Содержание работы педагога-психолога с подростками по развитию психологической устойчивости к кризисным ситуациям
Диссертация
Анализ деятельности Московского центра «Юго-Запад», Ростовского областного центра и других показывает важность и положительные результаты специально организованной работы с подростками. Между тем, акцент в предлагаемых программах, как правило, делается на работу с подростками «группы риска» или на диагностику и коррекцию поведения и переживаний подростков, уже оказавшихся в критических жизненных… Читать ещё >
Содержание
- Специальность 19.00.07 — педагогическая психология
- Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
- Научный руководитель — кандидат психологических наук, доцент Н.М. Швалева
- Пятигорск
- Введение
- Глава 1. Кризисная ситуация как психологический феномен
- 1. 1. Основные подходы к проблеме психологических ситуаций
- 1. 2. Тенденции исследования особенностей поведения и переживаний личности в критических жизненных условиях
- 1. 3. Проблема кризисных ситуаций в детском и подростковом возрастах в работах современных отечественных психологов
- Глава 2. Кризисные ситуации в жизни и деятельности подростков
- 2. 1. Ситуация развития личности в подростковом возрасте
- 2. 2. Особенности поведения и переживаний подростков в критических жизненных ситуациях
- 2. 3. Организация педагогической поддержки подростков
- Глава 3. Исследование особенностей работы педагогапсихолога с подростками по развитию психологической ус- 76тойчивости к кризисным ситуациям
- 3. 1. Организация исследований
- 3. 2. Методы исследования
- 3. 3. Реализация программы развития психологической устойчивости подростков к кризисным ситуациям
Список литературы
- Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости личности человека. Казань, Казанский университет, 1987. — 262 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М., Мысль, 1991. — 299с.
- Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных, ситуаций. М., Прогресс, 1994. — 432 с.
- Авилова О.Г. Новая практика школьной жизни//Мир психологии. 1996. -№ 1.-С.131−136.
- Активные методы в работе школьного психолога: Сб.научн.тр./Отв.ред. И. В. Дубровина. М., 1989. — 165 с.
- Александровская Э.М., Кокуркина Н. И. Технология психологической работы с подростками в «массовой школе»//Журнал практического психолога. 1996. — № 3. — С. 3−12.
- Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996. С.159−165.
- Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе//Вопросы психологии.1991.-№ 2.- С. 87.
- Андреева Г. М. и др. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте//Вестник МУ. Серия 14. -Психология. — 1997. — № 4. — С.31−40.
- Аннекен Г., Эгельмайер Л., Кесслер Е. Тренинг уверенности и контакта в группе: Руководство для тренеров и психотерапевтов. Ростов-на-Дону, 1992. 61 с.
- Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. -М., Альфа, 1993.- 170 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологи-ческий журнал. 1994. — № 1. — Т. 15 — С.3−16.
- Аргайл М. Психология счастья. М., Знание, 1990. — 336 с.
- Аржанова Е.В., Мухина Т. К. Из опыта работы психолога с трудными подростками. В классах пед. поддержки //Дефектология. 1995. — № 2. — С.89−94.
- Артюхович Ю.В. Нормативно-ценностная модель личности: специфика формирования в современных условиях: Дисс. на соискание уч.степ. канд. психол.наук. Ставрополь, 1999. — 147 с.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М., 1993. — 16 с.
- Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток.- М., Просвещение, 1991 .-С.67.
- Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей//Журнал практического психолога. 1996. — № 1. — С.6−23.
- Барлас Т.В. Популярная психология. От конфликтов к обретению «Я». -М., Академия, 1997. 160 с.
- Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений// Вестник МУ. -Серия 14. Психология. — 1997. — № 4. — С.25−30.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1992. — 221 с.
- Белкин А. Сбывшаяся радость: Психологический анализ школьных ситуаций.//Народное образование. 1991. — № 11. — С.75−81.
- Белкин А. «Читаю чувства на лице твоем.» Психологический анализ школьных ситуаций: В помощь учителю.//Народное образование. 1990. — № 8. — С.123−128.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., Прогресс, 1988. — 399 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж, 1995. -352 с.
- Бородкин Ф. М. Корякин Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, Наука, 1984,139с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988. — 301 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. К., Наука, думка 1989.-200с
- Бурменская Г. В. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. М.: МГУ, 1990.
- Бурменская Г. В. Возрастно психологическая консультирование — М., МГУ, 1990−134с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. — 200 с.
- Вассерман Л.И., Горькавая И. А., Ромицива Е. Е. Тест подростки о родителях Психологическая методика «подростки о родителях» и её практическое применение. М., Фошум, 1995.-56с.
- Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. Минск, 1994. — 526 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моек ун-та, МГУ, 1976. 142 с.
- Винтер М. Психология беседы. 4.2 Ростов-на-Дону, 1991. — 35 с.
- Власова О.Г. Психологическая защита как средство личностного развития студентов: Дисс. на соискание уч. степ. канд. психол. наук. -Ставрополь, 1998. 179 с.
- Волкова А.И. Психолого-педагогическая поддержка детей-суицидентов/УВестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. — № 2. — С.36−44.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991. -С.358−372.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений//Вопросы психологии. 1998. — № 5.
- Горшенин JI. Подросток, характер, проблемы. Акцентуация характера и их реализация в учебно-воспитательном процессе//Воспитание школьников. -1994.-№ 2.-С. 12−16.
- Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М., 1994.-249с.
- Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций//Вопросы психологии. -1997. январь-февраль. — С.121.
- Гуманистическая психология/ТИностранная психология. Т.1. — 1993. — № 1.-С. 7−38.
- Детский психолог. Выпуск 5. — 1993. — С. 18−23.
- Донцов А.И. Психология коллектива М., МГУ, 1984 — 208 с.
- Дубровин Д.Н. О психологической поддержке школьников//Детская практическая психология. 1994. — Ноябрь. — С.29−32.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики/НИИ общей и педагогической психологии АЛН СССР. М., 1991. -230 с.
- Евсикова Н.И. Две методики для обследования подростков: 8−16 лет: метод незавершенных предложений и метод пиктограммы.//Журнал практического психолога. 1996. — № 1. — С.34−47.
- Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М., Просвещение, 1990.-255с.
- Заврахин С.А. Прогнозирование отклоняющегося поведения учащихся//Советская педагогика. 1990. — № 6. — С.28−32.
- Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, — 115 с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., Тривола, 1994 — 304 с.
- Изард К.Е. Эмоции человека. М., МГУ, 1980. — 439 с.
- Исаев Д.И. Предупреждение реакций дезадаптации (кризисных состояний) / Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия. -М., Институт практ. психологии, 1996. С.88−103.
- Исследование личности школьника психографическим методом: Пособие для практических психологов / Сост. Швалева Н. М. Ставрополь, 1994.
- Кала У .В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе. М., 1986.
- Кислица Г. К., Чистоклетова Н. В. Школьная психологическая служба//Педагогика. 1997. — № 2. — С.50−55.
- Юге М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие). М., 1986.
- Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. -МЛросвещение, 1991. 143 с.
- Коломенский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976. 350 с.
- Кольченко В. Школьная форма укрепляет дисциплину: к такому выводу пришли американские психологи/УПервое сентября. 1996. — № 73.
- Компендиум психодиагностических методов. Т.2. Психодиагностические и дидактические тесты. Братислава 1988.- 240с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М. Просвещение, 1982.-207
- Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития Ростов н/Д, Ростовский пед. университет, 1994 — 294 с.
- Красниченко Е. Телефон доверия//Воспитание школьников. 1995. — № 2. — С.12−13.
- Краткий психологический словарь/ Под ред. Петровского А. В. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 505 с.
- Крушельницкая О. У вас конфликт с учителем: заметки школьного психолога.//Семья и школа. 1994. — № 1. — С.12−14.
- Кузьмина Е.И. Психология свободы. М., 1994.
- Куликов Л.В. Психологическое исследование: Методологические рекомендации по проведению. СПб., 1994. — 119 с.
- Кумарина Г. Ф. Дети «группы риска»: о профилактике отклоняющегося поведения школьников.//Советская педагогика. -1991.-№ 11.- С.33−37.
- Кушнер Ю. Как общаться с подростками: об основных психолого-педагогических требованиях к общению учителя с учащимися.//Воспитание школьников. 1991. — № 2. — С.12−15.
- Кушнер Ю. Уметь чувствовать подростка: Психолого-педагогические проблемы воспитания.//Воспитание школьников. -1991. № 6. — С.32−35.
- Лабиринты одиночества. М., 1989. — 624 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 584 с.
- Лидере А.Г. Группы личностного роста с подростками://Журнал практического психолога. 1996. — № 2. — С.61−69.
- Лидере А.Г. Психологические игры с подростками//Журнал практического психолога. 1996. — № 1. — С.54−62.
- Лишин О.В. Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса//Мир психологии и психология в мире. 1994. — С. 47−56.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
- Лубовский Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12−15 лет//Воспитание школьников. 1997. — № 2. — С. 43 — 46.
- Лубовский Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12−15 лет//Воспитание школьников. 1997. — № 3. — С. 28 — 30.
- Лукольников Н.Н. Методы исследования личности и коллектива. Уч.пособие. КГУ., 1990.
- Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов-на-Дону, 1991.
- Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993.- 152 с.
- Марков И. Психотехнология успеха ваших учеников (о проблемах практической психологии)//Учительская газета. 1995. — № 4. — С.5.
- Марьясис Е.Д., Ахвердов А. Г. Уроки семейной жизни. С., 1987.-271с.
- Машляковская А.В. Комментарии к поискам души: Из опыта работы педагога-психолога учебно-воспитательного комплекса № 556 по развитию творчества учащихся с применением упражнений.//Мир образования. 1996. — № 2. — С. 79−83.
- Методы социальной психологии/Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. -Л., 1977.-247 с.
- Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. -М., 1964. 238 с.
- Мой портрет в лучах солнца Работа практического психолога с детьми 12−14 лет.//Воспитание школьников. 1996. — № 6. — С.42−45.
- Мотков О.И. Психология самопознания личности. М., 1993.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М., Воронеж, 1995. — 356 с.
- Назгаидзе Р.С. Социально-философские проблемы борьбы с девиантными формами поведения подростков и молодежи: Дисс. на соискание уч.степ. канд. психол.наук. Ставрополь, 1995. — 223 с.
- Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. Книга для учителя. М., Просвещение, 1991. — С.126с.
- Неверова В.В. Нравственная самоорганизация личности в нетрадиционном обществе: Дисс. на соискание уч.степ. канд. психол.наук. -Ставрополь, 1999. 150 с.
- Непомнящая Н.И. Опыт системного исследования психики ребенка. -М., Педагогика, 1975.-229 с.
- Общие положения службы практической психологии/Министерство образования РФ//Дидакт. 1996. — № 1. — С. 11−12.
- Овсянников. Микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей: Аналитическая записка по результатам республиканских социологических исследований//Народное образование. 1993. — № 7−8. -С.27−36.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., Просвещение, 1993. — 252 с.
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., Онега, 1994. — 272 с.
- Осипова А.А., Астахова К. М., Солтовец А. В. Из опыта работы ростовского областного центра реабилитации, социальной защиты и адаптации детей и подростков//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. — № 2. — С.56−72.
- Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств//Народное образование. 1996. — № 6. — С.67−69.
- Осницкий А. Мифы о подростке//Семья и школа. 1994. — № 7.
- Основы коррекции психического и личностного развития школьника. Программа для специального факультета по практической психологии в образовании. С., 1994.-11с.
- Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра // Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. СПб., 1995 — 448 с.
- Петровский А.В. Быть личностью М., Педагогика, 1990 — 110 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология М., ACADEMA, 2000 -512 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов-на-Дону, 1996. 510 с.
- Положение о психологической службе в системе народного образования//Учительская газета. 1991. — № 45. — 5−12 ноября — С. 5.
- Прихожан А., Толстых Н. Что характерно для современного подростка: К изучению психологии школьника.//Воспитание школьников. 1991. — № 6. — С.11−15.
- Программа профилактики отклоняющегося поведения у подростков. Методические рекомендации. (Государственный научный Центр наркологии). М., 1995.
- Профессиональная деятельность детского городского психологического центра. Шахты, 1993−246с.
- Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. М., 1981. -232 с.
- Психологическая служба. Детский сад, школа, вуз: Учебное пособие. -Ростов на дону., 1991.-172с.
- Психологическая служба школы: Учебное пособие для студентов. -М., 1995.
- Психологические исследования социального развития личности. М., 1979−335с.
- Психологический справочник учителя: Методическое пособие/Под ред. Александровской Э. М. М., 1999.
- Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. — 240 с.
- Пстронг Д. Профилактика социальной дезадаптации учащихся школ.//Советская педагогика. 1990. — № 12. — С.42−46.
- Рабочая книга школьного психолога /И.В.Дубровина и др. М., 1991.
- Раченко И.П. Умеете ли вы формировать добрые человеческие отношения?: Диагностические тестовые карты и методические советы. -Пятигорск: ПГПИИЯ, 1989.
- Раченко И.П. Умеете ли вы учиться?: Диагностическая тестовая карта и методические советы. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1989.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М.: Мир, 1994. -480 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Романова О.И., Иванникова И. В. Опыт применения программы профилактики отклоняющегося поведения для психологической поддержки «трудного» класса//Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С.45−48.
- Рубинштейн C. JL Проблемы общей психологии М., 1976 — 416 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПБ: Питер, 1999−373с.
- Саенко Е.В. Методика применения экспресс-опросника «Символ» для определения черт характера подростка и коррекции егоповедения/Шсихолого-педагогические аспекты многоуровнего образования. -Тверь, 1994.
- Сальникова JL Телефон доверия. М., 1990.
- Сальникова JI. «Тогда лучше не жить.»: О психологической помощи подросткам//Народное образование. 1990. — № 10. — С.110−115.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л., Наука, 1979. 264 с.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции//Мир психологии и психология в мире. -1994. № 0. — С.57−63.
- Слободчиков В.И., Исаев Б. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.-384с.
- Соколова В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М., Просвещение, 1991.-219с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 284 с.
- Тиллих П. Бытие, небытие и тревога//Московский психотерапевтический журнал. 1994. — № 1. — С.48−72.
- Ткаченко А.С. Психолого-педагогическая помощь в условиях чрезвычайных ситуаций//Педагогика. 1998. — № 7. — С. 50−53.
- Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М., 1988.
- Трубецкой Б.Н. Смысл жизни. М., 1994. — 432 с.
- Туманова Е.Н. К проблеме кризисных ситуаций в жизни детей из неблагополучных семей//Вопросы практической психологии. 1996. -Выпуск VII. — С.96−98.
- Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте//Вестник МУ. Серия 14. -Психология. — 1990. — № 4.
- Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях//Вопросы психологии. 1987.-№ 1.- С.27−33.
- Файн А.П. Подростковый экстремизм//Человек. 1990. — № 4. — С.49−55.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1991. -Вып.1. — 116 с.
- Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростков в условиях социально-экономического кризиса//Мир психологии и психология в мире. М., — 1994. С. 39−46.
- Филонов Л.Б. Индивидуальный подход как условие повышения эффективности обучения/ТПсихологические условия повышения эффективности обучения в педвузе. -М., 1992. С. 78−86.
- Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993. — 511 с.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. — С. 19−27.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990. — 368 с.
- Фридман Л. С кем работать школьному психологу? //Народное образование. 1992. — № 9−10. — С.27−32.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М., 1991.-288 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. — 447.
- Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1994. — 238 с.
- Хасан Б.И. Методика для изучения конфликтных установок подростков//Журнал практического психолога. 1996. — № 2. — С.26−31.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. — 480 с.
- Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.
- Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Киев, 1993. — 144 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.
- Чебыкин А.Я. Распознавание педагогами выражения эмоций у учащихся//Вопросы психологии. 1991.- № 5.- С.74−80.
- Чиркина Р.В., Федкулина JI.E. Проблемы психодиагностики и психотерапии в учреждениях дополнительного образования//Вопросы практической психологии. 1996. — Вып. VII. — С.67−71.
- Чудновский В. Э. Звавич Л.И. Анатолия убеждений: Логика, Конфликт М., 1993−96с.
- Шабалдас А.Е. Проблема социальной защиты подростков в условиях становления рыночных отношений в России: Дисс. на соискание уч. степ, канд. психол.наук. Ставрополь, 1997.
- Шевандрин Н.И. Выявление уровня развития межличностных отношений группы на основе ее ценностно-ориентационного единства: Дисс. на соискание уч.степ. канд. психол.наук. — М., 1989. — 173 с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Владос, 1998. 508 с.
- Шилова Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся//Педагогика. 1996. — № 3. — С.25−30.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности Ростов н/Д, 1995 — 314 с.
- Шпалинский В.В. и др. Основы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. Д., 1989. — 67 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1989. -192 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., ВЛАДОС, 1999 — 360с.
- Эльконин Д.Б., Драгунова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
- LefiLine и другие новые методы психологии жизненного пути/Сост. и общ.ред. А.А.Кроник- послесл. Е. И. Головача. М., 1993.
- Argyle М., Furnham A., Graham J. Social situations. Cambridge, 1981.
- Cantor N., Mishel W., Schwartz J. Social knowledge: Structure, content, use and abuse//Hastrorf A., Isen A. (eds) Cognitive social psychology. Holland, 1982.
- Furnham A., Argyle M. Psychology of social situations. Oxford, 1981.
- Kobasa S.C., Maddi S.R. Kahn S. Hardiness and Health: A Prospective Study//J.Pers and Soc.Psychol., 1982. V.42. — № 1.
- Lasarus R.S. Positive denial: the case for not facing reality//Psychology Today, 1987. November. — P.47−60.
- Lasarus R.S., Anita De Longis. Psychological Stress and Coping in Aging//Amer.Psychol, 1983. V.38. — № 3.
- Lewin K. Behavior and development as a function of total situation/W.Garmichael L.(red) Manual of child development. N.Y., 1954. P. 918−970.
- Rosenzweig S. Types of reactions to frustration//!, of Abnormal Psychology, 1934.-Vol.29.