Педагогическое влияние как фактор социализации учащихся: На примере Калининградской области
![Диссертация: Педагогическое влияние как фактор социализации учащихся: На примере Калининградской области](https://westud.ru/work/2511363/cover.png)
Диссертация
В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название «мегатенденции». К их числу относятся массовый характер образования и его непрерывность как новое качествозначимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы исследования
- 1. 1. Понятие социализации в научной литературе
- 1. 2. Социально-философский и психологический аспект социализации
- 1. 3. Проблема социализации в зарубежных исследованиях
- 1. 4. Социально-педагогический аспект социализации
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Процесс педагогической социализации учащейся молодежи
- 2. 1. Анализ социокультурной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте на современном этапе
- 2. 2. Возможности педагогического влияния на процесс социализации молодежи
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А Стратегия жизни.-М., 1991-
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М., 1980-
- Авдуевская Е.П., Особенности ценностно-нормативной социализации в юношеском возрасте в ситуации социальной нестабильности. В кн. «Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника». ЦСО РАО, М., 1993.
- Алешина Ю.Е., Волович A.C. Особенности полоролевой социализации подростков. Вопросы психологии, N 3, 1990.
- Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования.-М., 1970-
- Андреенкова Н.В. Роль семьи в социализации индивида //Проблемы быта, брака и семьи.-Вильнюс, 1970-
- Антипов Г. А., Кочергин А. Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы.-Новосибирск, 1988-
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1998
- Асмолов С.Г. Личность как предмет психологического исследования.-М" 1984-
- Баклушинскии С.А., Особенности развития Я-концепции подростка. В кн. Руководство по оценке уровня развития социального поведения старшеклассника. UCO РАО, М&bdquo- 1993.
- Баклушинскии CA. Социальное окружение и Я-концспцил «юношеском возрас те. В кн. „Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника“, ЦСО РАО, М., 1993.
- Беличева C.B. Социологические аспекты социокультурных установок студенчества: Автореф. дисс. канд. социол. н.-Саратов, 1996-
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. -.
- Боровик В. Потери и приобретения молодежи России в период проведения реформ // Диалог.-1998.-№ 9-
- Боровик B.C. Политическая активность современной молодежи.-М., 1990-
- Воронина J1.И. Динамика ценностных ориентаций молодежи: Автореф. дис. канд.филос.н.-Екатеринбург, 1994-
- Боряз В.Н. Молодежь: Методологические проблемы исследования.-Л., 1973-
- Брындина Г. В. Социально-культурная интеграция молодежи в кризисном обществе: Автореф. дис. канд. культуролог.-СПб., 1999-
- Булкин А.Н. Социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодежи: Автореф. дисс. канд.филос. наук,-Ставрополь, 1997-
- В какой России хотела бы жить молодежь?-М., 1999-
- ВеберМ. Избранное. Образ общества.-М., 1994-
- Вильданова Ф.Д. Нравственно-половое воспитание как фактор социализации молодежи: Дис. к. социол. н.-Казань, 1998-
- Волович A.C. Особенности процесса социализации выпускников средней школы. Канд-дисс., М., 1990.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч., т. З, М., Педагогика, 1983.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991.
- Выготский Л.С. Педология подростка. Собр.соч., т.4, М., Педагогика, 1983.
- Вялых В.А., Стрелец Ю. Ш. Гуманитаризация образовательной системы: сущность и пути реализации. // Теоретические и методические аспекты гуманитаризации образования. Оренбург, ОИУУ, 1995. С.6
- Гепт Н.Л. Регулятивная функция культуры при переходе общества к устойчивому развитию: филос. анализ. Автореф. дис. канд. филос. к: — М., 1997
- Гласс Дж., Стэнли Дж., Статистические методы в педагогике и психологии. Изд. Прогресс, М., 1976.
- Горлова И.И. Культура и власть: линии сопряжения. Краснодар, 1998- Горлова И. И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар, 1998 и др
- Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. Новое педагогическое мышление. Педагогика, М., 1989.
- Данилова М.И. Молодежь и культура: самобытность и стандартизация.-М., 1995- Динамика ценностей населения реформируемой России. /Отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляев.-М., 1996-
- Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты.-Краснодар, 1999
- Динамика ценностей населения реформируемой России. /Отв. ред. Н. И. Лапин и др.-М., 1996- „
- Дубов И Г. Ментальность россиян. (Специфика сознания больших групп населения России).-М., 1997-
- Дюркгейм Э. Социология.- М.: Канон. 1995. 352 с.
- Жамсуева Н.К. Социализация молодежи в обществе переходного периода: Общетеоретический подход: Автореф. дис. канд. социол. наук.-Улан-Удэ, 1999-
- Загеев В.В. Социальные и нравственные основы жизнедеятельности студенчества в современных условиях: Автореф. дис. к. социол.н.-Улан-Удэ, 1995-
- Запесоцкий A.C. Гуманитарная культура как фактор индивидуализации и социальной интеграции молодежи: Автореф. дис. канд. культурологи.-СПб., 1996-
- Запесоцкий A.C. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции.-С.-Пб., 1996-
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.-М., 1986-
- Иваненков С., Кусжанова А. Социализация молодежи и перспективы развития образования // Россия ХХ1.-1994.-№ 11−12
- Иваненков С.П. Социализация молодежи в современных условиях. Автореф. дис. д-ра филос. наук.-М., 1999-
- Иванов В. Н., Ладодо И. Н.(Сергеев В. К. Москва: Город и мы. М., 2001
- Иконникова С.Н. Социология о молодежи.-Л., 1985-
- Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория.-М., 1970-
- Ильинский И.М. Наука и молодежь: обновление исследовательских подходов //Молодежь-89. Общественное положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР. -М.- 1989-
- Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества //Полис.-1997.-№ 4-
- Ирисметов Б.М. Особенности формирования политического сознания молодежи в современных условиях: Автореф. дис. к.филос.н.-М., 1993-
- Искандерян М.Ю. Социально-философские проблемы формирования политического сознания молодежи.-Ставрополь, 1997-
- Казьмина О.Ю., Социальные сети и развитие социального поведения. В кн. Руководство по оценке уровня развития социального поведения старшеклассника. ЦСО РАО, М., 1993.
- Карпушкин С.И. Формирование гражданской и правовой культуры молодежи: Автореф. дис. канд. филос. н.-М., 1999-
- Касьянов В.В. Политическая социализация молодежи в современной России: Автореф. дис. д-ра социол. н.-Ростов-на-Дону, 1999-
- Кле М. Психология подростка. М., Педагогика, 1991.
- Кон И. С. В поисках себя. М&bdquo- 1984.
- Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи.-М., 1988-
- Кон И. С. Психология ранней юности.-М., 1989-
- Кон И. Сг Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива.-М., 1988-
- Кон И. С. Социология личности. М., 1997.
- Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му).-М., 1999-
- Кузнецов А.Г. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи: Автореф. дис. д.социол.н. М., 1995-
- Кузнецов В.И. Проблема социализации молодежи в условиях переходного периода //Общественные науки.-№ 4(108).-1999- Молодежь России: Тенденции, перспективы.-М., 1993-
- Кузьмин В.А. Диалектика социальной зрелости молодежи и обновления общества: Автореф. дис. д.филос.н.-М., 1993-
- Лапин Н.И., Беляева Л. А., Наумова Н. Ф., Здравомыслов А.Г Динамика ценностей населения реформируемой России.-М., 1996-
- Ларс-Эрик Берг. Человек социальный. Символический интерекционизм. В кн.: Пер Монсон. Современная западная социология. Теории, традиции, перспективыю. СПб.: „Нотобене“, 1992,' сс. 168−169.
- Леви-Стросс К., Структурная антропология, изд. Наука, М., 1985.
- Лисовский A.B., Лисовский В. Т. В поисках идеала. Диалог поколений.1. Мурманск, 1994-
- Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика.-1998.-№ 4.-С.40−54-
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания.-М., 1995-
- Логуа P.A. Проблемы социализации молодежи в условиях становления рыночной экономики: Автореф. дис. канд. филос. наук, 1. М., 1992-
- Лях В. И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. -Краснодар: 1997.
- М. Коул. Культурно-историческая психология. М., 1996.
- Магун B.C. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985−1995 годы.-М“ 1998-
- Маканов Ж.К. Особенности политической социализации молодежи в условиях трансформации общества: Дис. канд. социол. наук. -М., 1995-
- Малышев С.И. Социальная справедливость в системе ценностных ориентаций современной молодежи России: Автореф. дис. к.филос.н.-М., 1996-
- Маргарет Доналдсон. Мыслительная деятельность детей. Москва: „Педагогика“, 1985, сс. 43−44
- Маркузе Г. Одномерный человек.-М., 1994-
- Маслоу А. Дальние достижения человеческой природы.-М., 1996-
- Молодежная политика: международный опыт.-М., 1991- Молодежь России: тенденции, перспективы /Под ред. И. М. Ильинского, A.B. Шаронова.-М., 1993-
- Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества.-М» 1990-
- Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Матер, междунар. научно-практ. конф. Вып.1. -СПб., 1995- Вып.2. -СПб., 1996
- Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
- Н.Колберг П., Пауэр Ф., Хиггинс Э. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию. Психологический журнал, т. 13, N 3, 1992.
- Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века.-М., 1997
- П.Бергер, Т. Лукман Социальное конструирование реальности. М., Медиум, 1995.
- П.Мюссен П. и др., Развитие личности ребенка. Изд. Прогресс, М., 1987.
- Павловский В.В. Социально-философские основания исследований молодежи: Автореф. дис. д-ра филос.н.-СПб, 1999-
- Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //Американская социологическая мысль.-М., 1996-
- Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных < систем //Американская социологическая мысль.-М., 1996-
- Политические предпочтения и ожидания российской молодежи накануне президентских выборов.-М., 1999-
- Полякова Т.М. Менталитет полиэтнического общества (Опыт России).-М., 1998
- Попов В, Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Автореф. дис. д. социологи. Екатеринбург, 1997-
- Постановление Правительства Москвы «О состоянии и развитии этнокультурного (национального) образования и взаимодействия с национальными объединениями в Москве» № 382 от 12 мая 1998 г
- Проктиевский В.В. Методы изучения этнической смешанности городского населения //Советская этнография, 1983. № 1. С. 17
- Рикер П. Герменевтика Этика Политика М., АО «KAMI», 1995. С. 154
- Россия в поисках стратегии. Общество и власть. М., 2000. С. 113−116
- Россия молодая. Век ХХ.-М., 1998-
- Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России //Социс.-1998.-№ 5.-С.90−98.
- Серафимова З.С. Проблемы социализации юношества в условиях НТП. Диссертация. к. филос. н. М&bdquo- 1990, С. 66 101. Симптом, ,№ 1 (37). 1 995 102. Симптом, № 12 (48). 1996.
- Сиск Д., Изучение будущего./ Вопросы психологии, № 4,1991, с. 510
- Собкин B.C. и др., Российская школа на рубеже 90-х. социологический анализ. ЦСО РАО, М, 1993.
- Собкин B.C., Писарский П. С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М., Министерство образования РФ, 1992
- Собкин ВС, Писарский П. С., Ценностные ориентации старшеклассников: кросс культурны и анализ. В кн. «Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника», ЦСО РАО, М., 1993
- Соколенко Е.М. Содержание занятости молодежи на этапе рыночных реформ.-Саратов, 1997 и др
- Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм //Американская социологическая мысль.-М., 1996-
- Сорокина Е.Г. Формирование социальной структуры современного российского общества: социальная трансформация и социальная стратификация: Дис. канд. социол. н.-М., 1997-
- Социология молодежи /Под ред. В. Т. Лисовского.-СПб, 1996
- Степин B.C. Философская мысль в динамике культуры// Степин B.C. Теоретическое знание.-М., 2000- Степин B.C. Философия и универсалии культуры. СПб, 2000. и др
- Суртаев В.Я. Молодежь и культура.-СПб, 1999
- Суртаев В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности.-С.-Пб., 1992-
- Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга.-Ростов-на-Дону, 1997-
- Суртаев В.Я. Социология молодежного досуга.-С.-Пб., 1998-
- Тарасова Н. Т. Миграция и социально-демографическое развитие // Россия: вызовы времени и пути реформирования. М.:1998, С. 105
- Тенева A.M. Политическая социализация учащейся молодежи: сущность, тенденции современного процесса: Автореф. дис. канд. филос. н.-М., 1992-
- Тойнби А.Дж. Постижение истории.-М., 1991-
- Тоффлер А. Футурошок.-СПб., 1997-
- Трегубов В.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление.-Л., 1991
- Тулеев А.Г., Шпак Л. Л. На изломах жизни. Новосибирск, 1994. -С.132−139.
- Уварова Е.Л. Молодежь в условиях формирования нового политического мышления: Социально-культурологический аспект: Автореф. дис. д-ра филос. наук.-Харьков, 1991
- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московск. лекции и интервью.-М., 1995-
- Чернова О.Л., Субъективные предпосылки общения учителей и подростков, Канд. Дис., 1991
- Шаврина С.Р. Проблемы политической социализации молодежи в условиях трансформации общества: Дис. канд. социол. н.-М., 1992 и ДР
- Швецова Л. «Величественная и яркая цель»// Этносфера. .1999. № 4−5. С. 8−9
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. — С. 384
- Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: Автореф. дис. д-ра филос.н.-Новосибирск, 1991
- Щегорцов А. А. Социализация молодежи в условиях макроэкономической трансформации российского общества: Автореф. дис. д-ра социол. наук.-М., 1998-
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.-М. 1996-
- Яковлев Л.С. Пространство социализации. Автореф. дис. д-ра филос. н.-Саратов, 1998-
- Янин И.Т. Культура России на рубеже XIX -нач. XX вв. и в 90-е годы XX в. (Историко-сравн. анализ): Автореф. дисс. д-ра. ист. наук.-М., 1999.-С. 10−13
- Ясперс К. Смысл и назначение истории.-М., 1991 и др.
- Abelson R.P., Social Cluster and Opinion Claster. In Perspectives on Social Network Research. N.Y., Academia Press, 1979.
- Aboud F., The Development of Ethnic Self-identification and attitudes. In Children’s ethnic sociolisation: Pluralism and Development. Ed. Phiney & Rothennan. 1987.
- Bandura, Albert and Richard H. Walters. Principles of Social Learning. In: Hollander, Edwin P., and Raymond G. Hunt (eds.) Classic Contribution to Social Psychology. New York: Oxford University Press/London: Toronto, 1972,.
- Briggs, C. L. Learning How to Ask: A Sociolinguistic Appraisal of the Role of the Interview in Social Science Research. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
- Bronfenbreber U., The Ecology of Human Development. Cambridge. Harvard University Press. 1979.
- Bronfenbreber U., The Process-PersonContext Model in Developmantal Research: Principles, Applications and Implications. Unpublished Manuscript, 1992.
- Bruner, J. Child’s Talk. New York: Norton- Miller, P. J. 1982. Amy, Wendy, and Beth: Learning Language in South Baltimore. Austin: University of Texas Press, 1983.
- DeVos G. & Romanucci-Ross L., Ethnic identity: Cultural continues and change. University of Chicago Press, 1982.
- Dictionary of Sociology. Penguin Books, 1984. p.201
- Durkheim E. Education et Sociologie. Paris, 1922. p.30
- Ericson E., Identity: Youth and Crisis. Norton. N Y. 1968.
- Fisher G.-N. Les processus du social. P., Dunod, 1991.
- Garvey, C. Discourse Analysis. Colloquium presented to the Psychology Department, Wayne State University, Detroit, Michigan, 1986, April.
- Geertz, C. Thick Description: Toward an Interpretive Theory of Culture. In The Interpretation of Cultures. New York: Basic Books, 1973.
- Goodnow, J. J. The Socialization of Cognition: WhatAs Involved? In J, W. Stigler, R. A. Shweder, and G. Herdt, eds., Cultural Psychology: Essays on Comparative Human Development. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
- Goodwin, M. H. «Instigating»: Storytelling as Social Process. American Ethnologist. 1982, 9: 799−819.