Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема свободы в философии образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в философских концепциях образования понятие свободы носит своеобразный характер. Определяя свободу как высшую цель, философия образования утверждает, что человека необходимо научить справляться с обязанностями, возникающими одновременно со свободой. Этот процесс происходит во время обучения, воспитания и социализации. В процессе взаимодействия происходит постепенное научение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Эволюция проблемы свободы в философии воспитания и образования
    • 1. 2. Концептуальные основания философии образования в России
    • 1. 3. Современная философия образования о сущности свободы
  • ГЛАВА 2. ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ГЕНЕЗИС СВОБОДЫ
    • 2. 1. Трансформация проблемы свободы в современной отечественной философии образования
    • 2. 2. Образовательный процесс и генезис свободы

Проблема свободы в философии образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Успешность формирования гражданского общества в России в огромной мере зависит от того, насколько адекватно большинством ее граждан осмысливается принцип свободы. Очевидно, что общество и каждый ее член должны сознавать, что гражданская свобода связана не только с инициативой, но и с ответственностью мышления, компетентностью, образованностью, достоинством, соблюдением норм морали и нравственности.

Поскольку свобода — не природный, а социальный феномен, понимание ее ценности на первоначальном этапе формируется в процессе обучения и воспитания, в организованном процессе образования.

Начало гражданских преобразований в нашей стране неизбежно активизировало интерес к философскому осмыслению роли образования и воспитания. Последнее десятилетие XX века в России характеризуется вниманием к философии образования. Данному направлению уделил большое внимание III Российский философский конгресс, что закономерно, поскольку в социальной практике стал очевидным ряд противоречий, существующих на всех ступенях обучения и воспитания. Первое из них состоит в том, что система образования — наиболее консервативный социальный институт, и общественная мысль всегда опережала его в прогрессивных идеях. Образовательная сеть заинтересована в такой организации, которая воспроизводит культурные образцы согласно стандарту, что неизбежно предполагает систему контроля, единообразия, сдерживания инноваций. Система образования не может избежать ограничений, требований дисциплины, иерархических отношений и выступает инициатором законодательных и нормативных актов, что нередко приводит не к расширению прав и свобод обучающих и обучаемых, а к их ограничению. Гуманистическое мышление, со своей стороны, имеет целеполаганием развитие общества на основе реализации духовных и образовательных потребностей каждого гражданина, бесспорно и априорно признает высшим принципом свободу развития форм обучения, приоритеты свободы в становлении личности, направляет свой научный интерес на изучение возможности расширения сфер свободы в социальной практике. Это системное противоречие характерно не только для данного периода социального развития России. В стабильных обществах (как тоталитарного, так и гражданского типов) это противоречие не столь очевидно и актуально, но в периоды революционных перемен оно выходит на первый план. Для каждого конкретного исторического периода проблема свободы в философии образования рассматривалась специфически. Это противоречие определяет научную цель исследования.

В современном трансформирующемся российском обществе противоречия в области образования имеют специфические проявления практического порядка: возникают негосударственные формы обучения, которые предоставляют право выбора альтернативных форм обучения, развивается элитарное образование, появляется тенденция к ограничению возможностей для получения общего среднего образования. Одним из существенных противоречий в образовании — это противоречие между новой идеологией гражданского общества, приоритетами рыночных отношений и ценностными установками преподавательского корпуса, сформировавшегося, в основном, в период господствующей советской идеологии. В этой ситуации особое значение приобретает философская компетенция организаторов и участников образовательного процесса. Перечисленные противоречия обусловили практическую актуальность исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Отдельные аспекты проблемы свободы в процессе образования исследовали Платон, Аристотель, Сенека, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант. Ее исследованию посвящены работы Б. Спинозы («Этика»), Ж.-Ж. Руссо («Эмиль», «Общественный договор», «Новая Элоиза»), Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме»), И. Фихте («Назначение человека», «Назначение ученого», «Основные черты современной эпохи»), Ф. Шеллинга («О существе человеческой свободы»), А. Бергсона («Время и свобода воли»), В. Соловьева («Оправдание добра»), В. Виндельбанда («Прелюдия», «О свободе воли»), Г. Зиммеля («Понятие и трагедия культуры», «Индивидуальный закон»), А. И. Герцена («Письма издалека»), JI.H. Толстого (статьи «О народном образовании», «Воспитание и образование», «Прогресс и определение образования», «Яснополянская школа»), П. Наторпа («Социальная педагогика», «Культура народов и культура личности»), П. А. Сорокина («Собираясь в дорогу», «Главные тенденции нашего времени»), С. И. Гессена («Педагогика.

Введение

в прикладную философию"), В. В. Зеньковского («Дар свободы»), Д. Дьюи («Демократия и образование», «Опыт и образование»). Особое место в рассмотрении проблемы свободы в философии образования занимает Я. А. Коменский. Наибольшая полнота рассмотрения проблемы свободы в философии образования представлена в работах С. И. Гессена и Д. Дьюи.

В русской философии большой вклад в рассмотрение данной темы внесли М. В. Ломоносов, Феофан Прокопович, русские педагоги И. Ф. Богданович, И. И. Бецкой, А.А. Прокопович-Антонский, Н. Н. Поповский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт.

На проблему свободы в философии образования и воспитания в современный период обращали внимание Н. Н. Моисеев, И. Т. Фролов.

В настоящее время в России начинает складываться определенная система философии образования, обозначены ее основные направления (гносеологические, онтологические, аксиологические).

К различным аспектам свободы, связанным с философией образования обращаются А. А. Агамов, Н. Г. Алексеев, А. Г. Асмолов, Г. К. Ашин,.

JI.H. Бережнова, Б.Т. БестужевЛада, М. И. Бобнева, Л. П. Буева, Б.С. Гер-шунский, В. И. Додонов, В. И. Загвязинскиий, А. С. Запесоцкий, Л. М. Зеленина, Л. А. Зеленов, П. Л. Карабущенко, А. А. Касьян, В. И. Каширин, В. А. Кутырев, О. Е. Лебедев, И. Я. Лернер, А. Ф. Малышевский, В. В. Миронов, Ф. Т. Михайлов., А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, А. П. Огурцов, Т. К. Потапова, Р. Г. Резаков, В. М. Розин, В. А. Садовничий, Т. Б. Сергеева, Л. В. Скворцов, С. А. Смирнов, B.C. Степин, И. И. Сулима, Л. В. Филиппова, Г. Н. Филонов, В. А. Шаповалов, В. К. Шаповалов, Е. Шестун.

Большой вклад в разработку проблемы свободы в философии образования внесли педагоги В. А. Сухомлинский, Ш. Амоношвили, В.А. Сла-стенин, Ю. И. Азаров, Н. Д. Шадриков.

Однако проблема свободы в философии образования еще не получила достаточного освещения: не полностью определены подходы к пониманию категории свободы и мало изучена диалектика понятия свободы, не выяснена роль педагогической мысли России в разработке этой проблемы, не уточнены аспекты генезиса свободы.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общефилософские принципы и методы исследования, то есть принцип системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования, междисциплинарный метод и метод комплексного синтеза философских и научных концепций, а также такие специальные социально-философские методы исследования: конкретно-исторический, сравнительно-исторический, историко-генетический и историко-типологический методы, метод единства исторического и логического, моделирование, компаративистский анализ, типология.

Объектом исследования выступают философские концепции образования.

Предметом исследования является понимание свободы в концепциях философии образования.

Цель исследования: изучить трансформацию идей свободы в философии образования, определить специфику понимания свободы в философии образования. Данная цель реализуется в решении следующих задач:

— изучить влияние основных философских парадигм на трансформацию понимания свободы в воспитании и образовании, рассмотреть динамику представлений о свободе субъектов образовательного процесса в европейской философской традиции;

— изучить философские основания рассмотрения проблемы свободы в русской философской традиции и педагогической практике;

— исследовать проблему статуса свободы в современной российской философии образования;

— выявить основания концептуальной трансформации проблемы свободы в современной отечественной философии образования;

— определить факторы генезиса свободы в образовательном процессе;

— выяснить диалектику понятия свободы и раскрыть его современное содержание.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— исследованы философские взгляды на проблему свободы в обучении и воспитании в основных философских парадигмах (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм);

— изучена философская традиция России XVIIXIX веков в трактовке свободы в образованиивыявлено общее и особенное во взглядах русской и западноевропейской философии на проблему свободы;

— проведен развернутый анализ современных концепций образования, разработавших проблему свободы;

— исследованы тенденции дальнейшего развития проблемы свободы в основных концепциях философии образования;

— сделан вывод о природе генезиса свободы на этапах обучения, воспитания и социализации;

— предложено понимание категории свободы в философии образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В философии образования понятие свободы возможно трактовать как состояние когнитивной самостоятельности субъекта, предполагающее создание новых идеальных конструкций, системных представлений о явлениях физического, социального и духовного бытия.

2. Категория свободы в философии образования выступает в диалектическом единстве с понятиями долга, ответственности, самоограничения, служения. Специфика их соотношения состоит в том, что в воспитании парными категориями свободы выступают долженствование и самоограничение, в социализации — ответственность и служение, в обучении — строгость мышления. Свобода означает не только выбор между предложенными и возможными способами самореализации личности, а создание оригинальной когнитивной концепции познания, поведения и адаптации. В процессах социализации свобода представляется как состояние самостоятельного анализа видов социальных связей для удовлетворения потребностей в самоактуализации личности и ее интересов.

3. Ограничение свободного и творческого начал в организации обучения и воспитания может приводить к искаженным формам проявления свободы (фанатизм, в том числе и религиозный, галлюцинаторные состояния, эгоцентризм, сексуальные перверзии, различные формы девиантного поведения, аутизм). Границы свободы в процессах образования и воспитания определяет здравый смысл, исключающий моральный релятивизм.

4. Российская педагогическая теория, обладая всеми системными свойствами, имеет собственное целеполагание и свободу развития. Аксиологическим основанием русской педагогики со времени ее становления являлась ценность свободы, а задачей — определение и отбор адекватных методов обучения и воспитания «для свободы». Русская педагогика коррелирует парадигмальные установки антропоцентризма и социоцентризма, которые исходят либо из абсолютизации свободы человека, либо из интересов общества. При этом педагогика исходит из антропного принципа понимания свободы как жизненной потребности.

5. В наиболее значимых концепциях философии образования (элитарная, эгалитарная, культуроцентристская, концепция метаобразования и концепция православной педагогики) свобода рассматривается как основополагающий принцип обучения и воспитания, реализующийся на двух уровнях: макросоциальном и микросоциальном. Данные концепции являются смысловым единством, различаясь уровнями социальной феноменальности. Элитарная, культуроцентристская, концепция метаобразования и концепция православной педагогики, развивая идеи единства человека, природы и космоса, имеют тенденцию к антропокосмической парадигме мышления.

6. Формирование адекватного представления о ценности свободы у обучаемых в процессах образования и воспитания происходит путем поэтапных действий: создание знаниевого ядра, использование развивающих форм обучения, научение творческим видам деятельности, введение обучающегося в социальную практику. Форму социально-педагогического действия в процессе генезиса свободы обусловливает культурная среда, философские традиции, уровень педагогической теории, историко-культурные традиции образовательной практики. Субъектом социального действия по формированию ценности свободы у обучающихся и воспитанников выступает «субъект сильной позиции» педагогической диады.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы состоит в том, что обобщенные результаты и выводы диссертационного исследования предполагают новое понимание проблемы свободы в социально-философском аспекте, имея в виду его содержание и тесную связь с социальной практикой. Настоящая работа может использоваться при решении вопросов формирования, воспитания и социализации личности в переходных состояниях современного общества, учитываться при принятии и корректировке крупномасштабных управленческих решений в области образования, стать базой для разработки специальных и факультативных учебных курсов, как в учебной практике высших и средних учебных заведений гуманитарного и технического профиля, так и по линии институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на ряде региональных, межвузовских и внутривузовских научных и научно-практических конференциях, на заседаниях Проблемного Совета СевКав-ГТУ по философии, педагогике и психологии высшей школы, методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ. Обобщенные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в монографии «Философия образования о проблеме свободы» (в соавторстве). По теме исследования автором опубликовано 5 научных работ — одна монография и четыре статьи. Общий объем публикаций 8,7 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, и заключения. Общий объем работы — 187 страниц. В конце работы помещен список использованной литературы, включающий в себя 251 источник.

Выводы к главе 2.

Сквозной проблемой основных концепций философии образования являются проблемы свободы человека на том этапе его развития, когда на него оказывается наибольшее влияние со стороны системы образования.

Имея одну общую задачу формирования личности, соответствующей идеалу эпохи, различные концепции рассматривают наиболее значительные факторы, влияющие на становление свободной, но ответственной личности.

Ее формирование обусловлено философской парадигмой, на которой строится вся система обучения и воспитания, социальными задачами, идеологией общества, той культурной реальностью, внутри которой происходит образовательный процесс и ценностными установками преподавательского корпуса. Одним из решающих факторов разрешения этой проблемы является философская определенность взглядов на проблему свободы, изложенная в основных концепциях философии образования.

Главными среди них, на взгляд диссертанта, являются православная концепция, концепция элитарного образования, культуроцентристская концепция и философия метаобразования.

Православная концепция содержит в себе глубочайшие философские основания, объясняющие надприродную сущность человека и природу его свободы. Способность переходить от мира материального к миру духовному, от мира реального к миру идеальному, от мира чувственного к миру сверхчувственному лишь человеческое качество, не могущее принадлежать ни миру современной совершенной техники, ни миру биологической природы. Только человек способен ощутить и саму природу своей свободы, и ее ценность. Православная концепция тонко ощущает диалектику свободы и несвободы, свободы и зависимости в сфере духовных переживаний.

По некоторым основаниям эта концепция имеет точки соприкосновения с пониманием свободы классиков философии (Р.Декарт, Б. Спиноза).

Обобщая отдельные положения, можно утверждать, что свобода — это момент осмысления как реального, так и идеального, состояние когнитивной самостоятельности, позволяющей человеку реконструировать картину мира, пересоздавать ее в соответствии с его собственным уровнем знаний, индивидуальная (это особенно видно в концепции православия) способность к анализу, синтезу, обобщению, абстрагированию. В соответствии с данной методологией представляется важным, что в моментах автономного мышления, моментах самостоятельности происходит нравственная ориентация человека на судьбу в вечности. Важным нравственным аспектом в православной концепции является положение о том, что не существует свободы неделания, в том числе и неделания самого себя, то есть не признается отказ от самосовершенствования. В православном учении особо выделяются три основных категории, к которым она постоянно обращаются: личность, свобода и нравственное достоинство. Но нельзя не отметить, что эти нравственные высоты рассматриваются как служение Богу.

Достоинством концепции элитарного образования является то, что свобода связывается с идеей самосовершенствования, созданием высоких образцов творчества и поведения, развитием творческих сил разума. Свобода выступает как средство обретения личного достоинства и достижения конкретной цели. Главной задачей элитарного образования является формирование основ элитарного сознания, естественный генезис которого происходит в процессе обучения. Действительно, это подтверждается реальной практикой такого элитарного (по своему содержанию) учебного заведения как Московский университет. Его опыт доказал, что элитарное мышление тождественно ответственному мышлению.

Но в философии элитарного образования просматривается оправдание идеи элитарности через православные представления, проскальзывают мотивы избранности тех, работает над своим возвышением постоянно и целенаправленно.

Если в православии воспитание рассматривается как восхождение к личной свободе, а учение служит для достижения совершенства внутреннего мира, для служения Богу, то элитологии, как представляется диссертанту, объект служения меняется. Путь индивида в интеллектуальную элиту — это путь к обретению личного достоинства через творчество и ответственность.

Культуроцентристская концепция содержит в себе исключительно продуктивную идею, направленную на восстановление духовного самовоспроизводства общества, восстановление культурной идентичности, национальной специфики российской культуры.

Широта и основательность данной концепции позволяет смоделировать процесс образования и воспитания, в каждой части которой можно просмотреть роль и вес личной свободы. Эта концепция имеет системную завершенность, ее структура четко прорисована авторами, ясно показана диалектика степеней свободы в образовательных процессах, указаны поля свободного приращения к знаниевому и основному культурному ядру. Определение свободы как атрибута жизни, то есть творчества и самореализации соответствует смыслу самой концепции. Важно, что смыслом и целью свободы в этом концепции является цивилизационная определенность.

Автору исследования представляется, что концепция метаобразования содержит обобщения чрезвычайно высокого уровня, направленные на разрешение основного вопроса свободы — свободу обладать собственной картиной мира, созданной на основе когнитивной, интеллектуальной, интуитивной самостоятельности. Мир свободных человеческих увлечений, соединенных с ответственным мышлением, синтезирующийся в процессах обучения и воспитания — это мир метаобразования, субъектом которого является сам человек, вышедший за пределы формального организованного образования. По сути дела — это призыв к системам образования встать на уровень философского осмысления мира.

Вместе с тем, система образования — это мир человеческих взаимоотношений. Он незаменим для поддержания человеческого в человеке.

Самым важным фактором формирования истинных человеческих отношений, базирующихся на доверии, общем интересе, искреннем внимании друг к другу, является истинность цели образования. По мнению диссертанта, эту цель можно определить как научение различению радости свободы творчества во всех сферах научной, художественной, хозяйственной, культурной деятельности и ограниченности подражания. Это научение свободе создается культурной средой семьи, взаимодействием с учителем и духом традиций учебного заведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало, что проблема свободы является ключевой проблемой философии образования. Эта проблема ставилась и рассматривалась в различных аспектах, но главная тенденция состояла в том, что философия образования следовала за основными философскими парадигмами. При этом философия образования в своей эволюции в соответствии законом отрицания отрицания не предала забвению продуктивных идей опыт античности, Средневековья, Нового времени. Так, философская традиция античности выделила в своей космоцентрической парадигме направления, которые впоследствии развились в два основных современных подхода к образованию и воспитанию: антропоцентрический и социоцентрический. Важным в понимании проблемы свободы в воспитании и образовании остается осмысление этики стоиков, которые видели путь обретения свободы через согласование своих действий с законами природы и космоса. Принципы философской рефлексии понуждают заново обратиться к идее воспитания в свободе и для свободы Ж.-Ж. Руссо. Наиболее продуктивной частью его мышления относительно свободы является его идеи о соотношении культуры и воспитания, о трагедия человека проживания человека в определенной культуре делает его объектом чужих мнений и представлений, человек становится частью социального механизма, теряет свою свободу.

Поэтому фундаментальным основанием для развития философии образования до сегодняшнего дня служит декартовское положение «мыслю, следовательно, существую». Вслед за ним и до сегодняшнего дня в ой или иной форме повторяется мысль о том, что единственная, истинно свободная форма существования личности — это состояние углубленного мыслительного процесса, который, хотя и опирается на традиции и принятые формы, но самостоятелен в «рисунке» связей, ассоциаций. Свобода не есть произвольный выбор между несколькими уже данными в готовом виде хотя и возможными только путями, но создание нового, особого пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода.

Традиции немецкой классической философии создают базу для рассмотрения свободы в образовании через ее сопоставление с необходимостью, однако социальная действительность, руководствующаяся принципами антропоцентризма, трансформировала это понимание в диаду «свобода и принуждение». Принуждение в образовании может носить организованные санкционированные формы, и это полностью исключает возможность формирования развитой и самостоятельной личности. Поэтому при выяснении диалектики свободы и принуждения выясняется, что наиболее продуктивным для дальнейшего исследования проблем свободы в философии образования является ее рассмотрение через диалектику понятий служения, долга, ответственности, служения. Последние не являются синонимами принуждения, но обозначают атрибуты самой свободы.

В русской философской традиции на протяжении всей ее истории проблема свободы была основной, что объясняется онтологической направленностью отечественной философии. Проблема свободы разрабатывалась с позиций православия, априорно признающего свободу как неотъемлемый атрибут личности. Огромную роль в основании философско-педагогической традиции сыграли русские педагоги и просветители XVIII века. История развития философии образования показывает, что в русской философской традиции уже к началу XIX века была создана уверенная методологическая база исследования феномена свободы. Русские философы и выдающиеся педагоги-мыслители XIX века подготовили основание для создания уникальной системы воспитания, основанной на высших принципах: альтруизме, свободе.

В современной философии образования свобода находится в статусе априорного начала, но складывающаяся в современной России система корпоративных интересов существенным образом ограничивает высшие формы свободы. Корпоративные интересы ставятся выше приоритетов личности, ограничиваются пределы ее свободы в научном и художественном творчестве. Ведущим мотивом поведения личности становится ее толерантность, адаптационные качества, персонализм и индивидуализм. Очевидно, что абсолютизация свободы как условия развития человека и общества будет иметь негативные последствияхотя личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания имеют фундаментальные теоретические основания, суммированный результат такой образовательной практики может сузить границы реальной свободы членов гражданского общества.

Как показало исследование, уже первые организованные формы обучения носили признаки ограничения свободы объекта воспитания и образования: разделение по имущественному признаку, по принадлежности к политической элите. Идея элитарности открывала путь к свободному овладению знаниями одними членами общества и закрывала их для других, ограничивая естественные права человека на познание. Знание становится не только принадлежностью властных элит, но частью самой власти.

Воспитание гражданственности через свободу и для свободы должно опираться на серьезную методологическую базу, которая активно разрабатывается современными философами и охватывает несколько смысловых полей, отражающих сущность понятия «свобода»: юридическое, социологическое, политологическое, социально-бытовое, социально-психологическое, социально-педагогическое. Перечисленные аспекты входили в разработку проблемы свободы в философии образования на различных этапах истории и в различных ракурсах.

Таким образом, в философских концепциях образования понятие свободы носит своеобразный характер. Определяя свободу как высшую цель, философия образования утверждает, что человека необходимо научить справляться с обязанностями, возникающими одновременно со свободой. Этот процесс происходит во время обучения, воспитания и социализации. В процессе взаимодействия происходит постепенное научение самостоятельному мышлению. Поэтому свободу в философии образования возможно трактовать как состояние когнитивной самостоятельности субъекта, предполагающее создание новых идеальных конструкций, системных представлений о явлениях физического, социального и духовного бытия. Особенностью является также и то, что образование, признавая свободу, организует сложный процесс восхождения к ней. Свобода выступает в диалектическом единстве с понятиями долга, ответственности, самоограничения, служения. На каждом этапе процесса образования она имеет свою диалектику: в воспитании парными категориями свободы выступают долженствование и самоограничение, в социализации — ответственность и служение, в обучении — строгость мышления, следование научным традициям и принципам науки. Свобода в образовании предполагает не только выбор между предложенными и возможными способами самореализации личности, а создание обучающимся оригинальной когнитивной концепции познания, поведения и адаптации. Наибольший простор для реализации свободы предоставляется в процессах социализации. В этом случае свобода выглядит как состояние самостоятельного анализа видов социальных связей для удовлетворения потребностей в самоактуализации личности и ее интересов.

Социальная практика убеждает в том, ограничение свободного и творческого начал в организации обучения и воспитания как правило, приводит к искаженным формам проявления свободы. Они проявляются чаще всего в девиантном поведении: фанатизме, в том числе и религиозном, наркотизм, эгоцентризм, сексуальные перверзии, различные формы деви-антного поведения, аутизм. В таком случае свобода перерастает в свою противоположность — зависимость, когда социальные меры становятся неэффективными. Границы свободы в процессах образования и воспитания определяет здравый смысл, исключающий моральный релятивизм. Русская философия определила путь и принципы становления русской педагогики, формирование её основополагающих принципов, обусловила ее системный характер. Российская педагогическая теория, обладая всеми системными свойствами, имеет собственное целеполагание и свободу развития. Аксиологическим основанием русской педагогики со времени ее становления являлась ценность свободы, а задачей — определение и отбор адекватных методов обучения и воспитания «для свободы». Исторический путь становления российской педагогики чрезвычайно сложен: он проходил между установками антропоцентризма и социоцентризма, что обусловлено философской традицией. Заслуга русской педагогики состоит в том, что она коррелирует парадигмальные установки антропоцентризма и социоцентризма, которые исходят либо из абсолютизации свободы человека, либо из интересов общества. При этом педагогика исходит из ан-тропного принципа понимания свободы как жизненной потребности.

Становление гражданского общества предопределило активный интерес к процессам образования. Сегодня российская философия определило объект и предмет философии образования, выделило философию образования в самостоятельную область философского знания. В наиболее значимых концепциях философии образования (элитарная, эгалитарная, культуроцентристская, концепция метаобразования и концепция православной педагогики) свобода рассматривается как основополагающий принцип обучения и воспитания, реализующийся на двух уровнях: макросоциальном и микросоциальном. Данные концепции являются смысловым единством, различаясь уровнями социальной феноменальности. Элитарная, культуроцентристская, концепция метаобразования и концепция православной педагогики, развивая идеи единства человека, природы и космоса, имеют тенденцию к антропокосмической парадигме мышления. Очевидно, что это продуктивное продолжение идей русских философов начала XX века. Очевидно, что рост интереса к процессам экологии человекаособая составляющая часть антропокосмизма. Огромная и, по сути, решающая роль в генезисе свободы принадлежит научному и педагогическому сообществу, поскольку формирование адекватного представления о ценности свободы у обучаемых в процессах образования и воспитания происходит путем поэтапных действий: создание знаниевого ядра, использование развивающих форм обучения, научение творческим видам деятельности, введение обучающегося в социальную практику. Форму социально-педагогического действия в процессе генезиса свободы обусловливает культурная среда, философские традиции, уровень педагогической теории, историко-культурные традиции образовательной практики. Субъектом социального действия по формированию ценности свободы у обучающихся и воспитанников выступает «субъект сильной позиции» педагогической диады.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Неопределенность свободы.// Вопросы философии, 1996. № 10. Стр.58−69
  2. Абульханова-Славская К. А. Результаты конкурса РГНФ 1997 г. в области проблем комплексного изучения человека // Вестник РГНФ, 1997, № 2. — С. 31.
  3. А.Н. Система: философская категория и реальность.-М., 1976.
  4. Ю.И. Педагогика любви и свободы.- М., Топикал, 1994−698с.
  5. Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи.- М., Наука, 2001- 645с.
  6. Американская модель: с будущим в конфликте- Пер. сангл.- М., 1984.
  7. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. -М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995, 1995. 496с.
  8. Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А.Коллинз.- М., 1981.
  9. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.-М., 1988.
  10. Антология педагогической мысли России XVIII века. М., Педагогика, 1988.-С. 139.11 .Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-хт. М., АО АСПЕКТ ПРесс 1994.Т.1350с.
  11. А.В. Свобода воли как вид детерминизма: социально-философский анализ/ Автореф. на соиск. докт. дисс. СевКавГТУ, 2001.
  12. Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. Под ред. И. С. Кона. М., Прогресс, 1977. С. 74.
  13. Аристотель. О душе /Сочинения в 4-х т. Т.1.- М.: Мысль, 1976.
  14. Р. Демократия и тоталитаризм- Пер. с фр.-М.: Текст, 1993.
  15. В.М. Личностное бытие как образовательный фактор/ Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего российского Философского конгресса (16−20 сентября 2002 года). В Зт. Т.1.- С. 356.
  16. О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине.- М.: Наука, 1987.
  17. Арутюнян М. Ю, Здравомыслова О. М.,.Шурыгина И. И. Учителя и ученики: два мира?- М., «Просвещение», 1992.-159с
  18. В.Г. Проблема целостности в философии и биологии.-М., 1964.
  19. В.Г. Системность и общество.- М., 1980.
  20. Ашин Г. К.,. Бережнова Л. Н., Карабущенко П. Л., Резаков Р. Г. Теоретические основы элитологии образования. М., изд-во МОСУ, 1998. 432 с.
  21. B.C. Социальная философия: В 2-х частях.-М., МГУ, 1993.
  22. С.С. Человек в его истории.- Л., 1976.
  23. О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме// Вопросы философии. 2000. № 2 Стрсто115−141
  24. А. Два источника морали и религии- Пер. с фр.-М.: Канон, 1994.
  25. Н.А. О назначении человека.-Париж, 1931.
  26. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М.:
  27. Н.А. О рабстве и свободе человека.- Париж, 1939.
  28. Н.А. Философия неравенства.- М.: ИМА-Пресс, 1990.
  29. Н.А. Русская идея // Вопросы философии, 1990, N 1−2.
  30. Н.А. Самопознание. Опыт философской биографии. М., 1990, С. 164.
  31. Н.А. Судьба России. Самосознание. Ростов на/Д Из-во: «Феникс». 1997. 544с.
  32. И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола, юношества. Антология педагогической мысли России XVIII века, М., 1. Педагогика. 1988-С. 156.
  33. И.И. Анархизм: что мы о нем знаем? //Вопросы философии, 1990, N3.
  34. М.И. Социальные нормы и регулирование поведения.- М., 1978.
  35. М.И. Феноменология ценностных систем личности" //Вестник РГНФ, 1996, № 1.-С. 137.
  36. А.А. Культурные задачи нашего времени.- М., 1911
  37. М.В. Общечеловеческие и национальные ценности отечественной педагогики (начало XX века) // Педагогика, 1998, № 7 С. 82.
  38. Ю.В. Успехи народного образования в Японии. Вестник РГНФ. 1996. № 1стр 163−168
  39. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм- Пер. с фр.- М.: Прогресс, 1986.
  40. Л.П. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения. Материалы круглого стола./ Педагогика, 1999, № 3 с 3−36.
  41. С.Н. Человекобог и человекозверь //Вопросы философии и психологии.-М., 1912.
  42. А. По поводу «русской идеи» в русской философии //Вопросы философии, 1994, N 1.
  43. А.И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии.- Свердловск, Изд-во Урал, ун-та, 1991.
  44. И.С. Французский персонализм. Критический очерк философского учения.- М., Наука, 1977. 127с.
  45. М. Наука как призвание и профессия //Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX в.- М., 1979.
  46. М. Избранные произведения- Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1993.
  47. В.И. Мысли о ноосфере.- М.: Наука, 1989.
  48. В. История новой философии.- СПб, 1908.51 .Виндельбанд В.Платон. СПб, 1904−200с.
  49. Винничук ЛЛюди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима/Пер. с полек. М.6 Высшая школа. 1998.- 496с.
  50. Вольтер. Бог и люди: В 2-х т.- М., 1961.
  51. Всемирный доклад по образованию 1998 г. Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. Барселона, издательство ЮНЕСКО, 1998.-175с.
  52. Высшее образование в России: некоторые цифры. Справка. //Отечественные записки № 2, 2002. Москва. С. 29.
  53. .П. Вольность Пушкина (Индивидуальная свобода). -В кн. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., Наука, 1990 — с. 398−403.
  54. П.Г., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс.- М., 1991.
  55. П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева //Вопросы философии, 1994, N 6.
  56. Э. фон. К понятию бессознательного //Новые идеи в философии.- СПб, 1914.
  57. Э. фон. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного: Вып. 1−2.- М., 1873−1875.
  58. Г. Сочинения. ТЗ. Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа.М., 1956.- 371.
  59. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. З. Философия духа. /Отв. ред. Е. П. Ситковский.- М.: Мысль, 1977.
  60. Гегель. Философия права //Сочинения.- M.-JL, 1934.
  61. К.А. О человеке //Сочинения: В 2-х т. Т. 2.- М., 1974.
  62. И.Ф. Психология.- СПб, 1895.
  63. И. Идеи к философии истории человечества.-М., 1977.
  64. В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского //Вопросы философии, 1994, N 1.
  65. А.И. Письмо о свободе воли //Собрание сочинений в 30-ти т. Т. 20, Кн. 1.-М., 1960.
  66. А.И. Былое и думы. В 3-х т. Т.1. М.: Госполитиздат, 1967.
  67. .С. Философия образования для XXI века в поисках практико-ориентированных образовательных концепций).- М., Изд-во «Совершенство», 1998.-608с.
  68. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Школа-Пресс, 1995.
  69. И.В. Максимы и размышления //Избранные философские произведения.- М., 1964.
  70. А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия //Вопросы философии, 1992, N 3.
  71. Г. В. Гуманизм и гражданское общество- М., Российское гуманистичское общество. -2003. -239с.
  72. С.Н. Экологическая культура учителя.: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М., Современный писатель., 1996. 430с.
  73. Т. Человеческая природа //Избранные произведения: В 2-х т. Т. 1.-М., 1964.
  74. И.А. Воспоминания. В университете. В кн. Московский университет в воспоминаниях современников. — М.: Современник, 1989.
  75. М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии, 1994, N 1.
  76. Н.В. Любовь-агапе: социально-философский анализ- Ставрополь, СевКавГТУ, 2002, С. 54.
  77. Гудрат Сейфи. Человек в религиозно-философском измерении—М.: Российское гуманистическое общество. 2000- 136с.
  78. И.А. Пробуждение.- М. 2000, С. 64.
  79. П.С. Новая технократическая волна на Западе. М.: Знание, 1986.
  80. B.C. Драмы свободы //Вопросы философии, 1990, N 3.
  81. Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994- 136с.
  82. Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе //Вопросы философии, 1990, N 9.
  83. У. Личность //Психология личности. Тексты.- М., 1982.
  84. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности //Вопросы философии, 1990, N 3.
  85. Т.А., Брагина Н. Н. Ассимметрия мозга и ассиметрия сознания человека //Вопросы философии, 1993, N 4.
  86. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. Сборник документов. М.: Народное образование, 1995−1 Юс.
  87. Ф.М. Возвращение человека. М., «Советская Россия», 1989.-558с.
  88. О.Г. Достоинство / Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М: Республика, 2001.
  89. Н.П. Что такое человек.- М.: Мысль, 1983.
  90. Духовное производство. Общественное сознание и его формы.-М" 1986.
  91. Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий: М: Самшит, -68с.
  92. Д. Демократия и образование: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 200- 384с.
  93. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии- Пер. с фр.- М.: Наука, 1991.
  94. И.А. Принцип свободы как основание общей теории регуля-ции//Вопросы философии, 2000, № 3. С.3−22.99.3аичкин И.А., Почкаев И. Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II.- М., Мысль, 1994 С. 590−591.
  95. А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. 456с.
  96. А.Г. Потребности, интересы, ценности.- М., 1986
  97. В.В. История русской философии. В 2-х томах-Ростов н/Д, 1999.-Т.1 -544с.
  98. Зимняя Подготовка социального работника как многоуровневый процесс // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: материалы координационного совещания 12−14 октября 1992 г., г. Москва//Социальная работа. Вып. 6. 1992.
  99. А. Черт и сверхчеловек. Предчувствие тоталитаризма Достоевским и Ницше //Вопросы философии, 1993, N 4.
  100. Э.В. Свобода воли //Вопросы философии, 1990, № 2.
  101. Историки России. XVIII -XIX века. -М.: Научно-издательский центр «Скрипторий», 1996−688с.
  102. М.С. Философская теория ценностей. СПб, Петрополис, 1997.
  103. Ю.М. Фуга о свободе (историософия Пьера Шо-ню) //Вопросы философии, 1993, N 4.
  104. В.П. Здоровье нации, просвещение. Образование. Москва-Кострома, 1996.-248с.
  105. А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде/Сумерки богов.-М., 1990.
  106. А. Бунтующий человек- Пер. с фр, — М., 1990.
  107. И. Критика чистого разума: Пер. с нем.- СПб, 1901.
  108. И. Лекции по этике //Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения.- М., 1990.
  109. Р.И. «Дорога к рабству» и «Дорога к свободе»: полемика Ф. А. Хайека с тоталитаризмом //Вопросы философии, 1990, N 10.
  110. Л.П. Философия истории.-СПб: АО «Комплект», 1993.
  111. Л.С. Свобода в системном представлении / Автореф. Канд. Дисс. СевКавГТУ, 2002.
  112. В.И. Метарефлексия и метаобразование// Метаобра-зование как философская и педагогическая проблема. Сборник научных статей Ставрополь: Изд-во СГУ. 2001 — С. 19.
  113. М.А. Дороги свободы Ж.-П.Сартра //Вопросы философии, 1994, N 11.
  114. Я.А. Великая дидактика/ В кн. Педагогическое наследие.-М.:, 1989
  115. Кон И.С. В поисках себя.- М., 1984.
  116. Кон И. С. Личность и социальная структура.- М., 1972.
  117. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д, Издательство Ростовского педуниверситета, 1994.-294с.
  118. А.К. Отклоняющееся поведение и контроль над ним //Американская социология.- М., 1978.
  119. П.А. Этика: Избранные труды.- М., 1991.
  120. Н.В. Аксиология педагогики Л.Н. Толстого// Педагогика, 1999,№ 7.-С. 85
  121. Культура, культурология и образование (Материалы круглого стола//Вопросы философии. 1997, № 2. Стр. 3−56
  122. Культурная деятельность: опыт социологического исследования.-М., 1988.
  123. Л., Шейн Д. С. Свобода учиться, свобода учить. М.: Народное образование, 1994 160с.
  124. Куртц Пол. Запретный плод. Этика гуманизма.-М.: Российской гуманистическое общество, 2002- 222с.
  125. Дж. Свобода и сообщество //Вопросы философии, 1992, № 12.
  126. П.Л. Исторические письма /Избранные произведения: В 2-х т. Т. 2.- М., 1965.
  127. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России //Социологические исследования, 1993, N 7.
  128. О.Е. Образование в условиях формирования культуры нового типа. Материалы круглого стола «Образование в условиях формирования культуры нового типа» 7 октября 2002 года СПб.- СПбГУП, 2002.
  129. Г. Д. Свобода воли. Современный взгляд. //Вопросы философии. 2000, № 6С. 71−87
  130. Ш. М. Очерки по истории русской общественной мыс-ли.-Л., 1974.
  131. Леви-Строс К. Структурная антропология.- М., 1985.
  132. П.В. Избранные педагогические сочинения. В 2-хт. Изд-во Академии педагогических наук РСФСР. М., 1952. Т.1. Кн.4 334с.
  133. В.А. Конфликтующие структуры.- М., 1973.
  134. Д.С. О национальном характере русских// Вопросы философии. 1990. № 4. Стр. 3−7
  135. М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Ба-туринаю- М: Педагогика, 1991. 344с.
  136. К. Агрессия (так называемое Зло)//Вопросы философии, 1992, N3.
  137. К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Вопросы философии, 1992, N 3.
  138. Н.О. Бог и мировое зло. М., Республика, 1994- 432с.
  139. Н.О. История русской философии. М., «Советский писатель», 1991. — 479с.
  140. Д.К. Онтология общественного бытия- Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1991.
  141. М.К. Сознание как философская проблема //Вопросы философии, 1990, № 10.
  142. К. Идеология и утопия- Пер. с нем.- М.: Юрист, 1994.
  143. Е.М. Проблема человека в истории философской мысли.- М.: Знание, 1986.
  144. В.М. Культура и история.- М., 1977.
  145. Д.И. Границ познанию предвидеть невозможно. -М, Советская Россия, 1991.-592с.
  146. МертонР. Социальная структура и аномия //Социология преступности." М., 1966.
  147. Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — 163с.
  148. Ф.Т. образование и власть // Вопросы философии, 2003, № 4.-С. 31−48
  149. Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. М., Наука, 2001. 237с.
  150. Н.Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство// Человек. 1992. № 3. С. 5−14
  151. Н.Н. Человек и ноосфера.- М., 1980.
  152. Московский университет в воспоминаниях современников. Сборник/ Сост. Ю. Н. Емельянов. М: Современник, 1989. — 735с.
  153. А.Д. Философская стратегия Российского образования// Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего российского Философского конгресса (16−20 сентября 2002 года). В Зт. Т.1.- С. 396.
  154. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности.- М., 1988.
  155. Н.В. Жизнь и идеи Джордано Бруно. В кн. Рождение и развитие философских идей: Ист-философские очерки и портреты. -М.: Политиздат, 1991. -251−303.
  156. Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист-философские очерки и портреты. -М.: Политиздат, 1991. -464с.
  157. А.В. Воспитанеи как социальный институт. //Вестник РГНФ, 1997, № 2. С.122−139
  158. О.С. Как воспитывали русского дворянина. М.: 1995−269с.
  159. А.Г. Человек как предмет философского познания.- М.: Мысль, 1972.165. Наука, 1990.
  160. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения.-М., 1988.
  161. А.И., Ильинская Л. С., Уколова В. И. Античност: История и культура. В 2-хт. Т 1. 444с.
  162. А.И., Ильинская Л. С., Уколова В. И. Античност: История и культура. В 2-хт. Т 2−3 80с.
  163. Ф. По ту сторону добра и зла//Вопросы философии, 1989, № 5.
  164. Общественное сознание и его формы М., Политиздат, 1986.-366с.
  165. Н.П. Тезисы о «Свободе воли» //Избранные социально-политические и философские произведения. Т. 2.- М., 1956.
  166. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс //Вопросы философии, 1989, № 3−4.
  167. Ортега-и-Гассет. Человек в ХУ. Веке//Человек.1992. № 3. С. 28−40
  168. З.М. Проблема человека в «Экономических рукописях 1857−1859 годов» К.Маркса.- Ростов-на-Дону, 1977.
  169. От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела (Проблемы буржуазного гуманизма и свободомыслия). М., «Мысль», 1969. -303с.
  170. Патриарх Московский и всея Руси Алексий И. Основы православного образования в России Педагогика, 1995, № 3. — С. 7.
  171. Педагогическое наследие /Коменский. Локк, Руссо, Пестало-ции/.- М., Педагогика, 1989.
  172. Педагогическое наследие/ Белинский В. Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н.А.- М.- Педагогика, 1988 — 496с.
  173. Л.Н. Толстого с А.А. Толстой (1857−1903) Изд. общества Толстовского музея, С-Петербург, 1911.-С.211.
  174. Н.П. Новые технологии образования // Вестник РГНФ, 1996, № 1.
  175. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994 С. 106.
  176. Г. С. Опыт философии солидарности //Вопросы философии, 1991, № 3.
  177. Пономарева В. В, Хорошилова Л. Б // Педагогика, 1998, № 3. -С. 81.
  178. К. Логика социальных наук //Вопросы философии, 1992, № 10.
  179. Прокопович-Антонскийа.А. О воспитании./В кн. Антология педагогической мысли России XVIII века. М., Педагогика, 1988
  180. . История западной философии- Пер. с англ.- М., 1959.
  181. Е.Б. На оси времен: очерки по философии истории. М., Прогресс, -Традиция, 1999. -208 стр.
  182. В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. С. 237.
  183. Ф. Десять заповедей гражданина мира// Человек. 1992. № 3. С. 28−40
  184. Русская православная Церковь в гражданском обществе// Социально-политический журнал. 1998, № 2, С. 139 -140
  185. Русская философия: Словарь/ под общ. Ред. М. А. Маслина. -М.: Республика, 1995. 655с.
  186. В. А. Белокуров В.В., Сушко В. Г., Шикин Е. В. Университетсое образование . Приглашение к размышлению. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. — 352с.
  187. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм/Сумерки богов.- М., 1990.
  188. А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе //Вопросы философии, 1990, № 2.
  189. Ю.В. Независимость с точки зрения физики //Вопросы философии, 1994, № 4.
  190. Свободомыслие и атеизм в древности, в средние века и в эпоху Возрождения-М.: Мысль, 1986−285с.
  191. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика- Са-мараб ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. -576с.
  192. Т.Б. Ценности образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики. Ростов-Ставрополь, 2000. 286с.
  193. В.А., Маралов В. Г. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога.- М.: 2997−31с
  194. JT.B. Информационная культура и проблема метаоб-разования. //Культурология: Дайджест/М.: ИНИОН РАН, 1999, № 3
  195. . М., Издательский Дом МАГИСТРПРЕСС, 2000,-488с.
  196. П.А. Система социологии.- Сыктывкар, 1991.
  197. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -Политиздат. 1992.-543с.
  198. С.Г. Методологические проблемы социологии человека//Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2
  199. . Этика. / Пер. с лат. СПб.: Азбука. 2001.- 352с.
  200. B.C. Культура //Вопросы философии. 1999. № 8.
  201. Судьба Российского образования — судьба России. Материалы Второй научной сессии отделения образования Петровской академии наук и искусств СПб, 1995.
  202. Тейяр де Шарден П. Феномен человека- Пер. с фр.- М.: Наука, 1987.
  203. Л.Н. В чем моя вера? Тула, 1989. С. 205
  204. Л.Н. М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995, 224с.
  205. Л.Н. Педагогические сочинения. М.-Л., Издательство Академии педнаук, 1948. -399с.
  206. В.П. О ценностях жизни и культуры.- JL, 1960.
  207. .С. Самоуправляемые системы и причинность.-М., 1972.
  208. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. В кн. Избранные педагогические сочине-ни. Т. 1. М., Педагогика, 1974.
  209. В.М. Проект «Элитарное образование в России: истоки. Тенденции, перспективы». В кн. Судьба Российского образования — судьба России. Материалы Второй научной сессии отделения образования Петровской академии наук и искусств — СПб, 1995.
  210. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы// Вопросы философии. 1995. № 11 Стр3−35
  211. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001.-С. 170.
  212. Философский словарь. -М.: Политиздат. 1986.
  213. Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики М., ТЦ СФЕРА, 1995.- 160с.
  214. С.Л. Духовные основы общества: введение в соци
  215. С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской филосо-фии//Философские науки. 1990. № 5. С. 81−92.
  216. С.Л. Философские предпосылки деспотизма //Вопросы философии, 1992, № 3.
  217. В. Философия человеческой ответственности. В кн. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с. нем. и анг. М.: Прогресс, 1990.-368с.
  218. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я.- М., 1925.
  219. И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет.-М., 1989.
  220. И.Т. Новый гуманизм. В кн Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. М., Наука, 2001−645с.
  221. И.Т. Перспективы человека.- М., 1983.
  222. Э. Анатомия человеческой деструктивности // Общественные науки и современность, 1992, N 3.
  223. Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу //Человек и его ценности.- М., 1988.
  224. Э. Характер и социальный процесс //Психология личности. Тексты.-М., 1982.
  225. Э. Пути из больного общества //Проблема человека в западной философии.- М., 1988.
  226. М. Письмо о гуманизме //Проблема человека в западной философии.- М., 1988.
  227. Человек. Философско-энциклопедический словарь. .М.: Наука 2000.-516 с.
  228. Г. И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии // Автореф. докт. дисс. М., МПГУ, 2000.
  229. .Н. Студенческие годы. Москва сороковых годов. В кн. Московский университет в воспоминаниях современников. — М.: Современник, 1989.
  230. В.А. От философской теории к социальной практике // Метаобразование как философская и педагогическая проблема. Сборник научных статей Ставрополь: Изд-во СГУ. 2001.
  231. П.Д. эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М. Мысль. 1976. -301с.
  232. К.А. Философия и воспитание .Критический анализ немарксистских концепций —.М.: Политиздат, 1989.-208с.
  233. А. Культура и этика.- М., 1973.
  234. М. Положение человека в Космосе //Проблема человека в западной философии.- М., 1988.
  235. Л.И. Афины и Иерусалим.-Париж, УМСА-PRESS,
  236. Е.Н., Котова И. Б. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростон/Д, 1995 — 308с.
  237. Е.Н., Ромаева Н. Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. — М.: Народное образование- Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2003. 336с.
  238. Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы. Ульяновск, Изд-во СПНЦ, 1997. Стр.238
  239. А. Мир как воля и представление // Антология мировой философии: В 4-х т. Т. 3.- М., 1971.
  240. О. Закат Европы. Очерк морфологии мировой истории- Пер. с нем. Т. 1.- М.: Мысль, 1993.
  241. Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире //Вопросы философии, 1994, N 1.
  242. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969-С. 86.
  243. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии.- М., 1975.
  244. В. Происхождение зла и человеческая свобода или трансцендентальная философия и метафизика //Вопросы философии, 1994, № 1.
Заполнить форму текущей работой