Формирование понимания сложных логико-грамматических структур языка у младших школьников с дизартрией и недоразвитием пространственных представлений
Пространственные представления являются базовыми составляющими психической деятельности (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, А. А. Люблинская, А.В. Семенович). Пространственный анализ и синтез лежит в основе симультанного синтеза, а он является одним из условий понимания развернутой речи: способности не только удержать в памяти все элементы развернутой речевой структуры, но временно «обозреть… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы изучения нарушения понимания и развития логико-грамматических структур языка у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
- 1. 1. Психологический и психолингвистический аспекты понимания речевого высказывания
- 1. 2. Роль пространственного фактора в понимании сложных логико-грамматических структур языка
- 1. 3. Развитие пространственного восприятия в онтогенезе
- 1. 4. Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Глава II. Экспериментальное изучение уровня сформированности пространственных представлений и понимания логико-грамматических структур языка у младших школьников с нормальным речевым развитием и с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
II. 1. Цель, задачи, организация и методики исследования лексико-грамматических средств, понимания логико-грамматических структур языка и неречевых процессов.
11.2. Особенности сформированности лексико-грамматических средстр? понимания логико-грамматических структур языка, неречевых процессов у младших школьников с нормальным речевым развитием.6 J
11.3. Особенности сформированности лексико-грамматических средств, понимания логико-грамматических структур языка, неречевых процессов у младших школьников с дизартрией.
11.3.1. Особенности сформированности неречевых процессов у младших школьников с дизартрией.
11.3.2. Особенности сформированности языковых и речевых средств у младших школьников с дизартрией.
11.3.3. Особенности сформированное&trade- пространственных представлений у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
11.3.4. Особенности понимания логико-грамматических структур языка у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
II.4. Сравнительный анализ результатов исследования сформированное&trade- пространственных представлений и понимания логико-грамматических структур языка у младших школьников с нормальным речевым развитием и школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Глава III. Коррекционно-развивающая технология по формированию понимания логико-грамматических структур языка у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и недоразвитием пространственных представлений.
III. 1. Теоретическое обоснование, принципы и задачи коррекционно? логопедического воздействия по формированию понимания логикограмматических структур языка у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и недоразвитием пространственных представлений.
III.2. Коррекция и развитие сенсомоторного базиса, оптимизация межполушарных взаимодействий.
III. 3. Коррекция и развитие пространственного гнозиса, пространственновременных представлений.
III.4. Формирование понимания сложных логико-грамматических структур языка.
III. 5. Результаты экспериментального обучения младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и недоразвитием пространственных представлений пониманию сложных логикограмматических структур языка.
Список литературы
- Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1960. — 486 с.
- Ананьев Б.Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий мозга // Проблема восприятия пространства и пространственных представлений/Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. -М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961.-С. 5−11.
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение. — 1964. — 304 с.
- Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятия. М.: Педагогика. -1982.-С. 7−31.
- Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. — № 1.-С. 19−54.
- Артемов В.А. Восприятие и понимание // Уч. зап. МГПИИЯ им. М.Тореза.- 1954.- Т.8. С. 179−199.
- Артемов В.А. Конспект лекций по психологии. Пособие для студентов пед. инст-тов и фак. иностр. яз. / Под ред. Л. И. Геревича, Харьков, изд-во Харьк.гос.ун-та им A.M. Горького. — 1953. — 208 с.
- Ю.Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистичеекий анализ синтаксиса. М.: МГУ. — 1989. — 215 с.
- Ахутипа Т.В. Нейролингвистичеекий анализ динамической афазии. (К вопросу о механизмах построений связного грамматически оформленного высказывания). М.: Изд-во Моск. ун-та. 1975. — 143 с.
- П.Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения / Нейропсихология сегодня. М.: МГУ. — 1996.- 135 с.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений.
- М.: Издательский центр «Академия». — 2003. 64 с.
- Бабина Г. В. Особенности понимания глагольной лексики с отвлеченным значением учащимися с речевой патологией // Дефектология. 1989. — № 5. — С. 51 -57.
- Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР: Дисс. канд. пед. наук. М., 1996, — 177с.
- Бадалян J1.0. Детская неврология. М.: Медицина. — 1984. — 575 е.: ил.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Издательский центр «Академия». — 2000. — 192 с.
- Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников/ сост. Р.А. Белова-Давид. М.: Просвещение. — 1972. — С. 32−82.
- Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия устной речи // Вопросы психологии. 1967. -№ 3. — С. 19−27.
- Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия: Онтогенетические исследования. М.: Наука. — 1983. -173 е.: ил.
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности. Сб. / Изд. подгот. И. М. Файгеиберг: Под ред. О. Г. Газенко. М.: Наука. — 1990. -494 е.: ил.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз. — 1947.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные ассиметрии человека. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Медицина. — 1988. — 240 е.: ил.
- Вассерман Л.И. Методы нейропсихологической диагностики: Практич. рук-во. Спб.: Стройлеспечать. — 1997. — 304 с.
- Велкова Д.П. Нарушения пространственного анализа и синтеза у больных с локальными поражениями головного мозга: Дисс. канд. псих. наук. М. 1990. — 222 с.
- Венгер Л.А., Запорожец А. В., Зинченко В. П. Проблемы психологии восприятия на XVIII Международном психологическом конгрессе // Вопросы психологии. 1967.- № 5.-С. 159−174.
- Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. М.: В. Секачев, 2005.-24 с.
- Винарская E.IT. Клинические проблемы афазии. М.: Медицина. -1971.-216с.: ил.
- Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент: Медицина.- 1973.- 130 с.
- Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слов // Вопросы языкознания. 1953. -№ 5. — С.10.
- Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. -М.: Педагогика. 1990. — 184 с.
- Вовчик-Блакитная М. В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте // Проблема восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1961. — С.78−84.
- Воробьева В.К. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи: Вопросы теории и практики. М. — 1985. — С. 80−88.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4, 5 / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика. (Акад. пед. наук СССР). — 1983, 1984.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика. — 1982. -Т.2. — 504 с. (С. 306).
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт. — 1996. — 415 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М. -1956.-С. 369.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР. — 1960.-500 с.
- Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в процессе начального обучения // Проблема восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова.-М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961. — С. 118−125.
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекциоиной и развивающей работе с детьми (5−7 лет). М.: Книголюб. — 2004. — 144 с. (Психологическая служба).
- Глозман Ж. М. К вопросу о структуре экспрессивного аграмматизма при разных формах афазии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М.: Владос. — 1997. — т. II. — с. 260−264.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ. — 2002. — 144 с.
- Голод В. И. Особенности переработки зрительной информации у детей младшего школьного возраста//Дефектология. 2004. -№ 5. — С. 66−73.
- Голубева Н. И. Опыт изучения ориентировки ребенка в пространстве на первом году жизни // Формирование восприятие пространства и пространственных представлений у детей. М.: АПН РСФСР. — 1956. -Вып. 86.-С. 19−36.
- Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. Уч. пособие Челябинск: ЧГПИ. — 1974. — 116 с.
- Горелов И.Н. Опыт психолингвистического подхода к проблеме «лингвистической относительности»//Виды и функции речевой деятельности. М. — 1997. — с. 220−241.
- Горелов И. II. Седов К. Ф. Основы психолингвистики. Учеб. пособие. -Издательство «Лабиринт». М. — 1998. — 256 с.
- Грибова О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предложения //Дефектология. 1999. — № 3. — с. 4−11.
- Грибова О.Е. Особенности формирования грамматического строя речи (в начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М. 1990. 17 с.
- Григорьева Л.П., Вернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.: Школа — Пресс. — 2001. — 96 с.
- Гуровец Г. В. Использование ассоциативного элемента при обследовании детей с моторной алалией // Нарушения речи и голоса удетей / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М.: Просвещение. — 1975. — С. 47−54.
- Гуровец Г. В. Особенности психо-речевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебно-коррекционного воздействия // Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М.: МГПИ — 1975. -С. 11−22.
- Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертой формы псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии.-М.: Просвещение. 1978.-С. 27−37.
- Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М.: Просвещение. — 1982. — С. 67−78.
- Гуровец Г. В., Маевская С. И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринолалией и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М.: Просвещение. — 1981. — С. 103−114.
- Гуменная Г. С. Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логоработы // Расстройства речи и методы их устранения. М. -1975. — С. 23−30.
- Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л.: Медицина. — 1977. — 117 с.
- Деинисон П, Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга» Часть 1 и 2 / Пер. С. М. Масгутовой. М. — 1997.
- Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / сост. Н. Д. Шматко. М.: Аквариум,. — 1997. — 128 с.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителя и специалистов коррекциоипо-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: АРКТИ. — 2001. — 224 с.
- Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. — № 6 — С. 26−30.
- Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы ее коррекции: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. — 1980. — 22 с.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. -М.: Педагогика. 1973. — 150 с.
- Ефименкова JI.II. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.: Гуманит. изд. центр Владос. — 2001. — 336 е.: ил. — (Коррекционная педагогика).
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / Научи, ред. О. В. Защиринская. СПб.: Издательство «Речь». — 2005. — 180 с.
- Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи //Хрестоматия по логопедии /Под. ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова.- М.: ВЛАДОС.- 1997, т. II. — С.53−54.
- Жаренкова Г. И. Особенности конструктивной деятельности детей с задержкой психического развития // Тезисы докладов X научной сессии по дефектологии. М. — 1990. — Часть II. — С. 289−290.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М. — 1958. — 370 с.
- Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Общая психолингвистика. Хрестоматия. Учебное пособие / Сост. К. Ф. Седов. М.: Лабиринт. — 2004. — 320 е.: ил.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда-Екатеринбург: ЛИТУР. 2003. — 320 с.
- Зимняя И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения// Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). -М.: Наука.- 1976. С. 5 — 33.
- Зимняя И.А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. -М.: «Знание». 1970. -31 с.
- Иванова О.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития: Дисс. канд. пед. наук. Санкт-Петербург. — 2003. — 225 с.
- Информационно-методическое письмо по организации и содержания коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Начальная школа. 1997. — № 11. -С. 71−84.
- Клычникова 3. И. Психологические особенности восприятии письменной речи (психология чтения): Автореф. дисс. доктора психол. наук. -М.- 1975.- С. 35.
- Колодная А.Я. Развитие дифференцировки направлений «правого» и «левого» у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1954. — Вып. 53. — С.202−229.
- Ковригина Л. В. Логопедическая работа по формированию предложпо-падежиых форм существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи: Дисс. канд. пед. наук. СПб. — 2002. — 220 с.
- Кольцова М.М., Рузипа М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Екатеринбург: У-Фактория — 2004. — 214 с.
- Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации./ Урал. гос. нед. ун-т. Екатеринбург. — 1998. — 124 с.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь. — 2003. -330 с.
- Корсакова Н.К., Микадзе 10.В., Балашова ЕЛО. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младшихшкольников. Издание второе, дополненное. М.: Педагогическое общество России. — 2002.-с. 160.
- Котырло В.К. Освоение величины предметов детьми-дошкольниками // Проблема восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР.- 1961. — С.84−88.
- Кручинин В. А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. — Спб. -1991.- 189 с.
- Крушельницкая О.И., Третьякова А. Н. Вправо — влево, вверх — вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6−8 лет. М.: ТЦ Сфера. — 2004. — 80 с.
- Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование. СПб.: КАРО. -2004. — 224 с. -(Материалы для специалиста образовательного учреждения)
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. СПб.: Лениздат- Издательство «Союз». — 2004. — 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика)
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз». — 2004. — 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»)
- Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, пофилактика и коррекция: Учебно-методическое пособие. СПб.: «Союз». — 2005. — 176 с. — (Коррекционная педагогика).
- Лебедева П. Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов. СПб.: КАРО. — 2004. — 176 с. — (Коррекционная педагогика)
- Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с нарушениями речи. М.: Изд-во АПНРСФСР. — 1961. — С. 79 — 128.
- Левина Р.Е. Неосознаваемые процессы формирования «чувства языка» //Бессознательное. Тбилиси: Мецпиереба. — 1978. — С.249−254.
- Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). М.: Учпедгиз.- 1951.- 120 с.
- Левина Р.Е. Психологическое изучение неуспевающих младших школьников // Вопросы психологии. 1954. -№ 4. — с.99−108.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука. — 1965. — 245 с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы порождения речевого высказывания.-М.: Наука. 1969.-307 с.-С. 91.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение. — 1969.-214 с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистика-Л.:Наука. 1967 — 118с. (С. 33).
- Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука. -1974.-364 с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. — 1999. — 285 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР. -1959.-495 с.
- Леонтьев А.Н. К психологии образа//Вестник МГУ. Сер. 14. -Психология. — 1986. — № 3.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд-е, М.: Политиздат. — 1977. — 304 с. (С. 288).
- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2003. — С. 152−159 (Серия «Библиотека логопеда»).
- Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». — 2004. — 208 с.
- Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. B.C. Кукушина -М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов и/ Д: Издательский центр «МарТ». 2004. -368 с. (Серия «Педагогическое образование»),
- Локалова Н.П. Развитие вербально-смыслового анализа в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — с. 113−118.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике.- 3-е изд., перераб. и доп. -М.: «Ось-89». 2005. — 96 с.
- Ломпшер И.О. О развитии понимания детьми некоторых пространственных отношений: Автореф. дисс. капд. психол. наук. М.- 1958.-20 с.
- Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. 2003. — № 5. — с. 45−50.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии: Дисс. канд. пед. наук. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. — 1989. — 259 с.
- Лопатина Л. В. Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена- Изд-во «Союз». 2001. — 191 с.
- Лопухина И.С. Стихи и упражнения для развития ребенка. СПб.: Дельта. — 2000. — 336 е.: ил.
- Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика). Спб.: Речь. 2000. — 272 с.
- Лубовекий В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития // Дефектология. 1972. — № 4, — С. 10−16.
- Лубовекий В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. — М.: Педагогика. 1978. — 224 с.
- Лурия А. Р. Некоторые проблемы изучения высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Т. I. /Под ред. А. Р. Лурия. М. — 1956. — С. 3−17.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролипгвистики. М.: МГУ. -1975.-253 с.:ил.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Нейро-психологические исследования. -М.: АПН РСФСР. 1963. — 322с.
- Лурия P.P. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. М.: МГУ. — 1969. — 375 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. // Под ред. II.Д. Хомской. Изд-во Моск. ун-та. — 1979.- 320с.
- Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». — 2002. — 352 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». — 2002. — 384 с.
- Люблинская А.А. Овладение пространственными отношениями у ребенка дошкольного возраста // Проблемы психологии / Под ред. Б. Г. Ананьева. Л.: ЛГУ. — 1948. — С. 47−74.
- Люблинская А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Вопросы детской и общей психолдогии / Под ред. Б. Г. Ананьева. М.: АПН РСФСР. — 1954. — С. 3−30.
- Макоедова Г. В. Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (в условиях Северо-Востока России): Дисс. канд. пед. наук. М., 2005. — 205 с.
- Малафеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программ развития // Дефектология. 1977. — № 4. — С. 315.
- Малахова А. Д. Взаимодействие образного и вербального компонентов в процессе понимания // Вопросы психологии. 1981. -№ 5. — с. 63−67.
- Мамайчук И.И., Мороз М. П., Чубарова Е. В., Чубаров И. В. Нейропсихологическая диагностика задержки психического развития у детей младшего школьного возраста // Дефектология. 2002. — № 6. -С. 17−26.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь. — 2003. — 400 с.
- Маевская С.И. Основные задачи сенсорного воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М.: Просвещение. — 1975. -С. 108−118.
- Марковская И.Ф.: Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития // Дефектология. 1977. -№ 6.-С. 3−11.
- Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией //
- Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. -М.: МГПИ- 1975.-С. 79−91.
- Мастюкова Е.М. Особенности понимания речи у учащихся с ДЦП // Дефектология. 1983.-№ 3. — С.2−9.
- Мастюкова Е.М.О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи//Дефектология 1976.-№ 1.-С. 13−17.
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. М.: Просвещение. -1985.- 192 с.
- Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Просвещение — 1967. — № 3. — С. 77- 98.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ.- 2003.- 240 с.
- Менчинская Н.А. Понимание // Психология.-М. 1962 — С.263−267.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей / I Международная конференция памяти А. Р. Лурия // Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной М.: Российское психологическое общество. — 1998. — С. 225.
- Микляева Ю.В. Развитие семантической стороны речи в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (на примере предложно-падежпых конструкций): Дисс. канд. пед. наук. -М. -2003. 182 с.
- Миллер Дж. Психолингвисты // Теория речевой деятельности (Проблемы психолингвистики) / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М. — 1969.
- Мисаренко Г. Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». — 2004. — 336 с.
- Морозова Н.Г. О понимании текста//АПН РСФСР Вып.7 — М — 1947.
- Мусейибова Т.А. Генезис отражения пространства и пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1970. -№ 3. — С. 36−40.
- Мусейибова Т.А. О содержании и системе работы по развитию пространственной ориентировки у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1973. — № 9. — С. 39−43.
- Новикова Г. Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы // Дефектология 2000. — № 2. — С. 51 -56.
- Никандров В.В. Психомоторика. Учебное пособие. СПб.: Речь. -2004.- 104 с.
- Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р. Е. Левиной. Изд-во: М.: Просвещение. — 1967. — 367 с.
- Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М.: Школьная Пресса, 2004. -64 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 10).
- Парфенова Э.Б. Оптимизация процесса понимания речевого сообщения учащимися с недоразвитием речи: Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 205 с.
- Пепик Л.А. Особенности восприятия и моделирования пространства дошкольниками с недостатками интеллекта // Дефектология. 1997. -№ 6. — С. 43−49.
- Пепик Л.А. Использование моделирования в коррекционно-педагогической работе по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с отставанием в умственном развитии: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. — 2000. — 20 с.
- Подколизина Е.Н. Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки //Дефектология. 1994. -№ 3. — С. 74−77.
- Правдина О.В. Тяжелая дизартрия детского возраста в логопедической практике. /Дисс. канд. пед. наук. М. — 1948. — 160 с.
- Поляков Г. И. Пространство и время в жизни человека и человек в пространстве и времени. // Мир психологии. 1999. -№ 4. -415 с.
- Психологический словарь./ Под. ред.В. В. Давыдова. М. — 1983.
- Репина З.А. Нарушения письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата: Автореф. дис. канд. пед. наук. М. -1975, — 16 с.
- Репина З.А. Нарушения письма у школьников с риполалией: Учеб. пособие: 2 -е изд., испр. и доп. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. -1999.- 90 с.
- Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. уи-т. -1995.- 121 с.
- Репкина Г. В. Исследование оперативной памяти: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. — 1967. — С.4.
- Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю нач. классов. Томск.: «Пеленг», -1993 (Библиотека развивающего обучения). — Вып.7. — 64 с.
- Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. М.: Айрис-пресс, 2004. — 240 с. -(Библиотека логопеда-практика).
- Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. М.: Фолиум -1995.- 112 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика. — 1989. — 488 с. (С.45)
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика. — 1989. — 328 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Питер Ком. -2000.-С.348- 675.
- Рудакова И.П. Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. // Логопед, № 5, 2004, — с. 41−44.
- Рудакова И.П. Особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Логопед. № 3. — 2004. — с. 47−55.
- Садовпикова И.П. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос. — 1995. — 256 с.
- Сазонтьев Б.А. К вопросу о развитии пространства и пространственных представлений у дошкольников // Проблема восприятия пространства и пространственных представлений / Подред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1961. -С. 96−105.
- Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. // Дефектология -2000.-№ 1.-С. 66−72.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. 3-е изд., испр. и доп. — М.-АРКТИ. — 2003. — 208 е.: ил. (Биб-ка психолога-практика)
- Семаго Н.Я. Психологические характеристики особенностей формирования базовых составляющих познавательной деятельности у детей с отклоняющимся развитием: Дисс. канд. психол. наук. -19.00.10. М., 2001, 210 с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». — 2002. — 232 е.: ил.
- Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей: Учебное пособие / МГУ им. М. В. Ломоносова -М.: Изд-во МГУ. 1991. — 95 е.: ил.
- Семенович А.В., Умрихин С. О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии М.: Изд-во МГУ. — 1997. — 50 с.
- Серебрякова Н.В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии.: Автореф. дис. канд. пед. наук. С-Пб. — 1996. — 16 с.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд-во АН СССР. -1961.-99 с.
- Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госкомиздат,. — 1947. — 567 с.
- Сизова Э.Я. Нейрофонетическая характеристика бокового сигматизма //Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. JL, — 1978.
- Симановский А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка. -М.: ольф. 2000.- 160 с.
- Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий Cerebral dominance. / Под ред. А. Р. Лурия. — М.: Изд-во МГУ. — 1978. — 95 е.: ил.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М.: Изд-во Моск. ун-та. 1985. — 190 е.: ил.
- Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня. М. — 1995. -С. 154−160.
- Симонова Н.С. Состояние пространственно-временных отношений у детей с церебральными параличами // Дефектология. 1980. — № 6. -С. 33−37.
- Симонова Н.С. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральными параличами // Дефектология. -1981.- № 4. С.82−86.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: ТЦ Сфера. — 2001.-80 с.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера. — 2003. — 288 с.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: «Просвещение». -1966.- 423 с. (С. 169).
- Смирнова И.А. Логопедическая работа по формированию словаря у дошкольников с церебральными параличами: Автореф. дис.канд. пед. наук.-Л.- 1988.- 16 с.
- Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структуры и формы первичных нарушений речевого развития // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред. Л. И. Беляковой. М.: МГУ. — 1985.- С.3−13.
- Соботович Е.Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей:Автореф. дис. доктора пед. наук. М. — 1984. — 49 с.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение. -1968.- 189с.
- Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипициной. СПб.: «Речь». — 2003. — 216 с.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I-IV классы). 2-е изд. — М.: МСГИ, Е. В. Карпов. -2004.-200 с.
- Строганова В.В. Формирование навыков понимания текста у учащихся начальных классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи // Дисс. канд. пед. наук. М., 1998, — 209 с.
- Титова О.В. Справа слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. — М.: «Издательство «Гном и Д». — 2004.-56 с.
- Титова О. В. Формирование пространственных представлений у умственно отсталых младших школьников с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича: Дисс. канд.пед. наук.-М., 2002.-178 с.
- Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. -М.: Просвещение. 1969. — С.141−155.
- Триггер Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. — № 5. — С. 35−41.
- Филатова И.А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса: Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 187 с.
- Филатова И.А. Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие. — Екатеринбург. — 2000 — 35 с.
- Филичева Т.Б. Обследование смысловой стороны речи у детей с общим ее недоразвитием//Недоразвитие и утрата речи. М- 1985.-с.76−79.
- Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: Гном-Пресс. — 1999. — 89 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.: Изд-во МГЗПИ.- 1991.- 188 с.
- Фишман М.Н. Иптегративная деятельность мозга в норме и патологии. -М.: Педагогика. 1989. — 144 с.
- Фишман М.Н. Мозговые механизмы, обусловливающие отклонения в речевом развитии у детей // Дефектология. 2001. — № 3. — С. 3−9.
- Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. // Дефектология. 2003. — № 1. — С. 23−33.
- Фотекова Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при с общем иедоразвитием речи и задержке психического развития: Автореф. дисс. доктора псих. паук. 19.00.08. М., 2003. — 41 с.
- Фотекова Т.А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием пейропсихологических методов.
- Пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ. — 2002. — 136 с.: ил. (Библиотека практикующего логопеда).
- Фрумкина P.M. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». — 2001. — 320 с.
- Халилова Л.Б. Анализ речевых расстройств с позиций психолингвистического подхода // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. — Спб.: Образование. 1955. — С. 142.
- Халилова Л.Б. Некоторые аспекты изучения лексической системы языка учащимися с церебральным параличом // Дефектология. 1984. -№ 5. — С.63−68.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учеб. для вузов по спец. «Психология», — М: Изд-во МГУ. 1987. — 288 е.: ил.- 22 см
- Хомская Е.Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. -М.: Россия психологическое общество.-1998.-С.138 144.
- Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М.: МГУ. — 1972. — 259 с.
- Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов- М.: Просвещение. 1988. -207 е.: ил.
- Цветкова Л.С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения. М.'Издательство Московского психолого-социального института- Вронеж: НПО «МОДЭК». — 2002. — 640 с.(Серия «Психологи Отечества).
- Цветкова Л.С., Глозман Ж. М. Взаимоотношения психологического и грамматического аспектов речи при афазии // Вопросы психологии. -1979.- № 6.- с. 105−109.
- Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация ребенка. М.: МГУ.- 1985.-323 с.
- Цветкова JI.C. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение. — АО «Учеб. лит.».- 1995.-304 с.
- Цветкова JI.C. Методика нейронсихологической диагностики детей. — 2002.- С. 7.
- Чистович JI.A., Кожевников В. А. и др. Речь, артикуляция и восприятие. М. — Л. — 1965.
- Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарных взаимодействий у детей и подростков: Учебное пособие. М. — 1999.
- Шемякин Ф.Н. Исследование топографических представлений. Влияния поворота на 180 градусов на топографические представления. / Известия АПН РСФСР. Вып. 53. М. 1954. — С. 229−264.
- Шипицына JI.M., Казакова Е. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,.- 2003. 528 с.
- Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. М.: ТЦ Сфера. — 2004. — 89 с.
- Шурыгина И.А. Коррекция нарушений письма у учащихся младших классов с недоразвитием произвольной психической деятельности в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Екатеринбург. 2003. — 23 с.
- Эйдинова М.Б., Правдипа-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М.: Медицина. — 1959. — 275 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика. 1978.-304 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи. // Психология детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. — 1964. — С. 115−182.
- Юртайкин В.В. Особенности познавательной деятельности детей с тяжелой речевой патологией // Уч. записки Тартутского ун-та. Труды по дефектологии. 1990. — С. 30−45.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика. — 1980. — 240 с.
- Ярмоленко А.В. Роль речи в отражении пространства // Проблема восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова.-М.: Изд-во АПН РСФСР.-1961.-С.69−72.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: Аркти. -1999.- 120 с.
- Bever T.G. The cognitive bases for linguistic structures / J.K. Haves (ed). Cognition and the development of language. N. Y. — 1970.
- Bever T.G., Fodor J. A., Weksel W. Theoreticainotes on the acquisition of syntax // Psychol, rev. V. 72.
- Chomsky N. Syntakcikal Struktures. Mouton, 1957, 116.
- Fillmore Ch. Verben des Urteils. In: F. Kiefer (ed.). Semantik u. generative Grammatik. Frankfurt. — 1972.
- Garrett M.F., Bever T.G., Fodor J.A. The active use of grammar in speech perception. // Perception and psychophysics. 1966. — V. 1.
- LakoffG. Language in kontekxt. «Language». — 1972. — v.48.
- Lenneberg E. Biologikal Foundations of Language.-N.Y 1967. — p. 106.
- McCawley J.D. Bedeutung u. die Beschreibung der Sprachen. — In: F. Kiefer (ed.). Semantik u. generative Grammatik. Frankfurt.- 1972.
- Mehler J. and Carey P. Role of surface and basic structures in the perception of sentences // J. verb, learn, verb. Behave. 1967. — V. 6.
- Исследование моторных асимметрий.рук.
- Проба 1 Взять ручку и написать свои имя, фамилию, отчество.
- Проба 2. Взять карандаш и нарисовать круг
- Проба 3. Взять ножницы и вырезать из бумаги кружок.
- Проба 4. Взять ластик и стереть рисунок.
- Проба 5. Взять расческу и причесаться
- Проба 6. Взять мяч и бросить в корзину.
- Проба 7 Переплетение пальцев.
- Исследование моторных асимметрий ног. (В.П.Леутип, Е. И. Николаева, 1985, О.В. Лобзип)
- Проба 1 Подпрыгивание па одной ноге.1. Проба 2. «Забей гол».
- Проба 3. Закидывание ноги на ногу
- Исследование сенсорных асимметрий органов зрения.
- Проба1. Посмотреть в окуляр калейдоскопа. (Рассматривание осуществляется ребенком ведущим глазом).
- Проба 2. Моргание одним глазом. (Ребенок чаще закрывает неведущий глаз). Проба 3. «Карта с дырой».
- Исследование сенсорных асимметрий органов слуха.
- Проба 1. «Тиканье часов». (Часы ребенок подносит первый раз к ведущему уху. Ведущим ухом он оценивает тиканье как более громкое)
- Оценивается: предпочтение использования правого или левого органов слуха, зрения. Данные изучения сенсорных асимметрий выражаются формулой: Кпг (пу) = (Еп Ел) / (Еп + Ел + Ео)100где Кпг коэффициент правого глаза- К (пу) — коэффициент правого уха.
- Еп число приемов, в которых преобладал правый глаз, (ухо) — Ел — число приемов, в которых преобладал левый глаз, (ухо) — Ео — не было преобладания одного из глаз, (уха).
- Кпг (пу) может быть положительным (до + 100%) у лиц с правосторонней сенсорной латерализацией и отрицательным у лиц с левосторонней сенсорной латерализацией. Серия 2. Исследование общей моторики.
- Исследование двигательной памяти.- вытянуть руки вперед, сделать хлопок перед собой, руки вниз, хлопок над головой, руки вниз. руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, вниз.
- По образцу. Инструкция: «Посмотри, как делаю я, повторяй за мной"-, «кулак ребро -ладонь"-ладонь кулак — ребро» (повторить два раза) — «ребро — кулак — ладонь».
- По словесной инструкции: Сделай: «кулак ребро — ладонь" — «ладонь — кулак — ребро" — «ребро — кулак — ладонь».
- Графическая проба «Забор».
- Инструкция: «Продолжай рисовать забор по образцу, не отрывая руки».
- Положи руки на стол, делай как я: менять положение обеих рук одновременно: «ладонь -кулак» (повторить 4−5 раз)
- Оценивается: трудности нахождения поз, ритмичность выполнения движений, синхронность переключения на новое положение рук, повышения тонуса мышц, вовлечение в движение всей руки.
- Серия 5. Исследование кинестетического праксиса кистей рук.
- Проводится по показу и по словесной инструкции.
- Выставить 2 и 5 пальцы па левой руке, затем па правой, па обеих- «зайчик».
- Выставить 2 и 3 пальцы па левой руке, затем па правой, па обеих- «коза».
- Вытяни 2 и 5 пальцы на левой руке, на правой, на обеих.
- Сложи в «колечко» 1 и 3 пальцы па левой руке, на правой, на обеих.
- Язык (норма, массивный, гипертрофия корня языка, позиция в полости рта, напряженный, маленький, длинный, узкий).
- Подъязычная уздечка (норма, отсутствует, короткая, натянутая).
- Маленький язычок (норма, отсутствует, укорочен, раздвоен, отклонен в сторону, свисает неподвижно).
- Твердое и мягкое небо (норма, высокое, узкое, плоское, низкое, расщелина, послеоперационный шов, свищ).
- Оценивается: анатомическое строение артикуляционного аппарата: — нормальное строение артикуляционного аппарата- дефекты в строении артикуляционного аппарата.
- Серия 8. Исследование артикуляционного праксиса.
- Проводится по показу и словесной инструкции. Задания проводятся под счет и повторяются не менее 4−5 раз.
- Оценивается: последовательность выполнения движений, усвоение программы движений, трудность переключения с одного движения на другое- инертность движений, персеверации.
- Исследование сомато-пространствеиного праксиса, конструктивного праксисапредставлено в Разделе III. Часть 2. Исследование психологической базы речи (Исследование пространственного гнозиса, праксиса, пространственных, квазипространственных представлений)
- Раздел III. Часть 1. Исследование психологической базы речи.
- Исследование внимания, гностических процессов, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
- Цель: выявление особенностей сформированное&trade- анализаторных систем и их взаимодействия, сформированиости функциональных систем, являющихся психофизиологической основой речи.
- Серии 1. Исследование внимания.
- Произвольное последовательное прослеживание ряда чисел Материал исследования: (Таблица Шульте)
- Инструкция: «Быстро укажите пальцем цифры от 1до 25». (Время засекается по секундомеру).
- Поиск заданной фигуры среди других
- Материал исследования: изображение различных геометрических фигур, разного цвета и величины, расположенные в произвольном порядке. Инструкция: «Быстро сосчитай и покажи все треугольники».
- Оценивается: сосредоточенность выполнения, подвижность, утомляемость, избирательность внимания
- Серия 2. Исследование акустического неречевого гнозиса.
- Исследование процессов восприятия неречевых звуков, акустических представлений, образов: шелест бумаги, звон стекла, звон металла, звук, издаваемый карандашом о деревянную поверхность.
- Инструкция: «Внимательно слушай и скажи, что это за звук, покажи предмет, который издает такой звук».
- Исследование слухо-моторных координации. Оценка простых ритмов. Инструкция: «Скажи, по сколько я стучала?» !! !! !!, !!! !!! !!!
- Исследование слухо-моторных координации. Воспроизведение ритмов по образцу. Инструкция: «Простучи так же, как я» !!,!!!, //!!!,!!! //.
- Серия 3. Исследование зрительного гнозиса.1. Восприятие предметов.
- Материал исследования: предметные картинки: цветы, дождь, картофель, карандаш, белки, собака, глаза, иголка, капуста, свеча, подсолнух, слои, дорога, помидоры. Инструкция: «Покажи, где?».
- Узнавание и называние недорисованных предметов (усложненные пробы). Материал: картинки с недорисованными элементами: жук без рога, слон без глаза, собака без уха, половинка катушки, копь без копыта.
- Инструкция: «Художник рисовал картинку и не дорисовал ее, что отсутствует в рисунке?»
- Узнавание и называние наложенных изображений, перечеркнутых предметов (сенсибилизированные пробы).
- Материал: картинки с «наложенными» друг на друга, пунктирными изображениями: паук, жук, таракан, муха- воздушный змей, скакалка, мячик (шар) 3 ракетки- курица, петух, белка, заяц, конь, козленок.
- Инструкция: «Посмотри внимательно и скажи, что здесь нарисовано?»
- Оценивается: сохранность перцепторного образа и образа представления, точность, дифференцированность восприятия предметов.
- Серия 4. Исслсдованис зрительно предметной памяти.
- Материал исследования: 5 предметных картинок для запоминания: санки, дерево, машина, мяч, кукла. 5 «фоновых» картинок: самолет, рама, куст, шарик воздушный, девочка.
- Непосредственное запоминание предметных картинок. Инструкция: «Запомни эти картинки».
- Инструкция: «Запомни эти картинки, найди их среди других».
- Запоминание символических фигур.
- Ребенку предлагается запомнить 9 фигур и найти их среди других.
- Отсроченное воспроизведение фигур. Через несколько заданий предлагается вспомнить и показать фигуры, которые были предъявлены ранее.
- Оценивается: непосредственное и отсроченное запоминание, влияние речи на запоминание, объем, скорость, способность к самокоррекции.
- Серия 5. Исследование слухо — речевой памяти.
- Непосредственное воспроизведение серии слов Инструкция: «Я прочту три слова, ты ихзапомни и повтори: дом, лес, кот-. еще три слова повтори: пирог, игла, топор. Атеперь повтори все, что запомнил».
- Воспроизведение серии слов «3 слова на 2» через 3−5 минут после гетерогенной интерференции, без предъявления стимулов. В данный промежуток времени ребенку предлагается выполнять счетные операции.
- Исследование непосредственного запоминания предложений.
- Инструкция: «Запомни предложение и повтори за мной как можно точнее: Дети взяли корзинки и пошли в лес.»
- Инструкция: «Запомни второе предложение и повтори за мной как можно точнее: «Сегодня в школу пришел новый учитель по истории». (Пауза) Инструкция: «Скажи, какие ты запомнил предложения.»
- Исследование запоминания предложений после гомогенной интерференции. Инструкция: «Запомни предложение и повтори за мной как можно точнее. Я сначала сделаю уроки, помогу маме вымыть посуду, а потом пойду в кино.»
- Беседа гомогенная интерференция 30 сек.)
- Инструкция: «Повтори предложение, которое ты должен был запомнить.»
- Исследование общей вербальной памяти. «10 слов».
- Инструкция: «Слушай внимательно и запоминай слова, потом их назовешь: крот хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед.»
- Оценивается: объем слухо-речевой памяти, последовательность запоминания, точность, парафазии, непосредственное воспроизведение, отсроченное воспроизведение, воспроизведение после интерференции.
- Серия 6. Исследование тактильного гнозиса.
- Локализация прикосновения.
- Инструкция: «Закрой глаза, покажи место, до которого я дотронулась».
- Проба Ферстера. Инструкция: «Какую цифру я нарисовала у тебя на руке?» Оценивается: умения определять место прикосновения, узнавать цифры по кожно-кинестетическому ощущению.
- Серии 7. Исследование интеллектуальной деятельности.
- Наглядно-образное мышление.
- Нахождение последовательности серии сюжетных картин. Исследуются в разделе IV, серия 5, задание 2.
- Оценивается: сохранность наглядно-образного мышления, манипулирования картинками, направленность поиска, степень самостоятельности, способности. понимать связь событий, пространственно-временные и причинно-следственные отношения.
- Вербально-логическое мышление.
- A.Исключение понятий, «пятый лишний»
- B. Обобщенные слова «Назови одним словом». Исследование процессов обобщения и абстрагирования. Инструкция: «Прочти и назови одним словом». Редька, картофель, лук, морковь.
- Груши, яблоки, сливы, виноград.
- Молоток, клещи, пила, напильник.
- Россия, Англия, Америка, Франция.
- Г. Обобщение с опорой на картинки.
- Исследование процессов обобщения и абстрагирования.
- Стимульный материал: группы картинок: 1. батон, конфета. Капуста, сыр- 2. автобус, вертолет, пароход, машина- лошадь, лани, кенгуру, лев- мельница, замок, церковь, дом.
- Инструкция: «Назови предметы на картинке одним словом».
- Батон, конфета, сыр, капуста.
- Автобус, пароход, вертолет, машина.
- Лошадь, лев, кенгуру, козы.
- Оценивается: обоснование принципа выделения, самостоятельность, виды помощи, возможность «переноса», способность отвлечения от второстепенных и случайных признаков.
- Серия 8. Исследование эмоционально-волевой сферы
- Восприятие и оценка эмоционального содержания картин.
- Инструкция: «Рассмотри картинку, грустная она или веселая, почему»?
- Оценивается: состояние эмоциональных отношений, их развитость, адекватность, неадекватность. осмысленность активности и устанавливать
- I раздел. Часть 2. Исследование психологической базы речи. Исследование пространственного гнозиса, праксиса, пространственных и квазипространственных представлений.
- Цель: выявление уровня сформированности пространственного гнозиса, праксиса, пространственных и квазипространственных представлений.
- Изучение пространственного гнозиса, пространственных и квазипространственных представлений строилось с учетом их формирования в онтогенезе.
- Серия 1. Исследование ориентации в схеме собственного тела (сомато-нространствепнын гнозис).
- Задание 2. Пробы Хеда. Перекрестная ориентация в схеме собственного тела-по вербальной инструкции.1. Инструкция: — Покажи левой рукой правый глаз.- Покажи правой рукой правое ухо.- Покажи правой рукой левое ухо
- Задание 3. Ориентация в схеме собственного тела-по наглядной опоре. (Задание оценивается только качественно)
- Экспериментатор сидит напротив испытуемого.
- Инструкция: «То, что я буду делать своей правой рукой, ты будешь делать своей правой рукой (касаюсь ее), а то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей левой рукой»:
- Одноручные пробы: правая рука вертикально- левая рука горизонтально.
- Задание 1. Исследование умения определять пространственные соотношения элементов графических изображений
- Инструкция: «Назови буквы, какие буквы похожи друг на друга»? ьцы р фяу о шг счпи и бтв одадщ
- Задание 2. Узнавание пространственного расположения изображенных фигур.
- Серия 3. Исследование умении устанавливать пространственные отношения.
- Материал исследования: карточка с изображением геометрических фигур, расположенных в определенных пространственных отношениях.
- Серия 4. Исследование зрнтслыю-копструктивпых навыков.
- Задание 2. Копирование объемной геометрической фигуры. Инструкция: «Срисуй куб». Оценивается: 2 балла фигуры срисованы верно, есть ошибки в отображении
- Серия 5. Исследование умения обозначать в речи пространственные отношении между предметами.
- Материал: изображение круга и квадрата в определенных пространственных отношениях, (см. серию 3)
- Задание 1. Использование в речи наречий при однокомпонентной и двухкомпонентной характеристике отношений «слева, справа, вверху, внизу», «слева, вверху», «справа, внизу».
- Оценивается: умение определять пространственное расположение предметов, и обозначать их в речи.2 балла все изображения названы верно- 1балл — единичные ошибки, самокоррекция- О баллов — множественные ошибки.
- Серия 6. Исследование письма и чтения1. Задание 1. Диктант.
- Инструкция: «Я буду диктовать, а ты пиши». Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.
- Задание 2. Чтение отрывка из текста. «Как я ловил раков» (А.Н. Корпев, 1997)
- В нашей деревне текут два ручейка. В них живет много раков. Мальчики ловят их руками под камнями, в дырах между корнями или под берегом. Потом они варят и лакомятся шт. Одного рака я получил от моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.
- Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, а трудно сделать. У раков свое оружие клешни, которыми щиплются как следует.
- Серия 7. Исследование понимания строения разрядного числа.
- Задание 1. Разрядное строение чисел.
- Раздел IV. Исследование языковых и речевых средств.
- Цель: выявить состояние языковых и речевых средств, структуру речевого дефекта. Серия 1. Исследование фонетической стороны речи.
- Исследование звукопронзношения. Диагностирование произношения проводится: — на основе зрительного восприятия-- на основе слухового восприятия-- в самостоятельной речи.
- Исследование слоговой структуры слов.
- Произношение в самостоятельной речи изучается при помощи сюжетных картинок. На перекрестке стоит милиционер и регулирует движение. В магазине электроприборов продаются электрические товары.
- Оценивается: сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, добавление слогов, перестановка слогов и звуков, персеверации.
- Основа нарушения слоговой структуры слов: произношение правильное, дефектное- ритмико-интопационная сторона речи.
- Оценивается: сформироваииость просодической стороны речи. Серия 2. Исследование номинативной функции речи.
- Материал исследования: сюжетные картинки. 1. Называние предметов по картинкам. Инструкция. Называй картинки по порядку:
- Часы, пальто, очки, кровать, лестница. Карандаш, сито, руль, колесо, лопата. Крокодил, свеча, прищепка, кастрюля, пылесос. 2 Называние действий:
- Одевает, кормит, плавает, плачет, строит. Копает, гладит, рисует, вяжет, рубит Подметает, причесывается, трет, привязывает, черпает (набирает)
- Оценивается: объем активного словаря, употребление слов различных частей речи, особенности операций отбора и актуализации лексики. Серия 3. Исследование словообразовательных процессов:
- Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов: Инструкция: «Изменяй слова по образцу: дерево деревце.»: зеркало -, горох -, свекла -, улица -, ухо
- Название детенышей животных:
- Инструкция: «Изменяй слова по образцу: у кошки котята, а у.»: козы — волка — - утки — - лисы — - льва — - свиньи- - собаки — - курицы -- коровы-- овцы -.
- Образование относительных прилагательных:
- Инструкция: «Изменяй слова по образцу: варенье из малины малиновое, а.»: из смородины -, из яблок салат из моркови — варенье из слив -суп из грибов -, кукла из соломы -лист дуба -, горка изо льда -лист осины -, камни под водой
- Образование существительных от прилагательных:
- Инструкция: «Если человек храбрый, то он храбрец, а если.»: молодой -, боевой удалой -5.Образование глаголов:
- Инструкция: «Скажи одним словом.»: положить соль в суп, сделать подарок -, найти решение -, предложить угощение -6.Образование качественных прилагательных:
- Инструкция: «Скажи одним словом, как я: За хитрость называют хитрым, а .»: за трусость —, если днем мороз, то день -, если дождь -, если ветер -7. Образование притяжательных прилагательных: Инструкция: «Изменяй слова по образцу .»:
- Составление предложений, но картинкам. Материал исследования сюжетные картинки:
- Мальчик моет руки. Девочка режет колбасу. Мальчик забивает гвоздь. Дети лепятснежную бабу. Кошка лакает молоко.
- Инструкция: «Рассмотри картинку, составь предложение»:
- Составление предложении по картннкам. Материал исследования: сюжетные картинки:
- Мальчики играют в мяч (в футбол).
- Мальчик бежит к дереву (под дерево от дождя).
- Мальчик лезет через забор.
- Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи).
- Няня стелет коврик около кровати (достает из-под кровати).
- Инструкция: «Рассмотри картинку, составь предложение»:
- Составление предложений, но картинкам. Материал исследования: сюжетные картинки: Мужчина и женщина грузят сено на машину. Школьница пришла навестить свою больную подругу. Мальчик уступает место старушке в трамвае.
- Врач приглашает больную пройти в кабинет.
- Подросток песет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар. Инструкция: «Рассмотри картинку, составь предложение»:4. Повторение предложений.
- Инструкция: «Повторяй за мной как можно точнее.»:
- В саду было много красных яблок. Ранней весной затопило весь наш луг. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
- Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
- Составлсние предложении по опорным словам в начальной форме. Инструкция: «Я назову слова, а ты постарайся составить по ним предложения.»: Доктор, лечит, дети.
- Сидеть, синичка, на, ветка. Груша, бабушка, внучка, давать. Миша, собака, небольшая, косточка, бросить. Петя, купить, шар, мама, красный.
- Дополнение предложений предлогами.
- Инструкция: «Попробуй вставить пропущенное слово, не изменяя слов.»: Лепа наливает чай.чашки. Птенец выпал.гнезда. Щенок спрятался.крыльцом. Деревья шумят.ветра. Пес сидит. конуры.7. Верификации предложении.
- Инструкция: «Я буду читать предложение, а ты, если заметишь ошибку, исправь.»: 1. Собака вышла в будку.2. По морю плывут корабль.3. Дом нарисован мальчик.
- Хорошо спится медведь под снегом.
- Над большим деревом была глубокая яма. 8.3авср1нспис предложений. Инструкция: «Закоичи предложение.»:
- Игорь промочил поги, потому что.2. Сережа замерз, хотя.
- Исследование навыков словоизменении. (Образование множественного числасуществительных в именительном и родительном падежах)
- Инструкция: «Изменяй слова, как я дом дома.»: стол — стул — - окно — - звезда — -ухо — -село -.
- Инструкция: «Изменяй слова, как я дом много домов.»: стол — стул — -окпо — - звезда — - ухо — -село --
- Серия 5. Исследование связной речи
- Пересказ текста. (Исследуется в серии 6, задание 5. Понимание текстов)
- Составление рассказа, но серии 4 сюжетных картинок.
- Материал исследования: 4 сюжетных картинки, объединенных одной темой «Заяц и снеговик».
- Инструкция: «Разложи эти картинки по порядку и составь рассказ». Примерный рассказ:
- Серия 6. Исследование импрессивпой речи.
- Работает- стирает- играет- едет- прыгает, поет- поливает- едет- поет- работает, смотрит- едет- готовит, поливает- готовит, смотрит- стирает, продает, играет- Исследование понимания близких по значению названий действий.
- Исследование понимании предложений, выражающих коммуникацию событий.
- Материал: сюжетные картинки.-Понимание отношений, выраженных возвратными глаголами.
- Понимание сложных логико-грамматических конструкций (исследуется в разделе V).
- Исследование понимания текста.
- Инструкция: «Прослушай текст, скажи, о ком говорится в рассказе? Почему так назван рассказ»?
- После выяснения понимания смысла рассказа ребенку предлагается пересказать его. Инструкция: «Внимательно прослушай рассказ и приготовься пересказывать».1. Умная собака.
- Собака стерегла двор. Она увидала старика с сумой н начала на него лаять. Бедняк стал просить ее: «Не лай на меня, я не ел два дня и умираю с голоду». Собака сказала бедняку: «Люди услышат мой лай и накормят тебя». (А.Н. Бернштейн.)
- Оценивается: сформированность импрессивной речи, латентное время выбора картинки, характер ошибок (пропуски, замены, добавление, изменение порядка), понимание смысла и содержания текста.
- Серия 6. Исследование навыков языкового анализа.
- Инструкция: «Отвечай на мои вопросы.»:
- Сколько слов в предложении «Около дома росла береза»? Какое второе слово в этом предложении?
- Оценивается: сформированность навыков языкового анализа, звукового анализа, количество и качество допущенных ошибок, самостоятельность.