Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Маркетинговое исследование инновационного фактора в экономике регионов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфика развития инновационной деятельности в российских условиях заключается в наличии объективных предпосылок формирования инновационной экономики и неспособности экономики, в которой доминировали административные методы, к эффективному освоению научно-технических достижений. Так, в 1986;1990 гг. в СССР ежегодно регистрировалось в среднем 60−70 тыс. изобретений (что сопоставимо с показателями… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Маркетинговый аспект инноватики
    • 1. 1. Инновационная деятельность: понятия и характеристика
    • 1. 2. Методологический подход в маркетинге инноваций
    • 1. 3. Ценовая политика в маркетинге инноваций
    • 1. 4. Система коммуникаций в маркетинге инноваций
  • 2. Методы маркетинговых исследований рынка инноваций
    • 2. 1. Основные принципы и информационный инструментарий маркетинговых исследований
    • 2. 2. Направления и методы проведения маркетинговых исследований спроса на рынке инноваций
    • 2. 3. Разработка отраслевого классификатора структуры рынка инноваций и использование его в региональных маркетинговых исследованиях
  • 3. Маркетинговые исследования спроса на продукцию инновационной деятельности в региональном разрезе
    • 3. 1. Оценка конъюнктуры и динамики развития российского рынка инноваций
    • 3. 2. Исследование состояния и тенденций инновационного развития ассоциации «Большая Волга»
    • 3. 3. Анализ состояния и тенденций инновационного развития Пензенского региона

Маркетинговое исследование инновационного фактора в экономике регионов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход мировой экономики от экспорта капитала к трансферу технологий сопровождает становление инновационного экономического развития общества. Трансфер технологий предполагает формирование цивилизованных рыночных отношений в сфере обращения инноваций, объектов интеллектуальной собственности, концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического развития общества.

Специфика развития инновационной деятельности в российских условиях заключается в наличии объективных предпосылок формирования инновационной экономики и неспособности экономики, в которой доминировали административные методы, к эффективному освоению научно-технических достижений. Так, в 1986;1990 гг. в СССР ежегодно регистрировалось в среднем 60−70 тыс. изобретений (что сопоставимо с показателями США и Японии) [131, с. 43], но внедрялось лишь 25−30% из них [131, с. 48], тогда как в развитых странах с рыночной экономикой внедрялось 60−80% [52, с.7] изобретений.

По оценкам независимых экспертов, Россия на сегодняшний день обладает одним из лучших научно-технологических потенциалов. Для реализации этого преимущества необходимо развитие рыночных механизмов, дополненных активной государственной политикой и совершенствованием управления инновационным процессом на всех уровнях.

Рост экономической самостоятельности и политической значимости регионов Российской Федерации привели к возрастанию их роли в социально-экономическом развитии общества. В связи с этим, проведение маркетинговых исследований инновационного фактора в экономике регионов для отбора и оценки приоритетных направлений разработки и внедрения инноваций с учетом сложившейся конъюнктуры рынка и территориальной специализации имеет особое значение.

Под инновационным фактором региона в настоящей работе понимается совокупность его инновационного потенциала, информационного, институционального и коммуникационного обеспечения инновационной деятельности.

Информация является ключевым элементом процесса управления. В связи с этим актуальной задачей является разработка маркетингового инструментария исследования рынка инноваций, включающего:

— отбор и подготовку информационных ресурсов по инновациям;

— разработку средств обработки полученных ресурсов;

— разработку инструментов анализа и оценки результатов;

— прогнозирование состояния рынка.

Теория маркетинга и маркетинговых исследований в сфере инновационных процессов значительно разработана как отечественными, так и зарубежными исследователями. Этой теме посвящены публикации по вопросам маркетинга таких отечественных ученых, как: Багиев Г. Л., Голубков Е. П., Гончарова Н. П., Завьялов П., Перерва А. Т., Тарасевич В. М., Титов А. Б. и др. Данная проблема рассмотрена также в трудах ряда зарубежных авторов: Ансофф П., Блэкуэлл Р. Д., Джоббер Д., Дойль П., Друкер П., Кот-лер Ф., Ланкастер Д., Миниард П. У., Энджел Д.Ф.

Исследования инновационных процессов освещены в трудах отечественных ученых: Глазьев С. Ю., Кондратьев Н. Д., Пригожин А. И., Сахал Д., Фонштейн Н. М., Шеко П., Яковец Д. В. и др. и работах зарубежных исследователей: Бидо Ф., Макмиллан Ч., Санто Б., Твисс Б., Шумпетер Дж. и др.

Вместе с тем, глубокая проработка теоретических вопросов не всегда сопровождается практическими рекомендациями по определению перспективных направлений деятельности на рынках инноваций с учетом их региональных особенностей, что определяет актуальность темы диссертации.

Целью диссертационной работы является разработка маркетингового инструментария и методов, развитие теоретических основ проведения маркетинговых исследований рынка инноваций на региональном уровне.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

— создание информационного инструментария для маркетинговых исследований новшеств в виде интегрированной системы, включающей базу данных инноваций;

— разработка новых методов формирования и анализа информационных ресурсов для маркетинговых исследований рынка инноваций;

— создание отраслевых классификаторов инноваций для сегментации рынка;

— формирование пользовательских запросов на языке SQL в рамках разрабатываемой информационной системы;

— проведение маркетинговых исследований структуры спроса на региональных рынках инноваций по сформированным информационным разрезам;

— определение структуры системы коммуникаций на региональном рынке инноваций;

— формирование элементов региональной стратегии отбора инноваций.

Объектом исследования является региональный рынок инноваций.

Предметом исследования являются маркетинговые методы исследования регионального рынка инноваций.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили последние работы российских и зарубежных специалистов в области маркетинга, маркетинговых исследований и инновационной деятельности.

Исследования базируются на вновь созданном информационном инструментарии: информационной системе, включающей базу данных инноваций. Впервые в исследование вовлечены информационные ресурсы, охватывающие более 11 тысяч инноваций.

Основой для проведения анализа явилась методология маркетинговых исследований в инновационной сфере. Опираясь на существующую систему категорий в области маркетинга, был проведен анализ рынка инноваций с использованием множественной сегментации данного рынка.

При проведении исследований в диссертационной работе использовались информационные технологии, статистические методы корреляционного и регрессионного анализа, статистические методы изучения динамических рядов, кластерный анализ.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— обоснован маркетинговый подход к исследованию инновационного фактора на региональном уровне, что способствует концентрации ресурсов регионов на приоритетных направлениях поддержки инноваций;

— разработан новый интегрированный маркетинговый инструментарий для исследований инновационного фактора на региональном уровне, основой которого является база данных инноваций;

— предложены отраслевые классификаторы инноваций, позволяющие сегментировать рынок последних для выявления перспективных направлений развития региона;

— обоснована специфика мониторинга рынка инноваций с позиций институциональных изменений;

— определены состав и схемы коммуникаций с целью формирования приоритетов и элементов региональной стратегии отбора инноваций.

Активизация научно-технических ресурсов способствует выравниванию и повышению инновационного потенциала регионов и позволяет им выйти на траекторию инновационного роста.

Поэтому целью предложенного маркетингового инструментария стали получение и анализ достоверной и представительной информации при проведении маркетинговых исследований инновационного фактора в экономике регионов.

Результаты исследований способствуют формированию региональной инновационной политикипоиску и отбору перспективных технологийопределению состава коммуникаций и используются в работе Правительства и Торгово-промышленной палаты Пензенской области, что подтверждено соответствующими актами внедрения.

Результаты диссертационных исследований использовались в работах по программам Минобразования РФ в области фундаментальных экономических наук, проект № 4 — 60 «Формирование региональной стратегии отбора инноваций» (1999 — 2000) и программам Минобразования РФ в области фундаментальных гуманитарных наук, проект «Исследование инновационного фактора в экономике регионов».

Работа докладывалась и обсуждалась на международных и российских конференциях. Результаты диссертационной работы опубликованы в журнальных статьях и тезисах докладов.

По структуре диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Выводы к главе 3.3:

1) Анализ спроса на лицензии на территории Пензенского региона показал, что, несмотря на высокий уровень развития ВПК на ее территории, и, следовательно, достаточно высокий инновационный потенциал, приватизация и появление отпочковавшихся малых фирм практически не сопровождаются переходом прав на интеллектуальную собственность. Причинами этого являются, прежде всего, невозможность приватизации и продажи объектов стратегического назначения, недоиспользование двойных технологий и низкое внимание к нематериальным активам предприятий.

2) Использованием большей части лицензий на территории Пензенской области занимаются преимущественно организации, зарегистрированные вне данного региона. Среди предприятий Пензенской области с точки зрения их инновационного развития выделяется АООТ «Биосинтез», АООТ «Пензенский арматурный завод», АООТ «Пензенский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Пензхиммаш» и ООО «Пензенская техинформ-компания» .

3) По отраслевой структуре развития рынка инноваций Пензенская области ближе к регионам ассоциации «Большая Волга» (коэффициент корреляции составляет 0,7904). Коэффициент корреляции распределения лицензий по отраслям с распределением лицензий по Российской Федерации ниже и составляет 0,6976.

4) Предприятия Пензенского региона не являются монополистами с точки зрения использования исключительных лицензий на территории Российской Федерации. Лицензиями, используемыми пензенским предприятием на территории России в целом являются неисключительные лицензии на патенты 1 630 043 и 1 635 330 — плазмозамещающие растворыв этой области конкурентом АООТ «Биосинтез» является АООТ «Самсон» .

5) АООТ «Биосинтез» обладает монопольным положением на территории Пензенской области в области использования исключительной лицензии на патент № 1 731 814 — штамм Phodococcus modochrous. Аналогичные лицензии, действующие по месту расположения этих предприятий используют также Пермский завод и АООТ «Нитрон».

154 Заключение.

Необходимость снижения риска и неопределенности инновационной деятельности требует проведения маркетинговых исследованийинформация для их проведения была получена из вновь разработанной информационной системы, включающей базу данных инноваций. Эти сведения обладают высокой достоверностью, так в основе них реальные договоры между покупателями и продавцами инноваций. Такая информационная система является новым удобным и надежным инструментарием, опирающимся на более полные источники информации.

Прогностическое значение этого подхода проявляется в том, что через определенный временной интервал, равный периоду промышленного освоения технологии в конкретной отрасли, инновации будут тиражированы на родственных предприятиях.

Использование информационной системы дает наибольший эффект при выработке стратегических направлений инновационной политики региона. При анализе конкретной научно-технической разработки в рамках отобранного перспективного направления должны использоваться традиционные методы финансового анализа.

Обработка сформированного информационного массива проводилась с помощью построения информационных разрезов по отраслевому и подотраслевому делению инноваций, степени их правовой защищенности, срокам инвестиций, типам хозяйствующих субъектов в статике и динамике в региональном разрезе. По наиболее перспективным инновациям и направлениям инновационной деятельности был проведен более детальный анализ с целью выявления конкурентов, поставщиков и потребителей.

Построенные информационные разрезы и проведенный с их помощью анализ позволили сделать следующие выводы:

— прирост договоров по инновациям составляет более 17% в год;

— увеличивается доля наукоемких отраслей до уровня, характерного для промышленно развитых стран, причем рост в таких отраслях наиболее устойчив, что показал в том числе кризис 1998 г.;

— выявляются наиболее крупные продавцы и покупатели инноваций для возможных контактов с нимив исследуемых отраслях они прежде всего представлены рядом коммерческих фирм и несколькими физическими лицамив области высоких технологий в качестве разработчика лидерами являются ведущие НИИ, сконцентрированные на территории московского региона;

— определяется статус и степень распространенности инноваций в стране и регионахПензенская область при этом заняла 48 место по использованию запатентованных инноваций, однако по использованию инноваций, относящихся к новым технологиям область находится несколько выше прежде всего за счет использования биотехнологий и привлечения инвестиций со стороны центра;

— определяется структурный состав инноваций по отраслям и подотраслям с возможностью дальнейшей детализации;

— наличие указанных данных по годам позволяет выявить закономерность и функцию изменения для той или иной отрасли или региона и построить соответствующие графики;

— полученные результаты запроса из базы данных могут использоваться в качестве одного из критериев при отборе инноваций или создании альтернативных технологий;

Использование информационной системы позволяет проводить мониторинг рынка инноваций с позиций институциональных изменений. Так, наибольший всплеск инновационной активности наблюдается при изменении форм собственности или продаже (приватизации) предприятий. Несмотря на повышение внимания к малым инновационным фирмам, анализ объективной информации показывает, что основная масса инноваций передается в процессе укрупнения предприятий.

Анализ с этой точки зрения Пензенской области показал, что, несмотря на высокий уровень развития ВПК на ее территории, и, следовательно, достаточно высокий инновационный потенциал, приватизация и появление отпочковавшихся малых фирм практически не сопровождаются переходом прав на интеллектуальную собственность. Причинами этого являются, прежде всего, невозможность приватизации и продажи объектов стратегического назначения, недоиспользование двойных технологий и низкое внимание к нематериальным активам предприятий.

Таким образом, в результате диссертационного исследования выявлены несбалансированность спроса и предложения и отсутствие налаженной системы коммуникаций рынка инноваций и разработаны научно-методические подходы, способствующие решению основных проблем, препятствующих интенсификации инновационной деятельности.

1) Создана интегрированная система для проведения маркетинговых исследований инновационного фактора экономики регионов, обеспечивающая маркетинговой информацией для принятия решений в области взаимодействия субъектов рынка.

2) Разработаны классификаторы инноваций для выявления стратегических перспектив региона при проведении инновационной деятельности в конкретных подотраслях.

3) Выявлены подотрасли, оказывающие наиболее значительное воздействие на социально-экономическое развитие региона.

4) Определены методы анализа конъюнктуры, диагностики конкурентной среды и прогнозирования спроса, создающие предпосылки для определения конкурентных преимуществ и выработки стратегий деятельности субъектов на исследуемом рынке.

5) Сформированы методы выявления лидирующих регионов и организаций в области внедрения инноваций на заданном сегменте рынка по географическому, отраслевому и ситуационному критериям, что создает предпосылки для поиска перспективных партнеров и заимствования успешных стратегий деятельности.

8) Выявлена специфика мониторинга институциональных изменений, что способствует отслеживанию динамики экономического развития субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, и создает возможности для оценки инновационной инфраструктуры, стратегии и целей работы организации в сравнении с лидерами рынка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Концепция государственной политики Российской Федерации на 2001−2005 годы, Москва 2000// Инноватика. — 2000. — № 3−4. — С. 4 — 7.
  2. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998−2000 годы: Постановление Правительства Российской Федерации № 832 от 24.07.1998 г.
  3. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г.
  4. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г.
  5. О статусе наукограда Российской Федерации: Федеральный закон РФ № 70-ФЗ от 7 апреля 1999 года.
  6. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон РФ № 39-Ф3 от 25 февраля 1999 г.
  7. Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике. Проект Федерального Закона// Инноватика. 2001. — № 56. — С. 4 — 7.
  8. Об использовании результатов научно-технической деятельности: Постановление Правительства РФ № 982 от 2 сентября 1999 г.
  9. Патентный закон Российской Федерации № 3517−1 от 23 сентября 1992 года// Российская газета. 1992. 14 октября.
  10. Bidault F. Technology Principles to Strategy. N.Y. — 1989.
  11. Collete H. Assessing technology values./ Les Nouvelles. № 2, 1989.-p. 88−92.
  12. Grossi G. Promoting Innovation in a Big Business // Long Range Planning, Vol. 23. № 1. 1990.
  13. Licensing Handbook. By Worth Wade/Advence Hause Publishers-USA.-1965.
  14. Mort J. Science, technology and innovation: an evolutionary perspective // Intern, j. of technology management. Geneva, Vol. 9, № 1. — 1994.
  15. Padmamabhan V., Souder Wm. E. A Brownian motion model for technology transfer: application to a machine maintenance expert system// J. of product innovation management. N.Y., Vol. 11, № 2 — 1994.
  16. The Encyclopedia of Patent practice and invention management. Edited by Robert Calvert. Reinhold: New York. 1965.
  17. И., Марченко Г., Мачульская О. Активная инновационная политика приоритетный путь развития экономики региона // Инновации. — 2001. — № 3. — С. 28 — 31.
  18. Г. Л. Конкуренция: Анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  19. С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики: Учебник. -М.: ЮНИТИ, 1998.
  20. Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр. / Дайн А., Буркель Ф., Ланкар Р. и др. / Науч. ред. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993.
  21. О.В. К вопросу о моделировании инновационного процесса // МГТУ «СТАНКИН», 2000.
  22. И. Стратегическое управление: Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989.
  23. В.М. Инновационная стратегия фирмы. М., 1995.
  24. В.М. Маркетинг нововведений. М.: РЭА им. Плеханова, 1994.
  25. И.А., Багиев Е. Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
  26. Н.В., Багиев Г. Л., Лейдиг Г. Конкуренция и инструментарий эффективного предпринимательства. // Под ред. Багиева Г. Л.-СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  27. Р.Д., Кокс Д. Ф., Браун Р. В. информация и риск в маркетинге: Пер. с англ. -М.: Финстатинформ, 1993.
  28. К.А., Бендиков М. А. Некоторые подходы к со-^ вершенствованию механизма управления технологическим развитием //
  29. Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 1. — С. 23 — 26.
  30. Д.И., Ходяченко В. Д. Практический маркетинг. Вып.2. Поймем наш бизнес: как сегментировать рынок и изучать потребителя. -JL: Аквилон, 1991.
  31. Ф.Ф., Титова М. Н., Петрович А. В. Особенности формирований инновационной политики в текстильной промышленности Санкт-Петербурга // Инновации. 2000. — № 5−6. — С. 56 — 58.
  32. Ъ 31. Бездудный Ф. Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. 1998. — № 2−3. — С. 43−48.
  33. В.З., Сластников А. Д. Модель оптимального инвестирования проекта новой технологии // Экономика и математические методы. 1997. — № 3. — с. 12 — 15.
  34. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.
  35. И.К. Теория маркетингового исследования: проблемы создания учебного курса// Проблемы статистического анализа рыночных процессов. М., 1993.
  36. А. И. Стратегическое управление научно-техническим прогрессом на предприятии. М., 1991.
  37. Борщ-Компанеец Н. Договорные отношения при передаче прав на использование ОИС// Финансовая газета. Региональный выпуск. 1996. — № 44. -с. 6−1.
  38. А.А. Макромаркетинг дает ориентиры инвестиционной политике // Российский экономический журнал 1996. — № 11 — 12. — с. 62 — 75.
  39. А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. М.: Экономика, 1997.
  40. JI.A. Экономический эффект и управление НИОКР. М., 1992.
  41. Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. -М.: Экономика. 1989.
  42. Г. В., Поманский А. Б. Анализ связи технологической эффективности и рыночной капитализации компаний // Экономика и математические методы. 2000. — № 2. — с. 43 — 46.
  43. Д., Кун Р.Л. Влияние творчества. Как менеджеры могутvyзапускать и поддерживать инновации. Харперс Роу, Нью-Йорк, 1989.
  44. Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. -1997.-№ 9. -с. 21−23.
  45. Гипертекстовые технологии и базы данных // Под ред. Акеева С.Р.-М., 2000.
  46. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: «Влад-Дар», 1993.
  47. С.Ю. Проблемы прогнозирования макроэкономической динамики // Экономика и математические методы, № 3. 1999.
  48. С.Ю. Технологические сдвиги в экономике России // Экономика и математические методы, № 2. 1997.
  49. О.Г. Микро- и макроэкономическое моделирование воздействий эндогенного научно-технического прогресса на экономический рост // Экономика и математические методы, № 2. 1998.
  50. Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998.
  51. Е.П. Основы маркетинга. Учебник. — М.: Финпресс, 1999.
  52. Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг. Выбор лучшего решения М.: Экономика, 1993.
  53. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. М.: МП «Сувенир», 1993.
  54. Н.Н., Перерва Ю. И. Маркетинг инновационных процессов. М., 2000.
  55. В.И., Кульбака Н. Э., Рюмина Е. В. Опыт социо-эколого-экономического моделирования развития региона // Экономика и математические методы, Том 35, № 3. 1999.
  56. А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики. М., 1996.
  57. Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект). М.: ИНФРА-М, 1997.
  58. П. Бином С. Управление маркетингом. М., 1998.
  59. Е., Хёршген X. Практический маркетинг. М.: Высшая школа. — 1995.
  60. Длинные волны: научно-технический прогресс и социальное развитие / С. Ю. Глазьев, Г. И. Микерин, П. Н. Тесля и др. Новосибирск: Наук, 1991.
  61. П. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского СПб: Издательство «Питер», 1999. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  62. П. Рынок: как выйти в лидеры — М.: Прогресс, 1992.
  63. В.Н. Российский рынок лицензий: проблемы становления // Патенты и лицензии. 1995. — № 5. — С. 1−4.
  64. В.Н. Экспорт лицензий: проблемы государственного регулирования // Патенты и лицензии. 1996. — № 3. — С.1−5.
  65. .И. Инвестиционный комплекс и ускорение научно-технического прогресса (методология регионального анализа). М., 1999.
  66. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. — 416 с.
  67. В.А., Корнейчук А. А. Технология модельных экономических экспериментов // Экономика и математические методы, Том 33, № 3.-1997.
  68. П. Н., Ипатов А. А., Кулагин А. С. Инновационная деятельность в условиях рынка. СПб.: Наука, 1994.
  69. В.А. Принципы организации и структура инновационного процесса для предприятий строительной индустрии // Инновации. -1999. -№ 7 8. — С. 23−27.
  70. Н. Ценообразование в практике международного обмена.// Интеллектуальная собственность, № 1−2, 1996 г., стр. 8−15.
  71. Н.И. Сколько стоит технология? // Патенты и лицензии. 1994. — № 7−8. — С.4−7.
  72. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. -М.: Дело, 1993.
  73. С.Д. Спрос: анализ и управление. М.: Финансы и статистика, 1997.
  74. Инновационный менеджмент. Учебник// Под ред. С. Д. Ильенковой, М.: Юнити, 1997 г.
  75. Как рассчитать цену лицензии. МП «ДжИПЛА лимитед». М:.-1992.
  76. Е.Н. Теория и практика маркетинга в США. М.: Экономика, 1984.
  77. С.И. Передача технологии в развивающемся мире. Контракт и его условия. // Патенты и лицензии. № 9−10, 1995 г. с. 76−80.
  78. B.C. Оценка динамики затрат на науку // Экономика и математические методы. Том 35, № 4. 1999.
  79. Г. Д. Инновационные коммуникации: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 288 с.
  80. Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.
  81. М.М. Инновационный менеджмент. Минск: БГЭУ, 1997.
  82. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1984.
  83. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.
  84. А.В. Статистическая методология матричного метода стратегического планирования продукта // Маркетинг. 2001. — № 3. — С. 117−122.
  85. Ю.В. Эффективность корпоративной структуры, реализующей инновации // Экономика и математические методы, Том 37, № 3.-2001.
  86. Ф. Маркетинг, менеджмент: анализ, планирование, контроль: Сокр. пер. с англ. -М.: Экономика, 1980.
  87. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
  88. П.А. и др. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.
  89. В.Ф., Ягудин С. Ю. Особенности оценки эффективности создания и освоения новой техники в шинной промышленности. М.: ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ, 1991.
  90. А. Г. Системный анализ научно-технических нововведений. М.: Наука. — 1991.
  91. Кулакин Г. К Инновационная деятельность и проблемы технологического развития экономики // Проблемы прогнозирования. № 5. — 1993.
  92. A.M. Определение цены лицензии // Патентно-лицензионная работа. № 2. — 1984. — С. 10−18.
  93. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. М. Г. Назарова. М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  94. A.M. Региональный маркетинг: вопросы теории, методологии и практики: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра экон. наук. -Кемеровский ГУ, 1994.
  95. Ламберн Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер с фр. СПб.: Наука, 1996.
  96. Д., Джоббер Д. Продажа и управление сбытом / Пер. с англ. Л. В. Измайловой Мн.: Амалфея, 1999. — 384 с.
  97. В.Н. Оптимизация при перспективном планировании и проектировании. М., 1984.
  98. И. Развитие идей Н.Д. Кондратьева в теориях длинных волн нововведений // Вопросы экономики. 1992. — № 3.
  99. МНТС: Состояние и проблемы. Стратегия и предложения (доклад на семинаре INTAS, Брюссель, 8−9.09.94).
  100. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др. Под ред. А. Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 1995.
  101. Маркетинг: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2001.
  102. Л.Н. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 5.
  103. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
  104. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона. М.: Наука, 2001.
  105. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. т. 1 и 2. — М.: Внешторгиз-дат, 1993.
  106. Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического роста: Научное издание. М.: Изд-во Рос. ЭА, 1997.
  107. Ю.П. Управление технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1995.
  108. Г. А. Практический маркетинг в регионе. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2000.
  109. Г. А. Система маркетинга. Н. Новгород, Волго-Вятское книжное изд-во, 1992.
  110. Г. А. Управление регионом: маркетинговый подход. Н. Новгород, изд-во ВВАГС, 1999.
  111. Ш. Мухопад В. И. Лицензионная торговля: маркетинг, ценообразование, управление. М.: ВНИИПИ, 1997.
  112. В.И. Становление российского рынка лицензий // Патенты и лицензии. 1994. — № 12. — С.1−5.
  113. В.И., Попов Ю. И. Лицензионные стратегии на российском рынке // Патенты и лицензии. 1995. — № 10. — С.1−3.
  114. С. В. Маркетинг и статистические исследования мелкооптового рынка электротехнических промышленных товаров: Дис. канд. экон. наук. М., 1996.
  115. Наука России в цифрах: 1997: Краткий стат. сб. М.: ЦИСН, 1997.
  116. Научно-технический уровень отрасли: методы оценки, измерения, анализа. Аналитический обзор. М.: ВНТИЦентр, 1990.
  117. Н.Д. Николаева. Инновации: прибыль и риск в деятельности предприятия //Инновации. № 1 2, 2001.
  118. О.В. Анализ условий лицензионного соглашения при коммерциализации интеллектуальной собственности. // Аудиторские ведомости. 1998. — № 10. — С. 20−25.
  119. О.В. Метод расчета ставки роялти при определении цены лицензии. // Проблемы интеллектуальной собственности 1998.5. С. 23−28.
  120. О.В. Оформление, оценка и учет интеллектуальной собственности в нематериальных активах. // Аудиторские ведомости.1998.-№ 6.-С. 28−46.
  121. О.В. Оценка интеллектуальной собственности. // Проблемы интеллектуальной собственности. 1998. — № 4. — С. 12−19.
  122. О.В. Расчет ставки роялти. // Патенты и лицензии. № 9.-С.27−30.
  123. О.В. Финансовый анализ условий лицензионного соглашения при коммерциализации интеллектуальной собственности. // Проблемы интеллектуальной собственности. 1998. — № 7. — С. 58−62.
  124. А.П. Территориальный маркетинг. // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. — № 11,12.
  125. С.Б., Петров А. И. Малые научно-технические фирмы (зарубежный и отечественный опыт). -М.: Знание, 1990.
  126. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
  127. Приволжье-2001: Промышленно-экономический справочник-каталог Приволжского Федерального округа РФ. Нижний Новгород: ООО «информационный центр «Приволжье», 2001.
  128. А.И. Нововведения: стимулы и перспективы (социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат. 1989.
  129. Продвижение технологического продукта на рынок. Под ред. Н. М. Фонштейн, М., АНХ, Центр коммерциализации технологий, — 1998.
  130. К.Ф., Запаснюк А. С. Эффективность научно-исследовательских разработок в машиностроении. М., 1986.
  131. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М., Экономика, 1999.
  132. Инновационность хозяйственных систем / В. И. Кушлин, А. Н. Фоломьев. М., 2000.
  133. Регионы. Справочные сведения о субъектах Российской Федерации. М., 1999.
  134. А.Г. Совместное предпринимательство: инвестирование капитала и технологии. / /Патентное дело. № 8, 1995. — стр. 34−39.
  135. . Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. -М.: Прогресс, 1990.
  136. Д. Технический прогресс: концепции, модели, оценки. -М.: Финансы и статистика, 1985.
  137. В.А. Основы инновационного предпринимательства. -Ульяновск, 1998.
  138. Системное прогнозирование мировых товарных рынков // БИ-КИ, прил. М., 1984.
  139. Статистика инноваций: первые результаты и ближайшие перспективы// Вопросы статистики 1996, № 3, С. 9.
  140. О.Б., Егорова М. В., Иванова JI.B. Применение факторного анализа к разработке региональной инновационной политике // Инновации. 1999. — № 7 — 8. — С. 28 — 30.
  141. Э.Ф. Основные принципы определения цены лицензии./ Патенты и лицензии. № 8, 1991. — с. 25−30.
  142. . Управление научно-техническими нововведениями. -М.: Экономика, 1989.
  143. А.И. Математическое моделирование конкуренции в сфере НИОКР (обзор) // Экономика и математические методы, Том 35, № 1.- 1999.
  144. А.Б. Маркетинг и управление инновациями. СПб: Питер, 2001. — 240 е.: ил.
  145. А.Б. Анализ и принципы построения коммуникативных сетей в маркетинге : Дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. Наук. СПб, 1993.
  146. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. Под ред. Н. М. Фонштейн, М. — АНХ: Центр коммерциализации технологий,-1999.
  147. В.А. Управление исследованиями, разработками и внедрением новой техники. М., 1987.
  148. Р. Фактор обновления. Пер. с англ. Академия народного хозяйства при правительстве РФ. М.: Дело, ЛТД, 1995.
  149. В.М., Шайдеров Е. М. В рамках международных соглашений // Патенты и лицензии. 1994. — № 1−2. — С. 1−5.
  150. Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 2-е изд., М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000.
  151. Т.С. Эффективность обновления техники. М., 1990.
  152. В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по иследованию рынка. М., 2000.
  153. М. Инновации на предприятиях и их внедрение. — М.: Луч, 1992.
  154. А.Н. Государственный организационно-экономический механизм научно-технических нововведений. СПб.: СПбГИЭА, 1997.
  155. И.В. Дисциплины инновационного рынка: формирование и эффективность. М.: Луч., 1995.
  156. В.И. Международная торговля лицензиями // Патентное дело. 1995. — № 3. — С.49−51.
  157. Е.М. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика, 1978.
  158. Р.И. Регион: экономические методы управления. М., 1999.
  159. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  160. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
  161. Экономика внешних связей России. Учебник для предпринимателя // Под ред. А. С. Булатова. М., 1995.
  162. Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства) // Под ред. В. Д. Камаева. М., 1993.
  163. Экономика и статистика фирм. Под ред. проф. С. Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 1996.
  164. Д.Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей СПб: Питер Ком, 1999. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  165. О.У. Промышленный маркетинг: теория и практика. -СПб., 1998.
  166. С.Ю. «Малые фирмы инновационной деятельности первичных организаций ВОИР/Теория и практика изобретательства и рационализации и патентно-лицензионной работы. М.: Российский Дом знаний, 1991.
  167. Ю. Инновационное инвестирование: новые подходы// Экономист. 1995, № 4.
  168. Ю.В. Ускорение НТП: Теория и экономический механизм.-М., 1988.
  169. Ю.В. Циклы, кризисы, прогнозы. М., 1999.171. «Японское чудо» и советская экономическая реформа. М.: НИЦ «Шелковый путь», 1991.
Заполнить форму текущей работой