Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа
Диссертация
Педагог при использовании опыта народной педагогики в нравственном развитии детей будет принимать во внимание следующие педагогические условия: он сам должен быть убежден, что необходимо возродить в нравственном воспитании современного молодого поколения гуманистические традиции русского народа, помня при этом, что «подобное воспитывается подобным» — необходимо развить в себе желание и умение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Понятийный аппарат и методология исследуемой проблемы
- 1. 2. Исследование гуманистических традиций русского народа как источника и средства нравственного воспитания младших школьников
- 1. 3. Особенности освоения младшими школьниками гуманистических традиций русского народа
- 1. 4. Педагогические идеи об адаптации гуманистических традиций воспитания в народной педагогике к нравственному развитию младших школьников
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ РУССКОГО НАРОДА
- 2. 1. Критерии и показатели эффективности нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народа
- 2. 2. Педагогические условия, способствующие повышению
- 4. г результативности нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народа
- 2. 3. Стимулирование потребности в самосовершенствовании на гуманистических традициях русского народа у младших школьников
- 2. 4. Результаты экспериментальной работы по определению эффективности авторскай программы воспитания нравственных качеств младших школьников на гуманистических традициях русского народа
Список литературы
- АбаеваФ.В. Развитие этнопедагогической культуры будущего педагога // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед. ун-та, 2000. С. 3.
- Абакарова Р.Н. Формирование добрых человеческих отношений у учащихся сельской многонациональной школы: организационно-педагогический аспект / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-н/Д., 1995.
- Агаев Р.А. Воспитание доброжелательности у школьников младшего возраста / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Баку, 1993.
- Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1975.
- Александров А.В. Русские. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992.
- Алферов А.Д. Психология развития школьников. Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000.
- Аминов A.M. Татарская и русская народная культура. Казань, 1998.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманистической педагогике. М., 1996.
- Арутюнов С.А. Народы и культура, развитие и взаимодействие. М., 1989.
- Артемов С.Н. Национальная культура в системе образования // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед ун-та, 2000. С. 7.
- Афанасьев А.А. Происхождение мифа / Сб. статей по фольклору, этнографии и мифологии. М.: Изд-во «Индрик», 1996.
- АшиноваИ.В. Пословица как особая афористическая форма воспитания детей в народной педагогике // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед унта, 2000.-С. 9.
- АюшоваЦ.И. Использование краеведческого материала на уроках русского языка в 4 классе // Начальная школа, 2000. № 1. С. 63−65.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Просвещение, 1979.
- Бердяев Н.А. Смысл истории М.: Новая школа, 1990.
- Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. № 5. С. 21−25.
- Биткиев Н.Ц. Народное творчество как средство формирования этнического самосознания учащихся в начальной школе // Начальная школа, 1999. № 1. -С. 48−52.
- Благой Д.Д. О традиции и традиционности // Традиции в истории и культуре. М.: Наука, 1978. С. 28−35.
- БлонскийП.П. Психология младшего школьника. М.-Воронеж: Наука, 1997.
- Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века // Педагогика, 2000. № 4. s С. 63−70.
- Большая советская энциклопедия / Под ред. Б. А. Введенского. М: «Большая советская энциклопедия», 1949.
- Бондаревская Е.В. Научно-теоретические основы личностно-ориентиро-ванного образования. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед. ун-та, 1995.
- Бондаревская Е.В. Стратегические направления развития современного образования // Инновационная школа. 2002. № 1. С. 7−13.
- Борисова Е.Н. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России, 1861−1917 гг. / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1997.
- Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.
- Бутовская М.Л., Артемова О. Ю., Арсенина О. И. Полоролевые стереотипы у детей центральной России в современных условиях. М.: Наука, 1996.
- Бушмина З.П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства // Начальная школа, 2000. № 7. С. 88−92.
- Былины: кн. для внекл. чтения 5−7 кл. / Сост., вступ. ст., обраб. текстов, прим. и слов Ю. Г. Круглова. М.: Просвещение, 1985.
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983.
- Введение в педагогическую культуру. Учеб. пособие / Под ред Е.В. Бонда-ревской. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед. ин-та, 1995.
- Веденеева Г. И. Нравственное воспитание младших школьников в процессе краеведческой работы / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1998.
- Велесова Книга. Русские веды. М.: Менеджер, 1995.
- Виноградов Г. С. Русский детский фольклор. Иркутск, 1930.
- Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1958.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1974.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Волошина Т.А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян. Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.
- Ворожейкина Н.И. О работе с учебно-методическим комплексом пропедевтического курса истории по программе «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее» // Начальная школа, 1999. № 12. С. 85−89.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТВ «Сфера», 2001.
- Вульфов Б.С. Учитель профессиональная духовность // Педагогика, 1995. № 2.-С. 48−52.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
- Гачев Г. Д. Наука и национальные культуры. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. ун-та, 1992.
- Гузова Л.П. Начальная школа — это прежде всего труд одного учителя // Начальная школа, 1999. № 10. С. 7−9.
- Гумилев JI.H. От Руси до России: очерки этнической истории. СПб., 1992.
- Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика, 2000. № 10. С. 32−38.
- Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957.
- Девяткова Т.И. Введение национально-регионального компонента в курс начальной школы // Начальная школа, 2000. № 2. С. 31−32.
- Денисова Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед. ун-та, 1996.
- Детский поэтический фольклор / Сост. А. Н. Мартынова. СПб.: Изд-во «Дмитрий Булавин», 1997.
- De Vos G. Ethnic Pluralism and Accommodation // Ethnic Identity: Cultural Continuities and Change. Chicago, 1982.
- De Vos G. Role of Ethnicity in Social History, p. 9. 37.
- Диакон JI. История. M., 1988.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999.
- Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и комент. В.В. Колесова- подгот. текстов В. В. Рождественской, В. В. Колесова и М. В. Пименовой. М.: Советская Россия, 1990.
- ДудинаМ.Н., Подбуцкая К. И. Социализация подростков и проблема педагогического отчуждения // Школьные технологии, 2000. № 5. С. 59−60.
- Ермаков С.А. Обрядность в системе духовной культуры социального об-, щества / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени, кандидата философских наук. Горький, 1987. :
- Ермолаева Л.А., Гаврилова Н. Г. Краеведение в начальной школе: пробле- jмы, поиски // Начальная школа, 1999. № 1. С. 27−40. j
- Завьялова С.М. Народное искусство как средство воспитания националь-, ного самосознания студентов педагогического колледжа / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ростов-н/Д., 2002.
- Игнатова Т.Д. Мечта стать учителем // Начальная школа, 1999. № 10. С. 5−7.
- Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа // Начальная школа. 2000. № 7. С. 2023.
- Ильин И.А. О России. М., 1991.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962.
- История педагогики в России / Сост. Егоров С. Ф. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1996.
- Карасевич А.А. Роль социалистической обрядности в формировании научного мировоззрения / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1986.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики // Педагогика, 1994. № 5. С. 53−69.
- КирпичевВ.И. Психофизиологические особенности младшего школьника и учебный процесс. Ульяновск: ИПК ПРО, 1996.
- Кожинов В. История Руси и русского слова. М.: Изд-во «Чарли», 1997.
- Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М.: Рассвет, 1959.
- Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). Проект // Начальная школа, 2000. № 2. С. 3−13.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа, 2002. № 4.- С.4−19.
- Коробова Н.П. Программа «Устное народное творчество» — основа для формирования пропедевтического национального самосознания // Начальная школа, 1999. № 3. С. 56−57.
- Королева Т.П. Работа с пословицами на уроках русского языка // Начальная школа, 2000. № 7. С. 58−61.
- Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М.: Республика, 1992.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001.
- Кукушин B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 2000.
- Культурология / Науч. ред. Г. В. Драч. Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2001.
- Купцов И.И. Младший школьник: особенности его интеллектуально- произвольных действий. Рязань: Московский рабочий, 1990.
- Кутьев В.О. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика, 2000. № 5. С. 41−59.
- Кутьева М. Исповедь учителя // Педагогика, 1994. № 6. С. 48−52.
- Лазутова М. Табу на жестокость, к сожалению, пока отсутствует в нашем сознании // Учительская газета, 1995. 10 января. — С. 19.
- Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4.-С. 23−27.
- Лушников И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании // Педагогика, 2000. № 10. С. 21−25.
- Лысенко Л.И. Традиции обрядовой этнокультуры и национальное самосознание // Творения. Вып. 8. Ростов-н/Д.: Изд-во ГинГо, 1998. — С. 44−46.
- Любимов Л. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1996.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.
- Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 т: Т. 1. М., 1951.
- Макаренко А.С. Собр. соч., в т.7т: Т.5. М., 1951.
- Максименко Н.В. Патриотическое воспитание учащихся важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей // Начальная школа, 2000. № 7.-С. 3−6.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.
- Маркарян Э.С. Проблемы культурных традиций // СЭ, 1981, № 2.
- Мир русской души / Под ред. Алексеева А. Н., Грачева И. В., Качаева М. А. Рязань: Изд-во «Узорочье», 1998.
- Махмудова Г. Х.-А. Нравственное воспитание младших школьников средствами периодической печати / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1996.
- Мухаметзянова Г. В., Назимов Р. А. Педагогическая культура татарского народа. Казань: Заря-Тан, 1994.
- Народы России. Энциклопедия / Под ред. В. А. Тишкова. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета, 1999. 18 окт. — С. 15.
- Новикова В.И. Использование традиций народной педагогики при воспитании доброты у младших школьников. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2000.
- Новикова В.И. Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1994.
- Новикова В.И. Рассказы по истории нашей Родины. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001.
- Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой. М.: Педагогика, 1979.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 800 слов и фразеологических выражений. М.: АЗЪ, 1994.
- Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижаев., С. Фомин. М., 1993.
- Основные кодексы и законы Российской Федерации. СПб.: ИД «Весь», 2002.
- Панкеев И.А. Русские праздники. М.: Яуза, 1988.
- Панкеев И.А. Тайны русских суеверий. М.: Яуза, 1998.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996.
- Перчун Н.В. Генезис традиций русского народа // Таганрог: мир образования, 1999. № 4.-С. 30−38.
- Перчун Н.В. Добротворческие традиции русского народа как источник нравственного воспитания младших школьников / Актуальные проблемы современной педагогики. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2000. -С. 69−78.
- Перчун Н.В. Соотношение понятий «традиция», «обычай», «обряд», «ритуал», «праздник»/ Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов ТГПИ. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2000. С. 43−55.
- Перчун Н.В. Русские народные традиции источник нравственного воспитания младших школьников / Воспитание молодежи на общечеловеческих нравственных ценностях. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2000. — С.41−50.
- Перчун Н.В. Роль гуманистических традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников / Развитие личности в общеобразовательных системах южно-российского региона. Ч. I. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед. ун-та, 2002. С. 182−183.
- Перчун Н.В. Использование национального компонента в нравственном воспитании младших школьников / Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед. ун-та, 2002. С. 209−211.
- Перчун Н.В. Русские народные игры как средство нравственного воспитания современных младших школьников // Актуальные проблемы школьного воспитания на рубеже веков. Липецк: Липецк, гос. пед. ун-т, 2002. С. 152−159.
- Перчун Н.В. Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа: Метод, пос. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2002. — 48 с.
- ПетеринаС.В. Мудрость народов мира исток гуманной педагогики детства / Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед ун-та, 2000. — С. 34−35.
- Плахов А.А. Традиция, традиционность, культура / Традиции в истории и культуре. М.: Наука, 1978. С. 36−43.
- Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей // Педагогика, 2000. № 1. С. 47−52.
- Подласый И.П. Педагогика: сто вопросов сто ответов. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2001.
- ПодъяковН.Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка // Педагогика, 2000. № 1. С. 12−20.
- Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1885.
- Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика, 1994. № 3. С. 13−18.
- Поташник М. Педагогика. М.: Просвещение, 1997.
- Праздники, обряды, традиции. 2-е изд., доп. и перераб. / Сост. Б. Марья-нова. М.: Просвещение, 1965.
- Проп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1946.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
- Пушкин А.С. О народном воспитании // Народное образование в России, 2000.-С. 173−177.
- Расмусен К. Великий санный путь. М., 1981.
- Резванов С.В. Человек, культура, общество. Ростов-н/Д., 1993.
- Резина М.Р. Система социальной защиты детей сирот в СССР // Педагогика, 2000. № 3.-С. 58−67.
- Ренжигло А.Г. Мой Таганрог: спецкурс для младших школьников. 4.1. Таганрог: Изд-во «Познание», 2001.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. С. 277.
- Рожнова П. Семья в народных традициях // Воспитание школьников, 1998. № 5.-С 23−27.
- Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания. 1986. М.-СПб., 1974.
- Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / Сост. В. П. Аникин. М., 1957.
- Рыбалко Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963.
- Рытов Д.А. Музыкальное воспитание ребенка в контексте изучения и сохранения народных традиций // Начальная школа, 2000. № 7. С. 6−10.
- Сайкина Н.Н. Русская народная небылица на уроках изобразительного искусства // Начальная школа, 2001. № 2. С. 35−37.
- Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. СПб.: «Литера», 1997.
- Селевко Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьника. М.: Народное образование, 2000.
- Семейный быт народов СССР / Отв. ред. Т. А. Жданко. М.: Наука, 1990.
- Семенова М. Мы славяне! СПб.: Азбука — Терра, 1997.
- Семенова М. Хорошо забытое старое // Начальная школа, 2000. № 7. С. 115−118.
- Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Л.: Наука, 1982.
- Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М.: Механик, 1995.
- Словарь имен / Сост. Г. Квита. М.: Кучково поле, 1997.
- Словарь русского языка / Под ред. А. П. Евгеньева. М.: Просвещение, 1984.
- Словарь русского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1985. Т. 4.
- Смирнова Е.В. Социально-педагогические аспекты благотворительной деятельности в ставропольской губернии конца XIX начала XX вв. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ставрополь, 2002.
- Соколов В.Н. Место и функции традиционного обрядового фольклора в современности / Традиции и современность в фольклоре. М.: Наука, 1988.
- Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979.
- Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Изд-во «Инфра», 1998.
- Ссорико М.И. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований // Советская этнография, 1983. № 3. С. 34−45.
- Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов-н/Д.: «Феникс», 2000.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989.
- Теория, практика и перспективы образования поликультурного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире. М.: Изд-во Ростов, гос. пед. ин-та, 2001.
- Teodorson G.A. Modern Dictionary of Sociology. New York, 1969.
- Тихоненко A.B. Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач // Начальная школа, 2001. № 8. С. 76−87.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. Кудрява. М.: Педагогика, 1989.
- Традиции и современность в фольклоре / Отв. ред. В. Н. Соколова. М.: Наука, 1988.
- Трофимова Н.М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Воронеж, 1997.
- Тульцева J1.A. Современные праздники и обряды народов СССР. М.: Просвещение, 1985.
- Тульцева JI.А. Традиционные верования, праздники и обряды русских крестьян. М.: Знание, 1990.
- Ушинский К.Д. Собр. соч. М., 1948. Т. II.
- Ушинский К.Д. и современная школа. 4.1 / Тезисы докладов Всероссийской научно практической конференции (23−25 февраля 1994 г.). Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ин-та, 1994.
- Ушинский К.Д. и современная школа. 4.2 / Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (23−25 февраля 1994 г.). Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ин-та, 1994.
- Федорова Л.И. Этнопедагогическая общность традиций нравственного воспитания народа Саха (Республика Саха) и коренных народов Аляски (США) / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1995.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.
- Фольклор: традиции и современность / Под ред. Пархоменко Н. К., Доро-гановой Л. М. Таганрог: Изд-во «Сфинкс», 2001.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Юрист, 1997.
- ХанбиковЯ.И. Некоторые вопросы изучения народной педагогики // Советская педагогика, 1966. № 6. С. 23−26.
- Хоруженко К.М. Культурология. Структурно-логические схемы. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 1996.
- Цап Г. Т. Противоречия в нравственном воспитании младших школьников / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1998.
- Царевский А.А. Значение русской словесности в национальном русском образовании. Казань, 1993.
- Чумаслова Т.П. Пословицы и поговорки на уроках русского языка // Начальная школа, 2000. № 7. С. 68−69.
- Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПб.: Искусство, 2000.
- Шемшурина А.И. Основы этической культуры. М.: ВЛАДОС, 1999.
- Ширяева Н.С. Формирование целостного представления о народной культуре у младших школьников на уроках русского народного творчества / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Киров, 2002.
- Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост. Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. СПб., 1996.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
- Этнопедагогика / Под ред. Г. Н. Огородникова. М., 1981.
- Ядрышников В.В. Особенности переноса нравственного опыта младшими школьниками // Младший школьник как субъект педагогического воздействия. Л.: Изд-во Ленинград, гос. пед ин-та им. А. И. Герцена, 1989.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Просвещение, 1984.
- Якубов Л.Н. Педагогическая мудрость народа // Народное образование, 1995. № 2.-С. 15−19.