Портрет персонажа в структуре эпического произведения: «гротескный» и «классический» типы
Диссертация
Первый из типов — «классический» — характеризуется, как показал анализ романа Лермонтова, яркой обозначенностью границ на разных уровнях: визуальных границ изображенных предметов, границ кругозоров субъектов, разграничением композиционно-речевых форм. Выделение той или иной детали в портрете «внутреннее» мотивировано имплицитной оценкой объекта и спецификой взгляда субъекта, иногда — и тем… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ФОРМА ПОРТРЕТА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
- ЕЕ СПЕЦИФИКА, ГРАНИЦЫ И КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ
- 1. Визуальный образ-знак в литературном и живописном произведении
- Проблема изображения облика персонажа в двух видах искусств
- 2. «Портрет» как искусствоведческое и литературоведческое понятие
- 3. Типы портретов в развитии словесного искусства
- Гротескная и «классическая» формы образности
- Глава 2. ФОРМА ПОРТРЕТА В «ГЕРОЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
- 1. Система портретов в «Герое нашего времени»
- 2. Литературные отсылки в портретах в «Герое нашего времени»
- 3. Классический тип портрета в романе
- Глава 3. ФОРМА ПОРТРЕТА В ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
- 1. Система портретов в «Мертвых душах»: формы описания и их функции
- 2. «Гротескный параллелизм» как один из признаков гротескного портрета
Список литературы
- Бальзак О. де. Тридцатилетняя женщина / Оноре де Бальзак — перевод А. А. Худадовой, Н. М. Жарковой. М.: Худож. лит., 1993. — 448 с. — ISBN 5−85 201 -188−6.
- Бестужев-Марлинский А. А. Вечер на бивуаке — Второй вечер на бивуаке // Собрание сочинений: В 2 т. / вступ. статья, подготовка текста Н. Н. Маслина — примеч. Н. Н. Домановского, Н. Н. Маслина. М.: Гослитиздат, Лен. отд-ние, 1958.-Т. 1.
- Гете В. Годы учения Вильгельма Майстера / В. Гете — перевод С. Г. Замайского — редактор С. М. Гинц. Пермь: Пермское книжное изд-во, 1959. 546 с.
- Гоголь Н. В. Мертвые души // Полное собрание сочинений: В 13 т. / ред. Н. Ф. Бельчиков, Н. И. Мордовиченко, Б. В. Томашевский — текст и коммент. подготовили В. А. Жданов, Э. Е. Зайденшур. М.: Изд-во АН СССР, 1951. -Т. 6.
- Жуковский В. А. Ундина. Старинная повесть // Собрание сочинений: В 3 т. -М., 1986.-Т. 1.
- Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Собрание сочинений: В 6 т. / ред. Б. М. Эйхенбаум. М., 1988. — Т. 2.
- Краткий словарь терминов истории искусств / под ред. С. Г. Власова, С. Ю. Саргиной. М.: Искусство, 1976. — 211 с.
- Лермонтовская энциклопедия / под ред. В. А. Мануйлова. М.: Советский писатель, 1981. — 786 с.
- Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Издательство Кулагиной- Intrada, 2008. — 358 с. — ISBN 978−5-903 955−01−5.
- Терминологический словарь «Аполлон»: Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура / под ред. А. М. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997. -735 с.
- Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь / В. Г. Власов — ред. О. В. Акбулатова. СПб.: Икар, 1993. — 272 с. — ISBN 5−85 902−067−2.
- The dictionary of art: in 34 vol. / J. Turner. Grove, London: Macmillan publishers limited, 1996.-ISBN 1−8 844 600−0.
- Алпатов В. М. Всеобщая история искусств / В. М. Алпатов — ред. Л. М. Азарова. М.: Искусство, 1955. — 350 с.
- Алпатов В. М. Художественные проблемы искусства / В. М. Алпатов — ред. А. Г. Шульгин. М.: Искусство, 1987. — 221 с.
- Андроникова М. И. Об искусстве портрета / М. И. Андроникова — ред. Л. М. Азарова. М.: Искусство, 1975. — 374 с.
- Андроникова М. И. Портрет : от наскального рисунка до звукового фильма / М. И. Андроникова — ред. JI. М. Азарова. М.: Искусство, 1980. — 442 с.
- Бахтин М. М. Автор и герой : к философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин — сост. и автор вступит, статьи С. Г. Бочаров — примеч. С. Г. Бочаров, С. С. Аверинцев, ред. Н. Николюк. М.: Academia, 2000. — 332 с. — ISBN 5−267−272−0.
- Блюменфельд Б. М. К характеристике наглядно-действенного мышления / Б. М. Блюменфельд // Известия АПН СССР / ред. Я. М. Шаргин. Вып. 13. — М.: Изд-во АПН СССР, 1948. — С. 28−36.
- Валлон А. От действия к мысли / А. Валлон — ред. С. JI. Коневский. М.: Наука, 1956.- 123 с.
- Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств — Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Г. Вельфлин — перевод с нем. А. А. Франковского — под ред. Д. М. Щагин. М. — Л.: Academia, 1922. — 290 с.
- Вельфлин Г. Ренессанс и барокко : исследование сущности и становление стиля барокко в Италии / Г. Вельфлин — перевод Е. Г. Лундберга — под ред. Е. Н. Козиной. СПб.: Азбука-классика, 2004. — 286 с. — ISBN 5−352−00−608−5.
- Ветров А. А. Предмет семиотики / А. А. Ветров // Вопросы философии / ред. Т. М. Порохова. М.: Изд-во АПН СССР, 1964. — Вып. 11. — С. 47−56.
- Вибер Ж.-Ж. Живопись и ее средства / Ж.-Ж. Вибер — перевод с франц., примечания М. М. Гольдберг. М.: Изд-во Академии хужодеств СССР, 1961. -232 с.
- Виппер Б. Р. Проблема сходства в портрете / Б. Р. Виппер. М.: Меркурий, 1918.-120 с.
- Галанов Б. Е. Живопись словом : человек, пейзаж, вещь / Б. Е. Галанов — ред. Н. Д. Костржевская. М.: Советский писатель, 1972. — 184 с.
- Галанов Б. Е. Искусство портрета / Б. Е. Галанов — ред. Е. И. Изгродина. -М.: Советский писатель, 1967. 207 с.
- Гачев Г. Д. Жизнь художественного сознания : очерки по истории образа / Г. Д. Гачев — ред. Ю. Кошкарод. М.: Искусство, 1972. — Часть 1. — 120 с.
- Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей о Г. фон Маре / А. Гильдебранд — предисл. и перевод А. В. Васнецова. -М.: Изд-во МПИ, 1991. 137 с. — ISBN 5−7043−0071−5.
- Данилова И. Е. Портрет в европейской живописи XV—XX вв.еков / И. Е. Данилова — ред. Д. В. Соваргина. -М.: Советский художник, 1975. 205 с.
- Добрынин Н. Ф. Проблема значимости при образовании временных связей у человека / Н. Ф. Добрынин // Тезисы докладов на совещании по психологии. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-С. 17−18.
- Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения / Л. Ф. Жегин — вступ. статья Б. А. Успенский- ред. Е. С. Новик. М.: Искусство, 1970. — 235 с.
- Женский портрет в русском искусстве XV—XX вв.еков: антология / сост. JI. В. Мочалов, И. А. Барабанова. JI.: Аврора, 1974. — 232 с.
- Жуковский В. И. Зримая сущность / В. И. Жуковский, О. В. Пивоваров — ред. К. JI. Калинин. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. — 284 с.
- Зингер JI. Очерки по теории и истории портрета / JI. Зингер — ред. Ю. М. Сергеева. -М.: Знание, 1986. 108 с.
- Каган М. Г. Эстетика как философская наука / М. Г. Каган — ред. А. Д. Койльшер. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — 380 с.
- Кантор А. М. Изобразительное искусство двадцатых годов / А. М. Кантор — ред. В. К. Соколова. М.: Искусство, 1973. — 47с.
- Кантор А. М. О стилях / А. М. Кантор — ред. Т. Г. Гурьева. М.: Советский художник, 1962. — 80 с.
- Кантор А. М. Предмет и среда живописи / А. М. Кантор — ред. Г. В. Жувалтис. Таллинн: Кунст, 1988. — 127 с.
- Кричевская Л. И. Портрет героя / Л. И. Кричевская — ред. Т. Ю. Сомова. М.: Наука, 1994.- 110 с.
- Ланг А. П. О понятии наглядности и ее роли в процессе обучения / А. П. Ланг. Таллин: Валнус, НИИ педагогики Эст. ССР, 1967. — 70 с.
- Ланг Д. Опыт о человеческом разуме : избранные философские произведения / Д. Ланг- ред. В. С. Новгородов. М.: Наука, 1960. — Т. 1. — 340 с.
- Левидов А. М. Автор образ — читатель / А. М. Левидов — ред. В. Б. Жирин. -Л.: ЛГУ, 1983.-350 с.
- Лосев А. Ф. История эстетических категорий / А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков. М, 1965.-372с.
- Лотман Ю. М. Лекции по струтуральной поэтике / Ю. М. Лотман // Уч. записки Тартуск. ун-та / ред. О. Л. Щиранский. Тарту: Изд-во Тартуск. ун-та, 1960. — Т. 1.
- Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман — ред. И. Т. Вагин. СПб.: Искусство, 1998.-700 с.
- Ляшка А. В. Автопортрет как феномен самосознания культуры : автореф. дис.. канд. искусствовед, наук / А. В. Ляшка. СПб., 2001.- 24 с.
- Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины : очерк о языке живописи / Л. В. Мочалов — ред. Д. Л. Лонов. М.: Советский художник, 1983. -375 с.
- Недошивин Г. Очерки теории искусства / Г. Недошивин // Искусство / ред. Ю. К. Атуев. -М.: Наука, 1953. Вып. 5. — С. 218−220.
- Ортега-и-Гассет X. Эстетика — Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет — вст. ст. Г. М. Фридлендер — сост. В. Е. Багно. М.: Искусство, 1991. — 588 с. -(История эстетики в памятниках и документах).
- Переверзев В. Ф. У истоков русского реального романа / В. Ф. Переверзев — ред. В. В. Жданов. М.: Гослитиздат, 1937. — 145 с.
- Пирс Ч. Избранные философские произведения / Ч. Пирс — пер. К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриев — ред. Л. Макеева. М.: Логос, 2000.-411 с.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие / И. Рок — ред. С. И. Смирнова. -М.: Просвещение, 1980. 103 с.
- Сапего И. Г. Предмет и форма : роль восприятия материальной среды художником в создании пластических форм / И. Г. Сапего — ред. Ю. Д. Соколов. -М.: Советский художник, 1984. 302 с.
- Сарабьянов Д. Образы века / Д. Сарабьянов — ред. В. С. Олешин. М.: Советский художник, 1961. — 301 с.
- Сухачев Л. И. О семиотике Ч. С. Пирса / Л. И. Сухачев. СПб.: Наука, 2003. — 103 с.
- Тамарченко Д. Е. Из истории русского классического романа. Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Д. Е. Тамарченко — предисл., ред. Г. М. Фридлендер. М. — Л.: Изд-во АН СССР (Пушкинский дом), 1961. — 167 с.
- Тамарченко Н. Д. Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра / Н. Д. Тамарченко — ред. И. Г. Рыжакова. М.: Изд-во РГГУ, 1997. — 201 с. — ISBN 5−7281−0146.
- Тома Л. К вопросу о дифференциации портрета как жанра живописи / Л. Тома // Советское искусствознание / ред. И. А. Паршев. М.: Искусство, 1978.-С. 92−104.
- Тюхтин В. С. Проблемы теории отражения : автореф. дис.. докт. философских наук / B.C. Тюхтин. М.: Изд-во МГУ, 1970. — 19 с.
- Фаворский В. А. О искусстве, книге, гравюре / В. А. Фаворский. М.: Книга, 1986−238 с.
- Фаворский В. А. О рисунке, о композиции / В. А. Фаворский — ред. Д. М. Орешкин. Фрунзе: Кыргызстан, 1966. — 71 с.
- Фальк Р. Беседы об искусстве / Р. Фальк — ред В. С. Шаношников. М.: Советский художник, 1981. — 255 с.
- Фарино Е. О. О парадигме «Портрет Акт — Натюрморт»: и ее семиотике / Е. О. Фарино // Studia Litteraria Polono-Slavica. — Warzsawa, 2002. — С. 13−74. -ISBN 1−0098−456−0.
- Флоренский П. А. История и философия искусства / П. А. Флоренский // Философское наследие. Т. 131 / ред. игумен Андроник (А. С. Трубачев). М.: Мысль, 2000. ISBN: 5−244−955−9
- Фролова О. Е. Организация пространства русского повествовательного художественного текста первой половины XIX века / О. Е. Фролова — ред. С. И. Семин. М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 2000. — 304 с. — ISBN 5−13 200 643−8.
- Ходанен Л. А. Поэтика времени в русском философском романе конца 30-х нач. 40-х гг.: автореф. дис.. канд. наук / Л. А. Ходанен. — Москва, 1978. — 20 с.
- Шкловский В. Б. Заметки о прозе русских классиков / В. Б. Шкловский — ред. В. Дорофеева. М.: Сов. писатель, 1953. — 321 с.
- Шкловский В. Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. М.: Федерация, 1929. -265 с.
- Штофф В. А. Моделирование философии / В. А. Штофф — ред. Е. Ю. Живин. М.- Л.: Наука (Ленинградское отд-ние), 1966. — 301 с. 88. 20th century portraits / J. Gibson. London: NPG, 1978.
- Bane A., La perspective unveligne / A. Bane, A. Flaun. Paris: LAS, 1968. -245 p.
- Barasch F. The Grotesque: a study in meanings / F. Barasch. Paris: Mouton, 1971.-236 p.
- Barck K. Poesie und imagination / K. Barck. Stuttgart — Weimar: Metzler, 1993.- 281 s.
- Beltrame F. Teoria del grotesco: con un’esempflificatione nel racconto di N.V. Gogol' / F. Beltrame. Marino De Grassi- Ediozioni della Laguna, 1996. — 172 s.
- Bense M. Die Eigenrealitat der Zeichen / M. Bense. Baden-Baden: Metzler, 1992. -389 s.
- Bilzer B. Begrifflexikon der Bildenden Kunste / B. Bilzer. Munchen: Rowohlt, 1977.- 330 s.
- Brilliant R. Portraiture / R. Brilliant. London: NPG, 1991.-245 p. ISBN 51 400−764.
- Britisch G. Theorie der bildende Kunst / G. Britisch. Munchen: Ratingen, 1966.-483 s.
- Campbell J. Hero with thousand faces / J. Campbell. New York: Kogin, 1949. — 346 p.
- Chastel A. La grotesque / A. Chastel. Paris: La redute, 1988. — 186 s.
- Espe H. Empirische Analyse visueller Zeichen / H. Espe. Baden-Baden: Krampen, 1983.- 126 s.
- Ewers H. Grotesken / H. Ewers. Berlin: Rowohlt, 1928. — 345 s.
- Goldstein L. Funfhundert Selbstportrats von der Antike bis zur Gegenwart / L. Goldstein. Wien: Metzler, 1936. — 347 s.
- Gornbuch E. The image and the eye / E. Gombuch. Oxford: Oxford University press, 1982.-340 p.
- Gradman E. Phantastik und Komik / E. Gradman. Bern: Francke Verlag, 1957.-324 s.
- Haig S. From Cathedral to book, from stone to press: Hugo’s portrait of the artist in 'Notre-Dame' / S. Haig. Standford: Standford French Review, 1979. — 120 p.
- Hartwig H. Sehen lernen, Kritik und Weiterarbeit am Konzept Visuelle Kommunikation / H. Hartwig. Frankfurt/M.: Rohr, 1971. — 136 s.
- Hocke R. Manierismus in der Literatur / R. Hocke. Hamburg: Rowohlt, 1966. -337 s.
- Howard D. Devils, monsters and nightmares. An introduction to the grotesque and fantastic / D. Howard. Lind: Abeland-Schuman, 1964. — 304 p.
- Jansen E. Das Groteske in der deutschen Literatur und Wirklichkeit / E. Jansen. Bonn: Bundverlag, 1980. — 256 s.
- Jessen P. Der Ornamentstil / P. Jessen. Berlin: Kunst, 1960. -134 s.
- Kamerlong K. Bildende Kunst als Zeichensystem / K. Kamerlong. Stuttgart: Reihaus, 1979. — 135 s.
- Kasack W. Die Technik der Personendarstellung bei N. V. Gogol / W. Kasack. -Wiesbaden: Bundverlag, 1957.
- Kayser W. Das Groteske: seine Gestaltung in Malerei und Dichtung. Rowohlt, 1960.
- Kowalski K. Die Wirkung visuellen Zeichen / K. Kowalski. Stuttgart: Reihaus, 1978. — 124 s.
- Krampen M. Die Welt des Zeichen / M. Krampen. Berlin: Bohlau, 1981.-438 s.
- Krampen M. Visuelle Komunikation und/oder verballe Komunikation / M. Krampen. Frankfurt/M.: Hildersheim, 1981. — 440 s.
- Kristeva Ju. Pouvoirs de l’horreur: essai sur l’abjection / Ju. Kristeva. Paris, 1980.- 120 1.
- Lindenberg D. Theories of vision from Al-Kindi to Kepler / D. Lindenberg. -Chicago: Sanders press, 1976. 239 p.
- Lund H. Text as picture: studies in the literary transformation of pictures / H. Lund. London: Lewiston, 1992. — 154 p.
- Martindale A. Heroes, Ancestors, Relatives: the birth of the portrait / A. Martindale. Maarsen: Lark & C., 1990. — 176 p. — ISBN: 5−0089−963.
- Ohler К. Idee und Gmndriss der Peiceschen Semiotik / K. Ohler. Krampen: Bohlau, 1981.-487 s.
- Pavelzig G. Uber den Begriff Anschaulichkeit / G. Pavelzig, G. Rohler. -Frankfurt/M.: WZUHB, 1961. 154 s.
- Pierce Ch. Uber die Klarheit unser Gedanken / Ch. Pierce. Frankfurt/M.: Hildersheim, 1968. -420 s.
- Ponovsky E. Die Perspektive als symbolische Form / E. Ponovsky. Berlin: Hiervart, 1927.-348 s.
- Pucker B. von. Eine Anwendung semiotisch- informationstheoretisch Asthetik im Bereich visueller Kommunikation / B. von Pucker. Stuttgart: Reihaus, 1996. -586 s.
- Robertson J. Practical problems of the portrait of the portrait painter / J. Robertson — editor-in-chief Mark Blake. London, 1962. — 187 p.
- Schnitzer J. Wort und Bild: die Rezeption semiotisch-komplexer Texte / J. Schnitzer. Wien: Braumuller, 1994. — 172 s.
- Stanzel E. Theorie des Erzahlens / E. Stanzel. Gottingen, 1961. — 230 s
- Stegu M. Texte Bilder, Bildtexte / M. Stegu. Wien: Kunst, 1993. — 287 s.
- Studia Russica XXI: сборник статей / ред. А. Золтан, Л. Ясам. Будапешт, 2004. — 346 с.
- Trabant J. Elemente der Semiotik / J. Trabant. Munchen: Karlsheim, 1981. -489 s.1. О Гоголе
- Абрамович С. Д. Способ художественного обобщения у Гоголя / С. Д. Абрамович // Гоголь и современность: творческое наследие писателя в движении эпох / ред. В. С. Агеев. Киев: Вища шк., 1983. — С. 98−105.
- Адаме В. П. Природоописания у Н. В. Гоголя / В. П. Адаме // Труды по русской и славянской филологии / ред. С. В. Юрин. Тарту, 1962. — С. 77−132.
- Анненский И. Заметки о Гоголе, Достоевском, Толстом / И. Анненский // Известия АН СССР. Серия лит. и яз / ред. С. В. Аргин. Т. 40, вып. 4. — С. 378 386.
- Анненский И. Книга отражений / И. Анненский — изд. подгот. Н. Т. Ашимбаева, И. И. По дольная, А. В. Федоров. М.: Наука, 1979. — С. 216— 225.
- Белый А. Мастерство Гоголя. Исследование / А. Белый — ред. С. Кавтарадзе. М.: Изд-во Моск. ассоц. лингвистов-практиков, 1996. — 380 с.
- Бицилли М. П. Проблема человека у Гоголя / М. П. Бицилли // Годишник на Софийского ун-та, истор.-фил. фак-та. София, 1948. — Т. 44. — 32 с.
- Будагов Р. А. Стилистическое новаторство «Мертвых душ» Н. В. Гоголя: от стиля к мировоззрению / Р. А. Будагов // Филология и культура / ред. С. М. Ишаев. -М.: Яз. рус. культуры, 1999. С. 121−151.
- Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст / М. Вайскопф. 2-е изд., испр. и расшир. — М.: РГГУ, 2002. — 686 с. — ISBN 5−96 743 253−4.
- Вересаев В. Как работает Гоголь / В. Вересаев. М.: Ardis, 1983. — 70 с.
- Вересаев В. В. Гоголь в жизни: систематический свод pi подлинные свидетельства современников / В. В. Вересаев — ред. В. В. Вересаев — предисл. Ю. В. Манна — коммент. Э. Безносова. Харьков: Прапор, 1990. — 680 с.
- Веселовский А. Н. «Мертвые души» : глава из этюда о Гоголе / А. Н. Ве-селовский//Вестник Европы. 1891.-Вып. З.-С. 68−102.
- Виноградов В. В. Избранные труды : язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой / В. В. Виноградов. М.: Наука, 2003. — 390 с.
- Виролайнен M. Н. Исторические метаморфозы русской словесности / М. Н. Виролайнен — предисл. В. М. Марковича — ред. А. Балакнина. СПб.: Амфора, 2007. — 491 с. — ISBN 978−5-367−389−5.
- Гиппиус В. Гоголь / В. Гиппиус. Л.: Мысль, 1924. — 237 с.
- Гиппиус В. В. Творческий путь Гоголя // От Пушкина до Блока / В. В. Гиппиус. М. — Л.: Наука, 1966. — С. 46−200. — 373 с.
- Гоголь и современность: творческое наследие писателя в движении эпох / ред. С. В. Щераков. Киев: Вища шк., 1983. — 150 с.
- Гоголь: история и современность: к 175-летию со дня рождения / сост. В. В. Кожинов, Е. И. Осетров, П. Г. Панамарчук — ред. В. М. Курганова. М.: Сов. Россия, 1985.-496 с.
- Гоголь: материалы и исследования / отв. ред. Ю. В. Манн. М.: Наследие, 1995.-265 с.
- Гольденберг А. X. «Мертвые души» Гоголя и традиции народной культуры / А. X. Гольденберг — ред. А. Н. Китаева. Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1991. -76 с. — ISBN 5−88 234−014−4.
- Гольденберг А. X. Архетипы в поэтике Гоголя / А. X. Гольденберг — науч. ред. Ю. В. Манн. Волгоград: Изд-во ВГПУ, Перемена, 2007. — 250 с. — ISBN 978−5-88 234−934−8.
- Гончаров С. А. Жанровая структура «Мертвых душ» Н. В. Гоголя и традиции русской прозы: автореф. дис.. канд. фил. наук / С. А. Гончаров. JI.: ЛГУ, 1985.-21 с.
- Грехнев В. А. Пушкинское у Гоголя (о символике «живого» и «мертвого») / В. А. Грехнев // Пушкин и другие: сборник статей к 60-летию проф. С. А. Фомичева / науч. ред. и сост. В. А. Кошелев. Новгород: Новгородский гос. унт, 1997.-С. 134−141.
- Гуковский Г. А. Реализм Гоголя / Г. А. Гуковский / ред. Я. Белинкис — -М. — Л.: Гослитиздат (Ленинградское отделение), 1959. 529 с.
- Егоров И. В. «Мертвые души» и жанр плутовского романа / И. В. Егоров // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. М.: Изд-во АН СССР, 1978. — Т. 37, вып. 1. — С. 32−35.
- Егоров И. В. Проблемы типологии эпических жанров и жанровая природа «Мертвых душ» Н. В. Гоголя: автореф. дис.. канд. фил. наук / И. В. Егоров.1. Донецк: ДГУ, 1974.-23 с.
- Елистратова А. А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа / А. А. Елистратова — ред. И. М. Никанорова. М.: Наука, 1972. — 303 с.
- Еремина JI. И. О языке художественной прозы Н. В. Гоголя (искусство повествования) / Л. И. Еремина — ред. Н. К. Шмаков. М.: Наука, 1987. — 176 с.
- Ермилов В. В. Гений Гоголя / В. В. Ермилов — ред. И. 3. Званов. М.: Советская Россия, 1959. — 408 с.
- Замотин И. И. Три романтических мотива в произведениях Гоголя / И. И. Замотан // Из записок общества истории, филологии, права при Варшавском ун-те. Варшава, 1902. — 25 с.
- Зеньковский В. В. О Гоголе / В. В. Зеньковский. Париж. — 260 с.
- Карпенко А. И. О народности Н. В. Гоголя: художественный историзм писателя и его народные истоки / А. И. Карпенко — ред. М. И. Салов. Киев: Вища шк., Изд-во при Киевск. ун-те, 1973.— 280 с.
- Кривонос В. Ш. Гоголь. Проблемы творчества и интерпретации / В. Ш. Кривонос — гл. ред. О. И. Сердюкова — ред. С. И. Айтасова. Самара: СГПУ, 2009. — 420 с.
- Кривонос В. Ш. «Мертвые души» Гоголя и становление новой русской прозы. Проблемы повествования / В. Ш. Кривонос — ред. С. И. Ритасова. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1985. — 159 с.
- Кривонос В. Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя / В. Ш. Кривонос. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 251 с.
- Лотман М. Ю. Проблемы художественного пространства в прозе Гоголя / М. Ю. Лотман // Труды по русской и славянской филологии. Ученые записки Тартуск. ун-та / ред. В. Д. Самарин. Тарту: Изд-во Тартуск. ун-та, 1968. -Вып. 209. — С. 5−50.
- Лотман М. Ю. Гоголь и соотнесение «смеховой» культуры с комическим и серьезным в русской национальной традиции / М. Ю. Лотман // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам / ред. Е. Г. Оржин. Тарту, 1974.-С. 131−133.
- Лотман Ю. М. В школе поэтического слова : Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Ю. М. Лотман. М.: Просвещение, 1988. — 348 с.
- Манн Ю. В. Смелость изобретения : черты художественного мира Гоголя / Ю. В. Манн — ред. В. С. Котов. М.: Дет. лит., 1979. — 142 с.
- Манн Ю. В. В поисках живой души. Писатель критика -читатель / Ю. В. Манн — ред. Э. Б. Кузьмина. — М.: Книга, 1984. — 415 с.
- Манн Ю. В. Диалектика художественного образа / Ю. В. Манн- ред. Г. Э. Великовская. М.: Сов. писатель, 1987. — 319 с.
- Манн Ю. В. Постигая Гоголя : Учебное пособие для старшеклассников и студентов вузов / Ю. В. Манн. М.: Аспект-пресс, 2005. -204 с. -ISBN: 5−75 670 385−3
- Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме / Ю. В. Манн — ред. М. Б. Магамбетов. M.: Coda, 1996. — 474 с. — ISBN: 5−89 344−02−1.
- Машинский С. И. Художественный мир Гоголя / С. И. Машинский — ред. В. И. Зайцев. М.: Просвещение, 1971. — 512 с.
- Мильдон В. И. Эстетика Гоголя / В. И. Мильдон — ред. К. Ю. Шатов. М.: ВГПК, 1998.- 127 с.
- Минюхина Е. А. Фольклорная образность в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»: автореф. дис.. канд. фил. наук / Е. А. Минюхина. Вологда, 2006. -21 с.
- Михайлова Е. Н. Проза Лермонтова / Е. Н. Михайлова — ред. Е. Ю. Жданова. -М.: Гослитиздат, 1957. 382 с.
- Набоков В. Н. Гоголь // Собр. соч.: в 5 т. / сост. С. Б. Ильина. СПб.: Симпозиум, 1997.-Т. 1.
- Переверзев В. Ф. Творчество Гоголя / В. Ф. Переверзев. Иваново-Вознесенск: Звезда, 1928. — 108 с.
- Петров А. В. Синтез жанровой природы «Мертвых душ» Н. В. Гоголя: автореф. дис.. канд. фил. наук / Петров А. В. Томск, 1999. — 19 с.
- Слонимский А. Техника комического у Гоголя / А. Слонимский- ред. В. И. Зайцев. Петроград: Academia, 1923. — 60 с. — (Вопросы поэтики. Периодическая серия, издаваемая разрядом Истории словесных наук).
- Смирнова Е. А. Эволюция творческого метода Гоголя от 1830-х гг. к 1840 г.: автореф. дис.. канд. наук / Е. А. Смирнова. Тарту, 1974. — 19 с.
- Смирнова-Чикина Е. С. Поэма Гоголя «Мертвые души»: комментарий / Е. С. Смирнова-Чикина- ред. К. В. Дедов. Л.: Просвещение, 1974. — 318 с.
- Солертинский Е. Е. Герой нашего времени / Е. Е. Солертинский — ред. И. В. Коварев. Вологда, 1973. — 173 с.
- Турбин Н. В. Гоголь. Лермонтов. Пушкин. Опыт жанрового анализа / Н. В. Турбин — ред. Ю. Н. Каровский. М.: Наука, 1996. — 380 с.
- Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь. К теории пародии / Ю. Н. Тынянов. Петроград: Изд-во ОПОЯЗ, 1921. — 45 с.
- Федоров В. В. Поэтический мир Гоголя / В. В. Федоров // Гоголь: история и современность: к 175-летию со дня рождения / ред. В. К. Самарин. М.: Советская Россия, 1985. — С. 232−263.
- Храпченко М. Б. Творчество Гоголя / М. Б. Храпченко — ред. А. С. Васина. М.: Современник, 1954. — 628 с.
- Шагинян Р. П. К деструктивной несовместимости образов (II том «Мертвых душ») / Р. П. Шагинян // Вопросы поэтики. Труды Самаркандского ун-та — ред. А. С. Аванесов- Самарканд: Изд-во Самарканд, ун-та, 1973. -Вып. 38.-С. 561−580.
- Эйзенштейн С. М. Пушкин и Гоголь / С. М. Эйзенштейн // Киноведческие записки / под ред. К. В. Курочкина. 1997−98. — Вып. 36−37. — С. 180−220.
- Энгельгардт Н. Гоголь и романы двадцатых годов / Н. Энгельгардт // Исторический вестник. 1902. — Февраль. — С. 561−580.
- Andreas G. M. Ju. Lermontov: Konzeption des literarischen Helden / G. Andreas. Munchen: Saguer, 1970. — 256 s.
- Fanger T. The creation of N. V. Gogol / T. Fanger. Cambridge — London: University press, 1979. — 120 p.
- Guenter H. Das Groteske bei N. V. Gogol. Formen und Funktionen / H. Guenter. Munchen: Saguer, 1968. — 306 s.
- Shapiro G. Nikolaj Gogol and the Baroque Cultural Heritage / G. Shapiro. -Pensylvania State University Press, 1993. 259 p.1. О Лермонтове
- Гирнштейн Э. Судьба Лермонтова / Э. Гирнштейн — ред. Ю. Д. Смирин. -М.: Наука, 1964.- 135 с.
- Дюшен Э. Поэзия Лермонтова и ее отношение к западноевропейской традиции / Э. Дюшен — перевод с франц. Б. В. Зеволина — ред. П. П. Миндалев. -Казань: Изд-во книжного магазина И. А. Голубева, 1914.
- Заславский И. Я. М. Ю. Лермонтов и современность / И. Я. Заславский — ред. И. Я. Дашковская. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1963. — 124 с.
- Копытцева H. М. «Герой нашего времени» как психологический роман : автореф. дис.. канд. наук / H. М. Копытцева. Л., 1977. -23 с.
- Коробка Н. И. Личность в русском обществе начала XIX века. Пушкин -Лермонтов / Н. И. Коробка. СПб.: Типография «Энергия», 1903. — 20 с.
- Мануйлов В. А. «Герой нашего времени» Лермонтова как реалистический роман / В. А. Мануйлов // М. Ю. Лермонтов. Вопросы жизни и творчества. -Орджоникидзе: Наука, 1967. С. 145−154.
- Михайлов Е. Проза Лермонтова / Е. Михайлова — ред. Е. И. Елизарова. -М.: Гослитиздат, 1957. -200 с.
- Нейман Б. В. Эволюция стиля и сюжетов М. Лермонтова / Б. В. Нейман. -М, 1928.- 108 с.
- Павлов Д. М. Прототипы Княжны Мери / Д. М. Павлов. Пятигорск: Изд-во Ю. С. Коржавина, 1916.
- Позов М. Ю. Метафизика Лермонтова / М. Ю. Позов. Мадрид, 1975.
- Родзевич С. И. К истории русского романтизма / С. И. Родзевич. Прага, 1917.
- Родзевич С. И. Лермонтов как романист / С. И. Родзевич. Киев: Киевский ун-т, 1914. — 110 с.
- Рубанович А. М. Эстетические идеалы М. Ю. Лермонтова / А. М. Рубано-вич — ред. К. И. Северов. Иркутск, 1968. — 202 с.
- Уманская M. M. Лермонтов и романтизм его времени / M. М. Уманская — ред.' Т. Спирина. Ярославль: Ярослав, пед. ин-т им. К. Д. Ушинского, 1971. — 120 с.
- Шкловский В. Б. Заметки о прозе русских классиков / В. Б. Шкловский — ред. Т. С. Юсин. -М.: Советский писатель, 1953. 324 с.
- Эйдельман Н. Я. История и современность в художественном сознании поэта / Н. Я. Эйдельман — ред. Д. М. Красин. М.: Высшая школа, 1984. — 413 с.
- Эйхенбаум Б. М. Лермонтов М. Ю. Жизнь и творчество / Б. М. Эйхенбаум — ред. С. Ю. Весин. М.: Кр. печатник, 1947. — 18 с.
- Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове / Б. М. Эйхенбаум — ред. Б. Я. Бух-штаб. М. — Л.: Изд-во АН СССР (Пушкинский дом), 1961. — 140 с.
- Якубович Д. П. Лермонтов и Скотт / Д. П. Якубович // Известия АН СССР / ред. Г. Д. Демин. 1935. — С. 265.
- Gelingoff P. Frauengestalten und Liebesproblematik bei M. Ju. Lermontov / P. Gelingoff. Meisenheim am Glam: Hain, 1968. — 152 s.
- Арнхейм P. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. М., 1982. — Режим доступа: http: //рЫ1о 1 о go s jiaro d .г u/hto р p/s i n ai s. htm 1. свободный. — Загл. с экрана.
- Злыднева H. В. Фигуры речи и изобразительное искусство / Н. В. Злыднева // Искусствознание. № 1. — 2001. — С. 130−143. — Режим доступа: http://philologos.narod.ru/htopp/sinais.html. свободный. — Загл. с экрана.
- Лотман Ю. М. Портрет // Статьи по семиотике искусства и кино / Лот-ман Ю. М. СПб.: Академический проект, 2002. — С. 349−375. — Режим доступа: http://philologos.narod.ru/index.htmK свободный. — Загл. с экрана.
- Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительного восприятия / Б. В. Раушенбах. М.: Интерфакс, 1994. — 235 с. — Режим доступа: http://philologos.narod.ru/index.htmU свободный. — Загл. с экрана.
- Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи / Б. В. Раушенбах. М.: Наука, 1980. — Режим доступа: http://philologos.narod.ru/index.html. свободный. — Загл. с экрана.
- Фарино Е. Семиотические аспекты поэзии и живописи / Е. Фарино // Russian Literature. 1979. — VII-1. — С. 65−94. — Режим доступа: http://philologos.narod.ru/index.htmh свободный. — Загл. с экрана.