Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основа формирования образного мышления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обозначенная связь образного мышления с такой ведущей творческой способностью как художественная наблюдательность является основой формирования образного мышления у студентов ХГФ. Решение данной проблемы должно в значительной мере положительно повлиять на всю систему художественно-педагогического образования. Выпускник художественно-графического факультета, у которого не сформировано образное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты развития художественной наблюдательности у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа
    • 1. 1. Исторические основы пейзажной живописи
    • 1. 2. Научно-теоретическое обоснование художественной наблюдательности в психологии творческих процессов
    • 1. 3. Значение художественной наблюдательности в изобразительной деятельности. Художественная наблюдательность в учебно-творческом процессе и ее роль в развитии образного мышления
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Обоснование и разработка научного инструментария решения проблемы исследования
    • 2. 1. Разработка модели методической системы развития художественной наблюдательности у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа
    • 2. 2. Разработка критериев оценки работ студентов
  • Выводы по второй главе

Глава III. Экспериментальная проверка эффективности методической системы развития художественной наблюдательности у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основы формирования образного мышления.

3.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента.

3.2 Поисковый этап педагогического эксперимента.

3.3 Формирующий (обучающий) и сравнительный этапы педагогиче-. ского эксперимента.

Выводы по третьей главе.

Развитие художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основа формирования образного мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. Проблема исследования заключена в недостаточной развитости художественной наблюдательности и образного мышления у студентов художественно — графических факультетов.

Задача подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении рисунку, живописи, композиции, формировании тонального и цветового видения, обучении мастерству преподавания — это само собой разумеющееся. Главное — для чего? Изображение, выполненное в материале, отражающее способность личности анализировать, выделять в предметах и явлениях окружающей действительности наиболее значимое, существенное, обобщать, находить художественно значимый образ и переводить его на язык живописи, является продуктом прежде всего художественно-образного мышления. Образно мыслящий учитель изобразительного искусства способен не только сам создавать образы, но и развивать образное мышление у своих учеников.

Базой для рассмотрения понятий «художественный образ» и «художественно-образное мышление» с философско-эстетических позиций для нас служат работы Гегеля. Основы философии реалистического искусства были заложены еще в античные времена в трудах Платона и Аристотеля. Западные теории искусства базируются на работах таких философов, как Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, С. Кьеркегор, Р. Арнхейм. В России философскими проблемами художественного образа и образного мышления занимались Б. Р. Виппер, И. С. Куликова, К. Горанов, О. К. Кривцун, В. Костин, В. П. Бранский, А. Яффе, М. Н. Афасижев, А. А. Михайлова и др.

Вопросы формирования образного мышления разносторонне освещены ведущими специалистами в области психологии и педагогики. Большое теоретическое и практическое значение для решения затронутых проблем имеют научные труды учёных, таких как Н. Н. Волков, JI.C. Выготский, Е. И. Игнатьев, B.C. Кузин, А. С. Пучков, Н. Н. Ростовцев, А. А. Унковский, Е. В. Шорохов.

Но в плане методики специальная художественная подготовка будущих учителей изобразительного искусства ещё далека до совершенства. В системе преподавания специальных дисциплин имеются слабые стороны, в частности, не полноценно решаются вопросы развития образного мышления.

Изучение как изобразительной деятельности студентов, так и ее результатов, убеждает нас в необходимости развития образного мышления, начиная непосредственно с восприятия действительности, в структуре которого основным средством выступает художественная наблюдательность.

Следует сказать, что художественная наблюдательность среди основных художественно-творческих способностей является одной из ведущих, т.к. наличие ее у художника в значительной степени положительно влияет на свойства и качество материалов зрительной памяти, а также способствует формированию образного мышления и творческого воображения.

Развитая художественная наблюдательность делает обучающегося способным в обычных явлениях и событиях действительности подмечать, видеть характерное, индивидуальное, общее, типическое, т. е. те частные составляющие явлений, событий, через которые можно передать существенно значимое — то, что ляжет в основу художественного образа.

Необходимым качеством настоящего художника, а тем более художника-педагога должна являться способность создания образно осмысленных композиций. Можно великолепно владеть живописью и рисунком, но образно не мыслить, а значит, никогда не создать произведение искусства. Что же касается художника-педагога, то умение образно мыслить в значительной мере помогает при решении задачи развития у студентов одной из основных ведущих творческих способностей — образного мышления.

Большой вклад в разработку теории и практики обучения изобразительному искусству, путей развития творческих способностей у студентов ХГФ внесли российские художники-педагоги: П. П. Чистяков, Д. Н. Кардовский, Н. П. Крымов, К. Ф. Юон, Г. В. Беда, А. И. Масленников, А. С. Пучков, Н. Н. Ростовцев, Г. Б. Смирнов, А. А. Унковский, Е. В. Шорохов, А. П. Яшухин и др. Ряд вопросов обучения живописи, некоторые проблемы развития творческих способностей в преподавании живописи исследовались в диссертационных работах Г. В. Беды, Э. Н. Беды, А. В. Данилова, Е. И. Саяпиной, Н.В. Грибаки-на, О. Е. Колоколовой, И. А. Павлюка, В. Н. Есипова и др.

Обозначенная связь образного мышления с такой ведущей творческой способностью как художественная наблюдательность является основой формирования образного мышления у студентов ХГФ. Решение данной проблемы должно в значительной мере положительно повлиять на всю систему художественно-педагогического образования. Выпускник художественно-графического факультета, у которого не сформировано образное мышление, не способен развивать его у своих учеников — школьников. Это указывает на то, что подготовка учителей изобразительного искусства, не нацеленная на творчество, является неполноценной. Из этого можно сделать вывод о том, что от нерешенности обозначенной нами проблемы в значительной мере страдает качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства, в том числе по таким дисциплинам как живопись и композиция. В этом видна актуальность данной проблемы.

Актуальность проблемы определяется тем, что от ее нерешённости, в частности, на занятиях живописью пейзажа, в значительной мере страдает качество подготовки специалистов — учителей изобразительного искусства.

Цель исследования: выявить, научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные пути и методы педагогического воздействия на студентов ХГФ, способствующие развитию у них художественной наблюдательности как основы формирования образного мышления на занятиях живописью пейзажа.

Объектом исследования является учебно-творческая деятельность студентов 1 — 5 курсов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа.

Предметом исследования являются теоретические основы, пути, формы, методы и средства, способствующие развитию художественной наблюдательности как основы формирования образного мышления в изобразительной деятельности студентов.

Гипотеза исследования: если разработать методическую систему развития художественной наблюдательности, включающую в себя: а) цели, задачи и содержание обучения студентов живописи пейзажа (авторскую экспериментальную учебную программу по живописи пейзажа) — б) опору на принципы дидактики, формы, методы, методические приемы развития художественной наблюдательностив) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, специальные наглядные пособия и т. д.) и построенную на основе таких принципов, как:

— комплексный подход к процессу формирования художественной наблюдательности, затрагивающий все аспекты личности студента — от изобразительных навыков и теоретического багажа до эстетических эмоций, процессов восприятия, зрительной образной памяти, представления, воображения и ценностных ориентаций;

— логическая выстроенность, обеспечивающая последовательный подход к процессу формирования художественной наблюдательности студентов на всех этапах обучения (с первого по пятый курс);

— широкий спектр учебно-творческих заданий с четкой постановкой целей, включающий работу в аудитории, на пленэре, домашнюю, самостоятельную и под руководством педагога;

— разноплановость педагогических воздействий, основанных на едином и индивидуальном подходе к студентам, то значительно активизируются процессы формирования образного мышления студентов ХГФ на базе развития художественной наблюдательности.

Задачи исследования;

— исследование и анализ литературы по проблемам эстетики, психологии и педагогики, методики преподавания изобразительного искусства;

— изучение факторов, раскрытие роли художественной наблюдательности на формирование образного мышления;

— разработка критериев оценки работ студентов на предмет развитости их художественной наблюдательности, а также критериев оценки работ студентов на предмет проявления в них образности;

— разработка модели методической системы развития художественной наблюдательности и ее экспериментальная проверка;

— разработка учебных заданий и упражнений, способствующих развитию художественной наблюдательности;

— проведение педагогических экспериментов.

Методологической основой исследования явились :

— положения теории и практики о сущности образовательного процесса (Ю.К. Бабанский, М. Н. Скаткин и др.);

— искусствоведческие исследования развития жанра пейзажа и школы пейзажной живописи (А.В. Виннер, Н. М. Молева, К. Г. Богемская, Н.М. Ста-севич);

— педагогические и психологические закономерности активизации формирования художественной наблюдательности и художественно-образного мышления (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, С. А. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, В. Д. Глезер, B.C. Кузин, В. П. Зинченко, Р. Арнхейм, О. И. Никифорова, С.Х. Раппопорт);

— теоретические и методические работы художников-педагогов в области формирования художественной наблюдательности и художественнообразного мышления (П.П. Чистяков, Н. Н. Волков, Г. В. Беда, А. И. Масленников, Н. Н. Ростовцев, Г. Б. Смирнов, А. А. Унковский, Е. В. Шорохов, А. П. Яшухин, Е. А. Кибрик, О. Е. Колоколова, И. А. Павлюк и др.).

— творческий опыт выдающихся русских и зарубежных художников (Б.В. Иогансон, Н. П. Крымов, К. Ф. Юон, А. Матисс, П. Сезанн и др.).

Методы педагогических исследований:

— изучение специальной литературы и действующих программ по теме исследования;

— анализ произведений пейзажной живописи;

— анализ продуктов художественной деятельности студентов (работы по живописи пейзажа);

— изучение опыта преподавания живописи пейзажа на ХГФ педвузов;

— педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового, обучающего и сравнительного этапов;

— обобщение собственного опыта педагогической и творческой деятельности и обобщение результатов учебно-творческой деятельности студентов с использованием экспериментальной методической системы;

— метод беседы;

— анкетирование.

Базой для исследования явился художественно-графический факультет ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Организация и этапы исследования:

На первом этапе исследования (2003 — 2004 гг.) шло изучение научнотеоретических материалов, обрабатывалась литература по проблеме исследования. Определяли предмет, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования, велась работа над теоретической частью диссертации, определялись параметры анализа работ студентов, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе исследования (2004 — 2005 гг.) осуществлялся поиск эффективных путей и методов педагогического воздействия на студентов.

ХГФ с целью формирования у них художественной наблюдательности (поисковый эксперимент), проводилось дальнейшее теоретическое изучение проблемы.

На третьем этапе исследования (2005 — 2007 гг.) проводился формирующий и сравнительный эксперименты, шла окончательная доработка теоретической и практической части исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) научно обосновано и экспериментально проверено положительное влияние результатов развития художественной наблюдательности на формирование образного мышления студентов.

2) разработана методическая система развития художественной наблюдательности, которая включает в себя: а) цели, задачи и содержание обучения студентов живописи пейзажаб) принципы дидактики, формы, методы, методические приемы развития художественной наблюдательностив) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия) и т. д.

3) выявлена роль целенаправленных наблюдений при работе с натуры с целью развития у студентов видения и чувства характерного, типического, существенного в живописи пейзажа.

4) разработаны методические наглядные пособия, собраны образцы рисунков и живописных работ, репродукций, творческих работ и т. д.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства, в частности, живописи пейзажа, в методику и теорию развития художественно-творческих способностей студентов, решены значительные научно-педагогические задачи развития художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основы формирования образного мышления.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания при проведении пленэрных занятий, а также при разработке учебных программ по живописи, композиции, пленэру, при создании учебных пособий.

Достоверность научных результатов обеспечена избранной методологией, опорой на теоретические исследования психолого-педагогической науки, использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам, логике исследованияорганизацией опытно-экспериментальной работы, многократной экспериментальной проверкой и объективным анализом основных положений исследования на практике в работе со студентами 1 — 5 курсов художественно-графических факультетов, внедрением в практику разработанной методики.

На защиту выносятся:

1. Научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система развития художественной наблюдательности студентов ХГФ как основы формирования у них образного мышления, включающая в себя: а) цели, задачи и содержание обучения студентов живописи пейзажа (авторскую экспериментальную учебную программу по живописи пейзажа) — б) опору на принципы дидактики, формы, методы, методические приемы развития художественной наблюдательностив) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, специальные наглядные пособия и т. д.) и обладающая следующими качествами:

— единство процессов обучения, воспитания и развития на занятиях живописью пейзажа;

— поэтапное усложнение учебных и творческих задач живописи пейзажа;

— использование различных моделей творческой деятельности студентов в процессе обучения живописи пейзажа.

2. Психолого-педагогические условия развития художественной наблюдательности студентов ХГФ как основы формирования у них образного мышления:

— комплексный подход к процессу формирования художественной наблюдательности, затрагивающий все аспекты личности студента — от изобразительных навыков и теоретического багажа до эстетических эмоций, процессов восприятия, зрительной образной памяти, представления, воображения и ценностных ориентаций;

— логическая выстроенность используемой методической системы, обеспечивающая последовательный подход к процессу формирования художественной наблюдательности студентов на всех этапах обучения (с первого по пятый курс);

— широкий спектр учебно-творческих заданий с четкой постановкой целей, включающий работу в аудитории, на пленэре, домашнюю, самостоятельную и под руководством педагога;

— разноплановость педагогических воздействий, основанных на едином и индивидуальном подходе к студентам.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в 2004 — 2007 гг. в ходе экспериментальной работы на художественно-графическом факультете МПГУ.

Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты исследования регулярно докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры живописи ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

В экспериментах участвовали студенты 1 — 5 курсов ХГФ МПГУ. Под руководством автора диссертации студенты 5 курса выполняли дипломные работы, тематика которых связана с развитием художественной наблюдательности.

Структура и объем диссертации

: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В нее вошли схемы, таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы, а также наглядные пособия, фотографии студенческих работ, выполненных в ходе исследования, и живописных работ автора.

Результаты исследования показали, что в экспериментальных группах по сравнению с контрольными повысились уровневые показатели живописных пейзажных работ по всем выделенным нами критериям.

Повышение уровня выполнения рисунков, значительные позитивные сдвиги в экспертных оценках, а также данные бесед со студентами позволяют заключить о положительном влиянии авторской методики на личные качества большинства из них. Результатом экспериментальной работы явилось раскрытие творческих способностей студентов, прежде всего, художественной наблюдательности и образного мышления, увеличение степени осознанности работы, формирование таких качеств, как трудолюбие, целеустремленность и творческая заинтересованность.

Формирующий эксперимент подтвердил гипотезу о том, что, если мы разработаем методическую систему развития художественной наблюдательности, включающую в себя: а) цели, задачи и содержание обучения студентов живописи пейзажаб) принципы дидактики, формы, методы, методические приемы развития художественной наблюдательностив) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т. д.), и построенную на основе таких принципов, как:

— комплексный подход к процессу формирования художественной наблюдательности, затрагивающий все аспекты личности студента — от изобразительных навыков и теоретического багажа до эстетических эмоций, процессов восприятия, зрительной образной памяти, представления, воображения и ценностных ориентаций;

— логическая выстроенность, обеспечивающая последовательный подход к процессу формирования художественной наблюдательности студентов на всех этапах обучения (с первого по пятый курс);

— широкий спектр учебно-творческих заданий с четкой постановкой целей, включающий работу в аудитории, на пленэре, домашнюю, самостоятельную и под руководством педагога;

— разноплановость педагогических воздействий, основанных на едином и индивидуальном подходе к студентам, то мы значительно усилим процессы формирования образного мышления студентов ХГФ на основе развития художественной наблюдательности, потому что данная методическая система обладает следующими такими важнейшими качествами:

— в ее первой части уточнены цели, расширены и уточнены задачи обучения, воспитания и развития, в разработанной авторской экспериментальной учебной программе по живописи пейзажа значительно изменено и расширено содержание практических заданий и упражнений, включены специальные задания и упражнения по наблюдению и анализу пейзажных мотивов с целью развития художественной наблюдательности и использования ее качеств при создании художественных образов в выполняемых пейзажных практических работах;

— во второй части методической системы отобранные из известных в педагогике дидактические принципы, формы и методы проведения занятий работают в определенной последовательности и взаимодействии и значительно усиливают результативность развития образного мышления студентов;

— в третьей части предлагаемой системы используются не только материалы методического фонда, но и специально разработанные наглядные пособия, влияющие на активизацию аналитических процессов студентов при наблюдении пейзажей и последующей практической работе по выполнению пейзажных набросков, этюдов и композиций.

Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ в педагогических учебных заведениях, а также служить материалом для дальнейшего становления методов преподавания живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов и в педагогических училищах.

Заключение

.

Наше исследование явилось попыткой решения одной из ключевых проблем методики обучения живописи. Всесторонний анализ литературы по смежной тематике и данные экспериментов указали на необходимость комплексного подхода к развитию образного мышления и художественной наблюдательности, предполагающего целенаправленное педагогическое воздействие, затрагивающее все грани личности современного студента на всех этапах обучения: формирование теоретического багажа, этико-эстетических позиций, эстетических эмоций, а также изобразительных умений и навыков, умения использовать выразительные возможности живописной техники для создания образной характеристики.

В результате исследовательской работы была достигнута поставленная цель: выявлены, научно обоснованы и экспериментально проверены наиболее эффективные пути и методы педагогического воздействия на студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, способствующие формированию образного мышления на основе развития художественной наблюдательности.

А именно:

1. Всестороннее изучены понятия «художественная наблюдательность» и «образное мышление», а также роль художественной наблюдательности в формировании образного мышления на занятиях живописью пейзажа.

2. Выявлены психолого-педагогические условия формирования художественной наблюдательности на занятиях живописью пейзажа. На базе сделанных выводов автором интегрированы методы и приемы педагогического воздействия на студентов с целью формирования художественного восприятия, памяти, представления, воображения, знаний и умений, живописных навыков, чувства цвета, а также ценностных ориентаций и эмоционально-потребностной сферы. Экспериментально доказана необходимость всестороннего подхода к формированию художественной наблюдательности на занятиях живописью пейзажа, охватывающего все вышеперечисленные аспекты.

3. Разработана и экспериментально проверена методическая система, основанная на применении комплексного подхода к формированию художественной наблюдательности и образного мышления студентов ХГФ на всех этапах обучения (1−5 курс), в том числе: краткий лекционный курссистема заданий по теме «пейзаж», включающих работу на пленэре, под руководством педагога и самостоятельную, систему заданий по композиции на 1 — 5 курсах, работу по памяти, представлению и воображению, изучение произведений мастеров живописи.

Разработаны методические рекомендации к проведению аудиторных и пленэрных занятий по живописи на 1 — 5 курсах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Формирование живописных умений и навыков у студен-тов ХГФ в процессе теоретического и практического изучения технологии и техники масляной живописи: Дисс. канд. пед. наук. -М.: МПГУ, 1996−203 с.
  2. Ю.Г., Левидова М. М. Цвет и линия. м.: «Советский художник», 1986.-253 с.
  3. С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974.170 е.: ил.
  4. .Г. Воспитание наблюдательности школьников. -JL: Лениздат, 1940−64 с.
  5. .Г. Педагогические приложения современной психологии //
  6. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Учебн. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология»: в 3-х т. / Под ред. В. Я. Ляудис, И. И. Ильясова. М.: Изд-воМГУ, 1981.-С. 13−21.
  7. .Г. / Психология чувственного познания. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1960.-486с.
  8. .Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. // Познавательные процессы: ощущения, восприятие./Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Педагогика, 1982. — 336 с.
  9. .Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., Просвещение, 1968.-334 с.
  10. А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.-255 с. 10,111 415,1617,18,19,20,21,22,23.24,
  11. A.JI. Художественное мышление как эстетическая категория. -М, Знание, 1981 -64 с.
  12. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.
  13. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. -М., Наука, 1977- 184 с.
  14. Е.Я. Психология художественного творчества. -М., Знание, 1985 -64 с.
  15. Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977.- 188 с.: 8 л. ил.
  16. Г. В. Живопись: учебник для студентов пед. институтов по специальности № 2109 «Черчение, изобразительное искусство и труд». -М., Просвещение, 1986 192 с.
  17. Э. История развития техники масляной живописи. М.: Акад. художеств СССР, 1961. — 511 с.
  18. И. А. Как возможно творческое мышление? М.: РАН, Институт философии, 1993. — 196 с.
  19. П. П. Память и мышление. СПб.: «Питер», 2001. — 287 с.
  20. С. Теория отражения и художественное творчество. М., Прогресс, 1970−496 с.
  21. А.В. Как работают мастера живописи. М.: Советская Россия, 1965.- 112 с.
  22. . Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: «Изобразительное искусство», 1985. — 288 с.
  23. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Под ред. И. С. Якиманской М.: «Педагогика», 1989. — 224 с.
  24. Н.Н. Композиция в живописи. М., Искусство, 1977 — 260 с.
  25. Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. — 218 е.: ил. 25,26,27,28,29,3031,32,33,34,35,3637,38,
  26. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Под ред. Ростовцева Н. Н. М.: МГПИ 1964.-274 с.
  27. Вопросы художественного образования: Темат. сб. научных трудов Акад. Художеств СССР. JL: Ин-т живописи скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 1981. — 77 с.
  28. Выготский JL С. Педагогическая психология. М.: «Педагогика-Пресс», 1991.-533 с.
  29. JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-500 с.
  30. П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырева, В. Я. Роменова. М.: Изд-во МГУ, 1976.-295 с.
  31. Г. Ф. Г. Отношение образной формы и содержания и деление эстетики. //В кн.: Гегель Г. Ф. Г. Сочинения: в 14 т. Т. 12. — М.: «Соцэкгиз», 1938.-471 с.
  32. В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. — 246 с.
  33. А. А. Развитие художественно-образного мышления учащихся 5 6 классов на уроках тематического рисования: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1997.-203 с.
  34. Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972. -160 с.
  35. А.Д. О композиции // Художник 1981.-№ 6
  36. К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: «Искусство», 1970. 519 с.
  37. Д.П. Обобщение и познание. М.: Мысль, 1985. — 208 с.
  38. P.M., Березная И. Я., Григорьева А. Н. Восприятие и признаки формы. М., Наука, 1981 — 205 с.
  39. Р.Л. Разумный глаз. М., Мир, 1972 — 209 с. 39,40,41,42,43,44,45,46,4748,49,5051,52,53,
  40. Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука, 1980.- 181 с.
  41. С.М. Искусство видеть. JL: Искусство. Ленинград, отд., 1990.-221 е.: ил.
  42. В.Е. Как мы видим то, что видим. М., Знание, 1987 — 237 с.
  43. . И. В мире эмоций. Киев: «Политиздат», 1987. — 141 с.
  44. В.П. / Функциональная структура зрительной памяти. М.: изд-воМГУ, 1980.-271с.
  45. Г. Л. Искусство как мышление. М., Искусство, 1982 — 277 с.
  46. Л.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1970. -125 е.: ил.
  47. Е.П. Этапы формирования навыков художественного восприятия. // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе. Алма-Ата, 1978. — 64−67 с.
  48. В.П. Функциональная структура зрительной памяти. М., Издательство МГУ, 1980 — 271 с.
  49. В. П. Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., Издательство МГУ, 1969 — 106 е.: черт.
  50. В.П. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-562 с.
  51. А. В поисках художественного смысла. М.: «Искусство», 1991. -348 с.
  52. Из творческого опыта. Вып. 3 В. В. Мешков, Т. Н. Яблонская, М.П. Бо-бышов, Ф. Ф. Федоровский. -М.: Сов. художник, 1957. 171 е.: ил.
  53. .В. За мастерство в живописи. М.: Акад. художеств СССР, 1952.-213 с.
  54. С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. -М.: Изобразительное искусство, 1981. 215 с.
  55. Е.А. Вопросы преподавания композиции в советской художественной школе./ Вопросы художественного образования. Л, 1972
  56. О.Е. Развитие художественной наблюдательности школьников средствами изобразительного искусства. Эстетическое воспитание сельских школьников: Сб. науч. трудов. Под редакцией А. Е. Мосина: Омск, университет, Омск, 1988 127−134 с.
  57. О.Е. Развитие художественного мышления студентов факультета начальных классов на занятиях изобразительным искусством. Демократизация учебно-воспитательного процесса в учебном заведении: Тез. докл. обл. науч.-практ.конф. Омск, 1989 — 86−88 с.
  58. Д. 3. Развитие художественной наблюдательности студентов 3— 4 курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях рисунком портрета: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1993.-253 с.
  59. Н.А. Проблемы и методы развития познавательных способностей студентов художественно-графических факультетов пед. вуов и в процессе преподавания композиции: Дис. канд. пед. наук. -М. 1977−197 с.61
Заполнить форму текущей работой