Типичные группы воспитанников интернатного учреждения и их характеристика
Избегающие" дети — немногочисленная группа, характеризующаяся наиболее тяжелыми эмоциональным состоянием. Они трудно привыкают к жизни в группе, период адаптации может затянутся на несколько месяцев, производят впечатление маленьких дикарей, оказавшихся во враждебном окружении (не умеют общаться с другими детьми, избегают общения со взрослыми, агрессивны в играх, стремятся к уединению… Читать ещё >
Типичные группы воспитанников интернатного учреждения и их характеристика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Негативные факторы интернатного учреждения ведут к формированию определенного типа личности воспитанника. Каждая группа отличатся своими особенностями и нуждается в учете их в процессе социально-педагогической работой с ней.
Александр Анатольевич Ярулов в зависимости от социального происхождения выделял следующие типичные группы:
- — дети-примитивы, поступающие, как правило, из домов ребенка в 3−4 года. Большинство из них не умеют играть, плохо говорят, испытывают страх перед новыми людьми. Для них характерна малая психическая активность, аффективные реакции на новое, пассивное поведение в обществе;
- — социально запущенные дети, выросшие в крайне неблагоприятных семейных условиях. Они подвижны, умеют говорить, но отягощены отрицательным жизненным опытом. Их речь часто пересыпана нецензурными выражениями, им свойственно раннее половое любопытство. В играх они в основном воспроизводят семейные пьяные сцены;
- — дети, у которых родители умерли. Они, как правило, превосходят своих сверстников в развитии и не требуют особых коррекционных влияний;
- — дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью, поступающие из домов ребенка и неблагополучных семей. Они нуждаются в медико-психолого-педагогической помощи, вспомогательной школеинтернате.
Марина Константиновна Бардышевская по наиболее характерному проявлению выделила следующие типичные группы воспитанников интернатного учреждения:
- — " избегающие" дети — немногочисленная группа, характеризующаяся наиболее тяжелыми эмоциональным состоянием. Они трудно привыкают к жизни в группе, период адаптации может затянутся на несколько месяцев, производят впечатление маленьких дикарей, оказавшихся во враждебном окружении (не умеют общаться с другими детьми, избегают общения со взрослыми, агрессивны в играх, стремятся к уединению);
- — «цепляющиеся» дети — как правило, это отказные дети. Они более благополучные в эмоциональном отношении, активно стремятся к общению с взрослыми, стараются как можно дольше быть в защищенном положении, доверяют даже мало знакомым взрослым;
- — дети с «недифференцированными» привязанностями — это самая большая группа детей. Им свойственны поверхностные, неупорядоченные, легко меняющиеся эмоциональные связи. Общение с взрослыми у них разнообразны и устойчивы. Они более собраны и гармоничны, им нравится тактильный контакт с взрослыми;
- — " амбивалентные" дети — это дети-отказники и дети, имеющие опыт воспитания в семье, с противоречивой, конфликтной привязанностью к взрослому. Отношения с взрослым они строят поэтапно. На начальном этапе, сохраняя дистанцию, проявляют сдержанность, предпочитая зрительное и речевое общение, на следующем — происходит непосредственное развитие отношений с воспитателем. После некоторой разлуки ведут себя агрессивно по отношению к взрослому, проявляя, таким образом, свой протест за длительное отсутствие. На завершающем этапе амбивалентное поведение ребенка сворачивается: он приветствует взрослого, а затем как бы «растворяясь» в группе детей, делается незаметным. Через некоторое время эмоциональная связь с взрослым усиливается со стороны ребенка, он приветствует «своего» взрослого, бежит к нему, трогает, позволяет прикасаться, однако более тесные контакты вызывают у него напряжение;
- — " социально тревожные" дети — это дети, имеющие ранний опыт жизни в семье. Эмоциональная привязанность таких детей близка к норме. Они сильно привязываются к воспитателю, который уделяет им много внимания. Однако им свойственны глубокая, устойчивая избирательная привязанность к «своему» взрослому и страх перед чужими, избегание их;
- — «гармоничные» дети — это дети, также имеющие ранний опыт жизни в семье. Формирование эмоциональной привязанности у них протекает нормально. Изложенные подходы к выделению групп воспитанников интернатного учреждения не исчерпывают все существующие типологии. Каждый подход строится на определенных основаниях, выделяя типичные особенности личности воспитанников.