Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гигиеническая оценка влияния эргономических параметров ученической мебели на функциональное состояние ребенка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема создания оптимальных гигиенических условий обучения в настоящее время приобрела особое значение в связи с негативными тенденциями в состоянии здоровья учащихсяобщеобразовательных школ, а также-в связис, изменениями, которые произошли в школьном, образовании за последние годы. Статистические данные показателей здоровья учащихся общеобразовательных школ РФ свидетельствуют об увеличении… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • Введение
  • Глава 1. Обзор литературы ^ 1.1 Влияние гигиенических факторов окружающей среды и
    • 5. анатомо-физиологических особенностей растущего организма на формирование здоровья школьников
      • 1. 2. Эргономическая характеристика имеющихся образцов школьной мебели, используемой в настоящее время для оснащения учебных помещений
      • 1. 3. Влияние эргономических параметров рабочего места на функциональное, психофизиологическое и психоэмоциональное состояние школьников в процессе учебных занятий
  • Резюме
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Объект и объём проведённого исследования
    • 2. 2. Организация проведения исследования
    • 2. 3. Методы исследования
  • Результаты, собственных исследований и>их обсуяедение !
  • Глава 3. Влияние окружающей среды на состояние здоровья" школьников Архангельской области
    • 3. 1. 3.1 Влияние школьных факторов на состояние здоровья учащихся Архангельской области. г
    • 3. 2. Обеспечение школьников ученической мебелью в Архангельской области
    • I. 3.3 Уровень и динамика состояния здоровья учащихся средних общеобразовательных школ г. Архангельска.45 Резюме
  • Глава 4. Характеристика позы учащихся в зависимости от эргономики рабочего места
    • 4. 1. Влияние эргономических параметров ученической мебели на рабочую позу учащихся в процессе обучения
    • 4. 2. Характеристика модели одноместной школьной парты с подлокотниками (патент на промышленный образец № от 16.03.2000)
    • 4. 3. Гигиеническая оценка рабочей позы школьников при посадке за новой моделью одноместной школьной парты с подлокотниками
    • 4. 4. Зависимость позной активности школьников от эргономических особенностей ученической мебели в динамике учебного процесса
    • 4. 5. Многофакторный анализ времени отвлечений школьников на уроках в зависимости от модели ученической мебели
  • Резюме
  • Глава 5. Динамика функциональных показателей у школьников в зависимости от эргономических параметров ученической мебели
    • 5. 1. Влияние эргономических параметров ученической мебели на физиологические показатели школьников в динамике учебного процесса
    • 5. 2. Влияние эргономических параметров ученической мебели на психофизиологические показатели учащихся в динамике учебного процесса
    • 5. 3. Влияние эргономических параметров ученической мебели на психомоторные процессы школьников в динамике учебного процесса
    • 5. 4. Различия показателей психоэмоциональной сферы у учащихся, занимающихся за новой и традиционной моделями ученической мебели
  • Резюме
  • Глава 6.
  • Обсуждение результатов исследований

Гигиеническая оценка влияния эргономических параметров ученической мебели на функциональное состояние ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Поступление ребёнка в школу как необходимый социально организованный институт добавляет к обычному комплексу воздействий, на организм ряд специфических «школьных» факторов, усугубляющих напряжение регуляторных механизмов. [63].

Проблема создания оптимальных гигиенических условий обучения в настоящее время приобрела особое значение в связи с негативными тенденциями в состоянии здоровья учащихсяобщеобразовательных школ, а также-в связис, изменениями, которые произошли в школьном, образовании за последние годы [17, 68, 88]. Статистические данные показателей здоровья учащихся общеобразовательных школ РФ свидетельствуют об увеличении заболеваемости школьников по всем классам болезней [67, 85, 97]. Лидирующее положение по уровнюхронической заболеваемости принадлежит болезням костно-мышечной системы — их уровень составляет 462,92%о. Данная патология определена у каждого третьего учащегося [202].

Нарушения и заболевания костно-мышечной* системы- (KMC) детей приводят в дальнейшем к ограничению их жизнедеятельности исоциальной недостаточности: ограничение в выборе профессии, противопоказания для службы в армии, негативное влияние на репродуктивное здоровье и др. Большие финансовые затраты на лечение и реабилитацию, физические и психические страдания-существенно снижают качество жизни человека.

Исходя из этого, проблема нарушений костно-мышечной системы выходит за рамки только медицинской и приобретает высокую медико-социальную значимость [115]. На формирование опорно-двигательного" аппарата ребенка оказывает существенное влияние детская мебель [196,197]. Одной из важных причин развития школьной патологии может являться продолжительное нахождение учащихся в статичной напряжённой позе сидя с низко склонённой головой за мебелью, не соответствующей гигиеническим требованиям и физиологическим особенностям детского организма.

Кумулятивный эффект ограничений двигательной активности закономерно приводит к повышенному риску потери здоровья, что позволяет считать обоснованным отнесение рабочей позы к важным гигиеническим факторам [204].

Имеющиеся методы изучения влияния эргономических’характеристик рабочего места на функциональное состояние организма в динамике учебного процесса не систематизированы. Работы по сравнительной характеристике влияния различных моделей ученической мебёли, в том числе и отдельных его элементов, их соответствия анатомическим, антропометрическим, физиологическим и биомеханическим аспектам труда ребенка, на физиологическое и психоэмоциональное состояние школьников в процессе учебных занятий отсутствуют.

В этой связи проведены исследования, касающиеся' изучения зависимостифункционального, психофизиологического и психоэмоционального состояния школьников от эргономических параметров ученической мебели.

Цель и задачи исследования

.

Цель:

Гигиеническая оценка влияния эргономических параметров рабочего места на физиологический, психологический и поведенческий уровни функционального состояния у школьников и состояние опорно-двигательного аппарата.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. Дать гигиеническую оценку ученической мебели и' изучить распространенность патологии опорно-двигательного аппарата у школьников г. Архангельска.

2. Разработать алгоритм гигиенической оценки влияния ученической мебели на функциональное состояние учащихся.

3. Провести гигиеническую оценку позной активности школьников в рамках изучения физиологического уровня функционального состояния в зависимости от эргономических показателей рабочего места учащегося.

4. Определить влияние эргономических параметров ученической мебели на динамику психологического и поведенческого уровней функционального состояния школьника в процессе обучения-.

Научная новизна.

Впервые проведено изучение эргономических параметров1 использования новой модели одноместной модели школьной парты с подлокотниками в учебном процессе.

Разработана и апробирована новая методическая схема гигиенической оценки соответствия эргономических параметров ученической мебели адаптационным возможностям учащихся, на основе которой впервые проведено исследование по изучению влияния эргономических параметров ученической мебели на динамику физиологических, психологических и психоэмоциональных показателей у школьников в процессе обучения:

Выявлена благоприятная тенденция к отсрочке времени наступления утомления у детей, занимающихся за новой моделью школьной парты, предусматривающей соблюдение основных эргономических принципов.

Установлено, что использование одноместных школьных парт с подлокотниками в учебном процессе позволяет в 5 раз снизить прирост нарушений осанки у учащихся за период обучения в начальной школе.

Практическая значимость.

Использование в учебном процессе школ одноместной школьной парты с подлокотниками позволяет снизить утомляемость школьника, увеличив тем самым время его высокой работоспособности, а также снизить развитие нарушений осанки.

На основании проведенных исследований новая модель, школьной парты, имеющая патент на промышленный образец № 46 951 от 16 марта 2000 г. Российского агентства по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ), может быть широко рекомендована к внедрению в учебный процесс общеобразовательных школ России.

Внедрение результатов в практику.

Разработаны и изданы методические рекомендации* «Гигиеническая оценка соответствия эргономических параметров рабочего места адаптационным возможностям учащегося», предназначенные для студентов, интернов и аспирантов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в области эргономики, гигиены, физиологии, психологии и др. (Архангельск: Изд. центр СГМУ, 2008).

Материалы исследования используются на кафедрах Северного государственного медицинского университета (акт внедрения от, 06.12.2006 года), в учебном процессе МОУ «Общеобразовательная школа № 10» г. Архангельска (акт внедрения от 03.09.2007 года). Результаты диссертационной работы используются специалистами Управления Роспотребнадзора по Архангельской области при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за образовательными учреждениями (акт внедрения от 17.12.2007 года).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Состояние опорно-двигательного аппарата у детей определяется эргономическими параметрами ученической мебели.

2. Алгоритм гигиенической оценки влияния ученической мебели на функциональное состояние учащихся общеобразовательной школы включает оценку эргономических параметров мебели и адаптационных возможностей организма учащихся.

3. Оптимизация эргономических параметров ученической мебели обеспечивает рациональную биомеханику позной активности и снижает частоту патологии опорно-двигательного аппарата школьников.

4. Функциональное состояние на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях зависит от рабочей позы учащегося и влияет на утомляемость и работоспособность школьников.

Апробация работы.

Результаты работы доложены и обсуждены: на проблемной комиссии' «по гигиене, экологии и безопасности в чрезвычайных ситуациях» Северного государственного медицинского университета (г.Архангельск, 14.03.08) — на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные аспекты жизнедеятельности^ человека на Севере» (г. Архангельск, 2006) — на Всероссийской научно-практической' конференции^ «Эколого-гигиенические аспекты охраныокружающей среды и здоровья, человека», посвященной 75-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РФ, профессора Г. В. Селюжицкого и 100-летию Санкт-Петербургской-медицинской академии им. И. И. Мечникова (г. Санкт-Петербург, 2007) — на-. 62-й Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов с международным участием (г. Екатеринбург, 2007) — на третьем межвузовском морском фестивале (г. Калининград, 2007) — на областной научно-практической конференции педиатров Архангельской области (г. Архангельск, 2007), ежегодных итоговых научных сессиях Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск, 2005 — 2007), на региональной научно-практической конференции «Современные» аспекты организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях", в рамках которой проведено расширенное заседание Архангельского отделения Российского общества школьной и университетской* медицины и здоровья с участием ведущих специалистов в области гигиены и охраны здоровья детей и подростков (г. Архангельск, 2008).

Публикации.

По материалам диссертации опубликованы 14 печатных работ, из них 4 статьи, 2 из которых в изданиях, рекомендованных ВАК, 1 коллективная монография- 6 тезисов, 1 методические рекомендации и 2 методических пособия для студентов медико-профилактического и педиатрического факультетов СГМУ.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация изложена на 180 страницах и состоит из введения, обзора литературы, 3 глав собственных исследований, главы обсуждения результатов, заключения, выводов, практических рекомендаций и приложения. Работа иллюстрирована 20 таблицами, 46 рисунками. Библиография включает 302 источника, из них 216 отечественных и 89 зарубежных.

Выводы^.

1. До 50% ученической мебели вобщеобразовательных школах г. Архангельска не отвечает гигиеническим требованиям. Соответствие ростового показателя детей при использовании ученической мебелистол-стул выявлено? толькоу 12,5% учащихся, тогда как эргономичнаямодель школьной парты с* подлокотниками: обеспечивает физиологически оптимальную рабочую позу у 87% учащихся:

2. Прирост нарушений осанки при: использовании в учебном процессе ученической мебели: стол-стул: наблюдается до 6 класса, составляя 30,4%, а прииспользовании школьной парты с подлокотниками — до 3-го классасоставляя 5,4%.

3. Установлено, что при: размещении детей? за ученической мебелью стол-стул время: отвлечений к последнему уроку достигает максимальных*, значенийпревышая! в* 6 раз: аналогичный, показатель, при использовании школьной парты: с: подлокотникамиПри использовании ученической мебели стол-стул наибольшая-1 двигательная <активность детей, свидетельствующаяоб утомлениинаблюдалась, на 3-м уроке, а школьной: парты с: подлокотниками: — к концу 4-го урокаПри этом среди: первых рациональная рабочая позана 4-м уроке сохранялась только у 5% учеников, тогда как среди вторых — у 67%.

4. Использование школьных парт с подлокотниками способствует поддержанию рациональной рабочей позы во время урока-.что у 92% детей приводит: к снижению времени ответной реакции на световой раздражитель, а также стабилизирует частоту сердечных, сокращений иартериальное давление:. Показатель работоспособности у детей при: использовании, эргономичной: ученическош мебели был на 0,53 ± 0,24 усл.ед. выше, а тревожности — на 1,70 ± 0,76 усл.ед. ниже, чем у детей: при использовании ученической мебели стол-стул.

5. Алгоритм гигиенической оценки влияния ученической: мебели на функциональное состояние учащихся общеобразовательной школы включает комплекс методов, позволяющих получить объективные данные о, соответствии1 рабочей позы энергозатратам, организма в ходеучебной деятельности (гониои фотограмметрия), а также физиологического И' психологического статусов'(антропо-, физиои психометрия).

Практические рекомендации.

1'. Рекомендовать к. пересмотру ГОСТ 5994– — 93 «Парты. Типы и функциональные размеры», изложенный в официальном издании Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации'(Минск: Изд-во стандартов, 1994).

2. Рекомендовать внедрение* в учебный процесс начальной школы образовательных учреждений новую модель одноместной школьной парты-с подлокотниками' (патент на-? промышленный^ образец №• 4695, зарегистрированный в Государственном, реестре промышленныхобразцов Российской Федерации от 16 марта 2000 г.).

3. Для пролонгации времени работоспособности* в учебномпроцессе кроме рекомендуемых в санитарных нормах и правилах (СанПиН 2.4.2. — 576 — 96) динамических физкультминуток использовать медицинские здоровьесберегающие технологии, включающие в себя периодическую смену рабочей позы, как один из приемов" активного отдыха. Внутренний край крышки парты, установленной вертикально, соответствует уровню расположения локтей ребенка в положении «стоя». В связи с этим* в таком положении парта может имитировать такую/модель ученической мебели, как «конторка», чтопозволяет разнообразить рабочую, позу учащегося при' проведении, занятийисключающих в своем учебном-1 плане письменные работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Скольжение подошвы как фактор утомления при ходьбе А.И. Бобров, А. П. Бружес // Научно-исследовательские труды. М., 1952.-С. 4.-С. 80.
  2. Агаджанян H.A. Адаптация человека в условиях Севера
  3. H.A. Агаджанян II Физиология человека. 1980. — № 3. — С. 272 — 274.
  4. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, М. М. Безруких и др. М.: Педагогика, 1982. — 238 с.
  5. Г. А. Математические методы в инженерной психологии Г.А. Аминев- Уфа: Изд-во Башкир, ун-та, 1982. — С.19.
  6. М.В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности / М. В. Антропова -М., 1968. -232 с.
  7. М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников / М. В. Антропова М., 1974 — 136 с.
  8. М.В. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей / М. В. Антропова, Г. Г. Манке//Народное образование. 1998. -№ 9−10.- С. 171−174.
  9. Н. А. Состояние здоровья детей города Северодвинска -Государственного Российского Центра атомного судостроения /
  10. Н. А. Артемова, Л. И. Меньшикова, JI. А. Ошуркова // Экология человека. 2003. — № 6. — С. 34 — 37. I
  11. P.M. Синусовая аритмия с точки зрения кибернетики /
  12. P.M. Баевский // Математические методы анализа сердечного ритма. — Mi: Наука, 1968.-151 с.
  13. P.M. Оценка адаптационных возможностей организма1 и риска развития* заболеваний / P.M. Баевский, А. П. Берсенева М.: Медицина, 1997.-233 с.
  14. Базарный В. Ф: Главная опасность для цивилизации / В. Ф. Базарный // Народное образование 1998.- № 9 10. С. 157 — 159.
  15. В.Ф. Профилактика отклонений в развитии, зрения и формирования рефлекса низко склонённой головы в процессе овладения детьми навыками чтения — письма: методические рекомендации /В.Ф. Базарный -М., 1982. — 10 с.
  16. В.Ф. Трагедия детей, порождённая традиционным образом организации учебного процесса / В. Ф. Базарный // Школа здоровья- -1996.-№ 4.-С. 44−47.
  17. Базарный В. Ф. Повышение уровня" здоровья школьников- за счёт построения учебного процесса в режиме «динамических поз»
  18. В.Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева, Э. Я. Оладо, В. А. Гуров //Новые исследования по возрастной физиологии. 1988. — № 2 (31). — С. 69 -73.
  19. А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. М., 2006. -412 с.
  20. А. А. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий. М.: Издат. дом «Династия», 2003: — 638 с.
  21. A.A. Образ жизни и репродуктивное здоровье подростков / A.A. Баранов Л. М. Сухарева // Народное образование. 1998. — № 9 -10.-С. 177−179.
  22. Н. F. Социально-медицинские аспекты здоровья детей и подростков на Крайнем Севере России (по материалам Ненецкого автономного округа): автореф. дис.. канд. мед. наук / Николай Григорьевич Беляков. Архангельск, 2005. — 22 с.
  23. H.A. Биомеханика и физиология движений /
  24. H.A. Бернштейн- под редакцией В. П. Зинченко. Mi: Изд-во «Институт практической' психологии" — Воронеж: НПО' „МОДЭК“, 1997. — 607 с.
  25. H.A. Общая биомеханика. Основы учения о движениях человека / H.A. Бернштейн. М. — 1926.
  26. В.М. Избранные произведения / В. М: Бехтерев.- М. 1954.
  27. Р.Р. Совершенствование специализированной! помощи детям-с.патологией опорно-двигательного'аппарата / P.P. Бикмеев,
  28. И.Т. Батршин, // Сборник материалов XII Конгресса педиатров России „Актуальные проблемы педиатрии“ (Москва, 19−22 февраля 2008 г.). М.: „ГЕОТАР-Медиа“, 2008. — С. 43 — 44.
  29. А.Б. Проектирование и конструирование мебели /
  30. А.Б. Блехман. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: :Лесная-промышленность, 1988.
  31. Е.И. Возрастные изменения времени реакции- у детей и у взрослых / Е. И. Бойко // Пограничные проблемы психологии и физиологии. М. — Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С. 162 -169.
  32. Е.И. Время реакции человека. История, теория, современное состояние и практическое значение хронометрических исследований / Е. И. Бойко. М.: Медицина. 1964. -С.281 -310:
  33. М.Д. Гигиена детей и подростков / М. Д. Большакова / под. ред. проф. С. М. Громбаха. М.: Медицина- 1966. — 312 с.
  34. Большая советская энциклопедия. М., 1969. — T. L — С. 216.
  35. И.Е. К вопросу о состоянии здоровья детей-первоклассников / И. Е. Борискина, Г. Г. Брезкунова, В. А. Карпенко,
  36. Бурлачук Л. Ф- Словарь справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М^М0розов*СПб:Изд-во „Питер-Ком“, 1999.-518 с.
  37. С. А. Метаболический синдром:: патогенез, клиника, диагностика, подходы к лечению / С. А. Бутрова // Рус. мед. журн. -2001.-Т. 9,№ 2.-С. 56−60.
  38. А. Ю. Радиоактивные микроэлементы и здоровье человека /. А. Ю. Бушманов // Микроэлементы в медицине. 2000. — Ж 1. — С. 26• -зо... ''
  39. Е.К. Гигиена урока / ' Е. К. Глушкова // Гигиенические аспекты реформы общеобразовательной школы. Обзорная1 информация. -М.: ВНИИМИ, 1985. -С.15 -22.
  40. ГОСТ 12.2.032−78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования. Постановление-Правительства РФ' № 937 от 12 августа 1994 г.
  41. ГОСТ 23 380–83 Столы ученические деревянные и на металлическом каркасе. М.: Изд — во стандартов, 1984. -19 с. ГОСТ 23 381–89 Стулья ученические и детские. — М.: Изд — во стандартов, Методы испытаний (СТ СЭВ 6474−88), 1990. — 16 с.
  42. ГОСТ 5994–93 Парты типы и функциональные размеры. М.: Изд — во стандартов, 1994. — 8 с.
  43. ГОСТ Р 8.563−96.» Государственная- система обеспечения' единства измерений. Методики выполнения измерений.
  44. A.B. Общая характеристика климатогеографических условий Русского Севера и* адаптивных реакций человека в холодной климатической"зоне (обзор) / А. В. Грибанов, Р. И". Данилова // Север. Дети. Школа. Архангельск, 1994. — Вып. Г. — С. 4 — 27.
  45. Т. Основы доказательной медицины: пер. с англ./ под ред. И. Н. Денисова, К. И. Сайткулова. 3-е1 изд. — М: ГЭОТАР — Медиа, 2008: — 288 с.
  46. С.М. Степень утомительности уроков и её изучение / С. М. Громбах // Советская педагогика. 1982. — № 10. — С. 58 — 61.
  47. В.А. Влияние учебных занятий) в режиме динамических поз.на психофизиологическое развитие детей младшего школьного’возраста: автореф. дис. канд. биол. наук/ В. А. Гуров Новосибирск, 1995. — 25с.
  48. ГурфинкельB.C. Регуляция"позы человека/ B.C. Гурфинкель, Я. М. Коц, М'.Л. Шик М.:Наука, -1965. — 255 с.
  49. H.H. Психофизиология: учебник для вузов / H.H. Данилова. М.: — Аспект — Пресс, 1999. — С. 324 — 334.
  50. Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной-деятельности / Ю. И. Данько // Детская спортивная медицина / под ред.
  51. С.Б. Тихвинского. М.: Медицина, 1980. — с.12 — 34.
  52. Г. Н. Особенности' организации дифференцированного физического воспитания учащихся- младших" классов с учетом* состояния здоровья / Г. Н. Дёгтева, О. Н- Коноплев,* О. В. Тарасова,
  53. И.Г. Парфенов, Т. Г. Михайлова //Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта: тезисы. Архангельск: Изд-во ПГУ, 2003.-С. 55.
  54. Г. Н. Результаты апробации новой одноместной школьной' парты / Г. Н. Дегтева, Л. И. Кудря, Н. Ю. Лабутин, Ю. Р. Теддер,
  55. H.H. Симонова // Материалы юбилейной научной конференции с международным участием- посвящённой 60-летию кафедры гигиены АГМА. 1995. — С.34 — 35.
  56. Г. Н., Кудря, Л.И! Гигиеническая оценка мебели детских дошкольных учреждений и, школ: методическая? разработка / Г. Н. Дёгтева, Л. И. Кудря. Архангельск: Изд-во АГМА, 1995. — 13 с.
  57. В.В. Практическое руководство к тесту Люшера. — Кишинёв.-Периодика. 19 901 — 174 с.
  58. Дзятковская Hl Е. Здоровьесберегающее образовательное пространство / Н. Е. Дзятковская // Педагог, образование и наука. -2002.-№ 3.-С. 11−14.
  59. Д.Д. Биомеханика / Д. Д. Донской М.: Просвещение, — 1975. -239 с.
  60. М. Г. Основные тенденции формирования здоровья детей и. подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера- Российской Федерации / М. Г. Дьячкова, И. Г. Беляков // Экология человека. «2005.-№ 4.-С. 19−23.
  61. С. П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С. П. Евсеев. М.: Советский* спорт, 2000. — 240 с.
  62. A.C. О роли семьи в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата школьника / A.C. Емельянова,
  63. А.Н. Строкина //Сборник материалов ХГ Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». -М.: ГЕОТАР-Медиа, 2007. -С. 226.
  64. О.Ю. Математическая’статистика для психологов: учебник / О.Ю. Ермолаев-М.:МПСИ: Флинта, 2002. -336 с.
  65. Ю.Д. Световой и ультрафиолетовый климат в помещениях для детей и подростков / Ю. Д. Жилов М.: Медицина, 1978. — 36 с.
  66. Загрязненность окружающей среды и здоровье населения на Российском Севере / РАМН- Ин-т медико-биол. проблем. М., 1999. -175 с.
  67. Н. А. Заболеваемость подросткового населения хронической’патологией на территории Омской области (и факторы, ее определяющие / Н- А. Закоркина, В. Г. Лотушанский // Омский науч. вестн. 2006. — № 35, прил. — С. 52 — 55.
  68. Здоровье, обучение и воспитание детей: история, и современность (1904 1959 — 2004) / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева и др. — М.: Издат. дом «Династия», 2006. — 312 с.
  69. Здоровьесберагающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: метод, рекомендации / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: Триада-форм, 2002.-114 с.
  70. В.М. Гигиенические принципы! организации учебного процесса на начальном этапе обучения в школе (1 класс): автореф- дис.канд. мед. наук/ В'.М. Зубкова. М., 1972. — 17 с.
Заполнить форму текущей работой