Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Региональные особенности системы поддержки развития малого предпринимательства: на примере российских нефтедобывающих регионов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации обосновано, что актуализация поддержки малых и средних предприятий в нефтегазовом секторе российской экономики обусловлена социально — экономическими, технологическими, а также институциональными предпосылки, к которым следует отнести: трансформацию отношений собственности, возникновение новых организационно-правовых форм и субъектов предпринимательства в сфере нефтедобычинизкий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Малое предпринимательство в экономике региона
    • 1. 1. Функциональное содержание и типы малого предпринимательства в региональной экономике
    • 1. 2. Структура государственной системы поддержки малого предпринимательства и ее региональные особенности
    • 1. 3. Характеристика малого производства в нефтедобывающих регионах
  • Глава 2. Методические аспекты государственного регулирования малого предпринимательства в регионах
    • 2. 1. Экономические критерии определения малого нефтедобывающего предприятия и условия получения государственной поддержки
    • 2. 2. Региональные программы поддержки малого предпринимательства: цели, формы реализации и результаты
    • 2. 3. Анализ эффективности региональных программ развития малого предпринимательства
  • Глава 3. Направления развития системы поддержки малого предпринимательства в российских нефтедобывающих регионах
    • 3. 1. Перспективные источники финансирования программ поддержки малого предпринимательства в регионе
    • 3. 2. Основные направления государственной стратегии поддержки малого инновационного предпринимательства в нефтедобывающих регионах

Региональные особенности системы поддержки развития малого предпринимательства: на примере российских нефтедобывающих регионов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Региональная система поддержки малого предпринимательства является важным условием повышения хозяйственной эффективности и конкурентоспособности, как сферы малого бизнеса, так и региональной экономической системы в целом. Малое предпринимательство оптимизирует структуру экономики регионов, способствует рациональному использованию природных богатств и человеческого капитала, выступает авангардом освоения труднодоступных территориальных производственных зон. В этой связи особое значение приобретает стимулирование развития малого предпринимательства в условиях нефтедобывающих регионов, которые занимают особое положение в хозяйственном комплексе России как источник профицита платежного баланса и государственного бюджета. Функционирование и развитие малых нефтяных компаний определяет демонополизацию российского рынка углеводородов и снижение цен на продукты их переработки. При этом малое предпринимательство устойчиво демонстрирует наращивание добычи, возрастание масштабов инновационного производства. Не случайно нефтяные вертикальные холдинги заинтересованы во взаимодействии с малыми предприятиями, которые дорабатывают истощенные месторождения, осваивают трудноизвлекаемые запасы, вводят в строй нерентабельные скважины, помогают испытывать инновационные технологии добычи и переработки сырья. В результате количество простаивающих скважин у малого и среднего бизнеса в 2,5 раза меньше, чем у крупных вертикально интегрированных компаний.

Возрастание роли и значения малого предпринимательства в условиях российских нефтедобывающих регионов в существенной мере определяется прогрессом в развитии системы его поддержки на региональном уровне: определены цели и задачи регионального уровня государственной поддержки малого предпринимательства;

— получили распространение прогрессивные технологии финансирования малого бизнеса;

— сформирована региональная сеть инфраструктурных организаций по предоставлению малым предприятиям образовательных, информационных, консультационных и финансовых услуг;

— происходит освоение новых видов деятельности, расширение присутствия субъектов малого предпринимательства во всех регионах страны.

При существенных изменениях в условиях функционирования малого бизнеса, как показывает анализ социально-экономических результатов выполнения региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства, все еще не решены многие проблемы выбора и использования оптимальных механизмов, принципов и инструментов регулирования сферы малого предпринимательства на региональном уровне. Вместе с тем, в российской экономической науке недостаточно разработано системное обоснование факторов и закономерностей развития малого предпринимательства в условиях нефтедобывающих регионов, отсутствует методическое обеспечение оценки результатов воздействия на это развитие системы государственной поддержки.

В связи с этим актуальной задачей является исследование особенностей региональной поддержки малого предпринимательства в условиях нефтедобывающего сектора российской экономики, разработка эффективной государственной стратегии реализации этой поддержки, направленной на распространение и освоение инноваций в области нефтедобывающего производства.

Степень изученности проблемы. Исследованию проблемы становления и развития малого предпринимательства посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых: В. Буева, А. Виленского, П. Друкера, А. Година, В. Горфинкеля, Г. Клейнера, Ф. Котлера, М. Лапусты, Р. Новрузова, А. Сидоровича, Й. Шумпетера и других ученых.

Анализ различных аспектов государственной системы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне содержится в работах отечественных экономистов: Т. Афанасьева, Г. Господарчука, А. Гранберга, О. Кузнецовой, О. Пчелинцева, С. Рябовой, Б. Ясина и других авторов.

Проблемы развития малого инновационного производства во взаимосвязи со становлением национальной инновационной системы рассматриваются в работах В. Аперьяна, В. Дуженкова, А. Дынкина, А. Егоршина, Б. Кузыка, Ю. Яковца.

Выявлению особенностей малого предпринимательства в условиях нефтегазового сектора российской экономики способствовали исследования Г. Авалишвили, А. Боксермана, В. Крюкова, А. Перчика, К. Трубецкого, Ю. Шафраника, В.Шмата.

Вместе с тем, большинство исследований уделяют внимание анализу общих, концептуальных основ формирования и развития системы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне. При этом недостаточно исследованы особенности регулирования малого предпринимательства в условиях регионов с характерной отраслевой направленностью, не полностью раскрыты противоречия этого процесса, возможности взаимодействии форм малого и крупного бизнеса.

Теоретическая и практическая важность проблемы, недостаточная степень ее разработанности в экономической науке обусловили выбор темы диссертационного исследования, постановку его целей и задач.

Целью исследования является разработка стратегии системной поддержки развития малого предпринимательства в условиях нефтедобывающих регионов.

Для ее достижения были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:

— исследовать теории малого предпринимательства и на этой основе определить региональные особенности развития малого бизнеса в российских условиях;

— определить функциональное содержание, выявить типы малого предпринимательства и предложить направления совершенствования государственной системы поддержки малого предпринимательства в регионе с учетом представленной типологии;

— раскрыть структуру и инфраструктуру системной поддержки малого предпринимательства в регионе, определив принципы ее функционирования, а также содержание основных системных элементов;

— обобщить и дополнить характеристику современного малого производства в нефтедобывающих регионах;

— разработать методический подход к анализу эффективности государственной системы поддержки в условиях российских регионов;

— определить роль региональных программ в системной поддержке малого предпринимательства;

— вывить перспективные источники финансирования в рамках системной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне;

— обосновать основные направления стратегии развития системы поддержки и взаимодействия государства и малого предпринимательства в интересах нефтедобывающих регионов.

Объектом исследования выступают субъекты малого предпринимательства, функционирующие в нефтедобывающих регионах.

Предметом исследования являются организационно-экономические и институциональные аспекты государственной системы поддержки малого предпринимательства с учетом их региональных особенностей.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам регионального экономического развития и роли в нем малого предпринимательства. В диссертации использованы различные методы и приемы системного, статистического и сравнительного экономического анализа, методы научной классификации предметов и явлений.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, документы Государственной Думы РФ и Правительства РФ, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики, статистическая отчетность по экономическому развитию регионов России: Республики Татарстан, Республики Коми, Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), Саратовской и Самарской областей, а также собственные расчеты автора.

В результате решения поставленных задач и проведенных при этом исследований были разработаны основные теоретические положения и сформулированы рекомендации, совокупность которых определяет научную новизну исследования:

— определено значение функционального содержания малого предпринимательства для развития экономической системы нефтедобывающих регионов;

— предложен авторский подход к оценке результатов поддержки малых предприятий с выраженной отраслевой специализацией на примере нефтедобывающих регионов, в основе которого оценка институциональной, социальной и экономической составляющих эффективности государственного воздействия на малое предпринимательство;

— разработаны критерии определения малого нефтедобывающего предприятия, использование которых направлено на повышение эффективности федерального и регионального уровней поддержки;

— обоснованы предложения по стратегии развития системы поддержки малого предпринимательства в нефтедобывающих регионах с учетом инновационной составляющей.

Практическая значимость исследования. Применение рекомендаций диссертационного исследования позволит субъектам поддержки малого предпринимательства обеспечить повышение эффективности функционирования этой системы в нефтедобывающих регионах. Основные положения и выводы работы могут быть использованы для дальнейшего научного анализа, а также стимулирования развития малого предпринимательства в экономике регионов России.

Апробация основных результатов исследования. Результаты исследования апробированы в ходе практической деятельности автора, докладывались и обсуждались на методологических семинарах кафедры экономики и управления Московского гуманитарного института имени Е. Р. Дашковой, на научно-практических конференциях «Международные Дашковские чтения» МГИ им. Е. Р. Дашковой, в Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России: «Конкурентоспособность России в мировой экономике» (2007г.), «Инновационный подход к системе образования в условиях присоединения России к ВТО» (2008г.). Различные аспекты исследуемой проблемы изложены в статьях автора, опубликованных в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, сборниках научных трудов. Всего по теме диссертации опубликовано семь работ общим объемом 3,7 п.л.

Результаты исследования, а также содержащиеся в нем выводы и рекомендации, создают основу для практической реализации качественно нового состояния государственной системы поддержки малых предприятий в условиях российских нефтедобывающих регионов, актуализирует необходимость реализации взаимодействия административного и разнообразных направлений коммерческого регулирования со стороны бизнес-сообщества.

Заключение

.

Эффективное функционирование современной региональной экономической системы предполагает реализацию функционального содержания такого ее элемента как малое предпринимательство, без развития которого невозможна модернизация экономики региона, диверсификация его производства, преодоление тенденций монополизма и экспортной мононаправленности. Вместе с тем, усиление реального влияния малого предпринимательства на социально-экономическое развитие регионов предполагает его переход в качественно новое состояние, что проявляется в использовании предпринимательского опыта малого бизнеса во все более капиталоемких и инновационных формах производства.

Проведенное исследование показывает, что в основе этого переходастратегический подход государства к осуществлению системной поддержки малого предпринимательства в регионах, расширение спектра используемых принципов, инструментов и механизмов. В существенной мере новизна этого подхода состоит в том, что государство не столько берет на себя финансовые затраты для поддержки малого бизнеса в регионах, сколько решает задачи развития условий и стимулов для финансирования инвестиций в производство с учетом экономических и институциональных возможностей территорий.

Актуальность такого подхода возрастает в условиях российских нефтедобывающих регионов, эффективность которых во многом определяет социально-экономическое развитие страны, оказывает влияние на динамику бюджетных доходов, совершенствование национальной инфраструктуры, занятость и доходы населения.

В диссертации обосновано, что актуализация поддержки малых и средних предприятий в нефтегазовом секторе российской экономики обусловлена социально — экономическими, технологическими, а также институциональными предпосылки, к которым следует отнести: трансформацию отношений собственности, возникновение новых организационно-правовых форм и субъектов предпринимательства в сфере нефтедобычинизкий уровень извлечения нефти и ухудшение горногеологических условий добычи углеводородовувеличение доли малодебитных месторождений, рост удельного веса трудно извлекаемых запасов нефтивозрастающая потребность в рациональном использовании ресурсного потенциала, не востребованного крупными корпорациями, в более полном их извлечениинаконец, в необходимости повышения уровня инновационной активности в нефтедобывающей отрасли.

Использование функциональных особенностей малого производства становится все более востребованным, так как малые предприятия добывают втрое больше нефти в расчете на одного рабочего, чем крупные компании, а их доля в общероссийской добыче за 5 лет увеличилась с 4,5 до 10 процентов.

Преимущества и специфика малого предпринимательства в диссертации раскрыты на основе анализа содержания двух групп предпринимательских функций (реагирования и преобразования), реализация которых обеспечивает усиление его реального влияния на социально-экономическое развитие регионов. Для стимулирования реализации предпринимательских функций малого бизнеса путем государственной поддержки в работе предложена типология малых предприятий, а также определены основные направления помощи, оказываемой как на федеральном, так и региональном уровнях с учетом специализации регионов.

Анализ структурных элементов системы поддержки малого бизнеса позволил выявить некоторые особенности и противоречия этого процесса. Позитивные тенденции, характеризующие ее развитие (усиление роли и значения государственного воздействия, увеличение количества многообразных видов, форм, механизмов и инфраструктурных элементов) сопровождаются недостаточным уровнем эффективности многих элементов системы, взаимосвязи в реализации их воздействия на функционирование и развитие малого предпринимательства, что приводит к распылению средств, дублированию функций, отсутствию контроля результатов оказываемой поддержки. К числу характерных проблем следует отнести также неравномерность распределения основных видов бюджетной поддержки и организации инфраструктуры на региональном уровне. Так, частичное погашение из средств регионального бюджета процентов по коммерческим кредитам, предоставленным для реализации инвестиционных проектов, используют 70 регионов, налоговые льготы — 66, фонды муниципального развития созданы в 28 регионах, а льготы по арендной плате за землю существуют только в 8 регионах.

Проведенное диссертационное исследование позволило обосновать критерии выделения малого предприятия среди различных форм добывающих компаний, что создает основу для укрепления тенденции формирования адресной и эффективной поддержки государством малого бизнеса в условиях нефтедобывающих регионов России.

Повышению эффективности поддержки и развитию малого предпринимательства в сфере нефтяного бизнеса будет способствовать выявление следующих критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности в нефтедобыче к малым независимым нефтедобывающим компаниям:

— государственная регистрация на территории Российской Федерации;

— отсутствие собственного нефтеперерабатывающего производства;

— суммарный объем извлекаемых запасов нефти и стабильного газового конденсата — менее 2 т/сут;

— объем добычи нефти и стабильного газового конденсата не более 1 млн. тонн в год;

— участие в одной группе лиц с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, в составе которых имеются нефтеперерабатывающие и/или нефтехимические производства, по объемам переработки не превышающие 1 млн. тонн нефти и стабильного газового конденсата в год.

Логика обоснования критериев выделения малого предприятия в нефтедобывающем секторе находит свое развитие в установлении и учете особенностей системы финансовой поддержки малого предпринимательства в нефтедобывающих регионах. В качестве перспективного способа финансирования развития малого предпринимательства выступают специальные нефтяные фонды территорий, которые направляют нефтяные доходы в долговременные вложения, что способно создать дополнительный ресурс и увеличить финансовые возможности нефтедобывающих регионов. Перспективным способом финансирования малого предпринимательства в рассматриваемых регионах является заложенный в региональных программах принцип софинансирования проектов, а также конкурсная основа распределения бюджетных средств, поскольку она позволяет отбирать те регионы, которые уже доказали состоятельность своих собственных институтов поддержки малого предпринимательства.

Диссертационное исследование позволило показать, что проводимый анализ региональных программ концентрируется в основном на количественной оценке механизмов и компонентов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, ресурсных, организационных и законодательных ограничениях этого процесса. При этом в недостаточной мере реализуется возможность оценить влияние государственного регулирования на процесс саморазвития малого бизнеса, его способность эффективно реализовать свои предпринимательские функции.

Обработка данных региональных программ в нефтедобывающих регионах, а именно, Республика Коми, Татарстан, Самарская, Саратовская область и Ханты-Мансийский автономный округ, а также использование данных федеральной статистики позволили, с одной стороны, оценить результативность мер государственной поддержки малого предпринимательства в этих регионах. С другой стороны, предложить новый методический подход к анализу социальной, институциональной, а также экономической эффективности действующих программ поддержки.

Проведенное исследование позволяет обосновать необходимость поиска и реализации новых направлений стратегического подхода государства к осуществлению системной поддержки малого предпринимательства в российских нефтедобывающих регионах.

Взаимосвязанный комплекс мер по развитию системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в нефтедобывающих регионах включает следующие направления:

— разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения, механизмов стимулирования инновационной деятельности нефтяных компаний, внедрения новейших разработок и защиты патентообладателей;

— создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности на основе согласованного участия государства, ведущих нефтяных корпораций, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, а также общественных организаций на федеральном и региональном уровнях;

— финансирование развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, занятого в инновационном процессе, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы и патентного оформления изобретений, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров;

— целевое финансирование развития малого и среднего инновационного бизнеса, в т. ч. в форме дочерних структур существующих компаний, путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций, оказания им и государственной и корпоративной поддержки на начальном этапе деятельности;

— совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ развития малого бизнеса;

— выявление строгих критериев отнесения предприятий к малому инновационному предпринимательству для целей получения государственной поддержки как условие эффективного контроля расходования как федеральных и региональных бюджетных средств, так и всех возможных источников финансирования программ поддержки, а также их достигнутых результатов;

— выделение в федеральных программах поддержки малого предпринимательства и, особенно, в разделе финансирования регионального аспекта развития малого инновационного предпринимательства;

— оценка возможностей регионов нефтедобычи как инициаторов инноваций с учетом разграничения способов поддержки для регионов инициаторов инноваций, регионов внедрения инноваций на своей территории, регионов, экспортирующих инновации в другие регионы, регионов, способных в основном импортировать технологии, как условия рационализации производственных и транзакционных затрат.

Наряду с этим в очередной программе по поддержке малого предпринимательства предложено уделять внимание дифференциации поддержки малого предпринимательства с учетом следующей классификации малых инновационных предприятий.

1. Экспортно-ориентированные малые инновационные предприятия в регионах, способных генерировать идеи, имеющих развитую научную базу и квалифицированный кадровый состав.

2. Малые инновационные предприятия регионов, имеющих развитую научную инфраструктуру фундаментальных исследований, для выполнения экспериментальных исследований с целью выявления возможностей прикладного использования получаемых результатов. В этих регионах необходимо стимулирование малых предпринимательских структур при высших учебных заведениях, способных обеспечить работой выпускников и студентов.

3. Импортоориентированные малые инновационные предприятия, которые способны отбирать и внедрять произведенные и зарегистрированные патенты, как за рубежом, так и в других регионах России применительно к конкретным потребностям регионов присутствия.

4. Внедренческие малые предприятия, ориентированные на коммерциализацию результатов инновационных разработок, произведенных в регионе.

Таким образом, в результате осуществления предложенного стратегического подхода, региональная составляющая поддержки малого предпринимательства становится эффективным элементом общенациональной системы поддержки малого бизнеса, а также обеспечивает ее взаимосвязь по приоритетам, финансированию и инструментам реализации с национальной инновационной системой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07. 1998 г. № 146 -ФЗ, часть вторая от 5.08.2000г. № 117- ФЗ.
  2. Федеральный Закон «О недрах» от 21.02.1992 г.№ 2395−1-ФЗ (с изменениями 1.12.2007г.).
  3. Федеральный Закон «О соглашении о разделе продукции» от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ (с изменениями 29.12.2004 г.).
  4. Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», от 14.06.95 г. N 88-ФЗ.
  5. Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.
  6. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07. 2006 г. N 1351. ФЗ.
  7. Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 19.07.1995 г. № 58-ФЗ (в ред. от 29.06.2004 г.).
  8. Федеральный Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ.
  9. Федеральный Закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» от 7.08. 2001 г. № 117-ФЗ.
  10. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, от 30.03.2002 г. №ПР-576.
  11. Указ Президента РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» от 3.06. 1996 г. № 803.
  12. Указ Президента Российской Федерации «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» от 22.06. 1998 г. № 863
  13. Постановление Правительства Российской Федерации «О комплексемер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» от 31.12.1999 г. № 1460.
  14. Постановление Правительства Российской Федерации «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» от 3.02.1994г. № 65.
  15. Ведомственная программа развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития и торговли на 2005−2008 гг.
  16. В., Филин С. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе,— М.: Анкил. 2003. 360 с.
  17. Т., Буев В., Пуденко Т. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России.- М.: Бизнес-Тезаурус. 2005, — 94 с.
  18. Е. Проблемы малого предпринимательства // Механизмы развития малого предпринимательства в России: Аналитический сборник. — М.: Академия менеджмента и рынка. 2002. 328 с.
  19. А. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. М.: Наука. 2007. -237с.
  20. А. Региональная экономика и управление. М.: ЮНИТИ-Дана. 2002.- 239 с.
  21. А. Маркетинг.. М.: Дашков и К. 2006. -756 с.
  22. М. Правовое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности Российской Федерации. Дис.. канд. экон. наук. Тюмень. 2004. 221с.
  23. Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. -М.: Финансы и статистика. 2006.-288 с.
  24. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: Дело. 2001.- 279с.
  25. В., Даниленко М. Малый и средний бизнес в нефтяной промышленности России. -М.: ДжетПресс К. 2000.- 176 с.
  26. А. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ. 2000. -495с.
  27. П. Классические работы по менеджменту. — М.: Сколкова. 2008.- 220с.
  28. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. Пер. с англ. СПб.: Бук Чембер Интернешнл. 1992.- 351 с.
  29. В. Формирование малого бизнеса в нефтедобыче: содержание направления и перспективы развития: на примере Татарстана. Дис.. канд. экон. наук. Казань. 2002. 151с.
  30. Г., Коваленков Е. и др. Региональная экономика и управление. СПб.: Питер. 2008, — 288с.
  31. Инновационные приоритеты государства. Под ред. Дынкина А., Ивановой Н. М.: Наука. 2005.- 275 с.
  32. Инновационный менеджмент. М.: Кнорус, 2005. — 544 с.
  33. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок. Пер. с англ.- М.: ACT. 2000.- 272 с.
  34. В., Шафраник Ю., Шмат В. О переходе нефтегазового сектора к инновационной модели развития /Нефтегазовый сектор России в теории и на практике // Сб. научных трудов Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН. 2003.-С. 9−43.
  35. Концепция государственного управления рациональным использованием запасов нефти. Под ред. Боксермана А. — М.: Недра. 2005.121 с.
  36. О. Экономическое развитие регионов: теоретические ипрактические аспекты государственного регулирования. М.: УРСС. 2004.-304с.
  37. ., Яковец Ю. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. -М.: Экономика. 632 с.
  38. Курс экономической теории. Под ред. Сидоровича А., МГУ им. М. В. Ломоносова, 3-е издание. М.: Дело и сервис. 2007. -1040 с.
  39. М. Предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2008.- 608 с.
  40. М., Старостин Ю. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М. 2006. — 560 с.
  41. Н. Государственное регулирование регионального развития: Мир, Россия, Сибирь. Под ред. Новоселова А. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. 2005.-512 с.
  42. В., Лексин И., Чучелина Н. Качество государственного управления и административная реформа. М.: Европроект. 2006. 352 с.
  43. Малый бизнес. Организация, экономика, управление. Учебное пособие. Под ред. Горфинкеля В., Швандера В.- М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. -495 с.
  44. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. Под ред. Ясина Е., Чепуренко А., Буева В., М. Шестоперова О. М.: Новое изд-во. 2004.- 268 с.
  45. Малый бизнес России: проблемы и перспективы. Аналитический доклад.- М.: РАРМП. 1996. 188 с.
  46. А., Новоселов А., Основы теории регионального воспроизводства.- М.: Экономика. 1998.- 192 с.
  47. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. — М.: ИСАРП. 1997.- 38 с.
  48. Р. Проблемы теории и практики государственного регулирования экономического развития регионов. М.: Изд-во РАГС. 2006. -206 с.
  49. О. Региональная экономика в системе устойчивогоразвития. М.: Наука. 2004. — 254 с.
  50. А., Авалишвили Г. Освоение мелких нефтяных месторождений консорциумом малых предприятий на условиях СРП. — М.: Нефть и газ. 2002. 224 с.
  51. Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. Под ред. Селиверстова В. Новосибирск: Экор. Сибирское соглашение. 2000. 549 с.
  52. В. Малый бизнес: история, теория, практика М.: МГУ-ТЕИС, 2000.-231 с.
  53. Система муниципального управления. Учебник под ред. Зорина В. — СПб.: ПИТЕР. 2008.- 512 с.
  54. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. Под.ред. Клейнера Г. М.: Наука. 2002 .- 448 с.
  55. Д., Смоллинг Арчер Д. В тени Wal-Mart: Учебник по конкурентной борьбе независимого розничного предприятия с сетевым гигантом. -М.: Из-во Жигульского. 2002.- 215 с.
  56. К., Краснянский Г., Курский А., Панфилов Е. Горное законодательство России: вчера, сегодня, завтра. М.: Изд-во Академии горных наук. 2000.- 245 с.
  57. Управление инновационным развитием региона. Под ред. Егоршина Н. Н. Новгород: НИМБ. 2008. — 288 с.
  58. Г., Орешин В. Региональная экономика и управление. М.: ИНФРА-М. 2007.- 416 с.
  59. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. 1983. 840 с.
  60. Финансовые и институциональные проблемы российского малого предпринимательства (региональный аспект). Материалы международного семинара в рамках ТАСИС. М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем ТПП РФ. 1996. — 105 с.
  61. Н. Правовое регулирование управления экономикойнефтедобывающих предприятий. Новосибирск: Наука. 2004. — 146 с.
  62. Ф. Малый бизнес в трансформируемой экономике: тенденции и перспективы развития. Казань: Изд-во КазГУ. 2006.- 180 с.
  63. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков.- М.: ИНФРА-М. 1997.- 698с.
  64. ., Введенский В. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. — М.: Гелиос АРВ. 2000. -208 с.
  65. И. Теория экономического развития. Пер. с нем. М.: Прогресс. 1982.-454 с.
  66. Экономическая и национальная безопасность. Под ред. Олейникова Е. -М.: Экзамен. 2004. 768 с.
  67. А. Конкуренция: теория и практика.- М.: ГНОМ — Пресс.2001.-304с.
  68. А. О некоторых причинах бедственного положения малых и средних нефтедобывающих компаний // Нефть, газ и право. № 5. 2002. С. 19−23.
  69. Г. Роль мелких нефтяных месторождений в нефтегазодобывающем комплексе России // Нефть, газ и бизнес. № 6. 2002. -С. 11−15.
  70. Г., Перчик А. Определение и организационно-правовой статус малого нефтегазодобывающего предприятия // Нефть, газ и право. № 5.2002. N5.-С. 23−32.
  71. О. Корзун Е. Трудная нефть малых предприятий. // Нефтегазовая вертикаль, № 12. 1999. С. 62−65.
  72. Н. О необходимости законодательной поддержки малых и средних нефтегазодобывающих предприятий // Нефть, газ и право. № 2. 2001. -С. 22−26.
  73. А. Не бывает в природе рынка без малых и средних предприятий // Нефть, газ и бизнес. № 6. 2000. С. 2−5.
  74. М. К проблеме определения понятия и признаков субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности// Налоги (газета). № 20. 2006.
  75. А., Зайцева Ю. Производство и использование валового регионального продукт: межрегиональные сопоставления. // Российский экономический журнал. № 1. 2003. С.39−54
  76. А., Чувиляев П., Рушайло П. История боязни. // Деньги. № 39(544). 2005. С.26−30.
  77. М. В роли падчерицы. // Нефть России. № 1. 2000. С. 3234.
  78. М. Две стороны одного закона. // Нефть России. № 2. 2008. С.86−88.
  79. Г., Салтыков Б. Становление российской национальной инновационной системы и развитие малого бизнеса. // Проблемы прогнозирования. М.: 2005. вып.2. — С. 118−128.
  80. Е. О необходимости государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в нефтедобыче // Нефтяное хозяйство. № 5. 2002.-С. 38−40.
  81. А. Терентьева А. Ребров Д. ТНК-ВР и «Роснефть» поделили Верхнюю Чону. Коммерсант. 24.05.2007. С. 17.
  82. А., Лабузов П. «Призрак нового кризиса?». // Нефть России. № 2. 2008.-С. 7−11.
  83. В., Беззубов А., Горьков И. Сервис на промысле // Нефть России. № 4. 1999. -С.43−46.
  84. Л., Емельянов Е. Малый и средний бизнес: критерии оценки// Человек и труд. № 8. 2006.С. 71−75.
  85. В. Кредитные кооперативы имеют право на жизнь // Российская газета № 4622. 27.03.2008. С. 5.
  86. В. Горячие скважины «Нортгаза» // Тюменские известия. 16.03.2003.
  87. Московский комсомолец. Экономический вторник. 3.12. 2007.
  88. Нефть и Капитал. № 1−2, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008.
  89. П., Широнин В. Малое и среднее предпринимательство в России. Общество и экономика. № 12. 2005. С.49−86.
  90. Остаточный оптимизм. Аналитический обзор // Нефтегазовая вертикаль. № 5. 2008. С.71−74.
  91. Проблемы инвестиционной политики в регионах Российской Федерации//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 1 (318). 2007.-С.1−67.
  92. А. Возрастание значимости малых нефтяных компаний // Нефть и бизнес. № 4. 1997. С. 9−11.
  93. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов: 2006−2007 // Эксперт. № 47. 17−23.12. 2007. С. 117−130.
  94. И. Новое или «хорошо добытое» старое? // Нефть России. № 12. 2003. С.53−58.
  95. Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты (поучительный опыт американского штата Аляска) // Российский экономический журнал. № 1. 2004. С.36−51.
  96. А. Дело в самоустранении государства от ответственности за ВМСБ // Нефтегазовая вертикаль. № 9. 2008 г. С. 16−20.
  97. Э. А что завтра? Почему в России снижаются извлекаемые разведанные запасы нефти и не растет нефтеотдача пластов? // Нефть России. № 11. 2003. С.30−34.
  98. А. Либерализация государственной региональной политики. // Вопросы экономики. № 7. 2006. С.73−83.
  99. А. Источники формирования финансов малых и средних предприятий. //Банковское дело. № 4. 2007. С.44−47.
  100. И. Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике иподдержке предпринимательства. M.: Спарк. № 1. 2002. С. 4.
  101. Инновации в России. Аналитическо-статистический сборник ЦИПРАН.- М.: Наука. 2006.- 252 с.
  102. Малое предпринимательство в России. 2006: Стат. сб./М.: Росстат. 2006.- 134 с.
  103. Малое предпринимательство в России. 2007: Стат. сб./М.: Росстат. 2007.- 151 с.
  104. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006. М.: Росстат. 2006.-981с.
  105. Российский статистический ежегодник 2005. М.: Росстат. 2006. -976 с.
  106. Bateman M. Neo-liberalism, SME development and the role of business support centres in the transition economies of central and eastern Europe. Small 116. Business Economics, June 2001, vol. 14.
  107. Commission Recommendation 2003/361/EC. Article 2. OJ No. L 124, 20.5.2003.
  108. Drucker P. Innovation and entrepreneurship: Practice a principles. L- Pan Book, LTD.-1986.
  109. Observatoire des PME europeennes, http://eufopa.eu.int III Problemes economiques, n°2.885. La Documentation francaise. Paris, 2005.
  110. Saxenian A. Regional networks and the resurgence of Silicon Valley, 1990, California Management Review, Autumn.
  111. АссоНефть (Ассоциация малых и средних нефтегазодобывающих организаций России) Доступ: http://www.assoneft.ru/text/news/?id=708.
  112. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов РФ. Минрегионразвития РФ от 30.06.2005. Доступ: http://www.niisp.ru/News/Events/art46.
  113. О. Научно-инвестиционная компания «НИКОР» Дocтyп:http://ivfrt.m/news/all/k-razvitiyu.
  114. И. Скрытый резерв. 2006−07−10/86 169/161247/
  115. Дocтyп:http.7/wrww.upmonitor.ru/monitoring/publication/.
  116. А. Санитары недр. Доступ: http://com.sibpress.ru/07.12.2007 /tec/87 106/.
  117. Малый бизнес Москвы на пороге нового столетия. Доступ: NISSE.RU: http://www.nisse.ru/analitics.htmlid=mbm.
  118. М., Березецкая А. На смену «разделяй и властвуй» приходит «развивай и обучай». Доступ: http://www.hr-portal.ru/node/1673.
  119. Об итогах деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) за 2007 год. Официальный сайт Правительства РФ. Доступ: http://www.gov.ru/.
  120. Официальный сервер Республики Коми: Доступ: http://econom.rkomi.ru/programmy/expres.phtml.
  121. Официальный сервер Саратовской области Доступ: http://www.saratov.gov.ru/government/structure/mineconom/pred prosmalbus. php
  122. Официальный сервер Самарской области Доступ: http://www.economy.samregion.ru/oblastnajacelevajakompleksna.
  123. Официальный сервер Ханты Мансийского автономного округа. Доступ: http://admhmao.ru/news/Newia/arhiv/2006/nov04.htm.
  124. Официальный сервер Республики Татарстан. Доступ: http://info.tatcenter.ni/law/.htm-http://www.tatmedia.rU/obzorpress/minitimersh3/.htm.
  125. Пестовать «малышей» выгодно. Доступ: http://www.assoneft.ru/ newstek/243 5php127. «Старт» наукоемким проектам Доступ: http://www.sibai.ru/content/view.
Заполнить форму текущей работой