Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение конкурентоспособности российских предприятий-производителей компьютерной техники

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана классификация основных направлений повышения конкурентоспособности предприятий-производителей компьютерной техники, включающая в себя следующие направления: повышение эффективности товарно-ценовой политики, оптимизация процесса организации сборки (производства) на предприятии, повышение эффективности международного сотрудничества, повышение роли гарантийного и сервисного обслуживания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции и конкурентоспособности предприятий
    • 1. 1. Сущность и значение конкуренции и конкурентоспособности предприятий
    • 1. 2. Методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятий
  • Глава 2. Состояние, факторы и резервы повышения конкурентоспособности предприятий — производителей компьютерной техники
    • 2. 1. Современные тенденции развития мирового рынка компьютерной техники
    • 2. 2. Современные тенденции развития российского рынка компьютерной техники
    • 2. 3. Факторы и резервы повышения конкурентоспособности предприятий — производителей компьютерной техники
  • Глава 3. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятий-производителей компьютерной техники
    • 3. 1. Повышение эффективности товарно-ценовой политики предприятия
    • 3. 20. птимизация организации сборки на предприятиях — производителях компьютерной техники
    • 3. ЗПовышение эффективности международного сотрудничества. 133 3.4Повышение роли гарантийного, сервисного обеспечения и послепродажного обслуживания потребителя
      • 3. 5. Совершенствование методов экономического стимулирования работников предприятия
  • З.бПовышение качества информационной поддержки предприятия

Повышение конкурентоспособности российских предприятий-производителей компьютерной техники (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные технологии являются важным элементом новой экономики, в которой существенную роль отводят высокопроизводительным компьютерам и сервисным станциям.

Всеобщая компьютеризация, начавшаяся в России с 90 — х годов, постепенно охватила все сферы жизни. Компьютеры пользуются постоянным спросом у населения и предприятий.

По мере развития рыночных отношений, в России сформировалась и постоянно развивается новая отрасль, связанная с поставкой, сборкой и реализацией персональных компьютеров и серверных станций (IT индустрия).

В настоящее время (период с 2001 по 2004 г. г.) IT индустрия развивается крайне динамично. Конкуренция на этом сегменте рынка очень высокая, несмотря на наличие разнообразных барьеров административного и неадминистративного характера. Созданные в 1990 г. компании, как правило, по своей юридической и экономической сущности являются малыми предприятиями, не имеющими опыта работы в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры, а избыточный спрос на компьютеры и серверы привели к тому, что компании не готовы комплексно решать задачи, связанные с усилением позиций конкурирующих компаний. В свою очередь потребители заинтересованы в дешевых и надежных компьютерах. Эта проблема может быть решена за счет усиления конкурентоспособности предприятий — производителей компьютерной техники.

Различные аспекты данной проблемы применительно к IT индустрии рассмотрены в научно-практических публикациях топ менеджеров ведущих компьютерных компаний Винокурова Д., Гольденберга Д., Краснова М., Кудрявцева А., Рахматуллина А.,.

Яппарова Т. Вместе с тем отсутствует комплексное научное исследование вопросов, связанных с конкуренцией производителей компьютерной техники, и это обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы.

Изучение по сути новой отрасли экономики, создание комплексных научных подходов, связанных с повышением конкурентоспособности компаний на внутреннем и внешнем рынках, рассматривается как перспективное научное направление.

Результаты работы имеют высокую народно-хозяйственную значимость, так как могут быть использованы для повышения конкурентоспособности не только для предприятий — производителей компьютерной техники, но и во многих отраслях экономики Российской Федерации.

Цели и задачи исследования.

Целью данного исследования является разработка рекомендаций для повышения конкурентоспособности предприятий-производителей компьютерной техники в условиях развития рыночных отношений в России.

В соответствии с заданной целью в диссертационной работе поставлены и решены следующие задачи:

• рассмотрена сущность и обоснованы методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятий — производителей компьютерной техники;

• оценено состояние конкуренции предприятий IT рынка и основных факторов, влияющих на их конкурентоспособность;

• проведен анализ текущего состояния мирового рынка производителей компьютерной техники;

• раскрыты основные направления развития международного сотрудничества российских предприятий;

• проведена оценка существующей системы ценообразования и ассортиментной политики на предприятиях;

• разработан проект возможного варианта конвейерной линии производителя;

• обоснована методика оценки экономической целесообразности размещения сборочного конвейера предприятий — производителей компьютерной техники;

• дана оценка системы послепродажного (сервисного) обслуживания сложных, настольных персональных компьютеров и серверных систем;

• раскрыты основные направления совершенствования международного сотрудничества;

• даны рекомендации по совершенствованию методов стимулирования работников компании;

• разработана методика по повышению информационной поддержки предприятия.

Объектом исследования являются: внутренний и внешний рынок компьютеров, серверных станций, а также российские производители компьютерной техники.

Предметом исследования являются проблемы конкурентоспособности предприятий — производителей компьютерной техники в условиях рыночной экономики России.

Теоретической и методической основой диссертации являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития рыночной конкуренции.

В исследовании автор также руководствуется законодательными актами Российской Федерации, нормативными и правовыми документами. При выполнении исследований использованы материалы ведущих компаний России: ООО «ПК Аквариус», ООО «Аквариус.

Дата", ООО «Крафтвей», аналитические материалы компании IDC,.

PCWeek, КомпьютерПресс.

Для решения поставленных в работе задач использовались методы логического и экономического анализа, а также статистические методы экспертных оценок.

Научная новизна работы заключается в следующем:

• разработана классификация основных направлений повышения конкурентоспособности предприятий-производителей компьютерной техники, включающая в себя следующие направления: повышение эффективности товарно-ценовой политики, оптимизация процесса организации сборки (производства) на предприятии, повышение эффективности международного сотрудничества, повышение роли гарантийного и сервисного обслуживания, совершенствование методов стимулирования сотрудников, повышение информационной поддержки предприятия;

• разработана и экономически обоснована методика предоставления скидок потребителям;

• предложена методика оценки эффективности международного сотрудничества российских предприятий — производителей компьютерной техники;

• обоснована и разработана методика размещения производства предприятий — производителей компьютерной техники.

• разработан метод оценки структур послепродажного сервисного обслуживания;

• разработаны рекомендации по совершенствованию экономического стимулирования работников предприятия;

• разработана методика повышения эффективности ^ информационной поддержки предприятия.

Практическая значимость работы.

Использование предложений и методических рекомендаций, изложенных в диссертационной работе, позволит на более высоком научном уровне решить проблему повышения конкурентоспособности предприятий — производителей компьютеров. Научные разработки данной диссертации могут быть также использованы в учебно — методической работе.

Отдельные рекомендации, изложенные в работе, уже одобрены и приняты к внедрению на ООО «ПК Аквариус», ООО «Аквариус Дата» и ООО «Аквариус Сервис».

Публикации.

По теме диссертации автором опубликовано 4 печатных работы. т.

Выводы и предложения.

По результатам проведенных в диссертационной работе исследований, можно сделать следующие выводы и предложения:

1. Повышение конкурентоспособности российских предприятий-производителей компьютерной техники является важнейшим условием улучшения качества компьютеров и уменьшения цен на них.

2. Уровень конкурентоспособности предприятийпроизводителей компьютерной техники предлагается оценивать на основе анализа долей рынка. Динамика доли достаточно объективно характеризует круг конкурентов, чьи интересы затрагивает фирма, цели, которые реально могут быть поставлены и достигнуты фирмой.

3. Каждый производитель должен проводить политику по снижению доли затрат в структуре себестоимости продукции. Рекомендуется проводить ежемесячный мониторинг изменений по центрам прибыли и затрат предприятия. Для этого можно использовать как частные, так и обобщающие показатели. В качестве частных используются: отношение стоимости реализованной продукции в неизменных ценах к ее количеству за текущий период, отношение прибыли к общей стоимости продаж, отношение стоимости нереализованной продукции к общей стоимости произведенной продукции. А обобщающихотношение общей прибыли к совокупным затратам на производство и реализацию компьютеров.

Объемы реализации на мировом рынке падают, что приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке из-за пересмотра политики экспансии зарубежными производителями. В свою очередь рекомендуется российским предприятиям следить за деятельностью зарубежных конкурентов и по ситуации незамедлительно принимать контрдействия. Для определения допустимого размера предоставляемой скидки с цены продукции предприятий — производителей компьютерной техники предлагается проводить ее сравнение с предполагаемой экономией, получаемой в результате экономии затрат на маркетинг, затрат на хранение, на оформление документов, экономии затрат на транспортировку и финансовых потерь при организации дополнительного кредитования предприятия.

Максимально допустимый размер предоставляемой скидки с цены продукции не должен превышать получаемую экономию. Выбор оптимального территориального размещения конвейерной линии предлагается осуществлять по методике, основанной на сопоставлении показателей по центрам затрат. При этом особенное внимание следует уделить развитию инфраструктуры планируемого места дислокации производственного комплекса.

При выборе программы сервисного и гарантийного обслуживания выпущенной техники рекомендуется обратить внимание на объем затрат, а это, как правило, затратная статья любого предприятия, как на некий показатель качества продукции, при повышении которого возможно существенно снизить указанные затраты.

8. Одной из важнейших проблем современного компьютерного производителя является качество информационного обеспечения на предприятии. Рекомендации по выбору информационной составляющей и автоматизации даны в работе, что позволяет эффективно оценить потребности компании в разного рода информационных оболочках. В диссертации разработана методика по оценке и выбору необходимой программы.

9. Качество компьютеров и комплектующих оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности страны. Так как техника поставляется для нужд Министерства обороны, следует помнить, что от ее надежности зависит обороноспособность страны. Вся техника должна быть сертифицирована и соответствовать установленным ГОСТам и нормативам, кроме этого она должна пройти все этапы специальных проверок, а информация, хранящаяся на ней, должна быть защищена новейшими разработками в этой области.

10. При принятии решения по инвестированию средств в намеченные проекты в целях оптимально-максимального получения прибыли использовать методику автора, базирующуюся на мониторинге не отдельно каждого проекта, а нескольких, объединенных для достижения одной цели. В таком случае становится легче отследить переломный момент, после которого объем денежных поступлений начинает сокращаться, что служит сигналом для внедрения новых более перспективных проектов.

11. Материальная заинтересованность работающих на предприятии-производителе компьютерной техники является важнейшим фактором, оказывающим влияние на уровень конкурентоспособности. Рекомендуется сформировать специальный фонд поощрения работников за повышение объема реализации продукции. В такой связке работники будет более заинтересованы в увеличении объема производства и реализации продукции. Распределять ресурсы фонда предлагается в процентном отношении к окладам работников. Особо следует выделить выскоквалифицированный персонал, потеря которого приведет к резкому, хоть и временному, ухудшению деятельности предприятия-производителя, для их экономического стимулирования предприятием может предусматриваться различного рода опции и возможные компенсационные схемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 N 948−1// «Российская газета», 26.04.1991 г.
  2. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23.06.1999 N 117-ФЗ// «Российская газета», 29.06.1999, N 120
  3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 01.01.1996 г., N 1
  4. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 21.08.1995 г., N34
  5. Приказ ГАК России «Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке» от 03.06.1994 N 67
  6. Г. Л., Челенков А. П. «Конкурентные преимущества фирмы», М., 2000 г.
  7. Г. Л. «Конкуренция: анализ, стратегия и практика», М., 1996 г.
  8. Ансофф И «Стратегическое управление», М., «Экономика», 1989 г.
  9. Г. Л., Мори Акира и др. «Маркетинговый анализ деятельности предприятия», М., «ГАУ», 1993 г.
  10. Ю.Алексунин В. А., «Маркетинг: учебник», М., 1996 г.11 .Быстров К.JI. Повышение конкурентоспособности хлебопекарных предприятий. Автореф., М 1999.
  11. И.Г. «Основы финансового менеджмента», М., 1997 г.13. «Внешнеэкономическая деятельность предприятия"/ под.ред.Стровского Л. Е., М., „ЮНИТИ“, 1996 г.
  12. Н.Васьковский А. С. „Роль конкуренции в становлении рыночной экономики“, М., 2000 г.
  13. О.С., Наумов А. И. „Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс“, 1996 г.
  14. И., Реветлоу П. „Экономика фирмы: учебник“, пер. с датского, М., „Высшая школа“, 1994 г.
  15. ГерчиковаИ.Н. „Менеджмент: практикум“, М., 1998 г.
  16. О.Г. „Экономическое развитие в условиях несовершенной конкуренции. Подходы к многоуровневому моделированию“, М., 1999 г.
  17. Е.П. „Маркетинговые исследования: теория, методология и практика“, М., „Финпресс“, 1998 г.
  18. Е.А., Карелик А. Е. „Основы экономики фирмы“, С-Пб., 1997 г.
  19. Е., Хёршген X. „Практический маркетинг“ Учебное пособие / Пер. с нем. А.М.Макарова- Под ред. И. С. Минко, М., „Высшая школа“, 1995 г.
  20. П.Ф. „Управление, нацеленное на результаты“ М., Технологичекая школа бизнеса, 1994 г.
  21. Ю.Я. „Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий“, М., 2001 г.24.3акутина Г. П., Кедровская Л. Г., Шумов Ю. А. „Информационное обеспечение конкурентоспособности продукции“, М., 1989.
  22. Ю. Б. Система факторов конкурентоспособности предприятия Уфа: УНЦ, 1995 г.
  23. Игольников Н, Н., Патрушева Е. Г. „Экономические основы конкурентоспособности предпринимательского дела“, Ярославль, „ЯГУ“, 1996 г.
  24. Т.М., Каретникова М. В. „Конкурентоспособность фирм“, Челябинск, „ЧТАУ“, 1996г.
  25. И.М. „Конкуренция и предпринимательство“ пер. с англ., М., „Юнити“, 2001 г.
  26. Ю.И. „Теория и практика конкуренции“, Саратов, Саратовская государственная экономическая академия, 1996г.
  27. Ф. „Основы маркетинга“ М., „Прогресс“, 1990 г.
  28. Ламбен Ж.-Ж. „Стратегический маркетинг. Европейская перспектива“, 1994 г.
  29. И.М. „Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг“, М., 2001 г.
  30. М.Д., Алексейчева Е. Ю. „Проблемы повышения конкурентоспособности пивоваренных предприятий“, М., 2000 г.
  31. А. Принципы экономической науки —М.Прогресс, 1993 г.
  32. B.C. „Анализ конкурентоспособности фирмы“, М., 1998 г.
  33. Ю.В. „Экономические основы организации конкурентоспособного производства“, М., 2000 г.
  34. Н.К. „Международный маркетинг“, М., Центр экономики и маркетинга, 1998 г.
  35. М. „Международная конкуренция“, М., „Международные отношения“, 1996 г.39."Портфель конкуренции и управления делами» под.ред.
  36. Ю.Б., М., «Солинтек», 1996 г.
  37. Дж. «Экономическая теория несовершенной конкуренции» пер. с англ., М., «Прогресс», 1986 г.
  38. Н.М. «Конкурентный процесс в современной рыночной экономике» М., 2001 г.
  39. А.Н., Коряюгов Ю. Ю., Красильников С. А. и др. «Маркетинг: учебник», М., «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 1996 г.
  40. П.А. «Экономика», М., «Альфа», 1993 г.
  41. С. Г. Литвинов А. А «Конкуренция и предпринимательские решения», Ульяновск, 2000г.
  42. И. А. «Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России», М., «ИНФРА», 1997 г.
  43. В.П., Крутикова Ф. А. «Толковый словарь рыночной экономики», М., Рекламно-издательская фирма «Глория», 1993 г.
  44. Г. К. Сапрыкин И.В «Конкурентная стратегия фирм и банков» М., 2001 г.
  45. Р. «Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании», М., «Прогресс», 1998 г.
  46. Э.А. «Цены, ценообразование. Ценовая политика», М., «Тандем, 1997 г.
  47. И. П. „Основы внешнеэкономических знаний“, М. „Международные отношения“, 1990 г.51 .Фатхутдинов Р. А. „Менеджмент конкурентоспособности“, М., 1995.
  48. Р.А. „Конкуренция: экономика, стратегия, управление“, М., „Инфра -М“, 2000 г.
  49. Р.А. „Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент“, М., 2002 г.
  50. Ф.А. „Познание, конкуренция и свобода“, СПб., „Пневма“, 1999 г.
  51. А. Г. „Рыночная конкуренция“, М., 1994 г.
  52. Г. Н. „Стратегия ценообразования в маркетинговойполитике предприятия“, М., „ИНФРА“, 1995 г.
  53. Н.И. „Конкурентоспособность товаров и предприятий“, Новосибирск, 1998г.
  54. И. Теория экономического развития. -М.: Прогресс, 1982.
  55. ЭрхардЛ. „Благосостояние для всех“, М., 1991 г.
  56. А.Ю. „Конкуренция: теория и практика“, 3-е изд., М., 2001 г.
  57. Ю. „Революция в экономике“, М., „Экономика“, 1990 г.
  58. Н.И. „Международное регулирование конкурентных отношений“, М., 2000 г.
  59. Porter М. Competitive Strategy Techniques for Analyzing Industries and Competitions NY: The Free Press, 1980
  60. В. Л. „Анализ конкурентоспособности фирмы“ // Маркетинг в России и за рубежом, 2001 г. № 5
  61. А.А. „Конкуренция в XXI веке“ // Маркетинг, 2001 г., N 5
  62. А.А. „Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия“ // „Маркетинг в России и за рубежом“, 2003 г, № 4
  63. И. „Организация искусственной конкуренции как метод стимулирования экономики“ // Общество и экономика, 2001 г., N 2
  64. Е.П. „Исследование рынков“ // Маркетинг в России и за рубежом, 1999 г. № 1
  65. Е.Т., Новиков Д. Т., Захаров А. Н. „Анализ конкурентоспособности продукции“ // Маркетинг в России и за рубежом, 2002 г. № 3
  66. В.М., Трофимова И. Н., Чертко Н. Т. „Конкурентоспособность России в оценках Всемирного экономического форума“ // Вопросы статистики, 2001 г., N 3.
  67. П.С. „Конкуренция неотъемлемое свойство развитого рынка“ // Маркетинг, 1997, № 5.
  68. П.С. „Конкурентоспособность и маркетинг“ // Российский экономический журнал, 1995, № 12
  69. В. „Цели и структура корпорации как основы ее конкурентоспособности“ // Проблемы теории и практики управления, 2001, № 3
  70. Е.Б. „Оценка конкурентоспособности товара“ // Маркетинг в России и за рубежом, 2000 г, № 3
  71. В. „Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России“ // Мировая экономика и международные отношения, 2001 г., N 3
  72. A.M., Еленева Ю. Я. „Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки“ // Маркетинг в России и за рубежом, 2001 г., № 6
  73. В. Яшин Н. „Оценка уровня конкурентоспособности предприятий: возможный подход“ // Власть, 1999 г., N 10.
  74. В. „Укрепление конкурентоспособности малых и средних предприятий на международных рынках“ // Проблемы теории и практики управления, 1997, № 5
  75. И.В., Нещадин А., Эйкельпаш А. „Конкурентная стратегия“ // Вопросы экономики, 1998 г., № 9
  76. М.М., Осипов Ю. М. „Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции“ // Маркетинг в России и за рубежом, 2001 г, № 6
  77. С. „Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей“ // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 1
  78. В. „Изменение конкурентной ситуации на российских рынках“ // Вопросы экономики, 2003 г., N 783. „Регулирование конкурентных отношений в РФ“ // Законодательство и экономика, 1995, № 13−14
  79. К. „Конкурентоспособность и маркетинг“ // Маркетинг и маркетинговые исследования, 1996, № 1
  80. Л.Н., Контор О. Г., Хакимова Ю. Р. „Оценка конкурентоспособности продукции“ // Маркетинг в России и за рубежом, 2000, № 186."Развитие конкуренции на рынках РФ» (доклад ГКАП РФ) // Вопросы экономики, 1995 г. ,№ 11
  81. Г. Р. «Система показателей конкурентоспособности потребительских товаров» // ЭКО, 2000 г., N 4
  82. А. «Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России» (методические вопросы анализа и интегральной оценки) // Экономист, 1996 г., № 2
  83. А.К. «Проблемы конкурентоспособности ведущих российских компаний» // Россия и современный мир, 2002 г., N 2
  84. Х.А., Попова Е. В. «Как измерить конкурентоспособность предприятия?» // Маркетинг в России и за рубежом, 2003 г, № 4
  85. Р.А. «Стратегическая конкурентоспособность и экономика России» // Общество и экономика, 2003 г., N 1
  86. Ф. «Конкуренция как процедура открытия» // Мировая экономика и международные отношения, 1989 г., № 12
  87. С. «Оценка конкуренции в российской промышленности» // Общество и экономика, 2000 г., N 9−10
  88. А. «Высокая цена конкурентоспособности» // Экономист, 2003 г., N 1
Заполнить форму текущей работой