука и национальные культуры. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. ун-та, 1992.
  43. Л.П. Начальная школа — это прежде всего труд одного учителя // Начальная школа, 1999. № 10. С. 7−9.
  44. JI.H. От Руси до России: очерки этнической истории. СПб., 1992.
  45. Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика, 2000. № 10. С. 32−38.
  46. В. Пословицы русского народа. М., 1957.
  47. Т.И. Введение национально-регионального компонента в курс начальной школы // Начальная школа, 2000. № 2. С. 31−32.
  48. Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед. ун-та, 1996.
  49. Детский поэтический фольклор / Сост. А. Н. Мартынова. СПб.: Изд-во «Дмитрий Булавин», 1997.
  50. De Vos G. Ethnic Pluralism and Accommodation // Ethnic Identity: Cultural Continuities and Change. Chicago, 1982.
  51. De Vos G. Role of Ethnicity in Social History, p. 9. 37.
  52. JI. История. M., 1988.
  53. Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999.
  54. Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и комент. В.В. Колесова- подгот. текстов В. В. Рождественской, В. В. Колесова и М. В. Пименовой. М.: Советская Россия, 1990.
  55. ДудинаМ.Н., Подбуцкая К. И. Социализация подростков и проблема педагогического отчуждения // Школьные технологии, 2000. № 5. С. 59−60.
  56. С.А. Обрядность в системе духовной культуры социального об-, щества / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени, кандидата философских наук. Горький, 1987. :
  57. Л.А., Гаврилова Н. Г. Краеведение в начальной школе: пробле- jмы, поиски // Начальная школа, 1999. № 1. С. 27−40. j
  58. С.М. Народное искусство как средство воспитания националь-, ного самосознания студентов педагогического колледжа / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ростов-н/Д., 2002.
  59. Т.Д. Мечта стать учителем // Начальная школа, 1999. № 10. С. 5−7.
  60. В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа // Начальная школа. 2000. № 7. С. 2023.
  61. И.А. О России. М., 1991.
  62. И.А. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962.
  63. История педагогики в России / Сост. Егоров С. Ф. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  64. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1996.
  65. А.А. Роль социалистической обрядности в формировании научного мировоззрения / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1986.
  66. П.Ф. История русской педагогики // Педагогика, 1994. № 5. С. 53−69.
  67. КирпичевВ.И. Психофизиологические особенности младшего школьника и учебный процесс. Ульяновск: ИПК ПРО, 1996.
  68. В. История Руси и русского слова. М.: Изд-во «Чарли», 1997.
  69. В.О. Краткое пособие по русской истории. М.: Рассвет, 1959.
  70. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). Проект // Начальная школа, 2000. № 2. С. 3−13.
  71. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа, 2002. № 4.- С.4−19.
  72. Н.П. Программа «Устное народное творчество» — основа для формирования пропедевтического национального самосознания // Начальная школа, 1999. № 3. С. 56−57.
  73. Т.П. Работа с пословицами на уроках русского языка // Начальная школа, 2000. № 7. С. 58−61.
  74. Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М.: Республика, 1992.
  75. В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001.
  76. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.
  77. С.В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 2000.
  78. Культурология / Науч. ред. Г. В. Драч. Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2001.
  79. И.И. Младший школьник: особенности его интеллектуально- произвольных действий. Рязань: Московский рабочий, 1990.
  80. В.О. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика, 2000. № 5. С. 41−59.
  81. М. Исповедь учителя // Педагогика, 1994. № 6. С. 48−52.
  82. М. Табу на жестокость, к сожалению, пока отсутствует в нашем сознании // Учительская газета, 1995. 10 января. — С. 19.
  83. Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4.-С. 23−27.
  84. И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании // Педагогика, 2000. № 10. С. 21−25.
  85. Л.И. Традиции обрядовой этнокультуры и национальное самосознание // Творения. Вып. 8. Ростов-н/Д.: Изд-во ГинГо, 1998. — С. 44−46.
  86. Л. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1996.
  87. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.
  88. А.С. Собр. соч. в 7 т: Т. 1. М., 1951.
  89. А.С. Собр. соч., в т.7т: Т.5. М., 1951.
  90. Н.В. Патриотическое воспитание учащихся важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей // Начальная школа, 2000. № 7.-С. 3−6.
  91. Л.И. Воспитание в современной школе. М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.
  92. Э.С. Проблемы культурных традиций // СЭ, 1981, № 2.
  93. Мир русской души / Под ред. Алексеева А. Н., Грачева И. В., Качаева М. А. Рязань: Изд-во «Узорочье», 1998.
  94. Махмудова Г. Х.-А. Нравственное воспитание младших школьников средствами периодической печати / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1996.
  95. Г. В., Назимов Р. А. Педагогическая культура татарского народа. Казань: Заря-Тан, 1994.
  96. Народы России. Энциклопедия / Под ред. В. А. Тишкова. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994.
  97. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета, 1999. 18 окт. — С. 15.
  98. В.И. Использование традиций народной педагогики при воспитании доброты у младших школьников. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2000.
  99. В.И. Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1994.
  100. В.И. Рассказы по истории нашей Родины. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001.
  101. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой. М.: Педагогика, 1979.
  102. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 800 слов и фразеологических выражений. М.: АЗЪ, 1994.
  103. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижаев., С. Фомин. М., 1993.
  104. Основные кодексы и законы Российской Федерации. СПб.: ИД «Весь», 2002.
  105. И.А. Русские праздники. М.: Яуза, 1988.
  106. И.А. Тайны русских суеверий. М.: Яуза, 1998.
  107. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996.
  108. Н.В. Генезис традиций русского народа // Таганрог: мир образования, 1999. № 4.-С. 30−38.
  109. Н.В. Добротворческие традиции русского народа как источник нравственного воспитания младших школьников / Актуальные проблемы современной педагогики. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2000. -С. 69−78.
  110. Н.В. Соотношение понятий «традиция», «обычай», «обряд», «ритуал», «праздник»/ Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов ТГПИ. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2000. С. 43−55.
  111. Н.В. Русские народные традиции источник нравственного воспитания младших школьников / Воспитание молодежи на общечеловеческих нравственных ценностях. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2000. — С.41−50.
  112. Н.В. Роль гуманистических традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников / Развитие личности в общеобразовательных системах южно-российского региона. Ч. I. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед. ун-та, 2002. С. 182−183.
  113. Н.В. Использование национального компонента в нравственном воспитании младших школьников / Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед. ун-та, 2002. С. 209−211.
  114. Н.В. Русские народные игры как средство нравственного воспитания современных младших школьников // Актуальные проблемы школьного воспитания на рубеже веков. Липецк: Липецк, гос. пед. ун-т, 2002. С. 152−159.
  115. Н.В. Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа: Метод, пос. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2002. — 48 с.
  116. ПетеринаС.В. Мудрость народов мира исток гуманной педагогики детства / Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед ун-та, 2000. — С. 34−35.
  117. А.А. Традиция, традиционность, культура / Традиции в истории и культуре. М.: Наука, 1978. С. 36−43.
  118. М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей // Педагогика, 2000. № 1. С. 47−52.
  119. И.П. Педагогика: сто вопросов сто ответов. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2001.
  120. ПодъяковН.Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка // Педагогика, 2000. № 1. С. 12−20.
  121. Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1885.
  122. В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика, 1994. № 3. С. 13−18.
  123. М. Педагогика. М.: Просвещение, 1997.
  124. Праздники, обряды, традиции. 2-е изд., доп. и перераб. / Сост. Б. Марья-нова. М.: Просвещение, 1965.
  125. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1946.
  126. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
  127. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
  128. А.С. О народном воспитании // Народное образование в России, 2000.-С. 173−177.
  129. К. Великий санный путь. М., 1981.
  130. С.В. Человек, культура, общество. Ростов-н/Д., 1993.
  131. М.Р. Система социальной защиты детей сирот в СССР // Педагогика, 2000. № 3.-С. 58−67.
  132. А.Г. Мой Таганрог: спецкурс для младших школьников. 4.1. Таганрог: Изд-во «Познание», 2001.
  133. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. С. 277.
  134. П. Семья в народных традициях // Воспитание школьников, 1998. № 5.-С 23−27.
  135. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания. 1986. М.-СПб., 1974.
  136. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / Сост. В. П. Аникин. М., 1957.
  137. .А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963.
  138. Д.А. Музыкальное воспитание ребенка в контексте изучения и сохранения народных традиций // Начальная школа, 2000. № 7. С. 6−10.
  139. Н.Н. Русская народная небылица на уроках изобразительного искусства // Начальная школа, 2001. № 2. С. 35−37.
  140. И.П. Русское народное чернокнижие. СПб.: «Литера», 1997.
  141. Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьника. М.: Народное образование, 2000.
  142. Семейный быт народов СССР / Отв. ред. Т. А. Жданко. М.: Наука, 1990.
  143. М. Мы славяне! СПб.: Азбука — Терра, 1997.
  144. М. Хорошо забытое старое // Начальная школа, 2000. № 7. С. 115−118.
  145. Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Л.: Наука, 1982.
  146. З.В. Национальное самосознание русских. М.: Механик, 1995.
  147. Словарь имен / Сост. Г. Квита. М.: Кучково поле, 1997.
  148. Словарь русского языка / Под ред. А. П. Евгеньева. М.: Просвещение, 1984.
  149. Словарь русского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1985. Т. 4.
  150. Е.В. Социально-педагогические аспекты благотворительной деятельности в ставропольской губернии конца XIX начала XX вв. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ставрополь, 2002.
  151. В.Н. Место и функции традиционного обрядового фольклора в современности / Традиции и современность в фольклоре. М.: Наука, 1988.
  152. .А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979.
  153. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Изд-во «Инфра», 1998.
  154. М.И. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований // Советская этнография, 1983. № 3. С. 34−45.
  155. Л.Д. Педагогика. Ростов-н/Д.: «Феникс», 2000.
  156. В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989.
  157. Теория, практика и перспективы образования поликультурного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире. М.: Изд-во Ростов, гос. пед. ин-та, 2001.
  158. Teodorson G.A. Modern Dictionary of Sociology. New York, 1969.
  159. A.B. Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач // Начальная школа, 2001. № 8. С. 76−87.
  160. Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. Кудрява. М.: Педагогика, 1989.
  161. Традиции и современность в фольклоре / Отв. ред. В. Н. Соколова. М.: Наука, 1988.
  162. Н.М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Воронеж, 1997.
  163. Тульцева J1.A. Современные праздники и обряды народов СССР. М.: Просвещение, 1985.
  164. JI.А. Традиционные верования, праздники и обряды русских крестьян. М.: Знание, 1990.
  165. К.Д. Собр. соч. М., 1948. Т. II.
  166. К.Д. и современная школа. 4.1 / Тезисы докладов Всероссийской научно практической конференции (23−25 февраля 1994 г.). Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ин-та, 1994.
  167. К.Д. и современная школа. 4.2 / Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (23−25 февраля 1994 г.). Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ин-та, 1994.
  168. Л.И. Этнопедагогическая общность традиций нравственного воспитания народа Саха (Республика Саха) и коренных народов Аляски (США) / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1995.
  169. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.
  170. Фольклор: традиции и современность / Под ред. Пархоменко Н. К., Доро-гановой Л. М. Таганрог: Изд-во «Сфинкс», 2001.
  171. И.Ф. Педагогика. М.: Юрист, 1997.
  172. ХанбиковЯ.И. Некоторые вопросы изучения народной педагогики // Советская педагогика, 1966. № 6. С. 23−26.
  173. К.М. Культурология. Структурно-логические схемы. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 1996.
  174. Цап Г. Т. Противоречия в нравственном воспитании младших школьников / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1998.
  175. А.А. Значение русской словесности в национальном русском образовании. Казань, 1993.
  176. Т.П. Пословицы и поговорки на уроках русского языка // Начальная школа, 2000. № 7. С. 68−69.
  177. И.И. Русские дети и их игры. СПб.: Искусство, 2000.
  178. А.И. Основы этической культуры. М.: ВЛАДОС, 1999.
  179. Н.С. Формирование целостного представления о народной культуре у младших школьников на уроках русского народного творчества / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Киров, 2002.
  180. Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост. Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. СПб., 1996.
  181. Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  182. Этнопедагогика / Под ред. Г. Н. Огородникова. М., 1981.
  183. В.В. Особенности переноса нравственного опыта младшими школьниками // Младший школьник как субъект педагогического воздействия. Л.: Изд-во Ленинград, гос. пед ин-та им. А. И. Герцена, 1989.
  184. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Просвещение, 1984.
  185. Л.Н. Педагогическая мудрость народа // Народное образование, 1995. № 2.-С. 15−19.
Заполнить форму текущей работой