Автоматизация эскизного проектирования костюма на основе формализованного анализа и синтеза композиционной структуры
Диссертация
Автоматизация конструкторской и технологической подготовки швейного производства, оставаясь прерогативой САПРО, не решает задач моделирования таких сложно формализуемых процессов, как разработка эскиза. Сегодня, на экране монитора можно синтезировать 2D и 3D фигуру человека в проектируемой одежде с учетом особенностей телосложения и пластики материаловподбирать из БД фактуру, цветовые варианты… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Состояние вопроса и пути совершенствования процесса эскизного проектирования в САПР
- 1. 1. Процесс разработки эскиза в производстве одежды
- 1. 2. Анализ модуля эскизного проектирования в современных САПР
- 1. 3. Системы пропорционирования в архитектуре и искусстве
- 1. 4. Теоретические исследования и способы пропорционирования элементов структуры костюма
- ВЫВОДЫ по 1 главе
- ГЛАВА 2. Методическое и алгоритмическое обеспечение формализованного анализа и синтеза систем пропорционирования
- 2. 1. Формализация систем пропорционирования для несмысл овых графических композиций
- 2. 1. 1 Линейные системы пропорционирования без предельных точек
- 2. 1. 2 Простые линейные системы пропорционирования с одной предельной точкой
- 2. 1. 3. Простые линейные системы пропорционирования с двумя предельными точками
- 2. 2. Сложная линейная система пропорционирования
- 2. 3. Анализ пропорционального разбиения отрезка
- 2. 3. 1 Идентификация простой линейной системы пропорционирования
- 2. 3. 2 Идентификация простой квадратичной системы пропорционирования
- 2. 3. 3 Анализ Модулора Ле Корбюзье
- 2. 3. 4 Анализ сложной системы пропорционирования
- 2. 4. Синтез систем пропорционирования
- ВЫВОДЫ по 2 главе
- ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МОДУЛЯ ПРОПОРЦИОНИРОВАНИЯ КОСТЮМА
- 3. 1. Разработка алгоритма поэтапного пропорционирования элементов композиционной структуры костюма
- 3. 1. 1 Определение объектов пропорционирования в композиционной структуре костюма
- 1. 2. Определение закономерностей пропорциональных отношений элементов современного костюма
- 3. 1. 3 Определение последовательности пропорционирования элементов композиционной структуры костюма
- 3. 1. 4 Определение пропорциональной взаимосвязи элементов композиционной структуры костюма
- 1. 5. Определение величин приращений вертикальных параметров элементов при переходе от эскиза к чертежу конструкции
- 3. 1. 6 Формирование системы пропорционирования элементов композиционной структуры костюма
- 3. 2. Автоматизация процесса пропорционирования элементов композиционной структуры костюма
- 3. 2. 1 Информационное обеспечение системы
- 3. 2. 2 Построение логической модели и разработка обобщенного алгоритма функционирования подсистемы
- 3. 2. 3 Программное обеспечение подсистемы
- ВЫВОДЫ по 3 главе
Список литературы
- Акилова, 3. Т. Моделирование одежды на основе принципа трансформации / 3. Т. Акилова, Г. И. Петушкова, А. А. Пацявичуте. М.: Легпром-бытиздат, 1995. —256 с.
- Альберти, Л.-Б. Десять книг о зодчестве: в 2 т. Л. —Б. Альберти- перевод В. П. Зубова. М.: Изд-во Всесоюзн. акад. архит., 1935.
- Аляев, Ю. А. Алгоритмизация и языки программирования Paskal, С++, Visual Basic / Ю. А. Аляев, О. А. Козлов. М.: Финансы и статистика, 2002. — 320 с.
- Андреева, М. В. «Ассоль» объективные критерии выбора САПР / М. В. Андреева // В мире оборудования. — 2001 — № 1 (6). — С. 4−5.
- Андреева, М. В. САПР «Ассоль» комплексная автоматизация швейного производства / М. В. Андреева, Д. В. Лихачев, К. Г. Андреева // Швейная промышленность. — 2002. — № 1.-С. 42−43.
- Апресян, Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики / Ю. Д. Апресян. М.: Наука, 1966.
- Арнхенм, Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм- перевод с англ. В. И. Глазычева. М. Стройиздат, 1984 — 192 с.
- Барабанщиков, В. А. Динамика зрительного восприятия / В. А. Барабанщиков. М.: Наука, 1990. — 240 с.
- Бердник, Т. О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики / Т. О. Бердник. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 320с.
- Берж, К. Теория графов и ее применения / К. Берж. М.: Изд-во иностр. лит. 1962. — 196 с.
- Беляева-Экземплярская, С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия / С. Н. Беляева-Экземплярская. Репринтное изд. — М.: Академия моды, 1996. — 117 с.
- Берталанфи, Л. фон. Общая теория систем — критический обзор / Л. фон Берталанфи // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.-С. 23−82.
- Бескоровайная, Г. П. Система автоматизированного проектирования одежды для индивидуального потребителя / Г. П. Бескоровайная, Н. Ю. Савельева // Швейная промышленность. 1999. — № 1. — С. 28−33.
- Бешелев, С. Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М.: Статистика, 1980. — 263 с.
- Бешелев, С. Д. Экспертные оценки в принятии плановых решений / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М.: Экономика, 1976. — 287 с.
- Боднар, О. Я. Геометрия филлотаксиса / О. Я. Боднар // Доклады АН Украины. 1992. № 9. — С. 9−14.
- Божко, Ю. Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования / Ю. Г. Божко. Киев, 1991. — 245 с.: ил.
- Брой, М. Информатика. Структуры и системное программирование: в 4-х ч.: пер. с нем / М. Брой. М.: Диалог-МИФИ, 1996.
- Брун, В. История костюма от древности до Нового времени / В. Брун, М. Тильке. М.: ЭКСМО, 1995. — 380 с.
- Брунов, Н. И. Очерки по истории архитектуры : в 2 т. / Н. И. Бру-hob.-M.-JL, 1935.
- Булатова, Е. Б. Компьютерные технологии проектирования одежды на базе системы «Грация» / Е. Б. Булатова, В. В. Размахина, В. Г. Ещенко // Швейная пром-сть. 2000. — № 1. — с. 38−40.
- Булатова, Е. Б. Сквозное модульное проектирование изделий в САПР «Грация» / Е. Б. Булатова // Швейная пром-сть. 2001. — № 5. — С. 14−16.
- Булатова, Е. Б. Новый подход к автоматизации проектирования одежды / Е. Б. Булатова // Швейная пром-сть. 1999. — № 2. — С. 22−23.
- Бутусов, К.П. «Золотое сечение» в Солнечной системе // Проблемы исследования Вселенной: Вып. 7 — Л., 1978. С. 475−499.
- Вартанян, О. М. Теоретические основы динамического структурного формообразования в архитектуре : дис. д-ра архитектуры. М., 1989. — 330 с.
- Васютинский, Н. О. Золотая пропорция / Н. О. Васютинский. М.: Молодая гвардия, 1990. — 238 с.
- Веденеев, Б. А. Макроэкономическая индикация экономики по «золотому сечению» / Б. А. Веденеев, А. Н. Харитонов //Правила игры. 1995. № 2. С. 58−63.
- Вейзе, Д.Л. Листорасположение и числа Фибоначчи / Д. Л. Вейзе // Природа. № 5. 1996. — С. 37−47.
- Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий- перевод Петровского Ф. А. — М.: Изд-во всесоюзной архитектуры, 1936.
- Воробьев, Н. а Числа Фибоначчи/Н.Н Воробьев.-М: Наука, 1978. -144 с.
- Гайдамакин, Н. А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных / Н. А. Гайдамакин. М.: Гелиос АРВ, 2002. — 368 с.
- Гафуров, X. Л. Системы автоматизированного проектирования / X. Л. Гафуров, Т. X. Гафуров В. П. Смирнов. — СПб.: Судостроение, 2000. 320 с.
- Геккель, Э. Красота форм в природе / Э. Геккель- перевод В. М. Догель. СПб.: Просвещение, 1907.
- Гика, М. Эстетика пропорций в природе и искусстве / М. Гика. — М.: Изд. акад. арх., 1936. 236 с.
- Глотов, В. А. Структурный анализ микрососудистых бифуркаций / В. А. Глотов. — Смоленск, 1995. 178 с.
- Гнедич, П. П. История искусств: в 3 т. / П. П. Гнедич. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
- Голованова, А. Н. Средства гармонизации формы обуви / А. Н. Голованова, Т. Т. Фомина, Г. И. Петушкова. М.: МГУДТ, 2000. — 232 с.
- Гончарова, Н. А. Композиция. Гармония формы. Пропорции. Форматы: учеб. пособие / Н. А. Гончарова под ред. Е. Б. Адамова. М.: МПИ «Мир книги», 1992. — 96 е.: 49 ил.
- Горина, Г. С. Моделирование формы одежды / Г. С. Горина. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. — 198 с.
- Грановская, Р. М. Запоминание и узнавание фигур / Р. М. Грановская, И. Я. Березная. — Л.: Издат-во Ленинградского университета, 1974. 96 с.
- Грановская, Р. М. Восприятие и признаки формы / Р. М. Грановская, И. Я. Березная, А. Н. Григорьева. М.: 1981. — 202 с.
- Грим, Г. Д. Пропорциональность в архитектуре / Г. Д. Грим. M.-JL, ОНТИ. 1935. —148 с.
- Гэри, М. Вычислительные машины и труднорешаемые задачи : пер. с англ. / М. Гэри, Д. Джонсон. М.: Мир, 1982. — 416 с.
- Демидов, В. Е. Как мы видим, то что видим / В. Е. Демидов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Знание, 1987 (Наука и прогресс). — 240 с.
- Дизайн на Западе: Сборник статей. — М.: ВНИИТЭ, 1992.
- Дюрер, А. Трактаты. Дневники. Письма / А. Дюрер перевод с ран-неноверхненем Ц. Несселыдтраус. СПб.: Азбука, 2000. — 300 с.
- Емеличев, В. А. Лекции по теории графов / В. А. Емеличев, О. И. Мельников и др. -М.: Наука, 1990. 384 с.
- Кеплер, И. Гармония мира / И. Кеплер // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII XVIII веков. — М.: Музыка, 1971. — С. 174−186.
- Кетков, Ю. JI. Практика программирования: Visial Basic, С++ Builder, Delphi / Ю. Л. Кетков, А. Ю. Кетков. СПб.: БХВ — Петербург, 2002. — 464 с.
- Кидалов, В. Н. О гармонических отношениях в периферическом пуле эритрона / В. Н. Кидалов // Международные медицинские обзоры. 1994. Т. 2. -№ 4. — С. 258−262.
- Кильпе, М. В. Композиция / М. В. Кильпе.- М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 1996.
- Ковалев, Ф. В. Золотое сечение в живописи / Ф. В. Ковалев. Киев: Выща школа, 1989. — 143 с.
- Ковалева, Н. И. Применение компьютерных технологий для совершенствования оценки свойств пушно-мехового полуфабриката: дис.. канд. техн. наук. Омск, 2004. — 210 с.
- Козлова, Т. В. Стиль в костюме XX века. Учебное пособие для вузов / Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева. М.: МГТУ им Косыгина, 2003. — 160 с.
- Козлова, Т. В. Художественное проектирование костюма / Т. В. Козлова.-М.: 1982.
- Конструирование одежды с элементами САПР / Е. Б. Коблякова,
- Г. С. Иевлева, В. Е. Романов и др. М.: Легпромбытиздат, 1988. — 320 с.
- Композиция костюма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова и др. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 432 с.
- Кормен, Т. Алгоритмы: построение и анализ / Т. Кормен, Ч. Лей-зерсон, Р. Ривест. -М.: МЦНМО, 2001. 960 с.
- Коробко, В. И. Человек и золотая пропорция / В. И. Коробко, Г. Н. Примак— Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. — 174 с.
- Коробко, В. И. Основы структурной гармонии природных и искусственных систем / В. И. Коробко, Г. Н. Коробко. — Ставрополь, 1995. 350 с.
- Коробко, В. И. Циклические процессы развития природных систем и золотая пропорция / В. И. Коробко, В. В. Очинский // Циклы природы и общества. Ставрополь, 1995 — Вып. 3−4. — С. 167−169
- Кривобородова, Е. Ю. Проектирование эскиза модели с помощью универсальных средств компьютерной графики / Е. Ю. Кривобородова, Е. Б. Коблякова // Швейная пром-ть. 2001. — № 1. — С. 40−41.
- Кристофидес, Н. Теория графов. Алгоритмический подход / Н. Кристофидес. М.: Мир, 1978. — 432 с.
- Крюковский, Н. И. Кибернетика и законы красоты / Н. И. Крюковский. Минск: Изд-во Белорусского ун-та, 1977. — 256 с.
- Лазарев, В. А. ЛЕКО без проблем / В. А. Лазарев, О. П. Поспелова //Ателье.-2002.-№ 4.-С. 71.
- Лановенко, О. П. Художественное восприятие. Опыт построения общетеоретической модели / О. П. Лановенко. Киев: Наукова думка, 1987 — 245 с.
- Ларин, Ю. С. Системный подход и эволюционика / Ю. С. Ларин // Система. Симметрия. Гармония. -М.: Мысль, 1988 С. 130−144.
- Ле Корбюзье. Модулор 1. Модулор 2 / Ле Корбюзье. М.: Строй-издат, 1986. — 157с.
- Малыхина, М. П. Базы данных: Основы, проектирование, использование / М. П. Малыхина. СПб.: БХВ-Петербург, 2004 — 512 с.: ил.
- Марутаев, М. А. Приблизительная симметрия в музыке / М. А. Мару-таев // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов.ком., 1978 — Вып. 4. — С. 306−343.
- Марутаев, М. А. Гармония как закономерность природы / М. А. Марутаев // Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. М.: Строй-издат, 1990.-С. 130−233.
- Марутаев, М. А. Приблизительная симметрия в музыке / М. А. Марутаев // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. комп., 1988. — С. 306−343.
- Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1972.
- Медведева, Т. В. Художественное конструирование одежды: учебное пособие / Т. В. Медведева. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. — 480 с.
- Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Основные положения текст. — М.: Издательство стандартов, 1984. — 343 с.
- Мейлах, Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие / Б. С. Мейлах. -М.: Искусство, 1985. 318 с.
- Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов : т. 1−2 / Н. М. Мерцалова. М.: Академия моды, 1993 — 1995.
- Месарович, М. Д. Общая теория систем и ее математические основы / М. Д. Месарович // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.-с. 165−180.
- Михайлов, Б. П. Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры / Б. П. Михайлов. М.: ГСИ, 1967.
- Ногин, В. Д. Основы теории оптимизации / В. Д. Ногин, И. О. Протодьяконов / под ред. И. О. Протодьяконова. М.: Высш. шк., 1986. — 384 с.
- Норенков, И. П. Основы теории и проектирования САПР / И. П. Норенков, В. В. Маничев. -М.: Высш. шк., 1990. 335 с.
- Объемно-пространственная композиция: учеб. для вузов / А. В. Степанов, В. И. Малыгин, Г. И. Иванова и др. М.: Издательство «Архитекту-ра-С», 2007. — 256 с.: ил.
- Ope, О. Теория графов: пер. с англ. / О. Ope. M.: Наука, 1980. — 336 с.
- Орленко, JI. В. Терминологический словарь одежды / JI. В. Орлен-ко. -М.: Легпромбытиздат, 1996. 68 с.
- Очинский, В. В. Мера в отношениях золотой пропорции и человек как ее источник / В. В. Очинский // Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1994 — Вып. 3. — С. 128−131.
- Палладио А. Четыре книги об архитектуре / А. Палладио. М., 1936.
- Пармон, Ф. М. Композиция костюма : учебник для вузов / Ф. М. Пармон. — М.: Легпромбытиздат, 1985. — 264 с.: ил.
- Пармон, Ф. М. Рисунок и графика костюма : учебник для вузов / под ред. проф. Ф. М. Пармона. М.: Архитектура — С, 2005. — 208 с.: ил.
- Петрович, Д. Теоретики пропорций / Д. Петрович. М.: Стройиз-дат, 1979.-314 с.
- Петухов, С. В. Высшие симметрии в биомеханике формообразования / С. В. Петухов. М.: АН, 1974. — 197 с.
- Петухов, С. В. Биомеханика, бионика и симметрия / С. В. Петухов. -М.: Наука, 1981.-240 с.
- Петушкова, Г. И. Композиция одежды и обуви / Г. И. Петушкова. -М. :МТИ, 1991.- 316 с.
- Петушкова, Г. И. Проектирование костюма / Г. И. Петушкова. — М.: Академия, 2004. 415 с.
- Петушкова, Г. И. Основы проектирования костюма / Г. И. Петушкова- М.: МГУДТ, 2000. 326 с. — Серия (Трансформируемые конструкции).
- Петушкова, Г. И. Основы графического дизайна костюма / Г. И. Петушкова, А. Н. Голованова. -М.: МГАЛП, 1999. 285 с.
- Петушкова, Г. И. Пропорции в одежде / Г. И. Петушкова, О. К. Терпенова. М.: МГУДТ, 2001. — 292 с.
- Померанцева, H. Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта / H. Н. Померанцева. М., 1985. — 344 с.
- Проблемы дизайна костюма и пути их исследования: Сборник научных трудов. М.: ГАСБУ, 1997.
- Радюк, М. С. Золотая пропорция в структуре хлоропластов высших растений / М. С. Радюк // Изд. АН СССР. 1987 № 5. — С. 774−777. — (Серия «Биология»)
- Рашевский, Н. Н. Модели и математические принципы в биологии / Н. Н. Рашевский // Теоретическая и математическая биология.—М.: Мир, 1968. С. 48−66.
- Рвачев, В. JI. Об аналитическом описании некоторых геометрических объектов / В. JT. Рвачев // Доклады АН Украинской ССР. Т. 153. 1963. — № 4. — с. 765−767.
- Розенов, Э. К. О применении закона «золотого деления» к музыке / Э. К. Розенов // Изд. СПб. Общества муз. собр. 1904 (июнь, июль, август). С. 1−19.
- Романовский, Ю. М. Процессы самоорганизации в физике, химии, биологии / Ю. М. Романовский. М., 1979. — 228 с.
- Рубинштейн, И. И. Оптимальная группировка взаимосвязанных объектов / И. И. Рубинштейн. М.: Наука, 1989. — 168 с.
- Руубер, Г. Э. О закономерностях художественного визуального восприятия / Г. Э. Руубер. Таллин: Валгус, 1985. — 344 с.: ил.
- Рыбаков, Б. А. Архитектурная математика древнерусских зодчих / Б. А. Рыбаков //Советская археология. 1957 — № 1.-С. 83−112.
- Сабанеев, Л. Этюды Шопена в освещении закона золотого сечения / Л. Сабанеев // Искусство. 1925 Т. И. — С. 132−145- 1927 — Т. III. — С. 32−56.
- Сазонов, Б. Л. Универсальная геометрическая структура модульности архитектурного пространства / Б. Л. Сазонов // Известия вузов. Строительство и архитектура. Новосибирск, 1977. — № 6. — С. 45−51.
- Смолина, Н. И. Традиции симметрии в архитектуре / Н. И. Смолина.-М., 1990.
- Создание эскизов женской одежды в соответствии с законами художественного проектирования / Ю. Агапова, Е. Кривобородова // В мире оборудования. 2004 октябрь. 10 (50) С. 37−41.
- Сомов, Ю. С. Композиция в технике / Ю. С. Сомов. М., «Машиностроение», 1977.— 271 с.
- Сороко, Э. М. Структурная гармония систем / Э. М. Сороко. — Минск: Наука и техника, 1984. — 264 с.
- Стахов, А. П. Коды золотой пропорции / А. П. Стахов. М.: Радио и связь, 1984.-365 с.
- Стриженова, Т. К. Из истории советского костюма / Т. К. Стриженова. М.: Советский художник, 1972. — 379 с.
- Суббота, А. Г. «Золотое сечение» («Sectio aurea») в медицине / А. Г. Суббота. СПб.: Изд. Военно-мед. акад., 1994. — 116 с.
- Сухарев, М. И. Принципы инженерного проектирования одежды / М. И. Сухарев, А. М. Бойцова. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981. — 272 с.
- Тимеринг, Г. Е. Золотое сечение / Г. Е. Тиммеринг. Петроград: Научное книгоиздательство, 1924. — 86 с.
- Тот, Ф. А. Расположение на плоскости, на сфере и в пространстве / Ф. А. Тот М.: Гос. изд-во ФМЛ, 1958. — 363 с.
- Уемов, А. И. Об одном варианте логико-математического системного исследования / А. И. Уемов // Проблемы формального анализа систем. — М.: Высшая школа, 1968. С. 42−69.
- Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966. — 551 с.
- Урманцев, Ю. А. Золотое сечение / Ю. А. Урманцев // Природа. -1968- № 11.-С.33−40.
- Урманцев, Ю. А. Поли- и изоморфизм в живой и неживой природе / Ю. А. Урманцев // Вопр.философии. 1968 — № 12. — С. 77−88.
- Федоров, Е. С. Правильное деление плоскости и пространства / Е. С. Федоров. Л.: Наука, 1979. — 357 с.
- Фор, А. Восприятие и распознавание образов / А. Фор. М.: Машиностроение, 1989 г. — 272 с.: ил.
- Фот, Ж. А. Применение САПР в процессе эскизного проектирования / Ж. А. Фот // Современные тенденции и перспективы развития образования в высшей школе. V Международная научно-практическая конференция: сборник статей. Омск: ОГИС, 2007. — С. 33−34.
- Фот, Ж. А. О создании модуля художественного проектирования с использованием систем пропорционирования в САПР / Ж. А. Фот // Фундаментальные исследования. Москва, 2008. — № 5. — С. 50−51.
- Фот, Ж. А. Применение методов начертательной и аналитической геометрии при разработке системы пропорционирования для проектирования одежды / Ж А. Фот, В. Ю. Юрков // Научный вестник НГТУ. -Новосибирск, 2008. -№ 2. (31) С. 97−106.
- Фот, Ж. А. Пути совершенствования процесса эскизного проектирования костюма в САПР / Ж. А. Фот // Омский научный вестник Омск: ОмГТУ, 2008.-№. 1(64) — С. 151−154.
- Фридман, И. Научные методы в архитектуре / И. Фридман М.: Стройиздат, 1983.-294 с.
- Херлберт, А. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг / А. Хелберт. — М.: Книга, 1984. — 107 с.
- Хорафас, Д. Конструкторские базы данных / Д. Хорафас, С. Легг перевод с англ. Д. Ф. Миронова. -М.: Машиностроение, 1990. 224 с.: ил.
- Цветков, В. Д. Золотой тройник и оптимизация артериальной системы сердца млекопитающих / В. Д. Цветков // Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1994 — Вып. З.-С. 157−161.
- Шапоренко, П. Ф. Гармоническая соразмерность частей тела человека и принцип обобщенного золотого сечения / П. Ф. Шапоренко, В. А. Лу-жецкий//Морфология. 1992.-Т. 103. -№ 11−12. -С. 122−130.
- Шевелев, И. Ш. Геометрическая гармония / И. Ш. Шевелев. — Кострома: Издат. им. Горького, 1963.
- Шевелев, И. Ш. Принцип пропорции / И. Ш. Шевелев. М.: Стройиздат, 1986.-249 с.
- Шевелев, И. Ш. О формообразовании в природе и искусстве : / И. Ш. Шевелев // Золотое сечение. М.: Стройиздат, 1990. — С. 162−183.
- Шевелев, И. Ш. Золотое сечение: три взгляда на природу гармонии / И. Ш. Шевелев, М. А. Марутаев, И. П. Шмелев. М.: Стройиздат, 1990. — 343 с.
- Шевелев, И. Ш. Метаязык живой природы / И. Ш. Шевелев. — М.: Воскресенье, 2000. -318 с.
- Шевелев, И. Ш. Числовой образ реального мира / И. Ш. Шевелев.- М.: ООО «Промдизайн-М», 2005. 186 с.
- Шевелев, И. Ш. Золотое пространство. Основы Гармонии / И. Ш. Шевелев. М.: ООО «Промдизайн-М», 2006.-277 с.
- Шенк, Р. Обработка концептуальной информации / Р. Шенк. — М., 1980.-266 с.
- Шершнева, Л. П. Качество одежды / Л. П. Шершнева. — М.: Легпромбытиздат, 1985. -265 с.
- Шубенков, М. В. Структурные закономерности архитектурного формообразования / М. В. Шубенков. М.: «Архитектура-С», 2006. 319 с.
- Эйзенштейн, С. М. О строении вещей / С. М. Эйзенштейн // Искусство кино. 1939. -№ 6. — С. 7−20.
- Fot Zh. A. Synthesis of natural approaches in creative problems ofdesigning / Zh. A. Fot // European journal of natural history № 3. 2008. — P. 9.
- Mitchel, W. J. The Art of Computer programming: a Structured Introduction for Architects and Designers / W. J. Mitchel, R. S. Liggett, T. Tvan. -N.Y.: Van Nostrand Reinhold., 1987. 487 p.
- March, L. Architectonics of proportion: a shape grammatical depiction of classical theory / L. March // Environment and planning B: Planning and Design. -C., 1997.-263 p.
- March, L. Architectonics of proportion: a shape grammatical depiction of classical theory / L. March // Environment and planning B: Planning and Design. -C., 1999.-284 p.