Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на основе межпредметной интеграции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Республиканской гимназии (г. Майкоп), Центре интеллектуального развития ребенка (г. Майкоп), учебно-воспитательном комплексе № 105 (г. Сочи). Основные результаты исследования обсуждались на методических семинарах кафедры психолого-педагогических дисциплин Адыгейского государственного университета… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
    • 1. 1. Проблема творчества в психологических исследованиях
    • 1. 2. Инвестиционная теория креативности как основа развития творческих способностей
    • 1. 3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
  • Глава 2. Образовательная модель по развитию творческих способностей младших школьников на основе межпредметной интеграции
    • 2. 1. Концептуальные основы информационно-категориального подхода к обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста
    • 2. 2. Использование системы категорий при построении интегрированных курсов
    • 2. 3. Творческая мастерская как форма организации учебно-образовательного процесса по развитию творческих способностей младших школьников
    • 2. 4. Педагогический эксперимент

Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на основе межпредметной интеграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одна из основных тенденций развития цивилизации состоит в том, что каждая новая историческая эпоха выдвигает к образованию и психологии человека всякий раз новые требования. Однако современные системы образования в большей степени направлены на передачу и усвоение уже существующего опыта и знаний, чем на развитие творческого потенциала личности. Это находит свое отражение в определении целей учения как приобретения совокупности знаний, умений и навыков, которые необходимы для адаптации в социуме.

На преодоление подобной ситуации направлена система развивающего обучения, получившая в последние десятилетия самое широкое признание. Согласно основным положениям этой теории, одной из главных целей обучения является психическое развитие ребенка, его формирование как активной личности.

Систематическое развитие заложенных природой возможностей и способностей к познанию, к творческой инициативе, их совершенствование и реализация в деятельности — таков путь, которым следует пройти личности в процессе своего становления. Это подтверждают и результаты социологических и психолого-педагогических исследований. Создать необходимые условия для успешного продвижения в этом направлении и призвано современное образование.

Тем не менее проблема творческого развития растущего человека не получила полного решения и в системе развивающего обучения, несмотря на существование достаточно большого числа работ, посвященных этой теме.

Началом серьезных зарубежных исследований в области психологии творчества считаются работы Дж. Гилфорда, выдвинувшего концепцию дивергентного мышления и сформулировавшего шесть параметров креативности. На основе своих теоретических предпосылок он разработал тесты программы исследования способностей.

Свой вклад в решение данной проблемы внес Е. П. Торранс, который, проанализировав различные подходы к определению творчества, выделил его основные типы.

В отечественной психологии наиболее целостная концепция творчества как психического процесса была предложена А. Я. Пономаревым. Изучая умственное развитие детей и то, как решают задачи взрослые, он разработал струк-турно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества.

Что касается творческих способностей, то выделяются три основных подхода к проблеме. Один из них основан на том, что творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев). Другой подход исключает творческий процесс как специфическую форму психической активности. Он может быть сформулирован так: высокий уровень интеллекта предполагает высокий уровень способностей, и наоборот (Г. Айзенг, JI. Термин, Р. Стейнберг). Наконец, подход, относящийся к случаю, когда творческие способности отсутствуют как таковые. Здесь выделяется концепция Д. Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активной личности, обусловленной определенной психической структуры.

Подход, предложенный Д. Б. Богоявленской, мы выбрали в качестве базового для нашего исследования.

Методическому аспекту развития творческих способностей посвящены работы A.M. Матюшкина, E.JI. Яковлевой, J1.A. Венгера, Д. Б. Богоявленской и др., в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения.

Вместе с тем проникновение информационных технологий во все сферы деятельности и, как следствие, наметившиеся изменения в системе образования, вызванные необходимостью его информатизации, предполагают разработку новых подходов к процессу формирования и развития творческих способностей.

Таким образом, актуальность данного исследования обуславливается:

1) изменением целей обучения, вызванным сменой парадигмы образования — переходом к личностно-ориентированной модели;

2) необходимостью создания методических систем обучения, направленных на адаптацию личности в условиях информатизации общества;

3) недостаточной разработанностью вопросов развития творческих способностей младших школьников в психолого-педагогической науке и практике.

Проблема исследования заключается в поиске методических путей, средств и форм развития творческих способностей учащихся начальных классов.

Объектом исследования является процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: содержание, методические и организационно-педагогические основы процесса формирования и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Цель исследования — теоретическое обоснование и разработка методики формирования и развития творческих способностей младших школьников на принципах межпредметной интеграции.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить концептуальные основы формирования и развития творческих способностей младших школьников на основе информационно-категориального подхода к обучению.

3. Разработать содержание обучения и организационно-педагогические условия процесса формирования и развития творческих способностей учащихся начальных классов.

4. Проверить эффективность разработанных методических средств на практике.

Гипотеза исследования заключается в том, что межпредметная интеграция, основанная на информационно-категориальном подходе к обучению детей младшего школьного возраста, обеспечивает развитие их творческих способностей и адаптацию в условиях информатизации образования.

Методологической базой исследования стали идеи гуманизации и демократизации образования, целостного системного подхода к педагогическому процессуединства, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационного, концепция личностно-ориентированного образования, теория развивающего обучения.

Теоретической основой диссертационного исследования явились труды известных отечественных дидактов и педагогов-теоретиков: Ю. К. Бабанского, П. П. Блонского, А. В. Занкова, В. В. Краевского, В. С. Леднева, И. Я. Лернера, Н. М. Шахмаеваведущих представителей отечественной психологической науки: Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова,

A.В.Запорожца, А. Н. Леонтьева, В. И. Панова, О. К. Тихомирова, Д. Б. Эльконина, Н. Б. Шумаковой и др.- труды видных исследователей обсуждаемой проблемы

B.А.Крутецкого, Н. С. Лейтеса, Б. Н. Теплова, А. М. Матюшкина, Е. Л. Юркевич, Е. Л. Яковлевой, Б. Л. Вульфсона, А. Н. Джуринского, В. П. Лапчинской, З. А. Мальковой, Н. Д. Никандрова, В. Я. Пилиповского, В. Д. Шадриковаперспективные разработки и исследования В. Н. Дружинина, М. А. Холодной и др.- труды представителей зарубежной педагогической наукидиссертационные исследования Т. И. Кутовой, Н. И. Сергеевой, Е. Г. Тищенко и др.

Методы исследования:

Изучение психолого-педагогической, методической и диссертационной литературы по проблеме исследования, программ, учебников, методических пособий по дисциплинам начальной школы, обобщение опыта работы учителей начальных классов, констатирующий поисковые и обучающие эксперименты с учащимися 1−3 классов.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования творческих способностей младших школьников с целью выявления теоретических основ соответствующей методики обучения, изучалось состояние исследуемой проблемы в школьной практике, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе разрабатывалась программа интегрированного курса по формированию и развитию творческих способностей учащихся начальных классов и методика его изученияпроводился поисковый эксперимент.

На третьем этапе проводился обучающий эксперимент с целью проверки эффективности предлагаемой методики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в разработке варианта методики формирования и развития творческих способностей младших школьников на основе межпредметной интеграции.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке методических пособий для учителей начальных классовв системе дополнительного образования учащихсяв обучении студентов педколледжей и пединститутов, на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров.

На защиту выносятся:

1. Концептуальные основы использования информационно-категориального подхода в процессе обучения младших школьников на принципах межпредметной интеграции.

2. Содержание обучения и организационно-педагогические условия формирования и развития творческих способностей учащихся начальных классов.

3. Положительные результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность предложенной методики.

Достоверность и обоснованность полученных в диссертационной работе результатов и выводов обеспечивается опорой на результаты современных психолого-педагогических и методических исследованийанализом различных подходов к проблеме формирования творческого потенциала учащихсяиспользованием разнообразных методов исследования, адекватных поставленным задачамподтверждением материалов по опытно-экспериментальной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Республиканской гимназии (г. Майкоп), Центре интеллектуального развития ребенка (г. Майкоп), учебно-воспитательном комплексе № 105 (г. Сочи). Основные результаты исследования обсуждались на методических семинарах кафедры психолого-педагогических дисциплин Адыгейского государственного университета, докладах на научных конференциях студентов, аспирантов и докторантов АГУ (1998, 1999, 2000 гг.), публикаций методических пособий и тезисов докладов. По теме исследования имеются 4 публикации.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы об уровне развития

— очень высокий.

— высокий.

— средний.

— низкий.

— очень низкий.

10 баллов 8−9 баллов 4−7 баллов 2−3 балла 0−1 балл

Также были сняты показатели творческого развития учащихся, для чего был и использованы шкалы Дж. Рензулли, приведенные ниже.

Творческие характеристики

1. Проявляет большую любознательность в отношении многогопостоянно задает обо всем вопросы

12 3 4

2. Выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросыпредлагает необычные, оригинальные, умные ответы

12 3 4

3. Выражает свое мнение без колебанийиногда радикален и горяч в дискуссияхнастойчив

12 3 4

4. Любит рисковатьимеет склонность к приключениям

12 3 4

5. Склонность к игре с идеямифантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если.») — занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем

12 3 4

6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным

12 3 4

7. Необычно чувствителен/чувствительна к внутренним импульсам и более открыт/а к ирроциональному в себе (более свободное выражение «девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у девочек) — эмоционально чувствительна

12 3 4

8. Чувствителен/чувствительна к прекрасномуобращает внимание на эстетические стороны жизни

12 3 4

9. Не подвержен/а влиянию группыприемлет беспорядокне интересуется деталямине боится быть отличным/отличной от других

12 3 4

10. Дает конструктивную критикуне склонен/не склонна принимать авторитеты без критического изучения

12 3 4

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке

Умножьте на соответствующий вес

12 3 4

Сложите полученные числа

Общий показатель

Желательно, чтобы такую шкалу заполнили все учителя, работающие достаточно длительное время с ребенком. Оценки разных учителей сопоставляются, обсуждаются, в спорных случаях необходимо просить описать конкретные ситуации, в которых проявлялась та или иная характеристика. В случае сомнений коллективное решение лучше принимать в пользу ребенка, то есть дать шанс показать себя в специальной программе.

Вторым источником информации являются родители. Они представляют биографические сведения и заполняют рейтинговые шкалы, также можно воспользоваться модифицированной социометрической методикой, чтобы получить данные от одноклассников, как правило, дается воображаемая ситуация, в которой отражены интересующие учителя вопросы. Ниже мы даем пример такой ситуации для младших школьников.

Учительница: Представьте себе, что в один прекрасный день мы обнаруживаем, что мы все заперты в этой комнате, как мы ни пытались открыть дверь, она не открывается. Итак, нам нужно хорошенько подумать, как выбраться из комнаты.

1. Теперь вообразим, что мы все «мыслители». Есть ли у кого-либо идея, как нам выбраться? (Учительница начинает обсуждение и замечает необычные, конструктивные ответы).

2. Теперь представьте, что мы решили выбрать трех человек, чтобы они обдумали, как мы можем отсюда выйти. Как вы думаете, кто войдет в «мыслители», чтобы придумать хороший и безопасный выход? а) б) в)

Учительница может спросить, почему выбрали этих детей, чтобы удостовериться, что выбраны не просто друзья).

3. Пока эти трое будут обдумывать, как выйти из комнаты, давайте назовем трех лучших рассказчиков. Нам нужны веселые истории, чтобы не было скучно ждать пока «мыслители» найдут выход. Можете ли вы назвать трех хороших рассказчиков? а) б) в)

Учителя сами могут вносить в такие виды опроса ситуации, соответствующие тому или иному виду одаренности.

Для получения информации о продуктах деятельности собираются примеры, случаи завершенной учащимися работы или поведения в ситуациях, требующих проявления лидерства, творческого подхода или вовлеченности в задачу. Это может быть рассказ, стихотворение, научный проект, самостоятельная лабораторная работа, представление, небольшая лекция, постановка пьесы или организация постановки, осуществление какой-либо деятельности (выпуск школьного журнала, организация вечера). Описание отдельных случаев и запись наблюдений за конкретным поведением в ситуации должны содержать сведения о качестве результата и самой деятельности. Для их оценки можно использовать шкалы в соответствии с выбранными критериями.

Для каждого учащегося с помощью шкал был выведен свой балл, а затем подсчитан средний балл по общей выборке учащихся (при этом учитываем, что по каждому образовательному учреждению, участвующему в эксперименте средний балл различен), который оказался равным 19.

На следующем этапе эксперимента были скомплектованы группы учащихся, для обучения в творческих мастерских на основе тестов по определению круга интересов и преобладающих способностей учащегося (см. Приложение). С ними проводились в течение года занятия по программе интегрированного курса описанного в п. 2.2 этой главы. В конце года были вторично сняты показатели уровня развития творческих способностей учащихся по шкалам Дж. Рен-зулли и также подсчитан средний балл выборки, который на этот раз оказался равным 23. Кроме этого, учащимся экспериментальных групп была предложена тестовая работа (аналогичная уже проведенной), содержащая задания творческого характера по базовым предметам начальной школы. Как показал анализ результатов, количество правильно выполненных заданий на этот раз составило 40%. Что свидетельствует о том, что развитие творческих способностей в определенной области повлияло на общий уровень развития творческого потенциала учащихся.

Результаты проведенных экспериментов подтверждают выдвинутую гипотезу и доказывают эффективность предложенной методики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целями и задачами получены следующие и результаты:

1. На основе анализа литературы, обобщающей результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме творчества, показана ее значимость в условиях реализации новой образовательной парадигмы, рассмотрены основные тенденции развития психолого-педагогических и методических аспектов данной проблемы, что позволило сформулировать концептуальные подходы к формированию и развитию творческих способностей младших школьников.

2. Разработана образовательная модель по развитию творческого потенциала учащихся начальных классов, учитывающая психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста и обеспечивающая индивидуальный подход к их обучению и воспитанию. Она включает в себя: содержание образования, формы организации учебного процесса, систему диагностики.

3. Предложен вариант методики формирования и развития творческих способностей на основе межпредметной интеграции, отвечающий принципам личностно-ориентированного обучения и концепции информационно-категориального подхода, основными компонентами которого выступают категориальное знание и информационная культура. Их сочетание позволяет создать условия для достижения универсальности образования.

4. Результаты опытно-экспериментальной работы по оценке эффективности предложенной методики подтвердили выдвинутую гипотезу и показали ее важность для процесса раскрытия индивидуальных способностей ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Г., Громыко Ю. В., Дмитриев Д. Б., Рубцов В. В., Слободчиков В. И. Проект федеральной программы развития российского образования. -М., 1993.
  2. Ш. Н. Воспитательная и общеобразовательная функция оценки учения школьников: Экспериментальн. пед. исслед. М., 1984.
  3. .Г. Формирование одаренности / В кн.: Склонности и одаренность. М., 1962.
  4. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.-104с.
  5. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект.-М., 1977.-254с.
  6. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
  7. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. T.I. М., 1979. — 421с. Т.Н. — М., 1979. -400с.
  8. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд. Рост, ун-та, 1983. — 176с.
  9. Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традиционных процессуально-деятельностной парадигмы/ Основные современныеконцепции творчества и одаренности. -М.: Молодая гвардия, 1997. С. 328.349.
  10. Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности. Автореф. докт. дисс. М., 1988.
  11. Л.И. Педагогическая психология / В кн.: Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М., 1966.
  12. Дж. Процесс обучения. -Перев. с англ. Тихомирова O.K. Под ред. действ, чл. АПН РСФСР проф. Лурия А. Р. -М., 1962. -84с.А
  13. А.В. О субъекте мышления и творчестве/ Основные современные концепции творчества и одаренности. ~М.:Молодая гвардия, 1997. -С.39−56.
  14. А.В. К психологии творческого процесса // Человек, творчество, наука. М., 1967.
  15. Венгер J1.A. Восприятие и обучение. М., 1969. -365с.
  16. JI.A. К проблеме формирования высших психических функций / Научное творчество JI.C. Выготского и современная психология. М., 1981.
  17. Вестник Адыгейского госуниверситета. Сер. Педагогика. Майкоп. 1998, № 2.-153с.
  18. Вестник Кубанского регионального отделения АПСН. Краснодар. 1999, № 1.- 173с.
  19. JI.C. Педагогическая психология. М., 1991.
  20. JI.C. Собрание сочинений. T. I-VI. М.: Педагогика, 1984. -488с.
  21. П.Я. Введение в психологию. -М., 1976. -149с.
  22. Дж. Три стороны интеллекта// Психология мышления. Сб. переводов. Под ред. А. М. Матюшкина. -М.: Прогресс. 1965. С.433−456.
  23. Ю.В., Давыдов В. В. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 г.// Народное образование. Январь-март 1993. -С.3−15.
  24. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240с.
  25. С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды (пособие для учителя) / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997.-222с.
  26. Л.М. Об активизации мыслительной деятельности учащихся младших классов в процессе обучения музыке // Сб. трудов докт., аспир., соискат. Майкоп: изд-во АГУ, 2001. — С. 216−218.
  27. JI.M. Творческая мастерская как форма организации учебного процесса в начальной школе. Майкоп: изд-во «Аякс», 2001. — 40с.
  28. JI.M., Сергеева Т. Ф. Межпредметная интеграция в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Майкоп: изд-во «Аякс», 2001. — 36с.
  29. В.Н. Психология общих способностей— СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.
  30. В.Н. Психология интеллекта // Педагогика, 1998, № 2. С. 3234.
  31. А.К. Загадка птицы Феникс. М.: Знание, 1976.
  32. О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста / Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.:Молодая гвардия, 1997. С.67−77.
  33. Ежегодник Адыгейского госуниверситета, 1999. Майкоп: 2000. -168с.
  34. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ).
  35. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.-220с.
  36. В.П. Вступительная статья к книге: Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1997.
  37. С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М., 1967.
  38. А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994. — 143 с.
  39. Я.А. Великая дидактика //Педагогическое наследие. М., 1989. -С. 11−105.
  40. Краткое пособие для учителей по работе с одаренными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться / Под ред. Л. В. Поповой и В. И. Панова. М.: Молодая Гвардия, 1997. — 137с.
  41. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися / Под ред. Л. В. Пановой и В. И. Панова. -М.: Молодая гвардия. -137с.
  42. М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы построения и реализации системы. Автореферат дисс. докт. педагог, наук. Майкоп, 1998.
  43. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии. 1984, № 1. -С.20−26.
  44. Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. -1988, № 4. -С.98−107.
  45. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-279с.
  46. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. -T.I. -М., 1983. -392с., -Т. II. -М., 1983. -320с.
  47. И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М., 1995.
  48. Г. Л. Об интегративном курсе математики и информатики в начальной школе/ Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 4.II. Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсеева, 1998. -129 с.
  49. Г. Л., Сергеева Т.Ф.
  50. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов М.: Наука, 1974.
  51. В.Я. Психология инновационного обучения в диалоге с культурно-исторической психологией Л.С.Выготского / Известия академии педагогических наук, М., 1996. — С.74−81.
  52. А.С., Понарина Н. Н. Интеграционная образовательная система по работе с одаренными детьми в условиях региона. -Майкоп: изд-во АГУ, 1998.-71с.
  53. Ю.Т., Шпарева Г. Т., Сергеева Т. Ф., Маламуд А. С. Проблема одаренности и новая региональная образовательная модель. Майкоп, 1996. -49с.
  54. Я., Иванов А. Шестилетки: к творчеству через компьютер // Информатика и образование. 1991, № 3.
  55. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопр. психол. 1980. — № 5.
  56. А. Самоактуализирующаяся личность // Психология личности. Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М., 1985.
  57. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол. -1989. № 6. С.29−33.
  58. A.M. Психологические основы проблемного и программированного обучения // Проблемное и программированное обучение / Под ред. Т. В. Кудрявцева, A.M. Матюшкина. М.: Советская Россия, 1973. — С.30−56.
  59. A.M., Яковлева E.JI. Учитель для одаренных // Общественные движения и социальная активность молодежи. Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». М., 1991.-С. 192−201.
  60. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 365с.
  61. Мышление: процесс, деятельность, общение / Под. ред. А.В. Бруш-линского и др. М.: Наука, 1982.
  62. На пути к 12-летней школе / Сб. научн. тр. Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М., 2000. -388с.
  63. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект.
  64. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
  65. Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 632 с.
  66. Образование: Традиции и инновации в условиях социальных перемен / Под ред.Г. Глейзера, М. Вилотиевича. М.: РАО, 1997. -326с.
  67. Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. -440с.
  68. Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996.-240.
  69. Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. М.: Триво-ла, 1998. — 352 с.
  70. Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. -416с.
  71. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в лич-ностно ориентированном обучении. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. -225с.
  72. В.Е. Педагогика. Ч. З. Технология развивающего обучения. -Майкоп: Изд-во АГУ, 1998. 72с.
  73. Н.Н. Современное состояние и перспективы исследований в области дошкольного воспитания // Вопросы психологии. 1982, № 6.75. Полуянов Ю.А.
  74. Н.Н. Дополнительное образование одаренных детей в структуре регионального университетского комплекса // Неделя науки в АГУ. Материалы IV научной конференции докторантов, аспирантов и соискателей. Часть I. -Майкоп: Изд-во АГУ. 1998. С. 160−164.
  75. Н.Н. Обеспечение преемственности обучения дошкольников и младших школьников II ч. 1. Саранск, 1998. С. 88.
  76. Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983. -205с.
  77. Попова J1.B. Учитель для одаренных //В кн. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996. С.203−214.
  78. Практическая психология в тестах М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. — 376 с.
  79. Психическое развитие младших школьников. М., 1990.
  80. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под. ред. O.K. Тихомирова. М.: изд-во МГУ, 1979.
  81. Психологический словарь. М., 1996.
  82. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416с.
  83. Рабочая концепция одаренности. Науч. ред. Шадриков В. Д. — М.: ИЧП., из-во Магистр, 1998.-68с.
  84. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М., 1991.-181с.
  85. В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика, 1998, № 5, -С. 17−22.
  86. Дж. С., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С.214−242.
  87. В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вестн. Харьковского ун-та. 1978. — № 171.
  88. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Педагогика, 1989.Т. 1. — 369с.
  89. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
  90. А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика, 1998, № 3. С.24−29.
  91. Н.И. Обучение одаренных детей в школах Великобритании// Сов. педагогика. 1990, № 6. С.137−144.
  92. Т.Ф., Маламуд А. С. Университетский научно-образовательный комплекс как модель системы по реализации интеллектуального и культурного потенциала региона.//Вестник Адыгейского государственного университета. 1998.№ 1.-С. 175−176.
  93. В.П. Диагностика степени обученности учащихся: Учебно-справочное пособие. М.: Изд-во МПУ, 1999. — 46с.
  94. В.П. Управление образовательным процессом в средней школе: методология, теория, технология. Автореферат дисс. докт. педагог, наук. -М., 1993.
  95. JI.C. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста // Изв. АПН РСФСР. 1947. — Вып. 7.
  96. Е. К концепции обучения информатике в младших классах // Информатика и образование. 1988, № 2.
  97. Современная начальная школа и подготовка учителя (Сб. тезисов региональной научно-практической конференции). Владикавказ, 2000. — 151с.
  98. B.C. О государственной политике в области образования. М.: Педагогика, 1994, № 6. — С. 13−17.
  99. М.А. Динамика креативности у детей 6−10 лет // Психология сегодня. Т. 2. Вып. 1. М., 1996.
  100. Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 110−126.
  101. Р., Григоренко Е. Учись думать творчески! (Двенадцать теоретически обоснованных стратегий обучения творческому мышлению) / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 187−213.
  102. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. — 173с.
  103. .М. Избранные труды: В 2 т.— М.: Педагогика, 1985 Т. 2. -359с.
  104. .М. Способности и одаренность/ Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера и В. Я. Романова. М., 1982. -С.129−139.
  105. O.K. Психология мышления.-М., 1984.
  106. Е.Г. Теория и практика обучения одаренных детей в массовой школе США. Автореф. дисс. канд. педаг. наук. М., 1993.
  107. А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. 1994, № 3.
  108. Учебные стандарты школ России. Кн.1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред.В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.-.ТЦ Сфера, Прометей, 1998 — 380с.
  109. Учебные стандарты школ России. Кн.2. Математика. Естественно-научные дисциплины / Под ред.В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. -М.:ТЦ Сфера, Прометей, 1998.-336с.
  110. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 354с.
  111. Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия. -1997. -С.371−379.
  112. М.А. Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 295−314.
  113. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та. М: Изд-во «Барс», 1997. — 392с.
  114. Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. -М.: Педагогика, 1989. 192с.
  115. Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться / Докт дисс. М., 1992.
  116. В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. -М. -.Просвещение. 1980.-141с.
  117. А., Стоунбернер Р. Поиск и выявление одаренных детей / Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. Н. Слуцкого. М., 1991. -С. 169 204.
  118. Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопросы психологии. 1996, № 3. С. 34−43.
  119. Г. П. Избранные труды. М., 1995. — 800с.
  120. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
  121. Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения / Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). М., 1966. — С.13−53.
  122. Энциклопедия психологических тестов для детей. М., 1998. — 256с.
  123. B.C. О «наивной» и «культурной» креативности / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 127−142.
  124. ЕЛ. Психология развития творческого потенциала личности. -М., 1997.-227с.
  125. E.JI. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 78с.
  126. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.
  127. Arieti S. Creativity: the magic syntesis. N.Y.: Basic Books, 1976.
  128. Barron F., Creative person and creative process. N.Y.: World, 1971.
  129. Bono de E. Der Weg Zum Meisterdenker Ubungen zum kreativen Denken. Munchen, 1990.
  130. Crutchfield R.S. Conformity and creative thinking // Contemporary approaches to creative thinking / Gruber H.E., Terrell G., Wertheimer M. (Eds.). N.Y.: Atherton Press, 1962. — P. 120−140.
  131. Galton F. Hereditary Genius. L., 1969.
  132. Gilford J.P. The Analysis of Intelligence. McGraw-Hill. 1971.
  133. Gruber H.E. The self construction of the extraordinary / In: R. Sternberg et al. (Eds). Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambridge Univ. Press., 1986. -P. 247−263.
  134. Eysenck H.J. Genius: The Natural History of Creativity. Cambridge, 1995.
  135. Hennessey B.A., Amabile T.M.
  136. Kaplan S. Providing Programs for the Gifted and Talented: A Handbook. Ventura CA: Office of Ventura Country Superintendent of Schools, 1974.
  137. Kubie L.S. Neurotic distortion of the creative process. N.Y.: International Universities Press, 1952.
  138. May R. The courage to create. Norton, 1975.
  139. Mooney R.L. A conceptual model for integrating four approaches to the identification of creative talent // Scientific creativity: its recognition and development /Taylor C.W., Barron F. (Eds.). -N.Y.: Wiley, 1963. P. 331−340.
  140. Morgan D.N. Creativity today // Journ. of Aesthetics. 1953. — № 12. — P. 1−24.
  141. Osborn A.F. Your creative power. N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1948.
  142. Parnes S.J. Can creativity be increased? // A source boor for creative thinking / Parnes S.J., Harding H.F. (Eds.). N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1962. P. 185−191.
  143. Patrick C. What is creative thinking? N.Y.: Philosophical Library, 1955.
  144. Renzulli J.S. The Three-Ring-Conception of Giftedness: a Developmental Model for creative Productivity// Conceptions of giftedness. Ed. Sternberg R.J., Davidson J.E. N.Y.: Cambr. Univer. Press, 1986. — P. 53.
  145. Ribot T. Essays on the creative imagination. London: Routledge and Kegan Paul, 1906.
  146. Rothenberg A. The process of Janusian Thinking in creativity // Archives of General Psychiatry. 1976. — № 33. — P. 17−26.
  147. Spearman C.E. Creative mind. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1930.
  148. Starkweather E.K. Creative research instruments designed for use with preschool children // Assessing creative growth: The tests-book I / Biondi A.M., Parnes S.J. (Eds.) Buffalo, N.Y.: Creative Education Foundation, 1976. — P. 79−90.
  149. Stein M.I. Creative and Culture // Journ. of Psychology. 1953. — № 36. -P. 311−322.
  150. Sternberg R.J. Implicit Theories of Intelligence, Creativity and Wisdom // Journal of Personality and Social Psychology. 1985, № 49. P. 607−627.
  151. Taylor C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity // The Nature of Creativity / Sternberg RJ. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. -P. 99−124.
  152. Thurstone L.L. Creative talent // Applications of psychology / Thurstone L.L. (Ed.). N.Y.: Harper and Row, 1952. — P. 18−37.
  153. Terman L.M. The Discovery and Encouragement of Exeptional Talent// The Amer. Psychologist. 1954. V.9. -P. 291−230.
  154. Torrance E.P. The nature of the creativity as main test in its testing// R.J.Sternberg (Ed.). The nature of creativity. N.Y., 1988. -P. 43−75.
  155. Wallas G. The art of thought. N.Y.: Harcourt, Brace and World, 1926.
  156. Wilson R.C. The program for gifted children in the Portland, Oregon school // The of Utah research conference on the identification of creative scientific talent / Taylor C.W. (Ed). Salt Lake City: Univ. of Utah Press, 1956. — P. 14−22.
Заполнить форму текущей работой