Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Физиологические механизмы формирования позной устойчивости у девочек первого детства с двигательной активностью различной координационной сложности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна. На основании комплексного анализа возрастной динамики позной устойчивости по показателям стабилометрии и топографического картирования мощности спектра электроэнцефалограммы у девочек первого детства, имеющих двигательную активность различной координационной сложности, впервые: обнаружено, что возрастная динамика ортоградной позы имеет волнообразный нелинейный характер… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
    • 1. 1. Возрастная динамика развития двигательных функций у детей на 11 ранних этапах онтогенеза
    • 1. 2. Возрастная динамика развития центральной нервной системы у де- 14 тей первого детства
    • 1. 3. Поза как интегральный показатель развития центральной нервной 20 системы
    • 1. 4. Возрастные особенности формирования позы человека
    • 1. 5. Особенности электрической активности коры больших полушарий на ранних этапах онтогенеза
  • ГЛАВА II. КОНТИНГЕНТ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕ ДОВАНИЯ
    • 2. 1. Контингент исследования
    • 2. 2. Организация исследования
    • 2. 3. Методы исследования
      • 2. 3. 1. Стабилография
      • 2. 3. 2. Электроэнцефалография
      • 2. 3. 3. Методы математической статистики
  • ГЛАВА III. СТАБИЛОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОР- 40 ТОГРАДНОЙ ПОЗЫ У ДЕВОЧЕК ПЕРВОГО ДЕТСТВА
    • 3. 1. Возрастная динамика позной устойчивости у девочек первого дет- 41 ства, не занимающихся спортом (поперечный срез)
    • 3. 2. Возрастная динамика позной устойчивости у юных гимнасток (по- 50 перечный срез)
    • 3. 3. Возрастная динамика позной устойчивости у девочек первого дет- 60 ства с двигательной активностью различной координационной сложности (поперечный срез)
    • 3. 4. Возрастная динамика позной устойчивости у юных гимнасток, 69 имеющих различный спортивный стаж (лонгитудинальные исследования)
  • ГЛАВА IV. ДИНАМИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ У ДЕВОЧЕК ПЕРВОГО 80 ДЕТСТВА
    • 4. 1. Электрическая активность коры больших полушарий у девочек, не занимающихся спортом, при поддержании вертикальной позы различ- 81 ной сложности
    • 4. 2. Электрическая активность коры больших полушарий у юных гимнасток при поддержании вертикальной позы различной сложности
    • 4. 3. Сравнительный анализ электрической активности коры больших полушарий у девочек с двигательной активностью различной коорди- 100 национной сложности
    • 4. 4. Пространственно-временные характеристики электрической акъ тивности коры больших полушарий у юных гимнасток при планирова- 104 нии, реализации и завершении моторной задачи
  • ГЛАВА V. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Физиологические механизмы формирования позной устойчивости у девочек первого детства с двигательной активностью различной координационной сложности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Генетически предопределенный уровень двигательной активности является основополагающим условием индивидуального развития организма (И.А. Аршавский, 1967). Знание этих закономерностей позволяет целенаправленно воздействовать на детский организм средствами физической культуры и спорта, содействовать оптимальному его формированию (Н.А. Фомин, Ю. А. Вавилов, 1991; Н. А. Фомина, 1996). На период первого детства приходится этап начального отбора детей для занятий в спортивных секциях таких видов спорта как художественная и спортивная гимнастика, акробатика (Л.Я. Аркаев, Е. Ю. Розин, 1999; Т.Е. Цапле-ва, 2001).

Поза человека является одним из интегральных показателей деятельности ЦНС (B.C. Гурфинкель и др., 1999; Я. А. Бедров, Ю. П. Герасименко, 2003; P.J. Starley et al., 1999). Организация позной активности, которая лежит в основе спортивной техники, может осуществляться при слаженном функционировании трех основных частей ЦНС — коры больших полушарий, подкорковых образований и сенсорных систем (М.М. Безруких и др., 2002; R.I. Machinskaya, 1999). Однако, роль корковых механизмов формирования позной устойчивости изучена недостаточно (М.Е. Иоффе, 1997; А.В. Trembach, Y.N. Romanova, 2003; С. Schmitz et al., 2002). Отсутствуют систематические исследования, посвященные анализу позной устойчивости у детей с двигательной активностью различной координационной сложности (N. Kir-shenbaum et al., 2000). Остается дискуссионным вопрос о выборе оптимальных сроков начала занятий художественной гимнастикой. Вышесказанное определило целесообразность комплексного исследования возрастной динамики позной устойчивости и функциональных особенностей коры больших полушарий у девочек первого детства с учетом двигательной активности различной координационной сложности и спортивного стажа.

Цель работы: установить закономерности формирования позной устойчивости у девочек первого детства с двигательной активностью различной координационной сложности на основе функциональных характеристик ортоградной позы и электрической активности коры больших полушарий.

В качестве основных задач исследования были избраны следующие:

1. Выявить возрастную динамику ортоградной позы по показателям ста-токинезиограммы в различных экспериментальных условиях у девочек, имеющих регламентированный двигательный режим в детских дошкольных учреждениях, и у юных гимнасток с двигательной активностью повышенной координационной сложности.

2. Определить вклад зрительной, вестибулярной и проприоцептивной сенсорных систем в формирование ортоградной позы.

3. Выявить динамику позной устойчивости у девочек, занимающихся художественной гимнастикой с четырех, пяти и шести лет.

4. Установить динамику электрофизиологических коррелятов центральных программ, обеспечивающих поддержание ортоградной позы у девочек 7 лет, имеющих двигательную активность различной координационной сложности, и выявить роль определенных корковых областей в совершенствовании позной устойчивости.

5. Определить пространственно-временную динамику развертывания центральных программ при планировании, реализации и завершении ортоградной позы у юных гимнасток.

Научная новизна. На основании комплексного анализа возрастной динамики позной устойчивости по показателям стабилометрии и топографического картирования мощности спектра электроэнцефалограммы у девочек первого детства, имеющих двигательную активность различной координационной сложности, впервые: обнаружено, что возрастная динамика ортоградной позы имеет волнообразный нелинейный характер и ее выраженность обусловлена сложностью решения моторной задачиэкспериментально доказано, что в возрасте 6−7 лет в формировании по-зной устойчивости доминирующую роль играет проприоцептивная сенсорная системавыявлены корковые механизмы совершенствования функции равновесия, которые заключаются в активизации деятельности нейронных ансамблей в премоторных, моторных, соматосенсорных, нижнетеменных и затылочных областях коры больших полушарий, определяющих планирование, реализацию и контроль позных синергийописана временная динамика пространственной топографии электрической активности коры больших полушарий в различных частотных диапазонах в соответствии с фазами организации ортоградной позы.

Положения, выносимые на защиту:

1. В основе формирования позной устойчивости у девочек первого детства лежат процессы моторного обучения, ограниченные степенью зрелости отдельных сенсорных систем, корковых центров, обеспечивающих организацию ортоградной позы. Возрастная динамика позной устойчивости имеет нелинейный волновой характер и обусловлена сложностью моторной задачи. Нелинейность динамики наиболее выражена при формировании ортоградной позы в условиях исключения зрительной и дополнительной активации вестибулярной сенсорных систем.

2. В процессе формирования позной устойчивости к концу первого детства, независимо от специфики двигательной активности, существенно повышается роль проприоцептивной сенсорной системы.

3. Занятия художественной гимнастикой совершенствуют позную устойчивость, в основном, за счет оптимизации деятельности проприоцептивной и вестибулярной сенсорных систем. Оптимальный уровень их развития к семи годам достигается при начале занятий с пятилетнего возраста.

4. В основе совершенствования позной устойчивости лежит перестройка центральных программ в виде активации премоторных, моторных, сома-тосенсорных, нижнетеменных и затылочных областей коры больших полушарий, ответственных за планирование, реализацию и контроль ортоградной позы.

5. Пространственно-временные характеристики электрической активности коры больших полушарий динамично изменяются в соответствии с фазами организации ортоградной позы.

Теоретическая значимость работы заключается в формировании новых представлений об оптимизации позной устойчивости на ранних этапах онтогенеза под воздействием двигательной активности различной координационной сложности за счет формирования высокоавтоматизированного двигательногонавыка посредством оптимизации деятельности сенсорных систем (в первую очередь проприоцептивной) и перестройки центральных программ.

Практическая значимость работы. Полученные данные могут найти практическое применение в дальнейшей теоретической разработке данной проблемы, при организации начального отбора в спортивные группы и секции, а также при определении уровня тренированности в таких видах спорта, как гимнастика и акробатика. Возможно их использование в физиологии спорта, труда, возрастной физиологии. Результаты исследования и их интерпретация излагаются в курсах лекций по физиологии, биомеханике, гимнастике, физкультурно-оздоровительным технологиям КГУФКСТ и используются в работе СДЮСШОР № 1, детского сада общеобразовательного типа № 6 г. Краснодара.

Апробация работы. Результаты исследования представлены на научно-практических конференциях КГУФКСТна V Всероссийской конференции по биомеханике «Биомеханика-2000» (Нижний Новгород, 2000) — Всероссийской научно-практической конференции «Образование и молодежная политика в современной России» (Санкт-Петербург, 2002) — VI Всероссийской конференции по биомеханике (Нижний Новгород, 2002) — XI Международном симпозиуме «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (Москва, 2003) — I Съезде физиологов СНГ (Сочи-Дагомыс, 2005) — XVIIth Conference on Postural and Gait Rese85 arch (Marseille, 2005) — 35th Meeting for Neurosciences (Washington, 2005). По материалам диссертации опубликовано 10 работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложения и актов внедрения. Работа содержит 160 страниц компьютерного текста, 27 рисунков, 26 таблиц. Библиография включает 256 литературных источников, в том числе 91 иностранный.

ВЫВОДЫ.

1. Возрастная динамика позной устойчивости у девочек первого детства имеет нелинейный волнообразный характер. Она зависит от уровня афферентации зрительной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорных систем. Максимальное проявление нелинейности динамики позной устойчивости выявляется при исключении зрительного контроля с одновременной дополнительной искусственной активацией вестибулярной сенсорной системы.

2. В процессе совершенствования позной устойчивости к концу первого детства доминирующую роль приобретает проприоцептивная сенсорная система независимо от уровня координационной сложности двигательной активности.

3. Занятия художественной гимнастикой существенно повышают позную устойчивость и сглаживают нелинейный характер формирования ортоградной позы. Такая возрастная динамика наиболее выражена у девочек, которые имеют двухлетний спортивный стаж.

4. По мере усложнения моторной задачи у девочек, не занимающихся спортом, наблюдается повышение мощности спектра электроэнцефалограммы в высокочастотных диапазонах (26−46 Гц) преимущественно в лобных, премоторных и височных областях коры больших полушарий. У юных гимнасток наибольшая активность проявляется в центрах, связанных с планированием, реализацией и контролем двигательного акта в диапазонах 5−13 и 23−46 Гц.

5. В период подготовки к инициации и прекращению позных перестроек максимальное увеличение мощности спектра электроэнцефалограммы проявляется в основном в диапазонах низких и средних частот в корковых центрах, ответственных за планирование позных синергийпри реализации ортоградной позы максимальная мощность спектра в диапазонах средних и высоких частот перемещается в центры, обеспечивающие исполнение и контроль запланированного моторного акта.

6. Одим из основных механизмов совершенствования позной устойчивости при регулярных занятиях художественной гимнастикой является выраженное повышение активности корковых центров, ответственных за планирование, реализацию и контроль позных синергий, функционирующих по принципу распределенной системы с динамично изменяющимися пространственно-временными характеристиками.

7. В основе совершенствования позной устойчивости у девочек первого детства лежит формирование широкого спектра высокоавтоматизированных двигательных навыков, в основном, за счет функциональной специализации корковых центров при оптимальной деятельности сенсорных систем, обеспечивающих центральную нервную систему адекватной информацией о положении тела в окружающем трехмерном пространстве. Расширение и усложнение двигательного опыта приводит к совершенствованию деятельности центральных программ, более эффективного использования ими информации сенсорных систем, в первую очередь проприоцептивной, и вследствие этого оптимизации нервного контроля ортоградной позы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Показатели позной устойчивости, определяемые по характеристикам статокинезиограмм, рекомендуется использовать у девочек 4−7 лет с двигательной активностью различной координационной сложности как объективный метод тестирования уровня тренированности.

По результатам стабилографических исследований при открытых, закрытых глазах и на неустойчивой опоре можно судить о функциональном состоянии зрительной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорных систем.

Выявленное отсутствие положительной возрастной динамики и в некоторых случаях снижение уровня позной устойчивости у девочек шести лет необходимо учитывать при составлении программ по физическому воспитанию в детских дошкольных учреждениях и в тренировочном процессе в спортивных школах.

Анализ возрастной динамики позной устойчивости у девочек с различным спортивным стажем позволяет рекомендовать начаинать занятия художественной гимнастикой с пятилетнего возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.К., Бердичевская Е. М., Гольберг Н. Д., Демидова Е. В., Коре-панов А.Л., Сундатова Т. В. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. Краснодар, 1991.- 104 с.
  2. Е.К., Бердичевская Е. М., Демидова Е. В. Физиологические особенности детей, подростков и юношей. Краснодар, 1999. — 87 с.
  3. Е.К., Трембач А. Б., Спицкая Я. Е. Биоэлектрическая активность мозга человека при решении простых и сложных моторных задач // Проблемы нейрокибернетики: Мат. XI межд. конф. по нейро-кибернетике.- Ростов-н/Д, 1995. С. 22−23.
  4. М.А., Сметанин Б. Н. Регуляция стопой человека равновесия механической системы типа «Перевернутый маятник». Сообщение I. Значение скорости движения // Физиология человека. — 1983, Т.9. № 4. — С. 653−660.
  5. Я.А. Физиология сенсорных систем. СПб.: Изд-во «Паритет», 2003.-352 с.
  6. И.О., Курганицкий А. В. Влияние зрительного контроля на пространственно-временную структуру циклических графических движений. Возрастной аспект // Физиология человека. 2000. — Т.26. № 1. С. 130−131.
  7. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицин", 1975. 446 с.
  8. Л.Я., Розин Е. Ю. Возраст, росто-весовые показатели и мастерство гимнастов-юниоров // ТПФК, № 5, — 1999. — С.47−51.
  9. Ю.Артамонова Т. В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста // Автореф. канд. дисс. Волгоград, 1996. — 17 с.
  10. П.Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1967. — 245 с.
  11. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Изд-во «Наука», 1982. — 270 с.
  12. П.Аршавский И. А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов // Вопросы философии. 1986. — № 11. — С. 95−104.
  13. Ю.И. Мозжечок и управление ритмическими движениями. М.: Изд-во «Наука», 1984. — 165 с.
  14. В.К. Ваши дети. М.: Изд-во «ФиС», 1986. 157 с.
  15. Я.А., Герасименко Ю. П. Временной паттерн управляющих воздействий, обеспечивающих стабилизацию вертикальной позы человека // Физиология человека, 2000. Т.26, № 3. — С.84−91.
  16. Я.А., Герасименко Ю. П. Особенности движения центра давления в условиях поддержания вертикальной позы // Биофизика, 2003, т.48, вып. l.-c.l 17−121.
  17. М.М. Возрастная физиология. М.: Изд-во «Академия», 2003. -416с.
  18. М.М. Особенности функционального развития детей 5 лет при обучении в дошкольной гимназии // Начальная школа, 1999. № 2. -С.14−16.
  19. М.М. Центральные механизмы организации регуляции произвольных движений у детей 6−10 лет. Сообщение 1 // Физиология человека, 1997. Т.23. — № 6. — С.31−39.
  20. М.М. Центральные механизмы организации регуляции произвольных движений у детей 6−10 лет. Сообщение 2 // Физиология человека, 1998. Т.24. — № 3. — С.34.
  21. Е.М. Компьютерная стабилография в исследовании функциональных ассимметрий в спорте // Мат-лы 2 Всероссийской научной конференции «Актуальные вопросы функциональной межполу-шарной ассиметрии». М., 2003. — С.28−30.
  22. Е.М. Медико-биологические основы спортивного отбора и ориентации. Краснодар: Изд-во «Экоинвест», 1995. — 103 с.
  23. Е.М., Мартынов Ю. Н. Значение различных афферентных систем в организации вертикальной позы у юношей-правшей. Возраст, функциональные системы, физическая культура и спорт. — Краснодар, 1997.-С. 46−54.
  24. Н.А. Физиология движений и активность. М.: Изд-во «Наука», 1990.-495 с.
  25. Н.А. О построении движений. М.: Изд-во «Медицина», 1947.- 165 с.
  26. В.Н., Фирсова Т. Я. Устойчивость юных гимнасток в динамических равновесиях // Тезисы докладов научной конференции: «Биомеханика на защите жизни и здоровья человека». Нижний Новгород, 1992. — с.46−47.
  27. М. Электрическая активность нервной системы. М.: Изд-во «Мир», 1979.-282 с.
  28. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. — JL: Изд-во «Наука», 1987.- 125 с.
  29. З. Г. Сапин М.П. Анатомия и физиология детей и подростков. М.: Изд-во «Академия», 2004. 456 с.
  30. Г. Ф., Дегтярев Г. П., Родионов А. В. Изменения стабилогра-фических показателей у боксеров в зависимости от динамики тренированности // Теория и практика физической культуры. 1976. — № 3. -С.9−12.
  31. Э.С. Педагогические основы процесса формирования двигательной подготовленности детей 3−7 лет // Автореф. док. дис. -Киев, 1989.-28 с.
  32. JI.C. Психология развития человека. М.: Изд-во «Эксмо-пресс», 2004. — 1136 с.
  33. С.И. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с основами школьной гигиены. М.: Изд-во «Высшая школа», 1974.-468с.
  34. А.В. Влияние различных групп гимнастических упражнений на организм детей 9−12 лет // Автореф. кан. дис. Малаховка, 2000. -23 с.
  35. P.M. Физиологические основы координационных способностей спортсменов. Великие Луки, 1991. — С. 3−11.
  36. Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом // Автореф. кан. дис. Ереван, 1985.-С.19.
  37. А.А. Проблема критических периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики ФВ // Очерки по теории ФК, 1984. — С.211−222.
  38. B.C., Бабакова И А. Точность поддержания положения проекции общего центра масс человека при стоянии // Физиология человека, 1995. Т.21. — № 3. — С. 65−74.
  39. B.C., Левик Ю. С. Система внутреннего представления и управление движениями // Вестник РАН, 1995, т.65. № 1. — С.29.
  40. B.C., Левик Ю. С. Мышечная рецепция и обобщенное описание положения тела // Физиология человека, т.25, № 1, 1999. с. 8797.
  41. B.C., Коц Я.М., Шик M.JI. Регуляция позы человека. М.: Изд-во «Наука», 1965. — 256 с.
  42. B.C., Орлов И. В., Долгобродов С. Г. Биологическая обратная связь как возможный метод подавления сенсорного конфликта //Космическая биология и авиакосмическая медицина: Тезисы XI конференции. М., 1998. — С.228−229.
  43. В.Ю., Бакулин B.C., Фомина О. В. Индивидуальная оценка физического развития дошкольников: Физическое воспитание дошкольников. Сборник научных трудов. Волгоград, 1993. — С.20−22.
  44. Е.В. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей // Дошкольное воспитание. 2004, № 1. — С.28−32
  45. Ю.В. Методика физического воспитания дошкольников с низким уровнем физического развития // Автореф. кан. дис. М, 1987. -26 с.
  46. Н.В. Изучение механизма регуляции позы человека во фронтальной плоскости при стоянии // Физиология человека, 1999. -Т.25. № 4. — с.97−105.
  47. Донской Д. Д, Зациорский В. М. Биомеханика. М.: ФКиС, 1979. — 246с.50.3аболотных В.А., Команцев В. Н. Поворинский А.Г. Практический курсклассической клинической ЭЭГ. — СПб., 1998. 80 с.
  48. Ю.П., Левик Ю. С., Талис В. Л. К вопросу о стратегиях поддержания равновесия на подвижной опоре //II Всероссийская конференция по биомеханике памяти Н. А. Бернштейна. Нижний Новгород, 1994. — Т.1. — С.41−42.
  49. Ю.П., Талис В. Л., Казенников О. В. Позные реакции на вибрацию ахиллова сухожилия и мышц шеи на неустойчивой опоре // Физиология человека. 1999. — Т.25. — № 2. — С. 107−113.
  50. A.M. Мозговая основа субъективных переживаний: гипотеза информационного синтеза // Журнал высшей нервной деятельности. 1996. -1.6. — Вып.2. — С.241.
  51. М.Ф. Анатомия человека с основами динамической и спортивной морфологии. М.: Изд-во «ФКиС», 1985. — 544с.
  52. М.П. Корковые механизмы произвольных движений у человека. М.: Изд-во «Наука», 1991. — 190 с.
  53. М.Е. Механизмы двигательного обучения. М.: Изд-во «Наука», 1991.- 136 с.
  54. М.Е. О функциях моторной коры в реорганизации позных ко-ординаций // Журнал ВНД, 1997. Т.47. — Вып. 2. — С.339−347.
  55. А.Я., Фингелькурц Ан.А., Фингелькурц Ан.А., Ермолаев В. А. Топографическая вариативность спектральных паттернов ЭЭГ // Физиология человека, 1999. Т.25. — № 2. — С. 21−29.
  56. А.Г. Направление и принципы изучения двигательных коор-динаций основных видов движений // ТПФК, 1995. -№ 9. С. 5−7
  57. Ким Г. Н. Изменения результатов тестовых упражнений под влиянием целенаправленных тренировочных воздействий у детей 6−7 лет: Сборник научных трудов молод, учен. Смоленск, 1995, вып. 2. — С. 41 -44.
  58. Н.Б., Дьяченко Н. А., Синюхнн Б. Д. Биомеханика физических упражнений. СПб., 1992. — 88с.
  59. А.И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л.: Изд-во «Наука», 1979. — 123 с.
  60. М.Г., Фарбер Д. А. Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе. Электро-физиологический анализ // Физиология человека. 1991. Т. 17. — № 1.- С. 5−7.
  61. Н.Х., Григоренко Т. И. Особенности расположения ОЦМ тела у квалифицированных гимнастов // Научно-методическое и медико-биологическое обеспечение физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Днепропетровск, 1990. — 4.2. — С.63−65.
  62. Е.Ф., Хайруллина Т. П. Динамическая анатомия. Анатомический анализ положений и движений тела человека // Учебно-методическое пособие под ред. Косоурова А. К. СПб., 1998. — 44 с.
  63. Н.В., Небера С. А., Гутник И. Н. Ведущие показатели зрелости биоэлектрической активности головного мозга у детей в возрасте от 1 до 7 лет // Физиология человека, 2002. Т.28. — № 6. — С.57−63.
  64. Коц Я. М. Организация произвольного движения. М.: Изд-во «Наука», 1975.-248 с.
  65. В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание, 2004. -№ 1, — С.80−86
  66. А.П. Интегрированная система для контроля процессов и анализа сигналов «CONAN-M-1.5». Руководство пользователя. — М.: Изд-во «ИнКо», 1993. 72 с.
  67. А.П. Компьютерная электрофизиология в клинической и исследовательской практике. М.: Изд-во «ИнКо», 1998. — 230 с.
  68. А.П. Некоторые методические проблемы частотного анализа ЭЭГ // Журнал высшей нервной деятельности. 1997. — Т.47. — Вып.5. -С.918−926.
  69. А.Б. Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами основной гимнастики // Автореф. кан. дис. М., 1997.-25 с.
  70. Г. Ф. Биометрия. М., 1990. — 351с.
  71. В.А. Ключ к пониманию физиологии. М: Изд-во «Едиториал», 2002.- 360 с.
  72. М.Н. Электроэнцефалограмма и мышление // Психологический журнал. 1982. — Т.З. — № 2. — С. 127−137.
  73. М.И. Локальные и нелокальные рефлексные механизмы регуляции вертикальной позы человека //Автореф. кан. дис. М., 1984. — 23 с.
  74. М.И. Влияние взаимодействия стоп с опорой на тоническую активность мышц ног при стоянии // Физиология человека, т. 19, № 5, 1993. с.86−94.
  75. Т.Ю. Оптимизация режима двигательной активности дошкольников в зависимости от их возраста // Автореф. кан. дис. Минск, 1991.-21 с.
  76. И.П., Мачинская Р. И., Фишман М. Н. Роль регуляторных стволовых отделов мозга в функциональном созревании коры больших полушарий у детей 7−8 лет // Физиология человека, 1996. Т.22. — № 1. — С.63−64
  77. В.В., Долгов В. А. Математическая статистика в физическом воспитании и спорте. Краснодар, 1995. — 126 с.
  78. Л.Е., Букреева Д. П., Васильева P.M. Функциональные возможности двигательной системы детей и подростков с разным уровнем физической тренированности // Физиология человека, 1997. -Т.23. № 6. — С.69−76.
  79. Лях В. И. Критерии определения координационных способностей // ТПФК, 1991.-№ 11.-С. 17−20.
  80. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: История, теория, экспериментальные исследования. М., 1995, № 11. — с. 16−23.
  81. Э.А., Серебряков Г. И., Грухих Ю. Н., Безбородова Е. А. Анатомический анализ положений и движений. Омск., 1989. — 30 с.
  82. Л.Г. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4−6 лет) // Автореф. кан.дис. Омск, 1988. — 22 с.
  83. И.Г. Структура физических нагрузок при воспитании выносливости у детей шестилетнего возраста // Автореф. кан. дис. Омск, 1988.-20 с.
  84. Г. А., Радченко Т. В. Физическая подготовленность, физическое развитие и общая физическая работоспособность у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. -Краснодар, 1998. С. 174−183.
  85. И.Г. Исследование взаимодействия систем упражнения движений головы и регуляции вертикальной позы человека // Автореф. кан. дис. СПб., 1994. — 24 с.
  86. М.В., Кабачков В. А. О возможности повышения устойчивости стояния в рабочей позе средствами физической культуры // ТПФК, 1975, № 9. С.55−57.
  87. М.С. Анатомия и физиология человека. М.: Изд-во «Медицина», 1972.-231 с.
  88. А.К. Моторная система и координация. М.: Изд-во «ГЦО-ЛИФК», 1989.-27 с.
  89. Е.В. Динамика биоэлектрической активности головного мозга при становлении двигательного навыка у человека // Автореф. кан. дис. Краснодар, 1997. — 20 с.
  90. Н.Н. Организационно-методические аспекты физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5−7 летнего возраста // Автореф. кан. Самара, 1999.-23 с.
  91. В.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков. Хабаровск: Изд-во «ДВГАФК», 2001. — 81 с.
  92. .А. Принципы и приоритеты ФВ детей дошкольного возраста // ТПФК, 1994., № 7. С.5−7.
  93. .А., Черкасов Р. С. К вопросу о сенситивных, критических и кризисных периодах // Труды ученых ГЦОЛИФК: Ежегодник. М., 1993.-С. 252−259.
  94. Д. От нейрона к мозгу. М: Изд-во «Едиториал УРСС», 2003.-672 с.
  95. Н.А. Влияние физических упражнений разной направленности на формирование двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста // Автореф. кан. дис. JL, 1980. — 17 с.
  96. М.Р. Количественный анализ и топографическое картирование ЭЭГ: методики, проблемы, клиническое применение // Успехи физиологических наук, 1992. Т.23. — № 1. — С.20−35.
  97. Е.Ф., Котляров А. Д. Формирование двигательных функций у детей дошкольного возраста. Челябинск, 1996. — С. 79.
  98. А.И. Какие гипотезы можно проверять с помощью двух-выборочного критерия Вилкоксона? // Журнал «Заводская лаборатория», 1999. -Т.65. № 1. — С.51−55.
  99. В.И. Валеология. Краснодар, 1997. — 288 с.
  100. Н.В. Развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям детей 4−6 лет в связи с особой двигательной ассиметрией // Автореф. кан. дис. М, 1992. — 24 с.
  101. Г. А., Слива С. С. Особенности программно-методического обеспечения стабилографического комплекса для биомеханических исследований // Российский журнал биомеханики, 1999, № 2. С. 100−101.
  102. К.Е. Взаимодействие уровней управления в системе регуляции вертикальной позы человека // Автореф. кан. дис. М., 1984. —22 с.
  103. Г. Тренируемость равновесия у женщин разного возраста// ТПФК, 1999. -№ 12. С.48−50.
  104. Ю.Н. Физиологические механизмы повышения позной устойчивости у человека // Автореф. кан. дис. Краснодар, 2000. — 23 с.
  105. М.Н. Уровни сознания и уровни активации // Журнал высшей нервной деятельности, 1990. — Т.40. Вып.6. — С. 1097−1104.
  106. М.Н., Костюнина М. Б. Частотно-амплитудные характеристики левого и правого полушарий при мысленном воспроизведении эмоционально окрашенных образов.//Физиология человека. М., 1999, № 5. — С.50−56.
  107. B.C., Гриндель О. М., Болдырева Г. Н., Вакар Е. М. Биопотенциалы мозга человека. Математический анализ. М.: Изд-во «Медицина», 1987. — 256 с.
  108. М.П. Анатомия и физиология детей и подростков. М: Изд-во «Академия», 2002. 456 с.
  109. Н.Е., Королькова Т. А., Тишанинова JI.B. Поля повышенной активности: электрофизиологические корреляты // Журнал высшей нервной деятельности, 1993. Т.43. — № 6. — С. 1080.
  110. Д.В. Детство нервной системы. М: Изд-во «МедПресс», 2003.- 176 с.
  111. Д.В. Клинический анализ движений. Стабилометрия. М.: АОЗТ «Антидор», 2000. 192 с.
  112. С.С., Кондратьев И. В., Ороева О. В. Компьютерная стаби-лография состояние и перспективы // Медицинские информационныесистемы:.Межведомственный тематический сборник. Таганрог: Изд-во «ТРТИ», 1995. — Вып.4 (XI). — С. 120−127.
  113. В.М. Физиология человека. М: Изд-во «Медицина», 2002. — 608 с.
  114. В.М. Физиология центральной нервной. М: Изд-во «Академия», 2004. — 352с.
  115. Г. В. Комплексная оценка устойчивости вертикальной позы человека в норме и при патологии тазобедренного сустава // Ав-тореф. кан. дис. Н. Новгород, 1994. — 19 с.
  116. Е.Б. Электрическая активность мозга человека в процессе двигательной деятельности. JL: Изд-во «Медицина», 1973. — 247 с.
  117. Е.Б., Виноградова Г. П., Никольская С. В. Физическое развитие детей дошкольного возраста. СПб., 1993. — 39с.
  118. А.С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М: Изд-во «Олимпия-пресс», 2005. — 528 с.
  119. В.Д., Безруких М. М. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка. М.: Изд-во «Академия», 2002. 416 с.
  120. Л.Б. Физическая культура детей дошкольного возраста. Омск, 1990. — 89 с.
  121. В.Г., Горелов А. А. Теория и практика управления вести-буломоторикой человека в спорте и профессиональной деятельности // ТПФК, 1996. № 5. — С.13−16.
  122. В.Л. Влияние устойчивости опоры на вибрационную реакцию у человека // Автореф. кан. дис. М., 1999. — 18 с.
  123. С.Б. Детская спортивная медицина. М.: Изд-во «Медицина», 1991. 540 с.
  124. А.Б. Физиологические механизмы формирования и регуляции двигательного навыка у человека // Автореф. док. дис. СПб., 1991.
  125. А.Б., Кулаичев А. П., Назаренко Е. В. Топографическое картирование спектра ЭЭГ при произвольных движениях человека // Проблемы нейрокибернетики: Тез. Докл. XI Международной конференции по нейрокибенетике. Ростов-на-Дону, 1995. — С.250−251.
  126. А.Б., Акохов А. А. Взаимосвязь биоэлектрической активности головного мозга и электромиограммы жевательных мышц у человека // Проблемы физиологии произвольных движений и функциональных основ физического воспитания. Краснодар, 1996. — С. 23−29.
  127. Н.И. Влияние физических нагрузок на взаимоотношения функций сенсорных систем человека // Автореф. кан. дис. — СПб., 1997. -15 с.
  128. B.C. Управление движением в спорте. М.: Изд-во «ФиС», 1975.-243 с.
  129. Д.А., Дубовицкая Н. В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии. М: Изд-во «Владос», 2000.- 144 с.
  130. Д.А., Дубовицкая Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга // Физиология человека, 1991. Т. 17. — № 5. — С. 17.
  131. Д.А., Дубовинская Н. В., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. М: Изд-во «МОДЭК», 2005. — 496 с.
  132. Д.А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М.: Изд-во «Педагогика», 1990. — 64 с.
  133. Д.А., Козлова В. И. Физиология ребенка. М.: Изд-во «Педагогика», 1983. — 296 с.
  134. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: Изд-во «ФиС», 1974. — 157 с.
  135. В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: Изд-во «ФиС», 1987.-266 с.
  136. С.О. Физическая культура дошкольников Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы // ТПФК, 1997. № 12. — С. 72−75.
  137. А.А. Пространствено-временная организация сегментной структуры ЭЭГ человека // Автореф. кан. дис. М., 1998. — 24 с.
  138. Н.А. Физиологические основы двигательной деятельности. М: Изд-во «ФиС», 1991. — 224 с.
  139. Н.А., Вавилова Ю. А. Физиологические основы двигательной активности. М.: Изд-во «ФиС», 1991. — 224 с.
  140. Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4−6 лет средствами ритмической гимнастики // Автореф. кан. дис. Волгоград, 1996. — 15 с.
  141. Н.В. Связь позных компонентов с произвольным движением // Физиология человека, 1982. — Т.8. № 4. — С.642−652.
  142. Т.Е. Комплексное развитие физических качеств девочек 3−7 лет методами художественной гимнастики // Автореф. кан. дис. -М., 2001. 163 с.
  143. М.Н., Бурых Э. А. Структура пространственных когерентных соотношений потенциалов мозга в различных частотных диапазонах ЭЭГ // Физиология человека, 1996. Т. 22. — № 1. — С.11−21
  144. В.М. Физиологические закономерности развития двигательных функций. Волгоград, 1991. — 87 с.
  145. Т.А. Исследование равновесия тела в связи с изучением координационных способностей конькобежек 10−13 лет различных соматотипов // Тезисы докладов республиканской школы-семинара «Биомеханика и спорт». Смоленск, 1988. — С.61−62.
  146. А.Н., Цицерошин М. Н., Погосян А. А. О некоторых принципах интеграции биоэлектрической активности пространственно-распределенных отделов неокортекса в целостную динамическую систему // Физиология человека, 1995. Т.21. — № 5. — С.36−38.
  147. .А. Большой путь. Перевод с болгарского.- М. Изд-во «ФиС», 1980. 78 с.
  148. Р. Физиология человека. М.: Изд-во «Мир», 2004. -228 с.
  149. Г. А. Исследование вестибулярной функции у спортсменов // ТПФК, 1995. № 10. — С.23−24.
  150. В.В. Электрофизиологические корреляты произвольных движений и индивидуальный профиль ассиметрии мозга в возрастном аспекте // Автореф. кан. дис. Краснодар, 2000. — 21 с.
  151. В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. М.: Изд-во «Академия», 2003. — 464с.
  152. A.M. Исследование периферических и центральных механизмов регуляции вертикальной позы человека и ее нарушений // Автореф. док. дис. М., 1988. — с.27.
  153. Я.Ф. Приемственность содержания ФВ детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста // Автореф. кан. дис. СПб., 1992. — 16 с.
  154. Н.А. Методика физического воспитания детей младшего школьного возраста, имеющих низкий уровень развития двигательных качеств // Автореф. кан. дис. — М., 1995. — 24 с.
  155. JT.B. Физическое развитие и здоровье детей 3−7 лет. М: Изд-во «ВЛАДОС», 2004. — 207с.
  156. JT.А. Физические способности человека как генетически и социально обусловленные различия в проявлении его физиологических свойств // ТПФК, 1995. № 7. — С.39−40.
  157. Assaiante С., Amblard В. Ontogenesis of head stabilization in space during locomotion in children: influence of visual cues // Exc. Brain. Res., 1993, 93(3).-P. 499−515.
  158. Assaiante C., Amblard B. An ontogeneric model for sensorimotor organization of balance control in humans // J. Hum. Mov. Sci., 1995, 11. P. r 533−548.
  159. Assaiante C., Amblard B. Visual factors in the child’s gait: effects on locomotor skills // Percept Mot. Skills, 1996, Dec- 83 (3 pt 1). P. 1019−1041.
  160. Amblard В., Assainte C., Cremieuz J et al. Postural strategies in the frontal plane as revealed by statistical analysis of accelerometric measurements // Proceeding Int. Soc. Biomech. XlVth Congress. Paris, 1993. — P. 92−94.
  161. Baker S.N., Olivier E., Lemon R.N. Task-related variation in corticospinal output evoked by transcranial magnetic stimulation in the macaque monkey // J.Physiol. (Lond.), 1995, V. 488, № 3. P. 795- 797.
  162. Bard C., Hay L., Fleury M. Timing and accuracy of visually directed movements in children // J. Exp. Child Psychol, 1990, 50. P. 102−118
  163. Basar-Eroglu C., Stuber D., Schurmann M., Stadler M., Basar E. Gamma-bend responses in the brain: a short review of psychophysiological correlates and functional significance // Int. J. Rsychophysiol., 1996, V.24. -P.109−111.
  164. Berger W., Altenmuller E., Dietz V. Normal and impaired development of children’s gait//Hum. Heurobiol., 1984, № 3, P.163−170.
  165. Berger W., Trippel M., Discher M. and Dietz V. Influence of Subjects' Height on the Syabilization of Posture // Acta Otolaryngol, 1992, 112. -P. 22−30.
  166. Brazier M.A.B. The electrical field at the surface of the head during sleep // Electroencephal. Clin. Neurophysiol., 1989, Suppl. 2. P. 38−40.
  167. Bouisset S. Relation entre support postural et movement intentionnel: approche biomecanique //Arch. Int. Phisiol., biochim. et biophis., 1991, V.99, № 5. P.77−92.
  168. Buchanan J.J., Horak F.B. Transitions in a postural task: do the recruitment and suppression of degrees of freedom stabilize posture // Exp. Brain. Res., 2001, 139. P. 482−494.
  169. Cherng R.J., Lee H.Y., Su F.C. Frequency spectral characteristics of standing balance in children and young adults// Med Eng Phys. 2003 Jul-25(6). P. 509−515
  170. Ciceroshin M.N., Bourykh E.A. On the study of different frequencies in organization of spatial EEG interation // The International Symposium/ Abstracts. June 22−24. 1994. St.-Petersburg, 1994. P.33−36.
  171. Cohen A., Ivry R., Keele S.W. Attention and structure in sequence * learning // J. Exp. Psychol. (Learn., Mem. Cogn.), 1990, V.16. P.17−30.
  172. Cooper R., Osselton J.W., Shaw J.c. EEG technology. 3rd ed. London: Butterworths, 1980. — P. 9−18.
  173. Day B.L., Steiger M.J., Thompson P.D., Marsden C.D. Effect of vision and stance wight on human body motion when standing: inplications for afferent control of Lateral sway // J. Physiol., 1993, V.469. P.479−499.
  174. Dean E.M., Griffiths C.J., Murray A. Stability of the human body investigated by sway magnetometry // J. Med. Eng. Technol., 1986, № 10, V.3. P. 126−130.
  175. Dietz V., Quintern J., Berger W., Schenck E. Cerebral potentials and leg muscle e.m.g. responses associated with stance perturbation // Exp. Brain Res, 1985, V.57. P.348−354.
  176. Fitzpatrick R., Gorman R., Burke D., Gandevia S.C. Postural proprioceptive reflex in standing human subjects: Bandwidth of response and transmission characteristic // J. Physiol., 1992, V.458. P.69−83.
  177. Foudriat B.A., Di Fabio R.P., Anderson J.H. Sensory organization of balance responses in children 3−6 years of age: a normative study with diagnostic implications // Int J. Pediatr. Otorhinolaiyngol., 1993, Oct. 27(3). P. 255−271.
  178. Fujita Т., Nakamura S., Ohue M., Fujii Y., Miyauchi A., Takagi Y., Tsugeno H. Effect of age on body sway assessed by computerized posturo-graphy// J Bone Miner Metab., 2005, 23(2). P.152−156.
  179. Gabriel L.S., Mu K. Computerized platform posturography for children: test-retest reliability of the sensory test of the VSR System // Phys. Occup. Ther. Pediatr., 2002,22(3−4). P. 101−117.
  180. Gagey P.M., Weber B. Posturologie. Regulation et dereglements de la station debout. Paris: Masson, 1995. — 145 p.
  181. Golomer E., Cremieux J., Dupui P. et al. Visual contribution to selfin-duced body sway frequencies and visual perception of male professional dancers//Neurosci. Lett., 1999, № 4, V.3. P. 189−192.
  182. Grenna P. Frigo C., Massion J., Pedotii A. Forward and backward axial synergies in man // Exp. Brain Res., 1987, V.65. P. 538−539.
  183. Hay L., Redon C. Feedforward versus feedback control in children and adults subjected to a postural disturbance // Exp. Brain. Res., 1999, Mar. 125(2).-P. 153−162.
  184. Hayes K.C., Riach C.L. Preparatory postural adjustments and postural sway // Development of posture and gait across the lifespan, 1989. P. 95 127.
  185. Hayes K.C., Spencer J.D., Riach C.L., Lucy S.D., Kirshen A.J. Age related changes in postural sway // Biomechanics, 1985. P. 383−387.
  186. Hirabayashi S, Iwasaki Y. Developmental perspective of sensory organization on postural control // Brain Dev., 1995, Mar-Apr. 17(2). P. 1113.
  187. Hlavaka F., Saling M., Krizkova M. Body sway influenced by tonic cervical information // Disord. Posture and Gait, 1990: 10th Int. Symp. Soc. Postural and Gait Res., Munchen, Sept. 2−6, — 1990, Stuttgart — New-York, 1990. — P.386−389.
  188. Horak F.B., Diener H.C. Cerebellar control of postural scaling and central set in stance // J. Neurophysiolody, 1994, V.72, № 2. P.479−493.
  189. Horak F.B., Nashner LM. Central programming of postural movements: Adaptation to altered support surface cogfigurations // J. Neurophysiol, 1986, V. 55. P. 1369−1371.
  190. Johansson R., Magnusson M. Optimal coordination and control of posture and locomotion // Math Biosci., 1991, Mar. 103(2). P. 203−244.
  191. Keshner E. A, Allum J., Pfaltz C. Coactivation and adaptation in the sway stabilizing responses of normals and patients with bilateral vestibular deficits // Exp. Brain Res., 1987, V.69. P.77−92.
  192. Keshner E.A. Head stabilizing mechanisms shift their control parameters in healtly elderly // J. Sport Exencise Psy. 20, 1998. P. 44−47.
  193. Kilburn K.H., Warshaw R.H., Hanscom B. Balance measured by head (and trunk) tracking and a force platform in chemically (PCB and TCE) exposed and referent subjects // Occup. Environ. Med., 1994, № 51, V.6. P. 381−385.
  194. Kirshenbaum N., Riach C.L., Starkes J.L. Non-linear development of postural control and strategy use in young children: a longitudinal study // Exp. Brain. Res., 2001, 140. P. 420−431
  195. Latash M.L., Ferreira S.S., Wieczorek S.A., Duarte M. Movement sway: changes in postural sway during voluntary shifts of the center of pressure // Exp. Brain. Res., 2003, 150. P. 314−324.
  196. Leach C.S. An overview of the endocrine and metabolic changes in manned space flight // Asta Astronautica., 1981, V.8, № 9−10. P. 977−981.
  197. Lee K.M., Chang K.H., Roh J.K. Subregions within the supplementary motor area activated at different stages of movement preparation and execution // Neuroimage, 1999, V.9, №. 1. P. 117−123.
  198. Lee M.Y., Wong M.K., Tang F.T. Clinical evaluation of a new biofeedback standing balance training device // J. Med. Eng. Technol., 1996, V.20, № 2. P.60−66.
  199. Lenkhel H., Marchand A.R., Assaiante C. et. all. Cross-correlation analysis of the lateral hip strategy in unperturbed stance // NeuroReport., 1994, V. 5.-P. 1293−1295.
  200. Lestienne F.G., Gurfinkel V.S. Posture as an organizational structure based on dual process a formal basis to interpret changes of posture in weghtlessness // Prog. Brain. Res., 1988. — P. 307−313.
  201. McCollum G. Sensory and motor interdependence in postural adjustments // J. Vestib. Res., 1999, 9(5). P. 303−325.
  202. McCollum G., Holyrod C., Castelfranco A. V, Forms of early walking // J. Theor. Biol., 1995, 176. P. 373−390.
  203. Mori S. Reflexes, Synergies and Strategies // Xth Int. Symp. On Disorders of Posture and Gait. FRG. Munchen, 1990. — Sent. 2−6. — P.76−81.
  204. Nakagawa Hajime, Ohashi Naoki, Watenade Yokio, Mizukoshi Ka-nemasa the contributions of proprioception to posture control in normal subjects // Acta otolaringol., 1993, V.504. P. 112−116.
  205. Nashner N.L.M. and McCollum G. The organization of human postural movement: A format basis and experimental synthesis // Behav. Brain. Sci. 1985, № 8. P. 135−172.
  206. Nichols D.S. Balance retraining after stroke using force platform bio* feedback // Phys. Ther., 1997, V.77, № 5. P.553−558.
  207. Nolan L., Grigorenko A., Thorstensson A. Balance control: sex and age differences in 9- to 16-year-olds // Dev Med Child Neurol., 2005, Jul. 47(7). P.449−454.
  208. Nougier V., Bard C., Fleury M. et al. Contriibution of central and peripheral vision to the regulation of stance // Gait and Posture, 1997, № 5, V.l. -P.34−41.
  209. Odendrick P., Sandestedt P. Development of postural sway in the normal child // Hum. Neurobiol., 1984, № 3. P. 241−244.
  210. Ouchi Y., Okada H., Yoshikawa E., Nobezawa S., Futatsubashi M. Brain activation during maintenance of standing postures in humans // Exp. Brain Res., 1999, V.122. P.329−338.
  211. Pedotti A., Crenna P., Deat A., Frigo C., Massion J. Postural synergies in axial movements: short and long-term adaptation // Exp. Brain Res., 1989, V.74. P.3−10.a '
  212. Perrin P, Perrin C, Courant P, Bene MC, Durupt D. Posture in basketball players //Acta Otorhinolaryngol Belg., 1991, V.45, № 3. p.341−347.
  213. Perrin P., Perrin C. Sensory afferences and motor control of equilibrium using static and dynamic posture tests // Ann Otolaryngol Chir. Cervi-cofac., 1996, 113(3).-P. 133−146.
  214. C.L. и Starker J.L. Stability limits of guiet standing postural control in children and adult // J. Gait Posture, 1993, 1. P. 105−111.
  215. Riach C.L. and Starker J.L. Velocity of centre of pressure excursions as an indicator of postural control systems in children // J. Gait posture, 1994, № 2.-P. 167−172.
  216. Schieppati M., Hugon M., Grasso M., Nardone A., Galante M. The limits of equilibrium in yaung and elderly normal subjects and in parkin-sonics // EEG and Clin. Neur., 1994. P. 286−298.
  217. Schmitz C., Assaiante C. Developmental sequence in the acquisition of anticipation during a new co-ordination in a bimanual load-lifting task in children//Neurosci Lett., 2002, Sep. 27, 330(3). P. 215−218.
  218. Schmuckler M.A. Children’s postural sway in response to low- and high-frequency visual information for oscillation // Exp. Psychol. Hum. Percept. Perform., 1997, Apr. 23(2). P. 528−545.
  219. Shadmehr R., Holcomb H.H. Neural correlates of motor memory consolidation // Science, 1997. P.821−825.
  220. Shupert С., Nashner L., Horac F., Blak F. Coordination of the head body in standing posture in normals and patient with bilateraly reduced vestibular function// Soc. Neurosci. Abstr., 1987., № 13. P.352−355.
  221. Skrandies W. Visual information processing: topography of brain electrical activity//Biol. Psychol., 1995, V.40. P.12−13.
  222. Slobounov S., Tutwiler R., Slobounova E., Rearick M., Ray W. Human oscillatory brain activity within gamma band (30−50 Hz) induced by visual recognition of non-stable postures // Cognitive Brain Res., 2000, № 9. P.177−192.
  223. Skrandies W. Visual information processing: topography of brain electrical activity // Biol. Psychol., 1995, V.40. P. 18−23.
  224. Stapley P.J., Pozzo Т., Cheron G., Grishin A. Does the coordination between posture and movement during human whole-body reaching ensure center of mass stabilization // Exp. Brain. Res., 1999, Nov- 129 (1) P. 134 146.
  225. Stoffregen T.A. Flow structure versus renital location in the optical control of stance // J. Exp. Physiol.: Human percep. and Perform., 1985, № 11. P.554−565.
  226. Sveistrup H., Woollcoatt M.H. Longitudinal development of the automatic postural response in infants // J. Mov. Behav., 1996, V.28. P.58−70.
  227. Sveistrup H., Woollacott M.H. Practice modifies the developing automatic postural response // Exs. Brain. Res., 1997, 114. P. 33−43.
  228. Szava S., Valdes P., Biscay R. Et al. High resolution quantitative EEG analysis //Brain Topography. 1994. — V.6. — № 3. — P.211−214.
  229. Szopa J., Mleczko Т., Zak S. Podstawy antropomotoryki. War-szawa-Krakov, PWN, 1996. — 224 p.
  230. Taguchi K., Tada C. Change of body sway with growth of children // Posture and gait, 1988. P. 59−65.
  231. Teasdale N., Stelmach G.E., Breunig A., Meeuwsen H.J. Age differences in visual sensory integration//Exp. Brain Res., 1991, 85, № 3. P.691−696.
  232. Tenkins L.H., Brooks D.I., Milon P.D., Frackowian K.S.I., Pass-ingham R.E. Motor sequence learning: A study with positron emission tomography // J.Neurosci., 1994, № 6. P.3773−3790.
  233. Usui N., Maekawa K., Hirasawa Y. Development of the upright postural sway of children // Dev. Med. Child. Neurol., 1995, Nov. 37(11). P. 985−996.
  234. Wikswo J.P., Gevins A., Williamson S.J. The future of the EEG and MEG //Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol., 1993, V.87, № 1. P.23−27.
  235. Wilson G.F., Ficher F. Cognitive task classification based upon topography EEG data // Biol. Psychol., 1995, V.40. P.239−244.
  236. Wilson GJ, Murphy AJ, Walshe A. The specificity of strength training: the effect of posture // Eur J Appl Physiol., 1996, 73 (3−4). P. 346 352.
  237. Woollcoatt M.H., Shumway-Cook A., Nashner L.M. Aging and posture control: changes in sensory organization and muscular coordination // Int. J. Aging Hum. Dev., 1986, V.23. P.97−114.
  238. Woollcoatt M.H., Shumway-Cook A., Williams H.G. The development of posture and balance control. University of South Carolina Press, Columbia, South Carolina, 1989. P. 77−96.
  239. Yardley Lucy, Lerwill Helen, Hall Martin, Gresty Michel Visual de-stabilization of posture in normal subjects // Acta Oto-laryngol., 1992, V. l 12, № 1. P. 14−21.
Заполнить форму текущей работой