Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Автоматизация эскизного проектирования костюма на основе формализованного анализа и синтеза композиционной структуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автоматизация конструкторской и технологической подготовки швейного производства, оставаясь прерогативой САПРО, не решает задач моделирования таких сложно формализуемых процессов, как разработка эскиза. Сегодня, на экране монитора можно синтезировать 2D и 3D фигуру человека в проектируемой одежде с учетом особенностей телосложения и пластики материаловподбирать из БД фактуру, цветовые варианты… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Состояние вопроса и пути совершенствования процесса эскизного проектирования в САПР
    • 1. 1. Процесс разработки эскиза в производстве одежды
    • 1. 2. Анализ модуля эскизного проектирования в современных САПР
    • 1. 3. Системы пропорционирования в архитектуре и искусстве
    • 1. 4. Теоретические исследования и способы пропорционирования элементов структуры костюма
  • ВЫВОДЫ по 1 главе
  • ГЛАВА 2. Методическое и алгоритмическое обеспечение формализованного анализа и синтеза систем пропорционирования
    • 2. 1. Формализация систем пропорционирования для несмысл овых графических композиций
    • 2. 1. 1 Линейные системы пропорционирования без предельных точек
    • 2. 1. 2 Простые линейные системы пропорционирования с одной предельной точкой
      • 2. 1. 3. Простые линейные системы пропорционирования с двумя предельными точками
    • 2. 2. Сложная линейная система пропорционирования
    • 2. 3. Анализ пропорционального разбиения отрезка
    • 2. 3. 1 Идентификация простой линейной системы пропорционирования
    • 2. 3. 2 Идентификация простой квадратичной системы пропорционирования
    • 2. 3. 3 Анализ Модулора Ле Корбюзье
    • 2. 3. 4 Анализ сложной системы пропорционирования
    • 2. 4. Синтез систем пропорционирования
  • ВЫВОДЫ по 2 главе
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МОДУЛЯ ПРОПОРЦИОНИРОВАНИЯ КОСТЮМА
    • 3. 1. Разработка алгоритма поэтапного пропорционирования элементов композиционной структуры костюма
    • 3. 1. 1 Определение объектов пропорционирования в композиционной структуре костюма
    • 1. 2. Определение закономерностей пропорциональных отношений элементов современного костюма
    • 3. 1. 3 Определение последовательности пропорционирования элементов композиционной структуры костюма
    • 3. 1. 4 Определение пропорциональной взаимосвязи элементов композиционной структуры костюма
    • 1. 5. Определение величин приращений вертикальных параметров элементов при переходе от эскиза к чертежу конструкции
    • 3. 1. 6 Формирование системы пропорционирования элементов композиционной структуры костюма
    • 3. 2. Автоматизация процесса пропорционирования элементов композиционной структуры костюма
    • 3. 2. 1 Информационное обеспечение системы
    • 3. 2. 2 Построение логической модели и разработка обобщенного алгоритма функционирования подсистемы
    • 3. 2. 3 Программное обеспечение подсистемы
  • ВЫВОДЫ по 3 главе

Автоматизация эскизного проектирования костюма на основе формализованного анализа и синтеза композиционной структуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные системы автоматизации проектирования одежды (САПРО) обеспечивают автоматизацию практически всех этапов проектирования, что способствует повышению уровня эффективности производства. Достоинства компьютерного проектирования заключаются в высокой скорости, низкой стоимости, доступности программного обеспечения, универсальности и конвертируемой форматности результатов, в возможности использования сетевых ресурсов коллективного единовременного проектирования и других. При этом наблюдается различный уровень развития и автоматизации этапов проектирования, что связано с трудностью формализации отдельных задач, в частности обеспечения гармоничной композиционной структуры объекта проектирования на стадии разработки технического эскиза [136, 156].

Автоматизация конструкторской и технологической подготовки швейного производства, оставаясь прерогативой САПРО, не решает задач моделирования таких сложно формализуемых процессов, как разработка эскиза. Сегодня, на экране монитора можно синтезировать 2D и 3D фигуру человека в проектируемой одежде с учетом особенностей телосложения и пластики материаловподбирать из БД фактуру, цветовые варианты, различные виды отделок и фурнитуры («Реликт», «Ассоль», «Lectra», «Gerber», «i-Designer», «Optitex», «Investronica», «Julivi») [161, 163, 167, 170 — 172, 174, 175]. Однако, членения формы костюма традиционно производятся «на глаз», с учетом индивидуальных предпочтений проектировщика, а также с целью минимизировать материальные затраты при изготовлении одежды. Такой принцип, как показывает опыт, не гарантирует необходимого эстетического качества производимой продукции. Особые сложности возникают при проектировании изделий, имеющих сложную композиционную структуру.

На данный момент, в проектировании костюма сложилась ситуация, при которой эстетические показатели качества зависят исключительно от субъективной оценки. Это обусловлено отсутствием формализованных методов анализа и синтеза композиционной структуры объекта проектирования. В настоящее время, существующие САПРО не имеют модуля, с помощью которого возможно создание эскиза или ЗО-модели с учетом законов гармоничного разбиения композиционной структуры объекта проектирования.

Таким образом, этап разработки эскиза, который мог бы качественно изменить работу дизайнера, не соответствует современным требованиям производства [133]. Одной из актуальных задач в этом направлении является разработка формализованной системы пропорционирования в свете компьютерных технологий формообразования, что обуславливает необходимость разработки новых методик проектирования. Эта проблема требует большого внимания, а ее решение является перспективным направлением в развитии САПРО.

Роль проектирования костюма заключается в решении практических проблем и потребностей общества. Решение этих проблем определяет ряд новых направлений в теории проектирования костюма, связанных с современными условиями проектирования и производства, использованием компьютерных технологий в проектной практике и профессиональном обучении. Однако, проектирование костюма, на данный момент, значительно отстает от инженерно-строительного и машиностроительного комплекса, где уже произошли существенные изменения. Сложность формализации процесса создания эскиза не позволяет автоматизировать выполнение трудоемкой и важной операции — обеспечения гармоничного расположения элементов композиционной структуры костюма. В связи с этим, требуется разработка новых принципов и методик, построенных на результатах современных прикладных разработок, на исследовании научных основ проектирования, анализе и синтезе объемно-пространственных систем, применении накопленного исторического опыта [156].

Основным принципом художественного проектирования костюма является создание утилитарно оправданной формы вещи, имеющей функциональную, конструктивную и эстетическую ценность. Среди средств композиции на первое место архитекторы и художники ставят пропорции — размерные отношения элементов формы. Детали и элементы формы могут быть сами по себе хороши, но если всю объемную структуру не объединяет четкая пропорциональная схема, трудно достичь целостности формы.

Обеспечение гармоничного сочетания элементов в костюме традиционно зависит от интуиции и предпочтений проектировщика. Такой принцип, как показывает опыт, не всегда гарантирует высокое эстетическое качество производимой продукции. Особые сложности возникают при проектировании изделий, имеющих сложную композиционную структуру — большое количество членений, элементов, сочетание различных форм и объемов. Таким образом, эстетические показатели качества зависят исключительно от личностной оценки результата проектирования. Это обусловлено отсутствием формализованных методов анализа и синтеза композиционной структуры объекта проектирования.

Многообразие и сложность проблемы пропорционирования нашли свое отражение в различном подходе к исследуемой проблеме. Большинство авторов идет путем геометрических абстракций, чисто формалистических исканий. Наряду с этим имеются плодотворные попытки найти истоки применения пропорциональных систем в их взаимосвязи с законами не только геометрии, но и механики, зрительного восприятия формы, с закономерностями рационального строения форм природы и человеческого тела и, наконец, со всей совокупностью условий формообразования (функциональных, технических, идейно-художественных, эстетических и других). В этой связи следует выделить исследования О. Я. Боднара, С. В. Петухова, И. Ш. Шевелева, И. В. Шмелева [16, 91, 92, 144, 145, 150]. Эти исследователи, с точки зрения автора диссертации, наиболее полно и глубоко анализируют закономерности и универсальные принципы, управляющие процессами формообразования в окружающем мире.

Особо следует выделит труды М. Витрувия, Л. да Винчи и А. Дюрера, ставшие основой для большинства последующих научных разработок, в частности, выявление принципа «золотого сечения» — как закона пропорциональной связи целого и составляющих это целое частей [29, 46, 90].

Важными для настоящей работы стали выдвинутые Ш. Ле Корбюзье принципы, связывающие в единую гармоническую систему отношения «ЗС» и пропорции человеческой фигуры [69].

Среди работ, посвященных проблемам пропорционирования нельзя не отметить значимость исследований Дж. Хембиджа, А. Цейзинга, Г. Д. Грима и др., ставших основополагающими и опорными для ряда научных положений данной диссертации [42, 90, 94].

Важное место среди материалов, посвященных формообразованию и пропорционированию костюма, занимают работы Г. П. Бескоровайной, Г. И. Петушковой, Т. В. Медведевой, Т. В. Козловой, С. Н. Беляевой-Экземплярской [11, 13, 75, 94, 95]. При бесспорной актуальности и многообразии проблематики, глубине и развернутости теоретических трудов в этих областях, приходится признать наличие «вакуума» в создании теоретической базы, основанной на комплексном осмыслении принципов и закономерностей формообразования и пропорционирования, так как исследования проводятся в основном в рамках традиционных исторического и искусствоведческого подходов [1, 11, 19, 56−58, 78, 88, 89, 97, 99, 115].

Сегодня очевидна актуальность проведения исследований, которые позволили бы создать фундаментальные основы универсальной геометрической теории формы костюма. Такая теория должна основываться на математических инструментах исследования законов членения формы. До сих пор, при работе с костюмом, главное внимание уделяется художественным характеристикам, свойствам материалов, технологичности конструкций, при этом форма и ее членения традиционно зависят от вкуса проектировщика. Хорошо продуманная форма предполагает четко организованное размещение частей, выражаемое в его гармоничном пропорциональном строении. На данный момент нет законченной естественнонаучной теории проектирования костюма, которая позволяла бы в полной мере описать принципы формообразования, объединив процесс проектирования костюма с другими инженерными науками.

Новые технологии компьютерного алгоритмического формообразования, в силу своей дешевизны, простоты и универсальности в сочетании с исторически накопленным опытом пропорционирования элементов формы объектов проектирования, дают новый толчок для развития дизайнерского искусства. Цель — не только упростить процесс эскизного проектирования, переложив рутинную работу на ЭВМ, но и попытка сохранить веками накопленный опыт, найти пути его внедрения в новую проектную деятельность. Это позволит перейти от интуитивного поиска параметров и положения детали на чертеже к определению пространственного положения без использования макетирования и способствует разработке грамотных с эстетической точки зрения и конкурентоспособных моделей одежды.

Современные САПРО, использующие геометрические формы значительно расширяют возможности художественного и инженерного решения задач проектирования. Использование возможностей трехмерного проектирования в значительной степени способствует эффективному решению задач эскизного проектирования и моделирования. В этих условиях создание формализованной системы пропорционирования является важной научно-технической задачей. Объемное моделирование и применение формализованных систем пропорционирования позволит значительно сократить или полностью исключить трудоемкий и материалоемкий этап макетирования, благодаря изначальному позиционированию объекта в трехмерном пространстве и математически обоснованному положению и параметрам конструктивных и декоративных элементов костюма.

Несоответствие уровня развития этапа разработки эскиза костюма общему уровню современного автоматизированного проектирования и производства одежды из-за отсутствия формализованных методов анализа и синтеза композиционной структуры проектируемых изделий и, как следствиеувеличение затрат времени на промежуточных этапах проектирования и зачастую, неудовлетворительное эстетическое качество выпускаемой продукции определило актуальность исследования.

Таким образом, исследование принципов формообразования, разработка и формализация систем анализа и синтеза композиционной структуры объекта проектирования является актуальным направлением исследования, одним из основных аспектов формирования научных основ теории проектирования костюма (геометрической теории формы костюма).

Объектом исследования является процесс эскизного проектирования костюма.

Предметом исследования является методика формализованного пропорционального анализа и синтеза композиционной структуры объекта проектирования, применительно к автоматизированному эскизному проектированию костюма.

Цель исследования состоит в совершенствовании процесса эскизного проектирования на основе разработки теоретического, методического и алгоритмического обеспечения процесса формализованного пропорционального синтеза композиционной структуры объекта дизайн-проектирования, обеспечивающего автоматизацию эскизного проектирования костюма.

Методы и средства исследования. Для достижения поставленной цели использовался целостный подход, объединяющий исторический опыт и достижения естественных наук, основанный на системном анализе, на методах начертательной, аналитической и вычислительной геометрии, геометрическом моделировании с использованием современных компьютерных технологий визуализации результатов моделирования. Кроме того, использовались теоретические основы САПР, алгоритмизации и программирования. На отдельных этапах исследования использовались основные положения теории художественного проектирования костюма и метод экспертных оценок.

В соответствии с целью исследования решались следующие задачи: провести анализ исторического опыта пропорционирования в различных направлениях художественного проектированиясформулировать теоретические, методические и алгоритмические основы пропорционального анализа и синтеза элементов структуры объектов дизайн-проектированияразработать формализованные алгоритмы анализа и синтеза систем пропорционированияразработать методику поэтапного пропорционирования элементов структуры костюмаприменить алгоритмы и методику формализованного поэтапного пропорционирования элементов структуры костюма к автоматизации процесса эскизного проектированияпоказать преимущества разработанной методики по сравнению с традиционными методами создания технических эскизов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: сформулированы теоретические, методические и алгоритмические основы формализованного пропорционального анализа и синтеза композиционной структуры объекта дизайн-проектированияразработаны методика и алгоритмы последовательного пропорционирования элементов структуры костюма на основе формализованных принципов пропорционированияразработаны исходные данные для автоматизации процесса эскизного проектирования, в частности этапа разработки технического эскизаразработан автоматизированный модуль пропорционирования костюма, включающий анализ композиционной структуры костюма, определение взаимосвязи элементов в структуре костюма и последовательности пропорционирования, выбор пропорциональных соотношений, расчет величин необходимых элементов и визуализацию результатов работы в режиме ЗБ.

Разработанная методика формализованного пропорционального анализа и синтеза структуры объектов дизайн-проектирования применена в эскизном проектировании костюма, что позволяет определить практическую ценность работы.

Практическая ценность исследования:

• применение разработанной методики позволяет сократить затраты времени и материалов на производство одежды за счет совершенствования процесса разработки технического эскиза, уменьшить влияние человеческого фактора на результат проектного решения;

• представленный программный модуль пропорционирования и методика его применения могут быть использованы на предприятиях швейной отрасли, выпускающих одежду по индивидуальным заказам, мелкими сериями и большими партиями;

• разработанные методические и алгоритмические основы пропорционирования позволяют автоматизировать один из сложно формализуемых процессов — эскизное проектирование, что дает возможность их применения при решении широкого круга задач в различных отраслях дизайнерской деятельности, как научно-исторического, творческого так и практического направлений;

• полученные результаты могут быть использованы при подготовке разделов курсов лекций по таким дисциплинам как «АМХПО», «САПР», «Композиция костюма», «Конструктивное моделирование одежды» в учебных заведениях, готовящих специалистов в области дизайна и проектирования костюма.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы представлялись на II Международной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования качественной подготовки специалистов высшей квалификации» (Омск 2004) — научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития легкой промышленности, повышение конкурентоспособности товаров в период подготовки к вступлению.

России в ВТО" в рамках II Международного фестиваля Формула Моды (Омск 2005) — III международном технологическом конгрессе «Военная техника, вооружение и технологии двойного применения» (Омск 2005) — III международной конференции «Современные тенденции и перспективы развития образования в высшей школе» в рамках форума «Омская школа дизайна» (Омск 2005) — на региональном научно-практическом семинаре «Мода 2005" — научно-практической конференции «Региональные аспекты развития легкой промышленности в России: перспективы, конкурентоспособность» в рамках III Международного фестиваля «Формула моды» (Омск 2006) — Международной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования качества подготовки специалистов высшей квалификации» в рамках форума «Омская школа дизайна» (Омск 2006) — Межвузовской научно-практической конференции «Теоретические знания в практические дела» (Омск, Рос-ЗИТЛП, 2006) — Международном фестивале «Формула моды» и научно-практической конференции «Государственная политика и научно-инновационная деятельность в сфере легкой промышленности. Региональный аспект» (Омск 2007) — V Международной научно-практической конференции «Современные тенденции и перспективы развития образования в высшей школе» (Омск 2007) — III научной Международной конференции «Современные проблемы науки и образования» (Москва 2008) — VI межвузовской научно-практической конференции «Молодежь, Наука, Творчество -2008» (Омск 2008) — Международной научной конференции «Технологии -2008» (Кемер, Турция). По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

• методические и алгоритмические основы формализованного анализа и синтеза композиционной структуры объекта дизайн проектирования с использованием систем пропорционирования;

• алгоритмы поэтапного пропорционирования элементов композиционной структуры объектов дизайн-проектирования;

• разработанная теоретически и подтвержденная экспериментально методика применения указанных алгоритмов, позволяющая проектировать модели одежды, имеющие высокие эстетические показатели качества, более эффективными способами;

• автоматизированный модуль пропорционирования костюма.

Диссертационная работа изложена на 142 страницах, состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованных источников, содержащего 176 наименований и 4 приложений. Работа содержит 58 рисунков и 2 таблицы.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Проведен анализ современных систем автоматизированного проектирования одежды, имеющих модуль эскизного проектирования. Установлена целесообразность совершенствования процесса эскизного проектирования;

2. Определено актуальное направление совершенствования процесса автоматизации эскизного проектирования — разработка новой методики создания технического эскиза костюма, основанной на формализации процесса пропорционирования;

3. Изучен исторический опыт художественного проектирования, процесса пропорционирования элементов композиционной структуры объектов в различных направлениях дизайн-проектирования;

4. Разработаны методы и алгоритмы формализованного пропорционального анализа и синтеза простых и сложных композиционных структур объектов дизайн-проектирования;

5. Установлена пропорциональная взаимосвязь элементов в структуре костюма, построены графические зависимости пропорциональной взаимосвязи элементов;

6. Разработаны алгоритмы и методика поэтапного пропорционирования элементов структуры костюма;

7. Алгоритмы и методика апробированы на примере пропорционального разбиения композиционной структуры костюма при автоматизации процесса эскизного проектирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акилова, 3. Т. Моделирование одежды на основе принципа трансформации / 3. Т. Акилова, Г. И. Петушкова, А. А. Пацявичуте. М.: Легпром-бытиздат, 1995. —256 с.
  2. Альберти, Л.-Б. Десять книг о зодчестве: в 2 т. Л. —Б. Альберти- перевод В. П. Зубова. М.: Изд-во Всесоюзн. акад. архит., 1935.
  3. , Ю. А. Алгоритмизация и языки программирования Paskal, С++, Visual Basic / Ю. А. Аляев, О. А. Козлов. М.: Финансы и статистика, 2002. — 320 с.
  4. , М. В. «Ассоль» объективные критерии выбора САПР / М. В. Андреева // В мире оборудования. — 2001 — № 1 (6). — С. 4−5.
  5. , М. В. САПР «Ассоль» комплексная автоматизация швейного производства / М. В. Андреева, Д. В. Лихачев, К. Г. Андреева // Швейная промышленность. — 2002. — № 1.-С. 42−43.
  6. , Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики / Ю. Д. Апресян. М.: Наука, 1966.
  7. , Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм- перевод с англ. В. И. Глазычева. М. Стройиздат, 1984 — 192 с.
  8. , В. А. Динамика зрительного восприятия / В. А. Барабанщиков. М.: Наука, 1990. — 240 с.
  9. , Т. О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики / Т. О. Бердник. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 320с.
  10. , К. Теория графов и ее применения / К. Берж. М.: Изд-во иностр. лит. 1962. — 196 с.
  11. Беляева-Экземплярская, С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия / С. Н. Беляева-Экземплярская. Репринтное изд. — М.: Академия моды, 1996. — 117 с.
  12. , Л. фон. Общая теория систем — критический обзор / Л. фон Берталанфи // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.-С. 23−82.
  13. , Г. П. Система автоматизированного проектирования одежды для индивидуального потребителя / Г. П. Бескоровайная, Н. Ю. Савельева // Швейная промышленность. 1999. — № 1. — С. 28−33.
  14. , С. Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М.: Статистика, 1980. — 263 с.
  15. , С. Д. Экспертные оценки в принятии плановых решений / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М.: Экономика, 1976. — 287 с.
  16. , О. Я. Геометрия филлотаксиса / О. Я. Боднар // Доклады АН Украины. 1992. № 9. — С. 9−14.
  17. , Ю. Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования / Ю. Г. Божко. Киев, 1991. — 245 с.: ил.
  18. , М. Информатика. Структуры и системное программирование: в 4-х ч.: пер. с нем / М. Брой. М.: Диалог-МИФИ, 1996.
  19. , В. История костюма от древности до Нового времени / В. Брун, М. Тильке. М.: ЭКСМО, 1995. — 380 с.
  20. , Н. И. Очерки по истории архитектуры : в 2 т. / Н. И. Бру-hob.-M.-JL, 1935.
  21. , Е. Б. Компьютерные технологии проектирования одежды на базе системы «Грация» / Е. Б. Булатова, В. В. Размахина, В. Г. Ещенко // Швейная пром-сть. 2000. — № 1. — с. 38−40.
  22. , Е. Б. Сквозное модульное проектирование изделий в САПР «Грация» / Е. Б. Булатова // Швейная пром-сть. 2001. — № 5. — С. 14−16.
  23. , Е. Б. Новый подход к автоматизации проектирования одежды / Е. Б. Булатова // Швейная пром-сть. 1999. — № 2. — С. 22−23.
  24. , К.П. «Золотое сечение» в Солнечной системе // Проблемы исследования Вселенной: Вып. 7 — Л., 1978. С. 475−499.
  25. , О. М. Теоретические основы динамического структурного формообразования в архитектуре : дис. д-ра архитектуры. М., 1989. — 330 с.
  26. , Н. О. Золотая пропорция / Н. О. Васютинский. М.: Молодая гвардия, 1990. — 238 с.
  27. , Б. А. Макроэкономическая индикация экономики по «золотому сечению» / Б. А. Веденеев, А. Н. Харитонов //Правила игры. 1995. № 2. С. 58−63.
  28. , Д.Л. Листорасположение и числа Фибоначчи / Д. Л. Вейзе // Природа. № 5. 1996. — С. 37−47.
  29. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий- перевод Петровского Ф. А. — М.: Изд-во всесоюзной архитектуры, 1936.
  30. , Н. а Числа Фибоначчи/Н.Н Воробьев.-М: Наука, 1978. -144 с.
  31. , Н. А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных / Н. А. Гайдамакин. М.: Гелиос АРВ, 2002. — 368 с.
  32. , X. Л. Системы автоматизированного проектирования / X. Л. Гафуров, Т. X. Гафуров В. П. Смирнов. — СПб.: Судостроение, 2000. 320 с.
  33. , Э. Красота форм в природе / Э. Геккель- перевод В. М. Догель. СПб.: Просвещение, 1907.
  34. , М. Эстетика пропорций в природе и искусстве / М. Гика. — М.: Изд. акад. арх., 1936. 236 с.
  35. , В. А. Структурный анализ микрососудистых бифуркаций / В. А. Глотов. — Смоленск, 1995. 178 с.
  36. , П. П. История искусств: в 3 т. / П. П. Гнедич. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
  37. , А. Н. Средства гармонизации формы обуви / А. Н. Голованова, Т. Т. Фомина, Г. И. Петушкова. М.: МГУДТ, 2000. — 232 с.
  38. , Н. А. Композиция. Гармония формы. Пропорции. Форматы: учеб. пособие / Н. А. Гончарова под ред. Е. Б. Адамова. М.: МПИ «Мир книги», 1992. — 96 е.: 49 ил.
  39. , Г. С. Моделирование формы одежды / Г. С. Горина. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. — 198 с.
  40. , Р. М. Запоминание и узнавание фигур / Р. М. Грановская, И. Я. Березная. — Л.: Издат-во Ленинградского университета, 1974. 96 с.
  41. , Р. М. Восприятие и признаки формы / Р. М. Грановская, И. Я. Березная, А. Н. Григорьева. М.: 1981. — 202 с.
  42. , Г. Д. Пропорциональность в архитектуре / Г. Д. Грим. M.-JL, ОНТИ. 1935. —148 с.
  43. , М. Вычислительные машины и труднорешаемые задачи : пер. с англ. / М. Гэри, Д. Джонсон. М.: Мир, 1982. — 416 с.
  44. , В. Е. Как мы видим, то что видим / В. Е. Демидов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Знание, 1987 (Наука и прогресс). — 240 с.
  45. Дизайн на Западе: Сборник статей. — М.: ВНИИТЭ, 1992.
  46. , А. Трактаты. Дневники. Письма / А. Дюрер перевод с ран-неноверхненем Ц. Несселыдтраус. СПб.: Азбука, 2000. — 300 с.
  47. , В. А. Лекции по теории графов / В. А. Емеличев, О. И. Мельников и др. -М.: Наука, 1990. 384 с.
  48. , И. Гармония мира / И. Кеплер // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII XVIII веков. — М.: Музыка, 1971. — С. 174−186.
  49. , Ю. JI. Практика программирования: Visial Basic, С++ Builder, Delphi / Ю. Л. Кетков, А. Ю. Кетков. СПб.: БХВ — Петербург, 2002. — 464 с.
  50. , В. Н. О гармонических отношениях в периферическом пуле эритрона / В. Н. Кидалов // Международные медицинские обзоры. 1994. Т. 2. -№ 4. — С. 258−262.
  51. , М. В. Композиция / М. В. Кильпе.- М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 1996.
  52. , Ф. В. Золотое сечение в живописи / Ф. В. Ковалев. Киев: Выща школа, 1989. — 143 с.
  53. , Н. И. Применение компьютерных технологий для совершенствования оценки свойств пушно-мехового полуфабриката: дис.. канд. техн. наук. Омск, 2004. — 210 с.
  54. , Т. В. Стиль в костюме XX века. Учебное пособие для вузов / Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева. М.: МГТУ им Косыгина, 2003. — 160 с.
  55. , Т. В. Художественное проектирование костюма / Т. В. Козлова.-М.: 1982.
  56. Конструирование одежды с элементами САПР / Е. Б. Коблякова,
  57. Г. С. Иевлева, В. Е. Романов и др. М.: Легпромбытиздат, 1988. — 320 с.
  58. Композиция костюма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова и др. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 432 с.
  59. , Т. Алгоритмы: построение и анализ / Т. Кормен, Ч. Лей-зерсон, Р. Ривест. -М.: МЦНМО, 2001. 960 с.
  60. , В. И. Человек и золотая пропорция / В. И. Коробко, Г. Н. Примак— Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. — 174 с.
  61. , В. И. Основы структурной гармонии природных и искусственных систем / В. И. Коробко, Г. Н. Коробко. — Ставрополь, 1995. 350 с.
  62. , В. И. Циклические процессы развития природных систем и золотая пропорция / В. И. Коробко, В. В. Очинский // Циклы природы и общества. Ставрополь, 1995 — Вып. 3−4. — С. 167−169
  63. , Е. Ю. Проектирование эскиза модели с помощью универсальных средств компьютерной графики / Е. Ю. Кривобородова, Е. Б. Коблякова // Швейная пром-ть. 2001. — № 1. — С. 40−41.
  64. , Н. Теория графов. Алгоритмический подход / Н. Кристофидес. М.: Мир, 1978. — 432 с.
  65. , Н. И. Кибернетика и законы красоты / Н. И. Крюковский. Минск: Изд-во Белорусского ун-та, 1977. — 256 с.
  66. , В. А. ЛЕКО без проблем / В. А. Лазарев, О. П. Поспелова //Ателье.-2002.-№ 4.-С. 71.
  67. , О. П. Художественное восприятие. Опыт построения общетеоретической модели / О. П. Лановенко. Киев: Наукова думка, 1987 — 245 с.
  68. , Ю. С. Системный подход и эволюционика / Ю. С. Ларин // Система. Симметрия. Гармония. -М.: Мысль, 1988 С. 130−144.
  69. Ле Корбюзье. Модулор 1. Модулор 2 / Ле Корбюзье. М.: Строй-издат, 1986. — 157с.
  70. , М. П. Базы данных: Основы, проектирование, использование / М. П. Малыхина. СПб.: БХВ-Петербург, 2004 — 512 с.: ил.
  71. , М. А. Приблизительная симметрия в музыке / М. А. Мару-таев // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов.ком., 1978 — Вып. 4. — С. 306−343.
  72. , М. А. Гармония как закономерность природы / М. А. Марутаев // Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. М.: Строй-издат, 1990.-С. 130−233.
  73. , М. А. Приблизительная симметрия в музыке / М. А. Марутаев // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. комп., 1988. — С. 306−343.
  74. Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1972.
  75. , Т. В. Художественное конструирование одежды: учебное пособие / Т. В. Медведева. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. — 480 с.
  76. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Основные положения текст. — М.: Издательство стандартов, 1984. — 343 с.
  77. , Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие / Б. С. Мейлах. -М.: Искусство, 1985. 318 с.
  78. , М. Н. Костюм разных времен и народов : т. 1−2 / Н. М. Мерцалова. М.: Академия моды, 1993 — 1995.
  79. , М. Д. Общая теория систем и ее математические основы / М. Д. Месарович // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.-с. 165−180.
  80. , Б. П. Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры / Б. П. Михайлов. М.: ГСИ, 1967.
  81. , В. Д. Основы теории оптимизации / В. Д. Ногин, И. О. Протодьяконов / под ред. И. О. Протодьяконова. М.: Высш. шк., 1986. — 384 с.
  82. , И. П. Основы теории и проектирования САПР / И. П. Норенков, В. В. Маничев. -М.: Высш. шк., 1990. 335 с.
  83. Объемно-пространственная композиция: учеб. для вузов / А. В. Степанов, В. И. Малыгин, Г. И. Иванова и др. М.: Издательство «Архитекту-ра-С», 2007. — 256 с.: ил.
  84. Ope, О. Теория графов: пер. с англ. / О. Ope. M.: Наука, 1980. — 336 с.
  85. , JI. В. Терминологический словарь одежды / JI. В. Орлен-ко. -М.: Легпромбытиздат, 1996. 68 с.
  86. , В. В. Мера в отношениях золотой пропорции и человек как ее источник / В. В. Очинский // Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1994 — Вып. 3. — С. 128−131.
  87. А. Четыре книги об архитектуре / А. Палладио. М., 1936.
  88. , Ф. М. Композиция костюма : учебник для вузов / Ф. М. Пармон. — М.: Легпромбытиздат, 1985. — 264 с.: ил.
  89. , Ф. М. Рисунок и графика костюма : учебник для вузов / под ред. проф. Ф. М. Пармона. М.: Архитектура — С, 2005. — 208 с.: ил.
  90. , Д. Теоретики пропорций / Д. Петрович. М.: Стройиз-дат, 1979.-314 с.
  91. , С. В. Высшие симметрии в биомеханике формообразования / С. В. Петухов. М.: АН, 1974. — 197 с.
  92. , С. В. Биомеханика, бионика и симметрия / С. В. Петухов. -М.: Наука, 1981.-240 с.
  93. , Г. И. Композиция одежды и обуви / Г. И. Петушкова. -М. :МТИ, 1991.- 316 с.
  94. , Г. И. Проектирование костюма / Г. И. Петушкова. — М.: Академия, 2004. 415 с.
  95. , Г. И. Основы проектирования костюма / Г. И. Петушкова- М.: МГУДТ, 2000. 326 с. — Серия (Трансформируемые конструкции).
  96. , Г. И. Основы графического дизайна костюма / Г. И. Петушкова, А. Н. Голованова. -М.: МГАЛП, 1999. 285 с.
  97. , Г. И. Пропорции в одежде / Г. И. Петушкова, О. К. Терпенова. М.: МГУДТ, 2001. — 292 с.
  98. , H. Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта / H. Н. Померанцева. М., 1985. — 344 с.
  99. Проблемы дизайна костюма и пути их исследования: Сборник научных трудов. М.: ГАСБУ, 1997.
  100. , М. С. Золотая пропорция в структуре хлоропластов высших растений / М. С. Радюк // Изд. АН СССР. 1987 № 5. — С. 774−777. — (Серия «Биология»)
  101. , Н. Н. Модели и математические принципы в биологии / Н. Н. Рашевский // Теоретическая и математическая биология.—М.: Мир, 1968. С. 48−66.
  102. , В. JI. Об аналитическом описании некоторых геометрических объектов / В. JT. Рвачев // Доклады АН Украинской ССР. Т. 153. 1963. — № 4. — с. 765−767.
  103. , Э. К. О применении закона «золотого деления» к музыке / Э. К. Розенов // Изд. СПб. Общества муз. собр. 1904 (июнь, июль, август). С. 1−19.
  104. , Ю. М. Процессы самоорганизации в физике, химии, биологии / Ю. М. Романовский. М., 1979. — 228 с.
  105. , И. И. Оптимальная группировка взаимосвязанных объектов / И. И. Рубинштейн. М.: Наука, 1989. — 168 с.
  106. , Г. Э. О закономерностях художественного визуального восприятия / Г. Э. Руубер. Таллин: Валгус, 1985. — 344 с.: ил.
  107. , Б. А. Архитектурная математика древнерусских зодчих / Б. А. Рыбаков //Советская археология. 1957 — № 1.-С. 83−112.
  108. , Л. Этюды Шопена в освещении закона золотого сечения / Л. Сабанеев // Искусство. 1925 Т. И. — С. 132−145- 1927 — Т. III. — С. 32−56.
  109. , Б. Л. Универсальная геометрическая структура модульности архитектурного пространства / Б. Л. Сазонов // Известия вузов. Строительство и архитектура. Новосибирск, 1977. — № 6. — С. 45−51.
  110. , Н. И. Традиции симметрии в архитектуре / Н. И. Смолина.-М., 1990.
  111. Создание эскизов женской одежды в соответствии с законами художественного проектирования / Ю. Агапова, Е. Кривобородова // В мире оборудования. 2004 октябрь. 10 (50) С. 37−41.
  112. , Ю. С. Композиция в технике / Ю. С. Сомов. М., «Машиностроение», 1977.— 271 с.
  113. , Э. М. Структурная гармония систем / Э. М. Сороко. — Минск: Наука и техника, 1984. — 264 с.
  114. , А. П. Коды золотой пропорции / А. П. Стахов. М.: Радио и связь, 1984.-365 с.
  115. , Т. К. Из истории советского костюма / Т. К. Стриженова. М.: Советский художник, 1972. — 379 с.
  116. , А. Г. «Золотое сечение» («Sectio aurea») в медицине / А. Г. Суббота. СПб.: Изд. Военно-мед. акад., 1994. — 116 с.
  117. , М. И. Принципы инженерного проектирования одежды / М. И. Сухарев, А. М. Бойцова. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981. — 272 с.
  118. , Г. Е. Золотое сечение / Г. Е. Тиммеринг. Петроград: Научное книгоиздательство, 1924. — 86 с.
  119. Тот, Ф. А. Расположение на плоскости, на сфере и в пространстве / Ф. А. Тот М.: Гос. изд-во ФМЛ, 1958. — 363 с.
  120. , А. И. Об одном варианте логико-математического системного исследования / А. И. Уемов // Проблемы формального анализа систем. — М.: Высшая школа, 1968. С. 42−69.
  121. , Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966. — 551 с.
  122. , Ю. А. Золотое сечение / Ю. А. Урманцев // Природа. -1968- № 11.-С.33−40.
  123. , Ю. А. Поли- и изоморфизм в живой и неживой природе / Ю. А. Урманцев // Вопр.философии. 1968 — № 12. — С. 77−88.
  124. , Е. С. Правильное деление плоскости и пространства / Е. С. Федоров. Л.: Наука, 1979. — 357 с.
  125. Фор, А. Восприятие и распознавание образов / А. Фор. М.: Машиностроение, 1989 г. — 272 с.: ил.
  126. Фот, Ж. А. Применение САПР в процессе эскизного проектирования / Ж. А. Фот // Современные тенденции и перспективы развития образования в высшей школе. V Международная научно-практическая конференция: сборник статей. Омск: ОГИС, 2007. — С. 33−34.
  127. Фот, Ж. А. О создании модуля художественного проектирования с использованием систем пропорционирования в САПР / Ж. А. Фот // Фундаментальные исследования. Москва, 2008. — № 5. — С. 50−51.
  128. Фот, Ж. А. Применение методов начертательной и аналитической геометрии при разработке системы пропорционирования для проектирования одежды / Ж А. Фот, В. Ю. Юрков // Научный вестник НГТУ. -Новосибирск, 2008. -№ 2. (31) С. 97−106.
  129. Фот, Ж. А. Пути совершенствования процесса эскизного проектирования костюма в САПР / Ж. А. Фот // Омский научный вестник Омск: ОмГТУ, 2008.-№. 1(64) — С. 151−154.
  130. , И. Научные методы в архитектуре / И. Фридман М.: Стройиздат, 1983.-294 с.
  131. , А. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг / А. Хелберт. — М.: Книга, 1984. — 107 с.
  132. , Д. Конструкторские базы данных / Д. Хорафас, С. Легг перевод с англ. Д. Ф. Миронова. -М.: Машиностроение, 1990. 224 с.: ил.
  133. , В. Д. Золотой тройник и оптимизация артериальной системы сердца млекопитающих / В. Д. Цветков // Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1994 — Вып. З.-С. 157−161.
  134. , П. Ф. Гармоническая соразмерность частей тела человека и принцип обобщенного золотого сечения / П. Ф. Шапоренко, В. А. Лу-жецкий//Морфология. 1992.-Т. 103. -№ 11−12. -С. 122−130.
  135. , И. Ш. Геометрическая гармония / И. Ш. Шевелев. — Кострома: Издат. им. Горького, 1963.
  136. , И. Ш. Принцип пропорции / И. Ш. Шевелев. М.: Стройиздат, 1986.-249 с.
  137. , И. Ш. О формообразовании в природе и искусстве : / И. Ш. Шевелев // Золотое сечение. М.: Стройиздат, 1990. — С. 162−183.
  138. , И. Ш. Золотое сечение: три взгляда на природу гармонии / И. Ш. Шевелев, М. А. Марутаев, И. П. Шмелев. М.: Стройиздат, 1990. — 343 с.
  139. , И. Ш. Метаязык живой природы / И. Ш. Шевелев. — М.: Воскресенье, 2000. -318 с.
  140. , И. Ш. Числовой образ реального мира / И. Ш. Шевелев.- М.: ООО «Промдизайн-М», 2005. 186 с.
  141. , И. Ш. Золотое пространство. Основы Гармонии / И. Ш. Шевелев. М.: ООО «Промдизайн-М», 2006.-277 с.
  142. , Р. Обработка концептуальной информации / Р. Шенк. — М., 1980.-266 с.
  143. , Л. П. Качество одежды / Л. П. Шершнева. — М.: Легпромбытиздат, 1985. -265 с.
  144. , М. В. Структурные закономерности архитектурного формообразования / М. В. Шубенков. М.: «Архитектура-С», 2006. 319 с.
  145. , С. М. О строении вещей / С. М. Эйзенштейн // Искусство кино. 1939. -№ 6. — С. 7−20.
  146. Fot Zh. A. Synthesis of natural approaches in creative problems ofdesigning / Zh. A. Fot // European journal of natural history № 3. 2008. — P. 9.
  147. Mitchel, W. J. The Art of Computer programming: a Structured Introduction for Architects and Designers / W. J. Mitchel, R. S. Liggett, T. Tvan. -N.Y.: Van Nostrand Reinhold., 1987. 487 p.
  148. March, L. Architectonics of proportion: a shape grammatical depiction of classical theory / L. March // Environment and planning B: Planning and Design. -C., 1997.-263 p.
  149. March, L. Architectonics of proportion: a shape grammatical depiction of classical theory / L. March // Environment and planning B: Planning and Design. -C., 1999.-284 p.
Заполнить форму текущей работой