Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Белое движение и его идеология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Смыслом существования и целью «Белого движения» его идеологи считали борьбу за Россию против установившегося в октябре 1917 г. большевистского режима. Прекрасно сознавая, за что они не приемлют большевизм, используя для его критики и эсеро-меньшевистскую, и кадетскую, и монархическую, и религиозную аргументацию, теоретики «Белого движения» разрабатывали положительный идеал Родины. Рассуждая… Читать ещё >

Белое движение и его идеология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Белое движение (также применялись названия «Белая гвардия», «Белое дело», «Белая армия», «Белая идея», «Контрреволюция») — русское национальное патриотическое движение, зародившееся весной 1917 г. исключительно для спасения разрушающейся государственности и армии, в чём и состояла, по мнению теоретика российской контрреволюции генерала Генерального штаба Н. Н. Головина положительная идея движения. После узурпации власти в стране большевиками Белое движение объединяет разрозненные и зачастую враждебные друг другу политические группировки и выступает уже в роли силы, стремящейся к свержению большевизма.

Некоторые участники дискуссий о дате возникновения Белого движения считали первым его шагом Корниловское выступление в августе 1917 г. Существовало даже мнение о начале Белого движения со дня приезда на Дон 15 ноября 1917 г. генерала Алексеева.

Большинство исследователей сходилось в том, что Октябрь 1917 г. прервал начавшееся после падения самодержавия развитие контрреволюции в русле спасения разрушающейся государственности и инициировал её превращение её в противобольшевицкую силу, включавшую самые разнообразные и даже враждебные друг другу политические группировки.

Для Белого движения было характерно его государственное предназначение. Оно интерпретировалось как необходимое и обязательное восстановление законности и порядка во имя сохранения национального суверенитета и поддержания международного авторитета России.

Кроме борьбы против красных, Белое движение противостояло также зелёным и сепаратистам в годы Гражданской войны в России 1917—1923 годов. В этом плане Белая борьба дифференцировалась на общероссийскую (борьба русских между собой) и областную (борьба Белой России, собиравшей силы на землях нерусских народов, как против России Красной, так и против сепаратизма пытавшихся отделиться от России народов).

Участники движения именуются «белогвардейцами» или «белыми». К белогвардейцам не относят анархистов (Махно), петлюровцев и так называемых «зелёных», которые воевали и против «красных», и против «белых», и национал-сепаратистские вооружённые формирования, создававшиеся на территории бывшей Российской империи с целью завоевания самостоятельности тех или иных национальных территорий.

По мнению же деникинского генерала П. И. Залесского, и соглашавшегося с ним лидера партии кадетов П. Н. Милюкова, положившего эту мысль в основу своей концепции Гражданской войны в труде «Россия на переломе», белогвардейцы (или белоармейцы, или просто белые) — это гонимые большевиками люди всех слоёв русского народа, которые силой событий, из-за убийств и насилия, чинимых над ними ленинцами, были вынуждены взяться за оружие и организовать белогвардейские фронты.

Происхождение термина «Белая армия» связано с традиционной символикой белого цвета как цвета сторонников законного правопорядка и державной идеи в противопоставлении разрушительной «красной». Белый цвет использовался в политике ещё со времён «белых лилий Бурбонов» и символизировал чистоту и благородство устремлений.

Различных повстанцев, воевавших с большевиками, как в самой Советской России, так и совершавших нападения на приграничные районы страны, большевики именовали «белобандитами», хотя к Белому движению они в основной своей массе отношения никакого не имели. При именовании иностранных вооружённых подразделений, оказывавших поддержку белогвардейским войскам или действовавших самостоятельно против советских войск, в большевистской печати и в обиходе также использовался корень «бело-»: «белочехи», «белофинны», «белополяки», «белоэстонцы». Аналогично применялось и наименование «белоказаки». Примечательно и то, что зачастую в советской публицистике «белыми» называли любых представителей контрреволюции вообще, вне зависимости от их партийной и идеологической принадлежности.

Основа Белого движения — офицерство старой Русской армии, обособление и моральное сплочение которого некоторыми (в особенности советскими) историками ошибочно принимается за классовый признак — единение офицерства никогда не проявлялось в защите интересов помещиков и буржуазии. Да и подавляющее большинство младших офицеров, а также юнкеров вышло из крестьян.

Какие цели преследовали белогвардейцы? Все эти вопросы носят дискуссионный характер. Белый лагерь был крайне неоднороден, соотношение сил демократических и правых, государственно-патриотических элементов в нем неоднократно менялось.

Общая идейно-политическая платформа белого движения выражалась лозунгами:

  • -свержение большевиков, ведущих Родину к гибели;
  • -восстановление великой, единой, неделимой России, государственного правопорядка;
  • -созыв народного собрания на основе всеобщего избирательного права, которое и решит вопрос о будущем общественном строе России;
  • -проведение децентрализации власти путем введения областной автономии и широкого самоуправления;
  • -гарантия гражданских прав и свобод, свободы вероисповедания и культурно-национальной автономии;
  • -признание права частной собственности;
  • -проведение земельной реформы для устранения нужды трудящегося населения;
  • -немедленное введение рабочего законодательства, ограждающего трудящиеся классы от эксплуатации их государством и капиталом.

Эмблемой этой общегосударственной идеи служило трехцветное бело-сине-красное национальное знамя и нашивки тех же цветов на рукавах военных. Белый цвет должен был стать символом мирного сотрудничества всех слоев населения России и осознанно противопоставлялся классовой борьбе и мировой революции большевиков, олицетворявшихся цветом крови — красным флагом.

Признавая общую идейно-политическую платформу белого движения, правые политические партии надеялись на восстановление самодержавия и вели соответствующую пропаганду.

Для большинства либерально-буржуазного, кадетского крыла формула «Единая и неделимая Россия» читалась как установление правового, парламентского режима в форме республики или конституционной монархии типа английской.

Смыслом существования и целью «Белого движения» его идеологи считали борьбу за Россию против установившегося в октябре 1917 г. большевистского режима. Прекрасно сознавая, за что они не приемлют большевизм, используя для его критики и эсеро-меньшевистскую, и кадетскую, и монархическую, и религиозную аргументацию, теоретики «Белого движения» разрабатывали положительный идеал Родины. Рассуждая о будущем общественно-политическом устройстве России, они четко противопоставляли:

  • -экспроприации экспроприаторов и обобществлению — частную собственность, рынок и конкуренцию;
  • -классовой борьбе — гражданский мир;
  • -диктатуре пролетариата — сильную национальную власть, правовое государство и гражданское общество;
  • -идеологическому диктату большевиков — идейный и политический плюрализм, возрождение духовности;
  • -этике, оправдывающей любое деяние на благо революции, — христианские нравственные нормы;
  • -руководящей роли РКП (б) в искусстве — свободное соревнование любых этико-эстетических концепций.

Как видим, этот общественно-политический идеал имел мало общего с реставрацией царского самодержавия и защитой феодальных пережитков и вместе с тем был принципиально не совместим с социально-экономическими и политическими основами государства диктатуры пролетариата. И, конечно, как любой декларируемый идеал, он был во многом далек от практических намерений тех или иных сил Белого движения.

Что же касается формы государственной власти, то она не предрешалась. Частично из тактических соображений, с целью максимального расширения социально-политической базы Белого движения, частично из-за уверенности в том, что сама по себе монархическая или республиканская форма правления не предопределяет ни соблюдения законности, ни государственного правопорядка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой