Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические основы подготовки офицеров запаса в гражданских вузах Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность учебно-познавательной деятельности обучаемых обеспечивается через реализацию системы методических принципов в процессе военной подготовки: Таковы интеграция и дифференциация образования, системность и последовательность в изучении материала профессиональная направленность, многоуровневость, наглядность и активизация учебно-познавательной деятельности. Поиск дидактических средств… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Организация подготовки офицеров запаса в гражданских вузах Республики Таджикистан
    • 1. 1. Проблемы подготовки офицеров запаса и организация учебного процесса на военных кафедрах
    • 1. 2. Стандартизация, планирование и контроль учебного процесса на военных кафедрах
    • 1. 3. Формы, методы и средства подготовки офицеров запаса
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Педагогические условия совершенствования учебного процесса по программе подготовки офицеров запаса
    • 2. 1. Психолого-педагогические особенности подготовки офицеров запаса на военных кафедрах
    • 2. 2. Формирование военной выучки и морально-волевых качеств студентов военных кафедр
    • 2. 3. Опытно — экспериментальная работа по военно-профессиональной готовности студентов военных кафедр гражданских вузов Республики Таджикистан
  • Выводы по II главе

Педагогические основы подготовки офицеров запаса в гражданских вузах Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С распадом СССР и обретением государственной независимости перед Правительством Республики Таджикистан встал вопрос о строительстве таджикских Вооружённых Сил и формировании военного образования.

Создание национальной армии, определение её исторической миссии и количественного и качественного состава, совершенствование её структуры в любом суверенном государстве (независимо от существующего политического режима и общественного строя) предполагает выработку единой, научнообоснованной, относительно самостоятельной военной политики и подготовки высококвалифицированных офицерских кадров. В свою очередь этого требует и уникальное, с точки зрения доступа к стратегическому сырью и ресурсам геополитическое и стратегическое положение Таджикистана в Центральной Азии.

Важнейшие вопросы деятельности Вооруженных Сил Республики Таджикистан были обсуждены на состоящемся 9 февраля 1999 года республиканском совещании с участием Президента Эмомали Рахмона. В его выступлении отмечалось, что «процесс обеспечения национальной безопасности на XXI столетие налагает на правоохранительные органы и силовые структуры необычайно высокую ответственность и в то же время ставит перед ними сложные задачи. Защита национальных интересов государства и народа, конституционного строя, независимости страны, территориальной целостности, неприкосновенности государственных границ, обеспечение экологической безопасности — всё это возлагается на них» (78:30).

Рожденные в огне гражданской войны Вооруженные Силы Республики Таджикистан вот уже 16 лет зорко стоят по защите своего Отечества. Они верны героическим традициям таджикского народа и государства, свято чтут память защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны.

В армии кадровых офицеров, выпускников военных академий, училищ и военных кафедр гражданских вузов немало. Тем не менее, сегодня многих военных специалистов не хватает. Нехватка ощущается почти во всех областях армейской жизни: в ПВО, авиации, технике.

В настоящее время дефицит и нехватка офицерских кадров восполняется за счет подготовки офицерских кадров для Таджикской армии в военных вузах Российской Федерации, а также за счет выпускников военных кафедр гражданских вузов Республики Таджикистан. (78:30).

Жизнь убедительно показывает, что при формировании и проведении военной политики наряду с военно-политическими и социально-экономическими проблемами необходимо учитывать проблему подготовки высокообразованных офицерских кадров, морально-психологическое состояние, укрепление законности и правопорядка в рядах личного состава Вооружённых Сил. Следует отметить, что подготовка кадров, в том числе офицеров запаса, и повышение военной дисциплины является одним из важнейших направлений военной политики Республики Таджикистан.

Исходя из вышеизложенного, следует считать, что основной задачей государства в области военного строительства является не только разработка научно-обоснованной военной доктрины, единство действий всех Вооруженных Сил, связанных сверху донизу общностью взглядов, но и подготовка высококвалифицированных офицерских кадров. В современных условиях пути подготовки офицерских кадров могут быть следующие:

1. Подготовка офицерских кадров в военных учебных заведениях Республики Таджикистан.

2. Подготовка офицерских кадров для Таджикской армии в военных учебных заведениях Российской Федерации.

3. Подготовка офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов республики. (78:33).

Исследование и опыт практической работы в качестве учителя начальной военной подготовки и начальника военной кафедры Кулябского государственного университета позволили нам выделить тенденции формирования системы военно-профессионального образования в Таджикистане, ее структуру, проанализировать специфику стандартизации военно-профессиональной подготовки офицеров запаса и выявить противоречия, основными из которых являются противоречия между.

— потребностью общества в кадровом обеспечении Вооруженных Сил Таджикистана и возможностью обеспечения непрерывной военно-профессиональной подготовки;

— образовательной средой гражданского вуза, в рамках которой осуществляется подготовка офицеров запаса, и военно-профессиональной средой;

— возрастающими требованиями к уровню военно-профессиональной подготовки офицеров запаса и нормативными сроками обучения. В условиях гражданского вуза разрешение этих противоречий возможно только в условиях нетрадиционного подхода к определению структуры, содержания и специфики организации военно-профессиональной подготовки офицеров запаса. Сущность нетрадиционного подхода заключается в построении учебных планов и программ, обеспечивающих организацию обучения по системе интенсивного обучения и новых информационных технологий. Реализация таких учебных программ, несомненно, требует подготовленных педагогических кадров и существенной перестройки учебно-материальной базы.

В контексте данного исследования под подготовкой офицеров запаса нами понимается системная организация учебно-познавательной и практической деятельности студентов военных кафедр гражданских вузов, направленная на реализацию системы интенсивного обучения и обеспечивающая формирование достаточного уровня их готовности к решению военнопатриотических задач.

Степень разработанности исследования.

Проблемы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов, а также подготовки офицеров-преподавателей исследованы учеными В. Т. Ащепковым, B.C. Добровольским, H.H. Ефимовым, А. Б. Барабанщиковым, В. Ф. Переваловым, О. В. Довженко, В. Г. Колычевым, М. А. Гареевым, С. П. Желтобрюх и другими.

Из современных методов подготовки офицеров запаса на военных кафедрах используются методы, разработанные профессором П. Я. Галпериным, а также методы программированного и проблемного обучения в современной трактовке П. Я. Галперина, А. Н. Леонтьева, Н. Ф. Талызиной и Н. Д. Никандрова.

Традиционные методы обучения обеспечивают выполнение далеко не всех решающих психологических условий, лежащих в основе высокоэффективных методик подготовки студентов.

Вопросы специфики организации военно-профессиональной подготовки отражены в исследованиях Михайлова А. Н., Нозимова С., Караваева И. Н., Закорина Н. Д., Кабановича Г. А.

Теоретические и психологические основы формирования офицеров запаса изложены в работах Барабанщикова A.B., Карманова A.B., Караткова А. Н. и Голованского В. Ц. Проблемам готовности специалистов к деятельности в условиях информатизации военно-профессиональной среды посвящены исследования Денисовой А. Х., Климова К. А. Методологические основы совершенствования профессионального образования заложены в работах Сластенина В. А., Тищенко А. И., Можора Н. Е. и Молоткова Н.Я.

Однако приходится констатировать, что вопросы организации подготовки офицеров запаса в гражданских вузах в условиях Таджикистана требуют дополнительного исследования.

Разработка проблемы педагогических основ подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, её теоретическая и практическая значимость, а также наличие методологических предпосылок для её решения определили выбор темы нашего исследования.

Проблема исследования заключается в совершенствовании военной подготовки офицеров запаса к профессиональной деятельности в условиях современной военно-технической среды.

Цель исследования включает теоретическое обоснование, разработку и внедрение педагогических основ подготовки офицеров запаса в условиях гражданского вуза.

Объект исследования — военно-профессиональная подготовка офицеров запаса.

Предмет исследования — подготовка офицеров запаса в условиях гражданского вуза на основе традиционных и интенсивных методов обучения.

Гипотеза исследования заключается в том, что профессиональная подготовка офицеров запаса в условиях гражданского вуза будет эффективной, если.

— содержание военной подготовки адекватно отражает современные тенденции развития и динамику внедрения результатов научнотехнического прогресса в военно-профессиональную среду, основные направления модернизации военной подготовки на основе интенсификации методов обучения;

— обеспечена согласованность между процессами стандартизации высшего профессионального образования и военного образования средствами определения значимости учебных дисциплин в реализации целевых функций военно — профессиональной подготовки;

— теоретически обоснована, разработана и внедрена организация военной подготовки в процессе изучения военно-профессиональных дисциплин.

Задачи исследования:

1.Проанализировать социальный заказ на подготовку офицеров запасай проблемы их военной подготовки в условиях гражданского вуза.

2.Изучить психолого-педагогические особенности подготовки офицеров запаса.

3. Сформулировать систему педагогических требований к реализации учебно-информационной и военно-профессиональной подготовки офицеров запаса.

4. Определить систему методов и принципов активизации образовательного процесса в условиях военной подготовки.

5. Разработать средства активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения базового курса «Военная подготовка» и провести опытно-экспериментальную проверку военной подготовки.

Теоретико-методологической основой исследования являются Законы Республики Таджикистан «О высшем профессиональном образовании», «Положение о Министерстве обороны Республики Таджикистан», «О всеобщей воинской обязанности и воинской службе», «Военная доктрина Республики Таджикистан», а также теория профессиональной подготовки (Сластенин В.А., Денисова A. JL, Батышев С. Я., Урсул А. Д., Махмутов М.И.), идеи об усвоении деятельности и необходимости формирования её ориентировочной основы (Гальперин П.Я., Давыдов В. П., Щадринов В.Д.), идеи о дидактических особенностях организации учебно-познавательной деятельности обучаемых (Беспалько В.П., Бабанский Ю. К., Лернер И. Я., Эльконин Д. Б., Талызина Н.Ф.), теоретические исследования проблем военной педагогики и психологии (Барабанщиков A.B., Дьяченко М.И.), методология и научно обоснованное определение содержания обучения (Краевский В.В., Лернер И. Я., Леднев B.C., Логвинов С.И.), специальные исследования проблем военной подготовки (Орлов A.C., Лосев И. П., Литаш A.A., Лучанинов А.П.).

Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:

— анализ нормативно-правовой базы, психолого-педагогической и методической литературы, периодических научных изданий и рабочих программ по подготовке офицеров запаса;

— педагогические наблюдения за процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов, беседы с руководящим составом отделам науки и военного образования Министерства обороны Республики Таджикистан, преподавателями военных кафедр, студентами;

— экспериментальная проверка эффективности планирования учебного процесса на военных кафедрах.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на военных кафедрах Кулябского государственного университета, Таджикского государственного национального университета, Таджикского технического университета, Таджикского аграрного университета, Таджикского государственного медицинского института с 2000 по 2007 год и охватило 297 студентов второго четвертого курсов.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2000;2002) изучалось состояние проблемы в педагогической теории и практике, проводился анализ содержания военно-профессиональной подготовки, изучался опыт передовой педагогической практики военно-профессиональной подготовки, определялись возможности совершенствования обучения студентов в условиях военной кафедры гражданского вуза, обобщались результаты изучения проблемы.

На втором этапе (2002;2004) разрабатывалась и апробировалась методика отбора содержания военно-профессиональной подготовки на основе анализа военно-профессиональной деятельности специалистов с позиций совершенствования уровня подготовки офицеров запаса, осуществлялось наблюдение над учебно-познавательной деятельностью студентов в условиях военной кафедры гражданского вуза и определялись возможности её актуализациианализировалось содержание дисциплины «Военная подготовка» для различных специальностей с целью изучения возможностей реализации системно-целостного подхода в процессе военной подготовки.

На третьем этапе (2004;2006) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы по исследованию влияния разработанной системы интенсивного обучения и системы дидактических материалов по формирование готовности выпускников военных кафедр гражданских вузов и уровень их подготовки.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость исследования заключается.

— в отборе и конструировании содержания военной подготовки офицеров запаса в условиях гражданского вуза, направленной на формирование их готовности к профессиональной деятельности;

— в определении значимости учебных дисциплин в процессе формирования уровня военной подготовки офицера запаса;

— в разработке методических приемов интенсивного обучения и содержания военной подготовки студентов, обеспечивающих мобилизационные потребности Вооруженных Сил Республики Таджикистан в офицерах запаса подразделений воинских частей;

— в определении системы методов и общедидактических принципов организации военной подготовки, обеспечивающей активизацию учебно-познавательной деятельности студентов в условиях обучения на военной кафедре гражданского вуза.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная система военной подготовки обеспечивает реализацию социального заказа на подготовку офицеров запаса для Вооруженных Сил Республики Таджикистан и обеспечивает.

— качество военной подготовки и формирование заданного уровня готовности офицеров запаса к их профессиональной деятельности;

— совершенствование учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Военная подготовка» ,.

— определение значимости военной подготовки в их военно-профессиональной деятельности.

Основные положения, выносимые на защиту:

— содержание военной подготовки, обеспечивающей формирование готовности офицеров запаса к профессиональной деятельности;

— дидактические условия эффективной организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе военной подготовки;

— система методов и общедидактических принципов подготовки офицеров запаса в условиях гражданских вузов в Республики Таджикистан.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на научнопрактической конференции в Экономическом институте Таджикистана (2004), на Республиканской научно-практической конференции в Кулябском госуниверситете, на межвузовских научно-теоретических конференциях в Российско-Таджикском (славянском) университете и Таджикском государственном национальном университете (2005;2006), на Республиканской научно — практической конференции в честь 2700 -летия города Куляба (2006), на научных семинарах кафедры педагогики и психологии Кулябского государственного университета (2000;2007) и военной кафедры Кулябского госуниверситета (2000;2006).

Теоретические положения и материалы исследования нашли своё отражение в разработанных учебных планах, программах и методических пособиях по дисциплине «Военная педагогика», реализованы в научно исследовательской работе военной кафедры Кулябского госуниверситета, направленной на совершенствование и оптимизацию подготовки офицеров запаса, внедрены в учебный процесс подготовки офицеров запаса в условиях гражданского вуза.

Структура диссертации. Содержания, цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Объем диссертации составляет 148 страниц компьютерного набора.

Выводы по II главе.

Обобщая содержание второй главы, можно сделать следующие выводы:

1.Совершенствование учебного процесса на военных кафедрах гражданских вузов во многом обеспечивается за счет рациональных затратах и усилий, а также поиска наиболее эффективных форм, методов и средств по программе подготовки офицеров запаса. Полученный в учебном процессе опыт призван сыграть решающую роль в плане формирования у обучаемых мышления и развития индивидуальных способностей.

2.Создание комплекса задач и заданий в процессе подготовки офицеров запаса рассматривается в качестве одного из подходов к решению проблемы совершенствования практической подготовки будущих офицеров запаса.

3.Организация интенсивной подготовки — это период управленческой деятельности, в ходе которого осуществляется сбор и анализ данных о состоянии обучения обучаемых, а также о направленности, целях, задачах и условиях, в которых предстоит проведение мероприятий подготовки, принимаются решения, ставятся задачи подчиненным и организуется обеспечение проводимых мероприятий.

4.На военных кафедрах гражданских вузов разработана и внедрена в практику подготовки офицеров запаса дидактическая система углубленного обучения. Её основными чертами являются.

— единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки будущих офицеров запаса;

— высокий уровень трудностей и быстрый темп изучения учебного материала и овладения им;

— высокая активность и самостоятельность обучаемых;

— насыщенность занятий, тренировок, учений и учебных сборов с современными техническими средствами;

— максимальное приближение обучения к служебно — боевым условиям. Таким образом, основные направления совершенствования подготовки офицеров запаса в условиях суверенной Республики Таджикистан показывают, что пути и средства эффективности дидактической системы находятся в постоянной взаимосвязи с интенсивностью учебной деятельности в современных условиях.

Заключение

.

Специальный заказ общества на подготовку офицеров запаса в условиях гражданских вузов отражает социально — экономические и политические условия жизни Таджикистана, требования научнотехнического развития, содержание военно-профессиональной деятельности в современных условиях.

Совершенствование профессиональной подготовки офицеров запаса обеспечивается, если целевым компонентом ее организации выступает ориентация процесса обучения на формирование заданного уровня подготовки офицеров запаса к профессиональной деятельности в современных условиях посредством совершенствования изучения базового курса «Военная подготовка» и составной части этого курса — «Военно-техническая подготовка».

Эффективная организация учебного процесса требует, чтобы при создании среды обучения были реализованы требования, обеспечивающие учет специфики подготовки офицеров запаса, механизмы управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых на стратегическом, тактическом и оперативном уровне управления учебным процессом, условия активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых в процессе изучения базового курса «Военная подготовка», гибкое реагирование на изменения социального заказа на подготовку офицеров запаса, учет традиций военно-профессиональной подготовки.

В результате исследования выявлены актуальные проблемы, связанные с подготовкой офицеров запаса в условиях информатизации образования, обусловленные функциональной организацией процесса подготовки офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов, возможностями традиционных технологий в реализации базового курса «Военная подготовка», несоответствием уровня военно-профессиональной подготовки выпускников требованиям социального заказа.

Эффективность учебно-познавательной деятельности обучаемых обеспечивается через реализацию системы методических принципов в процессе военной подготовки: Таковы интеграция и дифференциация образования, системность и последовательность в изучении материала профессиональная направленность, многоуровневость, наглядность и активизация учебно-познавательной деятельности. Поиск дидактических средств совершенствования процесса обучения должен быть тесно связан с разработкой соответствующих средств реализации учебного процесса и требованиями теории поэтапного формирования умственных действий.

Взаимодействие между обучающими и обучаемыми является центральным звеном углубленного обучения. Эффективность предполагает их контактное взаимодействие, соответствие познавательным возможностям и характеру учебной деятельности.

Непрерывность образовательного процесса формирования уровня подготовки офицеров запаса обеспечивается авторской методикой, реализация которой осуществляется посредством трех взаимосвязанных этапов. Каждый этап обеспечивает соответствующую структуру и содержание учебной деятельности в процессе изучения базового курса «Военная подготовка» .

Успешность подготовки офицеров запаса обеспечивается дидактическими условиями, направленными на реализацию системы интенсивного обучения базовому курсу «Военная подготовка» содержания военно — технической подготовки, воплощённой в комплексе специальных дисциплин, а также посредством системы военно-профессиональных практик и стажировок, возможностей использования средств телекоммуникаций в процессе решения профессионально — ориентированных задач, активного включения обучаемых в процесс формирования профессионально важных качеств.

Заданные цели достигаются в зависимости от сформированности видов профессиональной деятельности. Результат обучения определяется содержанием контроля на каждом этапе подготовки.

Опытно — экспериментальная работа подтвердила гипотезу, актуальность решаемой проблемы, а также эффективность разработанной методики. Экспериментальная работа показала, что формирование навыков и умений становится более эффективным, если оно осуществляется одновременно и последовательно в трёх формах: материальной, речевой, умственной.

Материальная форма предполагает пользование планами, картами, схемами, чертежами, рисунками, учебными моделями, показаниями специальных приборов.

В речевой форме постановка задач выполняется по предварительному боевому распоряжению вслух. При этом важно, чтобы речевые выражения действия были точными по смыслу. Такая речевая отработка действия является существенным условием его осуществления, средством научить правильно мыслить о действии.

Чтобы успешно обучать студентов, необходимо понимать и учитывать психологические процессы, которые возникают у обучаемых при работе с материальной частью, учить будущих офицеров запаса в учениях действовать быстро, чётко, уверенно, по малейшим признакам улавливать отклонения от нормы и незамедлительно принимать меры для их устранения.

Проведенное нами экспериментальное исследование со студентами военных кафедр гражданских вузов позволяет определить некоторые условия, от которых зависит формирование положительных мотивов к учению:

— осознание ближайших (непосредственных) и конечных (перспективных) целей обучения;

— осознание теоретической и практической значимости усвоенных знаний;

— эмоциональная форма изложения научной информации;

— наращивание содержания и новизны учебного материала- -профессиональная направленность учебной деятельности- -выбор адекватных задач;

— поддержание познавательного психологического климата в учебной группе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Психология только для студентов. М.: ПЕРСЭ, 2001. -271 с.
  2. P.A., Туаева З. И. Русский язык на занятиях по начальной военной подготовке в национальной школе— М.: Просвещение, 1983. -144 с.
  3. Абульханова- Славская К. А. Стратегия жизни.-М.: Мысль, 1991 .-299 с.
  4. Актуальные проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высшей школе:. -JL: ЛТИ, 1987.-152с.
  5. Актуальные проблемы педагогике и психологии высшей военной школы- Под, ред. A.B. Барабанщиоква. М.: ВПА, 1980. — С. 21
  6. А.И. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения, / Информатика и образование. -1993.-№ 5. -С.-7−25.
  7. Армия и человек: проблемы воспитания. М., 1994. — 95 с.
  8. B.C., Кабанов A.A., Трофимов А. Б., Дунин Г. С., Лаптев Ю. В. Применение вычислительной техники в военно- социологических исследованиях. СПб: ВВКУ МВД России, 1995.-154с.
  9. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. -120 с.
  10. С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству М.: Знание, 1976. — С — 30.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 1982. — 1992 с.
  12. Ю.К. Эффективность педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1982. 168 с.
  13. Ю.К. Эффективность процесса обучения. М.: Знание, 1987. -83 с.
  14. Ю.К. Педагогика. -М: Просвещение, 1988.15,16,17,18,19,2021,22,23,24,25,26,27,28,29,30,
  15. A.B. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1972. — 69 с.
  16. A.B. и др. Основы военной психологии и педагогики по спец. 2115 нач.воен.обуч. и физвосп. М.: Просвещение, 1988. — 271с. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 197 с.
  17. В.М. Эффективность обучения.-М.: Педагогика, 1976. 228 с. Блоум Ф. И., Ленчевский Ю. Мозг, разум и поведение. — М.: Мир, 1998. -237с.
  18. A.A. Личность и общение. -М., 1995 272 с.
  19. Н.В., Реан A.A. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.-462 с.
  20. Н.В., Реан A.A., Педагогика СПб: Питер, 2001. — 304 с. Бороздина Г. В. Психология делового общения: -М.: ИНФРАМ, 2000.-224с.
  21. Буйдоков X, Психологические основы управления. Душанбе: Матбуот, 2002. — 204 с.
  22. A.M. О дисциплине и воинском воспитании. -М.: Военное изд., 1987. 102 с.
  23. Вопросы педагогики психологии в вузе и школе / Проблемы повышения эффективности обучения и воспитания / Душанбе, 1976.31,32,33,34,3536,3738,39,4043
  24. Л.Г. Психолого-дидактические основы перестройки учебногопроцесса в вузе: Пути совершенствования учебного процесса в вузе.
  25. Саратов: Университет, 1993. С. 5−12.
  26. .С. Философия образования. М., 1998 — 425 с.
  27. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.467с.
  28. В.А. Психология общения: М.: Изд. центр «Академия», 2002.-416 с.
  29. В.В., Маслова Н. Ф. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: основы педагогики высшей военной школы. Орел: ВИПС, 1996. — 144с.
  30. В.П. Исследование путей повышения эффективности курсантов высших военно учебных заведений в процессе обучения: Дисс. д-ра. пед. наук. — М., 1977. — 329 с.
  31. В.И. Военно патриотическое воспитание — на уровень требований партии -М.: ДОСААФ, 1984. — 80с. Дьяченко М. И, Осипенко Е. Ф, Мерзляк Л. Е. Психолого -педагогические основы деятельности командира — М.- Воениздат, 1977. — 295 с.
  32. М.И. Психология высшей школы. Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза.-Минск: БГУ, 1978с.-319с
  33. М.И. Психологический анализ воинской деятельности // В кн.: Основы военной психологии и педагогики. Под ред. A.B. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1981. — С. 150 -163.
  34. В.П. Высшая школа и общество развитого социализма. М.: Высшая школа, 1980. — С. 236 — 237.
  35. М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. -Казань: Таткнигоиздат, 1963. С. 33.
  36. М.И. Общая психология / М. И. Еникеев. М.: ПРИОР, 2000. -400 с.
  37. H.H., Скуйбеда П. И., Чернев C.B., Сошников А. Я. Школа патриотизма и мужества. -М.: МГУ, 1980.- 214 е.,
  38. H.H., Чернев C.B., Григорянц В. Г., Кузнецов A.B. Педагогические основы военной подготовки студентов в вузе. М.: МГУ, 1986.-311с.
  39. М.З. Повышение качество и эффективности подготовки учителей. Казань, 1979. -216 с.
  40. М.З., Половникова H.A. Интенсификация подготовки учителя. Казань: КГПИ, 1984. -196 с.
  41. Закон Республики Таджикистан «О государственной границе Республики Таджикистан» от 1.08.1997 года, № 481. М. Флинта, 1998. -С.-322−323.
  42. Закон Республики Таджикистан «О всеобщей воинской обязанности и воинской службе» (Постановление Маджлиси Оли, Маджлиси Милли Республики Таджикистана) 10 ноября 2000 года, 540−34с.
  43. Закон Республики Таджикистан «О языке», // Свод законов Республики Таджикистан. Душанбе: Конуният, 2000.
  44. И.А. Педагогическая психология: М.: ЛОГОС, 2001.-384с.
  45. Инструктивное письмо «О мерах по дальнейшему совершенствованию начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ М., 1983.
  46. Инструкция по организации и проведению учебного процесса на военных кафедрах учебных заведений. -М.: Воениздат, 1985. 112 с.
  47. Т.С. Методы психологического воздействия: -М.: Педагогическое общество России, 2000. 544 с.
  48. Г. С. Педагогическая система физического воспитания учащейся молодежи. Автореф. дисс. пед. наук. Душанбе -1977.-48с.
  49. . Межпредметные связи: инновации и творческое мышление учащихся. Душанбе, 2006. — 172 с.
  50. А.Г. Проблема единства теоретической и практической подготовки слушателей. М.: ВПА, 1982. — 105с.
  51. О.В. Национальная политика в военном строительстве в 1918 -1945 гг. (Исторический опыт Средней Азии и Казахистана): Дисс. д-ра. истор. наук. Душанбе, 1993.
  52. А.Х., Шоев H.H. Методические и этические аспекты разработки и внедрения новых образовательных технологий в системе высшего образования. Душанбе, 2002.-187с.
  53. К.Т. Дидактическая эффективность совершенствования учебного процесса на базе ЭВМ в вузах. -Душанбе, 1996.
  54. К.Б., Мирзоев А. Дидактические аспекты применения информационных технологий обучения в вузе. Душанбе, 2006. -134с.
  55. Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986.- 144 с.
  56. Э.М. Управление качеством образования М.: Мир, 2006.-320с.
  57. Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТА ДАНА, 2000. — 711 с. 71.
Заполнить форму текущей работой