Методическая система подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне
Диссертация
В 1995 году Министерством образования РФ был издан документ под названием «Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях"1, в соответствии с которым информатику в школе рекомендовалось изучать на трех уровнях: пропедевтическом, базовом и профильном. В 2009 году были приняты государственные образовательные стандарты для начальной школы, в которых изучение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
- 1. 1. Анализ ыауч1 ю-методической литературы по проблеме подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне
- 1. 2. Особенности современной методической системы преподавания информатики на пропедевтическом уров11е
- 1. 3. современная методическая система подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне
- выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКЕ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
- 2. 1. методические принципы подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне
- 2. 2. структурно-функциональная модель методической системы подготовки будущих учителей к обуче11ию информатике на пропедевтическом уровне
- 2. 3. Обоснование требований к подготовке будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКЕ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
- 3. 1. Корректировка содержания методической системы подготовки будущих учи гелей к обучению информатике на пропедевтическом уровне
- 3. 2. Методические подходы, направленные на совершенствование системы подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне
- 3. 3. Опытно-экспериментальная апробация разработанной модели и доказательство ее эффективности
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Андреев, А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях : дис.. д-ра пед. наук / А. А. Андреев. М.,. 1999.-387 с.
- Андреева, Л. А. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования / Л. А. Андреева. — Брянск, 1999. 19 с.
- Анфилатов, В. С. Системный анализ в управлении : учеб. пособие / В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
- Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. -М.: Высш. шк., 1 980 368 с.
- Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Белошапка, В. К. Требования к знаниям и умениям школьников • по информатике / В. К. Белошапка, А. С. Лесневский // ИНФО. 1993. — № 6. , — С. 25−29.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 154 с.
- Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М., 1995. — 365 с.
- Бешенков, С. А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации : дис.. д-ра. пед. наук :1300.01 общая педагогика, история педагогики и образования / С. А. Бе-шенков. — М., 1994. — 345 с.
- Бешенков, С. А. Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики в начальной школе / С. А. Бешенков и др. // Информатика и образование. 2000. — № 4. — С. 91−96.
- Босова, JI. JI. Информатика : учеб. для 5 kji. / JI. JI. Босова. 4-е изд., испр. — М.: Бином. Лаб. Знаний, 2006. — 192 с.
- Босова, Л. Л. Комбинированные уроки информатики / Л. Л. Босова // Информатика и образование. 2000. — № 3. — С. 34−38.
- Босова, Л. Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л. Л. Босова // Информатика и образование. 2002. — № 1. — С. 86−94.
- Босова, Л. Л. Методические подходы к пропедевтической подготовке школьников в области информатики и информационных технологий / Л. Л. Босова // Информатика и образование. 2005. — № 3. — С. 19−30.
- Босова, Л. Л. Пропедевтическая подготовка сельских школьников в области информатики и информационных технологий : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 теория и методика обучения информатике / Л. Л. Босова. -М., 2000.-215 с.
- Брусницына, Г. Г. Вопросы подготовки студентов педагогического факультета к использованию компьютеров в начальной школе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Брусницына Г. Г. Екатеринбург, 1994.20 с.
- Ваграменко, Я. А. Информатизация образования в регионах России / Я. А. Ваграменко // Проблемы информатизации образования: региональный аспект: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28−30 апреля 2005 г.). Чебоксары, 2005. — С. 5−9.
- Ваграменко, Я. А. Информатизация общего образования: итоги и направления дальнейшей работы / Я. А. Ваграменко // Педагогическая информатика. 1997. — № 1. — С. 3−7.
- Веселова, Н. Н. Тестовые методики диагностирования сформированное&trade- учебной деятельности / Н. Н. Веселова // Начальная школа. — 1999.5. С. 25−27.
- Викторова, Л. Г. О педагогических системах / Л. Г. Викторова // Красноярск: Изд-во КГУ, 1989. С. 21.
- Вильяме, Р. Компьютеры в школе : пер. с англ. / Р. Вильяме, К. Маклин — общ. ред. и вступ. ст. В. В. Рубцова. -М.: Прогресс, 1988. -333 с.
- Волкова, В. Н. Основы теории систем и системного анализа : учеб. для, по спец. «Систем, анализ и упр.» / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. -СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. 512 с.
- Волкова, Р. А. Преподавание информационных технологий в начальной школе / Р. А. Волкова // Информатика и образование. 2001. — № 6.- С. 90−92.
- Вострокнутов, И. Е. Методология оценки качества программных средств учебного назначения // Материалы международной конференции «ИТО-1999». М., 1999.
- Вострокнутов, И. Е. Современное состояние развития теории и технологии оценки качества программных средств образовательного назначения / Вострокнутов И. Е., Галкина А. И. // Материалы международной конференции «ИТО-2003». М., 2003.
- Вострокнутов, И. Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения. М.: Госкоорцентр информ, технологий, 2001. 300 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 287 с.
- Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. М.: Наука, 1980. — 104 с.
- Горохова, Р. И. Педагогический эксперимент: сущность, содержание, технология. Чебоксары: Гос.ком.стат. ЧР, 2002. — 143 с.
- Горохова, Р. И. Подготовка выпускников к исследовательской деятельности в условиях перехода на двухуровневую систему / Горохова Р. И., Горохов М. С. // Материалы международной конференции «ИТО-2010». -М., 2010.
- Горохова, Р. И. Проблемы формирования ИКТ-компетентности будущих учителей в вузе // Материалы VI всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации социальных систем: региональный аспект». Чебоксары, 2008. — С. 199−201.
- Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. М.: Баласс, 2002.
- Горячев, А. В. Методика преподавания информатики в начальной школе : (1−4 классы). Лекция № 2: Блок «Алгоритмические модели»: (3−4 классы) / А. В. Горячев, А. А. Меньшикова // Информатика. 2004. — № 35. -С. 2−9.
- Горячев, А. В. Методика преподавания информатики в начальной школе : (1−4 классы). Лекция № 5: Блок «Логические рассуждения и их описание»: (1−2 классы) / А. В. Горячев, А. А. Меньшикова // Информатика. -2004.-№ 41.-С. 2−10.
- Горячев, А. В. Методика преподавания информатики в начальной школе : (1—4 классы). Лекция № 6: Блок «Логические рассуждения и их описание»: (3−4 классы) / А. В. Горячев, А. А. Меньшикова // Информатика. -2004. -№ 43. -С. 2−11.
- Горячев, А. В. Модели объектов и классов : (1−2 классы) / А. В. Горячев, А. А. Меньшикова // Информатика. 2004. — № 37. — С. 57−64.
- Горячев, А. В. Модели объектов и классов : (3−4 классы) / А. В. Горячев, А. А. Меньшикова // Информатика. 2004. — № 39. — С. 56−62.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 30 100 Информатика. Квалификация учитель информатики от 14.04.2000. Номер государственной регистрации 371 пед/СП. 23 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 100 Информатика. Квалификация учитель информатики от 31 января 2005 г., Номер государственной регистрации № 661 пед/СП. 11 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: утв. постановлением Правительства РФ от 14.04.2000 № 365 / Госкомвуз России. М.: Логос, 2000. — 383 с.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 50 202 Информатика (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 30 мая 2006 г. Регистрационный № 03−50 202-П. 32 с.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0324 Информатика (повышенный уровень среднего профессионального образования). — М.: ИПРСПО, 2002. -44с.
- Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
- Громыко, Г. Л. Теория статистики : учебник/под ред. Г. Л. Громыко. М.: ИНФРА-М, 2000. — 476 с.
- Данильчук, Е. В. Информационная культура педагога: методологические предпосылки и сущностные характеристики / Е. В. Данильчук // Педагогика. 2003. — № 1. — С. 65−73.
- Данильчук, Е. В. Проблема формирования мировоззренческой ' компоненты информационной культуры личности при обучении информатике // Материалы XX Ежегодной международной конференции-выставки («ИТО-2010»), 1−3 ноября 2010 г., г. Москва. М., 2010.
- Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность / А. Н. Дахин // Вопросы Интернет образования. 2003. — № 6.
- Декина, А. П. Применение технологии когнитивного моделирования для описания процесса формирования информационной культуры будущего учителя / А. П. Декина // Ученые записки ИИО РАО. М., 2004. -Вып.12.-С. 118−127.
- Долинер, JI. И. Структура методической системы подготовки -студентов педагогических вузов к использованию НИТ / JI. И. Долинер // Информатизация образования-2000: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. 16-, 18 мая 2000 г. Хабаровск, 2000. — С. 62−64.
- Еремеева, В. Д. Результаты исследования проблемы раннего обучения информатике / В. Д. Еремеева // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации образования: региональный аспект». Чебоксары, 2005. — С. 211—215.
- Жданов, С. А. Информационные технологии в процессе подготовки будущего учителя / С. А. Жданов, В. Л. Матросов // Инновации в сис- -теме педагогического образования: материалы Всерос. науч. конф. — Барнаул, 1999.-С. 23−26.
- Жданов, С. А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях : дис.. канд. пед. наук в форме науч. докл. / С. А. Жданов. М., 1992. — 36 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании»: постановление Верхов. Совета Рос. Федерации от 10 июля 1992 // Российская газета. — 1992. 31 июля.
- Зинченко, В. П. Человек развивающийся : очерки рос. психологии / В. П. Зинченко В. П., Моргунов Е. Е. М.: Тривола, 1994. — 301 с.
- Изучение основ информатики и автоматизации в средней школе: метод, рекомендации для физ.-мат. фак. педвузов. Омск: ОГПИ, 1989. -52 с.
- Изучение основ информатики и вычислительной техники / подред. А. П. Ершова и др. М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
- Изучение основ информатики и вычислительной техники: сб. ст.: пособие для учителя / В. М. Монахов и др. — М.: Просвещение, 1987. -190 с.
- Информатика: нач. курс: учебник: 5−6 кл. / Н. В. Макарова и др. — под ред. Н. В. Макаровой. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 159 с.
- Информатика в понятиях и терминах: кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. / Г. А. Бордовский и др. — под ред. В. А. Извозчикова. М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
- Ительсон, JI. Б. Математические и кибернетические методы в педагогике / Л. Б. Ительсон. М.: Педагогика, 1964. — 248 с.
- Кантор, И. М. Понятийно-терминологичекая система педагогики: логико-методологические проблемы / И. М. Кантор. М.: Педагогика, 1980.- 158 с.
- Когнитивные исследования за рубежом / под ред. В. М. Сергеева.- М.: Ин-т США и Канады АН СССР, 1990. 150 с.
- Колин, К. К. О структуре и содержании образовательной области Информатика / К. К. Колин // ИНФО. 2000. — № 10. — С. 5−10.
- Конаржевский, Ю. А. Анализ урока : приложение к журналу «Завуч» / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. -336 с.
- Кононова, H. Н. Практикум по работе в ОС Windows для 3−5 классов / H. Н. Кононова // Информатика. 2004. — № 44. — С. 18−19.
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года от 2.02.2002 № 393.
- Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. — № 1. — С. 3−7.
- Концепция содержания обучения информатике в двенадцатилетней школе: проект / Кузнецов А. А. и др. М., 1999. — 11 с.
- Корноушенко, Е. К. Управление ситуацией с использованием структурных свойств ее когнитивной карты / Е. К. Корноушенко, В. И. Максимов // Труды Института. М., 2000. — Т. 11. — С. 85−90.
- Краевский, В. В. Методология педагогического исследования : пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара: СГПИ, 1994.- 165 с.
- Кузнецов, А. А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе : дис. д-ра. пед. наук в форме науч. докл. / А. А. Кузнецов. М., 1988. — 47 с.
- Кузьмин, И. Реальный уровень компьютерной грамотности педагогических кадров: ничто или нечто? / И. Кузьмин, В. Кочуров, О. Кочурова // Информатика и образование. 1988. — № 5. — С. 106−109.
- Лапчик, М. Готовить учителей нового типа / М. Лапчик // Информатика и образование. 1987. — № 2. — С. 83−87.
- Лапчик, М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования : историко-методологический аспект / М. П. Лапчик. Омск: Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 1999. — 294 с.
- Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики : учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер -под общ. ред. М. П. Лапчика. М.: Академия, 2001. — 624 с.
- Лапчик, М. П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 (информатика) / М. П. Лапчик. М.: ИОСО РАО, 1999. — 427 с.
- Лесневский, А. С. Становление системы понятий информатики в школьном образовании : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 (информатика). М., -1996.-306 с.
- Линькова, В. П. Развитие методической системы обучения информатике на основе информационного и информационно-логического моделирования : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 (информатика) / В. П. Линькова.-М., 2000.-303 с.
- Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. / Данильчук Е. В., Сергеев Н. К. Волгоград: Перемена, 2000. -147 с.
- Макарова, Н. В. Информатика : учеб. для 9 кл. / под ред. Н. В. Макаровой. СПб., 1999.
- ЛогоМиры: учебно-методическое пособие / под ред. А. Л. Семенова. М.: ИНТ, 1997. — 127 с.
- Макарова, Н. В. Системно-информационная концепция курса школьной информатики / Н. В. Макарова // Информатика и образование. -2002.-№ 8. -С. 18−21.
- Макарова, Т. П. Элементы занимательности в курсе информатики / Т. П. Макарова, Г. Д. Редченкова // Информатика и образование. 2000. — № 5.-С. 25−28.
- Максимов, В. Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя : дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 — общ. педагогика, история педагогики и образования / В. Г. Максимов. — М., 1994. 298 с.
- Максимова, Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании пропедевтического курса информатики / Л. Г. Максимова // Информатика и образование. 2008. — № 12. — С. 80−85.
- Материалы коллегии Министерства образования РФ // Информатика и образование. 1995. N4.
- Матвеева, Н. В. Информатика : учебник: 2 класс / Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Е. Н. Челак. М.: БИНОМ, 2005. — 175 с.
- Матвеева, Н. В. Информатика : учебник: 3 класс / Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Е. Н. Челак. М.: БИНОМ, 2007. — 191 с.
- Матвеева, Н. В. Информатика : учебник: 4 класс / Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Е. Н. Челак. М.: БИНОМ, 2006. — 239 с.
- Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 291 с.
- Можаров, М. С. Педагогическое моделирование в рамках когнитивного подхода как метод структурного исследования педагогической деятельности / М. С. Можаров // Педагог: наука, технология, практика. 1999. — № 2.-С. 54−57.
- Монахов, В. М. Теория и методика обучения информатике : учеб. прогр. / В. М. Монахов, Я. А. Ваграменко. М., 2000. — 24 с.
- Мониторинг состояния преподавания информатики в школах Самарской области Электронный ресурс. URL: http://www.sipkro.ru/sipkro/ exper/itmonitiringanaliz.htm.
- Мороз, А. Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза : автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 теория и история педагогики / А. Г. Мороз. — Киев, 1972.- 24 с.
- Новые информационные технологии в школе и педагогическом институте: из опыта работы / М. М. Буняев и др. М.: Прометей, 1989. — 69 с.
- Павлова, И. Б. Путешествие в Алгоритмию / И. Б. Павлова // Информатика. 2004. — № 36. — С. 13−14.
- Пак, Н. И. Нелинейные технологии обучения в курсах информатики и информационных технологий: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 (информатика) / Н. И. Пак. М., 2000. — 375 с.
- Панюкова, С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении / С. В. Панюкова. — М.: Про-пресс, 1998. 226 с.
- Патаракин, Е. Д. Интернет-студия для начальной школы / Е. Д. -Патаракин // Информатика и образование. — 1999. — № 6. С. 57−62.
- Первин, Ю. А. Концепция раннего курса обучения информатике / Ю. А. Первин // Информатика и образование. 2003. — № 3. — С. 14−17 — № 4. -С. 15−16.
- Пионтковская Н. А. Методика обучения информатике на адаптационном этапе пропедевтического курса начальной школы : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания Ярославль, 2009. — 20 с.
- Письмо Министерства образования «Методическое письмо по -вопросам обучения' информатике в начальной школе» от 17 декабря 2002 года за № 957/13−13.
- Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат и др. М.: Академия, 2001. — 272 с.
- Политика в области образования: нац. докл. Рос. Федерации на 2 междунар. конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика», Москва, 1−5 июля 1996 г. // ИНФО. № 5. — 1996. — С. 3−20.
- Поморцева, С. В. Из опыта подготовки будущих учителей начальной школы к преподаванию информатики Электронный ресурс. / С. В. Поморцева. URL: http://www.ito.Su/1999/I/2/269.htm.
- Приказ Министерства образования и науки Чувашской Республики «О преподавании информатики в школах Чувашской Республики на пропедевтическом уровне» № 132 от 12 апреля 2005 г.
- Приказ Министерства образования России от 09.02.98 г. № 322 «Об определении минимумов содержания начального общего, среднего. (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования России от 19 мая 1998 г. № 1235 «Об утверждении Обязательного минимума содержания начального общего образования».
- Приказ Министерства образования России от 19 мая 1998 г. № 1236 «Об утверждении Обязательного минимума содержания основного общего образования».
- Приказ Министерства образования России от 19.05.98 г. № 1236 «Временные требования к минимуму содержания основного общего • образования».
- Приказ Министерства образования России от 30 июня 1999 г. № 56 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования России от 9 марта 2004 г. № • 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных -учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказ Министерства образования России от 9 февраля 1998 г. № 322 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации».