Гигиеническая оценка влияния эргономических параметров ученической мебели на функциональное состояние ребенка
Диссертация
Проблема создания оптимальных гигиенических условий обучения в настоящее время приобрела особое значение в связи с негативными тенденциями в состоянии здоровья учащихсяобщеобразовательных школ, а также-в связис, изменениями, которые произошли в школьном, образовании за последние годы. Статистические данные показателей здоровья учащихся общеобразовательных школ РФ свидетельствуют об увеличении… Читать ещё >
Содержание
- Список сокращений
- Введение
- Глава 1. Обзор литературы ^ 1.1 Влияние гигиенических факторов окружающей среды и
- 5. анатомо-физиологических особенностей растущего организма на формирование здоровья школьников
- 1. 2. Эргономическая характеристика имеющихся образцов школьной мебели, используемой в настоящее время для оснащения учебных помещений
- 1. 3. Влияние эргономических параметров рабочего места на функциональное, психофизиологическое и психоэмоциональное состояние школьников в процессе учебных занятий
- 5. анатомо-физиологических особенностей растущего организма на формирование здоровья школьников
- 2. 1. Объект и объём проведённого исследования
- 2. 2. Организация проведения исследования
- 2. 3. Методы исследования
- 3. 1. 3.1 Влияние школьных факторов на состояние здоровья учащихся Архангельской области. г
- 3. 2. Обеспечение школьников ученической мебелью в Архангельской области
- I. 3.3 Уровень и динамика состояния здоровья учащихся средних общеобразовательных школ г. Архангельска.45 Резюме
- 4. 1. Влияние эргономических параметров ученической мебели на рабочую позу учащихся в процессе обучения
- 4. 2. Характеристика модели одноместной школьной парты с подлокотниками (патент на промышленный образец № от 16.03.2000)
- 4. 3. Гигиеническая оценка рабочей позы школьников при посадке за новой моделью одноместной школьной парты с подлокотниками
- 4. 4. Зависимость позной активности школьников от эргономических особенностей ученической мебели в динамике учебного процесса
- 4. 5. Многофакторный анализ времени отвлечений школьников на уроках в зависимости от модели ученической мебели
- 5. 1. Влияние эргономических параметров ученической мебели на физиологические показатели школьников в динамике учебного процесса
- 5. 2. Влияние эргономических параметров ученической мебели на психофизиологические показатели учащихся в динамике учебного процесса
- 5. 3. Влияние эргономических параметров ученической мебели на психомоторные процессы школьников в динамике учебного процесса
- 5. 4. Различия показателей психоэмоциональной сферы у учащихся, занимающихся за новой и традиционной моделями ученической мебели
Список литературы
- Авилов A.A. Скольжение подошвы как фактор утомления при ходьбе А.И. Бобров, А. П. Бружес // Научно-исследовательские труды. М., 1952.-С. 4.-С. 80.
- Агаджанян H.A. Адаптация человека в условиях Севера
- H.A. Агаджанян II Физиология человека. 1980. — № 3. — С. 272 — 274.
- Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, М. М. Безруких и др. М.: Педагогика, 1982. — 238 с.
- Аминев Г. А. Математические методы в инженерной психологии Г.А. Аминев- Уфа: Изд-во Башкир, ун-та, 1982. — С.19.
- Антропова М.В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности / М. В. Антропова -М., 1968. -232 с.
- Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников / М. В. Антропова М., 1974 — 136 с.
- Антропова М.В. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей / М. В. Антропова, Г. Г. Манке//Народное образование. 1998. -№ 9−10.- С. 171−174.
- Артемова Н. А. Состояние здоровья детей города Северодвинска -Государственного Российского Центра атомного судостроения /
- Н. А. Артемова, Л. И. Меньшикова, JI. А. Ошуркова // Экология человека. 2003. — № 6. — С. 34 — 37. I
- Баевский P.M. Синусовая аритмия с точки зрения кибернетики /
- P.M. Баевский // Математические методы анализа сердечного ритма. — Mi: Наука, 1968.-151 с.
- Баевский P.M. Оценка адаптационных возможностей организма1 и риска развития* заболеваний / P.M. Баевский, А. П. Берсенева М.: Медицина, 1997.-233 с.
- Базарный В. Ф: Главная опасность для цивилизации / В. Ф. Базарный // Народное образование 1998.- № 9 10. С. 157 — 159.
- Базарный В.Ф. Профилактика отклонений в развитии, зрения и формирования рефлекса низко склонённой головы в процессе овладения детьми навыками чтения — письма: методические рекомендации /В.Ф. Базарный -М., 1982. — 10 с.
- Базарный В.Ф. Трагедия детей, порождённая традиционным образом организации учебного процесса / В. Ф. Базарный // Школа здоровья- -1996.-№ 4.-С. 44−47.
- Базарный В. Ф. Повышение уровня" здоровья школьников- за счёт построения учебного процесса в режиме «динамических поз»
- В.Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева, Э. Я. Оладо, В. А. Гуров //Новые исследования по возрастной физиологии. 1988. — № 2 (31). — С. 69 -73.
- Баранов А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. М., 2006. -412 с.
- Баранов А. А. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий. М.: Издат. дом «Династия», 2003: — 638 с.
- Баранов A.A. Образ жизни и репродуктивное здоровье подростков / A.A. Баранов Л. М. Сухарева // Народное образование. 1998. — № 9 -10.-С. 177−179.
- Беляков Н. F. Социально-медицинские аспекты здоровья детей и подростков на Крайнем Севере России (по материалам Ненецкого автономного округа): автореф. дис.. канд. мед. наук / Николай Григорьевич Беляков. Архангельск, 2005. — 22 с.
- Бернштейн H.A. Биомеханика и физиология движений /
- H.A. Бернштейн- под редакцией В. П. Зинченко. Mi: Изд-во «Институт практической' психологии" — Воронеж: НПО' „МОДЭК“, 1997. — 607 с.
- Бернштейн H.A. Общая биомеханика. Основы учения о движениях человека / H.A. Бернштейн. М. — 1926.
- Бехтерев В.М. Избранные произведения / В. М: Бехтерев.- М. 1954.
- Бикмеев Р.Р. Совершенствование специализированной! помощи детям-с.патологией опорно-двигательного'аппарата / P.P. Бикмеев,
- И.Т. Батршин, // Сборник материалов XII Конгресса педиатров России „Актуальные проблемы педиатрии“ (Москва, 19−22 февраля 2008 г.). М.: „ГЕОТАР-Медиа“, 2008. — С. 43 — 44.
- Блехман А.Б. Проектирование и конструирование мебели /
- А.Б. Блехман. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: :Лесная-промышленность, 1988.
- Бойко Е.И. Возрастные изменения времени реакции- у детей и у взрослых / Е. И. Бойко // Пограничные проблемы психологии и физиологии. М. — Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С. 162 -169.
- Бойко Е.И. Время реакции человека. История, теория, современное состояние и практическое значение хронометрических исследований / Е. И. Бойко. М.: Медицина. 1964. -С.281 -310:
- Большакова М.Д. Гигиена детей и подростков / М. Д. Большакова / под. ред. проф. С. М. Громбаха. М.: Медицина- 1966. — 312 с.
- Большая советская энциклопедия. М., 1969. — T. L — С. 216.
- Борискина И.Е. К вопросу о состоянии здоровья детей-первоклассников / И. Е. Борискина, Г. Г. Брезкунова, В. А. Карпенко,
- Бурлачук Л. Ф- Словарь справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М^М0розов*СПб:Изд-во „Питер-Ком“, 1999.-518 с.
- Бутрова С. А. Метаболический синдром:: патогенез, клиника, диагностика, подходы к лечению / С. А. Бутрова // Рус. мед. журн. -2001.-Т. 9,№ 2.-С. 56−60.
- Бушманов А. Ю. Радиоактивные микроэлементы и здоровье человека /. А. Ю. Бушманов // Микроэлементы в медицине. 2000. — Ж 1. — С. 26• -зо... ''
- Глушкова Е.К. Гигиена урока / ' Е. К. Глушкова // Гигиенические аспекты реформы общеобразовательной школы. Обзорная1 информация. -М.: ВНИИМИ, 1985. -С.15 -22.
- ГОСТ 12.2.032−78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования. Постановление-Правительства РФ' № 937 от 12 августа 1994 г.
- ГОСТ 23 380–83 Столы ученические деревянные и на металлическом каркасе. М.: Изд — во стандартов, 1984. -19 с. ГОСТ 23 381–89 Стулья ученические и детские. — М.: Изд — во стандартов, Методы испытаний (СТ СЭВ 6474−88), 1990. — 16 с.
- ГОСТ 5994–93 Парты типы и функциональные размеры. М.: Изд — во стандартов, 1994. — 8 с.
- ГОСТ Р 8.563−96.» Государственная- система обеспечения' единства измерений. Методики выполнения измерений.
- Грибанов A.B. Общая характеристика климатогеографических условий Русского Севера и* адаптивных реакций человека в холодной климатической"зоне (обзор) / А. В. Грибанов, Р. И". Данилова // Север. Дети. Школа. Архангельск, 1994. — Вып. Г. — С. 4 — 27.
- Гринтхалых Т. Основы доказательной медицины: пер. с англ./ под ред. И. Н. Денисова, К. И. Сайткулова. 3-е1 изд. — М: ГЭОТАР — Медиа, 2008: — 288 с.
- Громбах С.М. Степень утомительности уроков и её изучение / С. М. Громбах // Советская педагогика. 1982. — № 10. — С. 58 — 61.
- Гуров В.А. Влияние учебных занятий) в режиме динамических поз.на психофизиологическое развитие детей младшего школьного’возраста: автореф. дис. канд. биол. наук/ В. А. Гуров Новосибирск, 1995. — 25с.
- ГурфинкельB.C. Регуляция"позы человека/ B.C. Гурфинкель, Я. М. Коц, М'.Л. Шик М.:Наука, -1965. — 255 с.
- Данилова H.H. Психофизиология: учебник для вузов / H.H. Данилова. М.: — Аспект — Пресс, 1999. — С. 324 — 334.
- Данько Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной-деятельности / Ю. И. Данько // Детская спортивная медицина / под ред.
- С.Б. Тихвинского. М.: Медицина, 1980. — с.12 — 34.
- Дегтева Г. Н. Особенности' организации дифференцированного физического воспитания учащихся- младших" классов с учетом* состояния здоровья / Г. Н. Дёгтева, О. Н- Коноплев,* О. В. Тарасова,
- И.Г. Парфенов, Т. Г. Михайлова //Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта: тезисы. Архангельск: Изд-во ПГУ, 2003.-С. 55.
- Дегтева Г. Н. Результаты апробации новой одноместной школьной' парты / Г. Н. Дегтева, Л. И. Кудря, Н. Ю. Лабутин, Ю. Р. Теддер,
- H.H. Симонова // Материалы юбилейной научной конференции с международным участием- посвящённой 60-летию кафедры гигиены АГМА. 1995. — С.34 — 35.
- Дегтева Г. Н., Кудря, Л.И! Гигиеническая оценка мебели детских дошкольных учреждений и, школ: методическая? разработка / Г. Н. Дёгтева, Л. И. Кудря. Архангельск: Изд-во АГМА, 1995. — 13 с.
- Джое В.В. Практическое руководство к тесту Люшера. — Кишинёв.-Периодика. 19 901 — 174 с.
- Дзятковская Hl Е. Здоровьесберегающее образовательное пространство / Н. Е. Дзятковская // Педагог, образование и наука. -2002.-№ 3.-С. 11−14.
- Донской Д.Д. Биомеханика / Д. Д. Донской М.: Просвещение, — 1975. -239 с.
- Дьячкова М. Г. Основные тенденции формирования здоровья детей и. подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера- Российской Федерации / М. Г. Дьячкова, И. Г. Беляков // Экология человека. «2005.-№ 4.-С. 19−23.
- Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С. П. Евсеев. М.: Советский* спорт, 2000. — 240 с.
- Емельянова A.C. О роли семьи в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата школьника / A.C. Емельянова,
- А.Н. Строкина //Сборник материалов ХГ Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». -М.: ГЕОТАР-Медиа, 2007. -С. 226.
- Ермолаев О.Ю. Математическая’статистика для психологов: учебник / О.Ю. Ермолаев-М.:МПСИ: Флинта, 2002. -336 с.
- Жилов Ю.Д. Световой и ультрафиолетовый климат в помещениях для детей и подростков / Ю. Д. Жилов М.: Медицина, 1978. — 36 с.
- Загрязненность окружающей среды и здоровье населения на Российском Севере / РАМН- Ин-т медико-биол. проблем. М., 1999. -175 с.
- Закоркина Н. А. Заболеваемость подросткового населения хронической’патологией на территории Омской области (и факторы, ее определяющие / Н- А. Закоркина, В. Г. Лотушанский // Омский науч. вестн. 2006. — № 35, прил. — С. 52 — 55.
- Здоровье, обучение и воспитание детей: история, и современность (1904 1959 — 2004) / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева и др. — М.: Издат. дом «Династия», 2006. — 312 с.
- Здоровьесберагающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: метод, рекомендации / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: Триада-форм, 2002.-114 с.
- Зубкова В.М. Гигиенические принципы! организации учебного процесса на начальном этапе обучения в школе (1 класс): автореф- дис.канд. мед. наук/ В'.М. Зубкова. М., 1972. — 17 с.