Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Финансовая устойчивость малого предпринимательства как фактор повышения его экономической власти

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Малый бизнес — это сфера приложения индивидуальных способностей человека, способ самореализации личности человека. В сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу и формированию «среднего класса» как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества. В зарубежных странах малый и средний бизнес представляет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы устойчивого развития малого предпринимательства
    • 1. 1. Развитие малого бизнеса как специфической системы в рамках теории экономической власти
    • 1. 2. Факторы развития малого предпринимательства в условиях становления сервисной экономики
    • 1. 3. Финансовая устойчивость как основа конкурентного поведения малых предприятий
  • Глава 2. Методические основы оценки финансовой устойчивости малого бизнеса
    • 2. 1. Принципы и критерии устойчивого развития малых предприятий
    • 2. 2. Классификация рисков устойчивости малого бизнеса
    • 2. 3. Методический подход к оценке финансового состояния малого предприятия
  • Глава 3. Основные направления повышения финансовой устойчивости малого предпринимательства в регионе
    • 3. 1. Структурные тенденции в развитии малого бизнеса и оценка его устойчивости
    • 3. 2. Оценка и направления повышения финансовой устойчивости малых предприятий в области экспертизы промышленной безопасности
    • 3. 3. Малый и средний бизнес в системе региональной промышленной политики

Финансовая устойчивость малого предпринимательства как фактор повышения его экономической власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В рыночной экономике место и роль малого предпринимательства определяются его функциями и реальным вкладом в общественное развитие. Малый бизнес сегодня является тем «краеугольным камнем развития» и «локомотивом» всех тех экономических процессов, которые сегодня проистекают в экономике. Он основа устойчивого развития любой страны не только как значимый сектор экономики, но и как важнейшая сфера социальной, экономической и политической жизни.

Малый бизнес — это сфера приложения индивидуальных способностей человека, способ самореализации личности человека. В сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу и формированию «среднего класса» как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества. В зарубежных странах малый и средний бизнес представляет собой главную сферу занятости населения, способствуют развитию инновационного потенциала экономики, осуществляют поиск и внедрение новых форм деятельности производства, а также сбыта и финансирования. Кроме того, органично связанное с крупным бизнесом малое предпринимательство является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Малый бизнес в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономической стабилизации, созданию среднего класса, преодолению рецессии, созданию новых рынков, последовательному проведению реформ.

По мнению А. Ослунда, можно обозначить два типа равновесия в экономике: оптимальное, при котором доля малых предприятий в производстве ВНП достигает 50−60% (развитые страны), и стремящееся к оптимальномупорядка 20% (Россия, Казахстан). При возрастающей доле в экономике малое предпринимательство приобретает все большую экономическую власть. При этом формирование малого бизнеса как субъекта экономической власти возможно только при создании соответствующих институциональных условий. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы формирования экономической власти малого предпринимательства и ее взаимосвязи с финансовой устойчивостью и риск-менеджментом.

Малый бизнес должен играть важную роль в подъеме и реструктуризации экономики страны, в становлении новой социальной структуры общества. Однако малые предприятия не могут решать свои важнейшие задачи в условиях высокой финансовой неустойчивости. Сказанное определяет значимость теории, методологии и практики оценки и управления финансовой устойчивостью малого бизнеса как самостоятельной научной проблемы, имеющей в настоящее время как общетеоретическое, так и прикладное значение. Это обуславливает актуальность темы настоящего исследования.

Состояние изученности проблемы.

На основе повышения финансовой устойчивости малого бизнеса и, как следствие, усиления его финансовой значимости, малый бизнес становится новым источником экономической власти. Теория экономической власти, разрабатываемая как зарубежными (А. Алчян, С. Боулз, Дж.К. Гэлбрейт, Г. Демсец, Г. Джинтис, М. Морисима, Р. Мюллер, М. Олсон, Ф. Перру, Я. Така-та, Р. Холтон и др.), так и отечественными (В. Дементьев, Н. Лапина, В. Ле-дяев, А. Либман, А. Мовсесян, Р. Нуреев, А. Олейник, А. Чирикова, Ф. Шам-халов и др.) ученым, позволяет учитывать волевой компонент в действиях экономических субъектов.

Теория предпринимательства представлена в работах классиков экономической мысли И. Шумпетера, Ф. Хайека, Р. Хизрича, а также современных российских ученых Л. И. Абалкина, A.B. Бусыгина, В. Я. Горфинкеля, П. Д. Половинкина, А. И. Татаркина, В. А. Швандара, Ф. И. Шамхалова и др.

Также следует выделить направление научных исследований, которое ведет анализ развития предпринимательства в России, включая малое предпринимательство, и его взаимодействия с финансово-кредитной системой. В данном направлении работают такие авторы как Е. Л. Андреева, О. И. Боткин, Е. М. Бухвальд, A.B. Виленский, Л. И. Колесникова, В. А. Петров, С.М. Рад-ченко, В. А. Цветков и др.

Вопросы финансовой устойчивости, в том числе малого предпринимательства, рассматриваются в работах М. Г. Лапусты, Н. И. Морозко и др. Анализ общих тенденций развития малого бизнеса можно найти в трудах А. О. Блинова, А. И. Колесникова, A.B. Орлова и др. Исследованию теоретико-методологических основ становления малого предпринимательства в региональной экономике и управления финансовыми ресурсами в структурах малого бизнеса посвящены труды H.H. Беспамятных, И. О. Боткина, O.A. Романовой, А. И. Семина, А. Г. Шеломенцева и др.

Деятельность малого бизнеса изначально имеет рисковый характер. Исследования взаимосвязи риска и неопределенности в экономике имеют давнюю историю и представляют немалый интерес. Значительный вклад в решение данной проблемы внесли Дж.М. Кейнс, Ф. Найт, Дж. фон Нейман, И. фон Тюнен, Й. Шумпетер, К. Эрроу и др. Среди отечественных специалистов в области рисков следует отметить И. Т. Балабанова, К. В. Балдина, С. Н. Воробьева, В. М. Гранатурова, P.M. Качалова и др. Вопросы функционирования малого бизнеса в сфере экспертизы промышленной безопасности рассмотрены в работах В. А. Казаковой, С. И. Ковалева, А. Г. Мокроносова, К.Ю. Питец-кой, В. А. Придвижкина, Н. М. Ревиной и др.

Тем не менее, на настоящий момент специфика рисков финансовой устойчивости малого бизнеса и их комплексная оценка в литературе не представлена. Это обусловило выбор темы исследования, его объект и предмет.

Целью исследования является развитие теоретических и методических основ обеспечения финансовой устойчивости малого предпринимательства как фактора повышения его экономической власти.

Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач:

1) уточнение теоретических основ устойчивого развития малого предпринимательства с позиций теории экономической власти и сервисной экономики;

2) обоснование принципов, критериев и классификации рисков устойчивости малого бизнеса;

3) разработка методического подхода к оценке финансовой устойчивости малого предприятия;

4) выделение направлений повышения финансовой устойчивости малых предприятий в сфере экспертизы промышленной безопасности и обоснование интеграции малого бизнеса в систему региональной промышленной политики.

Объект исследования — малое и среднее предпринимательство Свердловской области, в том числе в сфере экспертизы промышленной безопасности.

Предмет исследования — система социально-экономических отношений между субъектами предпринимательской деятельности, обеспечивающих повышение финансовой устойчивости малого и среднего предпринимательства.

Теоретико-методологической основой диссертации явились труды отечественных и зарубежных ученых в области малого предпринимательства, сервисной экономики, теории экономической власти, финансового анализа, экономических методов государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности, экономической оценки состояния и перспектив развития региональных систем предпринимательства и их взаимосвязей, институциональной среды предпринимательской деятельности.

Применены методы системного, логического, структурного и сравнительного анализа, группировок, различные методы определения эффективности хозяйственных решений в секторе малого предпринимательства.

Информационную основу диссертации составляют данные Федеральной службы государственной статистики России, оперативная и отчетная информация Центра содействия предпринимательству Свердловской области, нормативно-правовая информация по проблемам малого и среднего предпринимательстваэмпирический материал, содержащийся в отечественной и зарубежной литературе, в периодической печати, а также собственные исследования автора.

Научные результаты, полученные автором, и их новизна:

1. Сформированы теоретические основы развития малого предпринимательства как специфической системы в рамках теории экономической власти. Обосновано формирование малого бизнеса как нового источника экономической власти с позиции увеличения его роли в экономическом развитии страны и усиления финансовой значимости, а также укрепления взаимодействия в контуре экономической власти государства и крупного бизнеса. Выявлена закономерность усиления влияния малого бизнеса на экономическое развитие в условиях формирования сервисной экономики.

2. Разработан методический подход к оценке финансовой устойчивости малого предприятия, особенностью которого является выделение факторов краткосрочной и долгосрочной финансовой устойчивости, позволяющих диагностировать соответственно финансовые риски и бизнес-риски.

3. Предложены направления повышения финансовой устойчивости малого предпринимательства, в том числе в сфере экспертизы промышленной безопасности, ориентированные на укрепление его экономической власти. Они обеспечиваются снижением финансовых рисков и уменьшением бизнес-рисков на основе внедрения принципов сервисного менеджмента и нахождения рыночной ниши, связанной с интересами крупных компаний.

4. Обоснованы направления интеграции малого предпринимательства в систему региональной промышленной политики на основе стимулирования формирования целостных сервисно-производственных систем с участием малого бизнеса и развития партнерских отношений малого и крупного бизнеса.

Положения научной новизны соответствуют п.п. 10.3, 10.9, 10.15 паспорта специальности 08.00.05 ВАК (предпринимательство).

Практическая значимость работы.

Положения и выводы исследования могут быть использованы:

• органами государственной власти и местного самоуправления для выбора наиболее эффективных форм поддержки развития малого бизнеса, корректировки региональных программ или концепций государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, региональных концепций, законов о промышленной политике субъектов РФ;

• органами Ростехнадзора и его региональными управлениями для формирования перечня и ранжирования малых предприятий в сфере экспертизы промышленной безопасности в соответствии с качеством оказываемых услуг;

• организациями малого бизнеса — для выработки и корректировки стратегий развития с учетом всесторонней оценки финансовой устойчивости.

• финансовыми институтами для оценки рисков кредитования субъектов малого предпринимательства.

Отдельные теоретико-методологические положения и результаты исследования могут использоваться в учебном процессе при чтении курсов: «Основы предпринимательства», «Региональная экономика», «Финансы предприятий».

Достоверность содержащихся в диссертации подходов, выводов и рекомендаций подтверждается применением обоснованного методического инструментария, использованием и корректной обработкой большого объема статистического материала, практикой преодоления административных барьеров руководителями малых предприятий, представителями агентств, ассоциаций, союза малых и средних предприятий Свердловской области.

Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на международном конгрессе (Екатеринбург, 2007 г.) — 2 всероссийских (Екатеринбург, 2008, Курган, 2008) — 2 межрегиональных и региональных научно-практических конференциях.

Результаты исследования в качестве аналитических материалов использованы Отделом производства потребительских товаров и малого предпринимательства администрации г. Екатеринбурга при подготовке Стратегии развития Екатеринбурга до 2015 г. и ее пролонгации до 2020 г. Методические разработки автора используются предприятием ЗАО Центр диагностики и экспертизы «Цветметналадка» в целях повышения его финансовой устойчивости. Основные теоретические и методологические положения диссертации включены в отчеты научно-исследовательских работ, выполненных в соответствии с планом НИР Института экономики УрО РАН за 2007;2009 гг.

Положения диссертации отражены в 10 научных публикациях общим объемом 8,35 п.л. (в т.ч. авторских — 4,7 п.л.), включая 3 публикации в изданиях, рекомендуемых ВАК для опубликования результатов диссертационного исследования («Экономика региона»: 2007, 2008).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения общим объемом 156 страниц машинописного текста, содержит 44 таблицы, 21 рисунок, список литературы из 135 наименований, 4 приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило получить следующие результаты и сделать следующие выводы.

1. Теория экономической власти служит новейшим подходом в исследовании экономических явлений, делающим акцент на поведенческих мотивах в экономике. В этом случае экономика рассматривается как система власти. Достоинством теории является учет волевого компонента в действиях экономических субъектов и устранение недостатков идеализированной модели поведения экономических субъектов в рамках как неоклассического подхода, так и институциональных теорий, для объяснения фактов действительности.

В современных условиях основными субъектами экономической власти, обладающими финансовой мощью, информационным влиянием и наличием средств силового давления являются государство, с одной стороны, и бизнес в лице крупных корпоративных структур, с другой. Государство и бизнес, каждый из них, имеют свое властное пространство. Малый бизнес не обладает многими компонентами экономической власти вследствие своего небольшого размера. Следовательно, успех его развития будет определяться, с одной стороны, встро-енностью в пространство экономической власти как государства, так и крупного бизнеса. С другой стороны, опыт развития малого предпринимательства в странах со сформировавшейся экономикой показывает, что доля малого бизнеса в общественном производстве может достигать 40−60% (в России она составляет 10−20%). Данные показатели свидетельствуют о том, что малый бизнес во всем мире становится новым источником экономической власти, обладающим финансовой мощью и информационным влиянием.

2. Факторы, определяющие экономическую власть малого бизнеса, это: высокая доля малого бизнеса в создаваемом валовом национальном продукте, занятости и др.- ^ связь с государством- ^ связь с крупным бизнесом- ^ коалиционная сила;

Еще одним элементом экономической власти малого бизнеса, на наш взгляд, является высокая инновационная способность малых предприятий по сравнению с более крупными.

Формирование финансовой значимости малого бизнеса будет следствием действия внешних факторов — взаимодействия с государством и крупным бизнесом, позволяющим формировать и расширять источники финансирования малого бизнеса. К внутренним факторам можно отнести эффективную организацию управления развитием малого предприятия, включая финансовый менеджмент, способствующий повышению финансовой устойчивости предприятия.

В связи с этим оценка финансовой устойчивости малых предприятий должна рассматриваться с позиций его положения в системе экономической власти основных ее источников: государства и бизнеса, включая финансовокредитные организации. Кроме того, в связи с высоким риском малого предпринимательства в составе финансовой устойчивости необходимо выделение индикаторов, отражающих финансовую устойчивость в краткосрочной н среднесрочной перспективах.

3. Одним из факторов, усиливающих роль малого бизнеса, является усиление общественных потребностей в услугах и становление сервисной экономики. Наблюдается корреляция между уровнем, объемом развития услуг и развитием малого бизнеса. Если в обороте по всему кругу предприятий доля услуг составляет 64,5%, то в обороте малых предприятий — более 90%. Еще одним обстоятельством, которое показывает тесноту взаимодействия и взаимопроникновения сервисной экономики и малого бизнеса является формирование новой модели управления на малых предприятиях — «сервисного менеджмента».

В России роль малого бизнеса постепенно возрастает, особенно в сфере услуг (по вкладу в численность занятых и оборот). Однако его вклад в ВВП и в объем инвестиций остается сравнительно низким. Несущественную роль малый бизнес играет и в финансовых показателях: основных средствах (5,4%), капитале и резервах (8,6%) и прибыли организаций (13,8%). Однако здесь выделяются строительство и финансовая деятельность.

В отличие от тенденций в развитых странах, для российских малых предприятий наблюдается существенно более низкие значения рентабельности по сравнению с крупными и средними предприятиями, а также низкие показатели платежеспособности и финансовой устойчивости. Наблюдается несоответствие между вкладом малого бизнеса в показатели социально-экономического развития российского общества и финансовые показатели, что свидетельствует о недостаточной финансовой мощи и устойчивости российского малого бизнеса. Поэтому большое значение для укрепления позиций малого бизнеса имеет технология оценки финансовой устойчивости, диагностирующая ее не только в настоящий момент времени, но и учитывающая возможности ее усиления в среднеи долгосрочной перспективе, в том числе за счет взаимодействия с крупным бизнесом.

4. Комплексность оценки финансовой устойчивости малого бизнеса должна заключаться в диагностике не только краткосрочных факторов финансовой устойчивости, таких как сбалансированность активов и пассивов, ликвидности баланса, соотношение собственного и заемного капитала, оборачиваемость и доходность капитала, но и среднен долгосрочных факторов финансовой устойчивости. При условии долгосрочности бизнес-цикла компании к индикаторам, характеризующим среднесрочную финансовую устойчивость предложено относить: сбалансированность денежных потоков, качественный риск-менеджмент, уровень диверсификации бизнеса и конкурентное положение компании. С позиций формирования экономической власти к таким факторам, в первую очередь, следует отнести взаимодействие малого предприятия с крупным бизнесом и государством, которые можно условно можно измерить показателями: доля заказов со стороны крупных фирмвысота барьеров входа на рынок со стороны государстваучастие в программах поддержки малого предпринимательства. Краткосрочную финансовую устойчивость, можно оценить по традиционным показателям финансового анализа. Такой подход позволяет учитывать финансовый риск и бизнес-риск деятельности малого предприятия.

5. Предложена методика оценки финансовой устойчивости предприятий, включающая этапы: I этап — выявление факторов краткосрочной и долгосрочной финансовой устойчивости малого предприятияII этап — определение круга показателей и индикаторов для оценки финансовой устойчивостиIII этап — непосредственно оценка финансовой устойчивости предприятия.

При этом в основе оценки лежит балльная система, позволяющая в итоге относить предприятия к определенному классу финансовой устойчивости и проводить сравнительные исследования. В соответствии с получившимся в результате суммирования баллов рейтингом, предлагается распределять предприятия по четырем классам финансовой устойчивости: •S высокий уровень финансовой устойчивости- •S хороший уровень финансовой устойчивости- •S допустимый уровень финансовой устойчивости- ¦S низкий уровень финансовой устойчивости.

Данная методика позволяет комплексно учитывать факторы краткои долгосрочной финансовой устойчивости, объединяющие оценку финансовых и бизнес-рисков малого бизнеса с учетом взаимодействия с крупным бизнесом и государством. Применение методического подхода возможно кредитными организациями, инвесторами, государством при отборе проектов по поддержке малого бизнеса, а также самими предприятиями для оценки перспектив развития.

6. Предложены направления повышения финансовой устойчивости малого бизнеса, в том числе в сфере экспертизы промышленной безопасности, ориентированные на укрепление его экономической власти, и связанные со снижением финансовых рисков на основе развития самофинансирования и формирования бюджета развития, а также уменьшением бизнес-рисков на основе внедрения принципов сервисного менеджмента, нахождения рыночной ниши, связанной с интересами крупных компаний, и достижения лидерства в инновационном развитии.

В работе исследованы структурные тенденции в развитии малого бизнеса и его финансовая устойчивость в регионах Уральского федерального округа. Установлено, что на территории УрФО наиболее развито малое предпринимательство в Свердловской области. По итогам 2008 г. показатели экономической эффективности малых предприятий Свердловской области (оборот на 1 постоянного работника малого предприятия) и инвестиционной активности существенно превысили как средний российский уровень, так и уровень субъектов, входящих в УрФО. В тоже время количество малых предприятий на 1000 трудоспособного населения в Свердловской области в 2008 г. было в 2,4 раза меньше общероссийского показателя. По итогам 2007 г. сальдированный финансовый результат, приходящийся на 1000 малых предприятий в Свердловской области в 2,1 раза меньше чем по Российской Федерации и составляет всего 391,3 млн руб. на 1000 предприятий. При общей положительной тенденции к росту коэффициенты платежеспособности: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент автономии значительно ниже по сравнению с крупными и средними предприятиями области, а также общероссийскими аналогичными показателями для малых предприятий. Значения данных показателей не соответствуют нормативам, что свидетельствует о невысокой финансовой устойчивости малых предприятий Свердловской области. С позиций становления сервисной экономики в Свердловской области значительно преобладает по сравнению с общероссийским уровнем оборот малых предприятий в сфере традиционных услуг — оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. В целом, острыми проблемами развития малого предпринимательства в Свердловской области являются активизация развития малого бизнеса в целом, его укоренное развитие в области сервисных видов экономической деятельности и повышение финансовой устойчивости и финансовой значимости малых предприятий региона.

7. Развитие сервисной экономики в индустриально развитом регионе должно быть направлено, прежде всего, на развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг, повышающих эффективность реального сектора экономики. Одной из проблем старопромышленных регионов, к числу которых относится Свердловская область, является высокая изношенность основных фондов, приводящая к повышенному числу аварий и травматизму, а также обуславливающая невысокую конкурентоспособность выпускаемой продукции. Общий уровень износа оборудования на горных производствах и объектах Свердловской области составляет около 85−90%.

К одной из групп причин, вызвавших несчастные случаи со смертельным исходом в горной промышленности, относится эксплуатация неисправного оборудования. Немаловажную роль при решении этой проблемы играет вопрос проведения экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Повышение качества экспертизы является основой выхода на научно обоснованный прогноз безопасности таких объектов, что позволит повысить эффективность превентивных мер по предупреждению аварийности и травматизма.

Сегодня в России действует более 2 тысяч экспертных организаций по вопросам промбезопасности. По данным Ростехнадзора, не более 700 из них осуществляют качественную и объективную экспертизу. Высокий уровень конкуренции в.т.ч. недобросовестной, на рынке экспертизы промышленной безопасности обуславливает высокую роль качества услуг и оперативность их предоставления в целях сохранения и устойчивого развития малых предприятий на данном рынке.

8. В работе выделены ключевые аспекты повышения финансовой устойчивости малых предприятий, в том числе в сфере промышленной безопасности, с позиций снижения финансовых и бизнес-рисков. Очевидно, что снижение финансовых рисков в свете последних событий (мировой экономический кризис 2007;2008 гг.) связано с созданием такой системы управления финансов, при которой возможно минимальное использование кредитных ресурсов и ориентация на собственные средства. Следовательно, большую роль приобретает бюджетирование, при котором происходит управление как доходами, так и расходами предприятия. В целях повышения финансовой устойчивости предприятия и реализации его инновационного потенциала автор предлагает составлять два самостоятельных бюджета. Один из этих бюджетов — обычный бюджет: смета текущих доходов и расходов. Второй бюджет — это специальный бюджет расходов будущего (перспективного) развития. Его величина может достигать 10−12% общих затрат организации и он должен поддерживаться на определенном неизменном уровне на протяжении длительного времени.

9. Снижение бизнес-рисков финансовой устойчивости предприятия с целью формирования стабильных источников дохода связано с внедрение принципов сервисного менеджмента, а также со следующими моментами.

Во-первых, нахождение рыночной ниши, связанной с интересами крупных компаний, позволяет малому предприятию встраиваться в систему их аутсорсинга. Для производственных предприятий такой сферой, например, является приобретение услуг, связанных с соблюдением обязательных государственных требований (экспертиза промышленной безопасности, страхование предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты и др.). Такое встраивание малого предприятия в поле экономической власти крупного бизнеса повышает его экономическую, в том числе финансовую устойчивость. Во-вторых, предодоление государственных барьеров (экономической власти государства) для повышения конкурентоспособности малого предприятия. Это возможно в случае продажи услуг, требующих специальных условий для их реализации — лицензирование, аккредитация и др. В этом случае в более выгодном положении находится малое предприятие, уже преодолевшее данные барьеры. В-третьих, одним из направлений повышения финансовой устойчивости является сочетание уникальности предоставляемых услуг при га внутренней диверсификации. При этом может быть использована модель малой многопрофильной корпорагрш. При таком подходе особенности организации и структуры российского рынка позволяют диверсифицированным малым предприятиям выдерживать конкуренцию. В-четвертых, развитие специфичных свойств малого бизнеса, которые усиливают его экономическую власть, например, таких как высокая инновацион-ность малых предприятий. Развитие этого уникального ресурса связано со способностью малого предприятия стать лидером в инновациях, в том числе на основе соответствующего планирования финансовой деятельности и бюджетной политики. Используя разделение бюджета на обычный и бюджет развития, по мнению автора, возможна реализация положений теории П. Друкера о «лидере перемен». В-пятых, развитие и сохранение кадрового потенциала возможно не только на основе высокой заработной платы, и вложений в обучение и развитие персонала, но и путем закрепления за работниками, участвующими в производственном процессе, доли в капитале предприятия. В-шестых, система управления рисками, отслеживание и опережающее управление изменениями внешних и внутренних факторов развития на малом предприятии повышает его устойчивость, в.т.ч. финансовую.

10. Данный подход к повышению финансовой устойчивости апробирован на примере малого предприятия ЗАО «Цветметналадка» с численностью занятых 20 человек. Предприятие специализируется в области экспертизы промышленной безопасности. В целях повышения финансовой устойчивости предприятие осуществляет постоянное управление рисками. Снижение финансовых рисков компании включает ориентацию финансовой стратегии на повышение финансовой устойчивости за счет обеспечения самофинансирования (отсутствие кредитов и проектов, финансируемых за счет бюджетных средств). Приоритетное направление финансовой стратегии — планирование и оптимизация затрат. При этом объем доходов компании ограничивается верхней планкой упрощенной системы налогообложения — 26,8 млн руб.

Управление бизнес-рисками состоит в следующем. Наполняемость доходной части бюджета компании обеспечивается большой долей заказов (более 90%) со стороны крупных компаний. Данное сотрудничество носит долгосрочный и стабильный характер.

Барьеры входа со стороны государства на рынок данных услуг достаточно высоки. Вся деятельность ЗАО Центр диагностики и экспертизы «Цветметналадка» лицензируется Госгортехнадзором РФ. Лицензия выдается сроком на 5 лет. Одновременно лицензируется лаборатория неразрушающего контроля, которая постоянно функционирует на предприятии.

Предприятие занимается диверсификацией услуг, специализируясь на экспертизе промышленной безопасности, также проводит работы по монтажу, наладке, ревизии горно-шахтного оборудования горных предприятий и объектов с выдачей заключения о возможности эксплуатации, диагностику технических устройств и оказывает услуги по экспертизе проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов.

ЗАО Центр диагностики и экспертизы «Цветметналадка» активно занимается инновациями. Данное предприятие является разработчиком методик по расчету остаточного ресурса горношахтного оборудования. Коллектив ЗАО совместно со специалистами Уральского государственного горного университета в 2008 году разработал единственные в России «Методические указания по определению остаточного ресурса шахтных вентиляторов главного проветривания и шахтных подъемных машин, работающих с превышением нормативного срока эксплуатации». Разработка данных методических рекомендаций позволила ЗАО Центр диагностики и экспертизы «Цветметналадка» сохранить объемы выполняемых работ, а также способствовала привлечению новых заказчиков. Более того, на базе данного исследования работники ЗАО Центр диагностики и экспертизы «Цветметналадка» проводят консультирование пусконаладочных предприятий.

Наиболее высокий риск для предприятий — изменение состава персонала. Для снижения данного вида риска все ведущие кадры находятся в составе учредителей. ЗАО Центр диагностики и экспертизы «Цветметналадка» активно сотрудничает с Уральским государственным горным университетом по вопросам получения новых кадров.

11. В результате проведенного количественного и качественного анализа предприятия были получены значения коэффициентов финансового состояния и оценки показателей бизнес-риска. В соответствии с методикой им были присвоены баллы. Значение полученного рейтинга позволило отнести предприятие к обладающему хорошим и высоким уровнем финансовой устойчивости. Предложенные мероприятия повышения финансовой устойчивости позволили предприятию существенно отличиться в лучшую сторону от среднеотраслевых показателей финансовой устойчивости малых предприятий Свердловской области. Таким образом, результаты анализа свидетельствуют об эффективности системы управления рисками и повышения финансовой устойчивости малого предприятия ЗАО Центр диагностики и экспертизы «Цветметналадка» на основе укрепления его взаимодействий в системе экономической власти государства и крупного бизнеса.

12. При рассмотрении системы отношений между властными органами субъекта Федерации, его муниципальными образованиями, хозяйствующими субъектами и общественными объединениями особое значение имеют отношения, формирующие региональную промышленную политику по поводу развития малого бизнеса. Это определяется тем фактом, что именно промышленный малый бизнес играет лидирующую роль в сфере малого предпринимательства с позиции формирования единой предпринимательской среды и развития интеграционных процессов. Сокращение доли малых промышленных (включая научно-технические) предприятий приводит к отрицательной тенденции «деиндустриализации» малого бизнеса. Без перелома такой тенденции российский малый бизнес, как особо социально значимйй бизнес, не может выйти на качественно новый уровень интеграции всей предпринимательской среды.

В настоящее время, несмотря на высокий вклад малого бизнеса в экономику Свердловской области, отсутствие системы мер по его развитию и поддержки приводит к перераспределению доходов и инвестиций в сторону крупного бизнеса. При этом данная тенденция носит устойчивый характер.

Представляется необходимым изменение самой гипотезы развития малого бизнеса в направлении максимально тесной интеграции малого бизнеса с крупными промыитенными предприятиями региона. Меры государственной поддержки промышленно ориентированного малого бизнеса должны быть не просто включены в промышленную политику региона. Эти меры поддержки целесообразно изменить с исключительной ориентации в адрес субъектов малого предпринимательства на оказание содействия в формировании и динамичном росте целостных производственно-интегрированных систем, в частности, промышленных кластеров с участием малого бизнеса. В рамках кластерного развития центральное внимание региональной промышленной политики целесообразно уделить комплексу взаимосвязей между участниками процесса производства товаров и услуг и субъектами инновационной деятельности.

13. Особенностью нового подхода к региональной промышленной политике является ориентация на использование местных конкурентных преимуществ и повышенное внимание к местным предприятиям. Поэтому региональная промышленная политика по своему содержанию приобретает стратегическую направленность и превращается в составную часть системы государственного управления. Новая региональная промышленная политика в рамках разработки стратегии развития региона может быть реализована только в условиях согласования интересов и действий органов власти и бизнеса. Это может быть достигнуто путем формирования системы эффективных рыночных институтов, систем предпринимательства, профессиональной подготовки, создания инкубаторов инноваций и новых технологий, где значительная роль принадлежит малому бизнесу.

В условиях модернизации промышленного комплекса Российской Федерации, необходимости обновления основного капитала все возрастающую значимость приобретает своевременная квалифицированная оценка состояния действующих производственных фондов. Это направление должно формировать отдельный блок промышленной политики с выработкой особых мер поддержки малого бизнеса, занятого экспертизой промышленной безопасности.

14. Опыт реализации антикризисных мероприятий в октябре 2008 г. -марте 2009 г. в регионах показал, что в качестве мероприятий промышленной политики, ориентированной на интеграцию крупного и малого бизнеса можно выделить:

• создание залогового фонда для выдачи государственных гарантий малым предприятиям и компенсирование ставки по кредитам (Красноярский край, Ростовская и Нижегородская области).

• компенсация малым предприятиям до 75% ставки по кредитам, выданным на срок более 3 лет (Московская область).

• снижение налоговых ставок, взимаемых по упрощенной системе налогообложения, с 15% до 10% и 5% процентов для субъектов малого и среднего предпринимательства (Татарстан).

• закупка для госнужд преимущественно товаров местного производства (Нижегородская область).

• оптимизация тарифов на подключение малых предприятий к технологическим сетям, предоставление субсидии в размере 50% от платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (Челябинская, Томская области) и др.

Большое значение на уровне региона имеет также стимулирование внутреннего спроса через развитие внутрии межрегиональной коопераг{ии. При этом в качестве стимулирующего кооперацию механизма предложено:

• формирование государственного и муниципального заказа, в т. ч. на развитие социальной и производственной инфраструктуры, ориентированного на местных производителей товаров и услуг, государственный протекционизм, побуждающий к внутрирегиональной кооперации;

• стимулирование формирования товаропроводящих цепей через льготное кредитование конечного потребителя цепочки с учетом участия в ней определенной доли малых предприятий (15−20%).

Важным условием является переориентация деятельности региональных органов управления с изменением действующей структуры с отраслевого управления на решение межотраслевых проектов и проблем.

При этом на федеральном уровне целесообразно:

• повышение верхней границы годового дохода, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения, до 200 млн руб. для малых инновационных предприятий;

• снижение налоговой ставки с 6 до 3% в рамках УСН, когда объектом являются доходы.

На местном уровне в целях налаживания кооперационных связей градообразующих, бюджетообразующих, социально значимых предприятий с малыми и средними администрации муниципальных образований могли бы на основе изучения особенностей форм территориально-производственного развития шире использовать потенциал создания на своих территориях кластеров, индустриальных парков, технопарков с целью повышения конкурентоспособности местной экономики.

Таким образом, повышение экономической власти малого бизнеса на основе роста финансовой устойчивости за счет взаимодействия с крупным бизнесом и государством, а также проведение промышленной политики, поддерживающей малый и средний бизнес, позволят усилить роль малого предпринимательства в качестве все возрастающей действующей силы в общественном развитии России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон И88-Ф3 от 14 июня 1995 г. // Российская газета. № 117. 20.06.1995.
  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон К209-ФЗ от 24 июля 2007 г. // Российская газета. № 164. 31.07.2007.
  3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области: Закон Свердловской области N10−03 от 4 февраля 2008 г. // Областная газета. № 34−37. 05.02.2008.
  4. Монографии, брошюры, препринты
  5. Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. Учебник: Пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  6. Е.Г. Новая парадигма развития малого предпринимательства в России / Е. Г. Анимица. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1996.
  7. Антикризисное управление / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 1999.
  8. И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996.
  9. Банковское дело / Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2001.-С.224.
  10. К. Измерения: понятие, теория, проблемы / Пер. с чеш. / Под ред. Б. В. Бирюкова. М.: Прогресс, 1987.
  11. .А., Попов Е. П. Теория систем автоматического регулирования. — М.: Наука, 1975.
  12. К.Д. Управление риском в коммерческом банке / Под ред. М. Уорд и JI. Миркина. Вашингтон: ИЭР, 1997.
  13. Введение в управление кредитным риском: Пер. с англ. под ред. О. Ку-черовой. -М: Прайс Уотерхаус, 1994.
  14. A.B. Инновационное малое предпринимательство и его государственная поддержка / В монографии: Инновационный путь развития новой России / Под ред. В. П. Горегляда. М.: Наука, 2005.
  15. С.Н., Балдин К. В. Управление рисками в предпринимательстве. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.
  16. В.А., Екатеринославский Ю. Ю. Рисковый спектр коммерческих организаций. — М.: Экономика, 2002.17.
Заполнить форму текущей работой