Социокультурный опыт «чужого»
Диссертация
Выделены теоретические модели возможного (<�ординарного) и реального (продуктивного) опыта «чужого» исходя из различия «порядков» продуцирования значений феномена «чужое» в социокультурной реальности. Ординарный опыт «чужого» свершается из «порядка» нестираемого следа, чье действие направлено на предотвращение появления новой социальной общности под воздействием извне. Продуктивный опыт «чужого… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Феноменология «чужого»
- 1. Феноменология «чужого» в терминах интенциональности
- 2. Экспликация феномена «чужое» в структуре Другого
- 2. 1. «Чужое» в структуре бытия-для-другого
- 2. 2. «Чужое» в структуре этического отношения
- 3. Феноменологическая дескрипция опыта «чужого» в терминах респонзивности
- Глава II. Опыт «чужого» в социокультурном пространстве
- 1. Продуктивный опыт «чужого» как реальный опыт в социокультурном пространстве
- 2. Ординарный опыт «чужого» как возможный опыт в социокультурном пространстве
- 3. Гостеприимство безответного дара как ординарный социокультурный опыт «чужого»
- 4. Событие возвратного смысла как продуктивный социокультурный опыт «чужого»
Список литературы
- Автономова Н.С. Деррида и грамматология // Деррида Ж. О грамматологии. Пер. с фр. и вст. ст. Наталии Автономовой. М.: Ad Marginem, 2000. С. 7−107.
- Автономова Н.С. Мишель Фуко и его книга «Слова и вещи» // Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. Вступительная статья Н. С. Автономовой. СПб.: A-cad, 1994. С. 5−23.
- Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках (Критический очерк концепций французского структурализма). М.: АН СССР, Институт философии, Издательство «Наука», 1977. 270 с.
- Баглай В.Е. Ацтеки: история, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период). М.: Издательская фирма «Восточная литераг тура» РАН, 1998. 430 с.
- Баньковская С.П. Другой как элементарное понятие социальной онтологии // Социологическое обозрение. Т. 6. № 1. 2007. С. 75−87.
- Баньковская С.П. Чужаки и границы: к понятию социальной маргинальное&trade- // Отечественные записки. 2002. № 6. С. 457−467.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
- Батай Ж. Проклятая доля. Пер. с фр. М.: Издательство «Гнозис», Издательство «Логос», 2003. 208 с.
- Баткин JI.M. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Рос-сийск. гос. гуманит. ун-т., 2000. 1005 с.
- Баткин JI.M. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1995. 446 с.
- Бахтин М. М Эстетика словесного творчества. Издание 2-е. М.: Издательство «Искусство». 445 с.
- Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. Пер. с фр. общ. ред. и вступ. статья Ю. С. Степанова. М.: Прогресс-Универс, 1995. 456 с.
- Бодрийяр Ж. Прозрачность Зла. Пер. с фр. М.: Добросвет, 2000. 257 с.
- Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. Пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкипа. М.: «Добросвет», 2000. 387 с.
- Борисов Е. Проблема интерсубъективности в феноменологии Э.Гуссерля //Логос. 1999. № 1. С. 65−83.
- Браг Р. Европа, римский путь / пер. с фр. А. М. Руткевич. Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1995. 176 с.
- Браг Р. Римское будущее Европы. Пер. с фр. // Символ. Журнал христианской культуры при славянской библиотеке в Париже. 1986. № 16. С. 79−86.
- Вальденфельс Б. Ответ чужому: основные черты респонзивной феноменологии. Пер. с нем. О. Шпарага // Вальденфельс Б. Мотив чужого: Сб. пер. с нем. / Науч. ред. А.А.Михайлов- отв. ред. Т. В. Щитцова. Мн.: Пропилеи, 1999. С. 123−140.
- Вальденфельс Б. Феномен чужого и его следы в классической греческой философии. Пер. с нем. К. Лядской // Топос. № 2 (7). 2002. С. 4−21.
- Витцлер Р. Ответственность Европы. «Деконструктивная этика» на примере Жака Деррида // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штег-майераВ., Франках., МарковаБ.В. СПб., 1999. С. 136−166.
- Возможности феноменологии сегодня (фрагмент круглого стола с участием Б. Вальденфельса). Пер. с нем. С. Логвинова // Вальденфельс Б. Мотив чужого: Сб. пер. с нем. / Науч. ред. А.А.Михайлов- отв. ред. Т. В. Щитцова. Мн.: Пропилеи, 1999. С. 163−175.
- Гадамер Х.-Г. Деконструкция и герменевтика. Пер. с нем. О. В. Сапенок // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. СПб., 1999. С. 243−254.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филосовской герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
- Гай-Никодимов М. Возможна ли гуманистическая философия гостеприимства? // Традиционные и современные модели гостеприимства. М.: РГГУ, 2004. С. 96−118.
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Пер. с нем. Г. Шпета. СПб.: «Наука» С.-Петербургское отделение, 1992. Серия «Слово о сущем». 443 с.
- Годелье М. Загадка дара. Пер. с франц., примеч., указ. А.Б.Щербаковой- статья и коммент. А. А. Велика. М.: Вост. лит., 2007. 295 с.
- Голубкин Ю.А. Из любви к истине // Лютер Мартин. Время молчания прошло: Избранные произведения. Пер. с нем., ист. очерк, комментарии Ю. А. Голубкина. Харьков: Око, 1992. С. 229−332.
- Горичева Т.М., Орлов Д. У., Секацкий А. К. Беседа о постмодерне // Метафизические исследования. XIV. Статус Иного. СПб.: Алетейя, 2000. С. 161−176.
- Гурко Е.Н. «Дар смерти» (Donner la mort, Aporias) // Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум), Как избежать разговора: денегации. Минск: Экономпресс, 2001. 320 с.
- Гурко Е.Н. Божественная ономатология: Именование Бога в имяславии, символизме и деконструкции. Минск: Экономпресс, 2006. 448 с.
- Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. IV. Картезианские медитации. Перевод с нем. В. И. Молчанова. М.: ДИК, 2001. 141 с.
- Делез Ж. Мишель Турнье и мир без Другого. Пер. с франц. В. Лапицкого // Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб: Роман. Пер. с франц. И.Волевич. СПб.: Амфора, 1999. С. 282−302.
- Делез Ж. Различие и повторение. Пер. с фр. Н. Б. Маньковской, Э. П. Юровской. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. 384 с.
- Деррида Ж. Насилие и метафизика. Эссе о мысли Эммануэля Левинаса. Пер. с фр. В. Лапицкого // Деррида Ж. Письмо и различие / Пер. с фр. А. Гараджи, В. Лапицкого и С.Фокина. СПб.: Академический проект, 2000. С. 97−196.
- Деррида Ж. О грамматологии. Пер. с фр. и вст. ст. Наталии Автономо-вой. М.: Ad Marginem, 2000. 512 с.
- Деррида Ж. Фрейд и сцена письма. Пер. с фр. А. Гараджи // Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академический проспект, 2000. С. 251−292.
- Евлампиев И.И. Художественная философия Андрея Тарковского. СПб.: Алетейя, 2001. 349 с.
- Жижек С. Возвышенный объект идеологии. Пер. с англ. М.: Художественный журнал, 1999. 236 с.
- Жижек С. Хрупкий Абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие. Пер. с англ. В.Мазин. М.: Художественный журнал, 2003. 182 с.
- Зарова Е.Д. Образ «Другого» в становлении цивилизационной идентичности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность 09.00.11 социальная философия. Саратов, 2009. 20 с.
- Зиммель Г. Как возможно общество? // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни / пер. с нем. М.: Юрист, 1996. (Лики Культуры). С. 510 526.
- Зиммель Г. Экскурс о чужаке // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». СПб., 2008. С. 7−13.
- Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. О. Лосского с вариантами пер. на рус. и европ. языки. М.: Наука, 1998. 655 с.
- Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. Пер. с фр. и поел. И.Фомин. М.: Издательство «Логос», 1998. 208 с.
- Комплекс загородных резиденций «Николино» под Москвой // Мастерская Михаила Филиппова. URL: http://filippovm.ru/proiect/proiect index. htm (дата обращения: 23.04.2007).
- Конев В.А. Грамматология: как возможен смысл? // Конев В. А., Лехциер В. Л. Знак: игра и сущность: Самарские семинары. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. С. 161−171.
- Конев В.А. Дантовы координаты (проблема определения ценностного бытия) // Конев В. А. Онтология культуры (Избранные работы). Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998. С. 65−85.
- Конев В.А. Критика способности быть (Семинары по «Бытию и времени» Мартина Хайдеггера). Самара: Изд-во «Самарский университет», 2000. 274 с.
- Конев В.А. Семинарские беседы по «Картезианским размышлениям» М.К.Мамардашвили. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1996. 106 с.
- Конев В.А. Трансцендентальный эмпиризм Ж.Делеза: Семинары по «Различию и повторению» Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. 140 с.
- Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Философские науки. 1991. № 6. С. 20−29.
- Косиков Г. К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики) // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: ИГ «Прогресс», 2000. С. 3−48.
- Костикова А. Что значит «быть „другим“». Julia Kristeva. Etrangers, а nous-memes. P., Fayard, 1988, P. 294 // Логос. 1999. № 3(13). С. 227−229.
- Кубанова О.Ю. Проблема интерсубъективности в «Картезианских размышлениях» Э.Гуссерля // Историко-философский ежегодник'91. М., 1991. С. 87−107.
- Куренной В. Кино 2003: избранные фильмы в некинокритическом освещении // Отечественные записки. 2003. № 6. С. 370−378. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2003/6/2004 1 33. html (дата обращения 23.09.2006).
- Ларделье П. Принимать друзей, отдавать визиты. (Ритуалы гостеприимства в перспективе Мосса) / пер. с фр. Е. Гальцевой // Традиционные и современные модели гостеприимства. Составители: А. Монтадон и С. Н. Зенкин. М.: РГТУ, 2004. С. 55−69.
- Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Пер. с фр. А. В. Парибка. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. 272 с.
- Левинас Э. Диахрония и репрезентация. Пер. с фр. В. В. Петренко // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: Издательство «Водолей», 1998. С. 141−161.
- Левинас Э. Неинтенциональное сознание. Пер. с фр. И. Полещук // Топос. 2002. № 1(6). С. 17−28.
- Левинас Э. Ракурсы. След другого. Пер. с фр. Н. Б. Маньковской // Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.- СПб.: Университетская книга, 2000. С. 309−320.
- Левинас Э. Тотальность и бесконечное. Пер. с фр. И. С. Вдовиной // Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.- СПб.: Университетская книга, 2000. С. 66−291.
- Леви-Строс К. Структурная антропология / пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.
- Лехциер В. Феноменология «пере»: введение в экзистенциальную аналитику переходности. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. 332 с.
- Лехциер В.Л. Новые контуры проблемы Другого. Апология взгляда как основы социальных отношений // Ничто и Порядок. Самарские семинары по французской философии: Коллективная монография. Самара: У ни1.167верс-групп, 2004. С. 195−201.
- Лишаев С.А. Эстетика Другого. Самара: Самар. гуманит. академ., 2000. 366 с.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / Сост. А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1998. 752 с.
- Мамардашвили М.К. Картезианские размышления (январь 1981) / под ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Изд. группа «Прогресс», «Культура», 1993. 352 с.
- Марков В.И. Отчуждение в культуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологи. Специальность 24.00.01 — теория и история культуры. Кемерово, 2002. 36 с.
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. Пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина- Сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. М: ООО «Издательство ACT», 2002. 526 с.
- Молчанов В.И. Понятие трансцендентальной субъективности в феноменологии Э.Гуссерля // Проблемы сознания в современной буржуазной философии. АН Литовской ССР. Вильнюс, 1983. С. 51−67.
- Монтандон А. Гостеприимство: этнографическая мечта? / пер. с фр. Е. Гальцевой // Традиционные и современные модели гостеприимства. М.: РГГУ, 2004. С. 9−26.
- Нойманн И. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей. Пер. с англ. В. Б. Литвинова и И.А. Пилыци-кова, предисл. А. И. Миллера. М.: Новое издательство, 2004. 336 с.
- Пеньковский А.Б. О семантической категории «чуждости» в русском языке // Проблемы структурной лингвистики. 1985−1987. М.: Наука, 1989. С. 54−82.
- Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. Изд. 2-ое, доп. и исправл. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. 463 с.
- Петров М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. Под редакцией В. И. Рутенбурга. Ленинград: «Наука» Ленинградское отделение, 1982.216 с.
- Подорога В. Словарь аналитической антропологии // Логос. Философский журнал. 1999. № 2. С. 26−88.
- Подорога В.А. Выражение и смысл: Ландшафтные миры философии: Серен Киркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Марсель Пруст, Франц Кафка. М.: Ad Marginem, 1995. 426 с.
- Разинов Ю.А. Я как объективная ошибка. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. 260 с.
- Ревзин Г. Город миллионеров из жилья для бедных // Проект классика. XXIV-MMVTII 31.12 009. URL: http^www.preiectclassicaju/m classik/24 2008/24 classik 01. htm (да-та обращения: 14.92 009).
- Ревзин Г. Культура против наркотиков // Проект классика. I-MMI -29.10.2001. URL: http://www.proiectclassica.ru/v о/01 2001/1 2001 ol. htm (дата обращения: 26.08.2006).
- Ревзин Г. Петербург поздней античности // Проект классика. УШ-ММШ -11.11.2003. URL: http://www.proiectclassicaru/m classik/08 2003/08 classik 02ahtm (дата обращения: 14.09.2009).
- Рикер П. Кант и Гуссерль. Пер. с фр. В. А. Суровцева // Интенциональ-ность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: Издательство «Водолей», 1998. С. 162−193.
- Рутенбург В.И. Лютер // Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Ленинград: Издательство «Наука» Ленинградское отделение, 1976. С. 75−89.
- Самутина Н. Эта музыка слишком прекрасна // Искусство кино. 1999. № 9. URL: http://old.kinoart.ru/l999/9/15.html (дата обращения: 27.07.2008).
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. Пер. с фр. В. И. Колядко М.: ТЕРРА-Книжный клуб- Республика, 2002. 640 с.
- Седов В. Руины на шоссе // Проект классика. XX-MMVI 10.03.2007. URL: http://www.proiectclassica.ru/rn classik/20 2006/20 classik Ola. htm (дата обращения: 14.09.2009).
- Секацкий А. К. Дезертиры с Острова Сокровищ. СПб.: Амфора, 2006. 384 с.
- Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). М.: Политиздат, 1991. С. 54−126.
- Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М.: Молодая гвардия, 1984. 288 с.
- Соловьева С.В. Индивидуальная форма историчности. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. 178 с.
- Сумм Л. Римский стык // Новый мир. 2000. № 11. С. 171−180. URL: www.infoart.ru/magazine/novvi mi/nl l-20/summ.htm (дата обращения: 10.11.2000).
- Суровцев В. Интенциональность и практическое действие (Гуссерль, Мерло-Понти, Рикер) // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск, 1998. С. 13−26.
- Усманова А.Р. Постструктурализм // Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом, 2003. С. 618−620.
- Философия, справедливость и любовь. Беседа с Эмманюэлем Левинасом. Пер. с фр. И. С. Вдовиной // Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.- СПб.: Университетская книга, 2000. С. 356−364.
- Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. Пер. с нем. Р. Ф. Додельцева. М.: Наука, 1993. 172 с.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. СПб.: A-cad, 1994. 408 с.
- Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. Пер. с нем. Ю. С. Медведева, под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001. 417 с.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. СПб., 2000. 379 с.
- Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне: Двенадцать лекций. Пер. с нем. — 2-е изд., испр. М.: Издательство «Весь Мир», 2008. 416 с.
- Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Ad marginem, 1997. 452 с.
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Пер. с англ. Ю. Новиковой, под ред. Е. Кривцовой, Т.Велимеева. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 603 с.
- Ходнев С. Память Бога. Стена Плача // Проект классика. VI-ММШ -31.03.2003 URL: http://www.proiectclassica.ru/v о/Об 2003/06 2003 о 02c. htm (дата обращения: 25.08.2006).
- Хоркхаймер М., АдорноТ. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. Пер. с нем. М. Кузнецова. М., СПб.: Медиум, Ювента, 1997. 312 с.
- Хэммонд И. Конкистадоры: История испанских завоеваний XV XVI веков / пер. с англ. М.: Центрполиграф, 2002. 391 с.
- Чичнева Е.А. Феноменология как монадология в контексте проблемы интерсубъективности // Историко-философский ежегодник'97. М.: Наука, 1999. С. 308−320.
- Чужое: опыты преодоления. Очерки из истории культуры Средиземноморья. Пер. О. А. Власова, Л. Б. Илиашвили. М.: Алетейа, 1999. 384 с.
- Шпарага О. Другой в интерсубъективном мире (проблематизация Другого в Пятой картезианской медитации Гуссерля) // От Я к Другому: проблемы социальной онтологии в постклассической философии: Сб. докл. Минск: «Пропилеи», 1998. С. 20−29.
- Шпарага О. Феноменология опыта: опыт как «почва и горизонт» познания О. Шпарага // Логос. 2001. № 2. С. 103−122.
- Штегмайер В. Жак Деррида: деконструкция европейского мышления. Баланс. Пер. Т. Б. Марковой // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. СПб., 1999. С. 68−91.
- Штихве Р. Амбивалентность, индифферентность и социология чужого. Пер. с нем. Т. С. Головой // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том. 1. № 1. С. 41−53.
- Шюц А. Возвращающийся домой // Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. С. 550−556.
- Шюц А. Чужак // Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. С. 533−549.
- Ямпольская А.В. Безмерность в мире мер // Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.- СПб.: Университетская книга, 2000. С. 404 408.
- Ямпольская А.В. Вклад Левинаса в феноменологию и в деконструкцию феноменологии // Логос. 2004. № 1(41). С. 88−105.
- Ямпольская А.В. Ранний Левинас: проблемы времени и субъективности // Вопросы философии. 2002. № 1. С. 165−176.
- Ярославский Е. Нищие всегда ожидаемы в доме крестьянина (Традиции гостеприимства в Бретани и в России в XIX в.) // Традиционные и современные модели гостеприимства. М.: РГТУ, 2004. С. 27−54.
- Anne Dufourmantelle invite Jacques Derrida a repondre de l’hospitalite. P.: Calmann-Levy, 1997. 137 p.
- Marsh James L. Post-Cartesian Meditations. An Essay in Dialectical Phenomenology. Fordham University Press, New York, 1988. 279 p.