Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка методов и средств информатизации организации производственных процессов сборки самолетов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В третьей главе формализуется функциональное описание производственных процессов сборки фюзеляжа на основе теории графов и функционально-стоимостной инженерии, проводится математическое моделирование производственных процессов сборки самолетов (на примере фюзеляжа) по времени и в зависимости от наличия ресурсов, разрабатываются оптимизационные алгоритмы производственных процессов сборки самолетов… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК АББРЕВИАТУР
  • 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА САМОЛЕТОВ
    • 1. 1. Требования к САПР, процедуры проектирования и производства самолетов с использованием этой системы
    • 1. 2. Проблемы формализации проектирования и моделирования облика самолета
    • 1. 3. Целевая функция разработки алгоритма решения проектной задачи на основе функционального подхода
    • 1. 4. Постановка задач исследований процедур информатизации оптимизации процессов создания самолетов
  • ВЫВОДЫ
  • 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА ПРОЕКТНЫХ ПРОЦЕДУР ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕЗАУРУСА ПО КОНСТРУКЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА САМОЛЕТА
    • 2. 1. Организационная структура построения общего информационного тезауруса САПР
    • 2. 2. Методика проектирования информационного тезауруса САПР авиационного производства с позиции функционального подхода
    • 2. 3. Разработка графоаналитической и математической моделей сборки фюзеляжа в САПР с позиции функции
  • ВЫВОДЫ
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ СБОРКИ САМОЛЕТА НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР В условиях
  • ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САПР И АСУТП
    • 3. 1. Исследование процессов сборки самолета на примере фюзеляжа на основе графоаналитического и математического методов по функции
    • 3. 2. Математическое моделирование процесса стягивания дуг графа сборки самолета на примере фюзеляжа по времени в САПР
    • 3. 3. Математическое моделирование процесса сборки самолета на примере фюзеляжа в зависимости от числа ресурсов с использованием САПР
    • 3. 4. Методика оптимизации производственных процессов сборки самолета на примере фюзеляжа с использованием САПР
  • ВЫВОДЫ
  • 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕТЕВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ СБОРКИ САМОЛЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ САПР
    • 4. 1. Методика проектирования сетевых моделей производственных процессов сборки фюзеляжа в САПР на основе информационного тезауруса
    • 4. 2. Оптимизация сетевых моделей на основе методологии ФСИ
  • ВЫВОДЫ
  • 5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЕТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТОК
    • 5. 1. Основные методические аспекты использования функционально-стоимостной инженерии при создании самолетов в САПР и экономическая эффективность работы
    • 5. 2. Расчет экономической эффективности от внедрения САПР с тезаурусом
  • ВЫВОДЫ
  • ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Разработка методов и средств информатизации организации производственных процессов сборки самолетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С момента своего возникновения авиация и авиационное производство являлись областью приложения достижений научно-технического прогресса, и соответственно, как и любая другая наукоемкая отрасль, всегда чутко реагировали на влияние внешней среды [103]. Сегодня на фоне индивидуализации спроса, расширения использования средств автоматизации, ускорения обновления изделий авиационной техники, быстрого развития различных наукоемких отраслей, уменьшения объемов производств до оптимальных размеров предъявляются совершенно иные требования к степени информатизации процессов создания самолетов и организации их производства [120].

Опираясь на широко применяемые в авиастроении САПР-КТР и АСУТП такие, как «САТ1А». «UNIGRAphics» и другие, можно выделить два направления повышения эффективности использования подобных систем: во-первых, это организация информационных баз данных по составу самолета и организации его производства, а во-вторых, это проектирование оптимизационных алгоритмов процессов создания самолетов.

На основании вышеизложенного, научной и практической проблемой в настоящей работе является разработка методик, приемов и правил совершенствования уже существующих и проектирование новых технических решений, проектно-технологических и управленческих процедур с применением САПР и АСУТП при организации производства самолетов.

Цель работы ~ совершенствование методов и средств информатизации организации производственных процессов сборки самолетов (на примере фюзеляжа).

Объект исследования — производственные процессы сборки самолета (на примере фюзеляжа).

Предметом исследования являются модели информатизации производственных процессов сборки самолетов (на примере фюзеляжа).

После проведения верификации используемых в настоящее время методов исследований для решения поставленной задачи автором был выбран комплексный экономико-математический метод — функционально-стоимостная инженерия, которая включает в себя элементы как системного и функционального анализа, так и математического, электронного и натурного моделирования. Применение ФСИ для анализа используемых при организации производства самолетов САПР и АСУТП позволяет существенно расширить теоретические и практические аспекты организации и совершенствования этих систем, так как функциональный подход, где критерием информативности, а, следовательно, и эффективности работы САПР и АСУТП является функция (как полезное свойство, действие и состояние объекта или системы и др.), дает дополнительную взаимоувязку всех компонентов систем, то есть возможность описания процессов, действий, свойств и явлений на языке выполняемых функций и их отношений.

Основными направлениями исследований являются:

1. Исследование структуры самолета (на примере основного агрегатафюзеляжа) по критериям функциональности, трудоемкости и иерархичности построения (то есть входимости по уровням иерархии) с использованием методологии функционально-стоимостной инженерии.

2. Исследование структурной организации производственных процессов создания самолетов (на примере сборки фюзеляжа) на основе экономико-математических методов анализа проектно-технологической и управленческой информации (в том числе — документации) с целью математического моделирования его структуры в последовательности от самореализующихся функций до сборок и агрегатов (в виде функций) с использованием САПР и АСУТП.

3. Исследование организации сетевого планирования и управления разработками авиационного производства в САПР с использованием методологии функционально-стоимостной инженерии с целью выявить влияние функциональных показателей и наличия ресурсов (оптимальных алгоритмов) на производственные процессы сборки самолета (на примере фюзеляжа) по критерию трудоемкости.

Схема направлений, последовательность исследований и анализ разработок представлены на рис. 0.1.

Исходные данные я о К я к X х О.

Рис. 0.1. Направления и последовательность проведения исследований и анализа разработок.

Научной новизной в настоящей работе обладают следующие результаты, выносимые на защиту:

1. Методика проектирования информационного тезауруса САПР проектно-технологических функций по конструкции, технологии изготовления и организации производства самолетов (на примере фюзеляжа).

2. Методика оптимизации производственных процессов сборки самолетов (на примере фюзеляжа), реализованная в САПР на основе информационного тезауруса.

3. Методика проектирования сетевых моделей производственных процессов сборки самолетов (на примере фюзеляжа), реализованная в САПР на основе информационного тезауруса и оптимизационных алгоритмов.

Используемые при исследованиях и экспериментах базовые элементы.

1. Методики оптимизации проектно-технологических решений сборочных процессов авиационного производства — функция (как полезное действие), измеряемая трудоемкостью, обеспечивающая связь математических компонентов с проектно-технологическими функциями и стоимостными показателями в САПР и АСУТП с позиции функциональности на основе методологии ФСИ;

2. Методики оптимизации технологических процессов сборки фюзеляжа на основе оптимизационных алгоритмов и сетевого моделирования и управления разработками в САПР — время (Г, или /, у), обеспечивающее снижение общей трудоемкости создания самолета за счет оптимального распределения и объединения ресурсов при априорном расчете критического пути (L или 1кр).

В первой главе представлена и обоснована необходимость разработки перечня проектно-технологических функций по конструкции, технологии и организации производства самолета с решением проблемы декомпозиции конструкции и производственных процессов. Обоснована необходимость и сформулированы задачи разработки оптимизационных алгоритмов для создания самолетов на примере фюзеляжа — основного элемента самолета — с использованием САПР и АСУТП. Обосновывается применение экономико-математических методов оптимизации технологических процессов при проектировании и производстве самолета. Сформулированы основные выводы к главе.

Во второй главе изложены основные определения, понятия и правила общего информационного тезауруса САПР на основе государственных и международных стандартов. Сформулированы определения и правила организации информационного тезауруса САПР авиационного производства в виде перечня типовых проектно-технологических функций. Приведен алгоритм формирования дескрипторной статьи тезауруса. Показано, что упорядоченный состав проектно-технологических функций является одним из основных оптимизационных элементов проектов и технологических процессов при проектировании самолета и организации его производства. Сформулированы выводы к главе.

В третьей главе формализуется функциональное описание производственных процессов сборки фюзеляжа на основе теории графов и функционально-стоимостной инженерии, проводится математическое моделирование производственных процессов сборки самолетов (на примере фюзеляжа) по времени и в зависимости от наличия ресурсов, разрабатываются оптимизационные алгоритмы производственных процессов сборки самолетов (на примере фюзеляжа), а также основная математическая модель последовательности сборки самолета (на примере фюзеляжа) с позиции функционально — стоимостного анализа по критериям функции и стоимости с использованием САПР и АСУТП. Формулируются выводы к главе.

В четвертой главе по результатам математического моделирования производственных процессов сборки самолетов (на примере фюзеляжа) разрабатывается методика проектирования сетевых моделей производственных процессов сборки самолетов (на примере фюзеляжа) при наличии полного информационного состава проектно-технологических функций и оптимизационных алгоритмов в базах данных САПР и АСУТПприводятся численные примеры определения критических путей при создании фюзеляжа, определяется коэффициент конкордации, который должен использоваться для расчета трудоемкости со сведением разнородных ресурсов к одному — «функции-трудоемкости». Формулируются выводы к главе.

В пятой главе по проведенным исследованиям и экспериментам анализируются результаты и производится расчет экономической эффективности от внедрения результатов диссертации на ОАО «Авиастар-СП» (г. Ульяновск) в ценах 2001 — 2004 годов. Формулируются выводы к главе.

В разделе «Основные результаты и выводы» вследствие проведенных исследований и экспериментов обосновывается научная новизна работы и формулируются ее результаты.

Список литературы

включает 120 наименований.

В приложении приложены три акта и справка о внедрении фрагментов диссертации на предприятиях приволжского административного округа и учебном заведении ИАТУ УлГТУ.

Работа выполнена в рамках госбюджетной НИР по разделу «Исследование технологических процессов авиационного производства для создания самолетов с использованием информационного тезауруса в САПР и АСУТП» в ИАТУ УлГТУ. Работа прошла практическую проверку на промышленных предприятиях, признана своевременной и актуальной.

В исследованиях и экспериментах по теме настоящей работы принимали участие сотрудники управления главного технолога ОАО «Авиастар» г. Ульяновсксотрудники службы главного технолога и главного металлурга Самарского авиационного объединения ОАО «Авиакор» и др.

Автору в настоящей работе принадлежат: системный и функциональный анализ проблемы исследованийметодика проектирования информационного состава (перечня) типовых проектно-технологических, производственных и управленческих функцийметодика оптимизации производственных процессов сборки самолетов (на примере фюзеляжа) в САПР на основе методологии ФСИ при наличии информационного тезауруса в САПРметодика проектирования сетевых моделей производственных процессов сборки самолетов (на примере фюзеляжа) по методологии ФСИ с использованием САПР при наличии информационного тезауруса и унифицированных алгоритмов САПРпроцедура производства расчетов экономической эффективности результатов исследований и экспериментов с применением фактических цифр и ресурсов по конкретным предприятиям.

По теме диссертации опубликовано: 5 научно-технических статей, опубликовано докладов в научно-технических сборниках — 6- учебно-методической литературы с грифом УМО АРК — 2- авторских свидетельств — 3.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

На основании выполненных исследований и экспериментов организации авиационного производства с использованием САПР-КТР и АСУ-ТП определились следующие результаты:

1. Для решения задачи максимальной информатизации проектно-технологических и организационных процессов производства самолета с использованием САПР и АСУТП разработана методика проектирования информационного тезауруса САПР в виде проектно-технологических функций по конструкции, технологии изготовления и организации производства самолетов (на примере фюзеляжа) с организационной структурой построения общего информационного тезауруса САПР.

2. Разработана методика оптимизации производственных процессов сборки самолетов (на примере фюзеляжа), реализованная в САПР на основе информационного тезауруса, где критериями информативности являются основные оценочные показатели ресурсов производства: функция — проектно-технологическая — и трудоемкость. Это дает возможность варьировать названными ресурсами для достижения оптимального результата в организации производства.

3. Разработана методика проектирования сетевых моделей производственных процессов сборки самолетов (на примере фюзеляжа), реализованная в САПР на основе информационного тезауруса и оптимизационных алгоритмов САПР, которая позволяет произвести точный априорный расчет проекта за счет объединения множества ресурсов производства в единый ресурс, обозначенный как «функция — трудоемкость» .

4. Внедрение модуля проектирования системы UNIGRAphics, в базу данных которых включены информационный тезаурус и оптимизационные алгоритмы, для проектирования производственных процессов сборки самолетов (на примере фюзеляжа) дает расчетный годовой экономический эффект 59 866,39 руб. при коэффициенте экономической эффективности 4,9.

5. Внедрения информационного тезауруса по проектированию производственных процессов сборки самолетов (на примере фюзеляжа) обеспечивает расчетный экономический эффект 1 408 797 рубля при достижении роста производительности труда в 4,35%.

6. Использование систем автоматизированного проектирования производственных процессов создания самолетов при внедрении отдельных процедур функционально-стоимостной инженерии годовой экономический эффект составляет 6 268 328, 91 руб., соответственно, при коэффициенте эффективности использования управляющих процедур к = 8,2.

Практические результаты исследований:

Внедрены результаты исследований и экспериментов и др. материалы:

— в ОАО «Авиакор» авиационный завод г. Самара;

— в ОАО «Авиастар — СП» г. Ульяновск;

— вИАТУУлГТУ;

— в ФГУП «НПО «Марс» «.

В соответствии с расчетами экономической эффективности, произведенными специалистами названных предприятий, получен значительный экономический эффект (актировано).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. и др. САПР технологических процессов, приспособлений и режущих инструментов: Учебное пособие для вузов / В. И. Аверченков, И. А. Кашталъян, А. П. Пархутик. Мн.: «Высшая школа», 1993. — 288 с.
  2. Автоматизация процессов подготовки авиационного производства на базе ЭВМ и оборудования с ЧПУ / В. А. Вайсбург, Б. А. Медведев,
  3. A.Н.Бакушский и др. -М.: Машиностроение, 1985. -216 с.
  4. Автоматизированное проектирование систем автоматизированного управления/ Я. Я. Алексанкин, А. Э. Бржозовский, В. А. Жданов и др.- Под ред.
  5. B.В. Солодовникова. М.: Машиностроение, 1990.
  6. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Г. А. Титаренко. М.: ЮНИТИ, 1998.
  7. Автоматизированные системы технологической подготовки производства в машиностроении. / Под ред. Г. К. Горанского. М.: Машиностроение, 1976.
  8. Г. Н., Новиков В. Ю., Схиртладзе А. Г. Проектирование технологической оснастки машиностроительного производства: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов / Под ред. Ю. М. Соломенцева. — 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1999 — 415с.: ил.
  9. АСУ: Автоматизация проектирования и моделирования. Киев: ИКАН УССР, 1981.
  10. А.И. Моделирование и оптимизация сборки ЛА. М.: Машиностроение, 1990.
  11. .С. Основы технологии машиностроения. М.: Машиностроение, 1969.
  12. М.М., Заляев И. А. и др. Основы системы автоматизированного проектирования: Учебное пособие: — Издательство Казанского университета, 1988.-254 с.
  13. В.П. Методическое обеспечение САПР в машиностроении. JL: Машиностроение, Ленингр. отд — ние, 1989. — 255 с.
  14. В.М., Верминин В. Е. Автоматизированные системы управления технологическими процессами. 3-е изд., перераб. и доп. — JL: Политехнического университета, 1991. — 269 с.
  15. В.М., Вершин В. Е. Автоматизированные системы управления технологическими процессами. 3-е изд., перераб. и доп. — JL: Политехника, 1991.
  16. Вендров A.M. CASE технологически современны методы и средства проектирования информационных систем. -М.: Финансы и статистика, 1998. -176 с.
  17. Р. Функционально-стоимостный анализ в управлении: Сокр. пер. с чеш. М.: Экономика, 1986. — 176 с.
  18. Т.А., Червинская К. Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. — М.: Радио и связь, 1992.
  19. Ф.Р. Теория матриц. Изд-е 3-е. М.: Наука, 1967.
  20. И.М., Фомин С. В. Вариационное исчисление. М.: Физматгиз, 1961.
  21. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. — М.: ВлаДар, 1993.
  22. В.Л. Теория организации. М.: Институт молодежи, 1995.
  23. В.И. Моделирование в задачах управления производством. М.: Статистика, 1990. — 232 с.
  24. С.М. и др. Основы автоматизированного проектирования самолетов: Уч. пособие для студентов авиационных специальностей вузов. / С.М.
  25. Егер, Н. К .Лисейцев, О. С. Самойлович. -М.: Машиностроение, 1986. — 232 с.
  26. С.В., Ларичев О. И. Многокритериальные модели принятия решений. -М., 1985.
  27. Интеллектуальные САПР технологических процессов в радиоэлектронике / Под ред. В. И. Ильина. М.: Радио и связь, 1991.
  28. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г. А. Титаренко. 2-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003. -439с.
  29. Л.В., Крылов В. И. Приближенные Методы высшего анализа. М.: Физматгиз, 1962.
  30. Кибернетика и системный анализ. Международный научно-технический журнал. Инст. киберн. им. В. М. Глушкова, НАН Украины, 2000.
  31. А.С., Глазов Б. В., Дубровский А. Х. Проектирование систем автоматизации технологических процессов: Справ, пособие / Под ред. А. С. Клюева. — М.: Энергия, 1980.
  32. ИМ. Сборочные работы при производстве широкофюзеляжных самолетов. Технологические процессы, выбор варианта: Учебное пособие. Ульяновск, УлГТУ, 1999. — 96 с.
  33. ИМ. Основные технологии машиностроения: Учеб. для машино-строит. спец. вузов. 2-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1999. — 591с.: ил.
  34. А.Н. Основные понятия теории вероятностей. 2-е изд. М.: Наука, 1974.
  35. А.Н., Фомин С. В. Элемент теории функций и функционального анализа. 2-е изд. М.: Наука, 1968.
  36. Э.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. -М.: ДеКа, 2000.
  37. B.C. Автоматизация производственных процессов. М.: Высшая школа, 1978.
  38. B.C. Автоматизация производственных процессов. М.: Высшая школа, 1978.
  39. В.И., Ходаков В. Е. Системы отображения информации и инженерная психология: Учеб. пособие для вузов. Киев: Высшая школа, 1977.
  40. О. Оптимальные решения. М.: Прогресс, 1967.
  41. О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. -М.: Наука, 1996.
  42. Э.В. Проектирование автоматизированных систем управления технологическими процессами. — М.: Радио и связь, 1987.
  43. В.П., Тихомиров В. П., Хрусталев Е. Ю. Гипертексты в экономике. Информационная технология моделирования: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1997.
  44. В.А., Вальков В. М., Омельченко И. С. Автоматизированные и автоматические системы управления технологическими процессами. М.: Машиностроение, 1987.
  45. А.П., Маничев В. Б. Основы теории и проектирования САПР. -М.: Высшая школа, 1990.
  46. И.П. Системы автоматизированного проектирования: кн 1. Принципы построения и структура. М., 1986.
  47. И.П. Введение в автоматизированное проектирование технических устройств и систем. М.: Высшая школа, 1988.
  48. .Е. Проектирование экономических экспертных систем. М.: ЮНИТИ, 1996.
  49. Оперативное управление производством, (опыт разработки и совершенствования систем) / В. Н. Гончаров, А. Н. Колосов, Г. И. Дибнис. — М.: Экономика, 1987.
  50. Основы автоматизированного проектирования ДЛА / Под ред. Д.В. Хрони-на. М.: Машиностроение, 1984.
  51. Основы систем автоматизированного проектирования / Берхеев М. М., За-ляев И.А., Кожевников Ю. В. и др. Под общ. ред. Ю. В. Кожевникова. — КазГУ, 1988.
  52. Основы теории автоматизированного управления: Учебник для авиационных вузов / B.C. Булыгин, Ю. С. Гришанин, Н. Б. Судзиловский и др.- под ред. Н. Б. Судзиловского.-М.: Машиностроение, 1985. -512 с.
  53. В.В. Инвариантность и автономность нелинейных систем управления. Киев: Наук, думка, 1985.
  54. В.В. Математическое обеспечение САПР в производстве летательных аппаратов. -М.: Изд. МФТИ, 1978.
  55. В.В. Теоретические основы сборки JI А. М.: изд. МФТИ, 1991.
  56. Ф.И. Моделирование процессов производства. М.: Машиностроение, 1994. — 232 с.
  57. JI.C., Болтянский В. Г. и др. Математическая теория оптимальных процессов. М.: Физматгиз, 1961.
  58. ИМ. «Оптимизация технических решений автоматизированного проектирования и управления.» Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук по специальности (05.13.12), 2001.
  59. П.М. Математическое моделирование локальной ЦКТБ САПР -СТО с использованием методологии ФСА.// Деп. в ЦНИИ «Румб», № ДР -3031, 1988.
  60. П.М. Метод описания и систематизации конструкторско-технологической информации в инструментальном производстве. Статья // Деп. в ЦНИК «Румб», 7.07.87, № ДР-2782.
  61. П.М. Метод совершенствования системы классификации и кодирования конструкторско-технологической информации в инструментальном производстве. Статья. Деп. в ЦНИИ «Румб», БАУ «Судостроение», сер. 4, вып. 3, 1987 от 3.04.84, № ДР 2693.
  62. ИМ. Методологические аспекты использования ФСА в инструментальном производстве. Статья. Деп. в сборнике реф. ДР, ВИМИ, вып. 4,1990, № ДР-3235 от 3.10.90.
  63. ИМ. Некоторые аспекты использования методологии ФСА в организации информационных баз САПР технологического оснащения производства самолетов. Тез., 32 конференция УлГТУ от 28.01.98 (сборник тезисов докладов УлГТУ).
  64. ИМ. Некоторые правила и приемы определения устойчивости линейных звеньев в отдельных системах автоматического управления JI А. Учеб. пособие. Ульяновск, 2000.
  65. П.М. Объекты проектирования и управления разработками на основе экономико-математических методов анализа. УлГТУ (сборник докладов 34 научно-технической конференции 4.02.2000), Ульяновск.
  66. П.М. Оптимизация технических решений проектирования и управления на основе экономико-математических методов анализа. Монография Ульяновск: УлГТУ, 2000.
  67. П.М. Оптимизация технологических функций для организации разработки тезауруса САПР. Тез. Сборники докладов УлГТУ, 33 научно-технич. конференция 31.01.99.
  68. П.М. Оптимизация управленческих и проектных решений в процессе эволюционного развития автоматизированных систем. УлГТУ (сборник докладов 34 научно-технической конференции 4.02.2000), Ульяновск.
  69. П.М. Опыт типизации и формирования технологических представителей оснастки при организации информационной базы САПР-СТО. Статья. Деп. ЦНИИ «Румб», 31.12.86, № ДР-2695.
  70. П.М. Организационная последовательность оптимизации выбора решений на основе функционально-стоимостной инженерии. Прогрессивные технологии, материалы и конструкции: сборник научных трудов. Статья. УлГТУ, УДК 621(04), ББКЗя43, П78Д999.
  71. ИМ. Организация автоматизированных систем подготовки авиационного производства. Монография УлГТУ. 2000−172с.
  72. П.М. Организация информационного тезауруса по конструкции самолёта. Монография Ульяновск: УлГТУ, 2001
  73. П.М. Принципы построения систем автоматического управления применительно к управлению летательными аппаратами: Учебное пособие. Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Самолетостроение». Ульяновск: УлГТУ, 2000.
  74. П.М. Формирование информационной конструкторско-технологической базы САПРО-СТО. Статья, деп. 23.09.88 в БАУ «Судостроение», сер. 4, вып. 11,1988, № ДР-3031 от 7.03.99.
  75. П.М., Гаврилов С. Н. Системный и функциональный анализы показателей интегрального качества проектирования и управления разработками. УлГТУ (сборник докладов 34 научно-технической конференции 4.02.2000), Ульяновск.
  76. П.М., Дергунов В. В. Метод получения управляющих программ для электроэрозионных станков с системой программного управления 2М43. Статья. УДК 658−512.011.56.0005:621. Журнал «Авиационная промышленность», вып. 1,2001.
  77. П.М., Корнев А.И Формирование дескрипторного словаря типовых функций локальной информационной конструкторско-технологической базы САПР-СТО.// Деп. в ЦНИИ «Румб», № ДР- 2989, 1988.
  78. П.М., Лобанов СД. Методология организации и описания локальной информационной конструкторско-технологической базы САПР на основе комбинаторно-фактографического и математического методов ФСА,// Деп. в ЦНИИ «Румб», № ДР 3176, 1989.
  79. П.М., Ляшко Ф. Е. Оптимальное управление в ходе эволюционного развития процессов и систем: Учеб. пособие. Ульяновск, 2000.
  80. ИМ., Масимов А. Г. Метод определения трудоемкости изготовления деталей сборочных единиц. Статья. Деп. в сборнике реф. ДР, ВИМИ, вып. 6,1990, № ДР-3241 от 3.01.90.
  81. ИМ., Маслов А. А., Погорелое НИ Исследование путей и методов использования ФСА при совершенствовании систем ТИП с применением вычислительной техники. Научно-техн. отчет НИР «КОМ», госбюджетная, Акт 9/502−277 от 24.12.88, ГУ п/я М-5565 МИНСУДПРОМ.
  82. ИМ., Петров Е. Н. Основные направления автоматизации процессов в инструментальном производстве. Статья. Деп. 7.07.87 в БАУ «Судостроение», сер. 5, вып. 9,1987, № др 2754.
  83. ИМ., Петров Е. Н. особенности кодирования конструкторско-технологической информации в инструментальном производстве. Статья, деп. 18.10.89 в сборнике рефератов ДР, ВИМИ, вып. 1, 1990, № ДР-3152 от 7.05.90.
  84. П.М., Попов С. П. Верификационные методы анализа оптимального управления процессами и системами. Монография Ульяновск: УлГТУ, 2001
  85. П.М., Попов С. П., Соколова О. Ф. Тезаурус — информационно-поисковый по изделиям подготовки самолетного и машиностроительного производств. Учеб. пособие с грифом УМО АРК, Ульяновск, изд-во «Венец», -2002.
  86. ИМ., Соколова О. Ф. Необходимость наличия тезауруса для проектирования самолета и технологии его изготовления. Статья., Межвузовский сборник, Ульяновск, изд-во «Венец», 2003, стр. 240−246.
  87. П.М., Соколова О. Ф. Объекты автоматизированного проектирования и управления разработками летательных аппаратов. Статья. Межвузовский сборник, Ульяновск, изд-во «Венец», 2003, стр. 246−252.
  88. ИМ., Соколова О. Ф. Проектно-технологические и управленческие функции по конструкции самолета (JIA). Правила их формулирования: Учеб. пособие. Ульяновск, изд-во «Венец», УлГТУ, 2002. — 272с.
  89. ИМ., Соколова О. Ф. Функциональный анализ показателей интегрального качества автоматизированного проектирования и управления разработками. Статья. Межвузовский сборник, Ульяновск, изд-во «Венец», 2003., стр. 233−239.
  90. ИМ., Хрюкин Н. В., Масимов А. Г. Опыт использования программы «Трудоемкость» для определения информационного потенциала деталей. Статья. Деп. в сборнике реф. ДР, ВИМИ, вып. 4, 1990, № ДР-3235 от 3.10.90.
  91. П.Н., Зубкова JI.C. Опыт использования методов ФСА конструкций оснастки при организации информационной базы САПР-СТО. Статья. Деп. 4.07.88 в БАУ «Судостроение», вып. 8, 1988, № ДР-2998.
  92. П.Н., Трубина Е. Р. ФСА конструкции концевых фрез при создании локальной ИКТБ по конструкторско-технологическому составу САПР-СТО. Статья. Деп. 15.06.88 в БАУ «Судостроение», сер.5, вып.8,1988, № ДР-2907.
  93. Проектирование систем автоматизации технологических процессов: Справочное пособие / А. С. Клюеву ред. А. С. Клюев. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Энергоиздат., 1990. 464 с.
  94. Я.В. Теория организации. 4.1 (конспект лекций). М.: Изд-во ГАУ, 1998.
  95. Разработка САПР: В 10 кн. Кн. 2. Системотехнические задачи создания САПР: Практ. пособие/ А. Н. Данчул, Л.Я. Полуян- Под ред. А. В. Петрова. М.: Высш. шк., 1990.
  96. Разработка САПР: В 10 кн. КнЮ. Лабораторный практикум на базе учебно-исследовательской САПР: Практ. пособие / А. В. Петров, В. М. Черненький, В. Б. Тимофеев и др.- Под ред. А. В. Петрова. ~ М.: Высш. шк., 1991.
  97. Роботизированные производственные комплексы, / Ю. Г. Козарев, А. А. Куриное и др. М: Машиностроение, 1987. — 272 с. (Автоматические манипуляторы и робототехнические системы).
  98. А.Н., Одинцов Б. Е. Советующие информационные системы в экономике. М.: ЮНИТИ, 2000.
  99. О.Т. Основы интеллектуализации САПР АСУ: Учеб. пособие. — М.: Издательство МАИ, 1993.
  100. Ф.Р. Автоматизированное проектирование систем управления летных аппаратов. М.: изд. МАИ, 1985.
  101. Э.П., Уайт Ч.С. III Оптимальное управление системами: Пер. с англ. / Под ред. Б. Р. Левана. М.: Радио и связь, 1982. — (Второе изд.: США, 1977).
  102. М.И. и др. Автоматизированные технологии в экономике: Учебник для вузов / Под ред. ИТ. Трубилина. М.: Финансы и статистика, 1999.
  103. О.Л., Падалко С. Н., Пилявский С. А. САПР: Формирование и функционирование проектных модулей. М., 1987.
  104. Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
  105. Современные технологии авиастроения/Коллектив авторов.- Под ред. А. Г. Братухина, Ю. Л. Иванова. -М.: Машиностроение, 1999. 832 е.: ил.
  106. О.Ф., Попов П. М. Оптимизация или линейное упорядочение элементов дерева графа сборки фюзеляжа самолета. Сборник докладов. XXXVII науч. техн. конф. ППС, г. Ульяновск, из-во «Венец»., УлГТУ, -стр. 41−43, 2003.
  107. О.Ф., Попов П. М. Оптимизация процесса сборки самолетных конструкций без ограничений ресурсов производства. Сборник докладов XXXVII науч. техн. конф. ППС, г. Ульяновск, из-во «Венец»., УлГТУ, -стр. 39−40,-2003.
  108. Тезаурус по атомной науке и технике в САРИ. — М. Наука 1987.
  109. Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы в экономике. Учеб. пособие. М.: СИНТЕГ, 1998. — (Информатизация России на пороге XXI века).
  110. Технология сборки самолетов: Учебник для студентов авиационных специальностей вузов / В. И. Ершов, В. В. Павлов, М. Ф. Каширин, B.C. Хухорев. -М.: Машиностроение, 1986.
  111. Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. М.: СИНТЕГ, 1998.
  112. М.Б., Крылов Г. В. Оптимизация процесса сортировки деталей и сборочных единиц одного типа размера // Приборы и системы управления. 1985.-№ 9.
  113. Г. Эффективность автоматизации производства // Зарубежная радиоэлектроника. -1989. № 3.
  114. В.И. Основы построения организационных систем. М.: Экономика, 1991.
  115. Н.В. Экспертные компоненты САПР. М.: Машиностроение, 1991.
  116. Е.П. Основы технологического членения конструкций самолетов. М.: Машиностроение, 1988.
  117. Экономика и математические методы, том 34, выпуск 4, октябрь декабрь 1998, РАН ЦЭМИ, ИПР.
  118. Экономика и математические методы. М.: Наука, 2000.
  119. Энкарначчо Ж, Шлехтендалъ Э. Автоматизированное проектирование. Основные понятия и архитектура систем: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1986.-288 с.
  120. .Е., Монеткина JI.H., Пятибратова В. Н. Совершенствование оперативного управления основным производством машиностроительного предприятия. -М.: Машиностроение, 1982.
  121. А.И. Основы механизации и автоматизации технологических процессов в самолетостроении. М.: Машиностроение, 1981.
  122. А.И. Основы механизации и автоматизации технологических процессов в самолетостроении. -М.: Машиностроение, 1991.
Заполнить форму текущей работой