Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационный механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия наукоемкого профиля в условиях развития информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе предложены организационные способы и модели решения задач, связанных с управлением КС, тем самым создана база для дальнейшего развития исследуемого класса наукоемких предприятий и повышения уровня качества наукоемкого продукта. Функционально-структурные модели способствуют развитию системы качества предприятия, являющейся необходимым условием повышения уровня КС предприятия. Все модели… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ состояния и проблем КС наукоемких предприятий
    • 1. Состояние и тенденции развития современных наукоемких предприятий (на примере микроэлектроники)
    • 2. Анализ зарубежной и отечественной практики организации научных исследований и разработок
    • 3. Характеристики современных форм организации инновационной деятельности в условиях конкуренции
    • 4. Анализ существующих методов оценки и проблем обеспечения КС предприятий
  • Выводы
  • Глава 2. Исследование и разработка механизма обеспечения КС наукоемкого предприятия
    • 1. Анализ организационно-экономических особенностей функционирования научно-производственных комплексов
    • 2. Разработка методических основ оценки КС наукоемкого предприятия
    • 3. Основные принципы обеспечения КС наукоемкого предприятия
    • 4. Функционально-структурное моделирование как основа построения организационного механизма обеспечения КС наукоемкого предприятия
  • Выводы
  • Глава 3. Функционирование организационного механизма обеспечения КС наукоемкого предприятия
    • 1. Структура организационного механизма обеспечения КС наукоемкого предприятия и порядок его внедрения
    • 2. Стандартизация процесса прохождения заказа как составляющая организационного механизма обеспечения КС предприятия
    • 3. Эффективность использования разработанных моделей и процедур в условиях научнопроизводствепных комплексов
  • Выводы

Организационный механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия наукоемкого профиля в условиях развития информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях промышленное развитие любой страны определяется не столько ее ресурсами и потенциалом основных отраслей экономики, сколько степенью развития наукоемких, передовых в технологическом плане отраслей, в первую бчередь электронной промышленности и ее базовой подотрасли — микроэлектронной промышленности.

Сохранение электронной отрасли за годы перестройки экономики в стране во многом было обеспечено Президентской федеральной целевой программой «Развитие электронной техники в России» на 1994;2000 гт. Однако, реальное финансирование в эти годы не превысило 10% предусмотренных программой бюджетных ассигнований, но за счет, собственных средств предприятий и привлечения под Президентскую программу кредитных ресурсов, удалось в 1997;1998 гг. прекратить падение производства, а в 1999;2000 гг. даже увеличить производство изделий электронной техники (до 147% в 1999 г. по отношению к 1998 г.) и сохранить ряд уникальных научных школ.

По свидетельству специалистов рост производства систем электроники в России начался в 2000;2001 гг. К ключевым направлениям сегодня можно отнести такие сегменты рынка электроники, как промышленная и специальная электроникателекоммуникационные системыкомпьютерная и офисная техникаавтоэлектроника, бытовая электроника.

Использование возможностей и достижений российского научно-технического комплекса рассматривается в настоящее время как главное направление подъема российской экономики. Однако, государство не располагает достаточными ресурсами для введения в хозяйственный оборот созданной на его средства интеллектуальной продукции. Доля федерального бюджета, бюджетов субъектов федераций и местных бюджетов в общей сумме инвестиционных затрат составляет всего около 4%. Прямое закрепление прав за государством на созданные за счет средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности не может обеспечить их введения в хозяйственный оборот из-за отсутствия ресурсов для инновационной деятельности.

Основным индикатором для государственных инвестиций при разработке и освоении новых технологий должна быть обоснованная перспектива их 3 высокоэффективной коммерциализации. Пути реализации новых приоритетов в развитии науки должны базироваться на современных общенациональных, социально-экономических целях развития страны с учетом мировых тенденций и научных традиций России.

В этих условиях наука призвана ориентироваться на развитие теоретических положений в области эффективной организации наукоемких производств и практическую реализацию новых знаний в целях повышения уровня жизни населения, обеспечения конкурентоспособности экономики, охраны окружающей среды и укрепления оборонного потенциала страны.

Поэтому особенно актуальными становятся вопросы обеспечения конкурентоспособности не только товаров, но и научно-производственных организаций, действующих в рыночных условиях.

Анализ выполненных в этой области исследований показывает, что основной акцент в них, как правило, делается на решение проблемы конкурентоспособности конечных продуктов. В меньшей мере разработаны методы оценки и технологии обеспечения конкурентоспособности самих предприятий, тем более наукоемких. Рассмотрение конкурентоспособности как способности организации выдерживать натиск соперников на рынке за счет совокупности характеристик, определяющих возможности и динамику приспособления ее к изменяющимся условиям рыночной среды, позволяет ставить вопрос о необходимости комплексного подхода к формированию показателей оценки конкурентоспособности наукоемких производств и механизмов ее обеспечения.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является развитие теоретических положений и разработка организационного механизма обеспечения конкурентоспособности предприятий наукоемкого профиля в условиях трансформации экономики и при наличии современных информационных технологий.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. анализ состояния современных наукоемких предприятий и проблем организации и финансирования инновационной деятельности в рыночных условиях;

2. анализ и классификация современных форм организации и поддержки научной деятельности в отечественной промышленности и за рубежом;

3. исследование факторов, воздействующих на формирование конкурентного потенциала наукоемкого предприятия и его деловую активность;

4. выявление особенностей научно-производственной организации как объекта оценки КС на основе функционального и маркетингового подходов;

5. разработка принципов и методических основ комплексной оценки КС наукоемких предприятий на базе анализа существующих методов и показателей оценки с учетом предназначения и специфики функционирования таких предприятий;

6. исследование возможностей использования современных информационных технологий и положений TQM при формировании организационного механизма обеспечения КС;

7. разработка и апробация моделей, организационного механизма и процедур, способствующих поиску резервов повышения КС предприятий наукоемкого профиля.

Объектом диссертационного исследования является деятельность наукоемких предприятий среднего размера, работающих в области микроэлектроники.

Предметом исследования являются процессы формирования и обеспечения конкурентоспособности наукоемких предприятий.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга, организации и экономики научной деятельности, теории конкуренции, стратегического управления, теории инноваций: Азоева Г. Л., Анискина Ю. П., Ансоффа И. Х., Вендрова A.M., Еленевой Ю. Я., Казанцева А. К., Марка Д. А., Моисеевой Н. К., Ойхмана Е. Г., Портера М., Проскурякова А. В., Пузыни К. Ф., Робсона М. и др.

Для решения поставленных задач автором были использованы методы системного, функционально-структурного и экономического анализаметоды теории маркетинга, управления организацией, реинжиниринга бизнес-процессов, исследования систем управления, квалиметрии, а также современные информационные технологии.

При разработке и практической апробации моделей использовались программные продукты, такие как комплект приложений Microsoft Office 2000 (Word, Excel, Access, Visio), Design/IDEF компании Meta Software Corporation и др.

В процессе работы были использованы материалы научно-практических конференций, семинаров, информация, опубликованная в отечественной и зарубежной научно-технической литературе и периодической печати, материалы компьютерной рети Интернет, данные органов статистики России, отчетные и плановые показатели предприятий, методические разработки и рекомендации Госстандарта, Минпромнауки и Международной организации по стандартизации (ИСО), а также результаты исследований, проведенных непосредственно автором.

Научная новизна результатов исследования, выносимых на защиту заключается в следующем:

• определены особенности понятия «КС наукоемкого предприятия», исходя из выполняемых функций и специфики деятельности в рыночной среде;

• выявлены факторы, определяющие конкурентные возможности предприятия наукоемкого профиля • и его потенциал, в том числе по коммерциализации ряда функций;

• уточнена классификация форм организации и развития научной деятельности в условиях. рыночных отношений по признакам: форма собственности, уровень инноваций, источники финансирования, партнеры (клиенты), основные функции и направления деятельности;

• предложен состав показателей оценки КС наукоемких организаций на основе функционального и маркетингового подходов;

• разработаны методические основы оценки конкурентоспособности наукоемкого предприятия, опирающиеся на положения TQM и позволяющие сформировать приоритеты для обеспечения финансовой поддержки таких организаций;

• на основе положений бенчмаркинга и метода профилей предложена методика комплексной оценки КС (в статике и в динамике) для предприятий наукоемкого профиля;

• разработаны принципы построения и внедрения организационного механизма обеспечения КС, а также реализующие его функционально-структурные модели и организационные процедуры, доведенные до уровня стандартов предприятия, в виде совокупности SADT-диаграмм по функциям научной организации.

Практическая значимость работы. Теоретические положения и методические рекомендации, полученные в ходе исследования, нашли практическое применение при совершенствовании коммерческой и инновационной деятельности действующего наукоемкого предприятия, в области микроэлектроники.

Практическое значение для наукоемких предприятий имеет разработанная технология комплексной оценки КС, применимая для аналогичных по численности и структуре наукоемких предприятий, а также организационные процедуры и рекомендации по внедрению разработанного организационного механизма в систему управления действующим предприятием.

Разработанные практические модели и процедуры являются универсальными и могут найти применение в деятельности предприятий научного профиля различных отраслей. Стандарт «Процедуры прохождения заказа» может быть взят за основу при создании аналогичных документов для наукоемких предприятий.

Апробация результатов работы. Основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования докладывались на Всероссийских и международных научно-технических конференциях, проходивших с 1998 по 2002гг. (в т.ч. на Всероссийской межвузовской научно-технической конференции студентов и аспирантов «Микроэлектроиика и информатика», Международной научно-технической конференции «Электроника и информатика», Международной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов — 2000» и др.). Выступления отмечены почетными грамотами и дипломами.

Некоторые результаты данной диссертационной работы прошли апробацию в рамках НИР (научно-технический отчет № 340-ГБ-53-Кач-МиУП по теме «Разработка научно-методических основ повышения КС предприятий в условиях развития информационных технологий», разделы 1.4., 2.1.).

Организационно-методические рекомендации и модели, предложенные автором в работе, нашли практическую реализацию в деятельности ГНЦ ГУ НПК.

Технологический центр" МИЭТ, а также были использованы в процессе преподавания курсов «Промышленный маркетинг» и «Управление качеством» .

Структура и объем работы. Представленное диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих 11 параграфов, заключения. Диссертация содержит 181 страницу текста, в том числе 70 рисунков и 23 таблицы, список литературы из 161 позиции и 5 приложений. По теме диссертации опубликовано 14 научных работ общим объемом 3,2 п.л.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Анализ состояния и тенденций развития отечественных наукоемких предприятий на примере динамично развивающейся отрасли электроники показал, что наряду с достигнутым высоким уровнем ряда научных, технологических разработок, наметилось отставание в темпах освоения новых перспективных направлений науки и техники.

Оценка состояния отечественных технологий микроэлектроники, а также исследования основных факторов и причин отставания от мирового уровня и рынка электронных компонентов позволили определить и классифицировать основные проблемы наукоемких предприятий микроэлектроники. Как показал анализ, эти проблемы типичны для наукоемких предприятий других отраслей.

2. Необходимым условием развития наукоемких предприятий является существенная государственная поддержки прежде всего фундаментальных НИР, а также программ воплощения их результатов в виде коммерчески эффективных проектов и изделий. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта уточнена классификация форм организации и развития научной деятельности в условиях рыночных отношений по признакам: форма собственности, уровень, инноваций, источники финансирования, партнеры (клиенты), основные функции и направления деятельности.

3. Предложено определение КС наукоемкого предприятия, учитывающее специфику деятельности и тенденции развития функций научно-производственной организации в условиях конкуренции и ограниченности ресурсного обеспечения.

4. На базе метода профилей и индексного подхода разработан механизм оценки КС наукоемкого предприятия (в статике и в динамике), а также алгоритм расчета комплексного показателя КС.

5. Разработанный механизм обеспечения КС наукоемкого предприятия совместим с действующей системой управления научной организации. Определены направления и методы обеспечения КС наукоемкого предприятия, состав управляемых параметров и оцениваемых показателей. Особая роль в обеспечении КС отведена системам качества.

6. Определено ведущее место и предложена технология применения современных информационных технологий при решении проблем обеспечения КС наукоемкого предприятия.

7. Разработанная функционально-структурная типовая SADT-модель механизма обеспечения КС наукоемкого предприятия позволяет выявить отклонения от нормативных характеристик КС такого предприятия и устанавливать их причины и способы устранения.

8. Предложенный способ описания процедур, сочетающий элементы организационного моделирования и модифицированных потоковых диаграмм, реализован на примере разработки стандартной процедуры прохождения заказа, обеспечивающий эффективное взаимодействие наукоемкого предприятия со своими заказчиками.

9. Использование разработанных моделей и методов позволило сформировать рациональную структуру отдела стратегического управления и маркетинга, а также пересмотреть текущую организацию ряда бизнес-процессов в организации.

Положенный в основу алгоритма оценки комплексного показателя КС такой подход расширяет границы оценки в соответствии с приемами бенчмаркинга и дает возможность использования результатов расчета при решении как стратегических, так и тактических задач научной организации.

Эффект от результатов выполненного исследования имеет место как при решении задач внутри научной организации, например, при проведении самооценки, так и вне ее, — при определении конкурентных позиций на отечественном и зарубежном рынках для выявления ключевых факторов успеха, определяющих возможности получения финансовой поддержки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Оценка и управление КС наукоемкого предприятия представляет собой сложную задачу, для решения которой необходимо использовать накопленный отечественный и зарубежный опыт, а также достижения в области организации и управления производством и научной деятельностью. Разработанные методические основы оценки и управление КС наукоемкого предприятия базируются на использовании общесистемных методов и концепций, главным образом на функциональном подходе, который является универсальным. Это обеспечивает возможность применения. разработанных методик для действующих научно-производственных предприятий, научно-технический потенциал которых определяет развитие экономики России.

Возможность развиваться и выдерживать конкуренцию в рыночных условиях является необходимым элементом существования предприятия. Базирующиеся на принципах оценки деловой активности и положениях бенчмаркинга, разработанные механизмы оценки КС и обеспечения КС позволяют наукоемким предприятиям управлять уровнем своей КС.

В работе предложены организационные способы и модели решения задач, связанных с управлением КС, тем самым создана база для дальнейшего развития исследуемого класса наукоемких предприятий и повышения уровня качества наукоемкого продукта. Функционально-структурные модели способствуют развитию системы качества предприятия, являющейся необходимым условием повышения уровня КС предприятия. Все модели легко адаптируются к реальным условиям функционирования наукоемких предприятий и могут быть использованы как основа процессов их реинжиниринга.

Новизна методических принципов оценки и обеспечения КС, разработанных с учетом особенностей наукоемких предприятий, заключается в том, что данные механизмы позволяют сформировать приоритеты для обеспечения финансовой поддержки организаций, позволяют осуществлять мониторинг и регулирование отклонений от заданного уровня КС. Данные механизмы рассмотрены в комплексе с вопросами качества и применения современных информационных технологий для решения проблем КС.

Дальнейшее развитие разработанных методов и моделей может быть связано с расширением спектра решаемых задач на базе применения CALS-технологий для создания сквозного цикла управления конкурентоспособностью наукоемкого предприятия.

Разработанные модели и процедуры обеспечения КС позволяют обеспечить более эффективное функционирование российских наукоемких предприятий в рыночных условиях и усиление их конкурентных позиций на отечественных и зарубежных рынках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. Теория и практика оценки и качества товаров (основы квалиметрии). М.: Экономика, 1982. — 256 с.
  2. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  3. JI. МС ИСО серии 9000 версии 2000: процветание через качество // Стандарты и качество (Госстандарта России). 2001. — № 7−8. — С. 66−73.
  4. Ю.П. Общий менеджмент: Учебник по общей теории менеджмента. М.: РМАИТ, 1997. — 117 с.
  5. Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 160 с.
  6. Ю.П., Бударов А. Ю., Попов А. Н., Привалов В. В. Управление инвестиционной активностью / Под ред. Ю. П. Анискина. М.: ИКФ Омега-JI, 2002. 272 с.
  7. И.Х. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  8. Г. Л., Тарасевич В. М., Х.Анн. Маркетинг: Учебник для вузов. Под общ. ред. Г. Л. Багиева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2001.-718 с.
  9. В.В. Проблемы повышения качества и конкурентоспособности наукоемкой продукции. http://tqm/'stankin.ru/arch/n02/articles/2.htm
  10. А.В., Бедрековский М. А., Голубев В. В. Новый комплекс государственных военных стандартов «Климат-7» нормативно-методическая база систем обеспечения и контроля качества и надежности электрорадиоизделий // Экономика и производство. -1999. — № 4.
  11. В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. -2001. № 5.
  12. Е.М., Барашков С. В. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления // Маркетинг. 2002. — № 4. — С. 29−34.
  13. В. Возможности использования зарубежной элементной базы в системах военного применения // Живая электроника России-2002. Изд-во журнала «Электронные компоненты». 2002.
  14. Бутаев P.LLI. Экономический механизм развития экспортного потенциала промышленности региона. М.: Юнити-Дана, 2002. 506 с.
  15. Д. Стратегии клиент/сервер. Руководство по выживанию для. специалистов по реорганизации бизнеса. Перевод с англ. Киев: Диалектика, 1996.-384 с.
  16. Вендров A.M. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1998.
  17. Вирусная теория менеджмента: Информационный бюллетень Ассоциации Деминга / Под ред. Ю. Т. Рубаника. М.: МИЭТ (ТУ), 1994.
  18. С.А. Мировые стандарты управления промышленным предприятием в информационных системах (ERP-системах). Воронеж:
  19. Международная академия науки и практики организации производства // Организатор производства. 1999. — № 1. — С. 43.
  20. АА., Буряк А. Н. Кластерный анализ база управления конкурентоспособностью на макроуровне // Маркетинг. — 2003. — № 1. — С. 1120.
  21. И. И. Воячек Л.Г. Качество в среде маркетинга. http://www.rnarketingmix.rU/quality/2/index.shtml
  22. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин: под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия -Телеком, 2001.-600 с.
  23. Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе, www.blib.al.ru/marketing/market31/1.htm
  24. Гордон Я* Маркетинг партнерских отношений: Пер. с англ. / Под ред. О. А. Третьяк. СПб: Питер, 2001. — 384 с.
  25. Д.Н., Афапосович В. Ф. Проблемы гармонизации национальных стандартов. Спецификации. М.: МИЭТ (ТУ), 1994.
  26. Деловое планирование (Методы. Организация. Современная практика): Учеб. пособие / Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 1997. — 368 с.
  27. А.Г. Конкурентоспособность международных компаний // Библиотека финансового менеджера, 2001. (www.finmanagement.ru/persona/)
  28. Д. Принципы и практика маркетинга. Пер. с англ. Учеб. пособие. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. 688 с.
  29. В.И., Макаренков Ю.М. CALS-стандарты // Автоматизация проектирования, 1997. № 2, 3, 4.
  30. Достижение качества через преобразование. Подход к улучшению управленческой деятельности. Информационный бюллетень Ассоциации Деминга / Под ред. Ю. Т. Рубаника. М.: МИЭТ (ТУ), 1995.
  31. М. Проектирование бизнеса, www.interface.ru.
  32. Ю.Л. Исследование систем управления: Уч. пособие М.: «ЗелО», 1997.
  33. Л.Г. Переход к ИСО 9000 версии 2000 года это и просто, и сложно // Сертификация. — 2000. — № 3. — С. 27−33.
  34. Э.В. Качество как фактор повышения конкурентоспособности. -С. 1−2. www/marketing/spb/ru/conf/9/42.htm
  35. . Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. М.: «Янус-К», 2001.
  36. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997. — 195 с.
  37. И.У., Ильясова J1.P. Метод расчета интегральной• конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий
  38. Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4. — С. 17−27.
  39. В., Т.Попова, Международные фаеторинговые операции. Разработка технологии, www.bizcom.ru/rus/bt/1996/nrl0/25.htm
  40. В., Т.Попова. Комплексный аналитический консалтинг в банковской деятельности, www.iac.spb.ru/itmagaz
  41. Г. Н., Козлинский А. В., Лебедев В. Н. Сравнение и проблема выбора методов структурного системного анализа // PC WEEK/RE. 1996. — №.34.
  42. М. Структурный анализ и реорганизация деятельности предприятие www.case.ru/base/c-l 0. htm
  43. В. Разработка CASE-модели офисного документооборота: методология, технология, практическая реализация. www.citforum.tsu.ru/ofis/ofis96/l 14. shtml
  44. А.И., Моисеева Н. К. Организация гармоничного производства (теория и практика): Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2003. 360 с.
  45. Г. Эффективная реклама. Пер. с англ. / Общ. ред. Е. М. Пепьковой. -М.: «Прогресс», 1991. -280 с.
  46. Г. Где живет российская электроника? // Живая электроника России-2002. Изд-во журнала «Электронные компоненты». 2002.
  47. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1998. — 144 с.
  48. А.Ф., Овсянников М. В., Стрекалов А. Ф., Сумароков С. В. Управление жизненным циклом продукции. М.: Анахарсис, 2002. — 304 с.
  49. Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3.
  50. В. От управления качеством к качеству управления // Connect! Мир связи. 1999. — № 12. — С. 66−69.
  51. Т.Л. Исследование систем управления: Уч. пособие. М.: МИЭТ, 1998.-216 с.
  52. Корчагин A. ISO 9000 — вчера, сегодня, завтра // Живая электроника России-2001. Изд-во журнала «Электронные компоненты. Спецвыпуск. 2001.
  53. Ф. Маркетинг менеджмент СПб: Питер Ком, 1999. — 896 с.
  54. Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 656 с.
  55. A.M., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. -2001.-№ 6. -С. 59−68.
  56. Я.Ю. Маркетинг тотального качества (Total Quality Marketing) -философия управления, http://www.marketing.spb.ru/read/article/a50.htm
  57. А., Орлов С. Взгляд на российский рынок электроники // Живая электроника России-2002. Изд-во журнала «Электронные компоненты». 2002. т
  58. В.А. Конфликт TQM с постсоветским менеджментом на типичном российском предприятии. Болезни российского менеджмента // Методы менеджмента качества. Госстандарта России. 2000. — № 2.
  59. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт-М, 2001. — 224 с.
  60. М.М., Осипов Ю. М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. -№ 6.
  61. М.В. Зарубежный опыт поддержки электронной промышленности и механизмы привлечения инвестиций для ее развития //Зарубежнаяэлектронная техника. 2000. — Вып.2.
  62. М.В. Итоги 2001 года и ближайшие перспективы //Зарубежная электронная техника. 2001. Вып. 4. — С. 3−14.
  63. Д.А., МакГоуэн К, SADT. Методология структурного анализа и проектирования: Пер. с англ. М.: 1993. — 240 с.
  64. Маркетинг / Н. П. Ващекин и др.- М.: МГУК. 1999.
  65. Маркетинг / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С А. Красил ьников и др.: Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
  66. Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / М. Г. Круглов, С. К. Сергеев,
  67. B.А.Такташов и др. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. — 368 с.
  68. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: «Дело ЛТД», 1994.
  69. Метод функционального моделирования. www.is.kiev.ua/rus/whitepapers/idero.htm
  70. Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 2.
  71. X., Ринне X. Статистические методы обеспечения качества. Fernuniversitat Gesamthochschule — in Hagen, Deutschland, 1993.
  72. M.P. Бенчмаркинг универсальный инструмент управления качеством // Методы менеджмента качества (Госстандарта России). — 2003. -№ 5.
  73. В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 303 с.
  74. Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке. www.marketing.spb.ru/read/m3/
  75. Н.К., Анискип Ю. П., Проскуряков А. В. Основные положения маркетинга и организационные модули в обеспечении конкурентоспособности изделий: Уч. пособие / Под. ред. Н. К. Моисеевой. М.: МИЭТ, 1980. 96 с.
  76. Н.К. Конкурентоспособность предприятий как фактор экономического роста отрасли / Известия вузов. Электроника. -2000. № 4−5.1. C. 174−179.
  77. Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 320 с.
  78. Н.К., Анискин Ю. П. Конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993. -2 т.
  79. Н.К., Кравченко Е. Ф., Аверьянов И.И. Проектирование функционально-структурной организации торговой фирмы с использованием
  80. SADT-методологи и // Маркетинг: методы, формы, исследования 1998. — № 3. -• С.47−60.
  81. Н.К., Костина.Г.Д., Конышева М. В. Информационный маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. Н. К. Моисеевой. М.: МИЭТ, 2000. — 164 с.
  82. Н.К., Конышева М. В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учеб. пособие / Под ред. Н. К. Моисеевой. -М.:Финансы и статистика, 2002. 304 с.
  83. А.А., Ю.В.Обухов. Семантический анализ функциональных диаграмм информационных систем средствами объектно-ориентированного логического программирования. www.cplire.rn/Labl44/1251/4 030 000.htm
  84. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Руководители авт. колл. B.JI. Макаров, А. Е. Варшавский. М.: Наука, 2001. — 636 с.
  85. А. Д. Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2002. — 422 с.
  86. Н.А. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 6.
  87. НИОКР в США: объемы финансирования, организация, налоговые льготы». Зарубежная электронная техника. 2000. — Вып. 1. (Обзор).
  88. В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. -160 с.
  89. O.K., Попов Е. В. Виртуальный маркетинг и его применение на отечественных предприятиях // Маркетинг в России и за рубежом.- 2000. № 5.
  90. Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса. Реинжинирингорганизаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997.
  91. Организация, планирование и управление предприятиями электронной промышленности / П. М. Стуколов, А. В. Проскуряков, О. Г. Туровец, Н. К. Моисеева: Под ред. П. М. Стуколова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1986. — 319 с.
  92. С. Прямой маркетинг и современные информационные технологии // Маркетинг. .
  93. Е. Современная реклама. Теория и практика. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-320 е.
  94. Н.Н. Исследование рынка: Уч. пособие. М.: МИЭТ, 1997. 127 с.
  95. В.Н. Проблемы сохранения и развития отечественного товарного производства // Пенза: Организатор производства, региональный выпуск. -2000. № 1 — С. 5−22.
  96. Е.В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии. www.blib.al.ru/marketing/market26/3.htm
  97. М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  98. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  99. А.В., Моисеева Н. К., Аиискин Ю. П. Экономика и организация• разработок, освоения и производства изделий микроэлектроники. М.: Высшая школа, 1987.
  100. М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов: Пер. с англ. / Под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.- 224 с.
  101. JT.H., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоспособности продукции. Маркетинг в России и за рубежом. 2000.- № 1.
  102. М.И. Научные основы управления конкурентоспособностью. Учебно-методическое пособие. Владимир, 2001. 180 с.
  103. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. -*690 с.
  104. В. Состояние и перспективы развития электронной техники России. // Живая электроника России-2001. Изд-во журнала «Электронные компоненты». 2001. — С. 15−52.
  105. В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия // Стандарты и качество. -2000. № 4.
  106. И., Идрисов А. Инвестиции в промышленность возможности и препятствия // Наукоемкие технологии. Бизнес-справочник МКПП. -2001. -№ 1.
  107. В. «Коммерциализация разработки» // «Электроника. Наука, технология, бизнес». 2001. — № 2.
  108. А., Моррисон Д. Маркетинг со скоростью мысли. М.: Изд-во• ЭКСМО-Пресс, 2002. 448 с.
  109. А. Построение корпоративных информационных систем: технологии и решения, http://www.citforum.ru/database/kbd97/15.shtml, 2000
  110. Ю.И., Критенко М. И., Голубев В. В., Довбня В. Г. Особенности реализации основных положений международных стандартов серии ИСО 900 в комплексе стандартов «Климат-7». // Экономика и производство. 1999. -№ 4.
  111. Судов Е.В. CALS-технологии или Информационная поддержка жизненного цикла изделия // PCWeek/RE. 1998. — № 45 (169), 11.
  112. В.А., Подъяпольский С. Б. Вопросы оценки эффективности системы управления качеством при лицензировании предприятий оборонного комплекса // «Экономика и производство». 1999. — № 4.
  113. Н.Н. Концепция повышения конкурентоспособности электротехнической продукции путем объединения предприятий электротехнической продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. -№ 3.
  114. О.Г. Организация производства на предприятиях в условиях кризисного развития. // Воронеж: Организатор производства. 1996. — № 2,. 1996.-С. 21−22.
  115. Э.А., Арбиев Е. Т. Практический маркетинг. М.: ТЕИС, 2002. -381 с.
  116. Э.А., Кравченко В. П. Проект-менеджмент. М.: ТЕИС, 2002. — 208 с.•
  117. X., Ситникова О. Конкурентоспособность автомобиля и ее # моделирование на стадии проектирования // Маркетинг: методы, формы, исследования. 2000. — № 5.
  118. Х.Л. Оценка конкурентоспособности новой техники // Маркетинг: методы, формы, исследования. 1998. -№ 6.
  119. Р.Л. Организация производства: Учебник. ИНФРА-М, 2001. -672 с.
  120. Р.А. Управление конкурентоспособностью // Стандарты и качество (Госстандарта России). 2000. — № 10.
  121. Я.А. Стратегия развития отечественной микроэлектроники -Электронная техника. Микроэлектроника. Сер.З. — 1992. — Вып.1 (146).
  122. Я. Заметки о российской электронике // Живая электроника России-200К Изд-во журнала «Электронные компоненты». 2001.
  123. В. Интернет-маркетинг. Краткий курс. 2-е издание. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  124. И.И. За какими системами качества будущее? // Методы менеджменты качества. 2000. — № 7. — С. 8−14.
  125. A.M. Маркетинг наукоемкой продукции // Технологическое оборудование и материалы. 1997. — № 6.
  126. Шестаков A. J1. Проблемы российских предприятий, подходы к их решению, причины проблем // Методы менеджменты качества. 2000. — № 7. — С. 14−19.
  127. JI.C. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4.
  128. П.З. Достижени конкурентных преимуществ во внешней торговле. // ф Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 4.
  129. К.В., Сравнительный анализ КС и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. -№ 5.
  130. TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы / Под ред. B.JI. Рождественского и В. А. Качалова. М.: ИздАТ, 1997. — Вып. 1.-192 с.
  131. TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы / Под ред. В. А. Качалова и В.JI. Рождественского М.: ИздАТ, 1998. — Вып. 3. — 264 с.
  132. ASIC Markets. Status 2001, Integrated Circuit Engineering Corporation, ICE, 2001.
  133. CALS-технологии. www.cals.ru
  134. Ian Warnock. Manufacturing and Business Excellence Strategies, Techniques and technology. Prentice Hall Europe. 1996. — 534 c.
  135. Framework for Managing Process Improvement. Electronic College of Process Innovation. DoD USA. Vol. 1. May, 1994.
  136. The Making of a Worldwide Quality Management System // Chip. 2002. -® January. P.
  137. Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300−1 от 07.02.92 г.
  138. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 г. № 5151−1 (с изменениями)
  139. Закон РФ «О стандартизации» от 10.06.1993 г. № 5154−1 (с изменениями)
  140. Указ Президента РФ «О.государственных научных центрах Российской Федерации» от 22 июня 1993 года № 939.
  141. Постановление Госстандарта РФ от 17.03.98 N 11 (ред. от 22.04.2002) «Об утверждении положения о системе сертификации ГОСТ Р»
  142. Президентская программа «Развитие электронной техники в России» Утверждена постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 453. http://ts.vpk.ru/www-vpk/minek/program/fcp/82/index.htm
  143. Проект концепции развития венчурной индустрии в России. www.minprom.gov.ru
  144. Концепция развития науки в России, www.mpnt.gov.ru
  145. Распоряжение правительства РФ № 218-р от 20.02.2002.148. ГОСТ Р ИСО 9001−96.
  146. ИСО 8402−1994. Управление качеством и обеспечения качества. Словарь.
  147. Международный стандарт ИСО 9000: 2000.
  148. Справки об использовании средств по ГНЦ РФ ГУ НПК «Технологический центр» МИЭТ за 1994−2002 гг.
  149. Справки по источникам финансирования ГНЦ РФ ГУ НПК «Технологический центр» МИЭТ за 1994−2002 гг.
  150. Устав государственного учреждения «Научно-производственный комплекс «Технологический центр» Московского государственного института электронного техники», М.: 2000.
Заполнить форму текущей работой