Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение качества ресурсного обеспечения деятельности компании в условиях конкуренции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для управления узлами ресурсного потока компания должна сформулировать общие критерии оценки правильности принимаемых решений. Для этого обоснована целесообразность использования ключевых показателей эффективности, поскольку именно эти показатели наилучшим образом учитывают оперативную ситуацию на рынке и сложившиеся условия конкуренции. Сделан вывод, что в результате оценки внешней и внутренней… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ
    • 1. 1. Экономическая сущность качества ресурсного обеспечения
    • 1. 2. Анализ основных элементов качества ресурсного обеспечения деятельности компании
    • 1. 3. Теоретические аспекты повышения качества ресурсного обеспечения деятельности компании в условиях конкуренции
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ
    • 2. 1. Основные функции управления ресурсным обеспечением деятельности компании
    • 2. 2. Узловой подход повышения качества ресурсного обеспечения деятельности компании в условиях конкуренции
    • 2. 3. повышение качества информационной среды ресурсного обеспечения
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
  • ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ
    • 3. 1. Создание системы менеджмента качества ресурсного обеспечения
    • 3. 2. Оценка качества ресурсного обеспечения деятельности компании в условиях конкуренции

Повышение качества ресурсного обеспечения деятельности компании в условиях конкуренции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Проблема повышения качества ресурсного обеспечения деятельности компании в условиях конкуренции актуальна в настоящее время по нескольким причинам:

Во-первых, в условиях конкуренции одним их главных критериев успеха в конкурентной борьбе является соотношение качественных характеристик продукции и ее стоимости. Чем больший уровень качества может получить потребитель при прочих равных условиях, тем более вероятно, что он отдаст предпочтение тому производителю, который предложил ему этот уровень качества. Таким образом, в условиях конкуренции усилия компании в большей степени направлены на решение двух задач: с одной стороны, повышение качества при сохранении стоимости продукциис другой стороны, сохранение качества при снижении стоимости продукции.

Во-вторых, решение указанных выше задач осуществляется путем повышения качества всех элементов деятельности компании, в том числе, путем повышения качества ресурсного обеспечения, т. к. ресурсы являются основным источником производственной деятельности. В этой связи возникает проблема формирования такой системы управления качеством ресурсного обеспечения, которая учитывала бы многообразие поступающих в компанию ресурсов и их наиболее важные характеристики: невозобновляемость, возможность их обогащения, условия утилизации.

В-третьих, движение ресурсов в компании может быть упорядочено в виде ресурсного потока, разбитого по видам ресурсов. Каждый ресурс имеет свои траектории движения внутри компании. Контрольными точками ресурсного потока являются подразделения, придающие потоку новые локальные импульсы и стимулирующие движение ресурсов к другому подразделению. В результате наложения ресурсных потоков в компании может быть создана единая сеть движения ресурсов, в которой могут быть 3 выделены узлы, т. е. подразделения, через которые проходят более одного вида ресурсов. Как показывает практика, управление качеством ресурсного обеспечения деятельности компании наиболее эффективно осуществляется именно в узлах ресурсной сети.

В-четвертых, в настоящее время в связи с усложнением организационной структуры компаний все подразделения имеют соответствующий уровень полномочий и ответственности. Однако зачастую данное распределение имеет весьма условный или чисто функциональный характер. В соответствии с современными теориями менеджмента в компаниях начинает преобладать подход, основанный на распределении задач. Использование данного подхода затруднено отсутствием единой критериальной базы для установления конкретных целевых значений соответствующим работникам. Решением данной проблемы может стать использование узлового подхода, сочетающего в себе полномочия и ответственность в узловых элементах ресурсного потока и матрицы ответственности. Таким образом, выбранная тема диссертационного исследования, связанная с повышением качества ресурсного обеспечения деятельности компании в условиях конкуренции, актуальна и практически значима.

Теоретическая и методологическая основы исследования.

Теоретической и методологической основой исследования явились теории построения логистических структур, различные модели ресурсного обеспечения, рассмотренные в трудах Алексикова И. С., Алексикова С. В., Бусова В. И., Ванчухиной Л. И., Джамай Е. В., Дымниковой А. И., Ивлиевой Т. Н., Кузнецова П. А., Никишаевой В. П., Поспелова С. В., Руденко А. А., Сластушинской Е. М. Чеснокова В. Я. и др. В то же время, данными авторами учитывалось управление основными материальными потоками при ресурсном обеспечении, в то время как управление кадровыми и информационными ресурсами не воспринималось как значимый фактор.

Проблемам повышения качества ресурсного обеспечения были посвящены труды Адлера Ю. П., Володина В. В., Куприяновой Т. М., Конти Т., Непомнящего Е. Г., Панова А. Н. и др. Однако в данных исследованиях основное внимание авторов было сосредоточено на уточнении функций логистического центра при формировании и развитии логистической сети. При этом практически не рассмотренным остался механизм оценки качества ресурсного обеспечения деятельности компаний.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день проблема повышения качества ресурсного обеспечения деятельности компании в конкурентной среде является крайне недостаточно исследованной проблемой, имеющей важное хозяйственное значение для национальной экономики.

Целью диссертации является решение актуальной научной задачи по выявлению и обоснованию направлений повышения качества ресурсного обеспечения деятельности компании в условиях конкуренции. В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе сформулированы и решены следующие задачи:

1. Обосновать возможности и сформулировать принципы трансформации качества ресурсного обеспечения в конкурентоспособность компании.

2. Конкретизировать основные элементы системы управления качеством ресурсного обеспечения деятельности компании с учетом особенностей условий конкуренции.

3. Обосновать основные функции управления качеством ресурсного обеспечения деятельности компании с использованием ресурсных балансов.

4. Разработать подходы к повышению качества ресурсного обеспечения деятельности компании в условиях конкуренции за счет использования внутренних резервов.

5. Разработать критерии отбора качественных ресурсов на основе использования производственных ограничений компании, возникающих на входе ее производственной системы.

Объектом исследования является ресурсное обеспечение деятельности компании в условиях конкуренции.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе повышения качества ресурсного обеспечения деятельности компании в условиях конкуренции.

Методической основой для диссертации послужили теоретические принципы современной экономической науки, результаты научных исследований экономистов России и зарубежных авторов в этой предметной области. В научной работе использована экономическая литература по управлению качеством, в особенности относящаяся к компаниям, имеющим обширные потребности в ресурсном обеспечении своей деятельности, а также данные о деятельности реальных компаний, реализующий различные направления повышения качества своего ресурсного обеспечения.

В работе использованы практические рекомендации научных учреждений и отдельных ученых России по актуальным проблемам повышения качества ресурсного обеспечения деятельности компаний различных отраслей национальной экономики России, в том числе, находящихся в кризисных условиях.

Информационной базой исследования явились материалы Министерства финансов, Федеральной службы государственной статистики, финансовая и управленческая отчетность различных компаний, реализующих программу повышения качества ресурсного обеспечения, нормативно-правовая база, включающая Федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства.

Научная новизна исследования заключается в решении научной задачи по разработке направлений повышения качества ресурсного обеспечения деятельности компании с использованием ресурсных балансов, 6 наложения ресурсных потоков на матрицы ответственности, а также с учетом входных ограничений производственной системы по количеству и качеству ресурсов. Научная новизна содержится в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Построен алгоритм трансформации качества ресурсного обеспечения в конкурентоспособность компании. В рамках процесса трансформации качества ресурсного обеспечения в факторы конкурентоспособности компании происходит последовательная, целенаправленная трансформация ресурсов в ключевые показатели эффективности (КПЭ). В работе показано, что критерии и инструменты качества ресурсного обеспечения деятельности компании базируются на факторах конкурентоспособности. В условиях конкуренции компания, принимая решение об использовании конкретного вида ресурсов в том или ином объеме, должна учитывать возможности рационализации его использования. Проблема рационального использования ресурсов требует учета множества взаимосвязанных технических, организационных, экономических, экологических и других факторов.

2. Разработана модель системы управления качеством ресурсного обеспечения деятельности компании на основе критерия минимизации количественных и качественных отклонений параметров имеющихся ресурсов от предъявляемых к ним требований. Структурная модель повышения качества ресурсного обеспечения деятельности компании состоит из трех основных элементов: планирование качестваконтроль качества и обеспечение качества. В частности, контроль качества, по мнению автора, включает выборочный контроль ресурсов, оценку обеспеченности ресурсами, а также оценку эффективности ресурсного обеспечения. Выборочный контроль ресурсов представляет собой текущие выборочные проверки по всем видам ресурсов. К данному виду контроля относятся, в частности: выборочный аудит финансовых операций (контроль качества финансовых ресурсов), промежуточные аттестации (контроль качества человеческих ресурсов), текущие испытания оборудования (контроль 7 качества материальных ресурсов), фотография рабочего дня (контроль качества временных ресурсов).

3. Обоснованы основные функции управления качеством ресурсного обеспечения деятельности компании с использованием подхода, основанного на ресурсном балансе. В работе показано, что наиболее важные функции управления представляют собой совокупности операций над ресурсным балансом деятельности компании. По мнению автора, повышение качества ресурсного обеспечения осуществляется в рамках локализованного функционала качества, базирующегося на универсальном цикле управления, включающем следующие этапы: планирование использования ресурсов (составление ресурсного баланса) — организация ресурсного обеспечения (воплощение ресурсного баланса) — стимулирование рационального ресурсопотребления (соблюдение ресурсного баланса) — регулирование и контроль качества использования ресурсов (контроль ресурсного баланса).

4. Обоснован узловой подход к повышению качества ресурсного обеспечения деятельности компании в условиях конкуренции. Суть подхода состоит в реализации следующего алгоритма:

• во-первых, на графе ресурсного потока выделяются узлы, в которых сконцентрировано управление качеством по нескольким видам ресурсов;

• во-вторых, с учетом ключевых показателей эффективности разрабатывается матрица ответственности за решение задач в рамках конкурентной борьбы;

• в-третьих, при наложении графа ресурсного потока на матрицу ответственности составляется карта полномочий для повышения качества ресурсного обеспечения деятельности компании в условиях конкуренции.

5. Разработана группа критериев для отбора качественных ресурсов на основе использования ограничений производственной системы компании. Как показано в диссертации, ограничения, возникающие на входе производственной системы, являются критериями отбора ресурсов в рамках 8 программы повышения качества ресурсного обеспечения деятельности компании и определяются тремя условиями:

• наличием стандартов качества и полномочий ответственных лиц для реализации программы и решения задач по повышению качества ресурсного обеспечения деятельности компании;

• наличием инструментария, имеющего достаточную мощность для решения поставленных задач повышения качества (достаточность обеспечения деятельности технического контроля, достаточность службы управления персоналом, наличие залоговой базы);

• адекватности квалификации и подготовленности сотрудников для решения стоящих перед ними задач и использования предоставленного в их распоряжение инструментария.

По своему содержанию работа соответствует п. 9.4 «Теоретические и методологические основы формирования и мониторинга систем качества предприятия (организации)» и п. 9.13 «Резервы и механизмы повышения качества продукции (услуг)» паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством по специализации: экономика и управление качеством.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обновлении и дополнении знаний о трансформации параметров качества в параметры конкурентоспособности, а также расширении теоретических представлений о системе управления качеством ресурсного обеспечения деятельности компании с использованием концепции ресурсных балансов, узлового подхода и входных критериев качества ресурсов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных предложений, создающих методическую и практическую основу для качественного ресурсного обеспечения деятельности компании в условиях конкуренции. Практическое значение имеют, во-первых, узловой подход к распределению полномочий и ответственности между сотрудниками за получение конкурентных преимуществ с использованием 9 возможностей повышения качества ресурсного потока путем воздействия на соответствующие узлы управления этим потоком, во-вторых, критерий минимизации количественных и качественных отклонений параметров имеющихся ресурсов от предъявляемых к ним требований, используемый для построения эффективного ресурсного баланса.

Результаты исследований могут быть использованы руководящими органами компаний различных сфер деятельности в процессе формирования и мониторинга систем качества для создания резервов повышения качества продукции в условиях конкуренции.

Апробация.

По теме диссертации опубликованы четыре печатные работы общим объемом 2,2 п. л., в том числе одна статья в изданиях, рекомендованных ВАК. Отдельные результаты диссертации практически внедрены в процессе разработки программы повышения качества ресурсного обеспечения деятельности ООО «Ларока" — ключевые показатели эффективности, позволяющие привязать ответственность к конкретному работнику разработаны для ООО «Эксперт Центр». Основные результаты исследований использованы для подготовки учебно-методических пособий и чтении учебных курсов «Управление качеством», «Логистика» в Российском государственном гуманитарном университете.

Структура диссертационной работы обусловлена задачами, поставленными в исследовании, и отражена в ее содержании. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и содержит 160 страниц текста, 4 таблицы и 21 рисунок.

Список использованных источников

включает 153 наименования.

Выход.

ПОТРЕБИТЕЛИ (И ДРУГИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ).

Удовлетворенность.

ПОТРЕБИ.

ТЕЛИ (И ДРУГИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ).

Требования.

Рисунок 3.3 — Модель законченной системы процессов менеджмента качества.

16 Козлов 11.М. Менеджмент качества (http://www.proteu.ru/seminartqm.htm!).

Поэтому рис. 6 является моделью законченной системы процессов менеджмента качества, он также способен демонстрировать взаимосвязь между процессами. В качестве примера процессов создания продукта и/или оказания услуг, модель подчеркивает тот факт, что заказчики и другие заинтересованные стороны играют важную роль в процессе установления входных требований. После этого по отношению ко всем процессам, необходимым для создания продукции и/или оказания необходимой услуги, применяется управление процессом и проводится проверка «выхода». Измерения степени удовлетворенности заказчика и других заинтересованных сторон, используется в качестве обратной связи для оценки и признания того, что требования заказчика были выполнены. Стандарт предусматривает 4 группы процессов связанных с системой менеджмента качества:

• процессы управленческой деятельности руководства;

• процессы обеспечения ресурсами;

• процессы жизненного цикла продукции;

• процессы измерения, анализа и улучшения.

Для того чтобы все процессы действовали как единая продуктивная сеть, организация должна проводить анализы взаимодействия всех процессов для:

• обеспечения того, что последовательность и взаимодействие процессов разрабатывалась так, чтобы достичь желаемых результатов,.

• обеспечения ясности, определенности и управляемости входных данных деятельностей и выходных данных,.

• установления управления рисками и возможностями,.

• установления и внедрение методов для верификации того, что взаимосвязь между процессами осуществляется эффективно,.

• мониторинга входных и выходных данных для верификации того, что индивидуальные процессы эффективно связаны друг с другом,.

• установления данных для анализов, которые поддерживают постоянное улучшение всех процессов.

Стандарт предписывает определить собственника процесса, наделенного всеми правами и ответственностью для управления процессами и решения задач, поставленных перед процессом, нужды и ожидания заинтересованной стороны.

Стандарт предписывает, чтобы высшее руководство при определении целей и задач организации в области менеджмента качества, учитывала нужды всех заинтересованных сторон. Процессы должны быть спланированы и внедрены таким образом, чтобы организация постоянно была информирована о текущих нуждах и ожиданиях всех заинтересованных сторон.

Компания должна сфокусироваться на создании ценности для заказчиков, обеспечивая в то же время баланс с интересами и ожиданиями всех заинтересованных сторон. Нужды и ожидания всех заинтересованных сторон должны быть транслированы в требования и процессы внутри организации. Эти требования должны быть доведены до всех уровней организации.

Процесс получения этой информации, превращения ее в требования и распространении требований до работников организации должен постоянно оцениваться для его улучшения.

Компании зависят от своих заказчиков и конечных пользователей. Они должны понимать текущие и будущие нужды заказчика и стараться превышать его ожидания. Заказчики и конечные потребители заинтересованы в соответствии, надежности, пригодности, своевременной поставке, послепродажном обслуживании и цене продукта и/или услуги, которую они получают.

Компании зависят от своих заказчиков и конечных пользователей. Они должны понимать текущие и будущие нужды заказчика и стараться превышать его ожидания. Заказчики и конечные потребители заинтересованы в соответствии, надежности, пригодности, своевременной.

116 поставке, послепродажном обслуживании и цене продукта и/или услуги, которую они получают.

Ресурсы, существенные для внедрения и достижения целей и политики компании должны быть определены и предоставлены в распоряжение соответствующего персонала. Они могут включать людей, поставщиков, информацию, инфраструктуру, рабочие окружающие условия и финансовые ресурсы. Следует уделять внимание продуктивности и своевременности применения ресурсов с точки зрения благоприятных возможностей и ограничений. Следует принимать во внимание использование ограниченных натуральных ресурсов и воздействие ресурсов на окружающую среду.

Ресурсы должны приниматься во внимание в обоих случаях, как для организации с непрерывным (серийным) изготовлением, так и для организаций, работающих по определенным видам деятельности. Требования для всех ресурсов должны быть определены в реальных терминах, во всяком случае, нематериальные ресурсы, такие как знания должны быть также учтены. Ресурсы, необходимые для предоставления возможности и содействия проведению изменений должны учитываться при осуществлении постоянного улучшения.

Когда речь идет о процессе найма, аттестации и обучения, то он должен быть направлен на необходимость поощрения вовлечения личностей. Должно быть обращено внимание на выдаче людям полномочий и определении прав. Для обеспечения основного фундамента для проведения операций, необходима инфраструктура. Инфраструктура может включать завод, рабочее место, машины, программное обеспечение, инструменты и оборудование, услуги, коммуникации, транспорт и помещения, зависящие от продуктов и/или услуг организации.

Компания должна определить и обеспечить инфраструктуру, детально определенную в таких терминах, как задачи, функции, выполнение работ, пригодность, стоимость, надежность и безопасность. Должен существовать процесс для того, чтобы развивать и внедрять программы технического.

117 обслуживания и обеспечивать постоянство инфраструктуры для выполнения установленных требований. Эта программа должна детально определять тип и частоту технического обслуживания, проверку работы каждого элемента инфраструктуры, основываясь на его критичности и используемости.

Компания должна оценить инфраструктуру по отношению требований всех заинтересованных сторон. Следует принимать во внимание проблемы окружающей среды, связанные с инфраструктурой, такие как сохранность, загрязнения, отходы и переработка для минимизации воздействия на окружающую среду.

Компания должна определить необходимые ресурсы, которые не могут быть получены из внутренних источников, для определения стратегии закупок. Закупочная стратегия определяет те цели и задачи для закупочной деятельности, включающей оценку, размещение заказа, верификацию закупочной продукции и/или услуги и развития поставщика, которая обеспечивает балансировку с задачами и политикой качества компании.

Для того чтобы обеспечить качество закупок компания должна осуществлять оценку общей стоимости закупки, качество закупок, наличие, сроки поставки и цены. Кроме того, для обеспечения качества закупок компанией должны быть разработаны ряд процедур, обеспечивающих управление закупками. В частности компании необходимо разработать:

• процедуру выбора и оценки поставщиков, которые будут осуществлять поставки;

• процедуру оценки качества работы поставщиков.

Требования к проведению работ могут включать:

• планирование загрузки производства (объема услуг);

• квалификацию персонала;

• входные элементы процесса;

• коммуникации.

Компания должна идентифицировать характеристики оборудования, которые оказывают влияние на ключевые характеристики продукта и/или.

118 услуги для того, чтобы достичь требуемой способности поддержания процесса. Компания должна идентифицировать прослеживаемость требований, относящихся к продукту и/или услуге для того, чтобы разработать соответствующую идентификацию для продукта и/или услуг и процессов.

Должна быть установлена программа превентивных мероприятий для минимизации отказов оборудования и гарантии постоянной способности процесса. Компания должна установить процедуру, гарантирующую, что подготовительные работы завершены, и проведен их анализ. Любые изменения в характеристиках процесса производства, воздействующих на продукт и/или услугу должны регистрироваться и приниматься только с учетом их воздействия на продукт или услугу.

Модель системы менеджмента качества ООО «Ларока» основана на процессном подходе и предполагает постоянное совершенствование системы менеджмента качества. На основании регулярного анализа системы менеджмента качества и всех связанных с ней вопросов незамедлительно выделяются необходимые ресурсы и разрешаются возникающие проблемы. Тем самым руководство обеспечивает поддержку развития и постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Руководство компании берет на себя обязанность и несет ответственность за профессиональный рост работников завода, улучшение условий труда, развития инициативы, а также обеспечение компании материальными и финансовыми ресурсами. Обеспечение эффективного функционирования системы менеджмента качества и постоянное ее совершенствование являются делом чести каждого работника завода. Данная политика в области качества известна каждому работнику компании и является основой для осуществления всех видов деятельности и совершенствования каждого из установленных процессов создания продукции.

В рамках менеджмента качества автором разработана группа критериев для отбора качественных ресурсов на основе использования ограничений производственной системы компании. Ограничения, возникающие на входе производственной системы являются критериями отбора ресурсов в рамках программы повышения качества ресурсного обеспечения деятельности компании. Как было отмечено выше, наиболее важными видами ресурсов являются: материальные, финансовые и трудовые.

Для каждого из видов ресурсов автором выделены соответствующие источники их формирования. В частности для материальных ресурсов источниками являются: привлечение, возобновление и обогащение. Для финансовых ресурсов — собственные и заемные источники, для трудовых ресурсов — внутренние и внешние. По каждому источнику в диссертации сформулированы критерии отбора качественных ресурсов. Общий перечень этих критериев приведен в таблице 3.1.

Рассмотрим некоторые из них. В частности, при возобновлении материальных ресурсов используются следующие критерии качества: технологическая пригодность, издержки возобновления и наследование полезных свойств. Критерии технологической пригодности позволяют отобрать те ресурсы, которые по своим технологическим свойствам пригодны для возобновления. Критерии издержек возобновления предоставляют возможность отбора тех ресурсов, эффективность возобновления которых высокаа наследование полезных свойств позволяет отобрать те ресурсы, которые в результате возобновления сохранят те свойства, которые были признаны полезными в ходе привлечения данного вида ресурсов. Необходимо отметить, что ограничения, зависящие от основных технологий деятельности компании, в том числе, от технологий использования, обогащения и утилизации ресурсов, представляющие собой наиболее важные ограничения производственной системы определяются тремя условиями:

• наличием стандартов качества и полномочий ответственных лиц.

120 для реализации программы и решения задач по повышению качества ресурсного обеспечения деятельности компании;

• наличием инструментария, имеющего достаточную мощность для решения поставленных задач повышения качества (достаточность обеспечения деятельности технического контроля, достаточность службы управления персоналом, наличие залоговой базы);

• адекватности квалификации и подготовленности сотрудников для решения стоящих перед ними задач и использования предоставленного в их распоряжение инструментария.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В рамках проведенного исследования автором получены следующие результаты и сделаны следующие выводы:

1. Процесс конкуренции, обусловленный рынком, ведет к постоянному снижению цен на производимую продукцию за счет сокращения издержек производства, и, в частности, материальных затрат. Поэтому рынок своим воздействием, во-первых, стимулирует процесс прямой экономии материальных ресурсов: снижение материалоемкости продукции, сокращение отходов производства, эффективное использование деловых отходов и вторичных ресурсовво-вторых, диктует условия создания продукции: уровень ее качества и потребительские характеристики, объемы производства и ее цену. Таким образом, рыночные отношения приводят к тому, что компания при использовании различных ресурсов попадает в своеобразный пресс, составляющими которого являются ограничения, накладываемые рынком.

2. Вне зависимости от уровня конкуренции в отрасли, компания может повысить уровень своей конкурентоспособности за счет повышения качества ресурсного обеспечения деятельности. В диссертации сделан вывод, что данная ситуация обусловлена тем, что вне зависимости от уровня конкуренции в различных отраслях национальной экономики существенно различается качество ресурсного обеспечения. В зависимости от уровня конкуренции в конкретной отрасли существенными являются совершенно разные факторы конкурентоспособности. В результате проведенного анализа выявлено, что качество ресурсного обеспечения является одним из главных потенциалов конкурентоспособности компании. В условиях кризиса компании имеют выбор для повышения качества ресурсного обеспечения своей деятельности. Автор пришел к выводу, что использование данной возможности может быть реализовано через построение системы управления качеством ресурсного обеспечения на всех этапах жизненного цикла этого ресурсного обеспечения.

3. Сделан вывод о необходимости создания соответствующей классификации факторов рационализации использования ресурсов, которая позволит не только разрабатывать критерии и инструменты повышения качества ресурсного обеспечения, но и активно воздействовать на сами факторы в меняющейся внешней среде. Классификация должна учитывать специфику отрасли, рынка, которые оказывают влияние как на состав ресурсов и значимость каждого, так и на особенности их формирования.

4. Создавая рациональную структуру использования ресурсов в компании необходимо применять такие составляющие, которые позволят повысить ее конкурентоспособность за счет реализации двух групп мероприятий:

1) связанных с инновационной активностью, привлечением инвестиций, направленных на технико-технологическое обновление производства;

2) не требующих финансовых вложений в материально-техническую базу компании (организационных мероприятий).

5. В работе показано, что в каждый текущий момент времени ресурсы ограничены не только количественно, но и качественно. Поэтому основными объектами управления качеством ресурсного обеспечения деятельности компании в условиях конкуренции являются:

• входное управление качеством на этапе приобретения ресурсов (закупки материальных ресурсов, найме персонала и т. п.);

• управление качеством внутреннего распределения ресурсов;

• управление качеством резервирования и создания запасов по наиболее важным для компании видам ресурсов;

• управление качеством распределения ресурсов по видам деятельности компании;

• управление качеством обогащения ресурсов (повышение квалификации персонала, изменение качественных характеристик материальных ресурсов);

• управление качеством утилизации ресурсов, потребность в которых снижается.

6. Контроль качества включает выборочный контроль ресурсов, оценку обеспеченности ресурсами, а также оценку эффективности ресурсного обеспечения. Выборочный контроль ресурсов представляет собой текущие выборочные проверки по всем видам ресурсов. К данному виду контроля относятся, в частности: выборочный аудит финансовых операций (контроль качества финансовых ресурсов), промежуточные аттестации (контроль качества человеческих ресурсов), текущие испытания оборудования (контроль качества материальных ресурсов), фотография рабочего дня (контроль качества временных ресурсов).

7. Наиболее важные функции управления представляют собой совокупности операций над ресурсным балансом деятельности компании. Сделан вывод о том, что повышение качества ресурсного обеспечения осуществляется в рамках локализованного функционала качества, базирующегося на универсальном цикле управления. С учетом особенностей ресурсного обеспечения в диссертации построен цикл управления качеством ресурсного обеспечения, направленный на достижение целей ресурсосбережения и ресурсообеспечения.

8. Для повышения качества ресурсного обеспечения деятельности компании в условиях конкуренции обоснован узловой подход. Суть подхода состоит в реализации следующего алгоритма. Во-первых, на графе ресурсного потока выделяются узлы, в которых сконцентрировано управление качеством по нескольким видам ресурсов. Во-вторых, с учетом ключевых показателей эффективности разрабатывается матрица ответственности за решение задач в рамках конкурентной борьбы. В-третьих, при наложении графа ресурсного потока на матрицу ответственности составляется карта полномочий для повышения качества ресурсного обеспечения деятельности компании в условиях конкуренции.

9. Сущность узлового подхода к управлению качеством ресурсного обеспечения заключается в максимальном использовании свойств разнообразных входящих в узел потоков для обеспечения устойчивости в условиях конкуренции. В узлах одно управляющее воздействие может быть направлено на изменение качества нескольких ресурсных потоков. Это приводит к сокращению как временных, так и ресурсных затрат на управление ресурсными потоками: оперативность узловых воздействий позволяет существенно сократить административные и организационные издержки, расходы на персонал и коммуникации. Так, если поступающие в узел данные касаются финансирования нескольких производственных процессов, у руководства появляется возможность отреагировать, изменив необходимые параметры сконцентрированных в узле потоков без дополнительных расходов на согласование управленческого решения.

10. Для управления узлами ресурсного потока компания должна сформулировать общие критерии оценки правильности принимаемых решений. Для этого обоснована целесообразность использования ключевых показателей эффективности, поскольку именно эти показатели наилучшим образом учитывают оперативную ситуацию на рынке и сложившиеся условия конкуренции. Сделан вывод, что в результате оценки внешней и внутренней среды разрабатываются основные стратегические цели, которые трансформируются в управленческие задачи и в результате привязки к конкретным должностям приобретают вид ключевых показателей эффективности. В результате подобной трансформации формируется длинный список показателей, описывающих все аспекты деятельности компании, в том числе, участие в конкурентной борьбе. В результате расстановки приоритетов, учитывающих отраслевые и региональные особенности конкуренции, из длинного списка выделяются наиболее важные показатели, ответственность за которые распределяется по организационной структуре компании.

11. Ограничения, возникающие на входе производственной системы являются критериями отбора ресурсов в рамках программы повышения качества ресурсного обеспечения деятельности компании. Для каждого из видов ресурсов в диссертации выделены соответствующие источники их формирования. В частности для материальных ресурсов источниками являются: привлечение, возобновление и обогащение. Для финансовых ресурсов — собственные и заемные источники, для трудовых ресурсов — внутренние и внешние. По каждому источнику в диссертации сформулированы критерии отбора качественных ресурсов. Сделан вывод, что ограничения, зависящие от основных технологий деятельности компании, в том числе, от технологий использования, обогащения и утилизации ресурсов, представляющие собой наиболее важные ограничения производственной системы, по мнению автора, определяются тремя условиями:

• наличием стандартов качества и полномочий ответственных лиц для реализации программы и решения задач по повышению качества ресурсного обеспечения деятельности компании;

• наличием инструментария, имеющего достаточную мощность для решения поставленных задач повышения качества (достаточность обеспечения деятельности технического контроля, достаточность службы управления персоналом, наличие залоговой базы);

• адекватности квалификации и подготовленности сотрудников для решения стоящих перед ними задач и использования предоставленного в их распоряжение инструментария.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые документы:
  2. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. — М, 1993.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, от 30.11.1994 N 51-ФЗ, в ред. от 09.02.2009. (с изменениями и дополнениями от 10.01.2003).
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая, от 26.01.1996 N 14-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10.01.2003).
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья, от 26.11.2001 N 146-ФЗ. (ред. от 30.06.2008).
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации, от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
  7. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ред. от 26.07.2006).
  8. Федеральный Закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 30.12.2008).
  9. Источники на русском языке:
  10. В. Г. Математическая логистика: в примерах и иллюстрациях. Омск, 2008.
  11. С. В. Ресурсное обеспечение дорожного строительства. Волгоград: ВолгГАСУ, 2007. — 237 с.
  12. С. В. Ресурсное обеспечение технологических процессов в дорожном строительстве. — Волгоград: Волгоградский гос. архитектурно-строит. ун-т, 2006. 190 с.
  13. . А. Логистика. М.: ИНФРА-М, 2008.
  14. . А. Логистика: учебное пособие. М.: Проспект, 2008.
  15. А. М. Промышленная логистика. М.: Изд-во Моск. гуманитар, ун-та, 2008.
  16. Ю. А. Совершенствование механизма управления человеческими ресурсами в образовательном комплексе. — М.: Компания Спутник, 2008.
  17. Д. А. Мотивация и вознаграждение персонала. М.: Гильдия мастеров, Печатный салон, 2001.
  18. Д. А. Управление персоналом: учебное пособие. М.: Высшее образование и наука, 2001.
  19. Е. Г. Залог успеха. Управление собственными ресурсами: программа, методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2009.
  20. Е. Г. Залог успеха. Управление собственными ресурсами. — М.: Просвещение, 2008. 176 с.
  21. Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Доналд Дж. Бауэрсокс, Дейвид Дж. Клосс / Пер.: New York: The McGraw-Hill CopecypcoBanies, inc. — M.: Олимп-Бизнес, 2008.
  22. P. С. Транспортная логистика: новейшие технологии построения эффективной системы доставки. М.: Вершина — Санкт-Петербург, 2008.
  23. Бизнес-карта 2008. Оптово-розничная торговля: деловые справочники / Агентство деловой информ. Бизнес-карта-2008. — 698 с.
  24. С. И. Эффективные процессы распределения товаров: концепции, модели, методы реализации. Екатеринбург: Уральский гос. экономический ун-т, 2008.
  25. С. И. Эффективные процессы распределения товаров: концепции, модели, методы реализации. Екатеринбург: Уральский гос. экономический ун-т, 2008.
  26. А. А. Планирование и моделирование цепи поставок. — М.: Альфа-Пресс, 2008.
  27. А. А. Планирование и моделирование цепи поставок: учебно-практическое пособие. М.: Альфа-Пресс, 2008.150
  28. Г. Л. Управление запасами. М.: Эксмо, 2008.
  29. Г. Л. Управление запасами: учебник. М.: Эксмо, 2008.
  30. Н. Г. Маркетинговая логистика в сфере технического обеспечения сельского хозяйства. М.: Достижения науки и техники АПК, 2008.- 143 с.
  31. . Е. Информация и управленческая эффективность. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2005.
  32. А. Г. Управление потоковыми процессами в логистической системе компании: монография. Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2008.
  33. А. Г. Эффективная логистика компании: учебное пособие.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.
  34. А. Г. Эффективная логистика компании: учебное пособие.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.
  35. О. С. Менеджмент. Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономиста, 2008.
  36. Н. И. Распределительная логистика и конкурентоспособность систем сбыта товаров. — М: Креативная экономика, 2008.
  37. В. В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие. — М.: Дашков и К0, 2008.
  38. В. В. Склад: Логистика. Управление. Анализ: учебное пособие для подготовки специалистов по управлению складскими операциями и товарными запасами. М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К0″, 2009.
  39. Всеобщая история менеджмента: энциклопедия / под ред. И. И. Мазура, В. Д. Шапиро М.: ЭЛИМА, 2007. — 888 с.
  40. ГоленкоВ.П. Менеджмент / В. П. Голенко, А. И. Рохманов, О. А. Страхова. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003.151
  41. В. В. Руководство для высшего персонала. В 2-х т., т. 1. -МНИИПУ, 1998.
  42. Е. В. Ресурсное обеспечение наукоемкого авиационного производства: финансово-экономический аспект. — М.: Изд-во МАИ, 2006. -182 с.
  43. М. А. Формирование интеграционной системы материально-технического обеспечения сельского хозяйства региона. — Майкоп: Изд-во МГТУ, 2005 28 с.
  44. В. В. Антикризисное управление: организация процесса материально-технического обеспечения компании. М.: Учеба, 2007. — 26 с.
  45. В. В. Управление складированием в цепях поставок. -М.: Альфа-Пресс, 2009.
  46. А. И. Ресурсное обеспечение учреждений культуры в условиях рыночной экономики. — М., С-Пб: Театралис, 2008. 183 с.
  47. А. Н. Общий менеджмент: концепции и комментарии: учебник / А. Н. Дятлов, М. В. Плотников, И. А. Мутовин. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 400 с.
  48. О. И. Роль информационных ресурсов в управлении предприятием: монография. Москва: Моск. гос. ун-т. печати, 2005.
  49. Л. Е. Управление ресурсами организации. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2008. — 164 с.
  50. Л. Е. Управление ресурсами организации: учебное пособие Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2008.
  51. В. Г. Инновационное развитие компании: управление интеллектуальными ресурсами: учебное пособие. -М.: Дело, 2009.
  52. В. Г. Инновационное развитие компании: управление интеллектуальными ресурсами: учебное пособие. -М.: Дело, 2009.
  53. Е. К. Организация материально-технического обеспечения вспомогательного производства крупного машиностроительногокомплекса на принципах логистики. — Ростов н/Д: Рост. гос. строит, ун-т, 2005.- 102 с.
  54. Т. Н. Нормативно-правовое регулирование и ресурсное обеспечение рынка библиотечно-информационных услуг. — С-Пб.: Знание, 2004.
  55. С. Д. Основы менеджмента: учебное пособие / С. Д. Ильенкова, В. И. Кузнецов. М.: МЭСИ, 2000.
  56. Инновационный менеджмент / Под ред. С. Д. Ильенковой. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 335 с.
  57. Ю. О. Управление человеческими ресурсами. -Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та.
  58. Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать беспокоиться и начать жить / Пер. с англ. М.: Попурри, 2002.
  59. В. В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2008.
  60. Дж. От хорошего к великому: почему одни компании совершают прорыв, а другие нет. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001.
  61. JI. Ф. Техническое обеспечение сельскохозяйственного производства. Организационно-экономический аспект. — М.: Росинформагротех, 2005. — 251 с.
  62. А. И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. — 7-е изд. М.: Академический Проект, Фонд „Мир“, 2007. — 560 с. -(Gaudeamus).
  63. Г. Ф. Управление трудовыми ресурсами. М.: ИНФРА-М, 2008. — 157 с.
  64. Дж., 7 уроков величайших менеджеров, или Что знают CEOs. -М.: Фаир-Пресс, 2004.
  65. А. Р. Ресурсное обеспечение программы производства в компании: дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. Уфа, 2007. -149 с.
  66. Е. А. Инвестиционный анализ: принципы и методы, денежные потоки, оценка риска. М. и др.: Питер, 2007.
  67. П. А. Ресурсное обеспечение строительного переустройства аварийных объектов. М.: СИП РИА, 2005- 395 с.
  68. В. В. Модели и методы управления малыми компаниями с учётом сетевой структуры ресурсного обеспечения. — М.: Ин-т проблем упр., 2007.-55 с.
  69. В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие — М.: Кн. мир, 2009.
  70. В. В. Корпоративная статистика: экономико-статистическое моделирование материально-технического снабжения и сбыта. — М.: Финансы и статистика, 2006. 207 с.
  71. Д. В. Основы интеграции информационных потоков. -Киев: Инжиниринг, 2006.
  72. В. С. Логистика в примерах и задачах. М.: Финансы и статистика, 2009.
  73. И.И. Нескучный менеджмент для руководителей и стремящихся ими стать / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. М.: Авваллон, 2003.
  74. И.И. Реструктуризация компаний и компаний: справочное пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. М.: Высшая школа, 2000.
  75. М. М. Повышение экономической устойчивости организации на основе оптимизации ресурсного обеспечения ее деятельности. Уфа: Изд-во БашГАУ, 2007. — 103 с.
  76. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах / Под ред. Л. А. Данченок.- 2-е изд. М.: Маркет ДС, 2006. — 758 с.
  77. В.И. История управленческой мысли: учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. — 731 с.
  78. Менеджмент. Маркетинг. Персонал. / Под. ред. А. Г. Поршнева, М. Л. Разу. М.: ГАУ, 1997.
  79. Менеджмент: теория и практика в России / Под. ред. A.B. Тихомировой, М. Л. Разу, А. Г. Поршнева.-М.: ФБК-ПРЕСС, 2003.
  80. Н. К. Экономические основы логистики. М.: ИНФРА-М, 2008.
  81. Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. М.: Финансы и статистика, 1999. — 160 с.
  82. Е.Г. Управление карьерой менеджера. СПб.: Питер, 2003.
  83. С. X. Информационная логистика: учебное пособие. Омск: ОГИС, 2008.
  84. Ю. М. Логистика: учебник. М.: Проспект, 2008.
  85. И. А. Методика расчета нормативной обеспеченности материально-технического оснащения. М.: НИИ развития проф. образования, 2007. — 48 с.
  86. В. В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок. -М: ГроссМедиа, 2008.
  87. В. Е. Логистический менеджмент: учебник. М.: Дашков и Ко, 2008.
  88. К. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта / К. Нордстрем, Риддерстрале Йонас. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002.
  89. В.Л. Менеджмент: инновационные технологии: учебное пособие / В. Л. Полукаров, Е. М. Ефимова, Е. В. Добренькова, Е.Л. Головлева-М.: ГИТР, 2001.
  90. Путь менеджера от новичка до гуру: сборник статей. — 2-е изд. перераб. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2006. — 464 с.
  91. Т. И. Логистика. М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2008.
  92. Т. И. Логистика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям „Финансы и кредит“, „Бухгалтерский учет, анализ и аудит“ М.: Омега-Л, 2009.
  93. С. В. Логистика: учебное пособие. М.: Дело, 2008.
  94. В. И. Логистика: информационные системы и технологии учебно-практическое пособие. -М.: Альфа-Пресс, 2008.
  95. Д. Е. Оптимизация системы материально-технического обеспечения как фактор повышения эффективности производства: дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. Москва, 2004. — 194 с.
  96. П. Г. Организационно-экономические основы технического оснащения села. М.: Агри пресс, 2005. — 382 с.
  97. A.A. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии / A.A. Томпсон, Стрикленд А.Дж. М.: Банки и биржи, ЮНИТИД998. — 576 с.
  98. А. Ф. Системы управления знаниями (методы и технологии). Томск: Изд-во науч.-техн. лит., 2005. — 258 с.
  99. Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 352 с.
  100. Г. Моя жизнь, мои достижения: сегодня и завтра. / Пер. с англ. -М.: Харвест, 2003.
  101. В. Человек в поисках смысла / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.
  102. М. А. Сущность ресурсного обеспечения деятельности организации. // Транспортное дело России, 2008. № 3. -0,5 п. л.
  103. M. А. и др. Теоретические подходы к управлению материальными ресурсами. // Актуальные экономико-правовые проблемы современной экономики России. Вып. 4. М.: ИНИОН РАН, 2008. — 0,4 п. л.
  104. , X. Джеймс Совершенство управления ресурсами: искусство совершенствования управления ресурсами. — М: Стандарты и качество, 2008. -350 с.
  105. А. А. Управление человеческими ресурсами в бизнес-организации: стратегические основы. — М.: 2008. 270 с.
  106. В. Я. Инвестиционные строительные программы и их ресурсное обеспечение. С-Пб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. — 47 с.
  107. JI. Карьера менеджера / Пер. с англ. М.: Попурри, 2002.
  108. Источники на иностранных языках
  109. Bell D. The Corning of Postindustrial Society: a venture in Social forecasting. N.Y., Basic Books, 1973
  110. Bennis W., Organisation development: Its nature, origins and prospects. Reading, MA, Addison Wisley, 1969, 32 157
  111. Bramley P. Evaluating training effectiveness (2-d edition). London. The McGraw-Hill Companies. 1997
  112. Cameron K., Critical questions in assessing organizational effectiveness, Organizational dynamics, Autumn, 1980
  113. Dore R. Taking Japan Seriously. L, 1987. P. 23−25
  114. Drucker P. Managing for the future. NY, 1992, 10
  115. Esterby-Smith, M.(1986) Evaluation of management education, training and development, Gower, Aldershot, 13
  116. Garavan T., Strategic human resource development, JOEIT 15,1991,p.27
  117. D.R. 1989: Understanding Distance Education. A Framework for the Future. London: Routledge
  118. Gerchak Y., Parlar M., Sengupta S.S. On manpower planning in the presence of learning // Engineering costs a. production economics. Amsterdam etc., 1990. — Vol. 20, N3.-P. 296
  119. Grant R., The knowledge-based view of the firm, LRP, 1997,28
  120. N. „Developing Indicators of Educational performance“. A lecture presented at the 31-st Educational Conference, Educational Records Bureau, October 1986.
  121. Hall D., Goodale J. Human resource management: strategy, design and implementation, Foresman and Company, USA, 1998
  122. Hinrichs J., Personnel training, Chapter 19 of M.D.Dunnette (ed) Handbook of organisational and industrial psychology, Rand McNally, Chicago, 1976
  123. Kenney J., Reid M. Training intervantions, London, IPM, 1988
  124. Kiplinger AH., Kiplinger KA America m the Global 90"s. Washington DC, 1989. P. I55.
  125. Kirkpatrick D.L. Evaluating training programs. ASTD, 1985
  126. Luce R.D., Raiffa H., Tukey J.W. Simultaneous Conjoint Measurement: A New Type of Fundamental Measurement // Journal of Mathematical Psychology, 1964 v. l, p. 1−27.
  127. Martin W. The global informational society. Aldershot: Aslib Gower- Brookfield Vt, USA: Gower, 1995, p.3.
  128. McGehee W., Thayer P. 'Training in Business and Industry», Willey, New York, 1961
  129. McLagan P., Models of HRD practice, ASTD Press, 1989, p.21
  130. Nadler L., Developing human resources, Gulf., 1970.
  131. Schultz T. Investment in Human Capital. N.-Y. 1971 (11)
  132. Senge P. The fifth discipline the Art and Practice of the Learning Organisation. N.Y. 1990.
  133. Stewart T. Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations. -London, Nicholas Brealey Publishing, 1997.
  134. Sveiby K. E. The New Organisational Wealth-Managing and Measuring Knowledge-Based Assets. San-Francisco, 1997.
  135. Swanson R., Arnold D., The purpose of HRD is to improve peformance. Proceeding of the Academy of HRD, Atlanta, 1997, p. 17
  136. Sweeney M.T., Oram I. Information technology for management education: The benefits and barriers // Guildford, 1992. Vol. 12, N4.-P. 294−309.
  137. Taylor P., Thackwray B., Investors in people explained. (2nd edc). Kogan Page, London, 1996
  138. Telem M. The Institution of Higher Education A Functional Perspective. — Amsterdam, Higher Education, 1981, vol.10, № 5.
  139. The Political Economy of Japan. V.I. Ed. by K.Yamamura. Y.Yasuba. Stanford. 1987. P. 412
  140. Tidd J. From knowledge management to strategic competence, TCP, London, 2000,31
  141. Walton J., Strategic human resource development, Prentice Hall, London, 1999,69
Заполнить форму текущей работой