Особый политический строй, отличный от строя в других княжеских землях, сложился в XII в. в Новгородской земле, одной из наиболее развитых русских земель. В XII в. Великий Новгород был одним из крупнейших городов не только на Руси, но и в Европе. Он занимал очень выгодное географическое положение на пересечении важных для Руси и других государств Восточной Европы торговых путей. В своей торговле Новгород использовал широко развитые в Новгородской земле ремесла и различные промыслы. Высшее Новгородское сословие — бояре — принимали активное участие во внешней торговле. Основу экономики Новгородской земли составляли сельское хозяйство и связанные с ним промыслы.
Новгород, заявлял о своих претензиях на господствующее положение, поскольку издревле являлся средоточием верховной власти, распространявшей свое действие на соседние города и земли. Он объявлял города Верхней Волги находящимися в сфере своих интересов, т. е. притязал на эти города. Такая политика Новгорода вытекала из конкретной исторической ситуации, сложившейся в конце XI — начале XII вв.
Общественно-политическая жизнь Новгорода имела существенные особенности. Сначала Новгород подчинялся Киеву, но в ходе развития вечевого строя Новгород в XII в. стал самостоятельной республикой и принимал к себе князей только по собственному выбору и на определенных условиях. Высшим органом власти в Новгороде было вече — собрание мужского населения города, оно обладало чрезвычайными полномочиями. Собираться на вече имели право все свободные граждане — от бояр до «черных людей». Все вопросы решались большинством голосов, несогласное меньшинство силой принуждали признать решение большинства.
Главными правительственными лицами в Новгороде были посадник и тысяцкий. Посадник избирался из самых влиятельных бояр на неопределенное время, и был посредником между князем и народом, вместе с князем имел право судить и управлять, руководил совещаниями веча, вел переговоры с другими княжествами.
Тысяцкий избирался из небоярского населения Новгорода. Как судья, он имел преимущественно с «черными людьми». Он осуществлял контроль за налоговой системой.
Во главе новгородской церкви стоял епископ. Он принимал участие во всех важных гражданских делах, имел свой суд, собственный штат и даже собственный воинский полк. Вечевой строй в Новгородской земле был одной из форм феодаль-ного государства. Вече должностных лиц создавало иллюзию «народовластия», видимость участия всего мужского населения Новгорода в делах управления.
В действительности же вся власть находилась в руках бояр и привилегированной части купечества. Боярско-купеческая верхушка учитывала политическую активность городского плебса и умело использовала ее в борьбе с княжеской властью, отстаивая свои собственные. [2, с. 43−45].