Проблема свободы в философии образования
Диссертация
Таким образом, в философских концепциях образования понятие свободы носит своеобразный характер. Определяя свободу как высшую цель, философия образования утверждает, что человека необходимо научить справляться с обязанностями, возникающими одновременно со свободой. Этот процесс происходит во время обучения, воспитания и социализации. В процессе взаимодействия происходит постепенное научение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Эволюция проблемы свободы в философии воспитания и образования
- 1. 2. Концептуальные основания философии образования в России
- 1. 3. Современная философия образования о сущности свободы
- ГЛАВА 2. ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ГЕНЕЗИС СВОБОДЫ
- 2. 1. Трансформация проблемы свободы в современной отечественной философии образования
- 2. 2. Образовательный процесс и генезис свободы
Список литературы
- Абрамов М.А. Неопределенность свободы.// Вопросы философии, 1996. № 10. Стр.58−69
- Абульханова-Славская К. А. Результаты конкурса РГНФ 1997 г. в области проблем комплексного изучения человека // Вестник РГНФ, 1997, № 2. — С. 31.
- Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность.-М., 1976.
- Азаров Ю.И. Педагогика любви и свободы.- М., Топикал, 1994−698с.
- Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи.- М., Наука, 2001- 645с.
- Американская модель: с будущим в конфликте- Пер. сангл.- М., 1984.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. -М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995, 1995. 496с.
- Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А.Коллинз.- М., 1981.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.-М., 1988.
- Антология педагогической мысли России XVIII века. М., Педагогика, 1988.-С. 139.11 .Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-хт. М., АО АСПЕКТ ПРесс 1994.Т.1350с.
- Антюхина А.В. Свобода воли как вид детерминизма: социально-философский анализ/ Автореф. на соиск. докт. дисс. СевКавГТУ, 2001.
- Ариес Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. Под ред. И. С. Кона. М., Прогресс, 1977. С. 74.
- Аристотель. О душе /Сочинения в 4-х т. Т.1.- М.: Мысль, 1976.
- Арон Р. Демократия и тоталитаризм- Пер. с фр.-М.: Текст, 1993.
- Артемов В.М. Личностное бытие как образовательный фактор/ Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего российского Философского конгресса (16−20 сентября 2002 года). В Зт. Т.1.- С. 356.
- Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине.- М.: Наука, 1987.
- Арутюнян М. Ю, Здравомыслова О. М.,.Шурыгина И. И. Учителя и ученики: два мира?- М., «Просвещение», 1992.-159с
- Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии.-М., 1964.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество.- М., 1980.
- Ашин Г. К.,. Бережнова Л. Н., Карабущенко П. Л., Резаков Р. Г. Теоретические основы элитологии образования. М., изд-во МОСУ, 1998. 432 с.
- Барулин B.C. Социальная философия: В 2-х частях.-М., МГУ, 1993.
- Батенин С.С. Человек в его истории.- Л., 1976.
- Батлук О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме// Вопросы философии. 2000. № 2 Стрсто115−141
- Бергсон А. Два источника морали и религии- Пер. с фр.-М.: Канон, 1994.
- Бердяев Н.А. О назначении человека.-Париж, 1931.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М.:
- Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека.- Париж, 1939.
- Бердяев Н.А. Философия неравенства.- М.: ИМА-Пресс, 1990.
- Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии, 1990, N 1−2.
- Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской биографии. М., 1990, С. 164.
- Бердяев Н.А. Судьба России. Самосознание. Ростов на/Д Из-во: «Феникс». 1997. 544с.
- Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола, юношества. Антология педагогической мысли России XVIII века, М., 1. Педагогика. 1988-С. 156.
- Блауберг И.И. Анархизм: что мы о нем знаем? //Вопросы философии, 1990, N3.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регулирование поведения.- М., 1978.
- Бобнева М.И. Феноменология ценностных систем личности" //Вестник РГНФ, 1996, № 1.-С. 137.
- Богданов А.А. Культурные задачи нашего времени.- М., 1911
- Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценности отечественной педагогики (начало XX века) // Педагогика, 1998, № 7 С. 82.
- Боярчук Ю.В. Успехи народного образования в Японии. Вестник РГНФ. 1996. № 1стр 163−168
- Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм- Пер. с фр.- М.: Прогресс, 1986.
- Буева Л.П. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения. Материалы круглого стола./ Педагогика, 1999, № 3 с 3−36.
- Булгаков С.Н. Человекобог и человекозверь //Вопросы философии и психологии.-М., 1912.
- Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии //Вопросы философии, 1994, N 1.
- Введенский А.И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии.- Свердловск, Изд-во Урал, ун-та, 1991.
- Вдовина И.С. Французский персонализм. Критический очерк философского учения.- М., Наука, 1977. 127с.
- Вебер М. Наука как призвание и профессия //Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX в.- М., 1979.
- Вебер М. Избранные произведения- Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1993.
- Вернадский В.И. Мысли о ноосфере.- М.: Наука, 1989.
- Виндельбанд В. История новой философии.- СПб, 1908.51 .Виндельбанд В.Платон. СПб, 1904−200с.
- Винничук ЛЛюди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима/Пер. с полек. М.6 Высшая школа. 1998.- 496с.
- Вольтер. Бог и люди: В 2-х т.- М., 1961.
- Всемирный доклад по образованию 1998 г. Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. Барселона, издательство ЮНЕСКО, 1998.-175с.
- Высшее образование в России: некоторые цифры. Справка. //Отечественные записки № 2, 2002. Москва. С. 29.
- Вышеславцев Б.П. Вольность Пушкина (Индивидуальная свобода). -В кн. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., Наука, 1990 — с. 398−403.
- Гайденко П.Г., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс.- М., 1991.
- Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева //Вопросы философии, 1994, N 6.
- Гартман Э. фон. К понятию бессознательного //Новые идеи в философии.- СПб, 1914.
- Гартман Э. фон. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного: Вып. 1−2.- М., 1873−1875.
- Гегель Г. Сочинения. ТЗ. Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа.М., 1956.- 371.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. З. Философия духа. /Отв. ред. Е. П. Ситковский.- М.: Мысль, 1977.
- Гегель. Философия права //Сочинения.- M.-JL, 1934.
- Гельвеций К.А. О человеке //Сочинения: В 2-х т. Т. 2.- М., 1974.
- Гербарт И.Ф. Психология.- СПб, 1895.
- Гердер И. Идеи к философии истории человечества.-М., 1977.
- Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского //Вопросы философии, 1994, N 1.
- Герцен А.И. Письмо о свободе воли //Собрание сочинений в 30-ти т. Т. 20, Кн. 1.-М., 1960.
- Герцен А.И. Былое и думы. В 3-х т. Т.1. М.: Госполитиздат, 1967.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века в поисках практико-ориентированных образовательных концепций).- М., Изд-во «Совершенство», 1998.-608с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Школа-Пресс, 1995.
- Гете И.В. Максимы и размышления //Избранные философские произведения.- М., 1964.
- Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия //Вопросы философии, 1992, N 3.
- Гивишвили Г. В. Гуманизм и гражданское общество- М., Российское гуманистичское общество. -2003. -239с.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя.: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М., Современный писатель., 1996. 430с.
- Гоббс Т. Человеческая природа //Избранные произведения: В 2-х т. Т. 1.-М., 1964.
- Гончаров И.А. Воспоминания. В университете. В кн. Московский университет в воспоминаниях современников. — М.: Современник, 1989.
- Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии, 1994, N 1.
- Громова Н.В. Любовь-агапе: социально-философский анализ- Ставрополь, СевКавГТУ, 2002, С. 54.
- Гудрат Сейфи. Человек в религиозно-философском измерении—М.: Российское гуманистическое общество. 2000- 136с.
- Гундаров И.А. Пробуждение.- М. 2000, С. 64.
- Гуревич П.С. Новая технократическая волна на Западе. М.: Знание, 1986.
- Гусев B.C. Драмы свободы //Вопросы философии, 1990, N 3.
- Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994- 136с.
- Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе //Вопросы философии, 1990, N 9.
- Джемс У. Личность //Психология личности. Тексты.- М., 1982.
- Дилигенский Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности //Вопросы философии, 1990, N 3.
- Доброхотова Т.А., Брагина Н. Н. Ассимметрия мозга и ассиметрия сознания человека //Вопросы философии, 1993, N 4.
- Документы ООН о детях, женщинах и образовании. Сборник документов. М.: Народное образование, 1995−1 Юс.
- Достоевский Ф.М. Возвращение человека. М., «Советская Россия», 1989.-558с.
- Дробницкий О.Г. Достоинство / Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М: Республика, 2001.
- Дубинин Н.П. Что такое человек.- М.: Мысль, 1983.
- Духовное производство. Общественное сознание и его формы.-М" 1986.
- Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий: М: Самшит, -68с.
- Дьюи Д. Демократия и образование: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 200- 384с.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии- Пер. с фр.- М.: Наука, 1991.
- Егоров И.А. Принцип свободы как основание общей теории регуля-ции//Вопросы философии, 2000, № 3. С.3−22.99.3аичкин И.А., Почкаев И. Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II.- М., Мысль, 1994 С. 590−591.
- Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. 456с.
- Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности.- М., 1986
- Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах-Ростов н/Д, 1999.-Т.1 -544с.
- Зимняя Подготовка социального работника как многоуровневый процесс // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: материалы координационного совещания 12−14 октября 1992 г., г. Москва//Социальная работа. Вып. 6. 1992.
- Игнатов А. Черт и сверхчеловек. Предчувствие тоталитаризма Достоевским и Ницше //Вопросы философии, 1993, N 4.
- Ильенков Э.В. Свобода воли //Вопросы философии, 1990, № 2.
- Историки России. XVIII -XIX века. -М.: Научно-издательский центр «Скрипторий», 1996−688с.
- Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб, Петрополис, 1997.
- Каграманов Ю.М. Фуга о свободе (историософия Пьера Шо-ню) //Вопросы философии, 1993, N 4.
- Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение. Образование. Москва-Кострома, 1996.-248с.
- Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде/Сумерки богов.-М., 1990.
- Камю А. Бунтующий человек- Пер. с фр, — М., 1990.
- Кант И. Критика чистого разума: Пер. с нем.- СПб, 1901.
- Кант И. Лекции по этике //Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения.- М., 1990.
- Капелюшников Р.И. «Дорога к рабству» и «Дорога к свободе»: полемика Ф. А. Хайека с тоталитаризмом //Вопросы философии, 1990, N 10.
- Карсавин Л.П. Философия истории.-СПб: АО «Комплект», 1993.
- Катчиева Л.С. Свобода в системном представлении / Автореф. Канд. Дисс. СевКавГТУ, 2002.
- Каширин В.И. Метарефлексия и метаобразование// Метаобра-зование как философская и педагогическая проблема. Сборник научных статей Ставрополь: Изд-во СГУ. 2001 — С. 19.
- Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П.Сартра //Вопросы философии, 1994, N 11.
- Коменский Я.А. Великая дидактика/ В кн. Педагогическое наследие.-М.:, 1989
- Кон И.С. В поисках себя.- М., 1984.
- Кон И. С. Личность и социальная структура.- М., 1972.
- Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д, Издательство Ростовского педуниверситета, 1994.-294с.
- Коэн А.К. Отклоняющееся поведение и контроль над ним //Американская социология.- М., 1978.
- Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды.- М., 1991.
- Кудрявая Н.В. Аксиология педагогики Л.Н. Толстого// Педагогика, 1999,№ 7.-С. 85
- Культура, культурология и образование (Материалы круглого стола//Вопросы философии. 1997, № 2. Стр. 3−56
- Культурная деятельность: опыт социологического исследования.-М., 1988.
- Кумекер Л., Шейн Д. С. Свобода учиться, свобода учить. М.: Народное образование, 1994 160с.
- Куртц Пол. Запретный плод. Этика гуманизма.-М.: Российской гуманистическое общество, 2002- 222с.
- Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество //Вопросы философии, 1992, № 12.
- Лавров П.Л. Исторические письма /Избранные произведения: В 2-х т. Т. 2.- М., 1965.
- Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России //Социологические исследования, 1993, N 7.
- Лебедев О.Е. Образование в условиях формирования культуры нового типа. Материалы круглого стола «Образование в условиях формирования культуры нового типа» 7 октября 2002 года СПб.- СПбГУП, 2002.
- Левин Г. Д. Свобода воли. Современный взгляд. //Вопросы философии. 2000, № 6С. 71−87
- Левин Ш. М. Очерки по истории русской общественной мыс-ли.-Л., 1974.
- Леви-Строс К. Структурная антропология.- М., 1985.
- Лесгафт П.В. Избранные педагогические сочинения. В 2-хт. Изд-во Академии педагогических наук РСФСР. М., 1952. Т.1. Кн.4 334с.
- Лефьер В.А. Конфликтующие структуры.- М., 1973.
- Лихачев Д.С. О национальном характере русских// Вопросы философии. 1990. № 4. Стр. 3−7
- Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Ба-туринаю- М: Педагогика, 1991. 344с.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое Зло)//Вопросы философии, 1992, N3.
- Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Вопросы философии, 1992, N 3.
- Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., Республика, 1994- 432с.
- Лосский Н.О. История русской философии. М., «Советский писатель», 1991. — 479с.
- Лукач Д.К. Онтология общественного бытия- Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1991.
- Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема //Вопросы философии, 1990, № 10.
- Манхейм К. Идеология и утопия- Пер. с нем.- М.: Юрист, 1994.
- Махаров Е.М. Проблема человека в истории философской мысли.- М.: Знание, 1986.
- Межуев В.М. Культура и история.- М., 1977.
- Менделеев Д.И. Границ познанию предвидеть невозможно. -М, Советская Россия, 1991.-592с.
- МертонР. Социальная структура и аномия //Социология преступности." М., 1966.
- Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — 163с.
- Михайлов Ф.Т. образование и власть // Вопросы философии, 2003, № 4.-С. 31−48
- Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. М., Наука, 2001. 237с.
- Моисеев Н.Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство// Человек. 1992. № 3. С. 5−14
- Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.- М., 1980.
- Московский университет в воспоминаниях современников. Сборник/ Сост. Ю. Н. Емельянов. М: Современник, 1989. — 735с.
- Московченко А.Д. Философская стратегия Российского образования// Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего российского Философского конгресса (16−20 сентября 2002 года). В Зт. Т.1.- С. 396.
- Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности.- М., 1988.
- Мотрошилова Н.В. Жизнь и идеи Джордано Бруно. В кн. Рождение и развитие философских идей: Ист-философские очерки и портреты. -М.: Политиздат, 1991. -251−303.
- Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист-философские очерки и портреты. -М.: Политиздат, 1991. -464с.
- Мудрик А.В. Воспитанеи как социальный институт. //Вестник РГНФ, 1997, № 2. С.122−139
- Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М.: 1995−269с.
- Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания.- М.: Мысль, 1972.165. Наука, 1990.
- Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения.-М., 1988.
- Немировский А.И., Ильинская Л. С., Уколова В. И. Античност: История и культура. В 2-хт. Т 1. 444с.
- Немировский А.И., Ильинская Л. С., Уколова В. И. Античност: История и культура. В 2-хт. Т 2−3 80с.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла//Вопросы философии, 1989, № 5.
- Общественное сознание и его формы М., Политиздат, 1986.-366с.
- Огарев Н.П. Тезисы о «Свободе воли» //Избранные социально-политические и философские произведения. Т. 2.- М., 1956.
- Ортега-и-Гассет X. Восстание масс //Вопросы философии, 1989, № 3−4.
- Ортега-и-Гассет. Человек в ХУ. Веке//Человек.1992. № 3. С. 28−40
- Оруджев З.М. Проблема человека в «Экономических рукописях 1857−1859 годов» К.Маркса.- Ростов-на-Дону, 1977.
- От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела (Проблемы буржуазного гуманизма и свободомыслия). М., «Мысль», 1969. -303с.
- Патриарх Московский и всея Руси Алексий И. Основы православного образования в России Педагогика, 1995, № 3. — С. 7.
- Педагогическое наследие /Коменский. Локк, Руссо, Пестало-ции/.- М., Педагогика, 1989.
- Педагогическое наследие/ Белинский В. Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н.А.- М.- Педагогика, 1988 — 496с.
- Переписка Л.Н. Толстого с А.А. Толстой (1857−1903) Изд. общества Толстовского музея, С-Петербург, 1911.-С.211.
- Петрова Н.П. Новые технологии образования // Вестник РГНФ, 1996, № 1.
- Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994 С. 106.
- Померанц Г. С. Опыт философии солидарности //Вопросы философии, 1991, № 3.
- Пономарева В. В, Хорошилова Л. Б // Педагогика, 1998, № 3. -С. 81.
- Поппер К. Логика социальных наук //Вопросы философии, 1992, № 10.
- Прокопович-Антонскийа.А. О воспитании./В кн. Антология педагогической мысли России XVIII века. М., Педагогика, 1988
- Рассел Б. История западной философии- Пер. с англ.- М., 1959.
- Рашковский Е.Б. На оси времен: очерки по философии истории. М., Прогресс, -Традиция, 1999. -208 стр.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. С. 237.
- Роше Ф. Десять заповедей гражданина мира// Человек. 1992. № 3. С. 28−40
- Русская православная Церковь в гражданском обществе// Социально-политический журнал. 1998, № 2, С. 139 -140
- Русская философия: Словарь/ под общ. Ред. М. А. Маслина. -М.: Республика, 1995. 655с.
- Садовничий В. А. Белокуров В.В., Сушко В. Г., Шикин Е. В. Университетсое образование . Приглашение к размышлению. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. — 352с.
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм/Сумерки богов.- М., 1990.
- Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе //Вопросы философии, 1990, № 2.
- Сачков Ю.В. Независимость с точки зрения физики //Вопросы философии, 1994, № 4.
- Свободомыслие и атеизм в древности, в средние века и в эпоху Возрождения-М.: Мысль, 1986−285с.
- Священник Евгений Шестун. Православная педагогика- Са-мараб ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. -576с.
- Сергеева Т.Б. Ценности образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики. Ростов-Ставрополь, 2000. 286с.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога.- М.: 2997−31с
- Скворцов JT.B. Информационная культура и проблема метаоб-разования. //Культурология: Дайджест/М.: ИНИОН РАН, 1999, № 3
- Сластенин. М., Издательский Дом МАГИСТРПРЕСС, 2000,-488с.
- Сорокин П.А. Система социологии.- Сыктывкар, 1991.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -Политиздат. 1992.-543с.
- Спасибенко С.Г. Методологические проблемы социологии человека//Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2
- Спиноза Б. Этика. / Пер. с лат. СПб.: Азбука. 2001.- 352с.
- Степин B.C. Культура //Вопросы философии. 1999. № 8.
- Судьба Российского образования — судьба России. Материалы Второй научной сессии отделения образования Петровской академии наук и искусств СПб, 1995.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека- Пер. с фр.- М.: Наука, 1987.
- Толстой Л.Н. В чем моя вера? Тула, 1989. С. 205
- Толстой Л.Н. М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995, 224с.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.-Л., Издательство Академии педнаук, 1948. -399с.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры.- JL, 1960.
- Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность.-М., 1972.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. В кн. Избранные педагогические сочине-ни. Т. 1. М., Педагогика, 1974.
- Фигуровская В.М. Проект «Элитарное образование в России: истоки. Тенденции, перспективы». В кн. Судьба Российского образования — судьба России. Материалы Второй научной сессии отделения образования Петровской академии наук и искусств — СПб, 1995.
- Философия образования: состояние, проблемы и перспективы// Вопросы философии. 1995. № 11 Стр3−35
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001.-С. 170.
- Философский словарь. -М.: Политиздат. 1986.
- Фрадкин Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики М., ТЦ СФЕРА, 1995.- 160с.
- Франк С.Л. Духовные основы общества: введение в соци
- Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской филосо-фии//Философские науки. 1990. № 5. С. 81−92.
- Франк С.Л. Философские предпосылки деспотизма //Вопросы философии, 1992, № 3.
- Франкл В. Философия человеческой ответственности. В кн. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с. нем. и анг. М.: Прогресс, 1990.-368с.
- Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я.- М., 1925.
- Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет.-М., 1989.
- Фролов И.Т. Новый гуманизм. В кн Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. М., Наука, 2001−645с.
- Фролов И.Т. Перспективы человека.- М., 1983.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Общественные науки и современность, 1992, N 3.
- Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу //Человек и его ценности.- М., 1988.
- Фромм Э. Характер и социальный процесс //Психология личности. Тексты.-М., 1982.
- Фромм Э. Пути из больного общества //Проблема человека в западной философии.- М., 1988.
- Хайдеггер М. Письмо о гуманизме //Проблема человека в западной философии.- М., 1988.
- Человек. Философско-энциклопедический словарь. .М.: Наука 2000.-516 с.
- Чижакова Г. И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии // Автореф. докт. дисс. М., МПГУ, 2000.
- Чичерин Б.Н. Студенческие годы. Москва сороковых годов. В кн. Московский университет в воспоминаниях современников. — М.: Современник, 1989.
- Шаповалов В.А. От философской теории к социальной практике // Метаобразование как философская и педагогическая проблема. Сборник научных статей Ставрополь: Изд-во СГУ. 2001.
- Шашкевич П.Д. эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М. Мысль. 1976. -301с.
- Шварцман К.А. Философия и воспитание .Критический анализ немарксистских концепций —.М.: Политиздат, 1989.-208с.
- Швейцер А. Культура и этика.- М., 1973.
- Шелер М. Положение человека в Космосе //Проблема человека в западной философии.- М., 1988.
- Шестов Л.И. Афины и Иерусалим.-Париж, УМСА-PRESS,
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростон/Д, 1995 — 308с.
- Шиянов Е.Н., Ромаева Н. Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. — М.: Народное образование- Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2003. 336с.
- Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы. Ульяновск, Изд-во СПНЦ, 1997. Стр.238
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Антология мировой философии: В 4-х т. Т. 3.- М., 1971.
- Шпенглер О. Закат Европы. Очерк морфологии мировой истории- Пер. с нем. Т. 1.- М.: Мысль, 1993.
- Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире //Вопросы философии, 1994, N 1.
- Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969-С. 86.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии.- М., 1975.
- Якобе В. Происхождение зла и человеческая свобода или трансцендентальная философия и метафизика //Вопросы философии, 1994, № 1.