Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на основе межпредметной интеграции
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Республиканской гимназии (г. Майкоп), Центре интеллектуального развития ребенка (г. Майкоп), учебно-воспитательном комплексе № 105 (г. Сочи). Основные результаты исследования обсуждались на методических семинарах кафедры психолого-педагогических дисциплин Адыгейского государственного университета… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
- 1. 1. Проблема творчества в психологических исследованиях
- 1. 2. Инвестиционная теория креативности как основа развития творческих способностей
- 1. 3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
- Глава 2. Образовательная модель по развитию творческих способностей младших школьников на основе межпредметной интеграции
- 2. 1. Концептуальные основы информационно-категориального подхода к обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста
- 2. 2. Использование системы категорий при построении интегрированных курсов
- 2. 3. Творческая мастерская как форма организации учебно-образовательного процесса по развитию творческих способностей младших школьников
- 2. 4. Педагогический эксперимент
Список литературы
- Алексеев Н.Г., Громыко Ю. В., Дмитриев Д. Б., Рубцов В. В., Слободчиков В. И. Проект федеральной программы развития российского образования. -М., 1993.
- Амонашвили Ш. Н. Воспитательная и общеобразовательная функция оценки учения школьников: Экспериментальн. пед. исслед. М., 1984.
- Ананьев Б.Г. Формирование одаренности / В кн.: Склонности и одаренность. М., 1962.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.-104с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект.-М., 1977.-254с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. T.I. М., 1979. — 421с. Т.Н. — М., 1979. -400с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд. Рост, ун-та, 1983. — 176с.
- Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традиционных процессуально-деятельностной парадигмы/ Основные современныеконцепции творчества и одаренности. -М.: Молодая гвардия, 1997. С. 328.349.
- Богоявленская Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности. Автореф. докт. дисс. М., 1988.
- Божович Л.И. Педагогическая психология / В кн.: Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М., 1966.
- Брунер Дж. Процесс обучения. -Перев. с англ. Тихомирова O.K. Под ред. действ, чл. АПН РСФСР проф. Лурия А. Р. -М., 1962. -84с.А
- Брушлинский А.В. О субъекте мышления и творчестве/ Основные современные концепции творчества и одаренности. ~М.:Молодая гвардия, 1997. -С.39−56.
- Брушлинский А.В. К психологии творческого процесса // Человек, творчество, наука. М., 1967.
- Венгер J1.A. Восприятие и обучение. М., 1969. -365с.
- Венгер JI.A. К проблеме формирования высших психических функций / Научное творчество JI.C. Выготского и современная психология. М., 1981.
- Вестник Адыгейского госуниверситета. Сер. Педагогика. Майкоп. 1998, № 2.-153с.
- Вестник Кубанского регионального отделения АПСН. Краснодар. 1999, № 1.- 173с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1991.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений. T. I-VI. М.: Педагогика, 1984. -488с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. -М., 1976. -149с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта// Психология мышления. Сб. переводов. Под ред. А. М. Матюшкина. -М.: Прогресс. 1965. С.433−456.
- Громыко Ю.В., Давыдов В. В. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 г.// Народное образование. Январь-март 1993. -С.3−15.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240с.
- Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды (пособие для учителя) / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997.-222с.
- Долгополова Л.М. Об активизации мыслительной деятельности учащихся младших классов в процессе обучения музыке // Сб. трудов докт., аспир., соискат. Майкоп: изд-во АГУ, 2001. — С. 216−218.
- Долгополова JI.M. Творческая мастерская как форма организации учебного процесса в начальной школе. Майкоп: изд-во «Аякс», 2001. — 40с.
- Долгополова JI.M., Сергеева Т. Ф. Межпредметная интеграция в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Майкоп: изд-во «Аякс», 2001. — 36с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей— СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.
- Дружинин В.Н. Психология интеллекта // Педагогика, 1998, № 2. С. 3234.
- Дусавицкий А.К. Загадка птицы Феникс. М.: Знание, 1976.
- Дьяченко О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста / Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.:Молодая гвардия, 1997. С.67−77.
- Ежегодник Адыгейского госуниверситета, 1999. Майкоп: 2000. -168с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ).
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.-220с.
- Зинченко В.П. Вступительная статья к книге: Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1997.
- Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М., 1967.
- Каспржак А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994. — 143 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика //Педагогическое наследие. М., 1989. -С. 11−105.
- Краткое пособие для учителей по работе с одаренными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться / Под ред. Л. В. Поповой и В. И. Панова. М.: Молодая Гвардия, 1997. — 137с.
- Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися / Под ред. Л. В. Пановой и В. И. Панова. -М.: Молодая гвардия. -137с.
- Кудаев М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы построения и реализации системы. Автореферат дисс. докт. педагог, наук. Майкоп, 1998.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии. 1984, № 1. -С.20−26.
- Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. -1988, № 4. -С.98−107.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-279с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. -T.I. -М., 1983. -392с., -Т. II. -М., 1983. -320с.
- Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М., 1995.
- Луканкин Г. Л. Об интегративном курсе математики и информатики в начальной школе/ Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 4.II. Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсеева, 1998. -129 с.
- Луканкин Г. Л., Сергеева Т.Ф.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов М.: Наука, 1974.
- Ляудис В.Я. Психология инновационного обучения в диалоге с культурно-исторической психологией Л.С.Выготского / Известия академии педагогических наук, М., 1996. — С.74−81.
- Маламуд А.С., Понарина Н. Н. Интеграционная образовательная система по работе с одаренными детьми в условиях региона. -Майкоп: изд-во АГУ, 1998.-71с.
- Мамышев Ю.Т., Шпарева Г. Т., Сергеева Т. Ф., Маламуд А. С. Проблема одаренности и новая региональная образовательная модель. Майкоп, 1996. -49с.
- Марголис Я., Иванов А. Шестилетки: к творчеству через компьютер // Информатика и образование. 1991, № 3.
- Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопр. психол. 1980. — № 5.
- Маслоу А. Самоактуализирующаяся личность // Психология личности. Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М., 1985.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол. -1989. № 6. С.29−33.
- Матюшкин A.M. Психологические основы проблемного и программированного обучения // Проблемное и программированное обучение / Под ред. Т. В. Кудрявцева, A.M. Матюшкина. М.: Советская Россия, 1973. — С.30−56.
- Матюшкин A.M., Яковлева E.JI. Учитель для одаренных // Общественные движения и социальная активность молодежи. Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». М., 1991.-С. 192−201.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 365с.
- Мышление: процесс, деятельность, общение / Под. ред. А.В. Бруш-линского и др. М.: Наука, 1982.
- На пути к 12-летней школе / Сб. научн. тр. Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М., 2000. -388с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект.
- Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 632 с.
- Образование: Традиции и инновации в условиях социальных перемен / Под ред.Г. Глейзера, М. Вилотиевича. М.: РАО, 1997. -326с.
- Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. -440с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996.-240.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. М.: Триво-ла, 1998. — 352 с.
- Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. -416с.
- Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в лич-ностно ориентированном обучении. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. -225с.
- Пешкова В.Е. Педагогика. Ч. З. Технология развивающего обучения. -Майкоп: Изд-во АГУ, 1998. 72с.
- Поддьяков Н.Н. Современное состояние и перспективы исследований в области дошкольного воспитания // Вопросы психологии. 1982, № 6.75. Полуянов Ю.А.
- Понарина Н.Н. Дополнительное образование одаренных детей в структуре регионального университетского комплекса // Неделя науки в АГУ. Материалы IV научной конференции докторантов, аспирантов и соискателей. Часть I. -Майкоп: Изд-во АГУ. 1998. С. 160−164.
- Понарина Н.Н. Обеспечение преемственности обучения дошкольников и младших школьников II ч. 1. Саранск, 1998. С. 88.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983. -205с.
- Попова J1.B. Учитель для одаренных //В кн. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996. С.203−214.
- Практическая психология в тестах М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. — 376 с.
- Психическое развитие младших школьников. М., 1990.
- Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под. ред. O.K. Тихомирова. М.: изд-во МГУ, 1979.
- Психологический словарь. М., 1996.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416с.
- Рабочая концепция одаренности. Науч. ред. Шадриков В. Д. — М.: ИЧП., из-во Магистр, 1998.-68с.
- Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М., 1991.-181с.
- Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика, 1998, № 5, -С. 17−22.
- Рензулли Дж. С., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С.214−242.
- Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вестн. Харьковского ун-та. 1978. — № 171.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Педагогика, 1989.Т. 1. — 369с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
- Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика, 1998, № 3. С.24−29.
- Сергеева Н.И. Обучение одаренных детей в школах Великобритании// Сов. педагогика. 1990, № 6. С.137−144.
- Сергеева Т.Ф., Маламуд А. С. Университетский научно-образовательный комплекс как модель системы по реализации интеллектуального и культурного потенциала региона.//Вестник Адыгейского государственного университета. 1998.№ 1.-С. 175−176.
- Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся: Учебно-справочное пособие. М.: Изд-во МПУ, 1999. — 46с.
- Симонов В.П. Управление образовательным процессом в средней школе: методология, теория, технология. Автореферат дисс. докт. педагог, наук. -М., 1993.
- Славина JI.C. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста // Изв. АПН РСФСР. 1947. — Вып. 7.
- Смирнов Е. К концепции обучения информатике в младших классах // Информатика и образование. 1988, № 2.
- Современная начальная школа и подготовка учителя (Сб. тезисов региональной научно-практической конференции). Владикавказ, 2000. — 151с.
- Соколов B.C. О государственной политике в области образования. М.: Педагогика, 1994, № 6. — С. 13−17.
- Сорокина М.А. Динамика креативности у детей 6−10 лет // Психология сегодня. Т. 2. Вып. 1. М., 1996.
- Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 110−126.
- Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески! (Двенадцать теоретически обоснованных стратегий обучения творческому мышлению) / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 187−213.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. — 173с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т.— М.: Педагогика, 1985 Т. 2. -359с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность/ Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера и В. Я. Романова. М., 1982. -С.129−139.
- Тихомиров O.K. Психология мышления.-М., 1984.
- Тищенко Е.Г. Теория и практика обучения одаренных детей в массовой школе США. Автореф. дисс. канд. педаг. наук. М., 1993.
- Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. 1994, № 3.
- Учебные стандарты школ России. Кн.1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред.В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.-.ТЦ Сфера, Прометей, 1998 — 380с.
- Учебные стандарты школ России. Кн.2. Математика. Естественно-научные дисциплины / Под ред.В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. -М.:ТЦ Сфера, Прометей, 1998.-336с.
- Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 354с.
- Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия. -1997. -С.371−379.
- Холодная М.А. Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 295−314.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та. М: Изд-во «Барс», 1997. — 392с.
- Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. -М.: Педагогика, 1989. 192с.
- Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться / Докт дисс. М., 1992.
- Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. -М. -.Просвещение. 1980.-141с.
- Шведел А., Стоунбернер Р. Поиск и выявление одаренных детей / Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. Н. Слуцкого. М., 1991. -С. 169 204.
- Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопросы психологии. 1996, № 3. С. 34−43.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995. — 800с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
- Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения / Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). М., 1966. — С.13−53.
- Энциклопедия психологических тестов для детей. М., 1998. — 256с.
- Юркевич B.C. О «наивной» и «культурной» креативности / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 127−142.
- Яковлева ЕЛ. Психология развития творческого потенциала личности. -М., 1997.-227с.
- Яковлева E.JI. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 78с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.
- Arieti S. Creativity: the magic syntesis. N.Y.: Basic Books, 1976.
- Barron F., Creative person and creative process. N.Y.: World, 1971.
- Bono de E. Der Weg Zum Meisterdenker Ubungen zum kreativen Denken. Munchen, 1990.
- Crutchfield R.S. Conformity and creative thinking // Contemporary approaches to creative thinking / Gruber H.E., Terrell G., Wertheimer M. (Eds.). N.Y.: Atherton Press, 1962. — P. 120−140.
- Galton F. Hereditary Genius. L., 1969.
- Gilford J.P. The Analysis of Intelligence. McGraw-Hill. 1971.
- Gruber H.E. The self construction of the extraordinary / In: R. Sternberg et al. (Eds). Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambridge Univ. Press., 1986. -P. 247−263.
- Eysenck H.J. Genius: The Natural History of Creativity. Cambridge, 1995.
- Hennessey B.A., Amabile T.M.
- Kaplan S. Providing Programs for the Gifted and Talented: A Handbook. Ventura CA: Office of Ventura Country Superintendent of Schools, 1974.
- Kubie L.S. Neurotic distortion of the creative process. N.Y.: International Universities Press, 1952.
- May R. The courage to create. Norton, 1975.
- Mooney R.L. A conceptual model for integrating four approaches to the identification of creative talent // Scientific creativity: its recognition and development /Taylor C.W., Barron F. (Eds.). -N.Y.: Wiley, 1963. P. 331−340.
- Morgan D.N. Creativity today // Journ. of Aesthetics. 1953. — № 12. — P. 1−24.
- Osborn A.F. Your creative power. N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1948.
- Parnes S.J. Can creativity be increased? // A source boor for creative thinking / Parnes S.J., Harding H.F. (Eds.). N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1962. P. 185−191.
- Patrick C. What is creative thinking? N.Y.: Philosophical Library, 1955.
- Renzulli J.S. The Three-Ring-Conception of Giftedness: a Developmental Model for creative Productivity// Conceptions of giftedness. Ed. Sternberg R.J., Davidson J.E. N.Y.: Cambr. Univer. Press, 1986. — P. 53.
- Ribot T. Essays on the creative imagination. London: Routledge and Kegan Paul, 1906.
- Rothenberg A. The process of Janusian Thinking in creativity // Archives of General Psychiatry. 1976. — № 33. — P. 17−26.
- Spearman C.E. Creative mind. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1930.
- Starkweather E.K. Creative research instruments designed for use with preschool children // Assessing creative growth: The tests-book I / Biondi A.M., Parnes S.J. (Eds.) Buffalo, N.Y.: Creative Education Foundation, 1976. — P. 79−90.
- Stein M.I. Creative and Culture // Journ. of Psychology. 1953. — № 36. -P. 311−322.
- Sternberg R.J. Implicit Theories of Intelligence, Creativity and Wisdom // Journal of Personality and Social Psychology. 1985, № 49. P. 607−627.
- Taylor C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity // The Nature of Creativity / Sternberg RJ. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. -P. 99−124.
- Thurstone L.L. Creative talent // Applications of psychology / Thurstone L.L. (Ed.). N.Y.: Harper and Row, 1952. — P. 18−37.
- Terman L.M. The Discovery and Encouragement of Exeptional Talent// The Amer. Psychologist. 1954. V.9. -P. 291−230.
- Torrance E.P. The nature of the creativity as main test in its testing// R.J.Sternberg (Ed.). The nature of creativity. N.Y., 1988. -P. 43−75.
- Wallas G. The art of thought. N.Y.: Harcourt, Brace and World, 1926.
- Wilson R.C. The program for gifted children in the Portland, Oregon school // The of Utah research conference on the identification of creative scientific talent / Taylor C.W. (Ed). Salt Lake City: Univ. of Utah Press, 1956. — P. 14−22.