Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические факторы виктимности несовершеннолетних жертв изнасилования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B.А.Урываева и других. Отдельно выделяются исследования, связанные, как с особенностями развития сексуальной сферы несовершеннолетних до свершившегося сексуального насилия в работах М. А. Догадиной, В. А. Ткаченко, так и влиянием сексуального насилия на развитие сексуальной сферы в работах Н. В. Дворянчикова, М. А. Догадиной, А. В. Герасимова. Посттравматический синдром изнасилования исследован… Читать ещё >

Содержание

  • ШШШШ
  • ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОвы^штжшостж. $ 1 Историческая ретроспектива проблемы виктимности и сексуального насилия
    • 2. Изучение виктимности несовершеннолетних в юридической теории и практике
    • 3. Психологический анализ генезиса виктимности в процессе социализации личности
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. ПОДВЕРГШИХСЯ ИЗНАСИЛОВАНИЮ, Й ЕЁ СОЦИАЛИЗАЦИИ
    • 1. Организация и методы исследования проблемы
    • 2. Индивидуально — психологические особенности личности несовершеннолетних, подвергшихся изнасилованию
    • 3. Обусловленность развития уязвимой личности в условиях ранней социализации
  • ГЛАВА 3. ЗАШИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ Й ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОСТИ"
    • 1. Правовой, социальный и психологический аспекты защиты потерпевших от изнасилования
    • 2. Психологическая профилактика виктимности несоверщеннолетних
    • 3. Основные направления, формы и методы профилактики виктимности несовершеннолетних
  • ЗЖДШЖНИЕ
  • ЛИ!ЕЕШЖА

Психологические факторы виктимности несовершеннолетних жертв изнасилования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Люди во всем мире обеспокоены ростом преступлений, связанных с насилием. В России, благодаря принятым мерам, отраженным в Федеральной программе по усилению борьбы с преступностью и разработанной концепцией развития органов внутренних дел и внутренних войск, по данным статистического сборника, в 1999 году количество зарегистрированных преступлений по сравнению с 1998 годом уменьшилось на 19% Вместе с тем, криминальная ситуация в стране остается сложной. В структуре зарегистрированных преступлений доминируют тяжкие и особо тяжкие виды посягательств, их удельный вес составил 59% (1.4 млн.), в числе которых находятся убийства и изнасилования. Изнасилования, (ст. 131 УК РФ), занимают среди этих преступлений незначительный удельный вес, но это наиболее распространенное преступление в группе преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (Глава 18 УК РФ).

Жертвами изнасилования становятся дети и женщины, являющиеся самыми незащищенными слоями населения. Особенно повышенной виктимностью обладают несовершеннолетние, в силу особенностей возраста, личностной несформированности. Это подтверждается результатами исследований, по данным которых, больше 46% жертв всех изнасилований были несовершеннолетние (И.С.Кон)2 Причем, если по официальным статистическим данным, с каждым годом идет снижение количества изнасилований и покушений на изнасилование, то поданным консультативно-диагностического центра «Ювента» в 1995 году количество первич.

1 Состояние преступности в России. М., 1999.

2 Кон И. Сексуальное насилие над детьми / /Дети России: насилие и защита: Мат.

Всерос. Научно — практ. конф., М., 1−3 окт. 1997 г. — М., 1997. С. 67. но обратившихся подростков составило 537 случаев, в 1996 — 865, а в 1997 году — 10 253. Но даже небольшое количество изнасилований вызывает тревогу общества в силу повышенной общественной опасности, необратимости последствий, глубоких физических, моральных и психологических травм. Более того, преступления, связанные с изнасилованием, значительно «помолодели», о чем говорят данные официальной статистики и результаты исследований (С.В.Ильина).

После того, как совершено преступление, внимание правоохранительных органов в основном сосредоточено на преступнике, он становится центром разрешения проблемы. Большинство исследований, связанных с изнасилованием, и соответствующие профилактические усилия также сосредоточены на лицах, совершивших преступление. Однако психолого-криминологический анализ показывает, что заметную роль в совершении преступления играют потерпевшие, их личность, поведение. К тому же, нельзя забывать, по данным статистики от 64% до70% людей, ставших в юности жертвами преступлений, во взрослом возрасте становятся преступниками, а из тех, кто не был в юности жертвой — только 19−22% (Н.Сафиуллин, Г. Штракс)4.

Отдельные аспекты виктимности личности нашли отражение в работах Ю. М. Антоняна, В. В. Вандышева, В. Л. Васильева, А. П. Дьяченко, А. Г. Кальман, В. Е. Квашиса, В. С. Минской, А. Е. Михайлова, Д. В. Ривмана, В. С. Устинова, Л. В. Франка, и других авторов. Известно, что с процессуальной точки зрения, большое значение имеет ответ на вопрос о способности потерпевших пони.

3 Шигашов Д. Ю. Психологические нарушения у девочек-подростков, пострадавших от рейпиренции. Автореферат на соискание ученой степени кандидата медицинских наук, СПб, 2000.

4 Сафиуллин Н. Преступник — жертва: социологический анализ. / / Российская юстиция, 1996, № 6, с. 40 — 41. мать характер и значимость совершенных по отношению к ним действий, так как это впрямую влияет на правовую оценку действий обвиняемого. Ответ на этот вопрос дает судебно-психологическая экспертиза. О значении и возможностях судебно-психологической экспертизы потерпевших от изнасилования изложено в работах Н. В. Васильевой, И. А. Горьковой, Л. П. Конышевой, М. М. Коченова, И. А. Кудрявцева, Ю. Л. Метелицы, М. В. Морозовой, В. В. Нагаева, А. А. Реана, Е. Е. Центрова. О том, что стоит за возможностью противостоять преступнику, исследовано Г. Галлоном, М. Мидом, Д. В. Ривманом, С. Д. Суарешом, В. С. Устиновым, Ф. и Г. Швендингерами. Виктимное поведение — это лишь следствие. Глубокое изучение предпосылок виктимности возможно только при условии интеграции наук криминологического цикла с теоретической и практической психологией. О видах совращения, причинах и сексуальном насилии написаны работы, как отечественных исследователей: В. Е. Каган, И. С. Кон, Н. В. Курасова, А. Н. Михайлов, Н. Б. Морозова, Е. И. Цымбал, так и зарубежных: А. Брензингер, П. Миллер, С. Р. Фридман. Роль ранней социализации в формировании виктимогенных факторов раскрыта в работах Э. Бенаму,.

A.Л.Гройсмана, С. В. Ильиной, И. С. Кона, И. А. Невского, Е. Т. Соколовой, В. А. Поварницыной Э.Г.Эйдемиллера и других авторов. О психологических особенностях жертвы наибольший интерес представляют собой исследования и их результаты, описанные в работах Ю. М. Антоняна, В. Л. Васильева, С. А. Голубенкова, Н. Б. Малахова, И. И. Мамайчук, В. С. Минской, Н. М. Романова,.

B.А.Урываева и других. Отдельно выделяются исследования, связанные, как с особенностями развития сексуальной сферы несовершеннолетних до свершившегося сексуального насилия в работах М. А. Догадиной, В. А. Ткаченко, так и влиянием сексуального насилия на развитие сексуальной сферы в работах Н. В. Дворянчикова, М. А. Догадиной, А. В. Герасимова. Посттравматический синдром изнасилования исследован отечественными и зарубежными авторами, такими, как Н. К. Асановой, Н. Д. Ярославцевой, З. Холл и другими. Отдельные аспекты правовой защиты личности, подвергшейся сексуальному насилию и профилактической работе, изучены В. Е. Квашисом, Д. В. Ривманом, Т. Я. Сафоновой, В. С. Устиновым, Е. Е. Центровым, Е. И. Цымбал. Видно, насколько широк спектр изучаемых проблем, связанных с темой изнасилования.

Однако, разрозненность данных, отсутствие четкого понятийного аппарата, неразработанность диагностического комплекса для изучения личности несовершеннолетних, подвергшихся изнасилованию и предпосылок виктимности несовершеннолетних, не позволяет составить представление о психологических факторах виктимности к изнасилованию несовершеннолетних.

Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется как теоретической значимостью, в силу недостаточной разработанности проблемы психологических факторов виктимности к изнасилованию несовершеннолетних в современной психологической литературе, так и прикладным значением изучения факторов виктимности несовершеннолетних с целью раннего выявления групп риска, профилактической работы и, тем самым, предотвращения возможности стать жертвой, а, значит, снижения преступности.

Предмет исследования — психологические факторы виктимности несовершеннолетних к изнасилованию.

Объект исследования — несовершеннолетние девушки, подвергшиеся изнасилованию.

Цель исследования:

На основе изучения индивидуально — психологических особенностей личности и социально-психологических особенностей социализации несовершеннолетних жертв изнасилования выявить ведущие психологические факторы виктимности и определить основные направления ее профилактики.

В соответствии с целью исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать разработанность проблемы виктимности несовершеннолетних в юридической и психологической литературе.

2. Определить и обосновать комплекс методов психологической диагностики структуры личности несовершеннолетних, подвергшихся изнасилованию.

3. Изучить структуру личности несовершеннолетних, подвергшихся изнасилованию на основе представленного диагностического комплекса.

4. Провести сравнительный анализ личностных особенностей и социализации несовершеннолетних, подвергшихся изнасилованию и их сверстников.

5. Обосновать основные направления профилактики виктимности несовершеннолетних, включая разработку профилактической образовательной программы.

Гипотеза:

Несовершеннолетние становятся жертвами изнасилования в результате наличия психологических факторов виктимности, включающих индивидуально — психологические особенности личности (социальная робость, конформность, эмоциональная лабильность, неадекватная самооценка и др.) и психологические особенности социализации несовершеннолетних (возрастные особенности, социальный инфантилизм, неадекватное родительствование, низкая социально-правовая подготовленность).

Теоретическую основу исследования составили следующие идеи и теории:

•Фметодология и методика психологических исследований (Б.Г.Ананьев, В. Л. Васильев, Л. С. Выготский, В. Л. Марищук, В. С. Олейников, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов и др.);

•Фо структуре личности (Б.Ф.Ломов, К. К. Платонов, К. Роджерс и др.).

— Фо формирующей роли педагогического личностно-ориентированного взаимодействия (И.С.Кон, В. П. Зинченко,.

B.Н.Мясищев, А. А. Реан, Э. Г. Эйдемиллер и др.).

•Фо формировании самосознания личности (А.А.Бодалев, Л. С. Выготский, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев,.

C.Л.Рубинштейн, Е. Т. Соколова, В. В. Столин и др.).

Фо взгляде на природу человека (Л.И.Божович, СЛ. Братченко, Л. С. Выготского, А. Маслоу, Н. Пезешкиан, К. Роджерс, Е. В. Сидоренко, Д. Н. Узнадзе и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

•Фаналитические: изучение и анализ правовой, психологической литературы по теме исследования;

•Фдиагностические: анкетирование, тестирование, интервью, анонимный опрос;

•Фматематические методы обработки эмпирических данных: для обработки результатов использовался оригинальный пакет статистической обработки данных «Мидас», разработанный к. т. наук А. А. Лаврушиным, вероятность различия средних рассчитывалась с использованием критерия Стью-дента, вероятность различия частот — с использованием критерия Фишера.

Исследование проведено в 1996;2000 гг. Было обследовано две группы несовершеннолетних девушек возраста 14 -18 лет, общим количеством 106 человек с равномерным распределением по возрасту. Первую, экспериментальную группу из 37 человек составили несовершеннолетние девушки, подвергшиеся изнасилованию. Вторую, контрольную группу, составили несовершеннолетние, обучающиеся в 377 общеобразовательной школе Кировского района и в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга, того же возраста и пола, всего 69 человек.

Исследование было организовано в 3 этапа. Первый этап — изучение проблемы предпосылок виктимности несовершеннолетних в юридической и психологической научной литературе, анализ и обобщение накопленного опыта, определение проблемы, предмета, объекта исследования, формулировка целей, гипотез и задач диссертации.

Второй этап — теоретическое обоснование основных положений диссертационного исследования, разработка концепции, подбор необходимых методик и методов, организация и проведение диагностического исследования, разработка профилактической образо-, вательной программы «Нет насилию».

Третий этап — обобщение и систематизация полученных результатов исследования, публикация научных статей по проблеме исследования, формулировка выводов и практических рекомендаций, апробация программы «Нет насилию», подготовка диссертационного исследования к защите.

На защиту выносятся:

1. Виктимность несовершеннолетних как психологический феномен включает индивидуально — психологические свойства (социальная робость, общительность, конформность, эмоциональная лабильность, неадекватная самооценка и другие особенности личности) и психологические факторы (деформированную систему ценностных ориентаций, возрастные особенности, неадекватное родительствование, образовательный уровень родителей).

2. Диагностический комплекс исследования психологических особенностей личности несовершеннолетних, подвергшихся изнасилованию, включает следующие наиболее информативные тесты: стандартизированный тест — опросник 16 РР Кэт-телла, форма С, опросник РР1, (форма В), методика «Вербальный „барометр“ эмоциональных состояний», методика измерения самооценки Дембо — Рубинштейна, методика «Шкала ответственности» по Муздыбаеву.

3. Основные направления, формы и методы профилактики вик-тимности несовершеннолетних, включая профилактическую образовательную программу «Нет насилию» .

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. В результате комплексного исследования структуры личности несовершеннолетних, подвергшихся изнасилованию, выявлены психологические факторы виктимности несовершеннолетних к изнасилованию.

2. Впервые эмпирически выделены конструкты взаимодействия в семье, которые являются виктимогенными предпосылками социализации.

3. Разработан оригинальный пакет методик, который может быть положен в основу формирования методологического аппарата для раннего выявления и предупреждения виктимности.

4. Впервые обоснованы и описаны направления, формы и методы психологической работы по предупреждению виктимности несовершеннолетних.

5. Представлена разработанная автором профилактическая образовательная программа «Нет насилию». Программа прошла апробацию, одобрена и утверждена на кафедре психологии УПМ Санкт — Петербурга.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты содержат информацию о более глубоком понимании феномена виктимности несовершеннолетних к изнасилованию. Разработанные в диссертации положения, выводы, результаты и рекомендации могут быть использованы:

Фв теории и практике судебной экспертизы и других аспектах юридической психологии;

Ф* при составлении пособий;

Фпри организации воспитательного процесса несовершеннолетних;

Фпри разработке широкомасштабных программ по предупреждению виктимности;

Ф" в дальнейших психологических исследованиях жертв изнасилования.

Комплекс методик, состоящий из стандартизированного тестаопросника 16 РР Кэттелла, форма С, опросника РР1 (форма В), методика «Вербальный „барометр“ эмоциональных состояний», методика измерения самооценки Дембо — Рубинштейна, методика «Шкала ответственности» по Муздыбаеву, предлагается в качестве диагностического инструмента для выявления групп риска.

Разработана, экспериментально апробирована и внедрена в практику работы школьного психолога НМД Кировского района профилактическая образовательная программа «Нет насилию» .

Разработаны рекомендации основных направлений, форм и методов профилактики виктимности к изнасилованию.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены: опорой на основные положения виктимологии и психологиииспользование системного — структурного подхода к изучению и анализу предмета исследования;

— Фвыбором адекватных целям и задачам методов эмпирического изучения объекта исследованиярепрезентативностью выборки (10 6 человек) испытуемых;

— Фсочетанием качественного анализа с методами параметрической и непараметрической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: при обсуждении основных положений и основных результатов исследования на заседаниях кафедры психологи, на заседании секции Позитивной психотерапии Ассоциации тренинга и психотерапии (СПб, 1999, 2000 г. г.);

— Фв выступлениях на научно-практической конференции «Педагогика сотрудничества в процессе обучения иностранному языку», (СПб, 1999 г.г.), на научно-практической конференции «Ананьевские чтения-99», (СПб, 1999 г.г.), на международной научно-практической конференции «Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений» (СПб, 1999 г.) — при проведении ряда семинаров: «Профилактика насилия в подростковой среде» для директоров ППМС центров, психологов, социальных работников Санкт-Петербурга и Германии, Новгорода (1998, 1999 г.г.) — при внедрении программы «Нет насилию» в работу в 377 школе Кировского района СПбчерез публикации основных положений исследования в виде научных статей, тезисов, резюме.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 178 наименований и 5 приложений. В диссертационном исследовании имеются 14 таблиц и 2 рисунка. Общий объем работы 244 страницы.

Выводы по главе 3.

1. Таким образом, проблема потерпевшего как жертвы сексуального насилия и, в частности, изнасилования, является многоаспектной, а социальная практика защиты интересов жертвы требует коррекции и более широкого подхода к решению практических проблем.

2. Психологическую основу профилактики виктимности жертв изнасилования составляют выделенные психологические факторы виктимности несовершеннолетних, последствия сексуальных травм и факторы риска несовершеннолетних, подвергшихся изнасилованию.

3. Виктимологическая профилактическая работа должна развиваться в следующих направлениях:

Ф* работа со специалистами по выявлению как жертв изнасилования, так и группы рискаобучение волонтеров работе с ними;

•Ф работа с семьей;

219 Гройсман А. Л. Читатели спрашивают — ученые отвечают//Психологический журнал. — Т.13. — № 1, 1992. — С. 178.

— фработа с населением;

— фнепосредственная работа с потенциальными жертвами.

В превентивной работе с несовершеннолетними необходимо учитывать специфику подхода.

Практические рекомендации:

1. Психологам, педагогам, социальным работникам в учебно-образовательных учреждениях, на основе выделенных социально — психологических предпосылок виктимности несовершеннолетних, целесообразно организовывать профилактическую и психологическую помощь по формированию антивик-тимного поведения.

2. Для объективной диагностики виктимности несовершеннолетних целесообразно использовать предложенные в диссертации факторы виктимности, включающие индивидуально — психологические особенности личности и социально — психологические предпосылки ее развития.

3. В соответствии с обоснованными в диссертационном исследовании основными направлениями и формами профилактической работы оптимизировать ее проведение в учебно-образовательных учреждениях среди несовершеннолетних.

4. Рекомендовать внедрение профилактической образовательной программы «Нет насилию» в пилотные психологические службы города для выявления ее воздействия на личность несовершеннолетних.

5. При контроле эффективности воздействия профилактической работы на психическое состояние потенциальных жертв сексуального насилия и их социально-психологическую адаптацию целесообразно особое внимание акцентировать на коррекции дезадаптированных личностных проявлений, отражающих невротичность, депрессивность, эмоциональную неуровнове-шенность, психическую напряженность, искажения в мотива-ционно-потребностной сфере, которые могут быть оценены с помощью тестов: САМО АЛ, ИР!, «Шкала ответственности».

Теоретические выводы:

На основе изученных юридических и психологических аспектов виктимности несовершеннолетних в юридической и психологической литературе, а также, опираясь на данные нашего исследования, мы пришли к выводу, что:

1. Виктимность к изнасилованию, представляя собой предрасположенность при определенных обстоятельствах становиться жертвой насилия, проявляется в виктимном поведении, в основе которого лежат индивидуально — психологические особенности личности и социально — психологические факторы социализации.

2. Диагностический аппарат, состоящий из стандартизированного теста — опросника 16 PF Кэттелла, форма С, опросника FPI (форма В), методики «Вербальный „барометр“ эмоциональных состояний», методики измерения самооценки Дембо — Рубинштейна, методики «Шкала ответственности» по Муздыбаеву, может применяться в работе по выявлению групп риска и профилактике виктимности несовершеннолетних.

3. В структуре личности несовершеннолетних, подвергшихся изнасилованию, выделяется симптомокомплекс психологических свойств, включающий:

— Фотдельные особенности развития самосознания: неадекватная самооценка, искажение образа Я;

— фнесформированность ценностно — ориентировачной сферы, связанная с возрастными особенностями и деформированно-стью мотивационно — потребностной сферы и проявляющаяся в незрелости социальных и других установокф- характерологические особенности (социальная робость (Н), подозрительность (L), конформность (Е, F12), неуверенность в себе (A, F10), экстернальность (шкала отв.), агрессивность (F 2);

— Фособенности эмоционально — волевого реагирования, обусловленные повышенной невротичностью ©, напряженностью (Q4), депрессивностью (F3), раздраженностью (F4), высокой эмоциональной лабильностью (F11) и влияющие на формирование дезадаптации личностиамбивалентность чувств к родителям, особенно к отцам, обусловленная неадекватным родительствованием: эмоциональной депривацией, автономностью родителей, непоследовательностью и враждебностью отцов, воспитание либо по типу «заброшенного ребенка», либо открытая и скрытая гиперопекастрахом столкнуться с непониманием, неприятием и психическим насилиемчувством беззащитности, ненужности, равнодушияакцентом родителей на важности первичных актуальных способностей, особенно на чрезмерном требовании послушания.

Основными психологическими факторами виктимности несовершеннолетних к изнасилованию являются: особенности развития самосознания, несформированность ценностно-ориентационной сферы, индивидуально — психологические особенности в эмоционально — волевой и коммуникативной сферах, индивидуально — типологические и возрастные особенности несовершеннолетних, особенности ранней социализации, ценностные ориентации малых групп, социальная незащищенность несовершеннолетних;

Психологическую основу профилактики виктимности жертв изнасилования составляют выделенные психологические факторы виктимности несовершеннолетних, последствия сексуальных травм и факторы риска несовершеннолетних, подвергшихся изнасилованию. Разработанная на их основе профилактическая образовательная программа «Нет насилию», ориентированная на превентивную работу с населением, семьями, потенциальными жертвами сексуального насилия, позволяет организовать дифференцированную помощь разным категориям населения по профилактике виктимности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Цели и задачи психотерапии при основных типах делинквентного поведения у подростков //Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. — Л.: ПНИИ им. Бехтерева, 1988. — С. 69−74
  2. И.А., Сейсян А. Р. Физическое насилие над детьми и подростками в семье на опыте кризисной службы. / /Дети России. Материалы Всерос. научно-практ. конб. М., 1−3 окт., 1997.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2 х т. Под ред. А. П. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. Б. Кузьминой. М.: Наука, 1980
  4. Н.В. Роль семьи в социализации индивида //Пробдема быта, брака и семьи. Вильнюс, 1970. С. 162 -171
  5. Ю.М. Изнасилования: причины и предупреждение. Пособие /Антонян Ю.М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. М: ВНИИ МВД СССР, 1990. 192 с.
  6. Ю.М. Преступность и психические аномалии.-М.: Наука, 1987. 208 с.
  7. Ю.М., Блувштейн Ю. Д. Методы моделирования в изучении преступника и преступного поведения. М., 1974.
  8. Ю.М., Бородин C.B. Преступность и психические аномалии. М.: Наука, 1987.
  9. Ю.М., Голубенков В. П., Кудряков Ю. И. Изнасилования: причины и предупреждение: Пособие. М: ВНИИ МВД СССР, 1990. -192 с.
  10. Ю.М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Изнасилования: причины и предупреждение. М: ВНИИ МВД СССР, 1990.
  11. Антонян.Ю.М., Пиховский H.H., Сомовичев Е. В. и др. Комплексное монографическое исследование личности преступника и опыт его проведения / /Межвуз. сб. науч. тр. Моск. высш. шк. милиции МВД СССР. М., 1982. С. 37−39.
  12. Антонян.Ю.М., Сомовичев Е. Б. Неблагоприятные условия Формирования личности в детстве и вопросы предупреджения преступлений. М.: ВНИИ МВД СССР, 1983. С. 9−11.
  13. В.Г. Мотивационные механизмы нравственного поведения личности / /Социально-психологическое и нравственное развитие личности. М.: ИП АН, 1988.
  14. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во Мое Унив. 1990. — 368 с.
  15. A.B. Социально психологический подход к изучению причин изнасилований//Личность преступника. Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1975.
  16. P.C. Криминалистическая энциклопедия. М.: И-во БЕК, 1997. 342 с.
  17. Л. Различия в миропонимании европейцев и африканцев: взгляды на жизнь, сексуальность и изнасилование //Российский психиатрический ж. 1997. —№ 1.- С. 59−64.
  18. В.М. Исследование самооценки по методике Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн. //Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976, С. 140−142.
  19. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
  20. A.A. Психология личности. М.: Изд. МГУ, 1988. -180 с.
  21. Л.И. Личность и ее Формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
  22. С.Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии / /Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997.
  23. В.В. Виктимология: что это такое? Л.: Знание, 1978.
  24. В.В. Реализация взаимосвязей жертвы и преступника в раскрытии насильственных преступлений: Учебное пособие. СПб.: СПб ВШ МВД РФ, 1992. 114 с.
  25. А. Я. Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей. //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 4, 1986. С. 22.
  26. В.Л. Юридическая психология.-3-e изд. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 624 с.
  27. В.Л., Мамайчук И. И., Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений //Вопросы психологии, № 1, 1993.
  28. Н.В., Горьковая И. А. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания. СПб., 1997.
  29. Л.И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. Серия- Выпуск 9. М.: «ФОЛИУМ», 1995.
  30. В.А. Особенности личности и поведения лиц, совершающих изнасилование. / /Личность преступника под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1975.
  31. Возрастная и педагогическая психология. Тексты. М.: Изд-во Моск. унив., 1992. — 268с.
  32. Н.В. Социально психиатрические аспекты насилия к детям / /Социальная и клиническая психиатрия. -1994. — № 2. — С. 57−61.
  33. Л.С. Собран. Соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1983.
  34. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: АО «Сфера», 1994. — 160 с.
  35. М.З. Актуальные проблемы валидизации психол. тестов // Вопросы психол. 1978. — № 5. — С. 108−118.
  36. А.Н. Насилие над ребенком и коморбидные психические расстройства / /Дети России: насилие и защита: Мат. Всерос. Научно-практ конф., М., 1997.
  37. С.А., Малахов Н. В., Урываев В. А. Дети жертвы сексуального насилия: опыт разработки скрининговой методики медико-психологической характеристики личности. / /Дети России: насилие и защита: Мат. Всерос. научно-практ конб., М., 1997.
  38. В.В. Изучение жертв насильственной преступности: некоторые направления в зарубежной виктимоло-гии//Человек против человека. Преступное насилие. /Подред. Ю. М. Антоняна, Ф. С. Мимонова. СПб. 1994. — С. 126 136
  39. К.К. Жертвы насилия и их защита //Человек против человека. Преступное насилие/Под общ. Ред. Ю. М. Антоняна, С. Ф. Мимонова. СПб., 1994. — с.54 — 65
  40. Р.М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб: OMS, 1994.
  41. И.В. Половые различия последствий насилия над детьми в онтогенезе//Дети России: насилие и защита: Мат. Все-рос. научно-практ конф. М., 1997.
  42. A.JI. Читатели спрашивают ученые отвечают/ /Психологический журнал. Том 13, № 1 1992.
  43. В.А., Вострокнутов Н. В., Семенова Н.Д./ /Психологический журнал. Том 13, № 5,1992. С, 121.
  44. И.Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Методические рекомендации для заочников. СПб, 1996.
  45. Дети и сексуальное насилие. ТНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского / /Дети России: насилие и защита: Мат. Всерос. научно практ. конб., М., 1−3 окт., 1997 г. — М., 1997. — С. 83.
  46. М.А. Особенности психосексуального развития малолетних и несовершеннолетних потерпевших жертв сексуального насилия. Автореф.. канд. мед. н. /Гос. научн. центр соц. и суд. психиатрии им. В. П. Сербского. — М., 1998. — 24 с.
  47. А.Н. Социально психологические аспекты преступности несовершеннолетних. — М.: Юрид. лит. 1981. -160 с.
  48. И.В. Формирование личности в переходный период (от подростка к юноше) / /Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
  49. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972. 371 с.
  50. C.B. Влияние пережитого в детстве насилий на возникновение личностных расстройств//Дети России: насилие и защита: Мат. Всерос. научно практ. конб., M., 1- 3 окт., 1997 г. -М., 1997. — С. 65.
  51. C.B. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств //Вопросы психологии. 1998 № 6. С. 65−74.потерпевш эеступлений. М.: Издательский дом NOTA
  52. В.t. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений М.: Издательский дом NOTA BENE, 1999. -280 с.
  53. В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования: Учебник. СПб.: СПбГУ, 1996
  54. Кон И. Сексуальное насилие над детьми / /Дети России: насилие и защита: Мат. Всерос. Научно-практ. конб., М., 1−3 окт. 1997 г. -М., 1997. С. 67.
  55. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1989. 225 с.
  56. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
  57. Кон И. С. Сексуальное насилие над детьми / /Дети России: Мат. Всерос. Научно-практической конб., М., 1−3 окт. 1997 г. -М., 1997.
  58. Кон И. С. Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе. / /Дети России: насилие и защита: Мат. Всерос. Научно-практ конф., М., 1997. С. 67.
  59. Л.П. Понятие психически беспомощного состояния жертвы преступления //Российская юстиция, X? 4, 1999. С.
  60. Л.П. Судебно-психологическая экспертиза психического состояния несовершеннолетних жертв изнасилования. Автореф. дис.. уч. ст. к. юр. н. М., 1988.
  61. М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу., М., 1980.
  62. A.A., Рончинская Т. И. Исследование личности с помощью модиф. Формы В опросника FPI //Практикум по экс-перим. и прикл. психол. Л., 1990. — С. 51−60.
  63. .А., Поварницына В. А. / /Дети России: насилие и защита: Мат. Всерос. научно-практ. конф. М., 1997. С. 49.
  64. В.Н. Причинность в криминологии. М., Госюриздат, 1. BENE, 199 0.
  65. И.А. Судебно психологическая экспертиза. — М., 1988. 224 с.
  66. С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. СПб. 1996. — 63 с.
  67. Н.В. Сексуальное насилие в семье / /Семейная психология и семейная терапия. 1997 № 1. С. 106−117
  68. Г. К. Сексуальные посягательства взрослых и их жертвы: Дис. канд. юр. наук. Казань, 1991.
  69. Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
  70. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск, Изд. «Петроком», 1992.
  71. Д. Социальная психология /Перев. с англ. СПб.: Питер, 1996.
  72. И.И. Психологические аспекты следственных действий с участием несовершеннолетних: Учебное пособие -СПб.. 1995. 63 с.
  73. В.Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. М., 1990.
  74. А. Психология бытия. Пер. с англ. М.: «Рефл—бук». К.: «Ваклер» 1997. — 304 с.
  75. В.И., Сотников К. И., Яцевич С. П. Психологические основы следственной деятельности. Учебное пособие. СПб., Акад. МВД России, 1998. 75 с.
  76. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., Просвещение, 1995.
  77. А .Л. Ценностные ориентации современных подростков. / /Ананьевские чтения: (тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения 99» Под ред. А. А. Крылова. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. — 402 с.
  78. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.- 18 683. Метелица Ю. Л. Судебно-психиатрическая экспертиза потерпевших. М.: Юрид. лит., 1990. — 208 с.
  79. B.C. Личность потерпевшего и ее криминологическое значение//Потерпевший от преступления. Сборник. Владивосток, 1974.
  80. А.Е. Роль потерпевшего в механизме насильственных преступлений //Криминологические проблемы борьбы с преступностью. Киев, 1985.
  81. Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. Серия «Мир медицины». СПб.: Издательство «Лань" — Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. — 128 е., ил.
  82. Н.Б. //Дети России: насилие и защита: Мат. Все-рос. Научно практ конф. М., 1997. — С. 83.
  83. В.Н. Личность и отношения человека /Проблемы личности (материалы симпозиума). М., 1969.
  84. В.Н. Психология отношений: Под ред. А. А. Бодалева /Вступ статья А. А. Бодалева. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: ИПО «Модэк», 1995. — 356 с.
  85. P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. -' Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн.1. Общие основы психологии. — 688 с.
  86. В.А. Потерпевший как элемент ситуации совершения преступления//Потерпевший от преступления. Сборник. Владивосток, 1974. С. 163.
  87. Общая психодиагностика. Учебное пособие. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина., МГУ, 1987. 304 с.
  88. П.П. Квалификация половых преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних //Вестник ЛГУ, 1966, № 5. a i1. Т.
  89. Отрицательное поведение потерпевшей одна из категорий виктимности //Советское государство и право, 1980, № 7.
  90. Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт /Пер. с англ., нем. 2-е изд., с изм. — М.:Культура, 1994. — 332 с.
  91. Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: пер. с нем. М.: Медицина, 1996.
  92. Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи: Пер. с нем. М.:Медицина, 1995.
  93. Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальт-терапии). М., 1993.
  94. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие для учеб. заведений проф.-техн. образования. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1984. -174 с.
  95. В.И. Виктимологические аспекты профилактики преступлений: Учебное пособие. М: Акад. МВД СССР, 1980. 77с.
  96. С.А., Ткаченко A.A. Понятие о сексуальном злоупотреблении детьми и его психопатологические аспекты / /Обозрение психиатрии и мед. психологии им. Бехтерева. 1992, № 4.
  97. Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд. перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  98. Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1999.
  99. Психология личности. Тексты. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ. 1982. — 288 с.
  100. Психология Формирования и развития личности. М.: Наука.1981. 365 с.
  101. А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования//Методология и методы социальной психологии. М., 1977.
  102. A.A. Психодоагностика личности в пед. процессе. СПб.: СПбГУ, 1996.
  103. A.A. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании //Психологический журнал. Том И, № 2, 1990.
  104. A.A. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании / / Психологический журнал, 1990. № 2.
  105. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ЗАО «Издательство «Питер»», 1999.
  106. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М. 1994, — 320 с.
  107. Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Л., 1975.
  108. Д.В., Устинов B.C. Виктимология: Монография. -Н.Новгород: Нижегородский юридический институт МВД РФ, 1998.- 211 с.
  109. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Под ред. Е. И. Исениной. М., 1994. С. 172−210.
  110. К. Эллен Вести одиночество //Моск. психотерапевтам журн. 1993, № 3. С. 69.
  111. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
  112. К. Групповая психотерапия. М., 1990.
  113. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. Л. П. Петровской. 2-е изд. М.:Прогресс, 1993.
  114. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических ВУЗОВ /Под ред. Н. К. Асановой. -М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997. 512 с.
  115. В.Н., Юдин Э. Г. Вступительная статья к сб. «Исследование по общей теории систем». М., 1969.
  116. В.Ф., Ендолов В. В., Муравьева М. С. Вербальный «барометр» эмоциональных состояний как инструмент психотерапевтического воздействия//Вестник последипломного медицинского образования. 1998.
  117. Н. Преступник жертва: социологический анализ / /Российская юстиция, 1996, X? 6, С. 40−41.
  118. Т.Я., Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми- сущность, причины, социально-правовая защита. М., 1993.
  119. Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. СПб., 1992.
  120. И.Г. Виктимологические аспекты профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юр. наук, СПб., 1996.
  121. И.Г. Виктимологические аспекты профилактики преступности в отношении несовершеннолетних: Дис.. канд. юрид. наук. СПб, 1996.
  122. A.C., Занадворов М. С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов //Психологический журнал. Том 13, № 1, 1992.
  123. Е. Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование' аномалий личности /Семья и Формирование личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  124. Е.Т. Насилие и пограничные расстройства личности/ / Дети России: насилие и защита: Мат. Всерос. научно-практ. конф., М., 1997.
  125. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 4.
  126. Е.Т., Чеснова И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей //Вопросы психологии, № 2, 1986. С. 110−117.
  127. Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. M., С.86 104.
  128. Состояние преступности в России. М., 1999.
  129. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  130. C.B. Мотивация половых преступлений и организация предупреждения их ОВД: Автореф. Дис.канд. юрид. наук. М., 1993. С. 12- 13
  131. A.A., Догадина М. А. некоторые особенности сексуального развития жертв сексуального насилия. / /Дети России: насилие и защита: Мат. Всерос. научно-практ. конф., М., 1997.
  132. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Официальный текст. М.: ТОО «Транспорт», 1996, — 192 с.
  133. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
  134. В.Ю. Биометрические методы. М.:Наука, 1964.
  135. Д.И. Психологические Закономерности социального развития личности в онтогенезе //Вопросы психологии, 1985, № 6. С. 26−30.
  136. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте //Вопросы психологии, 1988, № 6,. С. 31−41.
  137. Х.К. Клиническое значение экстраверсии и интроверсии / /Дарел Шарп Типы личности. Юнговская типологическая модель. Перевод с английского В.Зеленского. 2 издание, пере-раб. и доп. СПб.: Б.С.К., 1996.
  138. JI.B. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972.
  139. В.И., Шаранов Ю. А. Практикум по конфликтологии: учебно -методическое пособие. СПб.: СПб юридический институт, 1993.
  140. Холл 3. Последствия сексуальных и психологических травм детства. //Психол ж. 1992. Том 13, № 5, С.122
  141. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. -608 с.
  142. Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. М.: И-во МГУ, 1987.
  143. Е.Е. Специфика взаимоотношений преступника и потерпевшей по делам о половых преступлениях//Вопросы личности преступника. М., 1971, С. 78−84.
  144. Е.И. Сравнительная характеристика случаев внутрисемейного сексуального насилия над детьми / /Дети России: насилие и защита: Мат. Всерос. Научно-практ конб., М., 1997. С. 88.
  145. И.К. Особенности развития самосознания в онтогенезе/ /Принципы развития в психологии. М., 1978. С. 316 337.
  146. Д. Психологические типы. Юнговская типологическая модель. Перевод с английского В.Зеленского. 2 издание, пере-раб. и доп. СПб.:Б.С.К., 1996.
  147. Д.Ю. Виктимность. Особенности виктимизирующего воспитания. Психотерапевтическая помощь подросткам, потерпевшим сексуальное насилие / /Сексуальное насилие у подростков. СПб., 1997. — С.46−54.
  148. Д.Ю. Клинико-психологические аспекты виктимного поведения подростков / /Дети России: насилие и защита: Мат. Всерос. Научно-практ. конф., М., 1997. С. 91−92.
  149. Д.Ю. Психологические нарушения у девочек-подростков, пострадавших от рейпиренции. Автореферат на соискание ученой степени кандидата медицинских наук, СПб, 2000.
  150. Л.М. Агрессия, сексуальное насилие и культура / /Дети России: насилие и защита: Мат. Всерос. научно-практ. конф. М., 1997. С. 141.
  151. Юнг К.Г.: Психология бессознательного. М.: Канон. 1995. С. 77.
  152. Н.Д. Посттравматические стрессовые нарушения у детей жертв сексуального насилия и оказание первой помощи/ / Мир психологии. — 1998, № 2. С.71−80
  153. Amir М. Victim precipitated forcible Rape. The journal of Criminal Law, Criminology and Police Science, 1967, № 3, V. 58. September, 1958, P. 493−502.
  154. Badgley R. et al. Sexual offences against children. — Ottawa, 1998
  155. Brenzinger M.A., Miller P. Sexual Predators: Pedophiles on the Prowl. //Crime and Justice International April 1998 (перевод автора).
  156. Browne A., Finkelhor D. Impact of child sexual abuse: A review of research. Ottawa: Minister of supply and services. — 1989. — P.12.
  157. Child abuse prevention. — Toronto: Ontario Ministry of community and social services. — 1987.
  158. Conte J.R. A look al child sexual abuse. — National Committee for the prevention of child abuse. — 1986.
  159. Dube R. et al. Child sexual abuse prevention in Canada: A guide to prevention programs and resources. — Montreal: Hopital-Sainte-Justine. — 1988.
  160. Minister of supply and services. — 1984.
  161. Nadelson C.C., Rosenfeld A.A. Sexual misure of children// D.N. Schetky, E.P. Benedek. Child psychiatry and the law. 1980. -P. 71- 88.
  162. Nadelson C.C., Rozenfeld A.A. Sexual misure of children // D.H.Schetry, E.P.Benedek (Eds.) Child psychiatry and the law. -Brunner/Mazel, Publishers N.Y. — 1980. — P. 71−88.
  163. Rape and its victims/ /National Institute of Law Enforcement and Criminal Justice- 1975m1. И Р И Л ОЙСЕ НЯ
Заполнить форму текущей работой